Жана кокто: Жан Кокто — 74 произведения

Жан Кокто – биография, фото, личная жизнь, книги, смерть

Биография

Жана Кокто называли французской версией Оскара Уайльда: такая же сексуальная ориентация, богатый гардероб и огромное количество укоренившихся афоризмов. Литератор и режиссер крутился в самом эпицентре культурной жизни Парижа, окунался в новомодные сюрреализм и дадаизм, экспериментировал с изменением сознания — гипнотическим транс-опиумом и снами наяву. Жана бросало из крайности в крайность, но он оставался серьезным художником, который пытался найти ответы на вечные вопросы.

Детство и юность

Жан родился в местечке Мезон-Лаффит под Парижем в семье людей обеспеченных, разносторонних и творческих. Отец, сделавший карьеру адвоката, неплохо рисовал на любительском уровне. Когда сыну исполнилось 9 лет, свел счеты с жизнью. Событие до глубины души потрясло маленького Жана, в будущем он назовет смерть «моей возлюбленной» и сделает эту тему центральной во многих произведениях.

Жан Кокто в молодости

Воспитанием и образованием ребенка занялся дед, определив внука в один из лучших столичных лицеев. Мужчина слыл ценителем музыки, устраивал дома концерты, был коллекционером – в том числе создал собрание музыкальных инструментов, картин Эжена Делакруа и Жана Энгра, а также греческих статуй.

Творчество

Жан Кокто с жаром окунался в разные художественные сферы. Примерял роли поэта и прозаика, музыканта и художника, пробовал силы в кино.

Стихи Жана Кокто

Творческая биография Кокто – это прежде всего поэзия. Как поэт дебютировал в 1906 году, из-под пера вышли первые стихотворения «Лампа Алладина», «Легкомысленный принц», «Танец Софокла». Стихи литератор считал основой искусства, сборники выходили на протяжении всей жизни. Наиболее известные книги – «Словарь», «Леона», «Греческий ритм».

В сборнике «Опера» поэт отдает дань сюрреализму, а в томе «Стихи» прослеживаются мотивы дадаизма. На закате жизни Жан Кокто словно предчувствовал скорый уход, создав за год до смерти поэму «Реквием», объединившую основные направления творчества писателя.

Книги Жана Кокто

В художественные круги молодой человек попал в середине 1910-х годов. Познакомился и сблизился с Марселем Прустом, Пабло Пикассо, Эриком Сати, Эдит Пиаф. До этого времени Жан тяготел к классическому искусству, но под влиянием Пруста и Сергея Дягилева начал пересматривать взгляды. Писатель и театральный деятель позвали Кокто поработать с «Русским балетом». В итоге для этой труппы Жан написал либретто. Параллельно родились произведения для постановок и в других театрах.

В 1913 году Жан познакомился с творчеством Игоря Стравинского, даже вошел в круг друзей знаменитого композитора. Спустя пять лет посвятил Игорю Михайловичу книгу «Потомак».

Жан Кокто и Эдит Пиаф

Участие в драматургии не обходилось без скандалов. Кокто положил начало становлению спектаклей нового типа, в которых отражались настроения «потерянного поколения», при этом отрицались все традиции. Так, в тандеме с эксцентричными Сати и Пикассо Жан в 1917 году представил публике авангардный балет «Парад». Впервые на афише появилось слово сюрреализм. В постановке использовались элементы спорта и акробатики.

Мышление литератора формировалось под влиянием Сати. Кокто называл музыку композитора простой и понятной, любовь к музыканту отразилась в книге «Петух и арлекин». Однако к середине 20-х годов уже критиковал авангардистов в эссе «Призыв к порядку».

Портрет Жана Кокто в молодости

Жана увлекала античная мифология, начал переписывать на новый лад сюжеты пьес «Антигона», «Царь Эдип», «Адская машина». Самым значимым, по мнению исследователей, стал миф об Орфее. Эта пьеса – стержень творчества писателя.

В это же время поэт превращается еще и в прозаика – первым произведением стал роман «Самозванец Тома», в котором Жан делится впечатлениями от Первой мировой войны. Интересный факт: в списке его сочинений практически нет таких, которые бы разительно отличались друг от друга – темы и образы кочуют из книги в книгу. Однако особняком стоит роман «Ужасные дети» (1929), где герои погибают, так и не сумев выйти за пределы «зеленого рая детской любви».

Перед Второй мировой войной увидела свет знаковая постановка по пьесе «Равнодушный красавец», посвященной Эдит Пиаф. Премьера спектакля состоялась в театре «Буфф-Паризьен». Во время войны с нацистами Жан отличился тем, что в открытую заявлял о симпатии к Гитлеру и даже выполнял заказы для оккупантов. В дневнике писал:

«В Гитлере мы имеем поэта, которого не дано понять монотонным людям».

Вообще во время Второй мировой Кокто поработал плодотворно, выпустив две книги и поставив пять пьес.

Жан Кокто

В круг интересов француза входило рисование. Он проявил себя как талантливый график. В начале 20-х годов напечатали альбом рисунков Жана, который начинался с высказывания:

«Поэты не рисуют. Они как бы развязывают вязь своего почерка и вновь завязывают его другим способом».

Кокто сравнивал рисование с работой писателя – старался переносить на бумагу не увиденное, а пережитое на собственном опыте. Особенно преуспел в жанре графического портрета.

Было в жизни Жана Кокто еще одно важное направление, которому он отдавал силы и эмоции. Это кинематограф. Мужчина сам писал сценарии и сам же выступал режиссером. Первую картину «Кровь поэта» снял в 1930 году, положив начало трилогии на тему мифа о музыканте и поэте Орфее. Действия легенды перенес в настоящее время.

Жан Маре в фильме Жана Кокто «Красавица и чудовище»

Затем сел в кресло постановщика только после войны. Писатель создал фильм по мотивам сказки «Красавица и чудовище», пригласив на главные роли Джозетт Дэй и Жана Маре. В фильмографию вошли картины «Двуглавый орел», «Ужасные родители», а также продолжение трилогии «Орфей» и «Завещание Орфея». Последняя лента примечательна тем, что это автопортрет автора и ее финансировал Франсуа Трюффо, ярый поклонник Кокто.

Режиссер передал через эту драму веру в то, что зеркала являются порталом в другие измерения, помогают проникнуть сквозь время и пространство. Образ Орфея воплотил тот же Жан Маре. Герой живет в загородном доме с любимой супругой Эвридикой, которую играет Мари Деа.

Документальный фильм «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год»

За несколько месяцев до смерти Жан представил последний фильм. Им стала короткометражная лента «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год». Писатель – единственный персонаж картины, который обращается к будущим поколениям с речью. Здесь он в который раз продемонстрировал умение красноречиво говорить. Знакомые и друзья утверждали, что Жан говорил лучше всех во Франции.

Потомкам оставил писатель и книгу мемуарных очерков «Портреты-воспоминания» (1935), где Кокто рассказывает о юных годах, рисует портреты актеров парижской сцены и известных литераторов. Он сравнивает жизнь с «великолепным спектаклем» и радуется, что довелось стать действующим лицом.

Личная жизнь

Личную жизнь Жан Кокто никогда не скрывал, он был бисексуалом. Два года прожил с русской актрисой Натальей Палей. Громкий роман случился с гениальным юным писателем Реймоном Радиге, а затем до самой смерти состоял в отношениях с Жаном Маре.

Жан Кокто и Наталья Палей

История любви литератора и актера началась в 1937 году – пара познакомилась в парижском театре «Ателье», где готовилась постановка по пьесе Жана «Царь Эдип». Маре покорил сценариста красотой и тут же был утвержден на главную роль.

Жан Кокто и Жан Маре

Благодаря поддержке покровителя Маре превратился в знаменитого актера. Кокто посвящал возлюбленному стихи, рисовал портреты, задействовал того в своих спектаклях и фильмах.

Литератор был опиумным наркоманом, в молодости выкуривал в день три десятка трубок с этим веществом. Слыл убежденным католиком.

Смерть

Умер Жан Кокто от сердечного приступа в середине осени 1963 года. Похоронили писателя и режиссера в часовне Сен-Блез де Симпле в Мийи-ла-Форе.

К смерти Жан основательно подготовился: специально сделал фрески, которые поместили около гроба, и выбрал эпитафию – «Я остаюсь с вами». Характер цитаты раскрывает его убеждение: Кокто верил, что жил на земле уже много раз и после смерти обязательно вернется.

В ноябре 2011 года в честь Жана открылся музей в Ментоне.

Библиография

  • 1918 — «Петух и Арлекин»
  • 1919 — «Потомак»
  • 1923 — «Самозванец Тома»
  • 1926 — «Призыв к порядку»
  • 1929 — «Ужасные дети»
  • 1935 — «Портреты-воспоминания»
  • 1962 — «Реквием»

Цитаты

«С самого дня моего рождения моя смерть начала свой путь. Она следует за мной без суеты».
«Надо быть и живым человеком, и посмертным художником одновременно».
«Секрет всегда имеет форму уха».
«Время от времени следует отдохнуть от безделья».
«Режиссеры бывают трех видов: умные, изобретательные и большинство».

Любовные письма Жана Кокто к Жану Маре • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

История, Искусство

В конце 1930-х годов знаменитый драматург Жан Кокто и актер Жан Маре то жили вместе на площади Мадлен в Париже, то ссорились и разъезжались. Хроника этой бурной жизни — в новом выпуске совместного проекта Arzamas и журнала «Иностранная литература»

В первом номере журнала «Иностранная литература» за 2019 год вышла переписка актера Жана Маре (1913–1998) и писателя Жана Кокто (1889–1963), которых связывала не только дружба, но и любовные отно­шения. Кокто стал олицетворением целой эпохи в истории французской культуры. Он дружил и сотрудничал с Коко Шанель, Марселем Прустом, Андре Жидом, Сергеем Дягилевым, Пабло Пикассо, Эриком Сати, Эдит Пиаф, написал сценарии к известнейшим фильмам, много работал в театре, был награжден орденом Почетного легиона, избран членом Французской академии, Королевской академии французского языка и литературы Бель­гии, Королевской академии Бельгии, почетным президентом Каннского кинофестиваля, Академии джаза и т.

 д. Сборник, составленный Маре, включает письма с 1938 по 1963 год. Письма самого Маре изданы не были. Текст публикуется в переводе Марии Анненской.

Декабрь 1938 года
Площадь Мадлен, 19

Мой Жанно,

Вот и Рождество, самое волшебное Рождество в моей жизни. У меня в баш­маке — твое сердце, твое тело, твоя душа, радость жить и работать вместе. Окажись там какая-нибудь вещь, т. е. «полезный подарок» — было бы не то. Это было бы лишнее. Я бы смотрел только на руки, этот дар приносящие. Мой Жанно, я не устаю повторять: благодарю, благодарю за твой творческий гений, благодарю за нашу любовь.

Твой Жан

Жан Кокто и Жан Маре. Фотография Сесила Битона. 1939 годFlickr

1939 год
Площадь Мадлен, 19

Мой возлюбленный Жанно,

я теперь люблю тебя столь сильно (больше всего на свете), что приказал сам себе любить тебя только по-отцовски, и я хочу, чтобы ты знал — это не оттого, что я люблю тебя меньше, но, наоборот, больше.

Я вдруг испугался — смертельно, — что слишком многого хочу, что не остав­ляю тебе свободы, завладеваю тобой всецело, делаю своей собственностью, как в пьесе  Пьеса «Ужасные родители» во многом навеяна сложными отношениями Маре с матерью; была поставлена в 1938 году в театре «Амбасcадер». Роль матери в пьесе играла немолодая актриса Ивонн де Бре, с которой у Маре сложились очень теплые, почти родственные отношения.. Потом я испугался, что, случись тебе влюбиться в кого-нибудь, я начну мучительно переживать, а ты не захочешь причинять мне боль. Я подумал, что, если я предоставлю тебе свободу, ты будешь мне все расска­зывать и это будет не так печально, как если бы ты был вынужден скрывать от меня что бы то ни было. Не могу сказать, чтобы это решение далось мне с трудом: я слишком тебя люблю и чту. Моя любовь близка к религиозному, почти божественному поклонению, я отдаю тебе все, что у меня есть. Но я опасаюсь, что ты, наверное, думаешь, будто между нами существует некая недосказанность, некая неловкость — и поэтому я тебе пишу, вместо того чтобы сказать тебе все это лично, положа руку на сердце.

Мой Жанно, повто­ряю снова и снова, ты для меня все. Самая мысль о том, что я могу в чем-то тебя стеснить, могу как-то препятствовать твоей блистательной юности, мне невыносима. Я смог подарить тебе славу — это единственный существенный результат пьесы, единственно важный. И это меня согревает. <…> Клянусь тебе, я достаточно искренен сам с собой и достаточно великодушен, чтобы не ревно­вать и жить в согласии с небом, к которому мы возносим наши молитвы. Это небо уже столько нам дало, что негоже требовать от него еще больше. Я думаю, что принесение жертвы вознаграждается, — не ругай меня, мой добрый ангел. По твоим глазам я вижу, что ты понимаешь: никто не любит тебя больше, чем я. И мне было бы совестно чинить на твоем лучезарном пути какие бы то ни было препятствия. Мой Жанно, люби меня, как я тебя люблю, утешь меня. Прижми меня к своему сердцу. Помоги мне быть святым, быть достой­ным тебя и себя. Я живу только тобой.

Жан Маре в постановке Жана Кокто «Рыцари Круглого стола» в Théâtre de l’Œuvre. 1937 год© Gaston Paris / Roger Viollet / Getty Images

Площадь Мадлен, 19

Мой возлюбленный Жанно,

мне так трудно с тобой говорить, что я хочу лучше объяснить мои несураз­ности. Я ни за что на свете не желал бы походить на «других» и не хочу, чтобы ты думал, будто я «ревную». <…> Я полагал, что смогу обрести свободу, но, по­скольку юноши и женщины все еще страстно меня добиваются, мы с тобой будем идти каждый своей дорогой. Вот только для моей души, равно как и для тела, нет больше никакой «своей» дороги. Мысль о том, чтобы прикасаться к кому-то другому, кроме тебя, говорить ему нежные слова, вызывает во мне внутренний бунт. Ни за что! Не думай, что это тебе в упрек. <…> Мой бунт, мои страдания происходят лишь от примитивного животного рефлекса.

<…> Главное, прошу тебя, не ограничивай себя ни в чем, не принуждай себя ни к чему, потому что ложь и тайны сразили бы меня наповал. Прошу тебя, соизмеряй мою боль с тем, что ты делаешь, и делай так, чтобы она была переносима. Мне достаточно одного твоего жеста, слова, взгляда. Я не «рев­ную» к тому, кого ты любишь, я ему завидую. <…> Вчера я провел опыт. Я был столь же опечален, как и ты, злоключениями Дэнема  Луис Дэнем Футс (1914–1948) — американец по происхождению, авантюрист, любовник многих известных писателей и высокопо­ставленных лиц. Девятнадцатилетнего молодого человека в голубой пижаме Маре нашел однажды в своей актерской уборной. С ним он некоторое время встречался, вызывая ревность Кокто.. И я бы возненавидел всякого, кто мог бы заподозрить меня в злорадстве. В общем, коль скоро я лишен любви и возможности дышать, я бы хотел превратиться в святого. Ведь то, что мне остается, это уже грех, и это мне претит. Мой добрый ангел, я люблю тебя всеми силами души, не устаю повторять это. Я желаю только одного — твоего счастья.

Твой Жан

Жан Кокто. Фотография Джорджа Платта Линса. 1936 год Howard Greenberg Gallery

Площадь Мадлен, 19

Мой Жанно,

спасибо тебе от всего сердца, что ты меня спас. Я шел ко дну, а ты без колеба­ния, без оглядки бросился в воду и вытащил меня. Самое главное — что тебе это дорого стоило и ты бы этого не сделал, если бы твой порыв не был искрен­ним. Это доказывает твою силу, доказывает, что уроки нашей совместной работы не пропали даром. Козу и капусту связывает отнюдь не любовь, а маленькой любви не бывает. Ты был склонен верить в теорию Андре  

Андре Гуден — в то время секретарь Жана Кокто.: «Поражает вдруг какое-нибудь лицо» и т. д. Он заблуждается. Любовь — это Тристан и Изольда. Тристан предает Изольду — и от этого гибнет. В минуту озарения ты понял, что наша любовь несовместима ни с каким сожалением, ни с какой беспричинной грустью. Никогда не забуду эти два дня и это ужас­ное 14 июля, когда я лелеял свое счастье и одновременно не знал, куда дева­ться. Мы вернемся на наш островок любви, в нашу творческую мастерскую. Люблю тебя всем сердцем. Черкни пару строк. Твои записочки для меня талисманы.

Жан

Прошу тебя об одном пустяке. Ожидание для меня мучительно. Если верне­шься поздно, набери на минуту мой номер — просто услышать твой голос  Стремясь к физической свободе, Маре в это время ушел от Кокто и поселился отдельно; вместе они снова стали жить только в 1940-м, когда этого потребовала театральная работа.. 

Жан Маре и Жан Кокто на пляже де Прамускье. 1938 год © Getty Images

9 сентября 1939 года
Отель «Ритц»

Ангел мой,

какое чудесное пришло от тебя письмо. Я предоставил тебе свободу, потому что у меня, что называется, «комплекс неполноценности». Мне всегда кажется, что меня не за что любить. Однако и ты такой же робкий, а сам я не решаюсь идти против того, что мне представляется отчуждением. В общем, не прини­май всерьез письмо, что я тебе вчера послал. Я хотел рассказать о «минуте истины». Я всегда был счастлив с тобой, счастлив через тебя. От тебя всегда — солнечный свет. Моя нелепость, возможно, вовсе даже не нелепость: скорее, это «идеал», то, из-за чего все нам завидуют, потому что считают, что у нас все идеально.

Если хочешь, чтобы мы соответствовали этому представлению, я готов быть верным тебе и душой, и телом и никогда не отступать от этой линии. Ни-ко-гда. Я уже в том возрасте, когда можно не бояться принимать подобные решения. Я столько раз слышал, что ничему не надо сопротивляться, что все неважно, — вот мне и стало казаться, будто я тебя стесняю. Я не хочу исполнять функцию семьи — лучше уж страдать. Но я и представить себе не мог, что мои страдания будут столь ужасны, что они будут мешать думать, дышать, творить, жить.

Прости меня.

Жан Кокто и Жан Маре на съемках фильма «Красавица и чудовище». 1946 год Magyar Nemzeti Digitális Archívum

Отель «Ритц»

Мой Жанно,

я самый счастливый человек на свете. Существуют ли счастливые люди? Взять нас — даже апокалипсис не может нас разлучить. Тут кроется великая тайна. На следующий день после страшной даты  День объявления войны. я вдруг ощутил небывалое спокой­ст­вие; это была непоколебимая уверенность в том, что твое и мое сердце дви­жутся навстречу друг другу и сливаются, точно волны.

Это были волны нашей любви, они соединялись и пели посреди полного безмолвия. Что слава в срав­не­нии с любовью? Наша слава в том, что мы любим друг друга. «Я счастлив любить тебя»… Эта оброненная тобой фраза дорогого стоит, за это счастье надо дорого платить. Платя за эти слова, я смиряюсь с происходящей трагедией, с той черной трубой, в которой мы оказались. Мне жаль равнодушных, которые не любят всеми силами души.

Жан Маре и Жан Кокто за столиком в кафе на VIII Венецианском кинофестивале. Фотография Иво Мельдолези. 1947 годKinoImages.com

Площадь Мадлен, 19
Суббота, 01:30 ночи

Жанно,

с Коко  Кокто принял приглашение Коко Шанель пожить у нее в отеле «Ритц», где она снимала апартаменты. дело решенное. Теперь она опекунша вашей роты. Объясни лейте­нанту, что это огромная удача. Она намерена взять секретаршу, и тогда вы ни в чем не будете знать нужды. Только она хочет каждую неделю иметь список того, что вам требуется. Подсунь ее письмо лейтенанту. Пусть побла­годарит ее, как он это умеет. Коко — единственная женщина во всей Франции, кто способен хорошо организовать подобное дело. Ты и сам ей напиши, поблагодари от всех и за всех.

Твой Жан

Попроси у нее ее фото для вашей штабной комнаты.

Жан Кокто и Коко Шанель. Фотография Люка Фурноля. Около 1960 года © Art.com Inc.

14 июня 1940 года  14 июня 1940 года — день вступления немцев в Париж. Кокто в это время находился в Пер­пиньяне.

Представь, мой Жанно, у меня болят зубы, и я от этого почти счастлив (sic), потому что видел, как больно тебе, и теперь мне не стыдно впадать в слабость, которой подвержен ты. <…> Попробую связаться с Моро из Валь-де-Грас  Военный госпиталь в Париже., чтобы понять, нельзя ли и тебе туда обратиться. В противном случае попрошу Капгра отправить меня к своему дантисту. То же касается и тебя, если с нами случится то, чего я опасаюсь. Немецко-русский пакт прояснил ситуацию, какой бы ужасной она ни была. Речь шла о войне, теперь речь идет о священ­ной войне. Мы все будем трудиться над тем, чтобы Франция не превратилась в бесчеловечный мир, в котором нельзя жить — вроде Берлина или Москвы. Они же уничтожают, истребляют все те мелочи, которые мы любим и благо­даря которым существуем. Я никогда с тобой не говорю о политике и не имею права говорить о ней в письме. Но обстоятельства меняются и заставляют примиряться с сиюминутной реальностью — нас, несчастных, несиюминутных. Думай вот о чем: что наша разлука, наш перерыв в работе нужны для того, чтобы сделать Европу пригодной для жизни и достойной нашей звезды. Такой взгляд заставит тебя стряхнуть хандру и пробудиться от нашего сурочьего сна. Прости меня за это письмо, выходящее за рамки наших обычных писем, но мне не терпелось написать тебе нынче ночью, потому что ты большой мальчик, а я не могу думать, не приобщив тебя к своим мыслям. Возможно, мне следо­вало бы молчать, не говорить «у меня болят зубы» или «да здравствует Фран­ция». Но я так не умею, я отделился бы, пусть даже на миллиметр, от твоей души, если бы стал таить от тебя мысли, которые приходят мне в голову, и неприятности, которые мне досаждают. <…> Прижимаю тебя к своему сердцу и отдаюсь твоей ласке.

Письмо Жана Кокто, адресованное Жану Маре, от 14 августа 1955 года © Le Fonds Cocteau de Montpellier

Мальчик мой возлюбленный,

каждый день я буду бросать тебе эту «бутылку в море». Надо, чтобы хотя бы одна из них до тебя доплыла — ведь ты обещал мне, что с тобой ничего не слу­чится, и я верю тебе, как Господу Богу. Здесь я нашел семью. Доктор Николо, его жена и ребятишки любят меня и любят тебя до такой степени, что я был бы счастлив, если бы только можно было сейчас быть счастливым. Увы, невоз­можно жить ни минуты, не получая от тебя весточки. У меня больше нет ни страны, ни города. <…> Временами закрываю глаза и представляю тебя там, где ты есть. Иногда вижу тебя так явственно, что возникает чувство, будто мы говорим и ты меня подбадриваешь. Ты даешь мне силы жить дальше и бродить по этой комнате, по этому незнакомому городу. <…> Я полагаю, ваши части отводят к югу — и мысль о том, что письма в этот район доходить не бу­дут, приводит меня в замешательство. Как найти друг друга в этой Франции, ввергнутой в хаос? Но я буду бороться. Я не позволю себе поддаться отчаянью. Я знаю, что, как бы ни сложились обстоятельства, мы найдем способ встре­титься под нашей звездой. Мой Жанно, мы дорого платим за избыток выпав­шего нам везения и счастья. Благословляю тебя.

Помимо переписки двух Жанов, в новой «Иностранке» можно прочитать психологический детектив Мюриэл Спарк «Кенсингтон, как давно это было», фантастические рассказы египтянина Мухаммеда аль-Махзанги, бельгий­ского фантаста Томаса Оуэна, ангольца Жузе Эдуарду Агуалузы и японки Адзути Моэ, а также «Финнегановы вспоминки» самого Джеймса Джойса.

Теги

Кино
Отношения
«Иностранная литература»

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Приложение дня

Помогающее разобраться в классической музыке

Похмелье дня

В английской песне моряков XIX века

Слон дня

Папы римского

Архив

История

Бродяга, сын артиста-цыгана или выдуманный персонаж?

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь

Жан Кокто: Жизнь Клода Арно

Нью-Хейвен, Коннектикут. Издательство Йельского университета. 2016. 1014 страниц.

Жан Кокто был околдован, обеспокоен и сбит с толку еще при жизни: околдован чрезвычайно молодыми мужчинами (Радиге, Морис Сакс, Эдуар Дерми и т. д.), некоторых из которых он идеализировал с недисциплинированным гомосексуальным пылом; обеспокоенный и сбитый с толку соперниками и врагами (многие из которых яростно гомофобны), которые обвиняли его в завышенной репутации. Хотя сегодня Кокто пользуется положительной репутацией поэтического кинорежиссера, сюрреалисты (особенно Андре Бретон, Рене Шар и Жорж Садуль) презирали и поносили его, иногда очерняли даже те, кто ему нравился (Жан Жене, Пабло Пикассо). испытывал жалкую потребность в одобрении. Неспособный провести различие между искусством и жизнью, он колебался (как утверждает Клод Арно) между «опьяняющими идолами» (Макс Жакоб, Пикассо, Сартр) и «образом, который он создал из своего собственного бытия». Попытки Кокто быть «чувствительной душой мира» привели к нескольким срывам, художественным расстройствам и параноидальным бредам. Эта исчерпывающая книга представляет собой кладезь информации, подробно описывающей, как Кокто освободился от своей властной матери-дилетантки, превратившись в застенчивого денди (с манией эклектичного подражания) и «грустного клоуна современности».

«Я сделан из резины», — сказал Кокто Андре Жиду, пояснив, что, когда он вступал в контакт с людьми, он терял свою форму, принимая их взгляды и манеры, только для того, чтобы возобновить свою форму после того, как они ушли. Как утверждает Арно, экзистенциальная философия Кокто была ближе к сартровской («Быть ​​— значит быть воспринятой»), чем к неоязычеству Жене. Его патологическая болтливость (причудливая графиня научила его очаровывать и доминировать с помощью потоков болтовни) оказалась опасной, потому что открыла для него обвинения в том, что он лучше говорит, чем пишет. Биография Арно включает в себя Кокто, любителя мифов, писателя, дизайнера, режиссера и предпринимателя, Кокто-гея-первопроходца и провокатора, Кокто-саморазрушающего и, возможно, безумного опиумного наркомана, и, наконец, Кокто-стареющего самопародия (делающего коммерческие рисунки и подписанные тарелки). с его инициалами).

Эта книга незаменима для всех, кто интересуется социальной и культурной историей Франции, включая прустовский Париж, две мировые войны, модернистское движение и последующие события. Он предлагает захватывающий портрет своего противоречивого субъекта, чья изменчивость могла бы стать проблемой для любого биографа. Однако он часто не анализирует его пьесы, фильмы, стихи и романы и загрязняется склонностью к отступлениям и напыщенной пурпурной прозе. Арно, кажется, не встречает фигуру речи, которая ему не нравится. Он называет Кокто тореадором, быком, нервным розовым кустом и пылесосом. И, увы, пишет много ошарашивающих фраз, злобно раздувающихся.

Кит Гаребян
Миссиссауга, Канада
 

 

Получите книгу на Amazon или добавьте ее в свой список чтения Goodreads.

 

Сюрреализм | Определение, живопись, художники, произведения искусства и факты

Сальвадор Дали: Постоянство памяти

Все медиа

Дата:
1920 — 1939
Значительные работы:
Невыносимая легкость бытия
Похожие исполнители:
Андре Бретон Дэвид Гаскойн Пабло Пикассо Марсель Дюшан Луис Бунюэль

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое сюрреализм и его цель?

Сюрреализм — направление в изобразительном искусстве и литературе, процветавшее в Европе между Первой и Второй мировыми войнами. Движение представляло собой реакцию на то, что его члены считали разрушением, вызванным «рационализмом», который ранее руководил европейской культурой и политикой и который достиг своей кульминации в ужасах Первой мировой войны. обойти социальные условности и образование, чтобы исследовать подсознание с помощью ряда техник, включая автоматическое рисование, спонтанную запись без цензуры хаотических образов, которые «прорываются» в сознание художника; и изысканный труп, когда художник рисует часть человеческого тела (например, голову), складывает бумагу и передает ее следующему художнику, который добавляет следующую часть (возможно, туловище) и т. д., пока коллективная композиция не будет завершена.

Зигмунд Фрейд

Прочтите о Зигмунде Фрейде, неврологе, чьи теории легли в основу движения сюрреалистов.

Каковы характеристики сюрреализма?

Сюрреализм не имеет единого стиля, но в живописи можно различить ряд возможностей, находящихся между двумя крайностями. На одном полюсе зрителю противостоит мир, полностью определенный и подробно описанный, но лишенный рационального смысла: реалистически нарисованные образы вырваны из своего нормального контекста и вновь собраны в двусмысленных, парадоксальных или шокирующих рамках. Примером этого являются работы таких художников, как Рене Магритт и Сальвадор Дали. На другом полюсе, который по-разному называют органическим, эмблематическим или абсолютным сюрреализмом, зритель сталкивается с абстрактными образами, обычно биоморфными, наводящими на размышления, но неопределенными. Примером такого подхода являются такие художники, как Жан Арп, Макс Эрнст и Жоан Миро.

Сальвадор Дали

См. картину Сальвадора Дали « Постоянство памяти » (1931), одну из самых знаковых картин сюрреалистов.

Как связаны сюрреализм и дадаизм?

Сюрреализм вырос главным образом из более раннего движения Дада, которое до Первой мировой войны создавало произведения антиискусства, сознательно бросавшие вызов здравому смыслу. Однако акцент сюрреализма делался не на отрицании, а на положительном выражении. Он не унаследовал нигилистическую, антирационалистическую критику общества Дада и его безудержные атаки на формальные художественные условности. Тем не менее, сюрреализм перенял озабоченность дадаистов причудливым, иррациональным и фантастическим, а также зависимость дадаистов от случайностей и случайностей.

Дадаизм

Узнайте больше о дадаизме, художественном движении, из которого вырос сюрреализм.

Какие художники практиковали сюрреализм?

Крупнейшими художниками-сюрреалистами были Жан Арп, Макс Эрнст, Андре Массон, Рене Магритт, Ив Танги, Сальвадор Дали, Пьер Рой, Поль Дельво и Жоан Миро. Фриду Кало и Пабло Пикассо иногда включают в этот список, но они никогда официально не присоединялись к группе сюрреалистов. Каждый художник искал свои собственные средства самопознания. В поэзии Андре Бретона, Поля Элюара, Пьера Реверди и др. сюрреализм проявился в сопоставлении слов, которое поражало, потому что определялось не логическими, а психологическими, т. е. бессознательными, мыслительными процессами.

Фрида Кало: Первые персональные выставки

Раскройте связь Фриды Кало с группой сюрреалистов.

Кто первым употребил слово Сюрреализм ?

Поэт Гийом Аполлинер впервые использовал термин «сюрреалист» в 1917 году для описания балета Жана Кокто « Парад », и это слово появилось в его собственной пьесе «Мамель Тиресиаса» . Андре Бретон, который позже основал сюрреалистическое движение, использовал этот термин для Манифеста сюрреализма 9.0065 (1924), а его определение переводится как «чистый психический автоматизм, посредством которого он призван выразить… реальный процесс мышления. Это диктат мысли, свободный от всякого контроля со стороны разума и любых эстетических или моральных забот». Слово surreal стало частью повседневного языка в последующие десятилетия и вошло в словарь Merriam-Webster в 1967 году. Словарь определяет его как «отмеченное интенсивной иррациональной реальностью сна».

Гийом Аполлинер

Узнайте больше о Гийоме Аполлинере, поэте, который придумал термин «сюрреалист».

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Сюрреализм , движение в изобразительном искусстве и литературе, процветавшее в Европе между Первой и Второй мировыми войнами. Сюрреализм вырос в основном из более раннего движения Дада, которое перед Первой мировой войной создавало произведения антиискусства, сознательно бросавшие вызов разуму; но акцент сюрреализма делался не на отрицании, а на положительном выражении. Движение представляло собой реакцию против того, что его члены считали разрушением, вызванным «рационализмом», который руководил европейской культурой и политикой в ​​прошлом и который привел к ужасам Первой мировой войны. По словам главного представителя движения, поэт и критик Андре Бретон, опубликовавший Манифест сюрреализма В 1924 году сюрреализм был средством настолько полного воссоединения сознательных и бессознательных сфер опыта, что мир снов и фантазий соединился с повседневным рациональным миром в «абсолютной реальности, сюрреальности». В значительной степени опираясь на теории, заимствованные у Зигмунда Фрейда, Бретон видел в бессознательном источник воображения. Он определял гениальность с точки зрения доступности этой обычно нетронутой области, которую, как он считал, могли достичь как поэты, так и художники.

Характеристика

В поэзии Бретона, Поля Элюара, Пьера Реверди и др. сюрреализм проявлялся в сопоставлении слов, которое поражало, потому что определялось не логическими, а психологическими, т. е. бессознательными, мыслительными процессами. Однако главные достижения сюрреализма были в области живописи. На сюрреалистическую живопись повлиял не только дадаизм, но и фантастические и гротескные образы таких ранних художников, как Иероним Босх и Франсиско Гойя, и более близких современников, таких как Одилон Редон, Джорджо де Кирико и Марк Шагал. Практика сюрреалистического искусства сильно подчеркивала методологические исследования и эксперименты, подчеркивая произведение искусства как средство, побуждающее к личному психическому исследованию и откровению. Бретон, однако, требовал твердой доктринальной верности. Таким образом, хотя сюрреалисты и провели групповую выставку в Париже в 1925, история движения полна изгнаний, дезертирств и личных нападок.

Художники-сюрреалисты

Акцентируя внимание на содержании и свободной форме, сюрреализм стал серьезной альтернативой современному высоко формалистическому кубистическому движению и во многом способствовал сохранению в современной живописи традиционного акцента на содержании. Работы крупных художников-сюрреалистов слишком разнообразны, чтобы их можно было обобщить категорически. Каждый художник искал свои собственные средства самопознания. Некоторые целеустремленно стремились к спонтанному раскрытию бессознательного, освобожденному от контроля сознательного разума, в то время как другие, особенно каталонский художник Жоан Миро (хотя официально он так и не присоединился к группе), использовали сюрреализм как освобождающую отправную точку для исследования. личных фантазий, сознательных или бессознательных, часто очень красивыми формальными средствами.

Можно выделить ряд возможностей, находящихся между двумя крайностями. На одном полюсе, представленном в чистом виде работами французского художника Жана Арпа, зритель сталкивается с образами, обычно биоморфными, наводящими на размышления, но неопределенными. По мере того как разум зрителя работает с провокационным изображением, бессознательные ассоциации освобождаются, и творческое воображение утверждает себя в совершенно открытом исследовательском процессе. Немецкий художник Макс Эрнст, французский художник Андре Массон и Миро в большей или меньшей степени также следовали этому подходу, который по-разному называли органическим, символическим или абсолютным сюрреализмом.

Викторина «Британника»

Назовите этого художника!

Можете ли вы отличить Моне от Мане?

На другом полюсе зрителю противостоит мир, полностью определенный и подробно описанный, но лишенный рационального смысла: полностью узнаваемые, реалистически нарисованные образы вырваны из своего нормального контекста и вновь собраны в двусмысленных, парадоксальных или шокирующих рамках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *