Дом-музей К.И. Чуковского
Дача в Переделкино, где ныне музей Чуковского, — одна из старейших в загородном писательском поселке. Здесь литератор прожил последние 30 лет, пожелав и упокоиться на местном кладбище. Сохранена повседневная обстановка, в которой работал переводчик и филолог, литературный критик и историк, которого большинство знают лишь как детского писателя. Между тем творчество его исключительно многогранно и высоко оценено и властью, и обществом.
Никаких особых изысков в убранстве музей Чуковского не обнаруживает, привычка к простому быту была заложена с детства. Николай был вторым ребенком полтавской крестьянки Екатерины Корнейчуковой от питерского студента Эммануэля Либермана, в доме семьи которого она прислуживала. Пути семейства и отца детей вскоре разошлись. Журналистскую работу начал уже не Николай, а Корней Чуковский, позднее ставший Ивановичем, это узаконил после революции орган ЗАГС.
Как и во многих нынешних загородных домах, на писательской даче собрана бывшая в употреблении мебель и другие вещи. Потертые ковры, слегка обшарпанная обстановка зазорным не считалась. Семья Чуковского была непритязательной, но дружной – женившись в 21 год, он прожил с супругой более полувека, до ее кончины. Сложны и трагичны были жизненные обстоятельства их четверых детей, отозвавшиеся и в переживаниях родителей.
Музей Чуковского, первый этаж
Младшая, Маша, умерла в 11 лет от туберкулеза, сын Борис погиб на войне в 1941 году, перед эвакуацией отца в Ташкент. Второй сын, Николай, пережил блокаду Ленинграда, был писателем. Литературой занималась и старшая, Лидия, разделявшая взгляды бывавших у отца диссидентов, ведь Солженицын даже жил на даче в статусе дворника. Ее исключили в 1974 году из Союза писателей, и отстаивать музей Чуковского пришлось несколько лет.
Общее помещение первого этажа обставлено по-простому, но продуманно. Обыкновенно она служила гостиной, но иногда использовалась для проживания гостей. Именно здесь некоторое время жил опальный Солженицын, талант которого Чуковский оценил одним из первых. О книжных героях хозяина дачи напоминают обыкновенные бытовые предметы, в том числе хрустальные блюдо и кувшин – подарок Агнии Барто, прозванный Мойдодыром.
Сохранившийся здесь старинный телефонный аппарат уже перешел в разряд исторических древностей. Посетители старшего поколения автоматически вспоминают заученные с детства наизусть строки стихотворения о позвонившем слоне и его пожелании шоколада. Все эти бытовые детали, для прошлого века совершенно обыденные, искусно обыгрываются местными экскурсоводами при развлечении посещающих музей Чуковского.
Крепко засевшие в головах нескольких поколений повзрослевших детей советских времен, развлекательные стишки Корнея Чуковского созданы в первой трети XX века. Не всем известно, что вовсе не детские произведения были основной литературной специализацией их автора. Чуковский перевел с английского множество книг, адресованных самым разным возрастным категориям. как литературовед и критик он исследовал творчество многих литераторов, наиболее подробно – Некрасова.
Второй этаж, кабинет-спальня
Личный рабочий кабинет Чуковского был одновременно его спальней, основной меблировкой комнаты служили книжные шкафы, стеллажи и полки. Отдельный статус был у содержимого ныне строго неприкосновенного квадратного столика, сплошь покрытого книгами. Эти произведения не дождались прочтения Чуковским, который непрочитанные книги на полки не ставил. Много здесь и памятных фотографий, в том числе с Гагариным, специально приехавшим в Переделкино к своему детскому кумиру.
Простенькая кушетка с низкой спинкой почти теряется среди книг, половина которых – на иностранных языках. Заметны сувениры и подарки – расшитые подушки с героями сказок, головной убор индейского вождя и другие полюбившиеся хозяину мелочи. Привлекает внимание абажур потолочного светильника, сделанный из упаковки юбилейного торта на 80-летие писателя. Коробка была оформлена картинками с героями стихов Чуковского, сохранена для будущих поколений таким вот необычным образом.
Детали обстановки
Сохраняет музей Чуковского и письменный стол типично чиновничьего вида, которым пользовался литератор, находясь на даче. Набор для письма, телефон и пепельница заядлого курильщика соседствуют с сувенирами, исключительно подарочного происхождения. Памятью о первой сказке является черный крокодил, особое место занимает засохшее деревце на подставке с развешенными копиями детской обуви. Эта поделка школьников имитирует живое дерево из сказки с настоящими башмаками, располагавшееся рядом с домом.
За этим столом были написаны серьезные работы, которые принесли Чуковскому высокие награды – орден Ленина и премию имени вождя, ученую степень доктора филологических наук, признание литераторов всего мира. В то же время великолепные сказки в стихах резко критиковала вдова Ленина, замминистра просвещения Крупская. Она считала сказки отвлечением от воспитания строителей социализма, вредным для детей. Это для многих могло быть приговором, спасло чувство юмора Сталина, любившего цитировать Тараканище.
Более того, ордена Трудового Красного знамени Чуковский получал с неожиданной регулярностью, начиная с грозного для многих 1939 года. Всего таких наград у Корнея Ивановича целых четыре, что встречалось нечасто. Однако превыше официальных наград Чуковский ценил детские игрушки, подаренные юными почитателями, прежде всего их собственноручные поделки. Они располагаются и сейчас среди книжного собрания, насчитывающего около 5 тысяч томов. Книги Чуковский систематизировал, заведя каталог в отдельном шкафу.
Необычная награда
У окошка рабочего кабинета, на двери в смежную комнату висит диковинное двухцветное одеяние свободного покрова. Это не костюм сказочного персонажа, а принадлежность еще одного титула хозяина кабинета – мантия доктора литературы университета Оксфорда. Эта почетная научная награда старейшего учебного и научного заведения получена Чуковским за переводы англоязычных писателей, труды по литературоведению. Из россиян раньше эту награду получали только Жуковский и Тургенев, а позднее – Анна Ахматова.
Английская литература была давним увлечением Чуковского, со времен пребывания в этой стране в качестве журналиста. Языком он овладел самостоятельно, потому что из гимназии был выдворен за незнатное, мягко говоря, происхождение. Именно он познакомил русскоязычных читателей с Робинзоном Крузо и бароном Мюнхгаузеном (это — с немецкого), переводил детские стихи про Робина-Бобина, исследовал философскую притчу о Дориане Грее и трагическую балладу Редингской тюрьмы Оскара Уайльда. И это только начало длинного списка.
Веранда-библиотека и библиотека-гостиная
Первые писательские участки в Переделкино были весьма солидной площади, а дома строились по немецким проектам. Дополнением к жилым помещениям были просторные веранды, оборудованные остеклением. Чуковский использовал эту дополнительную комнату для созерцания природы, а свободное место использовал опять же для размещения книг. Любой современный дачник использовал бы подобную веранду как летний сад, но Чуковский довольствовался подступавшими вплотную деревьями снаружи.
Смежная с кабинетом комната условно именовалась библиотекой, хотя книг в обеих помещениях находится примерно поровну. В библиотеке были все условия для писательской работы, а также уголок для отдыха либо приема гостей. Среди книжных томиков выделяется рисованный портрет Пастернака, которого Чуковский поздравил с Нобелевской премией единственным из советских писателей. Здесь же были написаны строки в поддержку еще одного будущего нобелевского лауреата, Иосифа Бродского, судимого за тунеядство.
Меблировка укрыта белоснежными чехлами, так часто делали не ради уюта, а главное, — для сохранения дефицитной в те времена мебели. Стол с зачехленной пишущей машинкой сохранен в освещенной снаружи зоне, в простенке между оконными проемами – круглый стол в окружении двух кресел и дивана для семейных и дружеских посиделок. Деревья и солнечные блики отражаются в стеклах рамок над диваном, поэтому нужно посмотреть на правую стену с иного ракурса.
При перечислении литературных жанров, в которых проявил себя Корней Чуковский, нами упущена мемуарная литература. Между тем, воспоминания о пережитом и многочисленных значительных личностях составляют важную часть написанного этим литератором. Некоторые знакомые Чуковского названы по ходу обзора, но есть и многие другие, о которых лучше узнавать из увлекательных мемуарных работ хозяина переделкинской дачи, а также при осмотре своеобразной стены памяти.
Стена воспоминаний
Над зачехленным диваном не слишком упорядоченно размещены старые фотографии и рисунки в рамках, а также большие планшеты, напоминающие стенные газеты. Собственно, есть среди них и настоящие стенгазеты, оформленные к юбилеям литератора. Есть несколько карикатур, которых хозяин дачи совершенно не стеснялся и очень ценил. Зарисовку к одной из них Владимир Маяковский сделал сигаретным окурком, уловив характерный профиль буквально одним росчерком.
На стене развешены и детские снимки Чуковского, и фотографии его детей. Много изображений нынешних классиков, в том числе целыми группами. Дружил Корней Иванович со многими, и не только сверстниками. Крепкая дружба связывала его с Ильей Репиным, на момент знакомства уже 70-летним классиком живописи, при том, что Чуковскому при их встрече было только 25 лет.
История чудо-дерева
Стишок про чудо-дерево с детскими чулочками и башмачками Чуковский написал для дочери Машеньки в 1926 году, исключительно для развлечения младшей дочери — последнего своего ребенка.
Однако Мурочка, рожденная после 10-летнего перерыва после старшего и двух других детей, прожила лишь 11 лет. После ее кончины от туберкулеза Корней Иванович забросил так удававшийся ему жанр литературы для самых маленьких, где он остался непревзойденным. А что же с чудо-деревом?
В реальности увешенное обувью малых размеров дерево росло на участке давно, по преданию, сам Чуковский его и посадил, но наряжать – деревце было не его задумкой. Легенда такова: старый клен однажды весной не выпустил листву, и руководитель музея осуществил выдумку уже умершего автора стихотворения. Дерево будто встрепенулось, почки раскрылись, и еще несколько сезонов клен радовал огромными листьями. Однако все конечно в природе, и теперь наряженным встречает детвору более молодое дерево.
Что доподлинно основал сам Корней Иванович, так это детская библиотека для младших обитателей Переделкино. Домик для нее писатель разместил на собственном участке, обеспечив первичными книжными фондами. Сейчас библиотека Чуковского продолжает работать для новых поколений малышей, территория вокруг красочно оформлена и удобна для развлечений детворы и отдыха взрослых.
Лесной дом Корнея Чуковского
Это случилось зимой 1973 года — меня, только что ставшего первоклассником, понадобилось срочно вывозить из Москвы: обнаружилось легочное заболевание, аллергия на городскую пыль. Добрейшая участковая врачиха посоветовала маме взять для меня путевку в подмосковный детский санаторий, который находился в писательском городке Переделкино. Там, мол, и процедуры, и лечебные прогулки под соснами, и учеба, как в школе.
И я поехал в санаторий — старинную двухэтажную усадьбу с колоннами и запущенным парком.
Слово «Переделкино» было мне знакомо. «Я живу на даче в Переделкине. Это недалеко от Москвы. Вместе со мною живет крохотный лилипут, мальчик с пальчик, которого зовут Бибигон…»
Довольно скоро, кажется, на второй или третьей неделе моей новой жизни, воспитательница повела нас на эту самую дачу, где и находился самодеятельный, нелегальный в ту пору мемориальный музей Корнея Чуковского. Помню, мы долго отряхивались в теплой прихожей, долго избавлялись от своих пальто и валенок и наконец за кем-то уютным и добрым двинулись по крутой лестнице куда-то наверх, чуть ли не в небо.
А дальше — огромная комната с книгами и фотографиями, просто море книг. А перья вождя индейцев? А крокодил, сам собою вылезающий из середины книжки? А говорящий плюшевый лев!
Потом мы сели на корточки и по команде закрыли глаза. Когда открыли, нашим взглядам предстал механический паровозик, который сам собою бегал по полу, натыкаясь на наши ноги, сдавал назад, объезжал препятствия и гудел. Из трубы у него шел настоящий дым!
Когда я одевался, кто-то сунул мне в руку печенье. Спускаясь с крыльца, я почувствовал, что мои детские страхи по поводу привыкания к новым сверстникам и глухая тоска по дому немножко смягчились.
1967 г.…Мне уже надо было уезжать из усадьбы с колоннами, но путевку продлили — и через некоторое время нас снова повели в тот удивительный лесной дом-музей, где, оказывается, еще недавно жил поэт, стихи которого мне читали вслух в далеком младенчестве. И снова — книги, лев, паровозик, индейские перья. И опять мы по команде закрываем глаза.
А потом выходим на лестницу и видим, как, звеня и пощелкивая, сверкая и переливаясь, сама собою спускается по ступенькам — под наш восторженный гомон — ловкая железная пружина, привезенная Корнею Ивановичу из Америки.
Когда меня, уже с другими ребятами, повели в музей в третий раз, я не выдержал и рассказал идущим рядом со мной соседям по санаторной палате, что их ожидает волшебная пружина, которая сама шагает по лестнице. Рассказал, что их ждут зеленые камни со дна океана, которые можно потрогать и загадать желание, Чудо-дерево на столе и бесконечные крокодилы. Слушали меня с сомнениями, которые, впрочем, скоро развеивались. Я чувствовал себя кем-то вроде старожила.
* * *
Через три года я вылечился и вернулся в Москву. Сразу после окончания десятого класса решил съездить в Переделкино: посмотреть, жив ли мой санаторий, жив ли музей. Был закат брежневской эпохи.
И тогда я попал на экскурсию для взрослых: Клара Израилевна, секретарь Корнея Ивановича, показывала дом какой-то семейной паре. Я пристроился к ним. Звучали имена Чехова, Некрасова, Блока, Репина, Уолта Уитмена. У окна на двери обнаружилась Оксфордская мантия, в соседней комнате — портрет молодого Корнея Чуковского, нарисованный приезжавшим к будущему детскому писателю молодым Маяковским… Оказалось, что у Чуковского был свой дом в Финляндии, рядом с домом Репина. И что он прославился еще до всяких сказок.
Понемногу с полок снимались книги, перед глазами плыли автографы Анны Ахматовой, Василия Розанова, Александра Твардовского.
Как теперь я понимаю, рассказывала и показывала та же самая пожилая женщина из моего санаторного детства — и теперь я мог ее разглядеть, как следует. Из каких-то ее реплик стало понятно, что она была хорошо знакома с хозяином переделкинской дачи.
Через пять лет она подарит мне свои «Записки секретаря» (в сборнике воспоминаний о Чуковском), а я начну приезжать чуть ли не каждое воскресенье.
И все равно я не сразу пойму, что заставляет людей неоднократно посещать этот самодельный музей. Не сразу осознаю и то, что этот дом круто изменил мою судьбу и отношение ко многим важным вещам.
* * *
Общественное положение в родном отечестве стало стремительно меняться, и неожиданно, летом 1987 года, я написал в газету небольшую заметку о сложной жизни народного музея Чуковского, который посетили уже десятки тысяч его читателей. (Тогда еще был в силе судебный иск от Союза писателей — о немедленном освобождении незаконно занимаемой литфондовской дачи; существование музея, властями, разумеется, не признавалось).
В зачине того моего старинного текста я вспомнил, как и сейчас, свое санаторное детство и назвал свой заступнический рассказ о музее точно так же, как эти заметки, — «Лесной дом». Тут же, как само собою разумеющееся, я упомянул, что старшая дочь Корнея Ивановича, писательница Лидия Чуковская, решила сохранить комнаты, где жил Чуковский, в том виде, в каком он их оставил. К тому времени ее имя не упоминалось уже более пятнадцати лет. Этого я еще не знал. Не знал, что она заступалась за Сахарова и в трудное время позвала в этот дом Александра Солженицына. Это станет известно потом.
По стране шагала перестройка, и статью напечатали, а мне, обыкновенному заводскому рабочему пареньку, передали добрые слова чуть ли не от академика Лихачева.
Года через три мне доверят провести первую экскурсию в нашем музее, и я узнаю, кто такая Лидия Корнеевна Чуковская и почему в книге воспоминаний о великом литераторе-труженике нет упоминания ее имени. Я даже с ней познакомлюсь.
…Перевалило уже за два десятка лет, как я сам провожу экскурсии — детям и взрослым, понемногу занимаюсь биографией своих героев, двух удивительных писателей — Корнея и Лидии Чуковских, пишу о них и их книгах, участвую в каких-то телефильмах и конференциях, готовлю выставки, выступаю на вечерах памяти. Дожил до того, что стал секретарем литературной премии имени Чуковского и снял жилье в Переделкине.
Все это немного странно.
Недавно на вопрос журналиста «Кто принимал участие в вашем воспитании?» — я ответил, не задумываясь: «Дом Чуковского».
* * *
Не так-то просто осознать, не срываясь в гордость и самовосхваление, что — по заповеданной ли традиции, по внутреннему ли движению души, в память ли о дорогих тебе людях (или по всем причинам вместе) — ты продолжаешь его, Корнея Ивановича Чуковского, заветное дело.
Ты участвуешь — вместе с горсткой соратников — в действе, которое пока что лучше чем «служение» и не назовешь.
Ты помнишь, что твой сегодняшний герой и кормилец выстроил рядом со своим домом библиотеку для детей, где сам поначалу выдавал книги. Ты знаешь, что он организовал кружки и наладил сотрудничество библиотеки с писателями, а потом с огромным трудом подарил эту библиотеку государству.
Он вложил в этот труд годы, выделив под описание «библиотечных битв» специальный раздел в своем дневнике.
А еще с середины 1950-х он начал дважды в год организовывать детские праздники-костры «Здравствуй, лето!» и «Прощай, лето!». И после этих праздников долго приходил в себя… Между прочим, «входной билет» в виде десяти еловых шишек и сейчас не забыт теми, кто приходит сюда со своими детьми и внуками.
Ты стараешься всего этого не забывать.
Экскурсия в Доме Чуковского — это всегда разговор: эмоциональный и увлекательный. Бесконечное общение с посетителями — вот, наверное, самый главный «экспонат» музея. Фото Виталия Каплана
* * *
…Знаете ли вы, что мои героические коллеги продолжают водить экскурсии спустя полтора часа после окончания рабочего дня: люди пришли — не выгонять же. Они же из другого города, ну как их отправишь?
Вот один из них — ныне заведующий музеем и обретающийся здесь уже четвертый десяток лет — принимает вечером по телефону заказ от какой-то учительницы и терпеливо объясняет, что очередь из школьных классов, растянувшаяся на полтора года, — это нормальное явление и надо набраться терпения. Свободной рукой он качает коляску с новорожденным сыном.
Вот над отчетными бумагами сидит другая — она приезжает из Клина, поднимаясь в пять часа утра, и параллельно работает в детском образовательном центре.
А вон тот засядет до полуночи монтировать на компьютере видеоролик о Фестивале Чуковского: в музей должны приехать детские писатели, и им надо вручить по компакт-диску на память.
* * *
Весной этого года мы пережили очередной костер «Здравствуй, лето!». На участке, казалось, скакали, кричали, читали вместе с поэтами стихи и подпевали детским бардам больше тысячи человек — для нас это непостижимо. Вечером того же дня мне рассказали, что автомобили стояли по обеим сторонам шоссе в таких количествах, каких никогда и не было. Я вяло защищался: мол, Ново-Переделкино разрослось, столица мощно и быстро вдвигается в наш маленький поселок, число семей увеличивается, да и интернет не спит, а там о нас много всего понаписано…
Кстати, в этот раз мне очень хотелось посмотреть «изнутри», попробовать понять, зачем люди тратят время на подобные события, зачем начинают звонить за два-три месяца до того, как этот самый костер будет разожжен. Я бродил за соснами и вглядывался в эти веселые разновозрастные семьи, пока чуть было не наткнулся на молодую маму, присевшую на пенек, чтобы покормить младенца. Конечно, я поспешил ретироваться, но она меня окликнула: «Вы меня помните? Я была у вас на экскурсии, когда еще училась в школе».
Если бы это был первый такой случай! Она еще приведет ко мне этого малыша — лет этак через пять.
Рабочий стол Корнея Ивановича, место его долгих поисков, сомнений, выматывающего, но счастливого труда — отправная точка путешествия по музею и судьбе Чуковского. Фото Виталия Каплана
* * *
В книге Лидии Корнеевны Чуковской «Процесс исключения» («Очерке литературных нравов») есть эпизод с запиской, найденной в середине 1970-х на могиле Корнея Ивановича. Вот он.
«В декабре 1975 года шел и шел снег. Когда я поднялась на могилу Корнея Ивановича, она была вся засыпана снегом. Я целую подушку столкнула со скамьи, прежде чем сесть. В кустах можжевельника что-то темнело. Я взяла в руки мокрый конверт и вынула промокшую бумажку. Буквы текли по страницам, как слезы. Подпись размыта совсем, нечитаема, числа не видно, прочитывается только месяц и год: XII, 75. Но слова, хоть и текут, а ясны.
Я прочитала:
“Спасибо Вам, Лидия Корнеевна, за то, что Вы, человек и писатель, одна из немногих настоящих писателей, оставшихся в России”».
Далее Л. К. напоминает, что записка эта написана и получена в стране, где имя адресата запрещено, изъято из обращения за «инакомыслие». И самое главное: «Удивительно ли, что какую бы живую благодарность ни испытывала я к моим западным переводчикам, рецензентам, издателям — русским и нерусским, — ничто не сравнится с тем благоговением, с каким несла я домой этот заплаканный орден. Орден братства».
Я вспомнил этот случай потому, что однажды испытал похожие чувства — ни в коем случае не сравнимые по масштабу, но, кажется, близкие душевно.
…Мы вывели из дома, закончив экскурсии, очередной ученический класс — это были младшие школьники. Моя группа, с которой мы успели за час общения даже немного подружиться, вышла первой и двинулась к воротам. Я присел на крыльцо перевести дух.
Вдруг от группы уходящих детей, что-то выкрикивая, отделился мальчик и подлетел ко мне: «Вот, нашел наконец. Дядя, возьмите, возьмите!»
Мальчик протянул мне теплый леденец «Чупа-чупс». И убежал.
Это, пожалуй, мой орден. Похвалы, конечно, были — но выше этой не знаю.
* * *
Может быть, дело еще и в том, что этот музей действительно поначалу создавал народ, а не государственные структуры? Ведь все началось с того, что кто-то просто подошел к крыльцу — с робкой просьбой посмотреть кабинет.
В течение четверти века здесь водили бесплатные экскурсии. Когда дом оказался под угрозой уничтожения, десятки семей писали в газеты письма. Когда, уже в перестроечные времена, он начал разрушаться — собирали деньги на ремонт…
Ну а сегодня, — спрашиваю я себя, — сегодня-то, когда нет «железного занавеса», когда в мобильный телефон закачаны десятки игр, а в рюкзаке за спиной остывает раскаленный айпод или плэйстешн… — почему подросток приходит сюда с родителями и на время отключается от бесконечных плодов потребительского рынка? Почему через пару лет мы видим их здесь снова и снова?
…Я все еще верю, что этот дом своими экскурсиями, праздниками, выставками и просто разговорами у крыльца участвует в какой-то очень важной подспудной работе, каком-то важном, почти секретном действе. Один из ключей к его пониманию, возможно, и есть тот теплый, тающий леденец, доверчиво протянутый мне на детской ладони. Но эту конфету надо еще отработать.
Фото на заставке: Екатерины Стуловой
Бывал ли Пушкин в доме Чуковского
Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир», заведующий отделом поэзии.
Старший научный сотрудник Государственного литературного музея («Дом-музей Корнея Чуковского в Переделкине»)
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
Я буду говорить на тему, которая звучит Пушкин и Чуковский, но может звучать как, скажем, Чуковский – читатель Пушкина. И мне очень интересно поставить рядом эти два имени. Год тому назад в 2015 году осенью я оказался на конференции, которую устраивал музей Александра Сергеевича Пушкина на Пречистенке под названием «Пушкин и книга» и туда предложил эту тему: «Чуковский – читатель Пушкина». И я помню, что когда эта тема предлагалась, то некоторые люди, которые узнали о том, что я буду говорить, соединяя эти два имени – люди заулыбались. Особенно, когда я сказал: два великих национальных наших писателя.
Это меня как-то взбодрило, и я помню, что, направляясь на эту конференцию почта принесла мне свежий номер журнала «Дружба народов», который был посвящен как раз детской литературе. и открывался этот номер таким заочным круглым столом, где литератор, журналист, известный телеведущий Александр Архангельский был застрельщиком, с него начиналось. И это я прочитал, его текст назывался: «Были две главные для меня книги огромный Чуковский и маленький Пушкин». Он пишет:
«Можно в каком-то смысле считать их одной, но о двух головах – обе синие с белым, обе собрание сказок. Картинки из большого Чуковского стоят перед глазами до сих пор, карандашный контур Мойдодыра – неприличный сладострастный умывальник, задумчивый крокодил, мрачный Тараканище. Картинок к Пушкину не помню совершенно, кроме роскошной обложки с полуночным небом, молодым месяцем и заснеженной избушкой, зато помню завораживающие авангардные стихи и у Пушкина, и у Чуковского. Лихо надломленный ямб, отступающий перед раешником; позиционный перевес хорея и тоническая поступь гениального «Балды». Дальше очень интересно написано: «В этом смысле у детских книг, написанных взрослыми писателями, завидная судьба. Сначала их читают все, воспринимают на самом поверхностном уровне, рефлекторно считывают общие места. Потом все дружно забывают. А спустя годы возвращаются, и тоже все. Одни по доброй воле, потому что узнают, что Бибигон пародирует “Мцыри”»,
— тут Архангельский чуть-чуть не точен. «Мцыри» аукается своей звукописью скорее в первой сказке Чуковского, а не в последней, в «Крокодиле»:
И говорит Гиппопотам:
— О Крокодил, поведай нам,
Что видел ты в чужом краю,
А я покуда подремлю.
Так что скорее Лермонтов в Крокодиле.
«А сказка “О рыбаке и рыбке”, — продолжает Архангельский, — с катастрофической точностью описывает вечный путь русского самозванца. Другие возвращаются потому, что жизнь заставила, дети подросли, внуки появились, надо же им навязать свой собственный читательский опыт».
И вот то, что известный литератор, открывая анкету «Дружбы народов», посвященную главным книгам детства соединил эти два имени, как-то придало мне решимости и я вспомнил немедленно, что за эти годы, что я работаю в музее Чуковского, пожалуй, самый частый вопрос, который задают маленькие посетители, а у нас и детские экскурсии, и взрослые, таков: «Скажите, а здесь бывал Пушкин?», — и я как-то уже привык к этому вопросу и так вяло отвечаю: «Нет, Пушкин не мог здесь быть, потому что…», а сейчас я как раз готов сказать, что бывал и неоднократно.
Дело в том, что Корней Чуковский – это же наш самый первый писатель, они оба наша все, но Чуковский – наш самый первый писатель, потому что именно с Чуковского начинается знакомство маленького русского человека с языком, с поэзией, с литературой. Чуковского читают вслух с самого раннего детства – с полутора-двух лет. Более того, в ту минуту, когда я сейчас говорю эти слова, в эту самую минуту, хотя бы из одного рта вылетает где-то в нашей стране, с учетом часовых поясов от Калининграда до Дальнего Востока вылетает строчка. Но совершенно очевидно и ясно, для меня по крайней мере, что эти два литератора написали строчки, стихи целые и произведения, которые могут повторить миллионы людей. Вот вы начинаете строчку: «У меня зазвонил телефон. — Кто говорит? — Слон. — Откуда?» — и вам миллион человек скажут, откуда. Миллион, понимаете? И так далее.
Конечно в этом смысле у меня очень выгодная позиция, потому что, когда я добавляю, что, например, Корней Иванович в молодые свои годы написал две поэмы, одна называлась «Нынешний Евгений Онегин», другая называлась «Сегодняшний Евгений Онегин». Когда я говорю, что Чуковский попал в картину Репина «Пушкин на экзамене в Царском лицее» 9 января 1815 года. И в общем, просто-напросто принимает у Пушкина экзамен. Вот эта картина знаменитая и рядом с Державиным сидит Чуковский в парике, он изображает, как я понимаю, министра просвещения Разумовского.
В первый день начала Первой мировой войны Корней Иванович сидел у себя дома, это было в местечке Куоккала – финское место, а в этот день у художника Репина были именины, они были друзья, Репин был на несколько десятилетий старше Корнея Ивановича, но они очень близко дружили. И чтобы Репину как-то легче сиделось в этом напряжении, он попросил Корнея Ивановича читать Пушкина, причем попросил «Медного всадника». А за спиной у Репина сел знаменитый художник серебряного века Юрий Павлович Анненков, который стал рисовать Репина, который рисует Чуковского, который читает Пушкина. Мы в музее делали выставку, посвященную Репину и я эти две картинки Репина и Анненкова даже совместил. Надо сказать, что Корней Иванович читает «Медного всадника», смотрит на него Репин, но Репин нарисован уже рукой Юрия Анненкова. Надо сказать, что Репин, обозначая место, где происходят события, вместо слова Куоккала написал слово «Чукоккала», как-то считая, что это место должно быть образовано конечно от фамилии Корнея Ивановича частично. И это слово и стало потом названием знаменитого репинского альманаха.
Проект «В гостях у дедушки Корнея»)
Инфоурок › Начальные классы ›Презентации›Презентация «Дом музей К.И. Чуковского» (к внеурочному занятию на тему: Проект «В гостях у дедушки Корнея»)Скрыть
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Подготовили учащиеся 3Б и 3В классов (группа «Экскурсоводы») Учителя: Чинарова Е.В., Кокорева И.В.
2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда:Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский Настоящее его имя — Николай Васильевич Корнейчуков.
4 слайд Описание слайда:Дом –музей в Переделкино
5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда:Дом –музей в Переделкино
7 слайд Описание слайда:Когда вы входите в дом, попадаете в переднюю с зеркалом, тумбочкой, вешалкой и шляпой Чуковского. Самая нарядная комната в доме — столовая. Она оформлена по вкусу жены Чуковского — Марии Борисовны. Дополняют интерьер бронзовая люстра, картины РЕПИНА и КОРОВИНА, рисунки ГРИГОРЬЕВА.
8 слайд Описание слайда:Черный дисковый телефон, по которому Чуковский разговаривал с крокодилами, слонами и газелями. Хрустальный кувшин и таз для умывания — это подарки Сергея МИХАЛКОВА и Агнии БАРТО.
9 слайд Описание слайда:…А теперь поднимемся на второй этаж. Самая большая и значимая комната здесь — кабинет писателя. У широкого окна стоит письменный стол. На столе последняя, незавершенная статья — «Признание старого сказочника». За этим столом Чуковский занимался и любимыми переводами.
10 слайд Описание слайда:Большой клен перед домом однажды вдруг оказался без листвы, все решили, что он погиб и хотели уже его спиливать. Директор музея в один прекрасный день куда-то исчез и появился, спустя некоторое время, с загадочным лицом и большим количеством поношенных детских башмаков, которые он и повесил на старый клен. После этого дерево вновь покрылось листвой, причем порой листья достигают размера бумаги формата А3.
11 слайд Описание слайда:— Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
12 слайд Описание слайда:Библиотека имени К.И.Чуковского в посёлке Переделкино
13 слайд Описание слайда:31 марта 2017 г., если бы Корней Иванович Чуковский был жив, ему исполнилось бы 135 лет.
14 слайд Описание слайда:СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-441464
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Переделкино. Корней Чуковский — Люди и дороги
Пастернак и Чуковский жили рядом. Пять минут неспешной ходьбы разделяло их дачи. Улица Серафимовича начиналась от шоссе. По левую сторону тянулся представительный забор. Ограждал он территорию Дома творчества, включившую флигелями ряд бывших дач. Напротив стоял дом нестерпимо желтого цвета. Этот озорной желток и был музеем Корнея Чуковского. Дорожка от калитки вела вокруг дома. Вход в музей был со двора. Здесь царило оживление. Туда-сюда ходили сотрудники музея. Кто-то из персонала сидел на скамейке и вдумчиво читал книгу.
Из посетителей мы были одни. Экскурсия на двоих получалась накладно, хотелось побродить самим, тем более, что у Пастернака приходилось от группы бегать. Персонал пошушукался, нам дали девочку и пропустили в комнату. Это была столовая. Комната, как комната – стены ярко-синие, мебель карельской березы, чехлы белые. Примыкала она к парадному крыльцу, вход с которого теперь был закрыт. Окна выходили на крылечный балкон. Мы видели с улицы запертую дверь.
Почти сразу выяснилось, что все помещения стояли закрытыми, попасть в них удавалось лишь при сопровождавшем, так что девушка отпирала двери, а потом где-то сзади дышала. Подобное наблюдение смущало, похоже, ее саму. В столовой она открыла рот и сообщила, что перед нами телефон. Действительно, старый телефон с цифрами и буквами на диске стоял на тумбочке. Дело в том, что непривычный с виду, он был элементом экспозиции, требовавшим рассказа, сопряженного со сказкой. А мы-то, дураки, аппарату не удивились, согласились, что и вправду телефон, помнили такой с детства и уставились на девушку с изумлением. Она смутилась еще больше и замолчала.
В кабинете Чуковского наша «ключница» повторила попытку наладить контакт. Она ткнула пальцем в книжную полку, указав на Британскую Энциклопедию. Мы опять не вникли в сложившуюся ситуацию – не восхитились, не поразились, а просто кивнули и пошли дальше. Чему тут было удивляться? Весь кабинет и прилегавшая библиотека ломились от книг. Музейное начальство делало упор на экскурсионное обслуживание, возможно даже с нами послали практикантку, но мы-то держали ее за смотрителя, уж больно комично выглядели ее старания и потуги.
А экскурсовод был действительно нужен. На стенах висели фотографии, рисунки, карикатуры без подписей или пояснений. Кое-что можно было понять, но остальное оставалось загадкой. Пространство молчало, девушка тоже. На одной из карикатур присутствовало множество персонажей, связанных какой-то общей идеей. Корней Иванович, легко узнаваемый по гигантскому росту и характерному носу, находился в центре. На вопрос, кто изображен на рисунке, мы услышали ответ – Чуковский. Среди остальных двух десятков были названы Андреев и Евреинов, больше никто.
А ведь смысл в этом рисунке был и не малый. Он висел отдельно, отражал какие-то литературные разборки и споры и казался значительным. «Информативная» беседа утвердила меня в мысли, что музей был создан для детей, иначе откуда могло взяться такое безразличие к важнейшим экспонатам, представлявшим интерес только для взрослых. Телефон с буквами – это из сказок для детей, а жизнь-то была запечатлена в настенной живописи, получить разъяснения к которой не удавалось. Оксфордская мантия и обилие книг ясно говорили, что не только мухой-цокотухой был отмечен путь писателя. К экскурсоводу доверия не возникало, этим вопросом следовало заняться отдельно.
Корней Иванович Чуковский родился 31 марта 1882 года в Санкт-Петербурге. В метрике значилось «незаконнорожденный», а в графе мать была указана Екатерина Осиповна Корнейчукова. Мальчика крестили и назвали Николаем Корнейчуковым. Исследователи полагают, что отцом его был петербургский студент Эммануил Соломонович Левенсон, сын состоятельного врача и почетного гражданина Одессы, в доме которого работала прислугой мать Чуковского. Вскоре после рождения сына отец разорвал гражданский брак, мать забрала детей, старшую Марусю и Николая, и уехала в Одессу. Жила семья бедно, мать работала прачкой. Возможно папаша и пытался помогать им материально, но мать приучила детей к мысли, что отца у них нет. В доме Чуковского никаких имен по отцовской линии не называли, а сама тема была запретна. В советское время писатель закрепил за собой псевдоним, сделав литературное имя настоящим.
Николай учился в гимназии, пока его не исключили из пятого класса по причине «низкого» происхождения. Юноша работал маляром, много читал, самостоятельно занимался и получил аттестат зрелости, сдав экзамены экстерном. Парень одолел английский и французский языки, писал философскую книгу, безумно тяготился своим байстрючеством и мечтал покорить мир. В 1901 у него приняли статью в газету «Одесские новости», а в 1903, как единственного англоговорящего, направили корреспондентом в Лондон. За пару месяцев до поездки он женился на православной мещанке Марии Борисовне Гольдфельд и увез ее с собой. В Лондоне он изучал английскую литературу, писал о ней статьи для прессы, заинтересовал Брюсова, который пригласил его сотрудничать в журнале «Весы».
Вернулся он в 1905 уже в Петербург, где занялся литературной критикой и переводами английской поэзии. В пылу революционных страстей начал выпускать сатирический журнал «Сигнал», к сотрудничеству в котором привлек Куприна, Соллогуба, Тэффи и многих других. После четвертого издания был посажен в тюрьму «за оскорбление царского дома», но выпущен под защитой известного адвоката. Может быть пресловутая карикатура без подписи и времени создания относилась именно к тем горячим событиям.
В 1906 Николай Корнейчуков, писавший статьи под псевдонимом Корней Чуковский, поселился в финском местечке Куоккола. Он тесно сблизился и подружился с соседом по поселку Ильей Репиным. В этих краях он познакомился с Владимиром Короленко и известным народником-публицистом Николаем Анненским. Рукописный сатирический журнал Чукоккала, который он вел до конца жизни, начинался тоже здесь.
В 1907 году Чуковский издал переводы Уолта Уитмена. Он активно занимался критической деятельностью, писал о Гаршине, Федоре Сологубе, Андрееве, Куприне, Алексее Ремизове. Впоследствии собрал все в двух книгах – «Лица и маски» и «Книга о современных писателях», вышедших в 1914 году. В Куоккале он приобрел большое число друзей и знакомых в литературно-артистическом мире, к ним относились Алексей Толстой, Леонид Андреев, Николай Евреинов, Аркадий Аверченко, Тэффи, Александр Бенуа, Борис Кустодиев, Добужинский, Шаляпин, Комиссаржевская, Анатолий Федорович Кони. По сути он создал свой круг общения на основе литературоведения, хотя уже в 1911 Чуковский работал над сборником «Жар-птица», пытаясь свести лучших писателей и художников для создания детской литературы высокого класса.
В 1916 Горький открыл в своем журнале «Парус» детский отдел и пригласил Чуковского его возглавлять. Во время работы и возникла детская сказка «Крокодил», говорят, совершенно случайно. Писатель просто убалтывал своего сына в дороге, а мальчик сказку точно запомнил. Так и появился первый общенациональный хит Чуковского в детской литературе.
Стихи стихами, а между тем он занимался наследством Некрасова, собирал и возвращал утраченные тексты, восстанавливал купюры царской цензуры. Он издал в 1952 книгу «Мастерство Некрасова» и получил за нее Ленинскую премию. Еще одна вполне филологическая тема, о которой он радел всю жизнь – это художественный перевод. Мало того, что сам он был отличным переводчиком, открыл русскому читателю Твена, О’Генри, Честертона и Конан-Дойля, переводил Шекспира, Уайльда и Киплинга, пересказал для детей «Робинзона Круза» и «Барона Мюнхгаузена», он создал монографию «Высокое искусство», в которой доступно и доходчиво рассказал историю о трудностях перевода. Недаром он получил в 1962 почетное звание доктора литературы Оксфордского университета. И, наконец, первопроходцем он стал и в третьем направлении, обратив внимание мира на детскую словесность. Сборник «От двух до пяти» переиздавался 21 раз. Получалось, что детское творчество составляло лишь малую толику его трудов, хотя в сознании многих его имя было связано с Мойдодыром и Айболитом. Это вполне соответствовало экспозиции. Сказочник не нуждался бы в обилии книг, хватало бы игрушек. А книг было предостаточно.
Следующим примечательным местом в музее была веранда на первом этаже, где жил Солженицын осень-зиму 1973-1974 перед высылкой. Корней Иванович узнал о нем от Твардовского, по просьбе которого написал первую рецензию на «Один день Ивана Денисовича». С 1965 писатель бывал в Переделкине неоднократно, получая порой убежище в период гонений. Теперь в этой комнате устроен конференц-зал, в остальных же местах сохранена обстановка с времен жизни Корнея Чуковского.
Дом был осмотрен, хотелось побродить вокруг. Странное дело, при всех завываниях экскурсовода в пустом и гулком доме Пастернака царил его дух, а здесь Чуковского не было. Привлекали фотографии, умиляли подарки, поражала насыщенность интерьера, будто в память о человеке сюда собрали все частности и детали его жизни, чтобы создать музей, а свободное пространство для полета мысли забыли. Впрочем, каждый все видит по-своему. Дом Чуковского можно посмотреть в сети, это лучше, чем слушать рассказы.
Парадное крыльцо закрыли, когда умерла жена поэта Мария Борисовна. Чуковский предпочитал ходить с черного хода. От калитки в заборе к дому вела аллея кленов. Действительно, в этом был некий намек на имение. Со стороны двора иллюзий не возникало.
У Чуковского росло четверо детей.
Николай Корнеевич Чуковский (1904-1965), писатель, переводчик прозы и поэзии.
Лидия Корнеевна Чуковская (1907-1996), писательница, публицист, диссидент. Она знала, у кого учиться. Корней Чуковский был единственным из писателей, кто поздравил Пастернака с Нобелевской премией.
Борис Корнеевич Чуковский (1910-1941), инженер, погиб в боях под Можайском.
Мария (Мура) Корнеевна Чуковская (1920-1931), умерла от туберкулеза.
За домом открывался участок или лес – его можно было назвать, как угодно. Размер небольшого бора, а росли там сосны, составлял около двух гектар.
Около прохода стояла скамейка. Возможно, именно ее любила выбирать Ахматова для отдыха, когда гостила у Чуковских. Других скамеек видно не было. Дорожка вела вглубь на заветную поляну, где Чуковский устраивал детские праздники. Где-то посередине пути стояла хибара. Это была резиденция Лидии Чуковской. Места в сторожке хватало на стол, стул и кровать. Историю дощатой постройки излагали по-разному. Кто-то говорил, что Лидия искала тишины для работы, так как в доме отца всегда обретался какой-то народ и от возгласов да гама, особенно детского, было некуда деться. Другие, напротив, ссылались на бессонницу Чуковского и опасения в связи с этим дочери потревожить отца случайным шумом в неурочное время. О чем бы ни толковать, проводила она в будке много времени, даже принимала гостей, как было, например, с той же Анной Ахматовой, приходившей к ней поболтать. Сооружение было видно из окон кабинета Корнея Ивановича, присвоившего ему шутливое имя «Пиво-воды».
Чуковский, надо сказать, обладал поразительным умением замечать сокровенный смысл явления, человека или предмета и давать ему название либо оценку точного и тонкого смысла, зачастую неприятную слушавшему.
Корней Иванович устраивал праздник дважды в год, отмечая начало и конец лета. Дети собирались из Переделкина и ближних поселков. Входным билетом на поляну являлись шишки. На маленькой эстраде выступали гости писателя. Это мог быть Аркадий Райкин или Рина Зеленая, либо кто-то другой, кого пригласил хозяин.
Музей нынче гордится, что праздничные встречи возобновились. Мы гуляли по пустой площадке, было грустно и тоскливо. Видимо потому, что именно здесь выявилась фальш повторов прежних занятий Чуковского.
Он был искренним затейником и задумщиком всех озорных забав. К нему приходили дети по собственной охоте, их не привозили на автомобилях, не сопровождали бабушки со всего города. Он жил в своем доме, тратил собственные деньги и свое время, он творил мир, а не выполнял работу, получая за это зарплату или какой другой профицит. Он дарил детям радость и получал ее сам, прыгал в индейском уборе, пел с удовольствием хором, чувствовал полную свободу действий и ни перед кем не отчитывался. Дети, в свою очередь, веселились, а не исполняли обязанность участников мероприятия. За ними никто не следил и не управлял, если нужно, процессом. Организованный праздник потерял чуковскую непосредственность, а вместе с ней и смысл. Кто сказал, что можно повторить феерию, лишившись главного героя? Так вышло и с домом. Он был мертв без горячего мотора.
Корней Иванович Чуковский умер в 1969 году в больнице Кунцева. Умер от вирусного гепатита, который ему занесли при лечении. Об этом факте все шушукаются, но явно не говорят. Не доказано, значит молчи. Многие считают, что достигнув 87 лет от роду, он находился в расцвете сил, сохранив ясность ума, парадоксальность мышления и неуемное любопытство исследователя. В 1966 он выпустил очередное издание трактата «Высокое искусство». Вопросы художественного перевода составляли для него предмет первейшей важности. Третье издание было переработано и дополнено относительно ранних выпусков и, как говорят читатели, в том числе и профи, не потеряло ни яркости, ни актуальности материала. Умение увидеть и сказать новое было принципом его жизни. Когда он умер, люди стали приходить и приезжать в Переделкино, чтобы бросить последний взгляд на место его обитания, на пласт культуры, осевший и прижившийся в стенах дома Корнея Чуковского.
Многие годы шла борьба с Литфондом и Союзом писателей за сохранение уголка памяти великого сказочника. В 1996 дача Чуковского стала отделом Государственного литературного музея. Поляна все расставила по своим местам. Блестящего, ироничного, энциклопедически образованного Чуковского загнали в ловушку туристического бизнеса. Елена Чуковская, внучка писателя, наверное, видела такую опасность. Недаром она отстаивала режим бесплатного входа в музей. Наивная, она полагала, что память ее деда государство станет чтить безвозмездно. От опасений внучки фотографии и графика лишились надписей и пояснений, зато возникла практика обязательного экскурсионного обслуживания.
Мы уходили с участка, уже не радуясь нахальному цвету дома. Настроение было утеряно, сказочник ушел давно, дом его духа не хранил, а стоял, как бюджетный служащий, полный бывших в употреблении старых вещей.
Напротив белого сарая росло Чудо-дерево.
На нем висели изношенные сандалии и ботинки. Говорят клен, стоявший у ворот, однажды потерял листья и нарушил мизансцену участка своим голым видом. Легенда гласит, что директор музея повесил на него старую обувь и дерево расцвело. Так появился миф экспозиции.
Нужно было торопиться, впереди ждали следующие адреса.
Дом-Музей Корнея Чуковского
- «Жизнь и творчество Корнея Чуковского».
- «Чуковский и дети».
- «Литературоведение Корнея Чуковского».
- Детские праздники в музее Чуковского: «Здравствуй, лето!» и «Прощай, лето!».
Дом-музей Чуковского: экскурсии, история
Дом-музей Чуковского уже не одно десятилетие тепло встречает своих посетителей. Еще при жизни поэта он сетовал на то, что читатели не знакомы со всеми гранями его творчества. Экспонаты представлены в музей, макияж существовал на протяжении многих лет отсутствия информации о жизни и творческой деятельности писателя. Корней Чуковский предстает перед посетителями не только как детский поэт, но и как писатель, литературный критик, серьезный критик, переводчик, журналист и др. общественный деятель.
Адрес коттеджа
Дом-музей Корнея Чуковского расположен в подмосковном поселке Переделкино. Это место в Подмосковье хорошо известно не только жителям столицы, но и любому горожанину, дорожащему литературным наследием страны.
Именно в этом селе жили и творили многие известные советские писатели, чье творчество приходится на период с 1930 по 1990 год. Неудивительно, что Переделкино часто называют дачей писателей.
Один из домов дачного поселка с семьей занял Корень Иванович.Впоследствии здесь был организован дом-музей Чуковского. Местоположение знаменитой дачи сегодня известно многим. В Одинцовском районе Подмосковья, в деревне Переделкино на улице Серафимовича, в доме № 3 сегодня рады видеть. гости.
О чем рассказывает интерьер дома
Создавая дом-музей Чуковского, его сотрудники старались, чтобы вилла писателя сохраняла тепло, она всегда была полна жизни при Корнее Ивановиче.
С этой целью в музее были спасены многие личные вещи писателя, мебель, предметы интерьера.Книги на полках, рисунки и графика на стенах и другие предметы в окружающей среде указывают на ассоциацию владельца квартиры-сада со многими талантливыми современниками.
напоминание о настоящей дружбе и сегодня хранится в доме-музее Чуковского. Илья Репин, Александр Блок, Владимир Маяковский, Александр Куприн, Александр Солженицын и многие другие известные представители русской интеллигенции были в кругу знакомых и друзей. писатель.
Отношение поэта к детям
Дом-музей К.И. Чуковского хранит много вещей, описание которых можно найти в произведениях для детей — черный телефон с циферблатом, кувшин для воды, макет чудо-дерева.Дети, которые приходят в гости к писателю, узнают то, чему они всегда радовались. Писатель с любовью хранит то, что прославилось благодаря его произведениям, большинство из которых десятилетиями чествовали дети.
Особенным было отношение молодого поколения к Чуковскому. Писатель всегда рад принимать маленьких гостей в их доме. В последние годы такие встречи стали регулярными. Корней Чуковский любил разговаривать с детьми, организовывал игры. вместе с ними прочитайте вслух их произведения.На территории сада было место, где разводили костер и устраивали вокруг него всевозможные развлечения, были задушевные беседы или просто мечта. На такое мероприятие съезжаются дети со всей деревни.
Дом-музей Корнея Чуковского в Переделкино сохранил традицию «костров» и по сей день. Это мероприятие проводится в музее ежегодно весной и осенью и к нему съезжаются дети со всей страны.
Семейный писатель
Дом-музей Чуковского в Переделкино хранит материалы, касающиеся не только жизни и творчества поэта, но и его семьи.И это было здорово и очень дружно. Мария Борисовна Чуковская — верная соратница писателя. Корни I. скорбели о смерти жены, с которой они прожили вместе 52 года.
Двое старших детей писателя пошли по стопам отца и также были связаны с литературной деятельностью. Дом-музей К.И. Чуковского во многом обязан дочери писателя — Лидии Корнеевне, благодаря ей. здесь были воссозданы условия, существовавшие при жизни его отца.Она принимала первых посетителей в музей. Ей пришлось проявить стойкость и настойчивость, когда коттедж грозил закрытием.
Борис, младший сын писателя, погиб во время войны с фашистскими захватчиками, а его дочь Мария умерла в детстве. Потерю детей Чуковские серьезно переживали.
позже пополнилась семья и внуки, корни которых Иванович и его жена с радостью приняли. Дом Чуковского, как уже упоминалось, всегда был полон детей.
демократических взглядов писателя
Известный факт, что Корней Чуковский был приверженцем демократических взглядов даже в те времена, когда они не приветствовались властью и политическими партиями. Это причина натянутых отношений с коллегами. Противостояние
было настолько серьезным, что незадолго до смерти Чуковский составил список имен писателей, которым не пришлось присутствовать на похоронах.
Но дом в Переделкино всегда был открыт для людей с прогрессивными взглядами.Например, Александр Солженицын долгое время жил в деревне, здесь ему отвели кабинет, в котором работал писатель. Экспозиции музея рассказывают и об этом интересном факте.
Дом-музей Чуковского. Экскурсии и экспозиция
С 1994 года загородный дом, где жил Корней Чуковский, получил статус филиала Государственного Литературного музея. В 1996 году реставрационные работы закончены. писатель регулярно принимает посетителей.
Сотрудники музея предоставляют гостям возможность выбрать тематические экскурсии, лекции и другие мероприятия.Они разработали специальные программы для школьников, студентов, малышей и их родителей. Материалы лекций музея знакомят посетителей с творчеством писателя, его отношением к литературе. Во время экскурсии можно узнать об истории популярных произведений Чуковского. много поучительных историй из жизни писателя, чтобы получить новые знания о русской литературе.
в гости к писателю
Дом Корнеля Чуковского ждет своих посетителей каждый день, кроме понедельника.Уточняйте расписание музея, тематических экскурсий, лекций, торжеств на официальном сайте Государственного литературного музея, а также предоставляет информацию о стоимости билетов и других услугах.
Чтобы добраться до сада писателя, хозяева и гости могут воспользоваться услугами столицы по железной дороге. Поезд отправляется с Киевского вокзала и идет до станции Переделкино.
По пути от вокзала к музею посетители успеют насладиться красотой соснового леса, вдохнуть его аромат.Экскурсия подготовлена
Чуковского | Etsy
Чуковского | EtsyЧтобы предоставить вам лучший опыт, мы используем файлы cookie и аналогичные технологии для повышения производительности, аналитики, персонализации, рекламы и для улучшения работы нашего сайта. Хотите узнать больше? Прочтите нашу Политику использования файлов cookie. Вы можете изменить свои предпочтения в любое время в настройках конфиденциальности.
Etsy использует файлы cookie и аналогичные технологии, чтобы вам было удобнее работать, например:
- основные функции сайта
- обеспечение безопасных, безопасных транзакций
- безопасный вход в аккаунт
- с запоминанием учетной записи, браузера и региональных настроек
- запоминание настроек конфиденциальности и безопасности
- анализирует посещаемость и использование сайта
- персонализированный поиск, контент и рекомендации
- помогает продавцам понять свою аудиторию
- , показ релевантной целевой рекламы на Etsy и за ее пределами
Подробную информацию можно найти в Политике Etsy в отношении файлов cookie и аналогичных технологий и в нашей Политике конфиденциальности.
Необходимые файлы cookie и технологии
Некоторые из используемых нами технологий необходимы для критически важных функций, таких как безопасность и целостность сайта, аутентификация учетной записи, настройки безопасности и конфиденциальности, данные об использовании и обслуживании внутреннего сайта, а также для правильной работы сайта при просмотре и транзакциях.
Настройка сайта
Файлы cookie и аналогичные технологии используются для улучшения вашего опыта, например:
- запомнить ваш логин, общие и региональные настройки
- персонализировать контент, поиск, рекомендации и предложения
Без этих технологий такие вещи, как персональные рекомендации, настройки вашей учетной записи или локализация, могут работать неправильно.Узнайте больше в нашей Политике в отношении файлов cookie и аналогичных технологий.
Персонализированная реклама
Эти технологии используются для таких вещей, как:
- персонализированная реклама
- , чтобы ограничить количество показов рекламы
- , чтобы понять использование через Google Analytics
- , чтобы понять, как вы попали на Etsy
- , чтобы продавцы понимали свою аудиторию и могли предоставить релевантную рекламу.
Мы делаем это с партнерами по социальным сетям, маркетингу и аналитике (у которых может быть собственная собранная информация).Сказать «нет» не остановит вас от просмотра рекламы Etsy, но может сделать ее менее актуальной или более повторяющейся. Узнайте больше в нашей Политике в отношении файлов cookie и аналогичных технологий.
Воспользуйтесь всеми возможностями нашего сайта, включив JavaScript. Учить большеВолшебные, значимые предметы вы больше нигде не найдете.
Корней Чуковский «Высокое искусство» Корнея Чуковского
- Домой
- Мои книги
- Обзор ▾
- Рекомендации
- Choice Awards
- Жанры
- Подарки
- Новые выпуски
- Списки
- Изучить
- Новости и интервью
- Бизнес
- Детская
- Христиан
- Классика
- Комиксы
- Поваренные книги
- Электронные книги
- Фэнтези
- Художественная литература
- Графические романы
- Историческая фантастика
- История
- Музыка Ужасы
- Тайна
- Документальная
- Поэзия
- Психология
- Романтика
- Наука
- Научная фантастика
- Самопомощь
- Спорт
- Триллер
- Путешествия
- Молодое поколение
- Больше 085
- Сообщество ▾
- Группы
- Обсуждения
- Цитаты
- Спросите автора
- Войти
- Присоединиться
Главная | Nikis House
×ПОЛИТИКА В отношении файлов cookie
ПЕЧЕНЬЕ
Файлы cookie — это крошечные текстовые файлы, которые хранятся на вашем компьютере при посещении определенных веб-страниц, которые мы используем для отслеживания того, что у вас есть в корзине, и для запоминания вас, когда вы вернетесь на наш сайт.Итак, что это такое и почему мы их используем?COOKIES ТРЕТЬИХ СТОРОН
Когда вы посещаете наш веб-сайт, вы можете заметить некоторые файлы cookie, не связанные с нами. Если вы перейдете на веб-страницу, которая содержит встроенный контент, например, с YouTube, вам могут быть отправлены файлы cookie с этих веб-сайтов. Мы не контролируем настройку этих файлов cookie, поэтому, пожалуйста, посетите сторонние веб-сайты, чтобы получить дополнительную информацию об их файлах cookie и способах управления ими.ИНСТРУМЕНТЫ «ПОДЕЛИТЬСЯ»
Если вы воспользуетесь возможностью «поделиться» нашим контентом с друзьями через социальные сети, такие как Facebook и Twitter, вам могут быть отправлены файлы cookie с этих веб-сайтов.Мы не контролируем настройку этих файлов cookie, поэтому, пожалуйста, посетите сторонние веб-сайты, чтобы получить дополнительную информацию об их файлах cookie и способах управления ими.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О COOKIES
Если вы хотите узнать больше о файлах cookie в целом и о том, как ими управлять, посетите сайт aboutcookies.org (открывается в новом окне). Если вы хотите отказаться от файлов cookie, перейдите на веб-сайт Network Advertising Initiative (открывается в новом окне). Обратите внимание, что мы не несем ответственности за содержание внешних веб-сайтов.НАША ПОЛИТИКА В отношении файлов cookie
Чтобы в полной мере использовать возможности онлайн-покупок и персонализированные функции на нашем веб-сайте, ваш компьютер, планшет или мобильный телефон должен будет принимать файлы cookie, поскольку мы можем предоставить вам только определенные персонализированные функции этого веб-сайта, используя их. Наши файлы cookie не хранят конфиденциальную информацию, такую как ваше имя, адрес или платежные реквизиты: они просто содержат «ключ», который после входа в систему связывается с этой информацией. Однако, если вы предпочитаете ограничивать, блокировать или удалять файлы cookie с нашего или любого другого веб-сайта, вы можете использовать для этого свой браузер.Все браузеры индивидуальны, поэтому проверьте меню «Справка» в вашем конкретном браузере (или в руководстве к мобильному телефону), чтобы узнать, как изменить настройки файлов cookie. | 1 августа, четверг |
10:00 — 13:30 | Конференция «Эффективные методы обучения и развития творческих способностей детей: начальная школа, дошкольная подготовка». |
10:00 Официальное открытие конференции. Приветственное слово Лазарева Татьяна Александровна , начальник Управления образования и науки Украины Одесской ОГА. | |
10:00 — 10.35 Отчет: «Гармоничное развитие личности ребенка в современных условиях» . Автор: Стеценко Ирина , редактор журналов «Учытел Початковой Школы», «Дошкильне Выховання», «Палитра Педагога» и «Джмиль», научный сотрудник Международного научно-образовательного центра информационных технологий и систем Национальной академии наук Украины. и Министерство образования и науки Украины, автор технологии «Логика Мира» для детей 4-12 лет, г. Киев. | |
10:35 — 11.05 Отчет: «Презентация социально-образовательного проекта« Учебник Одессолюбия » . Автор: Ольга Харитонова , автор идеи, Алена Ковальская , автор идеи и художественного текста. | |
11:05 — 11:20 Кофе-брейк. | |
11:20 — 11:50 Отчет: «Презентация вальдорфской педагогики в Одессе» . Автор: Мальцева Нарине Сергеевна , директор «Издательского дома« НАИРИ », Лукьянченко Наталья Николаевна , директор Учебного комплекса« Ступени », Лариса Ярославовна Мезенова , ведущий преподаватель 7 класса УК« Ступени ». | |
11:50 — 12:10 Доклад: «Изложение методики воспитания детей с помощью Среда». Автор: Ольга Тихонюк , директор проекта «Счастливое детство» в Украине, г. Николаев, и представители проекта в г. Одесса — Юлия Борзая, Олег Берон. | |
12:10 — 12:40 Отчет: «Модель школы полного дня с использованием современных технологий в классическом образовании» .Автор: Гришина Татьяна Леодоровна , директор Одесского частного образовательного комплекса «Школа-лицей« Просвита ». | |
12:40 — 13:10 Доклад: «Влияние книги на формирование личности ребенка». Автор: Хаит Валерий , главный редактор журнала «Фонтан», вице-президент Всемирного клуба одесситов, Гончарова Марианна , лауреат Международного литературного конкурса «Премия Русская Премия» 2013. | |
13:10 — 13:30 Обсуждение. | |
11:00 — 12:00 (Ротонда, Одесский городской сад) | Программа от сети детских развлекательных комплексов «Игроленд». |
13:30 — 14:00 | Презентация сборника рассказов «Сказки русских писателей» , изданного Представительством Россотрудничества в Украине, Фондом «Русский мир», Центром национальной культуры при поддержке Министерства образования и науки Украины для бесплатного распространения во всех предварительных версиях. школьные учреждения Украины.Загрузил: Константин Павлович Воробьев. |
16:00 — 17:00 | «Чудеса на завтра» — встреча с автором. Рассказы расскажет Марианна Гончарова , лауреат Международного литературного конкурса «Премия Русская Премия». Вел встречу Валерий Хаит. |
18:00 — 18:30 | Презентация издательства «Лавр». Серия: исторический сериал, детский сериал, киевский сериал, театральный сериал, готовящийся к изданию сериал — литературная и научно-популярная. Проекты культурных площадок. Автор: Лаврова Полина — директор ИД, Галина Любчич — руководитель проектов, Корчагина Екатерина — дизайнер, ответственный за детские сериалы. |
2 августа, пятница | |
9:00 — 11:10 | Финал Второго конкурса детского цифрового рисунка «iParus», посвященного 110-летию Евгения Петрова. |
11:00 — 12:00 (Ротонда, Одесский городской сад) | Программа от сети детских развлекательных комплексов «Игроленд». |
11:10 — 11:50 | Работа жюри — выборы победителя Второго конкурса детского цифрового рисунка «iParus». |
11:30 — 12:00 | Мастер-класс «Как писать стихи» от детской писательницы — Инны Ищук. Презентация книги «Что на ладони?» с. Встреча с автором. |
12:00 — 12:30 | Викторина для детей по роману «Серебряный герб (Серебряный герб)» К.И.Чуковский. |
12:30 — 12:40 (Ротонда, Одесский городской сад) | «Тихо, Ша! Выступает ДТШ! » Детская драматическая школа, г. Одесса. |
12:40 — 12:50 (Ротонда, Одесский городской сад) | Театр кукол «Светлячок» из Коминтерновского района. Постановка «Лето в деревне» (на русском языке) по мотивам басен «Аист и лягушки», «Козленок, желающий боднуться» и сказок «Как человек продавал корову». |
12:40 — 13:00 | Презентация специальной экспозиции Генерального консульства Республики Польша, посвященной 135-летию польского детского писателя Януша Корчака. |
12:50 — 13:00 (Ротонда, Одесский городской сад) | Исполнение персонажей сказок Корнея Чуковского. Детский театр «Балаганчик». Директор — Надежда Хохлова. |
13:00 — 14:00 (Ротонда, Одесский городской сад) | Торжественное открытие Первого Одесского Корнейчуковского фестиваля детской литературы. |
Объявление победителей II конкурса детской литературы «Море талантов». Подарки. Презентация альманаха «Море талантов». | |
Торжественное награждение победителей II конкурса детского цифрового рисунка «iParus». | |
Объявление лауреатов Премии Корнейчуковского ». Церемония награждения. Вручение сборника лучших литературных произведений по итогам конкурса «Премия Корнейчуковского». | |
14:00 — 15:00 | Специальная программа от Дома-музея Корнея Чуковского из Переделкино: «Фестиваль-фестиваль: Московский фестиваль детской литературы им. Корнея Чуковского — Первый Одесский Корнейчуковский фестиваль детской литературы. «Книге Корнея Чуковского« От двух до пяти »- 85 лет». Автор: Павел Крючков и Наталья Продольнова — старший научный сотрудник Дома-музея Корнея Чуковского в Переделкино (отделение Государственного литературного музея). |
15:00 — 16:00 | Встреча с автором. «Встреча с Книгами Старого Льва вместе с Марьяной Савко». |
16:00 — 17:00 | Мастер-класс для детей «Как сделать мультфильм» от российского независимого аниматора — Владимир Ильич Тарасов, один из создателей мультфильма «Ну, погоди!» состоится при поддержке Представительства Россотрудничества в Украине. |
17:00 — 18:00 | Проезд в ЧУДЕЦСТВО. Нас будут посещать детские писатели — Михаил Яснов и Сергей Махотин (Россия) . |
18:00 — 18:30 (стенд журнала) | Мастер-класс «Вождь племени СОЛОМ (изготовление украшений из трубочек для сока)» от представителя детского журнала «Познайка». |
18:00 — 19:00 | Презентация книги «Что такое счастье?» (на русском) (Детская серия) Автор Михаил Яснов. Встреча с автором. Михаил Яснов (Россия), Екатерина Корчагина . Модератор: Галина Любчич. Издательство «Лавр». |
19:00 — 19:50 (Ротонда, Одесский городской сад) | Сценическое шоу «Веселые картинки» собери друзей » с использованием кукол в натуральную величину (Карандаш, Дюймовочка, Самоделкин и Петрушка) из детского журнала« Веселые картинки ». |
19:50 — 20:00 (Ротонда, Одесский городской сад) | Стихи детских авторов из детского театра «Балаганчик». Директор: Надежда Хохлова. |
3 августа, суббота | |
11:00 — 12:00 | Презентация книги «Путешествия и приключения маленького человека и его друга — Кота Бонифация.Истории, которые нужно рассказать перед сном Автор Владимир Белый . Издательство «НАИРИ». |
12:00 — 12:30 | Презентация книги «Большой беспорядок в маленьких кусочках» (на украинском языке) , написанная Марьяной Ангеловой. Кулинарная сказка для детей. Встреча с автором. Марьяна Ангелова, Владимир Шовкошитный, Станислав Бондаренко. Издательский Дом «Украинский Приоритет». |
12:00 — 14:00 (стенд журнала) | Мастер-класс «В гостях на« Яблонке »: изготовление игрушек-поделок из бумаги и сказок-театров. Загрузил: Колодницкая Тамара Прокофьевна — главный редактор журнала «Яблонька». |
12:30 — 13:00 | Презентация книги «Приключения Михала, Крысы» (на украинском языке) написана Настей Введенской .Встреча с автором. |
13:00 — 13:25 | Презентация книги Зоряны Лебедивны «Шаг в свет» (на укр.). Автор: Владимир Шовкошитный, Станислав Бондаренко. Издательский Дом «Украинский Приоритет». |
14:00 — 15:00 (Ротонда, Одесский городской сад) | Программа от сети развлекательных комплексов «Игроленд». |
14:25 — 15:00 | Презентация книги «Жизнь как детская рубашка…» (на русском языке) автора Мальвина Швидлер . Автор: Любовь Журавлева — журналист, редактор и автор. Издательство «НАИРИ». |
15:00 — 16:00 | Мастер-класс «Иллюстрация к детской книге.Работа с автором ». Украинские иллюстраторы, создавшие Детскую серию, расскажут о специфике своего творчества. Михаил Яснов — автор книги, Виталий Кириченко — иллюстратор книги, Екатерина Корчагина и Ная Иващук — иллюстраторы детской серии. Издательство «Лаурус». |
16:00 — 17:00 | Встреча с автором. Нашим посетителем будет Нарине Абгарян , писатель, лауреат Международной литературной премии Baby-NOS 2013. |
17:00 — 18:00 | Мастер-класс «Модники и модницы, занятые чтением: украшения с иллюстрациями» — изготовление украшений с элементами подлинных иллюстраций книг издательства «Лавр». Все, что вы создали самостоятельно, будет вашим.Спикеры: Корчагина Екатерина, Ная Иващук. |
18:00 — 18:30 (стенд журнала) | Мастер-класс «Вождь племени СОЛОМ (изготовление украшений из трубочек для сока)» от представителя детского журнала «Познайка». |
18:00 — 19:00 | Встреча с детскими писателями: Михаил Яснов, Сергей Махотин, Нарине Абгарян, Марианна Гончарова, Тинатин Мжаванадзе. |
19:00 — 20:00 | Специальная программа от Дома-музея Корнея Чуковского из Переделкино: «Я вырос среди поэтов и детей». Неизвестный Корней Чуковский » . Встреча с представителями Дома-музея Корнея Чуковского из Переделкино. Автор: Павел Крючков и Наталья Продольнова — старшие научные сотрудники Дома-музея Корнея Чуковского из Переделкино. |
19:00 — 20:30 Одесский театр кукол (ул. Пастера, 15) | Театр на «Зеленой волне». «В объятиях вечности» . Спектакль по переписке Беллы Ахмадулиной и Бориса Мессерера с Василием Аксеновым. Организаторы: ОО «Агентство регионального развития», Литературно-художественный журнал «Октябрь». |
4 августа, воскресенье | |
11:00 — 11:20 | Мастер-класс «Делай книги сам». Загрузил: Владимир Николаевич Писаренко. |
11:00 — 11:50 (Дерибасовская улица) | Сценическое шоу «Веселые картинки» собери друзей » используя кукол в натуральную величину (Карандаш, Дюймовочка, Самоделкин и Петрушка) из детского журнала« Веселые картинки ». |
12:00 — 14:00 (стенд журнала) | Мастер-класс «В гостях на« Яблонке »: изготовление игрушек-поделок из бумаги и сказок-театров.Загрузил: Колодницкая Тамара Прокофьевна — главный редактор журнала «Яблонька». |
13:30 — 13:50 | Презентация книги «Июнь-Волшебник» (на русском языке), автор Наталка Поклад. Загрузил: Владимир Шовкошитный, Станислав Бондаренко. Издательский Дом «Украинский Приоритет». |
14:00 — 14:25 | Практический курс по методам воспитания детей в среде. Автор: представители проекта «Счастливое детство» в г. Одесса — Михаила Шапошникова, и Владлен Шапошников. |
14:00 — 15:00 (Ротонда, Одесский городской сад) |