Стили в архитектуре и дизайне: 8 основных стилей архитектуры: черты, различия, фото

Понятие стиля в архитектуре и дизайне интерьера

Стиль в архитектуре и дизайне интерьера — это целостная система конструктивных и декоративных элементов. Комбинация этих элементов для каждого стиля неповторима.

Главными факторами, определяющими возникновение и период популярности того или иного стиля всегда были общественные и социальные вкусы, уровень экономического и технического развития общества – их смена сопровождается и сменой стилей.

Классифицировать стили можно по двум основным критериям – историческому и этническому:

Исторические стили – это, прежде всего, ренессанс, готика, барокко, классицизм, модерн, постмодернизм, конструктивизм. Эти стили возникали в определенные исторический период времени, развивались и затем исчезали, сменяя друг друга. Некоторые из них принято именовать большими стилями, характеризующимися тем, что они получили распространение не только в архитектуре и дизайне интерьера, но и в других областях искусства — от музыки и поэзии до живописи и костюма.

К историческим стилям также относятся ампир, минимализм, high-tech.

Иногда можно встретить такие частные определения, как «стиль Георга», «стиль Людовика XIV» или «стиль Адама». Всё это разновидности того или иного большого стиля. Так, во Франции времен Людовика XIV стиль барокко находился в расцвете и, естественно, имел некоторые свои особенности, что и вызвало желание у профессиональных критиков ввести термин «стиль Людовика». Также произошло и с термином «стиль Георга», но здесь речь идет об интерьерном мебельном стиле Англии XVIII века, когда ею правили Георг I и Георг II, и с термином «стиль Адама» — британский классицизм XVIII века, разработанный шотландским архитектором Робертом Адамом. А, например, «стиль Перикла» обозначает золотой век греческой классики V века до н.э., когда во времена ведущего политического деятеля древней Греции Перикла — воздвигались лучшие памятники архитектуры. Почти две тысячи лет спустя, в XVII столетии, отдельные элементы классики — «стиля Перикла» — были использованы в архитектуре и искусстве, получив название классицизма.

Еще через триста лет возрожденные черты стиля стали именоваться неоклассикой или неоклассицизмом.

    Этнические стили, определяемые элементами народного (этнического) быта. Например, русский народный стиль предполагает использование деталей архитектуры или формы мебели наших предков, принципы планировки ковбойского ранчо берут свое начало во временах освоения Дикого Запада.
    Можно оформить жилище, как мавританский дом, малазийская хижина, чукотский чум или в один из самых комфортабельных, фешенебельных и модных сейчас — скандинавский стиль и все это будет этнический стиль. Следует упомянуть египетский, этрусский, византийский стили, которые можно отнести и к историческим или даже к археологическим стилям.

    Особо следует отметить эклектику — смесь из нескольких стилистических элементов. Впервые она появилась в конце XIX века, после чего эклектику то отвергали, то возрождали. Закончились эти колебания в середине XX столетия, когда эклектика стала основой одного большого современного стиля – постмодернизма или, еще говорят, нео-эклектики.

    Для описания творческих разработок архитекторов и дизайнеров, являющихся производными от какого-либо конкретного стиля применяют термин «стилизация». Стилизировать – это значит применить творческую свободную интерпретацию элементов одного из известных стилей. Всякая стилизация стремится к созданию современного и нового, используя художественные приемы прошлого. Каждый стиль живет определенное время и восстанавливать его позже в первозданном виде — неактуально. Говоря проще, стиль — это отражение образа жизни, воплотившееся в формах искусства и повторение прежнего стиля в новых условиях происходит только в виде стилизации.

    Несколько упрощенная, но доступная для неискушенного потребителя классификация стилей архитектуры загородных домов представлена в фотогалереи.

       просмотров: 22851 |  рейтинг: 2


      << назад к списку

      Архитектурные стили

      Историю часто преподают линейно. Этот способ обучения часто оставлял без внимания великие исторические повествования и фокусировался в основном на западном мире.
      Однако также известно, что понимание того, как одно явление ведет к другому, может помочь создать широкий обзор того, что человечество произвело за эти годы. В истории архитектуры интересно понимать центральные движения и изученные стили, которые возникли со временем как реакции, то есть непрерывность или разрывы, по отношению к тому, что было создано до сих пор. Поэтому рассмотрим наиболее влиятельные архитектурные стили и направления в истории, их особенности

      Античный — классический стиль

      Классическая архитектура была создана в Древней Греции между 7 и 4 веками до нашей эры. Стиль наиболее известен своими большими религиозными храмами, построенными из камня, спроектированных на принципах порядка, симметрии, геометрии и перспективы. Примечательной характеристикой выразительности античного стиля являются принципы «архитектурных орденов»: дорический, ионический и коринфский. Величайшим произведением классической архитектуры является Парфенон. Построенный в Афинском Акрополе в 5-м веке до нашей эры, Парфенон демонстрирует поразительные характеристики: объем, построенный на фундаменте, который поддерживает последовательность колонн и капителей, которые, в свою очередь, поддерживают фронтон.

      Парфенон Афинского акрополя. Греция

      Романский стиль

      Этот архитектурный стиль, разработанный в Европе между 6 и 9 веками, имеет большое отношение к своему историческому периоду. Во времена, когда европейские страны находились в состоянии войны и беспокоились о защите от вторжений, здания, вдохновленные Республикой Древнего Рима, характеризовались тяжелыми и прочными стенами и минимальными отверстиями в полукруглых арках. Его основными образцами были церкви, построенные в этот период, а одна из самых важных работ — собор Сантьяго-де-Компостела в Испании.

      Он был построен во время крестовых походов, и это величайшее произведение этого стиля.

      собор Сантьяго-де-Компостела в Испании
      Стиль готика

      То, что мы теперь знаем как готическую архитектуру, первоначально называлось Opus Francigenum, или «французское произведение», оно возникло в позднем средневековье во Франции, между 900 и 1300 годами. Только во время Просвещения пришло название «готика». Архитектура зданий отличается вертикальность и величественностью, созданной в тот период. Основные готические произведения связаны с церковными зданиями — церквями и соборами со стрельчатыми арками и ребристыми сводами. Большинство готических зданий считаются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО, такими как собор Нотр-Дам и собор Реймса.

      собор Нотр-Дам 
      Стиль Барокко

      Начиная с 16-го века при монархическом режиме в Европе, архитектуру в стиле барокко можно увидеть в религиозных зданиях. Используя орнаменты и элементы, которые стремились придать драматический смысл — особенно путем контрастирования света и темноты — архитектура барокко рассматривала структурные элементы как платформы для украшения. Одним из ранних образцов этого стиля является римская церковь Гесо, которая может похвастаться первым по-настоящему барочным фасадом.

       римская церковь Гесо
      Неоклассический стиль.

      Начиная с 18-го века, неоклассическая архитектура стремилась возродить классические греческие и римские здания. Его выражение тесно связано с социальным и экономическим контекстом, промышленной революцией в Европе и периодом, когда богатые и известные люди стали путешествовать по всему миру и знакомиться с древними произведениями. Возрождение европейского культурного наследия принесло архитектуру, ориентированную на рациональную симметрию, как ответная реакция на архитектуру в стиле барокко. Это движение продолжалось до 19 века и проявлялось в разных странах.

      Центральная станция в Нью-Йорке

      Эклектика

      Этот академический стиль возник в Школе изящных искусств в Париже в середине 30-х годов 19 века. Он установил направление, относящееся к другим периодам, таким как французский неоклассицизм, готическая архитектура и ренессанс, однако он также использовал современные материалы, такие как стекло и железо. Хотя стиль эклектика появился во Франции, но оказал влияние на американскую архитектуру и послужил ссылкой на таких архитекторов, как Луи Салливан — «отец небоскреба». Здания этого движения демонстрируют скульптурные орнаменты, смешанные с современными линиями. В Европе важный пример это Большой дворец в Париже, а в Соединенных Штатах — Центральный вокзал в Нью-Йорке.

      Большой дворец в Париже
      Модерн

      Изначально модерн служил ориентиром по нескольким дисциплинам: от архитектуры до живописи, от дизайна мебели до типографики.

      В качестве реакции на эклектические стили, которые доминировали в Европе, модерн проявил себя в архитектуре в декоративных элементах: здания, полные изогнутых и извилистых линий, получили украшения, вдохновленные органическими формами, такими как растения, цветы и животные, с точки зрения дизайн и использование цвета. Первые здания были спроектированы бельгийским архитектором Виктором Ортой, однако наиболее знаковые образцы были созданы французом Гектором Гимаром.

      дом Виктора Орта
      Арт-деко

      Арт-деко появилось во Франции как раз перед Первой мировой войной, и, как и модерн, оказал влияние на несколько областей искусства и дизайна. Сочетая современный дизайн, элементы ручной работы и роскошные материалы, движение стало моментом большой веры в социальный и технический прогресс на континенте. Огюст Перре, французский архитектор и пионер в использовании железобетона, был ответственным за проектирование одной из первых структур в стиле ар-деко. Театр Елисейских Полей в Перре (1913) объединил характеристики движения и ознаменовал отход от ранее предложенного языка модерна.

      Театр Елисейских Полей в Перре
      Bauhaus — Баухаус

      Баухаус основан в первой в мире школе дизайна, в конце 20-го века. Это было включено в направление, которое охватывало от дизайна мебели до пластических искусств и авангардного стиля в Германии. Взаимосвязь между промышленным производством и дизайном продукции имела решающее значение для архитектурных предложений школы, принимая крайне рационализированную позицию в процессе проектирования. Один из его основателей, Вальтер Гропиус, внедрил революционные методы обучения и применил эти принципы в своих современных и функциональных работах.

      Модернизм

      Модернизм родился в первой половине 20-го века. Можно сказать, что это началось в Германии с Баухауза, или во Франции с Ле Корбюзье, или в США с Фрэнком Ллойдом Райтом. Тем не менее, вклад Ле Корбюзье в понимание современной архитектуры наиболее заметен, особенно благодаря его способности синтезировать заповеди, которые он принял в своих работах, дизайне и дискурсе. Примером является его манифест 1926 года «Пять пунктов новой архитектуры», также известный как «Пять пунктов современной архитектуры».

      Постмодерн

      Начиная с 1929 года, с началом Великой депрессии, цепь критики современной архитектуры начинается и продолжается до конца 1970-х годов. Постмодернистская архитектура рассматривает некоторые из основных принципов модернизма с новой исторической и композиционной точки зрения, как в теории, так и в искусстве. Для этого были приняты различные стратегии воплощения, иногда с использованием иронии, а другие — из-за большого интереса к массовой культуре. 

      Административное здание в Портленде

      Деконструктивизм

      Деконструктивизм возник в 1980-х годах и ставит под сомнение принципы и процесс проектирования и включает нелинейную динамику как основополагающую формы. Деконструктивизм связан с двумя основными понятиями: деконструкция, литературный и философский анализ, который переосмысливает и разрушает традиционные способы мышления; и конструктивизм, художественное и архитектурное русское движение начала 20 века. Важным событием для деконструктивизма стала выставка МоМА 1988 года, куратор которой Филипп Филип. В нем приняли участие работы Питера Эйзенмана, Фрэнка Гери, Захи Хадид, Рема Колхааса, Даниэля Либескинда, Бернарда Чуми и Вольф Прикс.

      Новейшие новаторские стили в архитектуре после модернизма — RTF

      В этой постоянно меняющейся профессии архитектора всегда есть какой-то новый, ослепительный стиль, которому можно следовать, или новая инновационная тенденция, которой можно с нетерпением ждать. Архитектура, как мы все знаем, является постоянно развивающейся областью. Всегда есть перспективные технологии, методы строительства и даже талантливые молодые новички! Архитектура действительно одна из немногих профессий, которые никогда не претендовали на то, чтобы оставаться статичными.

      Архитектура не только быстро развивающаяся область, но и единственная профессия, которая отражает изменения в верованиях, идеях, даже религии общества разных эпох. Это истинное отражение развития общества в целом.

      Нынешний век считает современную архитектуру преобладающим стилем. Уникальная особенность этого стиля в том, что ни одно направление не является доминирующим. Современные стальные и стеклянные небоскребы возвышаются над традиционными строениями если не гармонично, то, по крайней мере, без особого диссонанса. Действительно, последним доминирующим стилем 21 века был модерн. Этот стиль занял свою нишу в современной архитектуре. Означает ли это, что больше нет захватывающих тенденций и стилей, которые могут ожидать фанатики архитектуры? Нисколько!

      Мы составили список последних инновационных стилей в мире архитектуры, которые уже начали давать о себе знать!

      1. Параметризм

      Термин Параметризм был введен Ар. Патрик Шумахер в 2008 году. Как следует из названия, этот стиль характеризуется использованием программ параметрического проектирования для создания структур, которые создаются с использованием параметрического программного обеспечения и технологий. Этот стиль основан на концепции, что все элементы здания взаимосвязаны, и внешнее влияние, изменяющее один, изменяет и все остальные.

      Параметрические здания — это умопомрачительные сложные формы. Они соответствуют пословице: «Если вы думаете об этом, вы можете это создать». Этот стиль сочетает в себе эстетику и функциональность для создания более динамичных и адаптируемых структур. Параметрические программы позволяют архитекторам дать волю своему воображению и дизайну без ограничений. Это один из стилей, который мы, без сомнения, увидим в ближайшие годы!

      Параметризм ©www.huffpost.com Параметризм ©www.huffpost.com

      2. Blobitecture

      Blobitecture — это форма постмодернистского архитектурного стиля. Этот стиль обычно имеет изогнутые и округлые формы зданий, широко известные как «капли». Эти здания имеют плавный и органичный внешний вид, который может показаться обманчиво простым, но они созданы с использованием разнообразных материалов и программ для автоматизированного проектирования.

      Этот стиль неуклонно набирает популярность в последние несколько десятилетий. Музей Гуггенхайма Фрэнка Гери в Бильбао, Испания, можно считать примером Blobitecture. Blobitecture доказывает, что органичные формы и дизайны никогда не выйдут из моды!

      Blobitecture ©www.parcmonceauwestport.comBlobitecture ©www.parcmonceauwestport.comBlobitecture ©www.archdaily.com

      3. Цифровой морфогенез

      Концепция морфогенеза первоначально была получена из области биологии, а затем применена к другим областям, таким как геология. , геоморфология и, конечно же, архитектура.

      В архитектуре морфогенез часто используется как источник вдохновения для построенной формы как репрезентативного, порождающего и преобразующего инструмента.

      Морфогенетические конструкции могут поддерживать множество функций одновременно, вдохновленные их биологическими аналогами. Это движение, которое еще не достигло своего полного потенциала и развивается с невероятной скоростью. Архитектор Том Вискомб спроектировал автовокзал Сан-Франциско, включив концепцию цифрового морфогенеза в свой процесс проектирования. Он был вдохновлен процессом размножения водорослей и решил применить то же самое к этому проекту, успешно внедрив в проект биомиметический дизайн.

      Цифровой морфогенез ©www.pinterest.com

      4. Деконструктивизм

      Деконструктивизм — это движение в постмодернистской архитектуре, которое выражается в дезинтеграции или разрушении полностью построенного здания для создания совершенно новой структуры. На деконструктивизм в архитектуре повлияли теории французского философа Жака Деррида, который заявил, что «Архитектура — это не что иное, как один из многих способов общения».

      Несколько известных архитекторов сегодня демонстрируют стиль, который рассматривается как форма деконструктивизма. Этот стиль можно рассматривать как способ «исказить» построенное здание, чтобы создать «управляемый хаос». Идея состоит в том, чтобы создать сконструированное целое путем соединения нескольких разобранных частей. Этот эклектичный стиль имеет свою долю поклонников и оказал большое влияние на архитектурный мир.

      Деконструктивизм ©www.widewall.chДеконструктивизм ©www.widewall.ch

      5. Неофутуризм

      Неофутуризм — это авангардное движение, которое черпает вдохновение из будущего для создания технологически продвинутых зданий. Эти здания могут напоминать гладкие небоскребы, футуристические купола или высокотехнологичные городские пейзажи. Это в значительной степени экспериментальный стиль, который бросает вызов жестким идеалам традиционной архитектуры.

      Это движение направлено на создание уникальных, нонконформистских конструкций с использованием таких материалов, как стекло, алюминий и сталь. Структуры могут быть угловатыми, пышными, замысловатыми или минималистичными, нет явных ограничений. Несколько известных сегодня зданий были построены с учетом этой тенденции.

      Неофутуризм ©www.inverse.comНеофутуризм ©www.inverse.com

      6. Неотрадиционализм

      Этот стиль современной архитектуры — настоящий взрыв прошлого. Неотрадиционные здания пытаются объединить лучшее из обоих миров: исторические стили в сочетании с современными материалами, такими как винил и имитация кирпича, для создания гармонии.

      Этот стиль направлен на возрождение традиционного архитектурного стиля ушедшей эпохи путем заимствования популярных элементов дизайна, таких как двускатные крыши, открытые стропила крыши и т. д., и внедрения их в современные конструкции. Этот стиль также стремится вызвать ностальгию, используя традиционные детали в современном контексте, доказывая, что эмоции играют огромную роль в том, как мы проектируем наши здания.

      Неотрадиционализм ©www.archdaily.com

      7. Эко-архитектура

      Эко-архитектуру также можно назвать устойчивой архитектурой. Этот стиль направлен на планомерное и систематическое снижение негативного воздействия зданий на окружающую среду. Экологически безопасные технологии, материалы и методы используются для создания более экологически безопасных конструкций.

      В строительстве рекомендуется использовать энергию, вырабатываемую из возобновляемых источников, таких как солнечные панели, ветряные турбины и т. д., а также такие материалы, как трасса, линолеум, переработанное стекло, древесина, собранная экологически безопасным способом, вермикулит, бамбук, переработанные металлы. Это один из стилей, который должен остаться, и который необходимо включить, чтобы сделать архитектуру более экологичной областью.

      Эко-архитектура ©www.cnn.comЭко-архитектура ©www.cnn.com

      8. Брутализм  

      Брутализм — это стиль, который впервые появился в 1950-х годах, но в настоящее время переживает возрождение популярности. Он также вдохновил другие стили, такие как индустриальный шик, и приобрел своих поклонников, а также скептиков. Бруталистские здания известны своим суровым, почти угрожающим видом.

      Столичный город Панем в «Голодных играх» был вдохновлен этим движением. Это стиль, который часто выходит из моды только для того, чтобы успешно вернуться. Бруталистическая архитектура характеризуется использованием бетона для создания массивных монолитных конструкций; на самом деле термин «брутализм» произошел от «beton brut», означающего сырой бетон.

      Брутализм ©www.gq.comБрутализм ©www.gq.com

      Самые востребованные стили дизайна и архитектуры в США | Architectural Digest

      В моде, искусстве или дизайне тенденции по определению приходят и уходят. Хотя причуды иногда воспринимаются с дурным оттенком, в феномене моды есть и подлинная красота, и врожденная необходимость: они определяют эпохи, иллюстрируют ценности и помогают систематизировать человеческую историю. Когда дело доходит до архитектуры и дизайна, трудно отделить яркую, богато украшенную эстетику ар-деко 19-го века.20-х годов из-за растущей экономики и породившего ее массового потребления. Точно так же социальные изменения 60-х годов подтолкнули к бунту против традиционных, более упрощенных стилей и ввели в моду смелые, красочные и графические интерьеры.

      В связи с этим возникает вопрос: как будущие поколения запомнят нашу нынешнюю эпоху? Какие стили лучше всего отражают наши нынешние вкусы и что они говорят о том периоде, который мы переживаем? Используя данные поиска Google за последние пять лет, AD недавно провел обзор самых популярных стилей архитектуры, дизайна и декора в 27 крупных городах, предоставив взгляд на эстетику, которая в настоящее время привлекает внимание американцев по всей стране.

      Несмотря на название, уходящее корнями в прошлое, современный стиль середины века продолжает доказывать, что он совсем не устарел. «Более теплая цветовая палитра и формы, созданные под влиянием природы — органические, но обтекаемые и изысканные — по-прежнему хорошо воспринимаются», — говорит Смита Саху, основатель Asaya Design, чикагской фирмы, специализирующейся на архитектуре и дизайне интерьеров. Возникнув в середине 40-х годов, эстетика характеризуется чистыми линиями, плоскими плоскостями и минимальным орнаментом. Несмотря на то, что с момента его появления прошло почти 80 лет, он по-прежнему пользуется большим спросом.

      «Возрождение модерна середины века освежает», — говорит Саху. В то время как некоторые могут утверждать, что образ середины века никогда не выходил из моды, Саху предполагает, что изменение культуры на рабочем месте может способствовать сегодняшнему возрождению. «Гостиничный и жилой стили активно интегрируются в дизайн рабочих мест», — объясняет Саху. Чистая простота и обилие естественного света, неотъемлемая часть стиля середины века, хорошо подходят для офисного помещения, создавая приятный мост между домашним и корпоративным стилем. «Этот стиль вскоре нашел свое применение в развлекательных заведениях и в сфере гостеприимства после того, как стал популярным на рабочем месте», — добавляет она.

      Конечно, может быть и другая причина современной популярности этой эстетики: «Его легко подобрать», — говорит дизайнер AD100 Рэйман Бузер. Если вы покупаете только мебель или декор, вдохновленные эпохой Корбюзье, Сааринена и Брейера или относящиеся к эпохе Корбюзье, Сааринена и Брейера, любителю будет легче знать, что все, по большей части, будет хорошо смотреться вместе. «Я думаю, что это самый очевидный стиль», — говорит Бузер. Из-за карантина из-за пандемии желание иметь хорошо спроектированный дом стало более очевидным, и середина века — это способ для многих достичь этого без помощи профессионального дизайнера.

      Модерн середины века был самым популярным архитектурным стилем почти в каждом исследованном городе.

      В то время как середина века была особенно любима, минималистская, современная, ар-деко и викторианская архитектура также привлекли внимание многих. В большинстве исследованных городов эти стили вошли в пятерку самых популярных стилей поиска, хотя порядок немного варьировался от места к месту. «Новые поколения уважают свободную от беспорядка, устойчивую и этичную среду», — объясняет Саху интерес к некоторым из этих стилей, отмечая, однако, что викторианский стиль был немного неожиданным. «Этот стиль очень декоративен по своей природе, поэтому выполнение викторианского дизайна в наше время требует тщательности и может занять очень много времени».

      Как правило, текущие предпочтения в декоре намного шире, хотя есть довольно сильное представление различных традиционных эстетик, таких как ремесленник, фермерский дом, Кейп-Код и кантри. Однако бохо, без сомнения, был самым популярным стилем декора.

      Часто описываемый как «эклектичный», бохо лучше всего понимается как смешение разных периодов времени, текстур, цветов и культур. Это может быть смелым и ярким, и захватывающая возможность создать что-то совершенно уникальное. Однако без многих жестких правил также легко соскользнуть на что-то, что выглядит негармонично или без перспективы. Из-за этого Бузер не находит слишком уж удивительным, что люди исследуют внешний вид. «Это сложно сделать самостоятельно, но в то же время легко поэкспериментировать», — говорит он.

      Через 20 или 30 лет эти стили можно было бы легко вспомнить как тенденции, возникшие в результате пандемии или эпохи социальных сетей, но Boozer предостерегает от использования их в качестве основы для личного вкуса только потому, что они вызывают всеобщее восхищение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *