Дом Нирнзее в Большом Гнездниковском
В Большом Гнездниковский переулке возвышается громадина десятиэтажного дома, так называемого дома Нирнзее.
В 1912 году инженер-строитель Эрнст-Рихард Карлович Нирнзее подал прошение в московскую городскую управу о получении разрешения на строительство 9-этажного дома в Большом Гнездниковском переулке. Он представил проект доходного дома (где квартиры нанимаются жильцами на определенный срок), в котором могли бы поселиться небогатые люди. Планировка была весьма экономична и проста, но места хватало и для прихожих, и для санузлов. Кроме того, архитектор продумал даже такие нюансы, как отдых жильцов дома. На крыше дома должна была разместиться столовая, маленький скверик для прогулок и смотровая площадка, в подвале – «домашний» театр ( в кавычках потому, что там только за кулисами шестиметровые потолки). Московские власти разрешение дали.
Всего через год строительство завершилось, начались отделочные работы. В итоге дом получился 10-этажным, вызвав тревогу у властей по поводу пожарной безопасности. В июне 1913 года по сигналу к знаменитому дому помчались пожарные обозы, но, оказалось, пожар был локальным, его тут же потушили – паника оказалась ложной. Несмотря на это, Нирнзее все равно дополнительно продумывал вопрос о мерах пожарной безопасности.
На всю Москву дом Нирнзее прослыл «тучерезом» и домом богатых холостяков. И не зря: в п-образном доме была коридорная система и в большинстве своем маленькие однокомнатные квартирки-студии. Правда, комнаты были довольно просторными, а потолки высокими. Кухонь во многих квартирах просто не было и проживавшие в квартирах обеспеченные, но не обремененные семьей господа просто откушивали в ресторане или делали горничным заказ принести еду из ресторана. До наших дней многие квартиры, конечно, дошли уже в сильно измененном виде: на месте одной большой комнаты сделали пару маленьких, а кухонный угол окружили стенками, получив в результате кухню, по сравнению с которой стандартная хрущевская кухня кажется хоромами (скорее это похоже на кладовку с плитой и холодильником. ). Зато высокие потолки многие жильцы активно используют: над частью квартиры фактически низкий втрой этаж, где постоянно жить, конечно, невозможно, а вот хранить всякий хлам или даже раскладушечку поставить самое оно.
Интерьер одной из квартир дома Нирнзее. Отделка стен созранилась в оригинальном исполнении
Но вернемся обратно к истории. С началом Первой Мировой войны Эрнсту-Рихарду Нирнзее из-за немецкого присхождения пришлось покинуть Москву, а дом продать банкиру Дмитрию Рубинштейну, человеку гораздо более сомнительному. Говорят, что этот Рубинштейн активно крутил различные махинации с самим Григорием Распутиным и в конечном итоге проиграл ему дом в карты. Документального подтвреждения оргиям Распутина в доме Нирнзее, конечно, не существует, но то что влиятельный старец посещал по каким-то своим делам дом — факт.
Распутин был убит за год до революции (позже императрица переживала, что это им такое наказание, за то что не уберегли Григория), и в течение года дом как-то не обрел нового хозяина. Зато уж революция по нему прошлась в полной мере.
Современный вид парадного подъезда
После революции про Нирнзее и Рубинштейна все сразу же забыли, а дом обозвали «Чедомосом» т.е. четвертым домом Моссовета. Жизнь продолжала кипеть, населения в доме прибавилось, былая роскошь при этом конечно же несколько поблекла. Коридорная система дома вполне вписывалась в концепции новые концепции быта: дом-общежитие, дом-коммуна. По воспоминаниям старожилов, которые тогда были еще детьми, жизнь в доме была веселая и беззаботная. В длинных коридорах и на широких лестницах играли в прятки и догонялки, катались на велосипедах.
Дом Нирнзее. 1934 год. На крыше видна триангуляционная вышка. Фото взято с сайта «Москва, которой нет»
В узкие пролеты лестничных клеток дети кидали мелкий мусор и плевались, соревновались у кого долетит до самого низа. На крыше во время НЭПа все еще располагался шикарный ресторан. Да и вообще в те времена выйти на крышу дома Нирнзее мог любой желающий. Тогда не принято было закрывать все и вся, даже понятие «террорист» было каким-то исторично-архаичным, связанным скорее с далеким царским прошлым и бомбистами-народниками. маленькие жители дома 1930-40-х по полдня проводили на крыше: учили уроки, веселились, общались, играли в мяч (единственно, если мяч вылетал через высокое ограждение, найти его потом в тесном лабиринте московских двориков было почти невозможно, да и мячи тогда не были такими яркими и крупными, как сейчас).
После войны в доме располагались три детских сада. Причем один был для «элитных» детей и располагался в квартире. Поскольку ни нормального двора, ни игровой площадки около дома не было, водили детей гулять прямо на крышу.
Крыша дома Нирнзее вообще была местом легендарным. Во превых, оттуда была видна вся тогда еще малоэтажная Москва, во-вторых зимой там каждый год заливали каток, а в третьих крыша ужасно полюбилась всем актерам местных театров, не говоря уже о студентах школы-студии ГИТИС, до сих пор располагающейся здесь же в подвале. Захаживают в дом до сих пор и литераторы: до войны здесь располагались редакции газет «Накануне» и «Гудок», с которыми сотрудничали Алексей Толстой, Булгаков, Катаев, Олеша и другие.
В 1930-е дом облюбовала советская интеллигенция и работники органов безопасности. Сам Вышинский жил в доме на 8 этаже, занимал две больших квартиры. Специально для Вышинского рядом с квартирой был выделен отдельный небольшой лифт, который существует до сих пор, правда сегодня в этой шахте ходит уже крошечная, меньше чем в малогабаритных «хрущобах», пластмассовая кабина Otis. Опять же по воспоминаниям старожилов, если дети часто дружили и играли всем домом, то взрослые предпочитали с соседями слишком открыто и душевно не общаться. Так, на всякий случай. Говорят и по сей день некоторые квартиры дома населяют уже престарелые «те, которые бывшими не бывают».
После войны дом также был одной из точек Москвы, откуда производили салютные залпы по большим праздникам. На полдня крышу закрывали и никого не пускали, на самой верхней площадке устанавливали салютные установки и радиоаппаратуру для точного согласования момента залпа. Непосредственно перед салютом население дома выпускали на нижнюю часть крыши, и все смотрели на сияющее над Кремлем небо. В послевоенные годы салюты сопровождались также и световым представлением из лучей прожекторов, установленных на грузовиках и расставленных в определенном порядке по Москве. Лучи по команде то сходились куполом над Москвой, то расходились, то показывали бешенный круговорот. Почему и когда перестали делать такое, по словам очевидцев, захватывающее представление, узнать не удалось.
Пережив все другие газеты и журналы теперь под самой крышей дома располагается редакция журнала «Вопросы литературы» (или просто «ВопЛи»).
Закрытый вход на 10-й этаж с рдекацией
Дом Нирнзее по праву входит в одно из главных мест булгаковской Москвы. 28 февраля 1929 года Михаил Афанасьевич познакомился с женой крупного военноначальника, Еленой Сергеевной Шиловской, будущей третьей женой писателя и прототипом Маргариты. Елена Сергеевна так вспоминала об этом событии: Они (киевские знакомые — прим. автора) позвонили и, уговаривая меня придти, сказали, что у них будет знаменитый Булгаков, — я мгновенно решила пойти. Уж очень мне нравился он, как писатель? Сидели мы рядом (Евгений Александрович [Муж Елены Сергеевны. — прим.автора] был в командировке, и я была одна), у меня развязались какие-то завязочки на рукаве, я сказала, чтобы он завязал мне. И он потом уверял всегда, что я, вроде чеховского дьякона в «Дуэли», смотрела ему в рот и ждала, что он еще скажет смешного. Почувствовав благодарного слушателя, он развернулся вовсю, и такое выдал, что все просто стонали. Выскакивал из-за стола, на рояле играл, пел, танцевал, словом, куражился вовсю. Глаза у него были ярко-голубые, но когда он расходился так, они сверкали, как бриллианты .
Позже Михаил Афанасьевич напишет: Да, любовь поразила нас мгновенно. Мы разговаривали так, как будто расстались вчера, как будто знали друг друга много лет. И скоро, скоро стала эта женщина моею тайною женой.
C крыши этого же дома Булгаков обозревал Москву в очерке «Сорок сороков»
На самую высшую точку в центре Москвы я поднялся в серый апрельский
день. Это была высшая точка — верхняя платформа на плоской крыше дома
бывшего Нирензее, а ныне Дома Советов в Гнездниковском переулке. Москва
лежала, до самых краев видная, внизу. Не то дым, не то туман стлался над
ней, но сквозь дымку глядели бесчисленные кровли, фабричные трубы и маковки
сорока сороков [именно столько было цервей в Москве до революции — прим.автора]. Апрельский ветер дул на платформы крыши, на ней было пусто,
как пусто на душе. Но все же это был уже теплый ветер. И казалось, что он
задувает снизу, что тепло подымается от чрева Москвы. Оно еще не ворчало,
как ворчит грозно и радостно чрево больших, живых городов, но снизу сквозь
тонкую завесу тумана подымался все же какой-то звук. Он был неясен, слаб,
но всеобъемлющ. От центра до бульварных колец, от бульварных колец далеко
до самых краев, до сизой дымки, скрывающей подмосковные пространства.
Дом Нирнзее упоминается у Булгакова и в повести «Дьяволиада»: Он прыгнул и прицепился к дуге трамвая. Дуга пошатала его минут пять и
сбросила у девятиэтажного зеленого здания. Вбежав в вестибюль, Коротков
просунул голову в четырехугольное отверстие в деревянной загородке и
спросил у громадного синего чайника:
— Где бюро претензий, товарищ?
— 8-й этаж, 9-й коридор, квартира 41-я, комната 302, — ответил чайник
женским голосом.
По бесчисленным коридорам здания, занятого различными учреждениями бегает тов.Коротков и в конце-концов в безумии бросается с крыши вниз.
Сейчас дом живет своей размеренной жизнью. Крыша закрыта и жители последних этажей жалуются на ее плохое состояние. Коридоры удивительно пусты. Многие квартиры заняты потомками советских начальников, многие квартиры сданы внаем (в том числе сданы помещения, которые изначально и в советское время были подсобными). Дом живет. Иногда случаются и происшествия, как например взрыв у квартиры Елены Трегубовой, автора нашумевших «Баек кремлевского диггера». А так, жизнь идет, все меняется. Старые жители потихоньку из дома выживаются, либо сами уезжают из-за растущей дороговизны жизни в центре, а дому, видимо, долго еще стоять, несмотря на все передрязги. Умели все-таки делать доходные дома до революции.
Еще фотографии:
Плитка, которой до революции были выложены все коридоры. Сейчас скромно выглядывает в некоторых углах из-под линолиума
Плитка в парадном подъезде, сохранилась в практически в первозданном виде с дореволюционных времен
Вид непарадного подъезда, через который сейчас только и можно попасть в дом
В корридорах нередко встречается местная живность
Типовая старая дверь квартиры. Закрашенная крутилка рядом с ручкой когда-то была звонком
кое-кто еще в далекие советские времена прирезал себе территории к квартире
кое-где живут физкультурники
Встречается архаика
Случаются креативы. Глаз у зебры — это реальный глазок двери
Дореволюционный дом явно не рассчитан под современные коммуникации
Типичный вид из окна — 1
Типичный вид из окна — 2
Вид дома с Тверского бульвара
Кросспост в dom_nirensee. Также в этом сообществе можно найти другую интересную информацию по дому Нирнзее</lj>
Доходный дом Нирнзее в Москве, который хотели снести, признали объектом культурного наследия: vadimrazumov.ru — LiveJournal
?- Россия
- Архитектура reacceptAll()»> Cancel
Доходный дом Нирнзее в Москве теперь никто не имеет права снести. Зданию, построенному в 1911 году в стиле позднего модерна, придали статус объекта культурного наследия. Ранее вокруг дома разгорелся сильный скандал. Его хотели снести. Однако, благодаря протестам краеведов и градозащитников, в Москве возник широкий общественный резонанс, который и помог дому Нирнзее спастись.
Это удивительное здание примечательно, прежде всего, благодаря яркому растительно-цветочному декору, выполненному из разноцветной майолики. Керамические детали декора были произведены мастерской Саввы Мамонтова на Абрамцевском гончарном заводе и создавались по рисункам таких великих художников, как Михаил Врубель, Аполлинарий Васнецов, Александр Головин и Василий Поленов.
Ценность представляют и керамические наличники, созданные по эскизу художника Александра Головина, с растительным орнаментом и жар-птицами, подчеркивают в Департаменте культурного наследия Москвы. В советские годы внешний облик дома был искажен из-за пристройки стеклянной лифтовой шахты. Сейчас дом Нирнзее, расположенный на 4-й Тверской-Ямской улице, является жилым. В нем находится 7 квартир.
Какие еще вы знаете дома Нирнзее? Обращали внимание на его необычный декор с растительно-цветочными мотивами?
На прошедшей неделе в список объектов культурного наследия предложили включить и водонапорную башню станции «Николаевка», которая находится на Проспекте Мира в Москве. Водоемная башня была воздвигнута в конце 1900-х годов для бесперебойного обеспечения водой станции «Николаевка», построенной в 1863 году.
— «Водоемная башня действительно может быть признана уникальным сооружением, поскольку является единственным историческим зданием, сохранившимся на станции «Николаевка». Это яркий образец железнодорожной архитектуры конца XIX — начала ХХ века. Принятие решения о признании башни памятником важно еще и потому, что начиная с середины XIX века этот район Москвы был неразрывно связан с железнодорожной инфраструктурой: рядом находится Рижский вокзал, а также пути, где осуществляются пассажирские перевозки по Рижскому, Курскому и Смоленскому направлениям», — сообщил глава Мосгорнаследия перед проведением историко-культурной экспертизы Алексей Емельянов.
Напомню, что эта башня — единственное историческое здание, которое сохранилось на станции «Николаевка» и дошло до наших дней.
Фото: Официальный сайт мэра Москвы
Tags: Москва, водонапорные башни, градозащитная деятельность, дом Нирнзее, доходные дома, модерн, новости
Дом Волконских в Ясной Поляне ожидает реставрация
Старейшую постройку Ясной Поляны — дом Волконских, ожидает масштабная реставрация. Дом, построенный в конце XVIII века, предстанет перед туристами в…
В Елатьме к 2025 году отреставрируют старинное здание торговых рядов
Еще одна хорошая новость, родившаяся в результате обращения местных активистов к руководству региона. На этот раз – из Рязанской области.…
Судьбу усадьбы Жерехово обсудили во Владимирской области
Активисты и руководство Владимирской области обсудили дальнейшую судьбу усадьбы Жерехово, которая расположена в Собинском районе. Бывшее имение…
Тамбовская область выделит средства на ремонт музея в усадьбе КАРИАН и благоустройство территории
Глава Тамбовской области Максим Егоров во время прямой линии с жителями региона сообщил о том, что в 2023 году на благоустройство музея и территории…
Календари «Свет в конце аллеи» ждут покупателей!
Друзья, у меня важное объявление для жителей Москвы и Московской области! Сегодня, 22 декабря, я забираю из типографии тираж календаря «Свет в…
Владимир Путин дал поручения о восстановлении исторических усадеб России
Делюсь с вами очень важной и самой обсуждаемой в профессиональном сообществе новостью. На днях Владимир Путин дал Правительству РФ официальное…
Участие в подготовке выставки «Судьбы усадеб. Исход»
Друзья, рад сообщить вам, что с 28 сентября 2022 года в Музее-заповеднике «Горки Ленинские» для посетителей открыта выставка…
Усадьба Заречье приглашает принять участие в программе «Под святым Покровом»
О восстановленной Галиной Давидовной Масленниковой усадьбе Думновых в старинном селе Заречье я могу писать много и с удовольствием. Это место вот уже…
Компания «Starkwood» приглашает на лекцию по архитектуре и искусству!
Друзья, мы с партнерами приглашаем вас встретиться, пообщаться и прикоснуться к миру красоты! Культура, искусство и общение с единомышленниками…
Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
Современное здание и старый дом с большим количеством кондиционеров на фасадах. Озерковский переулок, Москва, Россия — Стоковая редакционная фотография
Современное здание и старый дом с большим количеством кондиционеров на фасадах. Озерковский переулок, Москва, Россия – Стоковое редакционное фото © Balakate #142705003 Изображения ВидеоРедакцииМузыка и звуковые эффекты Инструменты ПредприятиеЦены Все изображенияВойтиРегистрация
Только для редакционного использования Удалить BG ОбразецЧтобы загрузить это изображение,
создайте учетную запись У вас уже есть учетная запись? Войти
Нажимая Зарегистрироваться, вы принимаете Depositphotos
Пользовательское соглашение
МОСКВА/ РОССИЯ — 16 ИЮЛЯ 2015. Современное здание и старый дом с большим количеством кондиционеров на фасадах. Озерковский переулок, Москва, Россия
— Фото автора Balakate- Найти похожие изображения
- 142705003
- 0028
Похожие лицензионные изображения:
Same Series:
Дом бывшего кооператива Творчество, построенный в 1926 году. Трехпрудный переулок, Москва, Россия МОСКВА, РОССИЯ — 3 августа 2015 года. Двухэтажное здание 19-го века в центре Москвы, РоссияБывший гостевой дом в Климентовском переулке, построенный в 1912-13 годах по проекту архитектора Эрнста Рихарда Нирнзее 9 мая 2015 года. Москва, Россия.Бывший особняк В. Е. Морозова в Подсосенском переулке, построенный в 1878 году, с скульптуры атлантов, поддерживающих балкон. Москва, РоссияМОСКВА/РОССИЯ — 2 мая 2017 года. Штаб-квартира Министерства финансов Российской Федерации. Москва, Россия Здание столовой военного университета в стиле постмодернизма (построено в 1989). Ермолаевский переулок, Москва, Россия. Здание Русского исторического общества (дом П. А. Сырейщикова) построено в 18 веке на улице Воронцово поле. Москва, Россия. МОСКВА/ РОССИЯ — 2 мая 2017 года. Старые дома на Подсосенском переулке: бывший особняк В. Е. Морозова (построенный в 1878 году) и бывший доходный дом (построенный в 1910 году). Москва, РоссияСтарый жилой дом начала 20 века (1913 года постройки) по адресу: Руновский переулок, дом 8, строение 1. Москва, Россия Здание столовой военного университета в стиле постмодерн (строение 1989). Ермолаевский переулок, Москва, Россия. Недействующая старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Гавриковом переулке. Москва, РоссияКАЗАНЬ, РОССИЯ — 22 августа 2019 года. Исторический татарский район Татарская Слобода на улице Каюма Насыри. Вид на дом купца Маллина. Город Казань, Республика Татарстан, Россия. КАЗАНЬ, РОССИЯ — 22 августа 2019 года. Дом купца Муллина, расположенный в историческом татарском районе Татарская Слобода на улице Каюма Насыри. Город Казань, Республика Татарстан, Россия. БАЛАШИХА / РОССИЯ — 5 апреля 2016 г. Центр города Балашиха. Московская область, Россия. БАЛАШИХА/ РОССИЯ — 5 апреля 2016 г. Центр города. Торгово-офисный комплекс. Город Балашиха, Московская область, Россия. МОСКВА/РОССИЯ — 30 апреля 2014 г. Вид с воздуха на огромную скульптуру молящейся старообрядческой женщины и здания вокруг двора Московского музея современного искусства. Россия.Usage Information
Вы можете использовать эту бесплатную редакционную фотографию «Современное здание и старый дом с большим количеством кондиционеров на фасадах. Озерковский переулок, Москва, Россия» в личных и некоммерческих целях согласно Стандартной лицензии. Это стоковое изображение можно использовать для иллюстрации историй в газетных и журнальных статьях и постах в блогах. Обратите внимание, что редакционные стоковые фотографии нельзя использовать в рекламных или рекламных материалах.
Вы можете купить эту редакционную фотографию и скачать ее в высоком разрешении до 5448×3718. Дата загрузки: 19 февраля, 2017
Ключевые слова редакционного фото:
- русский
- век
- экстерьер
- столица
- городской
- балкон
- переулок
- много
- центр
- Россия
- угол
- современный
- нарушение
- двадцатый
- дом
- москва
- закон
- старый
- дом
- улица
- исторический
- брешь
- сплит
- город
- улица
- тротуар
- стекло
- жилой
- расположенный
- район 9002 7 оборудование
- особняк
- фасад
- дорога
- здание
- состояние
- никто
- кондиционирование
- современный
- корпус
- летний
- системный
- центральный
- исторический
- блок
- кондиционер
- центр
- квартира
- воздух
- кондиционер
Инструменты
bg remover бесплатно Depositphotos 9000 8 ЯзыкИнформация
- Часто задаваемые вопросы
- Все документы
- Доступно для
- Доступно для
Контакты и поддержка
- +90-850-390-2134
- Свяжитесь с нами
- Depositphotos Отзывы
© 2009-2023. Depositphotos, Inc. США. Все права защищены.
Вы используете устаревший браузер. Чтобы работать в Интернете быстрее и безопаснее, бесплатно обновитесь сегодня.
Россия до революции | Страница 6
JavaScript отключен. Для лучшего опыта, пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, прежде чем продолжить.
6 Здесь можно размещать фотографии Российской Империи до революции.Начну с нескольких удивительных цветных фотографий, сделанных Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским примерно в 1905-1915 годах.
г. Владимир
Владимирская область
Вид на железную дорогу:
Вид на Успенский собор:
Дмитриевский собор:
Успенский собор с восточной стороны:
Увидеть меньше Узнать большеОтветить
Сохранить
Нравится
101 — 113 из 113 Сообщений
«Успенский собор (слева) и колокольня Спасо-Преображенского храма (справа)»«Участок Волги и Вазузы стороны [города] с мостом через р. Волгу»
Увидеть меньше Узнать большеОтветить
Сохранить
Нравится
«Собор Успения Пресвятой Богородицы, Зубцов»
Увидеть меньше Узнать большеОтветить
Сохранить
Нравится
Увидеть меньше Узнать большеОтветить
Сохранить
Нравится
Возле главного входа
Фасад фасада
Интерьеры
Ответить
Сохранить
Нравится
Монастырь славился своей 75-метровой падающей колокольней, разрушенной во время Великой Отечественной войны отступающими красноармейцами. Он не был восстановлен.
Вид на монастырь (2017)
Остатки колокольни
Фото с сайта sobory.ru
Увидеть меньше Узнать большеОтветить
Сохранить
Нравится
Виды сверху
Здание сегодня
Фото с:
vladimirdar
retromap.ru
Ответить
Сохранить
Нравится
Второй Дом Нирнзее (Оружейный пер., 43)
Дом Афремова (Садовая-Спасская, 19/1)
Фото от:
владимирдар
Ответить
Сохранить
Нравится
Вид с моста на реку Теша
Вид на центр города со Спасского монастыря
Вид с юго-западной стороны
Воскресенский собор
улица Мостовая
ул. Нижне-Набережная
Вид на центр города
Арзамас сегодня по-прежнему в значительной степени город церквей:
Ответить
Сохранить
Нравится
Хиевф сказал:
Арзамас сегодня по-прежнему в значительной степени город церквей
Нажмите, чтобы развернуть…
Ответить
Сохранить
Нравится
источник Увидеть меньше Узнать больше
Ответить
Сохранить
Нравится
Хиевф сказал:
Другие «высотки» ранней Москвы:
Второй Дом Нирнзее (Оружейный пер.