Ломбардский петр – ПЁТР ЛОМБАРДСКИЙ • Большая российская энциклопедия

ПЁТР ЛОМБАРДСКИЙ • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 86

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: А. М. Шишков

ПЁТР ЛОМБА́РДСКИЙ (лат. Petrus Lom­bar­dus) (ме­ж­ду 1095 и 1100, Лу­мел­ло­ньо, близ Но­ва­ры – ме­ж­ду 20 и 22.7.1160, Па­риж), бо­го­слов, фи­ло­соф, пред­ста­ви­тель схо­ла­сти­ки. Вы­хо­дец из не­знат­ной итал. се­мьи. Учил­ся в Но­ва­ре и Лук­ке, за­тем в Рейм­се (при со­дей­ст­вии Бер­нар­да Клер­во­ско­го) и с 1136 в Па­ри­же у Гу­го Сен-Вик­тор­ско­го и П. Абе­ля­ра. Став ок. 1145 ка­но­ни­ком па­риж­ско­го со­бо­ра Нотр-Дам, пре­по­да­вал тео­ло­гию в ка­фед­раль­ной шко­ле. На Па­риж­ском (1147) и Реймс­ском (1148) со­бо­рах вы­сту­пал про­тив три­ни­тар­но­го уче­ния Гиль­бер­та Пор­ре­тан­ско­го. С 1159 епи­скоп Па­риж­ский. П. Л. при­над­ле­жат два круп­ных эк­зе­ге­тич. со­чи­не­ния: «Глос­са на Псал­мы» («Glossa in Psalmos») и «Глос­са на По­сла­ния апо­сто­ла Пав­ла» («Glossa in Epistolas beati Pauli»), а так­же мно­го­числ. про­по­ве­ди. Наи­боль­шую сла­ву ему при­нес­ли «Сен­тен­ции» в 4 кни­гах («Sen­tentia­rum libri quatuor», окон­чат. ре­дак­ция 1158), бла­го­да­ря ко­то­рым П. Л. по­лу­чил впо­след­ст­вии по­чёт­ный ти­тул «учи­тель сен­тен­ций» (magister sententiarum).

Стре­мясь к соз­да­нию не­про­ти­во­ре­чи­вой бо­го­слов­ской сис­те­мы, мак­си­маль­но при­год­ной для пре­по­да­ва­ния, П. Л. син­те­зи­ру­ет по­ло­же­ния, по­черп­ну­тые им из Пи­са­ния, на­сле­дия от­цов Церк­ви, а так­же из ра­бот со­вре­мен­ных ему ав­то­ров, об­стоя­тель­но рас­смат­ри­вая раз­лич­ные, в т. ч. не со­гла­сую­щие­ся ме­ж­ду со­бой, мне­ния и при­во­дя ар­гу­мен­ты в поль­зу ор­то­док­саль­но­го ре­ше­ния об­су­ж­дае­мой про­бле­мы. В «Сен­тен­ци­ях» по­сле­до­ва­тель­но из­ла­га­ют­ся три­ни­тар­ная про­бле­ма­ти­ка (кн. 1 «О та­ин­ст­ве Трои­цы»), хри­сти­ан­ские пред­став­ле­ния о про­ис­хо­ж­де­нии, при­ро­де и свой­ст­вах твар­но­го ми­ра (как не­бес­но­го, ан­гель­ско­го, так и зем­но­го), о его со­стоя­нии до и по­сле от­па­де­ния час­ти ан­ге­лов и гре­хо­па­де­ния че­ло­ве­ка (кн. 2 «О тво­ре­нии и фор­ми­ро­ва­нии ма­те­ри­аль­ных и ду­хов­ных су­ществ и о мно­гом дру­гом, к это­му от­но­ся­щем­ся»), хри­сто­ло­гия и со­те­рио­ло­гия (кн. 3 «О во­пло­ще­нии Сло­ва») и, на­конец, уче­ние о цер­ков­ных та­ин­ст­вах, а так­же о по­смерт­ной уча­сти че­ло­ве­ка (кн. 4 «О та­ин­ст­вах и зна­ках»). Сле­дуя уче­нию Ав­гу­сти­на, П. Л. рас­смат­ри­вал та­ин­ст­ва как «ви­ди­мый знак не­ви­ди­мой бла­го­да­ти»; он пер­вым сре­ди ка­то­лич. тео­ло­гов ус­та­но­вил их точ­ное чис­ло, вы­де­лив 7 та­инств: кре­ще­ние, кон­фир­ма­ция (ми­ро­по­ма­за­ние), та­ин­ст­во ал­та­ря (ев­ха­ри­стия), по­кая­ние, по­след­нее по­ма­за­ние (еле­ос­вя­ще­ние), вве­де­ние в чин (свя­щен­ст­во) и брак.

Ряд по­ло­же­ний «Сен­тен­ций» вы­звал кри­ти­ку со сто­ро­ны др. пред­ста­ви­те­лей схо­ла­стич. мыс­ли. Так, Ио­а­хим Флор­ский, рас­смат­ри­вая три­ни­тар­ную док­три­ну П. Л., ут­вер­ждав­ше­го, что Отец, Сын и Св. Дух об­ла­да­ют об­щей сущ­но­стью (бо­же­ст­вом, divinitas), ко­то­рая и не по­ро­ж­да­ет, и не ро­ж­де­на, и ни из че­го не про­ис­те­ка­ет, об­ви­нял П. Л. в том, что тот под­ме­ня­ет Св. Трои­цу чет­ве­ри­цей. Од­на­ко IV Ла­те­ран­ский со­бор (1215) под­твер­дил со­гла­сие взгля­дов П. Л. с уче­ни­ем ка­то­лич. Церк­ви.

По­сле то­го как в 1220-х гг. Алек­сандр Гэль­ский впер­вые на­чал ис­поль­зо­вать «Сен­тен­ции» в ка­че­ст­ве осн. по­со­бия для сво­его бо­го­слов­ско­го кур­са, они бы­ст­ро за­ня­ли по­ло­же­ние офиц. учеб­ни­ка по бо­го­сло­вию в ев­роп. ун-тах, изу­че­ние и пре­по­да­ва­ние ко­то­ро­го ста­ло обя­зан­но­стью вся­ко­го тео­ло­га. Для по­лу­че­ния зва­ния д-ра тео­ло­гии не­об­хо­ди­мо бы­ло про­честь курс лек­ций, про­ком­мен­ти­ро­вав все 4 кни­ги сен­тен­ций. Ко­ли­че­ст­во та­ких ком­мен­та­ри­ев, ко­то­рые бы­ли на­пи­са­ны в т. ч. все­ми круп­ны­ми мыс­ли­те­ля­ми вы­со­ко­го и позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья (Бо­на­вен­ту­рой, Фо­мой Ак­вин­ским, Ио­ан­ном

Дун­сом Ско­том и др.), к сер. 17 в. пре­вы­си­ло 1000. «Сен­тен­ции» ос­та­ва­лись са­мым по­пу­ляр­ным в Ев­ро­пе учеб­ным ком­пен­диу­мом бо­го­сло­вия вплоть до эпо­хи Ре­фор­ма­ции.

bigenc.ru

ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ — это… Что такое ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ?

    ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ (Petrus Lombardus) (ок. 1110, Навара (г. Лумеллоньо) — 21/22 августа 1160, Париж) — теолог, философ, один из представителей ранней схоластики. Учился в Болонье, Реймсе, Париже (в т. ч. у Гуго Сен-Викторского), где особенно был увлечен лекциями Абеляра. С 1136 начал преподавать теологию в нотр-дамской кафедральной школе (Scholae Parisieni), ав 1145 стал ее каноником. С июня 1159 — епископ Парижа. Его перу принадлежат “Толкования на Псалмы” (Glossa m Psahnos), а также на книга Иова, Юдифи, Екклезиаста, Песнь песней, на Послания апостола Павла (Glossa in Epistolas Beati Pauli), многочисленные проповеди; в этих сочинениях прослеживается влияние Ансельма Ланского, Гильберта Порретанского и Флора Лионского. Наибольшую известность и титул magister sententiarum ему принесли четыре книги “Сентенций” (Sententiarum libn quattuor), ставшие на долгие годы одним из самых популярных на Западе учебников по теологии.

    Появление “Сентенций” (окончательный вариант — между 1155-57,1-е изд. — 1457, последнее, в 2т. — в 1971 и 1981) явилось результатом многолетнего преподавания автора, ощутившего потребность в новом методе и инструменте теологического обучения. Четыре книги и предшествующий им пролог представляют собой свод мнений (сентенций), почерпнутых Петром Ломбардским в основном из патриотических сочинений; доказательство их осуществлялось путем опровержения мнений, им противоречащих. Т. о., книга явилась своего рода учебным пособием для студентов-теологов. Деление книг на главы и параграфы восходит, видимо, к Александру Гмьскому, который первьм стал использовать “Сентенции” в качестве основного текста в своей преподавательской деятельности (1223—27). Второе название сочинения, “Учение о вещах и знаках” (Doctrina rerum et signorum), было сделано автором под влиянием идей Августина, выдержки из творений которого преобладают в книге. Из др. авторов более всего цитировались Иероним Стридонский, Амвросий Медаоданскии, Илларий из Пуатье, Григорий Великий, а также современники — Гуго Сен-Викторский и др.     Структура четырех книг определяется историческим и логическим порядком. 1-я книга (210 глав) — “О таинстве Троицы” (De mysterio Trinitatis) посвящена рассуждениям о БогеТроице и терминологии, о проявлении Троицы в мире и жизни людей, о человеческой душе как божественном образе; говоря об исхождении Св. Духа, Петр Ломбардский рассматривает вопрос о Filioque — один из основных предметов споров греков и латинян (его трактовка способствовала принятию в 1274 на Лионском соборе официальной доктрины Западной церкви по этому вопросу). 2-я книга (269 глав) — “О творении и формировании материальных и духовных существ и о многом другом, к этому относящемся” (De rerum согporalium et spiritualitum creationeet formatione, aliusque pluribus eo pertinentibus) — толкует о Боге как Творце и его творениях, в т. ч. о сотворении ангелов и падении части из них, о шести днях творения мира, о грехопадении человека и его последствиях, в связи с чем исследуются вопросы о благодати свободе воли, первородном грехе. 3-я книга (164 главы) — “О воплощении Слова” (De incamatione Verbis) посвящена христологии, обоснованию трех добродетелей (веры, надежды и любви), а также десяти заповедям. Большая часть 4-й книги (290 глав) — “О таинствах” (“De Sacramentis”) посвящена различиям между таинствами Ветхого и Нового Заветов с изложением семи основных таинств последнего: крещения, миропомазания, евхаристии, покаяния, елеосвящения, священства и брака. Завершают книгу главы, посвященные учению о конце времен. Страшном Суде, прославлении праведников и наказании грешников.     Несмотряна компиляторский характер “Сентенций”, а также критику, которую они вызвали уже в 13 в. (Р. Бэкон считал, что это сочинение отвращает от непосредственного чтения Библии), они во многом сформировали базу для последующего развития европейской средневековой философии: комментарии на “Сентенции” были написаны всеми крупными мыслителями средневековья, в т. ч. Фомой Аквинским, Бонавентурой, Дутом Скотом, Оккамом и др. (к 17 в. их число составляло более 1400). Соч.: MPL, 1.191-192.

    Лит.: Rogers C.F. Peter Lombard and the sacramental system, 1917; Schupp J. Die Gnadenlehre des Peter Lombard. Freiburg-in-Breisgau, 1932; Schneider/. Die Lehre vom Dreieinigen Gott in der Schule des Peter Lombard. Miinch., 1961; Delhaye Ph. Pierre Lombard. Sa vie, ses ouevres, sa moral. Montreal—Ρ., 1961.

    О. В. Голова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

dic.academic.ru

Пётр Ломбардский — это… Что такое Пётр Ломбардский?

Пётр Ломбардский
Petrus Lombardus
Дата рождения:

?

Дата смерти:

около 1164

Школа/традиция:

схоластика

Пётр Ломбардский ( — около 1164 ; Пётр Новарский,

Пётр Ломбард, Ломбард, Ломбардец; лат. Petrus Lombardus) — католический богослов и философ-схоласт XII века. Прозвище Петра — Магистр сентенций (лат. Magister sententiarum) по названию его самого известного произведения.

Биография

Родился Пётр около Новары в Ломбардии. В 1159 был назначен епископом Парижским. Учился в Болонье, Реймсе и Париже. Пьер Абеляр был причиной того, что Ломбардец оставался жить в Париже и стал достаточно известным магистром парижских школ.

«Сентенции»

Магнум опус Петра Ломбардского — «Сентенции в чётырех книгах» (лат. Sententiarum libri IV) или просто «Сентенции». В этой работе первый раз в католическом мире догматическое богословие было сведено в одно систематическое целое. На строение этой работы повлиял «Источник знания» Иоанна Дамаскина (латинский перевод его третьей части, осуществленный в середине XII века). Пётр разбирает изречения Отцов церкви по поводу догматических вопросов и пытается их обосновать, опровергая противоречащие им положения. В предисловии к «Сентенциям» он скромно сравнивает себя с бедной евангельской вдовицей, пожертвовавшей храму свою лепту.

Влияние и значение

Влияние «Сентенций» было велико. Применяемый в них метод взяли себе за образец так называемые Сентенциарии, он послужил формированию такой формы теоретического текста, как сумма. В первое время новаторский характер этой работы вызывал критику. Например, Вальтер Сен-Викторский написал полемический трактат «Против четырёх лабиринтов Франции», где под «лабиринтами» подразумеваются теоретические построения Абеляра, Гильберта Порретанского, Петра Ломбардского и Петра Пуатевинского.

Позднее «Сентенции» стали базовым учебником по католическому богословию и оставались им до эпохи Реформации и Контрреформации. Соответственно, было написано большое количество комментариев к книге, и такой комментарий был формой выражения авторской концепции. «Комментарии к „Сентенциям“» оставили Фома Аквинский, Уильям Оккам, Иоанн Дунс Скот (под заглавием «Оксфордское сочинение»), Майстер Экхарт.

Значение Петра Ломбардского хорошо демонстрирует тот факт, что Данте Алигьери сделал его персонажем «Божественной комедии» (раздел «Рай») в числе других видных церковных деятелей.

Издания сочинений

Patrologiae cursus completus… / Accurante G. P. Migne… Series latina… T. 192. — (Самое доступное издание.)

Ссылки

Пётр Ломбардский в Философской библиотеке средневековья

dic.academic.ru

Пётр Ломбардский — Википедия. Что такое Пётр Ломбардский

Пётр Ломбардский (ум. 1160 ; Пётр Новарский, Пётр Ломбард, Ломбард, Ломбардец; лат. Petrus Lombardus) — католический богослов и философ-схоласт XII века по прозванию Магистр сентенций (лат. Magister sententiarum, по названию его самого известного произведения «Сентенции в чётырёх книгах»).

Биография

Родился близ города Новара в Ломбардии. Сначала учился на родине, в Новаре или Лукке, затем, при покровительстве Бернарда Клервосского и епископа Лукки Одо, в Реймсе (где тогда преподавали два ученика Ансельма Лаонского) и Париже (в Сен-Викторской школе у Гуго и Абеляра).

Абеляр был причиной того, что Пётр остался жить в столице Франции и стал известным магистром здешних школ. Его духовная карьера, начавшаяся в 1140-х годах, закончилась назначением епископом Парижским в 1159 году. В 1148 году, на синоде в Реймсе, среди других осудил учение Гильберта Порретанского. В числе учеников Петра Ломбардского — Пётр Едок (Petrus Comestor) и Вильгельм Тирский.

Умер в 1160 году.

«Сентенции»

Магнум опус Петра Ломбардского — «Сентенции в чётырех книгах» (лат. Sententiarum libri IV) или просто «Сентенции». В этой работе первый раз в католическом мире догматическое богословие было сведено в одно систематическое целое. На строение этой работы повлиял «Источник знания» Иоанна Дамаскина (латинский перевод его третьей части, осуществленный в середине XII века). В сочинении Пётр разбирает изречения Отцов церкви по поводу догматических вопросов и пытается их обосновать, опровергая противоречащие им положения. В предисловии к «Сентенциям» он скромно сравнивает себя с бедной евангельской вдовицей, пожертвовавшей храму свою лепту.

Влияние и значение «Сентенций»

Влияние «Сентенций» было велико. Применяемый в них метод взяли себе за образец так называемые сентенциарии — он послужил формированию такой формы теоретического текста, как сумма. В первое время новаторский характер этой работы вызывал критику. Например, Вальтер Сен-Викторский написал полемический трактат «Против четырёх лабиринтов Франции», где под «лабиринтами» подразумеваются теоретические построения Абеляра, Гильберта Порретанского, Петра Ломбардского и Петра Пуатевинского.

Позднее «Сентенции» стали базовым учебником по католическому богословию и оставались им до эпохи Реформации и Контрреформации. Соответственно, было написано большое количество комментариев к книге, и такой комментарий был формой выражения авторской концепции. Комментарии к «Сентенциям» оставили Фома Аквинский, Уильям Оккам, Иоанн Дунс Скот («Оксфордское сочинение»), Майстер Экхарт.

Значение Петра Ломбардского хорошо демонстрирует тот факт, что Данте Алигьери сделал его персонажем «Божественной комедии» (раздел «Рай») в числе других видных церковных деятелей.

Издания сочинений

  • Patrologiae cursus completus… / Accurante G. P. Migne… Series latina… T. 192. — (Самое доступное издание.)

Примечания

Ссылки

wiki.sc

ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ — это… Что такое ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ?


ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ

(ок. 1100 — ок. 1160), средневековый богослов, епископ Парижский, известный как Magister Sententiarum (Учитель Сентенций, по названию его главного произведения), родился предположительно в Новаре (в то время в Ломбардии) ок. 1100. Обучался в Болонском, Реймсском и Парижском университетах, преподавал теологию в школе собора Нотр-Дам в Париже. Около 1158 был избран епископом Парижским. Умер Петр Ломбардский в Париже вскоре после 1160. Петр Ломбардский был одним из самых влиятельных схоластических богословов 12 в., его Сентенции использовались в качестве основного учебника в теологических семинариях вплоть до 16 в. Основные сочинения теолога были написаны между 1145 и 1151 и включали Толкования на Псалмы, Толкования на послания апостола Павла, Проповеди и труд, прославивший его имя, один из лучших богословских компендиев той эпохи — Четыре книги сентенций (Sententiarum libri quattuor). Составленные в форме вопросов и ответов, они охватывали все области теологии и сводили ее в стройную систему. Сентенции, в которых заметно влияние Абеляра, Гуго Сен-Викторского и Грациана, состоят из четырех книг, первая из которых трактует о Боге и Троице, вторая — о творении и об ангелах, третья — о боговоплощении, искуплении человека и десяти заповедях, а четвертая — о христианских таинствах.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

  • ЛИТУРГИЯ
  • ЛЮЦИФЕР

Смотреть что такое «ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ» в других словарях:

  • ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ — (Petrus Lombardus) (ок. 1095 1160) средневековый философ и теолог. Род. в Ломбардии, в окрестностях г. Новара. Будучи низкого происхождения, он, тем не менее, смог получить хорошее образование в Болонье, после чего при содействии Бернара… …   Философская энциклопедия

  • ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ — (Petrus Lombardus) (ок. 1100 1160) философ и теолог, представитель схоластики, епископ. Преподавал в Париже. Главное сочинение Сентенции первая и наиболее авторитетная вплоть до нач. 16 в. сумма (свод) католического богословия …   Большой Энциклопедический словарь

  • Петр Ломбардский — Сентенции Петра Ломбардского     XII век стал веком теологических систематизации, поиском определенного единства экспозиции христианских истин в рамках католической доктрины. Ответом на требование эпохи согласовать между собой различные… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Петр Ломбардский — Пётр Ломбардский (  около 1164 ; Пётр Новарский, Пётр Ломбард, Ломбард, Ломбардец; лат. Petrus Lombardus)  католический богослов и философ схоласт XII века. Прозвище Петра  Магистр сентенций (лат. Magister sententiarum) по названию его самого… …   Википедия

  • Петр Ломбардский — или Новарский (Petrus Lombardus) знаменитый схоластик XII в., называемый также Magister sententiarum, род. близ Новары в Ломбардии, учился в Болонье, Реймсе и Париже, где он, увлеченный Абеляром, остался жить и сделался известнейшим учителем. В… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ — (нач. 12 в. 1160) католич. теолог, использовавший методы схоластич. философии для систематизации теологии. Гл. соч. «Четыре книги сентенций» (1150 1152), где осмыслены с августиниан. позиций тексты Библии, соч. отцов церкви, теологов 12 в.… …   Атеистический словарь

  • Петр Ломбардский — (Petrus Lombardus) (ок. 1100 1160), ср. век. теолог и философ, представитель схоластики. Учился у Абеляра и Гуго Сен Викторского, преподавал в Парижском ун те; епископ Парижский (с. 1159 г.). Четыре Книги сентенций П.Л. свод христ. догматики,… …   Народы и культуры

  • ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ — (Petrus Lombardus), архиеп. (ок.1095–1160), франц. католич. богослов. Высшее образование получил в Болонском и Парижском ун–тах. В Париже слушал лекции *Абеляра. В 1159 был возведен на Парижскую архиепископскую кафедру. В богословских воззрениях… …   Библиологический словарь

  • Петр — Пётр  мужское имя, в переводе с древнегреческого языка  «скала, камень» (греч. Πέτρος  камень)[1]. Отчества, образуемые от этого имени,  Петрович, Петровна. Образованная от него фамилия Петров  одна из самых популярных в России. От имени Пётр… …   Википедия

  • Петр Ломбард — Пётр Ломбардский (  около 1164 ; Пётр Новарский, Пётр Ломбард, Ломбард, Ломбардец; лат. Petrus Lombardus)  католический богослов и философ схоласт XII века. Прозвище Петра  Магистр сентенций (лат. Magister sententiarum) по названию его самого… …   Википедия

Книги

  • Новый взгляд на тысячелетнюю дискуссию западного и восточного христианства. Вопрос о Filioque и его связь с сотериологией, Шульц Д.Н., Может ли одно слово разъединить или объединить христианский мир? А если это слово Филиокве? История спора о Филиокве — возможно, одна из наиболее интересных историйво всем христианстве (А.… Категория: Религия и духовная литература Издатель: ЛЕНАНД, Производитель: ЛЕНАНД, Подробнее  Купить за 656 грн (только Украина)
  • Новый взгляд на тысячелетнюю дискуссию западного и восточного христианства. Вопрос о Filioque и его связь с сотериологией, Шульц Д.Н., Может ли одно слово разъединить или объединить христианский мир? А если это слово Филиокве? История спора о Филиокве — «возможно, одна из наиболее интересных историй во всем христианстве» (А.… Категория: Общие вопросы. История христианства Серия: — Издатель: URSS, Подробнее  Купить за 507 руб
  • Новый взгляд на тысячелетнюю дискуссию западного и восточного христианства. Вопрос о Filioque и его связь с сотериологией, Д. Н. Шульц, Может ли одно слово разъединить или объединить христианский мир? А если это слово Филиокве? История спора о Филиокве — «возможно, одна из наиболее интересных историй во всем христианстве» (А.… Категория: История церкви. Вселенские соборы Издатель: Ленанд, Подробнее  Купить за 473 руб

dic.academic.ru

Петр Ломбардский — это… Что такое Петр Ломбардский?

\

«Сентенции» Петра Ломбардского

\

    XII век стал веком теологических систематизации, поиском определенного единства экспозиции христианских истин в рамках католической доктрины. Ответом на требование эпохи согласовать между собой различные интерпретации библейских текстов стали так называемые «Суммы», или «Сентенции». Они вошли в обиход наподобие энциклопедий, ведь доступ к рукописям был затруднен, по понятным причинам.

    Среди этих «Сумм» «Сентенции» Петра Ломбардского имели фундаментальное значение для средневековой философской культуры, став предметом множества комментариев. Петр Ломбардский родился близ Новары. Начав обучение в Болонье, он продолжил его в Париже, в Школе Сен-Виктора. В 1140 году он начал преподавать в кафедральной школе, в 1159 году мы находим его уже епископом Парижским, впрочем, через год, в 1160 году он умер. Кроме «Комментария к посланию святого Павла», «Комментария к псалмам», он написал в 1150— 1152 гг. свои знаменитые книги «Сентенций».

    Первая книга излагает тему Бога, единого в трех лицах. Вторая — о Боге-творце, благодати и первородном грехе. Третья посвящена инкарнации, теме воплощения, добродетелям и заповедям. Четвертая — о тайнах, смерти и страшном суде. Речь идет, как видим, о компендиуме христианской доктрины, составленном на основе Священного писания и святоотеческих преданий. Среди церковных авторитетов: Августин, Иларий, Амвросий, Иероним, Григорий Великий, Кассиодор, Исидор, Беда и Боэций. Часто цитируется «О православной вере» Иоанна Дамаскина, работа, переведенная на латинский язык в 1151 году Бургундием Пизанским. В работах Петра мы находим идеи сенвикторской школы и Абеляра. Как и Гуго, Петр убежден, что ничего лучшего, чем этот мир, Бог и не мог создать (иначе думал Абеляр). Не следует думать о Петре как об оригинальном мыслителе, но его компиляции впитали в себя решительно все предшествующие течения. Кроме того, его комментарии отличает превосходное чувство равновесия. Он признает все права разума, но никогда не доходит до того, чтобы подчинить ему веру. Возможно, это чувство меры и стало причиной невероятного успеха его «Сентенций».

    По мнению Петра Ломбардского, от сотворенного мы неизбежно должны прийти к Богу. В чертах самих вещей мы видим отражение святой Троицы — в их формах, единстве, упорядоченности. Свобода нашей души принадлежит как разуму, так и воле. Воля свободна, ибо может выбирать между одним и другим. Разум также свободен, он судит, выступает в роли арбитра, ибо воля не всегда рассудительна в выборе между добром и злом. Это именно выбор, поскольку нет понуждения по отношению к разуму и воле, которые видят и оценивают самостоятельно. Именно поэтому наказание за греховное деяние — и сам грех — это настоящее зло для человека. Поэтому также, человек, выбирающий благо, нуждается по неизбежности в божественной благодати, которая всегда беспричинна и бескорыстна, ибо она вне человеческой логики. Возможно, это дало повод Вальтеру Сен-Викторскому назвать Петра «опасным диалектиком», несмотря на его чувство меры. Впрочем, в 1215 году Папский Собор признал позицию Петра соответствующей духу христианства.

Западная философия от истоков до наших дней. — «Петрополис».. Антисери Д., Реале Дж.. 1994.

reale_antiseri.academic.ru

ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ — Новая философская энциклопедия

ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ (Petras Lombardus) (ок. 1110, Навара (г. Лумеллоньо) – 21/22 августа 1160, Париж) – теолог, философ, один из представителей ранней схоластики [СХОЛАСТИКА]. Учился в Болонье, Реймсе, Парнасе (в т. ч. у Гуго Сен-Викторского), где особенно был увлечен лекциями Абеляра [АБЕЛЯР]. С 1136 начал преподавать теологию в нотр-дамской кафедральной школе (Scholae Parisieni), a в 1145 стал ее каноником. С июня 1159 – епископ Парижа. Его перу принадлежат «Толкования на Псалмы» (Glossa in Psalmos), a также на книги Иова, Юдифи, Екклезиаста, Песнь песней, на Послания апостола Павла (Glossa in Epistolas Beati Pauli), многочисленные проповеди; в этих сочинениях прослеживается влияние Ансельма Ланского, Гильберта Порретанского [ГИЛЬБЕРТ ПОРРЕТАНСКИЙ] и Флора Лионского. Наибольшую известность и титул magister sententiaram ему принесли четыре книги «Сентенций» (Sententiaram libri quattuor), ставшие на долгие годы одним из самых популярных на Западе учебников по теологии.

Появление «Сентенций» (окончательный вариант – между 1155–57, 1-е изд. – 1457, последнее, в 2 т. – в 1971 и 1981) явилось результатом многолетнего преподавания автора, ощутившего потребность в новом методе и инструменте теологического обучения. Четыре книги и предшествующий им пролог представляют собой свод мнений (сентенций), почерпнутых Петром Ломбардским в основном из патриотических сочинений; доказательство их осуществлялось путем опровержения мнений, им противоречащих. Т.о., книга явилась своего рода учебным пособием для студентов-теологов. Деление книг на главы и параграфы восходит, видимо, к Александру Гэльскому [АЛЕКСАНДР ГЭЛЬСКИЙ], который первым стал использовать «Сентенции» в качестве основного текста в своей преподавательской деятельности (1223–27). Второе название сочинения, «Учение о вещах и знаках» (Doctrina rerum et signorum), было сделано автором под влиянием идей Августина [АВГУСТИН], выдержки из творений которого преобладают в книге. Из др. авторов более всего цитировались Иероним Стридонский, Амвросий Медиоланский [АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ], Илларий из Пуатье, Григорий Великий [ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ], а также современники – Гуго Сен-Викторский и др.

Структура четырех книг определяется историческим и логическим порядком. 1-я книга (210 глав) – «О таинстве Троицы» (De mysterio Trinitatis) посвящена рассуждениям о Боге-Троице и терминологии, о проявлении Троицы в мире и жизни людей, о человеческой душе как божественном образе; говоря об исхождении Св. Духа, Петр Ломбардский рассматривает вопрос о Filioque – один из основных предметов споров греков и латинян (его трактовка способствовала принятию в 1274 на Лионском соборе официальной доктрины Западной церкви по этому вопросу). 2-я книга (269 глав) – «О творении и формировании материальных и духовных существ и о многом другом, к этому относящемся» (De rerum corporalium et spiritualitum creatione et formatione, aliusque pluribus eo pertinentibus) – толкует о Боге как Творце и его творениях, в т. ч. о сотворении ангелов и падении части из них, о шести днях творения мира, о грехопадении человека и его последствиях, в связи с чем исследуются вопросы о благодати, свободе воли, первородном грехе. 3-я книга (164 главы) – «О воплощении Слова» (De incamatione Verbis) посвящена христологии, обоснованию трех добродетелей (веры, надежды и любви), а также десяти заповедям. Большая часть 4-й книги (290 глав) – «О таинствах» («De Sacramentis») посвящена различиям между таинствами Ветхого и Нового Заветов с изложением семи основных таинств последнего: крещения, миропомазания, евхаристии, покаяния, елеосвящения, священства и брака. Завершают книгу главы, посвященные учению о конце времен, Страшном Суде, прославлении праведников и наказании грешников.

Несмотря на компиляторский характер «Сентенций», а также критику, которую они вызвали уже в 13 в. (Р.Бэкон [БЭКОН Р.] считал, что это сочинение отвращает от непосредственного чтения Библии), они во многом сформировали базу для последующего развития европейской средневековой философии: комментарии на «Сентенции» были написаны всеми крупными мыслителями средневековья, в т. ч. Фомой Аквинским [ФОМА АКВИНСКИЙ], Бонавентурой [БОНАВЕНТУРА], Дутом Скотом, Оккамом и др. (к 17 в. их число составляло более 1400).

Сочинения:

1. MPL, t. 191–192.

Литература:

1. Rogers E.F. Peter Lombard and the sacramental system, 1917;

2. Schupp J. Die Gnadenlehre des Peter Lombard. Freiburg-in-Breisgau, 1932;

3. Schneider J. Die Lehre vom Dreieinigen Gott in der Schule des Peter Lombard. Münch., 1961;

4. Delhaye Ph. Pierre Lombard. Sa vie, sesouevres, sa moral. Montreal–P., 1961.

О.В.Голова

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me

gufo.me

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *