Дом константина мельникова: Правила посещения Дома

Человек из башни: Константин Мельников и его «дом будущего»

Истории

1920-е годы были временем творческого поиска. Художники, скульпторы, композиторы и архитекторы постоянно изобретали новые формы и способы самовыражения. Был среди них и Константин Мельников, автор множества выдающихся построек. Главным детищем архитектора по праву считается его собственный московский дом в Кривоарбатском переулке.

Мельников работал по наитию, каждый раз проверяя на практике новые приемы и идеи

Фото
Zoonar GmbH / Alamy via Legion Media

Лихоборский самородок

Константин Мельников родился в многодетной семье в августе 1890 года. Отец будущего архитектора занимался дорожным строительством, мать — вела хозяйство и воспитывала пятерых детей. Первые годы жизни Константина были типичными для крестьянского ребенка: он посещал церковно-приходскую школу подмосковной деревни Лихоборы (теперь эта местность находится в черте города), ухаживал за коровами, помогал родителям по дому.

Константин Мельников, 1905 год

Фото
Wikimedia Commons

Позднее, заметив интерес юноши к рисованию, друг семьи посоветовал Мельниковым отправить сына в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Туда Мельников поступил в 1905 году со второй попытки и проучился 12 лет, окончив отделения живописи и архитектуры. При этом до 1913 года Константин всерьез планировал стать художником или скульптором, но постепенно заинтересовался архитектурой и в итоге связал с ней всю жизнь.

Он мечтал застроить родные места необычными зданиями. Современники и коллеги Мельникова отмечали, что он был одним из немногих градостроителей, чьи проекты едва ли не полностью оказались связаны с Москвой и Подмосковьем. Среди прочего он принял участие в разработке плана «Новая Москва» и придумал планировку Бутырского района и Ходынки.

Время смелых

Когда Константина Мельникова просили назвать направление, к которому он относит свое творчество, архитектор немного терялся. Начиная как поклонник неоклассики, он быстро переключился на авангард, но признавать себя конструктивистом не желал.

Макет башни Татлина, 1919 год

Фото
The Picture Art Collection / Alamy via Legion Media

Кумиром Мельникова был Владимир Татлин — создатель нереализованного проекта башни III Интернационала. По замыслу Татлина, здания, из которых состояла башня, должны были вращаться в разные стороны с разной скоростью.

Существовавшая только в виде макета Татлинская башня «из железа, стекла и революции» явно запала в душу Константину Мельникову. Для конкурса проектов здания московского отделения газеты «Ленинградской правды» он предложил постройку с вращающимися этажами. Форма Татлинской башни тоже запомнилась Константину Мельникову, но ее он приберег для своего главного проекта.

Тем временем карьера архитектора шла в гору. В 1925 году Константин Мельников оформил советский павильон на Международной выставке декоративно-прикладных искусств во Франции.

Благодаря архитектурным хитростям небольшое помещение казалось настоящим полигоном. Мельников подобно фокуснику играл с диагональю: прямоугольный стеклянный павильон он пронзил лестницей, тянущейся ко второму этажу. В верхней части здания наискосок располагались плиты с агитационными плакатами Александра Родченко.

Участие в парижской выставке принесло Константину Мельникову мировую известность. Его чудо-павильон очаровал и западных творцов, и соотечественников. Писатель Илья Эренбург, посетив здание, назвал его «гаражом, приснившимся поэту».

Удостоившись гран-при, Мельников вернулся на родину. Спустя два года его талант получил вполне материальное признание: архитектору выделили земельный участок в самом центре Москвы и позволили начать строительство собственного дома-мастерской.

Строгий снаружи и уютный внутри

Дом в 200 квадратных метров всего с одной квартирой — редкость для Москвы 1920-х годов. Правда, поражал жителей столицы скорее не размах строительства, а форма здания. Константин Мельников спроектировал свое жилище в форме сдвоенного цилиндра. Вряд ли он целенаправленно создавал дом, чтобы тот вошел во все учебники по истории архитектуры, но вышло в итоге именно так.

Чертежи дома Мельникова

Фото
The History Collection / Alamy via Legion Media

Мельников создал футуристичное здание из кирпича, применив идею сотовидной кладки, равномерно распределяющей нагрузку, что позволило отказаться от несущих конструкций. Похожий на башню и пчелиный улей дом идеально попал «в настроение» Константина Мельникова — человека трудолюбивого, увлеченного, лишенного предрассудков в творчестве. Даже окна здания были особенными — архитектор сделал их шестиугольными и распределил по периметру, чтобы свет проникал внутрь равномерно.

Константин Мельников с женой Анной возле строящегося дома, 1927 год

Фото
The Picture Art Collection / Alamy via Legion Media

Одинаковые по площади помещения дома казались гостям дома совсем разными. Секрет заключался в том, что в комнате-мастерской Константин Мельников решил поставить гигантское окно, напоминающее экран, а в обычной жилой комнате — несколько десятков маленьких шестиугольных окошек. Из мастерской вел выход на балкончик, прогуливаясь по которому, архитектор читал лекции студентам. На вопросы о работе над домом он отвечал, что никогда не пользовался научной литературой и старался даже не смотреть на фотографии уже существующих зданий, чтобы не «украсть» чужой замысел.

По словам Мельникова, на один проект у него уходило до двухсот испорченных и полностью переделанных эскизов. Просиживая часами над ватманом, архитектор успокаивался лишь тогда, когда все его идеи получали должное отражение на бумаге.

Репутация гения тяготила Мельникова. Порой он обиженно замечал, что в его зданиях нет никакой фантастики, раз уж он смог спроектировать десятки пригодных для жизни и работы домов.

В быту Константин Мельников и вовсе не походил на модного творца-конструктивиста. Его дом был полон вещей самых разных стилей. Архитектор охотно приобретал антикварные столы и стулья, не возражал против дверных ручек с позолотой и умилялся кружевным салфеткам, вышитым женой Анной.

Помещения дома, снаружи выглядящего стерильным, были набиты приятными глазу мелочами: детскими игрушками, гантелями, книгами и учебниками. Этот контраст поражал знакомых Мельникова. Заходя в аскетичный «храм художника», они оказывались в обычном уютном доме.

Архитектор против системы

Позволив Мельникову строить дом в Кривоарбатском переулке, власти полагали, что проект станет типовым. Предлагалось в будущем адаптировать схожие постройки под коммуны. Однако вскоре отношения Константина Мельникова и партийных руководителей испортились. Зодчий, ни признающий творчество «по указке», не смог перейти от авангарда к соцреализму. Замыслы архитектора не уживались с новым тяжеловесным стилем.

Фото
Azoor Travel Photo / Alamy via Legion Media

В 1933 году, когда выставка работ Мельникова с триумфом прошла в Италии, на родине архитектора клеймили «формалистом». На следующий год в столице СССР прошел конкурс на проект здания Народного комиссариата тяжелой промышленности, которое собирались возвести на месте ГУМа.

Мельников представил свой проект, вызвавший неоднозначную реакцию. Некоторые увидели в нем аллюзию на «людоедский» характер власти: дескать, колонны рабочих, шагающих через Красную площадь, будут заходить в двери наркомата как в гигантский рот.

Эскиз здания Наркомтяжпрома

Фото
ru» data-v-586212d6=»»>world-art.ru

Вскоре Константина Мельникова отстранили от работы в мастерской Моссовета и запретили преподавать. Лишенный заказов, он возвращается «к истокам» и начинает писать картины — вероятно, больше от скуки, чем по велению сердца. «Сталинский ампир» он так и не признал, оставаясь верным собственным представлениям о прекрасном.

Только в 1949 году Константин Мельников, наконец, получил работу и отправился преподавать в Саратовский институт. Затем — перешел в Московский инженерно-строительный институт, где стал профессором. Зданий для любимого города он больше не проектировал и перешел в разряд живых легенд. Трудами Мельникова восхищались новые молодые архитекторы из поколения «оттепели». В 1972 году Константин Мельников стал заслуженным архитектором РСФСР, а спустя два года скончался в своем доме.

Имя Константина Степановича остается известным в России и за рубежом. 1990-й год ЮНЕСКО объявляло годом Мельникова. Дом Мельникова пережил своего создателя и долгое время был объектом судебных тяжб, в то время как его техническое состояние постепенно ухудшалось. В наши дни дом стал филиалом Музея архитектуры имени А.В. Щусева, а в 2021 году было объявлено о завершении подготовки к масштабной реставрации архитектурного памятника, которая должна закончиться в 2024 году.

Оксана Баринова


Теги

  • история
  • СССР
  • архитектура

Дом-цилиндр Константина Мельникова открылся для посетителей

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Культура

02.12.2014 18:00

Поделиться

Знаменитый Дом Мельникова открылся для посетителей

Сергей Михеев,Наталья Соколова

С 3 декабря дом-цилиндр, спрятанный в переулочках Арбата, открыт для публики, правда, пока в тестовом режиме. Каждый день, 5 дней в неделю, формируется группа из пяти человек, для которых проводится полуторачасовая экскурсия.

Запись ведется по телефону, и до 30 января 2015 года все экскурсии уже разобраны. Зато в декабре откроются продажи на два месяца вперед. Цена билета — среднестатистическая для московского музея — всего 300 р. Дом стал филиалом Музея архитектуры им.Щусева.

Сделать из своего дома музей — такова была воля самого Константина Мельникова, это то, что он завещал своему сыну, художнику Виктору Мельникову. В своем завещании Виктор Константинович, в свою очередь, указал выделить отдельное помещение для хранения творческого архива его семьи. Музей архитектуры им.Щусева выделил специальное здание в комплексе на Воздвиженке, где будут храниться архивы и будет организована постоянная экспозиция, посвященная творчеству Константина и Виктора Мельниковых.

Создание музея постоянно откладывалось. В последние годы в доме жила младшая внучка архитектора Екатерина Каринская, которая не спешила отдавать его. Состоялся суд, и всех потомков Мельникова ждет достойная денежная компенсация.

В 1927 году в качестве эксперимента советская власть выделила архитектору Виктору Мельникову участок земли в самом центре Москвы для строительства дома для себя и своей семьи. Планировалось, что проект станет массовым и будет использован при строительстве домов-коммун.

Надо сказать, что эксперимент удался. Три этажа, пятиметровые потолки, и сохранившаяся атмосфера дома, в котором жил и творил архитектор-авангардист. Узкая передняя ведет в столовую и примыкающую к ней кухню. Уникальная система вентиляции предотвращала проникновение запахов от блюд в другие комнаты. На первом этаже также разместились ванная комната (ванну Мельников привез из Парижа, и считается, что строительство дома велось вокруг нее, так как из-за своих размеров она не помещалась ни в один проем) и уборная, две одинаковых по размеру детских комнаты и гардеробная. Все системы коммуникаций, вентиляция, канализация, отопление (огромный котел в подвале, обогревающий 250 квадратных метров) от чертежей к воплощению были созданы Константином Мельниковым и сильно опережали время. На втором этаже разместились гостиная и спальня, а третий этаж, максимально освещенный, благодаря ромбовидным окнам, целиком отдан под мастерскую с выходом на террасу.

Когда-то Мельников сам водил экскурсии по своему дому. И, в отличие от сегодняшних, они длились почти два с половиной часа. Сегодня ограничение числа посетителей связано с тем, что здание просто не выдержит большого наплыва экскурсантов. Хотя нельзя сказать, что оно находится в плачевном состоянии: установленные на доме в прошлом году реставрационные маячки показывают, что новых трещин на нем за это время, к счастью, не появилось, а грунт под домом не просел. В 90-е годы здесь был проведен не совсем удачный косметический ремонт, последствия которого сейчас приходится устранять реставраторам — в одной из комнат на первом этаже дома обрушилась штукатурка, обнажив перекрытия.

В течение последних нескольких лет, благодаря усилиям потомков архитектора, частично воссоздана мемориальная обстановка. Сейчас зданию требуется научная реставрация, начало которой намечено на март будущего года. Приблизительно на это время запланирована опись творческого архива Константина и Виктора Мельниковых, который насчитывает тысячи единиц архитектурных проектов, графики, живописи, фотографий и архивных документов. Архив будет доступен для широкой публики: все его материалы оцифруют.

Ванну Мельников привез из Парижа. Дом строили вокруг нее — она не «пролезала» в дверной проем

«Этот дом был всегда жилым, но люди со всего мира специально приезжали сюда, чтобы побывать в этом доме, — рассказала внучка архитектора Елена Викторовна Мельникова. — Когда мы вошли в дом несколько лет назад, здесь все было захламлено, в пыли, кое-где стояла икеевская мебель. Я рада, что, наконец, дом приобретает тот вид, каким он был на момент смерти Константина Мельникова и каким его сохранял сын архитектора, Виктор Константинович. Хотелось бы, чтобы комнаты, в которых жил мой отец, были восстановлены. В 2000-е была проведена опись имущества. В соответствии с ней и по памяти я помогаю восстанавливать интерьеры. Но еще не все предметы находятся на своих местах».

Ожидается, что в скором времени двор дома, независимо от того, заказана экскурсия или нет, также будет доступен для посетителей сначала в светлое время суток, а затем, после установки освещения и системы видеонаблюдения, и после 16. 00. Сад вокруг дома Мельникова, который сейчас представляет собой жалкое зрелище, также восстановят.

ДОСЬЕ «РГ»

Константин Мельников (22 июля (3 августа) 1890, Москва — 28 ноября 1974, там же) — русский и советский архитектор, художник и педагог, заслуженный архитектор РСФСР, один из лидеров направления авангарда в советской архитектуре в 1923-1933 годах.

Константин Мельников еще в 1930-е годы получил мировое признание как великий русский архитектор современности, однако его уникальная творческая концепция в те же годы подверглась в СССР резкой критике за «формализм»; архитектор по сути был отлучен от профессии (последняя постройка по его проекту датирована 1936 годом). Столетний юбилей архитектора ЮНЕСКО отметила тем, что объявила 1990 год годом Константина Мельникова. По результатам опроса членов Российской академии архитектуры и строительных наук, проводившегося в 2001 году, К. С. Мельников занял первое место среди выдающихся отечественных архитекторов XX века и третье — в мировом списке.

Творения Константина Мельникова:

Бахметьевский гараж

Гараж на Новорязанской улице

Гараж ВАО «Интурист»

Гараж Госплана СССР

Дом культуры химиков завода «Каучук»

Дом культуры им. И. В. Русакова

Клуб фабрики «Буревестник»

Клуб фабрики «Свобода»

Клуб им. М. В. Фрунзе

Клуб фарфорового завода в Дулево

Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО) имени А. М. Горького

Дом в Кривоарбатском переулке

Российская газета — Федеральный выпуск: №276(6548)

Поделиться

АрхитектураМузеи и памятникиМоскваСтолицаГид-паркРГ-Фото

Дом Мельникова — Константин Мельников

Архитектор Константин Мельников
подписчиков — войдите, чтобы пропустить рекламу
Местоположение Москва, Россия
Дата 1927   сроки
Тип здания Дом архитектора
Строительная система штукатурка по несущей кирпичной кладке
Климат холодный умеренный
Контекст загородный жилой
Стиль Эклектичный модерн
Примечания
Блокирующий цилиндрический план. Остекление в необычных аранжировках.
Изображения

 


Фото, внешний вид, шестигранные окна, башня с шипами в задней части дома

Фото

Фото

Изображения GreatBuildings

Изображения Google


Фото

Фото

Имеется на компакт-диске GBC . Вклад приветствуется

Загрузка…

Загрузка…

Загрузка…

Загрузка…

Чертежи

 

Имеется на компакт-диске GBC . Вклад оценен
Обсуждение Дом Мельникова Комментарий

«Эстетический пуризм использования Мельниковым взаимосвязанных цилиндров производит настолько сильное первоначальное впечатление, что легко упустить из виду глубоко классические аспекты дома. План участка показывает, с какой тщательностью он приложил усилия для достижения симметрии как вдоль продольной оси, так и поперек. Единственным исключением является планировка передней части первого этажа.Также в здании преобладает дворцовый фасад, обрамленный квадратными пилястрами, с дверным проемом, расположенным прямо посередине, несмотря на то, что это дало начало к проблемам в планировке внутреннего пространства подъезда, которые так и не были до конца решены. Во всех этих отношениях дом удивительно близок по духу жилым домам классической Москвы конца XVIII века».

С. Фредерик Старр. Мельников: Архитектор-одиночка в массовом обществе. стр. 119-125.

Слова Творца

«Кто определяет функцию виолончели? Функция этого инструмента может подсказывать нам, что он должен быть деревянным, хотя, возможно, нейлоновые виолончели когда-нибудь будут созданы. Функция говорит нам, что у виолончели должно быть четыре струны, хотя я слышал, что раньше были шестиструнные виолончели. Кроме того, «функция» означает просто вкус конкретного человека. Предположим, например, что я проектирую для вас дом. Сейчас вы достигли определенного возраста, но через двадцать лет вы станете намного старше. Ваша жизнь изменится, а вместе с ней изменятся и «функциональные» потребности, но вы по-прежнему будете хотеть жить в том же доме. Нет, функция не может обеспечить все необходимое. ответы.»

Константин Сергеевич Мельников. от С. Фредерика Старра. Мельников: Архитектор-одиночка в массовом обществе. стр. 241.

Детали

Адрес:

Кривоарбатский переулок, дом 10, Москва

Ресурсы

Ресурсы GreatBuildings

Amazon Books

Источники в доме Мельникова

Роджер Х. Кларк и Майкл Паус. Прецеденты в архитектуре. Нью-Йорк: Ван Ностранд Рейнхольд, 19 лет.85. Геометрическая диаграмма, стр. 183. * Обновленная версия доступна на Amazon.com

С. Фредерик Старр. Мельников: Архитектор-одиночка в массовом обществе. Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1978. ISBN 0-691-03931-3. № 1199.М3ЦТ. фото экстерьера, f107, p118. фото интерьера студии, ф117, стр123.

Кевин Мэтьюз. Коллекция Великих Зданий на компакт-диске. Artifice, 2001. ISBN 0-9667098-4-5. Доступно на Amazon.com.

Найти книги о Мельникова дом


Загрузка…

Веб-ресурсы

Ссылки GreatBuildings

Веб-поиск Google

Ссылки на дом Мельникова

Дом Мельникова на Archiplanet Находите, добавляйте и редактируйте информацию по телефону сотрудничества всех зданий

Мы ценим ваши   предложения   за ссылки на Дом Мельникова.

Загрузка…

Дом дня: Дом Мельникова Константина Мельникова | Журнал

  • Предыдущая история

      Из архива: Laslett House


    • Следующая история

        Что сейчас на рынке: Snower Residence Марселя Брейера 90 215


      Это Собственность, спроектированная русским архитектором и художником Константином Мельниковым, представляет собой передний край русского авангарда 1920-х годов. Построенный на открытом участке в Москве, его эстетика резко отличается от традиционной советской жилой архитектуры.

      Возможно, это самая впечатляющая архитектурная работа Мельникова. Проект включает в себя два взаимосвязанных цилиндрических объема, каждый в три этажа высотой, в которых достаточно места для размещения его семьи, а также студии для его живописи и архитектурных работ.

      Фото: Денис Есаков

      Дом дня: Solo House от OFFICE Керстен Джирс Дэвид Ван Северен

      25 мая 2017 г.

      Дом дня: Armadale House от Robinson Rak Architects и Made by Cohen

      24 мая 2017 г.

      Дом дня: MeMo House от BAM! Архитектура

      23 мая 2017 г.

      Дом дня: Капитанский дом от Vector Architects

      22 мая 2017 г.

      Дом дня: Дом на Генри-стрит от Eugene Cheah Architecture

      19 мая 2017 г.

      Дом дня: дом на шоссе Сайгоку от Koyori + DATT

      18 мая 2017 г.

      Дом дня: дом на вершине от Mutar Estudio

      17 мая 2017 г.

      Дом дня: Дом в Минами-танабэ от FujiwaraMuro Architects

      16 мая 2017 г.

      Дом дня: дом Los Llanos of Aridane от Albert Brito Arquitectura

      15 мая 2017 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *