Музей роскоши — Прогулки с дилетантом — LiveJournal
Дворец Юсуповых на Мойке является обязательным пунктом программы для посещения всеми туристами, приехавшими в Петербург хотя бы на неделю. Здесь почти тридцать залов ослепительных интерьеров, лучшая мебель разных эпох, витрина жизни дореволюционной российской буржуазии. Дворец начали строить в 1770 году для графа Андрея Шувалова, но первые деревянные хоромы царевны Прасковьи (племянницы Петра I) поставили на этом месте вскоре после основания города. Пять поколений Юсуповых владели дворцом с 1830 по 1917 год. Это была жемчужина в ожерелье из 57 дворцов рода Юсуповых. В подвале дворца в 1916 году был убит Распутин. С 1925 года дворец выполняет роль культурного центра работников образования.
Питер-2013 // Часть 24
1. Фасадом дворец выходит на набережную реки Мойки, а во дворе флигель и колоннада образуют широкую площадь, за которой лежит собственный сад.
2. Внутри дворца два парадных этажа, начнём осмотр с первого.
3. Первая комната — Белое фойе.
4. В бывшей Буфетной с шикарным деревянным интерьером располагается лавка сувениров.
5.
6. А мы идем дальше, в Гостиную Генриха II.
7. Шикарный камин с колоннами из оникса.
8. Гостиная наполнена мягким светом.
9. Из гостиной попадаем в Библиотеку князя.
10. Полки забиты старинными фолиантами.
11. Здесь тоже есть изящный резной камин и лакированный гарнитур, на котором было удобно заниматься чтением.
12. Далее идёт Секретарская.
13. Вместо окон здесь — огромные витражи с подсветкой.
14. С деревянного с розеткой потолка свисает массивная хрустальная люстра.
15. Далее — Турецкий кабинет (бильярдная) с непривычным синим сукном на столе.
16. За Бильярдной лежит, пожалуй, самое знаменитое помещение дворца — Мавританская гостиная. Гостиная напоминает о восточных корнях рода Юсуповых.
17. Съёмка зала получилась скукоженной, потому что половина его на реставрации (трещины в стенах из-за многочисленных перестроек).
18. Закончив осмотр нижнего этажа, идём к Парадной лестнице.
19. Стены и потолок украшены лепниной тончайшей работы.
20. В начале лестницы стоят мраморные вазы.
21. В нишах установлены скульптуры древнегреческого стиля.
22. В углах промежуточной площадки — золочёные канделябры выше человеческого роста.
23. Они украшены дракончиками.
24. Сразу попадаем в Гобеленовую гостиную. Через внутренние окна ещё просматривается лестница.
25. Среди деревянных интерьеров по стенам развешаны огромные гобелены XVIII-XIX веков.
26. Картины изображают традиционные сцены охоты.
27. В промежутках между гобеленами стены покрыты тончайшей резьбой. С ума сойдёшь, наверное, пыль стирать со всего этого.
28. Дальше следует небольшой будуар с поразительным потолком из натянутой ткани.
29. Перед спальней входим ещё в одну маленькую комнатку.
30. На дверь в спальню саморезами прикручен красивый замок. Могли хотя бы саморезы использовать золотистого цвета?
31. Парадная спальная комната.
32. На самом деле для сна эта комната не предназначалась. Она была одной из разновидностей гостиных.
33. Торшер под цвет зала.
34. Дверь из спальни ведёт в Большую ротонду.
35. Потолок ротонды — высокий купол с изумительными росписями.
36. Украшением зала служит европейский фарфор XIX века.
37. А также две керамические фигуры Нептуна и Салации.
38. По цвету обоев и обивки сидений легко можно догадаться, что мы вошли в Синюю гостиную.
39.
40. Следующая комната, как это не удивительно — Красная гостиная!
41. Здесь на полу шикарный наборный паркет.
42. Дальше снова никаких сюрпризов — Зелёная гостиная.
43. Роскошный камин, покрытый малахитовой мозаикой.
44.
45. В следующем Танцевальном зале под потолком висит необъятная люстра.
46. Первый из залов картинной галереи Юсуповых — Николаевский зал.
47. Бюст князя Бориса Юсупова.
48. Следом входим в Прециозу (Зал Драгоценностей).
56.
49.
50.
51. Длинный зал с красными стенами и мраморными скульптурами носит название Античный зал.
52.
53. Возвращаемся в Зал Прециоза и по короткому коридору идём дальше.
55.
57.
54. Зал Антонио Виги украшен портретом Зинаиды Юсуповой.
58. В зале великолепный расписной плафон.
59. Тяжеленные бронзовые люстры.
60. Из Коронационного коридора два проёма ведут ещё в одно уникальное помещение — Дубовую гостиную.
61. Стены покрыты деревянными панелями со средневековым растительным орнаментом.
62. Голландская керамика.
63. Центр зала занимает венецианский обеденный стол, примечательный прежде всего своими ножками.
64. Через Музейный коридор идём в театр.
65.
66.
67. Театр дворца вмещает 176 человек. На уровне второго яруса расположена княжеская ложа.
68. Роспись на потолке.
69. Занавес.
70. Великолепный золочёный зал — отличное место, чтобы завершить экскурсию.
Источники и дополнительная информация:
1. Схема залов дворца
2. Фотогалерея дворца
3. Юсуповский дворец на Мойке, 7 июня 2012 года
4. Юсуповский дворец на Мойке июль 2009 года
В Юсуповский дворец вернулись 27 картин из Эрмитажа — Российская газета
В Юсуповский дворец на Мойке вернулись 27 работ французских живописцев XVIII-XIX веков из собрания князей Юсуповых, хранящихся в Эрмитаже. Выставка продолжает проект «Мир русского дворянства» и рассказывает об одном из самых интересных представителей рода — князе Николае Борисовиче Юсупове, который и положил начало знаменитой художественной коллекции.
Ее французской частью восхищался Александр Бенуа. Монаршие особы были зрителями этой картинной галереи. Кстати, работы представлены именно в тех залах, что были специально выстроены Юсуповым для демонстрации коллекции.
— Мы попробовали вернуть владельческую живопись во владельческий интерьер, — говорит одна из кураторов выставки Валентина Набок. — Когда вы видите таких классиков французского романтизма, как Робер или Герен на «домашних» стенах, возникает совсем иное чувство: анфилада оживает, вспоминая свой исторический облик.
Юсуповский дворец с 1919 по 1925 год существовал в статусе «Музея дворянского быта». Потом он был упразднен, коллекция, насчитывающая свыше полутора тысяч шедевров, разошлась по другим сокровищницам. Большая часть предметов была передана в Эрмитаж. Сотрудничество музейщиков в новом формате помогает оживить прошлое.
Самое заметное место в экспозиции занимают два портрета: князя Николая Борисовича и его жены Татьяны Васильевны.
Блистательный молодой человек в облике испанского гранда — таким запечатлел Юсупова Генрих Фюгер, модный французский живописец. В 1781 году князь Юсупов был для Европы диковинкой: прекрасно образован, состоит в переписке с Бомарше, Вольтером, Дидро, он и картины-то собирал по велению императрицы Екатерины II. И прекрасный вкус первого российского собирателя сказался во всем: это благодаря ему мы сейчас можем видеть воочию романтические руины Робера, пасторали Буше, библейские сюжеты Прюдона…
Портрет княгини Юсуповой кисти Жан-Луи Вуаля поведал трогательную историю.
— Я все не могла понять, когда мы развешивали работы, что меня так в нем смущает, — признается куратор. — Потом осознала: нижняя часть портрета, там, где плечи княгини окутывает шаль, написана словно другой рукой, гораздо менее умелой. Да и шаль, судя по ее рисунку, никак не могла принадлежать к деталям одежды 1780-х годов, когда и был сделан портрет тогдашней невесты Юсупова, урожденной Энгельгардт-Потемкиной.
Разгадка тайны оказалось очень женской.
— Скорее всего, — говорит Валентина Набок, — жена Юсупова сама попросила одного из крепостных художников «переодеть» ее в более модную вещь, сохранив при этом ее юный и прекрасный облик.
Как видим, приемы «фотошопа» успешно работали и на рубеже XVIII-XIX веков!
«Мир русского дворянства» является третьей выставкой в рамках совместного проекта «Эрмитаж — Юсуповский дворец». На протяжении всего периода запланированы встречи с искусствоведами, раскрывающие тайны двухсотлетней давности.
Петербургский свет, Юсуповы, Романовы дом на Мойке: sandra_rimskaya — LiveJournal
«В таком виде вышли мы в город. На Невском, пристанище проституток, нас тотчас заметили. Чтоб отделаться от кавалеров, мы отвечали по-французски: «Мы заняты» – и важно шли дальше. Отстали они, когда мы вошли в шикарный ресторан «Медведь».»Интерьеры Юсуповского дворца на Мойке в Санкт-Петербурге
и фрагменты мемуаров последнего из князей Юсуповых.
Красная гостиная. 1830-е. Архитектор А.А. Михайлов. Художники П. Скотти, Б. Медичи. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге
Князь Феликс Феликсович Юсупов граф Сумароков-Эльстон младший (1887-1967):
» Родился я 24 марта 1887 года в нашем петербургском доме на Мойке. Накануне, уверяли меня, матушка ночь напролет танцевала на балу в Зимнем, значит, говорили, дитя будет весело и склонно к танцам. И впрямь по натуре я весельчак, но танцор скверный.
При крещенье получил я имя Феликс. Крестили меня дед по матери князь Николай Юсупов и прабабка, графиня де Шово. На крестинах в домашней церкви поп чуть не утопил меня в купели, куда окунал три раза по православному обычаю. Говорят, я насилу очухался.
Родился я таким хилым, что врачи дали мне сроку жизни – сутки, и таким уродливым, что пятилетний братец мой Николай закричал, увидев меня: «Выкиньте его в окно!».
Я родился четвертым мальчиком. Двое умерло во младенчестве. Нося меня, матушка ожидала дочь, и детское приданое сшили розовое. Мною матушка была разочарована и, чтобы утешиться, до пяти лет одевала меня девочкой. Я не огорчался, даже, напротив, гордился. «Смотрите, – кричал я прохожим на улице, – какой я красивый!». Матушкин каприз впоследствии наложил отпечаток на мой характер. » [1]
2.
Домовая церковь Юсуповского дворца, Санкт-Петербург. Устроена и оформлена по проекту архитектора В.А. Кенеля в 1878-1880. Юсуповский Дворец на Мойке. Source
» В детстве переболел я всеми детскими болезнями и долго был слабым и чахлым. Худобы своей очень стыдился, не знал, что сделать, чтоб растолстеть. С надеждой прочел я рекламу «Восточных пилюль». Тайком принялся их глотать, но без толку. Лечивший меня врач, заметив коробочку у меня на тумбочке, спросил, в чем дело. Когда я сознался, он захохотал и велел мне их выкинуть. <…>
3.
Семейная фотография Юсуповых
Оказался я с характером. И теперь без стыда не вспомню, как мучил я воспитателей. Первой была няня-немка. Сперва она растила моего брата, потом перешла ко мне. Несчастная любовь к секретарю отца свела ее с ума. Думаю, мой дурной нрав довершил дело. Отец с матерью, насколько помню, поместили ее в лечебницу для умалишенных, где пребывала она, пока не выздоровела. Меня же поручили старой матушкиной гувернантке мадемуазель Версиловой, женщине замечательно доброй, преданной, ставшей отчасти членом семьи. <…>
4.
Феликс
Учился я плохо. Гувернантка думала подхлестнуть меня, взяв соучеников. Но я все равно зевал, ленился и дурным примером заразил товарищей. » [2]
5.
Франсуа Фламенг / François Flameng (1856–1923). Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова с сыновьями в Архангельском, 1894 / Princess Zinaida Yusupova with two sons at Arkhangelskoe. Oil on panel. 75 x 59 cm. Signed l.r.: François Flameng (…) 1894. via
» Наши зимние и летние переезды оставались неизменны: зимой Петербург – Москва – Царское Село; летом Архангельское, осенью на охотничий сезон усадьба в Ракитном. В конце октября мы выезжали в Крым.
За границу мы ездили редко, зато частенько брали нас с братом родители в поездки по собственным заводам и именьям. Они были многочисленны и рассеяны по всей России, а иные столь далеко, что доехать до них нам не удалось никогда. Одно из имений, на Кавказе, у Каспийского моря, простиралось на двести верст. Нефти там было столько, что она, казалось, хлюпала под ногами, и крестьяне наши смазывали ею колеса у телег.
На дальние поездки у нас имелся частный вагон, где устраивались мы с большим комфортом, нежели даже в собственных домах, не всегда готовых принять нас. Входили мы в вагон через тамбур-прихожую, какую летом превращали в веранду и уставляли птичьими клетками. Птичье пенье заглушало монотонный перестук колес. В салоне-столовой стены обшиты были панелями акажу, сидения обтянуты зеленой кожей, окна прикрыты желтыми шелковыми шторками. За столовой – спальня родителей, за ней – наша с братом, обе веселые, ситцевые, со светлой обшивкой, дальше – ванная. За нашими апартаментами несколько купе для друзей. В конце вагона помещенье для прислуги, всегда многочисленной у нас, последняя – кухня. Еще один вагон, устроенный таким же образом, находился на русско-германской границе на случай наших заграничных поездок, однако мы никогда им не пользовались.
В каждом нашем путешествии нас сопровождала масса людей, без которых отец не мог обойтись. Матушка не любила многолюдья, но с отцовыми друзьями всегда была приветлива. Зато мы их ненавидели, ведь они отнимали у нас матушку. Честно говоря, ненависть была взаимной.
6.
Юсуповский дворец на Мойке
Петербург расположен в устье Невы, за что получил названье Северной Венеции. Был он одной из красивейших европейских столиц. Невозможно передать, как хороша Нева с набережными розового гранита и блистательными дворцами вдоль… Всюду в идеальном строе зданий очевиден гений Петра и Екатерины Великих.
Императрица Александра Федоровна заказала декоратору-немцу решетчатую ограду сада перед Зимним дворцом. Зимний построен был в начале XVIII века императрицею Елизаветой Петровной. Дворец сей – создание архитектора Растрелли. Решетчатая ограда порядком обезобразила здание, а все же шедевр остается шедевром.
7.
Николаевский зал. 1830-е. Архитектор А.А. Михайлов.1895. Архитектор А.А. Степанов. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург – город не исконно русский. Сказался вкус императриц и великих княгинь, родом иностранок, как правило, немок, на протяжении двух веков, а еще присутствие дипломатического корпуса. Немного оставалось семей, хранивших традиции старой Руси. Русские аристократы стали космополитами. Поклонялись они иностранщине и то и дело ездили за границу. Хорошим тоном было посылать мыть белье в Париж и Лондон. Почти все матушкины знакомые нарочно говорили только по-французски, а русский коверкали. Нас с братом это злило, и отвечали мы старым снобкам только по-русски. А старухи говорили, что мы невежи и увальни. Но мы и ухом не вели. Напыщенной знати предпочитали мы людей проще, безалаберных и веселых.
Что до чиновников – эти были, как и все чиновники, просто жадны и бессовестны. Льстили начальству и думали о наживе. Патриотизма в них не было ни на грош. А так называемая интеллигенция сама не знала, чего хотела. Ее разброд и анархия на пользу отечеству не шли. Интеллигенты-агитаторы настраивали народ против знати. Вдобавок знать и сама вызывала зависть и ненависть. Когда при Керенском она взяла власть, то оказалась ни на что не способной.
8.
Гостиная Генриха II. 1858-1860. Архитектор И.А. Монигетти. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге
Патриотизма не было и в театре. На столичных императорских сценах вплоть до середины XVIII века русских пьес не ставилось вообще. Почти все актеры были иностранцы. Первый русский театр был основан только при Елизавете Петровне в 1756 году стараньями советника ее – князя Бориса Юсупова. Новый толчок – уже при Екатерине, поручившей прапрадеду моему все императорские театры. Можно сказать, князь Николай – основатель русской сцены, устоявшей вопреки всем историческим потрясениям. В России рухнуло все, кроме нее.
Первым открыл Европе русское искусство Сергей Дягилев, и благодаря ему наши опера и балет прославились во всем мире. Незабываемы их первые выступления в парижском Шатле в 1909 году. Дягилеву удалось собрать лучших артистов: был тут Шаляпин – незабвенный Годунов, художники Бакст и Бенуа, танцовщик Нижинский, балерины Павлова и Карсавина, и многие, многие! Русские артисты мгновенно прославились в мире, как в России, у иных появились ученики, школа русского императорского балета сохраняется и по сей день. Правда, актеры наши, вообще русский драматический театр известен Западу мало. Только в России могли быть поняты наша классика и фольклор. Пьесы Островского, Чехова, Горького русские любили всегда. Мы с братом Николаем не пропускали ни одного хорошего спектакля и с иными замечательными актерами знакомы были лично.
9.
Танцевальный зал. 1830-е. Архитектор А.А. Михайлов. Художники П. Скотти, Б. Медичи. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге
В Петербурге мы жили на Мойке. Дом наш был особенно замечателен своими пропорциями. Прекрасный внутренний полукруглый двор с колоннадой переходил в сад.
Особняк этот подарила императрица Екатерина прабабке моей княгине Татьяне. Произведения искусства наполняли его во множестве. Дом был похож на музей. Ходи и смотри до бесконечности. К несчастью, дед затеял перестройку и многое, увы, испортил. Две-три залы, гостиных да галереи с картинами сохранили дух XVIII века.
10.
Домашний Театр. 1860-е. Архитектор И. А. Монигетти. 1899. Архитектор А.А. Степанов. Художник Э.К. Липгарт. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге
Галереи эти вели в домашний театрик в стиле Людовика XV. После спектакля ужинали прямо в фойе, если, разумеется, не было званого вечера, когда собиралось порой две тысячи гостей. Тогда ужин подавали в галереях, а в фойе накрывали стол для императорского семейства. Всякий такой прием потрясал иностранцев. Не верили они, что в семейном доме можно накормить стольких людей, и на всех хватит и горячих кушаний, и севрского фарфора, и столового серебра. <…>
11.
Подвальная столовая. 1916. Архитектор А.Я. Белобородов. Музейная экспозиция «Убийство Григория Распутина». Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге
Подвал в доме на Мойке был настоящим лабиринтом. Эти толстостенные с глухими дверьми помещения не боялись ни пожара, ни наводнения. Находились там и винные погреба с винами лучших марок, и кладовые с коробами столового серебра и драгоценных сервизов для званых вечеров, и хранилища скульптур и полотен, не нашедших место в картинных галереях и залах. Это «подвальное» искусство могло бы составить музей. Я потрясен был, когда увидел их в ящиках, в пыли и забвении.
В бельэтаже находились отцовские апартаменты, окнами на Мойку. Комнаты были некрасивы, но уставлены всякими редкостями. Картины, миниатюры, фарфор, бронза, табакерки и проч. В ту пору в обжедарах я не смыслил, зато обожал, видимо наследственно, драгоценные камни. А в одной из горок стояли статуэтки, которые любил я более всего: Венера из цельного сапфира, рубиновый Будда и бронзовый негр с корзиною брильянтов.
12.
Мавританская гостиная 1858-1860. Архитектор И.А.Монигетти. 1890-е. Архитектор А.А. Степанов. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге
Рядом с отцовым кабинетом помещалась «мавританская» зала, выходившая в сад. Мозаика в ней была точной копией мозаичных стен одной из зал Альгамбры. Посреди бил фонтан, вокруг стояли мраморные колонны. Вдоль стен диваны, обтянутые персидским штофом. Зала мне нравилась восточным духом и негой. Частенько ходил я сюда помечтать. Когда отца не было, я устраивал тут живые картины. Созывал всех слуг-мусульман и сам наряжался султаном. Нацеплял матушкины украшенья, усаживался на диван и воображал, что я – сатрап, а вокруг – рабы… Однажды придумал я сцену наказания провинившеюся невольника. Невольником назначил Али, нашего лакея-араба. Я велел ему пасть ниц и просить пощады. Только я замахнулся кинжалом, открылась дверь и вошел отец. Не оценив меня как постановщика, он рассвирепел. «Все вон отсюда!» – закричал он. И рабы с сатрапом бежали. С тех пор вход в мавританскую залу был мне воспрещен.
13.
Малый танцевальный зал. 1914-1916. Архитектор А.Я. Белобородов. Художник Н.А. Тырса, скульптор Б.И. Яковлев. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге
Напротив отцовских апартаментов последней в анфиладе была музыкальная гостиная, где хранили коллекцию скрипок, но музыкою не занимались.
14.
Малый танцевальный зал. 1914-1916. Архитектор А.Я. Белобородов. Художник Н.А. Тырса, скульптор Б. И. Яковлев. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге
Матушкины покои с окнами в сад помещались на втором этаже. Тут же парадные залы, гостиные, ванные комнаты, галереи с картинами и в самом конце – театр. Бабушка, мать отца, брат мой и я жили на третьем этаже.
15.
Домовая церковь Юсуповского дворца была устроена и оформлена по проекту архитектора В. А. Кенеля в 1878-1880. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге
Тут же находилась домашняя часовня.
16.
Малая гостиная (Серебряный будуар) княгини Ирины – супруги Феликса. 1914-1916. Архитектор А.Я. Белобородов. Художники В.М. Конашевич, С.В. Чехонин. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге
Главный уют был в матушкиных комнатах. Излучали они тепло ее сердца, свет ее красоты и изящества. В спальне, обтянутой голубым узорчатым шелком, стояла мебель розового дерева с маркетри. В широких горках красовались броши и ожерелья. Когда случались приемы, двери были нараспашку, любой мог войти полюбоваться дивными матушкиными брильянтами. Эта спальня была со странностью: порой раздавался оттуда женский голос и всех окликал по имени. Прибегали горничные, решив, что зовет их именно хозяйка, и пугались до смерти, увидав, что спальня пуста. Мы с братом тоже слыхали не раз эти странные зовы.
17-18.
Кабинет княгини (Малая белая гостиная). 1860-е. Архитектор И.А. Монигетти. Художник О. Руйи 1890-е. Архитектор А.А. Степанов. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге
Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в доме на Мойке. Серов Валентин Александрович. 1900-1902 гг. Холст, масло. 181,5 х 133 см. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. via
Мебель малой гостиной когда-то принадлежала Марии Антуанетте. На стенах висели картины Буше, Фрагонара, Ватто, Юбера Робера и Греза. Хрустальная люстра прибыла из будуара маркизы де Помпадур. Бесценные безделушки стояли на столах и в горках: табакерки с эмалью и золотом, аметистовые, топазовые, нефритовые в золотой оправе с брильянтовой инкрустацией пепельницы. В вазах всюду цветы. Матушка обыкновенно сидела именно в этой гостиной. Когда никого не было, вечерами мы с братом здесь с нею ужинали. Круглый стол накрывали на три прибора и ставили хрустальные канделябры. В камине полыхало пламя, а огоньки свечей вспыхивали в перстнях на тонких матушкиных пальцах. Не могу без волненья вспомнить об этих счастливых вечерах в маленькой уютной гостиной, где прекрасно все – и хозяйка, и обстановка. Да, это были минуты настоящего счастья. Знали бы мы, какие несчастья придут за ним! <…>
19.
Гобеленовая гостиная. 1840-е. Архитектор Б. Симон. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге
Генерал Бернов, о котором я рассказывал выше, и матушкина приятельница княгиня Вера Голицына люто ненавидели друг друга и ругались при каждой встрече. Однажды вечером генерал был сильно не в духе и не захотел отвезти княгиню домой, хотя до ужина обещал. «Бог с вами, – сказала княгиня. – Дурак натощак и сытый – набитый». У Голицыной был артрит правого большого пальца, и она то и дело сосала его, говоря, что от этого болит меньше. И руку ее целовать я отказывался. Замуж она не вышла и о том жалела. «Жаль, что я старая девка, – твердила она матушке. – Так и не узнаю, как это бывает».
20.
Большая ротонда. 1858-1860. Архитектор И.А. Монигетти. Художники А. Виги, А. Травин. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге
В Петербурге была у нас знакомая пожилая дама, вдова военачальника, вечно влюбленная – непременно в гвардейского генерала, командира полка. Мало, что верна, еще и страшна как смерть, о взаимности и думать нечего. Вдобавок ужасно белилась и румянилась и носила рыжий парик. Когда отца назначили на место генерала, вкупе с полком унаследовал он и непременную влюбленность дамы. Старуха ходила за ним по пятам, стояла у дверей клуба, где отец бывал после полудня, и, заметив его в окне, посылала ему воздушные поцелуи. Любовные письма ему она подписывала «твоя Фиалка». Летом в собственной карете она ездила за ним на маневры.
Великий князь Николай Михайлович был обожаем вдвойне – сразу двумя сестрами, старыми девицами. Каждое утро старухи прогуливались по набережной у его дворца. Одеты были одинаково, позади лакей в ливрее нес их меховые накидки, галоши, зонтики и двух облезлых мопсов. Когда великий князь выезжал и возвращался, старые идиотки делали глубокий реверанс.
Другие сестрицы, провинциалки, обе тоже незамужние, уродины и богачки, решили покорить Петербург. Вознаме-рясь принимать высшее общество, купили они в Петербурге блестящий особняк. Обставили его с крикливой роскошью, наняли модного повара и миллион слуг, одели их в яркие ливреи и немедленно разослали приглашенья всей столичной знати. В пригласительном билете, полученном отцом с матерью, писано было: «Дорогие князь с княгиней, полноте сидеть дома да грызть сухари. Будьте к нам на ужин в субботу в восемь». Родители пошли смеха ради. Не мудрено, что встретили они там всех своих друзей.
21.
Бильярдная (Турецкий кабинет) 1858-1860. Архитектор И.А.Монигетти. 1890-е. Архитектор А.А. Степанов. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге
Разумеется, петербургский свет состоял не из одних шутов. Заезжие иностранцы в один голос твердили, что в России полно даровитых и образованных людей, что беседовать с ними приятно и интересно. А стольких чудаков и клоунов я знал потому лишь, что с ними весело было отцу. Дивлюсь матушкиным кротости и терпенью: вечно принимай эту братию и всем улыбайся. Но тут я, признаться, весь в отца. Меня влекли, да и теперь влекут всякие шуты гороховые, сумасброды и психопаты. По-моему, в их чудачествах – непосредственность и воображенье, которых так не хватает людям порядочным.
Каждую зиму в Петербурге у нас гостила моя тетка Лазарева. Привозила она с собою детей, Мишу, Иру и Володю – моего ровесника. Я уж писал, как отчаянно шалили мы с ним. Последняя шалость разлучила нас надолго.
22.
Около 1900. Князь Феликс Феликсович Юсупов граф Сумароков-Эльстон старший (1856-1928), Зинаида Николаевна Юсупова, старший сын Николай и младший сын Феликс / Portrait of the family of Count Felix Yusupov, Count Sumarokov-Elston, c.1900. Family portrait of Princess Zinaida Yusupova (1861-1939), Felix Yusupov, Count Sumarokov-Elston (1856-1928) and their sons Nikolai and Felix (1887-1967). Nikolai would be killed. Source
Было нам лет двенадцать-тринадцать. Как-то вечером, когда отца с матерью не было, решили мы прогуляться, переодевшись в женское платье. В матушкином шкафу нашли мы все необходимое. Мы разрядились, нарумянились, нацепили украшенья, закутались в бархатные шубы, нам не по росту, сошли по дальней лестнице и, разбудив матушкиного парикмахера, потребовали парики, дескать, для маскарада.
В таком виде вышли мы в город. На Невском, пристанище проституток, нас тотчас заметили. Чтоб отделаться от кавалеров, мы отвечали по-французски: «Мы заняты» – и важно шли дальше. Отстали они, когда мы вошли в шикарный ресторан «Медведь». Прямо в шубах мы прошли в зал, сели за столик и заказали ужин. Было жарко, мы задыхались в этих бархатах. На нас смотрели с любопытством. Офицеры прислали записку – приглашали нас поужинать с ними в кабинете. Шампанское ударило мне в голову. Я снял с себя жемчужные бусы и стал закидывать их, как аркан, на головы соседей. Бусы, понятно, лопнули и раскатились по полу под хохот публики. Теперь на нас смотрел весь зал. Мы благоразумно решили дать деру, подобрали впопыхах жемчуг и направились к выходу, но нас нагнал метрдотель со счетом. Денег у нас не было. Пришлось идти объясняться к директору. Тот оказался молодцом. Посмеялся нашей выдумке и даже дал денег на извозчика. Когда мы вернулись на Мойку, все двери в доме были заперты. Я покричал в окно своему слуге Ивану. Тот вышел и хохотал до слез, увидав нас в наших манто. Наутро стало не до смеха. Директор «Медведя» прислал отцу остаток жемчуга, собранного на полу в ресторане, и… счет за ужин!
23.
Феликсу 16 лет. Валентин Серов пишет портрет Феликса Юсупова, 1903
Нас с Володей заперли на десять дней в наших комнатах, строго запретив выходить. Вскоре тетка Лазарева уехала, увезла детей, и несколько лет Володи я не видел. » [3]
Князь Феликс Юсупов. Мемуары, 1953
Князь Феликс Феликсович Юсупов граф Сумароков-Эльстон младший – единственный наследник богатейшего состояния.
Его супруга – княжна императорской крови Ирина Александровна в девичестве Романова (1895-1970), племянница императора Николая II, по матери – внучка Александра III (он был внуком Николая I), по отцу – правнучка Николая I.
Отец – граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон, приходился внуком королю Пруссии Фридриху-Вильгельму Четвертому от его внебрачной связи с внучкой Кутузова графиней Тизенгаузен.
Мать – княжна Зинаида Николаевна – последняя представительница рода князей Юсуповых. Указом императора супруги и их потомки получили право на двойной титул и тройную фамилию.
Источники:
Цитирование по: Юсупов Ф. Ф. Мемуары — М.:»Захаров», 2011:
[1] Глава 3. Мое рожденье – Матушкино разочарованье – Берлинский зоологический сад – Моя прабабка – Дед с бабкой – Родители – Брат Николай
[2] Глава 5. Мои детские болезни – Товарищи по играм – Аргентинец – Выставка 1900 года – Генерал Верное – Клоун – Путешествия воспитывают
[3] Глава 7. Наши жилища – Петербург – Мойка, слуги и хозяева – Ужин у «Медведя»
Фотографии: Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге. yusupov-palace.ru
Сайт о роде князей Юсуповых http://yusupov.org
Ранее:
Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге
Юсуповский дворец в Москве
Как христосовались покупатели Фаберже. Часть 2 // Пасха в аристократическом доме – фрагмент мемуаров Феликса Юсупова (1887-1967)
Вся Россия, Русская культура
Синяя приемная. Arch. А.Михайлов, 1830-е гг. Культурное наследие России Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге
Русское культурное наследие Юсуповский дворец
Юсуповская династия принадлежит к одной из древнейших династий России. Его корни восходят к правителям Ногайской Орды. Во времена Ивана Грозного Юсуповы взошли на престол и, как следствие, заняли значительное положение в Российском государстве. Князь Николай Борисович Юсупов-старший был магнатом екатерининского времени, политическим деятелем.Он был лично знаком с Дидро, Вольтером и многими европейскими монархами. Принц был настоящим знатоком и любителем искусства. В его знаменитой коллекции представлены работы таких художников, как Ван Дейк, Бушер, Т’еполо… и других.
Юсуповский дворец на Мойке. Arch. Ж.-Б. Валлен де ла Монте, 1760-е гг., А. Михайлов, 1830-е гг.
Внук Юсупова-старшего Юсупов-младший, как по семейной традиции, проявил свой талант во многих сферах творческой деятельности.Музыкальные произведения Юсупова-младшего — сонаты, симфонии, ноктюрны — звучали не только на петербургских сценах, но и в Европе. В литературе им принадлежит множество критических заметок и романтический рассказ «Любовь молодой женщины».
Внук Юсупова-Младшего князь Феликс Юсупов оставил свое имя в истории России, участвуя в заговоре против Григория Распутина, который был любимцем царской семьи.
Известны и женщины из династии Юсуповых.Пинцессы Юсуповы имели хорошее образование, обладали чудесной красотой. Знаменитые художники Л.-Э. Дубуа, В.Серов и др. Писали свои портреты.
Среди множества архитектурных памятников Санкт-Петербурга Юсуповский дворец вызывает постоянный интерес. Этот интерес связан не только с архитектурной исключительностью памятника. Дворец представляет собой оригинальный ансамбль интерьеров, отражающий архитектурные пристрастия петербургской элиты на протяжении столетия.
Римский зал, Прециоза. Arch. А.Михайлов, 1830-е гг., А.Степанов, 1890-е гг.
Начало истории Palace относится к тому периоду строительства Санкт-Петербурга, когда Россия прочно обосновывалась на берегах Балтии. Редко когда дома принадлежали одной фамилии на протяжении всей истории России, и дом на набережной Мойки тоже не исключение.
Некоторое время Дом принадлежал графине Браницкой, племяннице князя Потемкина и любимой фрейлине Екатерины II.
С 1830 года дворец принадлежал князю Юсупову. По вкусу нового владельца, князя Юсупова-старшего, здание реконструировал архитектор А.Михайлов. Фактически он создал целый новый усадебный ансамбль. Он добавил два одноэтажных крыла справа и слева у здания, построил садовые домики и ряд дворовых домиков. Он создал отличный вестибюль с мраморной лестницей вместо проезжей части.
Традиционный для особняков строгий принцип расположения внутренних помещений характерен и для Юсуповского дворца. Люкс состоит из шести парадных залов, приемных и простирается по главному фасаду с видом на набережную реки Мойки.
Отделку парадных залов выполняли известные художники-декораторы, такие как А.Виги, В. Медичи, П. Скотти, Ф. Торичелли и А. Травин.
Экспозиция «Григорий Распутин, страницы жизни и смерти» Искусство В. Волковой, А. Лунин, 1991.
Живописные потолки Большой Ротонды, Красной приемной и Синей приемной — прекрасные образцы декоративной живописи первой половины XIX века. Венецианские зеркала, сверкающие люстры, струящиеся шелка, решетки, исключительная мебель — все это дополняет изысканную отделку номеров Place’s.
Изысканная простота Танцевального зала, отделанного искусственным мрамором, контрастирует как с богатством Белоколонного зала, так и с его коринфскими колоннами, а также со сложной декорированной мебелью, выполненной в традициях Российской Империи.
В восточном крыле дворца расположены тихие пять выставочных залов. Они предназначены для коллекций произведений искусства. В театре тихо.
Зал Антонио Виги.
Его зал вмещает сто восемьдесят зрителей. Российские и зарубежные актеры, вокалисты блистали своим талантом в Юсуповском театре. К театру относились такие личности, как А. Даргомыжский, М. Глинка, Е. Направник, Л. Минкус, Ф. Лист, Ф. Шаляпин, Ф. Шопен.История строительства дворца продолжается.Новые потребности владельцев и изменения моды заставляют реконструировать старые интерьеры и создавать новые.
Наиболее значительные изменения в здании дворца провел Монигетти. Князь Николай Юсупов Младший привлек его к работам в 1857 году.
Большой зал. Arch. А. Вайтенс, А. Белобородов. Изобразительное искусство. С.Чехонин, 1910
Середина XIX века — время расцвета эклектического метода в архитектуре. Таким образом, прихожая и парадная лестница приобрели новый облик.Турецкий кабинет, Помпей, Дубовая комната, Приемная Генриха II и Музыкальная приемная были спроектированы Монигетти в духе исторического стиля.
Приемная Чехонина. Arch. А. Вайтенс, ст. С.Чехонин, В. Конашевич, 1910.
С большой фантазией и мастерством архитектор И.Монигетти завершил будуары князей в 1850-х годах, а также благодаря стилизаторскому мастерству А.Степанова жилые части были перестроены в 1890-х годах в стиле причудливого рококо.
Итак, интерьер Юсуповского дворца вполне соответствует господствовавшему в то время стилю, а именно сочетанию импозантности с интимностью и элегантностью.
По приказу Юсупова Младшего, известного меломана и мецената, Монигетти создал изысканный интерьер Музыкальной приемной для проведения камберовских и домашних вечеринок.
Концертные программы, звучащие сегодня в Музыкальной приемной, продолжают театральные и музыкальные традиции одной из самых культурных семей России.
В 1910-х годах часть залов первого этажа была оформлена в духе русского классицизма. Архитекторы Белобородов, Вайтнес, художники Конашевич, Тирса, Чехонин.С тех пор дворец не подвергался реконструкции и сегодня он такой же, как и почти сто лет назад.
После революции история Юсуповского дворца развивалась благополучно. 22 февраля 1919 года Луначарский подписал указ, согласно которому дворец объявлен государственной собственностью. Юсуповский дворец преобразован в музей дворянского быта. В 1919-1926 годах здесь выставлялась знаменитая коллекция Юсупова. В середине 1920-х годов он был передан Национальному музею и книжному фонду, но часть его была отправлена в Архангельскую усадьбу.В трагические годы Второй мировой войны и блокады Дворец разделил тяжелую судьбу города, голодал и пострадал от артиллерийского огня и бомб. После войны во дворце начались реставрационные работы, которые к 1955 году уже были завершены.
Сегодня Дворец ежедневно посещает множество людей. Они могут пройтись по парадным залам и гостиным вместе с гидом, а также фигурками из морского воска, воссоздающими события, связанные с покушением на Григория Распутина.
У меломанов есть возможность услышать концерты русской и европейской классической музыки, которые звучат в старинных залах Дворца на вечеринках.
Культурное наследие России Юсуповский дворец
- Культурное наследие России Юсуповский дворец
- 1 Князь Н.Б. Юсупов-старший (1751–1831). Фотография с миниатюры А.П. Рокштуля. Эрмитаж, Санкт-Петербург. 2 Княгиня Т.В. Юсупова в девичестве Энгельгардт (1767–1841). Портрет Л.-Э. Виже-Лебрен, 1797. 3 Князь Н.Б. Юсупов Юсупов. (1827-1891). 4 Княгиня З. Н. Юсупова, графиня Сумарокова-Эльстон (1861-1939).Фотография Карла Буллы. 1913, Санкт-Петербург 5 Князь Ф.Ф. Юсупов, граф Сумароков-Эльстон (1887–1967) и его будущая жена, великие князья »Ирина (1895-1970). Фотография 1913 года, Санкт-Петербург.
- Танцевальный зал. Arch. А. Михайлов, 1830-е гг.
- Застекленный коридор. Arch. А.Степанов, 1890-е гг.
- Механический орган. Вена, Томас Гесс, середина XIX в.
- Будуар из фарфора. Arch. И.Монигетти, 1860 г., А.Степанов, 1890-е гг.
- Приемная Генриха II. Arch. И.Монигетти, 1860 г., А.Степанов, 1890-е гг.
- Красивый интерьер
- Исторический памятник архитектуры, часто упоминаемый как эталон аристократического интерьера Петербурга.
- Внутри Юсуповского дворца
- Интерьер Юсуповского дворца
- Расположен на берегу реки Мойки Юсуповский дворец.
- Одна из достопримечательностей Св.Петербург — Юсуповский дворец
- Богато оформленный интерьер
- Скульптура и колонны внутри дома
- Лестница
- Дворец принадлежал пяти поколениям юсуповских дворян.
- Юсупов и Распутин восковые фигуры
Юсуповский дворец
Россия: г.Петербург
Юсуповский дворец, фамильная резиденция Юсуповых
источник: absolutetravel.ru |
Семейная резиденция Юсуповых украшает набережную реки Мойки. Длинное трехэтажное здание с шестиколонным портиком тянется вдоль реки, укрепленной каменными берегами. Ярко-желтый фасад здания манит посетителей издалека. Дворец является памятником классицизма в Санкт-Петербурге.Петербург. Дворец поражает гармонией пропорций и изящных линий. Он построен на фундаменте двухэтажного кирпичного дома. В 1760-х годах здание было надстроено и расширено. В 1830 году дворец перешел в собственность князя Н. Юсупова, одного из богатейших людей России. Князь устроил масштабную реконструкцию дворца с помощью известных европейских архитекторов, которые постарались как могли. Использовались различные стили оформления интерьера. Например, турецкая комната выполнена в восточном стиле; парадные залы — в стиле ампир; несколько комнат первого этажа — в стиле неоклассицизма.У Юсуповых даже был свой театр в стиле барокко. Во дворце сохранилась атмосфера благородного быта тех времен — залы украшены венецианскими зеркалами и резьбой по дереву, а также оригинальными работами Рембрандта и Рубенса, французскими гобеленами и фарфором. Князья Юсуповы владели особняком до 1917 года. Но в декабре 1916 года заговорщики во главе с Феликсом Юсуповым убили фаворита царской семьи Григория Распутина. Теперь в подвале, где происходили драматические события, можно посетить выставку «Григорий Распутин: страницы жизни и смерти».Среди прочих экспонатов — восковые фигуры участников трагедии.
Роскошные интерьеры с великолепной росписью плафонов открыты для осмотра во время экскурсий. После революции Юсуповский дворец был конфискован и передан в Дом Учителя в 1925 году. После начала Великой Отечественной войны Юсуповский дворец использовался как госпиталь. В 1987 году на территории Юсуповского дворца открылся Камерный музыкальный театр.
Достопримечательности
Окрестности
Досуг
Разное
Юсуповский дворец в г.Санкт-Петербург: адрес, фото
Среди самых известных достопримечательностей Санкт-Петербурга Юсуповский дворец занимает особое место. Здание славится не только изысканными архитектурными формами, но и богатой историей самого здания и его владельцев. Его обязательно стоит посетить, даже если в городе вы просто проезжаете мимо.
Памятник особого значения
В настоящее время дворец занесен в реестр охраняемых зданий как памятник федерального значения.Посещение Юсуповского дворца позволяет точно представить не только интерьеры парадных времен, но и даже хозяйские комнаты. В первозданном виде сохранились также домашний театр и выставочные залы, в которых представлен богатый ассортимент арт-объектов. Каждая вещь имеет особую ценность. Хранители музея внимательно следят за каждым его уголком.
Благодаря внешнему архитектурному великолепию здания, а также богатому внутреннему убранству дворец до сих пор активно используется для проведения различных торжественных мероприятий, таких как встречи иностранных гостей и встречи.
За свою историю дворец князя ЮсуповаСв. Петербург встречал многих высоких гостей, от королей до крупных иностранных политиков. В домашнем кинотеатре принимали участие многие известные певцы, артисты и музыканты.
История дворца
История дворца восходит к 18 веку, когда на берегу реки Мойки была построена усадьба племянницы Петра Великого Прасковьи Иоанновны. Через некоторое время владелец замка решил передать его Семеновскому полку, который использовал здание до 1742 года, после чего дворец перешел во владение графа Шувалова.
Вскоре сын графа, вступив в права наследования, приступил к капитальной реконструкции и перестройке здания согласно своему видению, с учетом моды и актуальных архитектурных тенденций того времени. В соответствии с проектом, прямо над Мойкой планировалось возвести новое здание. Архитектор был выбран известным французским мастером Ж. Б. Валлен-Деламо. В 1770 году было начато строительство, заложен первый камень.
Реконструкция
Архитектурный облик нового дворца сильно отличается от нынешнего: с каждой стороны было на один этаж меньше, вход во дворец осуществлялся со двора.Единственное, что осталось неизменным с тех пор, — это триумфальные ворота и высокий забор с колоннадой.
В 1830 г. дворцовый комплекс был куплен Б. Н. Юсуповым. С этого времени до Октябрьской революции хозяевами дворца были исключительно представители Юсуповых. Этот факт отражен даже в названии сооружения, которое стали называть просто «дворцом Юсуповых». В целом же на тот момент империя Юсуповых насчитывала более 50 дворцов по всей стране.
В конце XIX века дворец Феликса Юсупова модернизировали: электричество, центральное водоснабжение, отопление и канализация. Также под руководством выдающегося архитектора того времени Б.