Архитектура барокко. Характерные черты архитектуры барокко
Архитектура барокко Характерные черты архитектуры барокко… Но перед красотой и зданья и фасада Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда,… В орнаменте витом увидишь тут и там Победоносный шлем и вазы фимиам, Колонны, капитель, пилястры и аркады Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды, Амуры, вензеля, вплетенные тайком, И головы ягнят, увитые шнурком, И статую найдешь в великолепной нише, В узорах и резьбе карниз под самой крышей… Перевод Е.Тархановской Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в.
Жорж де Сюдери.
Обилие пышных декоративных украшений, подчеркнутая театральность, искажение классических пропорций, оптический обман, преобладание сложных криволинейных форм действительно создавали особый неповторимый облик архитектурных строений барокко.
БАРОККО ( итал.
Barocco, буквально — причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве.
Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий.
На смену согласованности и пропорциональности приходят диссонанс и асимметрия.
Глядя на фасад, перестаешь понимать, где же находится стена – главная опора здания.
Плоские пилястры уступают место колоннам и полуколоннам.
Установленные на высокие пьедесталы, они то собираются в группы, образуя пучки, то «разбегаются» вдоль фасада, вознося к небу замершие в беспокойном движении статуи на балюстраде крыши.
Размеры порталов, дверей и окон стали превышать всякие разумные границы.
Фронтоны и наличники приобрели богатые украшения в виде причудливых завитков, картушей, гирлянд из листьев, трав и человеческих фигур.
От спокойной ясности ренессанса, казалось, не осталось и следа.
« Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и пространственных построений.
Если в Ренессансе планы помещений имеют четкую геометрическую форму – круг, квадрат, прямоугольник, то излюбленная форма барокко – овал, дающий некоторую неопределенность общей форме пространственного объема.
Часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных объемов… В архитектуре барокко возобладали неумеренная декоративность, тяжеловесная роскошь.
Причудливые формы, обилие скульптуры, использование насыщенного цвета и позолоты должны были усиливать выразительность архитектуры, производить впечатление богатства и парадности»( А.Ф.Гольдштейн).
Пилястры – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба.
Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пр
АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА БАРОККО
Наиболее характерные черты итальянской архитектуры XVII в. воплотились в памятниках Рима. Именно здесь ярче всего проявилась главная особенность барокко — стремление к созданию ансамбля. ‘Этот стиль соединил постройки разных эпох в архитектурное целое. В римской архитектуре барокко появились новые типы храма, городской площади и дворцового ансамбля.
Первым образцом стиля барокко можно считать церковь Иль-Джезу, возведённую к 1575 г. архитекторами Джакомо Бароцци да Виньола (1507— 1573) и Джакомо делла Порта (около 1537—1602) для монашеского ордена иезуитов. Автор основной части проекта Виньола обратился к форме купольной базилики. Центральный неф церкви здесь
короче и шире, чем в предшествующих постройках подобного типа, а вместо боковых нефов с двух сторон располагаются капеллы (часовни).
Очень торжественно выглядит интерьер храма, оформленный мощными колоннами и пилястрами, многочисленными скульптурными украшениями. Обилие деталей притягивает к себе внимание вошедшего в церковь, как бы намеренно затрудняя движение к области купола, где его ждёт пространственный прорыв вверх. Всё это напоминает духовный путь человека к общению с Богом — через преодоление страстей и пороков.
Интересна композиция фасада Иль-Джезу, выполненного Джакомо делла Порта. Мастер разделил огромную плоскость стены на два горизонтальных яруса, оформив каждый из них ордером. Более узкий верхний ярус обрамлён по краям спиралевидными деталями — волютами (umcm. voluta — «завиток») и словно перетекает вниз. Это придаёт фасаду сложный и выразительный облик. Впоследствии такое оформление стало типичным для многих соборов и церквей в стиле барокко (позднее появился даже термин «иезуитский стиль», относящийся к этим постройкам).
Огромный вклад в создание церковной архитектуры барокко внесли три мастера: Карло Мадерна, Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.
Главным делом жизни Карло Мадерны (1556—1629) была перестройка собора Святого Петра (1607—1617 гг.). К основному зданию, возведённому в эпоху Возрождения Микеланджело, он прибавил с западной стороны большой притвор, превратив весь собор из центрического в вытянутый базили-кальный. Помещение храма обрело стремительное движение к подку-польному пространству, где находится могила Святого Петра. .
Франческо Борромини (1599— 1667), ученик Мадерны, построил в своей жизни не очень много. В Риме он возвёл церкви Сант-Аньезе на площади Навона (1653—1661 гг.), Сант-Иво во дворе Римского университета (1642—1660 гг. ) и Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634— 1667 гг.).
Для церкви Сан-Карло был отведён маленький и очень неудобный участок на перекрёстке двух улиц. Возможно, поэтому Борромини сделал храм очень небольшим, что необычно для построек барокко. По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. Овальное в плане здание перекрыто куполом. Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером. Стена верхнего яруса то прогибается, то слегка выступает вперёд, и её движению вторит изогнутая линия перекрытия. Кажется, что плотная, тяжёлая масса камня постоянно меняется прямо на глазах — это любимый мастерами барокко мотив преображения материи. В интерьере храма чистый белый цвет дела-
ет все детали светоносными и лёгкими. Здесь всё располагает к сокровенному общению человека с Богом.
В XVII столетии в Италии возводилось много дворцовых ансамблей. Мастера барокко стремились соединить в них черты городских и загородных построек. Яркий образец такого подхода — палаццо (дворец) Барберини (1625—1663 гг.).
разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы: брови сдвинуты, нервно закушена нижняя губа, на лбу пролегли глубокие складки. Бернини превратил своего Давида в некий символ Божественного правосудия.
В произведениях Лоренцо Бернини много черт, неизвестных эпохе Возрождения. Скульптор показывал не состояние героев, а действие, из которого выхвачено краткое мгновение. Силуэты фигур усложнились. В XVI столетии Микеланджело стремился сохранить природную фактуру мрамора, порой оставлял большие участки необработанными. Бернини шлифовал камень, заставляя его играть множеством бликов. Он передавал тончайшие нюансы: фактуру ткани, блеск глаз, чувственное обаяние человеческого тела.
Главная тема в творчестве Бернини — размышления о жизни и чувствах человека, вот почему его так сильно привлекал жанр скульптурного портрета.
Прежде чем начать работать, мастер долго наблюдал за моделью и делал большое число зарисовок. Следя за поведением героев в различных ситуациях, он пытался поймать момент, когда сущность их характеров и внутренний мир открывались наиболее ярко. Это «остановленное мгновение» он запечатлевал в камне.Невозможно забыть пытливое и властное выражение лица, живо переданное в портрете кардинала Шипионе Боргезе, выполненном около 1632 г. Полон глубокого обаяния образ возлюбленной скульптора Констанции Буонарелли (около 1635 г.). Бернини изобразил её очень интимно, с растрепавшимися волосами, без украшений. Но именно это позволяет почувствовать силу темперамента, энергию и душевную открытость модели. Скульптор стремился представить своих героев в минуты глубокого эмоционального подъёма,
который он виртуозно передавал через жесты, неожиданные ракурсы, выражение лица, гибкую и подвижную мимику.
Уже зрелым мастером Бернини создал одну из лучших своих композиций — «Экстаз Святой Терезы» (1б45—1б52 гг. ) для алтаря капеллы семейства Корнаро в римском храме Санта-Мария делла Витториа. Святая Тереза Авильская жила в Испании в XVI в., занималась богословием, реформировала монашеский орден кармелиток Бернини изобразил мистическое видение, описанное в её духовном сочинении: «Я видела ангела в телесном обличье по левую руку от меня. Он был мал ростом и очень красив. Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь. И затем показалось мне, что этой стрелой он несколько раз пронзил моё сердце и проник до самых моих внутренностей, а когда он извлёк стрелу, показалось мне, что он взял с нею моё сердце, и он оставил меня воспламенённой великой любовью к Богу». Беломраморную группу — Святую Терезу и ангела — мастер поместил среди колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи, символизирующие Божественный свет. В многоцветном окружении скульптура кажется пронизанной этим светом насквозь. Святая Тереза погружена в состояние духовного озарения, внешне похожее на смерть: голова запрокинута, глаза закрыты.
Её фигура почти не угадывается за крупными, выразительно вылепленными складками одежды; кажется, что в их волнах рождаются новое тело и новая душа, а за внешней мертвенной неподвижностью скрывается гигантское движение духа.Бернини всю жизнь сопутствовали признание и успех. Крут его заказчиков составляли папы, кардиналы и высшая римская аристократия. Творчество Бернини во многом определило пути развития всей европейской культуры XVII в. В лучших его работах виден настоящий мастер, вошедший в искусство со своей темой — темой духовного преображения человека.
Лоренио Бернини выполнял работы для собора Святого Петра с 1624 г. до конца жизни. Он создал монументальные статуи святых и папские надгробия, возвёл кафедру в главном алтаре и киворий (надстройку) над могилой Святого Петра — удивительный пример единства скульптуры и архитектуры. Но самое замечательное творение мастера — плошадь перед собором (1657—1663 гг.).
Площадь нередко становилась местом папских богослужений. Именно здесь, перед главным собором католического мира, огромное число паломников, говорящих на разных языках, должны были почувствовать своё духовное единство.
Для воплощения этих идей Бернини нашёл замечательное решение. Пространство перед храмом превратилось в ансамбль из двух площадей: первая, в форме трапеции, обрамлена галереями, отходящими от собора; вторая имеет форму овала, обращена к городу и оформлена двумя колоннадами. В симметричных точках этого овала расположены фонтаны, а между ними — обелиск, который позволяет ориентироваться на огромной площади. Обшие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращенных к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Шрства Небесного». Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью.
Архитектурные стили в мировой архитектуре. Барокко.
Архитектурные стили сменяли один другого, но каждый из них оставил после себя культурное и историческое наследие для мировой архитектуры. Одним из таких стилей, которые имеют свое лицо, и имидж уникальной архитектуры является барокко, зародившееся в 17-18 веках нашей эры.
Отличительные черты барокко.
• Стиль барокко характеризуется, как стиль, с огромным количеством излишеств;
• Барокко не имеет единой точки определения – этот стиль уникален, представляя собой роскошь архитектуры неправильной формы и не имеющий единой оси;
• Постоянством барокко является лишь стремление к величию в каждом построенном здании в этом архитектурном стиле;
• Барокко в архитектуре, тесно связан с барокко в искусстве, так как часто эти два направления сочетались в строениях архитектуры барокко.
Такие черты и сделали барокко уникальным архитектурным стилем, который не похож ни на один другой стиль в истории человечества.
История становления барокко.
Главную роль в становлении и укреплении архитектурного стиля барокко был великий архитектор Мадерна, который начал творить в этом живописном стиле в начале 17-го века. Тогда, Мадерна создал величественный фасад итальянской церкви Санта-Сусанна, который, многие историки архитектуры, считают красивейшим фасадом в стиле раннего барокко.
После того, как барокко стал распространяться не только в итальянской архитектуре, но и архитектуре Германии, Бельгии и Испании, а так же, России и Франции, этот стиль стал наиболее популярным в Европе. Интересно, что в каждой стране, барокко выглядит несколько иначе. Например, в сравнении с роскошью итальянского барокко, барокко во Франции гораздо более сдержан и довольно схож с легкими чертами классицизма.
Архитектура барокко в современном мире.
Благодаря своей роскоши, все строения барокко служили для высоких целей – были домами королей, знатных особ, важными городскими управленческими строениями.
В наши дни, цели архитектуры в стиле барокко носят, в основном, музейный характер и характер мест для любителей различных искусств. Ведь, по сути, каждое из строений архитектуры барокко – это маленький музей, где воедино собраны картины, скульптуры, причудливые архитектурные решения, которые и делают этот архитектурный стиль действительно уникальным!
Характеристики романской архитектурыФакты и интересная информация о средневековом искусстве, особенно о характеристиках романской архитектуры в средние века Что такое романская архитектура?
Определение Характеристики романской архитектуры — Дизайн
Характеристики
Романская архитектура — отличительные особенности Средневековое искусство — характеристики романской архитектуры |
Южное барокко: Италия и Испания
Главная- Около
- Планы уроков
- Обзор 1: От предыстории до готики
- Обзор 2: Возрождение к модерну и современности
- Тематические планы уроков
- ресурсов
- AP История искусства
- Книги, которые мы любим
- Подкасты разговоров CAA
- Ресурсы SoTL
- Обучение письму об искусстве
- ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЯ Учебные материалы
- Электронный журнал
- AHTR еженедельно
- Искать
Меню Закрыть
- AP История искусства
- Книги, которые мы любим
- Подкасты разговоров CAA
- История цифрового искусства / Гуманитарные науки
- Открытые образовательные ресурсы (ООР)
- Ресурсы SoTL
- Обучение письму об искусстве
- ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЯ Учебные материалы
Обзор 1 Смотреть все →
- Доисторическое и доисторическое искусство в Европе
- Искусство Древнего Ближнего Востока
- Искусство Древнего Египта
- Эгейское искусство
- Греческое искусство
- Римское искусство
- Еврейское и раннехристианское искусство
- Византийское искусство и архитектура
- Исламское Искусство
- Буддийское искусство и архитектура до 1200
- Индуистское искусство и архитектура до 1300
- Китайское искусство до 1300
- Японское искусство до 1392
- Искусство Северной и Южной Америки до 1300
- Раннесредневековое искусство
Обзор 2 Смотреть все →
- Проторенессанс в Италии (1200–1400)
- Искусство Северного Возрождения (1400–1600)
- Северная Европа и Иберия шестнадцатого века
- Искусство итальянского Возрождения (1400–1600)
- Южное барокко: Италия и Испания
- Буддийское искусство и архитектура в Юго-Восточной Азии после 1200 года
- Китайское искусство после 1279 года
- Японское искусство после 1392 года
- Искусство Северной и Южной Америки после 1300
- Искусство южной части Тихого океана: Полинезия
- Искусство Африки
- Искусство Западной Африки: Либерия и Сьерра-Леоне
- Европейская и американская архитектура (1750–1900)
- Искусство восемнадцатого и начала девятнадцатого веков в Европе и Северной Америке
- Скульптура восемнадцатого и девятнадцатого веков
- От реализма до постимпрессионизма
- Фотография девятнадцатого века
- Архитектура с 1900 года
- Фотография двадцатого века
- Современное искусство (1900–50)
- Мексиканское Мурализм
- Искусство с 1950 года (Часть I)
- Искусство с 1950 года (Часть II)
Испанское искусство и архитектура: период барокко
Период барокко (XVII – середина XVIII века) ознаменовался решительным утверждением местных жителей. вкус и индивидуальный гений во всех искусствах.Полихромные религиозные скульптуры Хуана Мартинеса Монтаньеса, Алонсо Кано и Педро де Мены демонстрируют характерные эффекты крайнего реализма и внутренней духовности. Точно так же в живописи умеренность цвета и настойчивый натурализм, а также драматические контрасты света и тени были характерны для таких мастеров, как Рибальта, Рибера, Наваррете и Сурбаран, которых иногда связывают с Караваджо и итальянцами, известными своими темными палитрами. , получивший название tenebrosi [мрачный]. Однако выдающимся мастером того времени был Веласкес, одна из величайших фигур в истории искусства.Его картины вызывают восхищение как за проявление технической виртуозности, так и за их глубокие характеристики. В произведениях Мурильо обнаруживается склонность к лиризму и декоративным эффектам.
В архитектуре крайняя реакция на строгость и сдержанность форм эпохи Возрождения проявилась в стиле Churrigueresque (см. Churriguera), который характеризовался анимацией поверхности, игрой светотени, преувеличением и пышностью орнамента.