Залы кремля фото и названия – Большой Кремлевский дворец: фото исторических интерьеров залов | Admagazine

Содержание

Москва. Кремль. Интерьеры Большого Кремлевского дворца: gorbutovich — LiveJournal

Не каждый там бывал. Виртуальная экскурсия по российскому "Запретному городу".


Андреевский зал Большого Кремлёвского дворца Московского Кремля. Императорский трон. via

На сайте Президент России kremlin.ru, подписанном "Администрация Президента РФ", где три первые раздела называются: Россия. Государство. Путин (интересно, это намек, что Путин - президент навсегда?), на странице Кремль говорится так:

"Кремль открыт! Добро пожаловать!
Попасть в Московский Кремль не трудно. Никому не запрещается.[...]" Мне кажется, гениально сказано.


2.

Андреевский парадный зал на акварели Константина Андреевича Ухтомского, 1849. Убранство в русско-византийском стиле разработано Федором Григорьевичем Солнцевым. via

И далее:

"Но, сколько бы раз Вы ни посещали Кремль, как бы хорошо ни познакомились с его достопримечательностями, некоторые места в Кремле наверняка так и остались для Вас недоступными. Это - здания и территории, которые отведены под государственные учреждения и службы, обеспечивающие деятельность Президента России.

Заполнить этот пробел поможет виртуальная экскурсия. Она открывает доселе, к сожалению, закрытые для туристов объекты, входящие в кремлевский комплекс резиденции Президента. Причем открывает - в уникальной изобразительной подробности.

Сенатский дворец и Большой Кремлевский дворец предстанут перед Вами во всех мелочах - вплоть до надписей на корешках книг, стоящих в шкафах Президентской библиотеки, и едва заметных деталей древних росписей Грановитой палаты. Вы рассмотрите каждый камень, каждый предмет интерьера, каждый вензель на высоких потолках, каждый листок в кремлевских садах так, как если бы Вы находились в непосредственной близости к ним."

Итак, виртуальный тур по кремлевскому комплексу резиденции Президента России смотрите здесь: tours.kremlin.ru

---------------


И по старой доброй традиции: статья из журнала AD Russia в неизменном виде про внутренности Большого Кремлевского дворца:

Интерьеры Большого Кремлевского дворца мы обычно видим лишь по телевизору – как фон политических событий. Мы вывели их на первый план.

Большой Кремлевский дворец

Большой Кремлевский дворец насчитывает около семисот помещений. Парадная лестница из ревельского камня ведет на второй этаж к пяти парадным орденским залам. Стены ее сделаны из искусственного мрамора (колонны – из мрамора настоящего), интерьер выдержан в духе Ренессанса и позволяет оценить новаторские строительные решения Константина Тона, который перекрыл большой пролет с помощью металлических конструкций. Фигурные отливки на потолке сделаны из цемента – прием на момент строительства дворца новаторский.

3.

Владимирский зал

Владимирский зал – один из самых необычных во дворце. В плане он представляет собой квадрат со стороной шестнадцать метров, но устроенные по углам ниши придают ему вид восьмигранника. В декоре воспроизведены цвета ордена Святого Владимира. Шатровый шестнадцатигранный свод сложен из пустотелых керамических горшков – для облегчения конструкции и улучшения акустики. Освещается зал верхним светом через специальный проем. Лестница ведет в старую часть комплекса – Теремной дворец.

4.

Андреевский зал

Андреевский зал Большого Кремлевского дворца, построенного в 1849 году Константином Тоном, в XIX веке считался главным в анфиладе парадных помещений, посвященных главным орденам Российской империи. Андреевский зал, как и следует из его названия, прославляет орден Святого Андрея Первозванного, самый первый российский орден, учрежденный Петром I в 1699 году. Десять золоченых пилонов зала и позолоченные двери украшают цепи и кресты из символики ордена. В конце зала – три тронных места с горностаевым пологом над ними, над окнами – гербы российских губерний.

5.

Александровский зал

Ордену Святого Александра Невского, учрежденному в 1725 году Екатериной II, в Большом Кремлевском дворце посвящен Александровский зал. Его стены выложены розовым мрамором, купольный потолок и несущие его парусные своды покрыты изображениями орденских гербов и звезд.

6.

Такие же звезды вытканы на спинках стульев: бархат их обивки такого же цвета, как орденская лента. По стенам зала размещены картины из жизни Александра Невского. Этот зал, как и Андреевский, был перестроен в советское время и восстановлен в 1990-х. Иногда зал используется для заседаний Государственного совета.

7.

Георгиевский зал

Георгиевский зал – первый в парадной анфиладе Большого дворца. Его тема – орден Святого великомученика и победоносца Георгия, учрежденный Екатериной II в 1769 году. На стенах зала укреплены мраморные панели с именами кавалеров ордена (по южной стене помещения когда-то стояли золотые ларцы со списками).

8.

Основной мотив декора – орденский крест, на верху колонн стоят статуи – аллегории земель и царств, вошедших в состав России с XVпо XIX век. Они созданы Иваном Витали. На фото внизу – резные двери, ведущие из Георгиевского зала в Александровский.

9.

Аванзал

Аванзал – небольшое помещение, ведущее с парадной лест­ницы в Георгиевский зал. Центральное место на его светло-зеленых стенах занимает картина знаменитого французского баталиста Адольфа Ивона, изображающая битву на Куликовом поле (1850).

10.

Теремной дворец

Святые сени находятся в самой старой части комплекса Большого Кремлевского дворца – Теремном дворце. Его построила в 1635 году бригада русских мастеров – Бажен Огурцов, Трефил Шатурин, Антип Константинов и Ларион Ушаков. С Красного крыльца, выходящего на Соборную площадь, через Святые сени можно попасть в Грановитую палату и Владимирский зал.

11.

Грановитая палата

Грановитая палата Теремного дворца – самое древнее помещение дворцового комплекса. Она была построена в 1491 году итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьеро Антонио Солари и служила тронным залом царю Ивану III. Здесь проходили Земские соборы и заседания Боярской думы, принимали иностранных послов. Стены палаты украшают росписи XVI века с религиозными сюжетами. В 1668 году их подновлял живописец Симон Ушаков с командой народных умельцев из Палеха.

12.

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Главное сооружение Соборной площади Кремля. Построил его в 1479-м итальянец Аристотель Фиораванти. В 1547 году именно здесь короновали первого русского царя – Ивана IV Грозного.

13.

Оригинал статьи: admagazine.ru - Интерьеры Большого Кремлевского дворца

---------------

14.

Большой Кремлёвский дворец. Андреевский зал. Источник: zyalt.livejournal.com

Еще на интерьеры Большого Кремлевского дворца можно посмотреть у varlamov.ru в Большой Кремлёвский дворец, пост от 2013-01-23.

См. также архитектурное:
[Spoiler (click to open)]
6 королевских резиденций Англии
Библиотеки как памятники архитектуры и искусства
Место, где рухнула Российская империя. Петергофская дворцовая дача Коттедж

Самые красивые дворцы российских императоров
Юсуповский дворец в Москве
Шедевр Шехтеля: Особняк Саввы Морозова на Спиридоновке

gorbutovich.livejournal.com

Кремль. Большой кремлевский дворец. - BluesMaker`s home — LiveJournal


"Начинается земля,
как известно, от Кремля"
(с) В. Маяковский.

Сколько всяких дворцов мы посещали в своих путешествиях. А вот самый главный в родном городе - Большой Кремлевский дворец оставался для нас совершенно недостижимым. В Кремле можно официально посетить Оружейную палату, Алмазный фонд, соборы, а вот красивейший Большой Кремлевский дворец отчего то не входит в список посещения. Странно. Туда водят делегации всяческих иностранцев и отдельные экскурсии для каких-нибудь организаций видимо для поднятия уровня патриотизма. Мы всегда мечтали туда попасть и  как только у нас выдалась возможность посетить БКД мы с удовольствием воспользовались этой возможностью. Объект режимный. Поэтому тут можно снимать, а тут вот нельзя. С чем это связано опять же непонятно. Но таковы правила. В итоге снимать можно было в парадных залах в Грановитой палате, а вот на первом этаже и в Теремном дворце нет. Но все равно увиденное потрясает.

1. Большой Кремлевский дворец одно из самых массивных сооружений внутри Кремля. Дворец начали строить в одно время с Храмом Христа Спасителя. Его строительство завершили в 1849 году. Дворец должен был символизировать новую Москву. Однако старые здания Кремля не были утрачены в результате большого строительства. И в итоге Большой Кремлевский дворец соединен с Теремным дворцом и Грановитой палатой и составляет с ними одно целое.

2. Начнем с Грановитой палатой. Вот вдалеке двери, которые ведут на Красное крыльцо.

3. А само это помещение - Святые сени. Кстати Грановитая палата была отреставрирована в 2012 году и теперь предстает перед посетителями во всем блеске. Кстати может кто знает, что за штуковина справа на стене? Может это воздуховоды системы вентиляции или отопления.

4. Красивая роспись и позолота кругом - очень богато выглядит.

Кстати вот архивное фото. Тут видно, что нынешний паркет гораздо интереснее, чем на фото начала прошлого века.

5. Росписи в арках на религиозные темы. Удивительно, что во времена Петра I росписи были закрашены и своды затянуты тряпкой с изображением двуглавого орла.

6. Еще немножечко паркета.

7. Тут же очень красивые люстры.

8. И дверные ручки.

9. Дверные порталы тоже очень богато украшены.

10. Грановитая палата. Тут все стены расписаны. Видно, кстати, что стены в палате довольно толстые.

11. Посредине палаты столб, на которые опираются своды потолка.

12. Сами своды тоже богато расписаны.

13. Очень красиво. Кстати ковер на полу - это тоже восстановленная аутентичная часть интерьера.

Вот прием в честь коронации Александра III. Обращает на себя внимание царское место. Эдакий подиум с пологом.

Вот еще интересно. Интерьер до восстановления исторического облика. Задрапированные стены, своды выбелены. Вокруг столба полки с посудой.

А вот тут тот же интерьер после реставрации. Даже царское место выглядит по другому.

14. Сейчас в интерьере нет царского месте, скорее всего оно было утрачено в советское время, так как палата использовалась для приемов и в новое время. А вот светильники остались аутентичными.

15. Вообще Грановитая палата - место особенное. Тут праздновали например коронацию Александра III, тут же проходили собрания боярской думы, взятие Казани в 1552 году тоже праздновали здесь. Место с большой историей.

16. Еще очень круто выглядит роспись нижней части стен, как будто она затянута тканью.

17. Очень и очень красивые аутентичные светильники. Тонкая работа.

18. Я так понял, что росписи на стенах в основном повествуют о сюжетах из царской жизни.

19. Еще общий вид помещения. К слову сказать зала не такая уж и большая. Многие нынче снимают для празднования свадеб помещения и поболее.

20. Однако, как я уже говорил место это не простое, а с историей. Кстати вот тут хорошо виден рисунок ковра. Вообще Грановитая палата выглядит очень аутентично... по старо-русски, если можно так выразиться.  Побывать тут было очень интересно.

21. Выходим из Грановитой палаты и проходя через Святые сени попадаем во Владимирский зал.

22. Зал очень торжественный и красивый. По сути он соединяет парадные залы Большого Кремлевского дворца, Грановитую палату и старый Теремный дворец.

23. Зал назван в честь ордена Святого Владимира. Кстати обивка банкеток тут как раз таки в цвет ленты ордена.

24. Лестница ведет в Теремный дворец.

Интересно, что во времена Русско-японской войны в залах Кремлевского дворца была организована швейная мастерская где шили вещи для отправки на фронт. А вот в Владимирском зале проходила упаковка вещей.

25. Потолок с светопрозрачным фонарем, пропускающим внутрь свет. Своды украшены позолоченными орнаментами и изображениями орденов Святого Владимира. Тут же очень красивая позолоченная люстра.

26. Двери, ведущие в Георгиевский зал, повторяют своей формой окна на фасаде здания.

27. На стеклах орнамент и изображение ордена святого Георгия.

28. Тоже самое и на дверных ручках.

29. Самый помпезный, самый красивый из всех залов - Георгиевский зал.

30. Тут красивый и сложный рисунок на паркете. Огромные золоченые люстры. Высоченные потолки.

31. Зал огромный. По двум сторонам в два ряда идут окна.

Вот интересный кадр советских времен. Похоже кремлевская елка для советских пионеров.

32. В нишах таблички с именами кавалеров ордена. Обивка банкеток также повторяет расцветку георгиевской ленты.

33. В оформлении Георгиевского зала не так много позолоты, как в остальных частях БКД. Тут все решено в белых тонах, лепнина на сводах и опорных колоннах. Золотые тут только изображение Георгиевских звезд.

34. Еще раз оценим потрясный паркет. Большое количество сортов дерева, сложный рисунок - это очень тонкая работа.

35. Очень красиво. С левой стороны форма ниш под таблички с именами повторяет форму окон, также как и дальняя стена с дверями. Так что Георгиевский зал спроектирован в духе симметрии.

36. паркет берегут и ходить по нему не разрешают. Не мудрено, такая красота.

37. В потолке видны замаскированные вод лепнину потолка, я так думаю, вентиляционные отверстия.

38. Еще вид. Обратите внимание на скульптуры, стоящие на колоннах между окнами.

39. Шикарная бронзовая золоченая люстра.

40. Цифры впечатляют. Длинна зала 61 метр, ширина 20,5, высота потолков - 17,5. Потолок поддерживают 18 пилонов. Вес одной из шести люстр - 1,3 тонны

41. Следующий зал - Александровский. Интересно, что в советское время Александровский и следующий Андреевский залы были объединены, все красота была демонтирована.

Выглядело это вот таким образом. Это был зал заседаний Верховного совета СССР. Довольно печально.

42. В середине 90-х было принято решение о реконструкции Александровского и Андреевского зала в их изначальном виде. И с 1994 по 1998 они были восстановлены. По сути - это реплики изначальных интерьеров.

43. Тут гораздо больше позолоты, особенно после "скромного" Георгиевского зала. На дверях изображение ордена Святого Александра Невского. Даже стулья украшены его изображением.

44. Очень нарядный зал, и даже занавески в тон орденской ленты.

45. Тту опять же полная симметрия, проемы на "глухой" стене повторяют оконные. Зеркала также дают эффект льющегося из окон света.

А вот снова фото времен Русско-японской войны.

46. Тут тоже роскошные люстры и богато декорированный потолок с вплетенными в орнамент изображениями орденов.

47. Золоченные колонны.

48. Вид очень парадный.

49. На ручке двери снова изображение ордена.

50. Дальше еще один зал - Андреевский. Именно он был тронным залом Кремлевского дворца. Соответственно тут стоит трон, а вернее три и над ними знак всевидящего ока.

51. Двери между залами. Каждый украшен лентой со своим орденом.

52. Отделка стен и занавески в цвет ленты ордена Андрея Первозванного - голубая.

Вот уникальное фото из 90-х. Реставраторы за работой.

И вот еще.

53. Это как раз расписывают миниатюры на колоннах вверху.

Восстанавливают паркет. Вообще очень интересно посмотреть за тем, как все это делалось.

54. Над первым рядом окон по периметру идут гербы российских губерний.

55. В оформлении снова лепнина с позолотой.

56. Над тремя тронными местами полог из горностая. Говорят, что.... горностай не настоящий! Троны тоже не настоящие - это копии, а вот настоящие троны сохранились, теперь они в Оружейной палате.

57. Орден Андрея Первозванного единственный, который комплектуется цепью. То есть парадный вариант кавалера ордена должен в себя включать такую вот цепь, которая изображена на дверях зала.

58. Еще раз взглянем на трон. Очень празднично.

59. Кстати боковые окна Андреевского и Александровского залов выходят на Москва реку, отсюда должен открываться красивый вид на Болотный остров и Замоскворечье.

Другие залы второго этажа недоступны для посещения, так как там рабочие помещения президента России. И туда даже в его отсутствие никого не пускают. Еще мы посетили Малахитовый зал, который идет параллельно Андреевскому и Александровскому залам, Теремный дворец - очень красивое, аут

bluesmaker.livejournal.com

Большой Кремлёвский дворец – Варламов.ру – ЖЖ

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)
varlamov.ru — 1 position in common rating Subscribe
Log in
No account? Create an account

Remember me

Forgot password Log in

varlamov.ru

Большой Кремлёвский Дворец: ilinga45 — LiveJournal

За всю жизнь ни разу мне не пришлось побывать в БКД.

В Оружейной была, а Алмазном фонде была. в храмах на территории тоже. в КДС  (Кремлёвский Дворец Съездов) само-собой.

На карте территории Кремля этот комплекс обведён синей линией

Служебный вход во Дворец находится между Благовещенским собором и Грановитой палатой. Через Парадный вход поднимаются только первые лица государства и почётные гости.

Пространство режимное и водят сюда экскурсии довольно нечасто. 

Нужно сказать , что БКД- это матрёшка — дворец во дворце

Первые каменные здания дворцового комплекса были построены итальянским зодчим Алевизом Фрязином в 1499—1508 годах. 

Теремной Дворец ни с какой стороны не виден — он застроен более поздними зданиями — см. план.

То, что мы видим на всех открытках — выглядит так

Эта часть Дворца отстроена в 1838—1849 годах по повелению императора Николая I группой русских архитекторов под руководством К. А. Тона (Н. И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарёв, Н. А. Шохин)

После переноса столицы из Москвы в СпБ Кремль утратил своё значение. И только после победы над Наполеоном в 1812г. и масштабного строительства  Храма Христа Спасителя возникла необходимость в возведении Царского Дворца.

Кстати, сейчас только осознала, что Наполеон старался занять именно Москву, как СЕРДЦЕ России!

Отстроенный дворцовый комплекс включал в себя , кроме покоев царя и подсобных помещений, 4  главных зала, посвящённых российским орденам.

Андреевский зал

Посвящён Ордену святого апостола Андрея Первозванного,  учреждённого Петром 1 

Андреевский зал стал тронным залом большого дворца и главным императорским залом Московского Кремля. В 1932 году был превращён в зал заседаний, где проходили партийные съезды

Экскурсоводы говорят, что только в России принято было ставить три трона: Император, Императрица-жена и Вдовствующая Императрица-мать.

Александровский зал 

получил своё имя в честь Ордена Святого Александра Невского, учреждённого Екатериной I в 1725 году

Считается женским залом, где по традиции проходили балы.

Нужно сказать, что практически все залы были восстановлены в первоначальном виде во время реставрации 1994-98гг

Георгиевский зал

Был назван в честь Ордена святого Георгия Победоносца, утверждённого Екатериной II в 1769 году и ставшего высшей военной наградой Российской империи

На стенах   вдоль всего зала высечены имена ВСЕХ орденаносцев когда либо получивших этот орден

Владимирский зал 

Самый маленький из всех

Орден Российской империи в 4 степенях за военные отличия и гражданские заслуги.

Учреждён в честь князя Владимира Крестителя в 1782 году и являлся до 1917 года наградой для широкого круга военных в чине от подполковника и чиновников среднего ранга.

 Купол зала накрыл собой пространство двора, объединив старый- 16в и новый-19в  дворцы

Собственно на этом разрешённые фото заканчиваются. В двери видна Грановитая палата.

Она не такая пафосная, как на картинках. Я бы сказала, уютная . 

Кстати вся  часть БКД  16 века оказалась какой-то теплой и соразмерной человеку. 

Делее фото из и-нета . Золотое крыльцо. Раньше, это была улица

Сени Теремного Дворца

Думная палата. 

Говорят заседали с 6 утра до 12:00. Потом шли обедать и спать. Потом опять приходили думать!

Эти интерьеры киношники подробно восстановили в сериале  про Софью Палеолог

Царские покои. Уютно. Кроватка небольшая. Спали сидя.

На женскую половину Теремного Дворца не водят, что обидно.

Ёще немного фото (не моих -там тоже нельзя снимать) из приватной части Дворца 19в

Комнаты, где могла находится семья Императора пред серьёзными событиями

Спальня.

По-мне, так походная.

Нашла ещё один зал , в который экскурсии не водят. 

Екатерининский

В честь Ордена Российской империи для награждения великих княгинь и дам высшего света, формально второй по старшинству в иерархии наград с 1714 до 1917 года.

Имел две степени: «большой крест» — для особ царской крови, и «малый крест», или кавалерственный — для претенденток из высшего дворянского сословия. Награжденные именовались соответственно «дамами большого креста» и «кавалерственными дамами».

Похоже зал,  используется для заседаний , поэтому праздную публику  не пускают

Спускались из залов БКД по той самой лестнице, по которой ВВП поднимается для инаугурации (пока написала слово — вспотела).

За сим, хочу откланяться и напомнить, что вся информация находится на сайтах :   http://www.kreml.ru/,     https://ru.wikipedia.org

А на экскурсию я  попала благодаря — http://www.podmoskovnye.ru/,                за что им большое спасибо.

ilinga45.livejournal.com

Экскурсия по залам Большого Кремлевского дворца — Российская газета

Аванзал славится своим паркетом.

Обратите внимание и на камин из яшмы. Его необычное расположение - возле окна - говорит о том, что во дворце была использована самая передовая система отопления, калориферная. Дело в том, что за год до закладки Большого Кремлевского дворца сгорел Зимний дворец в Санкт-Петербурге. И в БКД император Николай I повелел устроить более безопасную систему отопления. Так появились амосовские печи (по имени изобретателя, генерал-майора Н.А. Амосова) для отапливания здания пневматическим способом. Печи располагались в подвале, откуда под большим давлением теплый воздух поступал по керамическим трубкам наверх через камины и особые "душники" - коробочки в стенах. Новый дворец протапливался равномерно и безопасно.

С. Присекин. Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет. 1983 год.

Аванзал украшает картина Сергея Присекина "Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет". Она напоминает о сражении 1242 года на льду Чудского озера - Ледовом побоище. В центре - святой князь Александр Невский. Княжеская рука не поражает мечом врага, а прикрывает сердце. Как собственное сердце Александр Невский защищает и свое государство в справедливой битве за независимость. Потому и сказал перед боем фразу, пережившую века: "Не в силе Бог, а в правде".

Если же мы выйдем из аванзала на парадную галерею лестницы, нас ждет встреча с Дмитрием Донским на большом историческом полотне кисти французского художника А. Ивона. На картине дата 8 сентября 1380 года - Куликовская битва. А в центре герой этой битвы святой великий князь Дмитрий Донской, который был не только воином. В 1367 году он построил наш первый каменный Московский Кремль, который до этого был деревянным, из дуба.

И нашу столицу стали называть Белокаменной.


Екатерининский

Путь к этому удивительному залу лежит через парадную половину императрицы в Теремном дворце, известную как Екатерининская. Великолепную анфиладу покоев открывает Ореховая гардеробная, уникальная тем, что исполнена мастером К. Герцом без клея и гвоздей. Все ореховые панели безукоризненно пригнаны одна к другой. Великолепна резная алебастровая люстра в античном стиле. На ее тонких стенках гравирован изящный растительный узор. Невидимый днем, он отчетливо проступает при вечернем свете. Форма светильника навеяна античными образцами.

Надо ли говорить, что столь изысканная гардеробная никогда не использовалась по прямому назначению! Ведь назначение этой половины - парадное.

А вот бывшая Парадная опочивальня (сегодня ее можно назвать Красной гостиной, здесь проходят протокольные мероприятия с участием главы нашего государства) вполне соответствовала замыслу создателей. Правда, не сохранилась кровать, но альков с колоннами-монолитами из мрамора светло-зеленого цвета по-прежнему украшает апартаменты. Эти колонны когда-то украшали дворец древней Помпеи, разрушенной вулканом Везувием в 79 году н.э. Они были куплены русскими купцами и преподнесены в дар императору.

В тон колоннам подобран поразительной красоты камин из яшмы глубокого серо-голубого тона с редким дымчатым оттенком. Его перевезли сюда из Зимнего дворца по приказу императора Николая I. На камине - часы и канделябры в стиле барокко XIX века...

Но самая красивая комната этой анфилады, без сомнения, Парадная гостиная (Диванная), где в наши дни проходят приватные переговоры российского Президента с главами государств, так называемые переговоры tete-а-tete (в узком составе). На этой гостиной, безусловно, сказался вкус первой хозяйки Большого Кремлевского дворца - императрицы Александры Федоровны. Взгляните на светлый с цветочным орнаментом плафон, написанный итальянским художником Джузеппе Коломбо Артари. Рассмотрите внимательно мебель в стиле Буль. Обратите внимание на замечательные столики, исполненные в этом стиле, - с перламутром, позолоченной бронзой, ценными породами дерева, с пластинками панциря черепахи. Изумительная работа мастеров фабрики московского купца Э. Блехшмидта!

Не забыта в Парадной гостиной и модная в то время тема Востока. Зал украшают светильники с шестьюдесятью шестью рожками и вазами для живых цветов: два в китайском стиле, собранные русскими мастерами из китайских ваз и украшенные позолоченной бронзой; и один в японском, сделанный на знаменитой мануфактуре Петербурга - Императорском фарфоровом заводе.

Красоты удивительной анфилады словно подготавливают нас к встрече с главной комнатой парадной половины - Екатерининским залом.

Раньше он являлся тронным залом русских императриц. И сегодня единственный современный атрибут здесь - стол из карельской березы для переговоров в расширенном составе. Ведь в старину именно в этом зале проходили важные протокольные мероприятия, связанные с женской половиной императорского дома. И в каком интерьере! Хрустальные деревья. Уникальные массивные хрустальные светильники, выполненные на императорском заводе в Санкт-Петербурге. Канделябры высотой четыре с половиной метра, исполненные на Императорском стеклянном заводе; они установлены на подставках из красного французского мрамора, так гармонирующего с Екатерининской орденской лентой.

Кстати, не все знают, что в 1714 году император Петр Великий учредил первый в Российской империи женский орден в честь своей супруги, будущей императрицы Екатерины I.

А преамбула такова...

В 1711 году Петр Алексеевич предпринял Прутский поход по освобождению братьев-славян из турецкого плена. Преданный союзниками, без воды и пропитания, Петр оказался в окружении противника. Силы откровенно неравные: 37 000 петровского войска, более 130 000 - противника. Но у Петра самая мощная в Европе артиллерия, прекрасно показавшая себя во время Полтавской баталии. Начинаются трудные переговоры.

Екатерина I, разделявшая с супругом все тяготы войны, пожертвовала свои лучшие драгоценности в дар представителям турецкой армии, после чего турки согласились не препятствовать отходу русских войск в полном вооружении. Царь и армия были спасены.

Отсюда девиз ордена в честь святой Екатерины, восстановленного в 2012 году, - "За Любовь и Отечество". В зале он представлен на фоне серебристого муара стен. На бантах из орденской ленты укреплены осыпанные крупными стразами массивные орденские знаки.

Орден вручали дамам, которые занимались благотворительностью, вызволяли наших соотечественников из плена.

А первой награжденной стала Екатерина I.

 

 

 


Кавалергардский

Кавалергардский зал, как и положено по этикету, отделял парадную дамскую часть дворца от мужской. В прошлом эта комната имела служебное назначение, здесь дежурил отряд кавалергардов - личная царская охрана. Потому убранство комнаты лаконично и строго: белые стены отделаны под мрамор, двери изготовлены из светлой чинары. На великолепном камине из каррарского мрамора - часы французской работы, исполненные во второй трети XIX века и известные под названием "Рафаэль в храме Славы".

Камин Кавалегардского зала.

А еще ваше внимание здесь наверняка привлечет полотно кисти И. Айвазовского "Панорама Кремля". На картине знаменитого художника-мариниста собраны воедино главные сооружения архитектора К.А. Тона в Москве: храм Христа Спасителя, здание императорского музея "Оружейная палата" и, конечно, Большой Кремлевский дворец.

 

Кавалергардский зал.


Андреевский тронный

Выйдя из Кавалергардского зала, можно попасть в Андреевский тронный, который играет самую важную роль в резиденции. Интересно, что тронный балдахин ведет свое происхождение из древнего Ирана, где он служил для создания иллюзии небесного свода над местом правителя в центре Вселенной. Позже этот символ власти заимствовали императоры Византии и Священной Римской империи. А с XI века белый мех горностая начали украшать черными кисточками. Горностаевый (королевский) мех со времен Средневековья - символ чистоты миропомазанника Божия.

Тронный зал посвящен первому и самому высокому ордену России - Святого апостола Андрея Первозванного. Петр Великий учредил этот орден в 1698 году в честь небесного покровителя нашей страны с девизом "За Веру и Верность". Носили орден на голубой ленте, и он был единственным имевшим украшенную бриллиантами цепь. Изображение цепи и сегодня украшает двери зала.

Следует добавить, что большая цепь ордена с крестом и звезда в бриллиантах наряду с короной, державой и скипетром входили в состав государственных регалий.

В Андреевском зале совершенно нет мебели, даже гербовых банкеток и стульев, - здесь полагалось только стоять. По заведенному в России обычаю император после торжественной коронации три дня кряду принимал делегации, желавшие его поздравить с восшествием на престол. Пускали всех независимо от вероисповедования и положения в обществе. В продолжение многих часов император встречал каждого стоя, пожимая руку "как равный с равным".

Такого этикета не знала ни одна монархия мира.

Реликвии зала наглядно демонстрируют главную идею государственности, выраженную в чеканной формуле: православие, самодержавие, народность. Это знак Всевидящего Ока над пышным балдахином. Это троны как символ монархии. Это гербы городов и провинций Российской империи, символизирующие народ.

Три символа: вера, самодержавие и народ. И трона тоже три.

В Европе ставили два трона - для монарха и его супруги. У нас не забывали маму императора, вдовствующую императрицу. Эта традиция существовала вплоть до последней коронации.

Коронационная церемония начиналась торжественным полонезом, шествие во главе с императором и императрицей двигалось из Андреевского зала через все парадные залы до Грановитой палаты. Причем до этого дня троны хранились в императорском музее - Оружейной палате. Каждый император выбирал трон для себя и императрицы, их приносили в Успенский собор, а затем возвращали обратно. Сохранилась фотография переноски тронов из музея в собор...

Кто-то из императоров выбирал алмазный трон Алексея Михайловича, а кто-то и трон Ивана Грозного!

Сейчас в Андреевском зале проходят особо важные мероприятия, связанные с протоколом главы нашего государства. Этот зал видел уже пять инаугураций - в 2000, 2004, 2008, 2012 и 2018 годах.

Украшением и гордостью Кремля, величайшим памятником русского зодчества является Большой Кремлевский дворец. Он торжественно возвышается на кремлевском холме, спускающемся к Москве-реке, и как красавец богатырь, смотрится в ее зеркальную гладь...

Андрей Веденин, генерал-лейтенант

 


Александровский

Ну, а этот зал по праву считается самым пышным - с розовыми под мрамор стенами, сверкающий золотом. Архитектор К.А.Тон использовал в его декоре элементы византийской архитектуры. А еще неповторимый Александровский обладал удивительно магическим светом: два ряда огромных окон, выходившие на юг, дублировались большими ложными окнами, украшенными зеркалами. Свет преломлялся в них, создавая иллюзию бесконечного сияния. Зал переливался, как волшебная шкатулка. Именно здесь при коронации давали балы, дамы называли его "волшебным Александровским залом".

Сегодня в этом зале заседает Государственный совет нашей страны, послы вручают верительные грамоты Президенту, во время государственных визитов проходят официальные обеды. Увы, в 1932-1934 годах Александровский и Андреевский залы были разрушены. Единственное, что сохранилось в Александровском, - шесть исторических полотен XIX века художника Ф. Моллера, представляющих сцены из жизни святого князя Александра Невского. На месте разрушенных помещений архитектор И.А. Иванов-Шиц спроектировал зал заседаний Верховного Совета СССР, конечно, лишенный уникального парадного убранства.

В день коронации вся Москва была иллюминирована. В 9 часов вечера, когда Государь с Императрицей вышли на балкон дворца, обращенный на Замоскворечье, Императрице был подан букет цветов на золотом блюде, в котором был скрыт электрический контакт, и, как только Императрица взяла в руку букет, тем самым замкнулся контакт и был подан сигнал на центральную электрическую станцию в Кремле. Первой запылала тысячами электрических лампочек колокольня Ивана Великого, и за ней заблистала повсюду в Москве иллюминация. Я попробовала поехать посмотреть иллюминацию, но пришлось скоро вернуться из-за толпы, наполнявшей все улицы, но самую красивую часть иллюминации - Кремлевский дворец - я все-таки видела.

Матильда Кшесинская, балерина

И только в 1993 году по поручению первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина начались исследования и подготовка предложений по восстановлению исторического облика Большого Кремлевского дворца. В результате появился Указ Президента от 2 августа 1994 года N 1581 "О восстановлении исторического облика Большого Кремлевского дворца". В выполнении проектных, строительно-монтажных и реставрационных работ принимали участие 28 российских организаций и 15 ведущих иностранных фирм из Австрии, Германии, Италии, Венгрии, Болгарии, Югославии, Финляндии, Латвии, Эстонии...

В результате был воссоздан исторический облик парадных залов - Александровского и Андреевского, фасады и кровля. И восстановлена историческая миссия дворца - прославление нашего народа, визитная карточка государства. И в прежние времена, и в нынешние зал украшен орденом Святого Александра Невского - небесного покровителя воинства. Этот орден был задуман Петром Великим, учрежден после его смерти в 1725 году супругой Екатериной I, награждали им за военные и гражданские заслуги.

Знаки ордена и сегодня сияют в пышном сферическом куполе Александровского - красный с золотом крест и серебряная звезда с девизом "За Труды и Отечество".

А нас ждет самый большой зал Большого Кремлевского дворца - Георгиевский, который называли "храмом славы русского оружия" и "храмом воинской доблести".

 

 


Георгиевский

Орден Святого великомученика Георгия с девизом "За Службу и Храбрость" был учрежден императрицей Екатериной Великой в 1769 году. Орден давали за личное мужество на полях сражений. Поэтому георгиевских кавалеров офицеры приветствовали стоя, когда они входили в зал, уважая мужество и храбрость своих соотечественников.

Знаки ордена - белый крест и четырехконечная звезда - расположены по всему периметру зала. В нем два основных цвета: белый и золотой. На множестве мраморных досок - названия более 550 полков и имена всех георгиевских кавалеров, получивших орден за 250 лет его существования. Почти 10 000 человек! С каждым военным годом их число множилось, новые имена выбивались на мраморе, и это лучше любых лозунгов убеждало: Родина никогда не забудет своих героев.

Даже банкетки в Георгиевском зале обтянуты репсом орденской расцветки. Черная полоса символизировала порох войны, оранжевая - пламя сражений. И когда через много лет, в 1943 году, был учрежден солдатский орден Славы, георгиевская лента логично стала его неотъемлемым атрибутом. Сегодня мы повязываем ее, чтобы подтвердить свою причастность к великому подвигу отцов, дедов и прадедов.

21 июля 1941 года при немецком авианалете 250-килограммовая бомба пробила крышу Большого Кремлевского дворца в районе Георгиевского зала. И не взорвалась...

Георгиевский зал - один из самых торжественных в БКД. Специально для него были разработаны проекты каминов из белого каррарского мрамора, выполненные в 1846 году Сантино Кампиони. На каминах располагаются бронзовые часы с изображением патрона ордена Святого Георгия и национальных героев России Минина и Пожарского (копия памятника Мартоса на Красной площади).

Высокий кессонированный свод покоится на восемнадцати пилонах. К ним почти вплотную приставлены восемнадцать цинковых колонн, на каждой из которых - замечательные работы скульптора И.П. Витали: страны и области, входившие в XIX веке в состав Российской империи. А перед окнами в южной части зала на высоких беломраморных постаментах установлены два бронзовых позолоченных ларца, исполненные московским мастером Полтавцевым. В них хранились рукописные списки награжденных орденом Святого Георгия Победоносца с 1769-го (год учреждения Екатериной II) по 1885 годы.

Началась Великая Отечественная война... В один из первых налетов вражеской авиации на Москву я находился в другом подразделении... Когда я пришел в Большой Кремлевский дворец, то увидел в Георгиевском зале между четвертой и пятой люстрами на потолке огромную дыру, а на полу бомбу, зажатую крестовиной пола, и только тогда я понял, зачем коменданту Московского Кремля понадобились фотографии Георгиевского зала, а они понадобились для того, чтобы по ним произвести восстановление разрушенного.

А. Есаулов, офицер Кремлевского полка

Этот зал всегда играл особую роль в жизни нашего государства. Здесь проходят первые встречи Президента с главами мировых держав и вручают высшие награды государства и Государственные премии. Здесь чествовали первых советских космонавтов и празднуются детские новогодние утренники. Здесь Президент поздравляет выпускников военных академий и проходит традиционный прием в День Победы.

Залы Большого Кремлевского дворца... В дни коронации императора Александра II в 1856 году, императора Александра III в 1883 году, императора Николая II в 1896-м сюда съезжалось до 7 тысяч гостей. Но самое главное: эти замечательные залы были доступны для любого верноподданного Его Императорского Величества. От посетителей требовалось только приходить в чистой обуви, на мебель не садиться и громко не разговаривать. Мастера строили дворец не для семьи, пусть даже императорской, а для всего народа.

Поэтому и получился дворец красивым, очень добрым и немного волшебным.

Потому он по-прежнему открыт для всех.

Были, впрочем, во дворце и апартаменты, куда не пускали публику. Там отдыхали император и его супруга. Но для нас, сегодняшних посетителей БКД, нет закрытых дверей!

Кто видел Кремль в час утра золотой,
Когда лежит над городом туман,
Когда меж храмов с гордой простотой,
Как царь, белеет башня-великан?

Михаил Лермонтов

rg.ru

Большой Кремлёвский дворец: история, залы, фото

Адрес: Россия, Москва, Московский Кремль
Начало строительства: 1838 год
Окончание строительства: 1849 год
Архитектор: К. А. Тон
Залы дворца: Андреевский, Александровский, Владимирский, Георгиевский, Екатерининский
Координаты: 55°44'59.4"N 37°36'57.2"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:  

История строительства

Большой Кремлевский дворец и новые строительные технологии

Об отделке и залах Кремлёвского дворца

Зал Заседаний - самый большой зал Кремлевского Дворца

Георгиевский зал

Владимирский зал

Дворцы Московского Кремля

Большой Кремлёвский дворец на карте

 

Большой Кремлёвский дворец - здание необычайной красоты, а от вида и отделки всех его помещений буквально захватывает дух! К сожалению, это здание является государственным учреждением и режимным объектом, поэтому попасть туда на экскурсию практически невозможно.

Начинать рассказ о Большом Кремлёвском дворце следует с истории его возведения, которая насчитывает не один десяток лет и множество событий.

Большой Боровицкий холм в Москве - место расположения Большого Кремлёвского дворца. Дворец был построен по проекту группы российских архитекторов, куда входили Чичагов, Бакарев, Герасимов, Рихтер и другие. А руководил данной группой известный в то время архитектор К. Тон.

Большой Кремлёвский дворец в Московcком кремле

Главный фасад Большого Кремлёвского дворца

Целью постройки Большого Кремлёвского дворца было создание временной резиденции для членов царской семьи на время их приезда в Москву. Интересно, что Большой Кремлёвский дворец был построен не на пустом месте: до этого там стоял царский дворец, который построил в 18 веке знаменитый Растрелли, а ещё раньше - великокняжеский дворец царя Ивана 3.

История строительства Большого Кремлёвского дворца

У Большого Кремлёвского дворца в том виде, в котором он известен нашим современникам, длительная история. И начинается она с тех пор, когда столица Российской Империи была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург. Многие московские дворцы в то время стали быстро терять свое значение и либо начинали разрушаться, либо уничтожаться пожарами. И даже несмотря на то, что императрица Анна Иоановна большую часть времени любила проводить в Москве, на состоянии Кремлевского дворца это никак не сказывалось, в отличие от множества других строений государственного значения.

Большой Кремлёвский дворец в Московcком кремле

Вид на Большого Кремлёвского дворца с Москвы реки

Дело в том, что в 18 веке дворцы, построенные ещё во времена Средневековья, стали терять свою актуальность. Однако всё изменилось, когда императрица поручила знаменитому архитектору Б.Ф. Расстрелли возвести новый дворец, так называемый Зимний Анненгоф. Этот дворец был построен из дерева в соответствии с модным тогда архитектурным стилем барокко.

Уже позже, когда на престол взошла Елизавета Петровна, было принято решение о строительстве в Кремле новой императорской резиденции. Так уже в 1749 году было снесено 3 царские палаты (Столовую, Среднюю и Набережную), и на том же фундаменте был возведен новый дворец. Как и Зимний Анненгоф, московский дворец был исполнен в стиле барокко. По тем историческим документам, которые сохранились до нашего времени, новый московский дворец больше всего напоминал Большой Петергофский дворец.

Однако следующей императрице, Екатерине II, новый дворец не понравился - по её мнению, он был слишком скромен и не соответствовал в полной мере величию Российской империи. Поэтому в очередной раз было принято решение о перестройке московской императорской резиденции. Архитектором Баженовым В.И. был разработан проект нового дворца.

Большой Кремлёвский дворец в Московcком кремле

Вид на южный фасад Дворца

Масштабы постройки предполагались немалые - дворец должен был занимать всю околоречную территорию Кремля, начиная от Боровицкого холма и до самого берега Москвы-реки. Для реализации данного проекта на территории Кремля было уничтожено несколько объектов. Например, были снесены приказы, располагавшиеся восточнее Архангельского собора. Подверглась разрушению и часть кремлёвской стены между Первой, Второй и Петровской Безымянными башнями и Тайницкими воротами. Официальная закладка нового дворца была осуществлена в 1773 году. Но, что самое интересное, уже в 1774, через год после торжественной церемонии, проект был признан слишком масштабным и нецелесообразным для тех задач, которым он должен был отвечать. В итоге практически все разрушенные объекты были восстановлены, а на подготовленном месте было возведено одно здание - московское отделение Сената. При этом не забыли о старом дворце - его решили обновить и немного перестроить.

История постройки большого Кремлёвского дворца на этом не заканчивается. Когда в Москве приступили к постройке храма Христа Спасителя, в очередной раз пришла идея об его обновлении. Основанием послужила мысль о том, что новый Кремлевский дворец должен был бы символизировать обновление города.

Большой Кремлёвский дворец в Московcком кремле

Инициатором создания нового дворца на месте старого отделения Сената выступил российский император Николай I. Архитектор Константин Тон приступил к разработке нового проекта в 1837 году. Следует отметить, что тот же Константин Тон спроектировал и построил храм Христа Спасителя.

Большой Кремлевский дворец и новые строительные технологии

Константин Тон для постройки большого Московского дворца решил применить ряд революционных для того времени нововведений. Облегченные большепролётные своды из кирпича и стропильные конструкции кровель из металла были поистине новым словом в строительных технологиях того времени. Кроме того, при возведении большого Московского дворца впервые был использован цемент.

Об отделке и залах Кремлёвского дворца

Смешение стилей, использованное во внутренней отделке большого Кремлёвского дворца, выполнено с безупречным вкусом и включает в себя как элементы ренессанса, так и фрагменты русско-византийского стилей. Дворец включает в себя несколько залов, о каждом из которых стоит рассказать отдельно.

Зал Заседаний - самый большой зал Кремлевского Дворца

По соседству с Георгиевским залом находится самый большой зал Кремлёвского Дворца - зал Заседаний. Дело в том, что зал получился самым большим в результате объединения в 1933-1934 годах архитектором Ивановым сразу двух залов - Александровского и Андреевского.

Большой Кремлёвский дворец в Московcком кремле

Во времена Советской власти зал Заседаний имел более длинное название: зал заседаний Верховного Совета СССР. В период с 1994 по 1998 год были проведены реконструкционные работы по восстановлению интерьеров объединённых залов, которые пострадали во время перепланировки. Зал Заседаний обладает площадью 1615 кв. м, с 18-ти метровыми потолками, а максимальная вместительность зала составляет 3000 человек.

Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца

Пожалуй, самый красивый из всех. Залу дали название в честь Ордена святого Георгия Победоносца. Для тех, кто не знает, - это самая высшая награда для офицерского состава российской армии, которая была учреждена в 1769 году. Зал посвящен героям военной славы России. В залах находятся несколько досок из мрамора, на которых запечатлены названия полков, батарей и флотских экипажей. Также высечены фамилии более 10 тысяч кавалеров ордена Георгия Победоносца. Кстати, среди гордо носивших этот орден такие известные личности как Александр Суворов, Федор Ушаков, Михаил Кутузов, Павел Нахимов и Петр Багратион.

Размеры Георгиевского зала следующие: длина - 61 м, ширина 20.5 м, а высота составляет 17.5 м. Основные цвета - белый и золотой. 18 пилонов, которые поддерживают потолок, сделаны в виде статуй из мрамора работы И. Витали.

Большой Кремлёвский дворец в Московcком кремле

Фрагмент фасада Дворца

Элементы освещения зала также выглядят впечатляюще - чего стоят 6 позолоченных ажурных, выполненных из бронзы люстр (каждая весом в 1.3 тонны) и 40 стильных светильников, расположенных на стенах по периметру зала.

К знаковым событиям, происходившим в стенах Георгиевского зала, можно отнести прием участников Парада Победы в 1945 году и встречу первого космонавта на Земле - Юрия Гагарина.

Владимирский зал Большого Кремлёвского дворца

Орден святого Владимира - это награда, в честь которой и назван Владимирский зал. Выполнен зал очень интересно - в виде восьмигранника, освещение зала - естественное, сквозь стеклянный купол на потолке. Фактически, этот зал - ключевой архитектурный элемент Большого Кремлевского дворца. Из него можно попасть в Георгиевский Зал, Грановитую палату, Теремной дворец и во многие другие помещения. Для освещения в ночное время в зале имеется люстра, также изготовленная из позолоченной бронзы. Ещё обращает на себя внимание красивейший пол, паркет которого создан из нескольких благородных пород дерева. Зал выполнен в розовых тонах, в основном благодаря облицовке стен из розового мрамора.

Большой Кремлёвский дворец в Московcком кремле

Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца

В заключение следует отметить, что ансамбль Большого Кремлёвского дворца таким, которым можно увидеть его в наши дни, окончательно сформировался только в 1851 г. Именно в то время были возведены Апартаменты дворца и Оружейная Палата, которые были соединены со всем комплексом при помощи воздушного перехода. Кроме Георгиевского и Владимировского залов, во дворце есть ещё 3, менее внушительных - Андреевский, Екатерининский и Александровские залы. Названия всем залам даны согласно существующим орденам Российской империи. Сегодня все залы задействованы для приёмов на высшем уровне, а сам дворец является официальной резиденцией Президента РФ.

Рейтинг достопримечательности

Дворцы Московского Кремля

Большой Кремлёвский дворец в Московском Кремле на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Казань

Казань

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Владимир

Владимир

Ярославль

Ярославль

Муром

Муром

Ростов Великий

Ростов Великий

Александров

Александров

Иваново

Иваново

Калуга

Калуга

Кострома

Кострома

Сергиев Посад

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Нижний Новгород

Псков

Псков

Касимов

Касимов

Переславль-Залесский

Переславль-Залесский

Суздаль

Суздаль

putidorogi-nn.ru

Большой Кремлевский дворец. История

Большой Кремлевский дворец

Большой Кремлевский дворец построен в 1838-1849 годах по проекту архитектора К.А. Тона (принимали участие В.А. Бакарев, Н.И. Чичагов, Ф.Ф. Рихтер, П.А. Герасимов, Н.А. Шохин).

Монолитный блок дворца, поставленный на бровке кремлевского холма над долиной Москва-реки, несмотря на желание архитектора сохранить древнерусские традиции (отраженные в декоре здания), резко выбивается из общего строя старинных построек Кремля.

Вид с реки-Москвы на Большой Кремлевский дворец

(Вид с реки-Москвы на Большой Кремлевский дворец)

Его архитектором уже при императоре Николае I стал Константин Тон. Большой Кремлёвский дворец стал полноценным императорским — с парадными покоями, тронными залами на верхнем этаже.

Главный фасад протяженностью 125 метров с тремя рядами окон (хотя здание имеет два этажа; второй этаж двухсветный). Бывшая парадная резиденция императоров; в советское время место проведения партийных съездов, различных совещаний и прочих церемоний.

Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата на старой открытке

(Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата на старой открытке)

Большой Кремлевский дворец включает 700 различных помещений, в частности парадный вестибюль, Георгиевский, Екатерининский, Владимирский, Андреевский, Александровский залы (два последних зала в 1933-1934 годах были переделаны в зал заседаний, в настоящее время они восстановлены), парадные, гостиную и опочивальню, Ореховую гардеробную.

Екатерининский зал в Большом Кремлевском дворце

(Екатерининский зал в Большом Кремлевском дворце)

Желая прославить воинскую доблесть граждан российских, Тон проектирует парадные залы в соответствии с образами главных орденов. К залам ведёт парадная же лестница, выполненная из ревельского камня, ограниченная стенами из искусственного мрамора и колоннами из мрамора природного.

В комплекс дворца входят и старинные помещения: Грановитая палата, Святые сени, Золотая Царицына палата, Теремной дворец, дворцовые церкви. Из парадного вестибюля дворца можно пройти наверх в парадные залы, отделка которых посвящена российским орденам.

Парадные Залы Большого Кремлевского дворца

Екатерининский зал в Большом Кремлевском дворце

(Парадная лестница Большого Кремлевского дворца, ведущая к залам)

Самый большой зал — ордена Святого Георгия, длина его 61м, ширина 20,5м, высота 17,5м. На стенах и нишах написаны названия отличившихся воинских частей и георгиевских кавалеров.

По фасаду дворца расположены восстановленные Александровский и Андреевский залы, в отделке которых использованы цвета орденов: Святого Александра Невского — красный, и Святого апостола Андрея Первозванного — голубой.

В Андреевском зале восстановлено и тронное место. Екатерининский зал значительное меньше, он открывает так называемую Парадную половину в западной части дворца. Из восьмиугольного высокого зала ордена Святого Владимира можно пройти в Грановитую палату и Теремной дворец.

Георгиевский зал

Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца

Этот белоснежный зал — самый большой и известный из всех. Он облицован мраморными досками, на которых — имена Георгиевских кавалеров, на своде и в простенках — знаки ордена, барельефы Георгия Победоносца — на торцах.

На верхах витых белых колонн — аллегорические фигуры, символизирующие царства и земли, вошедшие в состав Российской империи с XV по XIX век.

Андреевский — Тронный — зал

Андреевский зал Большого Кремлевского дворца

 Тронный зал — Андреевский, в честь ордена Андрея Первозванного — главной воинской награды государства. Зал с золотыми стрельчатыми сводами украшают 10 золочёных пилонов, а двери — цепи и кресты по орденским мотивам. В зале расположен трон с тремя местами, над ним — горностаевый полог и изображение Ока Всевидящего в золоте лучей. К трону ведут 6 ступеней в золотой парче, на плафоне — двуглавый орёл, над входом — вензеля имён Петра первого — основателя Андреевского ордена, Павла Первого и Николая Первого.

В 1932 году Андреевский зал был разрушен и преобразован в Зал заседаний и партийных съездов. В 1994 – 1998 годах зал восстановлен в полной исторической точности.

Екатерининский зал

Екатерининский зал Большого Кремлевского дворца

Екатерининский зал был тронным для императрицы. Его архитектор создавал по образу ордена св. Екатерины — единственного женского ордена в государстве на ту пору. Его изображениями украшен паркет, стены и двери — на двух последних символы ордена усыпаны крупными искусственными алмазами.

Интерьер зала более изящен, утончён относительно прочих. Особенно примечательны пилястры, выложенные узорами из малахита. Своды и стены декорированы жемчужно-серым муаром, золочёными украшениями, созданными вручную.

Сегодня в этом зале принимают глав иностранных государств, устраивают званые обеды, вручают верительные грамоты.

Владимирский зал

Владимирский зал Большого Кремлевского дворца

Это самый маленький из пяти парадных залов и очень необычный. С помощью ниш ему придана форма восьмигранника, внутренняя форма ещё усложняется за счёт чередования пилястр, колонн, арок. Купол зала выложен из пустых черепичных горшков — так снизили нагрузку на стены и улучшили акустику. В сложную лепнину купола искусно вплетаются орденские знаки св. Владимира.

Паркет зала выложен деревом различных ценных пород. Освещает помещение огромная золочёная люстра из бронзы.

Александровский зал

Александровский зал Большого Кремлевского дворца

Зал посвящён ордену Александра Невского. Вместе с Андреевским он был разрушен для создания зала заседаний, но восстановлен в те же годы, что и Андреевский.

Это один из самых нарядных парадных интерьеров. Его стены — в розовом мраморе, парусные своды и купол потолка сплошь покрыты изображениями звёзд и гербов ордена, обрамлённых затейливым золочёным орнаментом.

В зале размещены стулья с бархатной обивкой в цвет орденской ленты и вытканными орденскими звёздами на спинках. На стенах — картины с сюжетами из жизни Александра Невского.

moscowchronology.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *