Записи леонардо да винчи: Что Леонардо да Винчи записывал в своих знаменитых тетрадях

Содержание

Что Леонардо да Винчи записывал в своих знаменитых тетрадях

Великие изобретения и гениальность их авторов всегда были связаны с понятием мультидисциплинарности, о которой так много говорят сегодня. Известный биограф Уолтер Айзексон посвятил свою новую книгу «Леонардо да Винчи» именно этой способности мастера смешивать самые разные знания и идеи, в чем ему очень помогала привычка записывать и зарисовывать свои наблюдения в бесконечных дневниках. T&P публикуют главу «Рукописи Леонардо», в которой великий художник и изобретатель учит наблюдательности и дает рецепт краски для волос.

Коллекции

«Леонардо да Винчи»

Леонардо да Винчи был потомком целой череды нотариусов, и, быть может, этим объясняется его тяга к ведению записей. Он то и дело записывал свои наблюдения и мысли, составлял перечни, делал зарисовки. В начале 1480-х годов, вскоре после приезда в Милан, он завел обыкновение регулярно вести дневники и до конца жизни сохранил верность этой привычке. Некоторые манускрипты представляют собой отдельные листы размером примерно с газетный лист. Другие — небольшие альбомы в переплетах из кожи или пергамента, величиной с маленькую книжку в бумажной обложке или даже меньше. Такие блокнотики он носил повсюду с собой, чтобы делать своего рода полевые заметки.

В эти тетрадки удобно было быстро заносить интересные подсмотренные сценки, особенно с людьми, ярко выражавшими чувства. «Старайся часто, во время своих прогулок пешком, смотреть и наблюдать места и позы людей во время разговора, во время спора, или смеха, или драки», — наставлял Леонардо самого себя. С этой целью он всегда носил с собой книжечку, прицепленную к поясу. Вот что писал об этом поэт Джованни Баттиста Джиральди, чей отец был знаком с Леонардо:

Когда Леонардо собирался изобразить фигуру, он вначале задумывался о том, какое общественное положение и какое чувство он желает показать: благородный ли это человек или худородный, веселый или суровый, встревоженный или спокойный, старый или молодой, разгневанный или смирный, добрый или злой. И, уразумев, что ему нужно, он отправлялся в такие места, где обычно собирались нужные ему люди, и наблюдал за их лицами, повадками, примечал их наряды и жесты. А когда находил то, чего искал, то делал зарисовки в маленькой книжечке, которую постоянно носил у себя на поясе.

Эти книжечки, свисавшие у Леонардо с пояса, а также листы покрупнее, хранившиеся у него в мастерской, сделались хранилищами и свидетелями его многочисленных страстных увлечений и навязчивых идей, причем часто многие из них соседствовали на одной странице. Как инженер, он оттачивал технические навыки, вычерчивая увиденные или придуманные механизмы. Как художник, он набрасывал идеи и делал предварительные рисунки. Как устроитель придворных увеселений, он рисовал эскизы костюмов, приспособления для сцены и для перемещения декораций, записывал басни и остроты, которые могли пригодиться для театральных постановок. На полях он набрасывал списки намеченных дел, записи о понесенных расходах, рисовал лица людей, поразивших его воображение. С годами его научные занятия становились серьезнее, и он исписывал целые страницы краткими тезисами и заготовками для будущих трактатов, посвященных полету, воде, анатомии, искусству, лошадям, механике и геологии. Едва ли не единственное, чего там нельзя найти, — это откровения личного характера или потаенные мысли. Это отнюдь не «Исповедь» Блаженного Августина, а скорее хроники беспощадно любопытного исследователя, зачарованного окружающим миром.

Собирая воедино пеструю мозаику идей, Леонардо следовал обычаю, довольно широко распространенному в Италии эпохи Возрождения. Такой альбом с разнородными заметками и зарисовками назывался zibaldone («смесь, мешанина»). Но записных книжек, которые могли бы сравниться по богатству содержания с Леонардовыми, мир еще не видел — ни тогда, ни, пожалуй, поныне. Его дневники справедливо назвали «самым поразительным свидетельством мощи человеческой наблюдательности и человеческого воображения, когда-либо письменно изложенным на бумаге».

Те 7200 с лишним страниц, которые дошли до наших дней, представляют собой около четверти всех когда-то существовавших записей Леонардо, но даже спустя пятьсот лет этот объем больше, скажем, объема электронных писем и цифровых документов Стива Джобса начиная с 1990-х годов, какие нам с ним удалось разыскать. Рукописи Леонардо — поистине невероятная удача для исследователя, документальное подтверждение его творческих поисков.

Однако, как всегда с Леонардо, здесь остались загадки. Он редко ставил даты на листках с записями, и часто непонятно, в каком порядке они следовали один за другим. После его смерти многие альбомы оказались разобраны на части, при этом отдельные интересные листы продавались, и разные коллекционеры собирали эти листы в новые кодексы. Из ранних коллекционеров стоит особо отметить скульптора Помпео Леони, родившегося в 1533 году.

Например, одним из множества перекомпонованных рукописных сборников стал Codex Atlanticus (Атлантический кодекс), хранящийся сегодня в Милане, в Амброзианской библиотеке. Он состоит из 2238 страниц, которые Леони выбрал из разных тетрадей Леонардо, относящихся к разным периодам с 1480-х по 1518 год. Codex Arundel (Кодекс Арундела), хранящийся в Британской библиотеке, содержит 570 страниц записей, созданных за тот же длительный промежуток времени; этот кодекс был составлен неизвестным коллекционером в XVII веке. А вот Codex Leicester (Кодекс Лестера) состоит всего из 72 страниц, посвященных, главным образом, геологии и наблюдениям за водой, и эти листы никто не разъединял с тех пор, когда на них писал Леонардо, то есть с 1508 по 1510 год; сейчас этот кодекс принадлежит Биллу Гейтсу. Всего существует 25 кодексов и разных собраний отдельных рукописных листов из тетрадей Леонардо, хранящихся в Италии, Франции, Англии, Испании и США. Современные исследователи, из которых особо отметим Карло Педретти, пытались установить хронологический порядок и датировку многих страниц, но эта задача весьма сложная еще и потому, что Леонардо иногда возвращался к старым, давно отложенным тетрадям и принимался делать в них новые записи, если находил свободное место.

Леонардо довольно рано принялся записывать мысли, которые казались ему полезными для занятия искусством или инженерными науками. Например, в ранней тетради, начатой в 1487 году (сейчас она известна как Парижский манускрипт B), есть рисунки, изображающие предположительно подводные лодки, малозаметные корабли с черными парусами и паровые пушки, а также архитектурные наброски церквей и проекты идеальных городов. Более поздние записные книжки свидетельствуют о том, что Леонардо стал больше удовлетворять собственное любопытство, и эти бескорыстные изыскания, в свою очередь, переросли в более глубокие научные исследования. Теперь его занимал не только вопрос о том, как все устроено, но еще и почему оно устроено так, а не иначе.

Хорошая бумага стоила дорого, и Леонардо старался использовать все края и углы большинства листов, втискивая как можно больше текста и рисунков на каждую страницу и помещая рядом, казалось бы, никак не связанные между собой темы и предметы. Часто он возвращался к какому-нибудь листу спустя несколько месяцев или даже лет и приписывал свежую мысль, — точно так же, как возвращался к «Святому Иерониму», а позднее и к другим своим картинам, чтобы уточнить или исправить какую-нибудь деталь. Ведь он продолжал развиваться, обретать новые знания и мастерство.

Иногда оказавшиеся рядом предметы и темы удивляют тем, что, на первый взгляд, не имеют между собой ничего общего, и в некоторой степени их соседство действительно произвольно. Мы видим, как ум и перо Леонардо перескакивают с какого-нибудь принципа механики на завитки волос и завихрения водяных потоков. Затем он принимается рисовать чье-то лицо и некое замысловатое устройство, потом переключается на анатомический этюд, и все это сопровождается пояснениями или размышлениями, записанными зеркальным способом. И все же эта пестрая мешанина очень нас радует, потому что позволяет подивиться красоте многогранного ума, который вольготно, не ведая оков и преград, блуждает по разным искусствам и наукам и попутно осознает, что все в мире связано.

Красота такой тетради в том, что Леонардо доверял ей свои полусырые мысли, недоношенные идеи, недоделанные наброски, еще не продуманные до конца заготовки для будущих трактатов. Все это вполне отвечало привычкам Леонардо: он давал своему воображению полную волю, чтобы строгие правила и четкий порядок не мешали набредать на блестящие находки. Время от времени он заявлял, что намеревается перебрать и упорядочить разрозненные записи и издать книгу, но в итоге оказался не способен на это — как не способен был и закончить некоторые свои произведения искусства. Точно так же, как Леонардо поступал со многими картинами, он подолгу возился с черновиками трактатов, периодически вносил кое-какие дополнения и уточнения, но так и не признал эти записи готовыми к публикации.

Один лист

Чтобы получить некоторое представление о рукописях Леонардо, можно внимательно рассмотреть всего один лист. Давайте возьмем в качестве примера большой лист бумаги (примерно 30×45 см), заполненный в 1490 году. Педретти назвал его «тематическим листом», потому что здесь охвачен очень широкий круг интересов Леонардо.

Левее центра изображена фигура, какие Леонардо очень любил рисовать или набрасывать: это полугероический профиль старика с длинным носом и выступающим подбородком. Он облачен в тогу и потому смотрится одновременно благородно и чуть-чуть комично. В перечне предметов, которые Леонардо привез в Милан в 1482 году, значится один рисунок «головы старика с огромным подбородком», и мы еще не раз встретим на страницах его рукописей этого заматерелого персонажа с некоторыми вариациями.

Прямо под стариком — ствол и ветви безлиственного дерева, они сливаются с его тогой и наводят на мысли об аорте и артериях кровеносной системы. Леонардо считал, что аналогии помогают постигать единство природы, и среди аналогичных форм, которые он изучал, были ветвистые узоры, какие можно наблюдать на примере деревьев, кровеносных артерий и сосудов, а также рек с их притоками. Он внимательно исследовал закономерности, проявлявшиеся в этих ветвящихся системах: например, как величина каждой ветви соотносится с величиной ствола, главной артерии или реки. Здесь, на этом листе бумаги, он явно намекает на сходство ветвистых структур, свойственных человеку и растениям.

Из спины человека вырастает геометрический рисунок — конусообразная фигура, состоящая из равносторонних треугольников. Леонардо подступался к проблеме, которая будет занимать его очень долго, — к великой математической задаче древности, «квадратуре круга». Задача эта состоит в том, чтобы построить квадрат, равный 24 106 по площади данному кругу, используя только циркуль и линейку без шкалы. Леонардо не был силен в алгебре и даже в арифметике, зато хорошо понимал, как при помощи геометрии можно преобразовать одну фигуру в другую, равновеликую ей. На этом же листе разбросаны геометрические рисунки, на которых заштрихованы участки, имеющие равную площадь.

Коническая фигура, приросшая к спине человека, напоминает по форме холм, и от нее Леонардо переходит к наброску гористой местности. В результате геометрический рисунок плавно перетекает в пейзаж, давая нам возможность бегло ознакомиться с пространственным мышлением Леонардо.

Если мы задержим внимание на этом рисунке, перемещая взгляд справа налево (то есть так, как рисовал Леонардо), то отчетливо проступит одна тема. Ветви голого дерева сливаются с телом человека, тело переходит в конусообразную геометрическую фигуру, а за ней берет начало горный пейзаж. Таким образом, эти четыре элемента, которые Леонардо, вероятно, принимался рисовать как совершенно самостоятельные наброски, оказываются, тем не менее, сплетены воедино, и это сплетение иллюстрирует важнейшую тему его искусства и науки: взаимосвязанность природы, единство ее закономерностей и сходство между человеческим организмом и устройством планеты.

А под этими слипшимися рисунками мы видим нечто более понятное. Это быстрый, но энергичный набросок конного памятника, который хотел воздвигнуть Лодовико Моро. Всего несколькими линиями Леонардо создал ощущение движения и мощи. Еще ниже и левее — два громоздких на вид механических приспособления, которые не сопровождены никакими пояснениями. Возможно, это некая система механизмов для отливки конной статуи. Внизу правой половины листа — едва различимый глазом эскиз шагающей лошади.

Ближе к линии разворота, в нижней части листа — два стебля с листьями, изображенные с мельчайшими ботаническими подробностями и, возможно, срисованные с натуры. Вазари писал, что Леонардо старательно зарисовывал растения, и дошедшие до нас рисунки свидетельствуют о его чрезвычайной наблюдательности. Ботаническая достоверность заметна и в его живописи — особенно в луврском варианте «Мадонны в скалах». И, как бы продолжая его излюбленную тему сходных форм в природе и геометрии, один из отростков, отходящих вбок от основания стебля, переходит в совершенный полукруг, начерченный при помощи циркуля.

У правого края листа мы видим наброски взбитых кучевых облаков, по-разному освещенных и затененных. Под ними нарисован столб падающей воды, вызывающей бурление в тихой заводи; эта тема будет преследовать Леонардо до конца жизни. А еще по всему листу разбросаны зарисовки предметов, к которым он будет еще часто возвращаться: церковная колокольня, завитки волос, блестящие ветки зелени, лилия, вырастающая из курчавой травы.

На этом листе имеется одна запись, по-видимому, никак не связанная со всем остальным. Это рецепт приготовления краски для волос: «Чтобы придать волосам рыжевато-коричневый цвет, возьми орехи и прокипяти их в щелоке. Окуная гребень в отвар, расчеши волосы, а затем просуши их на солнце». Возможно, это было как-то связано с подготовкой к придворному представлению. Но мне кажется более вероятным другое объяснение: этот рецепт — редкий пример записи личного характера. Леонардо было уже сильно за тридцать, когда он написал это. Возможно, он боролся с сединой.

Научные книги Леонардо да Винчи выложили в открытый доступ

Лондонский музей Виктории и Альберта выложил в открытый доступ записные книги итальянского ученого и художника Леонардо да Винчи. Ранее тетради художника с эскизами и схемами, большинство рисунков и планов мастера могли увидеть только ученые, получившие специальное разрешение.

Леонардо да Винчи (1452 — 1519) был итальянским архитектором эпохи Возрождения, музыкантом, изобретателем, инженером, скульптором и художником. Он считается одним из величайших художников всех времен и, возможно, был самым талантливым человеком, который когда-либо жил. Его тетради содержат диаграммы, рисунки, личные заметки и наблюдения, предоставляя уникальное представление о том, как он видел мир. 

Пять тетрадей из его увлекательных работ, соединенных в три небольших тома, находятся в коллекции лондонского музея Виктории и Альберта с 1876 года, которому они были завещаны адмиралом Джоном Форстером. 

Эти три тома известны как «Кодекс Форстера», и датируются примерно 1487-1505 годами. Они очень наглядно отражают чрезвычайно любознательный ум Леонардо Да Винчи.

Леонардо, предположительно, начал записывать свои мысли в тетрадях с середины 1480-х годов, когда он работал военным и морским инженером у герцога Миланского. Ни один из предшественников, современников или преемников Леонардо не использовал бумагу так, как он — один лист содержит непредсказуемый образец идей и изобретений — работы как дизайнера, так и ученого.

Записные книжки содержат аккуратные наброски и схемы, снабженные примечаниями к итальянскому зеркальному письму 16-го века, которое читается в обратном порядке и справа налево. Зеркальное письмо вызвало много спекуляций. Пытался ли Леонардо сделать так, чтобы только он мог расшифровать свои записи? Или это было сделано просто потому, что он был левшой и, возможно, ему было легче писать справа налево? Написание мастеров того времени могло бы привести к демонстрации зеркального письма, а его формы букв на самом деле довольно обычны: он использовал тот тип сценария, который использовал бы его отец, юридический нотариус. Можно расшифровать любопытное зеркальное написание Леонардо, как только глаз привыкнет к стилю

«Codex Forster I» содержит как самую раннюю записную книжку Да Винчи (от лист 41, датируемую приблизительно 1487-1490 годами, Милан), так и самую последнюю (до листа 40, 1505 год, Флоренция). Написанные в известном зеркальном письме Леонардо, предметы изучались в диапазоне от гидротехники до трактата по измерению твердых частиц.

Полная версия Codex Forster I доступна на сайте музея

«Codex Forster II» состоит из двух тетрадей Да Винчи, соединенных вместе. Оба были составлены в Милане, в то время как Леонардо находился на службе у миланского герцога Людовико Сфорца (1452 — 1508). Первая тетрадь (до листа 63, приблизительно 1495 год) содержит заметки и диаграммы по теории пропорций, а также различные наброски, в том числе рамки для плетения (лист 49 — 50), архитектуры (лист 52) и некоторые образные рисунки, такие как «Богоматерь с младенцем» (лист 37). 

Вторая тетрадь (лист 64, приблизительно 1495 — 1497) включает в себя заметки по теории весов и противовесов, а также зарисовки о вечном движении (лист 90-91), рисунки шлемов (лист 65), и рецепт изготовления красок (лист 159).

Как писал Леонардо в зеркальном написании (в обратном порядке и справа налево), он часто начинал с того, что рассмотрено на его последней странице. Это можно увидеть в его второй тетради, где сам Леонардо пронумеровал фолио от 1 (лист 158 на обороте) до 94 (лист 65 на обороте).

Полную версию Codex Forster II можно изучить в удивительных деталях здесь

«Codex Forster III» был составлен между 1490 и 1493 годами, когда Леонардо служил Людовику Сфорце, герцогу Миланскому. Это самая разнообразная из всех записных книжек Да Винчи, которые хранятся в музее Виктории и Альберта. Примечания и диаграммы по геометрии, весу и гидравлике перемежовываются набросками по различным предметам, таким как запирающие устройства (лист 42, лист 54 на обороте или лист 75), архитектура (лист 55 с оборотной стороны), костюмы и шляпы (с листа 8 до листа 10) и анатомия человека и животных. Например, на листе 28 изображены волосы и слои кожи на голове человека.

Труд также включает в себя рецепты для художественной практики, объясняющие, например, как приготовить льняное масло с горчичным семенем (лист 10), и упоминает интересные книги, принадлежащие другим людям, как в случае с «прекрасными травами», принадлежащими определенному человеку Джулиано да Марлиано (лист 37 на обороте).

Леонардо Да Винчи писал в зеркальном отображении (в обратном порядке и справа налево). Он также иногда использовал свою тетрадь вверх ногами, что можно наблюдать, к примеру, ближе к концу тома (с листа 72 на обороте по лист 88 на обороте).

Полная подробная версия Codex Forster III

Леонардо да Винчи (композитор) — Купить записи

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить работу нашего веб-сайта, улучшить ваш опыт, проанализировать наш трафик и адаптировать наши коммуникации и маркетинг. Вы можете выбрать, какие из них принять, или принять все.

Управление настройками

All Works: Vinci, Leonardo da

  • Amore sola mi fa remirare (1)
  • Ingeniomusicale (1)
  • L’amore là sol mi fa remirare (1)
  • L’amore mi fa solazzare (1)
  • Re La Sol Mi Fa Sol (1)
  • Tre Rebus musici (1)

Последние бестселлеры: Vinci, Leonardo da

  • Звуковой пейзаж — Леонардо да Винчи

    компакт-диск: €13,96

    Скачать с €2,50

  • Предложение, Леонардо да Винчи: Passeggiata Musicale

    компакт-диск: Изначальная цена (€14,17) Сниженная цена €11,46

    Скачать с €8,96

  • Amore la sol mi fa remirare: Музыка эпохи Леонардо

    Скачать с €8,96

  • Scienziati musici nel Rinascimento e nel primo Barocco

    Скачать с €8,96

  • Первый день

    Скачать с €8,96

Регистраторы Леонардо да Винчи – Домашняя страница регистратора

Изобретательность Леонардо проявилась в его многочисленных проектах всевозможных машин и артефактов, некоторые из которых были предшественниками объектов, построенных столетия спустя, таких как подводная лодка или вертолет. Некоторые из его рисунков были музыкальными инструментами, например две флейты, нарисованные на листе 110r Атлантического кодекса.

Эммануэль Винтерниц (1982).

Страница заметок Леонардо да Винчи в Codex Atlanticus Фолио 1106r (1498) изобилует рисунками и выглядит таким же хаотичным, как и большинство его сочинений.

Codex Atlanticus , Folio 1106r (1498)

Среди различных тем есть абзац, связанный с наброском двух необычных флейт с выдувным концом, которые позволяют исполнителям непрерывно изменять высоту звука от одной ноты к другой без фиксированной фиксации. интервалы из-за гладких, непрерывных трещин, которые они имеют вместо более обычных отверстий для пальцев. Следуя указаниям Леонардо, флейтист может модулировать интонацию ноты по своему вкусу, водя руками по щели, производя таким образом все промежуточные звуки среди гипотетических положений отверстий на традиционной флейте (как пишет Леонардо, также на 1/8 и 1/16 тональные интервалы).

Codex Atlanticus , Folio 1106r (1498), деталь

К рисункам прилагается краткое описание (написанное в обратном порядке): голос человеческий; e fassi col moverela mano su a giu come alla tromba torta, e massime nel zufolo a ; e possi fare 1/8 e 1/16 di voce, e tanto quanto a te piace.

[Эти две флейты издают звуки не с интервалами, а в манере человеческого голоса. Этот звук издается движением руки вверх и вниз, как на сложенной трубе и особенно на трубе 9.0072 и ; и вы также можете воспроизводить звуки с интервалами тона 1/8 и 1/16, как хотите.]

Обратите внимание, что Леонардо был левшой и использовал форму зеркального письма. Получение восьмой или шестнадцатой тона, очевидно, означает достижение верхних октав; движение руки вверх и вниз, очевидно, означает не останавливать заранее подготовленные отверстия для пальцев, а двигаться по прорезям, постепенно меняя высоту тона. Они были названы щелевыми флейтами или флейтами глиссандо, поскольку одна нота скользит в другую с более низким или более высоким тоном, проходя через все промежуточные частоты.

К сожалению, в тексте нет данных о размерах флейт или четких указаний на их предполагаемое использование. В ходе экспериментов, проведенных в 2019 году итальянским производителем магнитофонов Джакомо Андреола, было обнаружено, что флейта b (с двумя прорезями) может работать, если она немного длиннее, чем флейта a , поскольку две ее канавки короче, но в этом случае , их нельзя закрыть одной рукой и на рисунке да Винчи видно, что он имеет длину равную флейте a (с одной прорезью). Это поднимает вопрос о том, мог ли да Винчи создавать и управлять своими флейтами и наблюдать функциональные эффекты, описанные в тексте. В случае флейты a канавка должна быть меньше длины вытянутого указательного пальца игрока; в флейте b каждая из двух канавок должна быть равна или короче ширины четырех пальцев вместе. В экспериментальных реконструкциях Джакомо флейта b оказалась наиболее эффективной и действенной, с длиной каждой щели 5,5 см.

Трещинчатые флейты Джакомо Андреолы (2019)

Реконструированную трещинную флейту Джакомо можно увидеть и услышать в двух восхитительных исполнениях:

LA Bassa Castiglia G. Ebreo Da Pesaro (C.1420 — с.1484)
Ann Kirchmeyer Casularo (Fissure Flute), Catia Chevier, (Record)

MADRIGRIGRIGRIGRIGIRIGRIGIRIGRIGRIGRIGRIGIRIGRIGRIGIRIGIRIGRIGIRIGRIGIRIGIRIGIRIGIRIGIRIGIRIGIRIGIRIGRIGIRIE che no , by Marchetto Cara (c.1465-1525)
Ann Kirchmeyer Casularo (трещинная флейта), Sławomir Zubrzycki (альт-органистра)

Альт-органистра , еще одно из удивительных музыкальных изобретений самого Леонардо, было построено Зубжимиром. в 2012 году. Если вы хотите узнать больше о музыкальных инструментах Леонардо, избранные ссылки ниже могут подогреть ваш аппетит.

Деталь из Посады (2021)

Избранные ссылки

  • Андреола, Джакомо. 2020. Costruzione Flaauto Leonardo da Vinci . YouTube: https://youtu.be/rQUEq0iwaBQ
  • Да Винчи, Леонардо (1478-1519). Атлантический кодекс. На итальянском и английском языках как Записные книжки Леонардо да Винчи, Миссис Р.К. Белл, изд. Жан Поль Рихтер. 1888. Проект Гутенберг. https://www.gutenberg.org/ebooks/5000
  • Музей Леонардо. 2019.
    Il Mondo di Leonardo: The Great Continuous Organ возвращает к жизни музыкальные дары Леонардо.
    Пресс-релиз. Исследовательский центр Leonardo3, Милан. http://www.leonardo3.it/data/press_42993/fiche/321/20190624-leonardo3-pr-greatcontinuousorgan_9df1c.pdf
  • Музей Леонардо. Без даты, по состоянию на июль 2021 г. Машины: Glissando Flutes . Исследовательский центр Leonardo3, Милан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *