Лукино висконти личная жизнь – Лукино Висконти – биография, фото, личная жизнь, фильмография

Лукино Висконти – биография, фото, личная жизнь, фильмография

Биография

Лукино Висконти — итальянский режиссер театра и кино, фильмография которого насчитывает 37 работ. Известность деятелю искусств принесли ленты «Одержимость», «Рокко и его братья» и «Семейный портрет в интерьере».

Лукино Висконти родился 2 ноября 1906 года в Милане. Отец режиссера, герцог Джузеппе Висконти ди Модроне, любил искусство и был известен местным жителям как театральный меценат. Мать деятеля искусства, Карла Эрба, происходила из семейства, разбогатевшего за счет фармацевтической промышленности.

Режиссер Лукино ВисконтиРежиссер Лукино Висконти

Известно, что, помимо Лукино, родители также воспитывали еще семерых детей, каждый из которых не был предоставлен сам себе и обязательно занимался либо иностранными языками, либо спортом, либо музыкой. Режиссер в подростковые годы на протяжении пары лет обучался игре на виолончели.

Стоит отметить и то, что папа с детских лет вкладывал в умы дочерей и сыновей мысль о том, что в этом мире им всего придется добиваться трудом и потом.

Из биографии кинематографиста известно, что после получения аттестата о среднем образовании Висконти по рекомендации модельера Коко Шанель устроился ассистентом в группу Жана Ренуара, снимавшего в тот период фильм «Загородная прогулка». Работа у Ренуара стала отправной точкой в режиссерской карьере Лукино.

Лукино Висконти в молодостиЛукино Висконти в юности

Правда, через пару месяцев после премьеры киноленты Висконти оказался в рядах антифашистского Сопротивления. Он укрывал в своем доме людей, преследуемых фашистами, и даже помогал солдатам союзнических армий бежать из немецкого плена.

В Риме Лукино был арестован гестапо и чудом избежал казни. В 1945 году он вместе с другими кинематографистами выпустил документальный фильм в память об антифашистском Сопротивлении — «Дни славы».

Помимо прочего, еще до окончания войны Висконти развил бурную деятельность как режиссер театра. С января 1945 по февраль 1947 года он поставил на различных сценах Италии одиннадцать драматических спектаклей.

Лукино Висконти в молодостиЛукино Висконти в молодости

В 1946-ом Лукино сформировал собственную труппу с постоянной резиденцией в римском театре «Элизео». В итоге «Элизео», просуществовавший двенадцать лет, стал первым итальянским режиссерским театром, выдержавшим испытание временем.

По словам самого Висконти, в его прославленных спектаклях 1940-х годов у зрителей возникало ощущение чего-то совершенно нового, небывалого. Непривычная реалистичность постановки и исполнения буквально сражала публику наповал.

Фильмы

Первый фильм «Одержимость» («Наваждение»), вышедший в свет в 1942 году, являлся экранизацией романа Джеймса Кейна «Почтальон звонит дважды». На фоне царившего в то время «парадного» кинематографа эта история любви, преступления и возмездия резко выделялась жестким, не приукрашенным изображением нищей Италии, мрачным темпераментом и накалом страстей.

Режиссер Лукино ВисконтиРежиссер Лукино Висконти

В августе 1948 года фильм «Земля дрожит» был представлен зрителям на Венецианском кинофестивале. Картина поразила всех необычайным сочетанием правдивости и высокого поэтического достоинства.

Стоит отметить, что, снимая кино, Висконти всегда черпал вдохновение в театре. Поставив в Ла Скала трехактную оперу Гаспаре Спонтини «Весталка», режиссер создал фильм «Чувство» (1954 год), в котором проявилась важная для творчества Лукино тема противоречия между эгоизмом страсти и нормами общественной морали.

Лукино ВисконтиЛукино Висконти

Экранизируя в 1957 году повесть Федора Михайловича Достоевского «Белые ночи», Висконти перенес действе в Италию и насытил ткань фильма лиризмом, вольной игрой фантазии и театрализацией. В 1960-ом кинематографист вернулся к привычной для итальянских неореалистов теме жизни современного города в фильме «Рокко и его братья». В этой киноленте он поднял острую для Италии социальную проблему адаптации выходцев с юга страны в промышленных центрах.

Хельмут Бергер и Лукино ВисконтиХельмут Бергер и Лукино Висконти

Так на примере судьбы братьев Рокко, Симоне, Винченцо, Чиро и Луки показана жизнь простых итальянцев той эпохи. Стоит отметить и то, что значительная доля в успехе этого фильма принадлежит актерам Анни Жирардо (Надя), Алену Делону (Рокко) и Ренато Сальватори (Симоне), прекрасно справившимся со своими ролями.

Также 1960-х годах Висконти работал и в жанре короткометражного кино. В 1961 году он снял эпизод «Работа» по новелле Ги де Мопассана «На постели» для фильма «Боккаччо-70», а в 1966 году — новеллу «Колдунья, сожженная заживо» для фильма «Колдунья».

Кадр из фильма Лукино Висконти «Леопард»Кадр из фильма Лукино Висконти «Леопард»

В 1962 году Висконти поставил фильм «Леопард». Картина, снятая по роману Джузеппе Томази ди Лампедуза, повествовала об упадке сицилийского поместья и выходе буржуазии на историческую сцену. В 1963-ем лента была удостоена главной премии Каннского кинофестиваля. Еще один вариант гибели семейного рода представлен в фильме «Туманные звезды Большой Медведицы» (1965 год — главный приз Венецианского кинофестиваля), полном символики и различных ассоциаций.

В 1967-ом Лукино экранизировал роман Альбера Камю «Посторонний». Следующий фильм «Гибель богов» (1969 год) повествовал о семье немецких промышленников, о нравственном одичании верхушки общества и приходе власти фашистов.

Кадр из фильма Лукино Висконти «Гибель богов»Кадр из фильма Лукино Висконти «Гибель богов»

В этом же году в свет вышел кинематографический сборник из пяти новелл, снятых режиссерами Лукино Висконти, Мауро Болоньини, Пьером Паоло Пазолини, Франко Росси и Витторио Де Сика.

О том, что Висконти прекрасно знал и понимал немецкую культуру, свидетельствуют и следующие работы режиссера: «Смерть в Венеции» (1971 год), «Людвиг» (1973 год). Кинокритики окрестили эти картины «немецкой трилогией» Висконти.

Фильм «Смерть в Венеции» был снят по известной новелле Томаса Манна в 1971 году и удостоен премии Каннского фестиваля. Завершала «немецкую трилогию» лента «Людвиг» — о короле Баварском, тщетно пытавшемся создать идеальное царство.

Лукино Висконти на съемках фильма «Смерть в Венеции»Лукино Висконти на съемках фильма «Смерть в Венеции»

Режиссер мечтал превратить «немецкую трилогию» в тетралогию, экранизировав «Волшебную гору» Томаса Манна, и таким образом завершить кинематографическую карьеру. Правда, сначала он поставил камерный фильм «Семейный портрет в интерьере» с небольшим количеством персонажей. Главные роли в картине исполнили Берт Ланкастер, Хельмут Бергер и Сильвана Мангано. Осенью 1974 года «Семейный портрет в интерьере» был завершен. Герой ленты — интеллектуал, который уходит в себя, предпочитая общению с людьми коллекционирование картин.

Личная жизнь

Личная жизнь Висконти была на виду как у поклонников режиссера, так и у его завистников. Лукино никогда не скрывал своей нетрадиционной сексуальной ориентации.

Лукино Висконти и Ирма ВиндишгрецЛукино Висконти и Ирма Виндишгрец

Известно, что в разное время его возлюбленными были фотограф Хорст П. Хорст, итальянский художник Франко Дзеффирелли, актер Хельмут Бергер. Также сценарист на протяжении пары месяцев был обручен с австрийской аристократкой Ирмой Виндишгрец.

Смерть

Висконти оставил работу после того, как упал и сломал шейку бедра. Из-за невозможности передвигаться и готовить себе еду в квартире именитого деятеля искусств поочередно «дежурили» родные и друзья.

Помимо прочего, рядом с итальянцем до конца дней также находились любимые книги и музыкальные записи, являющиеся единственной отрадой в жизни мужчины, прикованного к кровати.

Лукино ВисконтиЛукино Висконти

Осложнения, вызванные сильной простудой, приблизили его конец. Лукино умер 17 марта 1976 года, успев завершить съемки экранизации одноименного романа писателя Габриэля Д’Аннунцио — «Невинный». Перед смертью великий режиссер пожелал, чтобы на его надгробии была выгравирована надпись:

«Он обожал Уильяма Шекспира, Антона Чехова и Джузеппе Верди».

Фильмография

  • 1943 — «Одержимость»
  • 1948 — «Земля дрожит»
  • 1951 — «Самая красивая»
  • 1954 — «Чувство»
  • 1957 — «Белые ночи»
  • 1960 — «Рокко и его братья»
  • 1963 — «Леопард»
  • 1965 — «Туманные звезды Большой Медведицы»
  • 1967 — «Посторонний»
  • 1969 — «Гибель богов»
  • 1971 — «Смерть в Венеции»
  • 1972 — «Людвиг»
  • 1974 — «Семейный портрет в интерьере»
  • 1976 — «Невинный»

24smi.org

Висконти Лукино

 

Лукино Висконти — итальянский режиссер театра и кино. Фильмы «Земля дрожит» (1948), «Рокко и его братья» (1960), «Гибель богов» (1969), «Смерть в Венеции» (1971), «Семейный портрет в интерьере» (1975) и др. Спектакли «Трамвай «Желание» (1949), «Три сестры» (1952), «Вишневый сад» (1965) и др. 


Лукино Висконти родился 2 ноября 1906 года в Милане. Его отец, герцог Джузеппе Висконти ди Модроне, любил искусство и заслужил признание как театральный меценат. Мать, Карла Эрба, происходила из богатого семейства, добившегося господства в фармацевтической промышленности Милана. 

 


Семеро детей Висконти занимались иностранными языками, спортом, музыкой. Отец воспитывал их в строгих и твердых правилах. Лукино учился игре на виолончели, а также композиции. Его любимым писателем был Шекспир. Еще одним увлечением стал театр Ла Скала. 


В 1936 году Висконти по рекомендации Коко Шанель устроился ассистентом (по другим сведениям — бутафором) в группу Жана Ренуара, снимавшего фильм «Загородная прогулка». Работа у Ренуара была началом режиссерского пути Лукино. Тогда же началось его сближение с коммунистами. 


Свой первый фильм «Одержимость» («Наваждение») по роману Джеймса Кейна «Почтальон звонит дважды» Висконти снял в 1942 году. Это история любовной страсти, преступления и возмездия. 


Вскоре Висконти оказался в рядах антифашистского Сопротивления. Он укрывал в своем доме людей, преследуемых фашистами, помогал солдатам союзнических армий бежать из немецкого плена. В Риме Лукино был арестован гестапо и чудом избежал казни. В 1945 году он вместе с другими кинематографистами выпустил документальный фильм в память об антифашистском Сопротивлении — «Дни славы». 

 


Еще до окончания войны Висконти развил бурную деятельность как режиссер театра с января 1945 по февраль 1947 года он поставил на различных сценах Италии одиннадцать драматических спектаклей. В 1946 году он сформировал собственную труппу с постоянной резиденцией в римском театре «Элизео». Его «Элизео» просуществовал двенадцать лет, став первым итальянским режиссерским театром, выдержавшим испытание временем. Наряду с Джорджо Стрелером, Висконти стал основоположником режиссерского театра в Италии. 


Начинал Висконти как вождь театрального натурализма. По словам самого Висконти, в его прославленных спектаклях 1940-х годов «у зрителей возникло ощущение чего-то совершенно нового, небывалого. Непривычная реалистичность постановки и исполнения буквально сразила их так бывает в школе, когда все стирается с доски и пишется заново. Никто не представлял себе, что можно играть настолько правдиво». 


Задумав новый фильм, в 1947 году Лукино Висконти отправился на Сицилию, в старинный рыбацкий поселок Ачи Трепеща, где когда-то происходили события, пересказанные в романе Верги «Семья Малаволья». Его ассистентами стали Франческо Рози и Франко Дзефирелли. 


Сценария не было — фильм создавался по сюжету романа. Вместо профессиональных актеров в картине снимались жители местечка рыбаки, девушки, батраки, каменщики, торговцы рыбой. Говорили они на сицилийском диалекте. Итальянский язык в Сицилии — не язык бедняков. Висконти добивался того, чтобы экранная жизнь его сицилийских героев представляла естественное продолжение их реальной жизни. Съемки продолжались полгода. Исчерпав бюджет, Висконти продал часть семейных картин и драгоценностей и довел работу до конца… 

 


В августе 1948 года фильм «Земля дрожит» был представлен зрителям на Венецианском кинофестивале. Картина поразила всех необычайным сочетанием правдивости и высокого поэтического достоинства. Искусство неореализма достигло в ней одной из своих вершин. 


В 1950-х годах Лукино Висконти успешно сочетал работу в театре и кино. Сценарий трагикомедии «Самая красивая» (1951) ему помогали писать Франческо Рози и новый соавтор — Сузо Чекки д’Амико, которая станет одним из самых близких друзей и верных соратников режиссера. В «Самой красивой» убедительно сыграла актриса Анна Маньяни, создавшая образ чистосердечной, наивной женщины. 


Снимая кино, Висконти черпал вдохновение в театре. Поставив «Весталку» Спонтини в Ла Скала, он создает «костюмный» фильм «Чувство» (1954). Это история безумной любовной страсти с жестоким финалом из жизни аристократов. 

 


После этого он осуществил ряд успешных оперных постановок в Ла Скала с участием Марии Каллас. «Травиата» (1955) Верди стала крупнейшим событием в музыкальной жизни. Висконти еще не раз будет обращаться к творчеству великого итальянского композитора. Среди любимых опер режиссера — «Дон Карлос» и «Макбет». 

 

История жизни Лукино Висконти


В драматическом театре висконтиевский натурализм со временем приобрел физиологический оттенок. Болезненной страстью были проникнуты спектакли по миллеровской пьесе «Вид с моста» (1958) и «Фрекен Юлия» (1957) Стриндберга, а также запрещенная цензурой за безнравственность «Ариальда» по пьесе Тестори (1961). Исполнительница главной роли Рина Морелли замечательно «передала горечь, ярость, истерические кризисы старой девы, преследуемой воспоминаниями об умершем женихе, а Паоло Стоппа — вульгарность и грубость ее нового избранника». 

 


Однажды в беседе с журналистами Висконти обмолвился о замысле фильма «из жизни молодых боксеров». Героями его новой работы стали крестьяне, выходцы из нищей Лукании, отправившиеся искать лучшую жизнь. В роли всепрощающего Рокко Паронди снялся молодой Ален Делон. Картину «Рокко и его братья» (1960) смотрела вся Италия! 


Висконти обладал сложным характером. «Дух противоречия», «непреклонность», «постоянный вызов самому себе», — так обозначила Сузо Чекки д’Амико его черты. Искусство работы с актером он сравнивал с умением находить подземные воды. «Лукино фактически подменял актеров, подолгу объяснял реплики, задавал интонацию, сам декламировал и проигрывал эпизоды», — говорил в одном из интервью Микеланджело Антониони. 
Висконти предоставлял полную свободу Анне Маньяни, а на Марчелло Мастроянни кричал и ссорился с ним. Он в совершенном безмолвии проводил съемочные дни с Дирком Богардом и по-доброму шутил на съемках с Роми Шнайдер. С Паоло Стоппой и Риной Морелли у него было полное взаимопонимание и единомыслие, не только в работе, но и в жизни вообще. 


Микеланджело Антониони говорил, что «фильмы Висконти отличаются силой и плавностью повествования у него потрясающее умение развивать характер персонажа в процессе рассказа». Эти слова в полной мере можно отнести к картине режиссера «Туманные звезды Большой Медведицы» (1965), в которой Висконти обращается к современной теме брат и сестра мстят за погибшего отца убийце, ставшему их отчимом, и матери, пособнице преступления. 


В это же время он ставит в театре для труппы Морелли — Стоппа чеховский «Вишневый сад» (1965). Висконти заявил, что это будет спектакль о кризисе одного семейства, более того, между его последним фильмом «Туманные звезды Большой Медведицы» и «Вишневым садом» есть много общего их объединяет именно тема семейного кризиса. «Только сюжет моего фильма трагичен, — уточнял режиссер, — а сюжет пьесы Чехова совсем напротив, хотя все в театре думают иначе. Даже Станиславский не понял в этом отношении Чехова… Я же буду придерживаться указаний, которые дал автор в письмах к первому постановщику… Для Чехова эта его последняя пьеса была не столько драмой, сколько комедией». 

 


После «Вишневого сада» Лукино Висконти практически распрощался с театром. В последний период жизни он все чаще обращался к немецкой литературе, музыке, истории и даже совершил путешествие по Баварии и Австрии. О том, что Висконти прекрасно знал и понимал немецкую культуру, убедительно свидетельствуют созданные на протяжении пяти лет фильмы «Гибель богов» (1969), «Смерть в Венеции» (1971), «Людвиг» (1973). Критики назвали их «немецкой трилогией» Висконти. 


Сначала он обратился к событиям, происходившим в Германии сразу после установления нацистского режима. Фильм был назван, как опера Вагнера «Гибель богов».

 

«Я делаю эту картину для поколений, которые не знают, что такое нацизм, — говорил режиссер. — Молодые должны усвоить, что непротивление злу приводит к его абсолютизации. Нацистские оргии массовых убийств были чудовищны, и я хотел передать воистину апокалипсический ужас происходящего». 


Второй фильм «Смерть в Венеции» был снят по известной новелле Томаса Манна в 1971 году и удостоен премии Каннского фестиваля


Завершал «немецкую трилогию» фильм «Людвиг» — о короле Баварском, ставшем олицетворением тщетных попыток создать «царство Красоты». Висконти любил рассказывать истории поражений, описывать одинокие души, судьбы, разрушенные реальностью. 

 


Висконти довел съемки до завершения, когда 27 июля 1972 года у него случился удар. Перед этим Лукино чувствовал себя так, как чувствует себя человек после нормального трудового дня, с учетом той нестерпимой жары, которая стояла в Риме, и того, что было выкурено исключительно много сигарет. В результате инсульта его тело оказалось частично парализованным. Висконти был доставлен в Цюрих, но, не завершив курс лечения, он с согласия врачей покинул клинику, чтобы на вилле своей сестры заняться монтажом «Людвига». 


Режиссер мечтал превратить «немецкую трилогию» в тетралогию, экранизировав «Волшебную гору» Томаса Манна, и таким образом завершить кинематографическую карьеру. Но сначала он поставил камерный фильм с немногими персонажами. Главные роли в нем исполнили Берт Ланкастер, Хельмут Бергер и Сильвана Мангано. Осенью 1974 года «Семейный портрет в интерьере» был завершен и в откликах на него зазвучали одни и те же слова фильм-завещание. Его герой — интеллектуал, старый Профессор, который уходит в себя, предпочитая общению с людьми коллекционирование картин. 

 


Висконти был вынужден оставить работу после того, как упал и сломал шейку бедра. Снова невозможность передвигаться, снова кресло-коляска. В его квартире постоянно находились родные и друзья, здесь же, рядом с ним, были любимые книги и музыкальные записи. 


Сильнейшая простуда ускорила конец. Лукино Висконти ушел из жизни 17 марта 1976 года. Он успел провести съемки «Невинного» по роману Д’Аннунцио. «Это был фильм Лукино Висконти» — такой надписью завершили картину его друзья. Великий режиссер хотел, чтобы на его надгробии было начертано «Он обожал Шекспира, Чехова и Верди». 

 

tunnel.ru

биография, личная жизнь, лучшие фильмы и фото

Лукино Висконти — популярный итальянский режиссер. По происхождению аристократ с титулом графа. При этом по своим взглядам был членом Коммунистической партии. Среди его самых известных картин фильмы «Леопард», «Посторонний», «Смерть в Венеции», «Семейный портрет в интерьере».

Детство и юность

Лукино Висконти родился в Милане в 1906 году. Его отцом был герцог ди Модроне, который был известен в округе как театральный меценат. Мать известного режиссера, Карла Эрба, происходила из семьи, сколотившей состояние в фармацевтической промышленности.

Лукино Висконти рос в большой семье, помимо него, родители воспитывали еще семерых детей. При этом никто из них не был предоставлен сам себе. С ними занимались преподаватели иностранных языков, музыки и спорта. В подростковом возрасте герой нашей статьи несколько лет учился играть на виолончели.

Родители пытались с ранних лет вложить в своих детей понимание того, что всего в жизни им придется добиваться исключительно своим трудом. Поэтому практически сразу после получения аттестата о получении среднего образования он устроился на работу ассистентом к режиссеру Жану Ренуару, снявшему фильмы «Правила игры» и «Великая иллюзия». Рекомендацию Лукино Висконти получил от модельера Коко Шанель. Ренуар в тот период как раз снимал свою картину «Загородная прогулка», на дворе стоял 1936 год. Именно эта работа стала отправной точкой в карьере режиссера Лукино Висконти.

В антифашистской организации

Правда, вскоре после выхода фильма на экраны Висконти увлекся политикой. Он оказался в рядах антифашистского Сопротивления. У себя дома он укрывал тех, кого преследовали итальянские фашисты, оказывал посильную помощь солдатам из союзнических армий, помогая им бежать из плена от немцев.

В результате Лукино Висконти, биография которого представлена в этой статье, в Риме был арестован сотрудниками гестапо. Исследователи его жизненного пути отмечают, что только благодаря высокому происхождению ему удалось избежать смертной казни.

В 1945 году вместе с другими кинематографами герой нашей статьи принял участие в создании документального фильма, посвященного антифашистскому Сопротивлению. Он назывался «Дни славы».

К тому времени Висконти был хорошо известен как театральный режиссер. С 1945 по 1947 годы он поставил 11 драматических постановок на различных сценах по всей Италии.

Группа в театре «Элизео»

В 1946 году Висконти оказывается во главе собственного творческого объединения, которое постоянно собирается на базе театра «Элизео» в Риме. Со временем он становится первым режиссерским театром в Италии, выдержавшим испытание временем, так как ему удается просуществовать 12 лет.

Как подчеркивал сам Висконти, в его спектаклях, прославивших его в 40-е годы, у публики постоянно возникало ощущение чего-то необыкновенного и принципиально нового. Зрители были поражены непривычной для них реалистичностью постановок, игра актеров просто поражала их воображение.

Дебют на большом экране

Мелодрама «Одержимость» Лукино Висконти 1943 года — его первая картина. Это мелодрама, снятая в стиле нуар. Это была экранизация знаменитого романа американца Джеймса Кейна «Почтальон звонит дважды», в которой в главных ролях сыграл Массимо Джиротти и Клара Каламаи.

Эта работа сильно отличалась от царившего в то время в Италии так называемого «парадного кинематографа». Снятая Висконти история любви, развивающаяся на фоне криминала, измен и предательств шокировала зрителей, которые не привыкли видеть в кино нищую Италию, населенную бродягами и проститутками.

Второй работой в фильмографии Лукино Висконти становится драма «Земля дрожит» с Антонио Арчидьяконо в главной роли. Премьера картины состоялась на Венецианском кинофестивале. Это история про рыбаков, которые решают открыть собственное дело, чтобы перекупщики перестали наживаться на их труде. Победить систему в одиночку оказывается совсем не просто. Фильм поражает высоким поэтическим достоинством в сочетании с правдивостью и реализмом.

Начав работать кинорежиссером, Висконти не оставлял работу в театре. Например, в театре Ла Скала он ставит оперу «Весталка» Гаспара Спонтини.

В 50-е годы он снимает драму «Самая красивая» с Анной Маньяни про мать, которая готова пойти на все, чтобы устроить свою дочь актрисой для съемок в кино. В 1954 году выходит костюмированная мелодрама «Чувство», события в которой разворачиваются в Вероне и Венеции во время и после окончания второй битвы при Кустоцу в ходе прусско-итальянской войны.

В 1957 году Висконти экранизирует повесть русского писателя Федора Достоевского «Белые ночи». События этого произведения перенесены в Италию, а в главных ролях играют Марчелло Мастрояни и Мария Шелл.

В 1960 году он показывает современный город в драме «Рокко и его братья», снятой в классической для итальянских неореалистов манере. В этой картине Висконти работает с Ален Делоном, Анни Жирардо, Ренато Сальватори. Герой нашей статьи поднимают острую в то время тему социальной адаптации выходцев с юга Италии, которые приезжают в крупные промышленные города. Также на примере героев этой ленты он демонстрирует жизнь простых итальянцев той эпохи.

Параллельно Висконти работает в короткометражном кино. Снимает эпизод «Работа» по новелле Ги де Мопассана «На постели» для проекта «Боккаччо-70», новеллу «Колдунья, сожженная заживо» для проекта «Колдунья».

«Леопард»

В 1962 году выходит один из лучших фильмов Лукино Висконти. Это драма «Леопард» по одноименному роману Джузеппе Томази Ди Лампедуза. Картина получает Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля.

Фильм рассказывает об упадке, который переживают сицилийские аристократы, на смену которым приходят ушлые представители буржуа. Главные роли в этой ленте играют Берт Ланкастер, Ален Делон, Клаудия Кардинале.

В центре повествования оказывается княжеское семейство Салина, которому, как и всем остальным аристократам, предстоит определиться, как отнестись к падению Бурбонов. Глава семейства князь дон Фабрицио Салина, который носит прозвище «Леопард», присягает на верность Савойской династии. Вскоре он вынужден столкнуться с тем, что мир аристократии, к которому он принадлежит сам, уходит в небытие, а ему на смену приходят ловкие дельцы.

«Гибель богов»

В 1965 году Висконти демонстрирует еще один вариант гибели семейного рода в драме «Туманные звезды Большой Медведицы». В главных ролях играют Жан Сорель и Клаудия Кардинале. Картина получает главный приз Венецианского кинофестиваля.

Через два года герой нашей статьи экранизирует роман Альбера Камю «Посторонний» с Марчелло Мастрояни и Анной Кариной. Картина попала в основную программу Венецианского кинофестиваля, была номинирована на «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

В 1969 году на экранах появляется еще одна знаковая картина режиссера — историческая драма «Гибель богов» с Дирком Богардом, Ингрид Тулин и Хельмутом Бергером. В картине рассказывается о семействе промышленников из Германии, которые застают приход фашистов к власти, в центре внимания режиссера одичание верхушки современного общества.

В тот же год он выпускает кинематографический сборник, состоящий из пяти новелл, которые помимо него, снимают Пазолини, Болоньини, де Сика, Росси.

Во многих своих работах он демонстрирует блестящее знание немецкой культуры. Об этом можно судить по драме «Смерть в Венеции» с Дирком Богардом и Бьорном Андерсеном. Это экранизация одноименной новеллы Томаса Манна, в которой затрагиваются темы однополой любви, жизни и смерти.

В 1973 году он снимает историческую драму «Людвиг», повествующую о судьбе короля Баварии Людвига II, который одержим творчеством композитора Вагнера, строит сказочные замки, сам при этом пребывая в атмосфере гнетущего одиночества. Висконти неожиданно трактует его личность не как безумца, а как монарха, опоздавшего родится, чувствующего себя в рамках конституционной монархии.

Кинокритики назвали эти работы «немецкой трилогией» Висконти. Герой нашей статьи мечтал о тетралогии, но его планам по экранизации «Волшебной горы» Томаса Манна не суждено было сбыться.

Последние работы

Из последних работ Висконти психологическая драма «Семейный портрет в интерьере» с Бертом Ланкастером, Хельмутом Бергером и Сильваной Мангано. Действие картины разворачиваются в Риме.

Главным героем становится престарелый американский профессор, который коллекционирует живопись. Против своей воли он сдает квартиру назойливой аристократке.

Последним фильмом Висконти становится драма «Невинный», снятая в 1976 году.

Семья

Личная жизнь Лукино Висконти постоянно была на виду у всех его поклонников. Он никогда не скрывал своей нетрадиционной сексуальной ориентации.

В разное время у него были отношения с фотографом Хорстом, актером Хельмутом Бергером, режиссером Франко Дзеффирелли. При это непродолжительное время он оставался обручен с австрийской дворянкой Ирмой Виндишгрец.

Последние годы

Висконти покончил с работой после того, как сломал шейку бедра. Оказалось, что он не может самостоятельно себя обслуживать, в его квартире постоянно дежурили родные и друзья. Единственной отрадой для него остались музыкальные пластинки и книги.

Из-за сильной простуды его состояние ухудшилось. Режиссер скончался в 1976 году. Ему было 69 лет.

fb.ru

Календарь «Сплетника»: 15 киношедевров Лукино Висконти


Сегодня исполняется 108 лет со дня рождения одного из величайших режиссеров прошлого века, основоположник итальянского неореализма Лукино Висконти. Вспомним, какие его ленты навсегда вписаны в историю кино.

Первый фильм, который снял Висконти, сын герцога и дочери богатого промышленника, вышел в 1943-м. Картина называлась «Одержимость». Это адаптация романа «Почтальон всегда звонит дважды». Режиссер, который во время Второй мировой, помогал Сопротивлению и был близок с коммунистами, снимал свою дебютную ленту в обстановке строжайшей секретности и на деньги, вырученные от фамильных драгоценностей.


Кадр из фильма «Одержимость»

Через месяц после окончания войны Висконти снял документальную ленту «Дни славы». Следующий же художественный фильм режиссера увидел свет лишь в 1948-м. Это была картина «Земля дрожит». Фильм создавался на Сицилии, главные роли исполняли непрофессиональные актеры. Картина о жизни жителей побережья, которые безуспешно пытаются наладить собственное дело, имела огромный успех. Фильм должен был стать первой частью трилогии о рабочем классе. Но трилогия не состоялась, зато в 1952-м Висконти подарил миру свой очередной шедевр — драму «Самая красивая» с Анной Маньяни в главной роли. Картина рассказывает о женщине, жене простого рабочего, которая во что бы то ни стало хочет сделать свою еще совсем маленькую дочь богатой и знаменитой.


Кадр из фильма «Самая красивая»

В 1953-м Висконти принял участие в съемках фильма «Мы — женщины». Он состоит из четырех новелл. Героиня каждой — известная актриса. Помимо Висконти, короткие истории о музах своего времени воплотили в жизнь Джанни Франчолини, Альфредо Гуарини и Роберто Росселини.


Постер фильма «Мы — женщины»

1954-й ознаменовался выходом фильма «Чувство» — истории любви венецианской графини и австрийским офицером в дни австро-венгерской оккупации (действие разворачивается в 1866 году). Это первая попытка Висконти воссоздать мир прошлого. Позднее у него будет еще немало эпических лент.


Кадр из фильма «Чувство»

В 1957-м Висконти взялся за экранизацию ранней повести Федора Достоевского «Белые ночи». Действие одноименного фильма режиссер перенес в современную ему Италию, главного героя сделал итальянцем, но все это, кажется, нисколько не отразилось на духе произведения — Висконти удалось предельно точно передать мысли, заложенные в тексте повести. Главные роли в фильме исполнили Марчелло Мастроянни и Мария Шелл. Картина удостоилась Серебряного льва на кинофестивале в Венеции. 


Кадр из фильма «Белые ночи»

В 1960-м году Висконти завершил один из своих самых известных фильмов (и именно эта картина стала первым коммерческим успехом в его карьере) — «Рокко и его братья». Сам режиссер считал ее своеобразным продолжением своей ранней работы «Земля дрожит». В «Рокко…» он изучал поведение людей в неествественных условиях — главных героев, семейство Паронди, жителей сельского юга Италии он «переселил» в Милан, промышленную столицу. Исследователи творчества Висконти усматривали в этом его произведении связь с роман Достоевского «Идиот», с новеллами Джованни Тестори и с романом Томаса Манна «Иосиф и его братья». Картина получила два приза на кинофестивале в Венеции, а также была номинирована на BAFTA.


Кадр из фильма «Рокко и его братья»

В 1962-м Лукино Висконти вместе с Федерико Феллини, Витторио Де Сика и Марио Моничелли попробовал воссоздать дух «Декамерона» через призму современности — так появился альманах «Бокаччо 70». А еще спустя год Висконти подарил миру один из своих главных шедевров — ленту «Леопард». Как и в картине «Рокко и его братья», одну из ведущих ролей в «Леопарде» исполнил Ален Делон. События в картине связаны с гражданской войной в Италии. И члены одного семейства оказываются по разные стороны баррикад. Эта великолепная экранизация романа Джузеппе Томази ди Лампедуза принесла создателям главный приз Каннского кинофестиваля.


Кадр из фильма «Леопард»

В 1965-м фильм Висконти наконец-то удостоился Золотого льва Венецианского кинофестиваля. Награду режиссера принесла картина «Туманные звезды Большой Медведицы» — драма о женщине, у которой много секретов, и эти секреты начинают понемногу раскрываться перед ее мужем.


Кадр из фильма «Туманные звезды Большой Медведицы», главную роль в котором сыграла Клаудиа Кардинале

В 1967-м Висконти снял одну из новелл знаменитого альманаха «Ведьмы», а также сольную ленту «Посторонний» — экранизацию романа Альбера Камю с Марчелло Мастроянни в главной роли. Фильм участвовал в конкурсе Венецианского кинофестиваля, а также претендовал на «Золотой глобус».


Кадр из фильма «Посторонний»

В конце 1960-х Висконти начал работу над своей так называемой немецкой (или — германской) трилогией, которая по-прежнему считается верхом творчества режиссера. Первым фильмом легендарного триптиха стала «Гибель богов» — история становления нацизма в Германии. Висконти раскрывает тревожную историческую тему на примере одной семьи, члены которой в переломный момент избрали разные дороги.


Кадр из фильма «Гибель богов»

В 1971-м трилогия продолжилась экранизацией новеллы Томаса Манна «Смерть в Венеции». Долгое время Висконти искал исполнителя одной из главных ролей. Он никак не мог отыскать юношу, который смог бы воплотить идеал красоты — то есть, Тадзио. Позже режиссер даже создал документальную ленту «В поисках Тадзио». В итоге Тадзио сыграл молодой швед Бьорн Андерсен. Его партнером по фильму (исполнителем роли Густава фон Ашенбаха) стал Дерк Богард. По-прежнему «Смерть в Венеции» считается одним из главных фильмов в творчестве ВИсконти. Как и Манн, в своем произведении он поднимает важнейшие вопросы жизни, смерти и вечного стремления художника к прекрасному.


Кадр из фильма «Смерть в Венеции»

Германскую трилогию Висконти завершил фильм «Людвиг». Режиссер решил воспроизвести на экране жизнь короля Баварии Людвига II. Вопреки традиционной трактовке, Висконти называет Людвига не безумцем, романтиком и идеалистом, опоздавшим родиться на пару столетий.


Кадр из фильма «Людвиг»

«Людвиг» стал последним фильмом легендарного итальянского мастера, который он создал будучи здоровым человеком — позже он перенес инсульт. Но все же он успел создать еще две великих ленты: «Семейный портрет в интерьере» и «Невинный». Первая вышла в 1974-м году. На съемках Висконти был прикован к инвалидному креслу. Фильм о профессоре, который находится в добровольном заточении в собственной квартире, стал искренним размышлением режиссера о смысле жизни вообще и жизни в искусстве. Не зря же критики усматривают в этой работе Висконти автобиографические мотивы.


Кадр из фильма «Семейный портрет в интерьере»

Изначально главная роль в экранизации романа Габриэле д’Аннуцио — фильме «Невинный» — предназначалась Алену Делону. Но переговоры с ним не сложились, несмотря на давнее сотрудничество актера с Висконти, так что Туллио сыграл Джанкарло Джаннини. «Невинный» стал последней работой Висконти. Легендарный режиссер еще надеялся экранизировать «Волшебную гору» Томаса Манна, но, увы, этим планам не суждено было осуществиться. Лукино Висконти не дожил даже до премьеры «Невинного». Он умер 17 марта 1976 года от осложнений после сильнейшей простуды.


Кадр из фильма «Невинный» — последней работы Лукино Висконти


Второго ноября 1906 года родился легендарный итальянский режиссер Лукино Висконти

www.spletnik.ru

ЛЮБОВНИК ВИСКОНТИ: ygashae_zvezdu — LiveJournal

2 ноября отмечал день рождения великий кинорежиссер Лукино Висконти (1906-1976).

Подобно своему соотечественнику и коллеге Пьеру Паоло Пазолини (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/22777.html) он был… гхм… поклонником нетрадиционной любви.
В отличие от Пазолини, однако, Висконти обладал осторожностью, имея дело с проверенными партнерами. Создается впечатление, что ему казалось важным внутреннее наполнение человека, а не просто афедрон.
Длительные отношения связывали Висконти с Франко Дзеффирелли.
Встретившись на съемочной площадке фильма «Рокко и его братья» с Аленом Делоном режиссер не на шутку влюбился в красавца. 

Но больше всех обязан Висконти Хельмут Бергер, которого он породил и ввел в пантеон вечности.

Еще находясь под впечатлением от Делона, Висконти как-то рисовал его портрет. Портрет вышел странным: вроде Делон, но проступают черты другого человека. Через несколько лет стало ясно, что Висконти пытался уловить ни разу не виденного им до этого Бергера.

Их знакомство состоялось в 1964 году. Начинающего актера-модель привезла на вечеринку Висконти жена Сальвадора Дали, объявив молодца в качестве подарка.
Бергер был юн и прекрасен. Его разница с Висконти составляла 38 лет.
Висконти сделал из красивого, но не более того, актера — суперзвезду.
Обкатав Бергера на экране в эпизоде фильма «Колдунья» он подарил молодому воплощению порока одну из главных ролей в фильме «Гибель богов» (1969).
Там Бергер сыграл полного фашистского ублюдка, который становится виновником самоубийства 12-летней девочки; насилует, а потом травит мать.

Сцена, в которой Бергер в женском платье пародирует песню Марлен Дитрих из «Голубого ангела» вошла в золотой фонд кинематографа. 
Впоследствии актер вспоминал:

«Сцена, в которой я пародировал Марлен Дитрих из «Голубого ангела», снималась в «Чинечитта». Чтобы добраться до нашей съемочной площадки, мне приходилось идти через всю студию в гриме, на высоких каблуках, а рядом Феллини снимал свой «Сатирикон». И никто не знал, с кем из них я работаю»

За роль  в «Гибели богов» актера номинировали на «Золотой глобус». 

Между тем, у юноши проявлялись не лучшие черты характера, которые он Висконти демонстрировал. Иногда Бергер напоминал возлюбленного Оскара Уайльда Бози (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/84914.html), — та же нечувствительность к чужой боли и жажда удовольствий.

Клаудиа Кардинале вспоминала:

«Мы ездили в ЛондонИ то, что вытворял Хельмут во время этих поездок, было ужасно. Иногда всякие фокусы он устраивал с другим сумасшедшимНуреевым. Это были даже не просто проказы, а какието детские выходки, порой злые и дурного вкуса. Смыслом их забав было показать Лукино, что онимолодые люди, а онстарик»

Очень некрасиво, прямо по-свински, повел себя Бергер в истории с фильмом Висконти «Смерть в Венеции». Эта экранизация рассказа Томаса Манна повествовала о стареющем сценаристе, пораженном страстью к ангелоподобному мальчику. Бергер для мальчика был бесповоротно стар и Висконти утвердил Бьорна Андресена.
В ответ Бергер распускал в обществе слухи о бездарности нового протеже режиссера и даже преждевременной его смерти (явно выдавая лично желаемое за действительное).

На волне успеха в «Гибели богов» Бергер сыграл  Дориана Грея в очередной экранизации романа Уайльда. Засветился у Витторио де Сика в «Саду Фитци — Контини». Но, в принципе, жил ожиданием работы с Лукино.


В РОЛИ ДОРИАНА

Пока работы не было молодой человек, энергия которого требовала выхода, счел своей главной задачей шокировать общество.
Он являлся на прием Аристотеля Онассиса голым, щеголял в шлеме из золота,утонул в разных непотребных связях.
Хельмут сам признает позже: «Я беззаботно жил и заплатил за это»

В 1972 Висконти сделал под Бергера фильм «Людвиг» о трагичной судьбе короля Людвига Баварского. Идущая четыре с лишним часа картина удалась благодаря Бергеру. За эту роль он получил премию «Давида ди Донателло».

«Людвиг» вымотал обоих.
Бергер вспоминал:

«Изменений внешности я добивался с помощью грима, но происходили и естественные, физические изменения. По ходу действия я все больше дряхлел, опускался, сходил с ума. Фильм как бы шел по пятам за моим нарастающим безумием. И, наконец, настал день, когда Висконти не смог больше снимать: я сходил с ума слишком быстро, забегая на две сцены вперед. И тогда он сказал мне: «Тормози!», потому что я заучивал свои тексты заранее. И мне пришлось обуздывать себя, как норовистую, закусившую удила лошадь».

Что касаемо Висконти, то у него во время монтажа случился инсульт. Уже хлебнувший жизни тридцатилетний Бергер прекрасно понимал, что значит в его судьбе этот старый человек. Преодолевая сопротивление родственников, которые держа оборону вокруг наследства, не подпускали друга сердца близко, Бергер выбил для Висконти операцию в швейцарской клинике.
Режиссера спасли. Он даже успел сделать для Бергера еще один фильм – «Семейный портрет в интерьере».

Это была последняя удача в жизни Хельмута Бергера.

«Лукино научил меня любить все прекрасное, чувствовать поэзию, музыку, живопись… Он был для меня настоящим отцом. И я боготворил его. Единственное, что нас разделяло — это возраст: у нас были разные привычки, и потому нам случалось часто ссориться. Его, например, приводили в ужас мои вечеринки, и он все твердил мне, что великие актеры должны жить как монахи! А я раздобыл себе вторые ключи и вечером, сделав вид, что иду спать, дожидался, пока в доме все утихнет, и тайком, как вор, удирал к своим приятелям, к своим сверстникам… Висконти, казалось, этого не замечал, но я уверен, что он знал все…»

Но Хельмут не был бы Бергером, если бы после кремации не вдохнул прах Висконти, заявив: «Это посильнее кокаина».

После смерти Висконти он упал в пучины депрессии. В годовщину гибели режиссера пытался отравиться. Врачи откачали.

ygashae-zvezdu.livejournal.com

Лукино Висконти. Дрессировщик людей — Юлия Андреева. Статьи, эссе, фотографии разных лет — ЖЖ

У каждого художника есть хотя бы одно творение, запечатлевшее драму его собственной жизни. У графа Лукино Висконти Ди Модроне это «Леопард»: пронзительная повесть об угасании знатного сицилийского семейства. Аристократия уходит; ее место занимают нувориши. Благородный строй мыслей доказывает свою непригодность перед лицом жизненных реалий.

К концу жизни Висконти возненавидел жизнь – лишь за то, что не понимал ее. Жизнь упорно не желала подчиняться его мыслительным схемам, его мечтам и иллюзиям; и он мстил ей, возводя хулу и не чувствуя даже благодарности за щедрые дары, на него расточаемые. А дано ему было все: красота, и талант, и богатство, и бессчетные друзья, и награды, и почести…

И вот, перед самым финалом мир внешний сузился для него до размеров инвалидной коляски. Мир, более не требующий от него ни усилий, ни поступков. Через наушники в него сама собою вливалась симфония Брамса. Утруждал ли он себя вслушиванием? Или музыка, усыпляя, всего лишь ограждала его от страха смерти?

А ведь когда-то он изучал композицию и вполне прилично играл на виолончели. В тринадцать лет он дебютировал на сцене Миланской консерватории. Казалось бы, отличное начало музыкальной карьеры. Но становиться профессионалом? День за днем мучить себя и инструмент, гоняясь за призраком совершенного звука? Не спать ночами, пытаясь разгадать тайны интерпретации? Зачем это всё, если и без того чувствуешь себя избранным.

Виолончель была прихотью его светской, честолюбивой, любящей, буржуазной матери. Карла Эрба была дочерью аптечного магната. Выйдя замуж за Джузеппе Висконти ди Модроне, герцога Граццано, она пожелала дать своим семерым детям настоящее аристократическое воспитание. В их детстве была только музыка и языки, языки и музыка… Мать приучала их к дисциплине, но позабыла просветить о существовании реальной жизни. Она полагала величайшим благом, что ее детям никогда не придется работать и утверждать себя в мире людей. Горячо любя, она, сама того не ведая, навлекла на них старинное проклятие, издревле тяготеющее над родом Висконти: вечно хотеть безграничной власти над действительностью и вечно, побеждая, терпеть поражение.

А началось это больше тысячи лет назад, когда Висконти, ведущие свой род от Карла Великого, были самым богатым и влиятельным семейством в республиканском Милане. Сама фамилия Висконти происходит от титула: vis-conte – виконт, или графский наместник. Но одной лишь власти на земле этим людям было мало. О, с каким же размахом, с каким великолепным пренебрежением к действительности они фантазировали! Сие и не снилось их потомку-режиссеру.

Один из Висконти, по имени Бернардо, построил роскошный дворец, в котором обитало 500 породистых псов. Еще столько же их собратьев находилось на содержании у жителей Милана, вынужденных ежемесячно представлять подробный отчет в особое собачье ведомство. Если какая-то собака безвременно уходила в мир иной, ответственный за неё гражданин немедленно отправлялся на эшафот. Собаками увлекался и Джанмария Висконти — один из последних Висконти, герцогов Милана. По некоторым сведениям, он специально натаскивал их для «охоты» на людей.

Лукино Висконти дворцов для собак не строил. Но в юные годы он с увлечением занимался лошадьми. В том возрасте, когда нормальные люди пишут магистерский диплом или флиртует с девушками, будущий режиссёр днями напролёт тренировался в выездке. Пройдут годы, и он точно так же будет дрессировать актёров. Ален Делон, сам знавший толк в коневодстве, тонко подметил, что Висконти обращается с людьми, как с лошадьми. Режиссёр верил, что выдрессировать можно кого угодно, — в том числе и человека. А если человек сопротивлялся — тем хуже для него.

Первыми его подопытными кроликами была юная супружеская пара — Ален Делон и Роми Шнайдер. Оба они к тому времени уже снимались в кино, но Висконти захотелось вылепить из них «нечто эдакое». И он пригласил их обоих сыграть в поставленном им спектакле по пьесе английского драматурга XVII века Джона Форда «Как жаль, что ты шлюха!» Неважно, что ни тот, ни другая никогда не играли в театре и не имели актёрского образования. К тому же, Шнайдер, будучи родом из Австрии, почти совсем не знала французского языка. Но Висконти был уверен, что сумеет их выдрессировать. Ему казалось пикантным выставить на сцене реальных любовников, каковыми были в то время Шнайдер и Делон. Да ещё в такой скандальной драме, где в основе сюжета был инцест — любовная связь между братом и сестрой.

К тому же, почти одновременно Висконти задействовал Роми Шнайдер в своём знаменитом фильме «Боккаччио-70». Там Шнайдер играет роль обольстительной и порочной аристократки, которая сексуально провоцирует мужа, а затем требует с него плату за секс. В отличие от Белтолуччи, Висконти не снимал секс «вживую». Но он добивался от актрисы желаемых эмоций, невероятно унижая её и заставляя испытывать мучительный стыд.

Точно так же он работал с ней и над ролью в спектакле. Помимо изматывающих репетиций, она по требованию режиссёра посещает интенсивные курсы французского языка. От нервного срыва её спасает приступ аппендицита, случившийся буквально накануне премьеры. Операция, несколько дней вынужденного отдыха… тот самый случай, когда больничная койка только во благо. Но премьеру никто не отменял, и актриса вынуждена была играть в корсете, чтобы не разошёлся шов.

Доволен ли был дрессировщик успехом своих питомцев? И был ли сам успех?

Об этом история не то чтобы умалчивает, но понять ничего невозможно. По сообщениям прессы, 1100-местный <i>Le theatre de Paris</i>, несмотря на своё исходно плебейское предназначение, был битком набит аристократией и знаменитостями всех мастей. Здесь был Жан Кокто и Анна Маньяни, Ингрид Бергман и Ширли Маклейн.  Уже одного присутствия этих особ — в гремучей смеси cо скандальностью самого сюжета — было достаточно, чтобы бульварная пресса трубила о спектакле на всех углах. Что действительно происходило на спектакле, сказать сегодня трудно. Говорят, будто бедный Делон окаменел от страха и не мог выдавить из себя ни единого слова, а Роми застенчиво и мило декламировала текст. Так ли это было? Никто уже не знает, или не помнит, или не хочет помнить и знать. Спектакль был «эпохальным», как принято говорить в околокультурных кругах. А хорош он был или плох — этого никто, по сути, не заметил. И так было со многими, если не со всеми творениями режиссёра.

Действительность не прощает насилия над собой – вот чего никогда не могли понять Висконти ни в четырнадцатом, ни в двадцатом веке.

Восхождение Висконти на миланский герцогский престол длилось больше двух веков. Собственно, они этот престол и создали. Во времена относительного безвластия они верховодили в городском магистрате, потом сделались правителями и даже стали передавать свою власть по наследству. Наконец, в 1310 году правитель Милана, гибеллин Маттео Висконти добровольно распахнул городские ворота перед германским королём Генрихом VII. Завоеватель, который вскоре стал ещё и императором Священной Римской империи, короновался ломбардской железной короной и в благодарность назначил Маттео Висконти своим наместником и миланским графом. В «Божественной комедии» Данте («Чистилище», песнь VIII), которая была написана как раз в это время, упоминается геральдический знак Висконти: «ехидна, в бой ведущая Милан». Позже герб был видоизменён и стал изображать змею, пожирающую младенца. Читавшие Юнга знают, что это означает. О, как жестоко должны были страдать носители этого герба!

Их правление было беспрецедентно деспотичным и жестоким. В отличие от Медичи во Флоренции, Висконти не играли ни в просвещённость, ни в гуманизм. Особенно злодействовал Бернабе Висконти — тот самый, который впоследствии был схвачен и казнён своим племянником Джангалеаццо Висконти, который за считанные годы завоевал почти всю Северную и Среднюю Италию, а в 1395 году, заплатив императору Священной римской империи баснословную сумму 100 000 флоринов, получил от него титул герцога Миланского, специально для этой цели учреждённый.

Но Джангалеаццо так и не добился своей цели — объединить под своим владетельным скипетром всю Италию. 3 сентября 1402 года он умер от чумы, оставив после себя двух малолетних сыновей. Один из них впоследствии отравил свою мать, другой — задушил жену. Оба очень много воевали и уничтожили беспрецедентное количество собственных сограждан. В мае 1409 года уставшие от войн миланцы собрались на площади и стали выкрикивать: «Мира! Мира!» — в ответ на что правивший тогда Джанмария Висконти приказал солдатам утихомирить народ, и те убили двести человек. После этого он специальным указом запретил произносить слова «война» и «мир», так что даже священники во время мессы вместо «dona nobis pacem» говорили «dona nobis tranquillitatem».

Обуянные жестокостью и жаждой власти, герцоги Висконти позабыли о том, что эту власть нужно будет кому-то передать. Последней в роду была Бьянка Мария, побочная дочь Филиппа Мария Висконти. Как женщина она не имела никаких прав на миланский престол, и отец выдал ее замуж за кондотьера Франческо Сфорца — человека безродного, но властолюбивого. Тот дождался смерти тестя, спровоцировал голодные бунты в Милане и был благополучно призван на герцогство.

Так вымер славный род миланских герцогов Висконти. Как видно, режиссёр не был их прямым наследником, а принадлежал к некоей боковой ветви. Но идея вымирания рода была ему близка — подобно тем давним герцогам, он также не оставил наследника. Ни в жизни, ни в искусстве. В жизни – поскольку личные его особенности не позволяли ему связать себя с женщиной. В искусстве – из-за глубокой, непреодолимой ненависти к «племени младому, незнакомому». К тем, кому предстояло жить после его смерти.

Висконти упрекал молодых коллег в иждивенчестве в конформизме, в том, что «они не хотят ни во что углубляться». «В целом кино сегодня малозначительно, глухо и слепо к жизни… Я смотрю вокруг и ничего не вижу. А если вижу, то одни неудачи». О Дзеффирелли: «Мальчик подавал надежды, но по дороге испортился. А теперь то и дело впадает в такое глупое, такое женское тщеславие! Вы знаете, я ему звонил, я ему сказал: «Ты хуже Тейлор!»»

В душе у Висконти всегда было много горечи. Быть может, её причина — в той давнишней, родовой утрате, когда плоть – владение – обратилась в прах, и остался лишь дух – титул. Какая убогая участь! Все равно, что певица без голоса или красавица, утратившая свою былую красоту.

Первым в их роду, кто сумел подняться из руин былого величия и выстроить герцогство «не от мира сего», был Эннио Квирино Висконти — знаменитый археолог, хранитель парижского Лувра. На его работы ссылался Стендаль в своём «Жизнеописании Гайдна, Моцарта и Метастазио». Его сын Лодовико Туллио Джакомо Висконти спроектировал новые корпуса Лувра и создал гробницу Наполеона во Дворце инвалидов.

Этот трепетный восторг перед культурой сто лет спустя передался и Лукино Висконти. Его фильмы – это бесконечно длящаяся попытка воскрешения давних ароматов. Через осязаемую густоту вещного мира — зеркал и посуды, кружев и тюля — он стремился воссоздать саму плоть XIX столетия. В своей заботе о вещественной подлинности он частенько доходил до чудачества и истерии. Его люди сбивались с ног, чтобы удовлетворить его немыслимые капризы. Он гонял их, как собак или даже хуже, наотрез отказываясь приступать к съемкам, покуда на площадке не появлялись настоящие бриллианты от Картье, богемский хрусталь, постельное белье из чистейшего голландского полотна. А однажды он потребовал раздобыть для героини самых лучших французских духов.

Казалось бы, зачем в фильме запах, если зритель всё равно его не почувствует? Но кроме зрителей, есть ещё и актёры. И режиссёру было нужно, чтобы актёр через запах, через реальные приметы времени и места вжился в далёкий мир, который с предельной подлинностью воссоздавался на съёмочной площадке. Материалист до мозга костей, Висконти искренне верил, что лишь через подлинность вещей можно обрести подлинность чувств. Собственно, и люди, и чувства были для него такими же точно вещами.

К 30 годам, превратившись в законченного сибарита и плейбоя, он шатался по миру, совершенно его не понимая и не любя. У него не было никакого образования, за исключением кавалерийской школы в Пинероло, в которую он поступил после того, как сбежал из колледжа под влиянием несчастной любви. Тогда, почти ещё мальчишкой, он единственный раз в жизни влюбился в девушку и пытался на собственные деньги снять фильм, в котором она должна была сыграть главную роль. Но ничего из этого не вышло. Девушка вскоре вышла замуж за его брата, и оскорблённый режиссёр все отснятые материалы уничтожил.

Кино оказалось плохим подспорьем в решении реальных проблем. Но когда он в 1936 году по воле судьбы очутился в Париже, именно кино стало для него спасением. Он познакомился с модисткой Коко Шанель, которая, видя его незавидное положение,  пристроила «этого аристократишку» (как она его называла) в съёмочную группу Жана Ренуара. Это был весьма почитаемый в авангардистских кругах кинорежиссёр, сын знаменитого художника.

Поскольку Висконти ничего не умел, ему предложили унизительную для него должность костюмера, на что он вынужден был согласиться. А тут ещё вся труппа во главе с Ренуаром заболела «детской болезнью левизны», которая в ту пору была чрезвычайно модной среди парижской интеллигенции. Именно тогда Ренуар провозгласил свой принцип «ангажированного» кино, которое должно было нанести решающий удар по ненавистной «буржуазной действительности». Но фильм снимали до неприличия аполитичный: «Загородную прогулку» по рассказу Ги де Мопассана. Можно себе представить, как смотрелся на этом опереточном «революционном» фоне деклассированный граф-костюмер с его эстетскими замашками.

Так Висконти впервые почувствовал себя то ли белой вороной, то ли черной овцой. Чтобы хоть как-то найти общий язык с окружавшими его леваками, он стал читать Маркса, зубрить коммунистические лозунги, изучать кинофильмы «Чапаев» и «Путевка в жизнь»… Советское кино ему совсем не нравилось. Узнай Ренуар о том, что новый костюмер больше любит «Голубого ангела» Штернберга с роскошной Марлен Дитрих, он бы тут же его уволил.

Зато Висконти пришлась по вкусу марксистская идеология. Более того — при всей своей несовместимости с аристократическим укладом бытия, марксизм оказался для него целебен. Он избавил будущего режиссёра от неуверенности и невротических страхов.
«Хорошо быть коммунистом, потому что коммунисты занимают самую правильную позицию», – говорил он. Быть носителем «единственно верного учения», никогда и ни в чём не сомневаться – не это ли заветная мечта всякого невротика?

Стабильность, впрочем, оказалась иллюзорной. Через месяц на съёмочной площадке зарядили дожди, у актера Жоржа Дарну разболелись зубы… Ренуар заявил, что бросает всё и едет снимать очередную агитку. «Загородная прогулка» была закончена в 1946 году в США, но Висконти уже в этом не участвовал.

После того, как эпопея с Ренуаром закончилась, Висконти вновь оказался не у дел. Но теперь он знал, что хочет делать кино. В 1943 году он снял свой первый фильм — «Одержимость» по роману Джеймса М. Кейна «Почтальон всегда звонит дважды». Съёмки фильма проходили в муссолиниевской Италии. Режиссёр послушно представил сценарий в тамошний минкульт, получил разрешение на съёмки и благополучно приступил к работе. В наших краях за такое наверняка обвинили бы в коллаборационизме и отправили в лагеря на много-много лет. Висконти же каким-то образом выдавал себя за жертву фашизма и героя Сопротивления. Когда война стала подходить к концу, и в воздухе запахло жареным, он спешно вступил в ряды Коммунистической партии Италии, тут же угодил в лапы гестапо, а оттуда – в тюремную больницу, где он благополучно дождался прихода американцев. Должно быть, из-за того, что американцы его освободили, он особенно сильно ненавидел Америку.

А по окончании войны он одолжил денег у Итальянской коммунистической партии и снял свой единственный марксистский фильм «Земля дрожит» (1947). Задумка была на редкость «крутая», даже по меркам модного тогда неореализма.  Не будучи сам профессионалом, он набрал в съёмочную группу сплошных дилетантов. Возможной причиной тому были опасения, что профессиональные актёры, операторы и художники очень быстро разоблачат его непрофессионализм.

Впрочем, у него всегда был нюх на талантливых людей. Художником у него был недоучившийся студент архитектуры Франко Дзефирелли, ассистентом режиссёра – Франческо Рози. Оба они впоследствии стали культовыми режиссёрами итальянского кино. В качестве актёров в фильме снимались жители деревушки Ачи Трецце – рыбаки да торговцы рыбой. Сценария не было; персонажи разговаривали на сицилийском диалекте. Висконти верил, что этому странному эстетскому фильму суждена великая судьба. Он не сомневался, что, посмотрев его, простые люди поднимутся и свергнут ненавистный буржуазный строй. Когда  партийные деньги закончились, он без колебаний продал семейную коллекцию картин и драгоценностей – лишь бы закончить работу над фильмом.

К сожалению, эта жертва никогда не окупилась. Кассовый успех равнялся нулю. Три десятилетия спустя американская писательница и член французской компартии Сьюзен Зонтаг включила фильм Висконти в свой сугубо субъективный список «12 фильмов, наиболее ценных и актуальных в контексте современной кинокультуры». Но это парадоксальным образом лишь подчеркнуло эстетическую маргинальность фильма и его крайнюю оторванность от вкусов и потребностей простых людей, для которых он якобы снимался.

Гораздо успешнее была деятельность Висконти в другой сфере — в опере. Да и как могло быть иначе, если опера – а вернее сказать, знаменитый миланский оперный театр <i>La Scala</i> – был семейной вотчиной Висконти! Сам театр стоит на том самом месте, где Бернабо Висконти в 1381 году воздвиг <i>Chiesa di Santa Maria alla Scala</i> — «церковь Святой Марии у лестницы». И, возможно, по этой причине шесть веков спустя Висконти стали официальными попечителями La Scala. Во времена Верди этот храм искусства почти целиком содержался на деньги деда Висконти. А когда тот умер, попечительство над театром принял на себя его старший сын Гвидо Висконти де Модрона – как говорили его современники, «отличнейший человек, но едва знающий в музыке семь нот». Будущему режиссеру он приходился дядей. Герцог сделался фактическим директором <i>La Scala</i> и правил самовластно, как все Висконти. За их семьёй была закреплена собственная ложа, а в доме бывали такие музыканты, как Джакомо Пуччини и Артуро Тосканини.

Правда, если режиссёр и познакомился тогда с Тосканини, то факт этот вряд ли запечатлелся в его памяти. В 1908 году, рассорившись с Гвидо Висконти,  маэстро на целых тринадцать лет переехал в Америку, где стал полновластным хозяином <i>Metropolitan Opera</i>. Лишь в 1921 году, изгнав ненавистного герцога, он вновь воцарился в <i>La Scala</i>, будучи уже не просто главным дирижёром, а директором и художественным руководителем. «Хватит герцогов!» – решительно заявил он.

В 1929 году Тосканини вновь покинул театр — теперь уже вследствие травли, которую развернули против него люди Муссолини. Вернулся он всего один раз в 1946 году, чтобы продирижировать гала-концертом в честь восстановления разрушенного бомбёжкой здания <i>La Scala</i>. После войны власть в театре вновь захватили Висконти и их ставленники. (Как это похоже на средневековые войны, которые семь веков назад вели их предки — герцоги Милана!) Официальным главным дирижёром стал Виктор де Сабата, запятнавший себя сотрудничеством с Муссолини. А неофициальным — Туллио Серафин, который когда-то был в особом фаворе у Гвидо Висконти и находился в должности главного дирижёра с 1908 по 1918 год — то есть, именно в то время, когда оттуда был изгнан Тосканини. Кроме того, видные позиции в театре занял малоодарённый дирижёр Антонино Вотто, в сотрудничестве с которым Висконти и осуществил свою первую постановку в <i>La Scala</i> — «Весталку» Спонтини.  Премьера была приурочена к открытию оперного сезона 1954/1955 и состоялась по традиции 7 декабря (день святого Амброзия, покровителя Милана).

Главную роль в этом спектакле исполняла Мария Менегини-Каллас — жена владельца кирпичных заводов Баттиста Менегини. Руководство <i>La Scala</i> усиленно продвигало её в противовес Ренате Тебальди, которая была любимицей миланской публики и самого Артуро Тосканини. Тёплое отношение к г-же Менегини-Каллас диктовалось не столько её артистическими достоинствами, сколько изрядными суммами пожертвований со стороны её мужа, который рассматривал свою супругу прежде всего как выгодное вложение капитала. Любовная сторона супружества его не интересовала вовсе, так как к женщинам он был безразличен. Возможно, это особенно сближало его и с тогдашним руководством <i>La Scala</i>, и с дирижёрами, которых они продвигали, и с Лукино Висконти, никогда не скрывавшим своей сексуальной ориентации.

Эти люди поставили на Марию Каллас… и они не прогадали. Нервная, эксцентричная, со странной и необычной манерой пения (которую так легко было выдать за некую гениальность), прирождённая трагическая актриса, она как нельзя лучше годилась на ту роль, которую ей предназначили. Как сказал когда-то Пьер Карден, наблюдавший вблизи процесс её раскрутки и сам в нём участвовавший, «Каллас стала одной из первых искусственно спродюсированных звёзд. Ведь рядом с ней с самого начала находились легендарные режиссёры Лукино Висконти, Пьер Паоло Пазолини, Марко Феррери и актёр Марсель Эскофье. Выражаясь современным языком, эта четвёрка продюсеров сделала Каллас с нуля. Думаю, без них у Марии не сложилась бы столь звёздная карьера. Они занимались с ней драматическим искусством, учили держаться на сцене, этикету и прививали чувство вкуса и стиля в одежде. Именно они заставили её похудеть».

Висконти поставил с Марией Каллас три спектакля в <i>La Scala</i>: уже упомянутая «Весталка», «Травиата» (1955) и «Анна Болейн» (1957). Всего же он поставил 44 драматических спектакля, 20 опер, 2 балета… и всего лишь 14 фильмов, больше похожих на оперы. «Кинорежиссер, представитель неореализма» снял за свою жизнь единственный неореалистический фильм — «Земля дрожит». Ярлык, никак не связанный с реальностью. Тем хуже для реальности!

27 июля 1972 года в Риме, на террасе отеля «Эдем», с ним случился ишемический инсульт — тромбоз сосудов мозга. Так странно, что это случилось в «Эдеме», то есть в раю! «Эдемом» назывался театр, основанный когда-то давно его отцом. Его собственный театр именовался другим райским словом – «Элизео». «Эдемский» инсульт привёл к параличу левых конечностей. Висконти был доставлен самолетом из Рима в Цюрих, в ту самую клинику, где с таким же диагнозом провел свои последние дни Томас Манн — его любимый писатель. Режиссёру было всего 66 лет. Судьба даровала ему ещё почти почти 4 года на попечении у родной сестры Уберты. Временами он пытался работать. В комнате, напротив инвалидного кресла, висела его любимая картина кисти Жана-Мария Гини. Она изображала то ли архангела, то ли крылатого демона, распростертого на земле, с поникшей головой и опавшими крыльями. 17 марта 1976 года, дослушав до конца Вторую симфонию Брамса, Висконти сказал: «Вот теперь хватит». Сестра спросила: «Что, ты немножко пресытился музыкой?» – «Да», – ответил он и опустил голову. Через несколько часов его сердце остановилось.

Юлия Андреева

jandrejeva.livejournal.com

Лукино Висконти — Традиция

Луки́но Виско́нти ди Модрóне (итал. Luchino Visconti di Modrone; 2 ноября 1906, Милан — 17 марта 1976, Рим) — итальянский режиссёр оперного и драматического театра и кино. Представитель одной из ветвей аристократического рода Висконти. Его полное имя и титул — дон Лукино Висконти ди Модроне, граф Лонате Поццоло, синьор ди Корджело, консиньор ди Сомма, Кренна и Аньяделло, миланский патриций. Поддерживал Итальянскую коммунистическую партию.

Был членом жюри Венецианского кинофестиваля 1956 года и председателем жюри Каннского кинофестиваля 1969 года.

Выборочная фильмография[править]

Режиссёр[править]

Сценарист[править]

Продюсер[править]

Помощник режиссёра[править]

Актёр[править]

Советская критика отмечала:

В… фильме маститого Лукино Висконти «Гибель богов»… поставлена проблема: фашизм и личность.

Лукино Висконти с присущим ему эпическим мастерством рисует историю семьи германского промышленного магната барона фон Эзенбека в канун и в период прихода Гитлера к власти. Это время провокаций гестапо, «ночи длинных ножей» — кровавой резни в стране гитлеровцев, оформления связи гитлеровцев с промышленным капиталом и т. д. Все это показано правдиво и впечатляюще. С присущей ему психологической глубиной Висконти раскрывает характеры членов семьи Эзенбеков, сделавшей все для того, чтобы фашисты пришли к власти, хотя и эта семья неоднородна — в ней есть люди, которые не смогли приспособиться к условиям «нового порядка» и оказались раздавленными.

Однако в фильме есть и другое — педалирование психологических травм в сознании почти всех главных героев. В частности, Мартин — наследник капиталов фирмы и один из тех, кто активно включился в орбиту фашизма, показан человеком психически неполноценным — он гомосексуалист и садист, всеми его поступками движет всепоглощающий подсознательный комплекс. И потому более всего врезаются в память не сцены, изображающие произвол фашизма, а леденящие душу сцены, когда Мартин, ставший эсэсовцем, растлевает маленькую еврейскую девочку или насилует свою родную мать, а потом заставляет ее принять яд.

В поведении героев, в трактовке основных сцен много такого, что продиктовано не желанием правдиво изобразить социальную природу фашизма, а скорее — выворотить наизнанку больную душу индивидуумов, в сознании которых обнаружились звериные инстинкты.

Конечно, идеология фашизма и была рассчитана на то, чтобы ликвидировать мораль, чтобы вытравить у человека все человеческое. Это так. И Висконти выносит свой приговор фашистскому режиму и его идеологии, а также моральным последствиям этого режима. Но нельзя все же отвлечься от того обстоятельства, что по большей части в фильме социальные понятия оказываются подмененнными понятиями биологическими. И главный предмет приложения виртуозного мастерства режиссера — изображение психологических человеческих бездн.[1]

Она же:

…фильм Лукино Висконти «Смерть в Венеции» по одноимённому рассказу Томаса Манна приглашает нас в один из прекраснейших городов. Поэзию венецианской лагуны Висконти передал на экране, наверное, как никто другой до него. Мне особенно запомнились начальные кадры: в канал св. Марка входит неуклюжий, перепачканный копотью пассажирский пароходик, и угрюмый его силуэт с шапкой дыма над трубой как бы растворяется в немыслимом сиянии нежнейших красок юга — розовых, синих, сиреневых, голубых…

Но под голубым небом Венеции среди воздушного великолепия мраморных дворцов стареющего композитора Ашенбаха преследует призрак смерти и разложения. Венеция больна. В Венеции эпидемия холеры. Что же удерживает Ашенбаха в зараженном городе? Красивый мальчик с загадочной улыбкой, по-детски чистой и в то же время кокетливо порочной, мальчик, к которому артиста влечет извечная любовь к прекрасному и старческая страсть…

…Меланхолическая «Смерть в Венеции» навряд ли откроет новые перспективы перед кинематографом. Да и станет ли искать в ней опору художник, чуткий к современной тематике?[2]

Она же:

…Висконти, экранизируя роман Габриэле Д’Аннунцио «Невинный», полемизирует с писателем — проводником философии ницшеанства: развенчивает в финале фильма его героя, возомнившего себя «сверхчеловеком».[3]

  • «Я нашёл в работах Грамши, основателя Итальянской коммунистической партии, то, чего нет ни в одном другом исследовании, посвящённом проблемам Юга: указание на реальное практическое решение этих проблем в свете общей проблемы единства нашей страны — решение, которое создаст союз между рабочими Севера и крестьянами Юга в борьбе против власти аграрно-индустриального капиталистического блока»[4]

Согласно порталу IMDb, «близкий друг актёра Хельмута Бергера с 1964 года до своей смерти».

  1. Баскаков В. Кризис буржуазной идеологии и судьбы киноискусства // Мифы и реальность: Сборник статей. Вып. III / Сост. Г. А. Капралов. — М.: Искусство, 1972. — С. 88‒89.
  2. Галанов Б. Когда умирают боги (Заметки с кинофестиваля Канн-71) // Мифы и реальность: Сборник статей. Вып. III / Сост. Г. А. Капралов. — М.: Искусство, 1972. — С. 210‒211.
  3. Богемский Г. Самая волнующая тема (Итальянские фильмы о войне) // Мифы и реальность: Зарубеж. кино сегодня. Сб. ст. Вып. 10 / Сост. М. Шатерникова. — М.: Искусство, 1988. — С. 64.
  4. ↑ Цит. по: Богемский Г. Рабочий класс выходит на экран // Мифы и реальность. [Сборник статей]. вып. 5. — М.: Искусство, 1976. — С. 126.

traditio.wiki

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *