Храмы в стиле барокко: Самые красивые православные храмы в стиле барокко

От готики до барокко | Путеводитель Подмосковья

Московской области в наследие достались десятки древних и удивительных церквей. Рассказываем о самых красивых и интересных храмах региона. Они ценятся не только среди верующих за хранящиеся там святыни, но и у любителей архитектуры за многовековую историю, разнообразие стилей и необычные строительные решения. В этом материале мы расскажем о самых красивых и интересных храмах Подмосковья.

​Знаменская церковь

Эту церковь включают почти во все путеводители Подмосковья. Храм был построен на рубеже XVII – XVII веков на территории живописной усадьбы Дубровицы. Коринфские колонны, скульптурное обрамление фасада, резная позолоченная колонна на крыше, барочный иконостас и хоры — Знаменская церковь не похожа ни на один другой православный храм и поразит своей красотой даже самого искушенного туриста.

Адрес: Подольский район, поселок Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы.

Время работы: с 09:00 до 17:00.

Сайт: dubrovitsy-hram.ru.

Знаменская церковь

Церковь Рождества Богородицы

Храм был построен в вотчине князей Долгоруковых в начале XVIII века по присланному из Европы проекту. Двухсветная ротонда в итальянском стиле, покрытая куполом, интересна своим балконом и балюстрадой, на которой стоят фигуры 12 апостолов и четырех евангелистов. Сохранившийся прототип церкви – часовня-ротонда Темпьетто в Риме, построенная известным архитектором Донато Браманте.

Адрес: Серпуховской район, село Подмоклово, церковь Рождества Богородицы.

Время работы: с 09:00 до 16:00.

Сайт: hram-podmoklovo.ru.

Церковь Рождества Богородицы

Храм Спаса Преображения  

Оригинальные архитектурные решения этой древней церкви XVI века сочетаются с традиционными строительными приемами, создавая уникальный образ. Столп и ажурные розетки заимствованы у западноевропейских псевдоготических церквей, шатер и кокошники — у московских зодчих, апсиды и приделы — у псковских. Еще более усложняет декор колокольня XIX века в стиле ложной готики, кардинально отличающаяся по стилистике от церкви. От храма также открывается великолепный вид на пойму Москвы-реки.

Адрес: Ленинский район, село Остров, церковь Спаса Преображения.

Время работы: с 08:30 до 18:00.

Сайт: ostrov-preobr.cerkov.ru.

Храм Спаса Преображения

Церковь Михаила Архангела

Православная церковь Михаила Архангела сразу привлекает внимание своим небесно-голубым цветом. Храм был построен в XVII веке в стиле московского барокко, со вставками из белого камня. Во время Отечественной войны 1812 года французы не тронули храм, и он сохранил все свое церковное убранство, а главное — почитаемые верующими иконы, «намоленные» за несколько сотен лет.

Адрес: Балашиха, улица Черная дорога, 16А.

Время работы: с 08:00 до 16:00.

Сайт: николо-архангельский.рус.

Церковь Михаила Архангела

Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры

Самый большой храм Троице-Сергиевой Лавры строился на личные средства Ивана Грозного, который пожелал поставить в монастыре храм византийского стиля по образцу главного собора Московского Кремля. Храм украшают пять куполов, расположенных в форме креста, а стены и своды Успенского собора покрыты фресками на библейские сюжеты. В числе главных святынь церкви: мощи святителей Иннокентия Московского и Макария, иконы XVI века «Успение Пресвятой Богородицы», «Святая Троица с бытием» и «Благовещение Пресвятой Богородицы».

Адрес: Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Успенский собор.

Время работы: с 08:30 до 16:00.

Сайт: stsl.ru.

Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры

Ново-Никольский собор

Ново-Никольский собор Можайска — замечательный образец готической архитектуры, воздвигнутый в начале XIX века по примеру западноевропейских храмов. После Великой Отечественной войны пострадавший храм восстановили без купольной ротонды над центральной частью, отчего церковь стала походить на гигантский корабль. Внутреннее пространство храма привлекает своей камерностью, особенно в сравнении с внешними размерами собора. Долгое время здесь хранились мощи Сергия Радонежского и князя Владимира, но затем они бесследно исчезли.

Адрес: Можайск, Бородинская улица, 8.

Время работы: с 08:30 до 18:00.

Сайт: mozhaisk-nicola.cerkov.ru.

Ново-Никольский собор

Церковь Гребневской иконы Божией Матери

Эта церковь была построена в XVIII веке в честь Гребневской иконы Божией Матери, по преданию поднесенной казаками князю Дмитрию Донскому после Куликовской битвы. Копия этой легендарной иконы — главная святыня храма. Также паломники приезжают сюда поклониться иконе святителя Николая Можайского, установленной в медной посеребренной ризе. Золоченый ангел с крестом в руках на барабане купола эффектно венчает здание в стиле классицизма. Особенно ярко красно-белая церковь смотрится на фоне зимнего пейзажа.

Адрес: Щелковский район, Гребнево, церковь Гребневской иконы Божией Матери. 

Время работы: с 09:00 до 16:00.

Сайт: grebnevo.org.

Церковь Гребневской иконы Божьей Матери

УЗОРОЧЬЕ НАРЫШКИНСКОГО БАРОККО | Наука и жизнь

Стоит задуматься, почему во времена кризисов и сломов, в периоды пограничных ситуаций в жизни народа, накануне глобальных перемен происходит (правда, далеко не всегда) недолгий расцвет всех видов художественного творчества. В Москве под условным термином «нарышкинское барокко» на рубеже XVII — XVIII веков возникает эфемерный, но полный грации стиль — вскоре увядший причудливый цветок. Стиль народен и самобытен. Барочные декоративные кружева способствовали его жизнеутверждающему духу. Округлые объемы нарышкинских церквей не имеют ничего общего с криволинейностью барочных масс и пространств в архитектуре Западной и Средней Европы. На почве активного взаимодействия элементов западноевропейской стилистики с основами русского творческого сознания московское зодчество, преобразуясь, явно доминирует, оставаясь (но никак не в строящемся Петербурге) типично национальным явлением. Налицо преобладание русских вкусов и традиций в полихромности и разнообразии даже сакральных сооружений. Еще долгое время Москва будет хранить традиции древнерусского архитектурного гения.

НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

Церковь Покрова в Филях (1693) воплотила в себе все черты, характерные для нарышкинского барокко (Москва).

Широкие лестницы церкви Покрова в Филях выводят на гульбище, откуда можно попасть в «холодную» церковь, увенчанную куполами.

Храм Спаса в Уборах (1694-1697).

Лестница к дверям церкви Спаса в Уборах выводит на парапет-гульбище. Белокаменные вставки украшены изобильным узором из листьев и плодов.

Церковь Троицы в Троицком-Лыкове, построенная в 1698-1703 годах, стоит на обрывистом правом берегу Москвы-реки, напротив Серебряного Бора.

Верхние ярусы церкви в Троицком-Лыкове.

Белокаменное убранство храма Троицы богато и разнообразно.

Белокаменная Знаменская церковь в Дубровицах около Подольска (1690-1704) — самый загадочный памятник русской архитектуры начала XVIII века.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Церковь в Дубровицах. Портал, фланкированный статуями святых. На снимке вверху — скульптура и богатый декор карниза.

Церковь Архангела Гавриила, получившая название «Меншикова башня» (1704-1707).

Открыть в полном размере

На рубеж XVII-XVIII веков приходится закат древнерусской цивилизации в художественном творчестве. В Москве и близлежащих землях усиливаются западные влияния. Они идут в большей мере через Украину, в свою очередь воспринимавшую культурные воздействия Польши и Восточной Пруссии. Молодой Петр задумывает планы сближения с технически передовыми государствами Запада, расширяет контакты дипломатические и торговые.

Об этом блестяще сказал А. С. Пушкин в «Полтаве»:

Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.

Умаляется церковное начало, в России закладываются основы новой, светской культуры. В церковную и дворцовую архитектуру приходит пышное барокко (предположительно от португальского perola barroca — жемчужина причудливой формы) — стиль, господствующий в Европе с конца XVI века. Влияние западноевропейского барокко прежде всего сказывается в популярности округлых объемов, в интересе к центрическим планам. Храмы начинают украшать орнаментом, доселе невиданным на Руси.

НАРЫШКИНСКОЕ БАРОККО, РОЖДЕННОЕ В РОССИИ

Русская земля, восприняв особенности европейского барокко, создает свой, уникальный архитектурный стиль — так называемое «московское», или «нарышкинское», барокко. Впервые храмы в таком стиле появились в усадьбах Нарышкиных, ближайших родственников Петра I по материнской линии.

Ни в более ранней древнерусской, ни в западноевропейской архитектуре близких параллелей этому стилю нет. В нем органично слились особенности именно московского зодчества, которому, прежде всего, была чужда перегруженность пышной объемной лепниной и скульптурой западного барокко. Напротив, проявилось стремление к ажурной легкости зданий. При этом никак не умалялась увлеченность в архитектуре устремленными кверху массами, красноречием силуэта. Нарышкинское барокко — это, помимо всего, контраст двух тонов: красно-кирпичного фона и белокаменного узора. Для таких памятников характерны овальные или полигональные, то есть многоугольные , окна.

Вместо ясности и лаконичности допетровской архитектуры усадебные церкви нарышкинского барокко демонстрируют сложность плана и повышенную декоративность. Это выявляется в барочной торжественности расписанных, выполненных в горельефной резьбе по дереву и позолоченных лож, иконостасов, кафедр. Например, в церкви Покрова в Уборах был создан грандиозный семиярусный иконостас — уникальное барочное творение.

Но, к сожалению, в годы советской власти шедевр погиб.

Переходное время ломает или преображает привычные каноны. По словам академика А. М. Панченко, «Петровская эпоха, начертавшая на своем знамени лозунг полезности, нетерпимая к рефлексии, созерцанию и богословствованию, — это, в сущности, эпоха мечтателей». И далее совершенно справедливо автор отмечает: «Петровская эпоха есть эпоха глубокого культурного расслоения и соответственно культурного «двуязычия». «Петра творенье» на берегах Невы все более отходит от строительных традиций Московской Руси. Да и «обмирщение» в крестьянских массах почти не прививалось.

Наиболее талантливым воплотителем идей нарышкинского барокко со всем основанием следует считать Якова Бухвостова, крепостного крестьянина из Подмосковья, самородка-зодчего. На редкость одаренный и обладавший богатым воображением, он, несомненно, относился к числу «мечтателей», хотя и обращенных в прошлое, но отнюдь не чуждых современным веяниям. В своих творениях Бухвостов отразил не только божественные откровения, но и привязанность ко всему сущему, к земной плодоносящей природе. Как человек барокко, он, вероятно, пытался примирить мистические порывы и гедонизм (наслаждение), выдвигая принцип «двойной жизни», насколько это было достижимо в ту переходную эпоху. Но духовная радость зодчего-новатора, словно обитавшего в двух мирах — земном и небесном, не могла не найти отражения в его творчестве. И сегодня трудно оторваться от созерцания церкви Покрова в Филях, пожалуй, лучшего создания Бухвостова. Недалеко от станции метро «Фили» в Москве перед вами вдруг предстает стройный «терем», дивящий продуманностью устремленных вверх пропорций и сияющий золотыми причудливыми главками.

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА В ФИЛЯХ

Богат и горд был боярин Лев Кириллович Нарышкин, брат Натальи Кирилловны Нарышкиной — матери Петра. Дядю царя окружали почет и уважение. Во время стрелецкого бунта он чудом спасся. В 26 лет стал боярином. На время своей первой поездки за границу царь поручил государственные дела думе из ближайших людей, в которой Лев Кириллович занимал видное место: он входил в состав Совета, управляющего государством. А в 1698-1702 годы Нарышкин руководил Посольским приказом.

В 1689 году Петр пожаловал дядю многими поместьями и угодьями, среди них — и Кунцевской вотчиной с дворцовым селом Хвили (по речке Хвилка, ныне Фили). В 1690-е годы Нарышкин, прикупив к Филям соседнее Кунцево, усиленно занялся обустройством своих владений. Он выстроил боярские хоромы, увенчанные башней с часами, разбил обширный парк с прудами и сад, создал разные службы, конюшенный двор. На месте древней деревянной церкви Лев Кириллович возводит величественный храм Покрова Богородицы — классический памятник нарышкинского барокко. Прямых указаний на авторство Бухвостова здесь не найдено, но аналогичные по стилю храмы, построенные зодчим несколько позднее, такие указания имеют.

Деньги на строительство филевской церкви дали и царица Наталья Кирилловна, и юный царь Петр. По преданию, Петр неоднократно бывал в Филях и даже частенько пел на клиросе Покровской церкви. Она относится к древнему типу храма XVII века «иже под колоколы», то есть в нем совмещены колокольня и церковь.

Четверик с примыкающими к нему полукруглыми притворами, увенчанными позолоченными главками на стройных барабанах, возвышается на высоком подклете и окружен галереей-гульбищем. Мерный ритм арок галереи с широко и живописно раскинувшимися лестницами подчеркивает эффект движения архитектурных масс кверху. Церковь двухэтажная. Ее широкие лестницы выводят на гульбище, откуда попадаешь в «холодную» церковь, увенчанную куполами. Над основным четвериком последовательно расположены два восьмерика и восьмигранный барабан главы. Постановка восьмерика на четверике издавна применялась в русском деревянном зодчестве, а затем в каменном. В подклете — зимняя (то есть отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, а над ней — церковь Спаса Нерукотворного. Посвящение храма Спасу молва связывала с тем, что во время стрелецкого бунта 1682 года Лев Кириллович, спрятавшись в покоях царицы, молился перед образом Спаса Нерукотворного, милости которого и приписывал свое избавление от гибели.

Красный кирпич и белый камень фасадов, остроумная система конструкции ярусного здания, устремленного ввысь, ажурные кресты над сияющими главами — все это придает церкви сказочную легкость и затейливость «терема» с башнеобразным ступенчатым силуэтом. В этом шедевре, по сути, воплотились все черты, характерные для нарышкинского барокко. И симметричная композиция зданий, и богатые резные фронтоны, завершающие отдельные объемы, и большие дверные и оконные проемы, и открытые парадные лестницы, наконец, изящество и живописность белокаменной декорации на красном фоне.

Глубоко прочувствовано расположение зданий. Чаще всего усадебные церкви возвышаются на высоких крутых берегах рек. Ярусные башни с ослепительно блестящими куполками в те времена виднелись за десятки километров, сразу приковывая внимание среди безмерных пространств лесов и полей. Сейчас многие из них вошли в черту Москвы.

ФАНТАЗИИ ЯКОВА БУХВОСТОВА

Расцвет нарышкинского, или московского, барокко приходится на 1690-е годы и самое начало XVIII века. Эти же годы — лучшая пора творчества Бухвостова. Создатель нового стиля в русской архитектуре обладал обширными познаниями зодчего-практика, был способным организатором и вместе с тем имел причудливое воображение. Полный новаторских замыслов, крепостной мастер выполняет в пределах московских и рязанских вотчин заказы знатных вельмож, сподвижников Петра. Архивные документы свидетельствуют, что выдающийся зодчий не только возглавлял строительные артели, но и вникал во все детали в ходе строительства. Гениальная интуиция позволяла мастеру строить, скорее всего, «на глазок», чертежи могли заменяться простыми набросками или эскизами орнаментальных мотивов. Да и сомнительно, владел ли он грамотой: на всех сохранившихся документах за Якова «прикладывал руку» кто-либо другой.

Жизнь Бухвостова — непрерывное строительство монументальных сооружений, отстоящих друг от друга на многие версты. Трудная судьба создания замечательной церкви Спаса в селе Уборы не повлияла на ее редкостную красоту, рожденную вдохновением. Некогда здесь стояли сплошные сосновые боры (отсюда и название села — «У бора»), в Москву-реку впадала речка Уборка, а по старой дороге из Москвы в Звенигород московские цари ездили на богомолье в Саввин монастырь. В XVII веке этими землями владели бояре Шереметевы. По поручению П. В. Шереметева Бухвостов взялся за возведение каменного храма в его усадьбе, но вскоре переключился на строительство Успенского собора в Рязани. Разгневанный боярин за недостроенную церковь в Уборах заключил мастера в темницу. Дьяки Приказа каменных дел приговорили зодчего «бить кнутом нещадно», а затем «каменное дело ему доделать». Однако, словно предчувствуя близкую свою кончину и опасаясь за судьбу постройки, Шереметев подал царю челобитную с просьбой отменить наказание.

Завершенная церковь в Уборах (она возводилась в 1694-1697 годах) стала одним из шедевров древнерусской архитектуры. Как и в церкви в Филях, у нее ступенчатое пирамидальное построение: на кубе-четверике ярусами поднимаются вверх три восьмерика. Со всех сторон куб заслонили полукружия алтаря и притворов, ранее завершавшихся главами. В среднем сквозном восьмерике подвесили колокола. Здание окружили открытой галереей-гульбищем, украшенным белокаменными вазами и филенками с сочным растительным узором.

План редчайшего памятника представляет собой четырехлепестковый цветок с мягко изгибающимися краями и квадратной сердцевиной. Причудливая резная вязь церкви Спаса необыкновенно пластична. Тонкие полуколонны, отделенные от стен, сплошь покрыты крупными, чуть вогнутыми листьями с каплями росы, другие обвиты цветочными гирляндами и завершаются акантовыми листьями коринфских капителей. Откуда Бухвостов черпал барочные мотивы? Они могли быть заимствованы из гравюр, из книжных орнаментов уже переводившихся тогда трактатов по архитектуре, завезенных белорусскими резчиками. Храм настолько наряден, что напоминает изысканное ювелирное изделие.

Со времени возведения он поражал всех приходящих своим благолепием, праздничностью, вселял неземное чувство радости. Поднятый на вершину пологого холма, окруженный хороводом стройных берез и сосен, памятник царил над округой. «Помню, как однажды подъезжали мы к Уборам в 1889 году, — писал в своих воспоминаниях граф С. Д. Шереметев. — Был канун Петрова дня, вечер теплый и тихий. Издали доносился до нас протяжный благовест… Мы вошли в эту церковь, переполненную молящимися. Стройное крестьянское пение раздавалось под высокими сводами храма. Диакон, древний старик, отчетливо и выразительно вычитывал прошения. Величественный иконостас поразил меня строгостью и законченностью отделки. Лампада ярко горела у местной иконы Спаса. Старою Русью повеяло на нас».

Но одним из самых ярких произведений Бухвостова стала церковь в селе Троицком-Лыкове, стоящая на обрывистом правом берегу Москвы-реки, напротив Серебряного Бора (1698-1703). На авторство Якова указывает запись в синодике церкви. В трехчастной церкви Троицы зодчий прибегает к изысканным пропорциям и тщательно проработанному наружному и внутреннему убранству. Тонкая орнаментальная резьба достигает апогея. Один из современных ученых сравнил храм с драгоценностью, усыпанной бисером, обтянутой золотыми нитями, сверкающей и переливающейся в лучах солнца. Здесь выстроено не три, а два притвора, увенчанные куполами на восьмигранных основаниях.

Как мог гениальный зодчий, зависимый от прихотей знатных заказчиков («Якунка», «Янка», едва избегший телесного наказания), создать за столь короткий срок такие монументальные работы, как Успенский собор в Рязани, стены и башни Ново-Иерусалимского монастыря с надвратной ярусной Входо-Иерусалимской церковью, а также три храма, послужившие основой этой статьи? Очевидно, среди его помощников были яркие художники, внесшие неоценимый вклад в создание той или иной постройки. Но талант главного мастера, приоритет его главных идей оставались решающими.

В конце XVII — начале XVIII века нарышкинское барокко нашло многих почитателей. Центрические, или трехчастные, церкви строят в Москве, вблизи Коломны, в Нижнем Новгороде, под Серпуховом, под Рязанью. Их отличительным признаком служит белокаменный декор, но уже сильно русифицированный. Фронтоны и наличники обрамляют волютами — архитектурными деталями в виде завитков, спиралевидные колонны ставят на кронштейны или консоли-кронштейны, выдвинутые из стены. Декоративные же мотивы поражают разнообразием: «разорванные фронтоны», раковины и картуши (украшения в виде щита или полуразвернутого свитка), маскароны и гермы, балюстрады с вазами… Барокко создает из этих орнаментальных причуд новые и неожиданные композиции. Реалистично пepeдaнные виноградные лозы, цветы и фрукты сплетаются в роскошные гирлянды и букеты, словно насыщенные жизненными соками. Другой излюбленный орнамент — сложнейшие переплетения причудливо разорванных картушей с валиками-гребешками по краям завитков и выпуклыми перлами-зернами, расположенными рядами.

В 90-х годах XVII века резьба по камню (известняку) становится одним из основных элементов монументального декоративного искусства. Мастера научились виртуозно использовать светотеневые и пластические эффекты резного белого камня. Этим занимались специально приглашенные артели: окончив отделку одного здания, они заключали новый подряд и переходили к другому заказчику.

*

Нарышкинское барокко — абсолютно своеобразное, уникальное национально-русское явление. Оно сложно по своей природе и не имеет аналогий среди мировых архитектурных стилей. «Нарышкинские сооружения», пожалуй, самое яркое явление русского зодчества конца XVII — начала XVIII века. В их праздничном, жизнерадостно-просветленном облике видны и торжественная парадность, и «обмирщенная» религиозная концепция петровского времени. Глядя на такие сооружения, ощущаешь некоторую хрупкость, прозрачную бестелесность этих удивительных памятников.


Барочные храмы Кольяо – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО

Описание
Отдел Область Окружной Храм Широта (градусы, мин, сек) Долгота (градусы, мин, сек)
Пуно

МЕЛЬГАР

АЯВИРИ

САН-ФРАНЦИСКО-ДЕ-АЗИС

S14 52 51,8 W70 35 23,0
Пуно АЗАНГАРО АСИЛЛО

САН-ДЖЕРОНИМО

S14 47 12,5 W70 21 17,2
Пуно ЛАМПА ЛАМПА

САНТЬЯГО АПОСТОЛ

S15 21 53,7 W70 22 01. 0
Пуно ПУНО ПУНО

САН-КАРЛОС (МАЛЫЙ СОБОР БАЗИЛИКИ)

S15 50 27,2 W70 01 43,7
Пуно ЧУКУИТО ИЮЛЬ

САН ПЕДРО МАРТИР

S16 21 45,3 W69 27 37,9
Пуно ЧУКУИТО ИЮЛЬ

САНТА-КРУС-ДЕ-ХЕРУСАЛЕН

S16 12 37,3 W69 27 40,2
Пуно ЧУКУИТО ПОМАТА

САНТЬЯГО АПОСТОЛ

S16 16 19,9 W69 17 31,0
Пуно ЧУКУИТО ЗЕПИТА

САН-ПЕДРО

S16 29 56,0 W69 06 05,3

Наличие церкви в новых колониях имело огромное значение для Испанской империи, которая, утверждая, что политическое единство Империи должно основываться на религиозном единстве, определила, что завоевание новых территорий производилось не только мечом, но и крестом. Позже это присутствие будет подтверждено учреждением Королевского Патроната, в котором Церковь и Государство будут тесно связаны в формировании и развитии новых колоний. Церковь в Америке не только пользовалась покровительством короны, но и имела выгодное положение в латиноамериканском обществе, что отражалось в духовном, интеллектуальном и материальном (храмы, монастыри, школы, университеты, сельскохозяйственные фермы, резиденции, и т. д.).

С момента испанской колонизации до конца восемнадцатого века вице-королевство Перу было самым важным политическим и культурным центром Южной Америки, достигнув своего пика в семнадцатом веке. Искусство и архитектура в целом добьются важных достижений в этот период, заметно снизившись во второй половине восемнадцатого века, за некоторыми исключениями, до начала девятнадцатого века, в котором имеет место независимость.

Архитектура была одной из областей, в которых церковь отличалась количеством, размахом и проработкой работ, становясь храмами в примерах большей художественной и архитектонической значимости и осязаемой демонстрации своего внушительного присутствия как духовного учреждения и представитель испанского домена. Хотя архитектуру наместничества можно рассматривать как продолжение испанской архитектуры и, в меньшей степени, европейской архитектуры с шестнадцатого по девятнадцатый век, на американских землях она обнаружила решающие факторы социального, политического, экономического, культурного, географического и климатологического аспектов. это сильно повлияло на дизайн работ и придало значение и местную идентификацию. Регион Кольяо или высокогорное Андское плато не были исключены из этих тенденций, учитывая его большую численность населения и экономическое значение (горнодобывающая промышленность, животноводство, сельское хозяйство), а также расположение на маршруте, который соединял Лиму и Куско с Потоси, главным центром добычи полезных ископаемых и крупным торговым центром. рынок наместничества в семнадцатом и восемнадцатом веках.

Описание объекта:

Коллао или высокогорное плато Анд представляет собой обширную равнину, расположенную на средней высоте 3600 м над уровнем моря, которая охватывает часть северной Аргентины, западную Боливию, северную часть Чили и южную часть Перу, характеризующаяся большой высотой (пуна), рельефом, засушливостью, холодной и сухой погодой с большими перепадами температур в течение дня и наличием озера Титикака, которые повлияли на развитие флоры и фауны и сделали возможным его постоянное заселение для более 5000 лет, будучи районом происхождения многочисленных доиспанских культур, таких как Тиауанако, которые достигли высокой степени социальной, военной и религиозной организации и преобразовывали территорию в основном благодаря развитию сельского хозяйства и приручению верблюдовые, оказавшие заметное влияние на развитие различных социальных образований в регионе. В первые годы наместничества из-за большого количества рассредоточенного коренного населения считалось очень необходимым установить коренные сокращения, чтобы обеспечить работу по евангелизации и обращению коренного населения и облегчить сбор налогов, переписи среди других аспектов. , в котором были построены большие храмы с одним нефом с ренессансным фасадом и орнаментом и кессонные потолки в стиле мудехар, преобладавшие для этой области во второй половине шестнадцатого века и первой трети семнадцатого века, некоторые из которых до сих пор сохранились, а многие другие были постепенно заменены и оборудованы в семнадцатом и восемнадцатом веках новыми зданиями и произведениями искусства в современном стиле барокко из-за роста добычи полезных ископаемых в регионе, развития животноводства и торговли с Потоси.

Регион Кольяо на высокогорном плато Анд (нынешний департамент Пуно) является замечательным свидетельством развития и эволюции архитектуры андского барокко последней трети семнадцатого и восемнадцатого веков под влиянием художественного и архитектурные тенденции Куско и Арекипы, двух основных региональных школ архитектуры и искусства вице-королевства, и большая мобильность мастеров-строителей и мастеров, приобретающих новые религиозные сооружения, особые характеристики которых также повлияли на другие регионы нынешнего перуанско-боливийского высокое плато.

Архитектура барочных храмов Кольяо характеризуется на первый взгляд пресловутой монументальностью и качеством изготовления, а также прочностью, которую придает ей использование камня в качестве строительного материала. Также общими характеристиками являются использование латинского креста для одного нефа, в некоторых случаях с боковыми часовнями с нишами, использование цилиндрического свода, который может быть либо каменным, либо quincha , тщательно продуманный фасад алтаря с обильным орнаментом, трезвый интерьер украшен сериями полотен большого размера с крупной маркетри, которые характеризуют, среди прочего, ритуальное пространство, а также иерархию его городского расположения, которая эффектно доминирует над достопримечательностями из его окрестностей, заметно контрастируя с уменьшенным масштабом и большой простотой здания. населенных центров и равнинный или слегка извилистый ландшафт, лишенный высокогорной растительности, высота которой составляет в среднем 3800 м над уровнем моря

Так проявляются две архитектурные тенденции, отмеченные в регионе во время барокко: развитие от передачи европейских канонов в пределах населения кечуа происхождения, на равнинах высокого плато, лишенных растительности, вдали от озера Титикака и суровой погоды, как Сан-Франсиско-де-Ассис-де-Аявири, Сан-Херонимо-де-Асильо и Сантьяго-Апостол-де-Лампа, влияние которых определялось географической близостью и административно-религиозной зависимостью от города Куско, а также решительным вмешательством Епископ Куско и великий меценат Мануэль де Моллинедо-и-Ангуло после землетрясения 1650 года; и один, возникший в районе Аймара у берегов озера Титикака, связанный с епископством Чаркас (современная Боливия) с восемнадцатого века как Нуэстра-Сеньора-дель-Росарио-де-Помата, Сан-Педро-де-Сепита, Сан-Карлос-де-Пуно (Малая Базилика), а также храмы Хули Сан-Педро-Мартир и Санта-Крус-де-Иерусалим, где монументальность и сдержанность архитектуры Куско сочетаются с планообразным декором арекипского происхождения, примененным к фасаду и некоторым элементам интерьера, к которым они относятся. добавляются, не изменяя схемы, в архаизирующей и экстенсивной манере элементы андской и тропической флоры и фауны, классической мифологии, такие как русалки и маски, и доиспанские мотивы, такие как солнце, луна, пума, и т. д., все эти элементы присутствуют в мировоззрении местных жителей, определяя также репрезентацию мифов и легенд.

В частности, наличие двух или более храмов, часто встречающихся в населенных пунктах аймара, которые соответствуют организации населения, основанной на айллу (расширенной семейной общине), образующей районы, что является наиболее примечательным случаем Джули с наличием четырех больших храмов. соответствующие четырем айллу, существующим в редукции, чьи ренессансные по происхождению здания были преобразованы в восемнадцатом веке в стиле барокко иезуитами, которые руководили этой доктриной с 1576 года, учредив первую постоянную миссию этого религиозного ордена в континенте, который также служил учебным центром для миссий Парагвая, сохраняя уникальный статус и являясь соответствующим центром культуры в Кольяо во время вице-королевства.

Краткий исторический обзор:

ХРАМ САН-ФРАНЦИСКО-ДЕ-АСИС. Аявири. Храм Сан-Франсиско-де-Асис-де-Аявири — одно из самых представительных произведений барокко семнадцатого века, расположенное в нынешнем департаменте Пуно. Он был построен между 1677 и 1696 годами благодаря поддержке епископа Куско Мануэля де Моллинедо-и-Ангуло за то, что он превратился в руины ранее существовавшего храма шестнадцатого века. Новый храм имеет план латинского креста с бочкообразным сводом с поперечными арками и сводом над куполом в трансепте. Красивый главный фасад, расположенный на подножной стене в окружении башен колокольни, отличается богатой композицией и орнаментом в стиле барокко. Вся конструкция церкви выполнена из осадочного (песчаника) и изверженного камня. Внутри выделены большие полотна с маркетри восемнадцатого века большой художественной ценности, которые почти полностью покрывают стены религиозного помещения, а также запрестольные образы и кафедра высокого художественного качества.

ХРАМ САН-ДЖЕРОНИМО. Асильо. Он считается одним из самых важных архитектурных сооружений Кольяо; хронологически он принадлежит к первой фазе барокко Кольяо. Его строительство началось примерно в 1678 году епископом Куско Мануэлем де Моллинедо-и-Ангуло, чтобы заменить предыдущий храм шестнадцатого века, который был в руинах, и было завершено в 1696 году. Новый храм из «извести и камня» представляет собой растение латинского креста и один из лучшие и самые изысканные запрестольные образы региона с обильным орнаментом, включающим мотивы андской флоры и фауны. В интерьере сохранились несколько запрестольных образов, кафедра и ряд больших полотен с маркетри восемнадцатого века, которые покрывают большую часть стен религиозного помещения.

ХРАМ САНТЬЯГО АПОСТОЛА. Лампа. Его строительство началось в 1678 году по приказу епископа Куско Мануэля де Моллинедо-и-Ангуло, заменив предыдущий храм шестнадцатого века, завершив работу в 1685 году, которая представляет план латинского креста с двумя барочными фасадами великолепного дизайна и мастерства. Позже, во второй половине восемнадцатого века, он был отреставрирован со строительством нынешних сводов и скатной крыши с цветной глазурованной черепицей. Храм, занимающий целый квартал, расположенный между двумя большими площадями, выделяется своей монументальностью, его видно из любого отдаленного от города места. Внутри, как и в Аявири и Асильо, хранится ряд огромных полотен с маркетри, а также запрестольные образы, амвон и различные украшения.

ХРАМ САН-КАРЛОС БОРРОМЕО — МАЛАЯ БАЗИЛИКА СОБОР. Пуно. Дата начала его строительства неизвестна, тем не менее, возможно, что он постепенно заменил собой предыдущий храм семнадцатого века, завершив красивый главный фасад в 1757 году работой местного мастера-каменщика Симона де Асто, даже когда храм не был законченный. Работы были отложены из-за восстания Тупака Амару, которое было возобновлено в 1788 году и полностью завершено в 1794 году благодаря вкладу владельцев горнодобывающих месторождений. Фабрика каменной кладки, представляет собой завод латинского креста с бочкообразными сводами и куполом над трансептом. Пожар в 19.33 разрушил запрестольный образ Главного Алтаря, который Арка спроектировала новый. Эмилио Харт-Терре.

ХРАМ САН-ПЕДРО МАРТИР. Джули. Он был построен под покровительством Санто-Томаса доминиканским орденом в 1565 году и завершен в 1567 году рядом с монастырем Сан-Педро-Мартир. Нынешний храм был построен путем постепенной замены первоначального здания с начала восемнадцатого века до изгнания иезуитов в 1767 году; Он имеет план латинского креста с бочкообразным сводом с поперечными арками и куполом над трансептом. Главный фасад сдержан и контрастирует с богатой орнаментальной резьбой уникальной колокольни. Внутри находится одно из лучших помещений в стиле барокко Коллао вместе с Поматой, в котором также сохранилось внутреннее оборудование алтаря, кафедры, полотен и т. Д. Восемнадцатого века и некоторые работы Бернардо Битти шестнадцатого века.

ХРАМ САНТА-КРУС-ДЕ-ИЕРУСАЛЕН. Джули. Первоначально называвшийся Сан-Идельфонсо, а затем Санта-Крус-де-Херусален, первоначальный храм рухнул в 1741 году и был почти полностью перестроен, открывшись в 1753 году. Он украшен латинским крестом и украшен обильной резьбой на алтаре и внутренней крышке, в основном в секторе трансепта и пресвитерия с метисским орнаментом. В настоящее время храм находится в процессе реставрации после нескольких десятилетий запустения и частичного разорения, потеряв своды кинча и звонницу, тем не менее, сохранив большую часть своей качественной изготовления.

NUESTRA SEÑORA DE ROSARIO ИЛИ ХРАМ САНТЬЯГО АПОСТОЛА. Помата. Строительство нынешнего храма датируется второй половиной восемнадцатого века, он имеет план латинского креста с боковыми часовнями, бочкообразным сводом с куполом над трансептом, колокольней и атриумом, окруженным входной аркой, среди прочего. аспекты. Это один из лучших храмов Кольяо по своей архитектуре и особенно по обильному орнаменту метисов его двух крышек и интерьеру с большим пространственным качеством, подчеркивающим прекрасную резьбу по камню в куполе, подвесках, окнах, колоннах, крышках. ризница и контрризница и др., которые обозначают высший уровень композиции своего типа в регионе. В нем сохранилось внутреннее оборудование алтарей, кафедры, полотен и т. Д. Восемнадцатого века.

ХРАМ САН-ПЕДРО. Зепита. Дата начала строительных работ нынешнего храма неизвестна, но предполагается, что к 1725 году он находился в исполнении, завершившемся во второй половине того же века. Это будет одно из первых произведений архитектуры метисов в этом регионе. Растение представляет собой латинский крест с пушечными сводами, подчеркивающими его боковую крышку алтаря под аркой укрытия, что демонстрирует обильный орнамент с мотивами флоры и андской фауны, а также его волнообразный профиль по конфигурации сводов, дошедших до наших дней. как произведение исключительного качества и интереса.

Оправдание выдающейся универсальной ценности

Стиль барокко появился на высоком плато Кольяо в последней трети семнадцатого века для работ, продвигаемых епископом Куско Мануэлем де Моллинедо-и-Ангуло при строительстве храмов Аявири, Асильо и Лампа, особым образом консолидировавшись в восемнадцатом веке, в котором были разработаны замечательные произведения религиозной архитектуры, достигли того, чего до этого момента не достигал ни один предыдущий стиль: войти в идиосинкразию и чувства местного населения, став ремеслом сделав архитектуру и искусство почти исключительным достоянием мастеров-строителей, аборигенов и мастеров-метисов, интерпретировавших своими способностями архитектурные схемы и партии, доставшиеся по наследству.

В результате взаимодействия и сосуществования в шестнадцатом и семнадцатом веках между испанскими мастерами-строителями, метисами и коренными народами, которые были обучены работе каменщика, каменщика, плотника, скульпторам по камню и резьбе по дереву, плавильщикам и т. д. различные виды искусства, а благодаря импульсу церкви в продвижении и определении стоимости работ для продолжения евангелизации коренного населения в регионе Кольяо были построены многочисленные храмы, которые представляют собой выдающиеся образцы архитектуры и искусства андского барокко, которые печально известно, что небольшие учения, расположенные в сельской местности на высоте около 4000 метров над уровнем моря, где нехватка дерева и других материалов была технической и логистической проблемой, означала возможность использования и мобильность различных компонентов в качестве формы для выполнения хранилищ. в различных произведениях перуанского и, возможно, боливийского альтиплано (Гутьеррес, 1978: 110).

Со временем, в восемнадцатом веке, обмен ценностями и передача знаний в строительной деятельности, которая идет от испанского к коренным народам и метисам, завершается, также получая декоративное влияние Арекипы, принимая на себя роль дизайна и направления. работ, делая то, что они умеют делать, чему они научились у испанских мастеров-строителей и в соответствии с эмпирической традицией, почти полностью уменьшая присутствие полуострова в творческом и исполнительном процессах, способствуя таким образом вкладу местных форм и эстетика, которая придает уникальную архитектурную идентичность, типичную для региона, которая была интегрирована с окружающим диким ландшафтом.

Критерий (ii): Барочные храмы Кольяо являются замечательным свидетельством слияния архитектурных и художественных течений Куско и Арекипы, двух наиболее важных центров культурного распространения и производства древнего вице-королевства Перу, составлявшего региональное школы, основанные на испанской архитектурной традиции, но с сильной региональной интерпретацией, развивающие особые характеристики в районе высокого плато, как формальные, так и декоративные, благодаря местному вкладу рук коренных жителей и метисов-строителей и мастеров, которые изучили и присвоили знания дизайнерских и конструктивных приемов, переданных испанскими мастерами-строителями в шестнадцатом и семнадцатом веках, и чье влияние на передачу архитектурных моделей, разработанных в регионе, и оригинальных декоративных концепций сильно распространилось с высокого плато в регионы Ла-Пас, Оруро и Потоси в бывшей Audiencia de Чаркас (нынешняя Боливия) обогащается за счет местного вклада.

Критерий (iv):   Храмы в стиле барокко региона Кольяо представляют собой сплав дизайна и строительства храмов под влиянием региональных школ Куско и Арекипы с использованием материалов, архитектурных форм и местных орнаментальных мотивов с высоким символическое содержание, включающее в себя наследие примерно девяти храмов, построенных благодаря поощрению и руководству религиозными орденами, светскими священниками-священниками и епископами католической церкви между семнадцатым и восемнадцатым веками в период вице-королевства Перу, с целью евангелизация местного коренного населения, как кечуа, так и аймара, и поддержка его включения в испанский административный и производственный процесс.

Сочетание влияний и местного вклада, полученного и переосмысленного на местном уровне, привело к появлению уникальных примеров религиозных зданий большой архитектурной ценности, которые приобретают высокую символическую ценность как священные места в рамках особого религиозного мировоззрения жителей Кольяо культовой экстраверсии и представляют собой заметные особенности как часть эволюционного процесса архитектуры храмов, проявляющиеся в их объеме и массе, что позволяет им заметно выделяться из профиля населения, в котором они расположены, составляя визуальный и принадлежащий ориентир; в иерархии своего расположения внутри городских следов, составляющих в то же время центры городской организации; в его растениях латинского креста с традиционными удлиненными и узкими нефами, которые представляют собой сохранение пропорций храмов эпохи Возрождения в этом регионе; в разработке очень сложных фасадов запрестольного образа, которые подтверждают барочную идею фасадов по отношению к городскому пространству и зданию; в применении орнаментальной резьбы по камню плоскостного характера, глубоких насечек и краев, вырезанных на рамке, которые подчеркивают ощущение светотени и объединяют мотивы местной флоры и фауны с доиспанскими мотивами, классической и христианской мифологией, составляя иконография с большим символическим содержанием; в больших атриумах, в основном огороженных для литургического использования, ритуальных празднеств и в качестве кладбища.

Таким образом, храмы Сан-Франциско-де-Асис-де-Аявири, Сан-Херонимо-де-Асильо и Сантьяго-Апостол-де-Лампа, Сан-Карлос-де-Пуно, Сан-Педро-Мартир-де-Хули, Санта-Крус-де-Херусален-де-Хули, Нуэстра-Сеньора-дель-Росарио-де-Помата и Сан-Педро-де-Сепита являются архитектурными иконами истории андского искусства и архитектуры, выделяясь, среди прочего, своей особой конфигурацией здания, конструктивным качеством и оригинальностью орнамента.

Заявления о подлинности и/или целостности

ПОДЛИННОСТЬ

Все оригинальные атрибуты формы и дизайна, материалов, методов строительства, местоположения и ландшафтной среды, которые характеризуют религиозную архитектуру, развитую в регионе Кольяо, и иллюстрируют процесс ее эволюции, присутствуют в наборе из девяти выбранных храмов. от влияний, полученных в семнадцатом веке от региональных школ Куско и Арекипы, а также знаний о методах проектирования и строительства, переданных испанскими мастерами-строителями коренным народам и метисам, и местного эстетического вклада, который определил в восемнадцатом веке сплав тенденций и архитектурно-художественных знаний и перенос эстетических критериев на другие регионы высокогорного плато Перу и Боливии.

Мероприятия по консервации и реставрации, проведенные государством за последние два десятилетия, следовали принципам и рекомендациям, установленным в международных документах ЮНЕСКО и ИКОМОС, и позволили сохранить аутентичность дизайна и материалов зданий.

Только в храме Сан-Педро-Мартир-де-Хули представлены вмешательства в его своды и купола, выполненные в 1940-50-е годы, однако эти вмешательства четко читаются, не затронув другие компоненты и не уменьшив индивидуальность и образ в целом.

Аналогичным образом, большинство храмов продолжают использовать и функционировать как места культа, некоторые из которых были преобразованы для других целей из-за исчезновения культа в девятнадцатом и двадцатом веках, как в случае с храмами Хули Санта-Крус-де-Иерусалим. и Сан-Хуан-де-Летран.

ЦЕЛОСТНОСТЬ

Барочные храмы Кольяо в целом сохраняют полные типологические, конструктивные, формальные и оригинальные характеристики местоположения, которые выражают их архитектурные, художественные, исторические и урбанистические ценности, а также религиозные цели и функции в большинстве случаев представлять вместе все исключительные атрибуты, которые позволяют его распознавать и читать, а также иметь достаточный размер, чтобы адекватно гарантировать представление Выдающейся универсальной ценности.

В целом, все храмы хорошо сохранились, и физическая целостность была сохранена, за исключением храма Санта-Крус-де-Иерусалим-де-Хули, заброшенность которого в конце девятнадцатого века привела к постепенному обрушению сводов и колокольни. , а также колокольня храма Сан-Педро-де-Сепита, обрушившаяся от удара молнии, однако оба здания стабилизированы и находятся в процессе восстановления Министерством культуры.

Все храмы в настоящее время являются частью культурного наследия нации, объявленного памятниками в соответствии с Законом № 9342 от 20 февраля 1941 г. (Сантьяго Апостол де Лампа), Законом № 9400 от 15 октября 1941 г. (Сан-Франциско). де Асис-де-Аявири, Сан-Херонимо-де-Асильо), Постановление Верховного суда № 515 от 01.12.1959 г. (Сан-Педро-Мартир-де-Хули, Санта-Крус-де-Иерусалим-де-Хули), Постановление Верховного суда № 2900 от 28 декабря 1972 г. (Сан-Карлос де Пуно, Нуэстра-Сеньора-дель-Росарио-де-Помата, Сан-Педро-де-Сепита), и охраняется государством в соответствии с Законом № 2829. 6 Общего закона о культурном наследии нации, его Регламента (Верховный указ № 011-2006-ED) и Политической конституции Перу, а также других дополнительных норм. Защита и надзор за храмами находятся в ведении Министерства культуры через его Децентрализованное управление культуры Пуно, которое разделяет обязанности с местными органами власти (муниципалитетами) и региональным правительством Пуно, в соответствии с Законом № 28296, Законом №. 27972 Органический закон о муниципалитетах и ​​Закон № 27867 Органический закон о региональных правительствах.

Сравнение с другими аналогичными объектами

Христианская религиозная архитектура составляет одну из наиболее представленных категорий в Списке всемирного наследия из-за большого количества, разнообразия и качества отдельных зданий, а также комплексов храмов, монастырей, миссий и поместий. , которые демонстрируют в различных частях света историческую значимость, большое разнообразие типологий и архитектурно-художественных стилей, развивавшихся на протяжении нескольких столетий в различных геополитических и культурных условиях.

Хотя можно понять, что категория достаточно представлена ​​во всем мире, может быть отмечена несбалансированность в распределении зарегистрированных объектов по регионам, что не обязательно связано с отсутствием соответствующих примеров или отсутствием существующих Исключительная универсальная ценность. Таким образом, из общего числа религиозных объектов, зарегистрированных во всем мире (27 объектов), только 19% (05 объектов) относятся к Южной Америке, а на континентальном уровне их доля увеличивается до 30% (08 объектов).

Регион Южной Америки имел большое значение в процессе евангелизации, проводимом европейскими религиозными деятелями с шестнадцатого века, о чем свидетельствует большое количество, разнообразие и широкое распространение храмов на всех территориях, находящихся под контролем испанской короны. которые свидетельствуют о проделанной работе и давних традициях мысли, культуры и самобытности населения до настоящего времени. Эти храмы представляют собой многочисленные региональные особенности дизайна, материалов и функций, которые отличают их от других регионов мира. К этому добавляется, что совокупность серийных храмов, зарегистрированных в Европе, соответствует постройкам до шестнадцатого века, чей дизайн, типология, технология строительства и даже использование материалов отличаются от андских храмов. Точно так же серийные объекты Северной Америки, зарегистрированные в Списке всемирного наследия (Мексика, США), имеют определенные конструктивные особенности, будучи более связанными композиционно и стилистически друг с другом, чем с южноамериканскими образцами, имевшими самостоятельное развитие и сильно отличавшимися от Мексики и область его влияния.

Наконец, южноамериканские серийные объекты, зарегистрированные в Списке всемирного наследия, в основном связаны с иезуитскими миссиями (иезуитские миссии гуаранов — Аргентина и Бразилия, иезуитские миссии Святой Троицы Параны и Иисуса из Таваранге — Парагвай и иезуитские миссии Миссии Лос-Чикитос — Боливия), эстансии (блок иезуитов и эстансии Кордовы — Аргентина) и деревянные храмы (церкви Чилоэ — Чили), все они имеют особые формальные, эстетические, функциональные и символические характеристики, которые отличают их друг от друга. и с барочными приходскими храмами Кольяо, в то время как серийные храмы, зарегистрированные в Ориентировочных списках государств-участников, обозначают стремление представить сельскую архитектуру доктрин в Андах (Церкви высокого плато — Чили и Храмы католической доктрины — Колумбия), отличающиеся от предложенной простой типологией, меньшим масштабом, другими составляющими материалами, архитектурным стилем. les и менее сложная конструкция, каждый случай является особым ответом на установление доктрин в каждом регионе. Предложение храмов в стиле барокко Коллао находится в этом аспекте, как типичных примеров сельской религиозной архитектуры периода барокко в Андах.

Барочные храмы Кольяо | Для путешественников, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО,

для путешественников всемирного наследия

.

Барочные храмы Кольяо входят в Предварительный список Перу, чтобы претендовать на включение в Список всемирного наследия.

Барочные храмы Кольяо представляют собой группу из восьми церквей, построенных на высоких плато перуанских Анд для облегчения евангелизации местного населения во время испанской колонизации. На этих высоких плато развился особый художественный и архитектурный стиль, смешивающий европейские знания и местные традиции под влиянием школ архитектуры Куско и Арекипы: андское барокко. Эти церкви, построенные между 16 и 18 веками, обычно характеризуются монументальными каменными конструкциями с планом латинского креста, богато украшенными алтарями и более сдержанными интерьерами.

8 локаций 0 отзывов 9 посетителей

Карта храмов в стиле барокко Кольяо

Загрузить карту

Координаты, показанные для всех предварительных мест, были получены благодаря усилиям сообщества. Они не являются официальными и могут меняться в надписи.

Отзывы сообщества

Пока нет отзывов. Будь первым!

Лайки сообщества

1 голосов

Голосовать

Полное имя
Барочные храмы Кольяо
Страна
Перу
Добавлено
2019
Тип
Культура
Категории
Религиозная структура — христианская
Ссылка
По идентификатору
2019 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *