Мясин – Леонид Фёдорович Мясин (Léonide Massine)

Леонид Фёдорович Мясин (Léonide Massine)

Léonide Massine

Каждый его балет – особая загадка, неповторимый ритмический рисунок движений, миллион деталей. Любого хореографа можно узнать по почерку, этого – практически никогда, каждый балет словно сочинен иным человеком. Хотя внешне все просто, но танец, игра, пантомима столь замысловато раскрашены нюансами и полутонами, что мясинские балеты становятся непростой наукой, которую надо постигать.

Леонид Мясин родился 27 июля (9 августа) 1895 года в Москве, в семье музыкантов. В 1903 году поступил в Московское Театральное училище. В 1912 окончил его и был зачислен в кордебалет Большого театра. Параллельно он выступал в Малом театре, имея большой успех. На него обратил внимание Сергей Дягилев, собиравший для своих «Русских сезонов» в Париже самых лучших артистов.

В январе 1914 года Мясин по приглашению Дягилева переехал в Париж, где вскоре занял положение первого танцовщика его труппы. В дягилевской антрепризе пришелец оказался единственным москвичом, его исполнительский стиль отличался праздничной театральностью и безудержным темпераментом. Он великолепно исполнил партию Иосифа в балете «Легенда об Иосифе» Михаила Фокина и покорил парижскую публику. Удалась ему и партия Петрушки в фокинском «Петрушке».

Дягилев рано распознал и хореографический талант своего подопечного, сделав молодого Мясина, едва перешагнувшего порог двадцатилетия, главным хореографом «Русских сезонов». Мясин дебютировал как балетмейстер в 1915 году балетом «Полночное солнце» на музыку Римского-Корсакова.

В 1917 году в Риме состоялась премьера балета Мясина «Женщина в хорошем настроении» на музыку Доменико Скарлатти в декорациях Льва Бакста. Литературной основой стала пьеса Карло Гольдони. Ее сюжет – типичный для комедии дель арте: Констанция с подругами разыгрывают графа Ринальдо, чтобы проверить его верность. Главные партии исполнили Энрико Чекетти с супругой и сам Мясин.

В том же году Мясин поставил балет «Парад» на музыку экстравагантного французского композитора Эрика Сати. Сценаристом балета выступил Жан Кокто. Авторы постановки отказались от традиционных балетных образов и сюжетов, зато использовали все самое передовое и неожиданное: в музыке это был рев самолета и треск пишущей машинки, в декорациях и костюмах – эксперименты Пабло Пикассо в стиле кубизма (для него это был дебют в балетном театре). «Парад» своей эпатажностью вызвал грандиозный скандал.

Следующая мясинская премьера была уже в Лондоне. Он поставил балет «Треуголка» на музыку испанца Мануэля де Фалья. Оформление опять доверили Пабло Пикассо. На главную партию Дягилев пригласил испанского танцовщика Феликса Фернандеса. Для работы над балетом Мясин, де Фалья и Фернандес на три месяца уехали в Испанию. Но случалась беда – танцовщик сошел с ума. На премьере главную партию исполнил сам хореограф, его партнершей была Тамара Карсавина. Кроме того, Мясин поставил балет «Волшебная лавка» на музыку неизданных пьес Джакомо Россини. Благодаря роли пылкого мельника в «Треуголке» и роли канканиста в «Волшебной лавке» (прообразом этого персонажа стал известный танцор из «Мулен Руж» Валантен, прозванный за гибкость «Бескостным»), Мясин приобрел европейскую известность как выдающийся танцор.

В 1920 году Мясин поставил «Пульчинеллу» на музыку Джованни Перголези (в обработке Игоря Стравинского) и свою версию «Весны священной». А еще – женился на балерине Вере Савиной, что привело к разрыву с Дягилевым.

Оставшись без дягилевской поддержки, Мясин создал свою школу в Англии. В 1924 году он поставил балеты «Меркурий», «Салат», «Прекрасный Дунай», «Школа танца». А в 1925 году сотрудничество с Дягилевым возобновилось. Ненадолго – на три года, за которые были поставлены три балета, в том числе «Стальной скок» на музыку Сергея Прокофьева. Какое-то время Мясин работал с труппой Иды Рубинштейн, где поставил балеты «Давид» и «Амфион». Потом в 1932 году поставил для Дягилева «Детские игры» на музыку Жоржа Бизе.

В 1933 году, после смерти Дягилева Мясин возглавил труппу «Русский балет Монте-Карло», в которой собрались бывшие дягилевцы и молодежь. С ней он создал несколько балетов-симфоний – «Предзнаменования», «Хореартиум», «Фантастическая симфония» на музыку Чайковского, Брамса и Берлиоза. Он считал «балет-симфонию» своим собственным жанром, тяготеющим к обобщенным образам и отсутствию литературного сюжета. Огромное значение Мясин придавал костюмам. Развивая свои идеи, в 1938 году Мясин поставил «Седьмую симфонию» на музыку Людвига ван Бетховена.

Он услышал в музыке движение почвенных пластов и водных масс, создание рек и долин, библейские мотивы – появление Адама, Евы, Змея-искусителя, Каина и Авеля, образы олимпийских богов, гибель мира в огне. Год спустя он попытался в балете «Красное и Черное» на музыку Первой симфонии Дмитрия Шостаковича передать идею через цвет: белый (солисты), черный (смерть), красный (материализм), желтый (злоба), синий (природа).

В 1939 году начался американский период в творчестве Леонида Мясина. Он сотрудничал с труппой Роберта Джоффри, работал над симфоническими балетами, привлекал к постановкам Сальвадора Дали, воспринимая сюрреализм как подсознательный источник искусства. Работы того времени – «Вакханалия» на музыку Рихарда Вагнера, «Нью-йоркер» на музыку Джорджа Гершвина, «Саратога» на музыку Яромира Вейнбергера и «Лабиринт» на музыку Седьмой симфонии Франца Шуберта.

Американцы сравнивали его с Джорджем Баланчиным. Но симфонические балеты Мясина отличались от бессюжетных постановок Баланчина иллюстративностью. Один передавал дух музыки, другой расшифровывал ее образы. Ставя балет, Мясин ориентировался на эмоции, живописные картины и персонажей, которые рождала в его сознании музыка.

С 1947 года Мясин работал главным образом в Европе. Его наперебой приглашали самые известные театры. В «Сэдлерс-Уэллс балле» он поставил «Симфонию «Часы» на музыку Йозефа Гайдна, в «Балете Елисейских Полей» – «Художник и его модель» на музыку Жоржа Орика. В Бостоне – премьера балета «Гарольд в Италии» на музыку Берлиоза, в Милане – балетов «Марио и волшебник» и «Дон Жуан»…

Мясину принадлежала хореография фильмов-балетов «Красные башмачки» (1948), «Сказки Гофмана» (1951), «Неаполитанская карусель» (1954). Он успел поработать балетмейстером в труппах «Опера комик» (Франция), «Балле тиэтр» (США), «Ла Скала» (Италия). В 1960 году он поставил балет «Человеческая комедия» по «Декамерону» Боккаччо на фестивале Нерви в Италии.

Отдыхая летом 1917 года недалеко от Неаполя, Мясин увидел необитаемый скалистый остров в нескольких милях от побережья. Это был самый крупный из трех островов Ле Галли, а два поменьше не видны. Острова принадлежали местной семье Парлато. Семейство использовало их только для весенней перепелиной охоты. Мясин решил, что когда-нибудь купит этот остров и сделает своим домом.

Так и произошло: Мясин за бесценок приобрел целый архипелаг. Острова Ле Галли на полвека стали домом, убежищем для Мясина и его семьи, его творческой лабораторией, его кабинетом. Именно здесь он написал свои воспоминания «Моя жизнь в балете», именно здесь он продумывал свои искрометные постановки. На своем острове Мясин мечтал построить театр и дважды начинал строительство, но морские приливы разрушали фундамент. Мясин хотел учредить фонд, который бы поддерживал остров как художественный центр, где собирается творческая молодежь, чтобы обмениваться идеями и создавать новые работы. Но он не успел. После смерти хореографа остров пришлось продать. Его хозяином стал Рудольф Нуриев. Сейчас попасть на остров сложно: после смерти Нуриева его приобрел один соррентийский гостиничный магнат.

Именно там в последние годы жизни Мясин задумал и создал свои балеты на религиозные темы. Проведя детство в монастырском городке Верхнем Посаде, в молодости увлекшись религиозной живописью итальянского Возрождения, он довольно рано обратился к этой теме. Замысел балета «Литургия», к сожалению, неосуществленного, относится к 1914 году. В тридцатых годах Мясин обратился к созданию балета о жизни святого Франциска Ассизского – «Nobilissima Visione» («Достославное видение»), а в 1952 году поставил балет «Laudes Evangelii», который имел грандиозный успех и исполнялся в течение десяти лет. Следующим событием в этой цепочке стал балет «Воскресение и жизнь» на аранжировку музыки Монтеверди и Габриели: в нём, хотя сюжет по-прежнему основывался на евангельских событиях, были отобраны другие, нежели в «Laudes Evangelii», эпизоды. В 1957 году был поставлен балет «Евангелисты» на старинную музыку.

Умер Леонид Мясин 15 марта 1979 в немецком городе Боркен.

Д. Трускиновская

Я рекомендую

Это интересно

Твитнуть

Дата рождения

09.08.1896

Дата смерти

15.03.1979

Профессия

танцовщик, балетмейстер

Страна

Россия

просмотры:
14045

добавлено:
31.03.2011

вам может быть интересно

Публикации

www.belcanto.ru

Леонид Мясин прожил долгую жизнь – и создал более 70 балетов

(1895-1979)

Балетмейстер Леонид Мясин прожил долгую жизнь – и создал более 70 балетов, каждый из которых был единственным в своем роде, отличаясь не только от постановок иных хореографов, но и от других творений самого Л. Мясина.

Леонид Федорович Мясин родился в Москве в 1895 году, отец его был музыкантом. Хореографическое образование будущий балетмейстер получил в московской Императорской школе Большого театра, после чего стал в 1912 году артистом кордебалета. На молодого исполнителя обратил внимание С. Дягилев – и сценическая карьера Л. Мясина продолжилась в «Русских сезонах» в Париже.

Став ведущим танцовщиком в дягилевской труппе, Л. Мясин проявил себя как темпераментный, яркий исполнитель. Среди его лучших ролей – заглавные партии в «Петрушке» и «Легенде об Иосифе» – оба балета поставил М. Фокин. В 1915 году танцовщик впервые выступил в качестве балетмейстера, создав балет на музыку Н. А. Римского-Корсакова «Полуночное солнце». Два года спустя он ставит другой балет – «Женщина в хорошем настроении», литературным первоисточником для которого послужила комедия К. Гольдони, а музыкальной основой – произведения Д. Скарлатти. Декорации для этой постановки создал Л. Бакст.

Но особое внимание публики привлек поставленный Л. Мясиным в 1917 году балет «Парад» – истинно сюрреалистическое произведение, в котором все было экстравагантно: музыка Э. Сати, в которой использовались такие эффекты, как стук пишущей машинки и шум самолета, декорации и костюмы П. Пикассо в стиле кубизма, многие из которых ограничивали свободу движений, сценарий Ж. Кокто – парад артистов балагана, тщетно пытающихся привлечь внимание публики к своему цирку. Столь же необычной была хореография Л. Мясина. Например, одна из героинь – Малышка-американка – подражала походке Ч. Чаплина…

Премьера «Парада» оказалась поистине скандальной, и свой следующий балет – «Треуголка» – Л. Мясин создавал в Лондоне. В основу хореографии легли испанские жанры – хота, фанданго, фламенко, сочетавшиеся с классическим танцем. Балет был поставлен на музыку М. де Фалья, а главную роль должен был исполнять испанский артист Ф. Фернандес, но он, прекрасно исполняя испанские танцы, с технически сложной партией справлялся с трудом, и выступить пришлось самому Л. Мясину. Выступил он и в другом своем балете – «Волшебная лавка» на музыку неизданных произведений Дж. Россини. Л. Мясин исполнил роль канканиста, прототипом которого стал Валантен – танцор из «Мулен Руж», известный своей феноменальной гибкостью. Обе роли – и в «Волшебной лавке», и в «Треуголке» – принесли Л. Мясину-танцовщику европейскую славу.

В 1920 году Л. Мясин сотрудничает со И. Ф. Стравинским – ставит новую версию «Весны священной», а также балет «Пульчинелла» на музыку Дж. Б. Перголези в обработке И. Ф. Стравинского. Тогда же он уходит из дягилевской антрепризы и создает в Англии собственную школу. Он ставит новые балеты – «Меркурий», «Школа танца», «Салат», «Прекрасный Дунай». В 1925 году он вновь начинает сотрудничество с С. Дягилевым, продолжавшееся три года. Именно тогда Л. Мясин создал балет на музыку С. Прокофьева «Стальной скок». Впоследствии, сотрудничая с труппой И. Рубинштейн, он создал балеты «Амфион», «Давид», а в 1932 году – балет «Детские игры» на музыку Ж. Бизе.

После смерти С. Дягилева многие члены его труппы продолжили свой творческий путь в «Русском балете Монте-Карло», были там и молодые исполнители. С 1933 году Л. Мясин возглавлял этот коллектив. В это время он создает балеты на музыку симфонических произведений: «Предзнаменование» по Пятой симфонии П. И. Чайковского, «Хореатриум» по Четвертой симфонии И. Брамса, «Фантастическая симфония» по одноименному творению Г. Берлиоза, дал он хореографическое воплощение и Седьмой симфонии Л. Бетховена. В таком жанре Л. Мясина привлекает отсутствие сюжета, что дает возможность создавать предельно обобщенные образы.

С 1939 году хореограф работает в США, продолжая создавать симфонические балеты: «Нью-йоркер» на музыку Дж. Гершвина, «Вакханалия» на музыку Р. Вагнера, «Лабиринт» по Седьмой симфонии Ф. Шуберта. В США нередко проводили параллель между Л. Мясиным и Дж. Баланчиным – оба ставили бессюжетные балеты, но если Дж. Баланчин стремился передать дух музыки, то Л. Мясин воплощал те картины и персонажей, которые под действием музыки рождались в его воображении, его постановки были более иллюстративны. В качестве художника с ним сотрудничал С. Дали.

С 1947 года Л. Мясин ставит балеты в разных театрах Европы: «Симфония «Часы» на музыку Й. Гайдна в «Сэддлер-Уэллс балле», «Художник и его модель» на музыку Ж. Орика в «Балете Елисейских полей», работает в «Опера комик» и Ла Скала в качестве балетмейстера. Хореограф участвует в создании нескольких фильмов-балетов: «Неаполитанская карусель», «Сказки Гофмана», «Красные башмачки».

В своем творчестве Л. Мясин обращался и к такой нетипичной для балета тематике, как религия. Он создал балет на музыку П. Хиндемита «Достославнейшее видение», рассказывающий о св. Франциске Ассизском, «Воскресение и жизнь» на музыку К. Монтеверди и Дж. Габриели по мотивам Евангелия, балет «Евангелисты», основанный на старинной музыке.

Леонид Мясин умер в Германии в 1979 году. Как и при жизни балетмейстера, так и после смерти его творчество еще достаточно долго не было знакомо зрителям на его родине. Только в 2005 году один из его балетов – «Треуголка» – впервые был поставлен в России, в Большом театре.

 

Музыкальные Сезоны

musicseasons.org

Балетмейстер Леонид Мясин: русский иностранец

Имя Леонида Мясина мало кому известно в России, его знают в узких кругах танцовщиков, хореографов и артистов балета. Проницательность и чутье Сергея Дягилева на молодых талантливых танцоров повернуло однажды судьбу юного русского артиста балета и вписало его в историю зарубежного балета.

Детство и семья

Леонид Федорович Мясин родился в Москве 8 августа 1895 года. Его родители были музыкантами: отец Федор Мясин был валторнистом в Большом театре, а мать Евгения исполняла партии сопрано в том же Большом. В семье было пятеро детей. Четверо сыновей, из которых Леонид был самым младшим и поздним ребенком, и дочка.

Братья Лени были далеки от искусства, старший Михаил был военным, а два других Константин и Григорий готовились стать инженерами. Еще в раннем возрасте Леонид Мясин стал проявлять интерес к танцам и музыке, но это было забавы ради, нежели осознанное желание посвятить себя искусству.

Однажды знакомая матери из Большого театра увидела, как мальчик двигается, и посоветовала Евгении Николаевне отдать его в театральный вуз. Леонид сдал вступительные экзамены в театральное училище и вскоре его зачислили в основной класс балетного отделения.

В возрасте восьми лет он начал постигать основы хореографии, участвуя в постановках и спектаклях Малого драматического театра. Успешно сдав экзамены экстерном, Леонид находится на перепутье: балет или драматическое искусство.

Встреча с Дягилевым

Русский театральный деятель и автор «Русских сезонов» Сергей Дягилев после ухода из труппы Вацлава Нежинского отправляется на поиски нового премьера и центральной фигуры труппы «Сезонов». Увидев в 1913 году Мясина в небольшой роли в «Лебедином озере», Дягилев делает Леониду предложение войти в труппу и отправиться с ним в Париж. К собственному удивлению, парень соглашается. В январе 1914 года Мясин покидает Россию.

«Русские сезоны»

Дягилев готовил постановку «Легенда об Иосифе», в котором роль предназначена Мясину. Но перед премьерой следует долгая подготовка танцовщика к «Русским сезонам».

Он занимается у Чекетти в Италии, куда Леонид Мясин и Дягилев приехали. Мужчины посещали выставки, музеи, рестораны, проводили много времени вместе и часто были замечены жителями итальянского Позитано.

14 мая 1914 года в Париже состоялась премьера «Легенды об Иосифе», которая имела ошеломительный успех и стала для Мясина «золотым билетом» в труппу Дягилева на правах первого танцовщика и фаворита.

Партнеры и другие члены труппы вспоминали Мясина как импульсивного и требовательного танцовщика, мания величия и эгоизм часто мешали взаимодействию артистов на сцене. Тем не менее, у Дягилева нет сомнений относительно молодого Мясина, он предлагает Леониду исполнять все партии Нежинского.

Постоянные упоминания Вацлава как талантливого артиста очень напрягают и бьют по самолюбию Мясина, вдобавок провальные гастроли в Штаты дают трещину в самоуверенности юноши. Дягилев решает подбодрить парня и предлагает ему стать хореографом «Русских сезонов». Вместе они строят планы новых постановок и гастролей, однако все портит начавшаяся Первая Мировая война. Падает общий интерес к искусству, труппа редко выезжает и только в гарнизоны и госпитали. В 1915 году дебютная постановка Леонида Мясина «Полуночное солнце» имеет успех, и танцовщик становится хореографом.

Изгнание

Мясин много путешествует в поисках вдохновения и познания народных танцев. Его знают в Швейцарии, Испании, Франции. Спектакли «Женщина в хорошем настроении», «Парад», «Треуголка» и другие работы представились тогда заграничной публике. Одни постановки вызывали негодование, другие — срывали овации.

Дягилев неоднозначно относился к хореографу, в тайне он боялся повторения истории с Нежинским, что и случилось в 1921 году. Леонид Мясин объявил о женитьбе на балерине Вере Савиной, после чего был уволен Дягилевым из труппы. Сам хореограф болезненно воспринял свое изгнание, поскольку лишился любимого дела и средств к существованию. Любовь не принесла утешения — в 1924 году Хореограф и Савина расстались.

В этот же период Мясин приобретает небольшой островной архипелаг близ Неаполя, который мечтает обустроить под резиденцию для артистов театра и балета. Тут же он стал жить и писать автобиографию. Работа Леонида Мясина «Моя жизнь в балете» станет доступна читателям лишь в 90-е годы, благодаря чему его личность начнут изучать в России.

В 1933 году балетмейстер собирает бывших дягилевцев и талантливых артистов в труппу «Русский балет в Монте-Карло», а в 1939 году начнет покорять балетом Америку. Гастроли в Штатах были настолько удачны, что Мясин с третьей супругой Татьяной Орловой переезжают жить в США.

Визиты в Россию

В 1961 году после 40 лет лет отсутствия Мясин приезжает в Москву. В надежде окунуться в приятные воспоминания детства Леонид встречает только печаль и разочарование. Слежки, цензура, НКВД коснулось и его семьи, старшего брата Михаила, военного офицера, арестовали за «неосторожное слово». Люди жили с опаской и оглядкой, подобная ситуация в России очень расстроила Мясина.

Повторный визит балетмейстера на Родину состоялся через два года. Он надеялся, что его постановки увидят в Большом театре. Но тогдашний министр культуры Фурцева негативно относилась ко всему западному, пусть и с русскими корнями, и Мясин уехал ни с чем.

Последние годы жизни

Мясин поставил более, чем 100 балетов, которые увидели во всех уголках развитых стран. Он даже снялся в нескольких фильмах, где также участвовал в постановке хореографии. В последние годы жизни Леонид Федорович читал лекции по народным танцам в Королевской школе в Лондоне. Его дети Леонид и Татьяна тоже стали артистами балета.

Умер хореограф в возрасте 83 лет в Германии.

fb.ru

Мясин, Леонид Фёдорович — Википедия. Что такое Мясин, Леонид Фёдорович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Леони́д Фёдорович Мя́син (28 июля [9 августа] 1896[1]Москва — 15 марта 1979, Кёльн, Германия) — танцовщик и хореограф русского происхождения. Сочинил более 70 балетов.

Творчество

Учился балету в Императорской школе Большого театра в Москве. Там его заметил Сергей Дягилев и увез в Европу. С 1915 по 1921 годы Мясин был одним из главных хореографов Русских сезонов. В этот период более всего прославился в 1917 году скандальной постановкой «сюрреалистического» балета «Парад» на музыку Эрика Сати (в сотрудничестве с Пабло Пикассо и Жаном Кокто). После ухода Вацлава Нижинского он стал главным танцовщиком. После смерти Дягилева и фактического прекращения его Балетов, Мясин совместно с полковником де Базилем основал труппу «Русский балет Монте-Карло» (англ.), которая сохранила репертуар «Русского балета Дягилева» и во многом продолжала его традиции.

В 1929—1931 годах был главным хореографом кинотеатра «Рокси» в Нью-Йорке.

Мясин снялся в нескольких фильмах, среди которых: «Испанская фиеста» (1942), «Красные башмачки» (1948), «Сказки Гофмана» (1951), «Неаполитанская карусель» (1954, вместе с Софи Лорен). Также работал как хореограф при постановке фильмов.

В 2005 году в Большом театре впервые за долгое время были представлены три балета Мясина: «Треуголка», «Предзнаменования» и «Парижское веселье»[2].

Постановки

Русский балет Дягилева
  • 1914 — «Литургия», оформление Натальи Гончаровой. Не осуществлен.
  • 1917 — «Парад» на музыку Эрика Сати, либретто Жана Кокто, оформление Пабло Пикассо
  • 1917 — «Женщины в хорошем настроении[en]» на музыку Доменико Скарлатти, либретто и оформление Льва Бакста
  • 1919 — «Волшебная лавка[en]» на музыку Джоаккино Россини, либретто Андре Дерена, оформление Андре Дерена и Льва Бакста
  • 1919 — «Треуголка» на музыку Мануэля де Фальи, оформление Пабло Пикассо
  • 1920 — «Песнь соловья[en]» на музыку Игоря Стравинского, либретто по сказке Андерсена, оформление Анри Матисса
  • 1920 — «Пульчинелла» на музыку Игоря Стравинского, либретто Леонида Мясина, оформление Пабло Пикассо
  • 1927 — «Стальной скок» на музыку Сергея Прокофьева, либретто и оформление Георгия Якулова
Soirées de Paris
Русский балет Монте-Карло

Личная жизнь

Леонид Мясин был женат четырежды, в браке с Татьяной Милишниковой у него родились двое детей: дочь Татьяна (род. 1941) и сын Лорка (род. 1944). На заре своей карьеры, однако, он был любовником Дягилева, хотя его личные предпочтения, по-видимому, были гетеросексуальны[4].

Сочинения

Примечания

Литература

  • Красовская В. М. Мясин Леонид Фёдорович // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
  • Суриц Е. Артист и балетмейстер Леонид Мясин. — Пермь: Книжный мир, 2012. — 460 с. — ISBN 978-5-905550-04-1.
  • «Есть час и день, когда все принимает свою действительную окраску…» Письма Л. Ф. Мясина А. П. Большакову (1914—1916). Публ., вступ. статья и коммент. Е. Я. Суриц // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. Вып. 6. М.: Индрик, 2014. С. 211—242.
  • «С островами у меня много хлопот» Л. Ф. Мясин. Письма брату. 1925—1937. Публ., вступ. статья и коммент. Е. Я. Суриц // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. Вып. 6. М.: Индрик, 2014. С. 243—296.

Ссылки

wiki.sc

Леонид Мясин. Проект 1917

Новый пост

Свободная
история

01.11.16
02.11.16
03.11.16
04.11.16
05.11.16
06.11.16
07.11.16
08.11.16
09.11.16
10.11.16
11.11.16
12.11.16
13.11.16
14.11.16
15.11.16
16.11.16
17.11.16
18.11.16
19.11.16
20.11.16
21.11.16
22.11.16
23.11.16
24.11.16
25.11.16
26.11.16
27.11.16
28.11.16
29.11.16
30.11.16
01.12.16
02.12.16
03.12.16
04.12.16
05.12.16
06.12.16
07.12.16
08.12.16
09.12.16
10.12.16
11.12.16
12.12.16
13.12.16
14.12.16
15.12.16
16.12.16
17.12.16
18.12.16
19.12.16
20.12.16
21.12.16
22.12.16
23.12.16
24.12.16
25.12.16
26.12.16
27.12.16
28.12.16
29.12.16
30.12.16
31.12.16
01.01.17
02.01.17
03.01.17
04.01.17
05.01.17
06.01.17
07.01.17
08.01.17
09.01.17
10.01.17
11.01.17
12.01.17
13.01.17
14.01.17
15.01.17
16.01.17
17.01.17
18.01.17
19.01.17
20.01.17
21.01.17
22.01.17
23.01.17
24.01.17
25.01.17
26.01.17
27.01.17
28.01.17
29.01.17
30.01.17
31.01.17
01.02.17
02.02.17
03.02.17
04.02.17
05.02.17
06.02.17
07.02.17
08.02.17
09.02.17
10.02.17
11.02.17
12.02.17
13.02.17
14.02.17
15.02.17
16.02.17
17.02.17
18.02.17
19.02.17
20.02.17
21.02.17
22.02.17
23.02.17
24.02.17
25.02.17
26.02.17
27.02.17
28.02.17
01.03.17
02.03.17
03.03.17
04.03.17
05.03.17
06.03.17
07.03.17
08.03.17
09.03.17
10.03.17
11.03.17
12.03.17
13.03.17
14.03.17
15.03.17
16.03.17
17.03.17
18.03.17
19.03.17
20.03.17
21.03.17
22.03.17
23.03.17
24.03.17
25.03.17
26.03.17
27.03.17
28.03.17
29.03.17
30.03.17
31.03.17
01.04.17
02.04.17
03.04.17
04.04.17
05.04.17
06.04.17
07.04.17
08.04.17
09.04.17
10.04.17
11.04.17
12.04.17
13.04.17
14.04.17
15.04.17
16.04.17
17.04.17
18.04.17
19.04.17
20.04.17
21.04.17
22.04.17
23.04.17
24.04.17
25.04.17
26.04.17
27.04.17
28.04.17
29.04.17
30.04.17
01.05.17
02.05.17
03.05.17
04.05.17
05.05.17
06.05.17
07.05.17
08.05.17
09.05.17
10.05.17
11.05.17
12.05.17
13.05.17
14.05.17
15.05.17
16.05.17
17.05.17
18.05.17
19.05.17
20.05.17
21.05.17
22.05.17
23.05.17
24.05.17
25.05.17
26.05.17
27.05.17
28.05.17
29.05.17
30.05.17
31.05.17
01.06.17
02.06.17
03.06.17
04.06.17
05.06.17
06.06.17
07.06.17
08.06.17
09.06.17
10.06.17
11.06.17
12.06.17
13.06.17
14.06.17
15.06.17
16.06.17
17.06.17
18.06.17
19.06.17
20.06.17
21.06.17
22.06.17
23.06.17
24.06.17
25.06.17
26.06.17
27.06.17
28.06.17
29.06.17
30.06.17
01.07.17
02.07.17
03.07.17
04.07.17
05.07.17
06.07.17
07.07.17
08.07.17
09.07.17
10.07.17
11.07.17
12.07.17
13.07.17
14.07.17
15.07.17
16.07.17
17.07.17
18.07.17
19.07.17
20.07.17
21.07.17
22.07.17
23.07.17
24.07.17
25.07.17
26.07.17
27.07.17
28.07.17
29.07.17
30.07.17
31.07.17
01.08.17
02.08.17
03.08.17
04.08.17
05.08.17
06.08.17
07.08.17
08.08.17
09.08.17
10.08.17
11.08.17
12.08.17

project1917.ru

МЯСИН • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 621-622

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: Е. Я. Суриц

МЯ́СИН Ле­о­нид Фё­до­ро­вич [27.7(8.8).1895, Мо­ск­ва – 15.3.1979, Бор­кен, ФРГ], рос. ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, пе­да­гог. Из се­мьи му­зы­кан­тов. Обу­чал­ся жи­во­пи­си в Ху­дож. шко­ле А. П. Боль­ша­ко­ва в Мо­ск­ве. В 1912 окон­чил Моск. те­ат­раль­ное уч-ще (уче­ник А. А. Гор­ско­го) и  был при­нят в труп­пу моск. Боль­шо­го те­ат­ра. Вы­сту­пал так­же в дра­ма­тич. ро­лях на сце­не Ма­ло­го те­ат­ра. С 1914 в труп­пе С. П. Дя­ги­ле­ва (уче­ник Э. Чек­кет­ти). Ис­пол­нил гл. пар­тии в ба­ле­тах М. М. Фо­ки­на (Ио­сиф – «Ле­ген­да об Ио­си­фе» Р. Штрау­са, Пет­руш­ка – «Пет­руш­ка» И. Ф. Стра­вин­ско­го). Пер­вая по­ста­нов­ка М. – «По­лу­ноч­ное солн­це» на му­зы­ку Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (1915, Же­не­ва). Сре­ди др. спек­так­лей в Рус­ском ба­ле­те Дя­ги­ле­ва: «Жен­щи­ны в хо­ро­шем на­строе­нии» на му­зы­ку Д. Скар­лат­ти (1917), «Па­рад» Э. Са­ти (1917), «Фан­та­сти­че­ская лав­ка» на му­зы­ку Дж. Рос­си­ни (1919), «Тре­угол­ка» М. де Фа­льи (1919), «Пуль­чи­нел­ла» Стра­вин­ско­го по мо­ти­вам Дж. Б. Пер­го­ле­зи (1920). В 1921 М. ушёл от Дя­ги­ле­ва, ра­бо­тал в США, Ве­ли­ко­бри­та­нии и Фран­ции, со­з­дав, в ча­ст­но­сти, за­вое­вав­ший ши­ро­кую по­пу­ляр­ность в ми­ре ба­лет «Пре­крас­ный го­лу­бой Ду­най» на му­зы­ку И. Штрау­са (1924, Па­риж). Вновь вер­нув­шись к Дя­ги­ле­ву, по­ста­вил ряд спек­так­лей, в т. ч. «Зе­фир и Фло­ра» Вер­но­на Дью­ка (1925), «Сталь­ной скок» С. С. Про­кофь­е­ва (1927) и «Оду» Н. Д. На­бо­ко­ва (1928). Вы­ра­бо­тал свой тан­це­валь­ный стиль, от­ли­чав­ший­ся осо­бой ди­на­ми­кой. Ред­ко ис­поль­зо­вал «чис­тый» клас­сич. та­нец, со­че­тая его с ха­рак­тер­ным и бы­то­вым, при­да­вая дви­же­ни­ям ост­ро­ту, гро­те­ско­вость. Опи­ра­ясь на фольк­лор­ную ос­но­ву, осо­бен­но час­то об­ра­щал­ся к исп. тан­цу, а так­же к ко­ме­дии дель ар­те. Др. на­прав­ле­ни­ем, раз­ра­ба­ты­вае­мым М., ста­ла ба­лет­ная ко­ме­дия («Па­риж­ское ве­се­лье» на му­зы­ку Ж. Оф­фен­ба­ха, 1938, и др.).

Л. Ф. Мясин – Мельник («Треуголка» М. де Фальи).

С 1932 ра­бо­тал в труп­пе «Les Ballets russes de Monte-Carlo» (с 1933 зав. труп­пой). С 1938 худ. рук. соз­дан­ной в 1936 рус. труп­пы «Les Ballets de Monte-Car­lo», с его при­хо­дом по­ме­няв­шей на­зва­ние на «Le Ballet russe de Monte-Carlo». С ней М. уе­хал в США, ко­гда на­ча­лась 2-я ми­ро­вая вой­на, и ра­бо­тал там до 1947. В этот пе­ри­од раз­ви­вал но­вое, вве­дён­ное им в оби­ход на­прав­ле­ние – ба­лет-сим­фо­нию: «Пред­зна­ме­но­ва­ния» на му­зы­ку 5-й сим­фо­нии П. И. Чай­ков­ско­го и «Хо­ре­ар­ти­ум» на му­зы­ку 4-й сим­фо­нии И. Брам­са (оба 1933), «Фан­та­сти­че­ская сим­фо­ния» Г. Бер­лио­за (1936), «Ла­би­ринт» на му­зы­ку 7-й сим­фо­нии Ф. Шу­бер­та (1941), «Ле­нин­град­ская сим­фо­ния» на му­зы­ку 1-й ч. 7-й сим­фо­нии Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча (1945). Боль­шин­ст­во сим­фо­нич. ба­ле­тов М. ил­лю­ст­ра­тив­ны, в их ос­но­ве – ал­ле­го­рич. сю­жет ли­бо жи­во­пис­ный об­раз. В 1940–50-х гг., ра­бо­тая в США и стра­нах Лат. Аме­ри­ки, М. ста­вил спек­так­ли, ис­поль­зуя ме­ст­ный ко­ло­рит, нар. и бы­то­вые тан­цы (напр., «Нью-Йор­кер» на му­зы­ку Дж. Гер­шви­на, 1940). Од­на из луч­ших по­ста­но­вок – «Але­ко» на му­зы­ку Чай­ков­ско­го и сю­жет по­эмы А. С. Пуш­ки­на (1942) в труп­пе «Бал­ле ти­этр». В 1950–60-е гг. в Ита­лии со­чи­нял ба­ле­ты на ре­лиг. сю­же­ты и ста­рин­ную цер­ков­ную му­зы­ку, в т. ч. ис­пол­нен­ный в церк­ви г. Пе­руд­жа ба­лет «Laudes Evangelii» на му­зы­ку ком­по­зи­то­ров 18 в. (1952).

Один из круп­ней­ших хо­рео­гра­фов 20 в., мас­тер жан­ро­вых и ко­ме­дий­ных ба­ле­тов, соз­да­тель но­вой фор­мы – ба­ле­та-сим­фо­нии, М. при­да­вал пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние изо­бра­зит. сто­ро­не спек­так­ля, ра­бо­тая в сою­зе с ху­дож­ни­ка­ми М. Ф. Ла­рио­но­вым, Н. С. Гон­ча­ро­вой, П. Пи­кас­со, С. Да­ли, М. З. Ша­га­лом. Од­на­ко по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны сла­ва М. по­мерк­ла, ко­гда в цен­тре вни­ма­ния ока­за­лись бес­сю­жет­ные, чис­то тан­це­валь­ные ба­ле­ты (в пер­вую оче­редь, по­ста­нов­ки Дж. Ба­лан­чи­на). М. ста­вил эс­т­рад­ные про­грам­мы, сни­мал­ся в ки­но («Крас­ные баш­мач­ки» и др.), пре­по­да­вал. Ин­те­рес к твор­че­ст­ву М. воз­ро­дил­ся в 1990-х гг. Его сын Лор­ка (Ле­о­нид) Мя­син вос­ста­нав­ли­вал ба­ле­ты от­ца во мно­гих труп­пах ми­ра, в т. ч. в 2005 в моск. Боль­шом те­ат­ре впер­вые в Рос­сии поста­вил ба­ле­ты «Пред­зна­ме­но­ва­ния», «Тре­угол­ка» и «Па­риж­ское ве­се­лье».

bigenc.ru

МЯСИН • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 621-622

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: Е. Я. Суриц

МЯ́СИН Ле­о­нид Фё­до­ро­вич [27.7(8.8).1895, Мо­ск­ва – 15.3.1979, Бор­кен, ФРГ], рос. ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, пе­да­гог. Из се­мьи му­зы­кан­тов. Обу­чал­ся жи­во­пи­си в Ху­дож. шко­ле А. П. Боль­ша­ко­ва в Мо­ск­ве. В 1912 окон­чил Моск. те­ат­раль­ное уч-ще (уче­ник А. А. Гор­ско­го) и  был при­нят в труп­пу моск. Боль­шо­го те­ат­ра. Вы­сту­пал так­же в дра­ма­тич. ро­лях на сце­не Ма­ло­го те­ат­ра. С 1914 в труп­пе С. П. Дя­ги­ле­ва (уче­ник Э. Чек­кет­ти). Ис­пол­нил гл. пар­тии в ба­ле­тах М. М. Фо­ки­на (Ио­сиф – «Ле­ген­да об Ио­си­фе» Р. Штрау­са, Пет­руш­ка – «Пет­руш­ка» И. Ф. Стра­вин­ско­го). Пер­вая по­ста­нов­ка М. – «По­лу­ноч­ное солн­це» на му­зы­ку Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (1915, Же­не­ва). Сре­ди др. спек­так­лей в Рус­ском ба­ле­те Дя­ги­ле­ва: «Жен­щи­ны в хо­ро­шем на­строе­нии» на му­зы­ку Д. Скар­лат­ти (1917), «Па­рад» Э. Са­ти (1917), «Фан­та­сти­че­ская лав­ка» на му­зы­ку Дж. Рос­си­ни (1919), «Тре­угол­ка» М. де Фа­льи (1919), «Пуль­чи­нел­ла» Стра­вин­ско­го по мо­ти­вам Дж. Б. Пер­го­ле­зи (1920). В 1921 М. ушёл от Дя­ги­ле­ва, ра­бо­тал в США, Ве­ли­ко­бри­та­нии и Фран­ции, со­з­дав, в ча­ст­но­сти, за­вое­вав­ший ши­ро­кую по­пу­ляр­ность в ми­ре ба­лет «Пре­крас­ный го­лу­бой Ду­най» на му­зы­ку И. Штрау­са (1924, Па­риж). Вновь вер­нув­шись к Дя­ги­ле­ву, по­ста­вил ряд спек­так­лей, в т. ч. «Зе­фир и Фло­ра» Вер­но­на Дью­ка (1925), «Сталь­ной скок» С. С. Про­кофь­е­ва (1927) и «Оду» Н. Д. На­бо­ко­ва (1928). Вы­ра­бо­тал свой тан­це­валь­ный стиль, от­ли­чав­ший­ся осо­бой ди­на­ми­кой. Ред­ко ис­поль­зо­вал «чис­тый» клас­сич. та­нец, со­че­тая его с ха­рак­тер­ным и бы­то­вым, при­да­вая дви­же­ни­ям ост­ро­ту, гро­те­ско­вость. Опи­ра­ясь на фольк­лор­ную ос­но­ву, осо­бен­но час­то об­ра­щал­ся к исп. тан­цу, а так­же к ко­ме­дии дель ар­те. Др. на­прав­ле­ни­ем, раз­ра­ба­ты­вае­мым М., ста­ла ба­лет­ная ко­ме­дия («Па­риж­ское ве­се­лье» на му­зы­ку Ж. Оф­фен­ба­ха, 1938, и др.).

Л. Ф. Мясин – Мельник («Треуголка» М. де Фальи).

С 1932 ра­бо­тал в труп­пе «Les Ballets russes de Monte-Carlo» (с 1933 зав. труп­пой). С 1938 худ. рук. соз­дан­ной в 1936 рус. труп­пы «Les Ballets de Monte-Car­lo», с его при­хо­дом по­ме­няв­шей на­зва­ние на «Le Ballet russe de Monte-Carlo». С ней М. уе­хал в США, ко­гда на­ча­лась 2-я ми­ро­вая вой­на, и ра­бо­тал там до 1947. В этот пе­ри­од раз­ви­вал но­вое, вве­дён­ное им в оби­ход на­прав­ле­ние – ба­лет-сим­фо­нию: «Пред­зна­ме­но­ва­ния» на му­зы­ку 5-й сим­фо­нии П. И. Чай­ков­ско­го и «Хо­ре­ар­ти­ум» на му­зы­ку 4-й сим­фо­нии И. Брам­са (оба 1933), «Фан­та­сти­че­ская сим­фо­ния» Г. Бер­лио­за (1936), «Ла­би­ринт» на му­зы­ку 7-й сим­фо­нии Ф. Шу­бер­та (1941), «Ле­нин­град­ская сим­фо­ния» на му­зы­ку 1-й ч. 7-й сим­фо­нии Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча (1945). Боль­шин­ст­во сим­фо­нич. ба­ле­тов М. ил­лю­ст­ра­тив­ны, в их ос­но­ве – ал­ле­го­рич. сю­жет ли­бо жи­во­пис­ный об­раз. В 1940–50-х гг., ра­бо­тая в США и стра­нах Лат. Аме­ри­ки, М. ста­вил спек­так­ли, ис­поль­зуя ме­ст­ный ко­ло­рит, нар. и бы­то­вые тан­цы (напр., «Нью-Йор­кер» на му­зы­ку Дж. Гер­шви­на, 1940). Од­на из луч­ших по­ста­но­вок – «Але­ко» на му­зы­ку Чай­ков­ско­го и сю­жет по­эмы А. С. Пуш­ки­на (1942) в труп­пе «Бал­ле ти­этр». В 1950–60-е гг. в Ита­лии со­чи­нял ба­ле­ты на ре­лиг. сю­же­ты и ста­рин­ную цер­ков­ную му­зы­ку, в т. ч. ис­пол­нен­ный в церк­ви г. Пе­руд­жа ба­лет «Laudes Evangelii» на му­зы­ку ком­по­зи­то­ров 18 в. (1952).

Один из круп­ней­ших хо­рео­гра­фов 20 в., мас­тер жан­ро­вых и ко­ме­дий­ных ба­ле­тов, соз­да­тель но­вой фор­мы – ба­ле­та-сим­фо­нии, М. при­да­вал пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние изо­бра­зит. сто­ро­не спек­так­ля, ра­бо­тая в сою­зе с ху­дож­ни­ка­ми М. Ф. Ла­рио­но­вым, Н. С. Гон­ча­ро­вой, П. Пи­кас­со, С. Да­ли, М. З. Ша­га­лом. Од­на­ко по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны сла­ва М. по­мерк­ла, ко­гда в цен­тре вни­ма­ния ока­за­лись бес­сю­жет­ные, чис­то тан­це­валь­ные ба­ле­ты (в пер­вую оче­редь, по­ста­нов­ки Дж. Ба­лан­чи­на). М. ста­вил эс­т­рад­ные про­грам­мы, сни­мал­ся в ки­но («Крас­ные баш­мач­ки» и др.), пре­по­да­вал. Ин­те­рес к твор­че­ст­ву М. воз­ро­дил­ся в 1990-х гг. Его сын Лор­ка (Ле­о­нид) Мя­син вос­ста­нав­ли­вал ба­ле­ты от­ца во мно­гих труп­пах ми­ра, в т. ч. в 2005 в моск. Боль­шом те­ат­ре впер­вые в Рос­сии поста­вил ба­ле­ты «Пред­зна­ме­но­ва­ния», «Тре­угол­ка» и «Па­риж­ское ве­се­лье».

dev.bigenc.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о