Мис ван дер роэ стеклянный дом – Стеклянный дом архитектора Миса ван дер Роэ

Стеклянный дом архитектора Миса ван дер Роэ

Цвета домов и интерьеров не должны уничтожать природу вокруг…

 

Людвиг Мис ван дер Роэ (Мария Людвиг Михаэль Мис 27 марта 1886 — 17 августа 1969) знаменитый немецко-американский архитектор. Наряду с Ле Корбюзье и Фрэнком Ллойд Райтом, он по праву считается одним из первых мастеров архитектуры модерна, определивших облик современных городов.

Стеклянная любовь архитектора Миса.

Стеклянный дом на Лисьей реке близ Чикаго был построен в 1951 году для известного врача-нефролога, переводчицы итальянской поэзии, скрипачки и коллекционера Эдит Фарнсворт. Доктор Фарнсворт приобрела девять акров земли старого хутора на берегу реки рядом с городком Плано, штат Иллинойс, в шестидесяти милях к юго-западу от Чикаго у полковника Роберта Маккормика, издателя Chicago Tribune. Цена покупки земельного участка составила $ 500 за акр. На хуторе был дом и хозяйственные постройки, но доктор Фарнсворт захотела построить что-то новое. Она обратилась к известному архитектору Людвигу Мису фон дер Рое, чья карьера находилась в то время на пике. В выборе архитектора сыграли роль общие знакомые и чувства, чуть большие, чем просто восхищение перед творчеством архитектора. Дом был спроектирован в 1946 году, но построен только к 1951 году, поскольку Эдит Фарнсворт ожидала получения наследства от тети, на которое она собиралась строить дом. А счет за дом вышел совсем не малый — $73,000.00, что эквивалентно по покупательной способности полумиллиону долларов в настоящее время. Что же, заказчица хотела получить дом для отдыха на выходных, причем дом необычный, не такой как у всех… И за это пришлось заплатить… Причем, не только деньгами, но и разрывом отношений с архитектором, судом, скандальной известностью и 21-м годом борьбы с просчетами в конструкции Стеклянного дома.

Работа над проектом началась в 1946 году и Людвиг с Эдит стали проводить много времени вместе, обсуждая будущий необычный дом, в кортом Мис ван дер Роэ желал воплотить основы новой архитектурной эстетики минимализма, свое рода протестантизма в мире христианства архитектуры. В этом доме должны были воплотиться идеи, которые архитектор вынашивал три десятилетия. В основу был положен уже разработанный проект, от коророго отказались предыдущие заказчики. Это должен быть дом, где ни одна лишня деталь не отвлекала бы от единства с природой, где суетность бытия и бытовые проблемы отходили бы на второй план, перед созерцанием великой вечности, открывающейся за панорамой окон Стеклянного дома. Эдит, которой тогда было 42 года, увлеклась образами, нарисованными 59-летним привлекательным архитектором. В 1947 году проект дома был представлен на выставке в музее современного искусства.

Строительные работы начались в сентябре 1949 года и в 1951 году подошли к концу, но не были завершены в части внутренней отделки и меблировки. По слухам отношения между заказчиком и архитектором начали портиться, когда доктор Фарнсворт попросила установить в доме отдельный гардероб, который не был предусмотрен проектом. Мис ван дер Роэ же в ответ сказал, что приезжая на выходные, можно обойтись крючками для одежды на двери ванной комнаты. Доктора Фарнсворт, которая, как говорят, мечтала о том, что Стеклянным домом на выходные она сможет пользоваться не в полном одиночестве, данный ответ лишил всякой надежды на счастливые перспективы ее сложного многоходового домоустроительного проекта. Возможно, что сыграло свою роль и превышение сметы архитектором на $16,000.00. Так или иначе, заказчица отказалась оплачивать счета и бывшие друзья и несостоявшиеся партнеры встретились в суде, где на глазах у всей Америки отстаивали свой взгляд на уникальный стеклянный дом и его стоимость. Что же… «Любовь уходит, когда приходят деньги», — так говорил комик и философ Граучо Маркс. Суд встал на сторону архитектора, сумевшего доказать, что превышение сметы было вызвано инфляцией из-за войны в Корее и роста цен на дефицитную в то время сталь. В суде всплыли и многочисленные конструктивные просчеты архитектора, которые существенно осложняли жизнь заказчицы в доме. Отношения заказчика и архитектора стали так широко известны, что послужили основой для двух пьес «Стеклянный дом» Джун Финфер и «Джесси и Толстяк» Алана Фитча.

Прежде чем мы рассмотрим Стеклянный дом доктора Фаренсворт в деталях, упомянем, что это архитектурное произведение искусства в настоящее время является важнейшей частью американской архитектурной иконографии, прекрасным примером современного и интернационального стиля архитектуры. Стеклянный дом послужил идейной основой, визуально-тектоническим воплощением царствующего ныне минимализма и функционализма. Дом Фарнсворт есть кристаллизация новейшей эстетической архитектурной идеи, где «меньшее означает большее», где внешний облик здания следует за функциональностью, где постройка сливается с окружающим ландшафтом и природой.

Несмотря на все претензии к дому, Эдит Фаренсворт продала его только в 1968 году британскому девелоперу и коллекционеру лорду Питеру Палумбо, после того как вышла на пенсию в 1967 году и переехала жить под Флоренцию в Италию. Скончалась Эдит в 1978 году в возрасте 74 лет.
Сэр Палумбо высоко ценил свое приобретение и считал Стеклянный дом «современным аналогом классическому греческому храму, который вот так просто расположен на лужайке на берегу реки». Именно Палумбо вернул дому оригинальный вид (было демонтировано тонированное остекление навеса, установленное Эдит) и наполнил его мебелью дизайна Миса ван дер Роэ.
В 2003 году Стеклянный дом был выкуплен у владельца Национальным фондом охраны памятников истории на аукционе Сотбиз за $7,5 миллиона. Меценаты собрали эту сумму для города, когда стало ясно, что дом, возможно, будет приобретен каким-либо коллекционером «на вывоз» для установки у себя в усадьбе.

Сейчас памятник архитектуры находится в управлении фонда, открыт для посещений как музей ($20-$25 за входной билет) и сдается в аренду для свадебных торжеств, приемов, фото и киносъемок. Стеклянный дом открыт для посещений с апреля по ноябрь и в год его посещают всего 8000 человек.

(Фотографии: Для иллюстраций ниже использованы общедоступные фотографии Carol M. Highsmith (если не обозначено иное) из коллекции Библиотеки Конгресса США в обработке автора статьи. Все фотографии кликабельны.)

  Облик Стеклянного дома Эдит Фаренсворт обладает беспрецедентным слиянием с окружающим миром. Весь дом, от внешнего облика, до крайне минималистического интерьера с лаконичными формами мебели являются воплощением протестантской пуританской идеи чистой простоты во всем, начиная от мыслей и заканчивая обликом жилища — «beinahe Nichts» или «почти Ничего», то есть сокращение каждого элемента до самой своей сущности.

Как и идеи Миса ван дер Роэ Стеклянный дом словно парит в воздухе, будучи приподнятым над землей на вертикальных стальных стойках.

 

 
 

Стеклянный дом явился воплощением идеи «Меньшее — значит большее!» Однако новые непривычные смыслы архитектора Миса ван дер Роэ не пришлись по вкусу заказчице. Когда Эдит Фарнсворт получила ключи от дома, она была возмущена. «Меньшее и значит — меньшее!» — заявила она архитектору, отказываясь оплачивать счета. Проиграв суды, она обратилась к прессе: «Что-то должно быть сказано и сделано о таком роде архитектуры,» — писала она в журнале House Beautiful в апреле 1953 года, — «или не будет никакого будущего для архитектуры». Дискуссия и критика в прессе, к которой присоединились даже Ле Корбюзье и Фрэнк Ллойд Райт достигли такого накала, что архитектор нового современного стиля был обвинен в сочувствии антиамериканским идеям, так как за «мрачной» и «бесплодной» архитектурой Стеклянного дома безусловно скрывались коммунистические идеалы, таящие угрозу для новейшей Америки. Видимо, журнал намекал на идеи заимствованные из конструктивизма — архитектурного стиля, получившего широчайшее распространение в Советской России в 1920-х первой половине 1930-х годов, как символ отрицания архаичной «дореволюционной» жизни.

 
 

Пространство Стеклянного дома сформировано тремя плоскостями: открытой терассой, навесом и собственно домом. Фундаментом служат заглубленные железобетонные сваи на «лапах» в которые замоноличены двутавровые стальные стойки высотой в поперечном сечении 30 см с шагом 6,6 метра — всего восемь стоек. Два ряда по восемь стальных колонн поддерживают платформы пола и крыши. Периметр платформ ограничен 40 см швеллерами, к которым приварены поперечные 30 см двутавровые балки. Между балками в прикрытии уложены сборные железобетонные плиты. Поверх балок верхнего перекрытия уложены профильные П-образные железобетонные плиты, покрытые слоем гидроизоляции. Поскольку совершенных гидроизоляционных материалов в ту пору еще не существовало, то кровельное покрытие пришлось заменить в 1972 году, так как крыша Стеклянного дома местами протекала.

 
 

Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ лично контролировал все этапы строительства дома, проверяя каждый сварной шов, проповедуя принцип «Бог — в деталях». Качество сборки каркаса дома было превосходным: ни один сварной шов не заметен глазу. Однако расходы на отопление в зимнее время разочаровали владелицу дома: несмотря на использование легкого бетона на основе керамзита в плитах пола, его теплопроводность была велика, равно как и теплопроводность одинарных стекол и стального каркаса. Дизайн Стеклянного дома опередил время на полвека: только материалы и технологии конца XX — начала XXI века позволили строить энергоэффективные дома даже с огромными панорамными окнами. Современный дом такого форм-фактора имел бы основу на слоеных монолитных железобетонных плитах (с разделением утеплителем несущего слоя и слоя теплого пола) и стены на основе ячеистого бетона, либо целиком каркасную конструкцию на основе клееных деревянных столбов и балок. Окна были бы выполнены из стеклопакетов с 3-5 слоями стекла.

 
 

В Стеклянном доме выражена философии дизайна Миса ван дер Роэ его американского периода творчества: создание новой современной архитектуры путем слияния новых промышленных материалов с чистыми линиями, объемами и текстурами в природных ландшафтных пропорциях и равновесии. Для Миса это творение было больше храмом чистой эстетической идеи, нежели домом для жилья, образцом совершенства, помещенным в сельский пейзаж, создающим почти невидимую грань раздела между человеком и природой, между идеей и реальностью. 

 
 

Именно так выглядел почти заброшенный Стеклянный дом в 1971 году, на третий год в процессе продажи дома сэру Питеру Паломбо. (Процесс продажи дома затянулся с 1968 по 1972 год). Для приведения дома в исходный исторический вид сэр Питер в 1972 году нанял фирму старшего сына Миса ван дер Роэ — Дирка Лохана. Во время реставрации была улучшена и конструкция дровяного камина.
Несмотря на то, что доктор Эдит Фарнсворт, увлеченная архитектором и его творчеством, первоначально одобрила концепцию дома, в дальнейшем призналась, что жить в доме из бескрайних просторов стекла и стали практически невозможно. Эдит пыталась исправить архитектурные просчеты: вокруг дома были высажены плетистые розы, которые должны были закрыть «несуразное» прозрачное основание дома и хоть немного прикрыть окна. После того как по границе участка близ дома проложили новое шоссе Fox River Drive и построили мост через реку окна пришлось закрыть от любопытных взоров шелковыми шторами. Открытое патио перед входом обрамили стеной из тонированного стекла. Стеклянный параллелепипед дома утратил свою воздушную прозрачность.

 
 
 
 

К счастью для Стеклянного дома и истории архитектуры новый владелец — ценитель творчества Миса ван дер Роэ вернул строению прежний облик, воплощающий высокие эстетические идеалы нового утопического международного архитектурного стиля. Но и новому владельцу пришлось бороться с конструктивными просчетами: в результате наводнений регулярно повреждались стальные стойки и балки перекрытий. Коррозия до сих пор является врагом номер два после воды. Все стальные элементы дома приходится регулярно зачищать от ржавчины и окрашивать. Железобетонная или деревянная основа дома избавила бы владельца от таких забот.

 
 

Стеклянный дом был построен в 30 метрах от Лисьей реки, на которой во время весеннего таяния снегов нередко случаются половодья. Людвиг Мис ван дер Роэ предусмотрел возможность подтопления территории и поднял стеклянный дом над уровнем землей на 157 см на двутавровых столбах, замоноличенных в железобетонные сваи. Однако климат на Земле за последние 20 лет изменился и наводнения стали обширнее. Самое большое наводнение на Лисьей реке произошло в 1996 году, когда уровень воды в доме был на несколько футов выше уровня пола. После этого наводнения пришлось реставрировать всю деревянную мебель дома. На фотографии наведение в сентябре 2008 года во время урагана Айк, когда Стеклянный дом был затоплен на 18 см. Сильное наводнение было и в 2013 году. В настоящее время Фондом по сохранению исторических зданий решаются вопросы о возможном переносе дома выше по рельефу, устройстве других видов защиты от наводнений или строительства гидравлического лифта, поднимающего дом на высоту при угрозе наводнения.
Photo © National Trust for Historic Preservation

 
 

Ночью освещенный изнутри Стеклянный дом превращался в гигантский фонарь, привлекающий рои комаров и других москитов. Эдит Фарнсворт наняла архитектора Уильяма Данлопа, который прикрыл фрамугу сетчатым экраном в бронзовой раме. Следующий владелец, лорд Питер Палумбо убрал чужеродные нововведения и установил в Стеклянном доме центральный кондиционер, что впрочем, не сильно улучшило микроклимат в Стеклянном доме.

 
 

Стеклянный Дом архитектора Миса ван дер Роэ является иконой международного стиля, торжеством совершенства модернистских идеалов. Ругали ли это произведение, или восхищались им — дом Фарнсворт имеет решающее значение для понимания развития мировой архитектуры второй половины ХХ века.

 
 

Плоскостное решение дома отражает идею максимальной прозрачности здания и его зрительной связи с ландшафтом. Дом состоит из трех сообщающихся уровней: открытой приподнятой над землей площадки, затененной крышей террасы и остекленной жилой части. В закрытом перегородками центральном помещении расположены две ванные комнаты (хозяйская и гостевая), кухня, камин и кладовки. Так же в центральном ядре Стеклянного дома, стоящем на отдельной опоре скрыты все инженерные сети, поэтому чистота и простота фасадов не нарушены ни трубами, ни проводами.

 
 

Стальная рама Стеклянного дома сварена с виртуозным мастерством и точностью.
Сдержанная элегантность стальных конструкций и остекления достигнута путем тщательной обработки каждой детали строения – все инженерные сети, дренажи, стыки элементов каркаса очень точно подогнаны друг к другу. Строгий, аскетичный  стиль архитектурных произведений Мис ван дер Роэ и его последователей получил название «Минимализм».

 
 

Каменные известняковые травертиновые плиты уложены с зазорами на слой гранулированной дренажной засыпки, которая покоится в бетонных ложах с уклонами в нижних точках которых устроены дренажные отверстия. По задумке Миса ван дер Роэ такая оригинальная дренажная система террас должна была хорошо отводить воду с поверхности плит.

 
 

Схема устройства дренажного ложа в террасах Стеклянного дома. Замысел был интересный, однако не сработал в полной мере: по центру плит все равно после дождя оставалась вода. Мягкий и пористый травертин также прекрасно адсорбировал перегной осенних листьев, и на поверхности прекрасных итальянских плит образовывались грязные пятна. Дренаж основания также не был достаточным: после наводнений плиты приходилось снимать и просушивать засыпку. Из травертина сделаны и прямоугольные ступени лестницы, по форме похожие на горизонтальные панели.

 
 
 
  Мис ван дер Роэ говорил: «Когда вы видите природу через стеклянные стены дома Фарнсворт, она обретает новый более глубокий смысл, чем, если бы вы просто смотрели на нее снаружи. Природа вы и дом становитесь частью единого Великого целого. До того как я не посмотрел на окружающий мир через стекла дома Фарснсворт, я не мог представить насколько живописным может быть пейзаж… Нужно быть осторожным, чтобы использовать нейтральные тона в интерьере помещений, потому что природа снаружи припасла для вас всю свою чудесную гамму. Эти цвета постоянно меняются, и я хотел бы сказать, что это просто великолепно».

В том числе и благодаря Стеклянному дому Фарнсворт имя Людвига Миса ван дер Роэ вошло в четверку архитекторов «великих создателей современной архитектуры», где компанию Мису составили Вальтер Гропиус, Ле Кюрбюзье и Фрэнк Ллойд Райт.

 
 

Архитектор Вернер Блэйзер говорил о конструкции Стеклянного дома как о сведенной до минимума, достаточной лишь для сохранения статичного его положения. Благодаря этой конструкции Мису ван дер Роэ удалось добиться ощущения парения дома в воздухе, точнее его медленного, усиленного горизонтальными линиями скольжения в меняющемся во времени и сезонном облике пространстве. Всего три цвета камня, дерева и белой краски превращают это произведение искусства в почти чистый холст на котором мимолетом запечатлеваются оттенки природы и людские фантазии. Вся архитектура здания подчеркивает, что остекленная жилая зона является лишь переходным, временным обиталищем человека, а его изоляция от природы столь же иллюзорна, как и закаленные полированные стекла дома доктора Фарнсворт.

 
 

Прекрасный вид из гостиной с камином Стеклянного дома был подпорчен двумя конструктивными просчетами: одинарные стекла огромных окон и мостики холода в виде стальных стоек служили поставщиками превосходных потоков конденсата на травертиновый пол. Устраивая же в гостиной роскошный камин из полированной нержавеющей стали Мис ван дер Роэ упустил из виду проблему поставки свежего насыщенного кислородом воздуха в зону горения. Ведь горящий камин потребляет не менее 60 литров воздуха в минуту. Поскольку Стеклянный дом был практически герметичен, через некоторое время горения дров в камине, в доме становилось нечем дышать. Для вентиляции приходилось открывать дверь и окно, что сводило на нет достигнутый тепловой комфорт в зимнее время. Все что нужно было сделать для нормальной работы камина — подвести к нему перекрываемый воздушный патрубок из подпольного пространства.

 
 

Ванные комнаты и хозяйственный блок, расположенные в центре здания, окружены легкими перегородками из шпонированной фанеры. Остальные помещения едва намечены и, как бы перетекают одно в другое. Это ядро дома скорее воспринимается как предмет мебели, сохраняя чувство всеобщего, непрерывного пространства.

 
 

Котел на дизельном топливе и две воздухогрейных горелки находятся в центральной части здания, имеющей собственный опорный столбчатый фундамент. Если отапливался Стеклянный дом в холодное время еще более менее сносно, то в жаркую солнечную погоду находится в нем было невыносимо: отсутствие каких либо препятствий на пути солнечных лучей позволяло им нагревать теплоемкие травертиновые каменные плиты на полу. Вентиляция же в доме была совершенно не продумана: принудительная вентиляция существовала только для центрального ядра кухни и санузлов, а для естественной вентиляции приходилось открывать входную дверь и одно единственное открывающееся окно в противоположном конце здания. Такой вентиляции было недостаточно, а в открытые проемы тут же залетали комары и прочая летающая живность.

 
 

Стеклянный дом отапливался при помощи системы водяных теплых полов и традиционной для домов в США системы воздушного отопления. Однако из-за плохой термоизоляции окон (были использованы одинарные стекла), высокой теплопроводности стального каркаса тепловой режим в Стеклянном доме был некомфортным: при тепловом комфорте в области ног на уровне головы было весьма прохладно.

 
 

В зимнее время дом белого цвета совершенно растворяется в окружающем ландшафте. Не случайно белый цвет — самый распространенный цвет экстерьера мировой частной архитектуры.

 
 

Скупо обставленные спальни, гостиные и столовые предполагают у обитателей дома спартанские привычки. Доктор Эдит Фарнсворт чувствовала себя неуютно в открытом всем взглядам доме и порой испытывала желание взять камень и запустить в эти огромные стекла… Желание обострилось, когда рядом с домом проложили новое шоссе.

 
 

Гардероб преткновения в отношениях заказчицы и архитектора: «Зачем вам шкафы, если вы приезжаете в дом одна и только на выходные? Для одного платья вам хватит и крючка на двери в ванной…» Иногда высокая эстетическая идея идет разными путями с реальной жизнью. В конце концов, после перехода усадьбы в руки Фонда, гардероб убрали из дома как чужеродный объект и поместили в отдельный павильон.

 
 
 
 

Открытая всем взглядам спальня в Стеклянном доме. То что казалось неуютным и странным 60 лет назад, широко используется в частной архитектуре сегодняшнего дня. Люди перестали бояться неизвестности темноты и наконец-то стали доверять природе. Хотя, конечно, далеко не все и далеко не везде…

 
 

Хозяйственная постройка, склад для хранения и офис музейной усадьбы в Плано. Здесь же находится музейный центр, где вам покажут 26-минутное видео об истории Стеклянного дома.

 
 

План дома доктора Эдит Фарнсворт работы архитектора Людвига Миса ван дер Роэ.

 
 

Чертеж дома доктора Фарнсворт.

 
 

Главным идейным предшественником Стеклянного дома доктора Фарнсворт стал Берлинский павильон построенный в 1929 году Мисом ван дер Роэ для Международной выставки в Барселоне. Павильон был воссоздан в 1983-1986 гг.
Фотография автора.

 
 

Мис ван дер Роэ использовал для строения экзотические материалы: шпон Тинос-Верде, античный мрамор и золотой оникс, а также тонированные стекла серого, зеленого, белого цветов для разделения пространства.
Здание было снесено после окончания выставки в начале 1930 года. Тем не менее, благодаря наличию черно-белых фотографий и оригинальных планов постройки, группа испанских архитекторов реконструировала павильон в период между 1983 и 1986 годами.
Фотография: MartinD

 
 

Вторым идейным предшественником Стеклянного дома в Плано явилась вилла Тугенгата в Брно, Чехия. Вилла была построена в 1928—1930 годах для Фрица Тугендгата и его жены Греты. Мис ван дер Роэ использовал в конструкции виллы железный каркас, который позволил обойтись без поддерживающих стен и тем самым создать внутри здания ощущение объёма и света. Здание вписано в склон и имеет очень большую площадь в несколько уровней.
Фотография: Harold

 
 

  Стена из тонкого спила оникса (слева на снимке) пропускает свет и меняет свой цвет в зависимости от освещения снаружи. C 1994 года вилла открыта для посещения как музей. В 2001 году была внесена ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.
Фотография: Podzemnik

 
 

Формы, линии и пропорции ставшего классикой Стеклянного дома до сих пор актуальны в современной архитектуре.

 
  Архитектурные и эстетические каноны, заложенные Людвигом Мис ван дер Роэ в стеклянном доме доктора Фарнсворт в Плано, послужили первообразом для многих современных архитектурных творений по всему миру: от Финляндии до Аргентины. Дома современного стиля наследовали принципы единства с окружающей природой, минимальное невмешательство как формой, так и цветом.
На фотографии: Современная летняя вилла спроектированная архитекторами компании Харома и Парнеры OY в провинции Кустаавви, Западная Финляндия.
 

 

dom.dacha-dom.ru

5 проектов Миса ван дер Роэ, доказывающих, что «истина в стекле» :: Статьи

Непрофессиональное большинство знает Людвига Миса ван дер Роэ как автора немецкого павильона в Барселоне. В крайнем случае — афоризма «Бог в деталях». Между тем, до павильона в 1929 году, к которому мы еще вернемся, было, к примеру, здание совсем другого «павильона» — посольства Германии в Санкт-Петербурге.

Неоклассический «дворец» на Исакиевской площади, символом гипертрофированной весомости которого стали конные статуи на фронтоне, Людвиг строил вместе со своим наставником Петером Беренсом (1911-1912). Кони, впрочем, со временем были утрачены, но еще раньше пропала вера ван дер Роэ в неоклассицизм. Изучив его в теории и на практике, но так и не найдя ответа на главный волновавший Миса вопрос, — в чем же задача архитектуры — сразу после начала Первой мировой ван дер Роэ открывает свое бюро и начинает собственные изыскания.

Стеклянный небоскреб, кирпичный дом, бетонный дом, 1921-1924

Сразу оговоримся, что несколько проектов, разработанных Мисом в этот период, реализованы так и не были. Однако в них оказались сформулированы — а в дальнейшем неизбежно применены — основные принципы архитектурного метода и подхода ван дер Роэ.

Яркий представитель модернизма, которым постепенно становился Мис, мечтал найти средства универсального высказывания в архитектуре — такие, чтобы не зависели ни от функции здания, ни от его географического положения.

«Я фактически ярый противник идеи, что специфика здания должна иметь индивидуальный характер, — скорее, характер должен быть универсальным, определяемым общей проблемой, которую архитектура должна стремиться решить», — писал Мис. И универсальное архитектурное решение для конструктива здания придумал как раз в проекте «стеклянного небоскреба».

Итак, у здания есть «кости» (каркас) и «кожа» — например, стекло. Если кости, как им и положено, будут находиться под кожей, то нет нужды использовать отдельные оконные конструкции.

И, придя к такому выводу, Мис легким движением руки нарисовал башню со сплошным остеклением, хотя технологии того времени могли предложить лишь ленточное остекление в чередовании со сплошными поверхностями.

В двух других проектах — жилых домов из бетона и из кирпича соответственно — ван дер Роэ руководствовался как раз реалиями: на сохранившихся эскизах стеклянные участки фасада обеих построек соседствуют с полностью глухими.

Но новизна их как минимум в том, что мы видим опять-таки «кости и кожу». Стены «выгнали на улицу» и они перестали быть конструктивными элементами. Ну, а внутри — продолжение эксперимента с разработкой универсальной формы проектирования.

Что же такое универсальная, то есть многофункциональная планировка? Оказывается, гибкая и мобильная, что на практике означает фактическое отсутствие перегородок и зонирования.

Тем не менее, именно в концепциях кирпичного и бетонного дома — в тот период, когда никакой особой доктрины проектирования частных домов не существовало, — Мис ван дер Роэ сформулировал принцип деления внутреннего пространства на приватную и общественную части.

Для Миса это деление было скорее вынужденной мерой: он понимал, что ряд помещений — вроде санузлов и спален — возле стеклянных стен размещать нельзя, а нужно концентрировать ближе к композиционной середине дома. Однако принцип впоследствии так всем полюбился, что его до сих пор охотно берут на вооружение. Просто не знают, что его придумали почти 100 лет назад.

Павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне, 1929

Разумеется, мы не можем не упомянуть самую знаковую постройку ван дер Роэ, ставшую реальным воплощением его многолетних идей и замыслов. Под плоской крышей установлены тонкие, но прочные стальные опоры — и вот уже отпадает необходимость устанавливать массивные стены. Стекло, плиты декоративного камня (оникса и полированного травертина) — Мис получил возможность играть с фактурами и теми самыми «деталями», в которых он видел бога.

Кстати, самое божественное, что, с точки зрения ван дер Роэ, доступно человеку, — это природа. Потому стеклянные стены, стирающие границы между человеком и природой, человеком и космосом, — краеугольный камень «мисовской» философии.

Будучи последователем Фомы Аквинского, Людвиг верил в гармоничный союз разумного и божественного, человеческого и природного, причем не банальное их мирное сосуществование, а глубокое и плодотворное взаимопроникновение.

Находящийся в павильоне не просто наблюдает за природой из окна — она сама приходит к нему в дом, пространства перетекают одно в другое: нет ни дверей, ни замкнутых помещений. Только несколько предметов мебели — ван дер Роэ разработал их специально для проекта павильона, и коллекция Barcelona по его чертежам выпускается по сей день, хотя придумана была в 1929 году.

Кресла, шезлонги и банкетки и X-образных опорах, действительно, шедевральны — в том смысле, что очень ясно выражают философию своего автора, который убежден, что «ценность вещи — в ее использовании». Позже он скажет, что проектировать мебель, пожалуй, сложнее, чем небоскреб, и теперь понятно, почему Чиппендейл так знаменит.

«Стеклянный дом» Фэрнсуорт-Хаус, 1946-1950

Дом для женщины-хирурга из Чикаго (Farnsworth House) стал квитэссенцией еще нескольких лет исследовательской работы Миса в области малоэтажного домостроения. Постепенно развивая идеи, заложенные в Барселонском павильоне, архитектор пришел к очень чистому решению — простому прямоугольному в плане объему, размещенному на подиуме и от этого кажущемуся зависнувшим в воздухе.

Опоры и плиты перекрытий выкрашены в белый цвет, стены полностью стеклянные, почти без членения, так что и внешние, и внутренние перегородки едва угадываются — за исключением тех, что ограничивают санузел.

При том, что лаконичные формы постройки далеки от природных биоморфных. она как будто растворяется в окружающем ландшафте. Так и должны, по мнению ван дер Роэ, соотноситься человеческое и божественное: проникать и дополнять друг друга, сохраняя свою изначальную сущность.

«Природа должна жить своей собственной жизнью, нам не следует разрушать ее красками своих домов и интерьеров. Но мы должны стремиться к тому, чтобы придать природе, домам и людям высшее единство. Когда вы смотрите на пейзаж сквозь стеклянные стены Фэрнсуорт-хауc, он приобретает более глубокое значение, чем в том случае, когда вы созерцаете его, находясь вне здания. К пейзажу предъявляются большие требования, когда он становится частью более обширного целого», — объяснял архитектор свою точку зрения в одном из интервью.

Мис уже приехал из фашистской Германии в США и готовится к триумфальному шествию своих небоскребов и их прямых «потомков» по всем крупным американским городам.

Иллинойский технологический институт, 1946-1952

Впрочем, первый американский заказ ван дер Роэ — институт в Чикаго, в котором, кстати, архитектор впоследствии преподавал.

Объемно-планировочное решение полностью определяется функцией: единую форму с возможными перегородками заменяет сеть сообщающихся и перетекающих друг в друга модулей-параллелепипедов.

Уже знакомая тема открытого павильона, опробованная в Барселоне, воплощена в здании архитектурной школы Краун-Холл (Crown Hall): на заглубленном в землю и замаскированном первом этаже покоится полностью остекленный второй — с мощным каркасом, вынесенным вовне.

Сталь и стекло — палитра художника становится все лаконичнее. Однако «универсальность» именно это и подразумевает — никаких излишеств и украшательств. «Чем меньше, тем больше» — это еще одна знаменитая формула от ван дер Роэ. Только «железная логика» (стальной каркас) и божественная матушка-природа — лучшее, кстати, украшение для любой архитектуры.

Чикагские и нью-йоркские небоскребы, 1950-е

«Чтобы действительно понять, чем является архитектура, мне понадобилось пятьдесят лет — полстолетия», — писал в эти годы Мис ван дер Роэ. Идею стеклянных небоскребов, которую он вынашивал с 1920-х годов, наконец-то удается осуществить.

Первой ласточкой становятся жилые высотки на Лейк-Шор-Драйв (Lake Shore Drive, 1951) — хотя, по большому счету, от последовавших вскоре «Коммонуэлс променад» (Commonwells Promenade, 1957) и офисного здания Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке (Seagram Building, 1958) они отличаются не слишком сильно. Несмотря на то, что для последнего использовалось особое стекло — сиреневое, с добавлением сплава золота, в то время как перемычки каркаса изготовлены из меди.

«Моя концепция и подход к работе над Сигрэм-билдинг не отличались от работы над другими зданиями, которые я построил. Моя идея, или, лучше, „направление“, которым я иду к ясной структуре и конструкции, приложимы не только к какой-либо одной проблеме, но ко всем архитектурным проблемам, которыми я занимаюсь», — пояснял Мис свои идеи универсализма. И пусть спустя годы его обвинят чуть ли не в «типовом проектировании», изначальная идеология мастера была от этого бесконечно далека.

Уже упоминавшийся Фома Аквинский и развившееся из его трудов философское направление неотомизма говорили о «высшей гармонии» и «абсолютной идее» — их и пытался воплотить ван дер Роэ, аккуратно сведя абсолют к универсуму, невыразимого бога — к осязаемым и формирующим наше окружение деталям.

Другие ключевые понятия томизма и неотомизма — лучезарность и светлость. «Определение истины по Фоме Аквинскому — „Истина есть сущность факта“. Я никогда не забываю этого. Это обнадеживающий и направляющий свет», — делился архитектор своими мыслями в дневниках. И, чтобы наполнить свои постройки этим светом и символической истиной — делал стеклянные стены.

Юлия Шишалова

archspeech.com

«Стеклянный дом» Миса ван дер Роэ | Блогер alfa-omega на сайте SPLETNIK.RU 20 ноября 2015

Некоторые факты из биографии Миса ван дер Роэ

Людвиг Мис ван дер Роэ — немецкий архитектор-модернист, ведущий представитель «интернационального стиля», один из художников, определивших облик городской архитектуры в XX веке.

Людвиг Мис родился 27 марта 1886 г. в немецком городе Ахене. С 1900 по 1902 г. учился в ремесленной школе, затем работал каменотёсом в семейном предприятии отца в Ахене, после чего устроился на работу в мастерскую Бруно Пауля в Берлине.

В 1908 г. перешел в мастерскую Петера Беренса, где проработал до 1912г. Под влиянием Беренса у Миса выработался его «универсальный» подход к проектированию зданий, который он затем развивал до конца жизни. Заметное влияние на него оказали такие направления, как конструктивизм и нидерландская школа De Stijl.

До 1938 года Мис жил и работал в Германии. В ранний период своего творчества В 1911—1912 годах руководил строительством здания немецкого посольства на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Петера Беренса. 

Здание гармонично вписано в ансамбль Исакиевской площади, и в то же время, оно обладает своим уникальным стилем, который отличает его от других зданий, стоящих рядом. Оно может нравится или нет, но запоминается сразу.

С 1930 по 1933 год Мис был директором школы Баухауз (учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933 годы, и определившая многие основные направления в искусстве и архитектуре на весь XX век, но в 1933 году было разогнано нацистами) .

В 1938 г. Мис ван дер Роэ уезжает в США, не желая оставаться в нацистской Германии. Мис становится натурализованным гражданином США. В США Мис оставался и творил до конца своей жизни. Умер в 1969 году в Чикаго.

«Стеклянный дом» Фэрнсуорт-Хаус, 1946-1950

Дом располагается в штате Иллинойс к югу от небольшого города Плано на земельном участке в 24 гектара. Участок примыкает к реке Фокс. Дом располагается в 30 метрах от реки.

Дом для женщины-хирурга из Чикаго (Farnsworth House) стал квитэссенцией еще нескольких лет исследовательской работы Миса в области малоэтажного домостроения. Архитектор пришел к очень чистому решению — простому прямоугольному в плане объему, размещенному на подиуме и от этого кажущемуся зависнувшим в воздухе. Подъём дома над землёй также обеспечивает защиту от наводнений, так как дом располагается недалеко от реки в затапливаемой местности.

Стены дома выполнены из стекла, крепящегося к железным опорам. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж.

При том, что лаконичные формы постройки далеки от природных биоморфных, она как будто растворяется в окружающем ландшафте. Так и должны, по мнению ван дер Роэ, соотноситься человеческое и божественное: проникать и дополнять друг друга, сохраняя свою изначальную сущность.

«Природа должна жить своей собственной жизнью, нам не следует разрушать ее красками своих домов и интерьеров. Но мы должны стремиться к тому, чтобы придать природе, домам и людям высшее единство. Когда вы смотрите на пейзаж сквозь стеклянные стены Фэрнсуорт-хауc, он приобретает более глубокое значение, чем в том случае, когда вы созерцаете его, находясь вне здания. К пейзажу предъявляются большие требования, когда он становится частью более обширного целого», — объяснял архитектор свою точку зрения в одном из интервью.

Дом Фарнсуорт объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс, в доме функционирует музей. Созданный Мисом ван дер Роэ  «Стеклянный дом» породил плеяду клонов, настолько идея эфемерности конструкции дома понравилась архитекторам.

Интерьер

Клоны «Стеклянного дома» встречаются везде и повсюду. Вот лишь очень немногие из них.

Обновлено 21/11/15 01:22:

История «Стеклянного дома»

Дом был заказан известной в Чикаго женщиной-врачом Эдит Фарнсуорт в 1945. Проектирование было завершено к 1947. После завершения проекта строительство было отложено, так как заказчица ожидала получения наследства. Постройка началась в 1950 году и была завершена в 1951.

К окончанию строительства между заказчицей и архитектором возник конфликт. Ван дер Роэ подал на Фарнсуорт в суд, требуя недоплаченные ему деньги за строительство. Фарнсуорт выдвинула встречный иск. Суд решил дело в пользу архитектора, обязав Фарнсуорт выплатить деньги.

Дом не предназначался для постоянного проживания и использовался для отдыха в выходные.

Фарнсуорт продала дом в 1972 году. Дом был куплен британским магнатом и любителем архитектуры Питером Палумбо. Палумбо установил в доме кондиционер воздуха, изменил ландшафтный дизайн вокруг дома и разместил вокруг дома скульптуры из своей коллекции.

В 2003 году Палумбо убрал скульптуры и выставил дом на продажу. При поддержке меценатов дом был выкуплен Национальным трастом сохранения исторических памятников. В нем был организован музей и проводятся экскурсии для посетителей.

В сентябре 2008 года дом был затоплен во время урагана Айк. Хотя дом поднят над уровнем земли на опорах высотой 1,5 м, после сильных дождей вода поднялась выше этого уровня.

Источник: gruzdoff.ру

www.spletnik.ru

Культовый дизайн легендарного дома Фарнсуорт

Стеклянный дом Филипа Джонсона и дом Фарнсуорт Миса ван дер Роэ часто сравнивают, но то, чем они отличаются, гораздо важней их сходства. Оба представляют собой стеклянную коробку с открытым планом, примерно одинакового размера, разработаны для частного владения. Но первый твердо стоит на земле, а второй немного парит над ней. Джонсон попытался сделать так, чтобы структура дома затерялась, а Мис четко ее выделил. И, конечно же, цвета – один черный, а другой белый.

Джонсон закончил свой проект на два года раньше Миса, однако, он подсмотрел у коллеги некоторые детали. Мис уже много лет изучал идею использования пространства, что видно по его поздним работам. В этом смысле дом Фарнсуорт был очень важной работой на пути развития этой мысли. Конечно же, дом не сильно подходит для проживания, но зато является истинным шедевром современной архитектуры.

Кратная информация

  • Год завершения строительства: 1951;
  • Архитектор: Людвиг Мис ван дер Роэ;
  • Расположение: Плано, Иллинойс, США;
  • Размер: 140 квадратных метров.

Заказчица и архитектор познакомились на ужине у совместного друга в конце 1945 года. Фарнсуорт была знакома с творчеством Миса и попросил спроектировать для нее загородный дом, в котором можно было бы проводить выходные. В этот же вечер архитектор дал свое согласие.

Фарнсуорт уважала Миса и его креативные идеи, поэтому дала ему много свободы действий. Ее прельщала мысль, что этот дом мог стать прототипом новой американской архитектуры.

Загородная резиденция стоит на реке Фокс и чтобы избежать затопления, Мис поместил ее чуть выше уровня реки. Он также расположил дом параллельно реки, чтобы из него открывался выигрышный вид на окрестности.

Он состоит из трех параллельных плоскостей: пол, крыльцо и крыша.

Два крыльца намерено придают дому некую асимметрию, а также направляют посетителей так, чтобы вначале они увидели дом с южного фасада.

Северная сторона настолько скучна, что ее можно было бы назвать совсем не интересной, если бы не одна деталь. Отсюда можно заметить, что пол и потолок выходят на рамки колон. В конце концов, именно Мису принадлежит фраза “Бог в деталях”.

Этот нюанс придается всему дому легкость и невесомость, тогда как за ее осуществлением стояли долгие, точные, тяжелые расчеты.

С этого ракурса видно, как Мис включил реку и все окрестности в свой план. Однако заказчице не понравилось такое отсутствие приватности, и она установила на окнах завесы.

Здесь начинается неприятная история, связанная с домом. Когда строительство было окончено, и Фарнсуорт въехала в дом, архитектор с ней уже не общался. Он подал на нее в суд, потому что она отказывалась платить, а она подала встречный иск, основываясь на том, что дом не подходит для жизни. Архитектор выиграл оба дела, но больше не брался за частные резиденции.

Вход в дом расположен между столовой и кабинетом. За деревянной стеной есть две ванные, кухня и камин. Перед ней гостиная, которая на фото. Вдали виднеется шкаф, который был установлен уже после завершения проекта, а за ним спальня.

Мис верил, что такое использование стекла будет способствовать единению человека с природой.

Несмотря на взаимные иски, хозяйка владела домом более двадцати лет. В 1972 году его купил другой владелец, убрал все завесы, установил кондиционеры и разрешил людям посещать его, пока хозяина не было.

Спустя тридцать лет дом был выставлен на аукцион и выкуплен совместными усилиями защитников здания и Национального фонда охраны памятников истории.

За последние двадцать лет река Фокс поднялась выше уровня пола, поэтому в 1996 году его подняли еще выше в ходе реконструкции. Наводнения угрожают дому и сейчас, но фонд уже знает, как действовать, чтобы защитить интерьер.

designerdreamhomes.ru

Людвиг Мис ван дер Роэ: гений универсального пространства

27 марта 2019

27 марта родился выдающийся архитектор и дизайнер Людвиг Мис ван дер Роэ (1886 — 1969). Его любовь к стеклу и стали, простая геометрия и принцип «Меньше — значит больше» определили архитектурный облик современных городов

Архитектор и дизайнер Людвиг Мис ван дер Роэ

27 марта исполняется 133 года со дня рождения легендарного Людвига Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe 27.03.1886 — 17.08.1969) — знаменитого немецкого архитектора-модерниста, одного из основателей и ведущего представителя «интернационального стиля», дизайнера и автора культовой коллекции мебели Barcelona, неподражаемого директора Баухауса, ярого поклонника стекла и стали.

Главной темой его творчества всегда был и оставался непреложный функционализм, отказ от погони за голым формализмом и желание ответить на вопрос, что есть главная задача архитектуры.

Вилла Тугендгат в Брно, Чехия, 1930: свободная планировка, большое количество естественного света. Сложный ландшафт с крутым склоном лишь сыграл Мису на руку: с одной стороны здание выглядит одноэтажным, а с другой — двухэтажным, как и положено.

Людвиг Мис ван дер Роэ родился в 1886 году в Аахене. Первые уроки строительного искусства получил благодаря своему отцу — простому тесальщику камня. После трудного периода ремесленной школы и различных мастерских в 1905 году он переезжает в Берлин, где поступает на работу в архитектурное бюро немецкого классициста Петера Беренса (Peter Behrens). Именно здесь закладываются истоки его философии во главе с конструктивизмом, как первоосновой архитектуры. Благодаря службе в бюро также происходит его знакомство с молодыми Вальтером Гропиусом (Walter Gropius) и Ле Корбюзье (Le Corbusier).

«Стеклянный дом» для доктора Эдит Фарнсуорт в местечке Плейно (Иллинойс), 1946-1951. С помощью полностью стеклянных стен архитектор выстраивает диалог с окружающей природой. Проект поддерживает главенствующий принцип творчества Миса: «Less is more» («Меньше – значит больше»).

В 1911–1912 Людвиг Мис руководил возведением здания немецкого посольства в Санкт-Петербурге по проекту Беренса. Тогда же, из желания приблизиться к немецкой знати, молодой архитектор создает себе новую фамилию. К своему имени он добавляет девичью фамилию матери «Роэ» и голландскую аристократическую приставку «ван дер» (воспользоваться традиционным немецким «фон» было невозможно из-за юридических нюансов).

Первоначальный вид немецкого посольства на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге.

В 1913 году Людвиг Мис ван дер Роэ открывает собственное бюро, а в конце 1920-х его приглашают принять участие в проектировании поселка Вайсенхоф. Вниманию общественности немецкий архитектор представляет трехэтажный жилой дом со свободной планировкой. Основные секции, лестничные клетки, кухни и санузлы внутри помещений были зафиксированы, для всего остального оставались подвижные перегородки. Т.е. внутри каждой отдельной квартиры оставалась возможность образования новых произвольных форм.

Поселок Вайсенхоф (1927) создавался под девизом рациональности, доступности, качества и комфорта в ответ на дефицит жилья после окончания Первой мировой войны. Доказательством качественного проектирования и строительства является тот факт, что даже спустя почти сто лет существования, комплекс до сих пор остается заселенным.

Как это ни печально, самая знаковая постройка немецкого архитектора не сохранилась до наших дней в изначальном виде. Речь идет о павильоне Германии на Всемирной выставке в Барселоне 1929 года. «Интернациональный стиль» Миса ван дер Роэ достиг апогея: плоская крыша символизировала отказ от национальных культурных особенностей архитектуры и излишнего украшательства в пользу чистого функционализма и рационализма.

Павильон в Барселоне с его роскошными материалами не создан для постоянного навязчивого человеческого присутствия. Царственные умиротворенные помещения свободны от всех сдерживающих факторов архитектуры.

Простые линии прочных стальных опор, большое количество черного и дымчатого стекла, разнообразие поверхностей из мрамора, оникса, травертина. Все здесь подчинялось одной лишь «мисовской» фантазии и строилось на принципе сквозного движения пространства, которое свободно перетекает через полупрозрачные перегородки и растворяется в контрастной окружающей среде. После окончания выставки павильон был разобран и отправлен в Германию, воссозданием занялись лишь в 1980-х годах несколько каталонских архитекторов. Исключительная точность и тщательность реконструкции позволила современным поклонникам архитектуры буквально прикоснуться к шедевру.

Единственный постоянный житель пространства — скульптура девушки «Утро», работы немецкого художника Георга Кольбе.

Кстати, именно для павильона Германия был разработан культовый предмет мебели кресло Barcelona. Силуэт объекта был основан на курульном кресле древнеримской знати, хотя от старого образа остались лишь Х-образные ножки. Каркас был выполнен из излюбленного материала немецкого гения — хромированной стали.

Два присутствующих в павильоне кресла Barcelona символизируют трон для короля и королевы Испании.

В начале 1930-х годов Людвиг Мис ван дер Роэ недолгое время возглавлял школу Баухаус, а позднее был вынужден эмигрировать в США. В 1938 году архитектор обосновался в Чикаго и получил предложение возглавить Иллинойсский технологический институт. Не упуская возможности, Мис инициировал перестройку местного кампуса; многие здания его авторства функционируют до сих пор.

Кампус Иллинойсского технологического института в Чикаго признан памятником американской архитектуры.

В Америке архитектор отходит от принципов функционализма в погоне за чистой формой — конструкционным идеалом становится простой стеклянный параллепипед. Мастер продолжает работу, проектируя идеальные геометрические высотные здания под девизом универсальности пространства.

Сигрэм билдинг, Нью-Йорк — принципиально новый небоскреб для США. Фирменная решетка на окнах реализована из бронзы (на такое затратное эстетическое решение ушло около полутора тысяч тонн материала).

Среди них — Сигрэм билдинг в Нью-Йорке, IBM плаза в Чикаго, небоскребы в Торонто. Последней масштабной работой Миса стала Новая национальная галерея в родной Германии (Западный Берлин), построенная в 1968 году. Спустя год архитектор умер в Чикаго.

Большое открытое пространство Национальной галереи в Берлине разделено на два уровня: на нижнем расположена экспозиция скульптур и административные помещения, а главный выставочный зал организован на верхнем ярусе.

Elle Decoration

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

www.elledecoration.ru

11 фактов о Людвиге Мисе ван дер Роэ • Интерьер+Дизайн

Людвига Миса ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe) называют самым влиятельным архитектором ХХ века. Его проекты и общее мировоззрение определило то, как выглядят современные города сегодня.

По теме: Тадао Андо: «простые дома» для миллиардеров

Людвиг Мис (27.03.1886, Ахен — 17.09.1969, Чикаго) — модернист и основоположник интернационального стиля. Общие принципы, которые он использовал в своих постройках: свободный план, каркасная структура, облегченные конструкции, модульная система, новые материалы, простая геометрия.

1. Здание как решение проблемы В молодости, работая в мастерской немецкого архитектора Петера Беренса, Мис ван дер Роэ выработал универсальный подход к проектированию зданий. Он называл себя ярым противником идеи о том, что специфика зданий должна иметь индивидуальный характер: характер постройки должен определяться общей проблемой, решаемой с помощью архитектуры.

2. «Меньше — значит больше» — принцип, сформулированный Мисом ван дер Роэ, надолго овладел умами всех архитекторов, исповедовавших предельный функционализм. Как и God is in the details, выражение Less is more стало афоризмом и слоганом современной архитектуры.

Романтики не любят мои здания. Для них они холодные и строгие. Но мы не строим для удовольствия. Мы строим ради определенной цели.

3. Свободная планировка «Многие думают, что свободный план означает абсолютную свободу, но это не так. Свободный план требует от архитектора такой же дисциплины и вдумчивости, как и традиционный план», — писал Мис ван дер Роэ в 1953 году. Концепция свободной планировки впервые была реализована в проекте трехэтажного жилого дома поселка Вайсенхоф, построенного в пригороде Штутгарта для выставки «Жилье».

4. Ясная конструкция Архитектора интересовала ясность и понятность конструкции. «Если вы станете сначала разрабатывать план и внутренние пространства, все застопорится и будет невозможно создать ясную конструкцию. Конструкция — это становой хребет здания, благодаря ей и возможен свободный план. Без этого станового хребта план был бы не свободным, а хаотическим и потому затрудняющим использование здания», — писал Людвиг в 1953 году.

Кресла Barcelona, 1929. Knoll.

5. Кресло Barcelona В 1929 году Мис ван дер Роэ спроектировал павильон Германии для Международной выставки в Барселоне. Шедевр из стали, оникса, травертина и стекла. Архитектор отказался от декора, а интерьер объединил с окружающим ландшафом. Зная, что павильон посетит король Испании Альфонсо XII с супругой, Мис ван дер Роэ разработал вариант модернистских тронов — так появились кресла Barcelona, которые потом стала выпускать американская компания Knoll.

6. Просто Мис С 1912 по 1930 год сын ремесленника Людвиг работает как независимый архитектор в Берлине и меняет свою фамилию на более претенциозную, объединив с помощью аристократического сочетания «ван дер» унаследованную от отца фамилию Мис с материнской Роэ.

7. Директор Баухауса Мис ван дер Роэ стал третьим и последним директором немецкого Баухауса. В 1930 году основатель школы Вальтер Гропиус попросил Миса ван дер Роэ занять этот пост. Второй директор, возглавлявший школу с 1928 по 1930, Ханнес Мейер, который был марксистом, передав бразды правления Мису ван дер Роэ, уехал с несколькими учениками в СССР — строить города при крупных заводах и проектировать город Биробиджан.

Людвиг Мис ван дер Роэ, 1934. Баухаус. Фото: Werner Rohde.

8. Петербург Людвиг Мис ван дер Роэ строил в Санкт-Петербурге. Незадолго до Первой мировой войны в 1911-1912 году он руководил строительством здания немецкого посольства на Исаакиевской площади, которое возводилось по проекту его шефа Петера Беренса.

9. Бекман, Кандинский и Клее В 1938 году Мис ван дер Роэ уехал в США, бежав от нацистов, и стал натурализированным американцем. «Я несколько лет жил в гостинице в Чикаго, — вспоминал архитектор. — У меня было только три потребности — мартини, сигары Dunhill и дорогая одежда. При себе я имел три ценности — работу Макса Бекмана, Василия Кандинского и Пауля Клее».

Фарнсуорт-хауc. 1946-1951.

10. Стеклянные стены Дом, спроектированный для чикагского хирурга Эдит Фарнсуорт, — стеклянный каркасный параллелепипед, поднятый на опорах, стал самой копируемой и цитируемой жилой постройкой архитектора. Дом как будто парит в пространстве. Стены отделены от несущих опор, подчеркивая эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, раскрытой в окружающий ландшафт. «Когда вы смотрите на пейзаж сквозь стеклянные стены Фарнсуорт-хауcа, он приобретает более глубокое значение, чем в том случае, когда вы созерцаете его, находясь вне здания».

По теме: Альберт Леднер: последний американский модернист

Seagram Building. Нью-Йорк. Проект Мис ван дер Роэ при участии Филиппа Джонсона. 38 этажей. Здание предназначалось под офисы канадской фирмы Joseph E. Seagram’s & Sons по производству спиртных напитков.

11. Небоскребы Мис ван дер Роэ спроектировал целый ряд известных небоскребов в Чикаго, но образцовой и самой знаменитой постройкой стал Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, завершенный в 1958 году — прототип многих офисных зданий, построенных по всему миру. Именно Сигрем-билдинг определил характер зданий деловых центров от Лондона до Сингапура.

По теме: В Нью-Йорке разрушат небоскреб

«Архитектура зависит от эпохи, это не мода, но она и не вечна — она часть эпохи, — писал архитектор в 1961 году за восемь лет до смерти. — Понять средства эпохи, понять её сущность, а не нечто видимое, внешнее. Но найти существенное для эпохи очень трудно, и процесс раскрытия большой формы протекает очень медленно. Эта большая форма не может быть введена вами или мною, но мы работаем над нею, не осознавая этого. И когда большая форма становится понятной до конца, то эпоха завершается, наступает нечто новое… Моя концепция не выйдет из моды по двум причинам. Она прогрессивна, так как использует научные и технические достижения и основные возможности нашего времени».

www.interior.ru

Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ


Людвиг Мис ван дер Роэ

Людвиг Мис ван дер Роэ появился на свет 27 марта 1886 г. в Германии. Сначала проходил обучение в ремесленной школе. Его отец был каменщик и резчик по камню, поэтому свое обучение будущий архитектор продолжил на практической работе – постройках отца. После нескольких лет практики Людвиг поступил в профессиональную школу. Особенности его профессиональной подготовки в значительной степени определили тот глубокий интерес к материалу, к разработке деталей, к реальному процессу строительства, который отличает этого мастера на всем протяжении его творческого пути. Его первым наставником в столице стал Б. Пауль. Поработав с ним некоторое время Людвиг переходит к П. Беренсу, который существенно повлиял на дальнейшую творческую судьбу Мис ван дер Роэ. Его учеба у Беренса способствовала формированию универсального подхода к проектированию зданий. В период с 1911 года по 1912 годы Мисс является руководителем реализации проекта П. Беренса – посольства Германии на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге. С 1912 года Людвиг принимает решение работать независимо.

Здание Германского посольства в Санкт-Петербурге арх. Петер Беренс

В конце 20-х годов прошлого века помимо руководства Международной выставкой жилища Мис ван дер Роэ принимает участие в проектировании поселка Вайсенхоф. Его главное детище – проект дома из трех этажей в технике «свободная планировка». Основным отличием проекта была возможность образования внутри квартир различной величины, произвольных форм. Кухни, санузлы были зафиксированы. Остальное пространство было разделено свободно двигающимися перегородками.

Дом в посёлке Вайсенхоф

В  1929 г. Мисом был спроектирован павильон Германии для участия в выставке в г. Барселона, который сам стал экспонатом. Отказ от украшений был компенсирован геометрией конструкции, выгодно подчеркивающей красоту материалов природного происхождения и свойства стекла и водной глади отражать свет. Тяжелая конструкция перенесена на обособленные металлические подпорки, освобождая, таким образом, тонкие стены. Проект сделал архитектора известным на весь мир.

Павильон Германии в Барселоне

Концепция проекта павильона Германии имела продолжение и была применена к проектированию жилых домов. В частности в тридцатом году Мис создает проект виллы Тугенгат. Возведенное на склоне здание выполнено в 2 уровня и поделено на 4 области функциональности. Стоит отметить, что в проекте применяется идея свободной планировки для светской зоны. Стены, выполненные из стекла и освобожденные от несущей функции, могут быть убраны. Так интерьер может быть объединен с природой.

Вилла Тугенгат

В тридцатые годы архитектор возглавлял Баухауз, который первоначально располагался в Дессау, затем – в Столице.

В конце тридцатых Людвиг покидает Германию и перебирается  в Америку, где ему предлагают возглавить технологический институт Иллинойса.

Развивая идеи философии неотомизма Мис разрабатывал идею «универсального» строения. В эскизе архитектора выражена совершенно новая идея сплошь остекленного вертикального объема, произвольной в плане формы со стальным каркасом. Новизна и смелость проекта Мис ван дер Роэ – не только в ликвидации несущих стен, но и в предложенной им системе гибкой планировки здания, при которой стабильными являются лишь только шахты лестничных клеток, лифтов, санитарные узлы, а внутренняя планировка может изменяться в зависимости от изменяющихся функций путем перестановки легких передвижных перегородок. За счет использования стекла, дома, спроектированные в таком ключе, наполнялись светом.

Абстрактные и правильные геометрические формы, которые стремился проектировать Людвиг в этот период, вступают в противоречие с основной идеей функционализма, где определяющим фактором формы является функция здания. Так Людвиг постепенно стал отходить от той концепции, что развивал ранее у себя на Родине.

Стеклянный дом в местечке Плейно, штат Иллинойс

В конце сороковых архитектор строит Стеклянный дом. Эффект «парения» постройки в пространстве достигается полным остеклением белого каркаса и помещением его на плиту и на стойки. В замкнутый объем заключены лишь санузел и подсобка. Остальное – комната, открытая в окружающее пространство, олицетворяет контраст и единение с природой. В настоящее время  дом является архитектурным памятником штата Иллинойс.

Стеклянный дом в местечке Плейно, штат Иллинойс

Еще одним из крупных направлений в творчестве архитектора —  возведение высоток. Самой известной постройкой является постройка Сигрэм Билдинг. Здание было построено в Нью-Йорке в 1958 г. и стало прототипом более поздних построек самых разных корпораций в разных уголках земного шара. Новизной, предложенной Людвигом было отнесение высотки вглубь, с высвобождением, таким образом, места для площади с фонтаном. После реализации проекта Сигрэма, в мастерской известного архитектора проектируется еще несколько офисов-небоскребов — IBM Плаза в Чикаго и небоскрёбы в Торонто (Канада).

Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке

IBM Плаза в Чикаго, 1951 г.

Доминион-сентр, г. Торонто, 1967-1969 гг.

Жилые дома Людвиг проектирует в том же ключе – внешне они не отличаются от офисов, резко контрастируют с кирпичными жилыми кварталами. Самым известным проектом в этой области можно назвать Лейк-Шор-драйв.

Жилые дома на Лейк-Шор-драйв, Чикаго, 1951 г.

Последним детищем архитектора является Новая национальная галерея в Западной Европе.

Новая национальная галерея в Западной Европе, 1967 г.

Людвиг Мис ван дер Роэ ушел из жизни 17 августа 1969 года.

archi-story.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *