Топ-10 зданий в стиле конструктивизма на Урале
Сто лет назад, в 1920 году, в советской России родился термин «конструктивизм». Первыми конструктивистами стали себя называть художник и плакатист Александр Родченко, а также живописец, график и дизайнер Владимир Татлин. Хотя само направление возникло несколькими годами раньше — практически сразу после Октябрьской революции в качестве одного из течений нового авангардного и пролетарского искусства, в основу которого был заложен утилитаризм. В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевающего забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство — народу.
В архитектуре конструктивизм стал единственным стилем XX века, созданным в России. Он выделился стремлением выразить функциональность здания художественными средствами, причем эта задача решалась работой с материалами и формой. Здания, построенные в конструктивистском стиле, как правило, отличают монолитность (визуальная целостность образа), сегментированность (четкое архитектурное деление на отдельные фигуры и секции в контексте цельности), масштабность (объекты возводились многоэтажными и растянутыми по горизонтали), объемные решения (массивные опоры, плоские крыши, удлиненные оконные проемы), отказ от декора, ровная, приглушенная цветовая палитра.
Промышленные города Уральского региона, начавшие активно развиваться в годы первых пятилеток, в 1930-е обзавелись многими зданиями, построенными в стиле конструктивизма. «Эксперт-Урал» представляет свою версию первой десятки самых знаковых среди них, сохранившихся на территории Большого Урала.
1. Белая башня в Екатеринбурге
Объект высотой 29 метров построен в 1929 — 1931 годах по проекту архитектора Моисея Рейшера в качестве водонапорной башни для постоянного снабжения соцгорода, создававшегося в то время в Свердловске при Уральском заводе тяжелого машиностроения. Архитектурный образ Белой башни — классический пример объединения функции, конструкции и формы. Это инженерное сооружение вошло во многие отечественные и зарубежные издания и учебники как образец архитектуры конструктивизма. С развитием городской водопроводной сети в 1960-х годах башня была выведена из эксплуатации. В 2012 году Росимущество передало объект в безвозмездное пользование архитектурной группе Podelniki, которая организовала консервацию и постепенное восстановление башни. Сегодня здесь проводятся экскурсии, ведется сбор средств на создание проекта реконструкции.
2. Гостиница «Исеть» в Екатеринбурге
Одиннадцатиэтажное здание гостиницы «Исеть» необычной полукруглой формы, сверху напоминающее серп, построено в центре Свердловска в 1929 — 1932 годах. Проектировалось как «общежитие для одиноких, малосемейных и командированных» сотрудников Объединенного государственного политического управления (ОГПУ). Проект разрабатывала группа архитекторов под руководством Ивана Антонова. Объект стал частью архитектурного ансамбля с официальным названием «Жилой комбинат НКВД», больше известного как Городок чекистов. В качестве гостиницы здание используется с 1962 года.
3. Дом контор в Екатеринбурге
Дом контор, спроектированный архитекторами Георгием Валёнковым и Владимиром Смирновым, построен в Свердловске в 1929 году для размещения торговых предприятий и банка Союза сельскохозяйственной кооперации. Здание имеет четыре этажа (на первом окна служили витринами магазинов), эффектный скругленный угол. Объект получил типичные для конструктивизма черты — сплошное ленточное остекление и протяженные фасады. Сегодня Дом контор продолжает выполнять изначальную миссию: здесь все также располагаются различные организации и магазины. Здание является объектом культурного наследия регионального значения.
4. Дом чекистов в Перми
В Перми также есть конструктивистское здание, обязанное появлением органам госбезопасности. Это Дом чекистов с семиэтажной башней, построенный в 1929 — 1932 годах по проекту архитектора Николая Шварёва. Якобы, по замыслу властей, здание было построено в виде буквы «С» — первой буквы в фамилии Сталин. Но это всего лишь легенда. Дом возведен как элитное жилье — с прачечной и библиотекой. Квартиры в доме давали представителям партийной элиты, руководителям крупных заводов, силовых ведомств. Объект признан памятником культурного наследия регионального значения как один из ярких примеров советского конструктивизма. Нуждается в реконструкции.
5. Гостиница «Центральная» в Перми
Еще одно знаковое здание в стиле конструктивизма в Перми — гостиница «Центральная». Строительство велось в 1930 — 1933 годы по проекту архитектора Федора Морогова. Благодаря применению оригинального приема, скошенному углу, облик здания получил простоту и в то же время завершенность. Три ровных ряда окон и находящиеся под ними три двери — еще один простой архитектурный прием, придающий гостинице строгий вид. До начала 1950-х годов гостиница «Центральная» была самым высоким зданием города — 20 метров. Объект является памятником культуры федерального значения.
6. Здание треста «Башкиргеология» в Уфе
Четырехэтажное здание треста «Башкиргеология» построено на центральной улице Уфы в 1932 — 1933 годах. Архитектор Валентин Вайднер предложил простую и рациональную конфигурацию здания, функционально сгруппировав помещения кабинетов научных сотрудников, лабораторий, музея геологических образцов. Объект имеет форму прямоугольника. Центральный ризалит обрамлен двумя входами, которые продолжены вертикальным остеклением лестничных клеток. Ряды больших окон отделены друг от друга межэтажными глухими поясами стен, их гладкие поверхности придают особую контрастность. Отсутствие декора компенсируется по пространству фасада выразительными пропорциями отдельных деталей. Обращают на себя внимание высокие парапеты, за которыми скрыта поделенная на неравные по площади участки крыша. Здание включено в реестр охраняемых объектов регионального значения. В наши дни здесь размещаются Российский фонд обязательного медицинского страхования по Республике Башкортостан и Управление по делам архивов при правительстве Республики Башкортостан.
7. Дом специалистов в Уфе
Пятиэтажный жилой Дом специалистов в стиле постконструктивизма (своеобразное сочетание конструктивизма и сталинского ампира) строился в Уфе долго, в два этапа. Первый и второй корпуса возводились в 1933 — 1937 годах, третий — в 1942 году. В качестве строительного материала использовался кирпич от разобранного Воскресенского собора — главного храма города. На фоне гладких стен верхних этажей попарно размещены большие окна, гладкие поверхности между ними разделены каннелюрованными столбами. Остекленные вертикали лестничных клеток напоминают о том, что дом начинали строить в эпоху господства конструктивизма. Здание — объект культурного наследия Российской Федерации.
8. Дом правительства в Ижевске
Дом правительства (Дом Советов) расположен в исторической части Ижевска и составляет доминанту окружающей застройки. Возведен в 1932 — 1934 годах из кирпича по проекту ижевского архитектора Петра Попова на объемах здания Военного собрания (начало XIX в.). Одно из крупных сооружений советской общественной архитектуры города эпохи конструктивизма. В выразительном решении фасадов получили развитие мотивы свердловской архитектурной школы. Четырех- и пятиэтажное здание с большим и светлым вестибюлем в нижнем этаже имеет в плане близкую к Г-образной форму. В объемной композиции выделяется высокая закругленная угловая часть. Западное крыло, надстроенное на здании Военного собрания, вынесено самостоятельным объемом. Северное крыло выразительно благодаря мощному ризалиту, выступающему от протяженной плоскости стены. С размеренным ритмом прямоугольных окон и плоских лопаток в простенках контрастирует сплошное остекление ризалита и мощный вынос межэтажного (на уровне подоконников пятого этажа) и венчающего карнизов. Порталы входных групп «в ассирийском духе» акцентированы мощными круглыми колоннами.
9. Здание Главпочтамта в Челябинске
Кирпичное здание челябинского Главпочтамта с угловым расположением построено в 1936 году по проекту архитектора Николая Футукова. Два боковых трехэтажных крыла вытянуты вдоль улиц, мерный ритм их оконных проемов подчеркивает горизонтальную протяженность. Переход к центральной угловой четырехэтажной части, увенчанной ранее аттиком (ныне отсутствует), осуществляют два симметричных, вертикально акцентированных четырехэтажных объема. Центральный угол выделен сплошным вертикальным остеклением лестничной клетки. Цокольная часть углового объема выполнена в виде открытой площадки-крыльца с металлическим ограждением, с лестницами, ведущими к двум главным входам. Над площадкой — широкий козырек. Ранее на угловом постаменте крыльца стояла скульптура Сергея Кирова. В конце XX века проведена реконструкция здания, в ходе которой надстроены трехэтажные крылья, выполнено завершение центральной угловой части в виде башни со шпилем. Однако дух конструктивизма, заложенный в этом объекте, прослеживается и сегодня.
10. Дом-коммуна инженерно-технических работников в Нижнем Тагиле
Одно из самых интересных довоенных сооружений в Нижнем Тагиле — построенный в 1935 году и ставший памятником архитектуры регионального значения Дом-коммуна инженерно-технических работников (известен так же, как Дом дирекции). Возведен по приказу Серго Орджоникидзе для закрепления инженерных кадров на Уралвагонзаводе и является одним из последних в городе памятников эпохи конструктивизма. Архитектор — Моисей Гинзбург. Строгий силуэт здания оживляют вынос углового балкона на консолях, невысокие тяжеловесные пилоны, фланкирующие главный вход, и возвышающиеся над ним две арки с ленточным членением. Изначально пилоны должны были венчать фигуры рабочих, но скульпторы, выполняющие декоративную отделку дома, заменили их на огромные шары. К сожалению, в наши дни шары не сохранились.
Новости Коломны — Коломенский конструктивизм. Архитектура, которую мы потеряли
2022-12-18T14:35:00.000Z
2022-12-18T14:35:00.000Z
https://kolomna-spravka.ru/news/45635
https://kolomna-spravka.ru//storage/news/45/45635/b_639c72e69c46c7.81034095.jpg
ООО Медиахолдинг Ять
https://kolomna-spravka.ru/design/images/logos/logo.png
140410, г. Коломна, ул. Фрунзе, д. 46, 3 этаж, офис 273
+74966124009
ООО Медиахолдинг Ять
https://kolomna-spravka.ru/design/images/logos/logo.png
140410, г. Коломна, ул. Фрунзе, д. 46, 3 этаж, офис 273
+74966124009
Конструктивизм – направление в искусстве, в том числе и в архитектуре, зародившееся в начале ХХ века в России и продолжавшее активно развиваться в СССР до середины 1930-х годов.
Большинство из тех, кто примкнул к течению конструктивистов, призывало художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтало о новом гармоничном человеке, который живет в благоустроенном городе и пользуется удобными вещами.
В 1930-е годы в Коломне было построено полтора десятка объектов в стиле конструктивизма: Госбанк, Центральная больница, банно-прачечный комбинат, фабрика-кухня, учебный комбинат, рабочий клуб, профилакторий, Дворец культуры, школа, две пожарные станции и целый рабочий поселок. В настоящее время некоторые из них имеют статус объекта культурного наследия, однако это, увы, не спасает ни от разрушения, ни от варварской реставрации. В нашей рубрике «Утраченная Коломна» мы рассказываем о памятниках конструктивизма с самой грустной судьбой.
ДК «Тепловозостроитель» (Дворец культуры завода им. В.В. Куйбышева)
Дворец культуры был построен в 1934 году по проекту известных московских архитекторов – Якова Корнфельда и Михаила Синявского (между прочим, автора проекта Московского планетария) по инициативе руководства Коломенского машиностроительного завода. Это было двухэтажное здание с двумя зрительными залами по 400 мест, библиотекой, читальней, спортивным залом и отдельными комнатами для всевозможных кружков.
Замечательным было сочетание узкого вертикального окна и полукруглого балкона на фасаде. Проект тогда очень понравился, он даже использовался в качестве типового в разных городах страны. Главная особенность – наличие зала с местами, расположенными амфитеатром, механизированная сцена, объединение сцены и зала. Впрочем, все это сохранилось только на старых фотографиях и в воспоминаниях современников: в 1952 году зал был реконструирован в духе сталинского ампира и перестал сочетаться с остальным зданием в стиле конструктивизма.
Еще одна утрата случилась совсем недавно: в ходе капитального ремонта в 2018 – 2020 годах был уничтожен балкон, и оригинальная композиция фасада оказалась нарушена.
Егор Егорычев, архитектор:
«Памятники коломенского конструктивизма – это широчайшая типология зданий: госбанк, школа, учебный комбинат, рабочий клуб, Дворец культуры, многоквартирные жилые дома, один из корпусов Коломзавода. .. Активное строительство в 1920 — 30-е годы резко изменило жизнь и быт советского человека, достаточно лишь посмотреть на названия объектов, и многое станет понятным. Эти здания – целый пласт истории и культуры, правда, не такой растиражированный, как, например, XVIII-XIX век. Поэтому я очень надеюсь, что коломенцы обратят внимание на их историческую и художественную ценность и перестанут уничтожать собственное наследие».
Хирургический корпус Коломенской областной больницы
В 1937 году рядом с Коломенским диспансером (ныне известным как поликлиника № 1) открылся хирургический корпус на 200 мест: трехэтажное здание с полукруглым остекленным эркером-лестницей – довольно частый прием в конструктивизме.
Но к этому времени конструктивизм уже впал в немилость: на смену ему победно шествовал сталинский ампир, знаменовавший поворот от новизны во всем к тотальному консерватизму. Дань новому фавориту – ампирному стилю – декоративные элементы на фасадах здания: карнизы и ребристые, с каннелюрами простенки между окнами второго и третьего этажей.
В 2021 году при проведении капитального ремонта старый хирургический корпус лишили всех декоративных элементов. Его фасад надстроен, оригинальные окна утрачены. В результате еще одно здание в стиле конструктивизм оказалось утраченным.
Банно-прачечный комбинат
После революции понятие «общественная баня» претерпело существенные изменения. Советская баня должна была ассоциироваться с символом нового быта и нового человека.
Здание Коломенского банно-прачечного комбината построено по проекту А. Васильева и Л. Пономаревой, учеников известных архитекторов-конструктивистов Леонида и Виктора Весниных и Моисея Гинзбурга.
В плане оно имеет Г-образную форму и состоит из двух корпусов, соединенных полуцилиндрическим объемом, в котором помещается лестница на углу Молочной площади. Одноэтажный корпус с механической прачечной расположен на улице Уманской, перпендикулярно ему – двухэтажный корпус бань. В глубине участка был бассейн: низкая прямоугольная постройка с пятиэтажной башней-котельной.
Полуцилиндр основного здания несет в себе множество замечательных элементов конструктивизма: панорамные окна, плоский полукруглый козырек, прямоугольный аттик над скатной кровлей.
Увы, реконструкция, «бессмысленная и беспощадная», добралась и сюда: несколько лет назад снесли бассейн, уничтожили интерьеры, сильно исказили и упростили фасады банного корпуса… И это при том, что банно-прачечный комбинат имеет официальный статус объекта культурного наследия.
Госбанк
Еще один объект культурного наследия, при взгляде на который сердце обливается кровью, – здание Госбанка на улице Октябрьской Революции. Строилось оно, вероятнее всего, в две очереди: в 1931 году появилась правая часть с уже хорошо знакомыми нам полуцилиндрическим объемом и вертикальными окнами, а в 1938 году к нему пристроено левое крыло с большими прямоугольными окнами и пилястрами по фасаду.
Судя по архивным фотографиям, изначально крыша Госбанка выглядела по-другому: не было карнизных свесов, и возникало ощущение, что она плоская. В остальном здание неплохо сохранилось благодаря тому, что реконструкции поздних лет как-то обошли его стороной. Но с тех пор, как выехал расчетно-кассовый центр, который был здесь в последние годы, здание стоит пустым и никем не охраняется. Объект культурного наследия и памятник конструктивизма стал пристанищем людей с антисоциальным поведением и медленно, но верно разрушается.
Пожарная часть
Точный год постройки пожарной части в Щурове нам неизвестен, но это тоже 30-е годы. Здание включало в себя гараж и каланчу — дозорную башню, с которой дежурные обозревали окрестности.
Постройка интересна своей асимметричной композицией и консольными пластинами балконов. Стоит отметить удачную, прямо в духе супрематизма покраску фасадов в серо-желтой гамме, явно не имеющую никакого отношения к первоначальному проекту. После того как пожарная часть выехала отсюда, здание вплоть до последнего времени использовалось в качестве гаража. Но в конце 2019 года владельцы цементного завода снесли его в один день. Так погиб памятник коломенского конструктивизма, правда, никем не признанный.
При подготовке были использованы исследовательские материалы
Евгении Стахановой и Егора Егорычева
Фото: Наталья Меликова
Нам интересно Ваше мнение о материале
Экскурсия по конструктивистской архитектуре Москвы · Городское воображение
Когда мы подъедем к нашей следующей остановке, Дому Наркомфина, постарайтесь не обращать внимания на разрушение здания и представьте, что живете внутри вместе со многими другими.
Вид со стороны Дома Наркомфина около 1929 года
Дом Наркомфина в ХХ веке
Старая печь в одном из коммунальных подъездов.
Старая печь в одном из коммунальных подъездов.
Здание также является образцом архитектуры OSA в стиле конструктивизма. Созданный Моисеем Гинзбургом, он в настоящее время является памятником культурного наследия в реестре культурного наследия России. Коммунальные удобства преобладали в жилых помещениях, так как жители делили кухни и прачечные в истинно социалистическом стиле. Возможно, ключевая фраза при описании этого сайта — «социальный конденсатор».
В соответствии с целью OSA по решению социальных проблем, здание Наркомфина использовалось для решения проблемы изоляции, с которой столкнулись градостроители. Здание должно было стать меньшим, более сплоченным сообществом среди городской суеты и анонимности. Чтобы усилить ощущение общности, было добавлено множество удобств, таких как библиотека, магазин, столовая, конференц-залы и солярий на крыше. Коридоры поощряли соседей к общению и формированию значимых отношений.
Аудитория в доме Наркомфина, где показаны общие помещения жильцов.
Зрительный зал в доме Наркомфина с изображением мест общего пользования жильцов.
Идея «социального конденсатора» была ключевой для архитектуры OSA и ее использования в жилых домах и квартирах в коммунистическом стиле. Архитекторы OSA выступали за коллективную жизнь; в то время как жители получили частное помещение с одной камерой, удобства и жилые помещения должны были быть общими. Эта общинная жизнь использовалась для того, чтобы собираться и стимулировать массы действовать социально и работать единообразно. Гинзбург утверждал, что архитектура должна «обуздать активность масс и «стимулировать, но не диктовать» их переход в «социально высший образ жизни»» 9.0023 1 Очень простое и эстетически скучное снаружи здание в конструктивистской форме служило практической цели предоставления столь необходимого жилья, а также объединения людей для формирования более единого общества. Кроме того, использование внутренних удобств соответствовало современному и передовому промышленному статусу и статусу первого мира, которого пыталась достичь Россия, и который изначально был продвинут в башне Талина за счет собственного использования современных и передовых технологий и удобств. Эти передовые возможности и пространства, которые были у жителей, соответствовали конструктивистскому стилю передачи более развитой и благополучной России. Современность здания в сочетании с его общими пространствами была призвана создать идею утопического стиля тесного проживания, при котором все жильцы и соседи могли бы гармонично жить вместе в одном совершенном коммунистическом обществе.
Фотография дома Наркомфина, сделанная в 2007 году, на которой видно, как здание обветшало.
Здание все еще используется, несмотря на его состояние.
Сегодня здание находится в очень ветхом состоянии и находится в списке зданий, находящихся под угрозой исчезновения ЮНЕСКО, хотя на удивление оно все еще частично обитаемо и используется. Такие мероприятия, как занятия йогой, проводятся на верхнем этаже, а некоторые комнаты все еще заняты. Тем не менее, здание, когда-то являвшееся символом гармоничного коммунистического общества и современности, в настоящее время является бельмом на глазу на своей площади. Его структура и предназначение для коммунальной жизни и улучшенных удобств ухудшились вместе с упадком идеи доминирующего советского коммунистического государства и преодолением этой идеи через конструктивизм.
Переходя к следующей форме конструктивизма, мы размышляем о наших сайтах OSA. Хотя в то время эти сайты были очень популярны, они также боролись с социальным консерватизмом и городской стабильностью. Хотя цели архитекторов ОСА «разгрузить город» были обоснованными, советское правительство не оказало большой поддержки их работе. Тем не менее, многие структуры, представляющие архитектуру OSA, остаются и продолжают функционировать. Такие здания, как Наркомфин и другие квартиры в стиле ОСА, символизируют новый русский стиль коммунального жилья и жизни и подчеркивают утопическое видение России как общества, в котором самые важные материалы, люди, могли бы сотрудничать, чтобы сформировать более совершенную коммунистическую систему. состояние.
1. Кэткарт-Киз, Эшлин. «Московский дом Наркомфина: советский проект …» The Guardian . The Guardian, nd Веб. 23 октября 2016 г. https://www.theguardian.com/cities/2015/may/05/moscow-narkomfin-soviet-collective-living-history-cities-50-buildings.
Фотография дома Наркомфина, сделанная в 2007 году, на которой видно, как здание обветшало.
Здание все еще используется, несмотря на его состояние
Сегодня здание находится в очень ветхом состоянии и внесено в список зданий ЮНЕСКО, находящихся под угрозой исчезновения, хотя на удивление оно до сих пор частично обитаемо и используется. Такие мероприятия, как занятия йогой, проводятся на верхнем этаже, а некоторые комнаты все еще заняты. Тем не менее, здание, когда-то являвшееся символом гармоничного коммунистического общества и современности, в настоящее время является бельмом на глазу на своей площади. Его структура и предназначение для коммунальной жизни и улучшенных удобств ухудшились вместе с упадком идеи доминирующего советского коммунистического государства и преодолением этой идеи через конструктивизм.
Переходя к следующей форме конструктивизма, мы размышляем о наших сайтах OSA. Хотя в то время эти сайты были очень популярны, они также боролись с социальным консерватизмом и городской стабильностью. Хотя цели архитекторов ОСА «разгрузить город» были обоснованными, советское правительство не оказало большой поддержки их работе. Тем не менее, многие структуры, представляющие архитектуру OSA, остаются и продолжают функционировать. Такие здания, как Наркомфин и другие квартиры в стиле ОСА, символизируют новый русский стиль коммунального жилья и жизни и подчеркивают утопическое видение России как общества, в котором самые важные материалы, люди, могли бы сотрудничать, чтобы сформировать более совершенную коммунистическую систему. состояние.
1. Кэткарт-Киз, Эшлин. «Московский дом Наркомфина: советский проект …» The Guardian . The Guardian, nd Веб. 23 октября 2016 г. https://www.theguardian.com/cities/2015/may/05/moscow-narkomfin-soviet-collective-living-history-cities-50-buildings.
Конструктивистский проект — Greyscape
В течение 20 лет после Октябрьской революции 1917 года в новом СССР наблюдался расцвет конструктивистского движения. Greyscape беседует с Натальей Меликовой, активисткой, адвокатом, фотографом и руководителем проекта по спасению этих могучих, уязвимых зданий.
160-метровая Шуховская башня, она же Шаболовка, спроектированная Владимиром Шуховым и построенная во время Гражданской войны в России © Наталья Меликова Конструктивистский проект
Конструктивизм воспринял современные технологии для своих решительно коммунистических социальных целей, сегодня они нуждаются в сохранении, спасении.
Greyscape регулярно восторгается советским авангардом в архитектуре и искусстве; быстрое появление в большевистской революции радикально новых идей в дизайне. Но конструктивизм процветал относительно недолго, прежде чем тоталитаризм захватил и задушил искусство и дизайн. Большое количество величайших дизайнеров двадцатого века были изгнаны со своих постов или вынуждены работать в стиле советского империализма. Многие были репрессированы, заключены в тюрьмы, сосланы в Сибирь или казнены. Некоторым удалось бежать за границу. Сейчас наследие их удивительной работы сохранилось лишь частично. Многое из того, что осталось, находится под угрозой уничтожения из-за пренебрежения, часто преднамеренного. Наталья Меликова — основатель The Constructivist Project. Она страстный активист и активист, неустанно работающий над защитой и сохранением этого драгоценного наследия. Фотографии Натальи отражают завораживающую красоту зданий и показывают трудности, с которыми она и ее сторонники сталкиваются.
Офис
, Новоухаревский рынок ©Наталья Меликова The Constructionist Project
Наталья родилась в Москве и переехала в Калифорнию в 1991 году, когда ей было всего семь лет. Получил степень бакалавра международных исследований в Калифорнийском университете в Сан-Диего (2007 г.) и степень магистра фотографии в Академии художеств Университета (2012 г.). Она вернулась в Москву в 2012 году. Здесь Наталья отвечает на вопросы Greyscape и дает нам представление о своих вызывающих воспоминания фотографиях. Она сделала это важным делом своей жизни. Вы будете так же впечатлены ее преданностью делу, как и мы.
Что привело вас к конструктивизму?
Я открыл для себя конструктивизм через фотографии Александра Родченко. Я начал магистерскую программу по фотографии в Академии Искусств Университета в Сан-Франциско (2009). У нас было задание скопировать работу мастера-фотографа. Из списка фотографов бросилась в глаза русская фамилия Родченко. У меня не было опыта в искусстве или архитектуре, поэтому быстрый поиск в Google открыл для меня новый мир. Меня впечатлила не только сильная композиция и динамичная перспектива Родченко, но именно в его фотографиях я увидел свою первую конструктивистскую архитектуру: Шуховскую башню, дом Моссельпрома, фабрику газет «Известия». Скажем так, этого было достаточно, чтобы вызвать мое любопытство. Я провел много времени в поисках того, что мог найти о конструктивистском движении. Вот я десять лет спустя продолжаю эту работу.
Дом студенческой коммуны, Москва, © Наталья Меликова Проект «Конструктор»
А почему вы выбрали фотографию в качестве средства массовой информации?
Я сделал снимки на свой удобный для путешествий Canon PowerShot ELPH в Москве, а затем в Мадриде и получил от этого огромное удовольствие. Это был способ исследовать и документировать новые места и делиться ими с друзьями дома.
Родился в Москве, с семи лет жил в Калифорнии. Так что мое пребывание в Москве по программе обучения за границей, несомненно, оказало на меня влияние. Город и культура казались совершенно новыми, лишь слегка знакомыми. Когда я закончил университет, мне было немного за двадцать, и я понятия не имел, чем хочу заниматься в жизни. Так что на тот момент казалось логичным переехать в Москву на годик, так сказать, «разобраться». В том же году я перешел на Canon 400D. Я продолжил исследовать город через объектив фотоаппарата. Вернувшись в Калифорнию, я понял, что хочу профессионально заниматься фотографией, и поступил в Академию искусств Университета.
11-этажное здание Кировского районного совета в Санкт-Петербурге © Наталья Меликова Конструктивистский проект
Почему вы переехали в Москву?
Краткий ответ: Конструктивистский проект. Темой своей дипломной работы в AAU я выбрал документирование авангардной архитектуры.
Я провел несколько месяцев в Москве, фотографируя авангардные здания. Знакомство не только со зданиями, их состоянием и публикой, но и отношением к ним архитектурного сообщества. Используя свои фотографии, я создал трафаретные плакаты, вдохновленные конструктивистским графическим дизайном, чтобы привлечь внимание к этим памятникам. После показа этой работы под названием «Конструктивистский проект» в Сан-Франциско я подумал, что следующим логичным шагом будет выставить ее в Москве. Я понятия не имел, сколько времени может занять организация выставки, поэтому купил билет в один конец. Вернувшись в Москву, я продолжил свои исследования и посещал лекции и мероприятия, связанные с авангардом.
Мне посчастливилось познакомиться с Александрой Селивановой, в то время директором Центра авангарда при Еврейском музее (сейчас — директор Центра авангарда в галерее «На Шаболовке»). Она помогла оформить выставку в Еврейском музее в 2013 году, но к тому времени я обнаружил, что невольно уже переехал в Москву, а живу здесь уже восемь лет.
Москва, Дом студенческой коммуны © Наталья Меликова Конструктивистский проект
В каком состоянии находятся конструктивистские здания России?
В целом не очень хорошо, особенно если сравнивать с европейскими стандартами и практикой. Москва может похвастаться тысячами памятников и, как столица, имеет значительные финансовые ресурсы, но недостаточно тратит их на реставрационные работы. Вместо этого есть агрессивные новые разработки, угрожающие всем стилям исторической архитектуры и разрушающие историческую ткань Москвы. Работа Архнадзора, неправительственного движения по сохранению наследия, сыграла решающую роль в привлечении внимания и стратегическом решении этих проблем. Я думаю, что ситуация с конструктивистской и модернистской архитектурой, в частности, хуже из-за их недооценки. Нет желания обслуживать эти здания или инвестировать в их ремонт и адаптацию для современного использования.
Член Архнадзора, выступающий за сохранение Таганской телефонной станции, Москва, 2016 © Наталья Меликова Конструктивистский проект
Как россияне и российские власти видят свое конструктивистское наследие?
Почти десять лет назад, когда я только начал Конструктивистский проект и впервые начал узнавать о конструктивистском движении, не создавалось впечатления, что оно было даже отдаленно известно широкой публике. Конструктивистскую архитектуру откровенно не любили государственные чиновники, в том числе отвечающие за охрану культурного наследия. Перенесемся в наши дни, и конструктивизм стал более узнаваемым и популярным во многих отношениях, о чем свидетельствует увеличение количества выставок и других мероприятий, связанных с авангардом, сувениров и других товаров с авангардной тематикой.
Даже Москва на праздновании своего 870-летия в 2017 году (мероприятие, организованное правительством) была украшена элементами конструктивизма. В своей рекламной кампании он продемонстрировал памятники конструктивистской архитектуры. Несмотря на это положительное признание конструктивизма, когда речь идет об архитектурном наследии авангарда, он по-прежнему сталкивается со многими из тех же препятствий, что и раньше, просто теперь он более известен.
Расскажите нам о ваших любимых зданиях?
Три моих любимых здания также те, в борьбе за сохранение которых я больше всего участвовал: Шуховская башня, дом Мельникова и дом Наркомфина.
Знаменитый дом Константина Мельникова в Москве, состоящий из двух цилиндров, прекрасно показан на этой фотографии © Наталья Меликова Конструктивистский проект
Может быть, потому, что, когда я только ввязался во все это, их положение показалось мне самым странным: это были всемирно известные памятники, а в Москве на них почти не обращали внимания. С тех пор Шуховскую башню чуть не снесли в 2014 году и, к сожалению, подвижек в приближении к реставрации, похоже, нет — теперь это своего рода памятник проблемам сохранения культуры в Москве.
Дом Мельникова наконец-то стал музеем, хотя то, как это произошло, тоже в 2014 году вызвало немало споров.
Дом Мельникова по проекту Константина Мельникова ©Greyscape
Студия на верхнем этаже Дома Мельникова ©Наталья Меликова
И вот уже три года Наркомфин проходит долгожданную реставрацию и скоро начнет новую главу своей жизни. Будет интересно посмотреть, какой прецедент он создаст. Как его воспримут в культурной жизни Москвы после столь долгого «забвения».
Конструктивистский шедевр Моисея Гинзбурга для размещения всех работников Минфина СССР, Дом Наркомфина, ожидающий реставрации © Наталья Меликова Конструктивистский проект
Интерьер квартиры в доме Наркомфина во время реставрации в 2017 году © Наталья Меликова
Интерьер квартиры Наркомфина к окончанию реставрационных работ © Наталья Меликова
Дом Наркомфина в 2019 годуближе к концу реставрационных работ ©Наталья Меликова
К чему вы стремитесь в ближайшие пару лет?
Я планирую продолжить работу над сайтом theconstructivistproject. com, улучшая его, размещая больше контента и, конечно же, делая больше фотографий. Я также хотел бы обеспечить какое-то финансирование для проекта. Сейчас он на 100 % поддерживается волонтерами и чистым энтузиазмом, что, хотя и является благородным делом, затрудняет реализацию некоторых аспектов, таких как поддержка веб-сайта или запуск приложения с офлайн-картой (просьба, которую я часто слышу).
Расскажите нам о своем сайте
Новая версия сайта запущена в апреле 2017 года. Важнейшей частью является онлайн-карта и база данных архитектурного наследия 1920–1930-х годов, созданная в сотрудничестве с Центром «Авангард» и группой волонтеров. В настоящее время на карте насчитывается около 3000 объектов. На сайте также есть архив новостей, библиотека, календарь событий и раздел журналов.
Белая башня, Екатеринбург Шедевр конструктивизма, построенный в 1931 году Моисеем Рейшером ©Наталья Меликова Конструктивистский проект
Что вам больше всего нравится в жизни в Москве и какие самые большие трудности?
Мне нравится, что в Москве всегда что-то происходит: выставки, лекционные программы, фестивали и так далее, причем на самые разные темы. Транспортная система тоже очень удобная. Приезжая из Калифорнии, которая так сильно зависит от использования автомобилей, московское метро, которое работает почти везде эффективно и дешево (есть более 200 станций, и количество станций увеличивается, поскольку новые станции открываются каждый год, и стоит всего около 60 долларов США). центов).
Дополнительным бонусом является всемирно известная архитектура станций.
Что касается испытаний, первым в моем списке будет погода. Холодная погода и недостаток солнечного света в зимние месяцы – верный депрессант. И нельзя не упомянуть бюрократию, коррупцию, отсутствие законности… Со всем этим я столкнулся в своей работе для «Конструктивистского проекта», исследуя и документируя, что происходит с борьбой за сохранение архитектурного наследия в Москве.
Пожарная часть в Коломне ©Наталья Меликова Проект «Конструктивист», к сожалению, снесен в 2019 году
Какое фотооборудование вы используете?
Я пользуюсь камерами Canon с тех пор, как начал заниматься фотографией. Сейчас чаще всего использую Mark IV с объективом 17-40мм. У меня есть 24-миллиметровый сдвиг наклона, который я очень рад использовать. Для своего дипломного проекта я снимал на Nikon FM2 и Pentax 6×7. Я скучаю по съемкам на пленку, некоторые из моих любимых фотографий конструктивистской архитектуры были сняты на пленку, так что я надеюсь вернуться к ней однажды. И я в основном использую свой iPhone для The Constructivist Project в Instagram.
Завод Екатерины Максимовой Серп и Молот 1931 года в Самаре © Наталья Меликова Конструктивистский проект
Какая ваша любимая кофейня и ресторан в Москве?
Мне нравится ходить в OMG Coffee. Это в моем районе, в деловом квартале Арма у Курского вокзала. Кофе там хороший, как и расположение: первоначально Московский газовый завод, теперь это одна из многих таких промышленных зон, которые были преобразованы в коммерческую застройку / искусство / кулинарию.