где смотреть «Страшный суд» Босха, а где найти работы Брейгеля, в каком музее находится Венера д’Эсте, а в каком Венера Вилендорфская — блог туриста Art-with-me на Туристер.Ру
Венский Музей истории искусства
Увидеть лучшее из того, что есть в Вене и понять, как конструируется история искусства
«Храм искусства» — это выражение из всех музеев больше всего подходит Венскому Музею истории искусства. Даже его архитектура в лучшем духе историзма объединяет храмовые элементы трех основополагающих западных культур. Именно здесь вы найдете всех богов и героев западноевропейского художественного Олимпа: Арчимбольдо, Брейгеля, Веласкеса, Гольбейна, Дюрера, Джорджоне, Кранаха, Рафаэля, Рембрандта, Рубенса, Тициана (перечислены в алфавитном порядке).
Собрание антиков в Музее истории искусства. Фото Юлии Абрамовой, 2018
Как в любом западном музее, претендующим на универсальность, здесь есть и коллекция египетского искусства и греческого и римского, и, конечно, нумизматический кабинет. Более того, четверть выставочных площадей музея занимает Кунсткамера — мать всех европейских музеев, а именно — собрание редкостей, хоть и в осовремененном виде, т. е. без заспиртованных младенцев. Здесь вперемешку выставлена мелкая пластика, столовая и церковная утварь, элементы декора, научные приборы — все у чему модно применить эпитеты «уникальный» и «особо ценный».
В этом музее есть искусство для каждого любителя и знатока искусства, а особо чувствительные или внимательные зрители после просмотра коллекции смогут понять, почему изначальное название музея «Дворцовый музей» (Hofmuseum) до сих пор подходит музею лучше, чем сегодняшнее имя «Музей истории искусства».
Самые знаменитые объекты: | «Сальера» Бенвенуто Челлини, Гемма Августа, «Вавилонская Башня» Брейгеля, «Мадонна на лугу» Рафаеля и сотни не менее ценных и интересных работ. |
Только здесь: | доисламская скульптура из Судана, Надь-Сент-Миклошский клад, интерьерные росписи работы Густава Климта |
Время на осмотр экспозиции: | от 2,5 часов |
Адрес музея: | Kunsthistorisches Museum, Wien Maria-Theresien-Platz, 1010 Wien |
Режим работы: | С 10.00 до 18.00. По четвергам до 21.00. Понедельнк выходной. С июня по август открыт ежедневно |
Практические замечания: | купите билет заранее в интернете, не пользуйтесь туалетом рядом с гардеробом, кафе превосходное, если захотите вернуться — можете поменять свой входной билет на годовую карту KHM с доплатой 29 евро и правом посещать все музеи сети в течение 365 дней. |
Венский Музей естественной истории
Увидеть самые старые образцы искусства и понять эволюционные основания искусства
Музей-близнец на другой стороне площади Марии Терезии и большинство посетителей приходят сюда смотреть на кости динозавров (большая часть которых — замечательные гипсовые копии и пластиковые реконструкции). Для любителей искусства этот музей возможность увидеть замечательные образцы первых вещей сделанных Homo Sapience без очевидной практической надобности (т. е. искусство), среди которых неолитические венеры и старейшие золотые изделия. А также некоторые объекты, в которых и природная и культурная составляющая равны, как например букет из драгоценных камней, подаренный Марией Терезией мужу — страстному собирателю минералов.
Самые знаменитые объекты: | Венера Виллендорвская, Букет Франца Штефана |
Только здесь: | объекты, где граница между вкладом природы и искусства неочевидна. Музейные витрины — настоящие произведения искусства |
Время на осмотр музея: | если вы ограничитесь искусством, то сможете уложиться за один час, но право, уходить не посмотрев самую репрезентативную коллекцию метеоритов в мире и по меньшей мере опрометчиво. |
Адрес музея: | Naturhistorisches Museum, Wien Maria-Theresien-Platz, 1010 Wien |
Режим работы: | ежедневно с 9.00 до 18.30. По средам до 21.00 |
Музей Академии искусства (с 2017 по 2020 год в Дворце Лобковец)
Увидеть образцы для подражания, на которые ориентировались поколения художников и понять критерии искусства для его создателейСобрание Академии искусства — это музей истории искусства в миниатюре и нынешняя экспозиция будто специально построено так, чтобы показать, на что молодые художники должны были обращать внимание, чтобы стать новыми тицианами и ван дейками. Поэтому в галерее так много замечательных примеров «историй» — живописных работ, иллюстрирующих античные исторические сюжеты, такие «пеплум»-постановки докинематографической эпохи, тут и «Моисей, попирающий корону фараона» и «Катон, совершающий самоубийство». Также Академия — это единственный адрес в Вене, где вы найдете итальянскую живопись раннего Возрождения. И, конечно, грандиозный алтарь Иеронима Босха. Его «Страшный суд» — лучшее произведение загадочного нидерландца в Австрии, а возможно и в мире.
Самые знаменитые объекты: | «Страшный суд» Иеронима Босха, «Мадонна с младенцем и ангелами» Сандро Боттичелли, Тарквиний и Лукреция» Тициана, «Борей похищающий Орифию» Питера Пауля Рубенса |
Только здесь: | обратите внимание на здание дворца, особенно на зал, где состоялась премьера «Героической» Симфонии Бетховена, его скромные размеры и пафосную роспись |
Время на осмотр музея: | от 1 часа |
Адрес музея: | Временно в Театральном музее — Theatermuseum, Palais Lobkowitz, Lobkowitzplatz 2, 1010 Wien |
Режим работы: | ежедневно с 10.00 до 18.00. Вторник выходной |
Дворец Бельведер
Увидеть душу Вены и понять, как искусство формирует самосознание нации
Бельведер — это роскошный барочный комплекс состоящий из двух дворцов и парка. Это символ Вены и музей национального искусства Австрии. Верхний Дворец — самый посещаемый музей Австрии, ведь именно сюда стремятся сотны тысяч зрителей ежегодно, чтобы увидеть «Поцелуй» Густава Климта. Экспозиция все время подвергается изменениям, поскольку представление о том, что нация думает о себе и о своем прошлом тоже меняются. Так количество средневекового религиозного искусства сократилось в три раза за последние десять лет, а считающиеся мещанскими работы эпохи Бидермайера переехали из главного выставочных залов на самый верхний этаж. Центральное место занимают сегодня работы Сецессионистов во главе с Густавом Климтом. Для художника, на которого они сначала равнялись, а потом сбросили с корабля современности, места в Бельведере не осталось — роскошные и пафосные работы Ханса Макарта были демонтированы в феврале 2018, а их место заняли работы современных художников, каждый их которых в течении нескольких месяцев соседствует с национальными художественными сокровищами и более или менее критически о них высказывается. В Нижнем Бельведере проходят временные выставки, своеобразные комментарии к основной экспозиции. Также здесь хранится коллекция средневекового искусства, которую можно посмотреть только лишь придя к открытию музея.
Собрание работ Мессершмидта в Верхнем Бельведере. Фото Юлии Абрамовой, 2018
Самые знаменитые объекты: | «Поцелуй» Густава Климта, «Объятья» Эгона Шиле, «Характерные головы» Франца Ксавье Мессершмидта. |
Только здесь: | доисламская скульптура из Судана, Надь-Сент-Миклошский клад, интерьерные росписи работы Густава Климта |
Время на осмотр музея: | от 1,5 часов |
Адрес музея: | Österreichische Galerie Belvedere, Wien, Prinz Eugen-Straße 27, 1030 Wien |
Режим работы: | ежедневно с 9.00 до 18.00. По пятницам до 21.00 |
Практические замечания: | в Верхний Бельведер купите билеты заранее, приходите или к открытию или в последние часы перед закрытием музея. |
Альбертина
Увидеть искусство модернизма и понять принципы создания и потребления искусства последних 150 лет Альбертина — это один из брендов венского музейного мира. Её графическое собрание знаменито на весь мир, но музей предъявляет его публике лишь очень небольшими частями. Чтобы увидеть самые знаменитые экземпляры вам придется подгадать визит к определенной выставке, что может означать, что вам придется ждать несколько лет, или же довольствоваться выставленными копиями, что не такой уж и плохой вариант. В постоянной же экспозиции Альбертины находится искусство модернизма и авангарда. Пусть среди полотен собрания Батлинеров нет знаменитых объектов по меркам западной истории искусства и именно поэтому оно замечательно подходит для изучения почти все вариантов «измов» искусства конца 19 — начала 20 века — ведь в отношении произведений без статуса шедевра нам проще полагаться на собственные ощущения. Ещё лучше коллекция Альбертины подходит для изучения характеристик искусства, необходимых искусству сегодняшнему — серийность, контекстность, намерение и привязанность к личности автора и пр. Так что, если у вас вызовет понимание нежность с которой Тулуз-Лотреком нарисовал к лошадь по имени Газель, вам легко будет найти подход к работам Трейси Эмин или Германа Нитша.Экспозиция (копий) рисунков Эгона Шиле и Густава Климта в Альбертине. Фото Юлии Абрамовой, 2018
Самые знаменитые объекты: | «Зайчик» Альбрехта Дюрера, «Пруд с кувшинками» Клода Моне, «Дама в зеленой шляпе» Пикассо. |
Время на осмотр музея: | от 1,5 часов |
Адрес музея: | Albertina, Albertinaplatz 1, 1010 Wien |
ежедневно с 9.00 до 18.00. По средам и пятницам до 21.00 | |
Практические замечания: | лучший магазин арт-сувениров в городе |
Музей фальшивок
Увидеть лжешедевры и понять роль экспертов в мире искусства
Не удивляйтесь, увидев этот музей в списке мест, стоящих внимания любителей искусства. Экспонаты для музеев отбирают эксперты, поэтому понимать, как работает институт экспертизы в искусстве не обязательно, только если вы собираетесь ограничится созерцанием рисунков своих детей. Музей небольшой и в нем больше описаний историй великих фальсификаторов, нежели чем их работ. Если вас заинтересовал Вермеер в Музее истории искусства, то вам особенно будет интересно увидеть рисунки Хана ван Мегерена, автора лучших «вермееров» в истории подделок. Но он не единственный робин гуд, движимый ненавистью к сообществу экспертов от арт-рынка. Тут и встраивавший в свои подделки саморазоблачения Том Китинг и автор самого известного пособия для изготовления искусства «под старину» Эрик Хебборн. Попробуйте посмотреть на работы, обманувшие многих экспертов и понять методы и мотивацию специалистов, подделавших подчерк признанных мастеров.
Музей фальшивок, 2018. Фото Юлии Абрамовой
Самые знаменитые объекты: | наброски Хана ван Мегерена |
Время на осмотр музея: | от 20 минут |
Адрес музея: | Fälschermuseum, Löwengasse 28, 1030 Wien |
Режим работы: | ежедневно с 10.00 до 17.00. Понедельник выходной |
Музей Леопольда
Увидеть самые скандальные произведения, когда-либо сделанные в Вене и понять принцип актуальности искусстваВ Музейном квартале три музейных здания — МУМОК, Кунстхалле и Музей Леопольда. Все три музея выставляют искусство 20–21 века. Однако мне трудно дать четкие рекомендации к первым двум, т. к. выставки там меняются регулярно и не все они стоят пристального внимания. В моем блоге вы найдете описание пары из них. Музей же Леопольда помимо временных выставок имеет постоянную экспозицию работ Эгона Шиле, а Шиле с его эксбиционистскими работами до сих считается способным вызывать неоднозначные реакции, ведь многие темы, которых он касался в своих работах — как разница между искусством и порнографией — все ещё «горячие» темы сегодня.
Эгон Шиле в Музее Леопольда. Фото Юлии Абрамовой
Самые знаменитые объекты: | «Жизнь и смерть» Густава Климта и самые откровенные автопортреты Эгона Шиле |
Только здесь: | объекты, где граница между вкладом природы и искусства неочевидна. Музейные витрины — настоящие произведения искусства |
Время на осмотр музея: | от 1, 5 часов |
Адрес музея: | Leopold Museum, Museumsplatz 1, 1070 Wien |
Режим работы: | ежедневно с 10.00 до 18.00. По четвергам до 21.00 |
Музей Вены
Увидеть местные сокровища и понять, что искусство значит для городаОбычно по-русски Wien Museum — Музей Вены — называют музеем истории города, что верно не вполне. Произведений неприкладного искусства в этом музее более чем достаточно, чтобы он мог считаться музеем изящных искусств. Все эти единицы хранения легко могли бы быть поделены между другими музейными домами по принципу жанровой или стилистической принадлежности. Например полотнам Климта, Шиле, Герсталя был бы рад Бельведер, а гостиная Лооса смотрелась бы органично в Музее мебели. К счастью исторически сложившийся Музей города в Вене существует и дает своим посетителям замечательную возможность проследить историю города не только по документам, но и по редкостным произведениям искусства. Вена — не единственный город, где были сделаны великие произведения искусства, но точно один их немногих, что сохранил огромное их количество для себя, своих жителей и гостей столицы.
Экспозиция средневекового искусства в Музее Вены. Фото Юлии Абрамовой, 2018
Самые знаменитые объекты: | «Портрет Эмилии Флёге» Густава Климта, оригинальные скульптуры с фасада и шлиль Собора Святого Стефана в форме полумесяца |
Только здесь: | погребальные рыцарские шлемы |
Время на осмотр музея: | от 1,5 часов |
Адрес музея: | Wien Museum, Karlsplatz 8, 1040, Wien |
Режим работы: | Eжедневно кроме понедельника с 10.00 до 18.00 |
Музей Собора
Увидеть религиозное искусство и понять важность (духовного) контекста
Мало кто серьезно размышляет над вопросами веры в музее, хотя музеи и заполнены религиозным искусством. Но разделив эстетическое и религиозное, музеи естественным образом свели религиозное к комментарию. Музей Собора — редкое место, что религиозное искусство, даже лишеннись контекста, не лишилось с ним и доли почитания. Здесь среди зрителей вы увидите и представителей местной богемы и членов монашеских орденов. Во многом это заслуга Отто Мауэра — священника и галериста, который создал особую художественно-духовную среду в Вене, среду диаметрально противоположную доминантному художественному контексту. Поэтому в Музее собора вы увидите и погребальную плащеницу Рудольфа IV и видеоперворманс Вали Экспорт и сможете ощутить как действуют контекстуальные рамки восприятия искусства.
Самые знаменитые объекты: | Портрет Рудольфа IV Основателя, сирийские вазы 13-го века. |
Время на осмотр музея: | от 1 часа |
Адрес музея: | Dom Museum, Stephansplatz 6, 1010 Wien |
Режим работы: | Со среды по воскресенье с 10.00 до 18.00. По четвергам до 20.00 |
Музей шотландского монастыря
Увидеть музей действующего монастыря и понять суть универсальной коллекции
Чтобы попасть в музей монастыря, нужно пройти через монастырскую лавку и вы окажетесь в музее, расположивсемся в бывшей квартире прелата. У монахов никогда не было цели собирать искусство и все статуи, картины и предметы мебели, что посетители могут сегодня видеть, скопись здесь, как скапливаются вещи в старом доме. Бенедектинцы традиционно придавали искусству большое значение и теперь решили открыть доступ к нему простым посетителям. Старый алтарь церкви монастыря — главное его художественное сокровище. На панели, «Бегство в Египет» Мария, Иосиф и Младенец Христос проезжают мимо Вены и это изображение 1457 года — первый дошедший до нас вид города. Но это собрание не органичивается религиозным искусством и утварью тут и предметы интерьера и собрание естественно-научных экспонатов из которого не так давно (по историческим меркам) убрали чучело венгерского солдата.
Самые знаменитые объекты: | Старый алтарь Церкви нашей возлюбленной Матери Божьей |
Только здесь: | первое изображение Вены |
Время на осмотр музея: | от 1,5 часов |
Адрес музея: | Schottenstift Museum, Freyung 6, 1010 Wien |
Режим работы: | ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме воскресенье и понедельника |
Юлия Абрамова
Июнь 2018
В качестве обложки записи использована картина «Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей галерее в Брюсселе» Давида Тернирса мл., около 1650 года из собрания Венского Музея истории искусства в Вене
artwithme.ru
Самая большая выставка Брейгеля открылась в Вене
Питер Брейгель. «Вавилонская башня». 1563. Музей истории искусств, Вена. Фото: Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam / Studio Tromp, Rotterdam
В мировом распределении картин Питера Брейгеля Старшего (около 1525/30 — 1569) по музеям и частным собраниям венский Музей истории искусств (Kunsthistorisches Museum, KHM) занимает главное место. У него 12 произведений художника (спасибо Габсбургам) — это примерно треть всего живописного наследия Брейгеля. Идущие вторыми Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе обладают шестью картинами, у остальных, включая таких титанов, как Лувр и Метрополитен-музей, и того меньше. Так что венцам сам бог велел проводить выставки Брейгеля, как по случаю, так и без него. Близкие 450 лет со дня смерти художника — хороший повод. Но причина, по которой мировые музеи и частные коллекционеры «скинулись» на беспрецедентную выставку из 30 произведений Брейгеля и сделали ее главным событием 2018 года, видится в другом.
Питер Брейгель. «Охотники на снегу». 1565. Музей истории искусств, Вена. Фото: KHM-Museumsverband
«Охотники на снегу» (1565)
Пейзаж в «Охотниках на снегу» явно вымышленный. Питер Брейгель изысканно микширует голландскую долину, альпийские горы и германский замок. Охотники настреляли на троих одну тощую лису. Курам на смех, точнее, сороке, изображенной в центре картины. На вывеске таверны слева виден святой Евстафий — покровитель охотников, который отказал им в поддержке. Деревня не замечает этой драмы. Многие ее жители радуются холодам и катаются на коньках. Кому-то приходится тащить тяжелый хворост для печки, а другие уже тушат пожар после неумеренного употребления дров. Сочетание белизны снега и зеленого оттенка льда безупречно. Зимнюю сцену, которая может повторяться с точностью до деталей много лет, Брейгель превращает в размышление о безуспешных поисках человеком смысла жизни. В. М.
Питер Брейгель был прозван «Мужицким», наверное, его первыми дилерами: он любил изображать сельскую жизнь. И не принимал заказы на портреты платежеспособных граждан, в частности, из того же Брюсселя, где прожил самую продуктивную часть жизни. Недолгой, даже по меркам XVI века. Единственный известный «Портрет старой крестьянки» из мюнхенской Старой пинакотеки сделан явно не на заказ.
На самом деле «сельская жизнь» — это ребус, за которым прячется иное содержание. Именно это в его картинах привлекает современного человека. И это учтено на выставке: нажал на клавишу — высветилось изображение фрагмента картины. Часто это экшен, в который интересно всматриваться. И нет общих правил расшифровки изображений.
Питер Брейгель. «Две обезьянки». 1562. Государственные музеи, Берлин. Фото: Staatliche Museen zu Berlin, Gemäldegalerie / Christoph Schmidt
Например, «Сорока на виселице» из Музея земли Гессен (Дармштадт). Зачем изображать птицу в таких странных обстоятельствах? Оказывается, этой картиной Брейгель выразил свое отношение к доносчикам и сплетникам, по наветам которых испанские завоеватели казнили его соотечественников на реальных виселицах.
Питер Брейгель. «Крестьянская свадьба». Около 1567. Музей истории искусств, Вена. Фото: KHM-Museumsverband
«Крестьянская свадьба» (1568)
Брейгеля меньше всего интересует невеста, которую он убирает на задний план. Уже не говоря о том, что по обычаям того времени свадебный обед мог обходиться без жениха. Единственный стул со спинкой достался нотариусу. Справа помещен мужчина в черной одежде — это дворянин, беседующий с монахом. Зоркий Брейгель ироничен: дворянину не хватило ВИП-лавки — для него к столу приставили деревянный ушат. Два разносчика несут кашу на двери, приспособленной как поднос. В шляпу переднего вставлена ложка — символ бедности, к шляпе заднего прикреплена лента. Замечательно изображение ребенка (привет ангелам с «Сикстинской Мадонны» Рафаэля!). Он пальцем долизывает кашу с пустой тарелки, радуясь празднику. На боку у него висит нож, тогда единственный инструмент на все случаи жизни. В. М.
«Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» (KHM) выглядит простым: те и другие персонажи беспечны. Некто невидимый вот-вот дернет за веревку, и ловушка придавит птичек. Нужно ли беспокоиться конькобежцам?
Питер Брейгель. «Самоубийство Саула». 1564. Музей истории искусств, Вена. Фото: KHM-Museumsverband
Питер Брейгель Старший родился между 1525 и 1530 годами то ли в городе Бреда в Северном Брабанте, то ли в расположенной поблизости деревушке Брёгел. Конечно, эффектнее версия о том, что художник получил свое авторское имя по названию родного края.
Питер Брейгель. «Триумф смерти». 1562–1563. Музей Прадо, Мадрид. Фото: Museo Nacional del Prado
Возрожденный к жизни «Триумф смерти»
К выставке в Вене мадридский Музей Прадо отреставрировал шедевр Брейгеля из своей коллекции — «Триумф смерти» (1562–1563). Работа, в ходе которой был укреплен красочный слой и возвращены оригинальные яркие цвета, длилась два года. «Потребовалась полная расчистка, очень кропотливая, поскольку оригинальный красочный слой был тоньше последующих записей, образовавших плотную корку», — говорит реставратор Мария Антония Лопес де Асиан. Восстановить записанные детали помогли копии с картины, сделанные сыновьями художника, и современная инфракрасная съемка. До 2011 года «Триумф смерти» был единственной работой Питера Брейгеля Старшего в собрании Прадо, пока музей не приобрел за €7 млн еще одну картину нидерландского мастера — «Вино на празднике святого Мартина» (1566–1567). К. М.
В середине 1540-х юный Питер перебирается в Антверпен, где обучается гравировальному мастерству у Питера Кука ван Альста, служившего при дворе короля Карла V. Вскоре после смерти ван Альста Брейгеля принимают в гильдию живописцев Антверпена — это пропуск в профессию. И он нанимается в мастерскую к бойкому издателю Иерониму Коку. По легенде, именно там Брейгель увидел гравюры Иеронима Босха и под впечатлением от них создал свои версии. Предприимчивый Кок это заметил, но сначала выдал Брейгелю грант на двухгодичную поездку по Европе. Молодой художник посмотрел Италию, Францию и Швейцарию. Как всякий человек, а тем более художник, в Риме Брейгель восторгался шедеврами Античности и Высокого Возрождения. Позже впечатления от увиденного отразились в картине «Морской бой в гавани Неаполя» (ныне хранится в Галерее Дориа — Памфили, Рим).
Питер Брейгель Старший. «Детские игры». 1560. Музей истории искусств, Вена. Фото: KHM-Museumsverband
Вернувшись в Антверпен, Брейгель делает для печатни Кока гравюру «Большие рыбы поедают малых». Получилось похоже на Босха. Кок ничтоже сумняшеся ставит авторство последнего. История не сохранила сведений, получил ли Брейгель бонус за эту подделку не по своей воле, но высокая оценка современников очевидна.
Питер Брейгель. «Пасечник и разоритель гнезд». Около 1568. Государственные музеи, Берлин. Фото: Kupferstichkabinett der Staatlichen Museen zu Berlin — Preußischer
Kulturbesitz / Jörg P. Anders
Рудольф II, коллекционер
Музей истории искусств в Вене был создан по инициативе предпоследнего австрийского императора Франца-Иосифа (1848–1916), и картинная галерея, практически целиком из шедевров мастеров итальянского и Северного Возрождения, заняла в нем весь второй этаж. Столь богатой коллекцией музей обязан в первую очередь эрцгерцогу Леопольду-Вильгельму и императору Рудольфу II (1576–1612). Последний считался чудаком и не запомнился большими государственными свершениями; не пользуясь популярностью в Вене, он даже переехал в Прагу. Зато Рудольф был прекрасно образован, отличался хорошим вкусом, сам рисовал, занимался ювелирным делом и сумел собрать самую большую в Европе коллекцию живописи. Картины Питера Брейгеля Старшего, большим поклонником которого был Рудольф, он получил в наследство от своего двоюродного брата эрцгерцога Эрнеста, правившего Нидерландами, а тот, в свою очередь, получил шесть картин Брейгеля в дар от властей Антверпена. После смерти Рудольфа его собрание почти в полном составе вернулось в Вену. К. М.
В 1563 году Брейгель женится на Марии ван Альст, дочери своего учителя, и семья переезжает в Брюссель. Именно там случается его звездный взлет. Сначала «Вавилонская башня» (KHM), потом «Поклонение волхвов» (Национальная галерея, Лондон), «Свадебный танец на свежем воздухе» (Галерея Уффици, Флоренция), серия из шести картин «Времена года». Сохранилось пять, самые знаменитые — «Охотники на снегу» и «Возвращение стада» (обе — KHM). Карел ван Мандер (1546–1608), фламандский Вазари, утверждал, что картины серии «Времена года», практически одного формата, были созданы для одного заказчика. Им был состоятельный, но позже разорившийся антверпенский купец Николас Йонгелинк.
Около 1565 года Брейгель возвращается к сюжету о смешении языков и народов и пишет новый вариант «Вавилонской башни» (Музей Бойманса — ван Бенингена, Роттердам). На венской выставке два варианта впервые будут показаны вместе. Обе картины, как и большинство шедевров Брейгеля, написаны маслом на дереве, что сильно затрудняет жизнь многим поколениям реставраторов и делает нынешнюю выставку особенно ценной.
Питер Брейгель. «Обращение Савла». 1562.
Музей истории искусств, Вена. Фото: KHM-Museumsverband
Из поздних работ важными считаются «Крестьянская свадьба» и «Разоритель гнезд» (обе — KHM). На второй картине явно недалекого ума детина показывает пальцем на юного живодера, а сам через мгновение упадет в реку или пруд. Брейгель зол и ироничен. Как мастер на все времена.
В 2002 году на аукционе Sotheby’s в Лондоне картина Брейгеля «Пьяницу заталкивают в свинарник» (около 1568) была продана за £3,3 млн. Эстимейт работа не превзошла, что для старых мастеров нормально. Для них все оценки давно сделаны и выверены. Посмотрев выставку в KHM, любой зритель просто обязан ответить на вопрос, что хотел сказать Брейгель картиной «Две обезьяны» (Государственные музеи Берлина), и предложить свежую версию толкования «Разорителя гнезд».
Музей истории искусств, Вена
Питер Брейгель
2 октября 2018 – 13 января 2019
www.theartnewspaper.ru
Вена для любителей живописи: какие музеи стоит посетить в австрийской столице
Любителям изобразительного искусства нужно отправляться в Вену минимум на неделю, ведь музеев и галерей в австрийской столице — великое множество. При этом, шедевры живописи как будто нарочно выставлены в разных местах: знаменитый «Страшный суд» Босха — в галереи Академических искусств, «Мадонна в зелени» Рафаэля в Художественно-историческом Музее, а работы Густава Климта — сразу в нескольких городских галереях.
Впрочем, в этом есть соль, ведь, когда осматриваешь огромную экспозицию того же Эрмитажа, Лувра или музеев Ватикана, у многих возникает неизбежная интоксикация искусством, то самое чувство, когда вроде бы и грех не зайти в очередной зал, а в тоже время уже возникло чувство «переедания прекрасным».
В случае с Веной все устроено как раз разумно — большинство экспозиций можно осмотреть менее, чем за час. Так что и удовольствие от визита в музей получаешь, но при этом и перенасыщения не происходит. Главное, точно знать, что/где выставлено, дабы не пропустить важные конкретно для вас произведения искусства. Мы составили подборный гид музеев и галерей венской столицы для тех, кто интересуется живописью.
КОЛЛЕКЦИЯ ГУСТАВА КЛИМТА — БЕЛЬВЕДЕР
Красивейший дворцовый комплекс XVIII века в стиле барокко расположен на возвышенности к юго-востоку от центра города, так что вид на центр имперской Вены отсюда открывается, действительно, впечатляющий. Построил Бельведер Евгений Савойский, а потом дворец выкупила австрийская эрцгерцогиня Мария Терезия. Состоит дворцовый ансамбль из двух зданий, между которыми разбит сад.
В 1781 году в Верхнем Бельведере был открыт один из первых публичных музеев в мире. Сегодня сюда стоит отправиться, чтобы увидеть одну из самых полных коллекций работ Густава Климта, в том числе, и знаменитый «Поцелуй».
Собрание работ Климта занимает несколько залов галереи, здесь и прекрасная «Юдифь», и «Дама в шляпе», и незаконченная работа мастера «Адам и Ева». Фотографировать в Верхнем Бельведере запрещено, работники галереи следят за этим очень придирчиво. А вот в Нижнем Бельведере съемка разрешена, и здесь уже выставлены картины современных художников.
Но, в первую очередь, в Нижний Бельведер нужно идти для того, чтобы полюбоваться дворцовыми интерьерами: золотой зал с многочисленными зеркалами и Мраморный зал, украшенный фресками Альтомонте Мартино, достойны вашего времени и внимания.
«СТРАШНЫЙ СУД» БОСХА — ГАЛЕРЕЯ АКАДЕМИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Академия изобразительных искусств, конечно, прежде всего учебное заведение, но при ней открыта галерея, в которой выставлено 250 картин. В первую очередь, сюда стоит заглянуть, чтобы увидеть своими глазами триптих «Страшный суд» Босха.
Основную часть коллекции музея составляют работы мастеров фламандской и голландской школ живописи XVII века, помимо самой известной работы великого и ужасного Иеронима, в галерее можно увидеть «Мальчиков, играющих в кости» Бартоломе Эстебана Мурильо, пейзажи Франческо Гуарди, «Тарквиния и Лукрецию» Тициана, одну из версий «Святой Цецилии» Рубенса и «Посвящение ведьмы» Давида Тенирса Младшего.
«МАДОННА В ЗЕЛЕНИ» РАФАЭЛЯ, АРЧИМБОЛЬДО, НИДЕРЛАНДСКАЯ И ИТАЛЬЯНСКАЯ КЛАССИКА — ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ АВСТРИИ
Италия длительное время находилась под властью австрийцев, так что в Вену привезли немало работ итальянских мастеров периода Ренессанса. Самая значительная коллекция представлена в венском Художественно-историческом музее, здесь находится нежная «Мадонна в зелени» Рафаэля Санти, а также картины Тициана, Перуджино, Паоло Веронезе и Караваджо.
С голландской живописью в Музее истории искусств тоже все очень хорошо, тут можно увидеть знаменитую «Вавилонскую башню» Питера Брейгеля Старшего, работы Яна ван Эйка и Босха. Дело в том, что живший в семнадцатом веке австрийский эрцгерцог Леопольд Вильгельм во время своего пребывания во Фландрии активно пополнял личную коллекцию работами голландских и фламандских мастеров, которая и стала впоследствии основой коллекции музея.
Но, главное, в Художественно-историческом музее представлены 4 картины Джузеппе Арчимбольдо: «Зима» и «Лето» из цикла «Времена года», а также «Огонь» и «Вода» из серии «Стихии» — любителям знаменитых портретов из овощей и фруктов советуем не пропускать этот музей.
НА НАШЕМ САЙТЕ ВЫ МОЖЕТЕ ЗАКАЗАТЬ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ ПО МУЗЕЯМ ВЕНЫ
КАРТИНЫ ХУНДЕРТВАССЕРА — ВЕНСКИЙ ДОМ ИСКУССТВ
Если на известный дом Хундертвассера приходит посмотреть 90 процентов гостей Вены, то до Дома Искусств, также построенного по проекту художника из здания бывшей мебельной фабрики, добираются не все. А зря! Здесь и атмосферно, и интересно. Во-первых, само здание выполнено в узнаваемом стиле Фриденсрайха Хундертвассера: прямых углов почти нет, зато много разноцветных деталей, керамики и, конечно, зелени. Во-вторых, экспозиция — отличная.
Первые два этажа музея отведены под постоянную выставку работ Хундертвассер — все-таки он был в первую очередь живописцем, а уже потом архитектором. В двух других залах проходят временные выставки художников, чья философия и взгляды на искусство созвучны тем, какие проповедовал Хундертвассер. Кстати, когда рассматриваешь картины Хундертвассера, сразу становится понятно, чем именно вдохновляются дизайнеры венского дома Frey Willi, создавая свои коллекции украшений.
КОЛЛЕКЦИЯ ЭГОНА ШИЛЕ — МУЗЕЙ ЛЕОПОЛЬДА
Тем, кто хочет продолжить изучение работ Густава Климта и кому коллекции Бельведера мало, стоит зайти в Музей Леопольда, что открылся в столице Австрии в 2001 году. Здесь выставлены «Жизнь и смерть» и «Даная» основоположника австрийского модерна. Впрочем, главная причина зайти в музей Леопольда — возможность познакомиться с самой полной коллекцией работ Эгона Шиле — известнейшего представителя австрийского экспрессионизма.
После смерти Климта Шиле пророчили славу самого влиятельного художника Австрии, но не сложилось — Эгон Шиле скончался через полгода после Густава Климта. Жизнь талантливого живописца унесла печально известная испанка, Шиле умер в возрасте 28 лет через три дня после смерти своей беременной жены Эдит. Художник предчувствовал собственную кончину, недаром же он написал пронзительную картину «Семья», на которой изобразил себя, свою супругу и их ребенка, умирающих от страшной болезни, унесшей в начале XX века жизни миллионов человек.
Создан музей на основе частного собрания Рудольфа и Элизабеты Леопольдов, правительство страны приобрело у коллекционеров 5000 произведений искусства, и сегодня музей Леопольда — самый посещаемый в музейном квартале Вены.
ЗА РИСУНКАМИ БОСХА, ДА ВИНЧИ И РАФАЭЛЯ — ГАЛЕРЕЯ АЛЬБЕРТИНА
Самая посещаемая галерея Вены может похвастаться великолепной коллекцией графики и рисунков за последнюю 1000 лет: в собрании представлены экспонаты со времен Средневековья и до конца XX века. Коллекцию начал собирать в восемнадцатом веке герцог Альберт Саксонский-Тешенский — большой любитель искусств, живший в Братиславе, а его наследники — тоже эрцгерцоги — в дальнейшем коллекцию графики неустанно пополняли.
Общественным достоянием коллекция стала в 1919 году, и сегодня в экспозиции Альбертины можно увидеть настоящие редкости для истинного ценителя, например, рисунки Иеронима Босха, в том числе, и знаменитый «Улей и ведьмы», графику Пикассо, Климта, рисунки Рембрандта и итальянских мастеров Ренессанса: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля.
ЗА СРЕДНЕВЕКОВЫМИ ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ — НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА АВСТРИИ
Помните, в фильме «Девятые врата», коллекционер листает дьявольскую книгу и говорит, что она сделана «как сам Бог велел, не то что сейчас»? Чтобы убедиться в правоте слов персонажа фильма, загляните в Австрийскую Национальную библиотеку, где хранятся книги еще со времен Средневековья.
Выглядит зал библиотеки совсем, как в мультфильме «Красавица и Чудовище» — миллион трудов в огромных шкафах из ценного дерева, которые стремятся к украшенному фресками потолку. Место — удивительное по своей атмосфере, в небольшом зале библиотеки можно провести целый час — просто стоять с раскрытым от восхищения ртом, обозревая бесконечные ряды книг, статуи и огромные глобусы, на одном, кстати, изображена карта созвездий. Но, раз уж сегодня мы говорим об изобразительном искусстве, то упомянем о цветных средневековых гравюрах и эстампах, что украшают страницы старинных книг.
Книги выложены в раскрытом виде под стеклами, большинство иллюстраций, само собой, на библейскую тему, но, когда смотришь на совершенно не поблекшие со времен Средневековья яркие краски, дух захватывает, а голова идет кругом. Кстати, именно в Национальной библиотеке находится и восхитительная «Обнажённая истина» Густава Климта.
ЗА КЛИМТОМ И СКУЛЬПТУРОЙ МАКСА КЛИНГЕРА — МУЗЕЙ ВЕНЫ НА КАРЛСПЛАЦ
Музей на Карлсплац раньше носил название музея истории Вены, что полностью соответствует истине — в его стенах представлена вся история столицы Австрии, начиная с первых поселений на берегу Дуная. Конечно, основная часть экспозиции посвящена Габсбургам, но на третьем этаже нашлось место и для коллекции картин и предметов искусства XIX — XX веков.
Самые ценные экспонаты: миниатюрная фигурка балерины Эгона Шиле, скандальная скульптура голого Бетховена Макса Клингера и, конечно, картины Густава Климта — здесь выставлены «Афина Паллада», «Любовь» и ранние работы мастера.
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Поделиться с друзьями
Юлия Малкова — Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]
Вам также может понравиться
prevnextс нами в pinterest
trip-point.ru
Две башни. Крупнейшая в истории выставка Брейгеля откроется в Вене осенью 2018 года: philologist — LiveJournal
Для сенсационной монографической выставки живописи Питера Брейгеля Старшего в венский Музей истории искусства привезут еще одну версию «Вавилонской башни». В целом к 12-ти работам нидерландского мастера, которые имеются в музее, обещают добавить еще более десятка картин из различных музеев и частных коллекций мира. Событие приурочено к 450-летней годовщине со дня смерти художника, которую будут отмечать в 2019 году, сообщает сайт об искусстве «Артхив».
Главная иллюстрация материала: Питер Брейгель Старший. «Вавилонская башня» (1563), Музей истории искусств, Вена.
Выставка начнет свою работу 2 октября 2018 года и будет принимать посетителей до 13 января 2019 года. Из сорока картин, которые с уверенностью считаются работами Питера Брейгеля Старшего, венский Музей истории искусства (Kunsthistorisches Museum) владеет двенадцатью. Это самая крупная коллекция живописных работ мастера в мире. Хрупкие работы художника, выполненные на деревянных досках, крайне редко покидают свои постоянные места прописки, так что грядущее событие со столь внушительным «десантом» картин Брейгеля Старшего из других собраний — воистину уникально. «Сенсационная выставка» — сказано на официальном сайте музея.
Какие именно картины привезут в Вену — пока неизвестно. Пока что на сайте музея заявлен лишь визит полотна из Роттердама — варианта «Вавилонской башни».
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня (малая). 1565, 59.9×74.6 см
Описание картин в Артхиве: «В основе работы Брейгеля Старшего „Вавилонская башня“ — аллегория о гордыне человека. Любопытно, что в работе, которая была создана на этот же сюжет раньше („Малая Вавилонская башня“), строение полностью подавляло человеческое начало. Вторая же картина мастера, при всей ее грандиозности и поэтичности, наполнена ощущением жизни, которое сквозит и в многочисленных фигурах строителей, и в движущихся повозках, и в ландшафте. По внешнему виду башня Брейгеля — это нечто среднее между оживлённым муравейником или ульем и Колизеем, который художник, несомненно, мог видеть в Риме. В левом нижнем углу Брейгель изображает царя Нимрода… Башня возводится неравномерно… дело вряд ли будет доведено до завершения.
Известно, что Брейгель писал картины на этот сюжет не менее трёх раз. Сохранились две из них: „большая“ „Вавилонская башня“ хранится в Вене, а „малая“ — в Роттердаме».
Питер Брейгель Старший. Битва Поста и Масленицы, 1559
Картина «Крестьянин и разоритель гнезд» — поздняя и самая монументальная картина Брейгеля Старшего, также из XVI века — «Тот, кто знает, где гнездо, имеет знания, а тот кто грабит — имеет гнездо». Крестьянин идет прямо на зрителя, показывая на разорителя гнезда, и смеется, заметив как тот сейчас упадет с дерева. Однако сам он не замечает, как направляется прямо в канаву.
Вы также можете подписаться на мои страницы:
— в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
— в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
— в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
— в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
— в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
— в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky
philologist.livejournal.com
Выставка года в Европе: Питер Брейгель Старший в Вене | Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW
Шесть лет в Вене готовились к этой сенсационной выставке. Не так часто у музея появляется возможность столь интенсивно погрузиться в тему. «Это было редкое стечение счастливых обстоятельств», — подтверждает Сабина Хааг (Sabine Haag), директор венского Музея истории искусств. Отправной точкой для первой в мире крупной монографической выставки Питера Брейгеля Старшего стал исследовательский проект. Венский Музей истории искусств владеет крупнейшим в мире собранием картин Брейгеля: в музейной коллекции находятся 12 из 40 сохранившихся картин этого нидерландского живописца и графика. В 2012 году было решено провести их реставрацию.
Искусствоведческие открытия были сделаны благодаря новым технологиям
Реставрационные работы начались с тщательного изучения картин, говорит Сабина Хааг. При этом использовались самые различные технологии. «Было чрезвычайно интересно было постепенно узнавать, как работал Брейгель: использовал ли он обычную грунтовку, делал ли предварительные наброски, менял ли что-то потом, — говорит Хааг. — Исследования показали, например, что под слоями краски находятся графические рисунки, до сих пор еще мало изученные».
«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший, 1563 год
Реставраторы смогли реконструировать процесс создания картин, что не только способствует лучшему пониманию творчества художника, но и дает важные импульсы для решения вопросов хранения и восстановления произведений изобразительного искусства.
Отдача от реставрационного проекта была настолько большой, что в Вене решили организовать масштабную выставку работ Брейгеля. Резонанс был огромным. «Мы получили около 30 из 40 сохранившихся картин, плюс половину всех рисунков и гравюр. В общей сложности на этой выставке собрано около 90 работ Питера Брейгеля Старшего. Это большая редкость. Мы даже не смели надеяться на такое», — подчеркивает Сабина Хааг.
Большая часть картин Брейгеля никогда не предоставлялась во временное пользование для выставок. Среди шедевров, представленных на венской выставке, можно увидеть, например, «Торжество смерти» из мадридского Национального музея Прадо, а также «малую» «Вавилонскую башню» из Музея Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме.
Хрупкие шедевры снова вместе
Перевозка произведений искусства — всегда непростая задача, а в случае с художественным наследием Питера Брейгеля Старшего — крайне сложная. Сабина Хааг поясняет: «Картины, написанные по дереву, как правило, очень уязвимы. На них могут повлиять климатические изменения, колебания влажности. С картинами на деревянной основе всегда надо задаваться вопросом, а нужно ли подвергать их транспортировке, перевозить с места на место?»
В результате все картины доехали до Вены в целости и сохранности. Получилась уникальная экспозиция. «Многие работы впервые за последние 200 или 300 лет оказались в одном месте, хотя, возможно, первоначально формировали единую серию», — объясняет Сабина Хааг. В этом сенсационность и уникальность данной выставки.
Питер Брейгель Старший еще при жизни относился к числу наиболее востребованных художников своего времени. В Вене его работы оказались в таком большом количестве благодаря Габсбургам, которые высоко оценили исключительное качество и оригинальность визуальных образов Брейгеля.
Смотрите также:
-
Питер Брейгель и его потомки: династия мастеров
Вавилонская башня
Это, наверное, самое известное живописное полотно Питера Брейгеля Старшего — «Вавилонская башня» (1563). Картина поражает своей монументальностью и цельностью композиции.
-
Питер Брейгель и его потомки: династия мастеров
Проповедь Иоанна Предтечи
Он стал родоначальником художественной династии Брейгелей: мастер нидерландского ренессанса Питер Брейгель Старший (1525-1569). Его работы, оказавшие влияние на развитие всей европейской жанровой и ландшафтной живописи, еще при жизни художника стали знамениты. Как, например, эта: «Проповедь Иоанна Крестителя», написанная в 1566 году.
-
Питер Брейгель и его потомки: династия мастеров
Падение Икара
В своей совместной работе 1561-62 годов Питер Брейгель Старший и Франс Хьюс объединили два мотива: парусник символизирует морской бой в Мессинском проливе в 1552 году, а мифологический Икар – расплату за высокомерие. Сегодня эта гравюра на меди находится в частной коллекции.
-
Питер Брейгель и его потомки: династия мастеров
Возвращение из трактира
Старший сын основателя династии, названный в честь отца, Питер Брейгель Младший, прославился своими «картинками нравов» и тонким юмором. «Возвращение из трактира» (ок. 1620) — один из лучших образцов его живописи. Посмотрите, как жена увещевает подвыпившего мужа, показывая не идущего впереди сына, — вполне современная сцена.
-
Питер Брейгель и его потомки: династия мастеров
Рыбный рынок на берегу
Оживленная торговля на берегу реки, — эта жанровая сцена мастерски передана в 1611 году Яном Брейгелем Старшим (1568-1625). За своеобразную живописную манеру и за то, что он особенно прославился своими мастерскими изображениями цветов, второго сына Питера Брейгеля Старшего часто называют Яном Брейгелем «Бархатным» или «Цветочным».
-
Питер Брейгель и его потомки: династия мастеров
Ноев ковчег
Яна Брейгель Старший оставил после себя великолепные пейзажи, большое количество картин на мифологические и библейские темы, натюрморты. Его первенец Ян тоже стал художником, продолжателем династии. Он вошел в историю как Ян Брейгель Младший и сначала просто копировал картины отца. Полотно «Ноев ковчег» Ян Брейгель Старший написал в 1615 году.
-
Питер Брейгель и его потомки: династия мастеров
Невеста Святой Троицы
Брат Брейгеля «Бархатного» Питер Брейгель Младший («Младший» в отличие от отца — полного тезки) получил прозвище Адский: он увлекался сюжетами Страшного суда, изображениями ужасов ада. «Невеста Святой Троицы» — одна из его самых известных его картин. Согласно народному обычаю, так называли девушку, которая позже всех вставала в день Троицы. Она считалась самой ленивой.
-
Питер Брейгель и его потомки: династия мастеров
Видение Святого Хубертуса
Вместе с Питером Паулем Рубенсом Ян Брейгель Старший написал несколько полотен. Одно из них — «Видение Святого Хуберта». Над ним художники и друзья работали почти четыре года: с 1617-го по 1620-й.
-
Питер Брейгель и его потомки: династия мастеров
Деревенская свадьба
Музыка чувствуется даже в воздухе. Лихо отплясывают крестьянские парочки. Подобные мотивы — ярмарки, танцы, своеобразный калейдоскоп человеческих нравов и настроений — в XVII веке пользовались особой популярностью. Ян Брейгель Старший был мастером таких жанровых сцен.
-
Питер Брейгель и его потомки: династия мастеров
Фламандская деревня зимой
Представитель третьего поколения семьи художников Ян Брейгель Младший начал с того, что копировал работы отца. После его смерти возглавил мастерскую в Антверпене и вскоре стал самостоятельным и известным художником. Лучшее в творчестве Яна Брейгеля Младшего — крупноформатные пейзажи, как, например, «Фламандская деревня зимой» (1630–1635).
-
Питер Брейгель и его потомки: династия мастеров
Выставка в Падерборне
Около 140 картин, рисунков и гравюр, созданных представителями четырех поколений знаменитой династии художников и их последователями, выставлены сйчас в городской галерее замка Нойхауз в Падерборне.
Автор: Штефан Деге, Инга Ваннер
www.dw.com
Графика Брейгеля и Босха в Вене
Намедни в венской Альбертине открылась выставка голландской и фламандской графики из богатейших закромов этого музея. Среди прочего, впервые за последние годы выставлен рисунок Питера Брейгеля Старшего «Большие рыбы пожирают маленьких». Пожалуй, это вообще один из самых знаменитых рисунков в истории мирового искусства:
Питер Брейгель Старший «Большие рыбы пожирают маленьких». 1556 год. Собрание Альбертины.
Бумага в принципе очень чувствительна к свету, поэтому во всех музеях мира графика выставляется крайне редко и только на непродолжительное время. Тем более, если речь идет о рисунках крупнейших мастеров Северного Возрождения. По этой причине, хотя венская Альбертина и располагает одной из лучших в мире коллекций графики, возможности увидеть главные шедевры этого собрания приходится ждать десятилетиями. Сейчас как раз наступила такая возможность. Знаменитый рисунок пером, который считается единственным автопортретом Питера Брейгеля Старшего, не выставлялся уже даже не знаю сколько лет и неизвестно когда будет показан снова:
Питер Брейгель Старший «Художник и знаток». 1565 год. Собрание Альбертины.
Всего на выставке представлено 150 графических листов крупнейших мастеров голландского и фламандского искусства, в том числе работы Рембрандта, Рубенса и Босха. Причем до наших дней сохранилось всего девять достоверно атрибутированных рисунков Босха. Два из них выставлены в Вене. Хотя рядом с графикой Брейгеля даже Босх не так впечатляет…
Иероним Босх «Человек-дерево». 1505 год. Собрание Альбертины.
Выставка продлится до 30 июня 2013 года.
Подробности здесь: www.albertina.at
Напоминаю, что в этой же Альбертине одновременно проходит ретроспектива одного из родоначальников сюрреализма Макса Эрнста.
Update: Выставку посмотрел! Очень рекомендую!
Фото: Albertina
Не забываем на всякий случай зафрендить меня и подписаться на обновления блога на фейсбуке или вконтакте.
ffeztromop.livejournal.com
Брейгель в Вене, выставка года
— А поехали на Брейгеля в Вену! — предложил подругин муж… (нет-нет, без опасений, подруга с двумя маленькими детьми присутствовала и ехать тоже собиралась).Хм…
Вот просто не знаю, что и ответить, так сразу. Нарисовавшиеся в скорости пятизначные счета отодвинули мысли о Брейгеле на несколько отдаленный план, но не смогли уничтожить их полностью. Каждый следующий, новый (и не обязательно восторженный) отчет московских друзей о выставке их только подогревал. Ну елки! Почему только для меня мысль поехать в другую страну на выставку кажется слегка абсурдной, а для «всех» — само собой разумеющейся?! Мысль, разделенная с мужем, благосклонного отклика у него не вызвала, а ведь могли бы, на машине, при удачном раскладе, в один день обернуться. Значит поеду одна. — Но в этом году у тебя было уже так много поездок! И вообще, мы только что вернулись из Кракова… — Значит, в будущем. Вроде, получила обещание, что это будет мой рождественский подарок, потом — что (по причине купленного мною экстравагантного брезентового плаща до полу, в стиле «плащ-палатки») Брейгель чуть было не потерял силу, но «отменить» его в голове было уже невозможно. Мысль достигла той фазы, когда обратного хода больше нет. Еду. Глядь на сайт — а билеты-то распроданы! Их просто больше нет.
Билеты на приличные выставки давно уже продаются как в театры. Но не на конкретные места, а на определенное время. Зайти можно только в промежутке между 13.10 и 13.30, н.пр. (как это было у меня), но оставаться можно сколько хочешь. Отсутствие билетов только укрепило мужа в убеждении, что ехать не надо, а меня — наоборот. К счастью, полному счастью, московская подруга разъяснила как работает «свободная продажа» в кассе — только по остаточному принципу и строго на следующий день (значит, в один день уже не обернуться, — с одной ночевкой). Самое простое было бы воспользоваться своей пресс-картой, удостоверением 20-летней давности, но паталогическая честность… если бы не патологическая честность. В общем, ехать на выставку, не имея билета, но с надеждой на чудо… — какие-то совершенно новые переживания.
Фотографии выложены в беспорядке, сначала идет партия, которую наспех была заброшена в сообщество по теме «Вернисаж», — надо же, какое совпадение! Вот он, Музей истории искусств:
Но если по порядку, кассы, вынесенные на улицу, очевидно, чтобы желающие не разнесли здание музея, открывается в 9. В 8 я уже стояла в очереди, вторая.
Эти очереди, дамы, сидящие на складных стульчиках, с книжками в руках (это ничего, что идет дождь!), неистребимая тягя людей к искусству… — живо напомнили мне времена развитого социализма.
А еще больше — хамство кассира. Продаются билеты исключительно на 12 и 13 января, на заключительный т.ск. «финал», до часу ночи, и если я не имею намерения такой билет купить, то могу проваливать. С моей стороны было глупостью чистой воды спросить про «остаточные» билеты, тем более сказать, что я специально приехала. — О! Не из Росии ли случайно?! — Нет, из Германии. — В таком случае, я должен извиниться, я ошибся. Переживать на тему дискриминации по национальному признаку было некогда. Надо было быстро купить «просто билет» в музей, раздеться, побежать на второй этаж к Брегелю, встать в очередь, в которой стояли счастливые обладатели годовых билетов за вторым, т. наз. Zeitfensterticket — «билетом окошка во времени» (кто более счастливый, кто менее, потому что и им не всем они достанутся) — сделать все как написала в подробной инструкции подруга и надеяться на чудо.
И чудо сработало. Причем, вся операция — совершенно легальная, и даже прописанная на стенах импровизированных уличных касс. Почему ею никто не пользовался — загадка, или надо обладать незаурядным умом моей подруги, впрочем, и ей об этом кто-то рассказал… Но работает оно только первые полчаса после открытия касс, потом ставится табличка с извинениями перед обладателями годовых билетов: «все распродано», — поздно! В чертверть десятого примерно я получила билетик на 13.10. Ну что ж, выйти нельзя, вход одноразовый, позавтракала там же (наперсток эспрессо, круасан — 7 евро:)), посмотрела основную экспозицию, 4 часа пролетели незаметно.
Запустили в святая святых) На 5 минут раньше указанного времени — гуманисты!:) Фотографировать там бесполезно, толпа такая, что для того, чтобы поближе подбраться к картине нужно и там выстоять определенную очередь. Ну какой смысл фотографировать тот или иной кусок «Охотников на снегу»?! Краски все равно искажены. А все равно…
Эта «Возвращение стада» из «Времен года» проняла меня особенно, как никакая другая. Думаешь потом, в чем дело? Почему? Именно она, а не та же Вавилонская башня, н.пр. тиражируемая на всех плакатах? Наверное, дело в красках.
Левый нижний угол «Вавилонской башни» — их висит две, в одном зале.
С билетами, ограниченными по времени, наверное, правильно они сделали, потому что — ну как иначе? И так не протолкнуться. Одного не могу понять, почему они не продлили ее, хотя бы еще на пару недель? Я ведь на это и рассчитывала, что схлынет толпа и тогда, «спокойно»… Дождалась, до чертиков, до последнего.
Совсем маленький кусочек из «Безумной Греты»:
Из «Триуфма смерти»:
В некоторых переходах развешаны растяжки — эти корабли увеличены из кусочка размером на сантиметр, но помечен белым в левом верхнем углу:
«Битва масленицы и поста»:
Еще раз, мое любимое, «Возвращение стада»:
Это из других залов, хотела оживить каждр, для сообщников:)
Ну и очереди, кажется, уже на следующий день:
Меня все время тянуло, как на «место преступления», ну и остановилась там же, в гостинице поблизости.
Считается, что такой невероятный успех этого предприятия — грамотный маркетинг. 12 картин из… (28 я, кажется, насчитала, без графики) всю жизнь висели в постоянной экспозиции этого музея и никто их особо не смотрел. Но стоит сделать вброс про «выставку года», «впервые за всю историю» — как началось, и «пошло-поехало»… Очевидно, сами на такой резоннанс не рассчитывали, иначе по-другому организовали бы, — пустили всех желающих. В очереди передо мной девушка рассказала, что родственники, работающие в питерской академии искусств, специально приехали, но не попали — не хватило билетов.
И все-таки, несмотря на все эти косяки, впечатление очень сильное. Правильно пишут на сайте: не заменят онлайн-изображения оригиналов. Брейгель теперь «всегда со мной» — буду теперь в близжайшем посты только про него выдавать:)
lana-ustinov.livejournal.com