Ар-деко — Википедия. Что такое Ар-деко
Ар-деко́[1] (фр. art déco, досл. «декоративное искусство», от названия парижской выставки 1925 года фр. Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes, рус. Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств) — влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930—1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде и живописи. Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма. На стиль ар-деко также значительное влияние оказали такие художественные направления, как кубизм, конструктивизм и футуризм.
Отличительные черты — строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, оформление в полутонах, отсутствие ярких цветов в оформлении, при этом пёстрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.
Обзор
American Radiator Building (1924) в Нью-Йорке по проекту Раймонда Худа.Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину «ар-деко» . На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.
Само направление ар-деко существовало и до открытия выставки в 1925 — это было заметное течение в европейском искусстве 1920-х годов. Американских берегов оно достигло только к 1928 году, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderne[en] — американизированное ответвление ар-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия.
Париж оставался центром стиля ар-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн — самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Süe et Mare», ширмы Эйлин Грей, изделия из кованого металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Рене Лалика и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Cartier.
Символом ар-деко в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». Классическими представителями ар-деко в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрия).
Хотя термин ар-деко возник в 1925 году, он не был часто употребляемым до смены отношения к этой эпохе в 1960-х. Мастера стиля ар-деко не входили в некое единое сообщество. Движение считалось эклектичным, находившимся под влиянием нескольких источников.
Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Активно применяли зигзагообразные и ступенчатые формы, широкие и энергичные кривые линии (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио-сити и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» и «Нормандия». Ар-деко был роскошен, и считается [источник не указан 2125 дней], что эта роскошь — психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.
Streamline Moderne
Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с ар-деко и близко к нему примыкало, было «Streamline Moderne» (название от англ. streamline — «линия обтекания» — термина из области аэродинамики). В «стримлайн модерн» ощущается влияние промышленных штамповочных и аэродинамических технологий. В итоге в произведениях этого стиля появились очертания самолётов или револьверных пуль. Когда дизайн первого массового автомобиля фирмы Крайслер, «Chrysler Airflow[en]», оказался популярным, обтекаемые формы стали использоваться даже для точилок, зданий и холодильников.
Здание радиовещательной компании BBC (1931)
Здание-лайнер в Париже на 3 boulevard Victor (1935)
Pan-Pacific Auditorium (1936) в Лос-Анджелесе
Затухание стиля
Ар-деко незаметно исчез после подъёма массового производства, когда к нему стали относиться как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. В колониальных странах, таких как Индия, арт-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х годов. Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х годах было связано с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 1930-х годами привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.
- Примеры стиля ар-деко
Муниципальная аудитория Канзас-Сити (1936)
Лобби в 450 Sutter Street (1929) в Сан-Франциско по проекту Тимоти Пфлюгера. Вдохновением послужили майяские мотивы.
Радиоприёмник Philips 930A (1931)
Плакат в стиле ар-деко
Ар-деко и архитектура СССР
Ар-деко оказал заметное влияние на архитектуру 1930-х годов, явившись, наряду с постконструктивизмом и неоклассицизмом, одним из течений сталинской архитектуры[2]. С сильным влиянием этого стиля был построен ряд станций Московского метрополитена: первая очередь (Сокольническая линия), несколько станций второй очереди (Замоскворецкая линия, например, станция «Аэропорт»). Многие типовые серии СССР скопировали существующие американские проекты в стиле ар-деко. К советской версии ар-деко исследователи относят работы архитекторов: В.Г. Гельфрейха, А.Я. Лангмана, Е.А. Левинсона, Б.М. Иофана, Д.Ф. Фридмана, В.А. Щуко.[3]
Влияние
Ар-деко был столь популярен, что использовался в дизайне автомобилей, мебели, посуды, фарфора, текстиля, ювелирных изделий, часов, а также технических устройств — радио, телефонов и музыкальных автоматов. Сильное влияние ар-деко оказал на архитектуру, дизайн интерьера, промышленный дизайн, моду, графику и кинематограф. В 1930-е ар-деко широко использовался для проектирования вокзалов, океанских лайнеров и парков развлечений.
Музеи в России
19 декабря 2014 года на территории бывшей фармацевтической фабрики Фридриха Байера «Байер и Ко» на Лужнецкой набережной в Москве открылся Музей Ар Деко, посвящённый стилям ар деко и модерн. Музей основан на крупнейшей в мире частной коллекции предметов в стиле ар деко[4]. Среди экспонатов — статуэтки из слоновой кости и бронзы, предметы мебели, декоративные панно, в том числе произведения Дмитрия Чипаруса, Пьера Бобо и Бруно Зака.
См. также
Примечания
- ↑ Русский орфографический словарь Российской академии наук. / В. В. Лопатин. — 2007.
- ↑ Термин «советская версия ар деко» в отношении советской архитектуры 1930-х гг используют следующие исследователи: И.А. Азизян, А.Д. Бархин, А.В. Боков, А.Ю. Броновицкая, Н.О. Душкина, И.А. Казусь, Т.Г. Малинина, М.В. Нащокина, Е.Б. Овсянникова, В.Л. Хайт.
- ↑ Ребристый стиль высотных зданий и неоархаизм в архитектуре 1920-1930-х (рус.), Архи Ру. Проверено 3 октября 2018.
- ↑ Русские корни европейского ар-деко — Культура — МК
Ссылки
wiki.sc
Ар-деко в архитектуре и интерьерах. Краткая история стиля — Стили в дизайне интерьеров
Изначально воспринимаемый многими как расплывчатый шлейф эпохи модерна, сегодня ар-деко — один из самых самостоятельных и распространённых стилей. Интерьеры и здания, решённые в эстетике ар-деко, отличаются узнаваемостью и особым настроением. Он навсегда запечатлён в главах романов Фицджеральда и в кадрах голливудских картин начала XX века. RDH продолжает дело великих писателей и режиссёров, увековечивая этот стиль на страницах собственной энциклопедии дизайна.
Интерьер в фильме «Великий Гэтсби»
Своим названием ар-деко обязан одноимённой Международной выставке декоративных и промышленных искусств, которая проходила в Париже в 1925 году. Малой родиной течения считается Америка, где оно приобрело статус официального стиля, поскольку именно там оно получило наиболее широкое распространение. Европа в то время была охвачена волнениями, связанными с окончанием Первой мировой войны и зарождением новых конфликтов, а Штаты, ещё далёкие от Великой Депрессии и вступления во Вторую мировую войну, повсеместно праздновали жизнь, облачаясь в золото.
Строительство Chrysler Building
Ар-деко характеризуется намеренно подчёркнутой дороговизной и светскостью. Изначально он позиционировался как стиль для условного среднего класса. В таком статусе он просуществовал по меньшей мере 20 лет, влюбив в себя каждого, кто хотя бы один раз к нему прикоснулся. Этот стиль позволял авторам, работавшим с ним, объединять самые разные элементы и приёмы: азиатские мотивы, штрихи современного ему авангарда, исторические детали. Особенная страсть к архаичным техникам у дизайнеров возросла с открытием гробницы Тутанхамона в 1922 году, что также отразилось на эстетике ар-деко.
Chrysler Building
Этот стиль легко выявить по характерным чертам вроде ломаных линий, многогранников, угловатых вензелей. Его колористика отличается обилием комбинаций белого и чёрного, золотого и бронзового, ярких акцентов в виде зелёного, синего и красного. Стиль позволяет себе такие же смелые сочетания материалов: согласно законам ар-деко блестящая сталь спокойно чувствует себя рядом с тёмным деревом, благородным камнем или латунью. Нередко дизайнеры обращались к инкрустации с целью обогатить внешний вид того или иного объекта.
Интерьеры американского архитектора Джозефа Урбана
Главное в ар-деко – произвести во всех смыслах блистательное впечатление. Всё в нём призывает к урашению, декору. Здесь важна не функция предмета, интерьера или здания, а его внешний вид. Это демонстрируют работы мэтров данного стиля. Среди них – Chrysler Building, символ эпохи, построенный по проекту Ульяма ван Алена в 1933 году, интерьеры Андре Гру, Поля Ириба, Эли Жака Кана и Джозефа Урбана, автора павильонов выставки «Век прогресса», которая проходила в 1933 году в Чикаго.
Интерьеры американского архитектора Джозефа Урбана
Официально ар-деко ушёл из жизни в 40-х годах 20 века. Однако сегодня его отголоски слышатся в работах современных дизайнеров и архитекторов в виде прямых реплик приёмов и акцентов, переизданий икон дизайна, а также интересных интерьерных решений.
Рисунок Поля Ириба
Текст: Анастасия Сотникова
rdh.ru
12. Эклектика и ар деко в архитектуре сша начала XX в.
Если европейские страны тяжело переживали последствия Первой мировой войны, то в США, вследствие успешной торговли с воюющими странами наблюдалось быстрое развитие крупного капитала, обогащение монополий, что нашло отражение в строительстве и архитектуре. В крупнейших американских городах выросли высокие конторские и банковские здания , гостиницы и доходные дома, которые и стали определять их облик.
В архитектуре общественных зданий преобладало увлечение античными образцами, подражание древнегреческому зодчеству, что было характерно для официального стиля, который господствовал, в частности, в правительственном центре страны — Вашингтоне. В других городах единства стиле не наблюдалось. Выбор стиля в основном зависел от вкусов заказчика.
Американские небоскребы представляли собой сложные многофункциональные здания, где на разных этажах располагались магазины, рестораны, конторские помещения, клубы и даже церкви. Эволюционировала не только типология небоскребов, но и их форма. Поэтому уже в первые десятилетия XX в. небоскреб стал постепенно превращаться в башню, принимая сначала ступенчатый характер, а затем вид небоскреба-пластины или небоскреба-башни простой формы в плане.
Центральным ядром становились шахты лифтов, пожарных лестниц и сан. узлов с холлом. Внешний облик этих зданий эволюционировал значительно медленнее, чем его конструктивное решение и инженерно-техническое оснащение. Фасады украшались элементами, заимствованными из архитектуры прошлых эпох: колоннами разных ордеров, приобретающих гипертрофированные, гигантские размеры, с далеко вынесенными пышными карнизами. Верх здания зачастую представлял собойподобие античного храма.
Примером эклектики в архитектуре американских небоскребов служит здание фирмы «Вулворт» в Нью-Йорке (арх. К.Джилберт, 1913 г.). Оно долгое время оставалось символом американской эклектической архитектуры. Здание имеет ярко выраженные вертикальные членения. Оно увенчано ярусной башней, украшенной по углам самостоятельными башенками. Эта башня, в свою очередь, завершена пирамидой. В декоре видно обращение к историческим стилям.
Одновременно с эклектикой появился новый стиль ар деко— стилистическое течение в искусстве и архитектуре стран Западной Европы и Америки второй четверти XX в., которое получило название от международной Выставки декоративного искусства в Париже в 1925 г. Для него характерно сочетание монументальных утяжеленных форм с изощренным украшательством. Ар деко сочетал элементы стиля модерн, кубизма и экспрессионизма, выразительные особенности технического дизайна. Позднее(после 1920-х годов) он проявился в оформлении и украшении интерьеров фешенебельных отелей, салонов, зданий большого бизнеса — небоскребов. Он обозначает стиль, сочетающий в себе классичность, симметричность и прямолинейность. Возник он под влиянием различных источников (кроме упомянутых ар нуво и ку-бизма, древнего искусства Востока,Египта, Африки и американских кон-тинентов) и достиг расцвета в 1925 —1935гг.
Наиболее ярко ар деко проявился в архитектуре американских небоскрёбов конца 1920-х — начала 1930-х. К концу 1930-х годов в нем усилилась классицистическая линия. Архитектура ар деко выступает как монументальная и представительная.
Иногда формы становятся близки к машинному дизайну, подражают динамичным формам транспорта — автомобильного, воздушного, водного, но при этом они не функциональны, а декоративны и символичны. Дизайн ар деко затрагивал не только архитектуру, мебель и детали интерьеров, светильники, изобразительное искусство, но накладывал отпечаток и на образ жизни. Если и конце XIX в .Л.Салливен использовал прием вертикальных импостов, завершая их арками, то в небоскребах 1920—1930-х годов они стали иметь зубчатое или стрельчатое, шатровое или другое орнаментальное завершение. В этом стиле выполнен знаменитый американский небоскреб фирмы «Крайслер» в Нью-Йорке . Здание небоскреба высотой 73 эта-жа (320 м) несколько месяцев было самым высоким в мире, пока не был построен другой небоскреб — Эмпайер стейт билдинг в Нью-Йорке по проекту архитекторов Ф.Лемба и А.Хармона. Законченное в 1932 г. здание в102 этажа высотой 381 м
В 1930-х годах в Нью-Йорке был построен крупнейший комплекс зданий Рокфеллеровского центра (финансировал его строительство крупнейший финансовый магнат — Рокфеллер). Проектировали его архитекторы Э.Рейнгардт, Г. Гофмейстер, Х.Корбет, У. Гаррисон, У. Мак-Меррей,Р. Худ и А.Фуйу. Центр состоит из группы зданий различной этажности. В них размещаются представительства крупнейших фирм Франции и Великобритании.
В американской архитектуре ар деко возрождается в небоскребах кон-ца XX в. Так, небоскребы США 1980-1990-х годов по своей композиции и декоративному оформлению во многом восходят к стилю ар деко 1930-хгодов. В частности, работы архитектора С. Пелли характеризуются переходом от стеклянной архитектуры неофункционализма к осовремененной версии ар деко, характеризующейся структурной пластикой объемов (комплекс Всемирного финансового центра). Приемы ар деко прослеживаются и в творчестве известного постмодерниста Ф.Джонсона.
studfiles.net
деко — это… Что такое Ар-деко?
Арт-деко́ [1] (фр. art déco букв. «декоративное искусство», из Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes — «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств» 1925 г., Париж) — течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи. Представляло собой синтез модерна и неоклассицизма. Отличительные черты — строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах арт-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.
Обзор
Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину «арт-деко» . На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.
Само направление арт-деко существовало и до открытия выставки в 1925 — это было заметное течение в европейском искусстве 1920-х гг. Американских берегов оно достигло только к 1928 году, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderne — американизированное ответвление арт-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия.
Париж оставался центром стиля арт-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн — самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Süe et Mare», ширмы Айлин Грей (Eileen Gray), изделия из кованного металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Рене Лалика и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Cartier.
Символом Art Deco в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». Классическими представителями Art déco в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрия).
Хотя термин ар-деко возник в 1925 г., он не был часто употребляемым до смены отношения к этой эпохе в 1960-х. Мастера стиля ар-деко не входили в некое единое сообщество. Движение считалось эклектичным, находившимся под влиянием нескольких источников, например:
Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Мы видим смелое применение зигзагообразных и ступенчатых форм, широких и энергичных кривых линий (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио Мьюзик Холла (Radio City Music Hall) и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» (Ile de France) и «Нормандия» (Normandie). Ар-деко был стилем роскошным, и считается, что это роскошество — психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.
Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с ар-деко и близко к нему примыкало, был Streamline Moderne (название от англ. «streamline» — «линия обтекания», термина из области аэродинамики, характеризующего такие внешние формы машин и механизмов, которые обеспечивают им наилучшую функциональность и скорость при движении или полете). В «Стримлайн Модерн» мы находим все большее влияние промышленных штамповочных, а также аэродинамических технологий, которые брали начало от развития науки и предметов массового производства, приводя к тому, что в произведениях этого стиля появились очертания самолетов или револьверных пуль — тех предметов, для которых так важны линии обтекания. Когда дизайн первого автомобиля фирмы Крайслер, пущенного в массовую продажу «Chrysler Airflow» в 1933 г. оказался популярным, формы, использующие «линии обтекания» стали использоваться даже для таких предметов, как точилки карандашей или холодильники. В архитектуре признаками этого стиля являются скругленные углы, применявшиеся преимущественно для зданий на автомобильных развязках.
Некоторые исследователи считают ар-деко вариантом или ранней формой модернизма.
Ар-деко незаметно исчез после подъема массового производства, когда к нему стали относится как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. В колониальных странах, таких как Индия, ар-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х гг. Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х гг. было связано с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 30-х гг. привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.
Ар-деко и архитектура СССР
Ар-деко оказал заметное влияние на архитектуру 30-х годов, явившись, наряду с постконструктивизмом и неоклассицизмом, одним из источников сталинской архитектуры. С сильным влиянием этого стиля был построен, ряд станций Московского метрополитена: первая очередь (Сокольническая линия), несколько станций второй очереди (Замоскворецкая линия, например, станция «Аэропорт»).
Известные художники и дизайнеры ар-деко
Лев Бакст. Эскиз декорации к трагедии «Федра», II акт, «покои Федры» (1923).В свой парижский период Бакст работал в стиле Ар Деко.
Известные архитекторы ар-деко
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
Стиль ар-деко в интерьере: история, детали, цвета
Ар-деко хорошо известен во всем мире, но совсем не потому, что является массовым, растиражированным и банальным. Наоборот, ар-деко — дорогой, эксклюзивный стиль, не терпящий ширпотреба и дешевизны: только дорогие материалы, дизайнерские вещи и причудливые орнаменты. В представлении потребителя он прочно связан с интерьером дорогих отелей и шикарных трансатлантических лайнеров. Четкие линии и обтекаемые формы ар-деко неизменно рисует наше воображение, когда мы говорим о богатстве и роскоши в интерьере.
Ар-деко сформировался в 1908 — 1912 годы, а своего расцвета достиг между 1925 и 1935 годами — во времена поисков и экспериментов в области архитектуры и искусства. Возникший между двумя мировыми войнами, ар-деко в интерьере отражал эстетику финансовой элиты европейского и американского общества.
Ар-деко соединил в себе неоклассические формы и обтекаемость, асимметричность и прямолинейность. В то же время он продолжает излюбленные темы и мотивы модерна — грациозность и игривость декора, извилистые линии, необычное сочетание дорогих и редких материалов, изображение фантастических существ, формы волн, раковин, драконов и павлинов, лебединых шей и томных женщин.
Необычные формы комода подчеркнуты изысканной подсветкой. Салон мебели VISCONTI
Интерьеры, выполненные в этом стиле, часто не имеют законченной композиции, а представляют сумму отдельных составляющих, причем каждая из них — эксклюзив или предмет искусства.
История ар-деко
Термин «ар-деко» (или «арт-деко» от французского «art deco» — в буквальном переводе «декоративное искусство») появился после Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств (Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes), прошедшей в 1925 г. в Париже. Ар-деко представлял собой течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи как синтез модерна и неоклассицизма.
Но, как бы странно это ни звучало, до 1960-х годов ар-деко не считался самостоятельным стилем. Его определяли как некоторую разновидность ар нуво, на которую оказали влияние кубизм, американское искусство и дизайн бурно развивавшегося в то время машино- и самолётостроения.
А вот уже термином, обозначающим полноценный художественный стиль, ар-деко стал в 1966 году, после возрождения выставки современных декоративных и промышленных искусств в Париже.
Ориентация — роскошь
Стиль ар-деко сознательно ориентирован на прошлое. Он отрицает аскетизм и чужд минимализму. Стиль стремится к роскоши, воплощается в сочетании экзотического и примитивного искусства. Интерьер ар-деко может современно и необычно объединять восточные или индейские мотивы, элементы старины с совершенно новыми шедеврами искусства.
Роскошь цвета, воплощенная в текстиле. Сеть салонов «ЛОРАСС»
Ар-деко является воплощением монументальности и элегантности, и его называют одним из художественных стилей, соединяющих несоединимое.
От других стилей интерьера его отличает применение декоративных элементов в виде зигзагов, окружностей, треугольников, солнц, а также скругленные углы, строгие вертикальные линии, «отступающие» формы. Из материалов используются ткани, стекло, бронза, керамика, ковры в кубических узорах. Кроме того, хорошо подходят веера, фонтаны, подиумы, кованые решетки. Также уместны светлая древесина, кожа, мрамор, стекло и хромирование для всех видов домашнего оборудования.
Роскошь тканей ар-деко воплощена салоном INdecor
В фаворе изделия из ценных и дорогих материалов: змеиной кожи, слоновой кости, бронзы, кристаллов, экзотической древесины. Излюбленные аксессуары — необычные произведения египетской, африканской, китайской и других, отличных от западной, культур.
Интерьер в стиле ар-деко может быть как элегантно-классическим, так и экспрессивно-этническим. Главное — эффектность, яркость и роскошь смелых сочетаний.
Элегантность ар-деко присуща всем дверям от итальянского производителя Design Porte.
Салон «СуперЛок-НН«
Ар-деко — стиль буржуазный, но не обывательский, классический, но не под старину.
Неслучайно, многие из таких интерьеров назывались «павильон коллекционера», «ателье художника» — они создавались с шиком дорогих отелей и ресторанов, потому иногда ар-деко называют «стилем Ritz» (Ritz-Carlton — международная сеть отелей класса «люкс» — 75 отелей в 24 странах мира).
Внимание к деталям
Начавшись с упоения роскошью и орнаментом, впоследствии ар-деко прибавил к этому элементы функционального дизайна. Именно этому стилю принадлежит создание первых обтекаемых стульев и кресел из стальных трубок. Выразительные формы «технического дизайна» были заимствованы у новейших моделей автомобилей и локомотивов.
Всевозможные драгоценные украшения, курительные и питейные аксессуары, хромированная кухонная посуда — это полёт фантазии и воплощение роскошной функциональности.
Роскошь для ар-деко — это не только дорогие материалы, но и визуальное богатство: яркие и насыщенные цвета. Как правило, используется более чем 3 цвета, и это выглядит удивительно целостно и неожиданно красиво. На фоне шахматного контраста чёрного и белого — горящие вкрапления красного, позолоченные или хромированные предметы интерьера.
Особо стоит выделить следующее правило: какой бы цвет в качестве основного вы ни выбрали, в комнате должны присутствовать элементы и аксессуары золотого, коричневых и светло-бежевых оттенков.
Мебель, выполненная в единичном экземпляре, — истинная черта ар-деко.
Салон итальянской мебели BERLONI
Выбирайте цвет интерьера среди оттенков коричневого — от бронзы и тёмного шоколада до бежевого и «кофе с молоком», белого — «топлёное молоко», слоновая кость, жёлтого — от цвета шампанского до песочного, словом, всё должно напоминать о роскоши. Дополняйте эти краски яркими тонами — зелёным, бирюзовым, красным, фиолетовым или сиреневым. Но эти цвета не должны «перекрикивать» общую гамму.
Яркие цвета и дорогая кожа. Салон итальянской мебели BERLONI
Обычно в дизайне интерьеров допускается один или два акцента в одном помещении, дополняющих друг друга. В ар-деко все вещи и предметы обязательно являются кричащими акцентами. Для декора отлично подойдут большие полотна картин, дорогие статуэтки из дерева и слоновой кости, керамика, причудливые скульптуры из стекла. Неотъемлемой частью этого стиля являются аксессуары и предметы мебели восточного и азиатского направлений. Кроме того, хорошо подходят веера, фонтаны, подиумы, кованые решетки. Практически не используется мебель из тёмных пород дерева.
В характере ар-деко — разность стилей и форм. Салон мягкой мебели ESTETICA
В стиль лучше всего вписывается мебель из кленового массива, ясеня, розового дерева, древесины мадроньи, пальмового дерева. Также мебельные мастера используют для изготовления и декора алюминий, нержавеющую сталь, слоновую кость и эбеновое дерево, эмаль, коллекционный фарфор и дорогое стекло, инкрустации по дереву, дорогую кожу необычных животных — зебры, крокодила, ящериц, змей и даже акул, а также бархат или замшу.
Подбирая мебель, помните, что вы можете поставить рядом стилистически разные вещи. Например, комната в стиле ар-деко может совмещать в себе большой кожаный диван, комод из редких пород дерева, небольшую тумбу или столик в восточном стиле, стул расцветки «зебра» и хрустальную люстру. Главное — не переборщить.
Отрицание аскетизма и минимализма присуще мебели от салона BERLONI
Для декора можно использовать все те сувениры, которые вы привозили из поездок, или подарки от ваших друзей. В данном случае все эти странные вазы, статуэтки будут уместны. Выставляйте на видное место дорогой алкоголь, хрустальную посуду и сигары.
Истинные поклонники ар-деко не используют массовую мебель, а делают всё на заказ либо приобретают эксклюзивные единичные вещи: скульптуры и полотна должны быть подлинными, а не копиями. Подбирая полотна на стены, прежде всего руководствуйтесь размером — картина должна быть одной, но большой.
Стилистически в интерьер ар-деко подойдут картины с индийскими мотивами, кубисты и модернисты, американские графики. Хорошо смотрятся работы Майкла Паркеса, Густава Климта, Тамары Лемпицки, Альфонса Мухи, Билибина или Васнецова, а также работы современных художников, пишущих в вышеперечисленных стилях.
Освещение в интерьерах ар-деко тоже играет не последнюю роль. Всевозможные лампы и светильники, люстры с большим количеством рожков, матовое стекло, рассеивающее свет, создают атмосферу уюта, изысканности и загадочности.
Возвращение с триумфом
В 1990-е годы XX века ар-деко вернулся в Европу и снова стал весьма популярен. В последнее время дизайнеры внесли поправку в идеологию стиля: сегодня суть заключается в современности, роскоши, стильности и эффектности. Архитектура здания и интерьеры в стиле ар-деко создают ощущение лёгкости и монументальности одновременно. Особенно радуют глаз обтекаемость конструкции и изогнутость линий в сочетании с применением насыщенных цветов, что создает впечатление праздника и делает здание незабываемым. Всё чаще и чаще можно встретить концепции ар-деко как в строительстве, так и в интерьерах частных домов.
Двери фабрики Romagnoli — современность, роскошь, эффектность.
Салон «Академия интерьера НН»
Легкость и монументальность одновременно.
Салон «Академия интерьера НН»
Сегодня новейшие образцы аудио- и видеотехники становятся непременными атрибутами интерьеров в стиле ар-деко. Плазменные панели, домашние кинотеатры великолепно сочетаются с мраморными столешницами и богатыми бархатными драпировками. Деревянная мебель с хромированными ручками, стеклянные поверхности и дорогая кожа, олицетворяющие современный автомобильный и авиационный дизайн, — вот источники вдохновения стиля.
Яркий дизайн, дорогие материалы, высочайшее качество звука.
Акустическая система фирмы KARMA. High end центр «Альпс»
Основные мотивы ар-деко в интерьере:
- геометрические: круги, прямоугольники, квадраты, эллипсы, зигзаги, ступенчатые формы, чёрно-белые клавиши рояля;
- растительные: причудливо изогнутые ветки сакуры, листья тропических растений;
- анималистические: мифологические существа и животные;
- восточные: пирамиды, зиккураты;
- антропоморфные: изогнутые женские фигуры, арабчата.
Текст подготовил Иван Фрейн
Дизайн-проекты интерьера в стиле ар-деко:
Роскошь и изящный аристократизм ар-деко
Ар-деко и немного винтажа
Вариации на тему
Еще об ар-деко:
Мебель, придуманная архитекторами
lki-nn.ru
Стиль Ар Деко в архитектуре Нью-Йорка
Стиль Ар Деко — это стиль, соединивший в себе внешнюю роскошь с рациональностью структуры. Он просуществовал недолго, немногим более 15 лет и за это время стал символом финансового благополучия, процветания и изысканности. В период между двумя Мировыми войнами стиль Ар Деко создал сам образ жизни людей, моду, стиль общения, работы и отдыха.
Вид на имперское здание с Херолд Сквера. Здание в стиле Ар Деко имеет 102 этажа и является 2-м по высоте в США (после Chicago’s Sears Tower). Построено было в 1932-м году и удерживало рекорд высоты более 40 лет. В июле1945-го в тумане, в здание врезался самолет B-25 Mitchell на уровне 79-80-х этажей. 14 человек погибли, однако пожар удалось подавить уже через 40 минут. Большинство контор возобновили работу через 2 дня. Сейчас помещения здания так же арендуются различными конторами. На 86 и 102-м этажах находятся смотровые площадки. Здание венчается антенной телевещания нескольких телестанций. В вечернее время верхние секции Эмпайр Стэйт Билдинга подсвечиваются разноцветными огнями. Расцветка меняется соответственно какому-то событию. Например ко дню Святого Патрика — зеленые огни, ко дню Независимости — цвета американского флага — синий, красный, белый и т.д. Американская Ассоциация Гражданских Инженеров признало это здание как одно из 7 чудес света современного мира.
Chrysler Building
1928-1930
Для стиля Ар Деко «роскошь» — это не только дорогие материалы, но и визуальное богатство: яркие, насыщенные цвета. Как правило, используется более чем 3 цвета, и это выглядит удивительно целостно и неожиданно красиво. На фоне шахматного контраста черного и белого — горящие вкрапления красного и золотого, хромированные предметы интерьера.
General Electric Building
1929-1931
THE AMERICAN INTERNATIONAL BUILDING
1930-1932
The Savoy Plaza Hotel
1927, demolished 1964
Эпоха стиля Ар Деко — время коротких женских стрижек, туфель без каблука, экстравагантных костюмов, влюбленности в автомобили и аэропланы, экзотические вещи, акульи шкуры, невиданные породы деревьев, танцев под джаз, самых красивых небоскребов и рождения индустрии «люкс».
New York Metalwork
Chanin Building
1927-1929
Cheney Silk Company Building
1925
Стиль Ар Деко — стиль буржуазный, но не обывательский, классический, но не под старину. Стиль, искусно объединивший в себе традиции Рима, Египта, Греции, Китая, Японии. Интерьеры, оформленные в стиле Ар Деко, производят впечатление не композиции, а суммы отдельных компонентов, группировки «стильных вещей» — мебели, тканей, изделий из бронзы, стекла, керамики. Не случайно, многие из таких интерьеров назывались «павильон коллекционера», «ателье художника’, они создавались с шиком 1920-х годов, дорогих отелей и ресторанов и потому иногда их стиль называют «стилем Ritz «. Подобной красотой может похвастать далеко не каждый каталог итальянской мебели, но и сегодня влияние этого стиля просматривается в проектах многих архитекторов и дизайнеров.
Exchange Place
1931
Waldorf=Astoria Hotel
1929-1931
Стиль Ар Деко характеризуется cкругленными углами, cтрогими вертикальными линиями, «отступающими» формами. От всех мебельных стилей его отличает применение декоративных элементов в виде зигзагов, окружностей, треугольников, солнц.
The Normandy
1939
THE SAN REMO APARTMENTS
1930
Metropolitan Life Insurance Company, North Building
1932-50 built, in 3 stages
Williamsburgh Savings Bank
1929
Metropolitan Life Insurance Company
1893; Tower, 1909
Эта стилистическая тенденция проявилась и в советской художественной культуре 1920—1930-х годов. Стиль Ар Деко оставил на память о себе великолепные интерьеры московского метрополитена, остатки довоенной роскоши ВДНХ и фарфор Ленинградского фарфорового завода. Безусловно, стиль получил у нас весьма своеобразное преломление. Но «национальный» характер стиля Ар Деко четко просматривается и в культуре других стран. За всем этим многообразием нетрудно разглядеть главное: искусство тех лет — воплощение мифа о новом Золотом веке, выраженное современными художественными приемами. В нашей стране стиль Ар Деко не был столь широко известен как в Европе и США. Считается, что архитектура эпохи Сталина была одной из попыток создать Ар Деко.
Среди самых знаменитых творений в стиле Ар Деко небоскреб Chrysler Building (Нью-Йорк), гостиница «Москва», которой очень гордятся застройщики Москвы, трансатлантический лайнер «Нормандия», который называли «плавучей выставкой» с основным грузом Ар Деко, многие станции метро как Москвы, так и Санкт-Петербурга. Мода на Ар Деко творит удивительные вещи. Видеть этот стиль везде, где есть для этого хоть какой-нибудь предлог, намного приятнее, чем думать, что ничего тут не было. Возможно, именно сейчас в жизни появилась особая необходимость комфорта, гармонии и традиций, столь присущая Ар Деко?
Стиль Ар Деко нередко называют последним большим стилем…
kayrosblog.ru
Стиль ар-деко
Стиль Ар-деко, варианты названия: ар деко, ар-деко, арт-деко (фр. art dеco букв. «декоративное искусство») — эклектический художественный и декоративный стиль, зародившийся в Париже в первые десятилетия 20 века.
Стиль возник в 1920-е годы и развивался до окончания Второй мировой войны. Под руководством лучших дизайнеров декоративно-прикладного искусства, работавших в модном дизайне и дизайн интерьера, Ар-деко затрагивал все области дизайна на протяжении 1920-х и 1930-х годов, в том числе архитектуру и промышленный дизайн, а также визуальные искусства, такие как живопись, графика и кинематограф. В те времена этот стиль рассматривался как элегантный, гламурный, функциональный и современный.
Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с ар-деко и близко к нему примыкало, был Streamline Moderne.
История возникновения Ар-деко
После Всемирной выставки 1900 года, различные французские художники сформировали неформальный коллектив, известный как La Societe Des Artistes décorateurs (общество художников декораторов). Учредителями и основателями были такие известные художники как Эктор Гимар (Hector Guimard), Эжен Грассе (Eugène Grasset), Поль Белло (Paul Bellot) и Эмиль Декёр (Emile Decoeur) и Морис Дафрен (Maurice Dufrêne). Эти художники в основном повлияли на развитие основных принципов Ар-деко.
Термин «Ар-деко» впервые получил широкое применение после выставки в 1966 году, со ссылкой на 1925 Международную выставку декоративного искусства «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», которая стала кульминацией стиля высокого класса Модерн в Париже.
Знаменитые архитектурные сооружения Ар-деко:
Многие классические примеры все еще существуют в архитектуре многих крупных городов мира. Эмпайр Стейт Билдинг и Крайслер-билдинг в Нью-Йорке, два из крупнейших и наиболее известных примеров зданий в этом стиля.
Основные признаки Ар-деко
Структура Ар-деко основана на математической геометрии форм. Принято считать, что Ар-деко — это одна из многих форм модерна с влиянием эклектики, пришедшим из элементов архитектуры и дизайна ацтеков Мексики, а также Египта в добавление к мощным современным образцам высоких технологий.
Влияние дизайна Ар-деко было выражено в кристаллических и граненых формах декоративного кубизма и футуризма. Другими популярными темами в стиле ар-деко были трапециевидные, зигзагообразные, геометрические и смешанные формы, которые можно проследить во многих ранних работах архитекторов и дизайнеров.
Преобладающие и модные цвета |
Предельно интенсивное звучание открытых цветов, сопоставление контрастных хроматических плоскостей, яркость цветов. |
Линии стиля Ар-деко |
Смелое использование ступенчатой формы и широкие кривые (в отличие от извилистых, природные кривых модерна). Использование картушей и шевронов, зиккураты, фонтаны, мотивы лучей солнца характерны для ар-деко. |
Форма |
Граненые, кристаллические, фасеточные формы, пришедшие из кубизма и футуризма. Широкие плоскости. |
Характерные элементы интерьера |
Богатые орнаменты, геометрические, цветочные мотивы. Ар-деко характеризуется использованием таких материалов, как алюминий, нержавеющая сталь, лак, бакелит, хром и инкрустации. |
Конструкции |
Массивные конструкции из металла. При возведении зданий стали применять огромные по величине округлые и квадратные балясины и двутавровые колонны. Иногда металлическую отделку в дизайне имитировали дешевой технологией, в состав которой входил крашеный бетон, стекло и хром. |
Окна |
Прямоугольные простые с большими поверхностями стекол. Часто украшены декоративными решетками, богато орнаментированными фигурками животных и растительными мотивами. |
Двери стиля Ар-деко |
Простые плоские орнаментированные металлические или деревянные двери, часто с декоративными решетками. |
Архитекторы, художники и дизайнеры Ар-деко
Адольф Мурон Кассандр (1901—1968) фр. Adolphe Jean Marie Mouron Cassandre
Влиятельный украинско-французский живописец, литограф, мастер рекламных плакатов и дизайнер шрифта.
Жан Дюнан (1877—1942) фр. Jean Dunand
Швейцарский скульптор и дизайнер интерьеров. Показал курительную комнату, где лакированные стенные панели были отделаны черным и серебром, а рисунок тканей возник под влиянием африканского и абстрактного искусства.
Эрте (Ромэн де Тиртофф) (Erté /Romain de Tirtoff)
знаменитый художник, график, сценограф, модельер эпохи ар-деко русского происхождения, работавший в Париже и Голливуде.
Вадим Меллер (1884—1962) русск. Вадим Георгиевич Меллер
советский художник-авангардист (кубофутурист, конструктивист), театральный художник, иллюстратор и архитектор. Вадим Меллер был первым русским художником, который получил золотую медаль на Международной Выставке Современного Индустриального и Декоративного Искусства в Париже (Ар-деко) в 1925 году.
Александра Экстер (1882—1949) русск. Александра Александровна Экстер (Григорович)
российско-французский живописец, художник-авангардист (кубофутурист, супрематист), график, художник театра и кино, дизайнер. Представитель русского и украинского авангарда. Была одним из основоположников стиля «арт-деко».
Тамара де Лемпицка (1898—1980) польск. Tamara Łempicka
польская и американская художница, автор известной картины «Прекрасная Рафаэла». Работы художницы сочетают ар-деко и кубизм, флорентийских маньеристов и классицизм Энгра.
Ар-деко в интерьере
В интерьерах использование экзотических материалов, таких как кожа акулы (шагрень) и кожа зебры, черное (эбеновое дерево), слоновая кость, перламутр. Произведения из фарфора, металла, стекла с необычной для того времени обобщенностью и геометризацией формы, а также «пышная, вызывающая декоративность набивных ситцевых тканей».
Символом Art Deco в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства».
Колористическая (цветовая) палитра фовизма — яркие чистые насыщенные цвета. Ар-деко был стилем роскошным, и считается, что это роскошество — психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.
Следует учесть, что не во всех современных интерьерах стиль Ар-деко будет целесообразен, ибо его композиционные и стилистические черты требуют пространства, высоких потолков, больших открытых окон и дверей. В маленьком помещении со стандартной высотой потолков применение этого стиля может создать ощущение загруженности, давления на зрителя.
Ар-деко оказал глубокое влияние на многие более поздние художественные движения, такие как Мемфис (Memphis) и поп-арт (Pop art).
- < Назад
- Вперёд >
stilys.com