Бурное обсуждение нового проекта Лесного плана Ленобласти переросло в открытый диалог власти и экологов. Напомним, бурным оно стало, когда активисты “Гринпис” сообщили, что из-за нового документа в регионе может существенно сократиться количество зеленых зон. Впрочем, во время встречи и экологи, и представители власти вели себя сдержанно, громких заявлений делать не стали, и пришли к “общему знаменателю”: новый Лесной кодекс “запутал” разработчиков Лесного плана, и теперь обе стороны со дня на день ждут поправок в лесное законодательстве.
Для начала стоит разъяснить, что же такое зеленые зоны и почему “Гринпис” забил тревогу о гибели областных лесов. Итак, существует три вида лесов: защитные, эксплуатационные и резервные. Категория “защитные леса” делится на множество других подкатегорий, и одна из них – “зеленые зоны и лесопарки”. Экологов взволновал новый проект Лесного плана, который, согласно новому Лесному кодексу, необходимо разработать и утвердить каждому субъекту федерации до 1 января 2009 года. Большая часть зеленых зон и лесопарков в проекте Лесного плана Ленобласти была переведена в другую категорию защитных лесов. И вот в чем суть: перейдя в другую категорию, “бывшие” зеленые зоны потеряли свои, так сказать, “защитные функции”. Как пояснил корреспонденту руководитель лесной программы “Гринпис России” Алексей Ярошенко, разница этих категорий заключается в том, что в зеленых зонах существует определенный запрет на капитальное строительство, а в других категориях нормативы о застройках прописаны неясно. Кроме того, в зеленых зонах правительством РФ устанавливаются определенные правила рубок, для остальных категорий их устанавливает лесное ведомство субъекта.
Стоит также отметить, что предыдущий Лесной кодекс от 1997 года прекращает свое действие именно 1 января 2009 года – и к этой дате должны быть утверждены Лесные планы субъектов федерации, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств и лесопарков. Кстати, на это властям было дано два года.
Обсуждение за круглым столом началось с выступления тех, кто эту проблему “обнаружил”: Алексей Ярошенко рассказал о трудностях, с которыми столкнется регион, если будет принят существующий проект Лесного плана:
- Во-первых, изменяется режим связанный с застройкой. Во-вторых режим рубок по-разному прописан для разных категорий лесов, – пояснил Ярошенко. – Вчера Госдума во втором чтении приняла внесение изменений в Лесной кодекс, и эти изменения коснулись зеленых зон. То есть: если депутаты примут поправки окончательно – то проблем со строительством в зеленых зонах не будет, и по этим изменениям не допускается их сокращение.
Исходя из этого, вывод прост – если поправки будут приняты, то Ленобласть вернется к той площади зеленых зон, которая была до нового Лесного кодекса – то есть до 2006 года. Необходимо будет лишь переработать документы, а точнее – главный документ, который и стал своеобразным “яблоком раздора” между экологами и правительством Ленобласти – Лесной план. Это подтвердил и новый председатель комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Степченко:
- Лесной план это не тот документ, в который нельзя вносить дополнения и изменения. Если на государственном уровне изменения будут приняты, то они отразятся и в областном плане. Все леса сохраняют статус защитных, более того – их площадь увеличивается. Есть договоренность с губернатором о том, что необходимо оперативно учесть изменения в Лесном кодексе и внести их в Лесной план.
Александру Степченко, кстати, все же пришлось отвечать за экологию Карельского перешейка. Напомним, эта территория была основным камнем преткновения при рассмотрении Лесного плана Ленобласти.
- По старому Лесному кодексу Карельский перешеек был зеленой зоной – таким образом хотели ограничить вырубку лесов на этой территории. В первое время нельзя было там строить дороги, прокладывать линии электропередач, газопровод. Но мы не можем закрыть эту территорию – через нее пойдет и Северо-Европейский газопровод, – пояснил Степченко.
- Какие основания были для перевода лесов в другие категории? – поинтересовался юрист центра экологических экспертиз “ЭКОМ” Дмитрий Афиногенов. Но в ответ услышал короткое и ясное объяснение:
- Лесной план разработан на основании законодательства. Никто злого умысла не искал.
После этого Александр Степченко, сославшись на занятость, покинул собравшихся защитников природы. А кроме него других представителей экологических комитетов областного правительства на этой встрече не было. Впрочем, это не помешало экологам продолжить беседу о Лесном законодательстве и его погрешностях.
К примеру, руководителя Ассоциации добровольных лесных пожарных Михаила Левина интересовало, почему в Лесном плане прописано “профилактическое выжигание сухой травы в лесах”. Прописано это, впрочем, не только в Лесном плане Ленобласти, но и в других субъектах федерации. По словам Ярошенко, в первой половине 2008 года именно от пала травы произошло 98% лесных пожаров. Проблема в том, что у субъектов нет сил и технических средств, чтобы контролировать этот процесс.
Нашли представители защиты природы и еще одну недоработку в лесных документах региона: оказалось, в них неверно указаны, а то и вовсе не учтены границы особо охраняемых природных территорий (ООПТ). “Сделано это не умышленно, это произошло по причине спешки при работе над документами”, – пояснил Ярошенко. Тем не менее, сами “зеленые” отмечают, что если ООПТ не будут указаны в Лесном плане, то “режим” природопользования защиты лесов на этих территориях не будет изменен. Загвоздка здесь в том, что кто-то будет опираться на Лесной план, в котором не будет ООПТ или она будет указана не в точных границах, в кто-то будет руководствоваться паспортом ООПТ – и получится “мешанина законодательных актов”.
Кстати, в качестве примера Алексей Ярошенко привел природный парк “Вепсский лес”, который указан лишь в одной главе Лесного плана. Заказники “Кургальский” и “Гладышевский” упомянуты в списке, но не учтены в главе Лесного плана в части лесохозяйственной деятельности. Впрочем, эти вопросы пока остались без ответа властей.
www.advis.ru