Архитектура, опередившая время: проекты бюро Захи Хадид в ОАЭ
Инвесторы в Объединённых Арабских Эмиратах стараются удивлять всех вокруг. К примеру, в ОАЭ много всего «cамого»: самый высокий небоскрёб, самый большой океанариум и самое впечатляющее колесо обозрения. Но не только масштабом поражают воображение города Эмиратов. Сюда приглашают именитых архитекторов, чтобы они могли реализовать свои самые смелые проекты, которые в ряде других стран «завернули бы». Но на местных пустынных почвах как раз приживается всё самое необычное.
Одна из знаменитых компаний, которая отметилась на карте ОАЭ своими проектами, — британское дизайнерское и архитектурное бюро Zaha Hadid Architects. Своё название фирма получила в честь известной женщины-архитектора Захи Хадид, которая основала бюро в 1980 году.
- Кем была Заха Хадид
- Проекты Захи Хадид в ОАЭ
- Мост имени шейха Заеда
- Signature Towers
- The Opus by Omniyat
- BEEAH Group Headquarters
- Aljada Central Hub
Кем была Заха Хадид
Заха Хадид родилась в Ираке, получила математическое образование в Американском университете в Бейруте, а затем перебралась в Лондон, где уже училась архитектуре и основала известное на весь мир бюро. Она стала первой в истории женщиной, которой вручили самую престижную в мире архитектуры награду — Притцкеровскую премию.
Заха Хадид. Фотография: Dmitry Ternovoy
Заху Хадид называли «королевой кривых» за узнаваемый стиль её работ, в котором не было место строгой геометрии. Архитектурные направления, в которых работала сама Заха Хадид и сотрудники её бюро, — это деконструктивизм и параметрическая архитектура будущего. Сама Заха Хадид говорила: «Если существует 360 градусов, то зачем ограничиваться каким-то одним?»
Архитектурное бюро Захи Хадид успело поработать более чем в 40 странах и реализовало более 1000 проектов. Работы Zaha Hadid Architects можно найти в Лондоне, Копенгагене, Берлине, Нью-Йорке, Баку, Риме, а также в городах Объединённых Арабских Эмиратов: Абу-Даби, Дубае и Шардже. Захи Хадид не стало в 2016 году, но её бюро продолжает воплощать поражающие воображение проекты.
Проекты Захи Хадид в ОАЭ
Проект | Расположение | Статус |
---|---|---|
Al Wahda Sports Centre | Абу-Даби | Не реализован |
Signature Tower | Дубай | Не реализован |
Abu Dhabi Performing Arts Centre | Абу-Даби | Не реализован |
The Opus Omniyat | Дубай | Строится |
Aljada Central Hub | Шарджа | Строится |
Sheikh Zayed Bridge | Абу-Даби | Построен |
BEEAH Group Headquarters | Шарджа | Построен |
Правительство и инвесторы Арабских Эмиратов, как и Заха Хадид, отказались от традиционных подходов.
Расскажем о самых примечательных проектах бюро для ОАЭ.
Мост имени шейха Заеда
Одной из первых работ Захи Хадид для ОАЭ стал мост имени шейха Заеда, открытый в 2010 году. Шейх основал Объединённые Арабские Эмираты и правил страной более 30 лет: с 1966 по 2004 годы он был эмиром Абу-Даби. Мост, названный в честь основателя страны, должен был символизировать связь прошлого и будущего.
Фотография: Still ePsiLoN (Flickr)
Работы над строительством моста заняли десять лет. Сама стройка шла три года, много было потрачено на предварительные изыскания и моделирование, но усилия стоили того. Сейчас это один из самых узнаваемых символов Абу-Даби. Заха Хадид придала мосту из бетона и стали силуэт, напоминающий песчаные дюны. Основную художественную нагрузку принимают на себя необычные асимметричные арки.
Signature Towers
В Дубае мог появиться уникальный комплекс танцующих небоскрёбов — Signature Towers, также известных как «Танцующие башни». В проекте было три извивающиеся башни, новое здание для Дубайского финансового рынка, большой подиум с торговыми площадями и пешеходным мостом. Кто-то видел в башнях переплетающиеся лучи солнца, кто-то — изгибы тел восточных танцовщиц. Говорят, что Заха Хадид здесь отталкивалась от образов в живой природе, но если в случае с мостом источником вдохновения были песчаные дюны, то здесь главным ориентиром стали леса и колышущиеся деревья. Каждая башня словно «двигалась» в своём направлении и подтверждала на практике идею того, что архитектура — это застывшая музыка.
Визуализация: Zaha Hadid Architects
Презентация прошла в 2006 году на выставке Захи Хадид в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. Девелопером проекта могла выступить компания Dubai Properties, которая реализовала Jumeirah Beach Residence. Для строительства Signature Towers успели создать искусственный полуостров, который выходит в канал Дубай Крик. Но, к сожалению, затем стройка замерла.
The Opus by Omniyat
А вот у другого проекта для Дубая судьба сложилась лучше. В лице многофункционального центра The Opus Дубай получил очередное впечатляющее здание, меняющее представление о границах возможного. Инвесторы проекта говорят, что только Заха Хадид и её команда могли помочь им представить «Опус» и реализовать его потенциал культовой разработки.
Здание в районе Бурдж Халифа представляет собой стеклянный куб с искривлённым сквозным отверстием. Примечательно оно не только формой и фантастическим исполнением. Здесь Заха Хадид взялась за проектирование и строительство, а также за создание футуристических интерьеров и дизайна мебели для отеля — единственный раз в жизни.
Помимо отеля ME Dubai, спроектированного самой Захой Хадид, в комплексе располагаются роскошные жилые резиденции, коммерческие помещения, а также некоторые из лучших ресторанов Дубая. Сдача The Opus запланирована на первый квартал 2023 года, а в ноябре 2022 года компания Omniyat отчиталась о продаже 80% резиденций в небоскрёбе.
BEEAH Group Headquarters
Весной 2022 года завершилось строительство новой штаб-квартиры Beeah рядом с центром переработки отходов компании в эмирате Шарджа. Заха Хадид спроектировала здание в виде двух объёмных дюн, окружающих двор. Помимо запоминающегося образа, у этой идеи есть практическая функция: такая конструкция обеспечивает естественную вентиляцию всех помещений здания в холодные месяцы.
Фотография: Hufton+Crow (www.archdaily.com)
В здании фокус был сделан на энергоэффективность: в летние месяцы светлые решения фасадов должны снизить нагрев от солнечных лучей, при этом остеклённые поверхности пропускают большое количество естественного света. Здание будет частично питаться от солнечных батарей, расположенных вокруг него, а остальные потребности электроэнергии будет удовлетворять завод компании по переработке отходов. Благодаря применению широкого спектра «зелёных» решений здание получило сертификат LEED Platinum. Некоторые архитекторы уже назвали его «иконой» для офисов будущего.
Одну из искусственных «дюн» отвели под общественные пространства. Здесь расположился образовательный центр, выставочная галерея, зрительный зал, просторное лобби. Также открыты офисы директоров компании, а рабочие места обычных сотрудников разместились во второй «дюне».
Aljada Central Hub
В Шардже с 2018 года строится ещё один проект бюро Захи Хадид — развлекательно-досуговый центр Aljada Central Hub. На территории более 65 000 квадратных метров появятся здания, общественные пространства и сады. Ожидается, что проект может быть завершён к 2025 году.
Визуализация: Zaha Hadid Architects
Как и во многих других проектах, здесь источником вдохновения послужила природа, а именно — момент соприкосновения капли с поверхностью воды. Вместо капли — центральная башня комплекса, а брызги олицетворяют искусственные пруды.
Бюро Захи Хадид подарило эмиратам множество впечатляющих архитектурных объектов, совмещающих внешний изыск с функциональностью и комфортом. Пропустить подобные здания не получится — каждое из них выглядит как отдельный вид искусства.
Фотография на обложке: Fearandloathingindubai
Недвижимость в ОАЭ
Блог
Архитектура, опередившая время: проекты бюро Захи Хадид в ОАЭ
Новостройки и строительство
Гениальность первой женщины архитектора Захи Хадид
Работаем с 10:00 до 20:00 без выходных.
Аренда торговых площадей 050-750-75-46
Работаем с 10:00 до 20:00 без выходных.
Аренда торговых площадей
050-750-75-46
Блог
26.02.2018- архитектура
- hi-tech
Заха Хадид — одно из самых известных имен в мировом наследии архитектуры и дизайна, имя, которое всегда будет на слуху, потому что каждое здание, построенное ею, завораживает своей нереальной прогрессивностью, красотой плавных линий и величием размеров построения. Созданные ею здания — настоящие произведения искусства, архитектурные памятники. Многие называют их фантастическими строениями будущего, но Заха доказала всем, что это не фантастика, а реальность, что мы уже живем в этом будущем, которое есть — настоящее.
Гениальный проект Захи Хадид — центр культуры и искусства Чанша, Китай
Заха Хадид — не просто успешная женщина-архитектор, а первая из женщин, кто был награждён Притцкеровской премией за заслуги в архитектуре, в 2004 году, спустя время, в 2012 году, она была удостоена звания Дамы-командора Ордена Британской империи. Заха — мусульманка и уроженка Ирака, после прихода к власти Саддама Хуссейна ее семье пришлось покинуть родную страну, затем она училась в Лондоне и Бейруте, после основала собственное архитектурное бюро «Zaha Hadid Architects. Учитывая тот факт, что Заха — женщина — архитектор и еще эмигрантка, которая построила свою карьеру в Великобритании, и при этом в стремительном развитии своей профессиональной карьеры она достигла такого мирового уровня, то можно вполне сказать, что для этой женщины не было ничего невозможного.
Футбольный стадион в Аль-Вакра (Катар)
Отель-башня Morpheus, часть крупного развлекательного курорта City of Dreams в Макао (Китай)Интерьеры City of Dreams в Макао от Хадид
Заха Хадид смогла создать и донести до мировой общественности свой собственный стиль, который изначально казался бунтом против всех правил геометрии и принципов физики, но дал возможность спроектировать и воплотить в реальность самые неординарные проекты еще до прогресса компьютеризированных программ 3D графики.
Спроектированный Захой Хадид жилой комплекс для Нью-Йорка
Ее смелый стиль — это коллаж разных геометрических форм, игра плавных обтекаемых форм с кривыми ломаными линиями и многоугольниками, удачные эксперименты в жанре инсталляции, что делает каждый ее инновационный проект — наследием мировой архитектуры. Более того, Заха не только строила небоскребы и центры культуры, она разработала оригинальные модели светильников и мебели.
Cветильники Vortexx Chandelier
И даже элитную яхту для российского бизнесмена.
Возможно, в этом сыграло роль и в том, что Заха была поклонницей Казимира Малевича. На нее произвело впечатление единение трех чаще используемых Малевичем в своих произведениях цветов и сплочение в единое разных геометрических форм. Позже это направление в дизайн вошло как супрематизм, о котором мы писали в предыдущих наших статьях, вы можете ознакомиться с этим стилем в статье «Геометрия дизайна».
Список экстравагантных работ Захи Хадид достаточно внушительный, она строила под заказ для разных государств и частных лиц самые смелые решения в Великобритании, ОАЭ, России, Саудовской Аравии, Сербии и в Китае.
Поделиться:
Похожие статьи
О 4Room
- Схема ТЦ
- Магазины и бренды
- Новости и Акции
- Контакты
- Условия использования сайта
- Обмен и возврат товаров
Категории
- Мебель
- Мягкая мебель
- Мебель для гостинной
- Мебель для спальни
- Мебель для прихожей
- Детская мебель
- Кухни
- Шкафы-купе
- Офисная мебель
- Декор и текстиль
Почему мы говорим о гендерной и этнической принадлежности Захи Хадид, хотя ее архитектура превзошла и то, и другое
Сказать, что внезапная смерть Захи Хадид на прошлой неделе оставила пробел в архитектуре, значит ничего не сказать.
Она была женщиной в сфере, где доминировали мужчины. Светская мусульманка иракского происхождения, поселившаяся в клубной протестантской Англии. Яркая фигура в плаще, узнаваемая, похожая на Мадонну, просто по имени. Самое главное, она была архитектором, который двигал область вперед, к еще более сложным, органическим формам, которые, казалось, черпали вдохновение в перепончатых узорах биологической ткани и шаровидных формах клеток.
«Своим видением она наметила новую территорию для всех архитекторов», — заявила по электронной почте архитектор Шэрон Джонстон, основатель компании Johnston Marklee из Лос-Анджелеса. «Страсть, индивидуальность и чистый талант Захи были необходимы для ее успеха и ее неоспоримой важности в истории современной архитектуры».
Она гораздо больше интересовалась расширением границ дизайна, чем общества. И все же нельзя отрицать, что пол и этническая принадлежность Хадид были частью того, что сделало ее огромным образцом для подражания для многих. В конце концов, Хадид была первой женщиной, получившей Притцкеровскую премию, самую престижную награду в области архитектуры, а также первой женщиной, удостоенной Королевской золотой медали Королевского института британских архитекторов. Она была, как отмечает Кристон Кэппс в Citylab, первой настоящей женщиной-архитектором — личностью, чье имя и дизайн находили отклик далеко за пределами архитектурного сообщества.
Помимо зданий, она также проектировала украшения, яхты и даже обувь из желе.
«Я никогда не говорю о том, что я женщина-архитектор, — сказала она The Guardian в 2004 году, — но если это поможет молодым людям узнать, что они могут пробить стеклянный потолок, я не возражаю против этого».
Сосредоточение внимания на ее легендарной карьере после ее смерти показывает, как много женщина может достичь и сколько еще предстоит сделать женщинам.
Отчет, опубликованный отделением Американского института архитекторов в Сан-Франциско в прошлом году, показал, что, хотя женщины составляют 42% выпускников программ, аккредитованных Национальным советом по аккредитации архитектуры, они составляют лишь 28% архитектурного персонала в AIA- фирм, принадлежащих членам, и только 17% руководителей и партнеров.
Кроме того, исследование, опубликованное в этом году национальным AIA, показывает, что женщины и меньшинства в Соединенных Штатах, две группы, недопредставленные в архитектуре, ссылаются на отсутствие образцов для подражания как на одну из основных причин, по которой профессия остается преимущественно мужской и белой. .
Женщинам, работающим в таких условиях, приходилось сталкиваться с пренебрежительным или откровенно враждебным поведением. В интервью, которое я провел с архитектором Дениз Скотт Браун в 2013 году, она описала все, от прямых оскорблений до того, что ее не приглашали на вечеринки архитекторов, потому что она была «женой». (Она руководила фирмой вместе со своим мужем, лауреатом Притцкеровской премии архитектором Робертом Вентури.)
Заха Хадид стоит перед своим дизайном для галереи Serpentine Sackler в Лондоне в 2013 году. Анисса Элоу, автор кулинарных книг, учитель и шеф-повар, была давней подругой архитектора. Они познакомились в начале 1970-х на званом ужине, устроенном общим другом.
«Быть сильной женщиной и иностранкой в Лондоне в мужской сфере [в то время] не облегчило ей задачу», — заявила она по электронной почте. «Кроме того, то, что она так опережала свое время в своем мышлении и дизайне и была настолько бескомпромиссной в отношении того, что она хотела сделать, не помогала, поэтому ей пришлось со многим бороться».
Когда в начале этого года Хадид получала Королевскую золотую медаль, в своем выступлении она сказала: «Теперь мы все время видим все больше авторитетных женщин-архитекторов. Это не значит, что это легко».
Кроме того, существовал вопрос ее иракского происхождения, который не всегда принимался хорошо.
«Это тройной удар», — сказала она BBC Radio 4 в феврале. «Я женщина, что является проблемой для многих людей. Я иностранец — другая проблема. И я делаю работу, которая не является нормативной, и это не то, чего они ожидают. Вместе становится сложно».
Заха Хадид разработала декорации для постановки «Cosi fan Tutte» в 2014 году в Концертном зале Уолта Диснея в центре Лос-Анджелеса.
(Энн Кьюсак / Los Angeles Times)
В середине 1990-х Хадид выиграла конкурс на проектирование нового оперного театра в Кардиффе, Уэльс. Когда в прессу попали опасения по поводу назначения здания и его бюджета, стали появляться ксенофобские высказывания. Один валлийский министр парламента сказал, что ее геометрический дизайн идентичен святыне в Мекке.
«То, как со мной обращались, было отвратительно, — сказала Хадид журналу New Yorker в 2009 году. — Эти британки рассказывали маленькие анекдоты. … Это было ужасно. «Мы не хотим фетвы! Хи-хи!»
«Были люди, — добавила она, — которые не смотрели мне в глаза».
Как и любой высококлассный архитектор, Хадид должен был создавать прочные и функциональные проекты. Но как женщина она также столкнулась с дополнительным давлением из-за того, что ее работа интерпретируется как некое гендерное заявление. Один из ее дизайнов стадиона в прессе сравнили с женскими гениталиями, что она назвала «чушью».
«Вы уязвимы как женщина, потому что существует давление из-за того, что вы представляете не только для профессии, но и для общества», — сказала Аннабель Селлдорф, директор Selldorf Architects в Нью-Йорке. «Она не вышла замуж. У нее не было семьи. Она не представляла обычную модель».
Заха Хадид спроектировала оперный театр в Гуанчжоу, Китай.
(Просмотр изображений / UIG через Getty Images)
Хадид также не была из тех женщин, которые смиренно стояли вокруг и просили разрешения присоединиться, что делало ее важным примером для других женщин.
«Она имела большое значение для женщин в архитектуре, и не потому, что она сделала это своим делом», — сказал Селлдорф. — А потому, что она была просто влиятельным человеком. … Она была такой однозначной и такой могущественной. Именно это сделало ее кумиром».
Однако ее стойкость также была использована против нее самой. Властные манеры Хадид, обращенные к архитектурным отборочным комиссиям, а также к авторам журналов и ее сотрудникам, часто заставляли прессу характеризовать ее как сварливую. На самом деле, ее поведение «примадонны» очень много упоминалось даже в ее некрологах.
Как отметил критик Guardian Оливер Уэйнрайт в своем эссе прошлой осенью, раздражительных мужчин-архитекторов вместо этого описывают такими словами, как «индивидуальность». Когда вспыльчивый Филип Джонсон умер в 2005 году, New York Times назвала его «ужасным ребенком» — ярлык, который звучит как очаровательный и континентальный.
Конечно, в карьере Хадид есть неприятные аспекты — например, ее работа в местах, где возникали серьезные проблемы с правами человека (например, культурный центр, который она спроектировала в Азербайджане). Однако важно отметить, что в этом отношении она ничем не отличалась от некоторых своих коллег-мужчин-архитекторов — таких фигур, как Норман Фостер и Рем Колхас, которые выполняли морально сомнительные задания в таких местах, как Казахстан и Китай соответственно.
Но какими бы ни были разветвления отдельных зданий, факт в том, что после смерти Хадид остается огромная пустота. Она остается единственной женщиной, выигравшей Притцкеровскую премию за почти 40-летнюю историю, и единственной женщиной, получившей Королевскую золотую медаль за 168-летнюю историю. Во многих случаях она была единственной женщиной-архитектором в комнате — и с ее отсутствием некоторые из этих комнат могут снова стать полностью мужскими.
Женщины добились огромных успехов в архитектуре с тех пор, как Хадид начала свою карьеру в 1970-е годы. Они строят башни, проектируют музеи и дома выходного дня, достойные журналов. Но они по-прежнему крайне недопредставлены.
Смерть Хадид преждевременно забрала у нас мощную эмблему, женщину, которая пользовалась уважением и престижем — и которая не чувствовала необходимости быть милой по этому поводу.
«Я просто делаю то, что делаю, и все», — небрежно сказала она Би-би-си еще в феврале.
Однако для целого поколения женщин-архитекторов то, что она сделала, было только началом.
Twitter: @cmonstah
БОЛЬШЕ:
Архитектор Заха Хадид стала первой женщиной, получившей Притцкеровскую премию : Замечательный Центр современного искусства Цинциннати Захи Хадид
Садовый участок Захи Хадид в Германии обладает городским умом
Заха Хадид, «Королева архитектуры»
Дата публикации Автор Джефф Линк- Дама Заха Хадид была известна как «Королева кривых» за ее парящий дизайн.
- Она преобразила архитектуру смелыми конструкциями, которые на протяжении всей ее карьеры приносили ей множество наград.
- Члены ее команды в Zaha Hadid Architects помнят ее как учителя, который хотел, чтобы они раздвинули границы дизайна.
В марте 2016 года, когда всемирно известный архитектор Заха Хадид умерла от сердечного приступа в возрасте 65 лет в больнице Майами, эта новость потрясла архитектурное сообщество.
Яркий британский дизайнер, родился 31 октября 1950 года в Ираке; получил образование в Бейруте; и известная как «Королева кривых» за ее парящий, элегантно сложный дизайн, была легендой в свое время. У нее были заказы на проектирование по всему миру, она стала первой женщиной-архитектором, получившей Притцкеровскую премию в 2004 году, а в 2016 году получила золотую медаль Королевского института британских архитекторов и преодолела ограничения старой гвардии профессии, в которой доминируют мужчины.
Прежде всего, Хадид преобразила архитектуру своим собственным видением, несмотря на предубеждения отрасли, по словам Фила Бернстайна, заместителя декана и старшего преподавателя Йельской школы архитектуры, где Хадид работала на факультете под именем Нормана Р. Фостера. Профессор архитектурного дизайна. «Раньше ее, я думаю, бесконечно раздражало, что люди каким-то образом соотносят ее исключительность как архитектора с тем фактом, что она женщина», — говорит Бернстайн.
Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан, 2013. Предоставлено Hufton+Crow/Zaha Hadid Architects.Самые известные здания Хадид не поддаются определению
Проекты дамы Захи Хадид включают Лондонский центр водных видов спорта для Олимпийских игр 2012 года, Galaxy Soho в Пекине, Центр Гейдара Алиева в Азербайджане и Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати. «Ее формальные интересы в области формы и, в частности, создание параметрической формы были совершенно уникальными», — говорит Бернстайн. Извилистые, дестабилизированные и временами, казалось бы, вырывающиеся из самого пейзажа, работы не поддаются простому определению, на которые повлияла ее увлеченность русскими конструктивистами, ее изучение математики в Американском университете в Бейруте, а также ее ранние наброски и картины.
«Она начала делать эти невероятные изображения форм зданий, которые никто не думал воспринимать всерьез, а потом она получила заказ», — говорит Бернстайн. «Она выиграла конкурс на создание клуба в Гонконге, и ее карьера действительно пошла вверх».
Выигрышным предложением Хадид для частного оздоровительного клуба на холмах Коулуна было кубистское собрание консольных балок, выступающих из раскопанного скалы. Хотя она так и не была построена, эта работа сделала ее многообещающим молодым голосом и раскрыла творческий процесс, описанный Кар-Хва Хо, руководителем отдела внутренней архитектуры Zaha Hadid Architects (ZHA), как «рефлексивная связь между разумом и рука.»
KAPSARC (Центр нефтяных исследований и исследований короля Абдуллы), Эр-Рияд, 2017 г. Предоставлено Hufton+Crow/Zaha Hadid Architects.Ранние годы в Zaha Hadid Architects
Отношения Хо с Хадид насчитывают более 30 лет: сначала она училась в Школе архитектуры Архитектурной ассоциации (АА) в Лондоне, а затем работала архитектором в ZHA, где он работал над дизайном команда для первого завершенного проекта Хадид, пожарной станции Vitra в Вайль-на-Рейне, Германия.
По заказу председателя Vitra Рольфа Фельбаума после того, как молния сожгла почти половину фабрики мебельной компании, удерживающая конструкция состояла из угловатой массы железобетонных стен и остроконечной крыши. По словам Хо, без настойчивости Хадид и уверенности, которую она внушала архитекторам из своей команды дизайнеров, здание не достигло бы своего масштаба и символической силы.
«Многие люди просто видят работу, — говорит он. «Но работа всегда была очень личной и никогда не отделялась от человека. Она постоянно подталкивала нас к экспериментам с моделями и рисунками, постоянно раздвигая границы проекта. Я думаю, оглядываясь назад, самое замечательное в Захе было то, что она была учителем до мозга костей».
Избранные эскизы: Центр современного искусства Лоис и Ричарда Розенталей, Цинциннати, 1997. Предоставлено Zaha Hadid Architects.Инсталляция Lilas в галерее Serpentine, Лондон, 2007 г. Предоставлено Zaha Hadid Architects.
. Научный центр Phaeno, Вольфсбург, Германия, 2000 г. Предоставлено Zaha Hadid Architects.
Конечная остановка трамвая Hoenheim-Nord и автостоянка, Страсбург, Франция, 1998 г. Предоставлено Zaha Hadid Architects.
С самого начала, по его словам, офис ZHA был устроен как ателье. Возглавляя практику с давним партнером Патриком Шумахером, который стал единственным руководителем, Хадид доверила молодым архитекторам важные роли в крупных заказах. Дизайн развивался в результате неустанных итераций — изометрических проекций, искажений, вырезов и взглядов с высоты птичьего полета, — которые, по словам Хо, часто приводили к неожиданным открытиям и случайным ошибкам.
«Это довольно интересно, идея ошибки, палимпсест», — говорит Хо. «Если что-то пойдет не так, ошибка откроет еще один слой, еще одно предложение, еще одно предложение и продемонстрирует, как нам придется усовершенствовать мыслительный процесс».
Позже, по словам Бернстайна, такие программные инструменты, как Autodesk Maya и 3ds Max, стали важными для формулирования нюансов и структурных требований параметрических проектов Хадид. «Но то, что [было] постоянным, — это общая вера в то, что архитектура может изменить жизнь людей к лучшему», — говорит Хо.
Лондонский центр водных видов спорта. С разрешения Hufton+Crow/Zaha Hadid Architects.Chanel Mobile Art Pavilion, Нью-Йорк, 2008 г. Предоставлено John Linden/Zaha Hadid Architects.
Музей Макси, Рим, 2010 г. Предоставлено Hufton+Crow/Zaha Hadid Architects.
Wangjing SOHO, Пекин, 2014 г. Предоставлено Zaha Hadid Architects.
Длительное влияние Хадид на горизонты мира
Роберт Стерн, партнер-основатель нью-йоркской архитектурной фирмы Robert A.
M. Stern Architects разделяет этот оптимизм. Стерн встретил Хадид как «блестящую, сдержанную» ученицу на ужине АА; в 2002 году, намного позже, после того, как она преподавала в Колумбийском университете, он назначил ее приглашенным профессором дизайна в Йельской школе архитектуры, где он в то время был деканом.Стерн признает дикое расхождение их архитектурных философий: его подход основан на реакции на контекст; ее увлечение было дизайном впечатляющих объектов, которые создавали свой собственный контекст. «Она была слева налево, а я справа налево, но это нормально», — говорит он. «Я часто говорю: «В доме архитектуры много комнат».
Отель Morpheus в City of Dreams, Макао. 2018. Предоставлено Ivan Dupont/Zaha Hadid Architects.Хадид и Стерн часто встречались в ресторане Midpoint Istanbul Fine Dining в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, где Хадид выглядела великолепно в роскошных платьях от Issey Miyake и очаровала студентов и преподавателей своим остроумием и чувствительностью.
Хадид была далеко не скучной. Дуга ее карьеры, по словам Стерн, привела к невероятным проектам в таких городах, как Нью-Йорк, в том числе жилая башня из изогнутого стекла и металла по адресу 520 W. 28th St. с видом на Хай-Лайн. От небоскребов до концертных залов, ее смелые тектонические сооружения расширили возможности того, что можно было реализовать.
«Она просто играла в игру так, как в нее играли знаменитые дизайнеры», — говорит Бернштейн. «У нее были невероятно сильные взгляды на то, что она считала правильным и неправильным. Она построила свои вещи. Она построила невероятно мощную практику, чтобы поддержать свои формальные интересы. Она делала здания и продукты. Она много писала. Она многому научила. Она много читала лекций. Она тоже занималась архитектурой, если не лучше, чем кто-либо другой».