Ар деко в архитектуре – — —

Содержание

Выставка «Элегантность и роскошь ар-деко»: разбираемся в сложностях стиля.

Где и как возник стиль ар-деко, кто его основал, был ли он в молодом Советском Союзе — разбираемся в хитросплетениях стиля вместе с Софьей Багдасаровой.

Что такое ар-деко?

Лист из альбома Feuillets d’Art. 1919

Лист из альбома Les choses de Paul Poiret vues par Georges Lepape. 1911

Лист из альбома Modes et Manières d’Aujourd’hui. 1914

Ар-деко, что по-французски значит «декоративное искусство», — название художественного стиля, который царил в Европе и Америке после модерна, между двумя мировыми войнами. Причем царил в основном в промышленном дизайне — моде, украшениях, плакатах, фасадах, интерьерах, мебели. Происходило это, пока «большое искусство» той эпохи экспериментиро­вало с экспрессионизмом, абстракционизмом, конструктивизмом и прочими -измами, которые, безусловно, гениальны, только видеть их постоянно в своей квартире не каждый сможет. А вещи ар-деко предназначены именно для повседневной жизни — очень богатой, роскошной и вальяжной, но все-таки повседневной.

Как узнать предмет в стиле ар-деко?

Портсигары, пудреницы. 1930-е. Институт моды Киото

Обложка журнала Vogue с «оптическим» платьем от С. Делоне. 1925. Пресс-служба Музеев Кремля

Сумочки. Ок. 1910. Институт моды Киото

Эта вещь обязательно будет красивой — стильной, элегантной. Она сделана из материала с дорогой текстурой, но не кричаще роскошной, а просто ценной. Цвета будут сложных оттенков, черного — много. Нередко автор явно использовал линейку — но при этом умудрялся весьма изысканно скруглить все углы. Геометрические узоры строятся по тщательным пропорциям и умеют гипнотизировать. Еще зачастую есть вкрапления чего-то древнеегипетского или японского, но в каком-то странном дизайне: ар-деко любило перетолковывать экзотические культуры. (Кстати, «русская экзотика» тоже ценилась.) Нравился стилю и технический прогресс — поэтому тут и стилизованные поезда, летящие на огромной скорости, и винты самолетов и пароходов.

Стиль в моде

Вечернее платье. Модельер Мадлен Вионне. 1927. Пресс-служба Музеев Кремля

Вечернее платье. Модный дом Ланвэн. Около 1925. Пресс-служба Музеев Кремля

Платье. Франция. Зима-1922. Модный дом «Сестры Калло»

Заметней всего ар-деко — в женской моде. В эпоху, когда царил этот стиль, женщины начали коротко стричься, окончательно освободились от жестких корсетов и кринолинов, талия то сползала на бедра, то задиралась под самую грудь, а юбка укоротилась до высоты совершенно неприличной, по мнению тех, кто помнил викторианскую мораль.

Создатели стиля — великие модельеры Поль Пуаре, Мариано Фортуни — цитировали кимоно, арабские тюрбаны и шаровары, античные хитоны и столы, средневековые плащи. Появились цельнокроеные вещи, везде были драпировки, тяжелые ткани, шик и блеск. В таких свободных вещах, расшитых переливающимся жемчугом, стеклярусом, стразами, бисером, было здорово танцевать новые бойкие танцы — фокстрот, чарльстон, танго. В общем, вспомним эпоху «Великого Гэтсби».

Стиль в ювелирных украшениях

Брошь Van Cleef and Arpels. 1930

Колье-воротник Van Cleef and Arpels. 1929

Брошь в египетском стиле Van Cleef and Arpels. 1924

Фирмы Cartier и Van Cleef & Arpels, а также другие ювелирные дома в своих работах целенаправленно работали по принципам ар-деко. После текучих форм и поэтических цветочков эпохи модерн (он же ар-нуво) их ювелирные украшения казались кричащими и эпатирующими.

Легкая платина для оправ позволила драгоценностям отказаться от «тяжелого доспеха» — золота. Чистые геометрические формы, абстрактные узоры, новаторское сочетание зеленого и синего, контрастный подбор камней, например черный оникс и красный рубин, использование не граненых, а резных камней, а также вкрапление подлинных древних артефактов (египетских скарабеев и т. п.) — вот узнаваемые черты. Черный оникс вообще стал любимым камнем этого периода, в особенности в сочетании с бриллиантами. Их сопровождали яркими аккордами кораллов, лазуритов, нефритов, эмали.

А в России ар-деко было?

Высотный дом на Котельнической набережной. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева: culture.ru/institutes/7985

Станция метро «Маяковская»

Павильон СССР на Международной выставке в Париже. 1937. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева: culture.ru/institutes/7985

Блестящий стиль ар-деко, конечно, глубоко «буржуазный». Это символ потерянного поколения, мода персонажей Фицджеральда, Хемингуэя (а также Вудхауса и довоенных книг Агаты Кристи). Молодому Советскому государству в ту эпоху было не до этого внешнего блеска. Впрочем, у них были «ревущие двадцатые», а у нас — нэп. Помните Эллочку Людоедку: «…сверкающая фотография изображала дочь американского миллиардера Вандербильда в вечернем платье. Там были меха и перья, шелк и жемчуг, легкость покроя необыкновенная и умопомрачительная прическа». Советские нэпманы в своих повадках, конечно, подражали свободному западному соседу, хотя официально это не одобрялось.

С другой стороны, отпечаток ар-деко заметен в одном из самых официальных искусств — архитектуре. Воздействие импортного стиля легко найти в сталинском классицизме: фотографии фрагментов московских высоток с некоторых ракурсов трудно отличить от видов довоенных манхэттенских небоскребов. Любовь ар-деко к геометризму, использование абстракций — все это легко усваивалось русскими мастерами на родине супрематизма. Уместным было и воспевание технических достижений человечества. Есть и более забавные приметы — помните, мы говорили об обращении ар-деко к египетским мотивам? Именно благодаря ему перед зданием МИДа на Арбате возникли обелиски-фонари, а сам подъезд здания стал похож на портал древнего храма. Этот же стиль находят в некоторых станциях московского метро («Кропоткинская», «Маяковская», «Аэропорт»), здании Российской государственной библиотеки и т. д.

Мастера ар-деко русского происхождения

Соня Делоне. Похожие платья (Три женщины). 1925. Музей Тейт Модерн

Эрте. Держатели драгоценностей. Фоли-Бержер, 1927

Тамара Лемпицка. Автопортрет в зеленом бугатти. 1929. Частная коллекция

Но гораздо весомее вклад, который внесли в развитие ар-деко русские эмигранты. Годами модные журналы Vogue и Harper’s Bazaar выходили под обложками, нарисованными Эрте, настоящее имя которого — Роман Петрович Тыртов. Его «Симфония в черном» — одна из ключевых работ стиля.

Виртуальный музей государственного музея архитектуры им. А.В. ЩусеваВиртуальный тур по Музеям Московского Кремля

Художница-абстракционистка Соня Делоне, которая работала в модной индустрии, обогатила ар-деко красочностью и энергетикой, которую мы видели и у других «амазонок авангарда». Главная портретистка ар-деко, одна из немногих художников, которая сумела использовать этот стиль для станковых полотен, — Тамара Лемпицка, уроженка российского царства Польского, до революции жившая в Петербурге. (А вот главный скульптор эпохи Дмитрий Чипарус, несмотря на такое родное нам имя, — румын.) Наконец, Леон Бакст, оказавшись в эмиграции, помимо театра, успел поработать и в модной индустрии — явно в стиле ар-деко.

Историки искусства вообще пишут, что стиль ар-деко изначально был вдохновлен Русскими сезонами, которые потрясли парижский художественный мир в 1900-х. Так что — спасибо Дягилеву и за ар-деко!

www.culture.ru

Ар-деко в архитектуре Нью-Йорка

31 мая 2016 г.

Ар-деко, как стиль, появился в 1908–1912 годы, а своего расцвета достиг между 1925 и 1935 годами. Годом рождения ар-деко принято считать 1925 год – год проведения Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств во Франции.   

Берегов Америки ар-деко достиг за несколько лет до начала Великой Депрессии и был принят из-за своей простоты и практичности – он как нельзя лучше символизировал американскую мечту о лучших временах.  В Америке он стал более массивным, появились стремительные линии, передающие скорость, динамику. Так появился новый термин – «стримлайн модерн», именно это направление принято считать «поздним ар-деко». В нём возводились гостиницы и концертные залы, театры и кинотеатры, его использовали и для оформления интерьеров и экстерьеров зданий, транспорта (например, океанские лайнеры «Нормандия» и «Иль Де Франс»). 

Каждый построенный на Манхэттене небоскрёб как будто стремился превзойти предыдущие сооружения по высоте и декоративному убранству. Каталог нью-йоркского ар-деко насчитывает сто двадцать памятников, основная часть которых была построена в 1929 и 1930 годах. 

К XX столетию население Нью-Йорка начало увеличиваться быстрыми темпами. Из-за этого резко поднялась стоимость земли в городской черте, а это привело к вынужденному увеличению этажности строящихся зданий. К тому же, американские инженеры и архитекторы накопили достаточный опыт строительства высотных зданий.  И если первые «высотки» декорировали элементами готики, классицизма и других исторических стилей, то с начала 1920-х гг. в их облике возобладали простота и прямолинейность. 

Вплоть до 1974 г. Нью-Йорк сохранял звание города, обладающего самым высоким небоскрёбом. Строительство грандиозных домов-башен особенно широко развернулось здесь с середины 1920-х гг. Это был «золотой век» небоскрёбов стиля «ар-деко», героических по замыслу и романтических в воплощении. Яркими примерами являются Эмпайр-Стейт-Билдинг и Крайслер-Билдинг. 

Empire State Building (1929-1931) 

Серый каменный фасад этой 103-этажной башни украшают тянущиеся ввысь полосы нержавеющей стали, верхние этажи расположены тремя уступами. 

«Эмпайр Стейт Билдинг» находится на Пятой авеню – одной из главных улиц Манхэттена. В течение 40 лет постройка удерживала за собой звание самого высокого здания мира. Первоначальная высота небоскрёба составляла 381 метр, а после установки на нём в 1950-е гг. шпиля, она увеличилась до 443 метров. Башня получила своё название от обиходного наименования американского штата Нью-Йорк, который называют «имперский штат», поэтому её название можно также перевести как «Дом Имперского Штата». 

Начало строительства здания 

Закладка небоскрёба состоялась в октябре 1929 года, строительство было завершено в мае 1931 – спустя 20 месяцев. Соответственно, скорость возведения здания в среднем – 1 этаж в неделю, но в самую активную фазу строительства составляла 4 этажа в неделю. 

Строительство вступило в завершающую фазу 

Примечательно, что общий вес «Эмпайр Стейт Билдинг» – 365 тысяч тонн, на сооружение здание ушло 10000000 кирпичей, 700 км. кабеля, 60000 тонн стали. В общей сложности, на строительство было потрачено 40 миллионов долларов. 

Вестибюль здания

 

Для современников небоскрёб стал не просто высотным зданием – об этом свидетельствуют украшающие 30-метровый холл семь панно с изображениями семи древних чудес света, а на восьмом панно представлен «Эмпайр Стейт Билдинг». 

Лифтовый холл 

Chrysler Building (1930-1931) 

Небоскрёб «Chrysler Building» высотой в 77 этажей был самым высоким зданием очень недолго – всего 11 месяцев. Жестокая гонка за звание высочайшего небоскрёба мира в итоге завершилась в пользу «Empire State Building». Однако благодаря своему выразительному силуэту, сверкающему арочным шпилем, оформленным нержавеющей сталью, с характерным лишь для него узором из треугольных окон, «Крайслер Билдинг» был и остаётся одним из узнаваемых зданий в мире. 

«Крайслер Билдинг» стал одним из последних небоскрёбов Нью-Йорка  в стиле ар-деко. По настоянию Крайслера – заказчика, архитектор Ван Ален украсил его декоративными элементами, связанными с автомобилями. Само завершение из нержавеющей стали призвано напоминать решётку радиатора; а на каждом из четырёх углов главного здания стоят изготовленные из нержавеющий стали горгульи в виде орлов – символа концерна «Крайслер». 

Главный вход в здание находится на Лексингтон-авеню и  раскрывается в роскошный вестибюль треугольной формы. Его великолепный интерьер входит в резкий контраст со строгим фасадом. 

Вестибюль

Лифтовый холл 

Строитель этого выдающегося сооружения Уильям Ван Ален, который вложил огромное количество сил в строительство «Крайслер Билдинг», в конечном итоге остался ни с чем – Крайслер отказался оплачивать работу, обвинив Ван Алена в сомнительных финансовых связях с одним из подрядчиков строительства.

Городское пространство Нью-Йорка создавалось не художниками, а коммерсантами, и только огромные инвестиционные возможности заказчиков были причиной тому, что памятники ар-деко по своей архитектуре были так богаты и сложны. Они поражают и дают ощущение абсолютной недостижимости этого уровня. Количество труда, вложенного в эти сооружения, невероятно и достойно уважения. 

В небоскрёбах Нью-Йорка заключён особый дух. Это не просто мания величия, не просто погоня за американской мечтой.

Перерыв в популярности ар-деко в США был вызван Великой депрессией (1929–1939гг.), когда стремление экономить на всём проникло и в дизайн. После начала Второй мировой войны мир изменился бесповоротно, и стиль ар-деко стал частью истории.

Явление ар-деко рассматривается как одна из  ключевых фаз стилевого развития ХХ века. Становится всё более очевидным значение ар-деко как самостоятельного стиля, влияние его на массовую культуру: дизайн, рекламу, моду, архитектуру. Многие искусствоведы вполне справедливо считают этот стиль одним из самых изысканных и привлекательных во всём ХХ веке. 

Ар-деко в настоящее время снова набирает популярность, новая эпоха добавила в него последние достижения, оставив всё лучшее, что было создано в прошлом.  Мы вдохновляемся лучшими образцами этого торжественного стиля, во главе которого стоит роскошь.

Осознание прошлого необходимо перед его возвращением. Получается, мы снова живем в эпоху ар-деко – период между двумя войнами. Ощущение надвигающейся третьей мировой превращает любой акт искусства в «пир накануне чумы», символ пышной жизни, роскоши и шика. Век уже новый, а ар-деко никуда не делся. 

www.berlogos.ru

Архитектура ар-деко Нью-Йорка — Блог об искусстве и дизайне


 
 Ар Деко — это стиль, соединивший в себе внешнюю роскошь с рациональностью структуры. Он просуществовал недолго, немногим более 15 лет и за это время стал символом финансового благополучия, процветания и изысканности. В период между двумя Мировыми войнами Ар Деко создал сам образ жизни людей, моду, стиль общения, работы и отдыха.
 
 

 

 

Empire State Building

1931


 

 

фото взято [url=http://tipusa.ya.ru/index_fotki.xml#y5__id33]тут[/url]

 

 

 

вид на имперское здание с Херолд Сквера. Здание имеет 102 этажа и является 2-м по высоте в США (после Chicago’s Sears Tower). Построено было в 1932-м году и удерживало рекорд высоты более 40 лет. В июле1945-го в тумане, в здание врезался самолет B-25 Mitchell на уровне 79-80-х этажей. 14 человек погибли, однако пожар удалось подавить уже через 40 минут. Большинство контор возобновили работу через 2 дня. Сейчас помещения здания так же рентуются различными конторами. На 86 и 102-м этажах находятся смотровые площадки. Здание венчается антенной телевещания нескольких телестанций. В вечернее время верхние секции Эмпайр Стэйт Билдинга подсвечиваются разноцветными огнями. Расцветка меняется соответственно какому-то событию. Например ко дню Святого Патрика — зеленые огни, ко дню Независимости — цвета американского флага — синий, красный, белый и т.д. Американская Ассоциация Гражданских Инженеров признало это здание как одно из 7 чудес света современного мира.

Фото и текст взяты [url=http://fotki.yandex.ru/users/galafromny/view/218762/?page=0]тут[/url]

  

 

Chrysler Building 

 1928-1930


  

  

  

 

 

 

 

 

 

kayros-81.livejournal.com

стиль в интерьере, кухни, архитектуре, живописи, спальня, мода, американский, мебель, узоры

Ар-деко занял особое место среди течений авангардного искусство 20-х годов прошлого столетия. Данный стиль по сей день ассоциируется с праздностью и шиком. Из-за своей яркости и дороговизны его нередко называли стилем дорогих отелей или «театральным складом». Направление получило широкое распространение во многих странах мира. Однако ярче всего его влияние прослеживается в США.

История происхождения

Ар-деко по праву является одним из наиболее привлекательных и утончённых направлений искусства прошлого века, отошедший от классического конструктвивизма в архитектуре, интерьере и живописи. 

Зарождение стиля началось ещё в 1900 году, когда группа французских художников создала небольшой неформальный коллектив – «Общество художников декораторов».

В него входили такие мастера, как Марис Дафрен и Поль Белло. Деятельность этой группы сформировала основные принципы течения.

Что касается названия, то термин ар-деко произошёл от названия парижской выставки декоративного искусства, проводимой в 1925 году.

В 1920-х направление активно развивалось во Франции, а позднее, в 30-х-40-х годах распространилось и в международном масштабе.

Стиль ар-деко набрал значительную популярность после Первой мировой войны. Он отражает особый стиль жизни и настроения, царившие тогда в Западных странах, и послужил реакцией на нужду и аскетизм военных лет. Развитие джаза, новые научные достижения и открытия, стремление к праздности и роскоши стали обязательными признаками направления.

Все предметы, выполненные в данном стиле намеренно дорогие и вычурно красивые. Ар-деко не ставит целью изменить сложившийся порядок или рационально использовать ресурсы. А скорее наоборот, даёт возможность наслаждаться жизнью и всеми её благами здесь и сейчас.

Ар-деко стал правопреемником ар-нуво, заменив при этом все ассиметричные и волнистые формы геометричной угловатой эстетикой. Этот стиль направлен на модернизацию всего, что существовало до его возникновения. Развитие направления пришлось на момент бурного роста машиностроения, и роскошные классические материалы нередко соединяли с технологическими новинками.

Помимо ар-нуво на стиль немало повлиял кубизм, футуризм, русский конструктивизм и школа Баухауса. Нередко прослеживаются египетские, греческие, римские мотивы, искусство викингов, ацтеков, инков и прочих древних культур.

Так стиль ар-деко передавал все достижения и открытия тех лет. Развитие машиностроения привнесло направлению изобилие геометрических форм и металлических элементов. Перелёт через Атлантический океан стимулировал появление обтекаемых форм и линий, а обнаружение могилы Тутанхамона стимулировало к использованию элементов древних культур.

Говоря об отличительных особенностях, приоритетными в ар-деко являются не функциональность или удобство, а собственно эстетика. Он характеризуется обилием орнаментов, применением роскошных дорогостоящих материалов и отсылке к геометрическим или реалистичным мотивам.

Новая жизнь ретро направления

Своё второе дыхание стиль получил спустя полвека, в начале девяностых. Люди, уставшие от рациональных индустриальных силуэтов всё чаще стали обращаться к яркости и комфорту ар-деко, демонстрирующему идеальное соединение искусства, роскоши и технологий. Ретро-стиль в интерьере постепенно отходил на задний план.

Во многом такое положение вещей сохраняется за счёт прагматичности направления. Так в ар-деко видимая роскошь сочетается с комфортом, в неё идеально вписываются любые технические приборы и устройства. Это позволяет создавать действительно актуальные и модные решения в рамках устоявшегося ретро стиля.

Особенности архитектуры

Ар-деко сумел стать одним из наиболее узнаваемых и популярных течений урбанистической архитектуры. Так присущие классическим постройкам плавность и природные линии сменились геометричной строгостью форм, чёткими широкими кривыми, большими площадями, остеклением и сдержанностью в фасадном оформлении. Однако, в то же время в отделке могли использоваться дорогие редкие материалы.

На архитектуру ар-деко немало повлиял и технический прогресс. Так внедрение железобетонных конструкций позволяло создавать внушительного размера помещения без дополнительных несущих опор и перегородок. Теперь стены сооружения могли выдержать основную нагрузку по сохранению прочности конструкции, что давало гораздо большее пространство для планирования интерьера. Сразу после Ар Деко, начали стоить здания в стиле Хай Тек.

Особенно часто ар-деко применялся в строительстве гостиниц, ресторанов, круизных лайнеров и прочих увеселительных заведений. Это направление идеально подходило для создания атмосферы благополучия и изыска.

Особую популярность стиль ар-деко получил в США, где только на Манхеттене находится более 150 небоскрёбов, выполненных в этом направлении. Наиболее типичным примером американского ар-деко выступает Крайслер-билдинг, возведённый по проекту Уильяма ван-Алена. Этот небоскрёб впечатляет не только своими внушительными размерами, но и роскошью авторской идеи. На его вершине располагается 38-ми метровый шпиль. Сама же крыша оформлена в виде семи радиальных сводов, напоминающих узор колёсного диска авто. Облицовка небоскрёба имеет ребристую поверхность, выполнена он из нержавеющей стали, перемежающейся треугольными окнами. Фасад строения украшен треугольными фигурами, располагающимися по углам – эмблема крайслер на уровне 31-го этажа и орлы-горгульи на уровне 61 этажа.

Стиль ар-деко присутствовал и в советской архитектуре сталинского периода. Библиотека имени Ленина в Москве, сталинские высотки, кинотеатр «Москва» в Санкт-Петербурге, ряд станций московского метрополитена по своим художественным и конструктивным тонкостям являются важными примерами использования ар-деко.

Библиотека имени Ленина в стиле ар-деко

Тонкости создания интерьера

Интерьеры стиля ар-деко нередко вмещают комбинации несоединимых на первый взгляд вещей. Так шедевры современного искусства вполне могут соседствовать с индийскими украшениями, эклектика или кельтскими орнаментами. Такой интерьер полностью отрицает минимализм и аскетизм.

Отличительной чертой стиля является использование элементов в форме окружностей, зигзага, солнца, строгие вертикальные лини и скруглённые углы.

Цвета

Как правило, ар-деко предполагает применение как минимум трёх цветов. Нередко применяются шахматные покрытия, сочетания из чёрного, белого и красного, позолоченные или хромированные элементы декора. Такое смешение цветов присуще стилю китч.

Какой цвет ни был бы избран за основу, в помещении обязательно должны присутствовать элементы золотого, светло-бежевого и коричневого оттенков.

Так выбирая основной цвет даже среди оттенков коричневого ли белого, их зачастую разбавляют яркими вкраплениями, бирюзового, зеленого или красного.

Материалы

Что касается материалов, то стиль позволяет обыгрывать любые комбинации и фактуры. Так хром, бакелит и пластик нередко сочетали с бронзой, слоновой костью, редкими породами дерева, змеиной или крокодиловой кожей, всевозможными тканями, бамбуком, шкурами различных животных. Стали широко применять сочетания металла и стекла.

Полы и стены

Полы традиционно тщательно полировали и покрывали лаком. По центру помещения нередко клали ковры ярких оттенков. Полы нередко украшали чёрно-белым шахматным или «клавишным» рисунком посредством укладки плитки.

Что касается стен, то они играли роль фона для ярких аксессуаров и украшений, поэтому их чаще всего делали однотонными, с бордюром или геометрическим рисунком. Их украшали картинами, эскизами или другими изображениями. Для отделки используют декоративную штукатурку Сан Марко.

Потолок, стены и пол в ар-деко тоже являются стилеобразующими элементами, поэтому их практически никогда не делают белыми.

Окна

Стиль ар-деко предполагает использование масштабных окон с большими стёклами. Традиционно их декорируют тяжёлыми тёмными шторами из атласа и бархата. В более современных вариантах интерьера могут присутствовать и другие ткани.

Декор и аксессуары

Ар-деко делает акцент на эксклюзивности и неповторимости каждого дизайна и вещи, позволяет сочетать предметы из любы материалов, культур и эпох. Ниже представлены основные элементы декора, присущие данному стилю:

  • Использование хромированных деталей и золотого покрытия.
  • Мебель необычной формы.
  • Внимание к деталям. Практически вся мебель стиля ар-деко имеет очень красивой формы ножки и фурнитуру. Часто они выпуклые и довольно массивные.
  • Животные мотивы. В стиле традиционно применяются шкуры животных или их имитации.
  • Обилие зеркал. Для декора часто применяются большие зеркала сложной формы.

Мебель

В ар-деко каждый предмет является частью декоративного оформления. В особенности это касается мебели. Кресла и диваны могут быть тканевыми или кожаными, нередко они украшаются геометрическими или восточными орнаментами, или имитируют шкуры различных животных.

Примечательным для ар-деко является и использование кресел в форме бочонка. В нередко присутствуют тумбы, комоды и буфеты. Зачастую они лаковые, блестящие. Деревянные элементы могут украшаться различными инкрустациями и росписями. Для обустройства спален зачастую применяются массивные кровати с трапециевидными спинками или украшением в виде лучей. Что касается кухни, то её нередко обставляют металлической, зеркальной или стеклянной мебелью.

Особое место в ар-деко занимают светильники. Они зачастую имеют трапецевидную или ступенчатую форму.

Еще одним неотъемлемым элементом стиля являются настольные или напольные вазы. Они могут быть украшены геометрическими или чёрно-белыми рисунками. Типичным является и украшение стен с помощью картин или винтажных постеров.

Картины в стиле ар-деко нельзя назвать новаторскими, однако они были яркими и стильными – на фоне классических живописных приёмов применялись элементы кубизма, фовизма, экспрессионизма и классицизма. Значительное внимание уделялось не только главным героям, но и второстепенным объектам. Детально прорисовывались все элементы одежды и фона.

Рекомендуем также ознакомиться со стилем модерн в живописи.

Идеи в стиле Ар Деко. Видео

Рисунки жидкими обоями на стене.

Как правильно оформить гостиную в светлых тонах читайте тут.

Укладка плитки в ванной: https://trendsdesign.ru/materialy/plitka/vsyo-ob-ukladke-plitki-v-vannoj-komnate.html

Заключение

Стиль ар-деко возник в промежутке между двумя мировыми войнами и стал своеобразной реакцией общества на аскетизм, нищету и лишения военного времени. Он сочетал в себе эпоху модернизма и неоклассический стиль. Он пропагандировал комфорт и роскошь, позволял свободно сочетать любые материалы, смешивать предметы различны культур и эпох. Стиль ар-деко нередко применялся для создания дорогих ресторанов, гостиниц, круизных лайнеров и прочих увеселительных заведений. Изначально он считался стилем звёзд и олицетворял достаток и шик и полностью противопоставлялся стилю контемпорари, который подходит тем, кто не гоняется за роскошью.

trendsdesign.ru

Ар-деко в архитектуре и интерьерах. Краткая история стиля — Стили в дизайне интерьеров

Изначально воспринимаемый многими как расплывчатый шлейф эпохи модерна, сегодня ар-деко — один из самых самостоятельных и распространённых стилей. Интерьеры и здания, решённые в эстетике ар-деко, отличаются узнаваемостью и особым настроением. Он навсегда запечатлён в главах романов Фицджеральда и в кадрах голливудских картин начала XX века. RDH продолжает дело великих писателей и режиссёров, увековечивая этот стиль на страницах собственной энциклопедии дизайна.

Интерьер в фильме «Великий Гэтсби»

Своим названием ар-деко обязан одноимённой Международной выставке декоративных и промышленных искусств, которая проходила в Париже в 1925 году. Малой родиной течения считается Америка, где оно приобрело статус официального стиля, поскольку именно там оно получило наиболее широкое распространение. Европа в то время была охвачена волнениями, связанными с окончанием Первой мировой войны и зарождением новых конфликтов, а Штаты, ещё далёкие от Великой Депрессии и вступления во Вторую мировую войну, повсеместно праздновали жизнь, облачаясь в золото.

Строительство Chrysler Building

Ар-деко характеризуется намеренно подчёркнутой дороговизной и светскостью. Изначально он позиционировался как стиль для условного среднего класса. В таком статусе он просуществовал по меньшей мере 20 лет, влюбив в себя каждого, кто хотя бы один раз к нему прикоснулся. Этот стиль позволял авторам, работавшим с ним, объединять самые разные элементы и приёмы: азиатские мотивы, штрихи современного ему авангарда, исторические детали. Особенная страсть к архаичным техникам у дизайнеров возросла с открытием гробницы Тутанхамона в 1922 году, что также отразилось на эстетике ар-деко.

Chrysler Building

Этот стиль легко выявить по характерным чертам вроде ломаных линий, многогранников, угловатых вензелей. Его колористика отличается обилием комбинаций белого и чёрного, золотого и бронзового, ярких акцентов в виде зелёного, синего и красного. Стиль позволяет себе такие же смелые сочетания материалов: согласно законам ар-деко блестящая сталь спокойно чувствует себя рядом с тёмным деревом, благородным камнем или латунью. Нередко дизайнеры обращались к инкрустации с целью обогатить внешний вид того или иного объекта.

Интерьеры американского архитектора Джозефа Урбана

Главное в ар-деко – произвести во всех смыслах блистательное впечатление. Всё в нём призывает к урашению, декору. Здесь важна не функция предмета, интерьера или здания, а его внешний вид. Это демонстрируют работы мэтров данного стиля. Среди них – Chrysler Building, символ эпохи, построенный по проекту Ульяма ван Алена в 1933 году, интерьеры Андре Гру, Поля Ириба, Эли Жака Кана и Джозефа Урбана, автора павильонов выставки «Век прогресса», которая проходила в 1933 году в Чикаго.

Интерьеры американского архитектора Джозефа Урбана

Официально ар-деко ушёл из жизни в 40-х годах 20 века. Однако сегодня его отголоски слышатся в работах современных дизайнеров и архитекторов в виде прямых реплик приёмов и акцентов, переизданий икон дизайна, а также интересных интерьерных решений. 

Рисунок Поля Ириба

Текст: Анастасия Сотникова

rdh.ru

Ар деко. — Красота в деталях.

    Эпоха джаза и сухого закона на киноэкране смотрятся необыкновенно элегантно – во многом благодаря стилю ар деко. Он диктовал не только оформление стен и мебели, но и форму серег, холодильников и точилок для карандашей…
   
Тамара де Лемпицка. Автопортрет в зеленом «бугатти». 1929. Дерево, масло. 

    Буквально несколько лет понадобилось рожденному в Париже стилю Ар Деко, чтобы приобрести популярность в Голливуде под именем «стиля звезд» и превратиться из чисто французского явления во всемирно признанный символ эффектности. Термин «Арт деко», более удобный для обозначения декоративного искусства в период между двумя мировыми войнами, обозначает стиль, сочетающий в себе классичность, симметричность  и прямолинейность.
    Как художественное течение он оформился в 1908-1912 годы и достиг расцвета межу 1925 и 1935. Своим возникновением он обязан влиянию таких различных источников, как Art Nouveau (Арт Нуво), кубизм и Баухауз с одной стороны и древние искусства Египта, Востока, Африки и американских континентов с другой.
    Легкость и изящество, заложенные в основу новаторской идеи ар деко, навеянной балетными «Русскими сезонами», вскоре переродились в выражение невероятной простоты и умеренности новой жизни в век машин. Представители всех направлений современных изобразительных искусств искали способ выражения скорости и напора, с которым автомобили, поезда, аэропланы, радио и электричество изменяли существующий мир — старались найти цвета и формы, которые были бы отчетливее и сильнее тех, что они применяли ранее.
    Как художественный стиль ар деко  впервые получил признание в Европе, но очень быстро его влияние охватило Соединенные Штаты Америки, где его огромной популярности в немалой мере способствовало всеобщее увлечение голливудской кинопродукцией. Костюмы и декорации картины «Клеопатра» (1943г.) студии «Парамаунт» вызывали прямые ассоциации с орнаментом и горгульями нового нью-йоркского небоскреба Крайслер-билдинг, а Грета Гарбо в костюме Маты Хари из фильма «МГМ»(1932г.) выглядела, как статуэтка Ар деко из бронзы и дерева.

Крайслер-билдинг                                               Грета Гарбо
    
    Термин «Ар деко» происходит от названия Exposition Internationale des Art Decoratifs et Industriels Modernes — Международная выставка современных декоративных искусств и ремесел 1925 года в Париже, на которой в полном объеме были представлены достижения декоративно -прикладных искусств того времени. Однако сам термин возник много позже — в 1966 году, во время возрождения выставки в парижском Musee des Arts Decoratifs (Музее декоративных искусств).
    Эта композиция возвестила о возраждении интереса к декоративным искусствам того периода, когда все они процветали под общим названием «модерн», но в силу естественного развития художественных стилей, были вытеснены еще более популярным и универсальным «интернациональным» стилем — безорнаментной архитектурой выразительных конструкций, заключавших динамическое пространство в закрытом объеме массы. Ар деко был также известен как «джазовый модерн», «зигзаг модерн» и «обтекаемый модерн» — последний термин относится к формам, базировавшимся на обтекаемых силуэтах автомобилей, кораблей и самолетов.  
  Ар деко формировал сам  образ жизни в межвоенные годы, их манеру одеваться, разговаривать, путешествовать, работать и отдыхать. В его власти находились индустрия развлечений и сферы искусства — его дух чувствовался в кинотеатрах, доходных домах, небоскребах, композициях внутренних интерьеров и узорах драгоценных украшений, в дизайне курительных и питейных аксессуаров, кухонной посуды и уличных фонарей, в скульптурах и плакатах, в книжных и журнальных иллюстрациях, в тканях, картинах, в общественных зданиях и сооружениях.

Обложка журнала Vogue 1922 года. Выпуск посвящен Домам Моды, основанным русскими эмигрантками.
      Мосты, туннели, бензоколонки, рестораны быстрого обслуживания и неподражаемый символ того времени — неоновая реклама, всё создавалось в стиле «модерн», а точнее «ар деко». Школы, дворцы юстиции, магазины, муниципальные здания и павильоны всемирных ярмарок строились в стиле, сочетавшем одновременно неоклассицизм и обтекаемость, грациозность и игривость, монументальность и элегантность.
 По всей стране люди смотрели фильмы в кинотеатрах, украшенных роскошными фасадами, неоновыми вывесками и и изысканными интерьерами в стиле ар деко. В Нью-Йорке стилизованные орнаменты над порталами зданий, неоклассические скульптуры Рокфеллеровского центра, арочный стиль Крайслер-билдинг, характерная башня Эмпайр Стэйт -билдинг и алюминиевая выколотка парадных входов и легких пристроек особняков сформировали одновременно доступный и неповторимый облик города.

Эмпайр Стэйт-билдинг 1931г.
     Во Франции ар деко ориентировался в первую очередь на рынок предметов роскоши. Он охватил все сферы дизайна: живопись, графику, театральный дизайн, ювелирное искусство, дизайн интерьеров, архитектуру и т.д.
     Сегодня общества ар деко во многих городах работают над сохранением наследия Деко, но нет сомнения в том, что наиболее яркими памятниками этого архитектурного направления остаются здания знаменитых кинодворцов с их грандиозными фасадами и причудливыми неоновыми вывесками, свидетельствующие о том, что лучшие и наиболее эффектные образцы этого стиля сочетали в себе отпечаток общественной полезности и красивости.
    Ар деко считают первым среди стилей XX века и одновременно последним из всех известных художественных стилей в мире.
            Франция.
            Мебель в стиле ар деко.
     Дизайн мебели был той областью, в которой развился французский интернациональный стиль. Мебель ар деко отличается использованием таких дорогостоящих материалов, как эбеновое дерево, гонкало с инкрустациями из слоновой кости, черепахового панциря и кожи. Полированный меалл, стекло и зеркала присутствуют во многих дизайнерских проектах. Такие дизайнеры, как Рене Лалик и художники фирмы «Даум», сделали стекло своим любимым материалом для изготовления чаш, ваз и ламп. Их ранние работы в стиле ар нуво теперь приобрели формы ар деко.

Рене Лалик
       Мебель Жака Эмиля Рульманна создавалась из дорогих материалов искусными мастерами, точно также, как и предметы обстановки в традиционном стиле. Луи Сю в партнерстве с Андрэ Маром приступили к производству похожей мебели с акцентом на дорогие материалы, но в упрощенном виде.

Жак Эмиль Рульманн. Интерьер в стиле арт деко.
              Жан Дюнан был видным представителем ар нуво до Первой мировой войны, но в 1920-х годах обратился к ар деко с его геометрическими формами. Он создал фабрику, где производил ширмы, шкафы, кресла и столы, поверхности которых обычно покрывались лаком. Он также работал как декоратор, оформляя интерьеры для богатых клиентов, которые могли служить достойной декорацией для его мебели.
             Морис Дюрфен также перешел от ар нуво к ар деко. Он пользовался широкой известностью и влиянием благодаря своим сочинениям, преподавательской работе, а также своим дизайнерским проектам мебели, изделий из текстиля, стекла, металла и целых интерьеров.
             Жан Мишель Франк разработал направление в ар деко, которое обращается к таким новым течениям в современном искусстве, как сюрреализм. Его диван в форме губ изображен на картине Сальвадора Дали. В 1932 году он открыл в Париже мастерскую, где с его мебелью могли познакомиться английские и американские дизайнеры, такие как Сири Моэм и Френсис Элкинс.
            Эйлин Грей занималась дизайном ширм и других предметов мебели, а также целых интерьеров, часто используя лакированные панели. Ее мебель отличалась оригинальностью, выдумкой и была кубистической по характеру.
    
            Ковры, ткани и обои.
      
        Значение ковров, тканей и обоев стало расти после 1925 года, когда возникла необходимость «освежить» цвета и текстуру интерьеров, становившихся все более аскетичными. Мода на цвета менялась быстро: от ярких оттенков до приглушенных тонов, предлагавшихся, в частности, монохроматической природой кубизма. Интерес к рисункам, нанесенным на ткань, сменился увлечением к структуре тканного материала.
          Производители текстиля и ковров выпускали изделия, удовлетворявшие спрос на ар деко. Некоторые из них прибегали к услугам ведущих дизайнеров, другие просто просили своих штатных дизайнеров разрабатывать образцы в этом стиле. Естественная мягкость и красота нитей подчеркивалась лучшими ткачихами Баухауза Анни Альберс и Гюнтой Штадлер-Штольц.
        Большой известностью  пользовалась художница Соня Делоне, которая занималась дизайном текстиля, произодившегося на мануфактуре в Лионе в 1922г.
 
   
              Французкая керамика.
       В наибольшей степени классические мотивы французского ар деко в керамике проявлялись в произведениях  «для особого случая». Э.Декёр, О.Дэлареш и Анри Симман прославились глазурованными и керамическими сосудами. Керамика Эмиля Ленобля украшалась гравировкой, живописными сюжетами или барельефным узором из завитков и геометрических мотивов и стилизованными цветами. Одним из замечательных французских художников по росписи керамики считался Рене Буто. Он нача расписывать керамику в 1919году. Излюбленным декоративным приемом было покрытие живописи потрескавшейся глазурью. Мужчины и женщины изображались Буто,в основном, в современном ему стиле неоклассицизма.
       На северной мануфактуре работали известные художники и дизайнеры, в том числе Ж.-Э. Рульманн и Рауль, Жан Дюфи. Наиболее привлекательные образцы, выпускаемые на мануфактуре Хавиланд, в Лиможе — это чайный и кофейный сервизы в форме птиц и животных, шкатулки и графины работы скульптора Эдуарда Марселя Сандоца.
    Изделия из стекла в стиле французского ар деко создавали Морис Мариино и Рене Лалик, первый специализировался на своеобразных изящных сосудах, а второй изготавливал разнообразные изделия массового производства . Мариино получил образование художника в начале 1920гг. стал создавать произведения из дутого стекла. Его толстенные вазы, флаконы и кувшины с внутренним декором и простыми формами ценились за красоту, оригинальность и мастерство.
    Рене Лалик в период массового производства изделий из стекла не имел себе равных в этой области. Его первые попытки были в технике cire-perdue (литье по выплавленным моделям). С 1910 года он начал выпускать флаконы для духов с парфюмером Франсуа Коти. За исключением редких образцов cire-perdue, вазы Лалика изготавливались из дутого стекла или выдавливались в форму. Они делались из прозрачного матового, одноцветного стекла, с узорами из накладного или вставного стекла, с опалово-молочным отливом и синевато-желтым блеском или окрашенные цветовыми пятнами с наружной стороны. Часто вазы украшались стилизованным цветочным и лиственным орнаментом или выразительным абстрактным рисунком, таков его Turbillions (вихри). Он выпускал и столовую посуду, талисманы для машин, письменные и туалетные столы, курительные принадлежности, осветительные приборы и архитектурные элементы.
  

 Украшения для радиаторных решеток автомобилей.
Victoire Car Mascot (Spirit of the wind — Victorie) Дух ветра.
Литое аметистовое стекло. Известны также варианты в прозрачном стекле, прозрачном сатинированном, топазовом и др.
Бесполая человеческая голова, с открытым то ли в крике, то ли в судорожном полувздохе ртом,  «оперённая» клином струящихся по ветру волос- олицетворение мощи и скорости автомобиля. 
Система подсветки позволяла менять их цвет во время поездки – это считалось невероятным шиком. Во всем мире известно всего около 30 этих маленьких шедевров и коллекционеры скупают их по цене золота как минимум. 
        В 1920-30гг. популярным стало производство pate-de-verre, разновидности полупрозрачного стекла, которое широко применялось для украшений изделий из стекла, как один из мотивов ар деко. Парижский мастер Габриель Аржи-Руссо украшал таким способом свои яркие вазы и чаши из тонкого стекла экзотическими, классическими или вызывающими фигурами. В 1920-30гг, братья Даум в основном создавали толстостенные сосуды и лампы, украшая их сплошным геометрическим или стилизованным природным орнаментом в технике кислотного травления.

техника pate-de-verre
      
            Мастера по металлу, скульпторы, мастера по эмалям, лакировщики и заводы по выпуску металлоизделий создавали предметы из металла в стиле ар деко. Французские мастера приуспели в создании изделий, как в традиционном, так и в новаторском стиле. 
            Ведущим французским мастером по металлу был Эдгар Брандт — его гигантские ворота и каминные экраны, украшенные цветочным, лиственным орнаментом и завитками, которые декорировали фигуры из бронзы или живописные панели.
Одна из его работ — лампа «Кобра» 1925г.

 
 
      Раймонд Сьюбе изготавливал мебель, часы, лампы и другие изделия для парижских салонов. В 1930-е годы появились предметы из стали и алюминия, а его завитки и другие элементы декора упростились, приобрели большие размеры, несколько абстрактные очертания. Поражающие своим великолепием работы парижского скульптора Альберта Шёре были выполнены в стиле ар деко, например каминные часы в форме египетского головного убора.
     В период ар деко промышленный дизайн достиг огромного размаха. Кроме изделий из керамики и металлоизделий, выпускались предметы массового производства. Например, в период между войнами выпускалось огромное количество декоративных компактных пудрениц. Талантливые ювелиры Картье и Бушерон украшали их золотом и драгоценными камнями, в огромном количестве выпускались косметички из цветных металлов с эмалевыми покрытиями, дерева, пластмассы и других недорогих материалов. Их выпускали Эванс, Волупте и Элгин (в США) и Страттон ( в Великобритании). 
Ювелиры предлагали изделия в стиле ар деко.
      Не лишним будет отметить, что знакомство широкой публики с ар деко состоялось когда в 1920-30х гг. в этом стиле стали оформляться интерьеры ресторанов, отелей и огромных океанских лайнеров. Французский пароход «Нормандия» стал детищем французских архитекторов, декораторов, художников и ремесленников. Ответственность за оформление «Нормандии» была возложена на Ричарда Боуэнса и Роджера Экспера. Хотя некоторые проекты они разработали сами, для выполнения всего объема работ они привлекли других французских художников и декораторов, в том числе Раймонда Сьюбе, Жана Дюнана. Их совместная работа над проектом была своеобразным манифестом ар деко.




                                                          Соединенные Штаты Америки.
        Некоторые американские дизайнеры, работавшие в стиле ар деко, были иммигрантами из Европы. Поль Франколь родился и получил образование в Вене, но большую часть своей жизни провел в Соединенных Штатах. Именно он обратил внимание на ступенчатую форму американских небоскребов и применил ее в дизайне, в так называемой «высотной» мебели, выпускавшейся  1930-х гг. Полки делались навесными, что позволяло продемонстрировать фанеру, современный материал, который заменил собой дерево, которое ипользовалось  в прошлом.
       Йозеф Урбан, также получил образование в Вене, приехал в Америку в качестве художника — оформителя. Работая в стиле ар деко, он в свою очередь обратился к дизайну мебели и интерьеров. Интерьеры, проектируемые для Новой Школы Социальных Исследований в Нью-Йорке (1930), являются прекрасными образцами его творчества.
     Фредерик Кислер, в родной Вене работавший художником-оформителем, прежде, чем перебраться в Америку в 1926году, провел некоторое время в Нидерландах, где познакомился с понятием «Стиль». Первым его проектом в Америке, было небольшое здание кинотеатра в Нью-Йорке, «Филм Голд Синема» на 8-й стрит. Здесь он создал один из первых современных интерьеров для широкой публики. Его творчество в основном было связано со скульптурой, но он был также известен как теоретик и футурист, в основном благодаря его не воплощенному в жизнь проекту криволинейного Бесконечного дома, сохранившегося в рисунках и моделях.

          Обтекаемые силуэты новой мебели, выглядевшие так, словно были машинами или даже сами были машинами, пользовались огромной популярностью. Распространению обтекаемого стиля способствовало использование подобной мебели при съемке голливудских фильмов.
          Люди хотели покупать мебель, которая бы смотрелась на уровне обстановки особняков знаменитых голливудских кинозвезд, таких как Рита Хэйуорт.
          Хотя количество предметов мебели ручной работы было ограничено, для удовлетворения общественного спроса был налажен выпуск огромного потока недорогих изделий ар деко.
          Стильность мебели достигалась путем покрытия обычных прямоугольных форм светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком или созданием обтекаемых силуэтов изогнутой фанеры. Ручки изготавливались из обычной бронзы или просто заменяли их углублениями для пальцев.
          Популярны были сочетания черного и светлого лака. Жизнь в новых небоскребах предполагала в целях экономии места использование многофункциональной мебели. Возник девиз «чем компактнее, тем лучше». Созданный по заказу магазина «Лорд и Тейлор» письменный столик со скамеечкой изготовлен из покрытого красным лаком дерева с хромированной металлической фурнитурой, а его необычные наклонные тумбы в 1931 году могли привлечь лишь очень смелого покупателя. Он в точности повторяет форму столика работы парижского мебельщика Леона Жалло, выставленного на Осеннем салоне 1928г. в Париже.
          В некотором смысле промышленная элегантность кресла Марселя Бройера, изготовленного из хромированных стальных трубок, крашенного дерева и парусины ознаменовала окончательный разрыв с традициями, конец эпохи ар деко и приход «интернационального» стиля. Как сказал сам Бройер: «наша работа безжалостна и не позволяет оглядываться назад, она презирает традиции и установившиеся нормы.» 

И все же для этого кресла, спроектированного Бройером в 1928 году и воплощенного в материале в 1933г., нашлось место в истории ар деко. Его обтекаемые линии не противоречат принципам ар деко.
                        
                         Американская керамика.
     В период ар деко многие американские фирмы изготавливали керамику. Наибольшим успехом пользовались изделия Futura 1928, выпускаемые гончарной мастерской Roseville Pottery в Занесвилле. Там создавались угловатые вазы и чаши, покрытые матовой глазурью, поразительных цветовых сочетаний.
 
      Среди наиболее новаторских предприятий была мастерская Кована Поттери близ Кливленда, которая с середины 1920-х гг. до 1931 выпускала яркую глазурованную керамику. Наиболее популярны изделия ограниченного тиража, созданные по проектам художников или скульпторов, в том числе Виктора Шрекенгоста, чаша с его росписью «Джаз» примечательна рельефной глазурью.
       В 1920-е гг стекольный завод Steuben Glass Works Корнинга в Нью-Йорке под руководством Фредерика Кардера, начала выпускать изделия из стекла. Серии Cintra и Cluthra  — толстостенные сосуды, укршенные пузырьками и другим декором, серию «Интарсия» под влиянием стекла Graal Оррефора и вазы шестиугольной, яйцеобразной и других форм, выполненные методом кислотного травления. Большой популярностью пользовалось стекло, получаемое методом «депрессии» и выпускаемое для массового производства Анкором Хокингом, компанией «Даймонд» и «Федеральной стекольной» компанией.
 

Фредерик Кардер. Steuben Glass Works.
          Значительными примерами американского промышленного дизайна являются столы для радиоприемников с передней частью из стекла. Уолтер Дорвин Тиг — автор «Модели 517» с круглым передним фасадом из голубого зеркального стекла и хромированного металла, а также модель «Патриот Аристократ 400» для компании Эмерсон.

Emmerson 517

«Patriot 400» Emmerson
   
        Великобритания.
    В Великобритании ар деко не получил широкого распространения и как правило ипользовался в интерьерах театров, гостиниц и ресторанов.
    Британская мебель
    Мебель в стиле ар деко создавала Бетти Джоэль, в выставочном зале в Лондоне продавались мебель и ковры ее работы. Для ее произведений характерна мягкая

juliakravtsova.livejournal.com

Стиль ар-деко. Все про стиль арт деко.

Ар-деко – это последний из больших классических и первый эклектичный, по-настоящему международный стиль, подчинивший архитектуру, дизайн, художественное и декоративно-прикладное искусство своему собственному пластическому и визуальному языку. Своим рождением это колоритное течение обязано своеобразной более сдержанной и геометризированной трактовке ар-нуво в Австрии, Германии и Нидерландах в 1900-1910-х годах. Именно в «суровом» культурном климате этих стран живописное фантазийное изобилие модерна подвергается структурированию по законам классической прямолинейной симметрии. Эта тенденция  ярко проявляется  в работах Чарльза Ренни Макинтоша (Charles Rennie Mackintosh, Йозефа Хоффмана (Josef Hoffmann),  Коломана Мозера (Koloman Moser),  Отто Вагнера (Otto Wagner), Йозефа Марии Ольбриха (Joseph Maria Olbrich) и венского ателье Wiener Werkstätte. Во многих  произведениях той эпохи поэтика ар-нуво в интерьере соседствует с торжественностью архитектуры ар-деко.

Церковь Св. Леопольда Отто Вагнера, 1904-1907, Вена

Витраж Коломана Мозера в церкве Св. Леопольда, Вена

Дом Сецессиона Йозефа Марии Ольбриха, 1897-1898, Вена 

Дизайн текстиля Йозефа Хоффмана

В 1905-1911 годах в Брюсселе, в столице европейского ар-нуво, австрийский архитектор Хоффман возводит особняк для бельгийского финансиста Адольфа Стокле (Adolphe Stoclet), который впервые выводит на архитектурную авансцену «зарифмованную» геометрическую  форму. Архитектор в сотрудничестве с мастерами ателье Wiener Werkstätte проектирует также все декоративные элементы и предметы обстановки интерьера: от мебели, разнообразных люстр и до столового серебра. Дворец Стокле известен также и своими уникальными мозаиками из мрамора, стекла и полудрагоценных камней, выполненными Леопольдом Форстнером (Leopold Forstner) по эскизам Густава Климта (Gustav Klimt).

Особняк Стокле по проекту Йозефа Хоффмана 

Мозаичный триптих по эскизам Климта

Париж, столица ар-деко

Но становление и эстетическое наполнение стиля – это, безусловно, легендарная историческая прерогатива Парижа. В 1907 году франко-швейцарский художник Эжен Грассе (Eugène Grasset) и преподаватель рисунка в академии L’Académie de la Grande Chaumière публикует во Франции свой труд Méthode de composition ornementale («Метод орнаментальной композиции»), основанный на «склонении» правильных геометрических форм. В 1908 году иллюстратор и декоратор Поль Ириб (Paul Iribe) создает свой знаменитый модный альбом платьев для Поля Пуаре Les Robes de Paul Poiret racontées par Paul Iribe, который открывает принципы новой эстетики   широкой публике. И, наконец, в 1910 году, на Salon d’Automne («Осенний салон» ) выставляются работы мюнхенских художников и скульпторов, а Сергей Дягилев привозит в столицу свои роскошно декорированные Львом Бакстом балеты «Русских сезонов».

Последствия Первой мировой войны, ставшей причиной череды европейских экономических кризисов, тем не менее благодаря солидным частным капиталам, а также все нарастающей потребности в «новой» роскоши еще более утвердили Францию в качестве законодательницы новой архитектурной и интерьерной моды. Стиль становится все более экзальтированным и эклектичным, впитывая и перерабатывая множество самых различных культурных и художественных влияний: графический деконструктивизм кубизма и футуризма, колористическую палитру фовизма, строгий неоклассицизм Этьена-Луи Булле (Étienne-Louis Boullée) и Карла Шинкеля (Karl Friedrich Schinkel), архаичное искусство Египта и Древней Греции, африканский примитивизм и т.д.

Архитектура Реймса и Парижа

Города, разрушенные военными действиями, уже восстанавливаются в архитектурной эстетике ар-деко. Так в Реймсе на протяжении 1920-х годов возводится множество частных и муниципальных строений: знаменитая своим роскошным убранством библиотека американского филантропа Эндрю Карнеги (Andrew Carnegie), церковь Saint-Nicaise, здание Промышленной палаты, вилла Андре Дуса (André Douce) и т.д. В Париже по проекту Альберта Лапраде (Albert Laprade) строится музей колониальной истории и иммиграции – Palais de la Porte Dorée («Дворец золотых ворот»), кинотеатр Le Grand Rex, а известный модельер Жак Дусе (Jacques Doucet) заново декорирует свою студию в фешенебельном пригороде Нейи-сюр Сен.

Фасадный декор библиотеки Карнеги в Реймсе

Люстра из интерьерного декора библиотеки Карнеги в Реймсе

Фасад Дворца Порт-Доре (Palais de la Porte Dorée)

Фрагмент интерьерного декора интерьера оперного театра в Реймсе

Интерьер в стиле ар-деко

При создании декоративных элементов, мебели, предметов освещения и аксессуаров используются дорогие и часто экзотические материалы с эффектной фактурой: слоновая кость, перламутр, кожи африканских животных, ценные породы древесины, серебро, бронза, полудрагоценные камни, хрусталь, черный китайский лак и т.д. Мебель и настенные панели украшаются инкрустацией, позолотой, чеканкой и всегда покрываются блестящим лаком. Интерьеры щедро декорируются авторскими мозаиками, рельефными панно, гобеленами и коврами с геометрическими или этническими орнаментами, а каждый предмет мебели выступает в роли преднамеренного художественного акцента.  

Яркими представителями ар-деко стали краснодеревщик Жак-Эмиль Рульманн (Jacques-Emile Ruhlmann), мастера по металлу Эдгар Бранд (Edgar Brandt) и Альберт Шере (Albert Cheuret), проектировщики Эйлин Грей (Eileen Gray) и Пьер Легран (Pierre Legrain), эмальер и мастер лаковой росписи Жан Дюнан (Jean Dunand), скульптор и мастер по чеканке Морис Эскалон (Maurice Ascalon), мастер по серебру Кристиан Фьердингстад (Christian Fjerdingstad), скульпторы Гюстав Миклос (Gustave Miklos), Деметр Чипарус (Demetru Chipăruș) и многие другие.

«Отель коллекционера», выставочный проект Жака-Эмиля Рульманна

Ваза Анри Рапана (Henri Rapin). Севрская мануфактура

Шахматный мебельный гарнитур Жана Дюнана

Стул Пьера Леграна, 1923 

После знаменитой парижской Международной выставки декоративного искусства и промышленности 1925 года (Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes), давшей название уже оформившемуся течению, стиль стал стремительно распространяться по всему миру: сначала по Европе – Бельгии, Португалии, Испании и Великобритании, затем он проник в Северную Африку и все англо-саксонские страны (США, Канаду, Новую Зеландию, Индию, Филиппины и т.д.), и, наконец, подчинил себе вкусы центральных городов Мексики, Вьетнама, Китая и Японии.  В США стиль ар-деко лег в основу течения Streamline Moderne, определившего архитектурную и интерьерную моду 1930-х годов.

Eastern Columbia Building Клода Бильмана (Claude Beelman)на 849 S. Broadway.1930 

Вилла барона Луи Эмпана (Louis Empain) архитектора Мишеля Полака. Брюссель, 1930-1934 

Светильник в технике витража от Tiffany

Вышивка по эскизам Рут Ривз (Ruth Reeves). WJ Sloane Ltd, Нью-Йорк

Подсвечники американского мастера по металлу Мерле Ф. Фабер (Merle F. Faber), 1935

www.abitant.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *