Женщина архитектор заха хадид – Заха Хадид: 15 лучших построек

Содержание

Заха Хадид - архитектор Zaha Hadid, биография женщины-архитектора на DesignBasicDecor

Образование Заха Хадид (Zaha Hadid) получала в монастырской французской школе в Багдаде, потом в Американском институте в Бейруте (математическая направленность). Следующим этапом стала школа Архитектурно Ассоциации в Лондоне (Великобритания), курс мастеров Рем Колхаса и Элии Зенгелиса.

Дипломная работа – план отеля-моста над Темзой по мотивам творчества Малевича. Обучаясь архитектуре в период с 1972 по 1977 год, Заха Хадид работала над проектами, часть которых осталась нереализованной.

Интерьер ресторана Моондзун

Реализация идей началась с разработки в 1990 году интерьера для ресторана в Японии (Саппоро) «Моондзун». Более известна другая ранняя ее работа в области архитектуры: оформление пожарной части германской мебельной компании «Витра» в 1994 году.

Карьера дизайнера складывалась ровно. После окончания Архитектурной школы она поступила в проектное бюро своего учителя, Колхаса, и работала у него до 1980 года. После ухода из бюро ОМА Хадид организовала собственную фирму – Zaha Hadid Architects. Работы по созданию «бумажных» проектов велись в сотрудничестве с инженером П. Райсом, который придавал визуальным идеям Захи материальную «плоть», воплощая их в инженерные конструкции. Параллельно с проектированием дизайнер занималась преподавательской деятельностью.

Известность пришла после возведения Центра современного искусства Розенталя (США, Цинциннати) – первого выигранного тендера-конкурса, в разработке идеи которого она участвовала.

В России творчество Захи Хадид было отмечено Притцкеровской премией, врученной ей в 31.05.2004 в Санкт-Петербурге. Впервые премия вручалась женщине. Заха Хадид в Москве бывала и до этого времени, работая над своими проектами.

Британия подтвердила заслуги мастера присвоением ей звания Дамы-командора ордена Британской империи (2012).

Личная жизнь архитектора не задалась, она не была замужем и не имела детей. Со слов самой Захи, ее дети – это ее проекты и сотрудники, так что в этом понимании семья женщины была огромна. Хадид жила очень скромно, в историческом центре британской столицы. По отзывам гостей и журналистов, дом представлял собой свободное пространство креативной планировки с авангардной мебелью.

Смерть Захи Хадид случилась в 2016 году, 21 марта. Она умерла в госпитале Майами, где проходила лечение от бронхита. Причиной смерти стал сердечный приступ.

Креативная архитектура

Жилой дом на Манхеттене

Ключевая концепция, на которой основаны все проекты Захи Хадид – проектирование знаковых объектов в стиле авангарда и футуризма.

Особенности ее эскизов:

  • Нет прямых линий, только плавные, выверенные переходы сложных кривых, воплощенные в бетон и стекло алгебраических формул. Видимо, именно так проявило себя ее базовое образование на математическом факультете. Почетные звания «Королева кривой» и «Королева форм» вполне отвечают удивительной силе впечатления ее объектов.
  • Перспектива намеренно искажена.
  • Общий объем разбит на отдельные компоненты.
  • Ранние проекты отличаются угловатыми формами, поздние – криволинейными.

Наиболее известные работы Захи Хадид (воплощенные в жизнь), представлены ниже.

Центр Гейдара Алиева (Баку, Азербайджан) – многоуровневая постройка государственного значения, предназначенная для проведения крупных мероприятий. Проектирование завершено в 2007 году, постройка – в 2012. Работа архитектора отмечена Design of the Year в 2014 году как лучшее в мире здание. В эскизах преобладают волнообразные линии, сложная форма здания трактуется как символ бесконечности.

Интерьеры соответствуют внешнему облику, они также вызывают ассоциацию с космическим объектом. Заха Хадид в Баку признана, в частности как архитектор и дизайнер мусульманского происхождения.

Центр современного искусства (Цинциннати, США). Это единственный в США музей, спроектированный женщиной. Проект был выполнен в 1998 году, здесь ярко проявилось стремление разбивать здание на отдельные криволинейные и остроугольные фрагменты.

Dominion Tower (Москва, Россия). Проекты Захи Хадид в Москве ограничиваются этим зданием, построенным в 2008-2015 годах. Несмотря на уникальную архитектуру, «Пересвет-Плаза» считается малопривлекательным в своем первоначальном качестве офисного центра. Однако как сооружение входит в число достопримечательностей столицы России.

Коттедж (Барвиха, Подмосковье, Россия), построен в 2012 году как подарок Доронина (российский предприниматель, миллионер) Наоми Кэмпбелл. Внешний вид и интерьеры имитируют космический корабль, базовый материал – искусственный камень.

Здесь как нельзя более ярко проявилась тяга дизайнера к кривым линиям и поверхностям, а также цветовая лаконичность.

Национальный музей искусств XXI века (Рим, Италия), постройки 1999-2010 годов. Этот комплекс на основе старинных казарм – самые крупные здания Захи Хадид. Возведенный из бетона и стекла, имеет площадь в 27 тыс. кв. метров.

Чтобы оценить другие яркие работы дизайнера, предлагаем посмотреть фото проектов Захи Хадид.

Опера в Гуанчжоу (Китай, 2010)

Здание гражданского суда (Мадрид, Испания, 2007)

Музей транспорта Риверсайд (Шотландия, Глазго)

Неоконченные работы и будущие здания

Среди спроектированных, но непостроенных объектов, архитектура Захи Хадид включает:

  • футбольный стадион (Катар)
  • план перестройки Трафальгарской площади (Лондон, Великобритания). На иллюстрации эскиз дизайнера.

Сейчас студия, основанная Хадид, продолжает работать под руководством Патрика Шумахера. Их проекты пока не так популярны и востребованы, поскольку как архитектор Заха Хадид была вне конкуренции. Однако публикация всех новых концептов ведется регулярно. Сейчас ведется строительство 24 объектов, спроектированных Zaha Hadid Architects.

Малые формы и предметы быта

Помимо крупных архитектурных объектов, Заха была признанным дизайнером интерьеров и предметов обихода. Уникальные созданные ею светильники, сочетающие криволинейность, традиционную для большинства ее работ, с необычными конструктивными решениями.

Один из примеров – монохромные люстры для компании Slamp.

Или креативные светодиодные люстры из глянцевого полимера Vortexx Chandelier (2005).

Интересна также мебель ее дизайна – столики из прозрачного акрила, бесшовные диваны и кресла, геометрически сложные каркасные стулья.

Несмотря на странные внешне формы, все предметы мебели вполне эргономичны и удобны.

Разработанные дизайнером интерьеры для жилых и нежилых помещений удивляют лаконичностью, часто монохромностью цветовой гаммы, сочетанием плоских и криволинейных поверхностей, «космическим» обликом деталей, многоуровневой планировкой.

Футуристический дизайн в непривычных областях

Достопримечательности Заха Хадид создавала не только в области архитектуры. Одним из наиболее оригинальных ее проектов является яхта, которая напоминает фантастический звездолет, по недоразумению оказавшийся плавучим.

Этот проект разработан в сотрудничестве с судостроительной компаний из Гамбурга Blohm+Voss. Длина базовой модели 128 метров, ее меньшие аналоги – 90 м.

Яхты предназначены для быстрого и сверхбыстрого движения, поэтому помимо обычных инженерных расчетов для них проводился анализ гидродинамических свойств.

Интерьеры отличаются максимальным уровнем комфорта, превышающим обычное оснащение люкс-кораблей этого класса.

Обои, разработанные Хадид, логично продолжают ее креативный стиль. Это сочетание эффектных цветовых переходов, действующих на уровне подсознания, кривых линий и сложных псевдотрехмерных объектов. Некоторые идеи явно навеяны теорией фракталов.

Назначение обуви Хадид не всегда сразу опознается из-за необычного дизайна. То же касается и ювелирных украшений, разработанных по эскизам Хадид.

По ее проектам разрабатывались даже сумки и концепт-кары.

Фильмы и книги о Захе Хадид

В 2013-м Великобритания выпустила документальный фильм о знаменитом архитекторе «Заха Хадид. Кто не рискует — тот не выигрывает». Помимо биографических данных, в ленте есть много интересных сведений о ее проектах и концепции в целом. Фрагмент фильма есть в свободном доступе.

Снят также фильм «Город женщины», построенный как соединение интервью и документальных кадров о творчестве архитектора/

Литература более полно рассказывает о деятельности, в том числе интерьерах Захи Хадид. В частности, издательство Taschen выпустило монографию обо всех работах архитектора. Книга увидела свет после ее кончины: «Заха Хадид. Полное собрание сочинений с 1979 по сегодняшний день» (Hadid. Complete Works 1979-today).

Уникальная архитектура и дизайн Захи Хадид внесли большой вклад в современное искусство и позволили поднять на новый уровень наше представление о возможном внешнем виде зданий и сооружений.

Заха Хадид (Zaha Hadid)

designbd.ru

«творчество — это способ осмысления мира»

Заха Хадид (Zaha Hadid) — одна из самых известных современных архитекторов. Она стала первой женщиной, получившей Притцкеровскую премию.

Хадид родилась в 1950 году в Багдаде, а умерла в 2016 году от сердечного приступа в Майами, оставив после себя смелые постройки по всему миру, в том числе и в России. Она запомнилась миру не только как архитектор, но еще как художник, дизайнер и просто сильный и целеустремленный человек.

Заха Хадид. Фотограф: Brigitte Lacombe

Семья, детство, школа

Хадид была ребенком из интеллигентной иракской семьи, жившей в Багдаде. Ее отец Мухаммад Хадид был лидером Демократической партии, стремящейся к модернизации Ирака. Сам он в свое время окончил Лондонскую Школу Экономики. Так отзывается о нем сама Заха: «Это был человек дела и человек идеи». Мать Захи Ваджиха аль-Сабунджи училась в английской и швейцарской школах, была очень остроумной женщиной с хорошим вкусом, к тому же художницей. Она и научила свою дочь рисовать.

Ирак в те годы был закрытой страной, но у семьи Хадид была возможность путешествовать. Оба брата Хадид учились в Британии: один — в Оксфорде, другой — в Кембридже. Сама Заха ходила в католическую монастырскую школу и росла в среде смешения западной и восточной культур, а Ирак был местом, где рядом жили представители различных рас и религий.

Багдад во времена детства Хадид был прогрессивным городом и находился под влиянием модернизма. Как-то раз Захе купили в комнату асимметричное зеркало, которое очень впечатлило девочку. Она тут же решила переделать свою спальню, и сделала это так хорошо, что в последствии кузина и тетя попросили обновить и их комнаты.

Университет

После школы в 1968 году Заха отправилась в Бейрут, ливанский город, где в Американском университете изучала математику. Хадид с детства мечтала стать архитектором. В 1972 году она начала обучение в Школе архитектуры Архитектурной ассоциации в Лондоне (Architectural Association School of Architecture), которую ей порекомендовал брат. В те времена Школой руководил Алвин Боярский, который оказал огромное влияние как на развитие самой школы, так и на саму Хадид.

На архитектурный стиль Хадид сильно повлиял русский авангард, в особенности Малевич

На архитектурный стиль Хадид сильно повлиял русский авангард, в особенности Малевич. Свою дипломную работу она назвала «Тектоник Малевича» — проект жилого моста на Темзе.

Напечатанный дипломный проект Захи Хадид «Тектоник Малевича» (1977) в качестве элемента интерьера

Ниже представлен интерьер квартиры Захи Хадид в Лондоне, где целую стену занимает копия ее дипломной работы «Тектоник Малевича» (фотограф Henry Bourne).

Начало карьеры

После Школы архитектуры Заха устроилась в бюро «OMA» Рема Колхаса. Это голландский архитектор и теоретик деконструктивизма, который в Школе архитектуры был учителем Хадид. В 1979 она открывает фирму Zaha Hadid Architects.

Первые несколько лет дела шли плохо: тяжелый характер Хадид, ее упрямство и собственное виденье архитектуры отталкивали заказчиков. Фирма занималась маленькими заказами, нереализованные проекты копились, оставаясь жить на бумаге. За них архитектор получала различные призы на престижных конкурсах, тем не менее воплотить что-то из этого в жизнь не удавалось.

Но вот, в 1990 году бюро Хадид начинает заниматься заказом на строительство здания пожарной части для производителя дизайнерской мебели Virta в немецком городе Вайль-на-Рейне. В этой постройке особенно хорошо проглядывает увлечение Хадид Малевичем и Кандинским: здание будто сошло прямо с картины последнего, лишившись только своих ярких цветов.

Комплекс «Витра». Вайль-на-Рейне Германия. 1994 Комплекс «Витра». Вечернее фото, демонстрирующее подсветку здания.

Признание деконструктивизма приходит в 1997 году вместе с успехом здания музея Гуггенхейма в североиспанском городе Бильбао, построенного по проекту Фрэнка Гери. С этого момента в бюро Хадид начинают поступать заказы.

Показательной историей для этого периода ее жизни стала борьба за возможность строительства Оперного театра в Кардиффе, столице Уэльса. Бюро Хадид выигрывает конкурс, и уже вскоре заказчик аннулирует итоги. Тогда она побеждает второй раз, но после этого проект отменяют совсем.

Успех

В начале карьеры Хадид заметно значительное влияние на ее работы раннего русского авангарда: Заха, говоря о любимых художниках, так отзывалась о них: «В русских авангардистах меня привлек дух отваги, риска, новаторства, стремления ко всему новому и вера в мощь изобретательства». Со временем же ее работы начинают приобретать более мягкие и текучие формы. Развитие ее архитектурного стиля было вызвано стремлением облегчить здания, чтобы они выглядели не тяжеловесными конструкциями, а легкими, динамичными и вписывающимися в окружающее пространство.

В 2004 году в Эрмитаже Санкт-Петербурга Хадид получила Притцкеровскую премию, впервые доставшуюся женщине

В 2004 году произошло огромное событие в жизни Хадид и всего архитектурного мира. В Эрмитаже Санкт-Петербурга она получила Притцкеровскую премию, впервые доставшуюся женщине. Эта престижная награда еще раз подтвердила значимость вклада Хадид в развитие архитектуры.

Хадид для работы обычно не пользовалась компьютером: все свои идеи она воплощала на бумаге. Как-то раз Хадид решила выяснить, сколько вариантов организации пространства может быть, и для примера взяла одну квартиру. Через несколько дней стало ясно, что таких вариантов может быть не менее семисот. Такая сила мысли и трудолюбия поражает.

Известные проекты

Башня Leeza SOHO, Пекин, Китай

Экологичная двойная башня Leeza SOHO, состоит из двух частей с закрытым атриумом между ними. Бюро Zaha Hadid Architects и китайская компания Soho China внедрили в проект технологии, позволяющие значительно сократить потребление энергии и выбросы загрязняющих веществ.

Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати, Огайо, США

Проект был заказан студии в 1997 году, а в 2003 здание было готово. В нем проходят выставки, инсталляции и перфомансы. Именно за этот проект Хадид была награждена Притцкеровской премией.

Трамплин Bergisel, Инсбрук, Австрия

Хадид произвела замену старого трамплина, находящегося в австрийском городе Инсбрук. В 2002 году трамплин уже был готов.

Центральное здание завода BMW, Лейпциг, Германия

Здание стало переосмыслением традиционного офиса — его преобразование и функций, которые оно содержит, в более динамичный, привлекательный «узел связи».

Автор фото: Helene Binet

Национальный музей искусств XXI века / MAXXI , Рим, Италия

Музей современного искусства открылся в Риме в 2010 году. Римляне называют его «макарониной», почему — сказать трудно.

Центр водных видов спорта, Лондон, Англия

Центр водных видов спорта фирма Хадид спроектировала к Олимпийским играм 2012 года.

Автор фото: Hufton+Crow

Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан

Центр, названный именем третьего президента Азербайджана, включает в себя аудиториум, музей, выставочные залы и административные офисы.

Футуристический особняк Capital Hill Residence, Москва, Россия

Этот дом, напоминающий космический корабль, построен в поселке Барвиха. Архитектору его заказал российский бизнесмен Владислав Доронин.

Здание Центрального банка Ирака

losko.ru

Заха Хадид – биография, фото, личная жизнь, новости, проекты

Биография

Заха Мохаммад Хадид – архитектор иракского происхождения, жившая и работавшая в Великобритании. Первая в мире женщина Лауреат Притцкеровской премии.

Заха родилась 31 октября 1950 года в столице Ирака в семье Мухаммада аль-Хадж Хусейна Хадида, организатора партии национал-демократов. Мать девочки Ваджиха аль-Сабунджи была родом из Мосула, занималась живописью. Родители вели буржуазный образ жизни.

Заха Хадид в детствеЗаха Хадид в детстве

Заха с детства проявляла интерес к изобразительному искусству и архитектуре. Девочка постоянно фантазировала и создавала из бумаги проекты зданий. К 22 годам Заха Хадид окончила в Бейруте факультет математики Американского университета и уехала в Лондон, где стала студенткой Архитектурной школы Ассоциации Архитекторов. Девушка поступила на курс к мастерам Рему Колхасу и Элиа Зенгелису. Учась в Великобритании, Заха подробно знакомится с творчеством Казимира Малевича и русских зодчих начала XX столетия.

Архитектура

Авангард становится для Хадид любимым направлением в искусстве, студентка начинает претворять идеи направления в своем творчестве. Рем Колхас – голландский архитектор и теоретик деконструктивизма, высоко ценил талант Захи и считал девушку лучшим учеником, который когда-либо обучался у него. Первой известной работой Захи стал проект обитаемого моста над Темзой, который она разработала в 1976 году.

В 1977 году, после окончания учебного заведения Заха Хадид становится сотрудницей бюро ОМА Колхаса, откуда уходит через два года. В 1979 году появляется самостоятельный проект Захи Хадид Zaha Hadid Architects. Вместе с выполнением заказов Заха начинает преподавательскую деятельность в Архитектурной Ассоциации, где она проработала до 1987 года. Хадид не берется за разработку стандартных построек, ее интересуют крупные знаковые объекты. Поэтому Заха в основном создает проекты на бумаге и участвует в конкурсах.

Проект клуба «Пик»Проект спортивного клуба «Пик», Гонконг

Первой победой архитектора в международном конкурсе стал проект клуба «Пик» который Заха создавала для клиента из Гонконга, но постройка не была осуществлена из-за банкротства заказчика. В 1994 году в результате очередной победы Захи Хадид в Великобритании на лучший проект оперного театра в Кардиффе разразился скандал: общественность подвергла сильному прессингу застройщика, вынудив отказаться от авангардного проекта молодой арабки.

Пожарная станция компании VitraПожарная станция компании Vitra

Еще одной яркой работой этого года считается разработка перевернутого небоскреба для английского города Лестера, который также не был реализован. Первой работой, воплощенной в жизнь, стал проект пожарной часть компании Vitra в Вайле-на Рейне. Произошло знаменательное событие в 1993 году. Но по-прежнему многие проекты Хадид оставались на бумаге, что не останавливало Заху. Архитектор настолько была увлечена любимым делом, что часто спала по 4 часа в сутки.

Центр современного искусства Розенталя в СШАЦентр современного искусства Розенталя в США

В 1997 году после строительства музейного комплекса Гуггенхейма в Бильбао начинается интерес к идеям Захи Хадид. В 1998-1999 годах архитектор возводит два Центра искусств в США, штате Огайо, и в Риме. Здания, выстроенные по проектам иракского архитектора становятся достопримечательностями местности. Окончательно имя Захи Хадид стало известно международному сообществу после участия в разработке проекта Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати США, строительство которого было завершено в 2003 году.

Мебель Захи Хадид: креслаМебель Захи Хадид: кресла

Помимо работы с крупными формами Заха Хадид экспериментирует с объектами интерьера, театральными декорациями, выставочным пространством музеев. Дизайнер создает модель туфель для Lacoste и бразильской компании Melissa. Хадид преуспевает в проектировании мебельных коллекций. Экспериментальные работы дизайнера реализуются под брендом Sawaya & Moroni.

Мебель Захи Хадид: диван и столМебель Захи Хадид: диван и стол

В 2005 году достижения Захи в дизайне отмечают первой премией на всемирной выставке Design Miami. Коллекции малых форм попадают в Музей современного искусства на Манхеттене, Немецкий музей архитектуры во Франкфурте-на-Майне. Заха Хадид читает лекции по архитектуре и искусству по всему миру.

Работа в России

31 мая 2004 года состоялось знаменательное событие в жизни Захи Хадид – архитектору присудили Прицкеровскую премию. Церемония награждения состоялась в Санкт-Петербурге, в театре Эрмитажа. С этого времени началось сотрудничество Хадид с Россией. Неоднократно она приезжала в Москву с мастер-классами, в 2005 году сотрудничала с группой проектировщиков жилого комплекса «Живописная Тауэр» в столице России.

Экспоцентр в Москве, РоссияЭкспоцентр в Москве, Россия

В 2012 году Заха Хадид создает проект футуристического дома для предпринимателя Владислава Доронина, через три года – бизнес-центр «Пересвет-Плаза». В 2012 году после открытия центра Гейдара Алиева в Баку, созданного по проекту Захи Хадид, архитектор получает премию Британского Музея дизайна, в номинации «Дизайн года».

Заха Хадид - автор Центра Гейдара Алиева, Баку, АзербайджанЗаха Хадид - автор Центра Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан

Среди работ мастера интерес представляют постройки различного функционального назначения: Научный центр в Вольфсбурге, Музей искусств в Дании, отель «Пуэрто Америка» в Испании, станция фуникулера в Австрии, Центр водных видов спорта в Лондоне, проект театра в Марокко, стадион в Катаре, здание средней школы в Лондоне. Значимыми проектом 2000-х для Хахид стала постройка Музея MAXXI на окраине Рима.

Эскиз Захи Хадид с планами по преображению Трафальгарской площади в ЛондонеЭскиз Захи Хадид с планами по преображению Трафальгарской площади в Лондоне

В 2010 и 2011 годах Заха Хадид становится лауреатом премии Джеймса Стерлинга Королевского института британских архитекторов. Фото работ архитектора и дизайнера находятся в свободном доступе в интернете, с ними может ознакомиться каждый. Со временем здания, построенные по проектам Захи Хадид, становятся обтекаемыми, полностью теряя углы и прямые линии. Дизайнер отходит от деконтруктивизма, создав собственный стиль.

Личная жизнь

Личная жизнь так и не смогла вписаться в творческую биографию Захи Хадид. У архитектора не было семьи, Заха не оставила после себя наследников. 

У Захи Хадид семьи не былоУ Захи Хадид семьи не было

Собственными детьми Хадид считала проекты, над которыми постоянно работала. Дизайнер всю жизнь прожила в лондонской квартире, которая находилась недалеко от архитектурного офиса.

Смерть

В марте 2016 года Заха Хадид обратилась в клинику Майами по поводу проведения лечения бронхита. Но 31 марта архитектор скоропостижно скончалась. 

Архитектор Заха ХадидАрхитектор Заха Хадид

Причиной смерти медики называли сердечной приступ. После смерти Хадид оставила только архитектурный бизнес.

Сейчас делом Захи Хадид занимается ее партнер по фирме Патрик Шумахер, который решил завершить 36 работ мастера, оставшиеся незаконченными. Среди новых заказов бренда – строительство Делового центра в столице Чехии и технопарк в Подмосковье.

Проекты

  • Пожарная часть компании-производителя дизайнерской мебели «Витра», Вайль-на-Рейне, Германия - 1994
  • Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати, Огайо, США - 1998
  • Вокзал Hoenheim-North и автостоянка, Страсбург, Франция - 2001
  • Трамплин Bergisel, Инсбрук, Австрия - 2002
  • Научный центр «Phæno», Вольфсбург, Германия - 2005
  • Музей искусств Ордрупгаард: новое крыло, Копенгаген, Дания - 2005
Интерьер Захи Хадид для Opus TowerИнтерьер Захи Хадид для Opus Tower
  • Отель «Пуэрта Америка», Мадрид, Испания - 2006
  • Станция Фуникулера, Австрия - 2007
  • Национальный музей искусств XXI века, Рим, Италия - 2010
  • CMA CGM Tower, Марсель, Франция - 2011
  • Центр водных видов спорта (Лондон), Англия - 2011
  • Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан - 2012
  • Бизнес-центр «Пересвет-Плаза», Москва, Россия - 2015

24smi.org

Заха Хадид и ее невероятные проекты • Новости фасадного рынка

Заха Хадид (Zaha Hadid) – известнейший британский архитектор арабского происхождения, чьи удивительные и невероятные работы прославились на весь мир. Давайте же узнаем немного о ней самой и посмотрим на ее как реализованные проекты, так и «проекты в проектах».

Родилась Заха 31 октября 1950 года в городе Багдад (Ирак). Начальное образование получила во французской школе при монастыре в Багдаде, потом уехала в Ливан изучать математику в одном из американских университетов, а далее перебралась в Лондон (Великобритания), где в 1972 году поступила в Архитектурную Ассоциацию.

Карьера Захи началась в архитектурном бюро «OMA», под надзором учителя, известнейшего голландского архитектора Рема Колхаса (Remment Koolhaas). И уже в 1980 году Хадид основала свою собственную архитектурную студию под названием «Zaha Hadid Architects».

1.Заха Хадид

Заха питает слабость к нетрадиционной архитектуре, искаженной перспективе, острым углам и изогнутым формам. Но большинство проектов ее студии остаются нереализованными именно из-за нестандартного подхода. И лишь спустя десять лет, в 1990 году, Хадид получает первый серьезный заказ на разработку проекта пожарной части «Vitra», после которого о ней начинают говорить как о непревзойденном мастере деконструктивизма.

2.пожарная часть Vitra

В 1998 году Заха реализовывает новый проект – Центр современного искусства Розенталя, расположенный в Цинцинатти (США).

3.центр современного искусства Розенталя

4.

Далее следует проект за проектом: Заха проектировала даже для российского миллиардера Владислава Доронина и его возлюбленной Наоми Кемпбелл. Для них она создала постройку в форме космического корабля, расположенную в Барвихе.

5. космический корабль для Наоми

6.

Примечателен ее проект футуристической башни «Jockey club innovation tower», расположенной в Гонконге. В башне разместилась университетская школа дизайна с просторным лекционным залом, десять аудиторий и множество дизайнерских студий и мастерских. Помимо прочего здесь же появится музей дизайна, будут проходить временные и постоянные выставки и откроется обзорная галерея.

7. футуристическая башня

8.

2004 год – разработка проекта жилого комплекса «Citylife», строительство которого началось в 2009 году. «Citylife» состоит из семи «извилистых» зданий разной высоты, от 5 до 13 этажей каждое. Отличительным архитектурным элементом являются изогнутые балконы и скошенная крыша с широкими крытыми террасами, придающая элегантный вид пентхаусам.

9. комплекс Citylife

10.

В 2004 году Заха получает официальное признание публики и становится первой женщиной-архитектором, получившей Притцкеровскую премию.

В 2007 году студия «Zaha Hadid Architects» проектирует новое здание – комплекс «Dongdaemun design park & plaza» (DDP). Постройка, выполненная по последнему слову дизайна, представляет собой культурный комплекс, включающий пять функциональных зон – художественную галерею, музей, лабораторию дизайна, выставочный центр и парк истории и культуры города площадью 30.000 кв.метров. Изогнутый фасад покрыт алюминиевыми панелями в количестве более сорока пяти тысяч штук.

11. Dongdaemun design park & plaza

12. деталь фасада

2008 год — Образовательный центр в Вене. Выдающейся частью дизайна является огромный прямоугольник черного цвета, нависающий над главным входом. Здесь размещена библиотека, а также технические комнаты и кафе. Фасад отделан черными стеклофибробетонными панелями. Остальная часть здания, по контрасту, оформлена панелями белого цвета – здесь расположены учебные классы, лекционный зал, рабочие зоны и административные офисы.

13. Образовательный центр в Вене

14. изогнутый фасад

В 2009 году Заха и ее команда создают проект комплекса «Galaxy Soho», состоящий из четырех огромных плавно изогнутых куполов, соединенных друг с другом посредством таких же причудливо изогнутых крытых мостов-переходов. У каждого купола – своя уникальная форма. Вся конструкция занимает площадь 334.000 кв.метров, из которых 166.000 кв.метров отдано под офисы, а 86.000 кв. метров – под магазины и бутики. Верхние этажи предназначены для размещения всевозможных баров, кафе и ресторанов с панорамным видом на Пекин.

15. galaxy soho

16. изогнутый фасад

17. модель

В 2012 году достраивается еще один проект Захи – офисное здание «Pierres vives». Издалека здание напоминает поваленный ствол дерева с длинными «ветвями», выполняющими роль окон. В самом «стволе» расположены архивы, далее идет библиотека и в «кроне» импровизированного «дерева» находится спортивный комплекс и офисы.

18. офисное здание Pierres vives

19. продольные-окна

2012 год – открылся культурный центр им.Гейдара Алиева, спроектированный студией Хадид. Здание с широким остеклением и белоснежным фасадом из керамогранита состоит из музея, обширной библиотеки и конференц-центра. Фасад покрыт 12.027 керамогранитными панелями, закрепленными на каркасе, состоящем из 90 километров металлических балок, в пересечении образующих треугольники, трапеции и параллелограммы. Покрытие крыши занимает площадь в 40.000 кв.метров.

20. культурный центр им.Гейдара Алиева

21.

28 сентября 2013 года открылась художественная галерея «Serpentine Sackler gallery» по проекту Захи. Подобно гигантской грибной шляпке, волнообразная крыша павильона в трех точках опускается почти до земли, а изнутри поддерживается пятью колоннами. Галерея уже позиционируется как одно из культурных мест Лондона.

22. serpentine sackler gallery

23.

И еще один из интересных проектов Хадид в Макао – отель-башня, часть развлекательного комплекса «City of dreams». Здание состоит из двух башен, соединенных на уровне первых этажей и крыши, дополнительные соединения в виде мостов проходят по всей площади постройки. Площадь башни составляет 150.000 кв.метров – здесь разместятся около 780 стандартных номеров, сьютов и скай вилл. Завершение строительства намечено на 2017 год.

24. отель City of dreams

25. деталь фасада

Несмотря на то, что Хадид уже более 50 лет, она, помимо проектирования, читает лекции в университетах и проводит мастер-классы. Более того, Заха активно сотрудничает с известными фирмами, такими как «Lacoste» и «Sawaya and Moroni», разрабатывает дизайн мебели, светильников, ламп, туфель, украшений и прочее-прочее.

Интересные работы, не правда ли?

26. ожерелье

27. ожерелье

28. вазы

29.

30. светильник

31.

32.дизайн мебели и светильников

33. светильники

34. водопроводный кран

35. дизайн винной бутыли

36.

37. дизайн обуви для Lacoste

38.

39. дизайн туфель

40.

P.S. 31 марта 2016 года, в возрасте 65 лет, Заха Хадид скончалась от сердечного приступа. R.I.P.

Фотографии взяты с официального сайта http://www.zaha-hadid.com/.

fasadnews.ru

Параметрическая архитектура будущего Захи Хадид / Mail.ru Group corporate blog / Habr


Клуб досуга «Пик» (The Peak Leisure Club), Гонконг. Конкурсный проект, первая премия (1982—1983)

Архитектура обладает очень важным свойством — считываемостью. Она всегда олицетворяет время, развитие общества, наши стремления и мечты. Она создается людьми и для людей, и именно архитектура позволяет ощутить множество культурных особенностей различных стран, народов, витиеватость истории. Любое событие накладывает свой отпечаток на архитектуру. Но иногда она уходит далеко вперед, отражая футуристические мечтания, опережающие свое время. Эта архитектура ждет своего часа на бумаге множество десятилетий, прежде чем обрести форму и переродиться из идеи в здание. Так и произошло с идеями самой влиятельной женщины в мире архитектуры — Захи Хадид. Ее идеи домов будущего распространились по всему миру, вдохновляя и поражая фантазии миллионов людей.

«Бумажный» архитектор


Получив математическое образование в Американском университете Бейрута (Ливан), Заха Хадид переезжает в Лондон ради обучения в архитектурной школе Архитектурной ассоциации. Ее наставником станет великий голландский архитектор Рем Колхас. Заметив талантливую студентку, Колхас приглашает Хадид сразу же после окончания школы стать партнером его архитектурного бюро OMA. Там она проработает три года и уйдет прокладывать свой путь.


Архитектурное бюро OMA Рема Колхаса. Обложка первого издания художественного журнала Viz (1978)

В 1980 году Заха создаст свое архитектурное бюро, но ее карьера не сразу стремительно пойдет вверх. Ее проекты выигрывают конкурсы по всему миру, но сталкиваются с множеством проблем, начиная от невозможности реализации идей технологически и заканчивая политическими или экономическими сложностями. Хадид не улыбается удача. За несколько десятилетий и до мирового признания ей удастся реализовать лишь несколько проектов.


Проект оперного театра залива Кардифф (Cardiff Bay Opera House, 1994) трижды выигрывал конкурс на строительство, но в итоге был отклонен из-за конфликта с заказчиком, который скептически воспринимал дизайн Хадид

Начало успеха


Первое здание ей удалось построить лишь в 1993 году — маленькую пожарную часть для мебельной компании Vitra, напоминающую бомбардировщик Stealths. Летящие козырьки-крылья напоминают павильон в стиле советских авангардистов 1920-х годов.


Пожарная часть компании — производителя дизайнерской мебели Vitra. Вайль-на-Рейне, Германия (1994)

Следующий реализованный проект — жилой комплекс Spittelau Viaducts в Вене (1994—2005). Весь дом буквально напичкан интересными решениями: сквозь него идет эстакада с пешеходной дорожкой, а под ним по всей длине здания расположена линия метрополитена, выходящая на поверхность земли прямо из-под здания.


Жилой комплекс Spittelau Viaducts. Вена, Австрия (1994—2005)

Другой проект стал символом современности и благополучия Арабских Эмиратов — мост Шейха Зайда, первого президента ОАЭ, который правил страной 38 лет — с 1971 года. Дизайн моста Хадид создала под вдохновением от песчаных дюн Арабских Эмиратов.


Мост Шейха Зайда. Абу-Даби, ОАЭ (1997—2010)

Длина моста — 842 метра, высота — 60 метров, пропускная способность — 60 тысяч автомобилей в час. Мост очень прочный и способен выдержать порывы ветра со скоростью 160 километров в час.
На стыке тысячелетий Заха Хадид начинает получать все больше заказов. Тогда были реализованы проект автостоянки и вокзала в Страсбурге и трамплин «Бергизель» в австрийском Инсбруке, входящем в олимпийскую арену. На строительство трамплина ушло 15 месяцев и порядка 15 миллионов евро. За эту работу Заха Хадид получила австрийскую государственную архитектурную премию.


Вокзал Hoenheim-North и паркинг. Страсбург, Франция (1998—2001)


Лыжный трамплин Bergisel. Инсбрук, Австрия (1999—2002)

Первая женщина-архитектор в истории


Перед тем как Хадид получила премию Притцкера, у нее был реализован лишь один масштабный проект — Центр современного искусства Розенталя в провинциальном Цинциннати. Начало строительства этого центра стало поворотным моментом в карьере Хадид и первым проектом в США.


Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати. Огайо, США (1997—2003)

Стеклянный фасад первого этажа здания заманивает заглянуть внутрь, а бетонный пол холла стирает границу между тротуаром и закрытым помещением. «Урбанистический ковер» — так Хадид назовет концепт здания, который вовлекает каждого посетителя в игру лестниц, ярусов и пандусов. В этом помещении ощущение пространства совсем иное, из-за его необычности очень сложно понять, где пол, потолок и стены.


Витиеватые лестницы Центра современных искусств Розенталя

Именно этот «урбанистический ковер» стал для Хадид пропуском на «красную ковровую дорожку» современной архитектуры, превратив ее в самого востребованного архитектора мира. В 2004 году она стала первой женщиной, получившей Притцкеровскую архитектурную премию. После этого ее архитектурное бюро Zaha Hadid Architects было обеспечено заказами на несколько лет вперед. Уже через десять лет на Хадид будет работать штат из 500 архитекторов, который сможет реализовать более тысячи проектов в 44 странах мира.

От деконструктивизма к параметризму


Говоря о своем стиле, Заха Хадид отмечала, что ощущала тяжеловесность традиционных зданий. Монолитность и «геометризм» их облика вызывал у нее протест. В своих работах она старалась создать естественные плавные линии, повторяющие природные силуэты. Каждый проект она рассматривала индивидуально, учитывая особенность пейзажа и ландшафта.


«Взгляд на Мадрид». Рисунок Захи Хадид (1992)

Если все ее работы до 2000-х относились к деконструктивизму, то позже ее здания получили плавные гибкие формы, дизайн которых просчитывается на компьютере, словно сложное уравнение, связывающее все части здания. За эту часть работы отвечал соавтор Хадид и директор ее бюро Патрик Шумахер, главный теоретик параметрической архитектуры. Именно внедрение технологий поспособствовало воплощению в жизнь множества проектов, которые не могли быть реализованы до этого и пылились на полках. Так появилась цифровая архитектура, тесно связанная с программированием, где формообразование зависит от математических алгоритмов и формул, автоматически преобразует объем, делая его технически и экономически выполнимым.


Эскиз Центра Гейдара Алиева в Баку

Теперь архитектура Хадид становится сложным математическим уравнением, создающим идеальные формы и изгибы. Функциональность ее творений ставится под сомнение, но сами здания и его элементы живут своей жизнью, создавая уникальное и самобытное пространство. Практическая сторона отходит на второй план, в то время как дизайн и сама архитектура выступает во главе всего, на правах неприкосновенной идеи.

Такой подход к работе позволяет создать «идеальное» здание, без изъянов, недочетов. Но только внешне. Спустя пару лет это направление становится настолько популярным, что скопировать и растиражировать его не представляет никакого труда. Постепенно такая архитектура превратилась в слишком предсказуемую и обыденную.

Путь наверх — «антигравитационная» архитектура


В 2010 и 2011 годах Хадид стала дважды подряд обладательницей престижной британской премии Стерлинга за здания Национального музея искусств XXI века в Риме и средней школы Evelyn Grace Academy в Лондоне.

Центр водных видов спорта в Лондоне

Проект, построенный специально для Олимпийских игр, стал одним из самых популярных творений Хадид. Но главное очарование этого сооружения совсем не в дизайне, а в его возможностях. Во время Олимпиады-2012 оно было ареной, вмещающей 17 500 зрителей, с тремя бассейнами; после нее превратилось в компактное строение для легкоатлетических соревнований вместимостью до 2500 человек.


Олимпийский комплекс для водных видов спорта, Лондон, Великобритания (2005—2010)

Технологии зданий-трансформеров очень дорогостоящи, но в случае с олимпийскими объектами такие затраты вполне разумны. Строительство олимпийских объектов очень редко окупается, а срок эксплуатации очень часто не превышает продолжительность соревнований. Но этот центр стал исключением из правил и будет использоваться еще очень много лет.


Схема трансформации центра после Олимпийских игр — 2012 в Лондоне

Культурный центр Гейдара Алиева в Баку


Культурный центр Гейдара Алиева. Баку, Азербайджан (2007—2012)

Строительство этого центра повысило привлекательность Баку для туристов со всего мира. Центр получил премию Design of the Year — 2014 в категории «Архитектура». При строительстве здания использовалось максимально возможное количество стекла, отчего уменьшилась необходимость в искусственном освещении.


Проект культурного центра Гейдара Алиева


Фасады, сечения и форма кровли-обертки

В залитых солнцем пространствах культурного центра располагается музей Гейдара Алиева, выставочные залы, аудиториум, административные офисы, ресторан и кафе.

Вместо заключения. Критика архитектуры Хадид


Последние годы карьеры Хадид были переполнены скандалами и спорами о полезности и гуманности ее архитектуры. Ее начинают ругать за то, что пространство в зданиях используется неэффективно. Например, самое первое построенное ей здание оказалось непригодным для эксплуатации по назначению, поэтому превратилось в выставочный павильон. Помимо этого, проекты очень дороги в постройке и поддержании. Критиковали даже тот факт, что Хадид строила здания преимущественно в Китае и в нефтяных деспотиях Ближнего Востока, где не соблюдаются права человека.


Многофункциональный комплекс Galaxy SOHO. Пекин, Китай (2008—2012)

Проект торгово-развлекательного комплекса Galaxy SOHO в Пекине получил награду Королевского института британских архитекторов, но вызвал возмущение местных жителей: исторический центр из-за постройки был практически разрушен.

Другой проект Хадид для Олимпийских игр 2020 года в Токио некоторые называют «велосипедный шлем, который плюхнулся на японскую столицу с небес».


Проект Национального стадиона к Олимпиаде 2020 года. Токио, Япония


Стадион «Аль-Вакра» для чемпионата мира по футболу — 2022. Катар (2013 — не достроен)

Точкой кипения для Хадид становится гибель рабочего на строительстве стадиона в Катаре. Архитектора обвинили в том, что она ответственна за этот случай и должна понести наказание. На что Хадид и Шумахер заявили, что архитектор должен хорошо выполнять свою работу и не думать о социальной справедливости. Их необычные пространства меняют коммуникацию между людьми, и именно здания помогут обществу в будущем стать прогрессивнее и гуманнее. А за само строительство (и в том числе за технику безопасности) отвечают компании, которые выполняют заказ.

В конце 2015 года Заха Хадид попала в список 100 самых влиятельных людей в художественном мире по версии ресурса artnet.com, а журнал Wired включил ее в число 100 мировых лидеров идей. В феврале 2016 года она стала первой женщиной, удостоившейся золотой медали Королевского института британских архитекторов (RIBA), высочайшей национальной награды. Противоречивая легенда современной архитектуры скончалась от сердечного приступа в Майами 31 марта 2016 года.

Источники:


habr.com

Заха Хадид: в воспоминаниях коллег и друзей

Заха Хадид (1950–2016), английский архитектор иракского происхождения, изучала математику в американском университете Бейрута, потом училась в школе Архитектурной ассоциации в Лондоне. Начала карьеру в бюро Рема Колхаса, в 1980 году основала собственную фирму Zaha Hadid Architects. Среди главных ее работ — Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати, Центральное здание завода BMW в Лейпциге, Центр водных видов спорта в Лондоне и музей MAXXI в Риме. В России построено два здания по проекту Захи Хадид — бизнес-центр Dominion Tower на Шарикоподшипниковской улице в Москве и особняк, принадлежащий Вячеславу Доронину на Рублево-Успенском шоссе.

Фото: 
Brigitte Lacomb

Внутрь (если не сказать в чрево) здания, построенного Захой Хадид, я попала впервые только год назад. До этого момента я вполне сознательно избегала встречи с ее шедеврами, которые были куда больше похожи на порождение инопланетного разума, чем на дело рук человеческих. Эта холодная органика отталкивала меня, не давала возможности вычленить источники вдохновения и вставить постройки Хадид в стройные искусствоведческие схемы.

Национальный музей искусств XXI века MAXXI в Риме. Основой для бетонной постройки послужили казармы Монтелло. Премия Стирлинга 2011 года (Великобритания) за лучшее архитектурное оформление.

Да и, положа руку на сердце, мне не очень хотелось помещать собственное несовершенство в созданный ею идеальный мир — уж слишком силен казался контраст. Но прошлой весной, оказавшись в Риме, я совершила сорокаминутный марш-бросок от Пьяцца ди Спанья в совсем не парадную часть города, где между типовыми домиками 1970-х годов и промышленными складами стоял в своем змееподобном великолепии Национальный музей искусств XXI века, или, как его называют, MAХХI.

Серебряное кольцо Lamellae Double Ring, которое надевается на два пальца, коллекция Захи Хадид для датского ювелирного бренда Georg Jensen.

До этого я читала множество разгромных рецензий на это сооружение. Его обвиняли в полном несоответствии своему предназначению — слишком много места и внимания посетителей отнимают футуристические лестницы и слишком мало остается на собственно искусство, из-за которого мы все здесь и собрались. И с критиками поспорить сложно, сейчас я с трудом вспоминаю что-нибудь, кроме завораживающего контраста гладкого белого и черного кориана (фирменного материала Захи, позволяющего создавать бионические структуры) и живой бетонной поверхности.

Культурный центр имени Гейдара Алиева с концертным и выставочным залами, Баку (также и на фото слева).

В битве «Хадид против итальянского контемпорари» Заха ведет с разгромнейшим счетом. Но зато от своих собственных претензий я полностью избавилась: представшая передо мной архитектура имела отчетливые древние итальянские корни. Если бы Пиранези жил сегодня, то его фантазии выглядели бы именно так, — и архитектура совершенно не давила своего скептического зрителя. Она скорее нежно направляла человека, указывая самый эргономичный путь из точки А в точку Б.

Горный музей Месснера Corones, построенный по инициативе известного альпиниста Райнхольда Месснера в Итальянских Альпах. Постройка из железо- и фибробетона вписана в склон горы Кронплатц. На фото: панорамная терраса.

Да, ты чувствовал себя маленьким ребенком, столкнувшимся с чем-то настолько огромным, что это сложно освоить, но чувствовал и бережность, с которой относится к тебе высший разум, придумавший все это. Показательно, что при встрече с самой Хадид ощущения возникали примерно такие же. Ее величественное появление в любом помещении трудно было пропустить.

Бизнес-центр Dominion Tower на Шарикоподшипниковской улице — первая постройка Захи Хадид в Москве. На фото: цент-ральный атриум с «парящей» лестницей.

Когда она обращала на тебя внимание, ты оказывался под пронизывающим взглядом усталого бога. Заха вежливо и вдумчиво отвечала на вопросы, которые ей задавали тысячи раз. «К какой культуре вы чувствуете свою принадлежность — к западной или к восточной?» — «Я родилась в Ираке, в стране, которой больше нет — поэтому я арабка. Но училась и развивалась в Лондоне — поэтому я западный человек. А моя архитектура национальности не имеет».— «Сложно ли женщине в архитектурном мире мужчин?» — «Конечно. Людям вообще сложно привыкать ко всему новому. Тем более мужчинам сложно привыкать к тому, что у женщины есть свое мнение». — «Из вас делают икону феминизма, как вы к этому относитесь?» — «Если мой опыт поможет кому-то другому воплотить свои мечты, то я и на это согласна». — «Что для вас самое сложное в работе архитектора?» — «Объяснить другим людям, что, хотя они и привыкли к прямоугольным зданиям, это далеко не единственный способ освоения пространства».

Музей транспорта Riverside в Глазго. 36-метровый фасад из стекла, в котором отражается река Клайд, венчает зубчатая крыша. Лучший музей Европы 2013 года.

Заха стала первой женщиной, получившей Притцкеровскую премию, этот «Оскар» архитектурного мира, но справедливости ради надо заметить, что ничего «женского» в ее работах нет. «От меня ждут, что я стану строить «миленькие» вещи только потому, что я ношу юбку, — постоянно повторяла она. — Но я не милый человек, мне не нравятся все эти гендерные штучки. Я даже готовить так и не научилась».

Стол Mew, дизайн Захи Хадид для Sawaya & Moroni. Последние работы, представленные на выставке i Saloni 2016.

В ее лаконичной лондонской квартире действительно кухня отсутствовала как класс, Хадид убрала ее за ненадобностью и поставила на освободившемся месте гигантский стол, на котором рисовала. Было ли в ней что-нибудь человеческое, спросите вы? Конечно, отвратительный, как, впрочем, и у большинства людей ее профессии, характер, из-за которого она первые двадцать лет своей жизни была исключительно бумажным архитектором. Она проигрывала десятки и сотни тендеров, потому что ее идеи были слишком инновационны, а тон слишком безаппеляционен.

Кресло Z-Chair, дизайн Захи Хадид для Sawaya & Moroni. Последние работы, представленные на выставке i Saloni 2016.

Первым реализованным проектом Хадид стала перестройка пожарной части на территории кампуса Vitra в Вайле-на-Рейне — неудивительно, что именно здесь талантливейшему аутсайдеру дали шанс. В Vitra Fire Station меньше бионики, чем в поздних работах Захи, но уже есть и глубокое понимание динамики и движения тектонических масс ландшафта, и остроумная работа с интерьерами, и преодоление набившего оскомину деконструктивизма. Но вообще, оглядываясь назад, так и тянет назвать все ее шедевры — от олимпийского London Aquatics Centre до Культурного центра Гейдара Алиева в Баку и от скамейки Serac до выполненных на 3D-принтере футуристических туфель для United Nude — разбросанными по миру частями одного большого целого.

Сет из трех стульев, коллекция Liquid Glacial («Жидкий ледник»). Формы предметов из акрила и органического стекла отображают процесс таяния льда, David Gill Galleries.

Хадид оказалась удивительно последовательной в своем движении, и если представить город, в котором собраны все ее работы, то он будет выглядеть, конечно, крайне экстравагантно, но при этом очень органично. Заха Хадид умерла в возрасте 65 лет от вызванного затянувшимся бронхитом сердечного приступа, неожиданно для всех и, похоже, в первую очередь для себя самой. В разработке ее бюро сейчас находятся около 40 проектов, которые должны были быть закончены в течение следующих пяти лет.

Туфли Nova из хромированного винила с 16-сантиметровым каблуком, лимитированная коллекция Захи Хадид для United Nude.

Уильям Савайя и Паоло Морони, бюро Sawaya & Moroni, о дружбе с Захой Хадид:

Паоло Морони и Заха Хадид.

1988 год. Милан. Дни выставки Salone del Mobile. В Rolling Stone — презентация проекта одного иракского архитектора. Must see! Уже в дверях нас полностью дезориентирует вибрирующий голос египетской певицы Умм Кульсум, звучит композиция Al Atlal как предчувствие чего-то важного. Нас представили. «Очень приятно». И нам. Действительно, очень.

1993 год. Вайль-на-Рейне. Открытие пожарной части на кампусе Vitra. Заха — уже не «один архитектор», а восходящая звезда.

1994 год. Афины. Встречаемся взглядами в ресторане L’Abreuvoir. Обменялись улыбками, и вот уже за одним столом договариваемся о встрече.

1995 год. Лондон. Старая квартира по адресу 10 Courtfeld Gardens. Сидим на полу, вокруг на ковре эскизы — выбрать один просто невозможно. Заказываем чайный и кофейный сервизы из серебра. Заха в шутку переименовывает нас: «Уильям — ты не Уильям, а Билл, а Паоло — ты будешь Пао-Пао». Что было дальше? — Множество критики. Большой успех. Заха решает сама, какое впечатление производить, вызвать ненависть или любовь. Она могла вдруг заговорить голосом глупой маленькой девочки, это у нее получалось превосходно. Или в другой ситуации быть взрослой и саркастичной: отпустить едкую шутку и заставить всех смеяться до слез. Любительница вкусно поесть, она обожала открывать друзьям адреса лучших ресторанов. Я помню, как однажды в Лондоне мы поедали в салоне авто, по ее словам, «лучшую в городе» фалафель и шаурму. Капли соуса предательски капали на одежду и сиденья. Мы прятались от взглядов прохожих. Силой своей харизмы Заха всегда заставляла людей останавливаться и глазеть. Она носила королевские ювелирные украшения и наряды кинодив. Наша планета была для нее слишком тесной. Уверены, и там, где она сейчас, Заха наверняка уже продвигает свои революционные идеи, перекраивая пространства и миры, моделируя новые формы. Мы забыли упомянуть один факт. В тот вечер, когда Заха дала нам прозвища Билл и Пао-Пао, она добавила: «Вижу, что Паоло не знает, как правильно ко мне обращаться, как впрочем, и все западные люди. Но вы двое должны уяснить себе: меня зовут За-хá! Ударение на второй слог. Переводится как «гордость». Невозможно было придумать более подходящее ей имя. Дорогая гордость, мы будем скучать! Твои Билл и Пао-Пао.

P. S. Паоло Морони: «Кажется, Hadid по-арабски означает «сталь».

Elle Decoration

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

www.elledecoration.ru

Архитектор Заха Хадид - История красоты — LiveJournal


Заха Хадид на фоне спроектированного ею музея транспорта в Глазго

Заха Хадид - лауреат Притцкеровской премии (аналога Нобелевской в архитектуре), первая женщина и мусульманка, получившая её, обладательница титула Дамы-Командора ордена Британской империи. Заха Хадид скончалась 31 марта 2016 года от сердечного приступа, но её работы остаются одними из самых ярких в истории современной архитектуры.
Заха Хадид родилась в Багдаде 31 октября 1950 года в семье промышленника, одного из основателей Национальной Демократической партии Ирака, представителя ориентированной на Запад крупной буржуазии. Уже в 11 лет она решила, что хочет стать архитектором. Сначала Заха получила математическое образование в Американском университете в Бейруте. Но в 1972 году отправилась в Великобританию, чтобы поступить в школу Архитектурной ассоциации в Лондоне. Там ее преподавателями были Рем Колхас и Элиа Зенгелис.
Сильное влияние на нее как архитектора оказал русский архитектурный авангард 1920-х годов и творчество Казимира Малевича, но ее творческий язык остается ярко оригинальным. Колхас назвал ее "планетой на своей собственной орбите". Зенгелис считал ее самым талантливым человеком, который когда-либо у него учился.
В 1977 она проработала полгода в мастерской Рема Колхаса ОМА, в 1979 основала в Лондоне собственное бюро Zaha Hadid Architects. Со своим оригинальным и бескомпромиссным подходом к творчеству Хадид не могла заниматься мелкими заказами для частных лиц, поэтому она осталась преподавать в Архитектурной Ассоциации (до 1987), продолжая проектировать и участвовать в конкурсах.
Ее проект клуба "Пик" (1983) на холме над Гонконгом, победивший в крупном международном конкурсе, привлек к Хадид внимание общественности, но остался нереализованным, так как заказчик обанкротился. В 1994 Хадид получила широкую известность в Великобритании, выиграв конкурс на проект оперного театра в Кардиффе, но застройщик под влиянием общественного мнения, после полутора лет конфликтов, отказался от проекта, испугавшись оригинальности архитектурного решения. Эти и другие проекты принесли ей победу в престижных архитектурных конкурсах, интерес, а затем и популярность среди профессионалов, но остались на бумаге. Во многом, из-за неготовности заказчиков принять её нестандартный и оригинальный дизайн.
Первым реализованным проектом Хадид стала пожарная часть компании Vitra в Вайле-на Рейне (1991-1993), Германия.


Vitra Fire Station | Germany © RIM Creation

Ситуация кардинально изменилась в 1999, когда началось строительство Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати, США. С этого момента Хадид стали приглашать для работы в разных странах мира.


Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати, 2003 © Roland Halbe

Живопись и рисунки Захи Хадид многократно экспонировались во многих странах мира. Работы Хадид входят во многие музейные собрания, в частности МoМА и Немецкого Музея архитектуры во Франкфурте-на-Майне (DAM).
Личная жизнь Хадид никогда прилюдно не обсуждалась. Известно лишь, что она жила в историческом районе Лондона Кларкенуэлл неподалеку от офиса, а ее дом представлял собой хирургически чистое пространство, заставленное авангардной мебелью. Заха называла себя мусульманкой. Она ушла из жизни 21 марта 2016 года, в госпитале в Майами, где лечилась от бронхита. Но она оставила своё представление о городах будущего.

Вот несколько реализованных проектов Захи Хадид.

Великобритания, Оксфорд, 2015


Корпус Investcorp Центра Ближнего Востока Колледжа Сент-Энтони Оксфордского университета © Luke Hayes

Италия, Салерно, 2016. Морской терминал в Салерно


Морской терминал в Салерно © Hélène Binet

Китай, Гуанчжоу, 2016. Комплекс Guangzhou Infinitus Plaza


Комплекс Guangzhou Infinitus Plaza © Zaha Hadid Architects

Бельгия, Антверпен, 2016. Здание администрации порта Антверпена


Здание администрации порта Антверпена © Hélène Binet

В непосредственной близости от Москвы в подмосковном элитном поселке Барвиха тоже есть творение Захи Хадид, принадлежащее Владиславу Доронину. Дом под названием Capital Hill Residence в виде космического корабля построили в экостиле - смеси современных технологий с природными формами. Дом расположен в отдалении от соседних особняков посреди соснового бора. Его площадь 2 650 кв. м. В двух 22-метровых башнях расположены спальни и детские комнаты. В подвале находится финская сауна, хамам, русская баня, зал для занятий фитнесом и гостевая комната.


Частный особняк в Барвихе, Россия

Саудовская Аравия, Эр-Рияд, 2017. Центр изучения и исследования нефти имени короля Абдаллы


Центр изучения и исследования нефти имени короля Абдаллы © Hufton+Crow

Словакия, Братислава, 2017. Комплекс Sky Park


Комплекс Sky Park © Penta Investments

Италия, Афрагола, 2017. Вокзал скоростной железной дороги Неаполь - Афрагола


Вокзал скоростной железной дороги Неаполь-Афрагола © Jacopo Spilimbergo

Горный музей Месснера - Corones. Италия, 2015


Горный Музей Месснера – Corones © Inexhibit

Возведенный в 2013 году Центр Гейдара Алиева - это современный культурный центр, ставший новым символом Баку и всего Азербайджана. Он представляет собой комплексное сооружение, которое включает аудиториум, музей, концерт-холл, выставочные залы и административные офисы.


Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан

Музей транспорта Риверсайд в Глазго изначально планировалось открыть в 2009 году, но строительство было приостановлено из-за кризиса, и с начала закладки до открытия прошло 7 лет.


Музей транспорта Риверсайд в Глазго

В 2015 году в Москве на Шарикоподшипниковской улице, дом 5, было построен офисное здание по проекту Захи Хадид.


Бизнес-центр Dominion Tower © Hufton + Crow

Павильоны Бернхема в Чикаго стали данью памяти известному американскому градостроителю Дэниэлю Бернхему. Внутри демонстрировались аудио- и видеоинсталляции, показывающие развитие Чикаго, из прошлого в будущее.


Павильоны Бернхема в Чикаго, США

Проекты Захи Хадид в процессе реализации

Стадион в портовом городе Аль-Вакра, Катар, будет частью грандиозного строительства на площади 585 000 кв. м. Его вместимость 40000 зрителей, при этом верхний ярус стадиона будет съемным, что позволит уменьшить вместительность в два раза после окончания чемпионата.


Футбольный стадион 2022, Катар

А вот в столице Саудовской Аравии построят станцию метро из золота. По словам Захи, работая над проектом, она вдохновлялась дюнами Саудовской Аравии, плавные контуры которых она постаралась придать и самой станции. Там также применят новую систему пропуска пассажиров, которая должна помочь избежать давки в часы пик.


Золотая станция метро в Эр-Рияде, Саудовская Аравия

В Сербии комплекс апартаментов, офисов и пространства для отдыха, расположенный на заброшенной территории старой текстильной фабрики, призван стать новым знаковым объектом Белграда. Кроме перечисленных выше программ, предлагаемый комплекс включает также пятизвездочный отель, конгресс-центр, галереи и магазины, а также подземный паркинг для гостей и жителей города


Многоцелевой комплекс Beko Masterplan в Белграде, Сербия

Дом на Манхэттене будет в виде буквы L, а его внутренний угол будет выстроен зигзагом, который разграничит две части постройки. На 11 этаже будут находиться 37 квартир площадью до 510 квадратных метров и высотой потолков более 3 метров. В доме также будет находиться спа-центр, сад и крытый бассейн.


Жилой дом в Манхэттене, США

Новый университет в Гонконге призван стать архитектурным ориентиром. Он будет представлять из себя комплекс учебных и научно-исследовательских лабораторий. Бесшовная архитектура здания символизирует динамику развития настоящих и будущих достижений и производит впечатляющий визуальный эффект.


Политехнический университет в Гонконге, Китай

В Бонне студия взялась за улучшение существующего здания немецкого архитектора Зигфрида Вольске. Работа Хадид содержит два прозрачных фасада, обращенных к реке. Вокруг здания запланировано строительство террас, где будут проводиться спектакли на свежем воздухе.


Фестивальный комплекс имени Бетховена в Бонне 2020, Германия

Здание в Макао, Китай, состоит из двух башен, соединенных на уровне подиума и крыши, с несколькими дополнительными мостами посредине. Отель общей площадью 150 000 квадратных метров состоит из 780 номеров, сьютов и пентхаусов, конференц-холлов, игорных залов, лобби, ресторанов, спа-центра и бассейна под открытым небом. Полюбоваться видом на Макао, открывающимся с башни, можно из панорамных лифтов. Строительство отеля началось в 2013 году.


40-этажный отель в Макао, Китай

Ансамбль из «большого театра», музея современного искусства и «малого театра» (многофункционального зала) появится на берегу озера Мэйсиху в городе Чанша, Китай. Три объема расположатся на просторной «плазе», которую дополнит углубленный «двор» с ресторанами и магазинами.


Международный центр культуры и искусства Чанша, Китай

Высокие небоскребы призваны стать новым бизнес-центром Дубаи. Как и полагается зданиям такого масштаба, здесь будут умещаться офисы, гостиница и торговый центр.


Небоскребы Signature Towers в Дубае, ОАЭ

21-этажное здание в Абу-Даби высотой в 93 м представляет собой гигантский куб с полостью внутри, который, кажется, парит над землей. Оно оснащено уникальной подсветкой, за счет чего выглядит абсолютно по-разному в ночное и дневное время. Днем куб полый, а ночью это пространство заполняется светом.


Opus Office Tower в Абу-Даби, ОАЭ

Новый олимпийский стадион Токио будет построен на месте прежнего стадиона, известного по Олимпиаде 1964 года, и станет главным олимпийским объектом страны восходящего солнца. Он рассчитан на 80 тыс. человек, а его площадь составит 290 000 кв. м. Завершение строительства запланировано на 2018 год.


Олимпийский стадион в Токио 2020, Япония
Источники: archi.ru, marieclaire.ua, www.adme.ru
Фото, у которых не указан источник, www.adme.ru

bellezza-storia.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о