Античная архитектура
Образец античной архитектуры – постройки Акрополя.
Когда говорят об античной архитектуре, прежде всего, имеют в виду искусство Древней Греции. Над созданием самого известного античного ансамбля Древней Греции — Акрополя – с 6 века до н.э. трудились архитекторы Калликрат, Иктин, Архилох, Мнесикл. С 447 г. до н.э. строительством руководил скульптор Фидий. В конце 19 века были проведены реставрационные работы, в ходе которых был частично восстановлен облик Акрополя, заново возведен храм Ники Аптерос. Архитектура античности явилась образцом, которому подражали зодчие Римской империи, Ренессанса, классицизма. Древние греки преуспели в развитии многих наук, в том числе геометрии, применив ее законы для определения пропорции, оценивая с ее помощью гармоничность объекта. Основным достижением архитекторов античной архитектуры Древней Греции стало открытие ордерной системы. Были созданы дорический (Парфенон), ионический (храм Ники Аптерос), коринфский ордер (Олимпейон в Афинах).
Дорический храм Парфенон, посвященный Афине Парфенос. Начало строительства 447 г. до н.э., храм освятили в 438 г.
Храм Ники Аптерос (Победы Бескрылой) — ионический храм. 427—424 гг. до н. э. Архитектор Калликрат.
Храм Зевса Олимпийского. Олимпейон в Афинах. 6 век до н.э. – 2 век до н.э.
Мегарон – прямоугольное сооружение с очагом посередине.
Античная архитектура Древней Греции до 5 века до н.э. называется архаичной. В тот период начали возводить храмы, посвященные греческим богам. В основе любого храма было строение по типу мегарона. Архаичные храмы строили из необожженного кирпича, они имели двускатную деревянную крышу. В то же время формировалась культура строительства колоннад перед фасадом здания. Храмы того времени были в плане прямоугольными, внутри них находилось наос – святилище. Колонны могли располагаться перед основным фасадом (Храм в Антах) — простиль, на двух фасадах с разных сторон – амфипростиль, или же они располагались вдоль всего периметра, создавая перипетр.
Простиль в античной архитектуре.
Амфипростиль в архитектуре античной Греции.
Перипетр в античном сооружении.
Этрусская культура существовала до н.э. на территории современной Италии. В 3 веке до н.э. Этрурия – страна этрусков – попала под владычество Рима. Этруски строили города с каменными домами, которые имели внутренний дворик, атриум, водоем. Этруски применяли при строительстве математические законы, использовали пропорциональные соотношения, ритм в оформлении зданий. Этрусские храмы напоминали греческие, они устанавливались на высоком фундаменте, к входному портику вела лестница. При возведении храмов использовали ордер, который впоследствии, уже в эпоху Возрождения, получил название тосканского (тосканские колонны напоминают дорический ордер, но имеют гладкую поверхность и базу, антаблемент не имеет членений). Двускатные кровли из терракотовых черепиц выступали над портиками, их поддерживали колонны с капителями, редко расставленные вдоль основного фасада. Храмы были украшены статуями и узорными фризами из терракоты (примеры храмового декора находятся в музее Вилла Джулия — это терракотовые модели храмов из Вульчи – 6 век до н. э., скульптурный фронтон из Неми — конец 6 – 3 вв. до н. э.) Среди храмового декора были антефиксы – вертикально расположенные плиты из камня или дерева, закрепленные у карниза кровли. Антефиксы выполняли двойную функцию: они служили как оберег от злых сил, а также были водоотводами. Подобные храмы стали образцом для храмовой античной архитектуры римлян. Из редких, частично сохранившихся примеров этрусского искусства можно назвать руины храмов: акрополь в Марцаботто и Пирге.
В античной архитектуре храмы устанавливались на прямоугольный высокий фундамент со ступенями, на которых собирались верующие (внутрь храма они не входили, там размещалась большая статуя греческого бога, в меньшем зале располагалась сокровищница). Иногда строили храмы круглой формы с круглыми перипетрами. Вокруг храмов устанавливали ограду, с помощью скульптурных композиций создавались храмовые ансамбли, как например, в Афинах, Приене, Дельфах, Олимпии. Афинский Акрополь, возведенный в период властвования Перикла – образец храмов архитектуры античности – с дорическим Парфеноном и храмом Ники Аптерос. Жилые дома в Древней Греции периода архаики представляли собой прямоугольные здания с вестибюлем. Архитектура античности в 5-6 вв. вступает в классический период, планировка жилого дома становится сложнее и состоит из мужской (в передней части дома) и женской половины. Обе половины имели выход во внутренний дворик. Кровля обычно была плоской, а плоские фасады без украшений, выходящие на улицу, не имели окон. Архитектура античности Древнего Рима многое переняла у греков и этрусков.
Терракотовые антефиксы из Южного святилища в Вейях.
Античная архитектура Рима создавалась разными народами, которые попали в зависимость от воинственной республики. Богатства, поступающие из завоеванных стран, послужили толчком для появления новых храмов и дворцов. В 1 веке до н.э. Рим превратился в империю, и основным направлением в зодчестве стал «августовский классицизм», оказавший в дальнейшем огромное влияние на европейскую архитектуру. В это время появилось большое количество общественных зданий, форумов. Сооружения украшались лепниной, каменным рельефом, скульптурами крышами с фронтонами. При императоре Нероне был возведен знаменитый Золотой дом. Во время правления Андриана (125 г. н.э.) — построен Пантеон. Античная архитектура Рима, как и древние верования римлян, приходит в упадок с восхождением на трон императора Константина, принявшего христианство. После 313 г. н.э. – года официального провозглашения христианства как государственной религии – начали возводить христианские храмы, которые по форме напоминали античные сооружения. Константин перенес столицу в бывший город Византий, назвав его Константинополем, Рим сложил с себя функции столицы империи. В результате архитектура античности, хотя еще и сохраняла свое влияние, потеряв идеологическую составляющую, постепенно стала только традицией.
Автор текста: М. Костин
Античная архитектура, или история движения идей
Первая часть интервью с Максимом Атаянцем
Почему исследователи раз за разом переписывают историю античной архитектуры? Какие загадки таит в себе Пантеон? И что холодные камни могут рассказать о политической истории двухтысячелетней давности? Мы начинаем публикацию интервью с архитектором и художником Максимом Борисовичем Атаянцем.
До того, как я познакомился с вашими исследованиями, мне казалось, что изучение классической, античной архитектуры в современном мире — уже во многом отжившая, архивная отрасль, поскольку практически все памятники того времени были детально изучены в прошлом.
К сожалению, у многих, кто не имеет отношения к изучению античности, возникает подобное впечатление. Однако, эта отрасль продолжает чрезвычайно активно развиваться, и за последние 20–25 лет были сделаны очень крупные открытия.
В этой связи нужно вспомнить известнейшего историка и переводчика античной литературы Михаила Леоновича Гаспарова, который писал, что античность в любом случае закончилась, она завершена и она в нас не нуждается. Но, при этом, каждая последующая эпоха берет от античности что-то своё.
В качестве примера, лучше всего иллюстрирующего данную мысль, приведу следующее. Мы с восторгом рассматриваем футурологические зарисовки 1800, 1900 или 1950-го года, в которых представлен грядущий 2000-й год. Однако они почти ничего не говорят нам о самом 2000 годе, но очень многое — о том обществе, в котором возникли. И если мы вместо будущего представим прошлое, как это ни удивительно, возникнет почти та же самая ситуация. Неслучайно реконструкции античных памятников 1960-х годов сильнейшим образом отличались от реконструкций античных памятников, например, 1870-х годов.
Уильям Макдональд в своей книге, посвященной Пантеону, писал, что в Соединенных Штатах в одном из центральных музеев стоял грандиозный макет реконструированного Пантеона, сделанный очень достоверно и качественно в конце XIX века.
Тем не менее в 60-е годы было принято решение убрать его из экспозиции, потому что на тот момент он болезненно остро напоминал эклектическую архитектуру конца XIX века и нёс массу характерных черт этого периода.В качестве второго примера назовём реконструкции знаменитейшей Виллы Юпитера на Капри, построенной римским императором Тиберием. Существует современная реконструкция и вполне научная реконструкция середины XIX века, в которой присутствует стиль, присущий работам Лео фон Клёнце или Андрея Ивановича Штакеншнейдера. Это связано с тем, что дух эпохи проявляется и при работе с античными памятниками. Поэтому изучение античной архитектуры никогда не может устареть. Кроме того, и в наше время продолжают совершать находки или опровергать устоявшиеся прежде точки зрения.
Реконструкции виллы Тиберия. Современная работа — справа.Вообще изучение античности — это прерогатива империй или государств, претендующих на это звание. Существует базовое представление, что одной из основ европейского духа является античность.
В странах социалистического блока особняком стояла Польша, правительство которой организовывало наибольшее число археологических экспедиций: в Луксор, Карнак, Пальмиру, Северную Африку и много куда еще. Что касается Советского Союза, здесь отчасти наблюдалось противостояние античной культуре, которая воспринималась как часть европейского колониализма.
В советской историографии, посвящённой архитектурным и музейным памятникам тех стран, которые находились в орбите Советского Союза, например, Сирии или Алжира, прослеживается попытка искусственно отделить эти регионы с хорошо сохранившимися античными сооружениями от греко-римской традиции.
Например, Пальмира и Петра в двенадцатитомной Всеобщей истории архитектуры специально были вынесены из тома, посвящённого античности, в том, где рассказывалось про Древний Восток. Это невозможно объяснить ничем иным, как желанием избавиться от засилья римской культуры, потомками которой выступали колониальные империи.
Приведу еще один похожий пример: в Армении есть хорошо сохранившийся и отлично отреставрированный храм I в. н.э. в Гарни. Это прекрасный ионический храм, построенный при Нероне, скорее всего, являющийся храмом Митры. Однако в советском архитектуроведении 50-х–60-х гг. при всей очевидности облика храма велись дискуссии по поводу того, есть ли здесь греко-римское влияние или это исключительно местное явление.
Храм в Гарни. Фото М. Б. АтаянцаНекоторые аналогии можно увидеть и в работах израильских специалистов. Им тоже очень хочется искусственно отделить национальную архитектуру времён Второго Храма от римских завоевателей. В очень хорошей и очень подробной монографии, посвящённой строительной деятельности царя Ирода, есть маленькая главка страниц на десять под названием «Греко-римские влияния на архитектуру Ирода». Это совершенно естественно для автора, который работает в атмосфере возродившегося национального государства. Но если отвлечься от данного факта, то становится совершенно очевидно, что царство Ирода Великого того времени было обычным, ничем не примечательным на фоне других, эллинистическим государством.
Ирод Великий очень удивился бы, если бы ему сказали, что он испытывает влияние греко-римской культуры, ведь он, за исключением религиозных особенностей, был обычнейшим эллинистическим царём, который просто не мог мыслить по-другому.
И строил он не только у себя, но и в Антиохии или на Родосе. Ирод даже повлиял на Тиберия с архитектурной точки зрения.
Даже так? Не могли бы вы об рассказать подробнее?
С удовольствием. Думаю, многим известно, что Ирод на верхушке одной из скал среди пустыни возвел крепость Масада, возвышающуюся на высоте 270 м над равниной. Здесь же был построен дворец с полукруглым павильоном, позволяющим обозревать окрестности на максимально далёкое расстояние. А теперь мы мысленно перенесёмся на виллу Тиберия на Капри.
Макет дворца царя ИродаЗдесь мы увидим похожий мыс.
Да, только высота возвышенности на Капри составляет уже 340 м. Трудно не заметить, что воплощение и план местного сооружения имеют сходство с дворцом царя Ирода. С ним Тиберий скорее всего общался лично: согласно источникам, Ирод ездил на Родос, где занимался разными строительными проектами, как раз тогда, когда будущий император Тиберий пребывал там в добровольной ссылке. К тому же вилла Тиберия была построена лет через 40 после Масады.
Интересное совпадение.Правильно ли я понимаю, что по подобным заимствованиям можно сделать ещё много различных выводов?
Разумеется, от общеисторических до менее глобальных. Вообще движение и развитие архитектурных мотивов и композиций очень интересно. Например, мавзолей Мавсола в Карии породил тысячи подражаний – по всей периферии империи от Германии до Туниса можно рассмотреть его узнаваемые черты во множестве погребальных сооружений. Изменение исходной формы в ходе путешествий зависело от того, в какой культурный контекст она попадала.
Мавзолей Мавсола в КарииПример драматического изменения исходных форм даёт храм Бэла в Пальмире, которым я сейчас занимаюсь. Политеистический семитский культ был насильственно заключён в трудно совместимую с ним форму классического периптера, и он сильно и своеобразно изменился в связи с этим: возникла дверь с продольной стороны, окна, потому что внутри целлы нужно было соблюсти разделение на святая и святая святых и т.
Такая же борьба традиций прослеживается и в Баальбеке, где расположен храм Юпитера Гелиополитанского. Он, похоже, не был закончен, потому что местный культ очень плохо вписывался в классичечскую архитектурную форму: прямо перед храмом, заслоняя его фасад, поднялись два громадных алтаря кубической формы, напоминающие Каабу. То есть, скорее всего, вся культовая деятельность перешла в эту зону, а потом уже с южной стороны уже был построен ещё один огромный храм, который называют малым только потому, что он несколько уступает в размерах своему соседу.
План храма Юпитера Гелиополитанского в БаальбекеПо некоторым архитектурным деталям мы можем сделать вывод о наличии латентного сопротивления римскому влиянию. Например, амфитеатры в Римской империи были распространены очень неравномерно. Их вообще нет в эллинистических поселениях, кроме строго гарнизонных. То есть местные жители не приняли этой идущей от этрусков традиции. Стоит отметить и совершенно неравномерное распределение композитного ордера среди памятников античности, поскольку он воспринимался строго как римский имперско-столичный. В городах Декаполиса вы не найдёте ни одной композитной капители. А вот, например, в Эфесе – столице римской провинции Азия, таких капителей очень много.
То есть, грубо говоря, посмотрев на местную архитектуру, вы можете понять, например, как местные жители относились к римскому господству?
Можно сделать обоснованные предположения на эту тему. Например, увидеть, где они хотели больше чего-нибудь парфянского, или, может, и не хотели, но для них это было необходимо. Как, например, для Пальмиры, которую, вообще говоря, нельзя назвать частью Римской империи. Это было, скорее лимитрофное государство между парфянами и римлянами, зарабатывающее огромные деньги на пограничной торговле, проводке и организации стоянки караванов и т.п. При этом архитекторов они выписывали самого высокого столичного класса.
Вообще, в этой связи хотелось бы сказать, что историю архитектуры историк всегда будет рассматривать как служебную науку, которая может дать очень интересное подспорье для построения общеисторических концепций.
По изменению архитектурных стилей можно судить и о политической истории.
Если отойти от темы заимствований, не могли бы вы привести примеры крупных открытий в области античной архитектуры последних лет?
Да-да, конечно. Рассмотрим, например, Пантеон, казалось бы, изученный вдоль и поперёк памятник, про который вроде ничего нового уже и не скажешь. Мы всё время забываем, что ещё 100 лет назад бытовала, как одна из вполне вероятных теорий, мысль о том, что это не что иное, как часть терм Агриппы, а вовсе не храм.
Однако существовали очень большие странности с датировками. Произошла целая научная сенсация, когда в 30-х годах XX века на основании штампов на кирпичах было доказано, что Пантеон построили при императоре Адриане. Заодно выяснилось, что всё сохранившееся здание было построено в первой четверти второго века, хотя раньше господствовало представление, что портик и ротонду разделяют века полтора. Недавно вышел отличный сборник, посвящённый Пантеону, в одной из статей которого вновь рассматриваются вопросы датировки и становится ясно, что возведение Пантеона вовсе не относится к временам Адриана, а произошло при Траяне. Исходя из этого, можно достоверно предположить, что строил его автор Форума Траяна и Траянской колонны, знаменитый архитектор Аполлодор. Разумеется, это невозможно доказать точно, но в пользу такой гипотезы говорит большое количество косвенных свидетельств. Кстати, становится более понятным и то, почему Адриан, плохо к Аполлодору относившийся, не выпустил ни одной монеты с изображением столь значительного сооружения.
На этом открытия, касающиеся Пантеона, не исчерпываются. Если вы помните, имеются некоторые странности с портиками Пантеона.
Да, что-то касающееся их высоты, если я не ошибаюсь.
Да. Крупный британский специалист Марк Уилсон Джонс смог разгадать, с чем это связано. При строительстве должны были использоваться монолитные гранитные стволы из Египта пятидесятифутовой высоты. Однако то ли затонула баржа, которая их везла, то ли случилось что-то еще непредвиденное, но стволов не оказалось. По этой причине пришлось применить несколько меньшие заготовки.
Пантеон. Фото М. Б. АтаянцаПодобные открытия неспециалисту могут показаться чем-то не особенно важным, однако же они имеет очень большое значение для науки, поскольку меняют прежние устоявшиеся представления ученых.
Взглянув на ваш архив, я заметил, что там можно найти много рисунков от руки. Почему вы продолжаете рисовать в мире современных технологий?
Пальмира. Триумфальная арка. Рисунок М. Б. Атаянца, 2019 г.Для меня это является естественной потребностью и одним из лучших способов осмысления. Никакая фотография или видео при всей моей увлечённости этим процессом его не заменят. Есть очень хорошая фраза, приписываемая, кажется, Микеланджело: рисунок есть вершина человеческой деятельности, потому что одновременно задействуется и мозг, и рука, и глаза. Поэтому во всех поездках я всегда рисую, но не для того, чтобы кому-то позже показать свои рисунки. В процессе рисования ко мне приходят различные идеи, которые я тут же и записываю, ведь самая опасная иллюзия, присущая человеку, – это считать, что идея, появившись однажды, навсегда останется с тобой.
Продолжение интервью в следующем материале!
Поделиться статьей в соцсетях
Подпишитесь на Proshloe
Только лучшие материалы и новости науки
« Предыдущая запись
Следующая запись »
Античная архитектура – полный путеводитель по 5 самым знаковым памятникам
Информационный бюллетень
Полный путеводитель по 5 самым знаковым памятникам античной архитектуры с онлайн-курсом «Сокровища архитектуры».
Незабываемое путешествие по античной архитектуре :
- Пирамида Гизы.
- Храм Амона.
- Парфенон.
- Колизей.
- Собор Святой Софии.
25,00 €
Добавить в корзину
Цели обученияВ конце этого курса по античной архитектуре участники смогут узнавать архитектурные стили, а также историю, культуру и искусство лучших архитектурных и туристических образцов в мире, в каждом стиле проанализировано.
В хронологическом порядке курс начнется с исторического, художественного и культурного объяснения основного стиля строительства, за которым следует анализ памятника, его истории и архитектора.
Таким образом, участнику будет предоставлено необходимое содержание для понимания зданий античной архитектуры, а также их архитектурного окружения.
Кто проходит этот курс?
Этот курс об античной архитектуре предназначен для тех, кто хочет начать формировать базу знаний об архитектуре и туризме или углубить свои интересы (специалисты, которые занимаются деятельностью, связанной с историей и искусствоведением, музеографией, консервацией и реставрацией, Специалисты по туризму
Курс для всех интересующихся великими памятниками древности.
Нет требований к доступу
Сертификат
По окончании курса выдается свидетельство об обучении. Узнать больше.
Мы являемся учебным центром, сертифицированным DGERT — Сертификат учебного заведения № 1800/2015, поэтому сертификат имеет международную силу.
Нажмите, чтобы узнать больше
В этом курсе вы изучите:
Модуль 0 – Архитектурная панорама
Модуль 1 — Великая пирамида в Гизе
1.1 Архитектура фараонов
1.1.1 Значение реки Нил
1.1.2 Эволюция погребального сооружения
1.1.3 Мастера
1.2 Великий Пирамида Гизы – Гиза
1.2.1 Местоположение
1.2.2 Функция
1.2.3 Тайны
1.2.4 Персонал
1.2.5 Интерьеры
1.2.6 Сфинкс
Модуль 2 — Храм Амон
2.1 Египетские храмы
2.1.1 План
2.1.2 Оформление
2.2 Храм Амона – Карнак
900 04 2.1.1 История2.1.2 План
2. 1.3 Религиозный центр Империя
Модуль 3 – Парфенон
3.1 Греческая архитектура
3.1.1 Боги
3.2 Парфенон – Афины
900 04 3.2.1 История3.2.2 План
3.2.3 Entasis
3.2.4 Украшение
3.2.5 Функции
Модуль 4 – Колизей
4.1 Архитектура Великой Римской империи
4.1.1 Влияния 900 05
4.1.2 Цель
4.2 Колизей – Рим
4.2.1 История
4.2.2 План
4.2.3 Функция
4.2.4 Организация
4.2.5 Клетки
Модуль 5 – Собор Святой Софии
5.1 Византийская архитектура
5.1.1 Разделение Римской империи
5.1.2 Христианство
5.1.3 Золотые мозаики
5.2 Собор Святой Софии – Стамбул
5.2.1 История 900 05
5.2.2 Интерьер
Вы Вас также может заинтересовать
25,00 €
В корзину
24,00 €
В корзину
19,00 €
В корзину
25,00 €
В корзину
Newsletter
Federal — Antique Homes
Historic Style Guide
1790 — 1825
Понимание федерального стиля в архитектуре означает его отличие от георгианского стиля после революции, положившей начало концу английского влияния в Америке .
В домашнем дизайне сельские образцы очень похожи на дома, построенные в дореволюционное время, в то время как дома, построенные в процветающих городах, таких как Бостон, Провиденс, Салем и Портсмут, отличались тонкостью дизайна послереволюционной Франции. Эти планы домов подчеркивали большую геометрическую массу, простые, плоские поверхности стен и тонкий орнамент, взятый из классических источников и ограниченный дверными, оконными и карнизными молдингами. Кирпич, уложенный на фламандской связке, был излюбленным строительным материалом, но можно найти множество примеров каркаса.
Официальный федеральный дом в высоком стиле был почти кубической формы с почти плоской крышей. Над дверью есть освинцованная фрамуга. Предпочтение отдавалось красному кирпичу с белой отделкой, и многие из них были построены в процветающих прибрежных городах Новой Англии в самые жаркие десятилетия девятнадцатого века.
Эти дома обычно трехэтажные и скрывают почти плоскую крышу за балюстрадой, установленной на карнизе. Фасады с пятью пролетами имеют центральный вход, над которым может быть установлено палладианское окно. Боковые фонари обычно украшают входную дверь, увенчанную эллиптической фрамугой. Окна широко расставлены и представляют собой двойные створки с небольшими стеклянными панелями в конфигурации «шесть на шесть» или «девять на шесть». Перемычки могут быть растопырены и иметь трапецеидальный блок по центру. Наружные ставни встречаются только в сельских домах; У образцов высокого стиля были внутренние ставни, которые складывались во внутренние оконные косяки.
Дизайн декоративных деталей был взят из античной мифологии и изображен на внутренних гипсовых панелях и молдингах. Эти рисунки появились благодаря английским братьям Адаму и представлены в сине-зеленых пастельных тонах, ставших популярными благодаря Джозии Веджвуду.
В городах федеральный дом легко адаптируется к конструкции рядного дома. Здесь, в Фитчбурге, штат Массачусетс, четыре серии показывают изменения, внесенные отдельными владельцами.