Ар деко в архитектуре – — —

Содержание

Ар-деко — Википедия. Что такое Ар-деко

Ар-деко́[1] (фр. art déco, досл. «декоративное искусство», от названия парижской выставки 1925 года фр. Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes, рус. Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств) — влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930—1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде и живописи. Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма. На стиль ар-деко также значительное влияние оказали такие художественные направления, как кубизм, конструктивизм и футуризм.

Отличительные черты — строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, оформление в полутонах, отсутствие ярких цветов в оформлении, при этом пёстрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.

Обзор

American Radiator Building (1924) в Нью-Йорке по проекту Раймонда Худа.

Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину «ар-деко» . На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.

Само направление ар-деко существовало и до открытия выставки в 1925 — это было заметное течение в европейском искусстве 1920-х годов. Американских берегов оно достигло только к 1928 году, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderne[en] — американизированное ответвление ар-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия.

Париж оставался центром стиля ар-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн — самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Süe et Mare», ширмы Эйлин Грей, изделия из кованого металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Рене Лалика и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Cartier.

Символом ар-деко в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». Классическими представителями ар-деко в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрия).

Хотя термин ар-деко возник в 1925 году, он не был часто употребляемым до смены отношения к этой эпохе в 1960-х. Мастера стиля ар-деко не входили в некое единое сообщество. Движение считалось эклектичным, находившимся под влиянием нескольких источников.

Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Активно применяли зигзагообразные и ступенчатые формы, широкие и энергичные кривые линии (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио-сити и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» и «Нормандия». Ар-деко был роскошен, и считается[источник не указан 2125 дней], что эта роскошь — психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.

Streamline Moderne

Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с ар-деко и близко к нему примыкало, было «Streamline Moderne» (название от англ. streamline — «линия обтекания» — термина из области аэродинамики). В «стримлайн модерн» ощущается влияние промышленных штамповочных и аэродинамических технологий. В итоге в произведениях этого стиля появились очертания самолётов или револьверных пуль. Когда дизайн первого массового автомобиля фирмы Крайслер, «Chrysler Airflow[en]», оказался популярным, обтекаемые формы стали использоваться даже для точилок, зданий и холодильников.

  • Здание радиовещательной компании BBC (1931)

  • Здание-лайнер в Париже на 3 boulevard Victor (1935)

  • Pan-Pacific Auditorium (1936) в Лос-Анджелесе

Затухание стиля

Ар-деко незаметно исчез после подъёма массового производства, когда к нему стали относиться как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. В колониальных странах, таких как Индия, арт-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х годов. Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х годах было связано с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 1930-х годами привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.

  • Примеры стиля ар-деко
  • Муниципальная аудитория Канзас-Сити (1936)

  • Лобби в 450 Sutter Street (1929) в Сан-Франциско по проекту Тимоти Пфлюгера. Вдохновением послужили майяские мотивы.

  • Радиоприёмник Philips 930A (1931)

  • Плакат в стиле ар-деко

Ар-деко и архитектура СССР

Ар-деко оказал заметное влияние на архитектуру 1930-х годов, явившись, наряду с постконструктивизмом и неоклассицизмом, одним из течений сталинской архитектуры[2]. С сильным влиянием этого стиля был построен ряд станций Московского метрополитена: первая очередь (Сокольническая линия), несколько станций второй очереди (Замоскворецкая линия, например, станция «Аэропорт»). Многие типовые серии СССР скопировали существующие американские проекты в стиле ар-деко. К советской версии ар-деко исследователи относят работы архитекторов: В.Г. Гельфрейха, А.Я. Лангмана, Е.А. Левинсона, Б.М. Иофана, Д.Ф. Фридмана, В.А. Щуко.[3]

Влияние

Ар-деко был столь популярен, что использовался в дизайне автомобилей, мебели, посуды, фарфора, текстиля, ювелирных изделий, часов, а также технических устройств — радио, телефонов и музыкальных автоматов. Сильное влияние ар-деко оказал на архитектуру, дизайн интерьера, промышленный дизайн, моду, графику и кинематограф. В 1930-е ар-деко широко использовался для проектирования вокзалов, океанских лайнеров и парков развлечений.

Музеи в России

19 декабря 2014 года на территории бывшей фармацевтической фабрики Фридриха Байера «Байер и Ко» на Лужнецкой набережной в Москве открылся Музей Ар Деко, посвящённый стилям ар деко и модерн. Музей основан на крупнейшей в мире частной коллекции предметов в стиле ар деко[4]. Среди экспонатов — статуэтки из слоновой кости и бронзы, предметы мебели, декоративные панно, в том числе произведения Дмитрия Чипаруса, Пьера Бобо и Бруно Зака.

См. также

Примечания

  1. ↑ Русский орфографический словарь Российской академии наук. / В. В. Лопатин. — 2007.
  2. ↑ Термин «советская версия ар деко» в отношении советской архитектуры 1930-х гг используют следующие исследователи: И.А. Азизян, А.Д. Бархин, А.В. Боков, А.Ю. Броновицкая, Н.О. Душкина, И.А. Казусь, Т.Г. Малинина, М.В. Нащокина, Е.Б. Овсянникова, В.Л. Хайт.
  3. ↑ Ребристый стиль высотных зданий и неоархаизм в архитектуре 1920-1930-х (рус.), Архи Ру. Проверено 3 октября 2018.
  4. ↑ Русские корни европейского ар-деко — Культура — МК

Ссылки

wiki.sc

Ар-деко в архитектуре и интерьерах. Краткая история стиля — Стили в дизайне интерьеров


Изначально воспринимаемый многими как расплывчатый шлейф эпохи модерна, сегодня ар-деко — один из самых самостоятельных и распространённых стилей. Интерьеры и здания, решённые в эстетике ар-деко, отличаются узнаваемостью и особым настроением. Он навсегда запечатлён в главах романов Фицджеральда и в кадрах голливудских картин начала XX века. RDH продолжает дело великих писателей и режиссёров, увековечивая этот стиль на страницах собственной энциклопедии дизайна.

Интерьер в фильме «Великий Гэтсби»

Своим названием ар-деко обязан одноимённой Международной выставке декоративных и промышленных искусств, которая проходила в Париже в 1925 году. Малой родиной течения считается Америка, где оно приобрело статус официального стиля, поскольку именно там оно получило наиболее широкое распространение. Европа в то время была охвачена волнениями, связанными с окончанием Первой мировой войны и зарождением новых конфликтов, а Штаты, ещё далёкие от Великой Депрессии и вступления во Вторую мировую войну, повсеместно праздновали жизнь, облачаясь в золото.

Строительство Chrysler Building

Ар-деко характеризуется намеренно подчёркнутой дороговизной и светскостью. Изначально он позиционировался как стиль для условного среднего класса. В таком статусе он просуществовал по меньшей мере 20 лет, влюбив в себя каждого, кто хотя бы один раз к нему прикоснулся. Этот стиль позволял авторам, работавшим с ним, объединять самые разные элементы и приёмы: азиатские мотивы, штрихи современного ему авангарда, исторические детали. Особенная страсть к архаичным техникам у дизайнеров возросла с открытием гробницы Тутанхамона в 1922 году, что также отразилось на эстетике ар-деко.

Chrysler Building

Этот стиль легко выявить по характерным чертам вроде ломаных линий, многогранников, угловатых вензелей. Его колористика отличается обилием комбинаций белого и чёрного, золотого и бронзового, ярких акцентов в виде зелёного, синего и красного. Стиль позволяет себе такие же смелые сочетания материалов: согласно законам ар-деко блестящая сталь спокойно чувствует себя рядом с тёмным деревом, благородным камнем или латунью. Нередко дизайнеры обращались к инкрустации с целью обогатить внешний вид того или иного объекта.

Интерьеры американского архитектора Джозефа Урбана

Главное в ар-деко – произвести во всех смыслах блистательное впечатление. Всё в нём призывает к урашению, декору. Здесь важна не функция предмета, интерьера или здания, а его внешний вид. Это демонстрируют работы мэтров данного стиля. Среди них – Chrysler Building, символ эпохи, построенный по проекту Ульяма ван Алена в 1933 году, интерьеры Андре Гру, Поля Ириба, Эли Жака Кана и Джозефа Урбана, автора павильонов выставки «Век прогресса», которая проходила в 1933 году в Чикаго.

Интерьеры американского архитектора Джозефа Урбана

Официально ар-деко ушёл из жизни в 40-х годах 20 века. Однако сегодня его отголоски слышатся в работах современных дизайнеров и архитекторов в виде прямых реплик приёмов и акцентов, переизданий икон дизайна, а также интересных интерьерных решений. 

Рисунок Поля Ириба


Текст: Анастасия Сотникова

rdh.ru

12. Эклектика и ар деко в архитектуре сша начала XX в.

Если
европейские страны тяжело переживали
последствия Первой мировой войны, то в
США, вследствие успешной торговли с
воюющими странами наблюдалось быстрое
развитие крупного капитала, обогащение
монополий, что нашло отражение в
строительстве и архитектуре. В крупнейших
американских городах выросли высокие
конторские и банковские здания ,
гостиницы и доходные дома, которые и
стали определять их облик.

В
архитектуре общественных зданий
преобладало увлечение античными
образцами, подражание древнегреческому
зодчеству, что было характерно для
официального стиля, который господствовал,
в частности, в правительственном центре
страны — Вашингтоне. В других городах
единства стиле не наблюдалось. Выбор
стиля в основном зависел от вкусов
заказчика.

Американские
небоскребы представляли собой сложные
многофункциональные здания, где на
разных этажах располагались магазины,
рестораны, конторские помещения, клубы
и даже церкви. Эволюционировала не
только типология небоскребов, но и их
форма. Поэтому уже в первые десятилетия
XX в. небоскреб стал постепенно превращаться
в башню, принимая сначала ступенчатый
характер, а затем вид небоскреба-пластины
или небоскреба-башни простой формы в
плане.

Центральным
ядром становились шахты лифтов, пожарных
лестниц и сан. узлов с холлом. Внешний
облик этих зданий эволюционировал
значительно медленнее, чем его
конструктивное решение и инженерно-техническое
оснащение. Фасады украшались элементами,
заимствованными из архитектуры прошлых
эпох: колоннами разных ордеров,
приобретающих гипертрофированные,
гигантские размеры, с далеко вынесенными
пышными карнизами. Верх здания зачастую
представлял собойподобие античного
храма.

Примером
эклектики в архитектуре американских
небоскребов служит
здание
фирмы «Вулворт» в Нью-Йорке
(арх.
К.Джилберт, 1913 г.). Оно долгое время
оставалось символом американской
эклектической архитектуры. Здание имеет
ярко выраженные вертикальные членения.
Оно увенчано ярусной башней, украшенной
по углам самостоятельными башенками.
Эта башня, в свою очередь, завершена
пирамидой. В декоре видно обращение к
историческим стилям.

Одновременно
с эклектикой появился новый стиль ар
деко

стилистическое течение в искусстве и
архитектуре стран Западной Европы и
Америки второй четверти XX в., которое
получило название от международной
Выставки декоративного искусства в
Париже в 1925 г. Для него характерно
сочетание монументальных утяжеленных
форм с изощренным украшательством. Ар
деко сочетал элементы стиля модерн,
кубизма и экспрессионизма, выразительные
особенности технического дизайна.
Позднее(после 1920-х годов) он проявился
в оформлении и украшении интерьеров
фешенебельных отелей, салонов, зданий
большого бизнеса — небоскребов.

Он обозначает стиль, сочетающий в себе
классичность, симметричность и
прямолинейность. Возник он под влиянием
различных источников (кроме упомянутых
ар нуво и ку-бизма, древнего искусства
Востока,Египта, Африки и американских
кон-тинентов) и достиг расцвета в 1925
—1935гг.

Наиболее
ярко ар деко проявился в архитектуре
американских небоскрёбов конца 1920-х —
начала 1930-х. К концу 1930-х годов в нем
усилилась классицистическая линия.
Архитектура ар деко выступает как
монументальная и представительная.

Иногда
формы становятся близки к машинному
дизайну, подражают динамичным формам
транспорта — автомобильного, воздушного,
водного, но при этом они не функциональны,
а декоративны и символичны. Дизайн ар
деко затрагивал не только архитектуру,
мебель и детали интерьеров, светильники,
изобразительное искусство, но накладывал
отпечаток и на образ жизни. Если и конце
XIX в .Л.Салливен использовал прием
вертикальных импостов, завершая их
арками, то в небоскребах 1920—1930-х годов
они стали иметь зубчатое или стрельчатое,
шатровое или другое орнаментальное
завершение. В этом стиле выполнен
знаменитый американский небоскреб
фирмы «Крайслер» в Нью-Йорке .
Здание
небоскреба высотой 73 эта-жа (320 м) несколько
месяцев было самым высоким в мире, пока
не был построен другой небоскреб —
Эмпайер
стейт билдинг в Нью-Йорке
по
проекту архитекторов Ф.Лемба и А.Хармона.
Законченное в 1932 г. здание в102 этажа
высотой 381 м

В
1930-х годах в Нью-Йорке был построен
крупнейший комплекс зданий Рокфеллеровского
центра
(финансировал
его строительство крупнейший финансовый
магнат — Рокфеллер). Проектировали его
архитекторы Э.Рейнгардт, Г. Гофмейстер,
Х.Корбет, У. Гаррисон, У. Мак-Меррей,Р.
Худ и А.Фуйу. Центр состоит из группы
зданий различной этажности. В них
размещаются представительства крупнейших
фирм Франции и Великобритании.

В
американской архитектуре ар деко
возрождается в небоскребах кон-ца XX в.
Так, небоскребы США 1980-1990-х годов по
своей композиции и декоративному
оформлению во многом восходят к стилю
ар деко 1930-хгодов. В частности, работы
архитектора С. Пелли характеризуются
переходом от стеклянной архитектуры
неофункционализма к осовремененной
версии ар деко, характеризующейся
структурной пластикой объемов (комплекс
Всемирного финансового центра). Приемы
ар деко прослеживаются и в творчестве
известного постмодерниста Ф.Джонсона.

studfiles.net

деко — это… Что такое Ар-деко?

Арт-деко́ [1] (фр. art déco букв. «декоративное искусство», из Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes — «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств» 1925 г., Париж) — течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи. Представляло собой синтез модерна и неоклассицизма. Отличительные черты — строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах арт-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.

Обзор

Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину «арт-деко» . На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.

Само направление арт-деко существовало и до открытия выставки в 1925 — это было заметное течение в европейском искусстве 1920-х гг. Американских берегов оно достигло только к 1928 году, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderne — американизированное ответвление арт-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия.

Париж оставался центром стиля арт-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн — самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Süe et Mare», ширмы Айлин Грей (Eileen Gray), изделия из кованного металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Рене Лалика и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Cartier.

Символом Art Deco в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». Классическими представителями Art déco в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрия).

Хотя термин ар-деко возник в 1925 г., он не был часто употребляемым до смены отношения к этой эпохе в 1960-х. Мастера стиля ар-деко не входили в некое единое сообщество. Движение считалось эклектичным, находившимся под влиянием нескольких источников, например:

Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Мы видим смелое применение зигзагообразных и ступенчатых форм, широких и энергичных кривых линий (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио Мьюзик Холла (Radio City Music Hall) и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» (Ile de France) и «Нормандия» (Normandie). Ар-деко был стилем роскошным, и считается, что это роскошество — психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.

Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с ар-деко и близко к нему примыкало, был Streamline Moderne (название от англ. «streamline» — «линия обтекания», термина из области аэродинамики, характеризующего такие внешние формы машин и механизмов, которые обеспечивают им наилучшую функциональность и скорость при движении или полете). В «Стримлайн Модерн» мы находим все большее влияние промышленных штамповочных, а также аэродинамических технологий, которые брали начало от развития науки и предметов массового производства, приводя к тому, что в произведениях этого стиля появились очертания самолетов или револьверных пуль — тех предметов, для которых так важны линии обтекания. Когда дизайн первого автомобиля фирмы Крайслер, пущенного в массовую продажу «Chrysler Airflow» в 1933 г. оказался популярным, формы, использующие «линии обтекания» стали использоваться даже для таких предметов, как точилки карандашей или холодильники. В архитектуре признаками этого стиля являются скругленные углы, применявшиеся преимущественно для зданий на автомобильных развязках.

Некоторые исследователи считают ар-деко вариантом или ранней формой модернизма.

Ар-деко незаметно исчез после подъема массового производства, когда к нему стали относится как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. В колониальных странах, таких как Индия, ар-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х гг. Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х гг. было связано с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 30-х гг. привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.

Ар-деко и архитектура СССР

Ар-деко оказал заметное влияние на архитектуру 30-х годов, явившись, наряду с постконструктивизмом и неоклассицизмом, одним из источников сталинской архитектуры. С сильным влиянием этого стиля был построен, ряд станций Московского метрополитена: первая очередь (Сокольническая линия), несколько станций второй очереди (Замоскворецкая линия, например, станция «Аэропорт»).

Известные художники и дизайнеры ар-деко

Лев Бакст. Эскиз декорации к трагедии «Федра», II акт, «покои Федры» (1923).
В свой парижский период Бакст работал в стиле Ар Деко.

Известные архитекторы ар-деко

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Стиль ар-деко в интерьере: история, детали, цвета


Ар-деко хорошо известен во всем мире, но совсем не потому, что является массовым, растиражированным и банальным. Наоборот, ар-деко — дорогой, эксклюзивный стиль, не терпящий ширпотреба и дешевизны: только дорогие материалы, дизайнерские вещи и причудливые орнаменты. В представлении потребителя он прочно связан с интерьером дорогих отелей и шикарных трансатлантических лайнеров. Четкие линии и обтекаемые формы ар-деко неизменно рисует наше воображение, когда мы говорим о богатстве и роскоши в интерьере.


 


Ар-деко сформировался в 1908 — 1912 годы, а своего расцвета достиг между 1925 и 1935 годами — во времена поисков и экспериментов в области архитектуры и искусства. Возникший между двумя мировыми войнами, ар-деко в интерьере отражал эстетику финансовой элиты европейского и американского общества.


 


Ар-деко соединил в себе неоклассические формы и обтекаемость, асимметричность и прямолинейность. В то же время он продолжает излюбленные темы и мотивы модерна —  грациозность и игривость декора, извилистые линии, необычное сочетание дорогих и редких материалов, изображение фантастических существ, формы волн, раковин, драконов и павлинов, лебединых шей и томных женщин.


 



Необычные формы комода подчеркнуты изысканной подсветкой. Салон мебели VISCONTI


 


Интерьеры, выполненные в этом стиле, часто не имеют законченной композиции, а представляют сумму отдельных составляющих, причем каждая из них — эксклюзив или предмет искусства.


 


История ар-деко


Термин «ар-деко» (или «арт-деко» от французского «art deco» — в буквальном переводе «декоративное искусство») появился после Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств (Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes), прошедшей в 1925 г. в Париже. Ар-деко представлял собой течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи как синтез модерна и неоклассицизма.




Но, как бы странно это ни звучало, до 1960-х годов ар-деко не считался самостоятельным стилем. Его определяли как некоторую разновидность ар нуво, на которую оказали влияние кубизм, американское искусство и дизайн бурно развивавшегося в то время машино- и самолётостроения.




А вот уже термином, обозначающим полноценный художественный стиль, ар-деко стал в 1966 году, после возрождения выставки современных декоративных и промышленных искусств в Париже.


 


Ориентация — роскошь


Стиль ар-деко сознательно ориентирован на прошлое. Он отрицает аскетизм и чужд минимализму. Стиль стремится к роскоши, воплощается в сочетании экзотического и примитивного искусства. Интерьер ар-деко может современно и необычно объединять восточные или индейские мотивы, элементы старины с совершенно новыми шедеврами искусства.


 



Роскошь цвета, воплощенная в текстиле. Сеть салонов «ЛОРАСС»




Ар-деко является воплощением монументальности и элегантности, и его называют одним из художественных стилей, соединяющих несоединимое.




От других стилей интерьера его отличает применение декоративных элементов в виде зигзагов, окружностей, треугольников, солнц, а также скругленные углы, строгие вертикальные линии, «отступающие» формы. Из материалов используются ткани, стекло, бронза, керамика, ковры в кубических узорах. Кроме того, хорошо подходят веера, фонтаны, подиумы, кованые решетки. Также уместны светлая древесина, кожа, мрамор, стекло и хромирование для всех видов домашнего оборудования.


 



Роскошь тканей ар-деко воплощена салоном INdecor




В фаворе изделия из ценных и дорогих материалов: змеиной кожи, слоновой кости, бронзы, кристаллов, экзотической древесины. Излюбленные аксессуары — необычные произведения египетской, африканской, китайской и других, отличных от западной, культур.




Интерьер в стиле ар-деко может быть как элегантно-классическим, так и экспрессивно-этническим. Главное — эффектность, яркость и роскошь смелых сочетаний.


 



Элегантность ар-деко присуща всем дверям от итальянского производителя Design Porte.


Салон «СуперЛок-НН«




Ар-деко — стиль буржуазный, но не обывательский, классический, но не под старину.




Неслучайно, многие из таких интерьеров назывались «павильон коллекционера», «ателье художника» — они создавались с шиком дорогих отелей и ресторанов, потому иногда ар-деко называют «стилем Ritz» (Ritz-Carlton — международная сеть отелей класса «люкс» — 75 отелей в 24 странах мира).


 


Внимание к деталям


Начавшись с упоения роскошью и орнаментом, впоследствии ар-деко прибавил к этому элементы функционального дизайна. Именно этому стилю принадлежит создание первых обтекаемых стульев и кресел из стальных трубок. Выразительные формы «технического дизайна» были заимствованы у новейших моделей автомобилей и локомотивов.




Всевозможные драгоценные украшения, курительные и питейные аксессуары, хромированная кухонная посуда — это полёт фантазии и воплощение роскошной функциональности.




Роскошь для ар-деко — это не только дорогие материалы, но и визуальное богатство: яркие и насыщенные цвета. Как правило, используется более чем 3 цвета, и это выглядит удивительно целостно и неожиданно красиво. На фоне шахматного контраста чёрного и белого — горящие вкрапления красного, позолоченные или хромированные предметы интерьера.


 


Особо стоит выделить следующее правило: какой бы цвет в качестве основного вы ни выбрали, в комнате должны присутствовать элементы и аксессуары золотого, коричневых и светло-бежевых оттенков.


 



Мебель, выполненная в единичном экземпляре, — истинная черта ар-деко.


Салон итальянской мебели BERLONI


 


Выбирайте цвет интерьера среди оттенков коричневого — от бронзы и тёмного шоколада до бежевого и «кофе с молоком», белого — «топлёное молоко», слоновая кость, жёлтого — от цвета шампанского до песочного, словом, всё должно напоминать о роскоши. Дополняйте эти краски яркими тонами — зелёным, бирюзовым, красным, фиолетовым или сиреневым. Но эти цвета не должны «перекрикивать» общую гамму.


 



Яркие цвета и дорогая кожа. Салон итальянской мебели BERLONI

 




Обычно в дизайне интерьеров допускается один или два акцента в одном помещении, дополняющих друг друга. В ар-деко все вещи и предметы обязательно являются кричащими акцентами. Для декора отлично подойдут большие полотна картин, дорогие статуэтки из дерева и слоновой кости, керамика, причудливые скульптуры из стекла. Неотъемлемой частью этого стиля являются аксессуары и предметы мебели восточного и азиатского направлений. Кроме того, хорошо подходят веера, фонтаны, подиумы, кованые решетки. Практически не используется мебель из тёмных пород дерева.


 



В характере ар-деко — разность стилей и форм. Салон мягкой мебели ESTETICA




В стиль лучше всего вписывается мебель из кленового массива, ясеня, розового дерева, древесины мадроньи, пальмового дерева. Также мебельные мастера используют для изготовления и декора алюминий, нержавеющую сталь, слоновую кость и эбеновое дерево, эмаль, коллекционный фарфор и дорогое стекло, инкрустации по дереву, дорогую кожу необычных животных — зебры, крокодила, ящериц, змей и даже акул, а также бархат или замшу.




Подбирая мебель, помните, что вы можете поставить рядом стилистически разные вещи. Например, комната в стиле ар-деко может совмещать в себе большой кожаный диван, комод из редких пород дерева, небольшую тумбу или столик в восточном стиле, стул расцветки «зебра» и хрустальную люстру. Главное — не переборщить.


 



Отрицание аскетизма и минимализма присуще мебели от салона BERLONI




Для декора можно использовать все те сувениры, которые вы привозили из поездок, или подарки от ваших друзей. В данном случае все эти странные вазы, статуэтки будут уместны. Выставляйте на видное место дорогой алкоголь, хрустальную посуду и сигары.




Истинные поклонники ар-деко не используют массовую мебель, а делают всё на заказ либо приобретают эксклюзивные единичные вещи: скульптуры и полотна должны быть подлинными, а не копиями. Подбирая полотна на стены, прежде всего руководствуйтесь размером — картина должна быть одной, но большой.




Стилистически в интерьер ар-деко подойдут картины с индийскими мотивами, кубисты и модернисты, американские графики. Хорошо смотрятся работы Майкла Паркеса, Густава Климта, Тамары Лемпицки, Альфонса Мухи, Билибина или Васнецова, а также работы современных художников, пишущих в вышеперечисленных стилях.


 


Освещение в интерьерах ар-деко тоже играет не последнюю роль. Всевозможные лампы и светильники, люстры с большим количеством рожков, матовое стекло, рассеивающее свет, создают атмосферу уюта, изысканности и загадочности.


 


Возвращение с триумфом


В 1990-е годы XX века ар-деко вернулся в Европу и снова стал весьма популярен. В последнее время дизайнеры внесли поправку в идеологию стиля: сегодня суть заключается в современности, роскоши, стильности и эффектности. Архитектура здания и интерьеры в стиле ар-деко создают ощущение лёгкости и монументальности одновременно. Особенно радуют глаз обтекаемость конструкции и изогнутость линий в сочетании с применением насыщенных цветов, что создает впечатление праздника и делает здание незабываемым. Всё чаще и чаще можно встретить концепции ар-деко как в строительстве, так и в интерьерах частных домов. 


 



Двери фабрики Romagnoli — современность, роскошь, эффектность.


Салон «Академия интерьера НН»


 



Легкость и монументальность одновременно.


Салон «Академия интерьера НН»


 


Сегодня новейшие образцы аудио- и видеотехники становятся непременными атрибутами интерьеров в стиле ар-деко. Плазменные панели, домашние кинотеатры великолепно сочетаются с мраморными столешницами и богатыми бархатными драпировками. Деревянная мебель с хромированными ручками, стеклянные поверхности и дорогая кожа, олицетворяющие современный автомобильный и авиационный дизайн, — вот источники вдохновения стиля.


 



Яркий дизайн, дорогие материалы, высочайшее качество звука.


Акустическая система фирмы KARMA. High end центр «Альпс»


 


Основные мотивы ар-деко в интерьере:


  • геометрические: круги, прямоугольники, квадраты, эллипсы, зигзаги, ступенчатые формы, чёрно-белые клавиши рояля;

  • растительные: причудливо изогнутые ветки сакуры, листья тропических растений;

  • анималистические: мифологические существа и животные;

  • восточные: пирамиды, зиккураты;

  • антропоморфные: изогнутые женские фигуры, арабчата.


 


Текст подготовил Иван Фрейн


 


 


 


Дизайн-проекты интерьера в стиле ар-деко:


 


 


 



Роскошь  и изящный аристократизм ар-деко


 


 


 



Ар-деко и немного винтажа


 


 



Вариации на тему


 


 


Еще об ар-деко:


 



Мебель, придуманная архитекторами


 


 


 

 

lki-nn.ru

Стиль Ар Деко в архитектуре Нью-Йорка

Стиль Ар Деко — это стиль, соединивший в себе внешнюю роскошь с рациональностью структуры. Он просуществовал недолго, немногим более 15 лет и за это время стал символом финансового благополучия, процветания и изысканности. В период между двумя Мировыми войнами стиль Ар Деко создал сам образ жизни людей, моду, стиль общения, работы и отдыха.

Вид на имперское здание с Херолд Сквера. Здание в стиле Ар Деко имеет 102 этажа и является 2-м по высоте в США (после Chicago’s Sears Tower). Построено было в 1932-м году и удерживало рекорд высоты более 40 лет. В июле1945-го в тумане, в здание врезался самолет B-25 Mitchell на уровне 79-80-х этажей. 14 человек погибли, однако пожар удалось подавить уже через 40 минут. Большинство контор возобновили работу через 2 дня. Сейчас помещения здания так же арендуются различными конторами. На 86 и 102-м этажах находятся смотровые площадки. Здание венчается антенной телевещания нескольких телестанций. В вечернее время верхние секции Эмпайр Стэйт Билдинга подсвечиваются разноцветными огнями. Расцветка меняется соответственно какому-то событию. Например ко дню Святого Патрика — зеленые огни, ко дню Независимости — цвета американского флага — синий, красный, белый и т.д. Американская Ассоциация Гражданских Инженеров признало это здание как одно из 7 чудес света современного мира.

Chrysler Building 

 1928-1930

 

 

 

 

 

 

Для стиля Ар Деко «роскошь» — это не только дорогие материалы, но и визуальное богатство: яркие, насыщенные цвета. Как правило, используется более чем 3 цвета, и это выглядит удивительно целостно и неожиданно красиво. На фоне шахматного контраста черного и белого — горящие вкрапления красного и золотого, хромированные предметы интерьера.

General Electric Building

1929-1931

  

 

THE AMERICAN INTERNATIONAL BUILDING

1930-1932

The Savoy Plaza Hotel

1927, demolished 1964

 

Эпоха стиля Ар Деко — время коротких женских стрижек, туфель без каблука, экстравагантных костюмов, влюбленности в автомобили и аэропланы, экзотические вещи, акульи шкуры, невиданные породы деревьев, танцев под джаз, самых красивых небоскребов и рождения индустрии «люкс».

New York Metalwork

 

 

 

Chanin Building

 1927-1929

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

  

Cheney Silk Company Building

 1925

Стиль Ар Деко — стиль буржуазный, но не обывательский, классический, но не под старину. Стиль, искусно объединивший в себе традиции Рима, Египта, Греции, Китая, Японии. Интерьеры, оформленные в стиле Ар Деко, производят впечатление не композиции, а суммы отдельных компонентов, группировки «стильных вещей» — мебели, тканей, изделий из бронзы, стекла, керамики. Не случайно, многие из таких интерьеров назывались «павильон коллекционера», «ателье художника’, они создавались с шиком 1920-х годов, дорогих отелей и ресторанов и потому иногда их стиль называют «стилем Ritz «. Подобной красотой может похвастать далеко не каждый каталог итальянской мебели, но и сегодня влияние этого стиля просматривается в проектах многих архитекторов и дизайнеров.

 Exchange Place

 1931

Waldorf=Astoria Hotel

1929-1931

 

Стиль Ар Деко характеризуется cкругленными углами, cтрогими вертикальными линиями, «отступающими» формами. От всех мебельных стилей его отличает применение декоративных элементов в виде зигзагов, окружностей, треугольников, солнц.

The Normandy

1939


THE SAN REMO APARTMENTS

1930

Metropolitan Life Insurance Company, North Building

 1932-50 built, in 3 stages



Williamsburgh Savings Bank

1929

Metropolitan Life Insurance Company

1893; Tower,   1909

 

Эта стилистическая тенденция проявилась и в советской художественной культуре 1920—1930-х годов. Стиль Ар Деко оставил на память о себе великолепные интерьеры московского метрополитена, остатки довоенной роскоши ВДНХ и фарфор Ленинградского фарфорового завода. Безусловно, стиль получил у нас весьма своеобразное преломление. Но «национальный» характер стиля Ар Деко четко просматривается и в культуре других стран. За всем этим многообразием нетрудно разглядеть главное: искусство тех лет — воплощение мифа о новом Золотом веке, выраженное современными художественными приемами.  В нашей стране стиль Ар Деко не был столь широко известен как в Европе и США. Считается, что архитектура эпохи Сталина была одной из попыток создать Ар Деко.

Среди самых знаменитых творений в стиле Ар Деко небоскреб Chrysler Building (Нью-Йорк), гостиница «Москва», которой очень гордятся застройщики Москвы, трансатлантический лайнер «Нормандия», который называли «плавучей выставкой» с основным грузом Ар Деко, многие станции метро как Москвы, так и Санкт-Петербурга. Мода на Ар Деко творит удивительные вещи. Видеть этот стиль везде, где есть для этого хоть какой-нибудь предлог, намного приятнее, чем думать, что ничего тут не было. Возможно, именно сейчас в жизни появилась особая необходимость комфорта, гармонии и традиций, столь присущая Ар Деко?

Стиль Ар Деко нередко называют последним большим стилем…

kayrosblog.ru

Стиль ар-деко


Стиль Ар-деко, варианты названия: ар деко, ар-деко, арт-деко (фр. art dеco букв. «декоративное искусство») — эклектический художественный и декоративный стиль, зародившийся в Париже в первые десятилетия 20 века.

Стиль возник в 1920-е годы и развивался до окончания Второй мировой войны. Под руководством лучших дизайнеров декоративно-прикладного искусства, работавших в модном дизайне и дизайн интерьера, Ар-деко затрагивал все области дизайна на протяжении 1920-х и 1930-х годов, в том числе архитектуру и промышленный дизайн, а также визуальные искусства, такие как живопись, графика и кинематограф. В те времена этот стиль рассматривался как элегантный, гламурный, функциональный и современный.

Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с ар-деко и близко к нему примыкало, был Streamline Moderne.

История возникновения Ар-деко

После Всемирной выставки 1900 года, различные французские художники сформировали неформальный коллектив, известный как La Societe Des Artistes décorateurs (общество художников декораторов). Учредителями и основателями были такие известные художники как Эктор Гимар (Hector Guimard), Эжен Грассе (Eugène Grasset), Поль Белло (Paul Bellot) и Эмиль Декёр (Emile Decoeur) и Морис Дафрен (Maurice Dufrêne). Эти художники в основном повлияли на развитие основных принципов Ар-деко.

Термин «Ар-деко» впервые получил широкое применение после выставки в 1966 году, со ссылкой на 1925 Международную выставку декоративного искусства «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», которая стала кульминацией стиля высокого класса Модерн в Париже.

Знаменитые архитектурные сооружения Ар-деко:

Многие классические примеры все еще существуют в архитектуре многих крупных городов мира. Эмпайр Стейт Билдинг и Крайслер-билдинг в Нью-Йорке, два из крупнейших и наиболее известных примеров зданий в этом стиля.

Основные признаки Ар-деко

Структура Ар-деко основана на математической геометрии форм. Принято считать, что Ар-деко — это одна из многих форм модерна с влиянием эклектики, пришедшим из элементов архитектуры и дизайна ацтеков Мексики, а также Египта в добавление к мощным современным образцам высоких технологий.

Влияние дизайна Ар-деко было выражено в кристаллических и граненых формах декоративного кубизма и футуризма. Другими популярными темами в стиле ар-деко были трапециевидные, зигзагообразные, геометрические и смешанные формы, которые можно проследить во многих ранних работах архитекторов и дизайнеров.








Преобладающие и модные цвета

Предельно интенсивное звучание открытых цветов, сопоставление контрастных хроматических плоскостей, яркость цветов.

Линии стиля Ар-деко

Смелое использование ступенчатой формы и широкие кривые (в отличие от извилистых, природные кривых модерна). Использование картушей и шевронов, зиккураты, фонтаны, мотивы лучей солнца характерны для ар-деко.

Форма

Граненые, кристаллические, фасеточные формы, пришедшие из кубизма и футуризма. Широкие плоскости.

Характерные элементы интерьера

Богатые орнаменты, геометрические, цветочные мотивы. Ар-деко характеризуется использованием таких материалов, как алюминий, нержавеющая сталь, лак, бакелит, хром и инкрустации.

Конструкции

Массивные конструкции из металла. При возведении зданий стали применять огромные по величине округлые и квадратные балясины и двутавровые колонны. Иногда металлическую отделку в дизайне имитировали дешевой технологией, в состав которой входил крашеный бетон, стекло и хром.

Окна

Прямоугольные простые с большими поверхностями стекол. Часто украшены декоративными решетками, богато орнаментированными фигурками животных и растительными мотивами.

Двери стиля Ар-деко

Простые плоские орнаментированные металлические или деревянные двери, часто с декоративными решетками.

Архитекторы, художники и дизайнеры Ар-деко

Адольф Мурон Кассандр (1901—1968) фр. Adolphe Jean Marie Mouron Cassandre
Влиятельный украинско-французский живописец, литограф, мастер рекламных плакатов и дизайнер шрифта.

Жан Дюнан (1877—1942) фр. Jean Dunand
Швейцарский скульптор и дизайнер интерьеров. Показал курительную комнату, где лакированные стенные панели были отделаны черным и серебром, а рисунок тканей возник под влиянием африканского и абстрактного искусства.

Эрте (Ромэн де Тиртофф) (Erté /Romain de Tirtoff)
знаменитый художник, график, сценограф, модельер эпохи ар-деко русского происхождения, работавший в Париже и Голливуде.

Вадим Меллер (1884—1962) русск. Вадим Георгиевич Меллер
советский художник-авангардист (кубофутурист, конструктивист), театральный художник, иллюстратор и архитектор. Вадим Меллер был первым русским художником, который получил золотую медаль на Международной Выставке Современного Индустриального и Декоративного Искусства в Париже (Ар-деко) в 1925 году.

Александра Экстер (1882—1949) русск. Александра Александровна Экстер (Григорович)
российско-французский живописец, художник-авангардист (кубофутурист, супрематист), график, художник театра и кино, дизайнер. Представитель русского и украинского авангарда. Была одним из основоположников стиля «арт-деко».

Тамара де Лемпицка (1898—1980) польск. Tamara Łempicka
польская и американская художница, автор известной картины «Прекрасная Рафаэла». Работы художницы сочетают ар-деко и кубизм, флорентийских маньеристов и классицизм Энгра.

Ар-деко в интерьере

В интерьерах использование экзотических материалов, таких как кожа акулы (шагрень) и кожа зебры, черное (эбеновое дерево), слоновая кость, перламутр. Произведения из фарфора, металла, стекла с необычной для того времени обобщенностью и геометризацией формы, а также «пышная, вызывающая декоративность набивных ситцевых тканей».

Символом Art Deco в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства».

Колористическая (цветовая) палитра фовизма — яркие чистые насыщенные цвета. Ар-деко был стилем роскошным, и считается, что это роскошество — психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.

Следует учесть, что не во всех современных интерьерах стиль Ар-деко будет целесообразен, ибо его композиционные и стилистические черты требуют пространства, высоких потолков, больших открытых окон и дверей. В маленьком помещении со стандартной высотой потолков применение этого стиля может создать ощущение загруженности, давления на зрителя.

Ар-деко оказал глубокое влияние на многие более поздние художественные движения, такие как Мемфис (Memphis) и поп-арт (Pop art).

  • < Назад
  • Вперёд >

stilys.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о