Юсуповский дворец на Мойке – архитектурный шедевр Петербурга, красивейшее здание Северной столицы. Роскошь, великолепие и изящество дворца соперничают с его скандальной славой. В подвале здания произошло убийство Григория Распутина, фаворита царя Николая II, которое обросло мистическими и загадочными подробностями.
Князья Юсуповы – старинные владельцы дворца
В старой части Петербурга на набережной реки Мойки стоит величественный дом, история которого начинается в XVIII веке. Это Юсуповский дворец – частный особняк, в котором жило 5 поколений аристократического рода князей Юсуповых с 1830 по 1917 годы.
Владельцы 57 дворцов, они превратили здание на Мойке в место, которое по великолепию можно сравнить только с императорской резиденцией.
Потомки правителей Орды, перешедшие на службу русскому престолу при царе Иоанне Грозном, обладали несметным богатством и принадлежали к элите России. Хозяева дома-дворца были образованными людьми, любящими Россию.
Они собирали живопись и скульптуру, музыкальные инструменты, драгоценные камни и книги, художественные редкости. Князья Юсуповы всегда находились в центре столичной жизни. Их особняк показывает вкусы, пристрастия, фантазию владельцев, рассказывает о дворянской бытовой культуре.
Экскурс в прошлое дворца
Первоначально на месте Юсуповского дворца была построена деревянная усадьба Царевны Прасковьи Ивановны, племянницы Петра I. В 1830 году ее купил князь Борис Николаевич Юсупов. После убийства в декабре 1916 года Г. Распутина дворец превратили в немецкое консульство. В 1925 году его передали ленинградскому отделу просветительской работы. Это уберегло дворец от разорения в годы Гражданской войны.
В годы Великой Отечественной войны в залах размещался госпиталь. Здание пострадало от бомбежек и обстрелов. Глобальная реконструкция началась в 1943. После войны строение признали объектом государственного значения.
В 1960 году дворец получил статус памятника культуры Федерального значения. В 2000-е здание отреставрировали и превратили в культурный центр. Он соединяет просветительскую, экскурсионную, выставочную и концертную работу.
Создание архитектурного ансамбля
Создание дворцового ансамбля тянулось 200 лет. Князь Борис Юсупов в короткий срок превратил аварийное здание, приобретенное им в 1830 году, в роскошное место в Петербурге.
Царский размах реставрации
Реставрация проходила с царским размахом. Строители с помощью архитектора Михайлова заново переделали протяженный фасад. Парадный вход выделен колоннами с лепным гербом князей Юсуповых. Дому прибавили этажности и пристроили дополнительный трехэтажный корпус в восточную часть усадьбы.
Фасадом дворец Юсуповых выходит на
Уюта добавляют фигурные пруды и каналы. Овальный двор обнесен стеной с воротами и колоннами. На месте сквозного проезда архитектор создал вестибюль с мраморной лестницей, которая выходила к реке на собственную набережную.
Зодчий превратил дом в роскошный дворец с парадными апартаментами, домашним театром на 180 мест и собственным музеем. В выставочных залах – художественная коллекция. На сцене домашнего театра Юсуповых выступали П. Виардо, М. Глинка, А. Даргомыжский, Ф. Лист, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Ф. Шопен.
Новые преобразования
После смерти князя Бориса Николаевича Юсупова новые владельцы дворца неоднократно его перестраивали. Архитектор Александр Степанов в 1890 году переоборудовал здание технически: электрифицировал, провел водяное отопление, водопровод и канализацию.
В 1881 году во дворце построена Покровская церковь. Новые хозяева украсили театр золоченой лепниной, расписанными плафонами. Вдоль главного фасада дворца протянулась анфилада из шести парадных залов и гостиных.
Отделывали помещения художники-декораторы, трудившиеся в Европе. По их замыслу, при оформлении дворца воплощены разные архитектурные стили. Изысканная простота залов контрастирует с пышностью убранства гостиных.
Мрамор везли из Италии, мебель, люстры, фарфор и ткани – из Франции. Жилые покои реконструированы в стиле рококо – утонченность и изысканность убранства восхищает. Отдельные комнаты оформлены в стиле русского классицизма, строгость и четкость во всем.
Интерьеры дворца
Во дворце 28 залов, оформленных в стилях русского ампира, неоклассицизма, неорококо. Лаконизм и монументальность, даже помпезность стиля ампир соседствует с игривостью и легкостью неорококо, придавая каждому залу неповторимость и изящество. Мода менялась быстро, и все веяния отразились в интерьерах.
Великолепная роспись, тонкая резьба, изящная лепнина – элементы разных стилей. Анфилада парадных гостиных – ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений. Ощущение простора и бесконечности создает то, что двери расположены на одной оси.
Убранство залов дополняет мебель, дорогие шелка, венецианские зеркала с деревянной резьбой и позолоченные люстры. Скульптуры, живописные полотна, предметы прикладного искусства, фарфор непринужденно вписываются в интерьер дворцовых залов.
Залы Юсуповского дворца
- Белоколонный зал – 445 кв. м. Самый большой зал дворца с 24 колоннами.
- Зеркальный зал – 190 кв. м.
- Зал Прециоза – 165 кв. м. Зал картинной галереи с 1200 картинами.
- Николаевский зал – 130 кв. м.
- Мавританская гостиная –97 кв. м. Поражает колоритом и роскошью: стены затянуты тисненой кожей, в центре зала бил фонтан, вдоль стен – диваны и золотом выведенные строки из Корана. В углах комнаты – изящные скульптуры.
- Зал Антонио Виги – автора росписи на потолке – 95 кв. м.
- Танцевальный зал – 176 кв. м. Кажется, что он еще помнит шум платьев на роскошных балах хозяев дворца.
- Белое фойе – 91кв. м. Здесь представлен шикарный камин с колоннами из оникса, полудрагоценного камня.
- Гобеленовая гостиная – 120 кв. м. Поражает роскошью и респектабельностью.
- Большая ротонда – 97 кв. м. Двери из красного дерева с бронзовыми вставками.
- Красная парадная гостиная – 67 кв. м. Резная золоченая мебель для нее выполнена в России по заказу.
- Зеленая парадная гостиная –78 кв. м. В центре – стол из золоченой бронзы с росписью по фарфору.
- Дубовая парадная гостиная – 68 кв. м. Массивный дубовый потолок, дубовый стол из Венеции.
- Большая гостиная – 92 кв. м. Мебель из карельской березы, камин – из уральского малахита. Люстра сделана из полированной бронзы и хрусталя.
- Музыкальная гостиная – 72 кв. м. Выполнена в стиле итальянского ренессанса.
- Гостиная Генриха II – 58 кв. м. Центральный элемент зала – роскошный камин из красного мрамора делает комнату уютной и элегантной.
- Бильярдная –50 кв. м. Выполнена в турецком стиле.
- Библиотека – 89 кв. метров, здесь хранятся редчайшие экземпляры книг.
- Секретарская – 73 кв. м. Оформлена в стиле позднего русского классицизма, строго и торжественно.
- Античный зал – 166 кв. м. Оформлен в стиле неоклассицизма с преобладанием античных сюжетов, с камином из белого мрамора, хрустальной люстрой с фигурой Аполлона.
- Будуары – четыре комнаты площадью 139 кв. м. Стены и потолки украшены лепниной тончайшей работы.
- Театр – 117 кв. м. «Жемчужина» дворца с прекрасной акустикой.
- Буфетная при театре – 25 кв. м. Выполнена в темных тонах, придающих помещению очарование.
- Парадная лестница – 78 кв. метров, украшенная мраморными вазами.
Внутренне убранство дворца поражает красотой и богатством, рассчитано на прием великосветских гостей, виртуозно оформлено с учетом модных тенденций архитектуры.
«Образчиком барской жизни в ее почти царском великолепии» назвал ансамбль дворца историк искусств Александр Бенуа. Юсуповский дворец – дом, в котором сохранились не только парадные апартаменты, но и роскошные покои семьи, хранящие тепло и обаяние владельцев.
Григорий Распутин – тайна
Юсуповский дворец хранит мрачную тайну – здесь зверски убит фаворит царя Григорий Распутин.
Выходец из крестьян, Григорий Ефимович Распутин приехал в Петербург в 1903 году и сразу же был представлен императорской чете, он стал другом и наставником императора. Человек, владеющий даром целительства, Распутин лечил больного гемофилией цесаревича Алексея. Старец влиял на царя и его супругу, пользовался безграничной властью при дворе.
Николая II не смущало то, что его любимец участвовал в пьяных дебошах, скандалах и оргиях с дамами из высшего общества. Вызывающее поведение царского фаворита возмущало аристократов. Они считали влияние Распутина на царя гибельным для России и решили убить фаворита ради спасения трона и чести страны.
Группа заговорщиков – князь Дмитрий Павлович, монархист Пуришкевич, офицер Сухотин, врач Лазоверт – во главе с хозяином дома Феликсом Юсуповым пригласили ничего не подозревающего Распутина в гости. Прием устроили в подвальном помещении. Угощали вином и пирожными с цианистым калием.
Время шло, а яд не действовал, хотя доктор заправил дозу, способную умертвить пятерых человек. Юсупов стрелял в Распутина 11 раз из пистолета, оставив умирать в подвале. Раненый очнулся, выбрался из подвала на улицу и пытался взобраться на забор сада.
Здесь его подстрелили и еще живого бросили с Петровского моста под лед Невы. Распутина лишили жизни в ночь на 17 декабря 1916 года, за 2 месяца до отречения Николая II от власти.
Дворец-музей и современность
В здании размещены экспозиции быта аристократической семьи. Здесь проводятся:
- Театрализованные представления.
- Развивающие программы.
- Концерты классической музыки в исполнении симфонического оркестра.
- Выставки живописи, графики, скульптуры.
- Фотовыставки.
- Лекции, семинары по различным аспектам культуры России.
- Вечера вокала.
- Заседания ученого совета.
- Спектакли домашнего театра.
Во дворце традиционно проводятся массовые мероприятия:
- Новогодний бал.
- Праздник Рождества Христова.
- Масленица.
- Пасха.
- Балы.
- Маскарады.
В доме Юсуповых по-прежнему работает театр, где ставят классические и современные пьесы, проходят концерты. Театральная труппа представляет интерактивные экспозиции. Популярна во дворце выставка «Убийство Распутина».
Туристы спускаются в подвал, где был убит фаворит императора. В тесном помещении с низкими сводами они видят восковые фигуры. Сидящий за столом с отравленным угощением Григорий Распутин и его убийца Феликс Юсупов создают эффект присутствия. Кажется, вот-вот Юсупов выстрелит в Распутина.
Юсуповский дворец в Петербурге на Мойке – уникальный архитектурный памятник XVIII – XX веков.
Загрузка…Ещё интересные сооружения
История дворца
Юсуповский дворец – уникальный архитектурный ансамбль XVIII-XX в.в., памятник истории и культуры федерального значения, снискавший славу «энциклопедии» петербургского аристократического интерьера.
Биография Дворца и окружающей усадьбы восходит к петровской эпохе, к периоду зарождения молодой Северной столицы. Дворцово-усадебный комплекс создавался на протяжении почти двух столетий. Здесь работали выдающиеся русские и иноземные архитекторы Ж.-Б. Валлен-Деламот, А.А. Михайлов-второй, Б. Симон, И. Монигетти, В. Кеннель, А. Степанов, А. Вайтенс, А. Белобородов.
С 1830 по 1919 г. владельцами дворца и усадьбы были пять поколений знатного дворянского рода князей Юсуповых. Многие яркие страницы российской и петербургской истории связаны с фамильной резиденцией на Мойке.
Дворец вошел в отечественную историю и как место убийства Григория Распутина – сибирского крестьянина, ставшего в начале XX века духовным наставником и другом семьи императора Николая II. Трагедия разыгралась в ночь на 17 декабря 1916 года на жилой половине молодого князя Феликса Юсупова. Сейчас в этих комнатах создана историко-документальная экспозиция.
С началом блокады во дворце разместился эвакогоспиталь: в парадных залах и гостиных были установлены больничные койки и печки-буржуйки, копоть от которых оседала на стенах и полах, а медперсоналу приходилось работать в условиях постоянных бомбежек и артиллерийских обстрелов.
Несколько бомб, попавших во дворец осенью 1941 года, причинили наибольший вред его интерьерам. Одна из них буквально «прошила» здание, разрушив кровлю, интерьер Зелёной гостиной, библиотеку и взорвалась в подвале дворца. От попаданий других снарядов пострадала художественная отделка Белоколонного зала, Домашнего театра, Мавританской гостиной, а возникший пожар уничтожил интерьер зала «Прециоза». Взрывы авиабомб в непосредственной близости от Дворца повредили его стены и фундаменты.
Возрождение Дворца началось уже в 1943 году: были проведены архитектурные обмеры и консервирование повреждённых объектов, а благодаря героическим усилиям сотрудников дворца восстанавливалось его освещение и отопление, вставлялись окна и отмывались от гари и копоти стены.
В 1946 году началась масштабная реставрация Юсуповского дворца, которую возглавляла Ирина Николаевна Бенуа. В этот год было положено начало работам по воссозданию и сохранению этого уникального историко-культурного памятника.
Сегодня Юсуповский дворец — один из редких дворянских особняков Петербурга, где уцелели не только парадные апартаменты, залы картинной галереи, миниатюрный домашний театр, но и роскошные жилые покои семьи Юсуповых, сохранившие тепло и обаяние прежних владельцев. Удивительные по красоте художественные интерьеры, возрождаемые трудом и талантом петербургских реставраторов, гостеприимно открыты для российских и зарубежных любителей истории, искусства, музыки и театра.
Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге
Юсуповский дворец на Мойке, построенный в XVIII в. для графов Шуваловых, купила супруга Николая Борисовича Татьяна Васильевна Юсупова — одна из пяти любимых племянниц всемогущего графа Григория Потемкина. Таким образом, с 1830 г. дворец принадлежал знатнейшему и богатейшему роду князей Юсуповых.
Общая информация
Первоначально построенный по проекту Валлен-Деламота и впоследствии перестроенный архитекторами Михайловым, Монигетти, Степановым и другими, он сохранил до наших дней многие из своих роскошных интерьеров. Особым великолепием и изяществом славился театральный зал дворца. Во дворце Юсуповых находилась также и богатейшая коллекция первоклассных картин, скульптур и других предметов искусства.
«Образчиком барской жизни в ее предельном, почти царском великолепии-» называл грандиозный ансамбль Юсуповского дворца Александр Бенуа. «Не моему перу описывать подробно всю роскошь, богатство и чудеса изящного искусства, которые заключал в себе тогда и заключает до сих пор всем известный дом Юсупова», — писала дочь президента Академии художеств Мария Каменская.
С этим дворцом связана одна из самых загадочных страниц в истории России. В его подвале в ночь с 16 на 1 7 декабря 1916г. князь Феликс Юсупов вместе с сообщниками (великим князем Дмитрием Павловичем, монархистом Пуришкевичем, офицером Сухотиным и врачом Лазовертом), стремясь спасти честь трона, решили убить фаворита царской семьи Григория Распутина. Хозяин дома предложил гостю вино и пирожные, отравленные цианистым калием, который, по неизвестной причине, не подействовал. Тогда Юсупову пришлось стрелять в Распутина из пистолета, но раненый старец и тут сумел выжить и выбраться из подвала на улицу, где его все же дострелили, а затем сбросили труп в воду с Петровского моста. Тем не менее, когда было произведено вскрытие, оказалось, что в легких у Распутина была вода. Это доказывало, что, когда царского фаворита топили, он был еще жив. Постепенно история убийства обросла массой мистических и загадочных подробностей и до сих пор вызывает большой интерес у посетителей музея.
В советское время большая часть обширной художественной коллекции Юсуповых была передана в Эрмитаж или продана за границу, а само здание стало Дворцом культуры работников просвещения. Сейчас дворец работает и как музей, где в сопровождении экскурсовода можно полюбоваться сохранившимися великолепными парадными залами и жилыми комнатами, а также спуститься в знаменитый подвал, где с помощью восковых фигур воссоздаются драматические события, связанные с убийством Распутина. Особенно впечатляет мраморная парадная лестница, роскошный танцевальный зал и просто умопомрачительная Мавританская гостиная. Вечером можно прийти на музыкальный спектакль в театр дворца или на концерт классической музыки, проходящий в одном из его залов.
Посетителям
- Наб. р. Мойки, 94. Метро «Садовая», «Сенная площадь», «Гостиный Двор», «Адмиралтейская». Вход и кассы со стороны ул. Декабристов, 21
- Тел. 314-98-83
- Открыт ежедневное 11.00 до 18.00, кассы работают с 10.30 до 17.00.
- Посещение всех экспозиций дворца осуществляется только в сопровождении экскурсовода, либо с аудиогидом (залог — 1000 р.)
- Обзорные экскурсии по парадным залам и жилым покоям проводятся ежедневно по сеансам. Продолжительность — 1 час 15 минут. Стоимость — 450 р., льготная — 300 р.
- Экскурсия по экспозиции «Убийство Григория Распутина» проводится ежедневно с 17:00 до 18:30. Стоимость — 350 р., льготная — 250 р.
- Тематические экскурсии «По княжеским жилым покоям», «Последние владельцы Юсуповского дворца», «Экскурсия с музыкальной миниатюрой» и комплексная экскурсия (все интерьеры и экспозиции дворца) проходят по отдельному расписанию с октября по апрель.
Юсуповский дворец на Мойке. Историко-документальная экспозиция «Убийство Григория Распутина». Комната заговорщиков. Восковые фигуры участников заговора против Григория Распутина, справа налево: поручик Сухотин, великий князь Дмитрий Павлович, депутат государственной думы Пуришкевич. via
Распутина лишили жизни за два с половиной месяца до отречения Николая II, в ночь на 17(30) декабря 1916 года в Петрограде в Юсуповском дворце на Мойке на жилой половине молодого князя Феликса Юсупова. Главными заговорщиками были Феликс Феликсович Юсупов (1887-1967), депутат Государственной Думы Владимир Митрофанович Пуришкевич (1870-1920) и кузен российского императора великий князь Дмитрий Павлович (1891-1942).
2.
Восковые фигуры Феликса Юсупова и Григория Распутина. Юсуповский дворец на Мойке. Гарсоньерка Феликса. via
По версии создателей фильма «BBC: Кто убил Распутина? /BBC: Who Killed Rasputin?, 2004/2005» Григорий Распутин был убит при активном участии британской разведслужбы, использовавшей в своих целях зревший в России заговор против сверхвлиятельного целителя. Причина: Великобритания опасалась, что Распутин через императрицу убедит Николая II заключить сепаратный мир с Германией. Ясное дело, что не только англичане находят английский след в этой истории.
3.
Изображение с сайта www.yusupov-palace.ru
Как бы то ни было, ликвидация Распутина происходила в уникальном дворцово-усадебном комплексе, создававшемся с петровской эпохи и до начала 20 века. С 1830 по 1917 г. владельцами дворца и усадьбы были пять поколений князей Юсуповых. О московском Юсуповском дворце рассказывалось ранее, теперь – о доме князей в столице Российской империи.
О Дворце Юсуповых в Санкт-Петербурге на Мойке – статья из журнала AD Russia:
У Юсуповского дворца странная репутация – известен он прежде всего тем, что здесь убили Григория Распутина. Убийц было четверо, и в своем преступлении они видели историческую миссию – отмыть репутацию императорской семьи, защитить трон, спасти Отечество.
4.
Парадная лестница Юсуповского дворца. В 1830-е годы над ней работал архитектор Андрей Михайлов, а в период с 1858 по 1860 год – Ипполит Монигетти.
Застрелив Распутина, депутат Государственной думы Владимир Пуришкевич с револьвером в руке подошел к ближайшему городовому и торжественно объявил о случившемся. Городовой пугливо покосился и побежал доносить. Наутро начались не памятники, венки и депутации благодарных граждан, а мутная процедура полицейского дознания.
5.
В нише – мраморная скульптура “Вакх”, конец XVIII века, Италия.
Можно было бы сказать, что всем четверым эта история сломала жизнь, если бы через год не рухнула вся эта жизнь в целом. В каком-то смысле им даже повезло. Опальный Феликс Юсупов очутился на юге России задолго до того, как туда хлынули толпы беженцев, гражданская война, голод, вши и тиф. А ссыльный великий князь Дмитрий Павлович навсегда уехал за границу пассажиром вагона класса люкс.
6.
Гобеленовая гостиная была оформлена швейцарским архитектором Бернаром Симоном в 1840-е годы.
И все же памятник от спасенных соотечественников они получили – в 1917 году благодарные граждане дворец не сожгли, не снесли и даже почти не разграбили. Уже в 1919 году сюда была протоптана народная тропа экскурсий. Дворец же в целом передали под культурные нужды работникам просвещения (а ведь могли запустить сюда пионеров, как в Аничков, или советских отдыхающих, как в Ливадийский и Каменноостровский).
7.
Спальня княгини создавалась в три этапа. В 1830-е годы здесь работал Андрей Михайлов, в 1858-1860 – Ипполит Монигетти, а в 1890‑е – Александр Степанов.
Конечно, памятник получился парадоксальным. С одной стороны, это место преступления. Вот сводчатая столовая – здесь старца кормили пирожными, начиненными цианистым калием. Вот восьмиугольная туалетная и малый вестибюль – отсюда жертва рванула во двор… А с другой стороны, дворец – это шедевр русской архитектуры.
8.
Фрагмент Туалетной комнаты княгини.
Юсуповы купили его в 1830 году у своей родственницы графини Александры Васильевны Браницкой, после чего неустанно благоустраивали. Сначала архитектор-классицист Андрей Михайлов пристроил с восточной стороны здания новый трехэтажный корпус и превратил разрозненные дворовые флигели в цельный комплекс с картинной галереей и домашним театром.
9.
Помпейский коридор. Интерьер разработан Ипполитом Монигетти, росписи выполнены Федором Михайловым.
Затем в 1840-1860 годах Бернар Симон и Ипполит Монигетти переделали его интерьеры в духе тогдашних архитектурных веяний: неоренессанса, неорококо и неоклассицизма. В конце XIX века под началом архитектора Александра Степанова фамильное гнездо князей Юсуповых было электрифицировано, оснащено водяным отоплением, водопроводом и канализацией.
10.
Над интерьером Персидской комнаты (она известна также как Восточный будуар) в 1858-1860 годы работал Ипполит Монигетти, а в 1890‑е – Александр Степанов.
Последними, кто приложил руку к облику дворца, стали архитектор Андрей Белобородов и будущие советские знаменитости Сергей Чехонин и Николай Тырса. В начале ХХ века они обновили апартаменты первого этажа для Феликса Юсупова и его жены Ирины. Эти апартаменты представляют собой как бы отдельную квартиру внутри громадного здания. Юсупов называл ее “гарсоньеркой” и предпочитал жить именно здесь.
11.
Фрагмент Малой белой гостиной, служившей кабинетом княгине Татьяне Юсуповой.
Выглядела она как хорошая квартира в новом доходном доме на Петроградской стороне: небольшие комнаты, модный модерновый интерьер. Ее хозяином мог бы быть какой-нибудь молодой адвокат, вложивший в недвижимость первые уверенные гонорары. Или молодой банкир со вкусом. Однако князь Юсупов – не юрист и не финансист. Он человек не просто состоятельный, а вызывающе богатый. Его предки выдвинулись еще при Иване Грозном и все последующие столетия, богатые дворцовыми переворотами, умудрились ни разу не попасть в опалу. Родители Феликса объединили свои фамилии и превратились в чету князей Юсуповых графов Сумароковых-Эльстон. Это уже не просто хорошая родословная. Это карикатура. Что и отметили Ильф и Петров: неутомимому халтурщику Ляпис-Трубецкому в газете советуют взять псевдоним Юсупов-Сумароков-Эльстон.
12.
Мавританская гостиная была оформлена в1858-1860 годы, когда во дворце работал Ипполит Монигетти. Тридцать лет спустя интерьер был видоизменен Александром Степановым.
Юсуповский дворец – тоже, если разобраться, карикатура. Он чрезмерен во всем. Начиная с 1830-х годов он послушно впитывал в себя все интерьерные моды – от исторических подражаний эклектики до душного уюта и технических новинок викторианского стиля.
13.
Встроенный диван изготовлен петербургскими краснодеревщиками во второй половине XIX века.
“Мавританские” залы, тяжелый мрамор парадной лестницы, алый плюш домашнего театра… Вероятно, в 1919 году пролетарии-экскурсанты (если верить тем же Ильфу и Петрову) гуляли по этим залам и вздыхали: “Жили же люди!” Но когда видишь все это, становится ясно: жить здесь нельзя. Потому-то Феликс Юсупов и выгородил себе во дворце несколько комнат и заказал “человекообразные” интерьеры. Собственно, Распутина привели и начали убивать именно здесь, в гарсоньерке. А куда еще его было вести?
14.
Малая гостиная Ирины Юсуповой (Серебряный будуар), архитектор Андрей Белобородов. Роспись по сусальному серебру выполнена Владимиром Конашевичем, плафон расписал Сергей Чехонин.
15.
Туалетная княгини (Фарфоровый будуар). Полукруглый диван второй половины XIX века предположительно сделан во Франции.
16.
Потолок в Туалетной княгини. Люстра в виде корзины с цветами изфарфора и бронзы. Западная Европа, конец XIXвека.
17.
Фрагмент лепного декора с монограммой княгини Татьяны Юсуповой в Малой белой гостиной.
Текст: Юлия Яковлева
Оригинал статьи: AD Russia: Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге
— цитирование статьи окончено —
На сайте Юсуповского дворца на Мойке приведен список залов дворца с их площадью:
1. Белоколонный зал — 445 кв.м. Один из лучших парадных интерьеров Санкт-Петербурга первой трети XIX века. Самый большой зал в Юсуповском дворце, занимающий высоту двух этажей.
2. Зеркальный зал — 190 кв.м.
3. Танцевальный зал — 176 кв.м.
4. Зал Прециоза — 165 кв.м. Прециоза – от ит. «Драгоценная». Один из залов картинной галереи. При Юсуповых в собрание входило около 1200 картин.
5. Николаевский зал — 130 кв.м. Первых из залов художественной галереи, названный в честь Николая Борисовича Юсупова-старшего, положившего начало коллекции произведений искусства Юсуповых.
6. Мавританская гостиная — 97 кв.м.
7. Зал Антонио Виги — 95 кв.м. Название зала произошло от фамилии итальянского художника, автора росписи Триумф Геркулеса на потолке.
8. Белое фойе — 91 кв.м.
9. Гобеленовая гостиная — 120 кв.м.
10. Большая ротонда — 97 кв.м.
11-13. Парадные гостиные — 67 кв.м, 78 кв.м, 68 кв.м.
14. Большая гостиная Ф.Юсупова — 92 кв.м.
15. Музыкальная гостиная — 72 кв.м.
16. Гостиная Генриха II — 58 кв.м.
17. Бильярдная — 50 кв.м.
18. Библиотека — 89 кв.м.
19. Секретарская — 73 кв.м.
20. Античный зал и Римский зал — 166 кв.м.
21-24. Будуары — 57 кв.м, 22 кв.м, 14 кв.м, 46 кв.м.
25. Театр — 117 кв.м.
26. Буфетная при театре — 25 кв.м.
27. Парадная лестница — 78 кв.м.
Ссылки:
Фильм онлайн «BBC: Кто убил Распутина? / BBC: Who Killed Rasputin?», 2005, показан по BBC TWO 2004. BBC Worldwide Ltd. Продолжительность: 00:47:11
Press Releases: Rasputin assassinated by British Secret Service — BBC Timewatch documentary
Cайт Юсуповского Дворца
См.также:
Юсуповский дворец в Москве
Место, где рухнула Российская империя. Петергофская дворцовая дача Коттедж
Самые красивые дворцы российских императоров
6 королевских резиденций Англии
Адреса Петербурга | Пять Юсуповских дворцов
Прабабка моя была писаная красавица. жила весело и имела не одно приключенье.
Пережила она бурный роман с молодым революционером и поехала за ним, когда того посадили в Свеаборгскую крепость в Финляндии. Купила дом на горе напротив крепости, чтобы видеть окошко его каземата. Впоследствии, разбирая прабабкин архив, среди посланий от разных знаменитых современников нашел я письма к ней императора Николая. Характер писем сомнений не оставлял. В одной записке Николай говорит, что дарит ей царскосельский домик “Эрмитаж” и просит прожить в нем лето, чтобы им было где видеться. К записке приколота копия ответа. Княгиня Юсупова благодарит Его Величество, но отказывается принять подарок, ибо привыкла жить у себя дома и вполне достаточна собственным именьем! А все ж купила землицы близ дворца и построила домик – в точности государев подарок. И живала там, и принимала царских особ.
В Петербурге мы жили на Мойке. Дом наш был особенно замечателен своими пропорциями. Прекрасный внутренний полукруглый двор с колоннадой переходил в сад. Особняк этот подарила императрица Екатерина прабабке моей княгине Татьяне. Произведения искусства наполняли его во множестве. Дом был похож на музей. Ходи и смотри до бесконечности. К несчастью, дед затеял перестройку и многое, увы, испортил. Две-три залы, гостиные да галереи с картинами сохранили дух XVIII века. Галереи эти вели в домашний театрик в стиле Людовика XV. После спектакля ужинали прямо в фойе, если, разумеется, не было званого вечера, когда собиралось порой две тысячи гостей. Тогда ужин подавали в галереях, а в фойе накрывали стол для императорского семейства.
Всякий такой прием потрясал иностранцев. Не верили они, что в семейном доме можно накормить стольких людей, и на всех хватит и горячих кушаний, и севрского фарфора, и столового серебра.
Современный интерьер Юсуповской дачи в Царском селе***
Прислуга наша была преданна и усердна. В пору, когда знали одни свечи да масляные лампы, многие наши люди занимались только освещением. Когда изобрели электричество, старший лакей- «осветитель» так расстроился, что спился и умер.
***
Подвал в доме на Мойке был настоящим лабиринтом. Эти толстостенные с глухими дверьми помещения не боялись ни пожара, ни наводнения. Находились там и винные погреба с винами лучших марок, и кладовые с коробами столового серебра и драгоценных сервизов для званых вечеров, и хранилища скульптур и полотен, не нашедших место в картинных галереях и залах. Это «подвальное» искусство могло бы составить музей. Я потрясен был, когда увидел их в ящиках, в пыли и забвении.
Подвал в доме на Мойке был настоящим лабиринтом. Эти толстостенные с глухими дверьми помещения не боялись ни пожара, ни наводнения. Находились там и винные погреба с винами лучших марок, и кладовые с коробами столового серебра и драгоценных сервизов для званых вечеров, и хранилища скульптур и полотен, не нашедших место в картинных галереях и залах. Это «подвальное» искусство могло бы составить музей. Я потрясен был, когда увидел их в ящиках, в пыли и забвении.
Фасад Юсуповского дворца на набережной реки Мойки Интерьеры Юсуповского дворца на набережной реки Мойки***
Напротив отцовских апартаментов последней в анфиладе была музыкальная гостиная, где хранили коллекцию скрипок, но музыкою не занимались.
Матушкины покои с окнами в сад помещались на втором этаже. Тут же парадные залы, гостиные, ванные комнаты, галереи с картинами и в самом конце — театр. Бабушка, мать отца, брат мой и я жили на третьем этаже. Тут же находилась домашняя часовня.
Главный уют был в матушкиных комнатах. Излучали они тепло ее сердца, свет ее красоты и изящества. В спальне, обтянутой голубым узорчатым шелком, стояла мебель розового дерева с маркетри. В широких горках красовались броши и ожерелья. Когда случались приемы, двери были нараспашку, любой мог войти полюбоваться матушкиными брильянтами. Эта спальня была со странностью: порой раздавался от туда женский голос и всех окликал по имени. Прибегали горничные, решив, что зовет их именно хозяйка, и пугались до смерти, увидав, что спальня пуста. Мыс братом тоже слыхали не раз эти странные зовы.
Мебель малой гостиной когда-то принадлежала Марии Антуанетте. На стенах висели картины Буше, Фрагонара, Ватто, Юбера Робераи Греза. Хрустальная люстра прибыла из будуара маркизы де Помпадур. Бесценные безделушки стояли на столах и в горках: табакерки с эмалью и золотом, аметистовые, топазовые, нефритовые в золотой оправе с брильянтовой инкрустацией пепельницы. В вазах всюду цветы. Матушка обыкновенно сидела именно в этой гостиной. Когда никого не было, вечерами мы с братом здесь с нею ужинали. Круглый стол накрывали на три прибора и ставили хрустальные канделябры. В камине полыхало пламя, а огоньки свечей вспыхивали в перстнях на тонких матушкиных пальцах. Не могу без волненья вспомнить об этих счастливых вечерах в маленькой уютной гостиной, где прекрасно все — и хозяйка, и обстановка. Да, это были минуты настоящего счастья. Знали бы мы, какие несчастья придут за ними!
Фасад Юсуповского дворца на набережной реки Фонтанки***
Распутина я собирался принять в полуподвальных апартаментах, которые для того отделывал. Аркады разделили подвальную залу на две части. В большей была устроена столовая. В меньшей винтовая лесенка, о которой писал уже, уводила в квартиру мою в бельэтаж. На полпути имелся выход на двор. В столовую с низким сводчатым потолком свет проникал в два мелких оконца на уровне тротуара, выходивших на набережную. Стены и пол в помещении сложены были из серого камня. Чтобы не вызвать у Распутина подозрений видом голого погреба, пришлось украсить комнату и придать ей жилой облик.
Когда прибыл я, мастера стелили ковры и вешали портьеры. В нишах в стене уже поставили китайские красные фарфоровые вазы. Из кладовой принесли выбранную мной мебель: резные деревянные стулья, обтянутые старой кожей, массивные дубовые кресла с высокими спинками, столики, обтянутые старинным сукном, костяные кубки и множество красивых безделушек. До сих пор я в подробностях помню обстановку столовой. Шкаф-поставец, к примеру, был эбеновый с инкрустацией и множеством внутри зеркалец, бронзовых столбиков, потайных ящичков. На шкафу стояло распятие из горного хрусталя в серебряной филиграни работы замечательного итальянского мастера XVI века. Камин из красного гранита увенчивали позолоченные чаши, тарелки ренессансной майолики и статуэтки из слоновой кости. На полу лежал персидский ковер, а в углу у шкафа с зеркальцами и ящичками — шкура белого медведя.
Дворецкий наш, Григорий Бужинский, и мой камердинер Иван помогли расставить мебель. Я велел им приготовить чай на шесть персон, купить пирожных, печенья и принести вина из погреба. Сказал, что к одиннадцати ожидаю гостей, а они пусть сидят у себя, пока не позову.
À PROPOS
Дворец на Невском принадлежал Юсуповым, но сдавался внаем и потому как Юсуповский дворец малоизвестен.
Фасад Юсуповского дворца на Невском проспекте («Дом Актёра») Интерьер Юсуповского дворца на Невском проспекте («Дом Актёра»)***
К одиннадцати в подвале на Мойке все было готово. Подвальное помещение, удобно обставленное и освещенное, перестало казаться склепом. На столе кипел самовар, и стояли тарелки с любимыми распутинскими лакомствами. На серванте — поднос с бутылками и стаканами. Комната освещена старинными светильниками с цветными стеклами. Тяжелые портьеры из красного атласа спущены. В камине трещат поленья, на гранитной облицовке отражая вспышки. Кажется, отрезан ты тут от всего мира, и, что ни случись, толстые стены навеки схоронят тайну.
Звонок известил о приходе Дмитрия и остальных. Я провел всех в столовую. Некоторое время молчали, осматривая место, где назначено было умереть Распутину.
Я достал из поставца шкатулку с цианистым калием и положил ее на стол рядом с пирожными. Доктор Лазоверт надел резиновые перчатки, взял из нее несколько кристалликов яда и стер в порошок. Затем снял верхушки пирожных, посыпал начинку порошком в количестве, способном, по его словам, убить слона. В комнате царило молчанье. Мы взволнованно следили за его действиями. Осталось положить яд в бокалы.
Фасад Юсуповского Дворца на Литейном проспекте. Фотографии Юрия МолодковцаNB ! Выдержки из книги “Князь Феликс Юсупов. Мемуары” опубликованы с письменного согласия издательства “Захаров”. Журнал выражает признательность директору издательства госпоже И.Е. Богат.
Обложка публикации: Интерьеры Юсуповского дворца на Невском проспекте («Дом актёра»). Фотография Юрия Молодковца
Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге
Юсуповский дворец, расположенный на берегу реки Мойки, является историческим памятником архитектуры, который нередко называют справочником аристократического интерьера Петербурга. Это неудивительно, ведь дворец принадлежал пяти поколениям рода дворян Юсуповых.
На берегу Мойки в самом начале XVIII века располагался дом Прасковьи Иоанновны, приходившейся Петру I племянницей. Впоследствии эту усадьбу она подарила графу Шувалову, который закатывал здесь роскошные банкеты и устраивал пышные приёмы гостей. Сын Шувалова в 70-е годы XVIII столетия построил особняк в форме буквы «П», расположенный по течению вверх, с триумфальными воротами-аркой, которые сохранились до настоящего времени. В конце XVIII века здание стало собственностью племянницы князя Потёмкина, а в 1830 году было выкуплено Юсуповым.
Род Юсуповых имеет глубокие корни и берёт начало от сыновей Юсуфа, султана Ногайской орды. Его правнук, крестившись, взял себе имя Дмитрий. Сын Дмитрия Григорий Юсупов служил в звании генерала и был ближайшим соратником Петра I, а его внук Николай был представлен ко всем существовавшим тогда российским орденам. Специально для него даже придумали особую награду — жемчужный эполет. В Российской империи семья Юсуповых была одной из самых состоятельных: в её распоряжении имелось более 50 дворцов, в том числе и четыре дворца в Северной столице.
За два века дворец перестраивался не один раз, изменялся внутренний облик, появлялись новые постройки, сады и оранжереи. Залы отличались друг от друга разными архитектурными стилями: здесь можно встретить элементы неоклассицизма, русского ампира, неорококо. На пороге XX века в Юсуповский дворец провели электричество, водопровод, канализацию и водяное отопление. Стоит обратить внимание на известный домашний театр, поражающий своей роскошью и торжественностью. Здесь обычно проходили светские рауты и приёмы членов царской семьи.
А вот фасад дворца на удивление скромен. Дело в том, что он построен на довольно небольшом участке, где негде было размахнуться.
После Октябрьской революции во дворце разместился Музей дворянского быта, и все интерьеры остались в прежнем виде. Здесь проводили экскурсии, а особенный интерес вызывала комната, в которой убили фаворита царской семьи Григория Распутина.
Сейчас дворец открыт для всех желающих полюбоваться его убранством и изящными вещицами прошлого.
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Юсуповы — одна из богатейших аристократических династий царской России. Семейство умело вкладывало деньги в промышленные объекты и банковские операции, а так же получало императорские подарки в виде земель и имений за свою службу на благо страны. Их деловая хватка проявилась не только в предпринимательской деятельности, но и в обустройстве своих многочисленных владений, которые они превращали в настоящие произведения искусства.
Дворцы и резиденции Юсуповых располагались как в России, так и за рубежом. Наиболее известны два дворца в Санкт-Петербурге (на реке Мойке и на Фонтанке), дача княгини Зинаиды Юсуповой в городе Пушкин (рядом с Санкт-Петербургом), дворцы в Москве и в Крыму, две усадьбы: Архангельское в Московской области и Ракитное в Белгородской, а так же усадьба во французском Финистере.
Юсуповский дворец на Фонтанке: историческая справка
История Дворца на Фонтанке (другое название — Юсуповский дворец на Садовой) восходит к далёкому 1724 году, когда царь Пётр пожаловал своему другу и сподвижнику князю Григорию Юсупову участок в северной столице, который на востоке ограничивала Царская перспектива (ныне Московский проспект), на западе — просека (сейчас переулок Бойцова), с севера — Большая просека (современная улица Садовая), а с юга — речка, под названием Безымянный Ерик, которую мы сейчас зовём рекой Фонтанкой. Первоначально здесь стоял деревянный особняк в стиле барокко, построенный князем Борисом Юсуповым.
Позднее, в 1789 году из Европы вернулся сын Бориса — Николай Юсупов, который только что завершил поездку во Францию по поручению императрицы Екатерины II. За границей Николай Борисович закупал для императорских дворцов в Санкт-Петербурге и Царском селе скульптуры и живописные полотна. Одновременно с этим он расширял и свою коллекцию произведений искусства.
Вдохновлённый увиденным в зарубежной поездке, князь Николай Юсупов приступает к коренной реконструкции своей питерской резиденции. С этой целью он привлекает к работе весьма популярного в то время итальянского архитектора Джакобо Антонио Кваренги. Под его руководством дворец в стиле барокко утратил свои вычурные украшения и приобрёл элегантный классический вид. Соответственно регулярный парк, имеющий правильную геометрическую планировку, сменился на пейзажный парк, для которого характерна интеграция паркового пространства и расположенных на его территории декоративных элементов в естественные природные ландшафты.
Юсуповский дворец и сад на Фонтанке.В таком виде усадьба сохранилась до наших дней. Кроме того, практически не изменилось и назначение здания: после того, как в 1810 году князь Николай Борисович Юсупов переселился в Москву и продал свой питерский дворец казне, помещение передали Институту Корпуса инженеров путей сообщения, а сейчас здесь располагается факультет экономики и менеджмента при Санкт-Петербургском государственном университете путей сообщения.
Юсуповский дворец на Фонтанке: архитектура и достопримечательности
По этой причине посетить все помещения дворца несколько проблематично. Но если всё же получится это сделать, то здесь можно увидеть интересное оформление интерьеров. Классический снаружи дворец внутри оформлен по-разному: некоторые комнаты выполнены в стиле рококо, в других отдано предпочтение барокко; в оформлении отдельных кабинетов чувствуются восточные мотивы, а в других ощущается итальянский стиль. Есть так же помещения, в которых господствует дух декадентства. Во многих местах на стенах размещены портреты великих исторических личностей.
Со стороны реки здание, которое официально называется «Дворец Юсуповых на Фонтанке», выглядит довольно сдержанно. Оно представляет собой два длинных флигеля, соединённых аркой, которая закрывается узорными решетчатыми воротами. Эта часть дворцового комплекса как бы отгораживает от шумной набережной реки Фонтанки его уютный внутренний дворик и основное здание дворца.
Войдя в ворота под аркой или через боковой вход со стороны Московского проспекта, можно оказаться во дворе, ограниченном со всех сторон полукруглым строением. И вот тогда глазу откроется основное здание дворца Юсуповых. Традиционно, но в то же время оригинально, оформлен южный фасад. У входа во дворец устроен двусторонний пандус, характерный для многих построек того времени. По нему удобно заходить в здание с любой стороны. Над самым входом сооружён небольшой тамбур, укрывающий входящих от непогоды. Центральная часть здания соединяется с боковыми ризалитами при помощи широких лоджий, вдоль каждой из которых тянется колоннада.
Ещё более внушительно выглядит северный фасад, смотрящий в сторону парка. Ко входу во дворец ведёт величавая широкая лестница, поднимающаяся на просторную террасу, украшенную портиком из шести белоснежных колонн. А прямо над ним, во всю его ширину— огромный балкон. По террасе можно прогуляться вдоль здания: пройтись от одного ризалита до другого, выйти на выступы около лестницы и оказаться ещё ближе к парку.
С первых дней основания и до наших дней Юсуповский сад был и остаётся одной из примечательных особенностей усадьбы. Трудно представить, что посещение дворца возможно без осмотра парка — удивительно тихого места в самом центре Санкт-Петербурга, настоящего зелёного оазиса среди городского шума. Это место просто располагает для неспешных прогулок, размышлений и бесед. Центральное место в Юсуповском саду занимает пруд с плавными очертаниями береговой линии. Посреди него — три островка, на которые можно пройти по небольшим выгнутым мостикам. Зимой, когда пруд замерзает, он превращается в прекрасный естественный каток. Именно на этом пруду в своё время зародилась российская школа фигурного катания.
Юсуповский сад на Фонтанке.Закончить посещение Юсуповского дворца и парка можно в Центральном музее железнодорожного транспорта, который является одним из старейших технических музеев мира. Заложен он был по приказу императора Александра I в 1809 году в качестве подразделения Корпуса инженеров путей сообщения. Особенно понравится здесь детям. Ребятам всегда интересно узнавать историю развития транспорта, устройство паровозов, мостов и дорог, рассматривать модели поездов, удивляться действующим моделям. Высококвалифицированные экскурсоводы сделают посещение особенно впечатляющим, открыв на многое глаза не только детям, но и взрослым.
Культурную программу посещения дворцово-паркового ансамбля Юсуповых также разнообразят проводимые здесь различные мероприятия. Из года в год организаторы придумывают что-то новое, чередуя выставки, фестивали, интерактивные представления, конкурсы, флешмобы, концерты, праздники. Вход в парк и посещение большинства мероприятий является бесплатным.
Юсуповский дворец на Фонтанке: как добраться
Добраться до Юсуповского дворца и сада сложности не представляет, так как они находятся в самом центре города. На метро надо ехать до станций «Садовая», «Сенная» или «Сенная площадь». Также сюда направляется множество наземных видов общественного транспорта: трамваи, автобусы, маршрутные такси. Их ближайшие к Юсуповскому дворцу и парку остановки — это «Сенная площадь», «Переулок Бойцова» и «Юсуповский сад».
Одна из двух сохранившихся в Санкт-Петербурге резиденций монументально богатой семьи Юсуповых, Юсуповский дворец на реке Мойке, пожалуй, наиболее известна как место убийства Григория Распутина, и является одним из немногих аристократических домов в городе, который имеет сохранил многие свои оригинальные интерьеры.
Земля, на которой стоит дворец, на юге исторического центра, рядом с Мариинским театром, изначально была местом деревянного дворца, принадлежавшего царевне Прасковье Ивановне, племяннице Петра Великого.В середине 18 века его купил граф Петр Шувалов. В 1770 году его наследник Андрей Шувалов поручил французскому архитектору Жан-Батисту Валлину де ла Моту, архитектору Малого Эрмитажа, Гостиного двора и Академии наук, построить на этом месте новый дворец. Здание де ла Мот составляет основу дворца, который можно увидеть сегодня, хотя ведущие архитекторы вносили различные дополнения и изменения, так как дворец с годами переходил из рук в руки.
В 1830 году дворец был куплен князем Николаем Борисовичем Юсуповым и оставался в собственности семьи до захвата большевиками в 1917 году.Легенды, связанные с убийством Распутина, которое произошло в подвале Юсуповского дворца 16 декабря 1916 года, в основном основаны на сенсационном рассказе в автобиографии князя Феликса Юсупова, который утверждал, что привел заговорщиков к первому отравлению, а затем стрельбе, затем избил Распутина дубинками и бросил его в ледяную реку Малая Невка, где Безумный Монах со временем умер от переохлаждения. В музее дворца теперь есть экспозиция, в которой используются фотографии, документы и восковые фигуры для воссоздания убийства и последующего расследования.
После Октябрьской революции дворец был передан органам образования, которые, к счастью, решили сохранить многие оригинальные интерьеры и использовали здание как своего рода клуб для городских учителей. Помимо экспозиции Распутина (которую можно увидеть только на экскурсиях на русском языке, если не бронировать заранее), современный музей предлагает гостям возможность осмотреть приемные и жилые помещения на первом этаже дворца (на английском языке). аудио туры доступны).Юсуповский дворец также функционирует как культурный центр, где проводятся классические концерты и театральные представления в прекрасном театре в стиле рококо и в столь же впечатляющем Белом Колонном зале.
Адрес: | 94, набережная реки Мойки |
---|---|
Метро: | Адмиралтейская, Сенная площадь / Садовая / Спасская |
Открыто: | Ежедневно с 11:00 до 17:00. |
Телефон: | +7 (812) 314-9883 |
Веб-сайт: | http: // www.yusupov-palace.ru/ |
Вход: | Государственный номер: взрослый 700,00 руб., Детский 500,00 руб. Экспонат убийства Распутина: взрослый 400,00 руб., Детский 300,00 руб. Индивидуальные посетители могут посетить государственные комнаты и экспонаты с аудиогидом (доступно на русском, английском, французском, немецком, итальянском, финском и испанском языках). Частные туры могут быть организованы заранее. |
Покупка билетов онлайн: | http://tickets.yusupov-palace.ru/ru |
Фото и видео: | бесплатно / включены |
Примечание о доступности: | Доступ к инвалидной коляске возможен во многих частях дворца, за исключением отдельных комнат и экспонатов «Последние владельцы дворца» и «Убийство Распутина». |
ОТЕЛИ: Выбор редакции
КВАРТИРЫ И ХОЗЯЙСТВА: Выбор редакции
РЕСТОРАНЫ: Выбор редакции
,История дворца
Юсуповский дворец — это уникальный архитектурный ансамбль XVIII-XX веков, а также объект культурного и культурного наследия федерального значения, известный как «Энциклопедия» аристократического интерьера Санкт-Петербурга.
История дворца и усадьбы восходит к эпохе Петра Великого, времени основания русской «Северной столицы». Потребовалось почти два века, чтобы построить усадьбу. Среди тех, кто внес вклад в благоустройство дворца, были выдающиеся русские и зарубежные архитекторы Жан-Батист Валлин де ла Мот, Андрей Михайлов II, Бернар де Симон, Ипполит Монигетти, Василий Кенель, Александр Степанов, Андрей Вайтенс, Андрей Белобородов.
Пять последующих поколений княжеской династии Юсуповых владели усадьбой и Дворцом с 1830 по 1919 годы. Многие славные моменты русской и петербургской истории связаны с резиденцией семьи Юсуповых на реке Мойке.
Дворец вошел в историю России как место, где был убит Григорий Распутин, сибирский крестьянин, мистический духовный наставник и друг семьи императора Николая II. Трагедия развернулась в ночь на 17 декабря 1916 года в жилых помещениях молодого князя Феликса Юсупова.Сегодня в этих залах размещены исторические фотографии и документы.
В 1925 году дворец династии Юсуповых был передан органам образования. Даже по сей день в здании Дворца находится Дворец культуры для педагогов, который в 90-х годах превратился в универсальный историко-культурный центр, предлагающий образовательные программы, экскурсии, выставки и концерты.
Сегодня Юсуповский дворец — один из немногих сохранившихся аристократических особняков св.Петербург с аутентичными государственными залами, залами художественной галереи, миниатюрным домашним кинотеатром и роскошными жилыми помещениями семьи Юсуповых, которые излучают тепло и очарование своих бывших владельцев даже сегодня. Богато украшенные интерьеры, сохранившиеся и восстановленные благодаря кропотливым усилиям талантливых петербургских специалистов по реставрации, приветствуют российских и зарубежных поклонников истории, искусства, музыки и театра.
,Юсуповский дворец
История дворца и усадьбы восходит к эпохе Петра Великого, времени основания российской «Северной столицы». Потребовалось почти два века, чтобы построить усадьбу. Среди тех, кто внес вклад в благоустройство дворца, были выдающиеся русские и зарубежные архитекторы Жан-Батист Валлин де ла Мот, Андрей Михайлов II, Бернар де Симон, Ипполит Монигетти, Василий Кенель, Александр Степанов, Андрей Вайтенс, Андрей Белобородов.
Пять последующих поколений княжеской династии Юсуповых владели имением и Дворцом с 1830 по 1919 год.Многие славные моменты русской и петербургской истории связаны с резиденцией семьи Юсуповых на реке Мойке.
Дворец вошел в историю России как место, где был убит Григорий Распутин, сибирский крестьянин, мистический духовный наставник и друг семьи императора Николая II. Трагедия развернулась в ночь на 17 декабря 1916 года в жилых помещениях молодого князя Феликса Юсупова. Сегодня в этих залах размещены исторические фотографии и документы.
В 1925 году дворец династии Юсуповых был передан органам образования. Даже по сей день в здании Дворца находится Дворец культуры для педагогов, который в 90-х годах превратился в универсальный историко-культурный центр, предлагающий образовательные программы, экскурсии, выставки и концерты.
Сегодня Юсуповский дворец — один из немногих сохранившихся аристократических особняков Санкт-Петербурга, в котором представлены аутентичные государственные комнаты, залы Художественной галереи, миниатюрный домашний кинотеатр и роскошные жилые помещения семьи Юсуповых, которые даже сегодня излучают тепло и очарование их бывших владельцев.Богато украшенные интерьеры, сохранившиеся и восстановленные благодаря кропотливым усилиям талантливых петербургских специалистов по реставрации, приветствуют российских и зарубежных поклонников истории, искусства, музыки и театра.
Свадебное торжество
Самый важный день в вашей жизни может стать исключительным событием, если вы проведете его в «родовом гнезде» семьи Юсуповых. Основным преимуществом организации свадьбы в Юсуповском дворце является возможность прикоснуться к прошлому в уцелевших интерьерах, вспомнив торжественные и официальные приемы, на которых сияли самые знаменитые люди Северной столицы.Другими преимуществами свадебного торжества в этом Дворце является подготовка эксклюзивной программы, которая соответствует вашим пожеланиям и которая также имеет возможность дополнить ее специальными мероприятиями.
Свадебные торжества в Юсуповском дворце — это возможность объединиться в одном месте:
• Выездная регистрация в элегантных интерьерах;
• Брачная служба в уникальной домашней церкви князей Юсуповых;
• Романтическая фотосессия в главных залах дворца;
• Гала-ужин в дворцовых залах, на суде чести или современном пространстве «Стабильное крыло».
Свадебная фотосессия
Юсуповский дворец предлагает молодоженам уникальную возможность провести свадебную фотосессию в интерьерах дворца, в Конюшенном крыле и в усадебном парке.
Исходящая торжественная регистрация
Исходящая торжественная регистрация в Юсуповском дворце — это также возможность удивить гостей и прикоснуться к историческому прошлому самой знаменитой петербургской семьи. Дворец предлагает уникальную возможность провести церемонию в залах с историческими интерьерами, где молодожены и гости смогут почувствовать чудесную атмосферу, которая царит здесь.Сочетание церемонии регистрации с элементами экскурсионных и музыкальных программ в роскошных интерьерах Юсуповского дворца создаст праздничную атмосферу. Помимо стандартной программы, предоставляются услуги по оформлению залов, по подготовке эксклюзивных театральных программ в интерьере домашнего кинотеатра или изысканному ужину в одном из интерьеров дворца.
Вы можете не сомневаться, что торжественное начало совместной жизни в Юсуповском дворце станет памятным и радостным событием для вас и ваших гостей!
,Юсуповский дворец
Сегодня в этом грандиозном здании (одной из самых выдающихся архитектурных жемчужин российской «Северной столицы») проходят правительственные и дипломатические встречи, международные конференции и симпозиумы. Имена многих российских чиновников, руководителей Санкт-Петербурга и глав иностранных государств занесены в Гостевую книгу Юсуповского дворца.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин неоднократно бывал во дворце.Здесь губернаторы города приняли российские и иностранные делегации высшего ранга и провели переговоры по вопросам развития Санкт-Петербурга и укрепления его международных связей.
Королева Великобритании Елизавета II со своим мужем, герцогом Эдинбургским и наследным принцем Чарльзом, норвежская королева София, король Греции Константин II со своей женой королевой Анной-Марией, шведской королевой Сильвией, королем Малайзии и королевой Туанку Сайедом Сираджуддином Сирикит из Таиланда, все посетили Юсуповский дворец.Юсуповский дворец посетил ряд выдающихся представителей отечественной и зарубежной науки, культуры, искусства, банковского дела, образования и журналистики, в том числе в качестве участников значимых международных конференций.
Среди них были президент Римского клуба принца Эль-Хасана бен Талала из Иордании, директор Института всеобщей истории РАН академик А.О. Чубарян, лауреат Нобелевской премии академик Ю.И. Алферов, почетный вице-президент Российской академии естественных наук академик С.П. Капица, президент банка Интеза Санпаоло (Италия), профессор Джованни Бадзоли, президент Генеральной конференции ЮНЕСКО Муса бен Джаафар бен Хасан, писатель К.Т. Айтматов, художественный руководитель театра на Таганке Ю.П. Любимов, кинорежиссер А.С. Кончаловский, поэт Б.А. Ахмадулина, художник Б.А. Мессерер, главный редактор газеты «Московские новости» В.Т. Третьяков.
На протяжении многих лет во дворце принимали таких всемирно известных гостей, как кинозвезда Лиза Минелли, супер-модель Наоми Кэмпбелл, певцы Стинг и Клифф Ричардс, рок-группа The Rolling Stones и ее ведущий вокалист Мик Джаггер.
Репутация одной из самых интересных, заманчивых и популярных туристических достопримечательностей Санкт-Петербурга ежегодно привлекает десятки тысяч посетителей из разных уголков России и мира в Юсуповский дворец.
,