7 известных наскальных рисунков в России |
12 сентября 1940 года были найдены наскальные рисунки в пещере Ласко, Франция. Один из важнейших палеолитических памятников был открыт 4 французскими подростками. Иногда эту пещеру называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи», поскольку количество и качество расположенных там рисунков превзошло всяческие ожидания. Сегодня мы хотели бы рассказать вам о 7 известных наскальных рисунках в России.
Рисунки на берегу реки Томь
Наскальное искусство этого региона относится к 4 тысячелетию до н.э. Обнаружены рисунки были уже в XVI веке и позже были названы Томской Писаницей. Особенностью этих произведений является центральный персонаж – лось. Также, в отличие от многих других наскальных рисунков, эти образцы выдолблены непосредственно в скале.
Онежские петроглифы
Расположенные в Пудожском районе Карелии, наскальные рисунки относятся к 4-2 тысячелетиям до н.э. Петроглифы разбросаны по группе островов, но самые загадочные находятся на скалах полуострова Бесов Нос. На них изображена «бесовская триада»: бес, сом и ящерица, окружённые геометрическими формами неопределённого толкования.
Сыдинская писаница
Этот памятник наскального искусства расположен на южной стороне горы Бычиха, в Красноярском крае. Датированные эпохой бронзы рисунки изображают всевозможных животных, среди которых изящные кони, лоси, а также неопределённого вида животные, выполненные в «геометрическом» стиле, с чётким контуром тел, заштрихованных вертикальными полосами. Также на рисунках существуют и антропоморфные существа: вытянутые фигуры с растопыренными пальцами и человечки в шапках с рогами.
Шаболинская писаница
Наскальные рисунки, выдолбленные в утёсе и нарисованные охрой, находятся на берегу реки Тубы, правом притоке Енисея. Эти изображения интересны своей антропоморфной тематикой. Рисунки изобилуют маскированными человеческими фигурами, роженицами и личинами, окруженными солнечными символами и знаками.
Чальмны-Варрэ
До революции 1917 года это было древнее кладбище каменских саамов, финно-угорского коренного народа Северной Европы, кочевавшего вдоль реки Поной в Мурманской области. В 1973 году там были обнаружены шесть валунов с петроглифами. Плоские камни разрисованы сценами шаманских ритуалов, рождением оленёнка и прочими животными мотивами.
Беломорские петроглифы
Самое древнее изображение человека на лыжах находится в местечке Залавруга, в 10 км от Беломорска. Возраст этих изображений датируется 5 тысячелетием до н.э. Всего на островном комплексе находятся около 2000 изображений сцен охоты, ритуалов, фигур людей и животных.
Петроглифы Сикачи-Аляна
Эти наскальные изображения находятся на правом берегу реки Амур, возле села Сикачи-Алян Хабаровского района. Петроглифы нарисованы на базальтовых валунах и отличаются большим символизмом и орнаментальной традицией. На изображениях встречаются фигуры мамонтов, диких лошадей, люди, сидящие в лодках, и шаманские маски.
Петроглифы в России
С глубокой древности и по сегодняшний день прослеживается прочная связь искусства и человека. Подтверждением тому служат многочисленные наскальные рисунки, которые есть по всему свету. Даже в ту далекую эпоху, человек требовал моральной и духовной пищи, помимо физической. Стремление к прекрасному выливалось в самой причудливой наскальной живописи, которую по сей день находят ученые.
Древние люди хотели поделиться своей мудростью, поэтому выбрали наиболее понятную форму – рисунок. Сквозь тысячелетия петроглифы дошли к нам и поведали нам о том, как жили наши предки в те суровые времена.
Русские писаницы
Петроглифы в России часто называют писаницы, то есть расписанные камни, валуны и стены пещер. В отличие от европейских петроглифов, которые находят чаще всего в пещерах, писаницы в основном находят на открытой местности.
Огромное количество наскальных изображений расположены по всей России: Алтай, Урал, Якутия, Забайкалье, Карелия. Впервые писаницы обнаружили в начале XIX века, когда ученые минерологи проводили разведку полезных ископаемых.
По сегодняшний день открывают новые шедевры древних художников по всей территории РФ. Чаще всего их находят на берегу водоемов: озера Байкал, Онежское, река Выг, Белое море. Для нанесения наскальных рисунков выбирали укромные места (гроты, небольшие пещеры), которые были защищены от попадания атмосферных осадков. Такие места в древности часто имели сакральное значения, поэтому к рисункам постоянно приходили люди. Они проводили разные ритуальные обряды согласно своим первобытным верованиям.
Древние художники
Первобытные художники в качестве краски использовали оксиды железа или охру. В охру добавляли продукты животного происхождения – жир и кровь, что делало рисунки более долговечными и красочными. Оксиды железа использовали по причине доступности. Палитра цветов разнообразна, но наиболее популярным был красный.
Состав некоторых цветов до сих пор не раскрыт, поэтому остается лишь догадываться об ингредиентах.
Охра имеет хорошее свойство – хорошо впитываться в скальную породу. Именно поэтому до наших дней сохранилось так много петроглифов. Сцены быта, охоты, разные ритуальные действия – все это можно встретить на петроглифах России. Главными героями изображений выступали звери, рыбы, звезды, разные знаки, символы, птицы и люди.
Тематика рисунков очень разнообразна, некоторые даже изображают схематически звезды нашей солнечной системы. Возникает много вопросов, ведь высеченные небесные тела были обнаружены совсем недавно с помощью современной техники.
Список самых интересных мест с петроглифами в России
Утраченное мастерство
На некоторых наскальных рисунках можно четко увидеть, что в их создании использовался разный инструмент. Сколы, царапины, высеченные формы говорят о мастерстве первобытных людей, несмотря на столь почтенный возраст некоторых петроглифов. Техника рисования также вызывает уважение, ведь пропорции животных хорошо соблюдены, сохраняется реалистичность и прослеживается схожая стилистическая манера.
Изображения наносились на стены, как на уровне человеческого роста, так и под потолком. Это говорит о том, что древние люди пользовались примитивными лестницами-лесами.
Русские петроглифы могут много рассказать о жизни и культуре наших предков, главное услышать и понять древнее послание.
Фотографии
Щеглец — гранитный валун, один из самых известных камней Новгородской области. Солярные знаки прорисованы для наглядности белой гуашью:
Томская писаница, фрагмент наскального рисунка на берегу реки Томь:
Художественное творчество тагарской археологической культуры в Боярской писанице:
«Адам и Ева» — наскальные изображения, мыс Пери Нос:
Наскальные рисунки первобытного человека в Каповой пещере на территории национального заповедника «Шульган-Таш»:
Базальтовый валун с петроглифом недалеко от нанайского села Сикачи-Алян:
Фрагмент с антропоморфными и зооморфными изображениями на одном из камней в урочище Калбак-Таш:
Знаменитый петроглиф под названием «Бес». Находится на берегу Онежского озера, на мысе Бесов Нос. Христианский крест выбит местными монахами гораздо позже, дабы обезвредить «беса»:
Воин, стреляющий из лука, один из тысячи рисунков Сулекской писаницы:
Археологический памятник Шишкинские писаницы:
Презентация «Древние наскальные рисунки на территории России
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Истоки искусства
Древние наскальные рисунки на территории России
Учитель МОБУ СОШ №2 Овчарова Н.В.
Тында, 2015
Слайд 2
Ленские столбы Якутии10 000 лет назад кто-то рисовал красной краской по серому камню. Петроглифы, или писаницы – это рисунки, сделанные на камне.
Слайд 3
На скалах по берегам рек Лены и Синей обнаружены многочисленные петроглифы («писаницы») – наскальные рисунки, выполненные желтой минеральной краской древними жителями этих мест. Это в сохранившиеся стилизованные изображения животных, фрагменты надписей древнетюркского рунического письма, наскальные композиции с изображением человека.
Слайд 4
Шишкинские писаницы
Слайд 5
КЕМЕРОВО, ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА. ПЕТРОГЛИФЫ
Слайд 6
Специалисты выделяют на берегах Томи три стилистические группы: изображения нанесенные краской, рисунки, выбитые сплошь или контуром на
скале, фигуры глубоко прорезанные на каменной поверхности.
Слайд 7
Наскальные рисунки под Кисловодском
Наскальные рисунки, относящиеся к третьему тысячелетию до нашей эры, обнаружили археологи в ущелье Хасаут недалеко от Кисловодска (Ставропольский край)
Слайд 8
Северный Кавказ
Харитани
Капчугай (Дагестан)
Слайд 9
Древняя письменность из Сочи
В одном из ущелий Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесии археологи сделали громкое открытие.
Ученые обнаружили таинственные наскальные надписи, датируемые еще первым тысячелетием нашей эры.
Слайд 10
Утес Саган-Заба. Байкал.
Рисунки выполнены в разные эпохи и относятся к бронзовому — позднему железному векам (II тыс. лет до н.э. — I тыс. лет н.э.), т.е. самому древнему рисунку около 4000 лет.
Слайд 11
…Недавно, недалеко от поселка Ерофей Павлович нашли наскальный рисунок, изображающий кого-то очень похожего на носорога. Это очередной петроглиф из ранее обнаруженных в семи районах Приамурья. Возраст рисунков предварительно совпадает с датировкой всемирно известных изображений бизонов в пещерах Альтамиры.
Петроглифы Приамурья
Слайд 12
В настоящее время петроглифы известны в семи районах Приамурья, всего чуть меньше 20 памятников древнего наскального искусства. Возраст рисунков равен примерно 10-12 тысячам лет, изображения являются одними из древнейших в России и в мире. Это – свидетельство того, что на территориях современных Приамурья и Франции древние культуры появились примерно одновременно.
Слайд 13
Кольский полуостров
Слайд 14
Онежское озеро
Слайд 15
Средняя Лена
Улахан-Ан
Писаницы бассейна средней Лены достаточно своеобразны. Широкое распространение здесь получили росписи, выполненные минеральной краской – охрой, где представлены строки знаков, нанесенных обычно горизонтальными, в отдельных случаях вертикальными рядами.
Слайд 16
Ат Дабан
Слайд 17
Верхняя Лена
Наскальные рисунки бассейна верхней Лены едва ли не самые древние из известных в настоящее время в Сибири. Образы диких обитателей региона воспроизводились на скалах реалистически, нередко даже размеры животных передавали в соответствии с их действительной величиной.
Шишкинская писаница
Слайд 18
Большие Голы
Куленга
Слайд 19
АНГАРА
Второй каменный остров
В общем массиве писаниц азиатской тайги особое место занимают наскальные изображения долины Ангары.
Верхняя Буреть
Слайд 20
Река АЛДАН
Внутри огромного массива таежного наскального искусства выявляется локальная провинция выполненных охрой писаниц в бассейне р. Алдан
Мая
Слайд 21
Верхнее и Нижнее Приамурье, река Олёкма
Быркинская писаница
Басынайская писаница
Слайд 22
Нижний Амур и бассейн реки Уссури
Сакачи-Алян
Слайд 23
Степное Забайкалье
Баин-Тогод
Слайд 24
Средний Енисей
Оглахты
Слайд 25
Алтай
Охоты на птиц. Петроглиф из окрестностей устья реки Карагем Кош-Агачского района
Слайд 26
Чита.Титовская сопка
Слайд 27
Хакасия
Сулекская писаница
Боярская писаница
Слайд 28
Капова пещера (Шульган-Таш)
Капова пещера — уникальный природный и культурный памятник мирового значения. Наскальная живопись представлена огромными изображениями (45-110см) мамонтов, носорогов, лошадей, оскалившейся кошки.
Слайд 29
Петроглифы Сикачи-Аляна
Около села Сикачи-Аляна, на правом берегу Амура, практически около кромки воды лежат огромные базальтовые валуны, на которых древние мастера выдолбили самые разные изображения и символы.
Слайд 30
Верхний Енисей
Чыргакы
Слайд 31
УРАЛ
Игнатьевская пещера
Писаный камень,
река Тагил
Слайд 32
Двуглазый камень, река Нейва
Идрисовская II
Слайд 33
ЛИТЕРАТУРА
http://strannik-v.ru/topic1539.html
http://news.kmvcity.ru/2014/10/14/pod-kislovodskom-naideni-doistoricheskie-naskalnie-risunki/44920
http://www.stav.kp.ru/daily/26294/3172720/#close
http://prehistoric-art.ru/html/srenisey_op1.html
http://worldrockart.ru/risunki/boyarskaya-pisanitsa/
Альтамира: у истоков искусства | Институт археологии Российской академии наук
26 июня 2020 г.
Электронная библиотека ИА РАН пополнилась электронной копией книги, которая, хотя и выпущена в 2004 г., до сих пор является наиболее полной историей открытий и изучения пещерной живописи на русском языке – «Альтамира: у истоков искусства». Автор книги – Екатерина Георгиевна Дэвлет, доктор исторических наук, профессор РГГУ, учёный секретарь Института археологии РАН, руководитель центра Палеоискусства ИА РАН (1965–2018 гг.).
Книга, в которой дан обзор наскальных изображений самых известных пещер Франции, Испании, Нового Света, а также Каповой и Игнатьевской пещер в России, состоит из четырех разделов. В первом рассказывается об истории открытия и изучения пещер, перечисляются самые известные изображения.
Второй раздел посвящён образам и сюжетам искусства палеолита, и их соотношению с древнейшими мифологическими представлениями и этнографическими наблюдениями, описанию способов создания рисунков в эпоху палеолита, а также методам, позволяющим выявить подделки.
В третьем разделе автор анализирует символы и образы наскальной живописи пещер Антильских островов. Схожесть сюжетов с изображениями в Сибири и Монголии и их связь с шаманизмом позволяет предположить, что истоки этой общности лежат в функциональных особенностях деятельности головного мозга, порождающих бинарность человеческого мышления.
Четвертый раздел повествует о судьбе наскальных изображений в исторический период: о том, как их воспринимали в средние века, Новое время, и об удачных способах музеефикации и создании полномасштабных копий, как для исследований, так и для показа широкой публике.
Начинает и замыкает книгу драматическая история Альтамиры – памятника, который был сначала не признан официальной наукой, затем, после признания, пережил всплеск интереса, который впоследствии чуть не погубил его. Не менее трагичной была и история первооткрывателя памятника – испанского археолога-любителя Марселино Санс де Саутуола, который в 1879 г. обнаружил росписи в пещере: точнее, их увидела восьмилетняя дочь ученого, Мария. Ее знаменитую фразу: «Папа, гляди, волы!» позже сравнили с криком матроса с корабля Колумба, который первым увидел землю на горизонте, и этим положил начало новой страницы мировой истории. Но научное сообщество не принимало открытие вплоть до начала ХХ в., до того времени, когда были обнаружены росписи в других пещерах. Саутуолу обвинили в фальсификации, и он умер, так и не получив признания, измученный спорами с оппонентами и назвавший историю открытия «горем, которое пройдет лишь со смертью».
Екатерина Георгиевна написала книгу «Альтамира. У истоков искусства» в 2003 г., после защиты докторской диссертации.
«У Кати было собрано много интересного материала, по соображениям жанра, не вошедшего в книгу, послужившей основой диссертации — «Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование. М.: Научный мир, 2002», – вспоминает Эдуард Аркадьевич Грешников, муж Екатерины Георгиевны. – «Пегтымельская эпопея» (прим. речь идёт об экспедициях Е.Г. Дэвлет на Чукотку) ещё не началась, и была потребность добавить в
историю изучения наскального искусства интересные эпизоды, вошедшие позже в книгу, которые Катя излагала в беседах с особым блеском в глазах. Прежде всего это была история маленькой Марии. Почему-то очень долго и тщательно Катя уточняла, сверяясь по разным источникам и переписываясь со специалистами, какую именно фразу произнесла маленькая девочка, увидев впервые изображения на стенах пещеры Альтамира. Еще ее очень забавляла легенда про зверя-мамонта, который рыл подземные норы-ходы.В этот период она очень тесно общалась с членами московского культурно-просветительского общества «Алетея», которые в арендованном помещении школы на ул. генерала Захарова организовали гуманитарный центр, кружки и секции для детей в духе классического филологического образования. Великолепные греческие статуи и барельефы в фойе, потрясающий сад с фонтаном во внутреннем дворе, невиданные интерьеры, оформленные детьми под руководством талантливых специалистов-художников, греческий язык и латынь, художественная лепка, заграничные поездки детей в стиле культурного туризма и экологические экспедиции – все это создавало творческую атмосферу в общении с людьми, вложившим в это начинание свою душу (и деньги). Катя часто посещала тогда этот центр. Кто-то из руководителей «Алетеи», всерьёз интересовавшихся историей и искусством, предложил ей издать книгу, так как общество занималось еще и издательским делом. Так появилась «Альтамира. У истоков искусства».
Изображение на Большом плафоне Альтамиры
9 октября 2019 г. в странах Европы впервые был отмечен День наскального искусства. Эта дата выбрана не случайно: в письме от 9 октября 1902 г., которое было адресовано Марии де Саутуола, известный французский археолог Эмиль Картальяк признал ошибку всего научного сообщества, отрицавшего открытие ее отца и не признававшего палеолитического возраста росписей Альтамиры и других пещерных памятников.
Полный текст книги можно загрузить по ссылке.
Выходные данные книги:
Дэвлет Е.Г. Альтамира: У истоков искусства. М.: Алетейа, 2004. 277 с.
Рисунки первобытных людей в пещерах
По всему миру спелеологи в глубоких пещерах находят подтверждение существованию древнейших людей. Наскальные росписи превосходно сохраняются в течение многих тысячелетий. Есть несколько видов шедевров – пиктограммы, петроглифы, геоглифы. Важные памятники истории человечества регулярно заносят в реестр Всемирного наследия.
Обычно на стенах пещер встречаются расхожие сюжеты, такие, как охота, сражение, изображения солнца, животных, человеческих рук. Люди в древние времена придавали росписям сакральное значение, они верили, что помогают себе в будущем.
Наносились изображения различными методами и материалами. Для художественного творчества использовалась кровь животных, охра, мел и даже гуано летучих мышей. Особый вид росписей – тесаные росписи, их выбивали в камне с помощью специального резца.
Многие пещеры недостаточно изучены и ограничены в посещении, а в другие, наоборот, открыты для туристов. Однако большая часть драгоценного культурного наследия пропадает без присмотра, не нашедшая своих исследователей.
Ниже представлен небольшой экскурс в мир самых интереснейших пещер с доисторическими наскальными росписями.
Древние наскальные рисунки.
Пещера Магура (Magura Cave), Болгария
Болгария славится не только радушием жителей и непередаваемым колоритом курортов, но и пещерами. Одна из них, со звучным названием Магура, расположена к северу от Софии, недалеко от городка Белоградчик. Общая протяженность пещерных галерей более двух километров. Залы пещеры имеют колоссальные размеры, каждый из них — около 50 метров в ширину и 20 в высоту. Жемчужина пещеры – наскальная роспись, выполненная прямо на поверхности, покрытой гуано летучих мышей. Росписи многослойные, здесь представлен ряд картин времен палеолита, неолита, энеолита и бронзового века. На рисунках древних гомо сапиенс изображены фигурки танцующих поселянок, охотников, множество диковинных животных, созвездий. Так же представлено солнце, растения, орудия труда. Здесь начинается повествование о празднествах древней эпохи и о солнечном календаре, заверяют ученые.
Пещера Куэва-де-лас-Манос (Cueva de las Manos), Аргентина
Пещера с поэтичным названием Куэва-де-лас-Манос (с испанского – «Пещера множества рук») расположена в провинции Санта-Крус, ровно в ста милях от ближайшего населенного пункта – города Перито-Морено. Искусство наскальной росписи в зале 24 метра в длину и 10 метров в высоту датируется 13-9 тысячелетиями до нашей эры. Удивительная картина на известняке представляет собой объемное полотно, изукрашенное следами рук. Ученые выстроили теорию о том, как получились на диво четкие и ясные отпечатки ладоней. Доисторические люди брали специальный состав, затем набирали его в рот, и сквозь трубку с силой выдували на руку, приложенную к стене. Помимо этого, имеются стилизованные изображения человека, нанду, гуанако, кошек, геометрических фигур с орнаментами, процесса охоты и наблюдений за солнцем.
Скальные жилища Бхимбетка (Bhimbetka), Индия
Чарующая Индия предлагает туристам не только прелести восточных дворцов и обворожительных танцев. На севере центральной Индии есть огромные горные образования из обветрившегося песчаника со множеством пещер. В естественных укрытиях жили некогда древние люди. Около 500 жилищ со следами обитания человека сохранились в штате Мадхья-Прадеш. Индийцы нарекли скальные жилища именем Бхимбетка (от имени героя эпоса «Махабхараты»). Художества древних датированы здесь эпохой мезолита. Некоторые картины незначительны, а некоторые из сотен изображений очень типичные и яркие. 15 наскальных шедевров доступны для созерцания желающих. Главным образом, здесь изображены узорные орнаменты и сцены битв.
Национальный парк Серра-да-Капивара (Serra da Capivara), Бразилия
Пещерный комплекс Лаас-Гааль (Laas Gaal), Сомалиленд
От Сомали в Африке недавно отделилась республика Сомалиленд. Археологов в данной местности интересует пещерный комплекс Лаас-Гааль. Здесь представлены наскальные росписи времен 8-9 и 3 тысячелетия до нашей эры. На гранитных стенах величественных природных укрытий изображены сцены жизни и быта кочевого народа Африки: процесс выпаса скота, церемонии, игры с собаками. Местное население значения рисункам предков не придает, а пещеры использует, как и встарь, для убежища во время дождя. Многие из этюдов не изучены должным образом. В частности, возникают проблемы с хронологической привязкой шедевров арабско-эфиопской древней наскальной росписи.
Наскальные изображения Тадрарт-Акакус (Tadrart Acacus), Ливия
Недалеко от Сомали, в Ливии, также имеются наскальные росписи. Они гораздо более ранние, и датируются, чуть ли не 12-м тысячелетием до нашей эры. Последние из них нанесены уже после рождества Христова, в первом веке. Занимательно наблюдать, следуя за рисунками, как в этой области Сахары менялась фауна и флора. Сначала мы видим слонов, носорогов и фауну, характерную для довольно влажного климата. Также интересна четко прослеживаемая смена стилей жизни населения – от охоты до оседлого скотоводства, затем до кочевничества. Чтобы добраться до Тадрарт-Акакус, нужно пересечь пустыню к востоку от города Гат.
Пещера Шове (Chauvet Cave), Франция
В 1994 году на прогулке, случайно, Жан-Мари Шове открыл ставшую позже знаменитой пещеру. Ее назвали в честь спелеолога. В пещере Шове, кроме следов жизнедеятельности древних людей, были обнаружены сотни замечательных фресок. Самые удивительные и красивые из них изображают мамонтов. В 1995 году пещера стала государственным памятником, а в 1997 году здесь было введено 24-часовое наблюдение во избежание порчи великолепного наследия. Сегодня, чтобы бросить взгляд на бесподобное наскальное творчество кроманьонцев, нужно получать специальный допуск. Кроме мамонтов, полюбоваться есть на что, здесь на стенах есть и отпечатки рук, и пальцев представителей Ориньякской культуры (34-32 тыс. лет до н.э.)
Национальный парк Какаду, Австралия
На самом деле, к знаменитым попугаям Какаду название австралийского национального парка не имеет отношения. Просто европейцы неправильно произносили название племени Gaagudju. Эта народность сейчас вымерла, и некому поправить несведущих. В парке проживают аборигены, не менявшие уклад жизни со времен каменного века. В течение тысяч лет коренные австралийцы занимались наскальными росписями. Картины здесь рисовали уже 40 тысяч лет назад. Помимо религиозных сцен и охоты, здесь набросаны стилизованные рассказы в рисунках о полезных навыках (обучающие) и о волшебстве (развлекательные). Из животных изображены вымершие сумчатые тигры, сомы, баррамунди. Все чудеса плато Арнем-Ленд, Колпиньяк и южных холмов локализуются в 171 км от города Дарвин.
Оказывается, первые гомо сапиенсы добрались до Испании в 35 тысячелетии до Рождества Христова, это был ранний палеолит. Они и оставили диковинные наскальные росписи в пещере Альтамира. Художественные артефакты на стенах огромной пещеры датируются и 18-м и 13-м тысячелетием. В последний период интересны полихромные фигуры, своеобразное сочетание гравюры и живописи, приобретение реалистичных деталей. Знаменитые бизоны, олени и лошади, а точнее, их прекрасные изображения на стенах Альтамира частенько попадают в учебники для учащихся средних классов. Пещера Альтамира находится в регионе Кантабрии.
Пещера Ласко (Lascaux), Франция
Ласко – не просто пещера, а целый комплекс маленьких и больших пещерных залов, расположенных на юге Франции. Недалеко от пещер стоит легендарная деревенька Монтиньяк. Картины на стенах пещеры нарисованы 17 тысяч лет назад. И до сих пор они поражают удивительными формами, сродни современному искусству граффити. Ученые особенно ценят зал Быков и дворцовый зал Кошек. Что там оставили доисторические творцы, несложно догадаться. В 1998 году наскальные шедевры чуть было не уничтожила плесень, возникшая из-за неправильно смонтированной системы кондиционирования. И в 2008 году Ласко закрыли, чтобы сохранить более 2000 уникальных рисунков.
Наскальные рисунки первобытных людей
У истоков наскальных художеств
Кроманьонцы, обитающие на земле 30 тыс. лет назад, для выражения своих чувств и эмоций использовали простые рисунки. Но наскальные рисунки первобытных людей нельзя называть примитивными, поскольку их создавали люди, обладающие незаурядными художественными талантами. Рисунки первобытных людей в пещерах — это графические и объемные изображения, барельефы на стенах. Таких рисунков на сегодня известно много: во Франции (юго-западная часть), Испании (северо-западная ее часть), Италии, даже в России, Сербии и Англии имеются в единичных экземплярах.
Фото с сайта 5.firepic.org
Наскальная живопись и картинки первобытных людей уникальны и чаще всего напоминают двухмерное изображение. При этом приемы, помогающие передать объем, стали применять только в период Возрождения. Наскальная живопись изобилует изображением носорогов, бизонов, мамонтов, оленей. Также на рисунках встречаются сцены охоты, изображены люди со стрелами и копьями. Изредка встречаются рисунки рыб, растений, насекомых. Краски, которыми выполнены рисунки, не тускнеют и в полной мере передают первозданную яркость. Трудно представить человека, который не имеет представления о том, что такое наскальные рисунки (фото помогут разобраться в этом).
Где рисовали первые люди?
Труднодоступные участки пещер, расположенные в сотне метров от поверхности, являлись прекрасным местом для рисования. Это объясняется прежде всего культовым значением наскальных изображений, требующим исполнения определенного обряда. Таким обрядом и было рисование. В плошки заливали растопленный и еще горячий жир диких животных, пучков мха или шерсти. Тогда художник начинал трудиться при свете каменных светильников.
Как называются наскальные рисунки?
Наскальные рисунки древних называются петроглифы (греч. — вырезать камень). Встречаются рисунки, выполненные в виде символов или условных обозначений. Рисунки содержат огромное количество ценной информации о быте представителей древнейшего населения, раскрывают традиции и исторические события, оказавшие влияние на древнего человека.
Фото с сайта 5.firepic.org
Техника выполнения и материалы
Что побуждало людей рисовать? Просто желание создавать красоту или необходимость совершить и запечатлеть особый ритуал? Выполнить скальную гравюру было не так уж и просто, особенно, если краска наносилась в глубокие прорези, которые древний живописец высекал грубым режущим инструментом. Это мог быть крупный каменный резец. Такой инструмент был обнаружен на стоянке древних людей Ле Рок де Сер. В период среднего и позднего палеолита техника выполнения наскальной живописи первобытных людей более тонкая. Контуры гравюр высекались по несколько раз неглубокими линиями. Уже тогда использовалась штриховка и комбинированная роспись. Встречаются подобные изображения на бивнях и костях животных, которые относятся к тому же периоду.
Наскальные рисунки, фото в Пещере Альтамира
Фото с сайта 5.firepic.org
Краска первобытного человека – это все оттенки охры, которые использовались в качестве красного красителя, древесный уголь и марганцевая руда. Использовался и мел, гуано летучих мышей. Будущая краска растиралась при помощи кости или камня. Полученный порошок смешивали с жиром животных. У древних людей были даже прототипы современных тюбиков. Краски они хранили в полых частях животных костей, обе стороны которых запечатывались затвердевшим комочком из того же животного жира. Других красок, например, зеленых или голубых, не было.
Кистью первобытным художникам служили кости или острые палочки, концы которых расщепляли. Использовали и кусочки шерсти, которые привязывали к кости. Рисовали сначала контур, а потом закрашивали. Но встречаются и другие изображения. Например, отпечаток руки, который был забрызган краской через тростинку.
Древние люди не имели представления о композиции или пропорциях тела. Они рисовали больших хищников и на их фоне – крошечных горных козлов. Но это не мешало им создавать шедевры, сопоставимые с современным представлением о живописи. Точность передачи объектов и животных поразительна, и рисунки древних людей в пещерах запечатлели в камне древних животных, которые давно вымерли. Визуальный эффект усиливался благодаря тому, что изображение наносилось на выступ скалы.
Что рисовали первобытные люди?
Наскальные рисунки древних людей — это проявление эмоционального и яркого образного мышления. Не все могли создавать подобные шедевры, а только те, в подсознании которых возникали зрительные образы. Те, кого переполняли яркие образы, переносили их на плоскость скал.
Фото с сайта 5.firepic.org
Существует предположение, что с помощью наскальной живописи передавались видения, человек самовыражался и передавал полученный жизненный опыт. Но большинство ученых придерживаются версии о культовом значении рисунков: вероятно, они создавались перед охотой. Таким образом, человек пытался повлиять на результат, привлечь предпочитаемого зверя во время охоты.
Исчезновение некоторых животных, изменение климата повлекло серьезную смену деятельности человека. Теперь он больше времени проводил, выращивая животных и обрабатывая землю. Для охоты оставалось меньше времени. Это отразилось и в наскальной живописи. Рисунки теперь выполнялись не глубоко в пещере, а снаружи. Изображения человека теперь встречались все чаще. Животные, которых одомашнили, также изображались на пещерных гравюрах (сцены охоты на лис). Распространились схематические рисунки: треугольники, прямые или извилистые линии, нагромождение цветных пятен.
Если раньше чаще всего изображали сцены охоты, то теперь это были и ритуальные танцы, сражения, выпас скота. Таких рисунков много в Испании.
Где можно увидеть наскальную живопись?
Во Франции в пещерах Ласко и Шове обнаружены рисунки, которые датируют примерно XVIII—XV тысячелетиями до н. э. На них изображены лошади, коровы, быки, медведи. В Испании в пещере Альтамира сцены охоты изображены древними художниками настолько искусно, что если смотреть на них при пылающем огне, то создается впечатление движения объектов. В Африке есть целый комплекс пещер с наскальной живописью. Это и Лаас-Гаальв Сомалиленде, и Тассилин-Адджер в Алжире. Обнаружены наскальные рисунки и в Египте (пещера Пловцов), Болгарии, Башкирии, Аргентине (пещера Куэва-де-лас-Манос) и многие другие.
Фото с сайта 5.firepic.org
Объекты искусства или примитивное отражение действительности?
Между первобытным «искусством» и современным невозможно поставить знак равенства. Но, рассматривая древние изображения, современные искусствоведы опираются на привычные формулировки, далеко уходя за пределы специфики первобытного искусства. Сегодня в мире искусства есть автор произведения, и есть потребитель. Древние художники создавали свои творения лишь потому, что обладали умением рисовать и чувствовали необходимость в отображении окружающей их действительности или значимых событий. Представления об искусстве у них отсутствовали либо были размытыми, но переполнявшие сознание образы находили выход в мир через своего создателя, которого, вероятнее всего, соплеменники считали наделенным сверхъестественной силой.
Фото с сайта 5.firepic.org
Так чем же отличается наскальная живопись от обычной современной? Отличие только в том, что первые рисунки выполнялись художниками эпохи палеолита, а в качестве холста использовалась скала. Конечно, феномен творчества связан с взаимодействием всех духовных сил и выбросом особым образом эмоций. Человек мог создавать нечто новое и важное для себя, но осознание этого явления происходило постепенно. Кроманьонец проживал в такой культурной среде, в которой отсутствовало разделение на отдельные сферы деятельности. А досугом в нашем понимании древние люди не располагали, так как их жизнь не делилась на строгое выполнение работы и отдых. Время, когда человек не боролся за существование, он посвящал выполнению ритуалов и иных действий, важных для благополучия племени.
Рисунки первобытных людей в пещерах
Самые красивые пещеры с наскальными рисунками
18 декабря 1994 года известный французский спелеолог Жан Мари Шове обнаружил пещерную галерею c древними изображениями животных. Находка получила имя в честь своего первооткрывателя — пещера Шове. Мы решили рассказать о самых красивых пещерах с наскальными рисунками.
Открытие пещеры Шове на юге Франции возле городка Понт д’Арк стало научной сенсацией, которая заставила пересмотреть существующее представление об искусстве древних людей: ранее считалось, что первобытная живопись развивалась поэтапно. Поначалу изображения были очень примитивными, и должна была пройти не одна тысяча лет, чтобы рисунки на стенах пещер достигли своего совершенства. Находка Шове говорит об обратном: возраст некоторых изображений составляет 30–33 тыс лет, а это значит, что наши предки научились рисовать еще до переселения в Европу. Найденная наскальная живопись представляет собой один из древнейших образцов пещерного искусства в мире, в частности, рисунок черных носорогов из Шове пока считается самым древним. Юг Франции богат на подобные пещеры, но ни одна из них не может сравниться с пещерой Шове ни по размерам, ни по сохранности и мастерству исполнения рисунков. В основном на стенах пещеры изображены животные: пантеры, лошади, олени, а также шерстистый носорог, тарпан, пещерный лев и другие животные ледникового периода. Всего в пещере найдены изображения 13 различных видов животных.
Сейчас пещера закрыта для посещения туристами, так как изменение влажности воздуха может привести к повреждению изображений. Археологи могут работать в пещере всего несколько часов в день. На сегодняшний день пещера Шове является национальным достоянием Франции.
Фото: Wikimedia Commons
Фото: iDip/flickr.com, scitechdaily.com
Капова пещера (Шульган-Таш)
Эту карстовую пещеру нашли в Башкирии, на реке Белой, в районе которой сейчас находится заповедник «Шульган-Таш». Это одна из самых длинных пещер Урала. Наскальные рисунки древних людей эпохи позднего палеолита, подобные которым можно встретить лишь в очень ограниченных местах Европы, были обнаружены в Каповой пещере в 1959 году. Изображения мамонтов, лошадей и других животных выполнены в основном охрой — природным пигментом на основе животного жира, их возраст около 18 тыс. лет. Есть несколько рисунков углем. Помимо животных, имеются изображения треугольников, лестниц, косых линий. Самые древние рисунки, датируемые ранним палеолитом, находятся в верхнем ярусе. На нижнем ярусе Каповой пещеры находятся более поздние изображения ледникового периода. Рисунки примечательны также тем, что человеческие фигуры показаны без реализма, присущего изображенным зверям. Исследователи предполагают, что изображения делались для того, чтобы умилостивить «богов охоты». Кроме того, пещерные картины рассчитаны на восприятие не с одной определенной точки, а под несколькими углами зрения. Для сохранения рисунков пещера была закрыта для посещения в 2012 году, однако в музее на территории заповедника был установлен интерактивный киоск для всех желающих взглянуть на рисунки виртуально.
Фото: HTO/Wikimedia Commons
Пещера Куэва-де-лас-Манос («Пещера множества рук») находится в Аргентине, в провинции Санта Крус. Мировую известность Куэва-де-лас-Манос в 1964 году принесли исследования профессора археологии Карлоса Градина, который обнаружил в пещере множество настенных рисунков и отпечатков ладоней человека, самые старые из которых датируются IX тысячелетием до н. э. Более 800 отпечатков, накладываясь друг на друга, образуют разноцветную мозаику. Пока ученые не пришли к единому мнению о значении изображений рук, по которым пещера и получила свое название. Запечатлены в основном левые руки: из 829 отпечатков лишь 36 — правые. Причем, по мнению некоторых исследователей, руки принадлежат мальчикам-подросткам. Скорее всего, нанесение изображения своей руки входило в обряд инициации. Кроме того, ученые выстроили теорию о том, как получились такие четкие и ясные отпечатки ладоней: видимо, специальный состав набирался в рот, и сквозь трубку с силой выдувался на руку, приложенную к стене. Кроме отпечатков ладоней, на стенах пещеры изображены люди, страусы-нанду, гуанако, кошки, геометрические фигуры с орнаментами, процессы охоты (на рисунках показано использование болас — традиционного метательного оружия индейцев Южной Америки) и наблюдений за солнцем. В 1999 году пещера была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фото: Wikimedia Commons
Пещера получила прозвище «Сикстинской капеллы первобытной живописи», ей нет равных по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Была обнаружена в 1940 году четырьмя подростками недалеко от города Монтиньяк, во Франции. Живописные и гравированные рисунки, которые находятся здесь, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII—XV тысячелетии до н. э. и изображают лошадей, коров, быков, оленей, медведей. Всего насчитывается около шестисот рисунков животных и почти полторы тысячи высеченных на стенах изображений. Рисунки сделаны на светлом фоне с оттенками желтого, красного, коричневого и черного. Ученые утверждают, что древние люди не жили в этой пещере, а использовали ее исключительно для рисования, или же пещера была чем-то вроде культового места. Пещера Ласко была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979 году.
Древние наскальные рисунки первобытных людей — наскальная живопись и искусство первобытного общества: картинки, фото, видео.
Древние наскальные рисунки представляют собой не что иное, как хронику самых далеких времен, когда единственным способом передачи впечатлений об окружающем мире и происходящих в нем событиях были рисунки, сделанные наиболее распространенными в ту пору средствами труда и творчества – камнем и углем.
В этих несложных, но иногда очень впечатляющих сюжетах, с удивительной выразительностью передана повседневная жизнь первобытного человека, его размышления о вечности и своем месте во Вселенной, о том кто или что он такое, откуда появился и в чем смысл его полной страхами и беспокойства жизни. Сохранившиеся петроглифы являются немыми свидетелями повседневного быта исчезнувших племен и народов, их обрядов и традиций. Именно благодаря древним наскальным рисункам мы можем узнать о прошлом человечества, путях его развития, обычаях древних народов, формировании цивилизаций и т.п.
Один из самых известных памятников наскальной живописи находится в пещере Шове на юге Франции. Здесь сохранились рисунки, которым 32 тысяч лет. На стенах пещеры можно увидеть изображения животных, сцены охоты, приготовления пищи, предметы домашнего обихода и др. Первые древние рисунки одноцветные. Позже появились двухцветные изображения, в которых чаще всего использовалась красная охра.
Многие наскальные рисунки очень живописны: выразительные фигурки людей, преследующих дичь, сцены обрядов, изображения животных и растений. В эпоху скотоводов на смену картинам охоты приходят визуальные рассказы о жизни пастухов. В этот период на стенах чаще встречаются изображения стад крупного рогатого скота, где тщательно выписаны фигуры быков, коров, антилоп, коз.
Создание наскальных рисунков вызвано естественной потребностью человека передать свое понимание об окружающем мире. С этим связано и появление первых изображений богов, мифических существ, масок.
Галерея фото наскальных рисунков:
Смотрите наскальные рисунки пещеры Альтамира в Испании:
Видео: Копия грота Шове – новая достопримечательность Франции (новости)
Видео: Наскальные рисунки в пещерах по … (UNESCO/NHK)
Видео: Наскальные Рисунки в Долине Твифелфонтейн
Видео: Рисунки пещеры Альтамира оказались старше
Видео: Загадочные наскальные рисунки. Древние петроглифы шаманов.
»
Отличная статья 0
: Изобразительное искусство :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр
Предыдущий : Самые выдающиеся памятники России, часть 1
Самые известные памятники России
В каждой стране есть свои самые известные памятники, как и в России. Один из них — Родина-мать зовет! находится в Волгограде и является одним из самых больших памятников в мире.
Один из символов и достопримечательностей Санкт-Петербурга Медный всадник . В Великом Новгороде находится один из самых красивых памятников архитектуры. Он называется Тысячелетие России .Памятник воздвигнут в 1862 году и был приурочен к 1000-летию легендарного призыва варягов в Россию.
Некоторые значимые памятники Санкт-Петербурга хорошо известны в России и за рубежом. Таким образом, Ростральные колонны высотой 32 метра на Васильевском острове почти всем известны как символ военно-морского величия Санкт-Петербурга.
В список известных памятников входят памятники Александру Пушкину в Москве и Санкт-Петербурге.
Самый высокий памятник в России
Она напомнила модифицированную статую Колумба, которую скульптор Зураб Церетели изготовил к 500-летию открытия Колумбом американского континента и не удалось продать в США или другие страны.Было даже ходатайство против размещения этого памятника в Москве. Более того, некая группа активистов пыталась его взорвать, и после их неудачной попытки доступ к памятнику был закрыт.
Гигант установлен на специально созданном для него искусственном островке в Москве-реке. Высота памятника 98 метров. Многие считают, что это массивное сооружение портит одно из красивейших мест Москвы, а устрашающая устрашающая фигура Петра I не представляет художественной ценности.Он занимает 10-е место среди самых уродливых памятников мира. Тем не менее технически памятник представляет собой уникальное инженерное сооружение.
Детали поверхности из бронзы закреплены на несущем каркасе из нержавеющей стали. Нижняя часть и скульптура Петра с кораблем были собраны одна за другой, а затем собраны вместе. Для памятника использована бронза высочайшего качества.
Спорный памятник Петру I занимает 5-е место среди крупнейших памятников мира.
Автор: Вера Иванова
Топ 10 статуй России (и бывшего СССР) — Жизнь в России
10. Памятник Минину и Пожавскому
Нижний Новгород
Минин и Пожарский освободили Москву из иноземных лап.
Их подвиг ознаменован сооружением памятника Минину и Пожарскому, который был построен в 1812 году по случаю двухсотлетия этого события и должен был быть установлен в родном городе Минина Нижнем Новгороде.Однако царь Александр I считал, что статуя больше подходит для Москвы, где и по сей день находится на Красной площади перед собором Василия Блаженного. К счастью для жителей Нижнего Новгорода, копия этого памятника была воздвигнута в 2005 году, наконец, дав городу признание, которое он давно заслужил.
9. Новосибирск, Россия
Ленин и служители направляют движение »
8. Статуя победоносного воина
Омск, Россия
Перейдя реку Иртыш на левый берег, можно увидеть один из красивейших парков нашего города, названный в честь 30 -летия Победы.В 1975 году в парке открыли Мемориал Победы. Этот комплекс начинается на автобусной остановке рядом с дорогой. Подземный переход, широкая лестница и дорожка выведут вас на центральную площадь. С этой площади можно легко добраться до композиционного центра комплекса, где находится 14-метровая скульптура Солдата-Виктора ………
Посетите: http://www.admomsk.ru/web/en/sightseeing/parks
7. Статуя Свободы
Самара, Россия
Статуя Свободы — впечатляющее произведение искусства недалеко от Самарской ратуши. Оценив мастерство этого культового здания, вы сможете насладиться захватывающим видом на Волгу и Жигулевские горы.
Посетите: https://www.yqnow.com/city-guides/view/samara-city-guide
6. Статуя герцога де Ришелье
Одесса, Украина
Герцог де Ришелье был выдающейся личностью, сыгравшей значительную роль в становлении и развитии Одессы, и его статуя, возвышающаяся на легендарной Потемкинской лестнице, является одним из самых известных символов Южной Пальмиры.
Список великих заслуг де Ришелье для этого южного города, который он назвал лучшей жемчужиной в короне России, бесконечен.Будучи губернатором Одессы, а затем ее генерал-губернатором, герцог стал настоящим благодетелем Одессы. Местные жители очень уважали его и называли «нашим князем». Именно де Ришелье обеспечил снятие налогового бремени с Южной Пальмиры и, следовательно, процветание и активное развитие молодого города. Под его властью он превратился в крупный торговый порт. Стремительным развитием промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры Одесса также обязана герцогу де Ришелье.
Посетите: http: // discover-ukraine.информация / места / южная украина / одесса / 783
5. Памятник советскому татарскому поэту
и боец сопротивления Муса Джалил
в г. Казань, Татарстан, Россия
Мусса Джалиль родился 15 февраля 1906 года и умер 25 августа 1944 года. Он был советским татарским поэтом и борцом сопротивления. Он единственный поэт Советского Союза, удостоенный одновременно награды Героя Советского Союза за борьбу с сопротивлением и Ленинской премии за авторство Моабитских тетрадей; обе награды ему вручены посмертно.В Казани, Россия, установлен памятник советскому татарскому поэту и борцу Сопротивления. Памятник находится недалеко от Казанского Кремля и открыт в 1983 году.
Посетите: http://www.poetrysoup.com/biography/musa_c%C3%A4lil
4. Памятник Юрию Гагарину
Москва, Россия
Самый известный космонавт России Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в Ключино недалеко от Москвы, Россия. Гагарин стал первым человеком в космосе, совершив полет на космическом корабле Восток в апреле 1961 года.В этом историческом полете он всего один раз облетел Землю. Его космический полет оставался на орбите 1 час 48 минут, прежде чем снова спустился на Землю. Гагарин трагически погиб в загадочной авиакатастрофе в 1968 году. Его именем позже был назван один из кратеров на обратной стороне Луны. В 1968 году город Ключино также был переименован в Гагарин.
Посетите: http://www.ffagency.com/gagarin/
3. Медный всадник
Санкт-Петербург, Россия
Прогуливаясь по Сенатской площади, где произошло восстание декабристов, вы увидите первый и самый впечатляющий памятник, построенный в Санкт-Петербурге: Медный всадник .
Медный всадник — русский памятник, посвященный Петру Великому, основателю города и правителю года царства России , а затем Российской империи. Это одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, которую обязательно нужно посетить.
Посетите: http://www.st-petersburg-essentialguide.com/monuments-in-st-petersburg.html#gallery%5BpageGallery%5D/2/
2. Памятник Матери Отечества
Киев, Украина
Статуя Матери Отечества возвышается и ее можно увидеть в большинстве мест Киева.Статуя из нержавеющей стали, построенная в 1981 году, имеет высоту около 203 футов. На момент завершения работы над статуей она была самой высокой статуей в мире и даже меньше, чем Статуя Свободы в Нью-Йорке. Рядом со статуей находится Музей Великой Отечественной войны.
1. Родина-мать зовет
Волгоград, Россия
Мамаев Курган (русский: Мамаев Курган ) — доминирующая высота над городом Волгоград (бывший Сталинград) на юге России.Название в переводе с русского означает «курган Мамая».
Первоначальный Мамаев курган представлял собой татарский курган высотой 102 метра. В нынешнем строении доминирует мемориальный комплекс, посвященный Сталинградской битве (с августа 1942 по февраль 1943 года). Битва стала решающей победой Советского Союза над силами Оси на восточном фронте Второй мировой войны и, возможно, самой кровопролитной битвой в истории человечества. [2] На момент установки в 1967 году статуя «Родина-мать зовет» была самой большой отдельно стоящей скульптурой в мире.
Посетите: http://en.wikipedia.org/wiki/Mamayev_Kurgan
Статьи по теме
- Одесса — Одесса, Украина (travelpod.com)
Также посетите:
Нравится:
Нравится Загрузка …
Связанные
известных памятников в россии, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения известных памятников в россии
известных памятников в россии, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения известных памятников в россии | Depositphotos® Москва.Россия. Зимняя панорама Московского Кремля. Спасская башняМосква. Россия. Зимний собор Василия Блаженного. Покровский собор, Москва. Россия на рождество. Ночной Собор Василия Блаженного. EveninСанкт-Петербург. Россия. Зимний Исаакиевский собор. Санкт-ИсааСанкт-Петербург. Россия. Исаакиевский собор зимой. Зима Памятник Покорителям космоса в парке на открытом воздухе музея космонавтики, Москва, Россия, Россия, небоскреб МИД РФ, здание в центре Москвы на закате, Россия, Санкт-Петербург.Петербург, Исаакиевский собор, 14.07.2015: Вид на Исаакиевский собор с 5 этажей гостиницы 4 сезон, вокруг собора много экскурсионных автобусов и туристов, много людей идет по лестнице колоннады, солнечно, белое облако Вид на Васильевскую стрелу остров и заснеженный Ростраль Достопримечательности на территории ВДНХ (ВВЦ) — постоянно действующая универсальная выставка в Москве, Россия Знаменитый московский фонтан Дружбы народов поздним вечером Мемориал Вечный огоньПанорама Центральный музей космонавтики и Останкинская башня в Москве, Ночная панорама с воздуха на Большой Москворецкий мост, Васильевский спуск, башни Московского Кремля, Собора Василия Блаженного и Москвы-реки, Москва, Россия Собор Василия Блаженного, символ Москвы Деталь титанового обелиска, представляющего мечту советских успехов с участием ученых и инженеров, которые усердно работают.Памятник советскому космическому полету, возле выставочного центра ВДНК, Москва, РоссияПамятник Александру СуворовуПамятник «Московские ворота». Иркутск.КалязинФонтан Дружбы Народов на ВДНХ в МосквеРоссия Санкт-Петербург Петергофский дворец и Большой каскадный фонтан Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Санкт-Петербург. Россия, Петергофский дворец, Большой каскадный фон, Санкт-Петербург. Россия. Троице-Измайловский собор с видом на Успенский собор, Владимир, Россия Туристы любуются фонтаном «Самсон разрывает пасть льва».«Деталь из титана обелиска, представляющий советские Сукчес мечты, с участием ученых и инженеров в работе. Памятник Sovjet космического полета, недалеко от ВДНХ выставочного центра, Москва, RussiaMonuments Юрия Гагарин на Аллее Космонавтов в MoscowMonuments Юрий Гагарин на Аллее Космонавтов в Москве Знаменитый советский памятник «Рабочий и колхозница» скульптора Веры Мухиной, Москва, Россия. Изготовлен в 1937 году.Добро пожаловать в Великий Новгород / «Великий Новгород»
Добро пожаловать в Великий Новгород
Добро пожаловать в Великий Новгород.
Великий Новгород — один из древнейших городов России, расположенный на ее северо-западе, недалеко от места, где река Волхов берет свои воды из озера Ильмень, возник как политический центр славянских и фино-угорских племен в середине IX века. , а как город он образовался в середине 10 века.
Набережная Александра Невского
История Новгорода тесно связана со всеми важнейшими этапами жизни государства Российского.В те времена, когда государственность Руси только зарождалась, новгородцы пригласили скандинавского князя Рюрика для поддержания правопорядка, положив начало династии князей Рюриковичей, правившей всеми русскими землями более 750 лет.
Софийский собор 1045 — 1050 гг.
В начале X века военные походы новгородцев против Константинополя с целью обеспечения равной торговли с Византией привели к интеграции восточнославянских племен в древнерусское государство Киев.
Фреска «Апостол Петр»
Принятие христианства в конце X века превратило Новгород в мощный духовный центр. Усилия новгородских епископов по распространению и продвижению Православия получили высокую оценку в середине XII века, когда они были возведены в сан архиепископов, что сделало Новгородскую епископскую кафедру самой влиятельной в русском православии.
Памятник Тысячелетию России
Право Новгорода избирать своих князей, предоставленное в середине XII века, привлекало князей на новгородский престол.Это создавало благоприятные условия для сохранения единства русских земель, склонных к феодальному разделу, а присоединение Новгородской республики к Московскому княжеству в конце XV века привело к образованию единого Русского государства со столицей в Москве.
На протяжении многих веков Новгород был политическим центром огромных территорий, простирающихся от Прибалтики и Финляндии на Западе до Северного Урала на Востоке. Он также был одним из крупнейших центров международной торговли на торговом пути Балтика-Волга, который уже в середине VIII века связывал северную Европу с Азией.
Кремлевская Покровская башня. 16-17 вв.
Новгород — колыбель русских республиканских и демократических традиций. На протяжении более 600 лет, вплоть до 1478 года, все жизненно важные решения, касающиеся его жизни и внешней политики, принимало «вече» — старинный парламент, в который входили представители родов городской аристократии. В решающие периоды истории Новгорода в вече принимал участие каждый горожанин.
Особое политическое устройство республики, духовная свобода и территориальная независимость в значительной степени способствовали развитию культуры и искусства.
Новгород был одним из крупнейших центров грамотности и книжного производства в России. Еще в 30-х годах XI века по воле великого князя Ярослава Мудрого в Новгороде была первая школа, в которой одновременно обучались триста детей.
Средневековый Новгород был одним из крупнейших художественных центров Европы. Его архитектурные традиции, школа иконописи, ювелирного и декоративно-прикладного искусства прославились на весь мир.
Церковь Спаса на Нередице
Военная мощь города, его удаленность от опасных южных границ, успешные кампании против духовных реформ и ересей позволили городу сохранить уникальный комплекс архитектурных памятников с фресками XI — XVII веков, древнейшими русскими рукописями, летописями, актами, иконами. Единственный раз в своей истории, когда Новгород понес военные потери, был во время Второй мировой войны: более двух лет город, находящийся на передовой, подвергался бомбардировкам и артиллерийским обстрелам обеих воюющих армий.Превратившийся в руины город на Волхове был снова оживлен реставраторами, которым удалось возродить старую архитектуру. Добро пожаловать в Новгород! Вы сможете посетить уникальный комплекс древнерусских архитектурных памятников XI — XVII веков.
Фреска «Святая Устиния» (церковь Спаса на Нередице).
В первую очередь вас очарует собор Святой Софии, Святой Премудрости Божией — старейший из сохранившихся русских каменных памятников.Он был построен в 1045 году. Мощная монолитная массивная конструкция памятника до сих пор доминирует не только над Кремлем, но и над всем историческим центром Новгорода. В интерьере этого палладиона ваше внимание привлекут уникальные исторически сложившиеся иконостасы, старинные настенные росписи, иконы — национальные реликвии России (в том числе знаменитая икона XII века — Знаменная Богородица, возвращенная в собор. в 1991 году, когда здесь возобновились богослужения) и другие реликвии византийского, западноевропейского и русского искусства.На протяжении сотен лет Софийский собор был центром духовной, политической и культурной жизни древнего Новгорода.
Приглашаем вас полюбоваться памятниками новгородской архитектуры XII века — Никольским собором на Ярославовском дворе и церковью Рождества Богородицы в Антониевом монастыре, которые принесли нам старинные фрески, резные иконостасы и т. Д. некрополь 17-18 веков.В старинном монастыре — Георгиевском (Юрьевом) монастыре, основанном еще в XII веке князем Ярославом Мудрым, как гласит легенда, нельзя не поразиться поразительной красоте еще одного шедевра древнерусского искусства. архитектура — Георгиевский собор, построенный неким мастером-каменщиком Петром в 1119 году.
Археологические находки из музея
Многие знатоки русского искусства справедливо считают Новгород русской Флоренцией; Ни в одном древнерусском городе не сохранилось столько памятников древней архитектуры, украшенных настенными росписями.Вы убедитесь в этом собственными глазами, посетив церкви Спасителя на холме Нередица и Благовещения Богородицы на озере Миачино (XII век): оцените по достоинству фрески XIV века всемирно известного Феофана Грека в церкви Св. Преображение Спасителя на улице Ильи; необычайно изящные фрески в церквях Рождества Богородицы на Красном поле, Святого Феодора Стратилата на Ручье, любуясь красивым церковным настенным календарем XV — XVII веков в церкви Св.Симеон Богоприемник: и изучение прекрасных фресковых композиций конца 17 — начала 18 веков в Знамском соборе Богородицы.
Великая Святая София Сион.
Вы, несомненно, останетесь довольны посещением Новгородского Кремля — старейшего в России. Эта крепость упоминается в летописях еще в 1044 году. Нынешние стены и башни построены в конце 15 века. Детинец (первоначальное название цитадели) был тесно связан со всеми важнейшими событиями жизни древнего Новгорода: приемом иностранных посольств, проводами воинов на войну с врагом, созывом вечевых собраний.Помимо уже упомянутого Софийского собора, в Кремле есть и другие яркие памятники, такие как Грановитый (архиепископский) дворец — редкий образец готической архитектуры, построенный в 1433 году совместно с немецкими мастерами, а также впечатляющие и красивые Колокольня Святой Софии 1439 года с набором колоколов XVI — XVIII вв.
Икона «Святой Николай»
На центральной площади Кремля возвышается монумент «Тысячелетие России» по проекту Михаила Микешина, воздвигнутый в 1862 году.Этот уникальный документ в бронзе увековечивает всех, кто внес огромный вклад (помимо выдающихся российских политиков) в развитие страны: ее культуры, науки, искусства, грамотности и литературы. Выйдя из Кремля и Софийского квартала города, по пешеходному мосту можно попасть на противоположный берег Волхова. Теперь мы подходим к территории еще одного архитектурного музея под открытым небом: Ярославского двора и старинного Торгового двора, где выставлены многие сохранившиеся памятники XII — XVI веков: церкви Св.Иоанн-Креститель, Параскева-Пятница, Мироносицы и другие — все это напоминает оживленную торговую жизнь Новгорода в былые времена. Ярославский двор с его несуществующим деревянным дворцом великого князя Ярослава Мудрого был широко известен с середины VIII века как место международной торговли, старейшей в Северной Европе.
Обертка «Знамение с избранными святыми»
Плащаница Христа «Погребение».15 в.
Посещение Новгорода обычно оставляет у гостей незабываемые впечатления от неповторимого и величественного новгородского пейзажа. Во время морской прогулки по озеру Ильмень и реке Волхов можно увидеть очаровательные достопримечательности: Перынь — место дохристианского языческого храма; посещение острова Липно с одним из немногих сохранившихся архитектурных образцов 13 века — церковью Святого Николая, украшенной фресками того же периода.
Панагирион.15 в. (Грановитая палата)
Вас всегда ждут экспозиции и выставки одного из древнейших и богатейших музеев России — Новгородского государственного объединенного музея, который предлагает посетителям уникальную коллекцию исторических, культурных и художественных реликвий.
Георгиевский собор. 12 в. Юрьев монастырь
Особый интерес представляет археологическая коллекция музея, включающая все реликвии, извлеченные из земли Новгорода в ходе археологических исследований, проводимых более 60 лет.Археологические находки включают такие всемирно известные предметы, как большое количество берестяных свитков и свинцовых печатей XII — XV веков. Это свидетельствует об уникальном и поразительном (для средневековья) уровне грамотности древних русских, а также о высокоорганизованной системе государственного контроля. Беспрецедентно богатая коллекция археологических реликвий является основой одной из лучших исторических экспозиций России — «Великий Новгород. Политика. Экономика. Культура.X — XV вв. ». Выставлен в бывшем здании Кремля.
Юрьев монастырь
всемирно известное новгородское собрание музея новгородской школы иконописи XII — XV веков. Это можно досконально изучить только в Новгороде. Даже Москва или Санкт-Петербург не обладают таким качеством предмета. Анфилада комнат на втором этаже музея содержит произведения искусства, которые можно изучить.
Знаменский собор.Конец 17 в.
Также только в Новгороде посетители могут полюбоваться уникальной коллекцией лицевой и орнаментальной вышивки XVI — XVII веков. Выставленный в Иоанновском корпусе Кремля, в нем представлены такие замечательные произведения древнерусской вышивки, как манипулы преподобного Варлаама Хутинского (XII в.), Плащаница по заказу Дмитрия Шемяки (XV в.), Омофор Никона (XVII в.) .), и т.д.
Не меньший интерес представляет выставка старинного ювелирного и декоративно-прикладного искусства X — начала XX веков, которая находится в главном зале Грановитого (архиепископского) дворца Кремля.Многие из них действительно уникальны: сионы из Софийской ризницы (XII век), кратеры XII века, перегородчатые эмали (X — XII века), панагиарий из ризницы Софийского собора (XV век), панагия архиепископа. Пимен (16 век).
Ярославов двор и древний торг
В архитектурно-этнографическом музее под открытым небом «Витославлицы» представлен целый комплекс подлинного народного деревянного зодчества, в том числе старинные церкви XVI — XVIII веков и крестьянские дома XIX — начала XX веков, выставки народного творчества и предметов быта Новгородские крестьяне того же периода.
Памятников Учителю по всей России — Памятников выявлено
Иркутск. «Первый учитель в окружении детей». Автор памятника — Илья Ставский. Открыт 5 октября 2016 года. Памятники Учителю по всей России
Памятники учителям по всей России
За свою жизнь каждый человек может встретить множество людей, но лишь некоторые из них остаются в нашей памяти навсегда. И среди этих немногих, конечно же, есть наши учителя. Во всех наших достижениях, будь то рядовой человек, известный ученый или политик, прежде всего, есть заслуга учителей.Действительно, учителя вкладывают в каждого из нас свой чрезмерный труд. Ввиду важности этой благородной профессии, помимо профессионального праздника Дня учителя (5 октября), появляются памятники, посвященные ей. Как правило, это собирательный образ Учителя и, в частности, первого учителя.
Так, последний памятник первому учителю появился 5 октября 2016 года в сибирском городе Иркутске. Новую скульптуру установили в райцентре, на набережной напротив педагогического института.Автор памятника — Илья Ставский. Его этюд «Первый учитель в окружении детей» стал победителем городского конкурса, в котором приняли участие 8 творческих коллективов. Бронзовая скульптура высотой 3 м и весом около 2 тонн отлита на заводе Подмосковья.
Оренбургский памятник первому учителю. Памятники учителям по всей России
Кроме того, новая бронзовая скульптура появилась в областном центре Оренбургской области. Скульптура включает в себя мемориальную стелу «Летопись педагогической славы Оренбурга» с выгравированными именами лучших учителей области.Среди них — имена народного учителя СССР Николая Калугина, Героя Социалистического Труда Тамары Родиной, лауреата ордена Ленина Елизаветы Нестеровой, а также имена Заслуженных учителей Российской Федерации, которые до сих пор работают в учебных заведениях Госдумы. область.
Идея создания памятника первому учителю в Оренбурге возникла в рамках Года учителя в России. Пятифигурная бронзовая скульптура символизирует первого учителя, к которому приходят ученики два мальчика и две девочки, идущие по ступеням лестницы знаний.Проект разработан руководителем художественной фабрики «Пласт» Александром Емаевым и архитектором Сергеем Соломахой.
Учитель и ученик скульптурной композиции в сибирском городе Томске. Скульптор Олег Киевский
Знаменитый художник Олег Киевский создал уникальный памятник учителям «Мой первый учитель». Находится в Томске, недалеко от главного корпуса Томского государственного педагогического университета. Точнее, в учительском парке. Он был открыт к Международному дню учителя в 2010 году.Эта скульптура представляет собой первый день в школе. За партой сидит ученик и внимательно слушает преподавателя. За ним — оригинальная метафорическая доска, которая сама по себе является произведением искусства. Предметы, размещенные на доске, придают ей символическое значение. Таким образом, буквы, цифры, глобус, скрипка, кисть, белочка и, конечно же, книга представляют школьные предметы.
Памятник учителю по всей России
Липецк. Памятник учителю
Первый учитель, памятник в Сочи
Красноярск Памятник учителю
Учитель в Магнитогорске
Метафорический образ петербургского учителя.Санкт-Петербург
Учитель в губернском городе Торопец Тверской области
Ульяновск. Учитель у доски
Якутск Памятник учителю
Крупный план, Памятник учителю в Харькове
Харьков Памятник учителю
Минск, памятник учителю
Волгоград Памятник первому учителю
Армавир, первый учитель со своими учениками
Памятный символ, открывшийся в сентябре 2016 года в Сургуте — дань уважения профессии.Скульптор Григорий Потоцкий
Скульптурная композиция Учитель и ученик. Таштагол, Кемеровская область
Мой первый учитель. Белгород
г. Златоуст Челябинской области, Россия. Памятник учителю
Село Мятлево (Калужская область). Памятник Народному учителю России Александру Федоровичу Иванову установлен перед школой, которой он руководил 50 лет
источник изображений vk.com/secrets_of_teachers