Христос в темнице — Карта знаний
- «Христос в темнице» (другие названия: «Спас Полунощный», «Спаситель в темнице», «Сидящий Спаситель», «Страдающий Христос», «Бичуемый Христос», «Истинный Христос») — сюжет православной скульптурной иконографии, широко распространённый в народной культуре XVII—XIX веков. Скульптура изображает заточение Иисуса Христа после пыток (или во время них), ожидающего восхождения на Голгофу. Христос изображался сидящим, с терновым венцом на голове и, обычно, с прижатой к щеке правой рукой.
Часто статую Христа в церкви помещали в «темницу» (это было специально изготовленное помещение или глубокая тёмная ниша в стене). Перед ней зажигали лампаду. Слабый огонь лампады создавал полумрак, колеблющийся свет едва освещал фигуру, по лицу пробегали тени, верующим казалось, что перед ними живое божество. Одежду на статуе меняли. Обычно статуя была облачена в парчовое жёлто-золотистое облачение, но в дни Страстной недели её покрывали траурным чёрным бархатом, а на Пасху одевали в светлые одежды из блестящей серебристой парчи.
В январе — феврале 2019 года в Санкт-Петербурге в Центральном выставочном зале Манеж состоялась выставка, где были представлены более 30 скульптур середины XVII — начала XIX веков на этот сюжет. В выставочном проекте скульптуры из своих коллекций предоставили Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Пермская государственная художественная галерея, Моршанский историко-художественный музей, Переславль-Залесский музей-заповедник, Государственный музей истории религии, Тотемское музейное объединение и некоторые другие музеи.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Русская иконопись — развивавшееся в недрах православной церкви изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века крещением Руси. Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена светскими видами изобразительного искусства. «Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили о её авторстве). Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи. Подробнее: Пьета (Микеланджело) «Мадо́нна у ле́стницы» (итал. Madonna della scala; также «Мадо́нна на ле́стнице») — мраморный барельеф, созданный Микеланджело ок. 1491 года. Это первое независимое, наиболее раннее из сохранившихся произведений мастера. Фриц Эрпель писал, что в этом произведении «…уже узнается зрелый Микеланджело, в захватывающем контрасте между благородной шеей и грудью Мадонны и атлетическим плечом младенца Христа, между линеарной перегруженностью спины мадонны и бегущей игрой складок её одежды». Шильяно назвал… Христос во гробе, Уныние или Смирение Нашего Господа, Высшее Умаление, Царь Славы (др.-греч. Άκρα Ταπείνωσις, Akra Tapeinosis — крайнее уничижение, смирение) — вариант иконографии Иисуса Христа, изображающий его мёртвым в гробу. «Давид» — бронзовая статуя работы Донателло; первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. Добрый Пастырь (греч. ὁ ποιμὴν ὁ καλὸς, ho poimen ho kalos, лат. pastor bonus) — символическое именование и изображение Иисуса Христа, заимствованное из Ветхого Завета и повторенное Христом в Новом Завете в аллегорическом описании своей роли учителя. Танец Саломеи перед царём Иродом — в изобразительном искусстве один из эпизодов Пира царя Ирода, выделившийся в самостоятельный сюжет в живописи XIX—XX веков. В соответствии с лаконичными описаниями Евангелий от Марка и Матфея (Матф. 14,3-5; Мк. 6, 17-20), дочь Иродиады (имя её не названо) танцевала на пиру у своего отчима Ирода. Восхищённый танцем Ирод обещал исполнить любое её желание. Царица Иродиада, желая отомстить Иоанну Крестителю за осуждение её брака с Иродом — братом её мужа, подговорила… Пермская деревянная скульптура («Пермские боги») — храмовая скульптура, получившая распространение на территории Пермского края в XVII—XIX веках. Пермская деревянная скульптура уникальна тем, что, являясь, по сути, искусством восточно-христианским, сохранила отчётливые черты языческой культуры, вдобавок испытав влияние западно-европейского барокко. «Христос и святой Фома» или «Неверие святого Фомы» (итал. Incredulità di san Tommaso) — скульптурная группа работы итальянского скульптора Андреа Верроккьо. Создана в период между 1467 и 1483 годами. Первоначально находилась в нише церкви Орсанмикеле во Флоренции (заменена на копию), сейчас оригинал хранится в музее Орсанмикеле. Граффито Алексаменоса (также известно как Богохульное граффито:393) — рисунок-граффити, высеченный на гипсовой стене рядом с Палатинским холмом в Риме, ныне находящийся в Антикварном музее Палатина. Считается одним из первых художественных изображений распятого Иисуса Христа (наряду с несколькими геммами). Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. В широком значении слова — искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и других предметов природы в осязательных, телесных их формах. «Муж скорбей» (лат. Vir dolorum, ивр. אִישׁ מַכְאֹבוֹת, иш мах’овот) — эпитет Иисуса Христа, идущий из ветхозаветного предсказания о грядущем Мессии в 53-й главе «Книги Исайи». Плат Вероники (Вуаль Вероники) — в христианстве нерукотворное изображение Иисуса Христа, которое, по преданию, появилось на платке, который святая Вероника подала Иисусу Христу, когда Он нёс свой крест на Голгофу. Т. н. «Колодец предков», «Колодец Моисея» — одно из самых примечательных произведений средневековой скульптуры. Работа фламандского скульптора Клауса Слютера, его мастерской (включая помощника и племянника Клауса де Верве), выполненная для картезианского монастыря Шанмоль (Champmol) вблизи Дижона — места упокоения бургундского герцога Филиппа Толстого. «Статуи пророков, особенно могучая фигура старца Моисея, замечательны монументальной обобщенностью форм, смелостью изображения сильных, мужественных… Рома́нским иску́сством, рома́нским сти́лем или рома́никой (от лат. Roma — Рим) принято называть период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона. Этот термин распространился в XIX веке среди историков искусства, особенно применительно к романской архитектуре, которая сохранила многие характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь круглоголовые арки, а также цилиндрические своды…kartaslov.ru
Пермская скульптура — Православный журнал «Фома»
Фигуры Богоматери, Спасителя, святителя Николая Мирликийского, Иоанна Богослова, Параскевы Пятницы, выполненные из дерева… Первое невнимательное впечатление от экспозиции Пермской художественной галереи — в православной традиции так не бывает, это «не наше». Но если внимательно посмотреть, вглядеться, то окажется, что «наше», только особенное, уникальное. Недаром же пермская деревянная скульптура — отдельная страница в истории изобразительного искусства.До начала XX века деревянные скульптуры находились в храмах и часовнях Пермской земли. Перед ними молилось не одно поколение верующих.
Мастера создавали скульптуру с этническими чертами местных жителей, коми-пермяков и татар, изображали в традиционной крестьянской одежде, тем самым словно приближая православную традицию к своей жизни, вписывая себя, своих близких, соседей в контекст Евангельской истории. Естественно, делая это по внутреннему побуждению, а не по сложным богословским размышлениям.
Некоторые исследователи считают, что церковная пермская деревянная скульптура связана еще с языческой традицией. Но когда смотришь на скульптуры — так не думается. Перед тобой — стремление мастеров не создать идола вместо изображения Бога, а увидеть — как все происходило, почувствовать, внутренне, глубоко — посочувствовать. Словом, увидеть, как связаны суровые пермские земли с далеким жарким Иерусалимом.
Собор Архангелов. Из села Губдор.
Есть в экспозиции выставки несколько изображений Христа в темнице. Здесь народная традиция выходит за рамки евангельского повествования, показывая Спасителя в узилище, тем самым словно еще больше подчеркивая Его оставленность всеми. Он со смирением ожидает казни, страшась и принимая ее. Художники словно вложили в Его уста молитву: Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк 22:42).
Вот что про одну из таких скульптур говорит Евгения Шабурова, заведующая отделением отечественного искусства Пермской государственной художественной галереи:
«Скульптура “Христос в темнице” из села Пашия поступила в галерею из Канабековской часовни в Пашийском заводе Пермского округа в 1924 году. Произведение уникально тем, что представляет собой целый скульптурный комплекс со сложной композиционной структурой. Такие памятники в очень редких случаях сохранились до наших дней.
Весь комплекс состоит из застекленной темницы с резными позолоченными колоннами по углам, с пышной орнаментальной резьбой по нижним панелям, со сложной формой купола в виде шатра, украшенного восемью ангелами с орудиями Страстей в руках. Орудиями Страстей называются предметы, связанные с мучениями Христа, ставшие символическими в изображениях разных сюжетов: мешок с тридцатью сребрениками, розги, петел (петух), колонна бичевания, гвозди, молоток, копье, трость и другие предметы, которые были связаны с этими событиями».
В деревянных скульптурах можно отыскать некоторую связь с романским искусством, но, как писал искусствовед Михаил Алпатов, «какие бы воздействия мы ни находили в русской народной скульптуре, это искусство самосамобытное, коренное, почвенное. Как и народную поэзию, народную архитектуру и народное прикладное искусство, народ создавал скульптуру для себя, для собственных потребностей, сообразуясь прежде всего со своими собственными понятиями добра и красоты. Это искусство отражает несложный, порой даже косный уклад жизни русского крестьянства в далеких уголках страны, особенно на Севере».
Богоматерь г. Пермь. XVIII в.
Наделяя скульптурные изображения реалистическими чертами, собственными национальными особенностями, мастера, однако, нередко привносили в работу черты иконописи, словно показывая: объемное произведение, находящееся здесь, в нашем трехмерном мире, напоминает о другом, Горнем.
Лицо святой Параскевы Пятницы из скульптурной композиции Параскевы Пятницы и предстоящих Варвары и Екатерины (датируется XVII–XIX веками, передано в галерею из Никольской церкви села Ныроб Чердынского района) — все-таки больше лик. Обращенные к зрителям, фигуры святых мучениц на самом деле находятся в неком другом духовном измерении, предстоят Господу.
Всего в коллекции Пермской художественной галереи около 400 скульптур, созданных в XVII–XIX веках. Один из основателей коллекции — Николай Николаевич Серебренников, сын священника, всю свою жизнь посвятивший изучению русского искусства.
С 1923 по 1926 годы он организовал шесть экспедиций, в основном в северные районы Пермской области, результатом которых стали уникальные находки. Те самые, которые могли погибнуть в эпоху борьбы с религией и посмотреть которые приезжают любители искусства со всего мира.
Москвичи смогут увидеть пермскую скульптуру в Государственном историческом музее с в ГИМ с 18 декабря до 9 марта
Экспозиция деревянной скульптуры в Пермской художественной галерее.
Положение во гроб. Из села Нижний Шакшер .
Экспедиция 1925 года под руководством Н. Н. Серебренникова. Пристань Пожвы.
Христос в темнице. Из поселка Пашия.
Фото Валерия Заровняных.
Фото на заставке – ангел летящий из села Сиринское
foma.ru
Российская деревянная скульптура . : well_p — LiveJournal
Самое смешное , что вы все ее прекрасно видели и не один раз . Вот кадр из знаменитого фильма . Напротив Ивана Васильевича сидит деревянный Иисус Христос из собрания Ростовского Кремля , где в свое время и снимали сцены погони .Приведу одну цитату :
Во всех областях европейской России, подвергнутых отделом Свода памятников архитектуры и монументального искусства Института Искусствознания РФ сплошному обследованию, в рамках программы «Своды памятников», были обнаружены произведения скульптуры. Они есть почти в каждом незакрывавшемся храме. Русская деревянная церковная скульптура относится к той части отечественного художественного наследия, которая до сих пор мало изучена, и, при этом, более чем на 90% утрачена. В целом необходимо констатировать, что скульптура 18-19 веков в интерьерах русских храмов, вопреки общепринятым представлениям, была широко распространена.
Небольшой рассказ о муромской деревянной скульптуре . Взял отсюда , как и вышеприведенную цитату .
Задолго до рождения собирателя пермской деревянной скульптуры Николая Николаевича Серебренникова (1900 – 1966 гг.), муромский землемер, археолог и краевед Николай Гаврилович Добрынкин (1835 – 1902) во второй половине 19-го века начал собирать в церковных кладовых и на чердаках ставшие ненужными деревянные скульптуры, которые по его словам «в половине нынешнего столетия… были удалены из православных церквей». Во время осмотра церковного хлама он спас от гибели многие памятники.
В 1894 году Н. Г. Добрынкин составил каталог своей коллекции, назвав ее «Музей». Все собранные предметы Добрынкин разделил на разделы. Многие предметы из коллекции Николая Гавриловича сохранились и были переданы сыном краеведа В. Н. Добрынкиным в муромский музей, открытый для посещения 1-го января 1919 года.
Среди предметов деревянного зодчества, собранных Н.Г.Добрынкиным, есть замечательный памятник 18-го века — Богоматерь Страстная из погоста Горицы. Этот образ почитался чудотворным.
Скульптура. Богоматерь Страстная. 18-й век.
Фото 19-го века из архива Н. Г. Добрынкина.
В 1890 году Н.Г. Добрынкин обнаружил “в архивной кладовой на Святых воротах” Спасского монастыря деревянную скульптуру Николая чудотворца Можайского, которая упоминается в монастырской описи 1763 года: “… в церкви теплой покрова Пресвятой Богородицы… на левой стороне Царских врат Образ резной Николая Чудотворца”. Скульптура Николая чудотворца Можайского вырезана в человеческий рост из дерева, оклеена холстом и расписана красками и золотом.
Скульптуры. Николай чудотворец Можайский. 18-й век.
Фото 19-го века из архива Н.Г. Добрынкина.
Почти в каждом храме Мурома и Муромского уезда была резная фигура Христа в темнице, изображающая страдающего в заточении Спасителя. Сохранилась замечательная скульптура такого Христа первой половины 18-го века из Вознесенской церкви. Она исполнена в полный человеческий рост и объем, с правильными русскими чертами лица, с кудрявыми волосами и бородой.
Скульптура. Христос в темнице. 18-й век.
Фото 19-го века из архива Н. Г. Добрынкина.
Деревянная скульптура на сайте Переславль-Залесского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника .
Деревянная скульптура в собрании Музеев Московского Кремля .
Навершие иконостаса.
Горельеф.
Переславль-Залесский, московские мастера, конец XVII – начало XVIII в.
Дерево, резьба, масло, золочение.
Происходит из Петровского дворца Переславля-Залесского. Поступила из Переславль-Залесского музея в 1930 г.
Икона входила в состав скульптурной композиции «Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом», которая предназначалась для завершения иконостаса. Иконография «Распятия» свидетельствует о знакомстве мастеров с образцами западной барочной скульптуры. Влиянием барочных западных образцов объясняется и характер образа – экспрессивный, с подчеркнутым выражением физического страдания. Петровский дворец в Переславле-Залесском, откуда происходит «Распятие с предстоящими», был начат постройкой по указу Петра I в 1691 году, на южном берегу Плещеева озера у села Веськова. Рядом с ним находился и «деловой двор», где располагались мастерские и жили мастера, занимавшиеся строительством на озере первого русского флота. Скульптурная группа находилась, по-видимому, в навершии иконостаса дворцовой церкви и была выполнена московскими мастерами, возможно резчиками Оружейной палаты, в числе которых было немало иноземцев.
Москва, резчики Оружейной палаты (старец Ипполит?), роcпись — Карп Золотарев, Василий Познанский(?), 1680 г. Рельеф.
Дерево (кипарис), белый камень (?), серебро, резьба, масляная роспись, литье, чеканка, позолота.
Находится в своем первоначальном месте в алтаре церкви Воскресения Христова (Воскресения Словущего) в Большом Кремлевском дворце.
Фигура Христа помещена на кресте чуть ниже средокрестия. Фигура Христа стройных пропорций, лик продолговатый, с прямым носом и небольшим плотно сжатым ртом. Ноги и руки Христа пробиты четырьмя гвоздями с четырехгранными шляпками. На руках и ногах, на лбу и правом боку Христа изображены истекающие из ран струйки крови. Крест «Распятия» семиконечный, из толстых досок, обложенных тонкими пластинами дерева, покрытыми в несколько слоев олифой. На обороте креста – роспись масляными красками с изображениями орудий страстей: колонны с привязанной к ней веревкой, трости и копия, гвоздей, а также рассыпанных серебряников и серебряных сосудов. Крест утвержден на каменной Голгофе, представленной в виде горки камней, раскрашенных черной краской. Фигура Христа почти целиком вырезана из кипарисовой доски с небольшими вставками дерева. Руки от плеч вырезаны отдельно, места крепления их к плечам хорошо видны. Изображение выполнено в рельефе. Более выпукло, почти в половину объема, проработаны голова и руки, кисти которых, а также пальцы ног выполнены как круглая скульптура.
Москва, резчики Оружейной палаты, конец XVII в.
Рельеф.
Дерево, серебро, резьба, масляная роспись, литье, чеканка, позолота.
Находится в алтаре церкви Воздвижения Креста Господня (Распятской) в Большом Кремлевском дворце.
Фигура Христа помещена на кресте чуть ниже средокрестия. Христос представлен умершим, голова склонена к правому плечу. Лик округлый, с мелкими чертами, нос тонкий, прямой, глаза закрыты. Ноги и руки Христа пробиты четырьмя гвоздями с гранеными шляпками. На руках и ногах, на лбу и правом боку Христа изображены стекающие из ран струйки крови. Крест «Распятия» семиконечный, покрытый темно-коричневой масляной краской. Фигура Христа вырезана из кипарисовой доски в технике многопланового рельефа менее чем в половину объема. Более объемны голова и руки, а кисти рук и стопы ног выполнены уже в технике круглой скульптуры. Руки вырезаны из отдельных кусков дерева, места их крепления у плеч хорошо видны. Роспись рельефа выполнена масляной краской.
Москва, мастера Оружейной палаты, середина XVII в.
Горельеф.
Дерево (липа), левкас, резьба, тиснение по левкасу, темпера.
Происходит из храма Николы Гостунского в Московском Кремле.
Изображение святителя Николая Мирликийского в рост, с мечом и градом в руках, носит наименование «Можайский», по месту происхождения древнейшего чтимого образа. Имеется в виду деревянная статуя Николы Можайского XIV века из Никольского собора города Можайска, хранящаяся ныне в Третьяковской галерее. Создание статуи связано с местной легендой о явлении святителя Николая во время осады Можайска неприятелем. Святой явился на воздухе с мечом в одной руке, держа в другой изображение города с храмом, в знак покровительства и защиты. Устрашенный неприятель бежал, а благодарные жители сделали деревянную статую святого. С тех пор образ Николы Можайского получил на Руси повсеместное почитание как образ защитника русских городов. Кремлевский горельеф по своим технологическим приемам продолжает традиции ранних изображений – таких, как упоминавшийся «Никола Можайский» XIV в. и «Никола Можайский» XVI в из Пскова.
Резьба по дереву сочетается здесь с резьбой и теснением по левкасу, темперной краской и позолотой.
Деревянная скульптура с Русского Севера :
Соловецкий монастырь, вторая половина XVII в. Рельеф.Дерево, левкас, резьба, темпера. ХерувимКстати один в один из моего поста Диво дивное или чудо юдо из Лицевого свода
Икона «Никола Можайский» Русский Север, начало XVIII в. Горельеф.Дерево, левкас, резьба, столярная работа, темпера. Происходит из коллекции П.И.Щукина.
Георгий Победоносец (Вологда)
Георгий Победоносец (Архангельская область, Лешуконский район)
Никола (Архангельская область, Карогопольский район)
Никола (Архангельская область, Карогопольский район). Фрагмент.
Никола Можайский (Архангельская область, Плесецкий район) . Обратите внимание , выше уже было несколько его фигур . . Вот например , как он выглядит в Пермской коллекции :
Параскева Пятница (Архангельская область)
«Евангелисты» из Сольвычегодска (Архангельская область)
Херувим (Архангельская область)
Могилев (Белоруссия). Городской музей в здании восстановленной ратуши.
Остальные скульптуры из Минского художественного музея (Белоруссия)
На территории Великого Княжества Литовского (включающего как современные литовские так и белорусские и украинские земли) деревянная храмовая скульптура считается неотъемлемым атрибутом «виленского барокко», отличающим его от барокко итальянского. Там где католические храмы не закрыли или не передали православным — Деревянная скульптура осталась
Вот, к примеру, по деревням в Софийский собор в Полоцке пособирали
Мне думается , что существовали целая традиция изготовления подобных творений . Были школы , каноны и целенаправленное финансирование со стороны государства . Простой крестьянин просто не сможет сделать такую вот скульптуру . Не хватит времени , денег . Да и ведь надо знать что и как делать . Это же не просто так , это изображения бога и святых . Уверен существовали целые академии , в которые отбирали талантливых ребятишек и учили очень непростому искусству деревянной скульптуры .
Но потом что то случилось и государство ( а напоминая ,что церковь тогда была всего лишь одним из министерств , которое возглавлял «гражданский» обер-прокурор) просто «забыло» об этой скульптуре .И накрыло ее завесой умолчания . Причем произошло это скорее всего где то в 18 веке . Как видно из текста выше в Переславле-Залесском эта скульптура стояла еще в конце 17 , начале 18 века .
Почему , из-за чего это произошло , непонятно .
В центральных церквях скульптуру просто убрали с глаз долой а вот в провинции она стояла аж до Советской власти . Пермский собиратель деревянной скульптуры нашел свои первые экспонаты в кладбищенской часовне .
Вообще 18 веком я занимаюсь уже года четыре . Там оказалось просто таки дикое количество тайн и недомолвок . Если бы сам в этом не разобрался , ни за что бы не поверил . Вроде бы всего ничего лет прошло . И документов море осталось . А каждый раз я натыкаюсь на новую тайну . А сколько их мы так никогда и не узнаем ? Я ведь до сих пор так и не нашел даже намека , почему исчезли города Пермь Великая , Вятка , Резань ? Последнюю аж дважды стерли с лица земли и повелели думать , что так и было .
UPD : Не нажимайте на » Читать дальше….» там откроется только маленькая часть .Сейчас в ЖЖ это сделано коряво . Лучше нажмите на заголовок поста , тогда увидите полный текст с большим количеством фотографий
well-p.livejournal.com
Христос в темнице Википедия
Христос в темнице. Тотемское музейное объединение, XVII век«Христос в темнице» (другие названия: «Спас Полунощный», «Спаситель в темнице», «Сидящий Спаситель», «Страдающий Христос»[1], «Бичуемый Христос»[2], «Истинный Христос»[3][Прим 1]) — сюжет православной скульптурной иконографии, широко распространённый в народной культуре XVII—XIX веков. Скульптура изображает заточение Иисуса Христа после пыток (или во время них[1]), ожидающего восхождения на Голгофу. Христос изображался сидящим, с терновым венцом на голове и, обычно, с прижатой к щеке правой рукой[4].
Часто статую Христа в церкви помещали в «темницу» (это было специально изготовленное помещение или глубокая тёмная ниша в стене). Перед ней зажигали лампаду. Слабый огонь лампады создавал полумрак, колеблющийся свет едва освещал фигуру, по лицу пробегали тени, верующим казалось, что перед ними живое божество. Одежду на статуе меняли. Обычно статуя была облачена в парчовое жёлто-золотистое облачение, но в дни Страстной недели её покрывали траурным чёрным бархатом, а на Пасху одевали в светлые одежды из блестящей серебристой парчи[1].
В январе — феврале 2019 года в Санкт-Петербурге в Центральном выставочном зале Манеж состоялась выставка, где были представлены более 30 скульптур середины XVII — начала XIX веков на этот сюжет. В выставочном проекте скульптуры из своих коллекций предоставили Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Пермская государственная художественная галерея, Моршанский историко-художественный музей, Переславль-Залесский музей-заповедник, Государственный музей истории религии, Тотемское музейное объединение и некоторые другие музеи[4].
ruwikiorg.ru
Петербург. Выставка «Христос в темнице» в Манеже.: babs71 — LiveJournal
- babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71
Тем не менее, сами экспонаты очень хороши и не виноваты, что у них оказались альтернативно одаренные куратор и оформители. А потому, предлагаю взглянуть на некоторые из них:
Remove all links in selection
Remove all links in selection{{ bubble.options.editMode ? ‘Save’ : ‘Insert’ }}
{{ bubble.options.editMode ? ‘Save’ : ‘Insert’ }}
Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
babs71.livejournal.com
Пермская деревянная скульптура — remidios_fine — ЖЖ
Культовая деревянная скульптура — яркое явление в русском искусстве. Наравне с иконами и произведениями декоративно-прикладного искусства она входила в художественные ансамбли церквей и часовен. Первые дошедшие до нас памятники датируются XIV-XV веками. Расцвет древнерусской деревянной пластики приходится на XVI-XVII столетия. В ХVIII веке, вместе с другими видами культового искусства, скульптура приобретает новые черты и особенности.
Эти лица производят ошеломляющее впечатление. Они притягивают взгляд, заставляют остановиться рядом, проникнуться страданием человека, сидящего перед тобой и проникнуться верой, которой наполнен его взгляд.
Эволюцию русской скульптуры отражает и уникальное собрание Пермской государственной художественной галереи — одно из самых известных музейных собраний России, сложившееся в 1920-40-е годы XX века благодаря экспедициям по северу Пермского края. Начинал эту работу А.К.Сыропятов, вскоре уехавший в Москву, а продолжал и развивал — Н.Н.Серебренников.
Сегодня в галерее сосредоточилось почти 400 скульптур.
Русский мужик — он талантлив. Подглядев однажды, как местное население поклоняется своим идолам, он тут же переделал это на свой крестьянский лад — стал вырезать деревянные скульптуры.
В церквях скульптуры располагались в темном месте. Их освещал только слабый свет лампады, поэтому создавалось впечатление, что они могли кивать, хмурить брови, моргать. Им меняли одежду — в дни «страстной недели» на них надевали черное, а на пасху — светлое. И обязательно делали новые башмаки — они ведь ходят по ночам, и обувь снашивается.
Эта фигура Спасителя из г. Усолье (XVIII в) вырезана из сосны. В описи коллекции написано, что «резчик сделал Христа похожим на сельского батюшку, возможно старого священника, своей тихой и спокойной жизнью казавшегося для ваятеля идеалом христианского на этом свете жития.»
У других скульптур (в галерее хранится 20 памятников с подобным сюжетом) темницы значительно скромнее: просто сколочены из покрашенных синькой досок или, в лучшем случае, слегка украшены по краям узорной золоченой резьбой. А у этой темницы резные колоны щедро увиты ветками и плодами; ажурные цокольные стенки; горельефы в центре карниза; небольшие статуи ангелов с атрибутами «истязании Христа» на колоннах… Спаситель сидит внутри этого барочного сооружения.
«Живой» Христос почти всегда изображался в один и тот же момент своей жизни – сидящим в темнице перед казнью. В Евангелии от Матфея описывался эпизод, когда связанному Христу возложили на голову терновый венец, надели багряницу, дали в руку трость и, взявши её, били его по голове. Этот трогательный жест правой рукой (на снимке – скульптура из Соликамска, XVIII в.) означает, что Иисус закрывается от т.н. заушения – унизительного наказания. Левая рука иногда прикрывает рану на груди.
Сидящий в темнице Спаситель из Канабековской часовни в Пашийском заводе резко отличается от других своими спокойно скрещенными руками. 1840-гг
Этот сидящий в темнице Спаситель из д. Усть-Косьва (XVIII в) одет вместо багряницы в национальную пермяцкую одежду – синёный шабур. Безымянный резчик тонко передал типично пермяцкие черты лица и одежду, перейдя, по сути, от изображения Бога к человеку, «созданному по своему образу и подобию».
По легенде это знаменитое распятие «Христа-татарина» из Рубежской церкви приплыло в 1755 г. сверху по Каме до Усолья и остановилось против церкви. До этого распятие находилось в Пыскорском монастыре.
Никола Можай (так называли пермяки Св. Николая Можайского) из д. Зеленяты (XVIII в), самый, пожалуй, знаменитый. Как и все «пермские боги», скульптура эта окутана целым клубком мистических легенд. Статуя не пожелала принять и новую окраску. Священник из с. Дворец, куда перенесли Николу, сообщил, что «краска на фигуре не принялась». Любил этот Никола и путешествовать – восемь пар обуви сменилась на нем за то время, что он простоял в храме. Изношенные «обутки» непременно становились священными.
Николай Чудотворец
Фрагменты распятия XVIII в. из г. Соликамск – Богоматерь, Иоанн Богослов, Мария Магдалина, сотник Лонгин.
«Снятие с креста», с. Шакшер, XVIII в. На лестнице слева – Никодим, удерживающий тело Христа за кусок ткани, части которой не сохранилось. Как не сохранилась и фигура на лестнице справа – от нее осталась только рука. Внизу слева стоит Мария Магдалина со сложенными на животе руками. Рядом с ней богоматерь и одна из жен-мироносиц Мария Клеопова, вставшая на колени. Справа стоит Иоанн Богослов.
Совершенно изумительное рельефное изображение Параскевы Пятницы с предстоящими – святыми великомученицами Екатериной и Варварой. Село Ныроб, XVII век (!Статуя святой Параскевы Пятницы — самая древняя в коллекции. Лик ее суров и мрачен, а на самой статуе есть какие-то магические значки. Статую святой Параскевы редко вывозят за пределы Пермского края, и на это есть свои причины — святая Параскева Пятница не «любит», когда ее беспокоят. Работники галереи рассказывают, что, когда один из исследователей попытался поближе познакомиться со скульптурой и хотел всего лишь перерисовать магические значки на ее одеянии, по городу пролетел ураган небывалой силы. Говорят, нечто подобное было, когда статую вывозили во Францию. Возможно, по этой причине святую Параскеву стараются меньше беспокоить, и даже не включают ее образ в буклеты и альбомы.
На заднем плане виден аутентичный иконостас, так как галерея размещена в в Спасо-Преображенском кафедральном соборе
«Минуло более сорока лет, но отчетливо помню тот случай. Произошел он в селе Ильинском Пермской губернии в 1922 г. Усталый шел я тогда к себе домой. Дул порывистый ветер. У сельской околицы на кладбищенской часовне привычно хлопали обветшалые ставни окон. Вдруг заметил: против обыкновения стучат не только ставни, но и створки дверей.
Нехотя свернул посмотреть, в чем дело и неожиданно увидел такое, что крайне поразило меня. Главную стену в часовне занимали пять деревянных скульптур. А ведь они не должны были здесь находиться — скульптурные изображения не приняты в православии. Особенно удивила меня фигура Христа с лицом татарина. Зашел в местный исполком, быстро получил разрешение перенести скульптуры в районный музей и, как заведующий музеем, без промедления это сделал» — так начал собирать коллекцию Николай Николаевич Серебренников, работавший в ту пору директором небольшого краеведческого музея.
Говорят, еще долгие годы приезжали в галерею мужики из глухих деревень и, найдя своего «боженьку», подолгу молились перед ним, как когда-то в храме.
Говорят, они наблюдают за нами, незримо сопровождая каждого пришедшего к ним.
Говорят, они ходят по галерее, общаясь между собой.
Говорят, они живут своей, потаеннной, незримой жизнью.
Вот только одежду им не меняют и башмаки давно уже никто не шьет.
****
Пермские Боги деревянная скульптура http://www.rusprofoto.ru/bogi1.htmlПермская
remidios-fine.livejournal.com
Выставка деревянной скульптуры «Христос в темнице»
Дата проведения: 17.01.2019 11:00 — 10.02.2019 22:00В начале 2019 года в петербургском Манеже открывается выставка «Христос в темнице», которая представит деревянную религиозную скульптуру из 14 музеев России. Храмовая скульптура из дерева — крупное явление в русском искусстве, которое наравне с иконами и произведениями декоративно-прикладного искусства входило в художественные ансамбли церквей и часовен.
Выставка посвящена достаточно редкому, но важному в православной иконографии сюжету – «Христос в темнице» («Спас Полунощный») — заточению Иисуса Христа, подвергнутого поруганию и ожидающего восхождения на Голгофу. Страждущий Христос изображался сидящим, обнаженным или облаченным в подир, с терновым венком на голове и, чаще всего, с прижатой к щеке правой рукой. В пространстве Манежа покажут более 30 скульптур середины XVII — начала XIX веков.
Деревянная скульптура на эту тему появилась в России сравнительно поздно, в XVII веке, и получила распространение в следующих двух столетиях. Первые скульптурные изображения Христа в темнице были выполнены белорусскими резчиками, работавшими для патриарха Никона. В Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря под Москвой, который создавался наподобие храма над Гробом Господним в Иерусалиме, рядом с Голгофским приделом была устроена «темничка», куда поставили такую скульптуру.
Храмовые скульптуры («иконы резные, или истесанные, издолбленные, изваянные») периодически оказывались под запретом. Тем не менее, в провинции, в отдаленных от столицы местах, их не уничтожали. Создание киотов-темниц внутри храмов завершилось в первой половине XIX века. Возникшие под европейским влиянием, они, конечно, связаны с народной культурой. Широкую известность получили так называемые «пермские боги», в характерных позах, с выразительными лицами, причудливо сочетающие европейскую стилистику с азиатским характером.
В выставочном проекте Манежа участвуют: Государственная Третьяковская галерея, Государственный русский музей, Пермская государственная художественная галерея, Моршанский историко-художественный музей, Переславль-Залесский музей-заповедник, Музей истории религии, Тотемское музейное объединение и другие музеи.
Дата: 17 января-10 февраля 2019, 11:00-20:00
Место: ЦВЗ «Манеж»
Адрес: Исаакиевская пл., 1
Читайте также:
thesunpetersburg.com