Дома в стиле конструктивизм: готовые и типовые. Каталог содержит планировки, планы и чертежи

Содержание

8 зданий в стиле конструктивизм

Советская архитектура: 8 зданий в стиле конструктивизм
  • 4

    13560

150061

  • 46087

  • 94514

  • 243 48017

  • 06.2022″ data-item-url=»» data-featured-path=»/msk/best/»>
  • 3

    2624

  • Дом культуры имени Русакова

    Фото: theconstructivistproject. com

    Дом Мельникова

    Фото: tonkosti.ru

    Дом-коммуна Николаева

    Фото: arx.novosibdom.ru

    Бахметьевский автобусный парк

    Фото: ru.m.wikipedia.org

    Колумбарий Донского кладбища

    Фото: retromap.ru

    Необычные концерты в Соборе Петра и Павла. 12+

    Джаз, средневековая и классическая музыка на органе.

    Смотреть расписание

    Дом-коммуна Николаева

    Дом-коммуна на улице Орджоникидзе был построен в 1929—1930 годах по проекту архитектора Ивана Николаева и представлял собой радикальное переосмысление устройства советского быта. Квартир в привычном понимании не существовало. Были «спальные кабины», предназначенные только для сна. Питаться предлагалось в общественной столовой, которая могла вместить до 1000 человек. А если захочется почитать, добро пожаловать в отдельный читальный зал на 150 мест. Также отдельно размещались душевые кабины, прачечные, детские ясли и даже комнаты для индивидуальных занятий. Всё это было распределено по разным корпусам с расчётом на жёсткий распорядок: создатели проекта буквально просчитали каждое движение человека от пробуждения и до отхода ко сну.

    Фото: arx.novosibdom.ru

     2-й Донской пр-д, д. 9
    Дом культуры имени Русакова 16+

    В 1920-х и 30-х годах возведение клубов и домов культуры стало частью градостроительной системы. Стояли задачи воспитания масс, развития музейного дела, спорта и подобных дисциплин. Изначально клубы занимали пустующие помещения, но со временем для них начали строить новые здания. Профсоюз коммунальщиков заказал архитектору Константину Степановичу Мельникову проект и получил в ответ здание-рупор.

    В вершине треугольника располагалась сцена, в середине — партер, а балконы амфитеатра вынесли наружу в виде выступов на фасаде. Архитектор также разработал сценарий движущихся перегородок, когда балконы отделялись ширмами — таким образом можно было получить отдельные аудитории. По тем временам это была настоящая технологическая инновация. Однако далеко не все современники оценили внешний вид здания: некоторые писали о «безобразных бетонных опухолях» на фасаде. В 2015 году завершилась реставрация здания, сегодня его занимает театр Романа Виктюка.

    Фото: retromap.ru

     ул. Стромынка, д. 6
    Дом Мельникова 6+

    Архитектор Константин Мельников построил этот дом-мастерскую в Кривоарбатском переулке для себя и своей семьи. В этом проекте он пытался усовершенствовать быт и соединить мастерскую с жилыми помещениями. Здание представляет собой два трёхэтажных цилиндра, будто встроенных один в другой. На первом и втором этаже располагались жилые помещения, а на самом верху — мастерская, освещаемая 38 окнами, и выход на террасу-солярий. Одноквартирный жилой особняк в центре Москвы в те годы был абсолютно уникальной постройкой.

    Фото: architime.ru

     пер. Кривоарбатский, д. 10
    Хлебозавод имени Зотова (бывший хлебозавод № 5)

    Строительство хлебозавода завершилось в 1932 году — и затем в течение более 70 лет здесь ежедневно выпускали свежую выпечку. Формы внешних фасадов здания напрямую связаны с его высокотехнологичной начинкой, к разработке которой привлекался не только архитектор Александр Никольский, но и инженер Георгий Марсаков. Именно с подачи Марсакова возвели хлебозавод-автомат, в центре которого располагалась круглая вращающаяся печь. В процессе приготовления хлеба изделия спускались с самого верха вниз по автоматизированной линии, попадали на склад, а затем в помещение разгрузки. Чтобы вместить все эти технологические новшества, потребовались объёмные планировки: отдельные части здания представляют собой разные по высоте куб, прямоугольник и цилиндр. В наши дни сохранилось здание основного корпуса, а на территории завода построили современные высотки.

    Фото: daily.afisha.ru

     Ходынская ул., д. 2, стр. 1
    Бахметьевский автобусный парк 0+

    Казалось бы, что может быть проще, чем построить гараж? В 20-х годах миру давно была известна стандартная прямоугольная форма. Однако в 1925 году город закупил английские городские автобусы Leyland, и для их эксплуатации потребовалось новое архитектурное решение. Интересный выход предложили архитекторы Константин Мельников и Владимир Шухов. Строение в виде параллелограмма с большим количеством ворот позволяло автобусам заезжать и выезжать в гараж без разворотных площадок. Всего было сделано 8 рядов на 14 машиномест. Задумка вызывала сомнения, и было решено устроить своеобразные «соревнования автобусов»: одни заезжали в размеченный краской «гараж» по старой системе, а другие — по системе Мельникова. Второй вариант победил, и здание построили. Здание использовалось по назначению до конца 70-х. Затем здесь располагался музей «Гараж», а сегодня здесь находится Еврейский музей и центр толерантности.

    Фото: moscowseasons.com

     ул. Образцова, д. 11, стр. 1А
    Фабрика-кухня электромеханического завода «Динамо»

    Ещё одна идея обобществления быта, наряду с домами-коммунами, воплотилась в проекте фабрики-кухни архитектора Алексея Мешкова. Трёхэтажное здание предназначалось для рабочих завода «Динамо», которые производили электродвигатели для трамваев и троллейбусов. Ничто не должно было отвлекать рабочих от этой задачи первостепенной важности! Под лозунгом «Долой кухонное рабство!» возвели фабрику-кухню, которая производила 12 000 обедов в день. Внутри, помимо собственно столовых, находился также зал диетического питания и терраса для обедов под открытым небом. В 70-х годах здание дополнительно остеклили. Постройку признали архитектурным памятником, который, к сожалению, выглядит довольно непрезентабельно.

     ул. Ленинская слобода, д. 17 / ул. Мастеркова, д. 2

    Фото: kompravda.eu

    Колумбарий Донского кладбища

    В конце 20-х годов на Новом Донском кладбище открыли первый в Москве крематорий. «Огненное погребение» прославляли в СМИ, а для желающих посмотреть на крематорий даже пустили дополнительные трамваи. С точки зрения архитектуры интерес представляет оформление колумбария — хранилища урн с сожжённым прахом. Маленькие ячейки колумбария прямо намекают на проекты коммунального жилья для строителей нового мира. У каждой части колумбария своё уникальное оформление: встречаются, например, урны лётчиков из частей авиамоторов, скульптурные композиции, барельефы и другие интересные находки. Всего тут более 60 тысяч ниш. В 2019 году начались разговоры о сносе открытых колумбариев, поэтому с посещением лучше поторопиться.

    Фото: retromap.ru

     ул. Орджоникидзе, д. 4
    Школа № 600 («Школа на Дровяной площади»)

    Это был практически Хогвартс 30-х годов. Школа-гигант была рассчитана на 2400 учащихся и строилась в соответствии с новыми принципами организации учебного процесса. Обычных комнат уже было недостаточно, ведь внутри должны были расположиться места для отдыха, специализированные мастерские, лаборатории, башня для астрономических наблюдений и огромный театральный зал со сводчатым потолком. Судьба этого здания сегодня находится под вопросом: его ждёт либо капитальный ремонт, либо снос.

    Фото: sovietarch.strelka.com

     ул. Хавская, д. 5

    Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


    жилые дома, клубы, гаражи и поселки – Москва 24, 15.01.2013

    15 января 2013, 16:39

    Культурное наследие

    Одним из самых ярких архитектурных стилей первой четверти XX века является конструктивизм. Для него характерны геометрическая простота форм, сплошное остекление, отсутствие декора и функциональность объемных решений.

    Стиль зародился на Западе, а в России он развивался во многом благодаря архитекторам братьям Весниным, Константину Мельникову, Моисею Гинзбургу и Илье Голосову. Они спроектировали и построили в Москве десятки конструктивистских жилых домов, клубов, гаражей и жилых поселков.

    Дом культуры имени Зуева

    Новым типом сооружения в только что образованной стране Советов стали клубы. В них собирались рабочие и проводили политические и культурные мероприятия. Архитекторы-авангардисты с энтузиазмом приступили к проектированию зданий клубов, предлагая принципиально новые архитектурные решения. В период с 1920-1930-х годов в Москве появились Дом культуры имени Зуева, Дом культуры имени Русакова, Дом культуры химиков завода «Каучук», Клуб фабрики «Буревестник» и многие другие.

    Дом культуры имени Зуева – один из наиболее ярких и известных в мире памятников конструктивизма. Спроектирован архитектором Ильей Голосовым в 1925 году, построен в 1927—1929 годах. Композиционным центром здания является вертикальный стеклянный цилиндр (лестничная клетка), на который как будто «надет» весь корпус здания. Здание имеет ассиметричную композицию и имеет сходство с промышленной архитектурой.

    Дом культуры имени Зуева находится на Лесной улице, дом 18.

    Фото: ИТАР-ТАСС


    Дом Наркомфина

    Еще одним новым типом здания первой четверти XX века стали дома-коммуны, которые, как правило, проектировались без индивидуальных кухонь и ванных. Дома-коммуны стали воплощением пролетарской идеи «обобществления быта». Предполагалось, что «новые» советские люди будут коллективно воспитывать детей, стирать, прибираться, готовить еду и удовлетворять культурные потребности. Одним из домов-коммун Москвы является дом Наркомфина на Новинском бульваре.

    Здание было построено в 1930 году по проекту архитектора Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса для работников Народного комиссариата финансов СССР. Гинзбург называл здание «домом переходного типа», так как в нем не полностью уничтожалась семейная структура, как это предполагалось в домах-коммунах. Жилой корпус представляет собой шестиэтажное здание длиной 85 метров и высотой 17 метров. Первый этаж здания изначально был открытым, он состоял из круглых столбов, что было связано со стремлением сохранить парковую территорию. Большинство квартир в доме двухэтажные. На уровне второго этажа жилой корпус соединен под прямым углом переходом с коммунальным корпусом, где располагались кухня-столовая, детский сад, спортивный зал и библиотека.

    Фото: Софья Кондрашина


    Здание Центросоюза

    Одним из первых крупных офисных зданий не только в Москве, но и во всей Европе, стало здание Центросоюза, построенное по проекту выдающегося французского архитектора-модерниста Ле Корбюзье. Дом Центросоюза был возведен в 1936 году при участии архитектора Николая Колли.

    Ле Корбюзье, проектируя здание, воплотил в жизнь основные свои постулаты: гигантские поверхности стекла на фасадах, открытые стойки-опоры, поддерживающие блоки офисов, свободные пространства первого этажа и горизонтальные крыши. Проект Центросоюза Ле Корбюзье был крайне новаторским, опережающим время. Это касается и примененных материалов, и конструкций, и архитектурного облика. Здание известно своими уникальными внутренними пандусами.

    Здание находится на Мясницкой улице, 39. В настоящее время в нем находится Росстат.

    Фото: Софья Кондрашина


    Типография журнала «Огонек»

    Единственным реализованным архитектурным проектом художника-авангардиста и архитектора Эль Лисицкого является здание типографии журнала «Огонек», построенное в 1932 году. Типография отличается удивительным сочетанием огромных квадратных и маленьких круглых окон. Здание, функционально спроектированное как типография, в плане похоже на эскиз знаменитого «горизонтального небоскреба» Лисицкого. Проект включал два редакционных корпуса, печатный цех, гараж и трансформаторную подстанцию.

    В декабре 2012 года типография была включена в реестр объектов культурного наследия регионального значения. Архитектурный комплекс типографии находится в центре Москвы в 1-м Самотечном переулке.

    Фото: Москва 24


    Дом Мельникова

    Дом Мельникова, всемирно известный памятник архитектуры советского авангарда, был построен в 1927—1929 годах по проекту архитектора-конструктивиста Константина Мельникова. Архитектор построил его для себя и своей семьи. Одноквартирный жилой особняк в центре Москвы стал уникальным для советского времени примером такого рода постройки.
    Дом представляет собой два разновысоких вертикальных цилиндра, врезанных друг в друга, образуя тем самым форму плана в виде цифры «8». Обращенный к Кривоарбатскому переулку, главный фасад дома имеет строго фронтальную симметричную композицию. В центре малого цилиндра находится вход в дом, по сторонам которого расположены два крупных прямоугольных окна. Основную плоскость фасада здания занимает огромное окно-экран, протянувшееся на всю высоту второго этажа. Стены северного цилиндра прорезаны 57 шестигранными вертикальными окнами, образующими единый орнамент со своеобразным ритмом повторяющихся элементов.

    В настоящее время решается вопрос создания в доме музея архитектора Константина Мельникова. Дом находится в Кривоарбатском переулке, 10.

    Фото: Софья Кондрашина

    Гараж «Интуриста»

    По проектам Константина Мельникова, помимо дома-мастерской, были построены клубы, столовые, а также распланирован парк имени Горького. Кроме того, он является автором нескольких гаражей, в том числе Бахметьевского гаража, гаража Госплана и гаража «Интуриста». Многоэтажное здание гаража «Интуриста» на Сущевском валу построено в 1934 году для автомобилей ВАО «Интурист». Мельников, не разрабатывая объемно-пространственную композицию здания, предложил свою композицию фасадов, введя в них образность, пластику и динамику. Диагональ, используемая Мельниковым в большинстве своих проектов, в проекте гаража «Интуриста» берет на себя роль композиционной доминанты фасада: начинаясь от низа огромного круглого окна, она прорезает весь главный фасад, огибая здание слева и «рисуя» на нем знак бесконечности. В 1990 году, в связи со 100-летием со дня рождения Мельникова, гараж «Интуриста» включен в Список объектов культурного наследия Москвы регионального значения.

    Фото: Софья Кондрашина


    Жилые поселки

    В Москве находится 26 поселков, построенных в стиле конструктивизма в 1920–1930 годы. Одним из них является рабочий поселок «Усачевка». Он был построен в 1927–1928 годах по проекту группы архитекторов под руководством А.Мешкова. Считается, что «Усачевку» строили совсем не для рабочих, а для офицеров Академии имени Фрунзе. А уже позже, в 1930-е годы, дома стали заселяться работниками фабрики «Каучук», которая, к слову сказать, также была построена в стиле конструктивизма. Изначально в центральном дворе «Усачевки» находились фонтан и памятник Ленину. Квартал «Усачевка» находится в районе Хамовники. В ноябре 2012 года комиссия по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия приняла решение сохранить семь жилых кварталов в центре Москвы, в том числе и «Усачевку».

    Москва 24

    Софья Кондрашина

    Сюжет: Москва архитектурная

    архитектура клубы гаражи Дом Мельникова Константин Мельников конструктивизм ле Корбюзье культурное наследие

    Архитектура конструктивизма — Энциклопедия Нового Света

    Трибуна Ленина Эль Лисицкого, 1920

    Архитектура конструктивизма была формой современной архитектуры, которая процветала в Советском Союзе в 1920-х и начале 1930-х годов. Он сочетал в себе передовые технологии и инженерию той эпохи с явно коммунистической социальной целью.

    Главной целью архитекторов-конструктивистов было внедрить авангард в повседневную жизнь. Конструктивизм буквально заключался в конструировании пространств, в которых могла быть реализована новая социалистическая утопия. Это привело к созданию утилитарных проектов для рабочих, а также диковинных проектов, таких как «Летающий город» Георгия Крутикова, проект АСНОВА, который задумывался как серьезное предложение по воздушному жилью.

    Содержание

    • 1 Революция в архитектуре
    • 2 АСНОВА и рационализм
    • 3 ОСА
    • 4 Конструкции
    • 5 Повседневность и утопия
    • 6 Культурная революция
    • 7 Дворец Советов и конец конструктивизма
    • 8 Наследие конструктивизма
    • 9 Архитекторы-конструктивисты
    • 10 Примечания
    • 11 Каталожные номера
    • 12 Внешние ссылки
    • 13 кредитов

    Эти крайности демонстрируют напряженность между индивидуализмом и утилитаризмом в конструктивизме, который, с одной стороны, способствовал большему уравниванию общества, а с другой предлагал грандиозные, даже безрассудные проекты.

    Революция в архитектуре

    Первым и самым известным конструктивистским архитектурным проектом был проект штаб-квартиры Коммунистического Интернационала в Санкт-Петербурге, предложенный футуристом Владимиром Татлиным в 1919 году, часто называемый Башней Татлина. Хотя он так и остался недостроенным, материалы — стекло и сталь — и его футуристический дух и политическая направленность (движение его внутренних объемов должно было символизировать революцию и марксистскую диалектику) задали тон проектам XIX века.20 с.

    Другим известным ранним конструктивистским проектом была «Ленинская трибуна» Эль Лисицкого (1920), движущаяся трибуна оратора. Во время Гражданской войны в России группа УНОВИС сосредоточилась вокруг Малевича и Лисицкого, разрабатывая различные проекты, которые объединяли «беспредметную» абстракцию супрематизма с более утилитарными целями, создавая идеальные конструктивистские города (см. также Эль Лисицкого Prounen-Raum или «Динамичный город» (1919) Густава Клуциса). В этой работе и в работе Татлина компоненты конструктивизма можно рассматривать как адаптацию различных высокотехнологичных западных форм, таких как инженерные подвиги Гюстава Эйфеля и небоскребы Нью-Йорка или Чикаго, для нового коллективного общества.

    АСНОВА и рационализм

    Эль Лисицкий, Волькенбюгель, 1925

    После Гражданской войны в России Советский Союз был слишком беден для любых новых строительных проектов. Тем не менее советская авангардная школа конструктивистского искусства, ВХУТМАС, , в 1921 году открыла архитектурное крыло, которым руководил архитектор Николай Ладовский. Методы обучения были одновременно функциональными и фантастическими, что отражало интерес к гештальт-психологии, что привело к смелым экспериментам с формой, таким как стеклянный подвесной ресторан Симбирчева. Среди архитекторов, входивших в группу АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов), были Эль Лисицкий, Константин Мельников, Владимир Кринский и Бертольд Любеткин.

    Проекты 1923-1925 годов, такие как горизонтальные небоскребы Wolkenbügel Лисицкого и Марта Стама и временные павильоны Константина Мельникова, продемонстрировали оригинальность и амбициозность этой новой группы. Мельников спроектировал Советский павильон на Парижской выставке декоративного искусства 1925 года, которая популяризировала новый стиль, с его комнатами, спроектированными Александром Родченко, и его зубчатой ​​​​механической формой. Еще один взгляд на конструктивистскую среду обитания можно найти в популярном фантастическом фильме «Аэлита», интерьеры и экстерьеры которого смоделированы Александрой Экстер в угловатой, геометрической манере. Государственный универмаг «Моссельпром» д. 1924, был также раннемодернистским зданием нового потребительства НЭПа, как и построенный тремя годами позже магазин братьев Весниных «Мосторг». Были популярны и современные офисы для СМИ, такие как Известия штаб-квартира советского информационного агентства, построенная А. Гегелло в 1925 году. [1] .

    OSA

    Более холодный и технологичный конструктивистский стиль был представлен проектом стеклянного офиса 1924 года братьев Весниных для Ленинградская правда (Ленинград Правда, Газета КПРФ). В 1925 году Александром Весниным и Моисеем Гинзбургом была основана отдельная группа, также связанная с Вхутемас, — ОСА или Организация современных архитекторов. Эта группа имела много общего с функционализмом веймарской Германии, например, жилищные проекты Эрнста Мая.

    Жилье было главным приоритетом этой группы, особенно коллективное жилье в специально спроектированных dom kommuny (коммунальных домах) для замены коллективного жилья девятнадцатого века, которое было нормой. Среди построенных коллективных жилых домов – Коммунальный дом студентов Ивана Николаева (Москва, ул. Орджоникидзе, 19).30), а также московские доходные дома Гостраха и Наркомфина Гинзбурга [1] Квартиры были построены в стиле конструктивизма в Харькове, Москве и Ленинграде. Гинзбург также спроектировал здание правительства в Алма-Ате, а братья Веснины спроектировали Школу киноактеров в Москве. Гинзбург критиковал идею строительства в новом обществе жилья, такого же, как в старом: «Относиться к рабочему жилью так же, как к буржуазным квартирам… Конструктивисты же подходят к той же проблеме с максимальным учетом этих сдвигов и изменения в нашей повседневной жизни… наша цель — сотрудничество с пролетариатом в создании нового образа жизни». [2] OSA издавал журнал SA, или Contemporary Architecture, с 1926 по 1930 год. Ведущий рационалист Ладовский спроектировал свой собственный, несколько иной тип массового жилья, завершив московский многоквартирный дом в 1929 году. Особенно экстравагантным примером является «Деревня чекистов» в Свердловске (ныне Екатеринбург), коллективный жилой комплекс в форме серпа и молота для сотрудников охранки, который в настоящее время служит гостиницей.

    Конструкции

    Суховская башня в Москве, 1922 год

    Новые формы конструктивистов стали символизировать проект новой повседневности Советского Союза, затем смешанной экономики НЭПа. [3] Были построены государственные здания, такие как огромный комплекс Госпрома в Харькове (проект Серафимова, Фолгера и Кравца, 1926-8 гг.), который был рассмотрен Рейнером Банхамом в его Теории и дизайне в эпоху первых машин как являющийся, наряду с Баухаусом Дессау, величайшим модернистским произведением 19-го века.20 с. [4] Другие известные работы включали алюминиевую параболу и застекленную лестницу Михаила Барша и Михаила Синявского в Московском планетарии 1929 года.

    Архитекторы-традиционалисты приняли конструктивизм, например, Иван Жолтовский на своей электростанции 1926 года или Мавзолей Ленина Алексея Щусева и офисы Наркомзема, оба в Москве. Точно так же Шуховская башня, названная в честь ее инженера Владимира Шухова, часто рассматривалась как авангардное произведение и получила высокую оценку Вальтера Беньямина в его «Московском дневнике». Шухов также сотрудничал с Мельниковым в Бахметьевском автобусном гараже. Многие из этих зданий показаны в фильме Сергея Эйзенштейна «9». 0049 Генеральная линия, , где также был специально построен макет конструктивистского колхоза по проекту Андрея Бурова.

    Повседневность и утопия

    Знаете ли вы?

    Архитекторы-конструктивисты стремились привить авангард в повседневную жизнь, конструируя пространства, в которых может быть реализована социалистическая утопия

    Клуб Русакова у Мельникова, Москва повседневная жизнь. с 1927 года они работали над проектами рабочих клубов, общественных мест отдыха, обычно строящихся в фабричных районах. Среди наиболее известных из них — Клуб им.

    Одновременно с этим набегом на повседневность были разработаны диковинные проекты, такие как Институт Ленина Ивана Леонидова, высокотехнологичное произведение, которое можно сравнить с Бакминстером Фуллером, которое состояло из библиотеки размером с небоскреб, планетария и купола, все соединены между собой монорельсовой дорогой; или не требующий пояснений «Летающий город» Георгия Крутикова, проект ASNOVA, задуманный как серьезное предложение для бортового жилья. Дом Мельникова и его Бахметевский автобусный гараж — прекрасные примеры напряженности между индивидуализмом и утилитаризмом в конструктивизме.

    Были также проекты супрематических небоскребов, называемых «планитами» или «архитектонами» Казимира Малевича и Николая Суетина. Яков Чернихов выпустил несколько книг экспериментальных проектов, самая известная из которых « Архитектурные фантазии » (1933 г.), за что получила прозвище «Советский Пиранези».

    Культурная революция

    Многие конструктивисты надеялись воплотить свои амбиции во время Культурной революции, сопровождавшей первую пятилетку. В этот момент конструктивисты разделились на урбанистов и деурбанистов, которые выступали за модель города-сада. Их проекты новых городов, таких как Магнитогорск, часто отвергались в пользу более прагматичных немецких архитекторов, спасавшихся от нацизма, таких как Эрнст Май, Ханнес Мейер, Март Штам, Маргарет Шютте-Лихоцки и Бруно Таут. Градостроительство Ле Корбюзье ненадолго нашло поддержку: архитектор написал «ответ Москве», который позже стал планом Ville Radieuse, и спроектировал здание правительства Центросоюза (Центральный Совет) вместе с конструктивистом Николаем Колли. Двухуровневые квартиры и коллективные помещения группы OSA оказали большое влияние на его более позднюю работу. Другой известный модернист, Эрих Мендельсон, спроектировал завод, построенный в Ленинграде, и популяризировал конструктивизм в своей книге 9.0049 Россия, Европа, Америка . Проект пятилетки с большим вкладом конструктивистов — ДнепроГЭС, , разработанный Виктором Весниным. Эль Лисицкий также популяризировал стиль за рубежом в своей книге 1930 года « Реконструкция архитектуры в России ».

    Дворец Советов и конец конструктивизма

    В конкурсе 1932 года на строительство Дворца Советов, грандиозного проекта, соперничающего с Эмпайр Стейт Билдинг, были представлены работы всех основных конструктивистов, а также Вальтера Гропиуса, Эриха Мендельсона и Ле Корбюзье. Однако это совпало с подъемом сталинизма и его широкой критикой модернизма в искусстве. Советский Союз по-прежнему был преимущественно сельской, аграрной страной, состоящей из 90 процентов крестьян. Была также критика того, что стиль просто копировал формы технологий, используя довольно обычные методы строительства. [5]

    Победившая работа Бориса Иофана положила начало эклектичному историзму сталинской архитектуры, стиля, который имеет сходство с постмодернизмом в том, что он резко и резко реагировал на космополитизм модернистской архитектуры, ее предполагаемое уродство и бесчеловечность. смесь исторических стилей, обычно достигаемая с помощью новых технологий. В бурный революционный день 20-х коллективизация объектов, равенство полов и коллективное воспитание детей рассматривались как волна будущего. Жилищные проекты, такие как Наркомфин, были разработаны для попыток реформирования быта в тот период, но они потеряли популярность, когда при сталинизме возродился очаг, и женщины снова вернулись на кухню. Были возрождены стили старого мира, в частности, Московский метрополитен популяризировал идею «рабочих дворцов». Тем не менее, в конце 19 в.20-х годов конструктивизм был доминирующей архитектурой страны, и на удивление многие здания этого периода сохранились, несмотря на возвращение к классицизму, который изначально был пронизан конструктивистскими приемами, такими как московские жилищные проекты Иофана 1929-32 годов.

    Сталинская реакция доминировала до конца 1950-х годов. Несколько разрозненных проектов, начатых в начале 30-х годов, таких как здание «Правды» Портелеймона Голосова или рационалистические вестибюли Московского метрополитена Ладовского, были построены в новом климате. Конкурсные работы были сделаны братьями Весниными и Иваном Леонидовым для Наркомата тяжелой промышленности на Красной площади, 19.34, еще одно недостроенное сталинское здание. Следы конструктивизма также можно найти в некоторых работах соцреалистов, таких как футуристические возвышения ультрасталинского парижского павильона Иофана 1937 года, в котором были супрематические интерьеры Суетина.

    Наследие конструктивизма

    Частично из-за своей политической приверженности и окончательной замены социалистическим реализмом механистические, динамичные формы конструктивизма не были частью спокойного платонизма интернационального стиля, как его определяли Филип Джонсон и Генри Рассел Хичкок. В их книгу вошло только одно сооружение из Советского Союза, электролаборатория Николаева. Конструктивизм часто рассматривается как альтернативный, более радикальный модернизм, и его наследие можно увидеть в таких разных дизайнерах, как Team 10, Archigram и Kenzo Tange, а также во многих бруталистских работах. Их интеграция авангарда и повседневной жизни имеет параллели с ситуационистами, особенно с проектом «Новый Вавилон» Ги Дебора и Константа Ньювенхейса.

    Высокотехнологичная архитектура также во многом обязана конструктивизму, особенно в здании Ллойда Ричарда Роджерса. Ранние проекты Захи Хадид были адаптацией «Архитектонов» Малевича, и влияние Чернихова на ее рисунки очевидно. К сожалению, многие оригинальные конструктивистские постройки плохо сохранились или находятся под угрозой обрушения.

    Зуевский рабочий клуб, 1926 г.

    Дом Мельникова на Арбате в Москве.

    Архитекторы-конструктивисты

    • Михаил Барщ
    • Илья Чашник
    • Яков Чернихов
    • А. Гегелло
    • Моисей Гинзбург
    • Илья Голосов
    • Пантелеймон Голосов
    • Георгий Крутиков
    • Эль Лисицкий
    • Николай Ладовский
    • Иван Леонидов
    • Бертольд Любеткин
    • Казимир Малевич
    • Константин Мельников
    • А.Мордвинов
    • Иван Николаев
    • Владимира Шухова
    • Сергей Серафимов
    • С. Кравец
    • Михаил Синявский
    • Николай Суетин
    • Владимир Татлин
    • Александр Веснин
    • Леонид Веснин
    • Веснин Виктор

    Примечания

    1. 1.0 1.1 Хан-Магомедов С.Н., Пионеры советской архитектуры (1988).
    2. ↑ Совет по делам искусств Великобритании, Искусство революции: советское искусство и дизайн с 1917 года (Лондон: Совет по делам искусств Великобритании, 1971).
    3. ↑ В. Бухли, Археология социализма.
    4. ↑ Рейнер Бэнэм, Теория и дизайн в эпоху первых машин.
    5. ↑ Кэтрин Кук, Авангард.

    Ссылки

    Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

    • Совет искусств Великобритании. Искусство революции: советское искусство и дизайн с 1917 года . Лондон: Совет по делам искусств Великобритании, 1971. ISBN 978-0

      5383

    • Бэнэм, Рейнер. Теория и дизайн в эпоху первых машин. MIT Press, 1980. ISBN 0262520583
    • Бухли, Виктор. Археология социализма. Берг, 2002. ISBN 1859732127
    • Кук, Кэтрин. Архитектурные чертежи русского авангарда. МОМА, 1990. ISBN 0870705563
    • Кук, Кэтрин. «Авангард». Журнал AD, 1988.
    • Кук, Кэтрин. «Фантазия и конструкция — Яков Чернихов».Журнал 0049 AD, том 59 № 7-8.
    • Кук, Кэтрин и Игорь Казус. Советские архитектурные конкурсы. Файдон, 1992. ISBN 9074265014
    • Фрэмптон, Кеннет. Современная архитектура: критическая история. Темза и Гудзон, 1992. ISBN 978-0500202579
    • Гинзбург, Моисей. Стиль и эпоха. Массачусетский технологический институт, 1981. ISBN 026207088X
    • Хан-Магомедов, С. Александр Веснин и русский конструктивизм. Лунд Хамфрис Паблишерс Лтд, 1920. ISBN 0853315108
    • Хан-Магомедов, С. Пионеры советского зодчества. Thames and Hudson Ltd., 1987. ISBN 0500341028
    • Лисицкий, Эл. Реконструкция архитектуры в Советском Союзе. Вена, 1930 г.
    • Шлогель, Карл. Москва. Reaktion, 2005. ISBN 1861892403

    Внешние ссылки

    Все ссылки получены 17 февраля 2022 г.

    • Статья Guardian о сохранении конструктивистских зданий.
    • Украинский конструктивизм.

    Авторы

    Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3. 0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен быть указан в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на New World Encyclopedia участников и самоотверженных волонтеров Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

    • Constructivist_architecture  history

    История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :

    • История «Конструктивной архитектуры»

    Примечание. На использование отдельных изображений, которые лицензируются отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.

    Конструктивистская архитектура — Энциклопедия Нового Света

    Ленинская трибуна Эль Лисицкого, 1920

    Конструктивистская архитектура была формой современной архитектуры, которая процветала в Советском Союзе в 1920-х и начале 1930-х годов. Он сочетал в себе передовые технологии и инженерию той эпохи с явно коммунистической социальной целью.

    Главной целью архитекторов-конструктивистов было внедрить авангард в повседневную жизнь. Конструктивизм буквально заключался в конструировании пространств, в которых могла быть реализована новая социалистическая утопия. Это привело к созданию утилитарных проектов для рабочих, а также диковинных проектов, таких как «Летающий город» Георгия Крутикова, проект АСНОВА, который задумывался как серьезное предложение по воздушному жилью.

    Содержание

    • 1 Революция в архитектуре
    • 2 АСНОВА и рационализм
    • 3 ОСА
    • 4 Конструкции
    • 5 Повседневность и утопия
    • 6 Культурная революция
    • 7 Дворец Советов и конец конструктивизма
    • 8 Наследие конструктивизма
    • 9 Архитекторы-конструктивисты
    • 10 Примечания
    • 11 Каталожные номера
    • 12 Внешние ссылки
    • 13 кредитов

    Эти крайности демонстрируют напряженность между индивидуализмом и утилитаризмом в конструктивизме, который, с одной стороны, способствовал большему уравниванию общества, а с другой предлагал грандиозные, даже безрассудные проекты.

    Революция в архитектуре

    Первым и самым известным конструктивистским архитектурным проектом был проект штаб-квартиры Коммунистического Интернационала в Санкт-Петербурге, предложенный футуристом Владимиром Татлиным в 1919 году, часто называемый Башней Татлина. Хотя он так и остался недостроенным, материалы — стекло и сталь — и его футуристический дух и политическая направленность (движение его внутренних объемов должно было символизировать революцию и марксистскую диалектику) задали тон проектам XIX века.20 с.

    Другим известным ранним конструктивистским проектом была «Ленинская трибуна» Эль Лисицкого (1920), движущаяся трибуна оратора. Во время Гражданской войны в России группа УНОВИС сосредоточилась вокруг Малевича и Лисицкого, разрабатывая различные проекты, которые объединяли «беспредметную» абстракцию супрематизма с более утилитарными целями, создавая идеальные конструктивистские города (см. также Эль Лисицкого Prounen-Raum или «Динамичный город» (1919) Густава Клуциса). В этой работе и в работе Татлина компоненты конструктивизма можно рассматривать как адаптацию различных высокотехнологичных западных форм, таких как инженерные подвиги Гюстава Эйфеля и небоскребы Нью-Йорка или Чикаго, для нового коллективного общества.

    АСНОВА и рационализм

    Эль Лисицкий, Волькенбюгель, 1925

    После Гражданской войны в России Советский Союз был слишком беден для любых новых строительных проектов. Тем не менее советская авангардная школа конструктивистского искусства, ВХУТМАС, , в 1921 году открыла архитектурное крыло, которым руководил архитектор Николай Ладовский. Методы обучения были одновременно функциональными и фантастическими, что отражало интерес к гештальт-психологии, что привело к смелым экспериментам с формой, таким как стеклянный подвесной ресторан Симбирчева. Среди архитекторов, входивших в группу АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов), были Эль Лисицкий, Константин Мельников, Владимир Кринский и Бертольд Любеткин.

    Проекты 1923-1925 годов, такие как горизонтальные небоскребы Wolkenbügel Лисицкого и Марта Стама и временные павильоны Константина Мельникова, продемонстрировали оригинальность и амбициозность этой новой группы. Мельников спроектировал Советский павильон на Парижской выставке декоративного искусства 1925 года, которая популяризировала новый стиль, с его комнатами, спроектированными Александром Родченко, и его зубчатой ​​​​механической формой. Еще один взгляд на конструктивистскую среду обитания можно найти в популярном фантастическом фильме «Аэлита», интерьеры и экстерьеры которого смоделированы Александрой Экстер в угловатой, геометрической манере. Государственный универмаг «Моссельпром» д. 1924, был также раннемодернистским зданием нового потребительства НЭПа, как и построенный тремя годами позже магазин братьев Весниных «Мосторг». Были популярны и современные офисы для СМИ, такие как Известия штаб-квартира советского информационного агентства, построенная А. Гегелло в 1925 году. [1] .

    OSA

    Более холодный и технологичный конструктивистский стиль был представлен проектом стеклянного офиса 1924 года братьев Весниных для Ленинградская правда (Ленинград Правда, Газета КПРФ). В 1925 году Александром Весниным и Моисеем Гинзбургом была основана отдельная группа, также связанная с Вхутемас, — ОСА или Организация современных архитекторов. Эта группа имела много общего с функционализмом веймарской Германии, например, жилищные проекты Эрнста Мая.

    Жилье было главным приоритетом этой группы, особенно коллективное жилье в специально спроектированных dom kommuny (коммунальных домах) для замены коллективного жилья девятнадцатого века, которое было нормой. Среди построенных коллективных жилых домов – Коммунальный дом студентов Ивана Николаева (Москва, ул. Орджоникидзе, 19).30), а также московские доходные дома Гостраха и Наркомфина Гинзбурга [1] Квартиры были построены в стиле конструктивизма в Харькове, Москве и Ленинграде. Гинзбург также спроектировал здание правительства в Алма-Ате, а братья Веснины спроектировали Школу киноактеров в Москве. Гинзбург критиковал идею строительства в новом обществе жилья, такого же, как в старом: «Относиться к рабочему жилью так же, как к буржуазным квартирам… Конструктивисты же подходят к той же проблеме с максимальным учетом этих сдвигов и изменения в нашей повседневной жизни… наша цель — сотрудничество с пролетариатом в создании нового образа жизни». [2] OSA издавал журнал SA, или Contemporary Architecture, с 1926 по 1930 год. Ведущий рационалист Ладовский спроектировал свой собственный, несколько иной тип массового жилья, завершив московский многоквартирный дом в 1929 году. Особенно экстравагантным примером является «Деревня чекистов» в Свердловске (ныне Екатеринбург), коллективный жилой комплекс в форме серпа и молота для сотрудников охранки, который в настоящее время служит гостиницей.

    Конструкции

    Суховская башня в Москве, 1922 год

    Новые формы конструктивистов стали символизировать проект новой повседневности Советского Союза, затем смешанной экономики НЭПа. [3] Были построены государственные здания, такие как огромный комплекс Госпрома в Харькове (проект Серафимова, Фолгера и Кравца, 1926-8 гг.), который был рассмотрен Рейнером Банхамом в его Теории и дизайне в эпоху первых машин как являющийся, наряду с Баухаусом Дессау, величайшим модернистским произведением 19-го века.20 с. [4] Другие известные работы включали алюминиевую параболу и застекленную лестницу Михаила Барша и Михаила Синявского в Московском планетарии 1929 года.

    Архитекторы-традиционалисты приняли конструктивизм, например, Иван Жолтовский на своей электростанции 1926 года или Мавзолей Ленина Алексея Щусева и офисы Наркомзема, оба в Москве. Точно так же Шуховская башня, названная в честь ее инженера Владимира Шухова, часто рассматривалась как авангардное произведение и получила высокую оценку Вальтера Беньямина в его «Московском дневнике». Шухов также сотрудничал с Мельниковым в Бахметьевском автобусном гараже. Многие из этих зданий показаны в фильме Сергея Эйзенштейна «9». 0049 Генеральная линия, , где также был специально построен макет конструктивистского колхоза по проекту Андрея Бурова.

    Повседневность и утопия

    Знаете ли вы?

    Архитекторы-конструктивисты стремились привить авангард в повседневную жизнь, конструируя пространства, в которых может быть реализована социалистическая утопия

    Клуб Русакова у Мельникова, Москва повседневная жизнь. с 1927 года они работали над проектами рабочих клубов, общественных мест отдыха, обычно строящихся в фабричных районах. Среди наиболее известных из них — Клуб им.

    Одновременно с этим набегом на повседневность были разработаны диковинные проекты, такие как Институт Ленина Ивана Леонидова, высокотехнологичное произведение, которое можно сравнить с Бакминстером Фуллером, которое состояло из библиотеки размером с небоскреб, планетария и купола, все соединены между собой монорельсовой дорогой; или не требующий пояснений «Летающий город» Георгия Крутикова, проект ASNOVA, задуманный как серьезное предложение для бортового жилья. Дом Мельникова и его Бахметевский автобусный гараж — прекрасные примеры напряженности между индивидуализмом и утилитаризмом в конструктивизме.

    Были также проекты супрематических небоскребов, называемых «планитами» или «архитектонами» Казимира Малевича и Николая Суетина. Яков Чернихов выпустил несколько книг экспериментальных проектов, самая известная из которых « Архитектурные фантазии » (1933 г.), за что получила прозвище «Советский Пиранези».

    Культурная революция

    Многие конструктивисты надеялись воплотить свои амбиции во время Культурной революции, сопровождавшей первую пятилетку. В этот момент конструктивисты разделились на урбанистов и деурбанистов, которые выступали за модель города-сада. Их проекты новых городов, таких как Магнитогорск, часто отвергались в пользу более прагматичных немецких архитекторов, спасавшихся от нацизма, таких как Эрнст Май, Ханнес Мейер, Март Штам, Маргарет Шютте-Лихоцки и Бруно Таут. Градостроительство Ле Корбюзье ненадолго нашло поддержку: архитектор написал «ответ Москве», который позже стал планом Ville Radieuse, и спроектировал здание правительства Центросоюза (Центральный Совет) вместе с конструктивистом Николаем Колли. Двухуровневые квартиры и коллективные помещения группы OSA оказали большое влияние на его более позднюю работу. Другой известный модернист, Эрих Мендельсон, спроектировал завод, построенный в Ленинграде, и популяризировал конструктивизм в своей книге 9.0049 Россия, Европа, Америка . Проект пятилетки с большим вкладом конструктивистов — ДнепроГЭС, , разработанный Виктором Весниным. Эль Лисицкий также популяризировал стиль за рубежом в своей книге 1930 года « Реконструкция архитектуры в России ».

    Дворец Советов и конец конструктивизма

    В конкурсе 1932 года на строительство Дворца Советов, грандиозного проекта, соперничающего с Эмпайр Стейт Билдинг, были представлены работы всех основных конструктивистов, а также Вальтера Гропиуса, Эриха Мендельсона и Ле Корбюзье. Однако это совпало с подъемом сталинизма и его широкой критикой модернизма в искусстве. Советский Союз по-прежнему был преимущественно сельской, аграрной страной, состоящей из 90 процентов крестьян. Была также критика того, что стиль просто копировал формы технологий, используя довольно обычные методы строительства. [5]

    Победившая работа Бориса Иофана положила начало эклектичному историзму сталинской архитектуры, стиля, который имеет сходство с постмодернизмом в том, что он резко и резко реагировал на космополитизм модернистской архитектуры, ее предполагаемое уродство и бесчеловечность. смесь исторических стилей, обычно достигаемая с помощью новых технологий. В бурный революционный день 20-х коллективизация объектов, равенство полов и коллективное воспитание детей рассматривались как волна будущего. Жилищные проекты, такие как Наркомфин, были разработаны для попыток реформирования быта в тот период, но они потеряли популярность, когда при сталинизме возродился очаг, и женщины снова вернулись на кухню. Были возрождены стили старого мира, в частности, Московский метрополитен популяризировал идею «рабочих дворцов». Тем не менее, в конце 19 в.20-х годов конструктивизм был доминирующей архитектурой страны, и на удивление многие здания этого периода сохранились, несмотря на возвращение к классицизму, который изначально был пронизан конструктивистскими приемами, такими как московские жилищные проекты Иофана 1929-32 годов.

    Сталинская реакция доминировала до конца 1950-х годов. Несколько разрозненных проектов, начатых в начале 30-х годов, таких как здание «Правды» Портелеймона Голосова или рационалистические вестибюли Московского метрополитена Ладовского, были построены в новом климате. Конкурсные работы были сделаны братьями Весниными и Иваном Леонидовым для Наркомата тяжелой промышленности на Красной площади, 19.34, еще одно недостроенное сталинское здание. Следы конструктивизма также можно найти в некоторых работах соцреалистов, таких как футуристические возвышения ультрасталинского парижского павильона Иофана 1937 года, в котором были супрематические интерьеры Суетина.

    Наследие конструктивизма

    Частично из-за своей политической приверженности и окончательной замены социалистическим реализмом механистические, динамичные формы конструктивизма не были частью спокойного платонизма интернационального стиля, как его определяли Филип Джонсон и Генри Рассел Хичкок. В их книгу вошло только одно сооружение из Советского Союза, электролаборатория Николаева. Конструктивизм часто рассматривается как альтернативный, более радикальный модернизм, и его наследие можно увидеть в таких разных дизайнерах, как Team 10, Archigram и Kenzo Tange, а также во многих бруталистских работах. Их интеграция авангарда и повседневной жизни имеет параллели с ситуационистами, особенно с проектом «Новый Вавилон» Ги Дебора и Константа Ньювенхейса.

    Высокотехнологичная архитектура также во многом обязана конструктивизму, особенно в здании Ллойда Ричарда Роджерса. Ранние проекты Захи Хадид были адаптацией «Архитектонов» Малевича, и влияние Чернихова на ее рисунки очевидно. К сожалению, многие оригинальные конструктивистские постройки плохо сохранились или находятся под угрозой обрушения.

    Зуевский рабочий клуб, 1926 г.

    Дом Мельникова на Арбате в Москве.

    Архитекторы-конструктивисты

    • Михаил Барщ
    • Илья Чашник
    • Яков Чернихов
    • А. Гегелло
    • Моисей Гинзбург
    • Илья Голосов
    • Пантелеймон Голосов
    • Георгий Крутиков
    • Эль Лисицкий
    • Николай Ладовский
    • Иван Леонидов
    • Бертольд Любеткин
    • Казимир Малевич
    • Константин Мельников
    • А.Мордвинов
    • Иван Николаев
    • Владимира Шухова
    • Сергей Серафимов
    • С. Кравец
    • Михаил Синявский
    • Николай Суетин
    • Владимир Татлин
    • Александр Веснин
    • Леонид Веснин
    • Веснин Виктор

    Примечания

    1. 1.0 1.1 Хан-Магомедов С.Н., Пионеры советской архитектуры (1988).
    2. ↑ Совет по делам искусств Великобритании, Искусство революции: советское искусство и дизайн с 1917 года (Лондон: Совет по делам искусств Великобритании, 1971).
    3. ↑ В. Бухли, Археология социализма.
    4. ↑ Рейнер Бэнэм, Теория и дизайн в эпоху первых машин.
    5. ↑ Кэтрин Кук, Авангард.

    Ссылки

    Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

    • Совет искусств Великобритании. Искусство революции: советское искусство и дизайн с 1917 года . Лондон: Совет по делам искусств Великобритании, 1971. ISBN 978-0

      5383

    • Бэнэм, Рейнер. Теория и дизайн в эпоху первых машин. MIT Press, 1980. ISBN 0262520583
    • Бухли, Виктор. Археология социализма. Берг, 2002. ISBN 1859732127
    • Кук, Кэтрин. Архитектурные чертежи русского авангарда. МОМА, 1990. ISBN 0870705563
    • Кук, Кэтрин. «Авангард». Журнал AD, 1988.
    • Кук, Кэтрин. «Фантазия и конструкция — Яков Чернихов».Журнал 0049 AD, том 59 № 7-8.
    • Кук, Кэтрин и Игорь Казус. Советские архитектурные конкурсы. Файдон, 1992. ISBN 9074265014
    • Фрэмптон, Кеннет. Современная архитектура: критическая история. Темза и Гудзон, 1992. ISBN 978-0500202579
    • Гинзбург, Моисей. Стиль и эпоха. Массачусетский технологический институт, 1981. ISBN 026207088X
    • Хан-Магомедов, С. Александр Веснин и русский конструктивизм. Лунд Хамфрис Паблишерс Лтд, 1920. ISBN 0853315108
    • Хан-Магомедов, С. Пионеры советского зодчества. Thames and Hudson Ltd., 1987. ISBN 0500341028
    • Лисицкий, Эл. Реконструкция архитектуры в Советском Союзе. Вена, 1930 г.
    • Шлогель, Карл. Москва. Reaktion, 2005. ISBN 1861892403

    Внешние ссылки

    Все ссылки получены 17 февраля 2022 г.

    • Статья Guardian о сохранении конструктивистских зданий.
    • Украинский конструктивизм.

    Авторы

    Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *