Характерные особенности архитектуры барокко: Архитектура барокко Википедия

Архитектура барокко. Характерные черты архитектуры барокко

Архитектура барокко Характерные черты архитектуры барокко… Но перед красотой и зданья и фасада Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда,… В орнаменте витом увидишь тут и там Победоносный шлем и вазы фимиам, Колонны, капитель, пилястры и аркады Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды, Амуры, вензеля, вплетенные тайком, И головы ягнят, увитые шнурком, И статую найдешь в великолепной нише, В узорах и резьбе карниз под самой крышей… Перевод Е.

Тархановской Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в.

Жорж де Сюдери.

Обилие пышных декоративных украшений, подчеркнутая театральность, искажение классических пропорций, оптический обман, преобладание сложных криволинейных форм действительно создавали особый неповторимый облик архитектурных строений барокко.

БАРОККО ( итал.

Barocco, буквально — причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве.

Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий.

На смену согласованности и пропорциональности приходят диссонанс и асимметрия.

Глядя на фасад, перестаешь понимать, где же находится стена – главная опора здания.

Плоские пилястры уступают место колоннам и полуколоннам.

Установленные на высокие пьедесталы, они то собираются в группы, образуя пучки, то «разбегаются» вдоль фасада, вознося к небу замершие в беспокойном движении статуи на балюстраде крыши.

Размеры порталов, дверей и окон стали превышать всякие разумные границы.

Фронтоны и наличники приобрели богатые украшения в виде причудливых завитков, картушей, гирлянд из листьев, трав и человеческих фигур.

От спокойной ясности ренессанса, казалось, не осталось и следа.

« Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и пространственных построений.

Если в Ренессансе планы помещений имеют четкую геометрическую форму – круг, квадрат, прямоугольник, то излюбленная форма барокко – овал, дающий некоторую неопределенность общей форме пространственного объема.

Часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных объемов… В архитектуре барокко возобладали неумеренная декоративность, тяжеловесная роскошь.

Причудливые формы, обилие скульптуры, использование насыщенного цвета и позолоты должны были усиливать выразительность архитектуры, производить впечатление богатства и парадности»( А.Ф.Гольдштейн).

Пилястры – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба.

Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пр

АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА БАРОККО

Наиболее характерные черты италь­янской архитектуры XVII в. вопло­тились в памятниках Рима. Именно здесь ярче всего проявилась главная особенность барокко — стремление к созданию ансамбля. ‘Этот стиль соединил постройки разных эпох в архитектурное целое. В римской архитектуре барокко появились но­вые типы храма, городской площа­ди и дворцового ансамбля.

Первым образцом стиля барокко можно считать церковь Иль-Джезу, возведённую к 1575 г. архитектора­ми Джакомо Бароцци да Виньола (1507— 1573) и Джакомо делла Пор­та (около 1537—1602) для мона­шеского ордена иезуитов. Автор основной части проекта Виньола обратился к форме купольной бази­лики. Центральный неф церкви здесь

короче и шире, чем в предшеству­ющих постройках подобного типа, а вместо боковых нефов с двух сторон располагаются капеллы (ча­совни).

Очень торжественно выглядит интерьер храма, оформленный мощ­ными колоннами и пилястрами, многочисленными скульптурными украшениями. Обилие деталей при­тягивает к себе внимание вошедше­го в церковь, как бы намеренно за­трудняя движение к области купола, где его ждёт пространственный про­рыв вверх. Всё это напоминает ду­ховный путь человека к общению с Богом — через преодоление стра­стей и пороков.

Интересна композиция фасада Иль-Джезу, выполненного Джакомо делла Порта. Мастер разделил ог­ромную плоскость стены на два го­ризонтальных яруса, оформив каж­дый из них ордером. Более узкий верхний ярус обрамлён по краям спиралевидными деталями — во­лютами (umcm. voluta — «завиток») и словно перетекает вниз. Это прида­ёт фасаду сложный и выразитель­ный облик. Впоследствии такое оформление стало типичным для многих соборов и церквей в стиле барокко (позднее появился даже термин «иезуитский стиль», относя­щийся к этим постройкам).   

Огромный вклад в создание цер­ковной архитектуры барокко внес­ли три мастера: Карло Мадерна, Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.

Главным делом жизни Карло Мадерны (1556—1629) была пе­рестройка собора Святого Петра (1607—1617 гг.). К основному зда­нию, возведённому в эпоху Возрож­дения Микеланджело, он прибавил с западной стороны большой при­твор, превратив весь собор из цен­трического в вытянутый базили-кальный. Помещение храма обрело стремительное движение к подку-польному пространству, где нахо­дится могила Святого Петра. .

Франческо Борромини (1599— 1667), ученик Мадерны, построил в своей жизни не очень много. В Ри­ме он возвёл церкви Сант-Аньезе на площади Навона (1653—1661 гг.), Сант-Иво во дворе Римского универ­ситета (1642—1660 гг. ) и Сан-Кар­ло алле Куатро Фонтане (1634— 1667 гг.).

Для церкви Сан-Карло был отве­дён маленький и очень неудобный участок на перекрёстке двух улиц. Возможно, поэтому Борромини сделал храм очень небольшим, что необычно для построек барокко. По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. Оваль­ное в плане здание перекрыто купо­лом. Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером. Стена верхнего яруса то прогибает­ся, то слегка выступает вперёд, и её движению вторит изогнутая линия перекрытия. Кажется, что плотная, тяжёлая масса камня постоянно ме­няется прямо на глазах — это лю­бимый мастерами барокко мотив преображения материи. В интерь­ере храма чистый белый цвет дела-

ет все детали светоносными и лёг­кими. Здесь всё располагает к со­кровенному общению человека с Богом.

В XVII столетии в Италии возво­дилось много дворцовых ансамб­лей. Мастера барокко стремились соединить в них черты городских и загородных построек. Яркий обра­зец такого подхода — палаццо (дво­рец) Барберини (1625—1663 гг.).

разворачивается, чтобы метнуть ка­мень из пращи в голову противника. Ноги широко расставлены, лицо от­ражает мрачный азарт битвы: брови сдвинуты, нервно закушена нижняя губа, на лбу пролегли глубокие склад­ки. Бернини превратил своего Дави­да в некий символ Божественного правосудия.

В произведениях Лоренцо Бер­нини много черт, неизвестных эпо­хе Возрождения. Скульптор показы­вал не состояние героев, а действие, из которого выхвачено краткое мгновение. Силуэты фигур усложни­лись. В XVI столетии Микеланджело стремился сохранить природную фактуру мрамора, порой оставлял большие участки необработанными. Бернини шлифовал камень, застав­ляя его играть множеством бликов. Он передавал тончайшие нюансы: фактуру ткани, блеск глаз, чувст­венное обаяние человеческого тела.

Главная тема в творчестве Берни­ни — размышления о жизни и чувствах человека, вот почему его так сильно привлекал жанр скульптур­ного портрета.

Прежде чем начать работать, мастер долго наблюдал за моделью и делал большое число за­рисовок. Следя за поведением геро­ев в различных ситуациях, он пытал­ся поймать момент, когда сущность их характеров и внутренний мир открывались наиболее ярко. Это «остановленное мгновение» он запе­чатлевал в камне.

Невозможно забыть пытливое и властное выражение лица, живо пе­реданное в портрете кардинала Шипионе Боргезе, выполненном около 1632 г. Полон глубокого обаяния об­раз возлюбленной скульптора Кон­станции Буонарелли (около 1635 г.). Бернини изобразил её очень ин­тимно, с растрепавшимися волосами, без украшений. Но именно это поз­воляет почувствовать силу темпера­мента, энергию и душевную откры­тость модели. Скульптор стремился представить своих героев в минуты глубокого эмоционального подъёма,

который он виртуозно передавал через жесты, неожиданные ракурсы, выражение лица, гибкую и подвиж­ную мимику.

Уже зрелым мастером Бернини создал одну из лучших своих компо­зиций — «Экстаз Святой Терезы» (1б45—1б52 гг. ) для алтаря капеллы семейства Корнаро в римском храме Санта-Мария делла Витториа. Святая Тереза Авильская жила в Испании в XVI в., занималась богословием, ре­формировала монашеский орден кармелиток Бернини изобразил ми­стическое видение, описанное в её духовном сочинении: «Я видела анге­ла в телесном обличье по левую руку от меня. Он был мал ростом и очень красив. Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь. И за­тем показалось мне, что этой стрелой он несколько раз пронзил моё серд­це и проник до самых моих внутрен­ностей, а когда он извлёк стрелу, по­казалось мне, что он взял с нею моё сердце, и он оставил меня воспламе­нённой великой любовью к Богу». Бе­ломраморную группу — Святую Тере­зу и ангела — мастер поместил среди колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи, символизирующие Божественный свет. В многоцветном окружении скульптура кажется пронизанной этим светом насквозь. Святая Тереза погружена в состояние духовного озарения, внешне похожее на смерть: голова запрокинута, глаза закрыты.

Её фигура почти не угадывается за круп­ными, выразительно вылепленными складками одежды; кажется, что в их волнах рождаются новое тело и но­вая душа, а за внешней мертвенной неподвижностью скрывается гигант­ское движение духа.

Бернини всю жизнь сопутство­вали признание и успех. Крут его заказчиков составляли папы, карди­налы и высшая римская аристокра­тия. Творчество Бернини во многом определило пути развития всей европейской культуры XVII в. В луч­ших его работах виден настоящий мастер, вошедший в искусство со своей темой — темой духовного преображения человека.

Лоренио Бернини выполнял работы для собора Святого Петра с 1624 г. до конца жизни. Он создал монументальные статуи свя­тых и папские надгробия, возвёл кафедру в главном алтаре и ки­ворий (надстройку) над могилой Святого Петра — удивительный пример единства скульптуры и архитектуры. Но самое замечатель­ное творение мастера — плошадь перед собором (1657—1663 гг.).

Площадь нередко становилась местом папских богослужений. Именно здесь, перед главным собором католического мира, ог­ромное число паломников, говорящих на разных языках, долж­ны были почувствовать своё духовное единство.

Для воплощения этих идей Бернини нашёл замечательное ре­шение. Пространство перед храмом превратилось в ансамбль из двух площадей: первая, в форме трапеции, обрамлена галерея­ми, отходящими от собора; вторая имеет форму овала, обраще­на к городу и оформлена двумя колоннадами. В симметричных точках этого овала расположены фонтаны, а между ними — обе­лиск, который позволяет ориентироваться на огромной площади. Обшие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращенных к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Шрства Небесного». Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного про­странства чувствуется здесь с особенной силой. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью.

 

Архитектурные стили в мировой архитектуре. Барокко.

Архитектурные стили сменяли один другого, но каждый из них оставил после себя культурное и историческое наследие для мировой архитектуры. Одним из таких стилей, которые имеют свое лицо, и имидж уникальной архитектуры является барокко, зародившееся в 17-18 веках нашей эры.

 

Отличительные черты барокко.

• Стиль барокко характеризуется, как стиль, с огромным количеством излишеств;
• Барокко не имеет единой точки определения – этот стиль уникален, представляя собой роскошь архитектуры неправильной формы и не имеющий единой оси;
• Постоянством барокко является лишь стремление к величию в каждом построенном здании в этом архитектурном стиле;
• Барокко в архитектуре, тесно связан с барокко в искусстве, так как часто эти два направления сочетались в строениях архитектуры барокко.
Такие черты и сделали барокко уникальным архитектурным стилем, который не похож ни на один другой стиль в истории человечества.

 

 

История становления барокко.

Главную роль в становлении и укреплении архитектурного стиля барокко был великий архитектор Мадерна, который начал творить в этом живописном стиле в начале 17-го века. Тогда, Мадерна создал величественный фасад итальянской церкви Санта-Сусанна, который, многие историки архитектуры, считают красивейшим фасадом в стиле раннего барокко.
После того, как барокко стал распространяться не только в итальянской архитектуре, но и архитектуре Германии, Бельгии и Испании, а так же, России и Франции, этот стиль стал наиболее популярным в Европе. Интересно, что в каждой стране, барокко выглядит несколько иначе. Например, в сравнении с роскошью итальянского барокко, барокко во Франции гораздо более сдержан и довольно схож с легкими чертами классицизма.

 

 

Архитектура барокко в современном мире.

Благодаря своей роскоши, все строения барокко служили для высоких целей – были домами королей, знатных особ, важными городскими управленческими строениями.
В наши дни, цели архитектуры в стиле барокко носят, в основном, музейный характер и характер мест для любителей различных искусств. Ведь, по сути, каждое из строений архитектуры барокко – это маленький музей, где воедино собраны картины, скульптуры, причудливые архитектурные решения, которые и делают этот архитектурный стиль действительно уникальным!

 

Характеристики романской архитектуры

Характеристики романской архитектуры

Факты и интересная информация о средневековом искусстве, особенно о характеристиках романской архитектуры в средние века

Что такое романская архитектура? Определение
Что такое романская архитектура? Определение: романская архитектура — это стиль архитектуры, развитый между римским и готическим стилями после 1000 г. н.э.Романская архитектура характеризуется круглыми арками и своды и заменой опор колоннами. Романская архитектура это термин, используемый для описания стилей зданий, которые использовались между 800 До 1100 года нашей эры.

Характеристики романской архитектуры — Дизайн
Дизайн и характеристики романской архитектуры должны были быть сочетанием практических использовать и эстетичный дизайн, особенно при строительстве замков! Характеристики романской архитектуры должны были принять к сведению:

  • Дизайн замка и романская архитектура должны были передать страх, трепет, Доминирование, зависть, подчинение, уважение, власть и богатство

  • Комфортность интерьера каменного замка значительно улучшена по сравнению с деревянные замки Мотт и Бейли, но все еще оставались холодными, вонючими и тусклыми
  • Орнамент? Средневековые каменотесы смогли добавить украшения на Романские замки
  • Эконом — Средневековые замки, построенные в стиле романской архитектуры, были дорого — но прочно!

Характеристики Романская архитектура — отличительные особенности
Характеристики Романская архитектура может быть определена как имеющая следующие особенности:

Средневековое искусство — характеристики романской архитектуры
Веб-сайт «Средневековье» предоставляет интересные факты, историю и информацию о великих художниках и важных исторических событиях, которые разбросаны по книгам средневековой истории по всему миру. предмет «Характеристики романской архитектуры».Карта сайта «Средневековье» предоставляет полную информацию обо всей информации и фактах об увлекательной теме «Характеристики романской архитектуры в исторический период средневековья». Содержание этой статьи о средневековом искусстве предоставляет бесплатные образовательные детали, факты и информацию для справок и исследований для школ, колледжей и домашних заданий для курсов истории и курсов по истории.

Южное барокко: Италия и Испания

Главная
  • Около
  • Планы уроков
    • Обзор 1: От предыстории до готики
    • Обзор 2: Возрождение к модерну и современности
    • Тематические планы уроков
  • ресурсов
    • AP История искусства
    • Книги, которые мы любим
    • Подкасты разговоров CAA
    • Ресурсы SoTL
    • Обучение письму об искусстве
    • ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЯ Учебные материалы
  • Электронный журнал
  • AHTR еженедельно
  • Искать
Следите за учебными материалами по истории искусства на WordPress. com

Меню Закрыть

  • AP История искусства
  • Книги, которые мы любим
  • Подкасты разговоров CAA
  • История цифрового искусства / Гуманитарные науки
  • Открытые образовательные ресурсы (ООР)
  • Ресурсы SoTL
  • Обучение письму об искусстве
  • ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЯ Учебные материалы

Обзор 1 Смотреть все →

  • Доисторическое и доисторическое искусство в Европе
  • Искусство Древнего Ближнего Востока
  • Искусство Древнего Египта
  • Эгейское искусство
  • Греческое искусство
  • Римское искусство
  • Еврейское и раннехристианское искусство
  • Византийское искусство и архитектура
  • Исламское Искусство
  • Буддийское искусство и архитектура до 1200
  • Индуистское искусство и архитектура до 1300
  • Китайское искусство до 1300
  • Японское искусство до 1392
  • Искусство Северной и Южной Америки до 1300
  • Раннесредневековое искусство

Обзор 2 Смотреть все →

  • Проторенессанс в Италии (1200–1400)
  • Искусство Северного Возрождения (1400–1600)
  • Северная Европа и Иберия шестнадцатого века
  • Искусство итальянского Возрождения (1400–1600)
  • Южное барокко: Италия и Испания
  • Буддийское искусство и архитектура в Юго-Восточной Азии после 1200 года
  • Китайское искусство после 1279 года
  • Японское искусство после 1392 года
  • Искусство Северной и Южной Америки после 1300
  • Искусство южной части Тихого океана: Полинезия
  • Искусство Африки
  • Искусство Западной Африки: Либерия и Сьерра-Леоне
  • Европейская и американская архитектура (1750–1900)
  • Искусство восемнадцатого и начала девятнадцатого веков в Европе и Северной Америке
  • Скульптура восемнадцатого и девятнадцатого веков
  • От реализма до постимпрессионизма
  • Фотография девятнадцатого века
  • Архитектура с 1900 года
  • Фотография двадцатого века
  • Современное искусство (1900–50)
  • Мексиканское Мурализм
  • Искусство с 1950 года (Часть I)
  • Искусство с 1950 года (Часть II)

Испанское искусство и архитектура: период барокко

Период барокко (XVII – середина XVIII века) ознаменовался решительным утверждением местных жителей. вкус и индивидуальный гений во всех искусствах.Полихромные религиозные скульптуры Хуана Мартинеса Монтаньеса, Алонсо Кано и Педро де Мены демонстрируют характерные эффекты крайнего реализма и внутренней духовности. Точно так же в живописи умеренность цвета и настойчивый натурализм, а также драматические контрасты света и тени были характерны для таких мастеров, как Рибальта, Рибера, Наваррете и Сурбаран, которых иногда связывают с Караваджо и итальянцами, известными своими темными палитрами. , получивший название tenebrosi [мрачный]. Однако выдающимся мастером того времени был Веласкес, одна из величайших фигур в истории искусства.Его картины вызывают восхищение как за проявление технической виртуозности, так и за их глубокие характеристики. В произведениях Мурильо обнаруживается склонность к лиризму и декоративным эффектам.

В архитектуре крайняя реакция на строгость и сдержанность форм эпохи Возрождения проявилась в стиле Churrigueresque (см. Churriguera), который характеризовался анимацией поверхности, игрой светотени, преувеличением и пышностью орнамента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *