Архитектура советского модернизма. Васильевский остров
Введение
- 3 Отзывы
- Бесплатно
Только на Русский
Поделиться
Загрузите тур на телефон:
Все точки тура
- Информация о туре
Информация о туре
Прослушать историю
Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Понятие «модернизм» относится к периоду, длившемуся с конца 1950-х по 1980-е годы, это и «хрущевская оттепель», и «брежневский застой». После увлечения неоклассикой, архитектура возвращалась к функционализму, к использованию современных конструкций и материалов. Во многих странах мира архитектура модернизма известна как «брутализм», названная так за свои простые, порой грубые и массивные формы. Эта эстетика также связывается с идеями освоения космоса, с архитектурным выражением сути Холодной войны.
В 1970-х годах Ленинград начинает осваивать пустовавшую ранее северо-западную часть Васильевского острова. Осуществляется комплексная застройка территории вдоль реки Смоленки и берега Финского залива. Вырастают жилые кварталы с развитой социальной инфраструктурой, большое внимание уделяется архитектуре школ, больниц, спорткомплексов, торговых и административных зданий. Но самым распространенным и выдающимся жанром в застройке этого периода становится научный институт.
Именно в наши дни решается вопрос о получении памятниками архитектуры модернизма охранного статуса как объектов исторического наследия. Тем важнее сейчас осмотреть эти сооружения и оценить их эстетику.
Вперёд
- 1 Дом связи ленинградского метрополитена
- 2 Институт морской связи и телемеханики
- 3 Институт химии силикатов
- 4 Пожарная часть
- 5 Гаражный кооператив «Василеостровец»
- 6 НИИ Арктики и Антарктики
- 7 Жилой комплекс с торговыми помещениями
- 8 Жилые дома
- 9 Студенческое общежитие ЛГУ
- 10 Гостиница «Прибалтийская»
- 11 Станция водоканала
- 12 Невское проектно-конструкторское бюро
Информация о туре
Прослушать историю
Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Понятие «модернизм» относится к периоду, длившемуся с конца 1950-х по 1980-е годы, это и «хрущевская оттепель», и «брежневский застой». После увлечения неоклассикой, архитектура возвращалась к функционализму, к использованию современных конструкций и материалов. Во многих странах мира архитектура модернизма известна как «брутализм», названная так за свои простые, порой грубые и массивные формы. Эта эстетика также связывается с идеями освоения космоса, с архитектурным выражением сути Холодной войны.
В 1970-х годах Ленинград начинает осваивать пустовавшую ранее северо-западную часть Васильевского острова. Осуществляется комплексная застройка территории вдоль реки Смоленки и берега Финского залива. Вырастают жилые кварталы с развитой социальной инфраструктурой, большое внимание уделяется архитектуре школ, больниц, спорткомплексов, торговых и административных зданий. Но самым распространенным и выдающимся жанром в застройке этого периода становится научный институт.
Именно в наши дни решается вопрос о получении памятниками архитектуры модернизма охранного статуса как объектов исторического наследия. Тем важнее сейчас осмотреть эти сооружения и оценить их эстетику.
Вперёд
Предоставлено Группа «Какие планы?» занимается информационной поддержкой проектов, связанных с архитектурными экскурсионными маршрутами. Все аудиогиды
Смотрите также
- ru
Россия • Санкт-Петербург
Авангардная архитектура. Нарвская застава
- ru
Россия • Санкт-Петербург
Стадионы Ленинграда. История и архитектура.
- ru
Россия • Санкт-Петербург
Начало города. Петровское барокко в описаниях иностранцев.
- ru
Россия • Санкт-Петербург
Архитектура эпохи модерна. Петроградский остров
- ru
Россия • Санкт-Петербург
Русский класицизм. Разрушения во время войны и реставрация
Отзывы
Я оцениваю этот тур
A minimum rating of 1 star is required.
Ваше имя
Please fill in your name.
Комментарий (необяз.)
Leave this field blank
Открыть в приложении
Васильевский остров и взморье. Архитектура Петербурга середины XIX века
Васильевский остров и взморьеЗастройка Васильевского острова в середине XIX века представляла собой чередование нескольких зон, заметно отличающихся друг от друга.
В восточной части острова еще в начале XIX века сложился великолепный архитектурный ансамбль Стрелки, со зданием Фондовой биржи и другими сооружениями торгового порта — таможней, пакгаузами и т. д. Вдоль набережной Большой Невы и вдоль первых, восточных линий острова стояли двух-трехэтажные дома, возведенные в XVIII-первой трети XIX века. Их внешний облик менялся сравнительно мало, но зато внутри многие из них постепенно переделывались и превращались в доходные. Более комфортабельные здания на восточных линиях были заселены в основном чиновниками, студентами и людьми «свободных профессий» — например, вблизи здания Академии художеств снимали квартиры многие художники.
На квадратной площади, окружавшей обелиск «Румянцева победам», в 1860-х годах был разбит сквер: он был устроен на деньги, подаренные городу богачом С. Ф. Соловьевым, и назывался Соловьевским. Обширный зеленый массив вдоль Большого проспекта был разделен заборами на участки, принадлежавшие владельцам выходящих на проспект зданий.
Строительство новых доходных домов шло и на Васильевском острове, хотя и не столь интенсивно, как в левобережной части Петербурга. Обозреватель «Художественной газеты» писал в 1840 году: «Дома, которые… мы назвали спекулативными домами, здесь встречаются гораздо реже, нежели на заречной стороне. Один из таких домов вырос недавно на почетном месте, что зовется углом третьей линии и Большого проспекта. Представьте себе, что эта громада в несколько ярусов, с двумя бельэтажами, поддельным и настоящим, с сотнею окошек в лицо и со всею убийственною симметрией новейших каменных домов, явился в течение каких-нибудь двух месяцев…»[295]
Наряду с многоэтажными домами в средней части Васильевского острова в середине XIX века оставалось много небольших двухэтажных домов «под жильцов» и частных одноэтажных особнячков — в большинстве своем деревянных, но некоторые были выстроены из кирпича.
Эти особнячки принадлежали чиновникам, коммерсантам, преуспевающим ремесленникам — владельцам мастерских, зажиточным представителям «свободных профессий» — адвокатам, архитекторам, ученым. Сравнительно невысокие цены земельных участков на Васильевском острове позволяли тем, кто располагал соответствующими материальными возможностями, отстроить и отделать небольшой хорошенький домик «для собственного обихода», чтобы избавиться «от бедственной необходимости нанимать квартиры»[296].Один из таких особняков, принадлежавший академику архитектуры Г. А. Боссе, сохранился до сих пор на 4-й линии, дом № 15 (см. с. 243–246). Другой видный архитектор — А. П. Брюллов в начале 1840-х годов жил в особнячке на Большом проспекте, возле 3-й линии. Этот «небольшой двухэтажный домик… полузакрытый деревьями раскинувшегося перед ним палисадника», давно исчез, но в 1840-х годах он представлял собой «настоящий образчик Большого проспекта»
Многоэтажная каменная застройка, состоящая из доходных домов, постепенно продвигалась в глубь Васильевского острова в западном и в северо-западном направлении. В середине XIX века отдельные четырехэтажные дома появились уже в районе 20-й линии (типичный пример — дом № 17/63 на углу 18-й линии и Большого проспекта, построенный в 1843–1844 годах архитектором Б. Спиндлером). Они чередовались с деревянными домиками в один-два этажа. В одном из таких домов «невзрачной наружности» провел последние годы своей жизни художник П. А. Федотов. Рисунок дома, помещенный в «Иллюстрированной газете» в 1871 году, дает наглядное представление о том, как выглядела в середине XIX века застройка западной части Васильевского острова [298].
Обширную территорию занимал пустырь Смоленского поля, известный как место казней: 3 сентября 1866 года здесь был повешен Д. В. Каракозов, совершивший покушение на Александра II.
На западной оконечности Васильевского острова, в районе Гавани, стояли кварталы ветхих деревянных домишек. «В этих маленьких сереньких домиках, то прямо смотрящих на улицу тремя-четырьмя окнами в цветах, то кокетливо держащих перед собою пук акаций, яблоню и кустик зари»[299], жили бедные чиновники, отставные моряки, мелкие торговцы, разночинцы. И. Генслер в очерке «Гаваньские чиновники», опубликованном в 1860 году, писал: «Все в Гавани глядит ветхостью, покривилось, пошатнулось трубы, крыши, окна, калитки, ворота и заборы, все скрипит, кряхтит и кашляет, доживая последние минуты своего существования»
Дом на углу 18-й линии и Большого проспекта. Архитектор Б. Спиндлер. Проект. 1843 г. ЦГИАЛ. Публикуется впервые.
Дом на 21-й линии Васильевского острова, в котором в 1849–1852 гг. жил художник П. А. Федотов. Гравюра Р. Утгоф по рисунку Маркова, 1871 г.
В середине XIX века на Васильевском острове стали расти промышленные предприятия.
Несколько фабрик появилось в центре острова. Одна из них, табачная фабрика «Лаферм» (ныне Табачная фабрика № 1 объединения имени М. С. Урицкого), основанная в 1852 году, разместилась на углу Среднего проспекта и 9-й линии.
Но главными районами промышленной застройки стали юго-западная оконечность острова (район, называвшийся «Чекуши»), окрестности Кожевенной линии и северо-западная часть — берег Смоленки, а также соседний остров Голодай (ныне остров Декабристов).
Поскольку остров лежит в самом нижнем течении Невы, на его берегах было разрешено строительство промышленных предприятий «третьей категории», дающих вредные выбросы. Например, вдоль Кожевенной линии разместилось около десятка кожевенных заводов, возникли они и на острове Голодай, на берегу Малой Невы.
Во второй половине XIX века в западной части Васильевского острова появилось множество разнообразных заводов, фабрик, мастерских. Среди них одним из наиболее крупных стал Балтийский судостроительный и механический завод, основанный в 1856 году.
Петербург в середине XIX века был важнейшим портом России, вся его жизнь была тесно связана с морем, с флотом. Поэтому вполне закономерно, что техническое развитие морского флота, появление паровых судов с металлическими корпусами, сказалось и на градостроительном развитии Петербурга.
В 1840-х годах прекратила существование кораблестроительная верфь на территории Адмиралтейства. Строительство кораблей было переведено на новую верфь — Новое Адмиралтейство, расположенное ниже по течению на левом берегу Невы, за Ново-Адмиралтейским каналом, на островке, лежащем между каналом, Невой и Мойкой. История ее началась еще в 1710-х годах, когда здесь производилась постройка галер. В начале XIX века здесь появилась верфь для строительства военных кораблей. Верфь построили и на соседнем Галерном островке, образованном двумя рукавами Фонтанки при ее впадении в Неву: к середине XIX века здесь стояли три деревянных эллинга для строительства небольших военных судов.
Эллинги Нового Адмиралтейства. Спуск 84-пушечного корабля «Прохор» 27 апреля 1851 г. Литография 1851 г.
Во второй четверти XIX века Новое Адмиралтейство было усовершенствовано: построили обширные мастерские, лесные хранилища и крытые эллинги. Один из них — деревянный — был построен в 1825 году (он просуществовал до 1892 года). В 1833–1838 годах возвели эллинг новейшей конструкции: с кирпичными стенами и арочным покрытием из железа (см. с. 113). Мощные объемы эллингов Нового Адмиралтейства стали важными архитектурными акцентами панорамы устья Невы, внесли в ее облик новые черты, отражающие ускоряющееся промышленное развитие России.
Старый морской торговый порт, существовавший с XVIII века на Тучковой набережной Малой Невы, в середине XIX века уже не соответствовал ни увеличившемуся грузообороту, ни возросшей грузоподъемности судов: грузы приходилось перегружать в Кронштадте на мелкосидящие лихтеры и уже на них доставлять к причалам Петербурга. В 1860-х годах решено было морской порт перенести в новое место — к взморью, в район, охватывающий устье Екатерингофки и острова Гутуевский, Вольный и Турухтанный. Это было осуществлено позднее — в 70-80-х годах XIX века. Район порта затем сомкнулся с разрастающимися на левом берегу Невы судостроительными заводами, образовав широкую полосу промышленных предприятий, отрезавших Петербург от взморья.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Паломничество на остров Киферу
Паломничество на остров Киферу 1717. Лувр, ПарижВатто создал немало полотен, где небольшое общество изящных дам и любезных кавалеров изображено на лоне природы; этот тип картины получил название «галантные празднества». Одним из блестящих примеров подобной композиции
Остров мертвых
Остров мертвых 1880. Художественный музей, БазельВ картинах Бёклина выступает вымышленный мир, часто нарочито таинственный, где фантастическая символика сочетается с натуралистической достоверностью деталей.Прославленный «Остров мертвых» стал одной из икон символизма.
Остров нимфы Калипсо
Остров нимфы Калипсо К началу II тысячелетия дикое и малочисленное население Мальты стало легкой добычей более цивилизованных соседей. Подробности визита на архипелаг греков рассказал Гомер в своей «Одиссее». Возвращаясь в родную Итаку после Троянской войны, Одиссей
7.
Васильевский спуск7. Васильевский спуск В нашей стране все наоборот: шоу-бизнес – это политика, а политика – это шоу-бизнес. Илья Лагутенко Новый альбом “Меамуры” “Троллям” помогала выпускать Ирина Миклошич. Поскольку с Миклошич мы приятельствуем более пяти лет, я пригласил ее
«Остров танца» Николая Познякова
«Остров танца» Николая Познякова Как Вера Майя и Лев Лукин, Николай Степанович Позняков (1878–1942?) готовился стать концертирующим пианистом. Но в год, когда он заканчивал консерваторию, в Россию приехала Дункан. Николай увлекся движением – занимался балетом в школе
Васильевский спуск и Вознесенский монастырь
Васильевский спуск и Вознесенский монастырь Еще один исторический кадр!Во-первых, мы видим застроенный Васильевский спуск. По правой стороне (глядя с реки) стояли небольшие дома с мастерскими и магазинами. Здания снесли, когда строился современный Большой Москворецкий
«Золотой остров»
«Золотой остров» В следующий раз влюбленную пару мы видели снова на набережной. Это хорошо известный многим вид «стрелки» – места, где встречаются Водоотводный канал и Москва—река. Там находятся кинотеатр «Ударник» и шоколадная фабрика «Красный Октябрь». Между прочим,
10 фактов о строительстве Васильевского острова в Санкт-Петербурге — Guide For You Tours
Одним из важнейших проектов в жизни архитектора и рисовальщика Жана Франсуа Тома де Томона стало создание стрелки Васильевского острова с величественное здание Биржи и Ростральные колонны. Вспоминаем самые интересные факты о строительстве и отделке стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге.
Фондовая биржа Джакомо Кваренги. История стрелки Васильевского острова началась задолго до того, как здесь появилось здание Тома де Томона. В XVIII веке на этом месте уже была биржа. В 1730-х годах его построили из дерева, а в 1780-х решили перестроить в камне. Строительство новой биржи поручили Джакомо Кваренги. Он задумал сооружение овальной формы с двумя портиками, к которым должны были вести гранитные лестницы. Однако строительные работы шли очень медленно. В землю было забито 10 тысяч свай, на которых удалось возвести фундамент и стены, процесс остановился. В казне не хватало средств, а купцам, которые также участвовали в финансировании, новая биржа категорически не нравилась. Основная претензия заключалась в том, что здание не вписывается в городской пейзаж. Кваренги предлагал внести изменения в конструкцию, но не хотел потакать «грубым вкусам».
Кофе как источник вдохновения. В 1805 году Жану Франсуа Тома де Томону было поручено разработать новый проект здания Биржи. До этого ничего столь монументального архитектор не строил, а ведь ему, помимо здания, предстояло спроектировать ансамбль всей стрелки Василевского. Согласно легенде, Том де Томон долго не мог закончить архитектурный проект. И якобы идея ансамбля пришла к архитектору за утренним кофе. Жена накрыла на стол и поставила на овальный поднос симметрично две чашки, а между ними — кофейник. Так Жан-Франсуа Тома де Томон представил себе всю геометрию будущего района со зданием Биржи и двумя Ростральными колоннами по бокам.
«Плагиатор» Том де Томон. Тома де Томона вдохновили собственные альбомы с зарисовками римских памятников, которые архитектор сделал во время поездки в Италию. Также Том де Томон переосмыслил некоторые нереализованные проекты коллег-архитекторов, за что его даже упрекали в копировании чужих идей. При проектировании здания Биржи Том де Томон учел архитектурные веяния того времени — господство классицизма, пожелания купцов-заказчиков, видевших в здании Биржи символ торговой мощи России, и особенности Петербургский климат. Монументальное здание строилось с учетом возможного наводнения, поэтому его возвели на мощный стилобат — пьедестал. Расчеты Тома де Томона оправдались. Во время сильного наводнения 1824 года, когда городские набережные сильно пострадали от невского половодья, вода достигла почти уровня стилобата, но не прорвалась внутрь здания на стрелке Васильевского острова.
Детище архитектора Кваренги на кирпичах. Проект биржи Тома де Томона не предусматривал сохранения старого здания. Архитектор предложил полностью снести его, а из строительного мусора использовать для набережной. Почтенный архитектор Кваренги, автор Эрмитажного театра и здания Академии наук, пришел в ярость, когда узнал об этом. Чтобы примирить архитекторов, граф Александр Строганов — глава Академии художеств — предложил провести аукцион. Он надеялся, что кто-нибудь захочет купить недостроенное здание Кваренги. Однако желающих не нашлось, и старую биржу разобрали. При этом удалось сэкономить два миллиона кирпичей, которые пошли на строительство нового здания.
Санкт-Петербургский метрополитен. Жан Франсуа Тома де Томон хотел построить здание, похожее на памятник античной архитектуры — главный храм Акрополя Парфенон. Его великолепная фондовая биржа Томаса де Томона открывала фасад к реке. Прямоугольное здание было окружено колоннадой из 44 колонн. К гранитному стилобату, на котором возвышалась Биржа, вели широкие лестницы. Большую часть внутреннего пространства занимал огромный парадный зал площадью 900 квадратных метров. Один из современников Тома де Томона писал: «Внутренний зал — один из самых красивых в столице по своей обширности и пропорциям».
Конструкция стрелки. Жан Франсуа Тома де Томон руководил не только строительством Биржи, но и всего архитектурного ансамбля стрелки Васильевского острова. Накидка полностью «переделана». Перед Биржей была полукруглая площадка, к береговой линии мыса присыпанная грунтом, а на ней устроен полукруглый выступ. Стрелку украсили гранитными спусками к Неве, их украсили большими каменными шарами. По легенде, вырезал их на глаз мастер-каменщик Самсон Суханов, участвовавший в отделке всего архитектурного ансамбля.
Ростральные колонны-маяки или памятники морской славы. Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова были построены одновременно со зданием Биржи в 1805-1810 гг. Свое название они получили потому, что имеют декоративные изображения носовой части корабля-«трибуны». Такие традиционно украшали триумфальные колонны еще со времен Древнего Рима. Считается, что изначально ростральные колонны были задуманы как маяки — в чашу сверху нужно было налить смолу и поджечь ее, что указывало путь судам, идущим в торговый порт. Впрочем, пожалуй, Ростральные колонны всегда служили лишь триумфальным монументом, в котором факел горел только по праздникам.
Скульптурное оформление ансамбля. Изначально для создания скульптуры для архитектурного ансамбля приглашали Федоса Щедрина и Ивана Прокофьева, но за свою работу художники запросили слишком высокую цену. В результате Биржу украшали менее известные мастера, имена которых остались неизвестными. Над главным входом в здание установлена скульптурная группа «Нептун с двумя реками», на противоположном фасаде — «Навигация с Меркурием и двумя реками». Скульптурное оформление примыкающих Ростральных колонн было поручено Жозефу, Чемберлену и Жаку Тибо — у них были четыре аллегорические фигуры русских рек — Волги, Днепра, Волхова и Невы. Том де Томон надеялся, что скульптуры будут чугунными, но их вырезали из пудостского камня.
Открытие Биржи без главного виновника торжества. Том де Томон не дожил до открытия своего грандиозного здания. В 1813 году он упал с лесов, осматривая здание Большого театра, и через некоторое время скончался от полученных травм. Биржа была открыта только в 1816 году: завершить все работы до того, как война помешала Наполеону. Церемония открытия была настолько торжественной, что напоминала национальный праздник. По проекту архитектора Луиджи Руска здание было украшено разноцветными гирляндами, настенными панелями и статуями.
Новое назначение Биржи. В советское время в здании Биржи работали клуб моряков, Энергетический институт и другие организации. С 1939 года и до недавнего времени здесь располагался Центральный военно-морской музей. После его переезда здание было передано Государственному Эрмитажу.
Стрелка Васильевского острова в Санкт-Петербурге Россия
Стрелка Васильевского острова — одна из старейших достопримечательностей Санкт-Петербурга. Он был основан во времена Петра Великого как деловой, образовательный и правительственный центр города. Архитектурный комплекс Стрелки — один из красивейших в Петербурге. В центре композиции находятся Ростральные колонны высотой 32 метра и здание Биржи.
Стрелка представляет собой умеренную косу в юго-восточной части Васильевского острова, омываемую Большой и Малой Невой. Большая акватория позволяет увидеть прекрасный ансамбль косы.
Архитектурный ансамбль
В 1716 году итальянский архитектор Доменико Трезини спроектировал дворцы для дворян, Гостиный двор и Кунсткамеру. В 30-х годах 18 века здесь был основан порт, а на смену дворцам пришли биржа, таможня и склады.
За 200 лет на Стрелке Васильевского острова появилось множество зданий, в том числе Кунсткамера (1718-1734 гг. ), Двенадцать коллегий (1722-1742 гг.), Новобиржевой Гостиный двор (1722-1735 гг.), Дворец царицы Прасковьи Федоровны (супруги брат Петра – Иван). Строительство здания биржи под руководством Джакомо Кваренги началось в 1781 году. Однако его фасад напоминал Зимний дворец и не вписывался в ансамбль площади. Через 4 года здание разобрали.
Проект нового здания биржи разработал французский архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон. Он был построен в 1804-1816 годах и внешне напоминал храмы Древней Греции. Аттик фасада украшает скульптурная композиция «Нептун между двух рек». На противоположной стороне Биржи вы увидите композицию «Навигация с Меркурием и двумя реками». С 1940 года здесь находился Центральный военно-морской музей – один из старейших в Санкт-Петербурге. После переезда здание было передано Государственному Эрмитажу.
В 1826-1832 годах Джованни Лукини спроектировал и построил южный и северный склады по бокам здания Биржи. Ныне Зоологический музей расположен в южном складе. Здание таможни, также построенное Лучини в классическом стиле, расположено за северным складом, симметрично Кунсткамере. С 1927 года здесь находится Институт русской словесности — Пушкинский дом.
Биржевая площадь находится на Стрелке. С одной стороны — Университетская набережная, с другой — набережная Макарова. Площадь находится прямо перед зданием Фондовой биржи. В 1937 Площадь была названа в честь Пушкина, но свое первоначальное название получила еще в 1989 году.
В 2003 году на площади появился якорь 18 века. Выведен в районе Шкиперского протока и установлен в память 300-летия Санкт-Петербурга. Там же можно найти бронзовый рельефный план Стрелки Васильевского острова, на котором указаны названия всех зданий, даты их постройки и имена архитекторов.
В ансамбль Стрелки Васильевского острова также входит Главный корпус Академии наук, расположенный между Кунсткамерой и зданием Двенадцати коллегий.
Read also
Information About the Excursion
Schedule
Open | All year round |
Public Transport