готика, архитектура, здания, в одежде, интерьере, собор, в Средневековье
Историческое и культурное развитие неразрывно связаны. Особенно ярко этот процесс прослеживается в западноевропейских государствах, где перемены в технической, гражданской и религиозной сферах проявились не только в укреплении и развитии городов, но и стали причиной культурного расцвета. Результатом последнего стало появление готического искусства. Это направление полностью отвечало духу своего времени – было противоречивым, монументальным и затрагивало все сословия.
История становления
ХII — ХIII вв. стали периодом наивысшего развития средневековой христианской культуры для большинства Европейских стран. Рост и расширение городов, становление рыцарства, развитие ремесленничества, науки и укрепление человеческого сознания стали решающими факторами в формировании готического искусства.
Изначально “стиль готика” применялся в архитектуре, а позже стал проникать и в прочие сферы жизни. Он зародился во французском городе Иль де Франц и пришло на смену романскому стилю. Церковь монастыря Сен-Дени является первой готической постройкой.
Наследие готики, подаренное архитектуре Эпохи Возрождения выражено в этом фото.
Нотр-Дам де Пари, Франция
Особенности архитектуры
В период зарождения готического направления архитектура выступала одним из главенствующих видов искусства. В особенности это касалось соборных помещений. Соборы и церкви вмещают красивейшие образцы архитектуры, скульптуры и живописи. Впоследствии слившись с традициями деревянного зодчества и каменной архитектуры Древней Руси, это направление обрело свое проявление, в русском архитектурном стиле – нарышкинское барокко.
В эпоху Средневековья собор был не просто церковью, а важным элементом жизни города, в нём проводились не только ритуальные службы, но и театральные представления, академические лекции или заседания городского совета.
Во многом интерьер готического собора получил свой теперешний вид благодаря не только эстетическим, но и технологическим новшествам, ставшим основой направления, а именно:
- Стрельчатые арки. Такие конструкции способны выдержать нагрузку верхнего свода здания, что позволяет избавиться от большого числа внутренних стен, присущих романскому стилю архитектуры.
- Каркасная система строительства, ставшая не менее важным открытием готической архитектуры. Она дала возможность сделать здания выше, и в то же время уменьшит толщину несущих стен.
Сочетание выше указанных элементов позволило заметно расширить площадь помещений храма. Как пример, на фото представлен миланский собор Дуомо. Еще такие тенденции были замечены в колониальном стиле.
Дуомо, Милан
Характерные черты соборного интерьера
Что касается внутреннего убранства, то здания, выполненные в готическом стиле, украшались массивными окнами, витражами и настенными росписями, также применялись колонны с арками или аркбутанами (открытыми полуарками). Архитектурный стиль “готика” изобилует вертикальными линиями, подчёркивающими возвышенность и красоту созданных сооружений.
Фасады домов украшались колоннами, лепниной с кельтскими или цветочными орнаментами и гротескными скульптурами мифических героев и существ. Поэтому здания, возведённые в стиле “готика”, отличаются монументальностью, изобилием прямых линий, стремящихся ввысь шпилей и небывалым простором комнат.
Интерьер готического собора
Мебель
Эти же каноны касаются и к мебели. Практически все предметы интерьера в готическом стиле производились по церковным мотивам. В период расцвета готики мебельная отрасль уже окончательно сформировалась, и в ней присутствовали практически все современные виды мебели.
Изобретение лесопильни – главный фактор в развитии мебельного ремесла.
Благодаря этому появилась возможность изготавливать предметы не из тяжелых древесных массивов, а из тонких досок. Это дало возможность производить качественную мебель не только для церквей, но и обычных домов. Для декора применялись филёнки с ленточным плетением или ажурным орнаментом. Каркас изделий украшался и архитектурными элементами – башенками, шпилями.
Наиболее распространённым атрибутом жилища в те времена был сундук, который применялся не только для хранения всевозможных ценностей, но и в виде места для сидения. Такие предметы мебели остались к классическом представлении английского стиля. Он украшался различными ажурными филёнками и рамками. Позднее из сундуков развились кухонные шкафы и буфеты.
В целом готическая мебель довольно проста, это различные этажерки, ширмы, сундуки, резные шкафы, кресла и кровати с балдахином.
Основными видами сырья для подобных изделий служили наиболее прочные виды древесины – дуб, ель и сосна.
Облицовка комнат
Что касается оформления стен жилищ, то для этих целей использовали каменную кладку, которую покрывали узкой кружевной росписью, коврами или облицовывали деревянными панелями. В готическом интерьере поверхность стен нередко разделяли по горизонтали на верхнюю и нижнюю. Эти поверхности контрастно отличались по цвету фактуре.
В качестве напольного покрытия использовали камень, доски или плиты, а жилые зоны покрывали коврами.
Говоря о потолке, строители традиционно оставляли открытыми потолочные балки и стропила. Изредка его украшали ажурными росписями или скульптурными элементами.
Комната в готическом стиле
Окна
Ещё одной немало важно отличительной чертой готического стиля в интерьере являются стрельчатые окна. Они выделялись значительными размерами и украшались орнаментами, башенками или витражами.
Модные веяния средневековой Европы
Готический стиль, так глубоко проникший в архитектуру, скульптуру и живопись, не мог не отразиться и на одежде времён позднего средневековья. Однако стоит понимать, что во времена развития готики сословные различия между людьми были довольно сильны, поэтому одежда феодалов, рядовых горожан и крестьян значительно отличалась. Так право носить шелка и длинные шлейфы имели только представители высших сословий.
Мода готического Средневековья
В готической одежде чётко проявлялось стремление к прямым линиям и вытянутым силуэтам. С развитием готики в средневековую моду стали входить туфли с вытянутыми носами и заострённые шляпы. Наиболее предпочтительным материалом выступал бархат. Одежда обильно украшалась ленточными или растительными орнаментами.
Готический стиль в мужской одежде предполагал две разновидности костюма – короткий и узкий или длинный и свободный.
Одежда знатных мужчин зачастую включала следующие элементы:
- котарди – узкий кафтан с широкими или узкими рукавами;
- блио – короткий кафтан с зауженным верхом и широкими несшитыми с боков полами;
- пурпуэн – короткая куртка с узкими рукавами, её принято было носить с узкими штанами-чулками;
- нарамник – согнутая пополам не сшитая ткань с прорезью для головы. Его было принято носить в качестве плаща. Нарамник иногда сшивали по бокам, оставляя прорези для рук, подобный вариант называли сюртуком. Плащи могли быть как длинными, так и короткими.
Бургундские костюмы придворных
Одежда женщин состояла из камизы (жилет) и котта (разновидность платья). Котт обладал узким верхом, длинной широкой юбкой и шнуровкой сбоку или сзади. Готические платья имели удлинённую талию, на юбке спереди делалось несколько драпирующих складок. Дамы знатного происхождения имели на юбке шлейф, и чем длиннее он был, тем более высокий статус имела его обладательница.
Наиболее распространённым вариантом женского головного убора был горж. Он был похож на тканевую трубку, расширяющуюся к низу, и имел сзади разрез.
Искусство
Расцвет готического искусства пришёлся на момент начала развития средневековой научной мысли. Так монастыри утрачивали роль главенствующих центров культуры. Мастера стали обращаться не только к религиозным мотивам, но и более обыденным сюжетам. В целом готическое искусство полностью отражает противоречие своей эпохи – это классицизм, причудливое переплетение реализма и человечности а так же догматичное религиозное наследие. В данном периоде начинает зарождаться светская архитектура – кроме ратуш и церквей возводятся и каменные дома для обеспеченных граждан, формируется тип городского многоэтажного дома.
Однако классический готический стиль наглядней всего проявился именно в церковной архитектуре. Так соборы и церкви вмещают не только все отличительные черты и новшества стиля, но и уникальные декоративные и скульптурные элементы.
Влияние византийского стиля в архитектуре ярко прослеживается в таких течениях средневекового искусства, как романский стиль и готика.
Неотрывно от архитектуры в средневековом готическом искусстве развивалась и скульптура. Сюжеты и содержание последней были полностью подчинены религиозным мотивам. Нередко в скульптурах воплощались и реальные исторические события, живущие епископы и короли.
Ниже приведены несколько отличительных черт готических скульптур:
- Максимальное наделение героев человеческими эмоциями и чертами.
- Обособленность скульптуры от стены, в отличие от романского стиля. Так готические скульптуры всегда объёмны, они находится на постаментах у стены и нередко выходит за её пределы.
- Обилие объёмных складок и натуралистичность изображений и пропорций тел героев.
Наряду со скульптурой получила широкое развитие и витражная живопись. Техника исполнения витражей не изменилась, однако цветовая палитра и тематики стали значительно богаче и разнообразней. Так вместе с изображением религиозных сюжетов стали появляться и витражи на бытовые темы.
Также особое место в готической культуре занимают книги, которые уже начинают писать не только в церковнослужители, но и городские мастера. Зачастую это были романы, басни, хроники, трактаты и притчи. Вместе с книжным делом развивается и книжная миниатюра. Готические книжные иллюстрации отличаются особой реалистичностью и крайне высоким качеством исполнения.
Культура
Рассматривая вопрос культурного развития западноевропейских стран в период готики можно выделить следующие особенности:
- Главенствующая роль христианской религии в обществе. Хоть в искусстве и начало ощущаться стремление к очеловечиванию персонажей и реалистичной передаче эмоций, человек всё ещё продолжал рассматриваться как греховное создание, требующее спасения и очищения души.
- На базе фольклора активно развиваются национальные культуры европейских народов.
- Укрепление рыцарской культуры. Рыцарский кодекс нередко отражается в поэзии и литературе этого периода.
- Развивается научная мысль и университетское образование.
Выдающиеся культурные деятели
Клаус Слютер
Прародителем готического архитектурного стиля является аббат Сугерий. Будучи священнослужителем монастыря Сен-Дени, он перестроил обветшавшую на тот момент церковь аббатства в невиданном ранее стиле. В реконструированной церкви были воплощены все основные технические и эстетические приёмы направления, которого позднее назвали готическим.
Говоря о личностях, поспособствовавших развитию готической культуры, нельзя не упомянуть и Клауса Слютера. Одним из самых известных его произведений является скульптура Колодец Моисея. Он выполнен в виде шестигранного подножия Распятия, которое окружено монументальными статуями ветхозаветных пророков. В углах группы размещены скульптуры скорбящих ангелов. В работах Слютера ярко прослеживается готический натурализм и монументальность. Его герои пластичны и близки к натуре.
Ещё одним исконно готическим видом искусства являются книжные миниатюры. Яркими представителями данного жанра выступают братья Лимбурги. Их миниатюры отличались не только высокой реалистичностью и передачей объёма, но и поэтическим и правдивым изображением повседневного быта и природы.
Ламинат brilliant – современный материал, выполненный в классических тонах.
Какие бывают расцветки обоев, их виды и характеристики, как они комбинируются, читайте тут.
Дизайн кухни в стиле прованс: https://trendsdesign.ru/home/liv/provans-legkaya-kuxnya-v-firmennom-francuzskom-stile.html
Видео-обзор о достопримечательностях в готическом стиле
Заключение
Готический стиль ознаменовал целую эпоху в истории средневековой Европы. Переход к данному направлению стал возможным благодаря изменениям не только в эстетическом восприятии, но и научному и техническому развитию. В целом готический стиль отличается особой монументальностью, стремлению к возвышенному. Однако данное направление ещё не отличается ни особым изяществом, ни роскошью. Хоть в искусстве и начинают отражаться обыденные сцены, религиозная тематика всё ещё остаётся главенствующей.
Это же можно проследить и в других исторических стилях, таких, как античный стиль. Что же касается дальнейшего развития стилей, определяющих роскошь и достаток, то это все прослеживается в барокко и викторианском стиле.
Рекомендуем также ознакомиться с нашей статьей о том, что такое Ампир и стилем Рококо в искусстве.
trendsdesign.ru
Здания и дома в готическом стиле
Первое сооружение готического стиля – аббатство Сен Дени. 1137—1144 гг.
Готика возникла как отражение религиозной философии, учения о божественности света. Здания в готическом стиле возводились на основе сооружений, выбранных в качестве образца.
Аббатство Сен-Дени
Аббатство Сен-Дени (Abbaye de Saint-Denis) — бенедиктинское аббатство в пригороде Парижа
Современники считали, что после реконструкции церкви в аббатстве Сен-Дени* культовая архитектура достигла вершины в композиционной гармонии. Это храмовое сооружение сыграло большую роль в истории развития французской архитектуры: с нее началась история готики.
Аббатство Сен-Дени ( Abbaye de Saint-Denis). 1137—1144 гг.
Аббатство находится на месте бывшего галло-римского кладбища, где находилось захоронение Святого Дионисия (Дени), погибшего около 250 г. н.э. Обновление аббатства Сен-Дени началось при аббате Сугерии*, который при разработке идеи нового храма руководствовался христианскими философскими принципами, учении о Божественном свете и эманации, автором которых считался Святой Дени. Именно эти принципы легли в основу соборов, которые воплотили религиозные идеи в своей архитектуре.
Аббат Сугерий (Sugerius) – настоятель аббатства Сен-Дени, советник короля.(1081 — 1151гг.)
Церковь Сен-Дени стала первым домом в готическом стиле, архитектура которого оказала влияние на развитие готики во Франции. На месте этой церкви раньше стояла каролингская церковь, которая нуждалась в реконструкции — строение находилось в критическом состоянии, было недостаточно вместительно и не удовлетворяло потребностям аббатства. Строительство новой церкви под патронажем аббата Сугерия, было начато около 1130 года. Обновленная церковь была оснащена группами массивных колонн и каркасным сводом с перекрещивающимися нервюрами (ребрами, опирающимися на столбы, а не на стены). Благодаря венчающим фасад зубчатым стенам, это здание в готическом стиле выглядит как замок, однако, при этом оно не производит впечатления массивного сооружения, напротив, его легкие стены, которые украшают большие витражные окна и вертикальное устремление всего сооружения, создают ощущение возвышенности, легкости. Портал украшает скульптурный декор, бронзовые ворота (они были сохранены от каролингской церкви). Одним из открытий готики Сен-Дени стало использование витражей. Витражи существовали и до аббатства Сен-Дени, однако свое высшее воплощение они нашли именно в концепции этого храмового сооружения и стали одной из основных элементов, присущих готическому стилю. Витраж в представлении просвещенного аббата представлял собой иллюстрацию триединства природы согласно католической религиозной философии: свет (светящая суть) – Отец, стекло – Мать, образы, изображенные на витраже – Сын.
Витражи аббатства Сен-Дени. Витражи, в основном, синих тонов, изготовлены в мастерских Пикардии (Северная Франция).
К 1148 году было закончено сооружение южной башни этого здания в готическом стиле, к 1219 году завершили строительство северной башни. Затем ее пришлось перестраивать, после того как в нее ударила молния (эта башня не сохранилась, она была разрушена в 19 веке). Фасад был неоднократно переделан, и его изначальный проект не сохранился. Считается, что строительство было закончено в 1281 году, но возведение капелл вокруг храма продолжалось еще несколько столетий. Реставрация аббатства проводилась в 1846-1870 гг. Восстановлением портальной скульптуры этого дома в готическом стиле занимался Джозеф Сильвестр Брюн. Реставрационные работы велись под руководством Франсуа Дебре, изменилось обрамление окон, добавился орнамент с надписями (первоначально поверхности не были украшены), были добавлены горизонтальные полосы с декором под верхними окнами на южной и северной части фасада, появились новые статуи. Реставрационные работы также проводилось в 1930-1960 гг. Некоторые элементы Сен-Дени отчасти повторяют нормандскую архитектуру, однако это сооружение превосходит нормандские строения, новым конструктивным подходом и символизмом. В результате, церковь Сен-Дени — здание в готическом стиле — стало не просто усовершенствованным строением романского стиля. Его архитектура стала основой нового направления в искусстве. Архитектурные новшества конца романской эпохи и заключавшиеся, например, в конструировании нового, каркасного, свода, явились предпосылками нового стиля, но ярко проявились и обрели ясные конструкции в церкви Сен-Дени, став базой для развития готики. Все готические дома, храмовые постройки, возведенные во Франции после 40-х годов 13 века, так или иначе напоминали церковь Сен-Дени: она стала критерием совершенства, к которому стремился каждый заказчик, образцом французского храмового зодчества на следующие сто пятьдесят лет. Например, в начале 50-х годов 12 века к северу от Парижа начали строить Нотр-Дам в Санлисе, в котором отразились новшества архитектуры Сен-Дени.
Нотр-Дам в Санлисе (1151-1191гг.)
Изменения архитектурных форм в строящихся домах готического стиля касались разработок новых видов опорных столбов и декора. В Сен-Дени использовался крестообразный (в плане) опорный столб с колоннами по углам – этот тип опоры принципиально усовершенствовать зодчим не удавалось, поэтому разрабатывались модификации опоры в виде пучка колонн, где главный основной столб был массивнее остальных, его поверхность опоясывалась тонкими колоннами, которые чередовались с углублениями. Со временем усложнился декор окна. Но основные принципы сохранились и использовались зодчими на протяжении многих лет.
Часовня Сент-Шапель
Если Сен-Дени стал основой всего готического стиля, и его идеи были повторены в реконструируемых зданиях ранней готики, то часовня Сент-Шапель, возведенная при Людовике Святом, была архитектурным образцом для зодчих, строивших готические дома: часовни в замках и дворцах аристократов.
Часовня Сент-Шапель (1242-1248 гг.)
Часовня Сент-Шапель (Святая Часовня — Sainte Chapelle) – часовня-реликварий во дворе бывшего Королевского дворца в Париже. Часовня — здание в готическом стиле (1242-1248 гг.) считается одним из красивейших небольших сооружений готического стиля (размеры: длина 35 м. ширина 11 м.) Строение увенчано шпилем из дерева кедра (высота шпиля 33 м.). Изготовлен шпиль в 19 веке и является копией шпиля 15 века. Площадь витражей в красно-синих тонах составляет 600 кв.м. История Сент-Шапель началась в 1204 году, когда крестоносцы разграбили Константинополь, забрав христианские реликвии. В 1237 году император Балдуин II продал королю Франции Людовику IX терновый венец Христа. Реликвию было решено хранить недалеко от Королевского дворца для ежедневного поклонения. Для этого была снесена старая часовня и построена часовня, которая была построена в очень короткие сроки и стала центром композиции Королевского дворца. Этому дому в готическом стиле зодчие придали форму ларца для хранения религиозных реликвий – реликвария. Сооружение отражало религиозные чувства верующих, устремлялось вверх, напоминая о Небесных силах, Небесном Иерусалиме, куда устремляются души праведников. Особенностью Сент-Шапель, отличающей часовню от других готических домов того периода, является отсутствие массивных несущих конструкций – контрфорсов.
Контрфорс (contre force — «противодействующая сила») — дополнительная опора, вертикальный устой, конструкция внутри или снаружи здания, которая должна принять на себя тяжесть перекрытия – это может быть, например, выступающая часть стены, ребро, отдельно стоящая опора, соединенная со стеной
Несущие опоры кажутся изящными элементами между высокими окнами. Этого конструктивного новшества добились при помощи металлических связей для поддержки блоков. Каркасная конструкция свода, усиленная металлическими тягами, позволила стенам как будто бы исчезнуть в витражах, на которых изображены 1134 сюжета из Библии (из них на сегодняшний день 720 сохранились с 13 века, другие были созданы заново при реставрации). Нижняя капелла этого здания в готическом стиле может показаться темноватой, зато верхняя капелла воплотила основную идею о божественном свете и эманации. Крыльцо двухэтажное, две двери ведут на верхний (для королевской семьи) и нижний (для придворных) уровни. Сент-Шапель своей архитектурой установила стандарты готических домов, монархи из разных стран Европы стремились создавать подобные сооружения у себя на родине. В самой Франции возводились постройки, во многом повторяющие конструкцию королевской часовни, однако, меньших размеров, как например, капелла Богоматери в церкви аббатства Сен-Жерме-де-Фли. Похож на Сент-Шапель в Париже Сент-Шапель Венсенского замка, которую возвели при короле Карле V (1364-1380гг.).
Сент-Шапель Венсенского замка (1364-1380 гг.)
Декор Сент-Шапель Венсенского замка — дома в готическом стиле — уже содержит элементы «пламенеющей готики» — ажурными украшениями, похожими на языки пламени, характерные для поздней готики.
В Англии «пламенеющая готика» была популярна уже в 13 веке. Иногда считают, что во Франции это направление готики появилось после английской оккупации в 15 веке, однако, декор Сент-Шапель Венсенского дворца свидетельствует о том, что этот стиль появился во Франции раньше.
Еще одно здание в готическом стиле, образцом для которого стала парижская часовня – Сент-Шапель в Рьоме. Строительство велось по заказу Жана Беррийского с 1395 по 1416 гг. Как и венсенская часовня, это строение имеет только один ярус, созданный как копия верхней капеллы парижской Сент-Шапель. Каждый исторический период, каждая страна вносили некоторые дополнения во внешний вид фасадов, создавались сооружения с разным количеством башень, шпилей, декором. Однако, совершенствуя конструкции, используя новые, революционные для того времени материалы при создании готических домов, зодчие преследовали общие цели: передать религиозный посыл верующим, создать атмосферу проникновения божественного света в души людей путем возведения высоких, устремленных вверх сооружений с большим количеством витражных окон.
автор текста: Марина Калабухова
www.facade-project.ru
Готика в архитектуре, стиль готика в архитектуре, неоготика
После падения Западной Римской империи в Европе начались так называемые темные века, в течении которых многочисленные варварские племена вершили свою вакханалию на остатках римского культурного наследия. На фоне бесконечных войн произошло частичное возрождение римской архитектурной традиции, вылившееся в романский архитектурный стиль, сформировавшийся примерно в X веке и преобразившийся через три сотни лет в готику.Готический стиль в архитектуре сформировался в XII-XIII веках, вместе с наступлением эпохи высокого средневековья. В его основе лежало то самое романское наследие и растущее могущество Святого престола, которое необходимо было подчеркнуть соответствующими масштабами церковных сооружений.
Стоит заметить, что церковь настолько владела умами людей в те времена, что агенты ее без особого труда подняли огромные людские массы на авантюру, названную позже Первым крестовым походом, в результате которого был захвачен Иерусалим и основаны христианские государства в Малой Азии. Это, в свою очередь, способствовало развитию паломничества, а уже паломники приносили немалый доход самой Церкви, представители которой обогащались также на продаже индульгенций, демонстрации поддельных реликвий и просто пожертвованиях. Но, несмотря на столь сомнительные методы, ограничил которые Литеранский собор 1215 года, сначала во Франции, а после и в других европейских странах, возводятся прекрасные соборы, знаменуя своим появлением новый рассвет европейской культуры и готики, как архитектурного направления.
Буржский собор
Первопроходцами в готической архитектуре стали члены ордена бенедиктинцев. Именно под сводами бургундского аббатства Клюни ими был разработан собственный тип базилики, впервые воплощенный в пятинефной базилике Клюни, выстроенной в 1088 году. Базилика отличалась наличием двух трансепт и расширенной за счет венца капелл алтарной части.
Использование венца капелл было обусловлено бурно развивавшимся в то время культом мощей, о чем упоминалось немного ранее. В 1220 году базилика была расширена — с запада достроили трехнефтное помещение, благодаря чему базилика стала одним из крупнейших католических храмов того времени. Третья базилика Клюни, возведенная на основе двух первых, стала прообразом подавляющего большинства масштабных французских соборов в стиле готики. Но увы — до наших дней дошли лишь ее чертежи, а само здание снесли в 1807 году.
Третья базилика Клюни (реконструкция)
Для развития готики в архитектуре приложил немало усилий аббат Сугерий, под чьим руководством в первой половине XII века была перестроена базилика аббатства Сен-Дени. Именно это событие принято сч
estetico.me
Готический стиль: старинная элегантность в интерьере. Дома в готическом стиле фото
Интерьер в готическом стиле: фото
Интерьер в готическом стиле: фото
Готика, или Готический стиль – это художественный стиль, преобладавший в художественном оформлении, а также в искусстве периода XIII-XV вв.
Общие характеристики
Готический стиль, в основном, используется в архитектуре, хотя и в дизайне интерьеров он достаточно сильно отличается от других. Своеобразное и ни на что не похожее лицо готики это огромные размеры окон с разноцветными витражами, предоставляющими возможности воздания ярких световых эффектов. Также характерны для готического стиля высокие колонны, стрельчатые своды сложных форм, украшение ажурными орнаментами, форма окон в виде розы, стекла в окнах в обрамлении из свинца, а также застекленные выпуклыми стеклами. Занавеси в готическом стиле не используются.
Особенности Готики
Величественные, и в то же время изящные интерьеры, оформленные в готическим стиле, сложно спутать с чем-то иным. Стены стали легче, зачастую они облицованы c помощью дерева или украшены росписями с использованием ярких оттенков, а также часто на стенах в готическом стиле можно увидеть гобелены. Ранняя Готика отличается наличием в интерьерах ковров на каменных и дощатых полах. Характерные элементы – ажурные орнаменты, резьба по камню, стрельчатые своды, а над входом зачастую можно увидеть окно-розу огромных размеров. Деревянное оформление потолков с балками или открытыми стропилами, также украшенными орнаментами и узорами. На потолке может присутствовать роспись.
Мебельное оформление интерьера в готическом стиле это двустворчатые высокие шкафы с филенками, которых может быть четыре, шесть или девять, высокие буфеты на ножках, кровати и стулья, имеющие высокие спинки, похожие на детали архитектуры замков и церквей. Это отразилось и в орнаментике, которой было навязано точное геометрическое расположение, которое противоречило фактуре дерева. Сундук, являвшийся одним из основных видов мебели, стал появляться и у простых жителей, превращается в сундук, который мог использоваться как в качестве скамьи, так и стола и кровати. ИХ даже ставили друг на друга, причем конструкция также украшалась стрельчатыми орнаментами, в результате чего получался шкаф. Столы с большими выдвижными ящиками и сильно выступающими столешницами имеют две торцевые опоры, а под откидными столешницами располагаются многочисленные отделения и ящички. Кровати либо встраивались в стены, либо находились близко к ним и имели балдахины, или огромные каркасы из дерева. Также они могли быть исполнены с помощью дощатой конструкции и украшены резьбой. Также кровати имели разноцветную отделку.
Строительным материалом при строительстве зданий в готическом стиле служат камень, мрамор и дерево – чаще всего используется дуб, орех, хвойные породы деревьев. Декорируется орнаментами, мозаикой, майоликой. Сундуки обтягиваются кожей, а также богатой металлической фурнитурой из железа и бронзы. Используются мотивы в виде сталактитов, бруски и фигурная лепнина, которая расписывается и покрывается позолотой.
Стрельчатая арка с богатым цветным витражом является одной из ярких и узнаваемых деталей готического стиля. Служащие лишь легким каркасов для огромных окон стены, с украшением разноцветными витражами, создающими визуальные световые эффекты, и, конечно же, великолепное окно-роза являются неповторимыми деталями стиля в Готике.
В теологии витражам приписывается особенность в умении просветления человеческой души. Также они наделяли витражи способностью удерживать человека от зла. Этот вид изобразительного искусства восходит своими истоками к периоду поздней античности.
Первопричиной эффектов, создаваемых витражами, лежит цветное стекло, на основе которого они исполняются. Прорисовка делается непрозрачной черной краской, с помощью которой обводятся контуры будущих рисунков. Доминирующими цветами в росписи витр
skalice.ru
Самые красивые готические соборы Европы: топ 5
Готические соборы Европы узнаваемы во всем мире. Многие из них внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Типичная готическая архитектура и готический архитектурный стиль — направление, родившееся во Франции в 12 веке из романского стиля, долгое время известное как «французский стиль» или «современный стиль». Более подробную историю зарождения и развития готической архитектуры можно узнать на тематических ресурсах. Например, сайт об архитектуре tartle.net с проектами домов, выполненных в самых разных архитектурных стилях. Готическая архитектура из Франции распространилась на всю Западную Европу и продолжала развиваться вплоть до начала 16-го века, когда зародилось новое течение в искусстве и архитектуре — эпоха Возрождения. Таким образом, готический стиль был доминирующим структурным и эстетическим направлением в Европе в течение почти 400 лет. В 19 веке, готический стиль стал популярным снова, особенно для строительства церквей и университетов. Этот стиль получил название архитектура неоготики.
Основы готической архитектуры
- Стрельчатая арка. Стрельчатая арка эффективно распределяла силу тяжелых потолков и громоздких конструкций, и могла поддержать гораздо больше веса, чем предыдущие, простые столбы. Такие остроконечные арки стали одним из самых узнаваемых символов готики.
- Ребристый свод.
- Летящая опора. Помимо практического смысла — на нее распределялась нагрузка, имела большую декоративную роль.
- Высота. Все сооружения этой эпохи буквально тянутся к небу.
- Сводчатый потолок.
- Легкий и воздушный интерьер. Возможно сейчас нам так не кажется, но по сравнению с романской архитектурой, это действительно так.
- Гаргульи. Декоративные, чудовищные маленькие существа, расположенные по крышам готических зданий и замков. Гаргульи имеют практическое назначение: они носики для слива дождевой воды. Они вселяли ужас в сердца плохо образованных средневековых крестьян. Многие гаргульи включали в себя элементы гротеска, представляли собой напыщенные или угрожающие позы.
Эти семь элементов изменили мир, подарив ему нечто совершенно новое, изысканное и возвышенное. Готический стиль подчеркивает вертикальность и свет. Это было достигнуто за счет создания новых архитектурных особенностей, которые можно назвать каркасной системой готической архитектуры. К ней относятся такие основные элементы как: контрфорсы, аркбутаны и нервюры. Важной составляющей сооружений готической архитектуры можно считать скульптуры и витражи, без которых не обходится ни одно здание этой эпохи. Стоит отметить, что во времена своего появления и расцвета, не все относились к этому направлению положительно, многие его критиковали, поскольку оно сильно отличалось от романской архитектуры. Но и на закате, этот стиль критиковался. Именно тогда, его стали называть готическим, имея ввиду, что он такой же варварский, как поведение племен готов.
Буквально каждое европейское государство может похвастаться своими впечатляющими и завораживающими соборами, базиликами, замками, ратушами, университетами и другими зданиями, построенными в готическом стиле. Однако, как и следует ожидать от Средневековья, именно соборы и храмы воплощают в себе всю мощь, торжество и красоту готической архитектуры. Образцов классической готической архитектуры на территории всей Европы, а так же Англии и Скандинавии, насчитывается не один десяток. Среди них очень сложно выделить несколько лучших или самых значимых, поскольку каждое такое сооружение уникально, неповторимо и всегда имеет свои отличительные особенности. Только в одной Испании можно насчитать более десяти очень величественных готических соборов, о которых можно рассказывать часами, которыми не перестаешь восхищаться. Например, Собор Святого Креста и Святой Евлалии в Барселоне; Кафедральный собор святой Марии в Сеговии; Кафедральный собор Авилы; католический собор в Толедо и многие другие. Очень много красивых готических соборов на территории Соединённого Королевства. Одни из них, Глостерский собор, даже стал местом съемок фильмов про Гарри Поттера.
Самые красивые готические соборы Европы:
Кельнский собор (Германия). Одно из самых часто посещаемых мест в Германии, ежегодно здесь бывает около 8 миллионов туристов. Собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Высота собора — 157,25 метра. Считается третьим по величине собором в мире, построенном в готическом стиле. Начало строительства датировано 1248 годом, однако все строилось довольно медленно. хор был освящен в 1322 году. Первый колокол был установлен на одной из башен в 1410 году. Около 1510 года строительство было остановлено. Почти 300 лет Кельнский собор стоял недостроенным. Был завершен в 1880 году.
Реймсский собор (Франция). Объект Всемирного наследия, очень популярное туристическое место (более миллиона посетителей в год). является резиденцией архиепископа Реймса, где короновались почти все короли Франции. Годы строительства: 1211 — 1275. Верхние части фасада были завершены в 14 веке.
Севильский кафедральный собор (Испания). Находится в списке объектов Всемирного наследия. Построен в 1401—1507 годах на месте бывшей мечети. Относится к поздней готике. Здесь покоятся останки Христофора Колумба. Собор считается одной из главных жемчужин в сокровищнице Испанского наследия.
- Миланский собор (Италия). Визитная карточка Милана. Собор поражает скульптурным богатством — здесь насчитывается около 3400 статуй. Одно из самых узнаваемых мест в мире. Собор построен из белого мрамора. Это собор-долгострой: начат в 1386 и закончен в 1965 году. Самая высокая точка собора — 108 метров.
- Йоркский собор (Англия). Является одним из крупнейших в своем роде в Северной Европе. Монастырская церковь является резиденцией архиепископа Йоркского. Длина собора — 158 метров, высота — 31 метр. Имеет 3 башни: две по 53 метра и центральная — 61 метр высотой. Нынешнее здание было начато примерно в 1230 году и завершено в 1472 году.
Смотрите так же:
Так же читайте:
www.maxsuharev.ru
Готическая архитектура | Екабу.ру — развлекательный портал
Как мы знаем, готика — это период в развитии средневекового искусства, который зародился в 12 веке на севере Франции. А позже распространилась на территории современной Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Готика это не только соборы, она охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.Вот наиболее известные памятники готической архитектуры, которые достойны вашего внимания. А лично я хотел бы побывать в Кёльнском соборе….
Готика Франции
1. Шартрский собор — католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр префектуры департамента Эр и Луар. Строительство с 1194 г. по 1220 г. Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, не реставрировался и не перестраивался.
2. Реймсский собор — был построен в XIII в., то есть позже Собора Парижской Богоматери и Шартрского собора. Начиная с периода средневековья и до XIX века этот собор был местом коронации практически всех французских монархов. Строительство с 1211 г. по 1275 г.
3. Амьенский собор — кафедральный собор католической епископии с центром в городе Амьен (Пикардия). По своему объёму (200 000 мі) он превосходит все готические соборы Франции. Строительство с 1220 г. по 1528 г.
4. Собор Парижской Богоматери — географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера. В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции. Строительство с 1163 г. по 1345 г.
5. Буржский собор — готический собор Св. Стефана во французском городе Бурж. Церковь является кафедральным собором архиепархии Буржа. Строительство с 1192 г. по 1390 г.
Готика Германии
1. Кёльнский собор — готический собор в Кёльне с высотой в 157 метров, был самым высоким зданием мира с 1880 по 1884 год. Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира. Строительство с 1248 г. по 1880 г. Место, на котором сегодня находится собор, являлось, по всей видимости, ещё в римский период истории Кёльна религиозным центром проживающих здесь христиан. Здесь, в северной части города, в течение столетий было возведено несколько поколений церквей, каждая из которых превосходила по размерам все предыдущие. Эти церкви находились внутри кольца монастырей и монастырских церквей «священного Кёльна».
2. Ульмский собор — лютеранская церковь в Ульме в немецкой земле Баден-Вюртемберг. Фактически не является собором, так как епископ Евангелической Земельной Церкви Вюртемберга, которой принадлежит храм, имеет резиденцию в Штутгарте. Сооружение является самым высоким собором в мире. Высота шатра колокольни по разным данным 161,53-161,70 метров. Башня «следующего по росту», Кёльнского собора возвышается на 157 метров от основания. Посетителям предоставляют возможность подняться на самый верх этого сооружения. Подъём выполняется по каменным винтовым лестницам. Строительство с 1392 г. по 1890 г.
Готика Англии
1. Кентерберийский собор — готический собор в Кентербери. Официальное название — Собор и Митрополитская Церковь Христа в Кентербери. Это главный англиканский храм Великобритании. Здесь расположена кафедра архиепископа Кентерберийского.
2. Вестминстерское аббатство — Соборная церковь Святого Петра в Вестминстере, почти всегда называемая Ве́стминстерское абба́тство — готическая церковь в Вестминстере (Лондон), к западу от Вестминстерского дворца. Строилась с перерывами с 1245г. по 1745 г. Традиционное место коронации монархов Великобритании и захоронений монархов Англии.
3. Солсберийский собор — готический собор Девы Марии в английском городе Солсбери, который, будучи возведён в своей основной части всего за 38 лет, считается чистейшим образцом английской готики. Он был заложен в 1220 году, освящён в 1258 году и окончательно достроен в начале XIV века.
4. Линкольнский собор — готический собор одноимённого диоцеза церкви Англии в городе Линкольн, строившийся с конца XII века по 1311 год. До обрушения в 1549 году центрального шпиля 160-метровый собор был самым высоким зданием на Земле. До его постройки рекорд высотности на протяжении тысячелетий принадлежал пирамиде Хеопса.
5. Глостерский собор — кафедральный собор Глостерской епархии. Располагается собор на месте, где некогда стояло аббатство, созданное Озриком в 681 году. Одна из самых красивых в Англии, башня собора имеет высоту 69 метров. У собора есть и другие достопримечательности, например, памятник королю Озрику, гробница Эдуарда II и красивые витражи.
6. Часовня Королевского колледжа — шедевр английской перпендикулярной готики, считаемый многими визитной карточкой университетского Кембриджа. Дата основания 1446 год. Возведённая под эгидой королевской власти для Королевского колледжа Кембриджа, часовня имеет поистине королевские размеры. Длина здания — 289 футов (88 метров), ширина нефа 12 метров, высота сводов 29 метров. Здание часовни имеет ясно читающуюся форму прямоугольного параллелепипеда, объём которого явно больше функционально обоснованных величин.
Готика Чехии
Собор Святого Вита — (полное название: кафедральный собор св. Вита, Вацлава и Войтеха) готический католический собор в Пражском Граде, местопребывание архиепископа Пражского.
Собор причисляется к жемчужинам европейской готики, является художественной и национально-исторической святыней Чехии. Строительство с 1344 г. по 1929 г.
Готика Италии
1. Дворец дожей в Венеции — памятник итальянской готической архитектуры (XIV — XV веков). Предположительно архитектором первого варианта дворца был Филиппо Календарио. Основное строительство было осуществлено с 1309 г. по 1424 г. Это главное здание Венеции было прежде всего резиденцией дожей республики. Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный суд и вершила свои дела тайная полиция. На первом этаже размещались также конторы юристов, канцелярия, службы цензоров и морское ведомство.
2. Миланский собор — кафедральный собор в Милане. Построен в стиле пламенеющей готики из белого мрамора. Строительство начато в 1386 году, однако завершилось оно лишь в начале XIX века, когда по распоряжению Наполеона закончено оформление фасада. Всемирно известная четвертая по величине церковь в мире расположена в самом центре Милана и является его символом.
3. Ка’ д’Оро или палаццо Санта-София — дворец в Венеции, на Гранд-канале в районе Каннареджо. Второе название дворца — «Золотой дом», так как при первоначальной отделке было использовано сусальное золото. Также при отделке использовался вермильон и ультрамарин. Дворец считается образцом венецианской готики. Строительство с 1425 г. по 1440 г. Дворец сменил множество владельцев и неоднократно перестраивался.
Это лишь небольшая часть готического искусства, которые стоит посмотреть, также скульптуры, книги, фрески, витражи и многое другое…
ekabu.ru
Готика в архитектуре | Деловой квартал
Франция: ранняя готика
Все важнейшие элементы готики: стрельчатые арки, нервюрные своды и аркбутаны – встречались уже в романских зданиях. Широкое использование всех этих элементов во Франции в XII в. привело к возникновению стиля, доминировавшего в европейской архитектуре в течение 350 лет. Для него характерны здания с подчеркнутыми вертикалями, облегченными стенами, хорошо освещенные через большие окна, застекленные дорогим цветным стеклом.
По мере эволюции стиля, эти черты также получали все большее и большее развитие. Скульптурные украшения ранней готики следовали поздним романским формам, но к XIII в. готический стиль полностью освободился от этого влияния как в формах, так в деталях украшений.
Нервюрный свод
В нервюрных сводах, таких как этот свод XIII в., дерево использовалось лишь для ребер, а сам свод был каменным, что ускоряло строительство.
Западный фасад. Собор в Шартре
На этом фасаде видны три портала, соответствовавшие нефам, круглое окно-роза и две башни. Такая композиция типична для готического портала.
Стрельчатые арки. Аббатство Понтиньи
В соборе аббатства преобладают стрельчатые арки. Их форма подчеркивает устремление ввысь готических соборов. Их можно было использовать как в квадратных, так и в прямоугольных пролетах, что существенно увеличивало возможности планировки.
Франция: лучистая и пламенеющая готика
Ранняя готика во Франции сменилась лучистой (середина XIII в.) и затем пламенеющей (до XVI в.). Оба периода получили свое название по характеру декора и резьбы в виде расходящихся лучей и языков пламени. Изменения в это время в основном касались декоративных, а не конструктивных аспектов. Здания достигли большей высоты – до 48 м, например в соборе Бове, стены делались все более легкими, арочные проемы увеличивались, все больше использовались витражи.
В пламенеющей готике, появившейся в конце XIV в. и распространенной до конца XVI в., к этим чертам добавился обильный декор. Изменения коснулось в первую очередь внешнего вида зданий, хотя некоторые детали интерьеров также отошли от прежней простоты.
Переходный стиль резьбы. Собор Сент-Уан. Руан
Западное окно с похожей на пламя наружной ажурной резьбой, демонстрирует переход от лучистого к пламенеющему стилю.
Пламенеющий стиль. Собор Труа
Относящийся к XVI в, западный фасад собора в Труа – яркий пример пламенеющей готики с архитектурным декором, напоминающим языки пламени.
Глухая аркада. Собор. Бове
Каждая деталь портала трансепта собора в Бове украшена, причем здесь использована «слепая» ажурная резьба, в которой промежутки между каменным узором заполнены не стеклом, а камнем.
Франция: готические жилые дома и замки
Во Франции готического периода было построено множество укрепленных городов, замков, жилых домов и административных зданий, значительное число которых сохранилось до наших дней.
В этих зданиях формы обычно были очень конструктивны. Декор и в церквях, и в жилых домах был одинаков: украшались окна, контрфорсы. В отличие от церквей, однако, особое внимание уделялось лестничным клеткам, которые часто делались выступающими из фасада и формировали главный вход здания. По лестнице можно было попасть в различные помещения. В отличие от Англии, в средневековой Франции
главный зал не являлся центром дома.
Декор входа. Герцогский дворец. Нанси (1502-1544 гг.)
Вход в Герцогский дворец со стороны улицы украшен в стиле пламенеющей готики, хотя здесь использованы и другие элементы, а также натуралистичные украшения в виде листвы. Верхний этаж украшен орнаментом в виде ракушек, пилястрами и панелями с портретами.
Ранняя английская готика
В начале XIX в. архитектор Томас Рикман разделил английскую готику на три периода: раннюю, украшенную и перпендикулярную. В Англию готический стиль принес французский мастер Гийом из Санса, начавший в 1174 г. (примерно через тридцать лет после формирования этого стиля во Франции) перестройку восточной части собора в Кентербери. Стиль стал быстро развиваться, и уже ранние английские готические здания (построенные примерно в 1170-1280 гг.) отличаются от французских образцов того времени, как в плане, так и в деталях. Для английских зданий в целом характерны более прямые линии и более четкое разделение на составляющие части и, как следствие, меньшая пространственная целостность.
Фасад Беверли-Минстер (начало XIII в.)
Это здание сочетает в себе черты, характерные для раннего английского фасада: стройные ланцетовидные окна, дверные проемы, разделенные группами колонн с четырехлопастной аркой над ними; выступающие контрфорсы и круглые окна.
Ланцетовидные окна. Ундя-Черч
Окно этой церкви состоит из пяти ланцетовидных проемов, без какой-либо ажурной резьбы. Каменные стойки между проемами стали настолько тонкими, что по сути, являются каменными прутьями – черта, позднее полупившая развитие в украшенном стиле. Над окном расположен выступающий каменный поясок, или слезник, закрывающий их от дождя.
Двойной трансепт. Собор в Солсбери (начат в 1220 г.)
За исключением башни XIV в., собор относится к периоду ранней английской готики. В английских готических церквях трансепты иногда были двойными.
Ранняя английская готика: интерьеры
Интерьеры ранней английской готики отличались от французских более широкими пролетами арок и большей склонностью к использованию горизонтальных линий. Величественные соборы и церкви этого периода имеют плавные удлиненные формы, причем линии в равной степени увлекают взгляд в горизонтальном и в вертикальном направлении. Интерьеры не воспринимаются как единое целое. В плане они членятся на отдельные части. Нет единства и в деталях декора. В интерьерах используется большое количество колонн, часто сделанных из мрамора или другого роскошного камня. В поздний готический период широко использовали нервюры как декоративный элемент.
Собор. Линкольн
Собор в Линкольне, строительство которого было начато в 1192 г., является одним из лучших в ранней английской готике. В нефе, показанном на иллюстрации. доминируют горизонтали. подчеркнутые широкими пролетами, отсутствием высоких колонн, ребрами свода.
В северном трансепте собора стволы колонн несут капители с глубоко прорезанным лиственным орнаментом. Некоторые капители без орнамента.
Опоры собора в Линкольне характерны для ранней английской готики. Они украшены пучками тонких колонн из мрамора. Колонны с резьбой вверху и внизу. Широкие пролеты аркады центрального нефа и трифория собора в Линкольне подчеркивают его горизонтальную протяженность.
Орнамент, называемый «собачий зуб», на самом деле представляет собой цветок с четырьмя лепестками, в центре которого расположен заостренный выступ.
Англия: украшенная готика
Украшенная готика преобладала в Англии примерно в 1290-1350 гг. Как видно из названия, для этого стиля в целом характерно обилие украшений и декоративной структуры. Здания, построенные в этот период, очень разнообразны. Некоторые из них – С большими и высокими витражами, другие сходны с раннеанглийской готикой в своей сдержанности и строгости. Разнообразна и каменная резьба, для которой характерны разнообразные орнаменты: геометрический, сетчатый – и растительные узоры, разбивавшие окна на все большое число составляющих частей.
Башня. Блоксем
Эта башня – характерный пример украшенной готики. Она завершается острым шпилем, имеет диагонально расположенные угловые башенки и обилие резного декора.
Угловые контрфорсы заканчивались пирамидальными башенками – пинаклями и декоративным фиалом в виде резного шпиля. Детали, характерные для украшенной готики.
Консольным карнизом называют выступающие каменные блоки, или консоли, поддерживающие вышерасположенную кладку. В данном случае такой карниз богато декорирован сложным орнаментом.
Элинор-Кросс. Нортгемптон
Одно из наиболее ранних произведений украшенной готики – часовня с крестом, в Нортгемптоне, построенная в 1290-е гг. на пути, по которому везли тело жены Эдуарда Элеоноры Кастильской.
Англия: интерьеры в стиле украшенной готики
Стрельчатые арки стали одним из характерных элементов английской украшенной готики. Они располагались и на фасадах и в интерьерах. Из них состояли порталы зданий. Усилия зодчих сосредоточились не столько на конструктивной, сколько на декоративной стороне архитектуры. Стены практически исчезли. Их заменили решетка окон и арочные проемы, своды приобрели сложный арочный рисунок. Характерен для этого времени веерный свод – это нервюрный свод, в котором нервюры исходят из одного угла, образуя рисунок, напоминающий веер. Резная ли-ства, служившая, в частности, для украшения капителей, стала более сложной и менее стилизованной, чем ранее, и украшения, если их использовали, были богаче.
Четырехлистный цветок. Собор. Или
В этом соборе XIV в. арки и пространство над ними были украшены орнаментами, в том числе в виде четырехлистников. Такой орнамент характерен как для украшенной готики, так и для перпендикулярной.
Ранний украшенный стиль. Собор. Личфилд
Неф собора украшен геометрическим ажурным узором, его опоры с пучками колонн покрыты ромбовидным орнаментом.
Фасады зданий перпендикулярного стиля
Основной чертой перпендикулярной готики стало преобладание прямых линий, как горизонтальных, так и вертикальных. Окна и поверхности стен часто разделены каменной резьбой на ряды прямоугольных панелей. Стало популярным сооружение небольших капелл во дворцах, аббатствах, университетах. Перпендикулярный стиль не похож на каком-либо европейский архитектурный стиль и явился завершающим этапом развития готики, которая в других странах времени уже переживал свой упадок или сменилась ренессансной архитектурой.
Капелла Кингз-Колледж. Кембридж (1446-1515 гг.)
Строительство капеллы было начато в 1446 г., но из-за войны Алой и Белой розы закончилось лишь в 1515-м г. Как и часовня св. Стефана в Вестминстере, это здание построено по образу Сент-Шапель в Париже, с большими витражами, практически заменившими стену.
Арка с четырьмя центрами. Йелвертофт
Помимо прямоугольных панелей стены и прямых средников окна, окно северного придела церкви Йелвертофт в Нортгемптоншире имеет четырехцентровую арку. Для того чтобы ее начертить, требуется провести четыре окружности, отсюда и ее название.
Англия: интерьеры перпендикулярного стиля
Первый последовательно перпендикулярный интерьер в готическом стиле – придел собора в Глостере, строительство которого было начато в 1337 г. Стены и окна этого придела разделены ажурной резьбой на панели, колонны поднимаются до основания сложного веерного свода. Это – главные черты интерьеров перпендикулярного периода, лучшие образцы которого представлены в капеллах Виндзорского замка, в Кембридже, Вестминстере. Но этот стиль был характерен и для приходских церквей того времени.
Капелла Кингз-Колледж. Кембридж
Величественные архитектурные памятники перпендикулярного стиля были построены враждующими ветвями династии во время войны Алой и Белой розы (1455-1485 гг.). Капелла Кингз-Колледж была закончена после окончания войны Тюдорами и украшена их геральдическими знаками в западной части здания, в то время, как для остальных частей характерна простота линий и отсутствие декора. Розы и решетки Тюдоров украшают стволы колонн, а королевский герб расположен под огромными окнами.
Веерный свод – это тип свода, нервюры которого исходят из одного угла, имеют одинаковую кривизну и расходятся наподобие веера.
Для перпендикулярного стиля характерны простота плана и внимание к единству объема. Капелла Кингз-Колледж не имеет трансепта и боковых нефов.
Англия: готика в светской архитектуре
Готический стиль в светской архитектуре Англии был распространен так же широко, как в церковной, но со временем требования к подобным зданиям менялись, они перестраивались или сносились, и поэтому до нашего времени их сохранилось мало. В ранних образцах функциональность господствовала над формой, и церковная готика претерпевала изменения, чтобы вписаться в светский контекст. В целях безопасности сокращалось количество дверей и окон, которые, к тому же, поднимались выше от земли, поскольку обильное застекление на нижних уровнях было недопустимо. Дополнительные архитектурные средства требовались для оформления таких элементов, как камины, дымоходы, кухонные и жилые помещения.
Замок Стоксэй (основан в 1285 г.)
Почти все английские феодальные поместья имеют схожую форму, практически не встречающуюся в европейской архитектуре: большой центральный зал (здесь обозначенный высокими окнами). к которому прилегают господские покои с одной стороны и служебные помещения с другой. В поместье Стоксэй. Шропшир, имеется также защитная башня, а когда-то оно было окружено крепостной стеной со рвом.
Оборонительное сооружение: Маркенфилд- Холл (начало XIV в.)
В Маркенфилде. Йоркшир, центральный зал расположен на втором этаже, что позволяет поднять его большие арочные окна высоко над землей. Все прочие окна и двери отличаются небольшими размерами.
Парапеты оборонительных сооружений часто нависали над поверхностью стены, образовывая ячейки, сквозь которые можно было направлять оружие на нападающих. Такие ячейки назывались амбразурами.
Испания и Португалия
Готика в Испанию пришла в конце XII в. К этому времени мавры были вытеснены с большей части Иберийского полуострова, и в окрепших христианских государствах началось строительство. В ранней готической архитектуре здесь заметно влияние Франции, но вскоре собственные строительные традиции привели к созданию национального стиля, часто сурового и громоздкого. Интерьеры отличались легкостью и изяществом. Испанский готический стиль просуществовал до XVI в., отчасти черпая вдохновение в исламской архитектуре и все в большей степени делаясь декоративным, что было также характерно и для португальской готики.
Западный фасад. Собор. Бургос (начат в 1221 г.)
В западном фасаде собора в Бургосе, с тремя порталами, окном-розой и башнями чувствуется сильное влияние французской готики. Верхние ярусы башен, пристроены в XV в. Они значительно ближе собственно испанскому стилю. Внутренней двор, окруженный крытой галереей с аркадой, являвшийся важным элементом каждого монастырского комплекса.
Стиль мануэлино. Женский монастырь Жеронимуш в Белене. Лиссабон (начат в 1502 г.)
В конце XV-начале XVT в. в Португалии сложился свой национальный стиль – мануэлино, связанный со временем правления короля Мануэла I. Для него характерно богатое украшение зданий витыми колонками и резным орнаментом, а также использование необычных мотивов: морских канатов, якорей, кораллов.
Северная и Центральная Европа
В Средние века значительная часть Северной и Центральной Европы находилась в пределах Священной Римской империи или (как Нидерланды) под контролем германской епархии в Кёльне. В этих областях готика медленно вытесняла романскую архитектуру, и первые готические здания появились здесь не ранее середины XIII в., значительно позднее распространения этого стиля во Франции, Англии и Испании. Затем стиль быстро распространился, дав живое разнообразие форм, которые стали одними из наиболее великолепных образцов поздней европейской готики.
Кёльнский собор
Построенный в XIX в. в соответствии с проектами XIII в., западный фасад, как и весь собор и вообще ранняя германская готики, использует, в основном, формы лучистого стиля.
Собор с венцом капелл, с умеренно выступающим трансептом и простой схемой сводов мало отличается от аналогичных французских зданий своего времени.
Ранние готические здания Северной и Центральной Европы часто отличались особенно изящной резьбой по камню, как капитель из собора в Кёльне.
Поздняя готическая капитель
Эта капитель со стилизованными листьями – типичный пример позднеготической резьбы.
Италия
Итальянская готика была самой кратковременной и наименее последовательной из европейских готических стилей. Устремленность вверх готических зданий Франции и других стран достигалась здесь лишь изредка и, видимо, не слишком нравилась; романский стиль продолжал существовать параллельно с готическим. Архитекторы тщательно избегали аркбутанов, камень имел большое значение в отделке фасадов итальянских готических зданий. В светских зданиях архитектурный язык готики был воспринят с большим энтузиазмом, особенно в устройстве многочисленных балконов и аркад, удобных в мягком средиземноморском климате.
Собор. Орвието (XIV в.)
Готические элементы в наибольшей степени использовались в фасадах, но и то вос-принимались в чисто декоративном аспекте. В соборе в Орвието фронтоны и пазухи арок покрыты цветной мозаикой, и все готические детали: остроконечные щипцы, башни, окно-роза – все это воспринимается как графический рисунок на плоскости.
Романские формы. Собор. Кремона
В Италии купола были популярны в течение всего готического периода, и стрельчатые арки так и не вытеснили полностью полукруглые, что можно видеть на примере этого окна в соборе в Кремоне. Здесь видно также влияние Востока – результат торговых связей Италии с исламским миром.
В итальянских готических зданиях меньше применялись аркады, разрушающие плоскость стены, возможно, из желания сохранить ее для фресок. В верхней части этого окна XIII в. лишь небольшая площадь занята стеклом.
Смотрите также:
delovoy-kvartal.ru