Комплекс Баухауза В Дессау | История архитектуры
Баухауз (Дом строительства) — Высшая школа строительства и конструирования, которая работала в Германии с 1919 по 1933 г.г. На базе школы возникло творческое объединение и впоследствии архитектурный стиль.
В двадцатом веке произошли коренные изменения во внешнем облике архитектурных сооружений. Реалии диктовали свой стиль, ставивший под сомнение употребление классических ордеров, лишние декорации. Произошел перелом традиций, складывавшихся веками. Первоначально новый архитектурный стиль казался чересчур примитивным. Однако вскоре общество привыкло и смогло принять наготу, компактность и ясные очертания зданий, ставшие основными признаками и формами.
Одним из первых таких зданий является Баухауз. Здание, выстроенное в стиле «функционализм». Применим к проекту Баухауза стиль определения как «утилитарный», «комфортный», значит «красивый». Однако на самом деле красота здания в функциональном стиле обусловлена наличием безупречного вкуса и чувства прекрасного у его создателя.
Комплекс Баухауза, общежитие справа.
В период между двумя войнами в немецкой архитектуре выделилось большое количество направлений искусства. Тогда еще довольно молодой немецкий Вальтер Гропиус провел реорганизацию мастерских, которые затем получили название Баухауз. Первоначально в качестве преподавателей были приглашены молодые авангардисты. Курсы были посвящены дизайну и искусству. Основной задачей школы было проведение параллели между промышленным дизайном, искусством и функциональностью. Дессау отлично подходил для строительства Баухауза. Этот небольшой городок был застроен в традиционной манере и в начале века был значимым центром промышленности. Гропиусом было выбрано органичное сочетание эстетики, функциональности и производительности. В школе планировалось изучение всех процессов от проекта до постройки.
Поэтому в Баухаузе было предусмотрено наличие самых разных помещений от мастерских до собственного театра. Все составные части связывались по вертикали на четырех уровнях. Все помещения должны были быть связаны в одну ассиметричную динамичную композицию, равновесие которой обеспечивали горизонтальный и вертикальный элементы. Первым являлся протяженный переход-мост.Вторым – башня общежития для студентов. Не смотря на то, что один блок помещений функционально отличался от другого, Баухауз являет собой баланс форм и пропорций. Еще одним важным правилом являлось то, что в Баухаузе можно было бы удобно сориентироваться обычному посетителю. Кроме всего прочего интересен баланс закрытых приватных зон и прозрачных конструкций общественных помещений и мастерских. Новшеством стала и плоская кровля, которую применяли в качестве террасы и как место для коммуникаций. Таким образом,
Фасад общежития
Отдельно Гропиус спроектировал дома для преподавателей.
Деятельность Баухауза | История архитектуры
Значительную роль в становлении архитектуры современности сыграла деятельность школы, созданной архитектором Гропиусом – Баухауза (Дома строительства). В девятнадцатом веке окончательно закрепилась резкая дифференциация между творческим трудом скульпторов и художников и работой ремесленников в области искусства. Художественное образование получали в высших школах, прикладников готовили в профессиональных училищах. Однако все чаще поднимался вопрос об объединении данных двух направлений в одно. Так появилась школа Баухауз, объединявшая в себе высшую школу и училище. Первоначально она называлась Государственным строительным домом Веймара, впоследствии была переименована в Баухауз.
Комплекс Баухауза в Дессау
Гропиус провел реформу, основываясь на стремлении уничтожить сложившийся исторически разрыв между «художественным» и «прикладным» искусством. Между ручным трудом и индустрией. По замыслу Гропиуса Баухауз должен был выпускать образованнейших художников, которые владели бы теоретическими основами искусства. При этом выпускники должны были также знать технологию современного индустриального производства объектов искусства. Исходя из этого, в программу школы входило изучение рисунка, живописи, гравюры, истории искусств, наряду с этими дисциплинами — изучение материалов, орудий и способов обработки.
Преподавать Гропиус позвал единомышленников. В числе первых, кто вел занятия, были специалист по художественной обработке металла — Иоганеес Иттен, специалист по живописи и гравюре — Лионель Фейнингер, скульптор и керамик — Герхард Маркс, основоположник современного абстракционизма — Василий Кандинский, живописец — Пауль Клее, декоратор и живописец — Моголи-Надь.
Время возникновения Баухауза – время сложных процессов, которые были призваны сформировать новый для того времени архитектурный стиль, в то время, когда зарождался дизайн, как новый вид проектной деятельности. Творческий метод школы взял за основу совмещение формы и функциональности, объединение разных областей творчества с использованием возможностей техники для создания гармоничной среды. Таким образом, активность Баухауза
можно назвать социально направленной. Формы продукции создавались в первую очередь для людей с малым достатком.Проекты вещей внедрялись в производство, таким образом, зарождался новый вид кооперации искусства и промышленности. Обучение предусматривало заложение идей функционализма, нового подхода к проектированию. Поэтому студенты проходили подготовку для реализации массовых проектов, что требовало знание процесса изготовления.
По замыслу Гропиуса продукция Баухауза должна была получить широкое распространение в массовом строительстве. Однако в основном ее брали на вооружение фирмы, занимающиеся оборудованием для учреждений, мебель приобретали владельцы особняков. Именно неудовлетворенность своей деятельностью заставила Гропиуса покинуть пост в 1926 году. Его преемником стал Мейер.
Ганнес Мейер наладил контакт с организациями, которые занимались жилищным строительством. Казалось, одна из ведущих идей
В 1932 г. Саксонию захватили нацисты и школу перевели в столицу. Там он существовал недолго – в 1933 году школа была закрыта навсегда, а в здании Баухауза в Дессау была размещена фашистская организация.
Школой была поднята проблема единства и уникальности искусства, о том впечатлении, которое производят закругленные поверхности и углы, о ритме и пропорциях. Таким образом, рождался язык дизайна в том виде, который доступен нам сейчас.
Баухаус: архитектурный след
От редактораШкола Баухаус – во многом парадоксальное явление. Это одно из самых влиятельных учебных заведений в истории – при этом просуществовало оно всего 14 лет, с апреля 1919-го по июль 1933-го, зато идеи его распространили рассеявшиеся затем по миру профессора и выпускники. Закрылась школа под давлением нацистов, но все же, пусть формально, но на своих условиях, насколько это было возможно в той ситуации (эта история, где главную роль сыграл последний директор, Людвиг Мис ван дер Роэ, заслуживает отдельного разговора).
Мечтой основателей Баухауса было сделать качественный современный дизайн массовым, но большинство созданных там объектов массовыми не стали (возможно, кроме обоев).
Если сравнить имена его директоров (Вальтер Гропиус, Ханнес Майер, Мис) и преподавателей (Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь, Оскар Шлеммер и другие крупнейшие фигуры международного авангарда) с гораздо более скромным списком выпускников, то невозможно не задаться вопросом: так ли успешен был Баухаус именно как учебное заведение?
В этой череде парадоксов свое место занимает архитектурный след школы: за исключением ее знаменитого здания в Дессау, он достаточно случаен и включает в себя такие пункты, как воссозданные в наши дни в этом городе дома профессоров Баухауса, по сути – арт-муляжи. Но этот след, как и любое историческое свидетельство, что столетней давности, что последних лет, может немало рассказать внимательному наблюдателю. Об этом – фотоэссе Дениса Есакова.
Денис Есаков:
«В октябре 2016-го года я фотографировал «музей Баухаус под открытым небом» – постройки в Тель-Авиве архитекторов, убежавших от разгорающейся в Европе войны. Некоторые из них закончили Баухаус, но далеко не все считали себя продолжателями этой школы. Использование бренда Bauhaus там напоминает подобную апроприацию этого имени немецким строительным супермаркетом. Никакого отношения к школе 1920-х из Веймара (а позже Дессау), но продавать стройматериалы, видимо, помогает.
Государственный Баухаус в Веймаре. 1919–1925
Школа прикладного искусства. 1904–1911
Архитектор Хенри ван де Велде, директор Школы прикладного искусства, построил и ее здание. Вальтер Гропиус унаследовал его постройку и многие идеи: именно здесь в 1919 открылся Бахаус, включивший в свой состав также Высшую художественную школу. Сейчас в здании располагается Баухаус-университет.
Школа прикладного искусства в Веймаре
Фото © Денис Есаков
Образцовый дом «ам Хорн». 1923
Построен к первой выставке Баухауса по проекту его преподавателя, художника Георга Мухе, с помощью архитекторов из бюро Вальтера Гропиуса. Дом был рассчитан на трех–четырех человек, где мать семейства с помощью новейшей техники и продуманной организации пространства в значительной степени освобождена от занятий домашним хозяйством. Главная функция такого жилища – общение в семейном и дружеском кругу. Здание представляет собой квадрат со стороной 12,7 м, центральное жилое пространство – 6 м.
Образцовый дом «ам Хорн»
Фото © Денис Есаков
Образцовый дом «ам Хорн»
Фото © Денис Есаков
Дом Нойферта. 1929
Автор труда «Строительное проектирование» Эрнст Нойферт учился в Баухаусе и работал в бюро Гропиуса. Дом построен им в местечке Гельмерода из дерева в соответствии с новейшими представлениями о функциональности. В плане это квадрат 10 м х 10 м.
Дом Нойферта
Фото © Денис Есаков
Высшая школа дизайна Бахаус в Дессау. 1925–1932
Здание школы Баухаус. 1925–1926
Архитектор – Вальтер Гропиус, заказчик – муниципалитет Дессау. В наши дни здесь располагаются фонд Bauhaus Dessau (включая музейное собрание и библиотеку) и университет Анхальта, бывшее студенческое общежитие используется как апарт-отель.
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
-
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
-
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
-
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
-
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
-
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
-
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
-
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
-
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
-
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
-
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
-
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
-
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
-
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
-
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
-
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
Дома преподавателей. 1925–1926
В дополнение к зданию школы городские власти заказали Гропиусу дом директора (то есть для него самого) и три двухсемейных дома для профессоров. Из-за бомбежек Второй мировой и строительной активности в период ГДР комплекс лишился дома директора и одного из парных домов, в котором жили Ласло Мохой-Надь и Лучия Мохой, а во второй части – Лионель Файнингер. В 2014 на их месте открылись «копии» работы берлинского бюро Bruno Fioretti Marquez. Они используются для выставок, также там установлена инсталляция художника Олафа Николаи «Цвет света», вдохновленная идеями Мохой-Надя. Сохранились парные дома Георга Мухе и Оскара Шлеммера и Василия Кандинского и Пауля Клее.
Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
Фото © Денис Есаков
Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
Фото © Денис Есаков
Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
Фото © Денис Есаков
-
Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
Фото © Денис Есаков
-
Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
Фото © Денис Есаков
-
Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
Фото © Денис Есаков
-
Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
Фото © Денис Есаков
Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
Фото © Денис Есаков
-
Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
Фото © Денис Есаков
-
Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
Фото © Денис Есаков
-
Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
Фото © Денис Есаков
Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
Фото © Денис Есаков
Дом Мохой-Надя. Воссоздание. 2014
Фото © Денис Есаков
Дом Мохой-Надя. Воссоздание. 2014
Фото © Денис Есаков
Жилой массив Тёртен. 1926–1928
Поселок из 314 сблокированных домов построен по проекту Вальтера Гропиуса и архитектурного факультета Баухауса по заказу властей Дессау. Ключевым сооружением там стало здание жилищного кооператива: пятиэтажная башня с административными помещениями и тремя квартирами на верхних этажах, соединенная с одноэтажным объемом магазина (теперь в нем открыт информационный центр).
Жилой массив Тёртен. Здание кооператива
Фото © Денис Есаков
Жилой массив Тёртен
Фото © Денис Есаков
Жилой массив Тёртен
Фото © Денис Есаков
Жилой массив Цибиг/Кнаррберг. 1926–1928
Автор проекта – бывший сотрудник Гропиуса австрийский архитектор Леопольд Фишер, ландшафтным дизайном занимался Леберехт Мигге, автор проектов озеленения многих поселков той эпохи. Он был теоретиком социального, коммунального озеленения в противовес эффектным публичным паркам, выступал за снабжение каждого жителя собственным участком земли для устройства огорода; также Мигге предвосхитил принципы «устойчивости».
Жилой массив Цибиг/Кнаррберг
Фото © Денис Есаков
Жилой массив Цибиг/Кнаррберг
Фото © Денис Есаков
Жилой массив Цибиг/Кнаррберг
Фото © Денис Есаков
Ресторан «Корнхаус». 1929–1930
Построен по заказу городских властей и пивоварни Schultheiss-Patzenhofer на берегу Эльбы. Архитектором выступил чертежник из бюро Гропиуса Карл Фигер. Здание и сегодня сохранило первоначальную функцию.
Ресторан «Корнхаус»
Фото © Денис Есаков
Ресторан «Корнхаус»
Фото © Денис Есаков
Ресторан «Корнхаус»
Фото © Денис Есаков
Баухаус в Берлине. 1932–1933
Школа была вынуждена покинуть Дессау, когда к власти на муниципальных выборах там пришли нацисты. В Берлине она открылась уже как частное учебное заведение в здании телефонной фабрики на улице Биркбухштрассе в районе Штеглиц: оно до наших дней не дошло.
Баухаус-архив и музей дизайна. 1976–1979
Вальтер Гропиус задумал это здание в 1964 для Дармштадта, но в итоге оно было реализовано уже после его смерти – в Западном Берлине по доработанному сотрудником Гропиуса Алексом Цвияновичем и немецким архитектором Хансом Банделем проекту. После объединения Германии число посетителей и интерес к скромному по размеру музею резко выросли, поэтому в связи с юбилеем здание сейчас реставрируется и расширяется по проекту берлинского бюро Staab Architekten. Фолькер Штааб и его коллеги получили заказ в результате конкурса в 2015 (в первом конкурсе, 2005 года, победила мастерская SANAA, но ее проект был отменен в 2009). Открыться обновленный комплекс должен в 2022.
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
От Баухауза к Бауштадту. Лекция преподавателей высшей архитектурной школы Дессау
Первым из представителей школы выступил Йоханнес Кистер, декан архитектурного факультета университета Анхольта. Этот факультет – головная организация Баухауза, поэтому господин Кистер также отвечает за все архитектурные подразделения школы. Он рассказал, что архитектурная школа Дессау – очень молодая. Школа располагается в старом здании Баухауза, и дух знаменитого предшественника здесь очень силен. Однако с другой стороны – мы живем в новое время, для которого важен иной архитектурный дискурс. По словам Йоханнеса Кистера, школа в Дессау – не то место, где предлагают готовые архитектурные решения, а место для постоянного дискурса, причем международного: люди из разных стран приезжают сюда, чтобы принять участие в творческом общении.
Вальтер Гроппиус. Здание школы Баухауз — Дессау
Вальтер Гроппиус. Здание школы Баухауз — ДессауЗдание школы Баухауз — Дессау
Ректор высшей архитектурной школы Дессау Альфред Якоби рассказал о курсе обучения по программе мастера архитектуры, по которой в школе обучают в течение последних 10 лет. Программа длится 2 года, в семестре 12 недель и 33 часа занятий, максимум из которых занимает работа в студии. Пристальное внимание уделяют компьютерному проектированию и презентации архитектурных проектов. В качестве дополнительных курсов студенты могут взять такие предметы как ландшафтный дизайн, урбанизм, архитектура и кино, пространство и объем и др. Все курсы очень разные, но они объединены одной общей идеей – того самого уже упомянутого архитектурного дискурса, который, как рассказал Альфред Якоби, содержит три основные составляющие: исторический контекст, структурный контекст и параметральный контекст.
Вальтер Гроппиус. Здание школы Баухауз — Дессау
Следующим выступил Гуннарт Хартман, профессор высшей архитектурной школы Дессау, который рассказал о своем курсе «Архитектурная теория». По его убеждению, архитектурная теория не может существовать сама по себе, это междисциплинарный курс, который включает также теорию современного дизайна, живописи и т.д. Курс затрагивает архитектуру, пространство, город, присутствие времени в архитектуры. Раньше теория архитектуры сильно зависела от социального контекста. Сегодня же глобализация и политика влияют на пространство.
Декан архитектурной школы в Дессау Альфред Якоби
Даниель Дендра, профессор высшей архитектурной школы Дессау, начал свое выступление с того, что поблагодарил всех архитекторов, участвовавших в конкурсе на ЦеппелинСтанцию, за отличные проекты. Дендра – один из четырех профессоров школы, который руководит отдельной студией, о чем он подробно рассказал в своем выступлении. «Учащиеся проводят большую часть своего учебного времени именно в студии, поэтому там обычно жуткий беспорядок, т.к. студенты почти что живут там» – с юмором заметил профессор. Дендра также отметил многонациональный состав учащихся, среди которых немцев почти нет: в школу Дессау приезжают учиться с Ямайки, из Арабских стран, Таиланда, Мексики, Китая, Польши и т.д. Каждая из четырех студий живет по своим определенным принципам, которые устанавливает ее руководитель, и Даниель Дендра рассказал о принципах своей студии.
В его студии студентам сначала необходимо объяснить свои работы с точки зрения программы и идеи. Затем много времени уделяется построению аналитических диаграмм. Как отметил Дендра, для него очень важно все новое, появляющееся в архитектуре, новые материалы, новые книги, все это он вместе со студентами обсуждает в каждом семестре. В конце обучения студенты делают презентацию своих дипломных проектов. Профессор показал некоторые студенческие работы своей студии. В прошлом семестре было задание спроектировать музей для ready-made – с неограниченным простором для фантазии и свободой для студентов делать то, что хочется. Даниель Дендра предложил им отталкиваться от «прочтения города и его качеств». Так, одна из учащихся – Сессилия Каспер придумала что-то вроде машины, которая анализирует потерянные предметы и их перемещение в городе, а Сара Елефайфа, студентка их Египта, придумала здание, модуль для которого собран из каркасов потерянных в городе на скамейках или в автобусах зонтиков.
Лекцию высшей архитектурной школы Дессау можно считать официальным приглашением русским студентам архитектурных вузов получить степень мастера архитектуры в современном Баухаузе и поучаствовать в том международном дискурсе, о котором так много говорилось в данной лекции.
Баухауз – ВХУТЕМАС: история продолжается
В галерее в этот вечер собралось много друзей ВХУТЕМАСа, приехали и гости из Германии – научный сотрудник Фонда Дессау Баухауз Торстен Блюме и руководитель Музея Баухауз в Дессау Вольфганг Тёнер. Встречали гостей уставшие, но удовлетворенные плодами своей работы кураторы и организаторы выставки Анна Ильичева и Татьяна Эфрусси, директор музея МАрхИ Лариса Иванова-Веэн и инициатор создания галереи, ректор МАрхИ Олег Швидковский. Как призналась Анна Ильичева, открытию предшествовали бессонные ночи, но оно того стоило.Вальтер Гропиус. Здание Баухауз в Дессау. 1926. Фотография Л. Мохой. Stiftung Bauhaus Dessau. Все архивные иллюстрации предоставлены галереей ВХУТЕМАС.
« Баухауз в Москве». Вернисаж. Фотография Аллы Павликовой.
Проект «Баухауз в Москве» затрагивает тему взаимоотношений двух стран, двух культур и двух архитектурных школ – Баухауза и архитектурно-художественного пространства новой Советской России в период ее становления и расцвета искусства авангарда. Выставка, представленная в рамках проекта, основана на истории экспонирования в Советском Союзе работ выдающихся мастеров немецкой школы, а также ее выпускников и студентов. Это хронологическое повествование о том, как по-разному и не всегда просто развивались отношения между художниками и архитекторами Германии и Советского Союза.
«Меня, как куратора выставки, в первую очередь интересовало восприятие Баухауза советским обществом в 1920-1930-е годы, – рассказывает Татьяна Эфрусси, – Баухауз издалека казался революционным, близким, почти «нашим». Когда же художники немецкой школы оказались в СССР и стали работать бок о бок с русскими авангардистами, выяснилось, что ни капли они не революционные, и ни капли не наши, а какие-то совсем другие. Но странное взаимное притяжение советской культуры и Баухауза все-таки было, и об этом наша выставка».
В стенах галереи собраны уникальные документы, письма, воспоминания, фотографии и отзывы в прессе тех лет, найденные в российских и германских архивах, музеях и даже в личных коллекциях; некоторые экспонаты выставляются впервые. Центральное пространство зала заняли большие разноцветные кубы, которые появились и в логотипе проекта. Такое художественное решение предложил художник проекта Сергей Яралов – с акцентом на современность, но с аллюзией в прошлое.
Логотип проекта в натуральную величину. Художник Сергей Яралов. Фотография Аллы Павликовой.
Кураторы называют свою экспозицию «выставкой о выставках», потому что ее основные разделы посвящены четырем экспозициям Баухауза, представленным в СССР: «Первая всеобщая германская художественная выставка» 1924 года, выставка «Революционное искусство Запада» 1926 года, «Первая выставка современной архитектуры», состоявшаяся годом позже, и «Выставка Баухауз Дессау. Период руководства Ганнеса Майера» 1931 года.
Первая выставка современной архитектуры. Плакат. 1927 г. Музей МАРХИ
Предваряют знакомство с экспозицией два воззвания, которыми в 1919 году обменялись русские художники со своими немецкими коллегами. Слова воззваний сегодня звучат довольно пафосно и патетично: «…мы чувствуем, что едины с вами в твердом желании сделать все, чтобы вновь сомкнулась та пропасть, которая разверзлась между народами из-за политики насилия» (из воззвания баухаузовцев к революционным художникам России). В те годы пафос был вполне оправдан. Это был официальный старт последующего плодотворного русско-германского диалога, причем не только творческого, но и политического, поскольку общественная позиция художников того времени была чрезвычайно весома.
Вальтер Гропиус. Поселок Дессау-Тертен. 1928 г. / Gropius, Walter. Bauhausbauten Dessau. München, 1930
Вальтер Гропиус. Собственный дом в поселке мастеров. 1926. Фотография Л. Мохой. Stiftung Bauhaus Dessau
Помимо документальной хроники, сопровожденной частичным переводом на русский язык, каждая из выставок иллюстрирована экспонатами, когда-то вызвавшими наибольшую реакцию со стороны советской публики – например, новое здание школы в Дессау Вальтера Гропиуса, и его же поселок Дессау-Тертен, снимок сцены из «Триадического балета» Оскара Шлеммера. Кстати, с одной из работ Оскара Шлеммера на выставке 1924 года произошел интересный и весьма показательный случай, когда после выставки герой его картины философ Парацельс был переименован русской прессой в Пастора. Такое неожиданное восприятие объяснялось непреодолимым желанием советского общества отыскать революционность даже в довольно нейтральных работах немецких художников. Вот и Парацельс сделался Пастором, несправедливо обозначив авторскую позицию критического восприятия церкви. Такие казусы были не единичны. Причем мифы восприятий возникали с обеих сторон.
«Выстроенная нами хронология представляет совершенно новый ракурс отношений Баухауза с ВХУТЕМАСом. Например, сугубо деловая переписка подчас вскрывает очень личные и даже иногда конфликтные ситуации. И зачастую потому, что к диалогу художников Германии и России, предпочитавших выражать свои чувства пространственными материями, эмблематикой и символикой, примешивался политический подтекст» – рассказывает руководитель проекта и куратор галереи Анна Ильичева.
Оскар Шлеммер. Фигура из «Триадического балета». / Schlemmer, Oskar. Die Bühne im Bauhaus. München, 1925
Специальный раздел выставки «Баухауз – ВХУТЕМАС. Люди» – это личные истории баухаузовцев, так или иначе связанных с ВХУТЕМАСом. Так, в обрывках писем раскрывается занимательный сюжет о визите немецких студентов в Москву в 1928 году. Вот как пишет о российской столице одна из участниц делегации Гунта Штельцель:
«Москва – отличный город, всегда солнце. Где твое сердце, товарищ? Мое – здесь, на улицах. Здесь очень интернационально – восток, ни следа запада. Нас принимают лучше, чем короля Афганистана…»
А вот руководитель мастерской настенной живописи Баухауза Хиннерк Шепер, приглашенный в Москву для сотрудничества с ВСНХ, в своих отзывах не столь восторжен. Из его открытого письма студентам ВХУТЕИНа видно, что он был искренне разочарован устаревшей методикой образования, а ведь он ждал от молодого и революционного государства новаторства и экспериментов: «Не колдуйте над бликами из свинцовых белил на букете увядающей сирени на фоне драпировок, колдуйте над самими собой, с помощью проволоки, равновесия, дерева, бумаги, т.е. над своей изобретательностью в материале. В священной атмосфере художественного ателье вы не можете создавать общественно важные предметы».
Хиннерк Шепер. Проект росписи дома Наркомфина. / Малярное дело. М., 1930
Жемчужиной этого раздела, равно как и всей выставки, несомненно, стал оригинальный экспонат, предоставленный музеем МАрхИ – личное дело Ганнеса Майера, которое никогда и нигде прежде не экспонировалось. О нем Татьяна Эфрусси рассказывает с особой гордостью: «Ганнес Майер после увольнения с должности директор Баухауза работал в Московском архитектурном институте. Это большая удача, что в МАрхИ сохранилось его личное дело, в котором можно прочесть интересные и малоизвестные факты из его биографии. Как, например, то, что Ганнес Майер был уволен из Баухауз Дессау по политическим причинам, а свой отъезд в СССР называл «побегом в жизнь». В личном деле Майера можно найти и причины, по которым он, спустя несколько лет, покинул страну советов, полный разочарования».
Выставка будет работать в галерее до 29 декабря. Также в рамках образовательной программы проекта состоялись лекции и воркшопы Вольфганга Тенера и Торстена Блюме.
Первая выставка современной архитектуры. Каталог. М., 1927. Музей МАРХИ
Баухауз Дессау. 1928-1930. Каталог выставки. Обложка. М., 1930
Баухауз в Дессау. Часть 1 — Архитектура XX века — Архитектурная Графика
«Архитекторы, скульпторы, художники! Все мы должны вернуться к ручному труду! Давайте создадим и будем развивать новые гильдии ремесленников, без высокомерия, пытающегося разжечь рознь и построить барьеры между между актёрами и художниками! Давайте объединимся и вместе построим новое здание будущего, которое объединит архитектуру, скульптуру и живопись в единое целое, и которое достанет до неба благодаря миллионам рук ремесленников. Это здание станет чистым символом новой веры.»Вальтер Гропиус
Комплекс зданий Баухауза в Дессау является одним из самых символичных сооружений ХХ века. Несмотря на свой короткий период работы (всего 7 лет) и запустение в течении многих десятилетий, идеи, провозглашенные здесь, значительно повлияли на развитие современной архитектуры нескольких поколений. Комплекс был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и продолжает выполнять свою первоначальную цель: формирование идей ведущих архитекторов.
История
Идея появления Баухауза появилась в период Веймарской Республики в Германии, между двумя мировыми войнами, когда зародилось множество художественных и архитектурных стилей.
Молодой архитектор 36 лет, Вальтер Гропиус в 1919 году по заказу Школы Искусств и ремесел Великого Герцогства Саксонского, арендовал построенный в девятнадцатом веке дом, расположенный в Веймаре. Гропиусом были реорганизованы школы-мастерские, которые в последствии были названы Bauhaus или «строительство дома». Архитектор предложил преподавать в этой школе группе молодых художников—представителей авангарда: Паулю Клее (Paul Klee), Ласло Мохой-Надь (László Moholy-Nagy), Василию Кандинскому и другим. Несмотря на название школы, в первые годы в школе не было курсов, посвященных архитектуре и строительству, а были связаны скорее с искусством и дизайном. Философия школы связывала заимствованные из опыта проектирования машин и промышленного дизайна искусство и функциональность.
Первые здания Баухауза
В связи с ростом влияния нацистов в Веймаре, Баухаус в 1925 году был вынужден переехать в новое место в Дессау, промышленный центр с населением в 70 тысяч человек. Школа в городе функционировала с 1926 по 1932 годы, и оказало существенное влияние на искусство и архитектуру того времени. В школе проводились курсы по архитектуре, фотографии, живописи, графическому дизайну, дизайну интерьера, промышленному дизайну и типографике.
Расположение
Дессау — это небольшой город, расположенный в месте слияния рек Эльбы и Мульде, и расположен в 100 км юго-западнее Берлина. В застройке преобладала традиционная архитектура, в начале века город являлся важным промышленным центром.
По данным причинам город был идеальным местом для Гропиуса, решившего сочетать эстетическую красоту с функциональностью и производительностью. Во время своего строительства, Баухауз был немного вдали от центра города, за железнодорожными путями, но сегодня комплекс поглощается разрастающимся городом.
Вид здания Баухауза с высоты птичьего полета. Здание окружают поля, и лишь только через бульвар комплекс соединяется с городом
Планировка комплекса
Идея школы состояла в том, что студенты будут подробно изучать весь процесс промышленного творчества, от проектирования до строительства объектов. Для этого здание включало помещения для занятий искусством, семинаров, технических мастерских, общую зону с театром и обеденным залом, администрацию, учебные кабинеты. Все эти элементы были связаны вертикально на четырех уровнях.
Кроме того, отдельно располагались дома преподавателей.
План 1-го уровня
План 2-го уровня
План 3-го уровня
План 4-го уровня
Используя принцип «конвейера Генри Форда» в строительстве, здание должно было построено в течение года, рекордного для того времени периода. В связи с состоянием послевоенной немецкой экономики, здание само по себе должно было быть дешёвым.
Идея
Здание должно было связать различные учебные помещения в единую асимметричную и динамичную композицию, уравновешенную горизонтальным (длинный переход—мост) и вертикальным (башня студенческого общежития) элементами. Хотя каждая группа помещений была индивидуальна с учетом своей функции, в результате всё здание представляет собой гармоничный баланс формы и пропорций.
Разнообразие в дизайне не должно было нарушать ясность прочтения обычным посетителем, здание должно было быть понятным и в нём можно было бы легко ориентироваться. В здании также стремились найти баланс между закрытостью приватных зон и прозрачностью конструкций общественных помещений и учебных мастерских. Одной из новинок построенного здания стало применение плоской кровли, используемой в качестве террасы и как коммуникативное пространство.
Представьте себе удивление жителей Дессау, когда они увидели новое здание, полностью отличающегося от неоклассической застройки их города, и оно (здание) бесспорно казалось очень современным своими большими стеклянными поверхностями, гладкими линиями, стенами, полностью лишенными орнамента.
Комнаты, мастерские и даже лестницы были щедро освещены естественным светом, а в вечернее время здание становилось большим светящимся объектом на фоне пустого поля.
БАУХАУС, ДЕССАУ
Во время нашей недавней поездки в Баухаус в Дессау директору курса «Кураторство современного дизайна» Кэтрин МакДермотт вспомнилась одна из ее старых подруг, которые были в Гарварде. Интересно узнать, что он вспомнил о наследии Гропиуса, Екатерина отправила ему следующее письмо…
12 октября 2011
Уважаемый Дэвид,
Я здесь, в Баухаусе Дессау, бывшем городе Восточной Германии, через 20 лет новой Германии.
Баухаус прибыл в Дессау в 1926 году, частично спонсируемый заводом Юнкерс, который производил системы центрального отопления (одни из самых современных в Европе) наряду с самолетами, их немецкий истребитель времен Второй мировой войны стал целью бомбардировок союзников, которые разрушили город в 1945 г.
Школа Баухаус просуществовала всего 6 лет в Дессау, но ее результаты были феноменальными и остаются сложными и захватывающими. В 2012 году Баухаус, ставший объектом Всемирного наследия, стал объектом ожесточенных споров не только по дизайну, но и в контексте истории и наследия Германии. Построенная всего за год, школа сразу произвела фурор своими зданиями, проектами образования и промышленного партнерства. Каждый аспект Баухауса был своего рода блестящим прототипом, включая маркетинговые планы Гропиуса, коммуникационную стратегию, которой не было равных.Это действительно интересные проекты, в том числе посещение одной из наших мастерских поместья Тортен, известного экспериментального недорогого жилого дома Гропиуса на окраине Дессау. В 1926 году посетителей первой выставки Баухауса бесплатно проехали на трамвае до выставочного центра в Тортене. Здесь посетители могли увидеть весь подход Баухауза / кухню Брейера / огни Марианны Брандт / первую террасу для загара для недорогого жилья и сады для внутренней и наружной жизни. Трудно придумать пример Великобритании для сравнения, возможно, квартиры, построенные в Лидсе в 1930-х годах.
Новый образ жизни, а также обучение в Баухаусе были необходимыми элементами как для учеников, так и для учителей. Поощрялась некоторая непринужденная «социальная» жизнь, которая, как мы предполагали, означала множество дел между студентами, студентами и персоналом. Мастерам были предложены виллы, спроектированные Гропиусом, но они должны были предложить экскурсии по домам, чтобы позволить людям «научиться» жить и испытать новый образ жизни.
Мы живем в отреставрированных студенческих студенческих общежитиях, 28 квартирах для первоначальных студентов Баухауса, которые определяют порядок работы школы.Они были роскошными с точки зрения пространства, включая умывальники, душевые и кухни, все с центральным отоплением от радиаторов Junkers. Дух был интернациональным и коллективным, а интерьер перетекал из вестибюля в столовую (стулья Брейера) и в знаменитый Школьный зал. В этом зале были показаны театральные декорации Оскара Шлеммера (мой голос за самую новаторскую работу, выходящую из Баухауза) и знаменитые вечеринки, придуманные Гропиусом для создания духа сообщества, который он действительно считал настолько важным. Гропиус спроектировал вечеринки так же тщательно, как и само пространство, заплатив, например, берлинскому учителю, чтобы тот учил студентов модернистскому танцу той эпохи; Чарльстон и фотографии в архиве показывают Metallisches Fest (металлическая вечеринка), на которую приглашали студенток как «радиоактивное вещество». Они выглядели потрясающе — блестящие платья, похожие на что-то из фантастического фильма.
В политическом отношении Баухаус был интересен для старых и разделенных Восточно-Западной Германии. Это сработало для обеих сторон.Для Запада это был позитивный рассказ в истории Германии 20 – веков, момент просвещения в недолгой Веймарской республике, который выражал современность и творчество. Для старой ГДР Баухаус был маяком коммунистического идеализма, особенно фигура второго директора Баухауза Ханнеса Мейера. Эти старые члены коммунистической партии обычно устраивали вечеринки в Баухаусе, где отмечали традиции немецкого социализма, процветавшие до прихода нацистов к власти.
С уважением, Екатерина
*
14 октября 2011
Уважаемая Екатерина,
В Гарварде есть не только стул Gropius, но, как нам постоянно напоминали, подносы кафетерия Gropius! Осмелюсь предположить, что такие же используются с 1930-х годов.Как бы то ни было, его имя почитают студенты, которые, шатаясь, возвращаются к столам с третьей порцией … ну, многие кулинарные традиции этого величественного заведения невозможно даже описать, а тем более назвать. Инновация Гропиуса заключалась в том, чтобы отбить верхние углы стандартного подноса в кафетерии, придав ему пять сторон (шестиугольник), четыре из которых являются вашими стандартными вертикальными / горизонтальными сторонами четырехугольника, соединяющимися под двумя 90º снизу, две дополнительные стороны соединяются с вертикальной стороны с вершиной под углом примерно 45 °.Я полагаю, что теория состоит в том, что подносы легко выровнялись, линейно, вверх или вниз по стандартному квадратному или четырехугольному столу; в то время как срезанные углы позволили бы эффективно расположить подносы по кругу (стороны соприкасаются под углом 45 °), чтобы разместить больше людей за круглым столом. Обеденные столы Гарварда по большей части были стандартными сверхдлинными столами. Но подносы были классными.
Я думаю, что Уолтер Гропиус был профессором, а затем заведующим кафедрой архитектуры (теперь, кажется, Гарвардская высшая школа дизайна) с 1937 по 1952 год.
А вот здание Гарварда, которое он спроектировал (на фото).
Harkness Commons. Я не могу припомнить, чтобы когда-либо видел это, хотя, должно быть, много раз. Вы когда-нибудь видели его деревенский колледж в Импингтоне, Кембриджшир (с Максвеллом Фраем, 1936)? Я просто хотел бы увидеть любое место под названием «Импингтон».
С уважением, Давид
Bauhaus — Wikimedia Commons
Эта галерея предназначена для СМИ о немецкой художественной школе, для музыкальной группы см. Bauhaus (группа), для компании см. Категория: Bauhaus (компания).
Содержание
- 1 Логотип
- 2 Здание Баухауса в Дессау
- 3 Архив Баухауза в Берлине
- 4 Баухаус в Будапеште около 1930 г.
Перстень Баухауса
Здание Баухауса в Дессау [править]
Баухаус в Дессау Вальтера Гропиуса.
Баухаус в Дессау Вальтера Гропиуса.
Еще один выстрел.
Другой вид
Фасад
Фасад
Механизм открывания фасада
Дом Дессау: интерьеры.
Дом Дессау: интерьер.
Архив Баухауза в Берлине [править]
Архив Баухауза в Берлине — главный вход
Архив Баухауза, Берлин, август 2006 г.
Деталь крыши
Баухаус в Будапеште около 1930 г. [править]
http: // en.wikipedia.org/wiki/Bauhaus_in_Budapest —
Napraforgó utca, részletek angolul en: Баухаус в Будапеште
Emléktábla 1932 CSALÁDIHÁZ MINTATELEP, Napraforgó utca
Napraforgó utca
Lotz Károly utca
Harangvirág utca
Napraforgó utca
Orsó utca
Lotz Károly utca
Pasaréti ut 97
Pasaréti ut 97
Pasarét
Napraforgó utca
Napraforgó utca
Napraforgó utca
Napraforgó utca
Гонсалес Хинц Забала построит музей Баухауза Дессау: Дом: Музей Баухауза Дессау
Молодая испанская архитектурная фирма Gonzalez Hinz Zabala построит музей Баухаус в Дессау. Это результат переговоров по контракту с двумя обладателями первых призов Young & Ayata из Нью-Йорка / США и Гонсалесом Хинцем Забала из Барселоны / Испания, которые были объявлены в сентябре 2015 года в результате международного открытого конкурса архитектурного дизайна.
Примечательно, что для того, чтобы дать шанс перспективным архитектурным бюро, конкурс архитектурного дизайна для музея Баухаус в Дессау (открытие в 2019 году) был объявлен как открытый международный конкурс. Двухэтапная схема получила 831 заявку, и жюри наградило четырех победителей, из которых два первых приза и три награды.
Молодая испанская фирма Gonzalez Hinz Zabala будет заказана Фондом Баухауса Дессау (SBD) для строительства нового музея. Испанские архитекторы привлекли в качестве своих немецких партнеров находящуюся в Берлине компанию по управлению и надзору за строительством BAL, имеющую большой опыт в музейных проектах, и Transsolar в области энергетического планирования.
Присуждение контракта завершает очень напряженную фазу переговоров. Под руководством своего директора Клаудии Перрен Фонд Баухаус Дессау провел переговоры с двумя обладателями первой премии Young & Ayata, Нью-Йорк, США, и Гонсалесом Хинцем Забала, Барселона, Испания, и рекомендовал Попечительскому совету SBD присудить награду. контракт с испанской архитектурной фирмой Gonzalez Hinz Zabala.Попечительский совет единогласно выполнил данную рекомендацию.
Переговоры были дополнены заключениями сторонних экспертов о достоверности затрат на строительство и качественным сравнением затрат на утилизацию. Процедура переговоров также охватывала организацию проекта и методы своевременной сдачи проекта и соблюдение лимитов затрат, устойчивость эскизного проекта, оптимизацию эксплуатационных затрат и сборов.
Помимо переговоров с двумя обладателями первых премий, Фонд также рассмотрел, в частности, в рамках внешнего заключения, конкурсные работы, представленные Беррелом Беррелом Кройтлером, Цюрих / Швейцария (третье место) и Ja Architecture Studio, Торонто / Канада ( четвертый приз), чтобы получить лучший обзор.
Клаудиа Перрен, директор фонда Bauhaus Dessau Foundation, считает, что результат переговоров однозначен, особенно с точки зрения конструктивного проектирования и архитектурных критериев. «Два победителя, занявшие первое место, как нельзя более различались по своей архитектурной концепции музея. На этапе переговоров стало ясно, что проект испанской фирмы может быть реализован в рамках строительного бюджета в 25 миллионов евро без ущерба для архитектурного качества и функциональности.«
Стефан Доргерло, министр образования и культуры земли Саксония-Анхальт, доволен: «Я рад, что теперь сделан еще один решительный шаг на пути к музею Баухаус. Музей станет еще одним важным культурным учреждением в Дессау-Росслау, которое откроется городу, выступит в качестве приглашения, объединит окружающий парк и станет местом, где Баухаус может представить себя и свои сокровища. Новый музей станет зданием, которое будет приглашать всех посетителей и жителей, не в последнюю очередь через его прозрачный стеклянный фасад, открыть для себя Баухаус, в том числе в музейном контексте. Архитектурный дизайн завораживает своей легкостью и прозрачностью и отражает архитектурные традиции Баухауса. Это будет новая жемчужина в центре Дессау.
Мэр Питер Курас убежден в простоте и прямолинейности дизайна. «Музей станет новой точкой притяжения в центре города. Мне он очень нравится, потому что его открытость привлечет людей и внесет оживление в городской центр. Я знаю, что многие жители хотели более красочного дизайна от архитекторов из Нью-Йорка.Однако его планирование затрат превысит определенный бюджет, который мы намерены сохранить в любом случае. Теперь муниципалитет поддержит Фонд, полностью сосредоточившись на строительстве, чтобы мы смогли открыть новый музей в 2019 году. «
После сдачи в эксплуатацию архитектурного бюро Gonzalez Hinz Zabala будет выполняться детальная разработка проекта до подачи заявки на разрешение на строительство.
Планируемая дата начала строительства — 4 декабря 2016 года, 90-летие Баухауса в Дессау.Клаудиа Перрен с нетерпением ждет нового музея: «Баухаус в Дессау получит совершенно уникальное и новое качество с этим музеем, спроектированным Гонсалесом Хинцем Забала, потому что это архитектура, дизайн которой соответствует современности и чья материальность и гибкость будут функционировать.