Ярослав Мисонжников: «Salone Sattelite это уникальный шанс заявить о себе»
В 2017 году ежегодной выставке молодых талантов Salone Sattelite – 20 лет. Для юбилейной экспозиции бессменный куратор Марва Гриффин и приглашенный куратор Беппе Финесси отобрали из 20 000 работ молодых дизайнеров несколько сотен лучших. Стол «Зевака» питерского дизайнера Ярослава Мисонжникова прошел кураторский отбор. В Fabbrica del Vapore в Милане он будет представлен наравне с работами таких звезд мирового дизайна как Оки Сато, Матали Крассе, Себастьян Вронг и Ника Зупанц. В преддверии Salone del Mobile мы поговорили с Ярославом о роли дизайнерских выставок в судьбе молодых талантов и стажировке за границей – получилось практически руководство к действию, студентам факультетов дизайна на заметку.
Расскажи, как появился отобранный для юбилейной экспозиции Salone Sattelite «Зевака». Что представляет собой этот стол?
Впервые «Зеваку» я показал в 2012 году на Salone Sattelite в Москве – я делал его совместно с питерской Галереей дизайна/bulthaup специально к выставке. В Москве стол занял второе место, и я получил возможность представить его в Милане. Годом раньше, в 2011 году, я окончил университет и, как вчерашний студент, хорошо представлял, чего больше всего не хватает во время учебы – возможности поспать. Отсюда появилась идея сделать стол, который можно было бы использовать в том числе и для сна – получился такой многофункциональный предмет и для учебы, и для отдыха.
У стола есть раскрывающиеся створки, под которыми – прокладка из латекса: можно уронить голову и немного вздремнуть. Кроме того, я заметил (да и это не секрет), что под каждой партой в университетах обычно наклеены множество жвачек. Почему студент лепит их туда? Конечно, отчасти это вопрос воспитания, но, вместе с тем, причина еще и в том, что выбросить жвачку просто некуда. У «Зеваки» часть столешницы снизу покрыта керамической плиткой – оторвать использованную жевательную резинку от нее гораздо проще, чем от дерева. Кроме того, у стола есть и много других полезных функций, которые должны сделать жизнь студента проще. Это и подставка под чашку, и держатель для проводов, и удобная вешалка для сумки: на нее можно повесить и сумку, и рюкзак. В целом, получился, с одной стороны, очень многофункциональный, а с другой, игровой и не очень серьезный продукт.
ZEVAKA, 2012
Ты наверняка знаком с работами француженки Матали Крассе. Она тоже будет представлена на юбилейной выставке и известна как раз игровыми проектами про работу и отдых. Как думаешь, есть какая-то закономерность в том, что и у тебя, и у нее взяли проекты такого рода?
Может быть, свою роль здесь сыграл приглашенный куратор выставки Беппе Финесси. Я помню его еще с выставки в 2013 году в Милане – он и тогда мой стол оценил. Вообще, все предметы были отобраны на усмотрение кураторов, и я не думаю, что речь здесь идет о каком-то глобальном тренде, скорее, этим конкретным людям игровое направление в дизайне близко.
То есть никакой закономерности в том, какие предметы обычно попадают на выставку, нет?
Все предметы очень разные. Иногда это не очень интересные, даже скучные внешне вещи, но с интересным функционалом, а иногда, напротив, – штучные, очень сложные в производстве предметы. Думаю, их специально отбирают таким образом, чтобы сохранялся баланс между функциональностью и эстетикой, и все предметы были максимально разнообразными.
Как проходит московский этап Salone Sattelite?
Отборочный тур в Москве – это для молодого дизайнера уникальная возможность попасть на выставку в Милан. Вместе с тем, это довольно необычная история: я не слышал, чтобы отборочные этапы Salone Sattelite проходили где-то еще. Принять участие в московской выставке могут не только русские дизайнеры, но и молодые таланты из Прибалтики и СНГ. Конкуренция большая, и особенно ярко уже который год выступают представители Латвии и Литвы – у них очень хорошая школа дизайна. Победители московской сессии получают возможность представлять свою страну в Милане. Так было и со мной в 2012 году, когда мой стол «Зевака» занял второе место. На Salone Sattelite в Милане победителям отводят свой стенд: там ты представляешь свои работы.
Для молодого дизайнера это, повторюсь, очень хорошая возможность заявить о себе. Конечно, принять участие в выставке можно и самостоятельно, но аренда стенда стоит порядка двух тысяч евро – для России деньги ощутимые. С другой стороны, если платишь деньги, то есть стимул работать на то, чтобы продвигать свой продукт на стенде. Вообще, говорить людям о своем продукте очень важно: часто человек не может уловить сразу все преимущества предмета, ему нужно о них рассказывать. Я знаю это по своему опыту: когда люди смотрели на «Зеваку», они не сразу понимали, в чем его особенность, но когда я начинал рассказывать и, главное, показывать, – проявляли любопытство и заинтересованность.
Какую роль участие в выставках играет в жизни молодого дизайнера?
Начать стоит с того, что Salone Sattelite – самая крупная выставка, направленная на продвижение молодых дизайнеров. Сейчас в мире, вроде бы, появляются аналоги, но ничего крупнее и экспертнее пока не придумали. Конечно, показать себя здесь – это большая удача. Сейчас, когда в нашу жизнь прочно вошел интернет, участие в выставках для дизайнера играет скорее статусную роль, но еще недавно это был, по сути, единственный способ довести свою идею до производства и прессы. Сегодня дизайнеры рассылают свои проекты фабрикам напрямую, но когда-то все действовали по другой схеме. Ты сначала выставлял свой продукт в единичном экземпляре, а потом производители, которым он понравился, предлагали запустить его в серийное производство. Несмотря на то, что сейчас многое изменилось, выставки, в частности Salone Sattelite, это все еще хороший способ показать себя. Я знаю немало примеров, когда молодых дизайнеров замечали именно там.
Процесс создания предметов коллекции KATERINA, 2015
В чем разница подхода дизайнера к проектированию массового и лимитированного продукта?
Мне кажется, это скорее вопрос позиционирования. Важно, какие задачи ты перед собой ставишь и на кого ориентируешься. По большому счету, любой лимитированный продукт можно запустить в серийное производство; конечно, при условии, что он достаточно прост в изготовлении, ведь если технология производства уникальна и очень трудозатратна, изготавливать предмет большим количеством копий будет сложно. Кроме того, иногда дизайнеры идут другим путем: вместо того, чтобы развивать серийное производство, они намеренно выпускают предмет в единственном экземпляре. Тогда он становится уже скорее предметом искусства. Такая практика существует, например, в Голландии, где дизайнерское бюро может выпустить всего один стул и продать его, скажем, за тысячу евро. Другой вопрос в том, что это совсем не российская история. С одной стороны, у нас не так много дизайнеров, которые могли бы выпускать такие предметы искусства, с другой, – спроса на стулья по тысяче евро тоже нет – рынок еще не готов.
Кстати о Голландии. Я знаю, ты проходил стажировку в дизайнерском бюро в Эйндховене. Как это получилось?
На последнем курсе магистратуры СПбГУ я начал понимать, что мне не хватает западного опыта обучения. В европейских университетах, где преподают дизайн, студент старших курсов обязан пройти стажировку, которая длится три или шесть месяцев в практикующей студии. В большинстве случаев платить вам ничего не будут, но взамен вы получите огромный опыт работы в профессиональной студии, а, если повезет, то и поучаствуете в разработке продуктов для серийного производства. Зная о стажировках такого рода, я сразу решил, что именно это самый подходящий вариант. Для себя я выбрал студию дизайна Кики ван Эйк и Йоста ван Блейсвийка. Это профессионалы с мировым именем, которые работают с Hermes, Swarovski, Moooi, Skitsch. Для меня это была, в первую очередь, прекрасная возможность поработать на производстве. Кики и Йост – одни из немногих голландских авторов, кто создает не только штучные дизайн-объекты, но и работают с крупными фабриками, которые производят продукт тысячными тиражами. Я хотел задержаться там на полгода, но из-за проблем с визой получилось только на три месяца, что в общем-то тоже здорово.
KATERINA, 2015
Возвращаясь к вопросу массового производства, как часто твои изначально штучные продукты затем выпускали серийно?
Один из примеров – мой проект в сотрудничестве с фабрикой вологодского кружева «Снежинка», который мы реализовали под эгидой русского AD. Это деревянные и декорированные кружевами веер, гребень и зеркальце «Катерина». Работа была сложной, но в конечном итоге все удалось. После того, как предметы были впервые представлены публике, нам поступил заказ на небольшой тираж. Но это авторский проект, где я выступаю скорее как художник. Помимо этого у меня есть и коммерческие заказы, где все проще: дизайнер работает согласно четкому техзаданию, прописанному в брифе.
Над чем ты сейчас работаешь?
Я готовлю сразу несколько проектов, которые надеюсь показать недели через две. По секрету скажу, что это будут светильник и зеркало, которые я впервые буду выпускать не под фабричным, а уже под собственным брендом.
Выставка Ярослав Мисонжников – Афиша-Музеи
- Абакан,
- Азов,
- Альметьевск,
- Ангарск,
- Арзамас,
- Армавир,
- Артем,
- Архангельск,
- Астрахань,
- Ачинск,
- Балаково,
- Балашиха,
- Балашов,
- Барнаул,
- Батайск,
- Белгород,
- Белорецк,
- Белореченск,
- Бердск,
- Березники,
- Бийск,
- Благовещенск,
- Братск,
- Брянск,
- Бугульма,
- Бугуруслан,
- Бузулук,
- Великий Новгород,
- Верхняя Пышма,
- Видное,
- Владивосток,
- Владикавказ,
- Владимир,
- Волгоград,
- Волгодонск,
- Волжский,
- Вологда,
- Вольск,
- Воронеж,
- Воскресенск,
- Всеволожск,
- Выборг,
- Гатчина,
- Геленджик,
- Горно-Алтайск,
- Грозный,
- Губкин,
- Гудермес,
- Дербент,
- Дзержинск,
- Димитровград,
- Дмитров,
- Долгопрудный,
- Домодедово,
- Дубна,
- Евпатория,
- Екатеринбург,
- Елец,
- Ессентуки,
- Железногорск (Красноярск),
- Жуковский,
- Зарайск,
- Заречный,
- Звенигород,
- Зеленогорск,
- Зеленоград,
- Златоуст,
- Иваново,
- Ивантеевка,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Искитим,
- Истра,
- Йошкар-Ола,
- Казань,
- Калининград,
- Калуга,
- Каменск-Уральский,
- Камышин,
- Каспийск,
- Кемерово,
- Кингисепп,
- Кириши,
- Киров,
- Кисловодск,
- Клин,
- Клинцы,
- Ковров,
- Коломна,
- Колпино,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Копейск,
- Королев,
- Коряжма,
- Кострома,
- Красногорск,
- Краснодар,
- Краснознаменск,
- Красноярск,
- Кронштадт,
- Кстово,
- Кубинка,
- Кузнецк,
- Курган,
- Курганинск,
- Курск,
- Лесной,
- Лесной Городок,
- Липецк,
- Лобня,
- Лодейное Поле,
- Ломоносов,
- Луховицы,
- Лысьва,
- Лыткарино,
- Люберцы,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Майкоп,
- Махачкала,
- Миасс,
- Можайск,
- Московский,
- Мурманск,
- Муром,
- Мценск,
- Мытищи,
- Набережные Челны,
- Назрань,
- Нальчик,
- Наро-Фоминск,
- Находка,
- Невинномысск,
- Нефтекамск,
- Нефтеюганск,
- Нижневартовск,
- Нижнекамск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новоалтайск,
- Новокузнецк,
- Новокуйбышевск,
- Новомосковск,
- Новороссийск,
- Новосибирск,
- Новоуральск,
- Новочебоксарск,
- Новошахтинск,
- Новый Уренгой,
- Ногинск,
- Норильск,
- Ноябрьск,
- Нягань,
- Обнинск,
- Одинцово,
- Озерск,
- Озеры,
- Октябрьский,
- Омск,
- Орел,
- Оренбург,
- Орехово-Зуево,
- Орск,
- Павлово,
- Павловский Посад,
- Пенза,
- Первоуральск,
- Пермь,
- Петергоф,
- Петрозаводск,
- Петропавловск-Камчатский,
- Подольск,
- Прокопьевск,
- Псков,
- Пушкин,
- Пушкино,
- Пятигорск,
- Раменское,
- Ревда,
- Реутов,
- Ростов-на-Дону,
- Рубцовск,
- Руза,
- Рыбинск,
- Рязань,
- Салават,
- Салехард,
- Самара,
- Саранск,
- Саратов,
- Саров,
- Севастополь,
- Северодвинск,
- Североморск,
- Северск,
- Сергиев Посад,
- Серпухов,
- Сестрорецк,
- Симферополь,
- Смоленск,
- Сокол,
- Солнечногорск,
- Сосновый Бор,
- Сочи,
- Спасск-Дальний,
- Ставрополь,
- Старый Оскол,
- Стерлитамак,
- Ступино,
- Сургут,
- Сызрань,
- Сыктывкар,
- Таганрог,
- Тамбов,
- Тверь,
- Тихвин,
- Тольятти,
- Томск,
- Туапсе,
- Тула,
- Тюмень,
- Улан-Удэ,
- Ульяновск,
- Уссурийск,
- Усть-Илимск,
- Уфа,
- Феодосия,
- Фрязино,
- Хабаровск,
- Ханты-Мансийск,
- Химки,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Череповец,
- Черкесск,
- Чехов,
- Чита,
- Шахты,
- Щелково,
- Электросталь,
- Элиста,
- Энгельс,
- Южно-Сахалинск,
- Якутск,
- Ялта,
- Ярославль
Ярослав Мисонжников | Салон дель Мобил
Close Up
Text by
Porzia Bergamasco
Добавить в закладки
Фото Мити Ганопольского
Из России, в постоянном поиске новых решений в мире дизайна. Инновации и традиции от дизайнера, чье любопытство не знает границ.
У Ярослава Мисонжникова (1988 г.р.) свой особый оригинальный и экстравертный драйв. Он трансформируется, он не приспосабливается. Он исследует и интерпретирует, заглядывая вперед, сохраняя при этом что-то из прошлого, которое он не перестает вопрошать.
http://misonzhnikov.com/
Почему вы пошли по пути дизайна?
Честно говоря, я не люблю говорить, что «предметный дизайн — это моя жизнь», но на самом деле это так. Мне интересно решать некоторые задачи, иногда довольно сложные и, казалось бы, невозможные на первый взгляд. Особенно люблю придумывать новые решения, будь то небольшой светильник на провод лампы, или масштабный проект для торгового комплекса. Профессия продуктового дизайнера чрезвычайно интересна!
Все ваши проекты направлены на редизайн традиционных объектов: важно ли для вас придать память современным объектам? Почему?
Многие начинают забывать о традициях и истории. Многие люди даже забывают или не интересуются историей места, где они живут, то же самое происходит и с народными промыслами. В конце 19 века в подмосковной деревне Абрамцево группа известных художников возродила народные промыслы. Вдохновленные традиционными предметами, найденными в деревнях, они создали современные интерпретации. Одна из задач, которые они ставят перед собой, — делать простые предметы, чтобы их могли копировать местные жители и зарабатывать себе на жизнь. Те вещи, которые были сделаны, даже сейчас выглядят очень минималистично и современно! Пытаюсь сделать что-то подобное, но пока получается в меньшем масштабе и все имеет больше воспитательную функцию. Именно об этом проекте IZBA мы показывали на Salone del Mobile. (ИЗБА — это его проект, с которым он представил восьми независимым российским дизайнерам в 2014 году. Идея проекта заключалась в том, чтобы исследовать и переосмыслить типичное русское жилище — «избу» и старинные русские традиции — прим. ред.)
Каким будет наше общество в будущем?
Боюсь, что это будет слишком компьютеризировано. С одной стороны, мы придумываем всякие технологии, чтобы облегчить себе жизнь — программа Autocad значительно облегчила создание чертежей, чем когда люди рисовали от руки, а разве архитекторы работали меньше? Нет, кажется, они работают даже больше! С одной стороны, смартфоны позволили иметь качественную камеру и карту в любое время и в любом месте, а с другой стороны, мы так много времени проводим в социальных сетях. Многие устают от такой активной жизни и переезжают в деревню. Мой друг, архитектор, недавно сделал это. Сейчас она восстанавливает деревню.
Вы живете между Россией (Санкт-Петербург) и Германией (Гамбург): это разные места с точки зрения профессиональной деятельности?
Живу в Санкт-Петербурге, в Гамбурге у меня есть партнер. Так получилось, что многие наши продукты заказывали европейцы, поэтому было логично открыть представительство за границей. Речь идет о реализации готовой продукции. Но стали появляться и новые клиенты.
Вы также являетесь куратором и критиком дизайна: как вы делаете эти три вещи, каждая из которых требует разных ролей и энергии?
Дизайн, конечно, основной вид деятельности, но так получилось, что мы с коллегой начали делать кураторские проекты — проект ИЗБА и Натуралист, которые мы показывали на европейских выставках.
В какой-то момент я понял — кто еще? Важно быть частью этой среды. Некоторые люди приходят со стороны, пытаются что-то сделать, но не всегда выходят.Принес ли Вам удачу SaloneSatellite — в Москве и в Милане?
Для меня SaloneSatellite в Милане до сих пор остается самым ярким событием в профессиональной карьере. Я часто вспоминаю об этом и понимаю, что это нужно повторить. Но Milan SaloneSatellite не состоялся бы без Москвы.
Что вы хотите сказать тем, кто сейчас идет в мир дизайна?
Вы должны так любить дизайн, чтобы понимать, что без него не проживете. Дизайн как наркотик: нужна суточная доза, иначе не выживешь.
30 ноября 2018 г.
Инсайдер
Дизайнерские профессии
Саймс, 50 лет инноваций. Разговор с Роберто Ботти
К. С. Бонтемпи Скиама
Дизайн
Материалы
Krill Design, безотходный дизайн
К. С. Бонтемпи Шиама
Инсайдер
Дизайнерские профессии
Twils, гармония между формой и обивкой
К. С. Бонтемпи Шиама
Инсайдер
Главные события недели
В преддверии Salone 2023: обстановка гостиной
Лаура Барсоттини
+ Ярослав Мисонжников | Дезин
Роуз Этерингтон | 5 комментариев
Санкт-Петербургский дизайнер Ярослав Мисонжников прикрепил к стулу две полоски фетра, чтобы зимой на работе было уютно.
Называется +, дизайн оборачивает тело пользователя, чтобы обеспечить дополнительный слой тепла, не ограничивая его руки.
Материал крепится к стулу с помощью кнопок и может быть удален.
Ярослав Мисонжников представил проект в Нью-Йорке на прошлой неделе.
Вот еще информация от дизайнера:
Эти зимние вечера для нас — тот холод, который чувствуешь, работая за компьютером или учебниками в неподвижном состоянии часами. И, конечно же, не всегда удобно укрываться одеялом или надевать лишний свитер. Дизайнер из Санкт-Петербурга Ярослав Мисонжников разработал универсальную систему пледа для стульев. Две полоски войлока прикреплялись к стулу с помощью кнопок.
Легким движением мужчина надевает на плечи полоску, потом еще одну. Плед не укреплен, поэтому позволяет человеку двигаться. Систему назвали «+», потому что в рабочем состоянии она напоминает знак «плюс». Чем-то плед тоже напоминает восточное кимоно. Затем предлагается использовать разработанный проект для различных видов стульев. Проект был представлен в составе экспозиции школы дизайна ArtFuture на мебельной выставке ICFF, открывшейся 15 мая в Нью-Йорке.
См. также:
.
Подпишитесь на нашу рассылку
Ваш электронный адресDezeen Debate
Наш самый популярный информационный бюллетень, ранее известный как Dezeen Weekly. Рассылается каждый четверг и содержит подборку лучших комментариев читателей и самых обсуждаемых историй. Плюс периодические обновления услуг Dezeen и последние новости.
Dezeen AgendaРассылается каждый вторник и содержит подборку самых важных новостей. Плюс периодические обновления услуг Dezeen и последние новости.
Dezeen DailyЕжедневный информационный бюллетень, содержащий последние новости от Dezeen.
Новинка! Dezeen In DepthРассылаемый в последнюю пятницу каждого месяца, Dezeen in Depth содержит оригинальные тематические статьи, интервью и мнения, которые глубже раскрывают основные истории, формирующие архитектуру и дизайн.
Dezeen JobsЕжедневные обновления последних вакансий в области дизайна и архитектуры, рекламируемых на Dezeen Jobs. Плюс редкие новости.
Dezeen AwardsНовости о нашей программе Dezeen Awards, включая сроки подачи заявок и объявления. Плюс периодические обновления.
Dezeen Events GuideНовости от Dezeen Events Guide, справочника, посвященного ведущим событиям, связанным с дизайном, происходящим по всему миру.