Жана кокто: Жан Кокто — биография и личная жизнь французского артиста, режиссера, поэта, актера | Jean Cocteau

Жан Кокто – биография, фото, личная жизнь, книги, смерть

Биография

Жана Кокто называли французской версией Оскара Уайльда: такая же сексуальная ориентация, богатый гардероб и огромное количество укоренившихся афоризмов. Литератор и режиссер крутился в самом эпицентре культурной жизни Парижа, окунался в новомодные сюрреализм и дадаизм, экспериментировал с изменением сознания — гипнотическим транс-опиумом и снами наяву. Жана бросало из крайности в крайность, но он оставался серьезным художником, который пытался найти ответы на вечные вопросы.

Детство и юность

Жан родился в местечке Мезон-Лаффит под Парижем в семье людей обеспеченных, разносторонних и творческих. Отец, сделавший карьеру адвоката, неплохо рисовал на любительском уровне. Когда сыну исполнилось 9 лет, свел счеты с жизнью. Событие до глубины души потрясло маленького Жана, в будущем он назовет смерть «моей возлюбленной» и сделает эту тему центральной во многих произведениях.

Жан Кокто в молодости

Воспитанием и образованием ребенка занялся дед, определив внука в один из лучших столичных лицеев. Мужчина слыл ценителем музыки, устраивал дома концерты, был коллекционером – в том числе создал собрание музыкальных инструментов, картин Эжена Делакруа и Жана Энгра, а также греческих статуй.

Творчество

Жан Кокто с жаром окунался в разные художественные сферы. Примерял роли поэта и прозаика, музыканта и художника, пробовал силы в кино.

Стихи Жана Кокто

Творческая биография Кокто – это прежде всего поэзия. Как поэт дебютировал в 1906 году, из-под пера вышли первые стихотворения «Лампа Алладина», «Легкомысленный принц», «Танец Софокла». Стихи литератор считал основой искусства, сборники выходили на протяжении всей жизни. Наиболее известные книги – «Словарь», «Леона», «Греческий ритм».

В сборнике «Опера» поэт отдает дань сюрреализму, а в томе «Стихи» прослеживаются мотивы дадаизма. На закате жизни Жан Кокто словно предчувствовал скорый уход, создав за год до смерти поэму «Реквием», объединившую основные направления творчества писателя.

Книги Жана Кокто

В художественные круги молодой человек попал в середине 1910-х годов. Познакомился и сблизился с Марселем Прустом, Пабло Пикассо, Эриком Сати, Эдит Пиаф. До этого времени Жан тяготел к классическому искусству, но под влиянием Пруста и Сергея Дягилева начал пересматривать взгляды. Писатель и театральный деятель позвали Кокто поработать с «Русским балетом». В итоге для этой труппы Жан написал либретто. Параллельно родились произведения для постановок и в других театрах.

В 1913 году Жан познакомился с творчеством Игоря Стравинского, даже вошел в круг друзей знаменитого композитора. Спустя пять лет посвятил Игорю Михайловичу книгу «Потомак».

Жан Кокто и Эдит Пиаф

Участие в драматургии не обходилось без скандалов. Кокто положил начало становлению спектаклей нового типа, в которых отражались настроения «потерянного поколения», при этом отрицались все традиции. Так, в тандеме с эксцентричными Сати и Пикассо Жан в 1917 году представил публике авангардный балет «Парад». Впервые на афише появилось слово сюрреализм. В постановке использовались элементы спорта и акробатики.

Мышление литератора формировалось под влиянием Сати. Кокто называл музыку композитора простой и понятной, любовь к музыканту отразилась в книге «Петух и арлекин». Однако к середине 20-х годов уже критиковал авангардистов в эссе «Призыв к порядку».

Портрет Жана Кокто в молодости

Жана увлекала античная мифология, начал переписывать на новый лад сюжеты пьес «Антигона», «Царь Эдип», «Адская машина». Самым значимым, по мнению исследователей, стал миф об Орфее. Эта пьеса – стержень творчества писателя.

В это же время поэт превращается еще и в прозаика – первым произведением стал роман «Самозванец Тома», в котором Жан делится впечатлениями от Первой мировой войны. Интересный факт: в списке его сочинений практически нет таких, которые бы разительно отличались друг от друга – темы и образы кочуют из книги в книгу. Однако особняком стоит роман «Ужасные дети» (1929), где герои погибают, так и не сумев выйти за пределы «зеленого рая детской любви».

Перед Второй мировой войной увидела свет знаковая постановка по пьесе «Равнодушный красавец», посвященной Эдит Пиаф. Премьера спектакля состоялась в театре «Буфф-Паризьен». Во время войны с нацистами Жан отличился тем, что в открытую заявлял о симпатии к Гитлеру и даже выполнял заказы для оккупантов. В дневнике писал:

«В Гитлере мы имеем поэта, которого не дано понять монотонным людям».

Вообще во время Второй мировой Кокто поработал плодотворно, выпустив две книги и поставив пять пьес.

Жан Кокто

В круг интересов француза входило рисование. Он проявил себя как талантливый график. В начале 20-х годов напечатали альбом рисунков Жана, который начинался с высказывания:

«Поэты не рисуют. Они как бы развязывают вязь своего почерка и вновь завязывают его другим способом».

Кокто сравнивал рисование с работой писателя – старался переносить на бумагу не увиденное, а пережитое на собственном опыте. Особенно преуспел в жанре графического портрета.

Было в жизни Жана Кокто еще одно важное направление, которому он отдавал силы и эмоции. Это кинематограф. Мужчина сам писал сценарии и сам же выступал режиссером. Первую картину «Кровь поэта» снял в 1930 году, положив начало трилогии на тему мифа о музыканте и поэте Орфее. Действия легенды перенес в настоящее время.

Жан Маре в фильме Жана Кокто «Красавица и чудовище»

Затем сел в кресло постановщика только после войны. Писатель создал фильм по мотивам сказки «Красавица и чудовище», пригласив на главные роли Джозетт Дэй и Жана Маре. В фильмографию вошли картины «Двуглавый орел», «Ужасные родители», а также продолжение трилогии «Орфей» и «Завещание Орфея». Последняя лента примечательна тем, что это автопортрет автора и ее финансировал Франсуа Трюффо, ярый поклонник Кокто.

Режиссер передал через эту драму веру в то, что зеркала являются порталом в другие измерения, помогают проникнуть сквозь время и пространство. Образ Орфея воплотил тот же Жан Маре. Герой живет в загородном доме с любимой супругой Эвридикой, которую играет Мари Деа.

Документальный фильм «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год»

За несколько месяцев до смерти Жан представил последний фильм. Им стала короткометражная лента «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год». Писатель – единственный персонаж картины, который обращается к будущим поколениям с речью. Здесь он в который раз продемонстрировал умение красноречиво говорить. Знакомые и друзья утверждали, что Жан говорил лучше всех во Франции.

Потомкам оставил писатель и книгу мемуарных очерков «Портреты-воспоминания» (1935), где Кокто рассказывает о юных годах, рисует портреты актеров парижской сцены и известных литераторов. Он сравнивает жизнь с «великолепным спектаклем» и радуется, что довелось стать действующим лицом.

Личная жизнь

Личную жизнь Жан Кокто никогда не скрывал, он был бисексуалом. Два года прожил с русской актрисой Натальей Палей. Громкий роман случился с гениальным юным писателем Реймоном Радиге, а затем до самой смерти состоял в отношениях с Жаном Маре.

Жан Кокто и Наталья Палей

История любви литератора и актера началась в 1937 году – пара познакомилась в парижском театре «Ателье», где готовилась постановка по пьесе Жана «Царь Эдип». Маре покорил сценариста красотой и тут же был утвержден на главную роль.

Жан Кокто и Жан Маре

Благодаря поддержке покровителя Маре превратился в знаменитого актера. Кокто посвящал возлюбленному стихи, рисовал портреты, задействовал того в своих спектаклях и фильмах.

Литератор был опиумным наркоманом, в молодости выкуривал в день три десятка трубок с этим веществом. Слыл убежденным католиком.

Смерть

Умер Жан Кокто от сердечного приступа в середине осени 1963 года. Похоронили писателя и режиссера в часовне Сен-Блез де Симпле в Мийи-ла-Форе.

К смерти Жан основательно подготовился: специально сделал фрески, которые поместили около гроба, и выбрал эпитафию – «Я остаюсь с вами». Характер цитаты раскрывает его убеждение: Кокто верил, что жил на земле уже много раз и после смерти обязательно вернется.

В ноябре 2011 года в честь Жана открылся музей в Ментоне.

Библиография

  • 1918 — «Петух и Арлекин»
  • 1919 — «Потомак»
  • 1923 — «Самозванец Тома»
  • 1926 — «Призыв к порядку»
  • 1929 — «Ужасные дети»
  • 1935 — «Портреты-воспоминания»
  • 1962 — «Реквием»

Цитаты

«С самого дня моего рождения моя смерть начала свой путь. Она следует за мной без суеты».
«Надо быть и живым человеком, и посмертным художником одновременно».
«Секрет всегда имеет форму уха».
«Время от времени следует отдохнуть от безделья».
«Режиссеры бывают трех видов: умные, изобретательные и большинство».

Жан Кокто

Архив спектаклей:

  • Орфей

Жан Морис Эжен Клеман Кокто (фр. Jean Maurice Eugène Clément Cocteau; 5 июля 1889 – 11 октября 1963) – французский писатель, художник и режиссер, предвосхитивший появление сюрреализма.

С середины 1910-х годов вошел в художественные круги Парижа, познакомился с Марселем Прустом, Андре Жидом, Сергеем Дягилевым, Пабло Пикассо, Эриком Сати и другими. Позднее сблизился с Жаном Маре и Эдит Пиаф.

Известен многолетним творческим и любовным союзом с актером Жаном Маре, с которым прожил вместе около двадцати пяти лет.

С 1916 года издавался в литературном американском журнале «Литтл Ревю». В 1955 был избран членом Французской Академии, Королевской Академии Бельгии. Командор ордена Почетного легиона, член Академии Малларме, многих национальных Академий мира, почетный президент Каннского кинофестиваля, Академии джаза и других.

Мало кто из писателей XX века имел такую близкую и обширную связь с музыкой и музыкантами своего времени, как Жан Кокто. Среди его произведений – либретто и тексты для десятков опер, балетов и ораторий, в числе которых многие сделали имя не только своему автору, но и составили историю всей французской музыки.

Особенное значение для Жана Кокто имел скандально легендарный балет Сати-Пикассо-Кокто «Парад», поставленный в мае 1917 года русским балетом Дягилева в Париже.

Шумная премьера «первого сюрреалистического спектакля» в истории сделала имя не только Кокто, но и всем остальным участникам этого эпатажного представления. Общение с Эриком Сати, одним из самых особенных и странных композиторов XX века, имело наибольшее значение для формирования почерка Кокто.

Пять лет спустя Жан Кокто совместно с Эриком Сати и при поддержке известного критика Анри Колле инициировал создание знаменитой французской группы «Шести» молодых композиторов, прообразом которой послужила «Могучая кучка» или «Русская пятерка», как ее чаще называли во Франции.

Жан Кокто написал пьесы: «Орфей» (Orphée, 1926), «Человеческий голос» (La Voix humaine, 1930), «Эдип-царь» (Oedipe-roi, 1937). Кинофильмы Кокто: «Кровь Поэта» (Le Sang d’un poète, 1932), «Красавица и Чудовище» (La Belle et la Bête, 1946), «Двуглавый Орел» (L’Aigle à Deux Têtes, 1947), «Ужасные Родители» (Les Parents terribles, 1948), Орфей (Orphée, 1950), Завещание Орфея (Le Testament d’Orphée, 1959), «Самозванец Тома» (Thomas l’imposteur, 1965).

Кроме того, Кокто выступал сценаристом фильмов Жана Деланнуа («Вечное возвращение», 1943; «Принцесса Клевская», 1960), Робера Брессона («Дамы Булонского леса», 1945) и других. Роман «Ужасные дети» был в 1950 году экранизирован Мельвилем. Позднее тот же сюжет был переработан Гилбертом Адэром и воплощен Бернардо Бертолуччи в фильме «Мечтатели» (2003).

Пьеса «Двуглавый орел» легла в основу фильма Микеланджело Антониони «Тайна Обервальда», а у Педро Альмодовара в фильме «Закон желания» показана постановка пьесы Кокто «Человеческий голос».

Жан Кокто: Жизнь Клода Арно

Нью-Хейвен, Коннектикут. Издательство Йельского университета. 2016. 1014 страниц.

Жан Кокто был околдован, обеспокоен и сбит с толку еще при жизни: околдован чрезвычайно молодыми мужчинами (Радиге, Морис Сакс, Эдуар Дерми и т. д.), некоторых из которых он идеализировал с недисциплинированным гомосексуальным пылом; обеспокоенный и сбитый с толку соперниками и врагами (многие из которых яростно гомофобны), которые обвиняли его в завышенной репутации. Хотя сегодня Кокто пользуется положительной репутацией поэтического кинорежиссера, сюрреалисты (особенно Андре Бретон, Рене Шар и Жорж Садуль) презирали и оскорбляли его, а иногда и те, кто ему нравился (Жан Жене, Пабло Пикассо). испытывал жалкую потребность в одобрении. Неспособный провести различие между искусством и жизнью, он колебался (как утверждает Клод Арно) между «опьяняющими идолами» (Макс Жакоб, Пикассо, Сартр) и «образом, который он создал для себя». Попытки Кокто быть «чувствительной душой мира» привели к нескольким срывам, художественным расстройствам и параноидальным бредам. Эта исчерпывающая книга представляет собой кладезь информации, подробно описывающей, как Кокто освободился от своей властной матери-дилетантки, превратившись в застенчивого денди (с манией эклектичного подражания) и «грустного клоуна современности».

«Я сделан из резины», — сказал Кокто Андре Жиду, пояснив, что, когда он вступал в контакт с людьми, он терял свою форму, принимая их взгляды и манеры, только для того, чтобы возобновить свою форму после того, как они ушли. Как утверждает Арно, экзистенциальная философия Кокто была ближе к сартровской («Быть ​​— значит быть воспринятой»), чем к неоязычеству Жене. Его патологическая болтливость (причудливая графиня научила его очаровывать и доминировать с помощью потоков болтовни) оказалась опасной, потому что открыла для него обвинения в том, что он лучше говорит, чем пишет. Биография Арно включает в себя Кокто, любителя мифов, писателя, дизайнера, режиссера и предпринимателя, Кокто-гея-первопроходца и провокатора, Кокто-саморазрушающего и, возможно, безумного опиумного наркомана, и, наконец, Кокто-стареющего самопародия (делающего коммерческие рисунки и подписанные тарелки). с его инициалами).

Эта книга незаменима для всех, кто интересуется социальной и культурной историей Франции, включая прустовский Париж, две мировые войны, модернистское движение и последующие события. Он предлагает захватывающий портрет своего противоречивого субъекта, чья изменчивость могла бы стать проблемой для любого биографа. Однако он часто не анализирует его пьесы, фильмы, стихи и романы и загрязняется склонностью к отступлениям и напыщенной пурпурной прозе. Арно, кажется, не встречает фигуру речи, которая ему не нравится. Он называет Кокто тореадором, быком, нервным розовым кустом и пылесосом. И, увы, пишет много ошарашивающих фраз, злобно раздувающихся.

Keith Garebian
Mississauga, Canada
 

 

Получите книгу на Amazon или добавьте ее в свой список чтения Goodreads.

 

биография, дискография, рецензии, лучшие альбомы, рейтинги

Проживающий в Балтиморе, но уроженец Техаса, певец, автор песен и Сотрудница Девендры Банхарта Яна Хантер (женщина при рождении) дебютировал соло с lo-fi
Blank Unstaring Heirs of Doom
(2005) в котором собраны короткие песни (практически без аранжировки), записанные за десятилетие, за которым следует такой же спартанский Дома нет (2007), содержащий 15 коротких деревенских элегий, в частности «Дома нет » , Младенцы и Птица .

Затем Хантер сформировал Lower Dens с Абрамом Сандерсом на барабанах и Джеффом Грэмом на басу. Их первый альбом Twin-Hand Movement (Gnomonsong, 2010 г.) был отмечен несколькими эмоциональными пиками в духе новой волны 1970-х: психоделическая литания Я нервничаю , гимн A Dog’s Dick с шумной гитарной кодой, и Абсолютно золотой , восходящий к поп-музыке близнецов Кокто. Синий и Серебряный звучит как Лу Рид впереди самоубийство, и бешеный инструментал Holy Water

возрождает обвинение сестры Рэй из Velvet Underground. К сожалению, последние песни на альбоме — смущающий наполнитель, наверное добавлен только для того, чтобы сделать его альбомом, а не мини-альбомом или EP.

Nootropics (2012), с Нейтом Нельсоном на барабанах вместо Сандерса и с добавлением гитариста Уилла Адамса и клавишника Картера Тантона, представляет собой альбом. сонной меланхолии. Alphabet Song сочетает в себе дешевый битбокс, синтезаторный карильон и томную гавайскую гитару и медленно плавающий вокал а`ля Grace Slick в атмосфере, напоминающей Strange Days группы Doors. Подобная структура продвигает нежную убаюкивающую мелодию Nova Anthem , парящую над гудящими клавишами, в потусторонние измерения. Литургия Мозгов шепчет поверх гобелена дрожащих гитарных гудков и бешеной барабанной дроби. Краткий инструментал Stem

кажется веселой версией фуги Ноя или Баха, сыгранной на тройной скорости. Слишком много песен злоупотребляют форматом дум-панихиды (например, Propagation ), но 12-минутное проявление силы In The End Is The Beginning , a медленно пульсирующая заброшенная литания среди безумного гитарного шума, проводит зловещий ритуал а-ля Конец , который заводит в тупик мрачный звуковой ландшафт страха.

Escape from Evil (Ribbon, 2015), работа значительно хуже, несмотря на массовое производство, было слишком много песни, которые были производными от синти-поп 1980-х, начиная с Ondine и To Die in L.A. (чьи колеблющиеся синтезаторные партии и припев напоминают хит A-Ha Take On Me ), и слишком много дум и мрачные танцевальные баллады, такие как Ваше сердце все еще бьется и Quo Vadis Лучшие песни кажутся случайностями: Non Grata , который сочетает в себе гитарный паттерн Tusk Fleetwood Mac и маковый припев, и особенно

Компания , еще одна превосходная смесь оперный вокал, церковный орган, моторик в стиле Neu и психоделический дисторшн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2024 homyrouz.ru — Банкетный зал Хоми Роуз. All rights reserved.