Арабский стиль в архитектуре – арабский стиль в интерьере и архитектуре

Содержание

арабский стиль в интерьере и архитектуре

  Что так отличает арабский стиль в интерьере от других стилей? Роскошь , пышность комфортной  обстановки, богатство и яркость цветовой гаммы, изящество и великолепие, воплощение сладкой неги и приятных мечтаний.

 

  В помещениях с арабской тематикой очень часто присутствуют своды, купола, арки и колонны, стрельчатые окна. В арабском интерьере Вы не найдете ни одной картины или скульптуры, изображающей человека или животное, поскольку Коран запрещает изображать создания Творца. А вот сложные узоры, геометрические рисунки, арабески в изобилии украшают стены, потолки, ковры ручной работы, подушки. Фон для росписи часто можно увидеть насыщенного тона. Это красный, малиновый, изумрудный, бирюзовый, зеленый и синий.

 

  Пол в любом помещении выстелен плиткой, часто мозаичной.

 

  В арабском стиле главная роль отводится натуральному и искусственному камню, дереву, изделиям из металла и текстиля. Хорошим отделочным материалом являются деревянные рельефные панели с ажурной (сквозной) резьбой. В габаритном помещении можно увидеть несколько видов отделки стен. 

 

  Мебель в восточном стиле невысокая и приземистая, без острых углов, часто резная или инкрустированная. Вместо платяных шкафов — комоды и сундуки.

 

  Текстильное оформление включает: ковры и ковровые дорожки для пола, часто ручной работы; драпировку из изящных тканей для стен; низкие мягкие диваны со множеством подушек; гардины на окнах, тканевые шторы вместо перегородок.

 

  Добиться чарующей таинственной атмосферы в любом интерьере, а тем более восточном возможно с помощью освещения, делая его мягким, неярким, желтоватым, приглушенным, используя множество светильников разнообразных форм. Кованые  металлические светильники с цветным стеклом как нельзя лучше зададут игру света и тени на стенах, потолке и полу.

 

  Декорирован восточный интерьер  с помощью кальяна, кованных птичьих клеток, шахмат, кувшинов с высоким горлом, ваз  различных размеров, расписанных тематическими узорами, большими чеканными и резными блюдами, чанами.

 

  

olgadmitrieva.com

Арабская архитектура | Интерьеры Artyhomes.ru

Большая мечеть шейха Зайда - одна из шести самых больших мечетей в мире

Большая мечеть шейха Зайда. Расположена в Абу-Даби.

Освоение арабами новых территорий началось в VII веке с заселения крупнейшего полуострова Азии — Аравийского. Арабы создали государство халифат, которое раскинулось от Индии до Пиренеев.

Ислам своих традиций в архитектуре не имел, поэтому использовал устои заселенных территорий. Одновременно перед архитекторами ставились новые задачи с учетом мировоззрения арабов. Для общего сбора мусульман и проведения молитв были возведены мавзолеи, мечети, медресе.

arabian_emirates-arty

У Ирана арабы позаимствовали схему строительства мечетей и различных религиозных сооружений. Они возводились центрической формы, имели купол и внутренний двор. Купол мечети поддерживался разнообразными по форме арками и упирался в колонны.

bahrein-arhitektura

Для строительства этих сооружений арабы чаще всего использовали кирпич. Немного реже — известняк, фаянс, майолику, гипс, тростник или дерево. При возведении колон, которые поддерживают своды купола, использовался мрамор. Более высокие арки сооружались из кирпича. На арках держатся деревянные перекрытия.

arty-09

Архитектура мечети имеет кардинальные отличия от архитектуры христианского храма. Строение поделено на две части. Первая – это большой двор, предназначенный для омовений, вторая – молельня. Со стороны Мекки находится молельня, имеющая нишу в стене. В ней хранится главная книга мусульман. Для прочтения Корана в молельне имеется специальное место. Оно построено из дерева или камня. Снаружи это место имеет вид прямоугольного строения.

arty-101

Мечети имеют башни, называемые минаретами. Минареты – места, откуда верующих призывают к молитве. Они бывают цилиндрических или призматических форм, украшаются балконами, резьбой, керамикой.

Freitagsmoschee in Herat

Архитектура арабов характеризуется постройками в виде дворцов с галереями, плоскими кровлями, круглыми центричными помещениями, куполами.

arty-dvorec

В исламе не приветствуется изображение фигур людей. Поэтому в своей архитектуре арабы использовали орнамент. Многозначные символы орнамента имеют очень глубокий смысл и формируют особое понимание мира.

Al Hambra, Spain

Похожие записи:

artyhomes.ru

Исламская архитектура — Islamic architecture

Исламская архитектура является диапазоном архитектурных стилей из зданий , связанных с исламом . Она включает в себя как светские , так и религиозные стили от ранней истории ислама до наших дней. В начале исламской архитектуры под влиянием римской , византийской , персидской и всех других земель , которые мусульмане завоеванных в 7 — м и 8 — м веках. Далее на восток, он был также под влиянием китайской и индийской архитектуры , как ислам распространился на Юго — Восточной Азии . Позже он разработал различные характеристики в виде зданий, а также оформление поверхностейИсламская каллиграфия и геометрический и чересстрочный рисунок орнамент. Основные исламские архитектурные типы для больших или общественных зданий: в мечеть , в гробницу , на дворец и крепость . Из этих четырех типов, словарь исламской архитектуры является производным и использоваться для других зданий , таких как общественные бани , фонтаны и внутренняя архитектура.

Многие из зданий , которые упомянуты в этой статье перечислены как объекты всемирного наследия . Некоторые из них, такие как Цитадель Алеппо , понесли значительный ущерб в продолжающейся сирийской гражданской войны .

содержание

  • 1 Влияния
  • 2 Характеристики
  • 3 Города и города
  • 4 Ранняя история
  • 5 Региональные стили
    • 5,1 Persian
    • 5,2 Османская
    • 5.3 Туркестана (Тимуридский)
    • 5,4 Moroccan
    • 5,5 Йеменский
    • 5,6 русский
    • 5,7 Индийский
    • 5,8 китайский
    • 5,9 индонезийском малазийский
    • 5,10 Sahelian
    • 5,11 Сомалийский
    • 5,12 Интерпретация
  • 6 В наше время
  • 7 Подключения и более глубокий смысл
  • 8 Современные мусульманские архитекторы
  • 9 Смотрите также
  • 10 Галерея
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки
  • 13 Дальнейшее чтение
  • 14 Внешние ссылки

Влияния

Самое последнее здание , которое может быть известно как истинный пример современной исламской архитектуры является Имам Садик университета, это здание стало победителем Aga Khan fundation , а также. Это здание , спроектированное Надер Ардалан , который был иранский архитектор преподавал в Гарвардском университете. Купол Скалы ( арабский : قبة ٱلصخرة , . Транслит  Куббат ас-Ṣakhrah

) в Иерусалиме (691) является одним из самых важных зданий во всей исламской архитектуры. Он узорный после того , как неподалеку Храм Гроба Господня и византийские христианские художники использовали для создания своих сложных мозаик на золотом фоне. Большая эпиграфическая лоза фриз была заимствована из доисламского сирийского стиля. Купол Скалы признакам интерьера сводчатые пространства, круговой купол, а также использование стилизованных повторяющихся декоративных арабески узоров. Пустынные дворцы в Иордании и Сирии (например, Mshatta , Каср Амра и Khirbat аль-Mafjar ) служил халифов , как жилые помещения, приемные залы и бани, и украшались содействовать образ королевской роскоши.

Подковы арка стала популярной в исламских структурах. Некоторые полагают , что мусульмане приобрели это от вестготов в Испании , но они , возможно, получили его из Сирии и Персии , где подковообразная арка была в использовании по византийцам . В мавританской архитектуре, кривизна подковы арки значительно более выражена. Кроме того, были добавлены чередующиеся цвета , чтобы подчеркнуть эффект от его формы. Это можно увидеть в больших масштабах в своей основной работе, в Большой мечети Кордовы .

Большая мечеть в Дамаске (завершено в 715 халифом Аль-Валидом I), построенный на месте базилики от Иоанна Крестителя после исламского вторжения в Дамаск , по- прежнему носили большое сходство с 6 — го и 7 — го века христианских базилик . Некоторые модификации были осуществлены, в том числе расширения структуры вдоль поперечной оси , которая лучше согласуются с исламским стилем молитвы.

Династии Аббасидов (750 AD — 1258) был свидетелем движения капитала из Дамаска в Багдад , а затем из Багдада в Самарре . Переход в Багдад под влиянием политики, культуры и искусства. Большая мечеть в Самарре , некогда крупнейшим в мире, была построена для новой столицы. Другие крупные мечети , построенные в эпоху династии Аббасидов включают мечеть Ибн Тулуна в Каире, Абу Dalaf в Ираке, большую мечеть в Тунисе . Аббасиды архитектура в Ираке в качестве примера в крепости Аль-Ukhaidir (c.775-6) продемонстрировала «деспотическую и удовольствие любящего характера династии» в его большом размере , но стесненные жилых помещениях.

Великая мечеть Кайруан (в Тунисе ) считается родоначальником всех мечетей в западной части исламского мира. Его оригинальные мраморные колонны и скульптуры были римского изготовление привезенного из Карфагена и других элементов напоминают римскую форму. Это один из наиболее хорошо сохранившихся и наиболее значительных примеров ранних великих мечетей, основанный в 670 г. н.э. и датировки в его нынешнем виде в основном из Аглабидов периода (девятое столетие). Великая мечеть Кайруана состоит из массивного квадратного минарета, большого двора , окруженные портиками и огромный гипостильные молитвенного залом , покрытый своей оси двух куполов. Большая мечеть Самарре в Ираке , завершена в 847 AD, в сочетании с гипостильный архитектуру рядами колонн , поддерживающих плоское основание , над которой огромный спирали минарет был построен.

Собор Святой Софии в Стамбуле также под влиянием исламской архитектуры. Когда османы захватили город от византийцев , они превратили базилику в мечеть (ныне музей) и включены византийские архитектурные элементы в свою работу (например , купола ). Собор Святой Софии также служил образцом для многих османских мечетей , таких как мечеть Shehzade, в мечети Сулеймана , и мечеть Рустема Паши . Купола являются основным структурным признаком исламской архитектуры. Купол впервые появился в исламской архитектуры в 691 с строительством Купол Скалы , почти точная копия существующей церкви Гроба Господня и другие христианские куполообразные базилик , расположенной неподалеку. Купола остаются в использовании, являясь важной особенностью многих мечетей и в Тадж — Махал в 17 — м веке. Отличительные остроконечные купола исламской архитектуры, также происходящий с византийцами и персами , остаются отличительной особенность мечети в 21 век.

Отличительные мотивы исламской архитектуры всегда были математические темами упорядоченного повторения, излучающих структур, и ритмических, метрические моделей. В связи с этим, фрактальной геометрии является одним из ключевых утилита, особенно для мечетей и дворцов. Другие существенные признаки , используемые в качестве мотивов включают колонны, простенки и арку, организованную и переплетены с чередующимися последовательностями ниш и колонками.

Характеристики

Усвоение ранних традиций

От восьмого до одиннадцатого века исламские архитектурные стили находились под влиянием двух различных древних традиций:

  1. Греко-римская традиция: В частности, регионы завоеванной Византии (Юго — Западная Анатолия, Сирия, Египет и Магриба ) , подаваемые архитекторы, каменщиков, мозаичист и другие мастер к новому исламских правителям. Эти ремесленники были обучены в византийской архитектуре и декоративно — прикладном искусстве, а также продолжение строительства и украшении в византийском стиле, которая развилась из эллинистической и древнеримской архитектуры.
  2. Восточная традиция: Месопотамия и Персия , несмотря на внедряющих элементы эллинистического и римского репрезентативного стиль, сохранила свои независимые архитектурные традиции, полученных от Сасанидов архитектуры и ее предшественников.

Процесс перехода между поздней античностью или постклассическим и исламской архитектурой на пример археологическим находок в Северной Сирии и Палестине, Билад аль-Ши из Омейядов и Аббасидов династий. В этом регионе, в конце античной или христианской, архитектурные традиции слились с доисламской арабской наследия завоевателей. Недавние исследования по истории исламского искусства и архитектуры пересмотрели ряд colonialistic идей. В частности, следующие вопросы в настоящее время подлежат возобновлению дискуссий в свете последних выводов и новых концепций истории культуры:

  1. Наличие линейного развития в рамках исламской архитектуры;
  2. существование меж- и внутрикультурной иерархия стилей;
  3. вопросы культурной аутентичности и ее разграничения.

По сравнению с более ранними исследованиями, ассимиляции и трансформации уже существующих архитектурных традиций исследуется в аспекте взаимного внутри- и межкультурного обмена идей, технологий и стилей, а также художников, архитекторов и материалов. В области искусства и архитектуры, подъем ислама рассматривается как непрерывный процесс трансформации , ведущей от поздней античности до исламского периода. Первые исследования в эту область рассматривали раннюю исламскую архитектуру только как разрыв с прошлым, из которого , по- видимому поднялся искаженный и менее выразительный вид искусства, или вырожденной имитацией постклассических архитектурных форм. Современные концепции , как правило, рассматривают переход между культурами , а в качестве селективного процесса осознанного присвоения и трансформации. Омейядов сыграли решающую роль в этом процессе преобразования и тем самым обогащают существующие архитектурные традиции, или, в более общем смысле, визуальной культуры формирующегося исламского общества.

Райский сад

Сады и вода в течение многих веков играли важную роль в исламской культуре, и часто сравнивают с садом Рая . Сравнение происходит от Ахеменидов . В своем диалоге « Домострой », Ксенофонт имеет Сократ соотносить историю о спартанском полководец Лисандре визита «s к персидскому князю Кира Младшему , который показывает греческий его„Рай в Сарды“. Классическая форма в Персидском саде Paradise , или Charbagh , включает в себя прямоугольное орошаемое пространство с повышенными путями, которые делят сад на четыре секции равного размера:

Одной из отличительных черт персидских садов является четыре части сада выкладывается с осевыми путями, которые пересекаются в центре сада. Это очень структурированная геометрическая схема, называемая Шахар Баг, стала мощной метафорой для организации и одомашнивания ландшафта, сам по себе символу политической территории.

Charbagh от Ахеменидов времени был обнаружен в археологических раскопках в Пасаргадах . Сады Чехель Сотуна ( Исфахан ), Fin сад ( Кашано ), Эры ( Шираз ), Shazdeh Сад ( Мэхэно ), Доулетабад Сад ( Йезд ), Аббасабад Сад ( Аббасабад ), Akbarieh Сад ( Южный Хорасан ), Pahlevanpour Сад , все в Иране , является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО . Большие Райские сады также находятся в Тадж — Махал ( Агра ), и у гробницы Хумаюна ( Нью — Дели ), в Индии; в Shalimar сады ( Лахор , Пакистан ) или на Альгамбра и Хенералифе в Гранаде , Испания .

Двор (Sehan)

Традиционный исламский двор , sehan ( арабский : صحن ), встречается в светских и религиозных структур.

  1. Когда в жилище или иное светское здание является частный двор и стеной сад. Он используется для: эстетики растений, воды, архитектурных элементов и естественного света; для охладителя пространства с фонтанами и тенью, и источником бризов в структуру, во время летней жары; и защищенные и запрещенное место , где женщины дома не должны быть покрыты в хиджабе одежды традиционно необходимы в общественных местах.
  2. Sehan -courtyard находится в пределах почти каждая мечети в исламской архитектуре. Дворы открыты к небу и окружены со всех сторон структур с залами и комнатами, и часто затененным полуоткрытого пассажем. Sehans обычно имеют центрально расположенный ритуал чистки бассейна под открытым куполом павильона называется howz . Мечеть двор используется для выполнения омовения, и «патио» для отдыха или сбора.

Hypostyle зал

Гипостильного , т.е. открытый зал поддерживается колоннами в сочетании с приемной установленным под прямым углом к главному залу, считается производным от архитектурных традиций Ахеменидская периода персидской актовых залов ( « Apadana » ). Этот тип здания возник из римской -style базилики с прилегающим двором , окруженными колоннадами , как Форум Траян в Риме. Римский тип здания развилась из греческой агоры . В исламской архитектуре, гипостильный зал является главной особенностью гипостильных мечетей. Одна из самых ранних гипостильных мечетей является мечеть Tarikhaneh в Иране, начиная с 8 — го века.

вольтижировка

В исламских зданиях, своды следующих два различных архитектурных стилей: В то время как Омейяды архитектура продолжает сирийскую традицию 6 и 7 — го века, Восточная Исламская архитектура была главным образом под влияние сасанидских стилей и формами.

Омейядов диафрагма арки и своды бочонка

В своих прыжков структур периода Омейядов зданий показывают смесь древних римских и персидских архитектурных традиций. Мембранная арку с lintelled потолками из дерева или каменных балок, или, в альтернативном варианте, со стволом сводами, было известны в Леванте , так как классический и набатейский период. Они использовались в основном для покрытия домов и бачков. Архитектурная форма покрытия диафрагмы арки со стволом своды, однако, вероятно , был вновь введен с иранской архитектуры , как подобные своды не был известен в Билад аль-Шам до прихода Омейядов. Тем не менее, эта форма была хорошо известна в Иране с начала парфянского времени, как проиллюстрировано в парфянских зданиях Ашшура . Самый ранний известный пример для ствольных сводов , опирающихся на диафрагменные арках из Омейядов архитектуры известен из Касра Harane в Сирии. В раннем период, арка диафрагм построена из крупно разреза плит известняка, без использования поддерживающих подмостей , которые были соединенных гипсовым раствором . Позже периоды сводов были построены с использованием предварительно сформированными боковые ребер , смоделированные из гипса, которые служили в качестве временной опалубки для руководства и центра хранилище. Эти ребра, которые были оставлены в структуре впоследствии, не несут никакой нагрузки. Ребра были отлиты заранее на полоски ткани, впечатление от которых до сих пор можно увидеть в ребрах сегодня. Подобные структуры известны из Сасанидов архитектуры , например , из дворца Фирузабада . Омейядами период своды этого типа были найдены в Цитадели Аммана и в Каср Амра .

Пиренейский полуостров

Двойная арочная система пассажей в Меските , как правило , считается производными от римских акведуков , как соседний акведук Лос Милагрос . Колонны соединены подковообразных арок и опорных стоек из кирпичной кладки , которые в свою очередь соединены между собой полукруглыми арками , поддерживающими плоский фахверковых потолок.

В более позднем период дополнения к мечети Кордовы, основной архитектурный проект был изменен: подковы арка теперь используется для верхнего ряда пассажей, которая в настоящее время поддерживается пятипроходными арками. В разделах , которые в настоящее время поддерживаются купола , необходимы дополнительные опорные конструкции , чтобы нести тягу куполов. Архитекторы решили эту проблему путем построения пересекающихся трех- или пятипроходного арки. Три купола затягивающих своды над михраб стены выполнены в виде ребристых сводов. Вместо того , чтобы встреча в центре купола, ребра пересекаются друг с другом со смещением от центра, образуя восьмиконечная звезда , в центре которой вытесняется в pendentive куполом.

Ребристые своды Мескита послужили образцом для позднейших мечети зданий в исламском Западе Аль-Andaluz и Магриба . Около 1000 г. н.э. Мескита де Баб аль мардум (сегодня: Мечеть Кристо де ла Лус ) в Толедо был построен с подобным, восемь-ребристым куполом. Подобные купола также замечены в мечети здании Альхаферия из Сарагосы . Архитектурная форма ребристой купола получила дальнейшее развитие в странах Магриба: Центральный купол Большой мечети Тлемсена , шедевр из Almoravids построен в 1082 году , имеет двенадцать тонких ребер, оболочка между ребрами заполняется филигранной лепниной.

Иран (Персия)

Из — за свою долгую историю строительства и повторного строительство, охватывающее время от Аббасидов к династии Каджаров , и его отличного состояние сохранности, то мечеть Jameh Исфахана обеспечивает обзор по экспериментам исламских архитекторов , проведенных со сложными структурами прыжков.

Система squinches , которая является заполнением строительства в верхних углах квадратной комнаты так, чтобы сформировать основание , чтобы получить восьмиугольный или сферический купол , была известна уже в Sasanian архитектуры . Эти сферические треугольники этих squinches были разделены на дальнейшие подразделения или системы ниш, в результате сложного взаимодействия несущих конструкций образуя декоративную пространственную структуру , которая скрывает вес конструкции.

«Не радиальные ребра свод», архитектурная форма ребристых сводов с наложенным сферическим куполом, является характерной архитектурной формой свода исламского Востока. С самого начала в мечети Jameh Исфахана, эта форма свода была использована в последовательности важных зданий до периода Сефевидов архитектуры. Ее основными характеристиками являются:

  1. Четыре пересекающиеся ребра, иногда удвоены и пересекались, образуя восьмиконечная звезда;
  2. пропуск в переходной зоне между сводом и опорной конструкцией;
  3. центральный купол или крыша фонарь на верхней части ребристого свода.

В то время как пересекающиеся пары ребер от главной декоративной особенностью сельджуков архитектуры , ребра были скрыты за дополнительных архитектурных элементов в более поздние периоды, как проиллюстрировано в куполе Могиле Ахмеда Санджара в Мерве , пока они окончательно не исчезли полностью за двойной оболочкой штукатурной купол, как видно в куполе ALI Qapu в Исфахане.

  • Non-радиальное ребро свода в мечети Jameh Исфахана

  • Купол гробницы Ахмеда Санджара в Мерве

  • Верхний купол ALI Qapu, Исфахан

Купола

На основе модели уже существующих византийских куполов , то османская архитектура разработала специфическую форму монументального, представительское здание: Широкие центральные купола с огромными диаметрами были установлены на крыше здания в центре плана. Несмотря на огромный вес, купола появляются практически невесомой. Некоторые из наиболее сложных купольных зданий были построены по османского архитектора Мимара Синана .

Когда османы завоевали Константинополь , они нашли множество византийских христианских церквей, самый большой и самый известный среди них был собор Святой Софии . Кирпичная кладка и минометное ребро и сферическая оболочка центрального купола Софийского собора были построены одновременно, в качестве самонесущей конструкции без какого — либо деревянного центрирования . В начале византийской церкви Святой Ирины , ребра купола свода полностью интегрированы в оболочку, подобно западным римских куполов, и , таким образом , не видны изнутри здания. В куполе Святой Софии, ребра и оболочки купола объединяются в центральном медальоне на вершине купола, верхние концы ребер интегрируется в оболочку: Шелл и ребра образуют одну единую структурную единицу. В более поздних византийских зданий, таких как Церковь Богородицы Кириотиссы , то мечеть Эски Imaret (бывший монастырь Христа Pantepoptes) или Пантократор монастырь (сегодня: Зейрек мечеть ), центральный медальон вершины и ребра купола стали отдельными структурными элементами: ребра более выражены и подключить к центральному медальона, который также выделяется более выражен, так что вся конструкция создает впечатление , как будто ребра и медальон находятся отдельно и подкрепляют, собственно оболочка купола.

Мимар Синан решить структурные проблемы купола Святой Софии путем построения системы центрально — симметричных столбов с фланкирующими полукуполами, примером конструкции мечети Сулеймание (четыре колонны с двумя фланкирующих щитовых стен и двух полукуполами, 1550- 1557), то Мечеть Рустем Паша (восемь столбов с четырьмя диагональными полукуполами, 1561-1563), а также мечеть Селимие в Эдирне (восемь столбов с четырьмя диагональными полукуполами 1567 / 8-1574 / 5). В истории архитектуры, структура мечети Selimiye не имеет прецедента. Все элементы здания подчинять его большой купол.

  • Схематическое рисунок pendentive купола

  • Центральные купола Софийского собора

  • Купол Церковь Богородицы Кириотиссы

  • Мечеть Селимие

Muqarnas

Архитектурный элемент muqarnas развитого на северо-востоке Ирана и Магриба вокруг середины 10-го века. Орнамент создается путем геометрического подразбиения Vaulting структуры в миниатюру, наложенного отметил, арку подструктуру, также известную как «соты», или «сталактиты» своды. Изготовленный из различных материалов, таких как камень, кирпич, дерево или штукатурка, ее использование в архитектуре распространения по всему исламскому миру. В исламском Западе muqarnas также используются для украшения снаружи купола, купольной или аналогичной структуры, в то время как на Востоке более ограничивается внутренней поверхности хранилища.

украшения

В качестве общего признака, Исламская архитектура делает использование определенных орнаментальных форм, в том числе математически сложная, сложной геометрической и чересстрочной узоры , цветочные мотивов , как арабески , а также разработать каллиграфические надписи, которые служат для украшения здания, указать намерение здания от выбор текстовой программы надписей. Например, каллиграфические надписи , украшающих Купол Скалы включают цитаты из Корана (например, Коран 19: 33-35) , который ссылается на чудо Иисуса и его человеческую природу.

Геометрические и цветочные, переплетенные формы, взятые вместе, образуют бесконечно повторяющийся рисунок , который выходит за пределы видимого материального мира. Для многих в исламском мире, они символизируют понятие бесконечного доказывает существования единого вечного Бога. Повторность, простота контрастирует со сложностью и Percision предполагает , что наша сложная вселенная является лишь одним из многих проявлений бесконечно очевидного и настоящего Аллах, единого Бога. Кроме того, исламский художник передает определенную духовность без иконописи из христианского искусства . Non-фигурными украшения используются в мечетях и зданиях по всему мусульманскому миру, и это способ украшения , используя красивые, украшающие и повторяющимся Исламское искусство вместо того , чтобы использовать фотографии людей и животных (которые некоторые мусульмане считают , запрещено ( Харам ) в исламе ).

Вместо того , чтобы вспомнить что — то связанное с реальностью произнесенного слова , каллиграфия для мусульманина является видимым выражением духовных понятий. Каллиграфия возможно стать наиболее почитаемой формой исламского искусства , поскольку она обеспечивает связь между языками мусульман с религией ислама. Священная книга ислама, аль- Корана , играет важную роль в развитии арабского языка, и расширение, каллиграфия в арабском алфавите . Пословицы и полные отрывки из Корана все еще активные источники исламской каллиграфии. Современные художники в исламском мире опираются на наследии каллиграфии использовать каллиграфические надписи или абстракции в их работе.

ru.qwertyu.wiki

Исламская архитектура — это… Что такое Исламская архитектура?

Исламская архитектура является разнообразием архитектурных стилей, которые развились из ислама, как социального, культурного, религиозного и политического явления. К исламской архитектуре относят как религиозные, так и светские учреждения и здания. К исламской архитектуре также можно отнести архитектурные стили, популярные как в ранне-исламскую, так и относящиеся к современной эпохе в мусульманских и в других странах под влиянием ислама . Архитектурный стиль появился на Ближнем Востоке в VII веке и развился в период средневековья в Северную Африку, Испанию, Малую Азию, Индию и Иран, Среднюю Азию и Кавказ. Позже исламская архитектура попала также в Юго-Восточную Азию. В современное время мечети в соответствии с исламской архитектурой строятся во всех местах проживания мусульман по всему миру.

История

Первая мечеть была построена в Медине после хиджры пророка Мухаммеда. Затем мечети стали открываться в тех городах, которые были завоёваны мусульманами. После взятия Мекки в каждой мечети появился михраб — ниша, которая указывала киблу — направление к Каабе[1].

Типология зданий

Мечеть

Мечеть, масджид (араб. مسجد‎‎ — мусульманское богослужебное сооружение. Первая мечеть была построена Пророком Мухаммедом в Медине и представляла собой просто огороженное место для молитвы. В Средние века мечеть помимо религиозных функций выполняла и социальные: в ней происходило обучение студентов, собрание жителей, давался приют странникам и т.д.

Функциональное разделение
  • квартальные мечети — мечети в узком смысле этого слова, предназначены для ежедневной молитвы, также являются местом собраний жителей квартала.
  • джума-мечети — соборные мечети, предназначены для пятничной молитвы, располагались в городах. В крупных центрах (Стамбул, Багдад) имелось несколько джума-мечетей.
  • намазгох — крупная открытая загородная мечеть предназначеннная для богослужения в важнейшие мусульманские праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам.
  • мечети при мавзолеях праведников, при медресе, ханаках и пр.
Основные архитектурные стили

Архитектурное исполнение мечети может быть весьма различным, но существуют два обязательных элемента: михраб (направление на Мекку) и минарет (высокая башня, находящаяся рядом с мечетью).

Арабский тип

Древнейший тип мечети, распространился с Исламом из Аравии удерживался до османской экспансии XVI века. Арабская мечеть представляет собой прямоугольный или квадратный двор. по периметру обнесенный аркадой или галереей, с примыкающим ко двору молитвенным залом.
Примеры: Мечеть Хассана II, Масджид аль-Харам.

Персидский тип

На персидский тип мечети сильно повлияла архитектура доисламской Персии, это выразилось в широком использовании айванов и куполов. В персидской мечети двор со специальным бассейном для омовения по периметру обнесен галереей с айваном (высокий прямоугольный портал с полукруглой нишей) по середине каждой из сторон галереи. Один из айванов ведет в небольшое купольное помещение где находится харам[2]. К хараму иногда прилегают залы для молитв.
Примеры: Мечеть Имама, Мечеть Калян.

Османский тип

Под влиянием византийской архитектуры турки-османы в XV веке создают тип многокупольной мечети. Мечети этого типа покоятся на колоннах, украшены многочисленными куполами с одним центральным, внутренний зачастую двор обнесен галереей, во дворе находится пруд. Отличаются османские мечети тонкими минаретами с коническими фонарями. Примеры: Голубая мечеть, Мечеть Селимие.

Региональные стили

На перефирии исламского мира развились свои региональные стили, созданные под влиянием местных, например Сианьская соборная мечеть выполнена в формах. присущих китайской архитектуре, а ее минарет выполнен в виде буддийской пагоды.

Медресе

Медресе — религиозные учебные заведения, предоставляющие второй уровень образование. Единственным обязательным медресе было исламское право. Медресе разделялись по школе права, а если в одном медресе сосуществовало несколько школ, то каждому из них отводился отдельный лекционный зал. Медресе обычно располагаются вокруг дворика, окруженного кельями студентов, в здании медресе обязательно присутствует мечеть и как минимум один лекционный зал.

Ханака

Ханака (перс. خانگاه‎), завийа (араб. زاوية‎‎), теккие (тур. tekke) — комплекс предназначенный для проживание суфийских учителей и их учеников. Обычно состоял из зала для религиозных практик, мечети и келий учеников. Изначально ханаки были прибежищами для паломников и странников, но так как большинство странников было суфийскими дервишами, ханаки превратились рассадники суфизма.

Рибат

Рибат — изначально, укрепленный загородный караван-сарай, предназначенный для укрытия караванов и охраны караванных путей, населялись мурабутами, людьми, давшими клятву сражаться против неверных. Позже рибаты сблизились по функциям ханаками, став центрами суфийской культуры и название мурабутов стало относится к дервишам, населявшим рибаты.

Общественные здания

Для исламского мира также являются характерными: караван-сараи (придорожные гостиницы), крытые рынки, хаммам (общественные бани) и другие архитектурные сооружения.

Стили

Персидская архитектура

В Иране в основном применяют звездообразные и крестообразные по форме изразцы, из которых выкладывали настенные панели. Иногда это геометрический узор или многофигурные композиции[1].

Мавританская архитектура

Начатое в 785 году строительство Великой мечети в Кордове (ныне известной как Мескита) знаменует начало исламской архитектуры на Пиренейском полуострове и в Северной Африке. Мавританская архитектура достигла своего пика в строительстве Альгамбры, великолепного дворца в Гранаде.

Османская архитектура

Основная статья: Османская архитектура

Первые турецкие мечети строились по типу арабских, но в конце XV века появился новый тип мечети. Святилища строились как обширный комплекс зданий с прямоугольным внутренним двором, с каждой стороны которого возвышается сводчатый зал, открытый с одной стороны во двор — айван[3].

Архитектурные элементы, выражающие исламский стиль

Исламскую архитектуру можно определить по следующим компонентам:

  • Большие купола
  • Минарет — бывает отдельно или парностоящим. В больших мечетях обычно четное число минаретов
  • Большие дворы, часто соединённые с большим молитвенным залом. Дворы обычно спроектированы как мусульманский сад, вид сада, который характеризуется четкой и правильной геометрией, акведуками и колоннами, установленными по периметру
  • Использование геометрических форм и рептативной архитектуры — арабеск
  • Использование симметрии
  • Раковины и фонтаны для ритуального умывания
  • Михраб— ниша в стене мечети, указывающая киблу, то есть направление, где находится Кааба в Мекке
  • Использование ярких цветов
  • Внутренняя часть здания более выразительная, чем внешняя
  • Отточенные арки и арки в виде подковы
  • Сотовый свод (мукарнас) — разновидность складчатого свода из замкнутых перегороженных складок в виде ромбических гранённых впадин-гексагонов, пирамидальных углублений, похожих на восковые пчелиные соты или на сталактиты.
  • Машрабия — балкон из кирпичей, или выгровированный из дерева, позволяющий смотреть на улицу, но не быть видным

Примечания

Литература

  • Воронина В. Л. Средневековый город арабских стран. — 1-е изд. — М.: ВНИИТАГ Госкомархитектуры, 1991. — 103 с.
  • Пугаченкова Г. А. Зодчество Центральной Азии. XV век. — Ташкент: Изд. им. Гафура Гуляма, 1976. — С. 8 — 9. — 115 с. — 3000 экз.
  • Засыпкин В. Н. Архитектура Средней Азии. — М.: Изд-во Академии архитекутры, 1948. — С. 12 — 13. — 158 с. — 10 000 экз.
  • Всемирная история архитектуры в 12 томах / под ред. Н. В. Баранова. — М.: Изд-во литературы по строительству, 1969. — Т. 8. — С. 332. — 491 с. — 11 500 экз.

dic.academic.ru

Арабская архитектура в Испании – шедевры в стиле мудехар. — Портал путешествий | Путеводители

Под архитектурой любой страны подразумеваются уникальные сооружения как на своей территории, так и построенные ее зодчими в других государствах. В России многие шедевры средних веков возводили итальянские архитекторы – в Санкт-Петербурге и Москве. Это относится и к Испании. Ее зодчие Испании прославились как на родине, так и за ее пределами.

Испанская архитектурная периодизация подчинялась мировым тенденциям. При этом в ее зодчество вносили свою лепту и другие народы, жившие в разные времена на территории современной Испании. Особенно сильно было влияние арабской архитектуры.

Арабская архитектура в Испании — история строительства

На Пиренейском полуострове архитектура возникла с началом римского периода испанской истории. Но разные вандалы привели в упадок все хорошее, что было достигнуто. Появление мусульман в начале восьмого столетия привело к восьмивековому прогрессу, в том числе и в архитектуре. Параллельно в королевствах Пиренеев, где сложились христианские начала зодчества, – процветали романика и готика.

Замок Кока. Архитектурный стиль мудехар

Одновременно с двенадцатого столетия получила развитие смешанная стилистика – мудехар. В нем сочетались европейские конструкции и арабский декор. Позднее добавились стили барокко и неоклассицизм.

Отдельные здания, целые кварталы испанских полисов стали мировым достоянием. По этому рейтингу ЮНЕСКО Испания является второй в мире, пропустив вперед только Италию.

Замок Коломарес

В семьсот одиннадцатом году с севера Африки на Пиренеи переправились новые завоеватели. Освободив большую часть территории, они основали свои поселения, создали государство. Как всегда, первыми создавались города, возводились мусульманские религиозные здания. Их архитектура была новинкой для этих мест. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на объекты арабской архитектуры в Испании (фото с названиями).

Соборная мечеть Кордовского халифата.

Этот комплекс – чудо архитектуры. Русские в таких случаях говорят: два в одном. То есть сначала было построено огромное сооружение для прочтения молитв, через несколько столетий, когда арабов изгнали во время Конкисты, его разрушили. На фундаменте построили католический собор. На месте, где был шикарный купол мечети, возвели 114-метровую башню со шпилем.

Соборная мечеть Кордовы

Арабская архитектура в Испании: кто построил?

Ответ простой: мавританцы, используя опыт мудехаров, помноженный на новые технологии и ум архитекторов.

Соборная мечеть Кордовы – пример этого взаимодействия. Она восприняла веяние колонной архитектуры, ранее не применявшейся в исламских постройках. В огромном зале крыша держалась на 1293 колоннах из ценных пород камня – порфира, сапфира, яшмы, которые свозили со всей Испании. Больше сотни из этого количества – подарок Византии. Для колонн не создавали фундамента, они как бы «росли» из земли.

Кордовская мечеть внутри

Архитектурное наполнение мечети по тем временам – умопомрачительное! Представьте себе, как нужно математически рассчитать проемы между колоннами и заложить на них арочные перекрытия из кирпича. Да так, чтобы каждое такое перекрытие образовывало восьмиугольные звезды.

Альхаферия Сарагосы.

Rрепость с дворцом построены во 2-й половине 11-го века. Здесь размещалась резиденция мавританских правителей. В 15-м столетии их здесь же сменили католические короли. Альхаферия сохранилась до XX века.

Альхаферия в Сарагосе

В некотором отдалении от Кордовы находятся развалины мавританского полиса-дворца. Они видны благодаря работе археологов. А возвел его в десятом столетии халиф Рахман III.

Археологи хотят докопаться до более глубокой истины. Исследования продолжаются.

Сегодня туристам показывают несколько реставрированных ворот, внутреннее помещение халифа, здание для молитв и дворцовые термы. Даже на развалинах можно рассмотреть все великолепие художественной внутренней отделки красками и золотом, изящность перекрытий, по-восточному разрисованных полов и стен. Камень для колонн доставили из древнего Карфагена. Но африканские варвары тогда еще не доросли до понимания красоты, поэтому разорили этот прекрасный полис.

Королевский дворец Алькасар в Севильи

Королевский дворец в Севилье приказал построить христианский правитель, но поручил это дело наемным мусульманским строителям. Украшение – не золото, но смотрится не хуже – твердое дерево, гипс и мозаика.

Осмотрев дворец, путешественники направляются к расположенной неподалеку в этом же городе Хиральде Севильи. В переводе с испанского – это флюгер. В действительности Хиральда сначала была башней главной мечети Севильи, а теперь – башней готического собора. С нее прекрасный вид на город.

Хиральда в Севильи

Альгамбра в Гранаде — архитектурно-парковый комплекс. В него входили мечети, жилые дома, бани, сады, склады, кладбище. Когда арабов изгнали с Пиренеев, остался их последний памятник. Сегодня – это музей мавританского зодчества.

Карта Испании

travels.co.ua

Древние элементы исламской архитектуры, существующие по сей день

Исламская архитектура является одной из самых знаменитых архитектурных традиций в мире. Эта архитектурная традиция, получившая известность благодаря сияющим цветам, богатым узорам и симметричным силуэтам, обрела популярность в мусульманском мире уже в VII веке. Хотя исламская архитектура включает в себя несколько стилей, которые разнятся в зависимости от стран и континентов, некоторые ее элементы являются общими и распространены повсеместно.


Исламскую архитектуру сегодня можно увидеть по всему миру. В результате активной миграции мусульман, исламские мечети можно встретить и в странах, в которых исламская традиция не имеет устойчивых корней. И хотя исламский архитектурный стиль очень часто ассоциируется именно с мечетью, его можно увидеть и в других зданиях, от дворцов и общественных зданий до гробниц и крепостей. Однако, как в религиозном, так и в светском виде, великолепному исламскому стилю присущи некоторые общие характеристики.

Islamic Architecture Islamic Mosque Art

Источник: Lkadi Adil via Wikimedia Commons CC BY-SA 4.0

Отличительные элементы:

Минареты

Минарет представляет собой шпиль или башенное сооружение с небольшими окнами и лестницей внутри. Он является одним из старейших элементов исламской архитектуры и имеется в большинстве мечетей. С нее муэдзин призывает верующих на молитву. Это происходит пять раз в день: на рассвете, в полдень, в середине дня, на закате и ночью.

Islamic Architecture Islamic Mosque Art

Минарет на закате / Источник: photo desig via Shutterstock

Начиная с XI века, некоторые мечети оснащались более чем одним минаретом. Это указывало на то, что мечеть была основана султаном.

 

Купола

Как и во многих архитектурных традициях, например, византийской, в исламской архитектуре также имеются купола.

Впервые этот архитектурный элемент появился в Куполе Скалы, святилище VII века, расположенном на Храмовой горе в Иерусалиме. Это восьмиугольное здание, на архитектуру которого оказал влияние византийский стиль, увенчано деревянным куполом, который был покрыт золотом в XVI веке. В отличие от большинства исламских куполов, которые опираются на паруса, купол этой мечети установлен на барабане, поддерживаемом 16 опорами и колоннами.

Islamic Architecture Islamic Mosque Art

Мечеть Купол Скалы в Иерусалиме / Источник: Bibiana Castagna via Shutterstock

Паруса (пандативы) – конические конструкции, с помощью которых осуществляется переход от квадратного подкупольного пространства к купольному перекрытию или его барабану. В исламской архитектуре паруса часто украшаются изразцами или мукарнасами – одним из видов скульптурного декора.

Islamic Architecture Islamic Mosque Art

Источник: Bjørn Christian Tørrissen via Wikimedia Commons CC BY-SA 3.0

Сотовые своды – мукарнас

Из-за их внешнего вида мукарнасы сравнивают со сталактитами или сотами. Этот уникальный элемент украшает купола, паруса и своды, и создает великолепный контраст с окружающими изразцами.

Islamic Architecture Islamic Mosque Art

Мукарнас / Источник: Mostafameraji via Wikimedia Commons CC BY-SA 4.0

Арки

Еще одним атрибутом исламской архитектуры является арка. Существуют 4 основных типа исламских арок: стрельчатая, килевидная, подковообразная и многолопастная.

Стрельчатая арка имеет округлую форму с конической вершиной. Этот тип арки со временем стал важным элементом готической архитектуры.

Islamic Architecture Islamic Mosque Art

Стрельчатая арка / Источник: LeCaire via Wikimedia Commons Public Domain

Килевидная арка похожа на стрельчатую арку. Однако ее закругление образуется в форме двух S-образных линий.

Islamic Architecture Islamic Mosque Art

Килевидная арка / Источник: BazaNews via Wikimedia Commons CC BY-SA 3.0

Подковообразная арка (или арка в форме замочной скважины) связана с мавританской архитектурой. Ее шелыга может быть округлой или стрельчатой.

Islamic Architecture Islamic Mosque Art

Подковообразная арка / Источник: Citizen59 via Wikimedia Commons GNU Free Documentation License

Как и подковообразная арка многолопастная арка характерна для мавританской архитектуры. Особенностью этой арки является наличие множественных лопастей или «листьев», образующих зубчатую форму.

Islamic Architecture Islamic Mosque Art

Многолопастная арка / Источник: Escarlati via Wikimedia Commons Public Domain

Декоративные элементы

Помимо основных элементов исламская архитектура включает в себя элементы орнамента. Сюда относятся драгоценные изразцы, оформленные в геометрическую мозаику, узорчатая кирпичная кладка, калейдоскопические камни, а также изысканные каллиграфические украшения.

Islamic Architecture Islamic Mosque Art

Интерьер Голубой мечети в Стамбуле / Источник: dade72 via Shutterstock)

Наряду с монументальными куполами, завораживающими сотовыми сводами мукарнаса и уникальными арками, эти привлекательные украшения демонстрируют трансцендентную природу исламской архитектурной традиции.

Келли Ричман-Абду / mymodernmet.com

islamosfera.ru

Исламская архитектура — Википедия

Исла́мская архитекту́ра является сочетанием различных архитектурных стилей, которые развились из ислама, как социального, культурного, религиозного и политического явления. К исламской архитектуре относят как религиозные, так и светские учреждения и здания. К исламской архитектуре также можно отнести архитектурные стили, популярные как в раннеисламскую, так и относящиеся к современной эпохе в мусульманских и в других странах под влиянием ислама. Архитектурный стиль появился на Ближнем Востоке в VII веке и развился в период средневековья в Северную Африку, Испанию, Малую Азию, Индию и Иран, Среднюю Азию, и Кавказ. Позже исламская архитектура попала также в Юго-Восточную Азию. В современное время мечети в соответствии с исламской архитектурой строятся во всех местах проживания мусульман по всему миру.

История

Первая мечеть была построена в Медине после хиджры пророка Мухаммеда. Затем мечети стали открываться в тех городах, которые были завоёваны мусульманами. После взятия Мекки в каждой мечети появился михраб — ниша, которая указывала киблу — направление к Каабе[1].

Типология зданий

Мечеть

Мечеть (араб. ‎‎) — мусульманское богослужебное сооружение. Первая мечеть была построена пророком Мухаммедом в Медине и представляла собой просто огороженное место для молитвы. В Средние века мечеть помимо религиозных функций выполняла и социальные: в ней происходило обучение студентов, собрание жителей, давался приют странникам и т. д.

Функциональное разделение
  • квартальные мечети — мечети в узком смысле этого слова, предназначены для ежедневной молитвы, также являются местом собраний жителей квартала.
  • джума-мечети — соборные мечети, предназначены для пятничной молитвы, располагались в городах. В крупных центрах (Стамбул, Багдад) имелось несколько джума-мечетей.
  • намазгох — крупная открытая загородная мечеть, предназначенная для богослужения в важнейшие мусульманские праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам.
  • мечети при мавзолеях праведников, при медресе, ханаках и пр.
Основные архитектурные стили

Архитектурное исполнение мечети может быть весьма различным, но существуют два обязательных элемента: михраб (направление на Каабу (Мекка)) и минарет (высокая башня, находящаяся рядом с мечетью).

Арабский тип

Древнейший тип мечети, распространился с Исламом из Аравии удерживался до османской экспансии XVI века. Арабская мечеть представляет собой прямоугольный или квадратный двор, по периметру обнесённый аркадой или галереей, с примыкающим ко двору молитвенным залом.
Примеры: Мечеть Хассана II, Масджид аль-Харам.

Персидский тип

На персидский тип мечети сильно повлияла архитектура доисламской Персии, это выразилось в широком использовании айванов и куполов. В персидской мечети двор со специальным бассейном для омовения по периметру обнесён галереей с айваном (высокий прямоугольный портал с полукруглой нишей) по середине каждой из сторон галереи. Один из айванов ведёт в небольшое купольное помещение, где находится харам[2]. К хараму иногда прилегают залы для молитв.
Примеры: Мечеть Имама, Мечеть Калян.

Османский тип

Под влиянием византийской архитектуры турки-османы в XV веке создают тип многокупольной мечети. Мечети этого типа покоятся на колоннах, украшены многочисленными куполами с одним центральным, зачастую внутренний двор обнесён галереей, во дворе находится пруд. Отличаются османские мечети тонкими минаретами с коническими фонарями. Примеры: Голубая мечеть, Мечеть Селимие.

Региональные стили

На периферии исламского мира развились свои региональные стили, созданные под влиянием местных, например Сианьская соборная мечеть выполнена в формах, присущих китайской архитектуре, а её минарет выполнен в виде буддийской пагоды.

Медресе

Медресе — религиозные учебные заведения, предоставляющие второй уровень образования. Единственным обязательным медресе было исламское право. Медресе разделялись по школе права, а если в одном медресе сосуществовало несколько школ, то каждому из них отводился отдельный лекционный зал. Медресе обычно располагаются вокруг дворика, окружённого кельями студентов, в здании медресе обязательно присутствует мечеть и как минимум один лекционный зал.

Ханака

Ханака (перс. خانگاه‎), теккие (тур. tekke) — комплекс, предназначенный для проживания суфийских учителей и их учеников. Обычно состоял из зала для религиозных практик, мечети и келий учеников. Изначально ханаки были прибежищами для паломников и странников, но так как большинство странников было суфийскими дервишами, ханаки превратились в рассадники суфизма.

Завия

Завия в Тагирте (Алжир)

За́вия (араб. زَاوِيَةٌ — угол) — келья, суфийские обители, уединенное место, в котором суфийские затворники проводят свои дни в молитвах[3]. Первоначально завией называлось помещение в мечети или при ней, где велось обучение мусульман чтению Корана, арабскому языку и т. п. С XII в., после возникновения суфийских братств (тарикатов) завией стали называть жилище шейха (наставник), в котором обучались его ученики (мюриды). В позднем средневековьи в Северной Африке завии становятся основной ячейкой организационной структуры любого тариката. Они представляет собой комплексное сооружение, включающее небольшую мечеть, помещения для жилья шейха и мюридов, а также приют для странников (дервишей)[4][5]. В отличие от ханаки, которая представляет собой обитель для сотен суфиев, в завии обычно живут шейх и его мюриды[4][5].

Рибат

Рибат — изначально укреплённый загородный караван-сарай, предназначенный для укрытия караванов и охраны караванных путей, населялись мурабутами, людьми, давшими клятву сражаться против неверных. Позже рибаты сблизились по функциям с ханаками, став центрами суфийской культуры и название мурабутов стало относится к дервишам, населявшим рибаты.

Общественные здания

Для исламского мира также являются характерными: караван-сараи (придорожные гостиницы), крытые рынки, хаммам (общественные бани) и другие архитектурные сооружения.

Стили

Персидская архитектура

В Иране в основном применяют звездообразные и крестообразные по форме изразцы, из которых выкладывали настенные панели. Иногда это геометрический узор или многофигурные композиции[1].

Мавританская архитектура

Начатое в 785 году строительство Великой мечети в Кордове (ныне известной как Мескита) знаменует начало исламской архитектуры на Пиренейском полуострове и в Северной Африке. Мавританская архитектура достигла своего пика в строительстве Альгамбры, великолепного дворца в Гранаде.

Османская архитектура

Первые турецкие мечети строились по типу арабских, но в конце XV века появился новый тип мечети. Святилища строились как обширный комплекс зданий с прямоугольным внутренним двором, с каждой стороны которого возвышается сводчатый зал, открытый с одной стороны во двор — айван[6].

Среднеазиатская архитектура

Татарская архитектура

Основная статья: Татарская архитектура

Архитектурные элементы, выражающие исламский стиль

Исламскую архитектуру можно определить по следующим компонентам:

  • Большие купола.
  • Минарет — бывает отдельно или парностоящим. В больших мечетях обычно чётное число минаретов.
  • Большие дворы, часто соединённые с большим молитвенным залом. Дворы обычно спроектированы как мусульманский сад, вид сада, который характеризуется чёткой и правильной геометрией, акведуками и колоннами, установленными по периметру.
  • Использование геометрических форм и репетативной архитектуры — арабеск.
  • Использование симметрии.
  • Раковины и фонтаны для ритуального умывания.
  • Михраб— ниша в стене мечети, указывающая киблу, то есть направление, где находится Кааба в Мекке.
  • Использование ярких цветов.
  • Внутренняя часть здания более выразительная, чем внешняя.
  • Отточенные арки и арки в виде подковы.
  • Сотовый свод (мукарнас) — разновидность складчатого свода из замкнутых перегороженных складок в виде ромбических гранённых впадин-гексагонов, пирамидальных углублений, похожих на восковые пчелиные соты или на сталактиты.
  • Машрабия — балкон, выгравированный из дерева или состоящий из кирпичей, позволяющий смотреть на улицу, но не быть видным.
  • Пештак — портал

Примечания

Литература

  • Воронина В. Л. Средневековый город арабских стран. — 1-е изд. — М.: ВНИИТАГ Госкомархитектуры, 1991. — 103 с.* Всемирная история архитектуры в 12 томах / под ред. Н. В. Баранова. — М.: Изд-во литературы по строительству, 1969. — Т. 8. — С. 332. — 491 с. — 11 500 экз.
  • Гогиберидзе Г. М. Исламский толковый словарь. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 266 с. — (Словари). — 3000 экз. — ISBN 978-5-222-15934-7.
  • Засыпкин В. Н. Архитектура Средней Азии. — М.: Изд-во Академии архитектуры, 1948. — С. 12—13. — 158 с. — 10 000 экз.
  • Масиель Санчес Л. К. Исламская архитектура и современная политика: мечети в Константине (Алжир) и Касабланке (Марокко) // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 609—618. ISSN 2312—2129.
  • Ньюби Г. Краткая энциклопедия ислама = A Concise Encyclopedia of Islam / Пер. с англ.. — М.: Фаир-пресс, 2007. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-8183-1080-0.
  • Пугаченкова Г. А. Зодчество Центральной Азии. XV век. — Ташкент: Изд. им. Гафура Гуляма, 1976. — С. 8—9. — 115 с. — 3000 экз.
  • Стародуб-Еникеева Т. Х. Сокровища исламской архитектуры. — 1-е. — Италия: Белый город, 2004. — 3000 экз. — ISBN 5-7793-0783-0.

wikipedia.green

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *