Ясная поляна толстого: Музей «Ясная Поляна»

Содержание

Толстой и Ясная Поляна — Читаем Л.Н.Толстого

«Способности даны каждому: одного природа одарила музыкальным слухом, другого — склонностью к изучению наук, третьему дала руку мастера, четвертому — глаз художника, а кому-то даровала только доброе сердце, готовое бескорыстно служить людям…» Л.Н. Толстой


Давно сложилась связь между именем великого русского писателя Льва Николаевича Толстого и тем уголком России  — Ясной Поляной, — где он родился и жил многие годы. Ясная Поляна для Толстого – это и впечатления счастливой, поэтической поры детства, и первое знакомство с природой, и первые ощущения неразрывной связи с народом. В Ясной Поляне прошла большая часть жизни и литературной деятельности Л.Н.Толстого. За пятьдесят с лишним лет, прожитых здесь, он написал около двухсот произведений, в том числе такие как «Война и мир», «Анна Каренина» многие главы «Воскресения».

   Многообразны и сложны связи Толстого с Ясной Поляной. Глубокая любовь и привязанность к родному краю, где вся его практическая, общественная деятельность, окружающая обстановка, люди, природа питали творчество писателя.


Человек и природа, по Толстому, составляют неразрывное единство, человек не должен отрываться от природы, ибо она ее мудрость и совершенство учат человека высшей правде. В Ясной Поляне Толстой впервые почувствовал себя художником. Здесь его впервые посетило вдохновение, впоследствии прославившее Толстого-писателя, выразителя душ русского человека и русской природы. «Самой светлой радостью» называл он ту радость, которую дарила ему природа, «лучший друг», «которую не потеряешь до смерти, а умереть, все в нее же уйдешь».
   В письмах к близким, в дневниковых записях Толстого нередко встречаются описания природы, сделанные в Ясной Поляне как бы с натуры. Вот запись в дневнике 10 апреля 1891 года: «Совсем лето. Иван да Марья, запах гнилого меда от ромашки, васильки и в лесу тишина, только в макушках деревьев, не переставая, гудят пчелы, насекомые. Ныне косил. Хорошо».
Красота яснополянских пейзажей, глубокая связь этих мест с творчеством Толстого, с его бессмертными волнующими образами и описаниями – источник необычайно притягательной силы Ясной Поляны. С детских лет и до глубокой старости Лев Николаевич Толстой горячо любил и тонко чувствовал яснополянскую природу. Въездная аллея «прешпекта», Большой пруд, лес «Чепыж», Калинов луг и другие уголки усадьбы воскрешают в памяти страницы многих произведений. Ясную Поляну невозможно не любить. Вся жизнь Льва Николаевича Толстого была связана с этим прекрасным уголком России.
   Именно здесь родилось стихотворение «Яснополянская тишь».
 

Легкий туман над Воронкою тает,
Здесь тишина, здесь покой и простор.
Думать тебе тут никто не мешает,
Тут только птиц разговор.
Вот ты идешь по аллее тенистой.
Около елок пушистых-пушистых
Хочется сесть, отдохнуть.

Видишь: скамеечка, белые реечки,
Сядь и подумай чуть-чуть.
В жизни ты много тропинок исходишь,
Много прекраснейших мест посетишь,
Но навсегда, навсегда ты запомнишь
Яснополянскую, русскую тишь!


здесь родился, жил и творил Лев Толстой

Русские победы

Лев Толстой в Ясной Поляне (1908). Оригинальная цветная фотография работы С.М. Прокудина-Горского

10 июня 1921 года был основан Государственный музей-усадьба Льва Толстого «Ясная Поляна»

Кирилл Брагин

10 июня, 2018 23:00

«Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и мое отношение к ней», — писал Лев Николаевич в произведении «Лето в деревне».

У писателя была возможность жить в одной из столиц или уехать в Европу, но им он предпочел родную усадьбу. Европа и европейский образ жизни пришелся ему не по нраву, а Москва вызывала у него глубокое неприятие:

«Вонь, камни, роскошь, нищета. Разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегать их оргию. И пируют».

На малой родине писатель прожил более полувека. Здесь он написал свои главные произведения «Войну и мир» и «Анну Каренину».

Имение, вернее тогда часть старинного села с красивым названием Ясная Поляна, впервые оно упоминается в документах 1652 года, прадед писателя Сергея Волконский приобрел у потомков первого владельца села – засечного воеводы Григория Карцева.

Обустройством усадьбы занимался сын Сергея Волконского Николай, он разбил сады и парки, устроил пруды и оранжерею, возвел большой каменный дом, на некоторое время ставший центром архитектурного ансамбля, формировать который продолжил уже сам Лев Николаевич.

Писатель переехал в Ясную Поляну после выхода в отставку, с семьей он поселился в одном из флигелей. Сегодня в этом здании располагается Дом-музей Толстого.

Взгляды Льва Николаевича на вопросы общественных отношений нашли отражение в его деятельности в усадьбе. Он открыл для крестьянских детей школу, в которой часто сам проводил занятия. Свои педагогические идеи и практический опыт школы он изложил в ряде статей, опубликованных в издаваемом им журнале «Ясная Поляна».

Кроме педагогических занятий Лев Толстой вместе с молодой женой, которая была его деятельной помощницей во всех делах, занимался садоводством – увеличил площадь дедовского яблоневого сада в четыре раза, разведением лошадей, и основным делом своей жизни – литературными трудами.

В конце жизни Лев Николаевич хоть и покинул родной дом, отправившись в странствие по свету, но все же упокоился в нем навсегда, согласно завещанию он был похоронен в своем имении – в лесу Старом Заказе.

После смерти мужа Софья Андреевна стала хранительницей его наследия, вместе с детьми она старалась сохранить усадьбу в том виде, какой она была при жизни Льва Николаевича.

Большую помощь в решение этого вопроса оказало государство – решением ВЦИК от 10 июня 1921 года усадьба была объявлена музеем.

Первыми директорами музея были дети писателя Александра Львовна и Сергей Львович. Прерванные в советское время традиции старинной русской дворянской усадьбы, вновь вернул к жизни праправнук великого писателя – Владимир Толстой. Сегодня должность директора музея занимает его супруга Екатерина Толстая.

Ясная поляна как зеркало русской усадьбы

Усадьба Ясная Поляна признана государственным мемориальным и природным заповедником. И понятно, почему, — ведь это один из самых посещаемых российских музеев, место, где были написаны величайшие произведения русской литературы – «Война и мир» и «Анна Каренина». Пресс-служба Главгосэкспертизы России изучила устройство усадьбы.


Полгода назад в статье о доме Ростовых в Москве мы писали о том, что Лев Толстой сделал прототипами героев «Войны и мира» практически всю свою семью. Так, история брака Николая Ростова совпадает той, что пережил некогда отец писателя, Николай Ильич Толстой. Он женился на Марии Волконской, которая, как и Мария Болконская из «Войны и мира», засиделась в невестах, ухаживая за своим одиноким отцом. На момент свадьбы ей было больше тридцати лет – по тем временам скандальный возраст для новобрачной.


Жить молодые (это слово сплетники произносили с нескрываемым сарказмом) отправились в имение невесты — Ясную Поляну под Тулой. В 1763 году эту усадьбу купил дед Марии, генерал-майор князь Сергей Фёдорович Волконский, а его сын Николай Сергеевич начал здесь большое строительство. Он построил два флигеля и заложил огромный дом на 32 комнаты, фасад которого, по его задумке, должны были украшать колонны и балкон. Однако Николай Волконский возвел только первый каменный этаж дома, достраивал здание уже вступивший во владение приданым Николай Ильич Толстой. Именно в этом доме у него в счастливом браке с Марией Николаевной родилось пятеро детей: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и Мария.


Забегая вперед расскажем дальнейшую историю этого здания. Лев Толстой отправился на Крымскую войну 1853-1856 годов, где получил бесценный опыт. Он участвовал в обороне Севастополя, за что был награждён орденом Святой Анны четвертой степени и медалями. В это же время Толстой написал первый из своих «Севастопольских рассказов». В дни затишья между боями офицеры играли в карты – и молодой Лев Николаевич проиграл крупную сумму. Чтобы выплатить долг, он пошел на отчаянный шаг: продал родной дом, полученный к тому времени в наследство. Заметим, что продал он только здание, без усадебной земли. Поэтому покупатель, купец Горохов, вывез дом из Ясной Поляны и установил его в селе Дегунино. Как видим, перемещать довольно крупные объекты умели не только в городах, но и в провинции – причем на достаточно большие расстояния. До наших дней тот дом Толстого не дошел: он обветшал и был разобран в 1913 году. А Лев Николаевич всю жизнь сожалел о своем решении. Когда Ясная Поляна получила статус музея, на месте, где стоял господский дом, установили памятный камень.





В конце 1850-х годов Толстой вышел в отставку и поселился в Ясной Поляне – хотя много времени проводил и в столицах. Для жилья он выбрал один из флигелей. Граф перевез сюда книги, фамильные портреты и мебель, включая знаменитый кожаный диван, на котором его матушка родила всех своих детей, включая самого знаменитого. После последних родов, когда родилась единственная ее дочь Мария, она впала в горячку и вскоре умерла. Диван и сегодня можно увидеть в Ясной Поляне. Здесь вообще сохранилось много уникальных вещей: после революции имя гениального писателя сохранило усадьбу от разорения. Поэтому и сегодня можно увидеть 20 тысяч книг, на страницах которых Толстой делал пометки, палку-стул, которую Лев Николаевич брал на прогулки, карандаш с фонариком и вечное перо. Этим пером и были написаны (а Софьей Андреевной – переписаны) самые знаме­нитые произведения Толстого.



За тридцать лет к флигелю было сделано пять пристроек. Самая знаменитая появилась в 1892 году — терраса с резными балясинами. Здесь обедали, пили чай и принимали гостей. Многие из них вспоминали, что терраса настолько густо была обвита диким виноградом, что в этой зеленой стене приходилось проделывать окна для света.

В самом старом каменном здании усадьбы, которое сегодня называется Дом Волконского, Лев Николаевич поселил прислугу, устроил прачечную и одну из кухонь. Сюда часто приходила крестьянка Аксинья, продолжительный роман с которой у графа завершился только вместе с его женитьбой. Позже в восточном крыле этого дома дочь Толстого Татьяна устроит свою художественную мастерскую.




Второй флигель граф приспособил под школу для крестьянских детей. Она просуществовала здесь три года, а затем во флигеле стали размещать гостей. Лев Толстой посадил в имении фруктовые сады, которые приносили доход, облагородил территорию и расширил знаменитый «прешпект» — березовую аллею, ведущую от усадебных ворот к барскому дому. Прешпект упоминается во многих произведениях писателя.




В 1862-м Толстой женился на дочери московского гоф-медика Софье Андреевне Берс. Она была на шестнадцать лет моложе мужа, но быстро сумела взять в руки хозяйство, а затем — и воспитание многочисленных детей. У Толстых их было тринадцать, но пятеро умерли в детстве.

Во флигеле Ясной Поляны прошли почти полвека супружеской жизни Толстых – не безоблачных и далеко не всегда безмятежных. В каретном сарае усадьбы и сегодня можно увидеть коляску, на которой 28 октября 1910 года 82-летний Толстой в сопровождении доктора Маковицкого навсегда покинул Ясную Поляну – самую прекрасную из всех русских усадеб, место его силы и источник вдохновения.


Фото: vilvolovo.ru, moscsp.ru, photosight.ru, tulapressa.ru

Толстой и Ясная Поляна

Районный конкурс исследовательских работ учащихся, посвященный 180-летию со дня рождения Л.Н. Толстого и 80-летию школы-памятника Л.Н. Толстого
Номинация:«Что я знаю о Л.Н.Толстом»

Тема:«Толстой и Ясная Поляна»

Выполнила: Пономарева Маргарита, 6 класс

Учитель-консультант: Зорина О.Ю., учитель русского языка и методист литературного музея

Тематика: Работа посвящена связи между Л.Н. Толстым и деревней Ясная Поляна, где он родился и жил многие годы

   Давно сложилась связь между именем великого русского писателя Льва Николаевича Толстого и тем уголком России  — Ясной Поляной, — где он родился и жил многие годы. Ясная Поляна для Толстого – это и впечатления счастливой, поэтической поры детства, и первое знакомство с природой, и первые ощущения неразрывной связи с народом. В Ясной Поляне прошла большая часть жизни и литературной деятельности Л.Н.Толстого. За пятьдесят с лишним лет, прожитых здесь, он написал около двухсот произведений, в том числе такие как «Война и мир», «Анна Каренина» многие главы «Воскресения».

   Многообразны и сложны связи Толстого с Ясной Поляной. Глубокая любовь и привязанность к родному краю, где вся его практическая, общественная деятельность, окружающая обстановка, люди, природа питали творчество писателя.
   Человек и природа, по Толстому, составляют неразрывное единство, человек не должен отрываться от природы, ибо она ее мудрость и совершенство учат человека высшей правде. В Ясной Поляне Толстой впервые почувствовал себя художником. Здесь его впервые посетило вдохновение, впоследствии прославившее Толстого-писателя, выразителя душ русского человека и русской природы. «Самой светлой радостью» называл он ту радость, которую дарила ему природа, «лучший друг», «которую не потеряешь до смерти, а умереть, все в нее же уйдешь».
   В письмах к близким, в дневниковых записях Толстого нередко встречаются описания природы, сделанные в Ясной Поляне как бы с натуры. Вот запись в дневнике 10 апреля 1891 года: «Совсем лето. Иван да Марья, запах гнилого меда от ромашки, васильки и в лесу тишина, только в макушках деревьев, не переставая, гудят пчелы, насекомые. Ныне косил. Хорошо».
Красота яснополянских пейзажей, глубокая связь этих мест с творчеством Толстого, с его бессмертными волнующими образами и описаниями – источник необычайно притягательной силы Ясной Поляны. С детских лет и до глубокой старости Лев Николаевич Толстой горячо любил и тонко чувствовал яснополянскую природу. Въездная аллея «прешпекта», Большой пруд, лес «Чепыж», Калинов луг и другие уголки усадьбы воскрешают в памяти страницы многих произведений. Ясную Поляну невозможно не любить. Вся жизнь Льва Николаевича Толстого была связана с этим прекрасным уголком России.
   Именно здесь, бродя по тенистым аллеям яснополянской усадьбы, у Андреевой Анны, выпускницы нашей школы, моей любимой мамы,  родилось стихотворение «Яснополянская тишь», которое мне очень нравится.
 

Легкий туман над Воронкою тает,
Здесь тишина, здесь покой и простор.
Думать тебе тут никто не мешает,
Тут только птиц разговор.
Вот ты идешь по аллее тенистой.
Около елок пушистых-пушистых
Хочется сесть, отдохнуть.
Видишь: скамеечка, белые реечки,
Сядь и подумай чуть-чуть.
В жизни ты много тропинок исходишь,
Много прекраснейших мест посетишь,
Но навсегда, навсегда ты запомнишь
Яснополянскую, русскую тишь!

 

ЖУРНАЛ «ЯСНАЯ ПОЛЯНА». 1862 / Лев Толстой

В Ясной Поляне Толстой решил основать новый журнал, рассчитывая на помощь и поддержку своих молодых сотрудников по яснополянской школе. Толстой хотел объединить в этом журнале «все то, что могло бы рассчитывать на неуспех в XIX-м и на хотя не успех – но читателей, в XX и дальнейшем столетиях». Материала у него, как всегда, было «гибель».

Журнал выходил в течение 1862-го года. Всего вышло в свет 12 номеров и 12 приложений к каждому номеру. Это был педагогический журнал, программа которого включала описание новых приемов обучения, новых принципов административной деятельности, распространения книг среди народа, анализ свободно возникающих школ. Толстой приглашал к сотрудничеству в журнале учителей, «смотрящих на свое занятие не только как на средство существования, не только как на обязанность обучения детей, но как на область испытания для науки педагогики». Начиная с 4 февраля 1862 г. он опубликовал в журнале двенадцать своих статей, в которых затронул целый ряд важнейших вопросов; одни были разработаны им подробно, других он коснулся вскользь.

Названия статей Толстого, напечатанных в журнале «Ясная Поляна», напоминали его «Севастопольские рассказы»: «Яснополянская школа в ноябре», «Яснополянская школа в декабре месяце…». Некоторые исследователи отмечают, что «вероятно, Толстой пошел на параллелизм названий педагогических статей и названий рассказов об обороне Севастополя, чтобы подчеркнуть, что сражение происходит на самом главном фронте». Толстой вновь почувствовал себя в центре современной журнальной жизни, в письме к Чернышевскому в «Современник» попросил дать отзыв и откровенно признался: «Я имел несчастье писать повести, и публика, не читая, будет говорить: “Да… “Детство” – это мило, но журнал?” А журнал и все дело составляют для меня все».

Вместе с тем еще осенью 1861 г. у Толстого не было никаких материалов для его журнала, за исключением начатой им за границей статьи «О народном образовании». 5 ноября Толстой начал писать для своего журнала «Дневник ясенский». Работа очень увлекла его, и вскоре большая статья под заглавием «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» была готова. Затем он пишет статьи: «О значении описания школ и народных книг», «О методах обучения грамоте», «История яснополянской школы» (впоследствии статья эта получила название «О свободном возникновении и развитии школ в народе»), пересказывает школьникам большую французскую повесть «Maurice, ou le travail», редактирует пересказ этой повести учениками, записанный учителями (под заглавием «Матвей»), и пишет предисловие к этому пересказу, редактирует статьи учителей открытых им школ о ходе их занятий.

В первый номер журнала вошли три статьи Толстого: «О народном образовании», «О значении описания школ и народных книг» и «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы», статьи учителей окрестных школ и составленное одним из учителей описание книг, которые он нашел у крестьян той волости, где была расположена его школа.

Первый номер «Ясной Поляны», после обращения «К публике», открывался статьей «О народном образовании». Статья была написана Толстым, но появилась без подписи, очевидно для указания на то, что статья выражает основные взгляды редакции.

25 января была разрешена цензурой первая «книжка» для детей, служившая приложением к «Ясной Поляне»; в ней был помещен пересказ яснополянскими школьниками повести «Матвей», с предисловием Толстого.


Во второй номер журнала вошли две его статьи – «О методах обучения грамоте» и «О свободном возникновении и развитии школ в народе» – и две статьи учителей школ.

Ясная Поляна в жизни Льва Толстого

01

декабря

воскресенье

Начало прогулки: 09:00

Длительность: 11 часов

Место встречи: Откроется после записи и оплаты

Стоимость: 2 900 р.

Прогулка уже прошла 22 февраля, в субботу, отправимся вместе с Леонидом Видгофом в Ясную Поляну. Во время поездки мы посетим места, тесно связанные с именем Льва Николаевича Толстого в Тульской области. В Ясной Поляне он родился и прожил большую часть своей жизни. Здесь начинался его собственный мир, здесь рождался мир его произведений и героев. Именно здесь был его единственный любимый дом, гнездо его семьи и рода.

Когда-то эти земли были пограничными. Северные леса здесь сменялись лесостепью – Диким Полем; оттуда к русским рубежам катились волны кочевых нашествий. В XVI веке для защиты московских земель в здешних лесах начинают сооружать засеки. Появились призасечные поселения, и одним из них было сельцо Ясная Поляна, усадьба на месте которого и будет главной целью нашего путешествия.

Совсем недалеко от усадьбы располагалось одно из таких укреплений – Козлова засека. Много позже место утратило свое оборонительное значение, но со строительством железной дороги здесь была образована станция с тем же названием. Лев Толстой часто приходил на станцию, чтобы позвонить по телефону. Сюда же приходила вся его почта, приезжали его гости, и именно на эту станцию в 1910 г. прибыл траурный поезд с телом писателя.

 

В 1928 году (в столетний юбилей Л. Н. Толстого) станция была переименована в «Ясную Поляну». А в 2001 году, по инициативе Геннадия Матвеевича Фадеева (в тот период он возглавлял Московскую железную дорогу), на станции были проведены большие реставрационные работы с использованием старых чертежей.9 сентября того же года, в день рождения Л. Н. Толстого, состоялось торжественное открытие станции-музея, которой было возвращено ее прежнее название — «Козлова Засека».

После посещения Ясной Поляны мы заедем и в еще одно примечательное место – деревню Кочаки. В конце XVII – начале XVIII вв. (между 1690 и 1710 гг.) на месте деревни была построена каменная церковь Николая Чудотворца с приделами во имя святого мученика Иоанна Воина и святого благоверного князя Александра Невского.

Около церкви расположено кладбище, здесь захоронено большинство владельцев Кочаков, а также Ясной Поляны и некоторых других деревень прихода.

Некрополь в деревне Кочаки знаменит тем, что здесь покоятся многие родственники Льва Николаевича Толстого. В фамильном склепе, расположенном в восточной части кладбища и устроенном потомками старинного графского рода Толстых, похоронены родители Л. Н. Толстого – графиня Толстая (Волконская) Мария Николаевна (1790–1830) и граф Толстой Николай Ильич (1794–1837). Рядом со склепом находятся могилы супруги писателя Софьи Андреевны и их детей, в детском возрасте ушедших из жизни, родных и близких. Погост в деревне Кочаки – единственный семейный некрополь Толстых.

 

Программа поездки

09.00 – отправление автобуса от станции метро «Бульвар Дм. Донского» (сбор группы в 8.45).

11.45 – прибытие группы на ж/д станцию Козлова Засека.

12.00 – экскурсия по исторической ж/д станции Козлова Засека.

13.30 – обед.

14.10 – экскурсия по музею-усадьбе Л. Н. Толстого «Ясная Поляна».

16.30 – выезд из Ясной Поляны, некрополь в Кочаках.

17.00 – экскурсия по историко-культурному комплексу станции «Ясенки». Достопримечательностью комплекса является стилизованный остановочный пункт станции Ясенки (это название станция носила до 1903 года) с билетной кассой и пассажирским вагоном конца XIX — начала XX века. В вагоне можно увидеть, в каких условиях путешествовали пассажиры первого, второго и третьего классов, посмотреть кинохронику о пребывании на станции Щекино Льва Николаевича Толстого.

В обновленном здании вокзала работают сменные выставки. Здесь же мы увидим моноспектакль «История Толстых — История России».

18.15 – выезд в Москву.

до 21.00 – прибытие к станции метро «Бульвар Дм. Донского».

В стоимость поездки входит:

  • авторское экскурсионное сопровождение;
  • экскурсионное обслуживание и входные билеты в музей-усадьбу «Ясная Поляна» и входные билеты в музей «Козлова засека», посещение комплекса «Ясенки» и моноспектакля;
  • обед;
  • аренда экскурсионного автобуса;
  • услуги по организации поездки.

Порядок оплаты вам откроется после записи на экскурсию и будет доступен в любой момент, если вы не забудете ввести свои регистрационные данные (логин и пароль) при входе на сайт. Обратите особое внимание: места в автобусе распределяются согласно сроку получения оплаты (оплатили — получили место, чем позже проведена оплата — тем дальше ваше место от первых рядов).

Вопросы, связанные с этой экскурсией, вы можете задавать куратору дальних поездок Наталье Сумароковой по электронной почте [email protected] или по телефону 8-926-286-93-06 в будни с 10.00 до 19.00.


Прогулка уже прошла

Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»: история и фото интерьеров дома | Admagazine

На 1910-й год существование Толстого и Софьи Андревны в обществе прислуги, доктора и секретаря было единственным смыслом жизни дома – дети повзрослели и в усадьбе отца бывали наездами. Обстановка этого, последнего времени в музее как бы забальзамирована. Во время войны вещи потревожили, увезя в тыл. Тогда же дом единственный раз пострадал от небольшого пожара, вовремя потушенного сотрудниками. В позднесоветское время перила и подоконники покрасили, а недавно краску сняли. И это не то что самая экстраординарная трансформация дома-музея за последние полвека – она вообще единственная. Да вот еще сумку, в которой графу-писателю ежедневно доставляли корреспонденцию, как-то отдали на реставрацию – тоже было событие.

“Ком­на­та под сво­дами” од­но вре­мя была спаль­ней Толстого, но в ос­нов­ном он здесь ра­бо­тал. Стул № 14, Thonet.

Фриц фон дер Шуленбург; SOVFOTO; MARK FIENNES/ARCAID

Так будет и дальше. А вот за пределами усадьбы, перед въездными воротами, появятся когда-нибудь пункт международной связи, кафе с рестораном и все прочие блага. Пока отстроили только избушку, при ближайшем рассмотрении – кафе “Прешпект”. Тесноватое, зато румяная подавальщица называет кофе “кофейком”, а пирожки “пирожочками”. Еще здесь можно неожиданно увидеть директора музея – не чинясь, он приходит сюда скромно трапезничать с друзьями.

Кух­ня со свод­ча­ты­ми по­тол­ка­ми рас­по­ло­жена на пер­вом эта­же фли­ге­ля. Здесь пи­са­те­лю го­то­ви­ли ве­ге­та­ри­ан­ские обе­ды.

Фриц фон дер Шуленбург; SOVFOTO; MARK FIENNES/ARCAID

Когда в 1994 году Владимира Ильича Толстого, одного из 116 праправнуков писателя, назначили директором Ясной Поляны, всем показалось, что поставлен какой-то эксперимент. С той поры вокруг усадьбы все проводят эксперименты. Министерство культуры, тульская администрация и Генпрокуратура – одни, директор – другие. Пусть кажется, что усадьба застыла в оцепенении, на самом деле там царит оживленная деятельность: пасечники собирают мед, коноводы содержат конюшни, гончары лепят керамику, ученые трудятся в музейной тиши. Усадебные работники даже съездили в Италию посмотреть, как надо принимать туристов (тут-то прокуратура и повела носом).

“Ма­лень­кая гос­ти­ная” — лю­би­мая ком­ната Толсто­го. На сте­нах — пор­т­ре­ты пред­ков и родст­вен­ни­ков. Именно здесь Со­фья Анд­ре­ев­на пе­ре­пи­сы­вала ру­ко­пи­си мужа.

Фриц фон дер Шуленбург; SOVFOTO; MARK FIENNES/ARCAID

Есть еще детский лагерь, а представительство усадьбы в Туле давно стало местным культурным центром. В итоге Толстому-праправнуку вменяют в вину два мифологических образа: барина старой формации и бизнесмена новой, хотя ни к тому ни к другому он не имеет отношения. Для барина слишком деловит, для бизнесмена – утопичен. Противоречие колоритное, но необходимое. Потому что иначе невозможно сейчас подходить к такой вещи, как музей-усадьба, – специфическому и ни на что не похожему миру. Миру, из которого уставший от жизни писатель ушел осенью 1910 года.

Ком­на­та Со­фьи Андреев­ны да­ле­ко не так аске­тич­на, как спаль­ня Тол­сто­го.

Фриц фон дер Шуленбург; SOVFOTO; MARK FIENNES/ARCAID

Текст: Сергей Ходнев

Фото: Фриц фон дер Шуленбург; SOVFOTO; MARK FIENNES/ARCAID

Сага о содержании в загородном доме Толстого

В обширной усадьбе Толстого в Ясной Поляне все так же, как было, когда умер великий писатель. Его ручка лежит на письменном столе. Простая крестьянская блузка, которую он всегда носил, висела на вешалке в его спальне. Его любимый березняк процветает.

И ожесточенные бои, которые разделили дом Толстого в его последние, несчастливые годы.

Сейчас музей и заповедник, лесной уединенный уголок площадью 1100 акров, где Толстой написал «Войну и мир» и «Анна Каренина» находится между старым коммунистическим способом ведения бизнеса и неизведанным новым.

Немного похоже на жену Толстого, Софию, которая соревновалась с фанатичным учеником своего мужа Владимиром Чертковым за то, как управлять Ясной Поляной, потомки Толстого борются с могущественными местными властями за контроль над имением. И что любопытно, два разных человека, один Толстой, другой назначенец бывшей местной коммунистической партии, оба претендуют на звание директора имения.

Критические проблемы, разделяющие русскую нацию, разыгрываются здесь в миниатюре: следует ли развивать государственную собственность в частном порядке? Можно ли контролировать коммерческое развитие? Что можно сделать для защиты окружающей среды? А кто решает такие вопросы, местные власти или государство?

Но, пожалуй, самый тревожный вопрос связан с внезапным появлением толстовского китча.

Немецкая марка водки «Толстой» с портретом писателя и датами его рождения и смерти продается по цене 3300 рублей за бутылку (2 доллара) у ворот поместья писателя. дрянной дани Грейсленда, которая все еще редко встречается в России. «В этом нет ничего тривиального и не смешного», — строго сказал 31-летний Владимир Толстой, внучатый племянник писателя. «Это богохульство». Толстой сказал, что семья планировала подать в суд на производителя.

Стройный, серьезный молодой человек, работающий в Министерстве культуры в Москве, Толстой сказал, что он был выбран далеким кланом Толстых для управления Ясной поляной, что означает «чистая поляна» и находится примерно в 200 милях к югу от Москвы. .Он сказал, что его назначение, поддержанное в Москве, блокируется властолюбивыми местными политиками, соратниками нынешнего директора Андрея Тяпкина.

Тяпкин, назначенный семь лет назад, сказал, что семья Толстого не имеет права голоса в этом вопросе, потому что Ясная Поляна принадлежит правительству. «Мне сказали продолжать работать и не волноваться», — сказал он с чопорной улыбкой.

Вопрос о том, кто должен возглавить учреждение в посткоммунистическую эпоху, осложнился недавним изменением статуса музея.В ноябре прошлого года президент Борис Ельцин назвал несколько известных достопримечательностей, в том числе Эрмитаж и загородный дом Толстого, национальными сокровищами, пользующимися особой защитой и финансированием со стороны правительства страны.

Особый статус означает, что Ясная Поляна, которая ранее находилась в совместной юрисдикции органов местного самоуправления и государственной власти, перейдет в ведение Москвы, что потребует новых подзаконных актов и бесконечной волокиты. И Тяпкин, и Толстой написали свои собственные предложения о том, как они будут реорганизовать институт после того, как правительство получит контроль.

Толстой заявляет, что при нынешнем управлении загрязнение от близлежащего химического завода привело к гибели некоторых деревьев в садах и опаданию осенних листьев в июле. Он также жалуется, что усадьба находится в запущенном состоянии, а соседние участки на охраняемых землях использовались для строительства частных дач.

Тяпкин и местные чиновники отрицают ненадлежащее обращение с недвижимостью, но признают загрязнение, говоря, что они тоже сожалеют о нанесенном ущербе.

Толстой хочет, чтобы расширенный клан Толстых — а у него 300 живых потомков — объединился в новый фонд и восстановил административный контроль над имением, которое вдова Толстого подарила русскому народу под его ответственность.Он станет первым родственником, который будет управлять Ясной Поляной после смерти дочери писателя Софии в 1956 году.

«Я предвижу борьбу наверху, — сказал он, — между региональными властями и художниками и художниками. интеллектуалов, считающих возвращение в Ясную Поляну семьи Толстых логичным шагом ».

Познакомьтесь с Александрой Толстой, странствующей графиней, для «Санди Таймс»

Она вышла замуж за узбекского всадника и проехала по Великому шелковому пути; вел образ жизни олигарха с «путинским банкиром»; и теперь ведет бесстрашные групповые туры по Stans

. Поездка по Великому шелковому пути в 1999 году от руин Мерва в Туркменистане до Сиана в Китае положила начало всему этому апокалиптическому приключению — или, возможно, я бы сказал злоключение.Это была мечта моего друга, и я зацепился за нее. Она изменила мою жизнь.

Именно в этой поездке я встретила своего бывшего мужа Шамиля Галимзянова, узбекского всадника. Таким образом мы пристрастились к путешествиям.

Путешествие по Великому шелковому пути в 1999 году, от руин Мерва в Туркменистане до Сиань в Китае, положило начало всему этому апокалиптическому приключению — или, возможно, я бы сказал злоключение. Это была мечта моего друга, и я зацепился за нее. Она изменила мою жизнь.

Именно в этой поездке я встретила своего бывшего мужа Шамиля Галимзянова, узбекского всадника. Таким образом мы пристрастились к путешествиям. После путешествия по Шелковому пути мы с другом поехали в Монголию только на вьючных лошадях. Наши отношения были прекрасными, когда мы были на природе, но в городе было просто ужасно и несчастливо. Мы получили очень разное образование.

Именно лекция об этой поездке в Королевском географическом обществе в Лондоне впервые привела меня к руководству гастролями.После моего выступления ко мне подошел немец и спросил, могу ли я организовать трек для него и 10 его друзей. Я провел их с Шамилем из Бухары в Самарканд, и это было удачно. В следующем году я поехал в Кыргызстан, который больше подходит для верховой езды, потому что там горы и красивые, а лошади замечательные. Я продолжал собирать группы каждый год в период с 2002 по 2009 год, а за неделю до свадьбы я вел тур. Тогда о поездках слышали из уст в уста. Я ни разу не забыл заполнить одну.Сейчас индустрия совсем другая.

Самарканд, Узбекистан, GETTY

Когда я вернулся в Кыргызстан прошлым летом, я почувствовал, что заново открыл себя. Пребывание в этом ландшафте заставляет ваши чувства бодрствовать. Это полная свобода.

Я был вдохновлен снова начать вести поездки, и они начинаются в июне этого года. Мы разбиваем лагерь — и иногда у людей есть сомнения по этому поводу. Но я люблю приятные вещи и комфорт, и для меня нет ничего сложного в кемпинге. Эти два понятия не исключают друг друга.Находиться в этих местах для меня — высшая роскошь. Это приключение в стиле сафари; мы остаемся в самых красивых местах. В этом нет ничего фальшивого — я сохраняю подлинность.

Сейчас я бегло говорю по-русски, но рос в Великобритании — моя мама очень англичанка, и мы жили в деревне — я совсем не чувствовал себя русским. Моего брата зовут Дмитрий, и я не стал произносить его имя, потому что мне было очень неловко. Я просто назвал его «малыш».

Но отец поощрял меня читать, и в подростковом возрасте я много читал Льва Толстого (я родственник писателя), а также Лермонтова, Чехова, Достоевского и Тургенева.Это правда, что каждая книга меняет вас. Чтение русской литературы помогло мне лучше понять русский характер.

Киргизский лагерь в Нарынской области, Кыргызстан, GETTY

Я впервые приехал в Россию в 1992 году, сразу после распада Советского Союза. Это было настоящее приключение. Я был во Франции только в отпуске, я не говорил по-русски, и все мои друзья были на каникулах в Таиланде и Индии. Я жил с русской семьей в Москве — отец был актером. Мы все еще на связи.Он озвучивал крокодила в любимом моими детьми советском мультфильме «Чебурашка», так что это как будто он у нас дома.

Когда я вернулся, я переключил свой университетский курс с философии на русский язык в Эдинбурге. Это был довольно резкий переход от нежелания быть русским к гордости своим наследием.

В 2009 году я познакомился с отцом моих троих детей, Сергеем Пугачевым, банкиром, ранее входившим в ближайшее окружение Путина. У нас был олигархический образ жизни, и у нас даже был запасной номер в Claridge’s.Но на самом деле это был не я. Когда он сбежал во Францию ​​в 2015 году, я в конце концов почувствовал такое облегчение. Он получил тюремный срок в Великобритании — так что больше не вернется. Но я никогда не поеду во Францию.

Он был в публичном споре с Владимиром Путиным, поэтому нам было опасно посещать Россию в течение длительного времени. В 2018 году я вернулся после восьми лет отсутствия. Я поехал в Ясную Поляну (что означает «чистая поляна») — бывший дом Толстого, который находится в 125 милях к югу от Москвы.

Ясная Поляна, бывший редут Льва Толстого, GETTY

Мой стиль отражает мой путь.С Сергеем я жил по «новому русскому» образу жизни, но ненавидел его. Теперь я люблю вышивку, винтажный трикотаж Fair Isle с eBay и одежду от российского дизайнера Russmotive, который перепечатывает старые дизайны тканей. Я начал Preloved by Alexandra Tolstoy с другом — мы продаем подержанные дизайнерские вещи через Instagram — с огромной распродажи моей собственной одежды. Я отдал 20% заработка в благотворительный фонд в Санкт-Петербурге для детей с аутизмом. Это был терапевтический процесс.

У меня много энергии.Я просто продолжаю и делаю что-то; Я не могу сидеть и ничего не делать. На протяжении всей моей жизни все плохое, что происходило, подстегивало меня.

Лев Толстой Биография

Анна Каренина Автор / Контекст

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в аристократической семье, жившей под Москвой. В течение многих лет его семья была хорошо знакома с внутренним миром царя. В девять лет он остался сиротой и воспитывался тетей. Семь лет спустя, в возрасте 16 лет, он поступил в Казанский университет, где на него сильно повлиял философ Жан-Жак Руссо 18 -го века.Руссо, как и Толстой, верил в ценность простой жизни. Толстой бросил университет на третьем курсе, прежде чем получил официальную степень.

Толстой тогда начал меняться. Он проводил время в беспорядочной жизни и боролся с порожденной этим чувством вины. Он знал, что верит в Бога, но не был заинтересован в присоединении к организованной религии. Вскоре он начал понимать, что городская жизнь не для него.

С этими словами он вернулся в подмосковное имение своей семьи, которое называлось Ясная поляна, что в переводе с английского означает «Чистая поляна».«Он полностью посвятил себя своим крестьянам и разработал систему, упомянутую в Анна Каренина , где он продал своим крестьянам части своей земли, чтобы они тоже могли быть совладельцами земли, за которой они ухаживали. Но крестьяне этого не сделали». Я всегда доверял Толстому, потому что он был дворянином, и Толстой разочаровался в том, что он не может установить с ними лучшие отношения. Разгневанный, он вернулся в Москву и снова погрузился в разгул, пьянство, азартные игры и распутство. становился беспокойным, все время ища смысл своей жизни.Именно тогда он опубликовал Детство, отрочество и юность .

В 1851 году Толстой последовал за своим братом Николаем в армию, служившую на Кавказе, где он сражался с татарскими партизанскими войсками. Там в течение четырех лет он публиковал отчет о Крымской войне, в котором писал, как он сражался.

В 1855 году он оставил армию и уехал в Санкт-Петербург, где уже сделал себе имя благодаря опубликованному отчету о войне под названием Севастопольские зарисовки .Однако, приехав в город, Толстой снова решил, что это не для него. Ему не нравились упрощенные взгляды горожан, и он предпочел путешествовать по Европе, изучая различные системы образования. Он использовал то, что он узнал во время своих путешествий, чтобы открыть школу для крестьянских детей в 1859 году. Он отказался от европейских стилей обучения, которые он считал удушающими, и скорее поощрял удивление и любопытство в своей школе, разработанной в Ясной Поляне.

Четыре года спустя Николай умер от туберкулеза, который сильно изменил Толстого.Он пересказал историю в Анне Карениной , используя Левина, чтобы представить себя. Однако год спустя Толстой встретил свою жену Софию Берс, и таким образом началась захватывающая и продуктивная часть его жизни, в течение которой он написал Война и мир и завершил Анна Каренина .

В обоих этих произведениях, как и во многих других, легко увидеть, как Толстой переносит многие из своих личных переживаний в свою художественную литературу. Часто его персонажи переживают то, что делает он, борясь с духовностью и современной жизнью.Брак и прелюбодеяние — большие проблемы, равно как и духовность и тема городской жизни и сельской жизни. Эти темы преобладают в Анне Карениной .

Анна Каренина , в частности, является серьезным произведением, поскольку оно исследует человеческую психику и эмоции, присущие любому поколению любой нации. Толстой был мастером анатомической психологии. Он преуспел в наблюдении мельчайших изменений в сознании и записывал эти изменения с необычайной детализацией.

В своей биографии Толстого Максим Горький пишет, что Толстой однажды сказал: «Человек переживает землетрясения, эпидемии, ужасы болезней и все душевные муки, но за все время его самой мучительной трагедией была, есть и будет трагедией спальни ».

В последние годы жизни Толстой становился все более религиозным. Его младший сын умер раньше него, и с тех пор он и его жена никогда не были прежними. Его память стала тускнеть, и в ноябре 1910 года он окончательно скончался, как литературный мастер.

Толстого надолго будут помнить как писателя, восставшего против социальных стандартов своего времени. У него были совершенно оригинальные взгляды на образование, крестьянство, будущее России и индустриализацию, но он говорил об отношениях с универсальной ясностью и подробностями.

Библиография

Горький, Макс. Толстой Лев Николаевич . Нью-Йорк: B.W. Huebsch, Inc., 1920.

Орвин, Донна Тюссинг. Искусство и мысль Толстого . Издательство Принстонского университета, 1993.

Васиолек, Эдвард. Л.Н. Толстой: жизнь, творчество и критика . York Press, 1985.

Сохранение наследия Л.Н. Толстого в усадьбе Ясная поляна,

Сохранение наследия Л.Н. Толстого в усадьбе Ясная Поляна, вторая половина XIX века-1930 год: Дис. культурол. Наук: 24.00.00 Москва, 2000 236 с. РГБ ОД, 61: 00-24 / 102-4

  1. Фомченкова Валентина Ивановна. Семейная политика в регионе: социологический анализ — 2004
    Семейная политика в регионе: социологический анализ: Дис…. канд. социол. Наук: 24.00.04: Москва, 2004 158 с. РГБ ОД, 61: 04-22 / 280
  2. Абдуллина Зишана Меметовна. Джадидизм в Башкирии в конце XIX — начале XX веков: историко-культурологический аспект — 2003
    Джадидизм в Башкирии в конце XIX начале XX веков: историко-культурологический аспект: Дис … канд. Культурологические науки: 24.00.04: Уфа, 2003 182 с. РГБ ОД, 61: 04-24 / 38
  3. Денисова Жанна Александровна.Информационное неравенство и его влияние на социальные процессы в российском обществе — 2001
    Информационное неравенство и его влияние на социальные процессы в российском обществе: диссертация … кандидата социологических наук: 24.00.04. — Москва, 2001. 130 с .: ил. РГБ ОД, 61 02-22 / 141-1
  4. Сидоркина Татьяна Николаевна. Творческая личность Айседоры Дункан в культурном контексте конца XIX — первой трети XX веков — 2000
    Творческая личность Айседоры Дункан в культурном контексте конца XIX — первой трети XX веков: Дис…. канд. культурол. Наук: 24.00.04 Саранск, 2000 138 с. РГБ ОД, 61: 00-24 / 83-4
  5. Нимаев Даба Дамбаевич. Буряты: этногенез и этническая история — 2000
    Буряты: этногенез и этническая история: диссертация … доктора исторических наук: 24.00.02, 07.00.07. — Улан-Удэ, 2000. 294 с .: ил. РГБ ОД, 71 01-7 / 66-2
  6. Бородина Елена Александровна. Влияние олимпийского движения на развитие мировой культуры: исторические и современные аспекты — 2000
    Влияние олимпийского движения на развитие мировой культуры: исторические и современные аспекты: диссертация… Кандидат культурол. Наук: 24.00.02. — Нижневартовск, 2000. 150 с .: ил. РГБ ОД, 61 00-24 / 95-8
  7. Склизкова Екатерина Владимировна. Геральдика в аристократических культурах Британии и России — 2000
    Геральдика в аристократических культурах Британии и России: диссертация … кандидата культурол. Наук: 24.00.04. — Москва, 2000. 155 с .: ил. РГБ ОД, 61 01-24 / 8-Х
  8. Гекман Лидия Павловна. Евразийский контекст формирования мифопоэтической модели мира в традиционной культуре Алтая: Проблема космоантропогенеза — 2000
    Евразийский контекст формирования мифопоэтической модели мира в традиционной культуре Алтая: Проблема космоантропогенеза: диссертация… Кандидат культурол. Наук: 24.00.02. — Барнаул, 2000. 127 с .: ил. РГБ ОД, 61 00-24 / 34-6
  9. Смирнова Ирина Александровна. Интернет как фактор субкультуры виртуального сообщества — 2000
    Интернет как фактор субкультуры виртуального сообщества: диссертация … кандидата культурол. Наук: 24.00.04. — Санкт-Петербург, 2000. 163 с .: ил. РГБ ОД, 61 01-24 / 37-3
  10. Брусиловская Лилия Борисовна. Культура повседневности эпохи «оттепели»: Метаморфозы стиля — 2000
    Культура повседневности эпохи «оттепели»: Метаморфозы стиля: диссертация… Кандидат культурол. Наук: 24.00.02. — Москва, 2000. 193 с .: ил. РГБ ОД, 61 01-24 / 16-0
  11. Степанова Наталья Евгеньевна. Маргинализация как результат изменения социокультурной ситуации в постсоветском российском обществе — 2000
    Маргинализация как результат изменения социокультурной ситуации в постсоветском российском обществе: диссертация … кандидата культурол. Наук: 24.00.02. — Краснодар, 2000. 159 с .: ил. РГБ ОД, 61 01-24 / 26-8
  12. Осмухина Ольга Юрьевна.Маска в культурно-художественном сознании Русского Зарубежья 1920-1930-х годов: На материале творчества В.В. Набокова — 2000
    Маска в культурно-художественном сознании Русского Зарубежья 1920-1930-х годов: На материале творчества В.В. Набоков: диссертация … кандидата культурол. Наук: 24.00.04. — Саранск, 2000. 197 с .: ил. РГБ ОД, 61 00-24 / 82-6
  13. Дмитриевская-Нильссон Юлий Анатольевна. Международное эсперанто-движение как субъект межкультурной коммуникации — 2000
    Международное эсперанто-движение как субъект межкультурной коммуникации: диссертация… Кандидат культурол. Наук: 24.00.04. — Санкт-Петербург, 2000. 164 с .: ил. РГБ ОД, 61 00-24 / 84-2
  14. Улыновский Андрей Владимирович. Мифодизайн как метод социальной конвенции в маркетинговых коммуникациях — 2000
    Мифодизайн как метод социальной конвенции в маркетинговых коммуникациях: диссертация … кандидата культурол. Наук: 24.00.04. — Санкт-Петербург, 2000. 216 с .: ил. РГБ ОД, 61 00-24 / 91-5
  15. Баранов Александр Сергеевич.Революционный терроризм как феномен русской культуры конца XIX — начала ХХ века — 2000
    Революционный терроризм как феномен русской культуры конца XIX — начала ХХ века: диссертация … кандидата культурол . Наук: 24.00.02. — Москва, 2000. 180 с .: ил. РГБ ОД, 61 01-24 / 55-1
  16. Темиров Султан Саидович. Социальные функции культуры малых этносов в постсоветский период: на примере Карачаево-Черкесии — 2000
    Социальные функции культуры малых этносов в постсоветский период: На примере Карачаево-Черкесии: диссертация… Кандидат культурол. Наук: 24.00.02. — Краснодар, 2000. 227 с .: ил. RGB OD, 61 01-24 / 2-0
  17. Биткадзе Наталья Витальевна. Социокультурные аспекты неорусского стиля в храмовой архитектуре конца XIX — начала ХХ века — 2000 г.
    Социокультурные аспекты неорусского стиля в храмовой архитектуре конца XIX — начала ХХ века: диссертация … кандидата наук исторические науки: 24.00.02. — Москва, 2000. 267 с .: ил. RGB OD, 61 00-7 / 177-2
  18. Нестерова Светлана Валентиновна.Формирование культурного пространства города Барнаула в XVIII — начале XX века — 2000 г.
    Формирование культурного пространства города Барнаула в XVIII — начале XX века: диссертация … кандидата культурол. Наук: 24.00.02. — Кемерово, 2000. 276 с .: ил. РГБ ОД, 61 01-24 / 29-2
  19. Китова Светлана Андреевна. Этнокультурная семантика национального орнамента: На материале украинского рушника конец XIX — середина XX вв. — 2000 г.
    Этнокультурная семантика национального орнамента: На материале украинского рушника конец XIX — середина XX веков: диссертация… Врачи культурол. Наук: 24.00.02. — Москва, 2000. 409 с .: ил. РГБ ОД, 71 01-24 / 9-7
  20. Корнилов Олег Александрович. Языковые картины мира как отражения национальных менталитетов — 2000
    Языковые картины мира как отражения национальных менталитетов: Диссертация … доктора культурол. Наук: 24.00.04. — Москва, 2000. 460 с .: ил. РГБ ОД, 71 01-24 / 5-4

потомков Толстых собираются на воссоединение семьи в России

ЯСНАЯ ПОЛЯНА, Россия — Сохраняя лишь смутные воспоминания о своем русском детстве, Татьяна Паус — элегантная и седовласая — не смогла сдержать своего волнения, когда добралась до загородного поместья, где ее дед, Лев Толстой, написал некоторые из величайших романов Великой Отечественной войны. 19 век.

Это был день резких контрастов, когда потомки знаменитого русского писателя сошли со спецпоезда из Москвы в изнуряющую летнюю жару в пятницу.

Девушки в крестьянских одеждах принесли хлеб-соль — традиционное русское приветствие — толпе собирающихся в шортах и ​​футболках с видеокамерами на плечах.

Банду потомков Толстого приветствовали на недельном семейном сборище духовой оркестр из 12 человек и вышедшие на прогулку актеры, одетые как аристократы XIX века.

«Мне это нравится», — сказала 87-летняя Паус, когда ей помогли спуститься с поезда в этой деревенской деревушке на холмистых сельскохозяйственных холмах в 120 милях к югу от Москвы.

Паус — один из двух оставшихся в живых внуков Толстого — автора «Войны и мира» и «Анны Карениной» — и один из 90 потомков Толстого, собравшихся в обширном поместье.

Они объявили это крупнейшей встречей Толстого в истории, которую праправнук Владимир Толстой называет рождением литературной карьеры Толстого и рождением семьи.

В этом году исполняется 150 лет со дня публикации первого рассказа писателя «Детство», а также 140 лет со дня тяжелого брака Льва с Софией.

Воссоединения были летними событиями в течение нескольких лет, поскольку семья пытается сохранить узы, которые были почти разорваны, когда потомки разбежались по всему миру после большевистской революции 1917 года. Последнее семейное собрание там было в 2000 году.

Паус покинула Россию, когда ей было 3 года, когда ее родители бежали от коммунистического восстания против династии Романовых.Ее единственное воспоминание о России — это игровая комната в семейном доме в Санкт-Петербурге. Она выросла в Швеции и, как многие члены семьи Толстых, не говорит по-русски.

Вместо этого родственники болтают на языках — английском, французском, итальянском и шведском, — иногда пытаясь понять друг друга.

Воссоединение — детище Владимира Толстого, который восемь лет назад стал директором государственного музея-заповедника «Ясная поляна» и приступил к капитальному ремонту, призванному привлечь туристов.Музей также принимает частное финансирование.

«Главное — крепче связать семью и показать им, что мы сделали с Ясной поляной», — сказал он.

Владимир Толстой в этом году не пожалел средств. Гости прибыли поездом на отреставрированную станцию ​​у подножия березового переулка, ведущего в Ясную Поляну. Носильщики в костюмах 19-го века и старинные вывески впервые познакомили посетителей с изящной жизнью своего аристократического деда, который в преклонном возрасте стал глубоко религиозным и эстетичным.Он похоронен в роще деревьев на обочине тропы через сосны, возвышающиеся над поместьем.

Недельные мероприятия в Ясной Поляне — «Чистая поляна» по-русски — включают катание на лошадях, охоту на соколов и гончих, а также военную реконструкцию сцен из «Войны и мира».

Бремя прямого потомка Толстого, чьи великие рассказы включают «Смерть Ивана Ильича» и «Казаки» и прославившегося как социальный реформатор и пацифист, ложится на плечи одних родственников больше, чем других. .

47-летний Джон Львофф, парижский кинорежиссер, сказал, что ему повезло не носить фамилию, потому что его никогда не беспокоили автоматические вопросы о своем происхождении.

Когда он был подростком, сказал Львов, имеющий французское и американское гражданство, он находил других авторов, таких как Федор Достоевский, более интересными, чем Толстой.

«Но когда я стал старше, я стал по-новому ценить Толстого — особенно его акцент на важности семьи», — сказал Львов.

Екатерина Толстая, 14-летняя школьница из Англии, сказала, что прочитала большинство основных произведений Толстого и чувствует ответственность за поддержание связей в большой семье.

«Это здорово, как все узнают друг друга, становятся ближе», — сказала она.

Владимир Толстой сообщил, что в Европе, России и Северной Америке живут 250 потомков Толстого. По его словам, более половины участвующих в этом году потомков — выходцы из Швеции.

Паус был в восторге от вида семейного дома среди живописных прудов, садов, березовых и еловых рощ Ясной Поляны, а также от возможности пообщаться с другими Толстыми.

«Я думаю, это замечательно видеть здесь всех кузенов и следующее поколение», — сказала она.

Толстой привидел свою жену и умерли

Лев и София, за шесть недель до своей смерти в 1910 году. Общественное достояние

В три часа ночи холодной зимней ночью, а точнее 28 октября 1910 года, графиня София Берсс проснулась от удара. шагов. Ее муж, граф Лев Николаевич Толстой, возможно, самый известный писатель в стране, беспокойно расхаживал по соседней комнате в их родном имении Ясная поляна, примерно в 100 милях к югу от Москвы. Он сказал ей, что принял лекарство, попросил ее снова заснуть и закрыл за ней дверь.Когда она проснулась на следующее утро, ее мужа не было.

Лев Толстой, одетый в грубую крестьянскую одежду, в сопровождении своего врача, доктора Маковецкого, сел в вагон третьего класса и отправился доживать свои последние дни.

Толстой оставил письмо жене, в котором написал: «Не ищи меня. Я чувствую, что должен уйти от жизненных проблем. Бесконечные гости, постоянные визиты и гости, бессменные операторы кинематографа, преследуют меня в Ясной Поляне и отравляют мою жизнь.Я хочу оправиться от мирских невзгод. Это необходимо для моей души и моего тела, которые прожили 82 года на этой земле ».

Толстой родился в большом аристократическом имении, название которого переводится как «светлая поляна», но с годами оно стало казаться ловушкой. Вскоре после публикации «Анна Каренина » в 1877 году Толстой пережил «обращение».

«Он патриарх, у него есть поместье в российской деревне в деревне, которой он в основном владеет, и он переходит от этого к разоблачению богатства — в основном у него кризис среднего возраста, и, поскольку он Толстой, он говорит:« Я иду ». чтобы решить эту проблему », — говорит Ани Кокобобо, редактор журнала Tolstoy Studies Journal и автор готовящейся к выходу книги Мудрец секса: Толстой теоретизирует гендер, идентичность и половой акт .

Простая спальня Толстого последних лет жизни в Ясной Поляне. Autotravel.ru/Wikimedia Commons

В 1890-х годах Толстой перевел и переосмыслил Евангелия Нового Завета и осудил их толкование Русской Православной Церковью. «Он решает, что вы должны жить своей жизнью, не привязываясь к телу, индивидуальности, богатству или сексу», — говорит Кокобобо. Итак, в 1901 году он был отлучен от церкви. Хотя он все еще был дворянином, он начал пытаться избавиться от атрибутов привилегий.Он переехал в уютную крестьянскую избы в своем имении, начал «есть только простую крестьянскую пищу и носить крестьянский костюм — грубую блузку, широкие брюки, заправленные в высокие сапоги из воловьей кожи, кожаный пояс и меховую шапку», — говорится в сообщении. сообщение в The New York Times от 13 ноября 1910 года о его скандальном уходе. Он основал на своей земле столовые и школу для крестьянских детей, занимался сельским хозяйством и вел переговоры о выпуске своих книг без авторских прав. Он также пропагандировал половое воздержание, хотя не смог успешно практиковать то, о чем он проповедовал.Между тем у Софии, с которой он был женат 48 лет и которая родила ему 13 (!) Детей, были другие идеи.

«Вы читаете их дневники бок о бок, а они вроде как живут в разных мирах», — говорит Кокобобо. «Вы можете себе представить, как выглядит его жена:« У нас 13 детей, и теперь ты пророк антисексуальности »»

Толстой размышлял о своей смерти в течение многих лет, но в Ясной Поляне он не мог избежать натиска обязанностей как патриарх и общественный деятель.Даже во время этого последнего путешествия поездом газеты отслеживали каждое его движение, все время изображая его сумасшедшим. Сначала он поехал по Каусанской железной дороге в монастырь Шамардино, где его любимая сестра Мария была монахиней. Когда его визит туда получил широкую огласку, он двинулся дальше, якобы надеясь попасть на Кавказ. Но 15 ноября, всего через две недели после отъезда из дома, он заболел и был доставлен на вокзал в городке Астапово. Его жена бросилась к нему, но ей не разрешили увидеться с ним до его последних минут, пять дней спустя.В окружении прессы и недоброжелателей, считавших его сумасшедшим, это была не та тихая смерть, которую он так жаждал.

Открытка станции Астапово, где умер Толстой. Public Domain

В одной статье Times его довольно сурово осудили, даже когда он умирал: «Когда-то Толстой был известным художником в области письма, писателем с ясным видением, замечательной наблюдательностью и последовательным стилем. В последнее время он явно сошел с ума… он ушел умирать в пустыне, как дикий зверь… Явных шуток удастся избежать.Это очень печально.»

Кокобобо считает свою смерть рациональным продолжением духовной идеологии, которую он культивировал на протяжении десятилетий. «Ирония в том, что [София] заботилась о нем, она была его партнершей, она способствовала его жизни», — говорит она. Он оставил ее и свой дом духовно и физически, но он не мог выжить врозь. «Никто не понимал его и не заботился о нем так глубоко, как она. В тот момент, когда он выходит из ее сферы, он умирает.

Признание: часть 6

Признание: часть 6

Лев Толстой Архив


Признание


Часть 6

Написано: 1882 г.
Источник: Признание Льва Николаевича Толстого, распространено Толстой онлайн-библиотекой, впервые распространено в России в 1882 году, впервые опубликовано в 1884 году.
Транскрипция / разметка: Энди Карлофф
Интернет-источник: RevoltLib.com; 2021 г.


В поисках ответов на жизненные вопросы я испытал именно то, что чувствует человек, заблудившийся в лесу.

Он достигает поляны, залезает на дерево и ясно видит безграничное расстояние, но видит, что его дома нет и не может быть там; затем он идет в темный лес и видит темноту, но там его дома тоже нет.

Итак, я бродил по этому лесу человеческих знаний среди проблесков математических и экспериментальных наук, которые ясно показали мне горизонты, но в направлении, где не может быть дома, а также среди тьмы абстрактных наук, где я был погружен в тем глубже мрак, чем дальше я шел, и где я окончательно убедился Я сказал, что выхода не было и не могло быть.

Поддавшись светлой стороне познания, я понял что я только отвлекаю взгляд от вопроса.тем не мение заманчиво очистить те горизонты, которые открылись передо мной, мог как бы заманчиво ни было погрузиться в безграничный простор этих наук, я уже понял, что чем яснее они были, тем меньше они удовлетворяли мою потребность и тем меньше они применил к моему вопросу.

«Я знаю, — сказал я себе, — что наука так упорно пытается открыть, и на этом пути нет ответа на вопрос о смысле моей жизни.«В абстрактной сфере я понял, что несмотря на то, или просто из-за факт, что прямая цель науки — ответить на мой вопрос, нет ответа, кроме того, что я сам уже дал: «В чем смысл моей жизни?» «Здесь ничего нет.» Или что выйдет из моей жизни? »« Ничего ». Или:« Почему все существует что существует, и почему я существую? »« Потому что он существует ».

Задав вопрос об одной области человеческих знаний, я получил бесчисленное количество точных ответов по вопросам, касающимся чего я не спрашивал: о химических составляющих звезды, о движении солнца в сторону созвездия Геракл, о происхождении видов и человека, о формах бесконечно мельчайших невесомых частиц эфира; но в этом сфере знаний единственный ответ на мой вопрос: «Что такое смысл моей жизни? »было:« Ты то, что ты называешь своей «жизнью»; ты представляют собой преходящее случайное сцепление частиц.Взаимный взаимодействия и изменения этих частиц производят в вас то, что вы назовите свою «жизнь». Это единство продлится какое-то время; после взаимодействие этих частиц прекратится, и то, что вы называете «жизнь» прекратится, как и все ваши вопросы. Вы случайно соединил комочек чего-то. этот комочек ферменты. Комок называет это брожением своей «жизнью». В ком распадется и брожение прекратится и всех вопросов.»Так отвечает ясная сторона науки и не может ответить иначе, если строго следует своим принципам.

Из такого ответа видно, что ответ не отвечает на вопрос. Я хочу знать смысл своей жизни, но это фрагмент бесконечного, далекий от того, чтобы придать ему смысл, разрушает его всевозможные значения. Неясные компромиссы, которые та сторона экспериментальная точная наука соединяется с абстрактной наукой, когда говорит что смысл жизни заключается в развитии и сотрудничестве с развитием, в силу своей неточности и неясности не может считаться ответами.

Другая сторона науки — абстрактная сторона — когда она строго придерживается своих принципов, отвечая непосредственно на вопрос, всегда отвечает, и во все времена отвечал одним и тем же так же: «Мир — это нечто бесконечное и непонятная часть этого непонятного «всего» ». Я снова исключить все эти компромиссы между абстрактным и экспериментальным науки, которые составляют весь балласт полунаук, называемых юридический, политический и исторический.В этих полунауках концепция развития и прогресса снова введена неверно, только с той разницей, что это было развитие все, пока здесь это развитие жизни человечества. Ошибка по-прежнему: развитие и прогресс в бесконечности. не может иметь цели или направления, и, насколько мой вопрос обеспокоен, ответа не дается.

В истинно абстрактной науке, а именно в подлинной философии — нет. в том, что Шопенгауэр называет «профессорской философией», служит только для классификации всех существующих явлений в новой философской категорий и называть их новыми именами — где философ не упускает из виду главный вопрос, ответ всегда одно и то же — ответ Сократа, Шопенгауэра, Соломон и будда.

«Мы приближаемся к истине только постольку, поскольку мы удаляемся от жизни», — сказал Сократ при подготовке к смерти. «За что мы, любящие правда, стремитесь в жизни? Освободиться от тела, и от всего зла, которое причиняет жизнь тела! Если так, тогда как мы можем не радоваться, когда к нам приходит смерть?

«Мудрый человек всю жизнь ищет смерти, и поэтому смерть — это ему не страшно «.

А Шопенгауэр говорит:

«Признав сокровенную сущность мира как * волю *, и все его явления — от бессознательной работы темные силы Природы вплоть до полностью осознанного действия человек — поскольку только объективность этой воли, мы никоим образом избегать заключения, что вместе с добровольным отказом и самоуничтожение воли все эти явления также исчезнут, это постоянное стремление и усилие без цели или отдыха на все стадии объективности, на которых и через которые мир существуют; исчезнет разнообразие сменяющих друг друга форм, и вместе с формой все проявления воли, с ее самые универсальные формы, пространство и время, и, наконец, самое основная форма — субъект и объект.Без воли нет концепция и нет мира. Перед нами, конечно же, ничего не остается. Но то, что противостоит переходу в аннигиляцию, наша природа, — это всего лишь то же самое желание жить — * Wille zum Leben * — которое формирует мы сами, а также наш мир. Что мы так боимся уничтожение или, что то же самое, что мы так хотим жить, просто означает, что мы сами не что иное, как это желание жить и ничего не знать, кроме этого. Итак, что остается после полное уничтожение воли для нас, полных воля — это, конечно, ничто; но с другой стороны, для тех, кто в Кого воля обратилась и отреклась, этот так реальный мир Наше со всеми его солнцами и Млечным путем — ничто.»

«Суета тщеславия», — говорит Соломон, — «суета тщеславия — все суета. Какая польза человеку от всех его трудов, которые он берет под солнце? Одно поколение уходит, а другое поколение: но земля пребывает вовек … то, что было, есть то, что будет; и то, что сделано, то, что должно быть сделано: и нет ничего нового под солнцем. Есть ли что-нибудь, о чем можно сказать: вот это новое? это имеет был уже в старые времена, которые были до нас.здесь нет воспоминание о прежних вещах; и не должно быть никаких Память о грядущих событиях с грядущими после. Я, Проповедник, был царем Израиля в Иерусалиме. И я отдал свое сердце искать и исследовать мудростью обо всем этом совершается под небом: эти мучения Бог дал сыновьям человека, который будет упражняться вместе с ним. Я видел все работы, которые делаются под солнцем; и вот, все суета и досада дух…. Я общался со своим сердцем, говоря: вот, я пришел в великое поместье и приобрели больше мудрости, чем все имущие был передо мной над Иерусалимом: да, мое сердце имеет великие переживания мудрости и знаний. И я отдал свое сердце познанию мудрости, и познать безумие и глупость: я понял, что это тоже досада духа. Ибо в большой мудрости много печали, и тот, кто умножает знание увеличивает печаль.

«Я сказал в своем сердце, иди сейчас, я докажу тебе веселье, поэтому наслаждайтесь удовольствием: и вот, это тоже суета.Я сказал о смех — это безумие; и от веселья — что это делает? Я искал в своем сердце, как подбодрить мою плоть вином, и пока мое сердце было руководствуясь мудростью, удерживать глупость, пока я не увижу, что это было хорошо для сынов человеческих, что они должны были делать под небом количество дней их жизни. Я сделал себе великие работы; я построил мне дома; Я посадил себе виноградники; Я сделал себе сады и огороды, и я посадил в них деревья всяких плодов, я сделал себе лужи воды, чтобы полить оттуда лес, где росли деревья: I приобрел себе слуг и служанок, и в моем доме родились слуги; кроме того, у меня были большие стада и стада, прежде всего были передо мной в Иерусалиме: я собрал себе серебро и золото и своеобразное сокровище от королей и из провинции: я получил меня певцы мужчины и певицы женщины; и радости сынов человеческих, как музыкальные инструменты и все такое.Так что я был великолепен, и умножился более, чем все, что было до меня в Иерусалиме; также моя мудрость осталась со мной. И все, что желали мои глаза, я оставил не от них. Я не отказывал своему сердцу ни от какой радости … Тогда я посмотрел на все дела, которые делали мои руки, и на труд, над которым я трудился: и вот, все суета и досады духа, и от них не было никакой пользы при солнце. И я обратился к мудрости, и безумию, и глупость…. Но я понял, что такое случается со всеми. Тогда я сказал в сердце своем: как глупые, так и происходит даже со мной, и почему я был тогда мудрее? тогда я сказал в сердце мое, что это тоже суета. Ибо нет воспоминаний о мудрых больше, чем глупых на веки; видя то, что сейчас в грядущие дни все будет забыто. И как умирают мудрые человек? как дурак. Поэтому я ненавидел жизнь; потому что работа, которая есть тяжко для меня, сделанное под солнцем, потому что все суета и раздражение духа.Да, я ненавидел весь свой труд, который я взял под солнцем: видя, что я должен оставить это человеку, который должен будь после меня … Ибо что имеет человек от всех трудов своих и от раздражение его сердца, в котором он трудился под солнцем? Для все его дни — печали, а его муки — горе; да, даже в ночь его сердце не отдыхает. это тоже суета. Человек не благословлен безопасностью, что он должен есть, пить и подбадривать душа от своего труда … Все одинаково для всех: есть одно событие для праведников и нечестивых; к добру и к зло; к чистым и нечистым; тому, кто жертвует и тому, кто не приносит жертв; что добро, то и грешник; и клянущийся — как боящийся клятвы.Это зло во всем, что делается под солнцем, есть одно событие все; да, и сердце сынов человеческих полно зла, и безумие в их сердцах, пока они живы, и после этого они уходят мертвым. Для живого есть надежда, ибо живая собака лучше мертвого льва. Для живых знаю, что они умрут: а мертвые ничего не знают и больше не награда; ибо память о них забыта. также их любовь, их ненависть и зависть исчезли; ни один имеют ли они уже вечную долю в чем-либо, что делается под солнцем.»

Так сказал Соломон или тот, кто написал эти слова. [Сноска: Версия Толстого в некоторых местах немного отличается от нашей. Авторизованная или исправленная версия. Я следил за его текстом, потому что в письмо Фету, цитируемое на стр. 18, т. II из моей «Жития Толстого», он говорит, что «Официальная английская версия [Экклезиаста] плохо «- А.М.]

А вот что говорит индийская мудрость:

Сакья Муни, молодой и счастливый принц, от которого болезни, старость и смерть были скрыты, они вышли за рулем и увидел ужасного старика, беззубого и слюнявого.принц, из кого до тех пор скрывали старость, изумился и спросил его водитель, что это было, и как этот человек дошел до такого в жалком и отвратительном состоянии, и когда он узнал, что это общая судьба всех людей, что одно и то же неизбежно ожидало ему — юному принцу — он не мог продолжать свой путь, но приказал идти домой, чтобы подумать над этим фактом. И он заткнулся в одиночестве и задумался. и он, вероятно, придумал какое-то утешение для себя, потому что впоследствии он снова пошел драйв, чувствуя себя веселым и счастливым.Но на этот раз он увидел больного человека. Он увидел исхудавшего, бледного, дрожащего человека с тусклыми глазами. В князь, от которого скрывалась болезнь, остановился и спросил что это было. И когда он узнал, что это болезнь, к которой все мужчины ответственны, и что он сам — здоровый и счастливый князь — может сам завтра заболеть, ему опять было не в настроении чтобы повеселиться, но приказал ехать домой и снова искал какое-то утешение, и, вероятно, нашел его, потому что он уехал в третий раз ради удовольствия.Но в третий раз он увидел другое новое зрелище: он увидел мужчины что-то несут. ‘Что это?’ «Мертвец». ‘Что значит * мертв * означает? ‘ спросил князь. Ему сказали, что он умер означает стать таким, как этот человек. К трупу подошел князь, открыл его и посмотрел на него. — Что с ним теперь будет? спросил князь. Ему сказали, что труп будет похоронен в земля. ‘Почему?’ ‘Потому что он, конечно, не вернется к жизни, и будет производить только зловоние и червей.» И это судьба всех мужчин? Произойдет ли то же самое со мной? Они меня похоронят, и я вызову зловоние и буду съеден червями? ‘Да.’ ‘Дом! Я не выгоню ради удовольствия, и никогда так не прогоню опять таки!’

И Сакья Муни не нашел утешения в жизни и решил что жизнь — величайшее из зол; и он посвятил все силы его души, чтобы освободить себя от этого и освободить других; и делать это так, что даже после смерти жизнь больше не будет возобновлена но быть полностью уничтоженным в самых его корнях.Так говорят все мудрость Индии.

Это прямые ответы, которые дает человеческая мудрость, когда отвечает на вопрос жизни.

«Жизнь тела — зло и ложь. разрушение жизни тела — это благословение, и мы должны желай этого », — говорит Сократ.

«Жизнь — это то, чего не должно быть — зло; и отрывок в Ничто — единственное добро в жизни », — говорит Шопенгауэр.

«Все, что есть в мире — безумие, и мудрость, и богатство, и бедность, веселье и горе — суета и пустота.Человек умирает и от него ничего не осталось. И это глупо », — говорит Соломон.

«Жить в сознании неизбежности страдание, ослабление, старость и смерть — это невозможно — мы должны освободиться от жизни, от всего возможного жизнь », — говорит Будда.

И то, что сказали эти сильные умы, было сказано, и они думали, и чувствуют себя миллионы и миллионы таких же людей, как они. И я имею подумал и почувствовал это.

Так что мое блуждание по наукам далеко не избавило меня от мое отчаяние только усилило его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *