Жан Кокто – биография, фото, личная жизнь, книги, смерть
Биография
Жана Кокто называли французской версией Оскара Уайльда: такая же сексуальная ориентация, богатый гардероб и огромное количество укоренившихся афоризмов. Литератор и режиссер крутился в самом эпицентре культурной жизни Парижа, окунался в новомодные сюрреализм и дадаизм, экспериментировал с изменением сознания — гипнотическим транс-опиумом и снами наяву. Жана бросало из крайности в крайность, но он оставался серьезным художником, который пытался найти ответы на вечные вопросы.
Детство и юность
Жан родился в местечке Мезон-Лаффит под Парижем в семье людей обеспеченных, разносторонних и творческих. Отец, сделавший карьеру адвоката, неплохо рисовал на любительском уровне. Когда сыну исполнилось 9 лет, свел счеты с жизнью. Событие до глубины души потрясло маленького Жана, в будущем он назовет смерть «моей возлюбленной» и сделает эту тему центральной во многих произведениях.
Жан Кокто в молодостиВоспитанием и образованием ребенка занялся дед, определив внука в один из лучших столичных лицеев. Мужчина слыл ценителем музыки, устраивал дома концерты, был коллекционером – в том числе создал собрание музыкальных инструментов, картин Эжена Делакруа и Жана Энгра, а также греческих статуй.
Творчество
Жан Кокто с жаром окунался в разные художественные сферы. Примерял роли поэта и прозаика, музыканта и художника, пробовал силы в кино.
Стихи Жана КоктоТворческая биография Кокто – это прежде всего поэзия. Как поэт дебютировал в 1906 году, из-под пера вышли первые стихотворения «Лампа Алладина», «Легкомысленный принц», «Танец Софокла». Стихи литератор считал основой искусства, сборники выходили на протяжении всей жизни. Наиболее известные книги – «Словарь», «Леона», «Греческий ритм».
В сборнике «Опера» поэт отдает дань сюрреализму, а в томе «Стихи» прослеживаются мотивы дадаизма. На закате жизни Жан Кокто словно предчувствовал скорый уход, создав за год до смерти поэму «Реквием», объединившую основные направления творчества писателя.
Книги Жана КоктоВ художественные круги молодой человек попал в середине 1910-х годов. Познакомился и сблизился с Марселем Прустом, Пабло Пикассо, Эриком Сати, Эдит Пиаф. До этого времени Жан тяготел к классическому искусству, но под влиянием Пруста и Сергея Дягилева начал пересматривать взгляды. Писатель и театральный деятель позвали Кокто поработать с «Русским балетом». В итоге для этой труппы Жан написал либретто. Параллельно родились произведения для постановок и в других театрах.
В 1913 году Жан познакомился с творчеством Игоря Стравинского, даже вошел в круг друзей знаменитого композитора. Спустя пять лет посвятил Игорю Михайловичу книгу «Потомак».
Жан Кокто и Эдит ПиафУчастие в драматургии не обходилось без скандалов. Кокто положил начало становлению спектаклей нового типа, в которых отражались настроения «потерянного поколения», при этом отрицались все традиции. Так, в тандеме с эксцентричными Сати и Пикассо Жан в 1917 году представил публике авангардный балет «Парад». Впервые на афише появилось слово сюрреализм. В постановке использовались элементы спорта и акробатики.
Мышление литератора формировалось под влиянием Сати. Кокто называл музыку композитора простой и понятной, любовь к музыканту отразилась в книге «Петух и арлекин». Однако к середине 20-х годов уже критиковал авангардистов в эссе «Призыв к порядку».
Портрет Жана Кокто в молодостиЖана увлекала античная мифология, начал переписывать на новый лад сюжеты пьес «Антигона», «Царь Эдип», «Адская машина». Самым значимым, по мнению исследователей, стал миф об Орфее. Эта пьеса – стержень творчества писателя.
В это же время поэт превращается еще и в прозаика – первым произведением стал роман «Самозванец Тома», в котором Жан делится впечатлениями от Первой мировой войны. Интересный факт: в списке его сочинений практически нет таких, которые бы разительно отличались друг от друга – темы и образы кочуют из книги в книгу. Однако особняком стоит роман «Ужасные дети» (1929), где герои погибают, так и не сумев выйти за пределы «зеленого рая детской любви».
Перед Второй мировой войной увидела свет знаковая постановка по пьесе «Равнодушный красавец», посвященной Эдит Пиаф. Премьера спектакля состоялась в театре «Буфф-Паризьен». Во время войны с нацистами Жан отличился тем, что в открытую заявлял о симпатии к Гитлеру и даже выполнял заказы для оккупантов. В дневнике писал:
«В Гитлере мы имеем поэта, которого не дано понять монотонным людям».
Вообще во время Второй мировой Кокто поработал плодотворно, выпустив две книги и поставив пять пьес.
Жан КоктоВ круг интересов француза входило рисование. Он проявил себя как талантливый график. В начале 20-х годов напечатали альбом рисунков Жана, который начинался с высказывания:
«Поэты не рисуют. Они как бы развязывают вязь своего почерка и вновь завязывают его другим способом».
Кокто сравнивал рисование с работой писателя – старался переносить на бумагу не увиденное, а пережитое на собственном опыте. Особенно преуспел в жанре графического портрета.
Было в жизни Жана Кокто еще одно важное направление, которому он отдавал силы и эмоции. Это кинематограф. Мужчина сам писал сценарии и сам же выступал режиссером. Первую картину «Кровь поэта» снял в 1930 году, положив начало трилогии на тему мифа о музыканте и поэте Орфее. Действия легенды перенес в настоящее время.
Жан Маре в фильме Жана Кокто «Красавица и чудовище»Затем сел в кресло постановщика только после войны. Писатель создал фильм по мотивам сказки «Красавица и чудовище», пригласив на главные роли Джозетт Дэй и Жана Маре. В фильмографию вошли картины «Двуглавый орел», «Ужасные родители», а также продолжение трилогии «Орфей» и «Завещание Орфея». Последняя лента примечательна тем, что это автопортрет автора и ее финансировал Франсуа Трюффо, ярый поклонник Кокто.
Режиссер передал через эту драму веру в то, что зеркала являются порталом в другие измерения, помогают проникнуть сквозь время и пространство. Образ Орфея воплотил тот же Жан Маре. Герой живет в загородном доме с любимой супругой Эвридикой, которую играет Мари Деа.
Документальный фильм «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год»За несколько месяцев до смерти Жан представил последний фильм. Им стала короткометражная лента «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год». Писатель – единственный персонаж картины, который обращается к будущим поколениям с речью. Здесь он в который раз продемонстрировал умение красноречиво говорить. Знакомые и друзья утверждали, что Жан говорил лучше всех во Франции.
Потомкам оставил писатель и книгу мемуарных очерков «Портреты-воспоминания» (1935), где Кокто рассказывает о юных годах, рисует портреты актеров парижской сцены и известных литераторов. Он сравнивает жизнь с «великолепным спектаклем» и радуется, что довелось стать действующим лицом.
Личная жизнь
Личную жизнь Жан Кокто никогда не скрывал, он был бисексуалом. Два года прожил с русской актрисой Натальей Палей. Громкий роман случился с гениальным юным писателем Реймоном Радиге, а затем до самой смерти состоял в отношениях с Жаном Маре.
Жан Кокто и Наталья ПалейИстория любви литератора и актера началась в 1937 году – пара познакомилась в парижском театре «Ателье», где готовилась постановка по пьесе Жана «Царь Эдип». Маре покорил сценариста красотой и тут же был утвержден на главную роль.
Жан Кокто и Жан МареБлагодаря поддержке покровителя Маре превратился в знаменитого актера. Кокто посвящал возлюбленному стихи, рисовал портреты, задействовал того в своих спектаклях и фильмах.
Литератор был опиумным наркоманом, в молодости выкуривал в день три десятка трубок с этим веществом. Слыл убежденным католиком.
Смерть
Умер Жан Кокто от сердечного приступа в середине осени 1963 года. Похоронили писателя и режиссера в часовне Сен-Блез де Симпле в Мийи-ла-Форе.
К смерти Жан основательно подготовился: специально сделал фрески, которые поместили около гроба, и выбрал эпитафию – «Я остаюсь с вами». Характер цитаты раскрывает его убеждение: Кокто верил, что жил на земле уже много раз и после смерти обязательно вернется.
В ноябре 2011 года в честь Жана открылся музей в Ментоне.
Библиография
- 1918 — «Петух и Арлекин»
- 1919 — «Потомак»
- 1923 — «Самозванец Тома»
- 1926 — «Призыв к порядку»
- 1929 — «Ужасные дети»
- 1935 — «Портреты-воспоминания»
- 1962 — «Реквием»
Цитаты
«С самого дня моего рождения моя смерть начала свой путь. Она следует за мной без суеты».
«Надо быть и живым человеком, и посмертным художником одновременно».
«Секрет всегда имеет форму уха».
«Время от времени следует отдохнуть от безделья».
«Режиссеры бывают трех видов: умные, изобретательные и большинство».
Любовные письма Жана Кокто к Жану Маре • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
- История
- Искусство
- Литература
- Антропология
Мне повезёт!
История, Искусство
В конце 1930-х годов знаменитый драматург Жан Кокто и актер Жан Маре то жили вместе на площади Мадлен в Париже, то ссорились и разъезжались. Хроника этой бурной жизни — в новом выпуске совместного проекта Arzamas и журнала «Иностранная литература»
В первом номере журнала «Иностранная литература» за 2019 год вышла переписка актера Жана Маре (1913–1998) и писателя Жана Кокто (1889–1963), которых связывала не только дружба, но и любовные отношения. Кокто стал олицетворением целой эпохи в истории французской культуры. Он дружил и сотрудничал с Коко Шанель, Марселем Прустом, Андре Жидом, Сергеем Дягилевым, Пабло Пикассо, Эриком Сати, Эдит Пиаф, написал сценарии к известнейшим фильмам, много работал в театре, был награжден орденом Почетного легиона, избран членом Французской академии, Королевской академии французского языка и литературы Бельгии, Королевской академии Бельгии, почетным президентом Каннского кинофестиваля, Академии джаза и т.
д. Сборник, составленный Маре, включает письма с 1938 по 1963 год. Письма самого Маре изданы не были. Текст публикуется в переводе Марии Анненской.Декабрь 1938 года
Площадь Мадлен, 19
Мой Жанно,
Вот и Рождество, самое волшебное Рождество в моей жизни. У меня в башмаке — твое сердце, твое тело, твоя душа, радость жить и работать вместе. Окажись там какая-нибудь вещь, т. е. «полезный подарок» — было бы не то. Это было бы лишнее. Я бы смотрел только на руки, этот дар приносящие. Мой Жанно, я не устаю повторять: благодарю, благодарю за твой творческий гений, благодарю за нашу любовь.
Твой Жан
Жан Кокто и Жан Маре. Фотография Сесила Битона. 1939 годFlickr1939 год
Площадь Мадлен, 19
Мой возлюбленный Жанно,
я теперь люблю тебя столь сильно (больше всего на свете), что приказал сам себе любить тебя только по-отцовски, и я хочу, чтобы ты знал — это не оттого, что я люблю тебя меньше, но, наоборот, больше.
Я вдруг испугался — смертельно, — что слишком многого хочу, что не оставляю тебе свободы, завладеваю тобой всецело, делаю своей собственностью, как в пьесе Пьеса «Ужасные родители» во многом навеяна сложными отношениями Маре с матерью; была поставлена в 1938 году в театре «Амбасcадер». Роль матери в пьесе играла немолодая актриса Ивонн де Бре, с которой у Маре сложились очень теплые, почти родственные отношения.. Потом я испугался, что, случись тебе влюбиться в кого-нибудь, я начну мучительно переживать, а ты не захочешь причинять мне боль. Я подумал, что, если я предоставлю тебе свободу, ты будешь мне все рассказывать и это будет не так печально, как если бы ты был вынужден скрывать от меня что бы то ни было. Не могу сказать, чтобы это решение далось мне с трудом: я слишком тебя люблю и чту. Моя любовь близка к религиозному, почти божественному поклонению, я отдаю тебе все, что у меня есть. Но я опасаюсь, что ты, наверное, думаешь, будто между нами существует некая недосказанность, некая неловкость — и поэтому я тебе пишу, вместо того чтобы сказать тебе все это лично, положа руку на сердце.
Мой Жанно, повторяю снова и снова, ты для меня все. Самая мысль о том, что я могу в чем-то тебя стеснить, могу как-то препятствовать твоей блистательной юности, мне невыносима. Я смог подарить тебе славу — это единственный существенный результат пьесы, единственно важный. И это меня согревает. <…> Клянусь тебе, я достаточно искренен сам с собой и достаточно великодушен, чтобы не ревновать и жить в согласии с небом, к которому мы возносим наши молитвы. Это небо уже столько нам дало, что негоже требовать от него еще больше. Я думаю, что принесение жертвы вознаграждается, — не ругай меня, мой добрый ангел. По твоим глазам я вижу, что ты понимаешь: никто не любит тебя больше, чем я. И мне было бы совестно чинить на твоем лучезарном пути какие бы то ни было препятствия. Мой Жанно, люби меня, как я тебя люблю, утешь меня. Прижми меня к своему сердцу. Помоги мне быть святым, быть достойным тебя и себя. Я живу только тобой.Площадь Мадлен, 19
Мой возлюбленный Жанно,
мне так трудно с тобой говорить, что я хочу лучше объяснить мои несуразности. Я ни за что на свете не желал бы походить на «других» и не хочу, чтобы ты думал, будто я «ревную». <…> Я полагал, что смогу обрести свободу, но, поскольку юноши и женщины все еще страстно меня добиваются, мы с тобой будем идти каждый своей дорогой. Вот только для моей души, равно как и для тела, нет больше никакой «своей» дороги. Мысль о том, чтобы прикасаться к кому-то другому, кроме тебя, говорить ему нежные слова, вызывает во мне внутренний бунт. Ни за что! Не думай, что это тебе в упрек. <…> Мой бунт, мои страдания происходят лишь от примитивного животного рефлекса.
<…> Главное, прошу тебя, не ограничивай себя ни в чем, не принуждай себя ни к чему, потому что ложь и тайны сразили бы меня наповал. Прошу тебя, соизмеряй мою боль с тем, что ты делаешь, и делай так, чтобы она была переносима. Мне достаточно одного твоего жеста, слова, взгляда. Я не «ревную» к тому, кого ты любишь, я ему завидую. <…> Вчера я провел опыт. Я был столь же опечален, как и ты, злоключениями Дэнема Луис Дэнем Футс (1914–1948) — американец по происхождению, авантюрист, любовник многих известных писателей и высокопоставленных лиц. Девятнадцатилетнего молодого человека в голубой пижаме Маре нашел однажды в своей актерской уборной. С ним он некоторое время встречался, вызывая ревность Кокто.. И я бы возненавидел всякого, кто мог бы заподозрить меня в злорадстве. В общем, коль скоро я лишен любви и возможности дышать, я бы хотел превратиться в святого. Ведь то, что мне остается, это уже грех, и это мне претит. Мой добрый ангел, я люблю тебя всеми силами души, не устаю повторять это. Я желаю только одного — твоего счастья.
Твой Жан
Жан Кокто. Фотография Джорджа Платта Линса. 1936 год Howard Greenberg GalleryПлощадь Мадлен, 19
Мой Жанно,
спасибо тебе от всего сердца, что ты меня спас. Я шел ко дну, а ты без колебания, без оглядки бросился в воду и вытащил меня. Самое главное — что тебе это дорого стоило и ты бы этого не сделал, если бы твой порыв не был искренним. Это доказывает твою силу, доказывает, что уроки нашей совместной работы не пропали даром. Козу и капусту связывает отнюдь не любовь, а маленькой любви не бывает. Ты был склонен верить в теорию Андре Андре Гуден — в то время секретарь Жана Кокто.: «Поражает вдруг какое-нибудь лицо» и т. д. Он заблуждается. Любовь — это Тристан и Изольда. Тристан предает Изольду — и от этого гибнет. В минуту озарения ты понял, что наша любовь несовместима ни с каким сожалением, ни с какой беспричинной грустью. Никогда не забуду эти два дня и это ужасное 14 июля, когда я лелеял свое счастье и одновременно не знал, куда деваться. Мы вернемся на наш островок любви, в нашу творческую мастерскую. Люблю тебя всем сердцем. Черкни пару строк. Твои записочки для меня талисманы.
Жан
Прошу тебя об одном пустяке. Ожидание для меня мучительно. Если вернешься поздно, набери на минуту мой номер — просто услышать твой голос Стремясь к физической свободе, Маре в это время ушел от Кокто и поселился отдельно; вместе они снова стали жить только в 1940-м, когда этого потребовала театральная работа..
9 сентября 1939 года
Отель «Ритц»
Ангел мой,
какое чудесное пришло от тебя письмо. Я предоставил тебе свободу, потому что у меня, что называется, «комплекс неполноценности». Мне всегда кажется, что меня не за что любить. Однако и ты такой же робкий, а сам я не решаюсь идти против того, что мне представляется отчуждением. В общем, не принимай всерьез письмо, что я тебе вчера послал. Я хотел рассказать о «минуте истины». Я всегда был счастлив с тобой, счастлив через тебя. От тебя всегда — солнечный свет. Моя нелепость, возможно, вовсе даже не нелепость: скорее, это «идеал», то, из-за чего все нам завидуют, потому что считают, что у нас все идеально.
Если хочешь, чтобы мы соответствовали этому представлению, я готов быть верным тебе и душой, и телом и никогда не отступать от этой линии. Ни-ко-гда. Я уже в том возрасте, когда можно не бояться принимать подобные решения. Я столько раз слышал, что ничему не надо сопротивляться, что все неважно, — вот мне и стало казаться, будто я тебя стесняю. Я не хочу исполнять функцию семьи — лучше уж страдать. Но я и представить себе не мог, что мои страдания будут столь ужасны, что они будут мешать думать, дышать, творить, жить.Прости меня.
Жан Кокто и Жан Маре на съемках фильма «Красавица и чудовище». 1946 год Magyar Nemzeti Digitális ArchívumОтель «Ритц»
Мой Жанно,
я самый счастливый человек на свете. Существуют ли счастливые люди? Взять нас — даже апокалипсис не может нас разлучить. Тут кроется великая тайна. На следующий день после страшной даты День объявления войны. я вдруг ощутил небывалое спокойствие; это была непоколебимая уверенность в том, что твое и мое сердце движутся навстречу друг другу и сливаются, точно волны.
Площадь Мадлен, 19
Суббота, 01:30 ночи
Жанно,
с Коко Кокто принял приглашение Коко Шанель пожить у нее в отеле «Ритц», где она снимала апартаменты. дело решенное. Теперь она опекунша вашей роты. Объясни лейтенанту, что это огромная удача. Она намерена взять секретаршу, и тогда вы ни в чем не будете знать нужды. Только она хочет каждую неделю иметь список того, что вам требуется. Подсунь ее письмо лейтенанту. Пусть поблагодарит ее, как он это умеет. Коко — единственная женщина во всей Франции, кто способен хорошо организовать подобное дело. Ты и сам ей напиши, поблагодари от всех и за всех.
Твой Жан
Попроси у нее ее фото для вашей штабной комнаты.
Жан Кокто и Коко Шанель. Фотография Люка Фурноля. Около 1960 года © Art.com Inc.14 июня 1940 года 14 июня 1940 года — день вступления немцев в Париж. Кокто в это время находился в Перпиньяне.
Представь, мой Жанно, у меня болят зубы, и я от этого почти счастлив (sic), потому что видел, как больно тебе, и теперь мне не стыдно впадать в слабость, которой подвержен ты. <…> Попробую связаться с Моро из Валь-де-Грас Военный госпиталь в Париже., чтобы понять, нельзя ли и тебе туда обратиться. В противном случае попрошу Капгра отправить меня к своему дантисту. То же касается и тебя, если с нами случится то, чего я опасаюсь. Немецко-русский пакт прояснил ситуацию, какой бы ужасной она ни была. Речь шла о войне, теперь речь идет о священной войне. Мы все будем трудиться над тем, чтобы Франция не превратилась в бесчеловечный мир, в котором нельзя жить — вроде Берлина или Москвы. Они же уничтожают, истребляют все те мелочи, которые мы любим и благодаря которым существуем. Я никогда с тобой не говорю о политике и не имею права говорить о ней в письме. Но обстоятельства меняются и заставляют примиряться с сиюминутной реальностью — нас, несчастных, несиюминутных. Думай вот о чем: что наша разлука, наш перерыв в работе нужны для того, чтобы сделать Европу пригодной для жизни и достойной нашей звезды. Такой взгляд заставит тебя стряхнуть хандру и пробудиться от нашего сурочьего сна. Прости меня за это письмо, выходящее за рамки наших обычных писем, но мне не терпелось написать тебе нынче ночью, потому что ты большой мальчик, а я не могу думать, не приобщив тебя к своим мыслям. Возможно, мне следовало бы молчать, не говорить «у меня болят зубы» или «да здравствует Франция». Но я так не умею, я отделился бы, пусть даже на миллиметр, от твоей души, если бы стал таить от тебя мысли, которые приходят мне в голову, и неприятности, которые мне досаждают. <…> Прижимаю тебя к своему сердцу и отдаюсь твоей ласке.
Письмо Жана Кокто, адресованное Жану Маре, от 14 августа 1955 года © Le Fonds Cocteau de MontpellierМальчик мой возлюбленный,
каждый день я буду бросать тебе эту «бутылку в море». Надо, чтобы хотя бы одна из них до тебя доплыла — ведь ты обещал мне, что с тобой ничего не случится, и я верю тебе, как Господу Богу. Здесь я нашел семью. Доктор Николо, его жена и ребятишки любят меня и любят тебя до такой степени, что я был бы счастлив, если бы только можно было сейчас быть счастливым. Увы, невозможно жить ни минуты, не получая от тебя весточки. У меня больше нет ни страны, ни города. <…> Временами закрываю глаза и представляю тебя там, где ты есть. Иногда вижу тебя так явственно, что возникает чувство, будто мы говорим и ты меня подбадриваешь. Ты даешь мне силы жить дальше и бродить по этой комнате, по этому незнакомому городу. <…> Я полагаю, ваши части отводят к югу — и мысль о том, что письма в этот район доходить не будут, приводит меня в замешательство. Как найти друг друга в этой Франции, ввергнутой в хаос? Но я буду бороться. Я не позволю себе поддаться отчаянью. Я знаю, что, как бы ни сложились обстоятельства, мы найдем способ встретиться под нашей звездой. Мой Жанно, мы дорого платим за избыток выпавшего нам везения и счастья. Благословляю тебя.
Помимо переписки двух Жанов, в новой «Иностранке» можно прочитать психологический детектив Мюриэл Спарк «Кенсингтон, как давно это было», фантастические рассказы египтянина Мухаммеда аль-Махзанги, бельгийского фантаста Томаса Оуэна, ангольца Жузе Эдуарду Агуалузы и японки Адзути Моэ, а также «Финнегановы вспоминки» самого Джеймса Джойса.
Теги
Кино
Отношения
«Иностранная литература»
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Приложение дня
Помогающее разобраться в классической музыке
Похмелье дня
В английской песне моряков XIX века
Слон дня
Папы римского
Архив
История
Бродяга, сын артиста-цыгана или выдуманный персонаж?
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2022. Все права защищены
Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь
Жан Кокто: Жизнь Клода Арно
Нью-Хейвен, Коннектикут. Издательство Йельского университета. 2016. 1014 страниц.
Жан Кокто был околдован, обеспокоен и сбит с толку еще при жизни: околдован чрезвычайно молодыми мужчинами (Радиге, Морис Сакс, Эдуар Дерми и т. д.), некоторых из которых он идеализировал с недисциплинированным гомосексуальным пылом; обеспокоенный и сбитый с толку соперниками и врагами (многие из которых яростно гомофобны), которые обвиняли его в завышенной репутации. Хотя сегодня Кокто пользуется положительной репутацией поэтического кинорежиссера, сюрреалисты (особенно Андре Бретон, Рене Шар и Жорж Садуль) презирали и поносили его, иногда очерняли даже те, кто ему нравился (Жан Жене, Пабло Пикассо). испытывал жалкую потребность в одобрении. Неспособный провести различие между искусством и жизнью, он колебался (как утверждает Клод Арно) между «опьяняющими идолами» (Макс Жакоб, Пикассо, Сартр) и «образом, который он создал из своего собственного бытия». Попытки Кокто быть «чувствительной душой мира» привели к нескольким срывам, художественным расстройствам и параноидальным бредам. Эта исчерпывающая книга представляет собой кладезь информации, подробно описывающей, как Кокто освободился от своей властной матери-дилетантки, превратившись в застенчивого денди (с манией эклектичного подражания) и «грустного клоуна современности».
«Я сделан из резины», — сказал Кокто Андре Жиду, пояснив, что, когда он вступал в контакт с людьми, он терял свою форму, принимая их взгляды и манеры, только для того, чтобы возобновить свою форму после того, как они ушли. Как утверждает Арно, экзистенциальная философия Кокто была ближе к сартровской («Быть — значит быть воспринятой»), чем к неоязычеству Жене. Его патологическая болтливость (причудливая графиня научила его очаровывать и доминировать с помощью потоков болтовни) оказалась опасной, потому что открыла для него обвинения в том, что он лучше говорит, чем пишет. Биография Арно включает в себя Кокто, любителя мифов, писателя, дизайнера, режиссера и предпринимателя, Кокто-гея-первопроходца и провокатора, Кокто-саморазрушающего и, возможно, безумного опиумного наркомана, и, наконец, Кокто-стареющего самопародия (делающего коммерческие рисунки и подписанные тарелки). с его инициалами).
Эта книга незаменима для всех, кто интересуется социальной и культурной историей Франции, включая прустовский Париж, две мировые войны, модернистское движение и последующие события. Он предлагает захватывающий портрет своего противоречивого субъекта, чья изменчивость могла бы стать проблемой для любого биографа. Однако он часто не анализирует его пьесы, фильмы, стихи и романы и загрязняется склонностью к отступлениям и напыщенной пурпурной прозе. Арно, кажется, не встречает фигуру речи, которая ему не нравится. Он называет Кокто тореадором, быком, нервным розовым кустом и пылесосом. И, увы, пишет много ошарашивающих фраз, злобно раздувающихся.
Кит Гаребян
Миссиссауга, Канада
Получите книгу на Amazon или добавьте ее в свой список чтения Goodreads.
Сюрреализм | Определение, живопись, художники, произведения искусства и факты
Сальвадор Дали: Постоянство памяти
Все медиа
- Дата:
- 1920 — 1939
- Значительные работы:
- Невыносимая легкость бытия
- Похожие исполнители:
- Андре Бретон Дэвид Гаскойн Пабло Пикассо Марсель Дюшан Луис Бунюэль
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Что такое сюрреализм и его цель?
Сюрреализм — направление в изобразительном искусстве и литературе, процветавшее в Европе между Первой и Второй мировыми войнами. Движение представляло собой реакцию на то, что его члены считали разрушением, вызванным «рационализмом», который ранее руководил европейской культурой и политикой и который достиг своей кульминации в ужасах Первой мировой войны. обойти социальные условности и образование, чтобы исследовать подсознание с помощью ряда техник, включая автоматическое рисование, спонтанную запись без цензуры хаотических образов, которые «прорываются» в сознание художника; и изысканный труп, когда художник рисует часть человеческого тела (например, голову), складывает бумагу и передает ее следующему художнику, который добавляет следующую часть (возможно, туловище) и т. д., пока коллективная композиция не будет завершена.
Зигмунд Фрейд
Прочтите о Зигмунде Фрейде, неврологе, чьи теории легли в основу движения сюрреалистов.Каковы характеристики сюрреализма?
Сюрреализм не имеет единого стиля, но в живописи можно различить ряд возможностей, находящихся между двумя крайностями. На одном полюсе зрителю противостоит мир, полностью определенный и подробно описанный, но лишенный рационального смысла: реалистически нарисованные образы вырваны из своего нормального контекста и вновь собраны в двусмысленных, парадоксальных или шокирующих рамках. Примером этого являются работы таких художников, как Рене Магритт и Сальвадор Дали. На другом полюсе, который по-разному называют органическим, эмблематическим или абсолютным сюрреализмом, зритель сталкивается с абстрактными образами, обычно биоморфными, наводящими на размышления, но неопределенными. Примером такого подхода являются такие художники, как Жан Арп, Макс Эрнст и Жоан Миро.
Сальвадор Дали
См. картину Сальвадора Дали « Постоянство памяти » (1931), одну из самых знаковых картин сюрреалистов.Как связаны сюрреализм и дадаизм?
Сюрреализм вырос главным образом из более раннего движения Дада, которое до Первой мировой войны создавало произведения антиискусства, сознательно бросавшие вызов здравому смыслу. Однако акцент сюрреализма делался не на отрицании, а на положительном выражении. Он не унаследовал нигилистическую, антирационалистическую критику общества Дада и его безудержные атаки на формальные художественные условности. Тем не менее, сюрреализм перенял озабоченность дадаистов причудливым, иррациональным и фантастическим, а также зависимость дадаистов от случайностей и случайностей.
Дадаизм
Узнайте больше о дадаизме, художественном движении, из которого вырос сюрреализм.Какие художники практиковали сюрреализм?
Крупнейшими художниками-сюрреалистами были Жан Арп, Макс Эрнст, Андре Массон, Рене Магритт, Ив Танги, Сальвадор Дали, Пьер Рой, Поль Дельво и Жоан Миро. Фриду Кало и Пабло Пикассо иногда включают в этот список, но они никогда официально не присоединялись к группе сюрреалистов. Каждый художник искал свои собственные средства самопознания. В поэзии Андре Бретона, Поля Элюара, Пьера Реверди и др. сюрреализм проявился в сопоставлении слов, которое поражало, потому что определялось не логическими, а психологическими, т. е. бессознательными, мыслительными процессами.
Фрида Кало: Первые персональные выставки
Раскройте связь Фриды Кало с группой сюрреалистов.Кто первым употребил слово Сюрреализм ?
Поэт Гийом Аполлинер впервые использовал термин «сюрреалист» в 1917 году для описания балета Жана Кокто « Парад », и это слово появилось в его собственной пьесе «Мамель Тиресиаса» . Андре Бретон, который позже основал сюрреалистическое движение, использовал этот термин для Манифеста сюрреализма 9.0065 (1924), а его определение переводится как «чистый психический автоматизм, посредством которого он призван выразить… реальный процесс мышления. Это диктат мысли, свободный от всякого контроля со стороны разума и любых эстетических или моральных забот». Слово surreal стало частью повседневного языка в последующие десятилетия и вошло в словарь Merriam-Webster в 1967 году. Словарь определяет его как «отмеченное интенсивной иррациональной реальностью сна».
Гийом Аполлинер
Узнайте больше о Гийоме Аполлинере, поэте, который придумал термин «сюрреалист».Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Сюрреализм , движение в изобразительном искусстве и литературе, процветавшее в Европе между Первой и Второй мировыми войнами. Сюрреализм вырос в основном из более раннего движения Дада, которое перед Первой мировой войной создавало произведения антиискусства, сознательно бросавшие вызов разуму; но акцент сюрреализма делался не на отрицании, а на положительном выражении. Движение представляло собой реакцию против того, что его члены считали разрушением, вызванным «рационализмом», который руководил европейской культурой и политикой в прошлом и который привел к ужасам Первой мировой войны. По словам главного представителя движения, поэт и критик Андре Бретон, опубликовавший Манифест сюрреализма В 1924 году сюрреализм был средством настолько полного воссоединения сознательных и бессознательных сфер опыта, что мир снов и фантазий соединился с повседневным рациональным миром в «абсолютной реальности, сюрреальности». В значительной степени опираясь на теории, заимствованные у Зигмунда Фрейда, Бретон видел в бессознательном источник воображения. Он определял гениальность с точки зрения доступности этой обычно нетронутой области, которую, как он считал, могли достичь как поэты, так и художники.
Характеристика
В поэзии Бретона, Поля Элюара, Пьера Реверди и др. сюрреализм проявлялся в сопоставлении слов, которое поражало, потому что определялось не логическими, а психологическими, т. е. бессознательными, мыслительными процессами. Однако главные достижения сюрреализма были в области живописи. На сюрреалистическую живопись повлиял не только дадаизм, но и фантастические и гротескные образы таких ранних художников, как Иероним Босх и Франсиско Гойя, и более близких современников, таких как Одилон Редон, Джорджо де Кирико и Марк Шагал. Практика сюрреалистического искусства сильно подчеркивала методологические исследования и эксперименты, подчеркивая произведение искусства как средство, побуждающее к личному психическому исследованию и откровению. Бретон, однако, требовал твердой доктринальной верности. Таким образом, хотя сюрреалисты и провели групповую выставку в Париже в 1925, история движения полна изгнаний, дезертирств и личных нападок.
Художники-сюрреалисты
Акцентируя внимание на содержании и свободной форме, сюрреализм стал серьезной альтернативой современному высоко формалистическому кубистическому движению и во многом способствовал сохранению в современной живописи традиционного акцента на содержании. Работы крупных художников-сюрреалистов слишком разнообразны, чтобы их можно было обобщить категорически. Каждый художник искал свои собственные средства самопознания. Некоторые целеустремленно стремились к спонтанному раскрытию бессознательного, освобожденному от контроля сознательного разума, в то время как другие, особенно каталонский художник Жоан Миро (хотя официально он так и не присоединился к группе), использовали сюрреализм как освобождающую отправную точку для исследования. личных фантазий, сознательных или бессознательных, часто очень красивыми формальными средствами.
Можно выделить ряд возможностей, находящихся между двумя крайностями. На одном полюсе, представленном в чистом виде работами французского художника Жана Арпа, зритель сталкивается с образами, обычно биоморфными, наводящими на размышления, но неопределенными. По мере того как разум зрителя работает с провокационным изображением, бессознательные ассоциации освобождаются, и творческое воображение утверждает себя в совершенно открытом исследовательском процессе. Немецкий художник Макс Эрнст, французский художник Андре Массон и Миро в большей или меньшей степени также следовали этому подходу, который по-разному называли органическим, символическим или абсолютным сюрреализмом.
Викторина «Британника»
Назовите этого художника!
Можете ли вы отличить Моне от Мане?
На другом полюсе зрителю противостоит мир, полностью определенный и подробно описанный, но лишенный рационального смысла: полностью узнаваемые, реалистически нарисованные образы вырваны из своего нормального контекста и вновь собраны в двусмысленных, парадоксальных или шокирующих рамках.