Квартира сталинка: Квартиры в сталинке – купить в Самаре, цена от

Почему в «сталинских» домах высокие потолки и стоит ли покупать там квартиру сейчас / Оффтопик / iXBT Live

Для работы проектов iXBT.com нужны файлы cookie и сервисы аналитики. Продолжая посещать сайты проектов вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении файлов cookie

Жилые дома сталинского периода (1930-1953 года), пожалуй, самый противоречивый объект на рынке недвижимости сейчас. Монументальные и интересные внешне, с расположением в центре городов они привлекают внимание покупателей. Людей, которые не жили в таких домах, сразу удивляют высокие потолки в квартирах. Они могут быть высотой 3-4 метра в зависимости от типа дома. Зачем так раньше строили, и стоит ли рассматривать к покупке квартиру в «сталинке» сейчас?  — Давайте разбираться.

Источник: pro-dachnikov.com

Для начала рассуждения нужно сделать оговорку, что нельзя все дома сталинского периода (с 1933 до середины 50-х) объединять в один класс, как типовые панельные многоэтажки, которые появятся после них. Период в жизни страны был длинный, разделен разрушительной Великой Отечественной Войной. Менялись технологии строительства (касается тех же деревянных межэтажных перекрытий), и подход к оформлению фасадов и планировке квартир.

Еще дома той эпохи тоже делились на классы: для рядового населения (часто с коммунальным расселением и отсутствием привычных сейчас удобств, вроде ванны), для ведомств и директоров производств, и жилье высокого класса для партийных чиновников («номенклатуры»). Так что, высотный жилой дом на Котельнической набережной в Москве, это совсем не то же самое, что и дом 1947 года постройки в Брянске на улице Комсомольской, хотя оба построены при Сталине.

Вернемся к потолкам в «сталинских» домах, точнее к высоте жилых комнат от пола до потолка. Они там действительно выше, чем в типовом жилье поздней советской эпохи и бюджетном современном.

Источник: almode.ru

Возьмем для примера послевоенные многоквартирные жилые дома, в сфере строительства тогда действовали строительные нормы и правила 1954 года.

По ним регламентировалось деления жилья на три класса (по эксплутационным, коммунальным и пр. качествам) и зональное разделение по регионам страны. И в этом нормативном документе четко прописана высота потолков для жилых комнат от 3 до 3,9 м (в подсобных помещениях 2,6 м).

Причин на это может быть несколько:

1. Высокий потолок давал больший объем воздуха в жилом помещении (при той же площади), это позволяло вписаться в санитарные нормы по комфортному проживанию множества людей (коммунальное расселение).

2. Нормы по вентиляции комнат при использовании печного/каминного отопления.

3. Традиция с давних времен, когда использовали свечное освещение (которое быстро сжигает полезный кислород в маленьком помещении).

4. Потолки по 4 м высотой в «номенклатурных» домах для комфорта «важных» жильцов. Низкий потолок в жилой зоне психологически «давит» на человека.

Источник: kakstroit.ru

Сейчас в стране действует документ «Здания жилые многоквартирные» СНиП 31-01-2003, по нему: высота от пола до потолка в жилых комнатах (по разным климатическим районам) нормируется от 2,5 до 2,7 м. «Немного» так понизили жилой объем типовых комнат с тех времен. Но это позволяет более экономно массово строить высотные многоквартирные дома.

С чем может столкнуться покупатель такого жилья сейчас?

Нужно отметить, что дома сталинской постройки обычно находятся в центральной части крупных городов, в престижных районах. И внешний вид фасадов у них «солидный» и монументальный, стены толщиной до 1 метра с хорошей теплоизоляцией. Высокие потолки, дают больше пространства для маневра с мебелью. Поэтому и цены на такие квартиры выше, чем в новостройках.

Источник: pro-dachnikov.com

Несмотря на то, что дома той эпохи строили ответственно и надежно (срок эксплуатации до 150 лет), время не щадит инженерные коммуникации, которые частенько не менялись с момента постройки. Трубы, стояки канализации, проводка (алюминиевая), недолговечная штукатурка стен («дранка»), обилие деревянных элементов, все это недолговечно. Изношенные подъезды и крыши, разнородные соседи. Балконы, лифты и удобные парковки для автомобилей в многоэтажных «сталинских» домах есть далеко не везде.  

Без капитального ремонта такая квартира принесет много затрат. И планировки «сталинок» могут преподнести несколько сюрпризов, особенно, когда разделялись большие коммунальные квартиры. Это не одинаковые студии в многоэтажке.

Поэтому при выборе квартиры в «сталинке» нужен исключительно индивидуальный подход, а еще лучше осмотр со строителем специалистом, и проверка истории дома в реестре недвижимости.

Спасибо за внимание.

Новости

Публикации

Добрый вечер, уважаемые читатели! Сегодня я предложу вашему вниманию довольно известный и популярный бюджетный вариант часов — Q&Q. Строго говоря, этот бренд не нуждается ни в обзоре, ни в…

В этой публикации вы узнаете о самом большом судне в мире, которое сейчас используется по своему прямому назначению. А именно, речь пойдет об уникальном в своем роде судне Prelude FLNG. По своей…

Я столкнулся с такой противной ситуацией, когда после покупки телевизора и первого его включения в левом верхнем углу горела надпись Factory Mode. Разумеется это косяк производителя и кто-то…

В поисках идеального выбора телевизора диагональю 50″…55″ остановился на модели Hyundai H-LED55BU7000. Это полноценный смарт-телевизор со встроенной системой Салют ТВ от Сбер’а и на базе Android…

Чехол – первый аксессуар, который приобретается после смартфона, если не вместе с ним. Наиболее распространёнными факторами при выборе чехла является его цена и доступность в месте покупке…

В этом материале я постараюсь кратко разобраться, что же значат сертификации Евротеста и Ростеста, какие у них есть особенности и почему одни товары с их наличием стоят дороже. Содержание…

Что такое квартира-сталинка? — Экспертная оценка

Мы готовы предложить Вам лучшее!
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
(044) 233-09-03,  (096) 445-02-80,  показать все контакты     [email protected]
Когда нет связи, пишите на вайбер или телеграм! Ссылки в Контактах.

РусскийУкраїнська


В данной статье рассмотрим основные преимущества и недостатки квартир-сталинок, а также их отличия от другого жилья, которое представлено на рынке недвижимости.

Квартиры-сталинки пользуются популярностью уже много лет. И это неудивительно, ведь они:

  • просторные и с высокими потолками;
  • позволяют сделать перепланировку;
  • качественно сделаны;
  • практически всегда расположены в удобных районах с хорошо развитой инфраструктурой.

Высотные сталинки, а также другие жилые дома с аналогичной планировкой, есть практически во всех больших украинских городах. Логично предположить, что такие дома возводились в советский период, в основном в сталинский период, начиная с 1935 по начало 1960-х годов. В основном такое жилье строилось для чиновников и партийных деятелей, поэтому дома возводили из качественных материалов.

Характеристики сталинок

Отличительной чертой такого жилья является разделение на обычные и элитные квартиры. Последние предназначались для партийной элиты и руководителей высшего ранга. Обычные сталинки могут быть очень разными — высотой до пяти этажей, один или два подъезда, переделанные под общежития для рабочих, в целом внешне похожие на «хрущовки». Однако сталинки, которые строились для партэлиты, это уже дома высшего класса, для них характерно:

  • потолки высотой до четырех метров;
  • увеличенная жилплощадь;
  • расположение в центре города или в самых удобных местах населенного пункта;
  • предусмотренные лифты;
  • наличие сложных архитектурных элементов, которые придают зданию элегантный вид;
  • лифты, а также многое другое.

Благодаря сочетанию всех вышеперечисленных факторов дома того периода все еще являются актуальными, поэтому они крайне популярны среди украинцев. Стоит отметить, что квартиры-сталинки это не однотипное жилье, ведь в каждом доме может быть своя уникальная планировка и разная квадратура. Помимо этого для строительства сталинок использовались разные стройматериалы, поэтому каждый дом отличается от другого.

Чаще всего сталинки пятиэтажные, однако бывают и четырехэтажные. Другое количество этажей встречается крайне редко. Подъезды в таких домах просторные, а окна большие. В качестве стройматериалов преимущественно использовался кирпич. В сталинках достаточно массивные перекрытия, также они очень теплые.

Сталинки обычно строились по принципу небольшого микрорайона, по 5-8 одинаковых домов. Расположение домов обычно крайне удобное:

  • рядом со стратегическими объектами городского значения;
  • в центральных районах города.

Благодаря удобной и практичной планировке и расширенной квадратуре, в такой квартире может комфортно жить даже очень большая семья. Во всех квартирах в сталинских домах после второго этажа есть балконы. Характерным отличием сталинок является небольшое количество однокомнатных квартир. Чаще всего встречаются варианты двухкомнатные, трехкомнатные и даже четырехкомнатные.

Преимущества квартир-сталинок

Подобное жилье является достаточно популярным даже сейчас. И это неудивительно, ведь у сталинок есть много очевидных плюсов, включая:

  • просторные комнаты;
  • возможность сделать большую кухню-студию, соединив ее с коридором;
  • увеличенную площадь;
  • кухня минимум 7 м2, с большими окнами, нередко с балконом;
  • раздельные душ и туалет;
  • высокие потолки;
  • полы сделаны из высококачественного паркета, которым некоторые владельцы пользуются и в наши дни;
  • отсутствие неудобных планировок – все просто и комфортно, поэтому такие квартиры можно перестраивать под собственные запросы;
  • все внутриквартирные перегородки не являются несущими, поэтому их можно без проблем снести.

Недостатки квартир-сталинок

Однако, как и у любого жилья, у таких квартир есть и свои минусы, на которые в обязательном порядке стоит обратить внимание перед покупкой:

  • нестандартный санузел, который является относительно небольшим, однако с высоким потолком;
  • наличие чердака, который оборудован под техэтаж. Нередко с чердака могут доноситься различные звуки. Ведь, если доступ к нему открыт, то туда могут попасть кошки, птицы или бездомные;
  • стоимость жилья в таких домах достаточно высокая, квартиры нередко стоят дороже, чем в новостройках. Это связано с тем, что сталинки рассчитаны на 130-150 лет эксплуатации, поэтому сделаны крайне качественно. Помимо этого на цену влияет и большая квадратура квартир;
  • крыши в таких домах отремонтировать достаточно дорого, поэтому капитальный ремонт проводят крайне редко.

Что нужно знать при покупке сталинки

Необходимо помнить о том, что самым проблемными местами в таких домах являются системы коммуникаций. Перед покупкой следует спросить у продавца о том, когда последний раз меняли трубы и электрическую проводку. В случае, если этого не делали несколько десятков лет, то придется вложить в ремонт крупную сумму денег.

Помимо этого необходимо тщательно осмотреть полы в квартиры, узнать из какого материала сделаны перекрытия. Они могут быть выполнены как из дерева (редко), так и из железобетонных конструкций. Если перекрытия деревянные, то они подлежат частичной замене или реконструкции. Это процесс крайне затратный, поэтому стоит задуматься о целесообразности приобретения такой недвижимости. В случае, если перекрытия выполнены из железобетона, то квартиру можно оценивать и смело покупать.

Сталинки – это не только прекрасные квартиры для комфортной и уютной жизни, но и отличное вложение средств. Ведь с годами рыночная стоимость такого жилья не снижается. Поэтому, если есть возможность и желание, то квартира-сталинка – это отличный вариант.

Деян Суджич Сталинский архитектор — Пушкинский дом

Первая биография, рассказывающая о замечательной жизни и карьере уроженца Украины Бориса Иофана, прекрасно иллюстрированная множеством ранее не публиковавшихся альбомов Иофана и фотографиями из частных коллекций. Архитектор Сталина — это история архитектуры, политики и власти. Борис Иофан (1891-1976) зарекомендовал себя как сталинский архитектор как своими грандиозными проектами, такими как Дом на набережной, мегаструктура из 505 домов для советской элиты, так и своими незавершенными проектами, в частности Дворцом Советов, барочная сталинская мечта, культовый образ которой воспроизводился по всему Советскому Союзу.

Жизнь и проекты Иофана предлагают уникальный взгляд на политику архитектуры двадцатого века и историю Советского Союза.

ИНТЕРВЬЮ ЭНДРЮ ДЖЕКА ДЛЯ ПУШКИНСКОГО ДОМА ( @AJACK )

Как вы связаны с Россией?

Моя семья из бывшей Югославии, и я всегда видел параллель между двумя странами. Когда я впервые приехал в Москву, меня очень интересовало, что это за культура и что общего у этих стран: кириллица, православная церковь.

Что вдохновило вас на написание книги?

Меня побудило пожизненное увлечение архитектурой — не только тем, что означают здания, но и тем, как они выглядят. Я оказался в Москве в 2008 году. Ранее я написал книгу Комплекс зданий , в которой исследовал многочисленные отношения между власть имущими и архитекторами. Семья Иофана знала об этом и пригласила меня посмотреть квартиру, в которой он жил и работал, в спроектированном им Доме на набережной. В тех комнатах, почти не тронутых после его смерти в 1976, видел бумаги, телеграммы советского руководства, приказы ехать в Сталинград смотреть реконструкцию, фрагменты гипсовых построек. Все было ветхим и грустным, и казалось, что это конец эпохи.

Как вы проводили исследования?

Удивительно, сколько сейчас онлайн. Пытаться читать выпуски «Правды » 1930-х годов было увлекательно. Сайт правозащитной группы «Мемориал» оказался необычайно полезным: он проследил столько несчастливых историй. Мне также очень повезло работать с двумя очаровательными коллекционерами: русским архитектором из Берлина, который приобрел много своих бумаг, и еще одним русским эмигрантом в Германии, работающим в Лондоне, у которого было много его записных книжек.

Как Вы оцениваете отношения Иофана с советской властью?

Очевидно, он верил в то, что говорил. Он был верным коммунистом до конца, хотя многие его современники были ликвидированы. Я не думаю, что он предал кого-то лично. Он старался изо всех сил для ссыльной дочери Алексея Рыкова, титульного преемника Ленина. Он предпринял попытку найти и помочь ей. Но книга не пытается судить о его поведении. Он пытается показать напряжение, стресс и трудность жизни в этом необычном здании, Доме на набережной, который часто называют «домом предварительного заключения». Я провожу сравнение с Уоллесом Харрисоном, архитектором, спроектировавшим Рокфеллеровский и Линкольн-центры и помогавшим восстановить Олбани для Нельсона Рокфеллера, который встречался с Иофаном в Нью-Йорке и Москве. Харрисону посчастливилось работать на другого деспота. Было глубоко тревожно осознавать, сколько неприятных людей в СССР увлекались архитектурой — Каганович, Дзержинский, Берия.

Как вы оцениваете его работу?

Наиболее поразительным является разделение до и после 1931 года. Иофан был одаренным архитектором, который пожертвовал своим талантом, чтобы остаться в живых. Трагедия в том, что первая итерация его крупнейшего проекта — Дворца Советов — была монументальной, но не безумной. Сталин сказал, что выиграл конкурс, но он должен сделать его самым высоким зданием в мире. Он никогда не мог вернуться. Мысль о том, что Сталин найдет места в поездах с беженцами и деньги на эту безумную схему, в то время как страна была на грани затмения, невероятна. Он стал символом советской колониальной мощи. Но у Советского Союза не было средств. Иофана попросили спроектировать самое высокое здание в мире Дворца Советов, но он понятия не имел, как это сделать. Архитекторы не могут спрятаться в своих чертежах. Вы чувствуете человека почти так, как нарисовано здание. Он никогда не заканчивал дела. Может быть, он жил в своих рисунках. Он думал об одном и том же 25 лет.

Он стал камнем, который он пытался нести в гору.

Какая его самая успешная работа?

Павильон в Париже – противостояние нацистскому павильону Альберта Шпеера. Именно здесь он воздвиг памятник, мощный, но не абсурдный. Его санаторий в Барвихе выглядит не хуже, чем что-либо из того периода в Финляндии. «Дом на набережной» — тоже удивительный проект: кусочек города, мегасооружение с кинотеатром, театром, универмагом, тиром, спортзалом и парикмахерской. С тех пор многие архитекторы пытались это сделать, но, вероятно, это была первая реализация города в здании. Тем не менее, несмотря на демократическую риторику, это был город только для избранных, как имперский запретный город в Пекине.

Видите ли вы сегодня какую-либо связь между Иофаном и войной России на Украине?

Его родным городом была Одесса, которая была Шанхаем российской администрации: очень интернациональный город с дорожными указателями на итальянском языке для читателей, не владеющих кириллицей. [Подобно тому, как Россия конфискует объекты на Украине] Иофан был архитектурным советником «трофейной комиссии», созданной для изъятия немецких и австрийских произведений искусства в качестве репараций. Он спроектировал городок в Донбассе для Штеровской ГЭС, за которой сейчас идут бои. Это свидетельствует о мужестве жителей Украины и тех в Москве, которые смело заявляют: «Это неправильно». Это заставляет понять, что поставлено на карту.

У вас есть планы на другую книгу?

Меня очень заинтересовала работа бразильского архитектора Оскара Нимейера. Он был единственным человеком, получившим Притцкеровскую премию и Ленинскую премию мира. Он был пожизненным коммунистом, который также спроектировал штаб-квартиру Коммунистической партии Франции в Париже.

Как посетить Сталинскую подпольную типографию в Тбилиси

Музей Сталинской подпольной типографии (также известный как Сталинская типография или Музей Авлабари) — одна из самых необычных достопримечательностей Тбилиси, которую обязательно нужно посетить, если вы интересуетесь советской историей.

Читайте также: Лучшие музеи и галереи Тбилиси

Впервые о существовании нелегальной типографии я узнал во время экскурсии по музею Сталина в Гори, где хранится макет в рамках выставки на Ранние годы жизни Сталина.

В 2012 году управление музеем было официально передано Национальной парламентской библиотеке Грузии. Но я уверен, что это как-то все же связано с Коммунистической партией Грузии.

Трудно найти достоверную информацию в Интернете, и по этой причине я старался не заходить. На это у меня ушло почти пять лет, но я рад, что наконец-то увидел это лично.

Часть выставки в Сталинской типографии.

Как и многое другое в Джорджии, печатный станок ржавеет. Без Сосо — самозваного смотрителя музея Тбилисской типографии, который живет в крошечной комнатке на территории, — мы не смогли бы увидеть этот мрачный, но важный исторический памятник. Сосо — убежденный коммунист. Одним из основных моментов посещения музея является возможность встретиться с ним.

В этом блоге я кратко расскажу об истории и значении печатного станка, прежде чем поделиться своим опытом посещения музея. В конце я включил все, что вам нужно знать, чтобы спланировать посещение, включая часы работы и цены на билеты.

Этот путеводитель был написан после моего посещения Музея подземной типографии в конце декабря 2021 года. Как и во всех моих путеводителях по Тбилиси, я стремлюсь поддерживать его актуальность и точность и вернусь, чтобы внести поправки в любые детали, если и когда они изменятся.


Обратите внимание: Этот пост содержит партнерские ссылки, что означает, что я могу получить комиссию, если вы совершите покупку, нажав на ссылку (без дополнительной оплаты для вас). Узнать больше.


Краткая история Сталинской подпольной типографии

История сталинской типографии восходит к рубежу веков, когда Грузия входила в состав Российской империи. Пока его брат лечился от туберкулеза в Абастумани, в нескольких сотнях километров от Тбилиси, движение за свержение царя Николая II набирало обороты.

Молодой сторонник Ленина Иосиф Джугашвили, он же Иосиф Сталин, родившийся в соседнем городе Гори, уже делал себе имя как революционер. В 1903 году он взял на себя задачу организовать в Тбилиси типографию для печати брошюр и прокламаций, призывающих к свержению царя.

Разумеется, это нужно было делать тайно, поэтому вместе с группой сторонников он выкопал потайную комнату на 15 метров под неприметным деревянным домом в Авлабарском районе. Доступ в типографию осуществлялся через колодец с добавлением ряда несанкционированных эвакуационных туннелей и секретных шахт.

Модель сталинской типографии в Музее Сталина в Гори.

Тысячи агитационных материалов были напечатаны на грузинском, русском и армянском языках, а затем поездами развезены по региону.

Чтобы не отставать от спроса, первоначальный станок был заменен более крупной моделью, купленной в Аугсбурге, Германия, в 1893 году по просьбе самого Ленина.

Впечатление художника от печатного станка в действии.

Издание и распространение частично финансировались преступной деятельностью Джугашвили. Сказать, что он был на радаре жандармерии, значит ничего не сказать. В 1906 году печатный станок был окончательно обнаружен и уничтожен.

Как гласит история, подозрительный офицер вошел в дом, поджег лист бумаги и бросил его в колодец. Его втянуло боком в горизонтальный проход, обнаружив существование потайной комнаты внизу. Колодец был засыпан землей, а дом разрушен.

Десятилетия спустя, когда к власти пришел Сталин, типография была восстановлена ​​и вновь открыта как музей. Это было популярное место паломничества туристов со всего СССР и других коммунистических стран, особенно Китая, где легенда о печатном станке до сих пор преподается в школах. (Мой муж преподает онлайн, и когда он упоминает Тбилиси своим ученикам, многие из них тут же начинают говорить о печатном станке.)

Музей пришел в упадок в 1990-х годах, а затем вновь открылся несколько лет назад.


Наш визит в Сталинскую подземную типографию-музей

Мы подошли к кирпичному зданию середины века, окружающему музейный двор, как раз в тот момент, когда уезжала еще одна пара туристов. Наше время было точным — если бы они не разговаривали с Сосо снаружи, мы бы увидели запертые ворота и решили, что музей закрыт.

Я уверен, что встретить холодным декабрьским утром две группы туристов подряд – большая редкость. Сосо был рад нас видеть и провел внутрь.

Вход в музей. По понятным причинам, вы не можете пропустить это.

Как я уже говорил, Сосо является членом Коммунистической партии и правоверным человеком. Мы представились, объяснив, что мы из Австралии, и он тут же поднял сжатый кулак, бормоча что-то уничижительное про «британцев», с глухим стуком приземлился армейским сапогом на бетон, а затем принялся перемалывать невидимое насекомое в небытие.

Мы улыбнулись и с энтузиазмом закивали. Я думаю, что на самом деле я тоже поднял ботинок и сделал небольшой нерешительный удар. Что еще мы могли сделать?

В обычных обстоятельствах Сосо выступит в роли гида и сам покажет вам музей, если вы говорите по-грузински или по-русски. Во время нашего визита Сосо страдал от противного кашля, поэтому вместо этого он дал нам лист бумаги формата А4 с информацией о музее на английском языке, указал путь к нескольким различным зданиям, а затем удалился в свою комнату.

Я посмотрел на газету, которая начинается с восклицательного знака «Уважаемые гости!». Идеальный. Сцена была установлена.

Мы вошли в первое здание, где находится знаменитый колодец. Среди щебня и кучи строительных материалов шахта освещена теплым светом, а наверху на веревке свисает пустое ведро. Мы также видели схему расположения туннеля, закрепленную на стене.

Печально известный колодец.

Затем мы пригнули головы и прошли под главный дом, где новенькая винтовая лестница вела нас глубоко вниз, в комнату, где стоит оригинальный типографский станок.

Как мы узнали в Музее Сталина, машина была незаконно ввезена в Грузию по частям, а затем тщательно собрана, как особо неприятный предмет мебели из Икеи.

Типография Аугсбурга 1893 года.

Покрытый паутиной и покрытый ржавчиной, пресс одиноко стоит под голой лампочкой. Единственные части машины, которые были очищены, — это тиснение на металле 1893 года и названия Аугсбурга.

К кирпичной стене прикреплено несколько листов бумаги формата А4 в пластиковых конвертах, образцы пропаганды на грузинском и армянском языках. Там также есть небольшой туннель, из которого вы можете посмотреть на колодец и представить, как должно было работать это тайное соглашение.

Последняя часть музея — оригинальный деревянный дом, расположенный прямо над подземным помещением. Вы можете только представить себе наблюдателей, расхаживающих по крыльцу, готовых подать сигнал тревоги и сигнализировать принтерам, чтобы они выключили выключатель всякий раз, когда полицейский высовывает голову из-за забора.

Типография находится прямо под этим домом.

В двух комнатах старая мебель, плакаты, фотографии, портреты Ленина и Сталина, книжные шкафы с русскими и грузинскими книгами. Есть также несколько «современных» памятных вещей Коммунистической партии, в том числе бейсболка CCCP.

Книги и памятные вещи в доме.

Здесь установлена ​​оригинальная типографская машина меньшего размера, а также макет второй типографии, типографии «Нина» в Баку, Азербайджан, где выпускалась нелегальная газета на грузинском языке «Брдзола ».

Позже мы поняли, что случайно пропустили «музейную» часть музея, большой выставочный зал с фотографиями и газетными вырезками. Для справки, он расположен в передней части комплекса за красно-черными двустворчатыми дверями.

Возможно, Сосо решил, что нам это неинтересно, потому что мы не сможем читать дидактику. Или, может быть, ему не хотелось показывать нам окрестности, потому что он был нездоров. Мы сфотографировались вместе, прежде чем попрощаться.

Я не был уверен, улыбаться мне или нет. У Сосо есть своя поза.

Отношения Грузии со Сталиным сложные. Так много мест в Грузии утверждают, что имеют какое-то отношение к вождю — от дачи Сталина в Шови, Рача (которую он, по-видимому, никогда не посещал), до его личной бани в Цхалтубо, его апартаментов в старом Военном санатории и еще одной дачи на холм (опять же, связь незначительна).

Музей-печатни, однако, вписан в учебники истории. Это кажется более реальным. Как бы вам не нравилась эта идеология, как бы странно все это вас ни волновало, нельзя отрицать, что это захватывающая и важная часть мировой истории. И, несмотря на то, что он находится в центре Тбилиси, большинство людей его не замечают.

Я думаю, что это один из самых уникальных музеев в Грузии, и его очень стоит посетить.


Часы работы музея, билеты и информация для посетителей

Часы работы музея

Мы воспользовались Google Translate, чтобы получить от Сосо следующую информацию.

Музей Сталинской подпольной типографии открыт каждый день. Официальных часов нет — просто приходи и смотри, принимает ли Сосо гостей. Его номер мобильного телефона висит на двери, так что вы можете позвонить ему, когда приедете, или просто крикнуть во двор через запертую калитку.

На всякий случай советую приходить в будний день не раньше 11 утра и не позже 16:00. Если вы говорите по-грузински или по-русски, вы можете заранее дать ему звонок.

Контактная информация Сосо размещена у входа в музей.

Цена билета

С нас взяли по 10 лари за посещение музея. Официальной платы за вход нет, это скорее «чаевые» — и, насколько я могу судить, плата (и взимается ли она вообще) полностью на усмотрение Сосо. Мы были более чем счастливы заплатить.

Как добраться до Музея Сталинской подземной типографии

Музей расположен на улице Каспи в Авлабарском районе, примерно в 3 км от площади Свободы на противоположном берегу реки. Самый простой способ добраться туда — на такси, которое стоит от 4 до 6 лари от площади Свободы при заказе через приложение Bolt.

Можно также доехать на метро до станции метро Арагвели 300 (2 остановки на красной линии в направлении Варкетили), затем пройти три квартала (600 метров, 10 минут).

В непосредственной близости больше не на что смотреть, но можно совместить посещение музея с посещением Свято-Троицкого собора Самеба (крупнейший православный храм Грузии) и прогулку по Старому Авлабари, посещение Дворца королевы Дареджан, Метехи и заброшенная армянская церковь Кармир Аветаран. В совокупности это одни из моих любимых церквей в Тбилиси.

Или вы можете продолжить движение в обратном направлении, чтобы посетить Навтлуги, один из крупнейших рынков под открытым небом в Тбилиси (около 30 минут пешком от музея).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *