Архитектор хрущевок лагутенко: От Амстердама до Беляева: история советских «хрущевок»

Содержание

чем известен дед солиста группы «Мумий Тролль» — Рамблер/финансы

Имя солиста группы «Мумий Тролль» Ильи Лагутенко сегодня знакомо каждому. А между тем вокалист стал далеко не первым членом семьи, прославившим свою фамилию. Родной дед музыканта был известен в СССР, пожалуй, даже больше своего внука. Именно он сделал огромный вклад в архитектурный облик практически всех республик и городов страны.

На стройке с 14 лет

Как писал журнал «Жилищное строительство» за 1969 год, дед Ильи Лагутенко Виталий Павлович впервые оказался на стройке еще в 14 лет. Тогда он еще жил в родном белорусском Могилеве. Через 3 года Лагутенко вместе со своим братом, ставшим впоследствии известным художником, переехал в Москву.

Благодаря полученному опыту, в столице молодой человек сумел устроиться техником на строительство Казанского вокзала. Именно там он и познакомился с известным советским архитектором Алексеем Щусевым, который стал не только учителем Лагутенко, но и его полноправным коллегой.

Когда Виталий Павлович окончил строительный факультет института транспорта, он был принят в мастерскую Щусева, где вскоре занял должность главного инженера. Однако мирное время недолго радовало новоиспеченного специалиста. В 1941 году началась Великая Отечественная войны. Перед Щусевым и его подопечными власть поставила новые цели: проектирование и возведение бомбоубежищ, маскировка зданий, восстановление разрушенных городов.

«Хрущевки» из серии К-7

Победа внесла новые коррективы в работу архитекторов. После войны население городов начало стремительно увеличиваться, поэтому в 1955 году вышло постановление ЦК и Совмина «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Как пишет Валерий Агронский в своей книге «Архитектура России», фактически это означало, что отныне специалисты должны были в первую очередь обратить внимание на «экономичность решений». Так на свет появилась панельная 5-тиэтажка из серии К-7, названная в народе «хрущевкой». Руководил проектом тогдашний начальник архитектурно-планировочного управления Исполкома Моссовета Виталий Лагутенко.

Несомненно, «хрущевки» имели свои недостатки (низкие потолки, маленькие кухни, хорошая слышимость), но тем не менее именно благодаря Лагутенко в СССР развернулось поистине масштабное строительство. Специально для производства панелей в стране создали первый домостроительный комбинат (ДСК). Кроме того, большинство советских граждан, обитавших тогда в коммунальных квартирах, абсолютно бесплатно получили от государства отдельное жилье.

Золотая Звезда Героя Соцтруда

Заслуги Виталия Лагутенко по достоинству оценили и представители власти. В 1960 году архитектор был награжден Золотой Звездой Героя Социалистического труда. Не обошли вниманием инженера и новоселы. Мало кто знает, но поначалу панельные дома из серии К-7 называли вовсе не «хрущевками», а «лагутеновками» в честь их создателя.

Как бы сегодня ни ругали «лагутеновки», внук Виталия Павловича, солист группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко считает, что перед его дедом была поставлена в буквальном смысле непосильная задача – построить дешевые многоквартирные дома, и тот с ней отлично справился.

«хрущевки» — совместное советско-французское предприятие? » Вcероссийский отраслевой интернет-журнал «Строительство.RU»


Как концепция массового строительства в СССР связана с французами и группой «Мумий Тролль» 


Опостылевшие «хрущевки», или как их еще называют «хрущобы» — наследие, доставшееся нам «по завещанию от бабушки», решительно грозят отправить под тотальный снос. Неужели в одночасье сгинет без следа железобетонный памятник разрешению зарождавшегося жилищного кризиса в СССР в конце 50-х — начале 60-х годов XX века? Неужели в самом деле пришла пора прощаться с этим невзрачно-серым призраком советской эпохи, вошедшим в историю архитектуры под именем советский «функционализм»?

 

Сколько поколений российских граждан выросли в этом микромире бетонных ячеек, украшенных изнутри ковром с псевдоперсидским узором! Неудивительно, что в ответ на это в сетевых источниках, склонных к рефлексии, тут же появились соответствующие случаю ностальгические фотоподборки с панельным раем для честных тружеников советской земли. Да, в свое время «хрущевки» почти моментально дали кров тысячам семей, решив на многие годы жилищную проблему, но сегодня, чего уж греха таить, эти кряжистые и унылые постройки являют собой нечто доисторическое.


(Фото, новенькая «хрущевка»:

Проект сноса «хрущевок» в столице реализуется уже не первый десяток лет, но пока эти действия носили локальный характер. Теперь же речь идет о том, чтобы уничтожить «хрущевки» как вид, полностью. И не только в Москве, но и по всей России. Масштаб работы представляется огромным (хорошо, что ломать — не строить). Сколько же времени и денег уйдет на один только снос?  

Но прежде чем попрощаться, стоит вернуться к истокам. Зачем это было нужно? Кто автор концепции и при чем тут французы? Как связаны «хрущевки» с коммунизмом и «Мумий Троллем»? А также сколько они еще могут прослужить нам в качестве, пусть и минимально комфортного, но безопасного жилища? Начать стоит с самой идеи.

 

«Лагутенковки» 

«Хрущевки», как известно, получили свое название от фамилии генерального секретаря Никиты Сергеевича. Хотя самые первые проекты шаблонного массового жилья были разработаны еще при Сталине. Среди них были даже с печным отоплением и плитами на дровах, без канализации и водопровода. То, что получило впоследствии название «хрущевка», выглядит человечнее и дружелюбнее сталинских проектов, но, по сути, к Хрущеву отношение имеет опосредованное, поскольку самый первый проект типовой пятиэтажки был реализован еще в 1948 году — до развенчания культа личности вождя оставалась целая пятилетка.   

Массовое распространение «хрущевки» действительно получили с приходом Хрущева к управлению страной. К тому времени вопрос обеспечения жильем строителей экспериментального государства, приближавших светлое будущее, встал очень остро. Стратегически важной стала задача доказать делом, что «эх, хорошо в стране советской жить!».

Поэтому в первые послевоенные годы перед ведущими инженерами Моспроекта была поставлена задача в краткие сроки разработать технологию быстровозводимого дешевого жилья с малогабаритными, но отдельными квартирами для советских семей. В это же время первую мастерскую Моспроекта возглавил выпускник Московского института инженеров транспорта, проектировавший во время войны столичные бомбоубежища, 

Виталий Лагутенко, родной дед певца Ильи Лагутенко, лидера группы «Мумий Тролль». Он-то и разработал первый пробный, а затем и массовый проект панельной пятиэтажки. 
Фото, инженер Виталий Лагутенко

Выглядеть они могли бы примерно так, как первые советские каркасные дома на Хорошевском шоссе, построенные в 1949 году. Но тут вмешалась высшая власть, вдохновленная идеей борьбы с «украшательством» и сторонница максимального удешевления сметы. Разработки типовых домов Лагутенко потеряли элементы декора, пригнулись к земле и поблекли, потеряв вместе со штукатуркой яркость фасада и перейдя к единому для всех оттенку ничем не прикрытого бетона. И все же за внешним обликом домов на Хорошевском уже хорошо угадываются угловатости облика «хрущоб».


Фото, Дом на Хорошевском шоссе 

С конца 1950-х — начала 1960-х годов Виталий Лагутенко работал главным инженером НИИ Моспроекта и руководителем Архитектурно-планировочного управления Москвы. В эти же годы законченный вид приобретает увековечившая его имя разработка К7, ее поначалу так и называли —«лагутенковка». В те же годы появилось первое шаблонное жилье на подмосковных полях деревни Черемушки, которое стремительно распространилось по всему СССР с новым прозвищем — «хрущевки», сохраняющимся по сей день. 

 

Французский след

Размах был нечеловеческий. Чтобы обеспечить стройки готовым материалом, по всей стране было основано 402 завода, выпускавших одинаковые железобетонные прямоугольники, скреплявшиеся на месте строительства без цемента, при помощи сварки. Простая конструкция дома при наличии нужного количества рабочих могла быть собрана всего за 2 недели! Еще столько же времени требовалось на минимальную внутреннюю и внешнюю отделку, тепло- и шумоизоляцию. Такого размаха и темпов строительства история человечества еще не знала!

Впрочем, Советский Союз в этом деле, как оказалось, стал первым только по темпам и размаху. Схожий, если не сказать, идентичный проект был реализован во Франции еще за 10 лет до первых «лагутенковок» фирмой инженера Раймона Камю. Те же идеи экономичности и быстроты возведения, те же 5 этажей — это французское правило, ограничивающее количество этажей в жилом доме, где не предусмотрен лифт. Частично советскими инженерами был позаимствован и минималистичный внешний вид.

Дом во Франции, созданный по технологии Camus 

Это неудивительно, ведь после удачных практических упражнений инженера Камю на исторической родине, советские власти то ли переняли опыт, то ли приобрели право на частичное использование его технологий. Известно только, что сам французский разработчик и владелец предприятия «Camus», три раза приезжал в СССР для того, чтобы дать необходимые консультации отечественным проектировщикам и строителям. Так что в каком-то смысле проект по строительству «хрущевок» можно назвать советско-французским «совместным» предприятием… 

 

Временное вечное

За четверть века, с конца 1950-х до середины 1980-х, в СССР было введено почти 300 млн кв. м. жилья — все это были «хрущевки». В наши дни это составляет 1/9 всего отечественного жилищного фонда. Переселиться в отдельную квартиру в таком доме для большинства советских тружеников было пределом мечтаний, ведь жить им до этого, как правило, приходилось либо в коммуналках, либо в деревянных бараках без удобств.

Несмотря на это, было понятно, что от идеала образцового советского обиталища, новые проекты страшно далеки. Поэтому уже хорошо знакомые всем четырех- и пятиэтажки были объявлены лишь временной мерой — только до наступления коммунизма, запланированного на 1980 год. Чего, как известно, не случилось. При новом генсеке,

Леониде Ильиче, проект многоквартирного панельника немного усовершенствовали: разделили ванную и туалет, увеличили число комнат до 4, неизменным остался только усредненный внешний вид. 
Фото, «Брежневка»

Некоторые серии пятиэтажек были рассчитаны только на 25 лет, другие — на 50. Оба вида до сих пор не выведены из жилфонда. При этом, согласно последним исследованиям, те, что были рассчитаны на 50 лет, могут прослужить и все 150. Так что, учитывая новые сведения, вопрос тотального сноса «хрущоб» еще может и, вероятно, будет многократно пересмотрен. В конце концов, многие из них не отстояли и 70 лет!

 

Что взамен?

Как бы крамольно это ни звучало, принцип быстровозводимого жилья с эпохи «хрущевок» почти не поменялся. Строят, или правильней сказать собирают, современные многоквартирные многоэтажки по-прежнему из готовых блоков по типовым проектам и с бешеной скоростью. Другие времена, другие технологии, усовершенствованная техника, новые стандарты. Но часто квартиры в таких домах, хоть и отличаются более продуманной планировкой, по количеству квадратных метров могут даже уступать пятиэтажкам начала 1980-х годов. 

Фото, современные панельные дома

«Хрущевки», эти обитатели прежних городских окраин, сегодня зачастую располагаются в довольно завидных районах. Какие дома появятся на месте старых пятиэтажек? Вполне возможно это будет элитное жилье с роскошной планировкой, высокоорганизованным пространством и развитой инфраструктурой. И вряд ли туда смогут въехать обитатели снесенных «хрущоб», рассчитывать которым стоит разве что на аналогичное количество квадратных метров в панельной многоквартирной многоэтажке в относительно недалеком пригороде.          

Алексей ГАРИН

Как благодаря деду Ильи Лагутенко, лидеру группы «Мумий Тролль», в СССР свернули строительство больших домов, в пользу ХРУЩЕВОК | Параллель 56

После окончания Второй мировой войны, руководство страны в СССР столкнулись с проблемой острой нехватки жилья для советских граждан.

Послевоенные бараки в которых проживала большая часть населения СССР.

Послевоенные бараки в которых проживала большая часть населения СССР.

К 55-году прошлого столетия ведущим архитекторам страны была поставлена нелегкая задача, по решению жилищной проблемы граждан Советского союза.

Так как основная часть бюджета была направленна на разработку и производства ядерного вооружения, то стране срочно понадобились дешевые и быстровозводимые решения для строительства квартир по всей стране.

Все предлагаемые и качественные проекты сталинской эпохи не устраивали Н.С. Хрущева.

Для их строительства требовались большие затраты с возведеним металлического каркаса, что подразумевало привлечение не только металлургического производства всей страны.

Французский архитектор Раймон Камю.

Французский архитектор Раймон Камю.

Изначально остановились на решение французского архитектора Раймона Камю, у которого был проект по возведению панельных домов с металлическим каркасом.

Такое решение посчитали недопустимым, так как металлургическое производство захлебывалось от госзаказов, в которых нуждалась вся страна, в том числе и оборонная промышленность.

На помощь пришел архитектор Виталий Лагутенко, дед Ильи Лагутенко, солиста группы Мумий Тролль.

Он переработал предлагаемый проект французского архитектора, с учетом всех требований, и предложил новый проект К-7, дешевых временных панельных многоквартирных домов, без применения несущего металлического каркаса.

Архитектор Виталий Лагутенко.

Архитектор Виталий Лагутенко.

Все необходимые комплектующие для строительства должны были сразу поступать с производства на строительные площадки, что в разы сокращало время постройки жилых пятиэтажных комплексов.

Этот малозатратный проект очень понравился Н.С. Хрущеву, так как помогал сэкономить затраты на его возведение до 30%. И первый секретарь ЦК КПСС подписал постановление, на строительство домов подобного типа по всему Советскому союзу, за что они и получили заслуженное название «ХРУЩЕВКИ».

Новый комплекс пятиэтажных «ХРУЩОВОК».

Новый комплекс пятиэтажных «ХРУЩОВОК».

Пятиэтажную хрущевку собирали, как конструктор. На постройку одного дома уходило в среднем до 30-ти дней. Конечно же, качество такой постройки заставляло желать лучшего, но как правило, в те времена, на это мало кто обращал внимание.

Советские люди, которые становились счастливыми обладателями новых малогабаритных квартир, с тонкими межкомнатными перегородками в 8 см. и маленькими кухнями, чувствовали себя очень уютно, особенно те, кто заселялся после коммуналок и бараков.

Никто не обращал внимания на ужасную тепло и звукоизоляцию, маленькую кухню и совмещенной ванной с туалетом с выходящим окошком на кухню, о назначении которого до сих пор продолжаются споры.

Строительство высотного дома на Кудринской площади сталинской эпохи.

Строительство высотного дома на Кудринской площади сталинской эпохи.

Небольшие лестничные площадки с открывающими дверями вовнутрь квартиры, были привычной нормой в то время, и мало кого раздражали.

Даже на сегодняшний день Хрущевки составляют лидирующие позиции жилищного сектора нашей страны, где до сих пор с удовольствием проживают миллионы россиян.

По сегодняшним меркам, эти дома, уже не выдерживают никакой критики.

Так что благодаря Никите Сергеевичу Хрущеву и инженеру-архитектору Виталию Лагутенко, деду Ильи Лагутенко, по всей стране свернули программу строительства больших и красивых домов сталинской эпохи, в пользу временных, маленьких, серых и убогих пятиэтажек, с которыми нам пора уже прощаться!

Прототип «хрущёвки» придумал дедушка Ильи Лагутенко

18.08.2011 — Прототип «хрущёвки» придумал дедушка Ильи Лагутенко

Мало кто знает, но в Москве на улице Хулиана Гримау в доме 16, что недалеко от ст. м. «Академическая», в жилых дворах затерялся памятник архитектуры — первая советская хрущёвка Первые каркасно-панельные дома появились в столице ещё в 1948 г. на Соколиной Горе. Архитектором новостроя выступил В. Лагутенко — дедушка музыканта Ильи Лагутенко, лидера группы «Мумий Тролль». Поэтому последующие, уже модернизированные хрущёвки называли иногда лагутенковскими домами.

Сначала для советских граждан планировалось строить удобное и качественное жильё. Но в 1955 г. Никита Хрущёв подписал постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Квартиры стали проектировать меньшего размера, а качественные материалы для «производства» домов заменили на более дешёвые. 31 июля 1957 г. ЦК КПСС было принято постановление «О развитии жилищного строительства в СССР».

Именно с этого момента и стали появляться те самые «хрущобы», которыми так гордился Хрущёв и которые впоследствии так возненавидели их обитатели. По некоторым данным, первая такая «хрущоба» и выросла на улице Гримау в Черёмушках.

Композитор Дмитрий Шостакович даже посвятил новому району хрущёвок оперетту «Москва — Черёмушки». «Вот передняя наша, вот и вешалка наша… Вся квартира наша, наша… Кухня тоже наша, наша. Наши окна, наши двери. Я глазам своим не верю» — так воспевалось новое жильё. Первое время люди действительно не верили, что жильё можно ни с кем не делить.

В среднем панельный домик «складывался» за 12 дней, но некоторые «стахановцы» возводили пятиэтажку за 5 дней. Как это было возможно? Да всё сооружалось из готовых блоков, как картонный домик. А главное, затраты были минимальны — никаких высоких потолков, никаких «тёмных» комнат, которые можно было бы использовать как кладовки, а о лепнине и прочих украшательствах, имевшихся не только в дореволюционных домах, но и в «сталинском ампире», в подобных квартирах можно было забыть навсегда. Кухня — не развернуться, за стеной слышен каждый шорох соседей, в коридоре нависают антресоли.

Чтобы советские люди не возмущались, а радовались, в газетах публиковались статьи о том, как строительные бригады день за днём возводят новые «комфортные» дома для граждан СССР. «У окна нет форточки, — писали газеты тех лет. — А как же проветривать комнату зимой, в сильный мороз? Неужели надо открывать всё окно? Нет, здесь сделано специальное приспособление — сквозная щель под подоконником».

Мебель в хрущёвках планировалась сборно-разборная. Поэтому советским гражданам подробно рассказывали, как, где и почём её можно приобрести, а также в чём её главные преимущества: «Вы подходите к книжному шкафу, откидываете крышку — и письменный столик готов. Тогда вы открываете буфет, выдвигаете складную крышку, привинчиваете пару ножек — и теперь за столом поместятся все гости!» Сколько Новых годов, сколько Первомаев встретили советские граждане за такими откидными столиками!

Немецкие архитекторы в середине 1950-х гг. пришли к выводу, что для хорошего самочувствия человеку достаточно 9 м² личного пространства. Коммунисты тут же уцепились за эту идею минимальных удобств. Они подсчитали всё. Например, чтобы мужчине вытереться полотенцем в ванной, достаточно было пространства в 110 см. Чтобы одеться, надеть или снять ботинки в прихожей, хватит тех же 110 см. Немцы оставляли своим согражданам хотя бы кладовку. У нас же кладовка была признана барством. Максимум, на что мог рассчитывать жилец, — маленький шкафчик.

Центральное статистическое управление СССР исписало тонны бумаги, чтобы подсчитать, сколько советскому человеку нужно было брюк, трусов, платьев, лифчиков, носков. Выходило, что одному жителю хрущёвки достаточно было 50 см от вешалки в платяном шкафу. На этих 50 см должны были поместиться 1 костюм рабочий (брюки, пиджак, рубашка) или платье, пиджак, юбка, блузка и 1 смена одежды «на выход».

«Счастливые» жители пятиэтажек жаловались чиновникам, что в квартире не то что развернуться, а невозможно даже нормально вынести гроб. На это советским жителям отвечали: «Ничего страшного. Человек пожил в нормальных условиях. Так вынесите его как-нибудь, необязательно горизонтально». Когда Хрущёву подсказали: «Никита Сергеевич, может, туалет побольше сделаем?» — советский вождь, говорят, погрозил кулаком: «Если я влез, значит, и они влезут».

Соревнование в жилищном минимализме дошло до того, что в конце 1950-х — начале 1960-х архитектор Борис Иофан придумал делать дома из пластмассы. Писатели подхватили эту идею и даже стали сочинять рассказы типа: «Новоселье в пластмассовом доме». Но до дела так и не дошло. Говорят, руководство решило, что пластмасса — это слишком дорого, и продолжило штамповать пятиэтажки.

Сносить хрущёвки в Москве начали в 1990-х гг. Хотя срок жизни некоторым из них был отмерен всего 25 лет, простояли они и по 40. Недавно власти решили создать в одной из них музей, посвящённый малогабаритному жилью, — вдруг лет через 50 действительно не останется «хрущоб» не только в Москве, но и в России. Вот тогда и потянется молодое поколение в музей, чтобы увидеть, как можно было ужиться семье из пяти человек на паре десятков квадратных метров.

Источник: «Аргументы и факты», автор Валентина Оберемко


Дата и время размещения: 21.06.2012 00:18:55

Дата и время изменения: 21.06.2012 00:18:55

Вернуться в раздел новостей

Почему в Советском Союзе строили дома высотой в основном 5 и 9 этажей :: Город :: РБК Недвижимость

Пятиэтажные хрущевки стали символом советской архитектуры. «РБК-Недвижимость» рассказывает, как дедушка лидера группы «Мумий Тролль» разработал проекты домов именно такой высоты и почему в 1970-х их сменили девятиэтажки

Фото: Wikimedia.org

История вопроса

В конце 1920-х годов в Советском Союзе решили внедрить технологию массового строительства жилья. Новые проекты появились в 1927 году, спустя несколько лет запустили заводское производство строительных конструкций, а в 1940-м построили первое здание из железобетонных блоков — Ажурный дом на Ленинградском проспекте по проекту архитекторов Андрея Бурова и Бориса Блохина.

Фото: wikimedia.org

Первым проектом каркасно-панельного здания в Москве стал жилой дом в районе Соколиная Гора, построенный в 1948 году. Позднее архитекторы Михаил Посохин и Ашот Мндоянц спроектировали целый квартал на Хорошевском проезде. Четырехэтажные дома возводились на стальном каркасе, но из-за большого расхода металла от технологии отказались.

Первый блочный дом спроектировал в 1949 году архитектор Виталий Лагутенко, главный строитель пятиэтажек и дедушка лидера группы «Мумий Тролль». От домов более позднего периода здание на Хорошевском шоссе отличали декоративные детали. Однако спустя несколько лет власти приняли постановление об устранении излишеств в проектировании, архитекторам пришлось отказаться от эстетики и перейти на бескаркасное строительство.

Фото: wikimedia.org

Как первые «лагутенковки» строили за 12 дней

При разработке бескаркасного строительства архитекторы использовали опыт французских коллег. Советское правительство решило сотрудничать с Раймоном Камю, основателем панельного строительства во Франции. Технологию производства бетонных блоков Камю доработали советские специалисты. Архитекторам поставили задачу спроектировать максимально дешевый многоквартирный дом.

Итогом стала серия К-7, которую Лагутенко разработал на основе французских проектов. Это был четырехсекционный дом высотой пять этажей без лифта (в стране действовал норматив: советский человек мог без труда подниматься пешком по лестнице на пятый этаж).

Фото: wikimedia.org

Серия К-7 была предельно простой и дешевой в изготовлении: при использовании несущих стен дом легко монтировался всего из 20 деталей. Благодаря централизованному водоснабжению, отоплению и канализации подвал и чердак были не нужны, это дополнительно упрощало строительство. Маляры, сантехники, штукатуры и электрики работали параллельно. Таким образом, один дом строили всего за 12 дней. Все это помогало решать жилищную проблему в кратчайшие сроки. Новые дома стали известны как хрущевки, хотя сначала назывались «лагутенковки».

Для реализации масштабной программы стране потребовались дополнительные ресурсы. И согласно новому постановлению 1954 года «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства» в стране возвели 400 заводов и 200 экспериментальных площадок, а производственный цикл серии К-7 стал самым крупным за всю историю промышленности.

Устранение излишеств и «гаванны» в хрущевках

В 1955 году власти СССР утвердили очередную резолюцию — «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Для архитектуры эта инициатива стала концом эпохи советского неоклассицизма. Архитектурные детали, которые не несли функционального значения, признавались расточительством, новые проекты должны были быть экономичными и утилитарными. Власти пытались снизить стоимость строительства и обеспечить отдельным жильем каждую советскую семью, расселив деревянные бараки и коммуналки.

Фото: wikimedia.org

Все это требовало максимального снижения расходов. Так в новых домах появились узкие лестничные пролеты, потолки высотой 2,5 м, маленькие кухни площадью 5–6 «квадратов», крошечные прихожие и совмещенные санузлы — «гаванны», как их в шутку называли жильцы. У квартир в хрущевках было много недостатков: тонкие панели плохо держали тепло, но отлично проводили звук, планировка была неудобной, а строительные материалы — опасными для здоровья. Но внимание на это обратили, лишь когда жилье, задуманное как временное, морально и физически устарело.

Скорость строительства была важнее архитектурной эстетики. Хрущевки выглядели невзрачно, но обеспечивали жильем миллионы советских граждан. Дома строились как временные и должны были прослужить «до наступления коммунизма», то есть 25–30 лет. В итоге пятиэтажки простояли намного дольше, а сегодня специалисты утверждают, что средний срок их эксплуатации — 50 лет.

Фото: wikimedia.org

Массовая застройка: Черемушки обретают бессмертие

В 1957 году в СССР стали воплощать новую программу развития массового строительства. Для обеспечения москвичей новым жильем в столице стали строить экспериментальные кварталы для тестирования новых планировок и интерьеров квартир.

Первым прототипом массовой застройки стал 9-й микрорайон Новых Черемушек. На основе четырехэтажных и восьмиэтажных домов разработали пятиэтажки и одноподъездные девятиэтажки. Этот проект стал самым масштабным в Советском Союзе.

«Подмосковные деревни Тропарево, Чертаново, Медведково и, конечно, Черемушки не подозревали, что обретают бессмертие в те грустные для них дни, когда их навсегда сметали с лица земли» (к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром», 1975 г.).

Фото: wikimedia.org

Кроме типовых панельных зданий, в Новых Черемушках строили экспериментальные дома из готовых объемных модулей и блоков. Процесс был похож на огромный конструктор. Эти советские ноу-хау ускоряли темпы строительства: за шесть лет в столице построили 35 млн кв. м жилья.

Все выше и выше: девятиэтажные дома на смену пятиэтажкам

К началу 1970-х возникла необходимость строительства жилых домов большей высотности. Но, согласно нормативам безопасности, дома выше 28 м должны были оснащаться пожарными лестницами, пассажирским и грузовым лифтами. Эти требования увеличивали стоимость строительства и окупались лишь в домах выше 12 этажей.

К тому же советские пожарные машины были оснащены лестницами длиной 28 м, которые не вытягивались выше девятого этажа. Поэтому в СССР решили строить дешевые и безопасные девятиэтажки. Высотки появились лишь после того, как машины оборудовали лестницами длиной 40 м.

Одна из первых массовых серий жилых домов повышенной этажности — блочные односекционные (одноподъездные) II-18/9. Их прототипом были восьмиэтажные дома, построенные в конце 1950-х годов в Черемушках (комплексная застройка в районе проспекта 60-летия Октября).

Фото: wikimedia.org

Советские одноподъездные девятиэтажки назвали «башнями». В них были предусмотрены только одно- и двухкомнатные квартиры с совмещенными санузлами и сидячими ваннами. Высота потолков составляла 2,5 м. На каждом этаже располагалось по восемь квартир. Любопытно, что в квартирах кирпичных восьмиэтажек этой серии потолки были выше, поэтому дома практически равны по высоте. В «башнях» устанавливали пассажирский лифт и мусоропровод. Позднее на базе этой серии разработали многосекционные девятиэтажки и дома высотой 12 этажей, в которых были предусмотрены трехкомнатные квартиры, по одной на этаже.

Самые первые хрущёвки в СССР.

1) Все мы слышали о недавней инициативе столичных властей снести все оставшиеся 4,5-этажки в Москве, которых в городе осталось 113 на март 2017 года.

В районе метро Академическая позади памятника Дядюшке Хо на улице Гримау находятся два дома под номерами 14 и 16, являющиеся исторически первыми хрущёвками в бывшем СССР 1958 года постройки работы архитектора Виталия Лагутенко, деда солиста группы «Мумий Тролль» Ильи Лагутенко, — детища постановления ЦК КПСС от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

2) Архитектор Виталий Лагутенко был родом из Могилёва, а перебравшись в Москву, работал техником при строительстве Казанского вокзала под руководством Алексея Щусева (архитектор мавзолея Ленина, здания Наркомзема, станции метро «Комсомольская» на Кольцевой линии, гостиницы «Москва» и инициатора послевоенного восстановления Новгорода). Во время Великой Отечественной войны, будучи в должности главного инженера мастерской Щусева, проектировал бомбоубежища, маскировкой стратегически важных объектов в Москве. В процессе послевоенного восстановления народного хозяйства руководством страны была поставлена задача строителям создать максимально дешёвый проект жилого дома с возможностью посемейного заселения (то есть с отдельными, а не коммунальными, квартирами). Первым этапом выполнения этой задачи было внедрение идеи индустриального панельного домостроения с несущим каркасом (в районе метро Полежаевская по улице Куусинена можно увидеть экспериментальные каркасно-панельные жилые домам, являющиеся переходной формой между сталинским ампиром и последующей более утилитарной архитектурой).

3) В 1949 году Лагутенко был назначен главным инженером НИИ Моспроекта, а в 1956 — руководителем Архитектурно-планировочного управления города Москвы. Именно в этой должности он довёл до логического завершения своё главное детище — проект дешёвого массового дома с отдельными квартирами для каждой семьи. Таковым стал дом серии К-7 (К- каркасный), ставший первым опытным домом на улице Гримау. Серия была признана удачной, и «хрущевки» в различных модификациях стали строиться повсеместно.

4) Хрущёвки возводились из каркасных панелей, когда части каркаса — колонны и ригели — являются неотъемлемой частью панели. В основном дома этой серии строились с 1-, 2- и 3-комнатными квартирами, по три квартиры на этаже (иногда и 4-комнатные).

5)

6) Напомню, что после смерти И.В. Сталина (5 марта 1953 года) отношение советского руководства к архитектуре и гражданскому строительству резко поменялось.
В декабре 1954 года на Всесоюзном совещании строителей «практика украшательства в архитектуре была подвергнута резкой критике. Было решено всемерно развивать индустриальные методы строительства и типовое проектирование, повышать темпы строительства и увеличивать его экономичность» ( «Здания потеряли свою эстетичность и индивидуальность. Взамен этому резко увеличилась экономичность и строгая функциональность, что позволило обеспечить всех жильем»).

7)

8) 4 ноября 1955 официально было принято вышеупомянутое постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Уже начатые стройки были заморожены или закрыты (например, на фундаменте недостроенной высотки была построена индустриальная гостиница «Россия» или станции метро Рижская, Алексеевская, ВДНХ, Университет были уже без излишних украшений).

9) Рядом с серией К-7 находится её же «безбалконная» модификация — также первая «хрущёвка».
</a>

10) Ряд хрущёвок оснащались даже такой фишкой, как «зимний холодильник» под окном кухне.

11) Возможно, эти две постройки будут снесены, и эти снимки будут историческими.

12)

13)

14)

15)

Жилые «картонки». Первую хрущёвку придумал дедушка Ильи Лагутенко | История | Общество

Без излишеств!

Первые каркасно-панельные дома появились в столице ещё в 1948 г. на Соколиной Горе. Архитектором новостроя выступил В. Лагутенко — дедушка музыканта Ильи Лагутенко, лидера группы «Мумий Тролль». Поэтому последующие, уже модернизированные хрущёвки называли иногда лагутенковскими домами.

Сначала для советских граждан планировалось строить удобное и качественное жильё. Но в 1955 г. Никита Хрущёв подписал постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Квартиры стали проектировать меньшего размера, а качественные материалы для «производства» домов заменили на более дешёвые. 31 июля 1957 г. ЦК КПСС было принято постановление «О развитии жилищного строительства в СССР».

Именно с этого момента и стали появляться те самые «хрущобы», которыми так гордился Хрущёв и которые впоследствии так возненавидели их обитатели. По некоторым данным, первая такая «хрущоба» и выросла на улице Гримау в Черёмушках.

Композитор Дмитрий Шостакович даже посвятил новому району хрущёвок оперетту «Москва — Черёмушки». «Вот передняя наша, вот и вешалка наша… Вся квартира наша, наша… Кухня тоже наша, наша. Наши окна, наши двери. Я глазам своим не верю» — так воспевалось новое жильё. Первое время люди действительно не верили, что жильё можно ни с кем не делить.

В среднем панельный домик «складывался» за 12 дней, но некоторые «стахановцы» возводили пятиэтажку за 5 дней. Как это было возможно? Да всё сооружалось из готовых блоков, как картонный домик. А главное, затраты были минимальны — никаких высоких потолков, никаких «тёмных» комнат, которые можно было бы использовать как кладовки, а о лепнине и прочих украшательствах, имевшихся не только в дореволюционных домах, но и в «сталинском ампире», в подобных квартирах можно было забыть навсегда. Кухня — не развернуться, за стеной слышен каждый шорох соседей, в коридоре нависают антресоли. Кстати, пятиэтажки называли ещё и «хрущёвским холодильником», так как зимой там без тёплых вещей, а порой и валенок находиться было невозможно.

Шкаф-перевёртыш

Чтобы советские люди не возмущались, а радовались, в газетах публиковались статьи о том, как строительные бригады день за днём возводят новые «комфортные» дома для граждан СССР. «У окна нет форточки, — писали газеты тех лет. — А как же проветривать комнату зимой, в сильный мороз? Неужели надо открывать всё окно? Нет, здесь сделано специальное приспособление — сквозная щель под подоконником».

Мебель в хрущёвках планировалась сборно-разборная. Поэтому советским гражданам подробно рассказывали, как, где и почём её можно приобрести, а также в чём её главные преимущества: «Вы подходите к книжному шкафу, откидываете крышку — и письменный столик готов. Тогда вы открываете буфет, выдвигаете складную крышку, привинчиваете пару ножек — и теперь за столом поместятся все гости!» Сколько Новых годов, сколько Первомаев встретили советские граждане за такими откидными столиками!

Немецкие архитекторы в середине 1950-х гг. пришли к выводу, что для хорошего самочувствия человеку достаточно 9 м² личного пространства. Коммунисты тут же уцепились за эту идею минимальных удобств. Они подсчитали всё.

Например, чтобы мужчине вытереться полотенцем в ванной, достаточно было пространства в 110 см. Чтобы одеться, надеть или снять ботинки в прихожей, хватит тех же 110 см. Немцы оставляли своим согражданам хотя бы кладовку. У нас же кладовка была признана барством. Максимум, на что мог рассчитывать жилец, — маленький шкафчик.

Центральное статистическое управление СССР исписало тонны бумаги, чтобы подсчитать, сколько советскому человеку нужно было брюк, трусов, платьев, лифчиков, носков. Выходило, что одному жителю хрущёвки достаточно было 50 см от вешалки в платяном шкафу. На этих 50 см должны были поместиться 1 костюм рабочий (брюки, пиджак, рубашка) или платье, пиджак, юбка, блузка и 1 смена одежды «на выход».

«Счастливые» жители пятиэтажек жаловались чиновникам, что в квартире не то что развернуться, а невозможно даже нормально вынести гроб. На это советским жителям отвечали: «Ничего страшного. Человек пожил в нормальных условиях. Так вынесите его как-нибудь, необязательно горизонтально». Когда Хрущёву подсказали: «Никита Сергеевич, может, туалет побольше сделаем?» — советский вождь, говорят, погрозил кулаком: «Если я влез, значит, и они влезут».

Соревнование в жилищном минимализме дошло до того, что в конце 1950-х — начале 1960-х архитектор Борис Иофан придумал делать дома из пластмассы. Писатели подхватили эту идею и даже стали сочинять рассказы типа: «Новоселье в пластмассовом доме». Но до дела так и не дошло. Говорят, руководство решило, что пластмасса — это слишком дорого, и продолжило штамповать пятиэтажки.

Сносить хрущёвки в Москве начали в 1990-х гг. Хотя срок жизни некоторым из них был отмерен всего 25 лет, простояли они и по 40. Недавно власти решили создать в одной из них музей, посвящённый малогабаритному жилью, — вдруг лет через 50 действительно не останется «хрущоб» не только в Москве, но и в России. Вот тогда и потянется молодое поколение в музей, чтобы увидеть, как можно было ужиться семье из пяти человек на паре десятков квадратных метров.

Смотрите также:

История появления «хрущевок»

Свое название «хрущевские» панельные дома получили в честь товарища Хрущева, который якобы их изобрел. Однако это не так.

На самом деле, как мы их знаем, они были изобретены французским архитектором Ле Корбюзье.

По собственной таблице расчетов, которую он составил, исходя из пропорций и роста, было решено, что потолок 2,5м — это удобно.

Автором проекта в СССР был инженер-строитель Лагутенко Валерий Павлович.

Мало кто из белорусов знает, что он из Могилева, а его внук многим известен как солист группы «Мумий Тролль» — Илья Лагутенко.

Разработан проект пятиэтажного дома типа К-7. Основное преимущество дома было в дешевизне и простоте — минимальные размеры квартир, отсутствие подвала.

Но домик был предельно прост для производителей, собирался как полка и монтировался «без раствора».Все это состояло всего из двух десятков единиц и было построено сплоченной бригадой, работавшей в три смены, сантехники, электрики, штукатуры и плотники работали параллельно с установщиками.

Хрущев со всем «кукурузным» рвением приступил к реализации идеи панельных домов, снабдив ее яростными лозунгами. С тех пор считается, что панельные и кирпичные дома, построенные товарищем Хрущевым, называются «хрущевками».

После двухлетних испытаний этого метода четырехсекционный пятиэтажный дом К-7 был смонтирован в рекордные сроки — всего 12 рабочих дней.Именно этот проект как нельзя лучше соответствовал требованиям времени.

Хрущевский проект рассматривался в первую очередь как социальный, он ярко показал примат строительства по отношению к архитектуре. При этом подчеркивался временный статус домов — они должны были стоять до наступления коммунизма в 1980…

Это жилье уравняло жилищные условия людей. Конечно, эти условия были далеки от идеальных. Но тогда никому и в голову не приходило критиковать новостройки за отсутствие балконов, совмещенных санузлов, тонкостенных перегородок.Все это мелочи по сравнению с той колоссальной переменой в образе жизни советских людей, которая произошла в связи с программой нового строительства. Появилась возможность отселить многолюдные коммунальные территории.

Расчетный ресурс

«Хрущевки» составлял 50 лет, более поздние исследования показали, что ресурс может быть увеличен до 150 лет.

В настоящей «хрущевке» было ощущение хоть и очень шаткое, но радостное. Он недолговечен, наивен, сталкивается с реалиями, рассеивается и оставляет светлое воспоминание и ноющую грусть о себе…

Потому что, наверное, выставочный проект нашего музея «Хрущевка 60-х» так полюбился посетителям.Памяти «жилищного вопроса» 60-х годов в Лиде, посвященного.

В нашей «квартире» вы не найдете документов и фотографий реальных людей — только немые свидетели — предметы.

беляево навсегда | danarti.org

Ана Чорголашвили в разговоре с Кубой Снопек

Как вам пришла в голову идея книги «Баляево навсегда», а также внесения типичного советского микрорайона в список всемирного наследия ЮНЕСКО?

Эссе «Беляево навсегда» было впервые опубликовано на английском и русском языках в 2013 году.Это было развитие работы, которую я проводил в Институте «Стрелка» двумя годами ранее под руководством Рема Колхаса.

Эта работа состояла из нескольких слоев, но основным углом, под которым я смотрел на советский городской пейзаж, было сохранение наследия. Защитники природы задают чрезвычайно важные вопросы о городах: какие части наследия мы хотим сохранить? Какие элементы городской ткани наиболее ценны? Как мы определяем эту ценность? «Беляево навсегда» — это, по сути, допрос хрущевского массового жилья с использованием именно этих вопросов.

Оказалось, что применение инструментов сохранения наследия к массовому жилищному строительству советских времен — непростая задача. Западная концепция сохранения наследия сильно ориентирована на сохранение материальных ценностей: зданий, предметов, артефактов. Более того, большинство стратегий сохранения ориентированы на уникальность: если здание уникально, оно считается более ценным, чем что-то повторяющееся. Между тем подавляющему большинству советского архитектурного наследия явно не хватает уникальности.С 1950-х годов на гигантских фабриках строили жилье; еще раньше советские архитекторы экспериментировали с сборными конструкциями, повторяющимися проектами и т. д. Другие типологии — школы, детские сады и т. д. — также были сборными. Согласно западному пониманию сохранения наследия, советский микрорайон не имеет ценности.

Парадокс в том, что в этих районах есть ценность. Спустя 50 лет с момента их постройки, по крайней мере, два поколения смогли жить в этих пространствах, и они создали сложную культуру микрорайона.Но ценность и уникальность конкретных кварталов исходит не напрямую от зданий, а от людей, которые их населяли: их культуры, искусства и т.д. который я считаю крайним примером такого пространства. С одной стороны, он полностью лишен архитектурной уникальности — здания неотличимы друг от друга; с другой стороны, он имеет огромную культурную ценность. Это была одна из колыбелей московского концептуализма, одного из важнейших — и моих личных любимых — течений советского искусства.Беляево было еще и пространством, где происходили неординарные события, такие как «Бульдозерная выставка», а неординарные персонажи, такие как Дмитрий Пригов, жили и творили свои произведения.

В чем уникальность советского массового жилья и что отличает его от западных аналогов?

Никаких западных аналогий — это самая большая разница. Можно сказать, что отдельные районы Москвы напоминают отдельные районы Стокгольма, Лондона, Парижа или Франкфурта.Но разница в масштабе. В Москве — и других советских городах — микрорайон является основным блоком городской ткани, в то время как в Париже или Франкфурте жилой массив — это уникальное и удаленное пространство города, которое в целом организовано по-другому. Масштабы городского пейзажа микрорайона огромны, потому что масштаб радикальной политической программы хрущевской эпохи был огромен.

Как «Манифест» Хрущева, как вы его описываете, изменил траекторию развития советской архитектуры? С какими изменениями и процессами переосмысления он связан и в каком масштабе повлиял на пространственно-композиционное планирование, а также на эстетику и индивидуальный опыт восприятия города людьми?

Архитектура была важной составляющей советской идентичности с первых дней существования этого государства.1920-е годы были временем экспериментов, когда самые талантливые архитекторы предлагали политически насыщенные, идеалистические новые решения: типологии жилья, социальные конденсаторы, рабочие клубы и т. Д. Этот короткий период генерации идей оказал большое влияние на архитектуру СССР. и мир. Но это внезапно закончилось, когда Иосиф Сталин консолидировал власть. Во времена его правления приоритетом было создание промышленности и создание репрезентативных пространств власти.

С Хрущевым вернулась идеалистическая программа 1920-х годов, но в другой форме.Новым приоритетом стало строительство жилья для граждан Советского государства. Этот постулат, кстати, возвращается сегодня, когда становится очевидной неэффективность рыночной экономики в обеспечении жильем. Хрущев понимал, что единственный способ обеспечить всех жильем — это удешевить строительство. Этого, в свою очередь, можно было добиться только путем перехода к промышленному массовому производству домов. Опять же, сегодня мы наблюдаем те же тенденции: в местах наибольшего дефицита жилья, например в районе залива Калифорния, девелоперы обращаются к полностью индустриализированному производству.

В декабре 1954 года Хрущев принял решение полностью перейти к массовому производству архитектуры. Это означало строительство заводов из домов, объединение конструкторских бюро в большие организации, создание библиотек компонентов и серии домов. Этот поворот, конечно, имел последствия для архитектурного дизайна. Теперь архитекторы проектировали в совершенно другом масштабе: вместо того, чтобы проектировать отдельные дома, они сместили акцент на составление определенных кварталов (микрорайонов).

Это, как следствие, привело к совершенно иному, «самодельному», городскому пейзажу. Социалистический город со времен Хрущева — это территория, застроенная простыми домами, окруженная обширными пустырями и зеленью. Что еще более важно, в хрущевском городе были созданы определенные типы социальной инфраструктуры, которые сильно повлияли на жизнь в таких районах. В микрорайоне были школы, детские сады, культурные центры, художественные пространства и т. Д. Эта социальная инфраструктура часто переживала распад СССР и до сегодняшнего дня вносит свой вклад в образ жизни жителей таких кварталов.Один из примеров — Беляевская картинная галерея. Он существует с советских времен. Последние несколько лет он создает культурные программы, посвященные местной культуре, описанной в моем проекте. В последнее время они даже кураторы и открыли выставку, посвященную краеведению Беляево.

Каковы были роли и функции архитекторов в рамках амбициозного «проекта» Хрущева и чрезмерной индустриализации строительства, а также сведения всего к типичным элементам?

Роли архитекторов разнообразны.Некоторые, например, известный архитектор Виталий Лагутенко (кстати, дедушка Ильи Лагутенко, лидера группы «Мумий Тролль») проектировали типовые здания. Виталий Лагутенко был автором самой простой «хрущевки» К-7. Другие начали работать в гигантских проектных институтах, проектируя целые жилые комплексы. В своей книге я описал работы архитектора Якова Белапольского, автора Беляево и других жилых мегапроектов.

О каких обстоятельствах мы говорим, когда вспоминаем типичные советские микрорайоны 50-60-х годов? В чем состоят их материальные и / или нематериальные ценности и как мы должны их определять? Наконец, как вы думаете, почему монотонное пространство советских микрорайонов (на примере Баляево) 70-х годов стало местом репрезентации советского нонконформистского искусства и полигоном для художников-концептуалистов в более широком смысле?

Мое исследование Беляево дало мне основу для размышлений о том, что ценно в городе.Каждый городской район состоит из материального пространства (мы также можем назвать его инфраструктурой) и нематериальных ценностей: культуры, искусства или, в целом, жизни, происходящей в этом пространстве. Важно отметить, что одно неотделимо от другого. Архитектурная форма сильно влияет на жизнь внутри нее, а жизнь формирует архитектуру.

В случае с Беляево культурная составляющая была чрезвычайно яркой и вдохновляющей. Материальный компонент — здания — сначала может показаться грубым и скучным, но он повлиял на культуру на самых разных уровнях.Во-первых, искусства, созданного в Беляево, не было бы, если бы не огромные пространства между зданиями, которые позволяли проводить такие мероприятия, как Бульдозерная выставка. Огромное количество пустого пространства не поддавалось контролю даже при авторитарном советском режиме и позволяло художественное выражение. Это может показаться мелочью, но сегодня это очень актуально: в современном рыночном городе просто намного меньше свободного пространства, где можно проявить художественное, политическое или любое другое выражение.

Во-вторых, абстрактная повторяющаяся форма микрорайона повлияла на искусство. Такие художники, как Пригов, интерпретировали это пространство в своем искусстве: они относились к микрорайону как к материалу, из которого они создавали свою графику, стихи, картины и действия. Композиционные особенности и эстетичность микрорайона легко прослеживаются в творчестве десятков художников.

И последнее, но не менее важное: микрорайон в целом и Беляево в частности оказали институциональную поддержку искусству и культуре.Культурные пространства, галереи, дома культуры дали возможность самовыражения поколению художников, от Дмитрия Пригова до Виктора Цоя.

Материальные и нематериальные ценности неразделимы. Мы не должны смотреть на город только как на совокупность домов или визуальную композицию улиц и парков. Такие пространства, как Беляево и другие микрорайоны, часто имеют особенности, которые не сразу видны, но все же имеют огромную ценность. Что еще более важно, эти функции были разработаны намеренно: например, дизайн сети местных учреждений или избыток пустого пространства.

* Фотография предоставлена ​​Максом Авдеевым

Façades Confidential: Речь о промышленных зданиях


Хотите верьте, хотите нет, но Никита Хрущев за год до того, как стал следующим президентом СССР после Сталина, произнес длинную речь о сборных домах и связанных с ними проблемах. Это было в далеком 1954 году. Название выступления было: « О широком внедрении промышленных методов, повышении качества и удешевлении строительства ». Речь была произнесена на Национальной конференции строителей, архитекторов и рабочих строительных материалов 7 декабря 1954 года.

О чем этот пост? Поиск в Google случайно привел меня к очень рекомендуемому голландскому ежеквартальному изданию, посвященному архитектуре и дизайну. Текст выступления представляет собой статью в свободном доступе, появившуюся в недавнем выпуске (2009–2003 гг.), Названном «Блок» и посвященном массовому жилищному строительству. Из редакции:

Жилье для миллиардов: никогда прежде перед архитектурными и строительными предприятиями не стояла такая задача. В ближайшие сорок лет во всем мире в жилье будет нуждаться около трех миллиардов человек.В Нидерландах после послевоенного «периода реконструкции», в течение которого решение «большого числа» было центральным вопросом, внимание полностью переключилось на индивидуализацию дизайна.

Здесь и в большей части Европы мы действительно попрощались с чертежами, повторениями и единообразием, но так ли окончательно это прощание, как мы думаем? Устойчива ли эта крайняя индивидуализация? Разве нельзя чему-то научиться у массового строительства и промышленного производства жилья, такого как, например, жилье, обеспечивающее городскую среду для 70% населения России?

Еще одна доступная статья — «Стандарты, классы, форматы» Барта Голдхорна, одного из основных авторов этого выпуска.Это беглое представление о его содержании:

В архитектуре использование слова «стандарт» кажется табу. … Опыт 1960-х и 1970-х годов в архитектуре массового производства, по-видимому, был настолько травматичным, что это привело к созданию догмы в архитектуре и урбанизме, которая переводится как разнообразие = хорошо, единообразие = плохо.

… Догмат архитектурной индивидуальности исключает из обсуждения область знаний и опыта, которые необходимы для развития любой современной формы производства…. В процессах проектирования, производства и маркетинга использование стандартов фактически способствует инновациям и диверсификации. Правда, природа этих стандартов сильно отличается от того, как они проявились в массовом жилищном проекте 1960-х годов. … Пора сломать табу и рассмотреть возможность применения этого опыта в области архитектурного дизайна — не как самоцель, а как ключ к тому, чтобы сделать хороший дизайн доступным для большего числа людей.

Я также считаю, что это очень важная проблема, которая должна волновать нас как архитекторов и с которой нам придется столкнуться в ближайшие годы.Итак, что мы можем узнать о российской гонке за массовое жилищное строительство в 50-х, 60-х и 70-х годах? Если вопрос о томе верен, мы должны извлечь уроки из ошибок тех дней и постараться не повторять их.

В этом свете речь Хрущева 1954 года, произнесенная в самом начале советского процесса массового строительства сборных домов, является ключевым документом, поскольку в ней содержится ключ к разгадке того, что впоследствии должно было закончиться неудачей. Мое первое впечатление при чтении выступления было неожиданным: я никогда не мог представить себе высокопоставленного политика какой-либо страны (даже Кастро на Кубе), занимающегося техническим вопросом с таким уровнем детализации, знаний и, да, с энтузиазмом.Позже в тексте Хрущев объявляет себя промысловым водопроводчиком в молодости, и тогда вы начинаете понимать, что там происходило.

Посещение Википедии дает более интересные данные: да, молодой Никита сваривал трубы на украинских рудниках еще в 1914 году. Как квалифицированный слесарь-металлист, он был освобожден от призыва во время Великой войны. Между 1934-35 годами мы находим Хрущева начальником строительства Московского метрополитена. Столкнувшись с уже объявленной датой открытия — 7 ноября 1934 года, Хрущев пошел на значительный риск при строительстве и большую часть времени проводил в туннелях.Когда неизбежные несчастные случаи действительно происходили, их изображали как героические жертвы во имя великого дела. Метро не открылось до 1 мая 1935 года, но Хрущев получил орден Ленина за участие в его строительстве.


В 1950 году, будучи главой Коммунистической партии Московской области, Хрущев начал масштабную жилищную программу в Москве. Большая часть жилья представляла собой пяти- или шестиэтажные жилые дома, которые впоследствии стали повсеместными по всему Советскому Союзу.Хрущев выступал за использование сборных железобетонных панелей, что значительно ускоряло строительство. Эти сооружения были построены в три раза быстрее, чем московское жилье в 1946–50, в них не было лифтов, а в некоторых случаях и балконов. Кварталы в народе прозвали хрущевками. Сегодня в этих домах живут почти 60 миллионов жителей бывших советских республик!


Но в 1954 году, на момент выступления, строительство хрущевок только начиналось.Решение использовать сборные конструкции вместо монолитной бетонной конструкции было принято только что, не без боли для сторонников последнего. Цитата из выступления:

Наши строители знают, что до недавнего времени шли споры, по какому из двух путей идти в строительстве — использовать сборные конструкции или монолитный бетон. Не будем называть имен и упрекать тех рабочих, которые пытались направить нашу строительную отрасль на использование монолитного бетона. Думаю, теперь эти товарищи осознают, что принятая ими позиция была неправильной.Но теперь, кажется, всем ясно, что надо идти по более прогрессивному пути — по пути использования сборных железобетонных конструкций и деталей. (Аплодисменты.)

Далее по тексту Хрущев идет против архитекторов. Он жалуется, что стандартизованное строительство не может быть успешным, если архитекторы будут настаивать на нестандартном дизайне. Конструкторские бюро в СССР, конечно, были коллективной деятельностью, но, что интересно, архитекторам каким-то образом удавалось до тех пор (то есть после смерти Сталина!) Сохранять верность своей дизайнерской индивидуальности.Начальнику это не нравится:

Все [архитекторы] согласны с тем, что использование стандартных проектов значительно упростит и улучшит качество строительства, но на практике многие архитекторы и инженеры тоже стремятся создавать только свои собственные разовые проекты.
Почему это происходит? Одна из причин, по всей видимости, в том, что в том, как мы обучаем наших архитекторов, есть недостатки. Руководствуясь примером великих мастеров, многие молодые архитекторы, не дожидаясь переступить порог своих архитектурных институтов, не желают проектировать ничего, кроме уникальных зданий, и спешат воздвигнуть себе памятник.Если Пушкин создал себе памятник, «сделанный не руками человека», многие архитекторы считают, что они просто должны создать «самодельный» памятник себе в виде здания, построенного по уникальному проекту. (Смех, аплодисменты.)




Теперь Хрущев переходит к более личному. В чисто сталинском стиле он нападает на такого товарища Мордвинова, президента Архитектурной академии, а также присутствующего на речи (думаю, не с очень живым лицом в этой части):

Если архитектор хочет идти в ногу с жизни, он должен знать и уметь использовать не только архитектурные формы, орнаменты и различные декоративные элементы, но и новые прогрессивные материалы, железобетонные конструкции и детали, и, прежде всего, должен быть экспертом в области экономии средств в строительстве. .И вот за что на конференции критиковали товарища Мордвинова и многих его коллег — за то, что они забывают о главном, то есть о стоимости квадратного метра площади, при проектировании здания и за увлечение ненужными украшениями. фасадов, допускающих большое количество лишних деталей.


Трудно не согласиться в определенной степени с основанием этой критики, если мы понимаем, что обсуждаемая проблема заключалась в строительстве домов тысячами для населения, которое после окончания войны проживало почти в бараках.Зрителям было брошено больше боеприпасов:


У некоторых архитекторов есть страсть к добавлению шпилей на верхушки зданий, которые придают этой архитектуре церковный вид. Вам нравятся силуэты церквей? Не хочу спорить о вкусах, но для жилых домов такой внешний вид не нужен. Нельзя использовать архитектурный декор, чтобы превратить современный жилой дом в нечто похожее на церковь или музей. Это не создает дополнительных удобств для жителей, а просто удорожает эксплуатацию здания и увеличивает его стоимость.И все же есть архитекторы, которые этого не учитывают.
Хрущев, когда-то убедившись, что он четко сформулировал здесь свою точку зрения — несколько других примеров представлены на конференции, с цифрами, сравнениями удельных затрат и цитатами — изменяется в зависимости от другой горячей темы: повышения качества строительства. Для этого поколения уже было очевидно, что качество будет основным вопросом жилищной программы в будущем, который, вероятно, никогда не будет решен, но с которым нужно было начать диалектическую борьбу с первого дня.Вот и наш Дон Кихот:


Недавно нам с товарищами Булганиным и Микояном пришлось побывать во многих городах Дальнего Востока, Сибири, Урала. За нами хорошо ухаживали. Что и понятно, учитывая, что мы требовательны к гостям и имеем право критиковать, а на самом деле делаем даже больше, чем просто критикуем. Естественно, они старались обеспечить нам лучшие условия. (Смех, аплодисменты). В Свердловске мы жили в гостинице. Надо полагать, нам дали отнюдь не самые плохие комнаты.(Смех.) И в этом отеле мы увидели, что блоки ванной и туалета очень плохо построены, а качество декоративных работ оставляет желать лучшего. Мы спросили директора отеля и руководителей города и сказали им: «Посмотрите, какая у вас плохая работа!»
Плитка была уложена неаккуратно, качество было плохое. Трубы в туалетах и ​​ванных комнатах были покрыты ржавчиной и были спешно покрашены какой-то серой краской перед нашим приездом, при этом на стены попало еще больше краски.Соединение этих труб было очень плохим, и я, как бывший сантехник, очень возмутился: даже в дореволюционные времена стыки труб в шахте делались лучше и чище, чем в этой гостинице в Свердловске.



Настоящие хрущевки, спроектированные и построенные после 1954 года, до и во время брежневской эры, не были образцом высокого качества, но они были примером чистой стандартизации. Если не по качеству, то в этом вопросе следовало бы идти за лидером.В 1954-1961 годах инженер Виталий Лагутенко, главный проектировщик Москвы, спроектировал и опробовал процесс массового индустриального строительства с использованием заводов по производству бетонных панелей и ускоренного графика сборки. В 1961 году институт Лагутенко выпустил проект К-7 сборного 5-этажного дома, который символизировал хрущевку. С 1961 по 1968 год только в Москве было построено 64 тысячи единиц этого типа, но это было только начало. В Москве из-за нехватки места в конце 60-х годов прошлого века были вынуждены перейти на 9- или 12-этажные здания (в том числе с лифтами).Последняя 5-этажная Хрушевка была построена здесь в 1971 году. На остальной территории СССР строительство хрущевок продолжалось до падения коммунизма; миллионы таких единиц сейчас все еще обитаемы, и их расчетный срок службы давно истек.

Фасадные элементы, служащие как конструкционными, так и облицовочными панелями, были изготовлены на бетонных заводах и доставлены на площадку грузовиками точно в срок. Лифты считались слишком дорогими и трудоемкими, а по советским стандартам пять этажей были максимальной высотой здания без лифта.Таким образом, почти все хрущевки пятиэтажные.

Хрущевки с совмещенными санузлами. Лагутенко усовершенствовал идею экономии места, заменив ванны обычных размеров на «сидячие ванны» длиной 120 сантиметров. Некоторые теоретики даже рассматривали возможность объединения функций унитаза с раковиной для душа, но от этой идеи отказались. Кухни тоже были небольшими, обычно 6 квадратных метров.

Типовые квартиры серии К-7 имеют общую площадь 30 м2 (1-комнатные), 44 м2 (2-комнатные) и 60 м2 (3-комнатные).На самом деле небольшие, но это не было их самым большим недостатком. Строительство было действительно плохим: проблемы с проникновением воды, чрезмерной воздухопроницаемостью и низкой звукоизоляцией между квартирами (из-за тонких внутренних неструктурных перегородок) были постоянными жалобами пользователей. Но главная проблема заключалась в невероятно низкой теплоизоляции как бетонных стен, так и металлических окон. Пользователи должны были установить двойные окна и закрыть балконы на тех моделях, которые имели такую ​​привилегию.Суровые условия жизни в долгие русские зимы и анонимность кварталов, все пять этажей которых невозможно отличить даже между городами, почти с первого дня создали хрущевкам дурную репутацию.

Этот длинный пост должен быть закончен в позитивном ключе. Во-первых, цитируем некоторые уроки, извлеченные для будущих проектов массового жилья. Мы должны меньше заботиться об абсолютно равном повторении модели: это не стандартизация, это социальный реализм во всей его грубости. Обувь Camper, мебель Ikea и одежда Zara говорят о другом: это узнаваемые товары, массовые, доступные по цене, но мы хотим, чтобы они были у них.Дома можно было бы делать как хорошо спроектированные, массовые товары, и мы бы тоже их полюбили. Мы должны больше заботиться о производительности при проектировании и строительстве доступных домов. Фактически, из-за их высокой плотности и относительно небольшого процента застекленных проемов жилищные блоки легко изолировать и защитить от проникновения ветра, воздуха и воды. Теперь мы знаем, как это сделать интересно и в рамках бюджета.

Для старых хрущевок впереди еще много хороших новостей. Их можно отремонтировать и вернуть в привлекательный потребительский вид.Статья в «Санкт-Петербург Таймс» в 2001 году рассказывает нам историю: скромная крущевка может получить новую жизнь, по крайней мере, если Датский фонд строительства мансардных квартир в России добьется своего. Фонд представил пилотный проект реконструкции одного из самых непривлекательных домов Санкт-Петербурга. Датский фонд при поддержке шести скандинавских коммерческих компаний реализовал пилотный проект реконструкции одного из кварталов Санкт-Петербурга. В рамках проекта, реализация которого заняла всего девять месяцев, была добавлена ​​мансарда на девять квартир, утеплены фасады снаружи для улучшения теплоизоляции, заменены окна, закрыты балконы и отремонтирована теплоцентраль в здании.


Теперь сияющее шестиэтажное здание с застекленными балконами и свежей белой краской вызывает зависть у всех жителей района, окруженного его обветшавшими бывшими близнецами. По словам Льва Хихлухи, руководившего программой российского филиала датской компании Velux, этот проект — один из способов продлить жизнь этих зданий еще на 50 лет. Неплохо, не правда ли? И старый бывший сантехник, наверное, был бы доволен качеством — наконец.


Интересной книгой о сборном жилье в 20-м веке (а не только о советских кварталах, очевидно) является «Доставка на дом: изготовление современного жилья», написанная Барри Бергдоллом и Питером Кристенсеном и отредактированная Нью-Йоркским музеем современного искусства.Ссылка на книгу Google довольно полная.

связанных слов — поиск слов, связанных с другим словом

Как вы, наверное, заметили, слова, относящиеся к «термину», перечислены выше. Надеюсь, сгенерированный список слов, связанных с терминами, соответствует вашим потребностям.

П.С. Есть некоторые проблемы, о которых я знаю, но в настоящее время не могу их исправить (потому что они выходят за рамки этого проекта). Главный из них заключается в том, что отдельные слова могут иметь много разных значений (значений), поэтому, когда вы ищете такое слово, как означает , движок не знает, к какому определению вы имеете в виду («хулиганы означают » vs .«что вы означает ?» и т. д.), поэтому учтите, что ваш поисковый запрос для таких слов, как термин, может быть немного неоднозначным для системы в этом смысле, и возвращаемые связанные термины могут отражать это. Вам также может быть интересно: что за слово ~ термин ~?

Также проверьте слова ~ term ~ на relatedwords.io, чтобы найти еще один источник ассоциаций.

Связанные слова

Related Words работает по нескольким различным алгоритмам, которые соревнуются за повышение своих результатов в списке.Один из таких алгоритмов использует встраивание слов для преобразования слов в многомерные векторы, которые представляют их значения. Векторы слов в вашем запросе сравниваются с огромной базой данных предварительно вычисленных векторов, чтобы найти похожие слова. Другой алгоритм просматривает Concept Net в поисках слов, которые имеют какое-то значимое отношение к вашему запросу. Эти и некоторые другие алгоритмы позволяют «Родственным словам» дать вам … связанных слов, а не просто прямых синонимов.

Помимо поиска слов, связанных с другими словами, вы можете вводить фразы, и он должен давать вам связанные слова и фразы, если введенная фраза / предложение не слишком длинное.Вы, вероятно, время от времени будете получать какие-то странные результаты — это просто природа движка в его текущем состоянии.

Особая благодарность разработчикам открытого исходного кода, который был использован для предоставления вам этого списка тематических слов: @Planeshifter, @HubSpot, Concept Net, WordNet и @mongodb.

Еще предстоит проделать большую работу, чтобы добиться стабильно хороших результатов, но я думаю, что это на той стадии, когда это может быть полезно для людей, поэтому я выпустил его.

Обратите внимание, что «Связанные слова» используют сторонние скрипты (такие как Google Analytics и рекламные объявления), которые используют файлы cookie. Чтобы узнать больше, см. Политику конфиденциальности.

Хрущевка | 1945-1991: мир холодной войны Wiki

А 5 этаж Хрущевка в Нововоронеже.

Многоквартирные дома на улице Победы в Нововоронеже были альтернативой хрущевке.

A Хрущёвка (русский: хрущёвка , произносится [xrʊˈɕːɵfkə]) — это тип сборного советского многоквартирного дома, который был построен в бывшем СССР.

Их тезка []

Его тезкой был Никита Хрущев, который был партийным директором Москвы в 1950-х годах и руководил советским правительством в конце 1950-х — начале 1960-х годов.

Их назначение []

Сначала они задумывались как способ решения послевоенной нехватки жилья с 1947 по 1951 год, а затем расширились до различных других городских жилищных проектов, поскольку они были дешевыми, быстро возводились, занимали меньше места на земле, чем другие варианты, и их было легко построить. .

Сами здания []

Это недорогой быстровозводимый панельный или более поздний кирпичный 3–5 этажный (или до 12 в Москве) многоквартирный дом, который был построен в СССР в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Они должны были прослужить 25 лет, но были и более поздние конструкции из кирпича, которые должны были быть постоянными.

Структурная и социальная история []

История []

Никита Хрущев (тогда партийный директор Москвы) заявил, что низкая стоимость, простота сборки и быстрота сборки являются целью советских архитекторов середины 1950-х годов, которых он поощрял с начала 1950-х годов.В период с начала до середины 1950-х годов в некоторых городах было возведено много низкокачественных экспериментальных домов, в том числе низкосортные ранние хрущевки в некоторых частях Москвы.

К этому времени различные конкурирующие экспериментальные разработки были полностью протестированы на реальных конструкциях. использование сборных бетонных панелей считалось превосходным, а другие строительные планы, такие как использование заливки для закрепления монолитного бетона, были отброшены как устаревшие и неэффективные.

В 1954-1961 годах инженер Виталий Лагутенко, главный проектировщик Москвы с 1956 года, спроектировал и испытал процесс массового индустриального строительства с использованием заводов по производству бетонных панелей и быстрой сборки.

В 1961 году институт Лагутенко выпустил проект К-7 панельного 5-этажного дома, ставший типичным для хрущевки. 64 000 единиц (3 000 000 м2 (32 000 000 кв. Футов)) этого типа были построены в Москве с 1961 по 1968 год.

Многие из построенных в Москве домов были высотой 9 или 12 этажей из-за нехватки места во внутренней городской зоне. Последние 5 этажей Московской Хрушевки были построены здесь в 1971 году, но на остальной территории СССР до конца коммунизма было построено больше.

Никита Хрущев, распространил там строительство по всей стране после того, как стал лидером в конце 1950-х годов.

Разрушение конструкции []

Миллионы этих единиц жилья уже давно выработали свой проектный срок службы. Их ремонтируют в Латвии и сносят в Москве.

Цементный завод []

Два хрущевских бетонных завода были построены в Москве на Пресненском в 1953 году и Хорошевском в 1954 году.

Изображения []

Ссылки []

См. Также []

  1. Жизнь при коммунизме
  2. Советский общественный аппарат
  3. Закрытые советские локации
  4. Российские и советские лидеры с 1917 года
  5. Ronan Point

Другие особенности в Москве, Россия

Среди многих способов, которыми Петр Великий и Екатерина Великая вестернизировали и модернизировали Россию, было введение современного алфавита.В результате в петровскую эпоху использование популярного языка в литературе становилось все более приемлемым. Это событие проложило путь к двухвековому плодовитому русскому литературному творчеству.

Романтизм был реакцией на строгие социальные правила и научное обоснование предыдущих периодов, возвышая эмоции и эстетику. Никто не воспринял русский романтизм больше, чем народный бард Александр Пушкин (1799–1837). Пушкин родился в Москве, здесь он познакомился со своей женой Натальей Гончаровой.Они поженились в церкви Великого Вознесения и какое-то время жили на Арбате.

Самая известная драма Пушкина, Борис Годунов, , происходит в средневековой Московии. В центре сюжета — исторические события, предшествовавшие Смутному времени, и его развязка с избранием царем Михаила Романова. Действие эпической поэмы «Евгений Онегин » частично происходит в царской Москве. Пушкин яростно высмеивает его пижонское аристократическое общество, несмотря на то, что сам был довольно постоянным его сторонником.

Толстой (1828-1910) — один из самых известных романистов не только в России, но и в мире. Глубина его характеров и яркость его описаний напоминают Россию XIX века. Его романы « Война и мир, » и «» Анна Каренина, , действие которых происходит в Москве, выражают его скептицизм с рационализмом, поддерживая идею о том, что история — это сумма бесконечного числа индивидуальных действий.

Толстой большую часть времени проводил в своем имении в Ясной Поляне, но у него также была собственность в Москве, и он был постоянным прихожанином в церкви Николая Чудотворца Хамовнического.

Хотя Федор Достоевский (1821–1881) более тесно связан с Санкт-Петербургом, на самом деле он родился в Москве. Он был одним из первых писателей, которые путешествовали по мутным водам человеческого подсознания, сочетая мощную прозу с психологией, философией и духовностью. Самые известные произведения Достоевского, такие как Преступление и наказание, , были написаны (и в значительной степени установлены) в его приемном городе Санкт-Петербурге. Но библиофилы утверждают, что его ранние годы в Москве глубоко повлияли на его философское развитие.

Среди эпических произведений Пушкина, Толстого и Достоевского такой абсурдистский новеллист, как Николай Гоголь (1809–1852), может затеряться в анналах русской литературы. Но этот беспокойный гений создал некоторых из самых запоминающихся персонажей русской литературы, в том числе Акакия Акакиевича, трагикомического героя сериала «Шинель ».

Гоголь большую часть своих лет провел за границей, но именно его веселая сатира на жизнь в России снискала ему уважение современников. Мертвые души — его шедевр. Этот «роман в стихах» рассказывает о мерзавце Чичикове, который пытается покупать и продавать умерших крепостных, или «мертвые души», в абсурдной афере с целью заработка денег.

После высоко оцененной публикации романа в 1841 году Гоголь страдал от плохого физического и психического здоровья. Находясь в Доме Гоголя, в припадке депрессии он бросил в огонь некоторые свои рукописи, в том числе вторую часть Мертвых душ, , которая не была восстановлена ​​полностью (роман заканчивается на середине предложения).Вскоре после этого прославленный сатирик скончался и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Никто не хочет покупать хрушовку в Тбилиси — почему нет спроса на такие квартиры? — Недвижимость

Так называемая Хрушовка, у которой давно просрочена, стала менее привлекательной для горожан.

Агентство недвижимости «Myclient.ge» после нескольких месяцев наблюдений заявило, что «Завещания на покупку квартиры в Хрушовке на самом деле не найдено. «

Немного о Хрушовке:

Хрушовка — это 3-5-этажный кирпичный жилой комплекс Никиты Хрущева (первый секретарь ЦК КПСС в 1953-1964 гг.), Проект которого принадлежит архитектору Виталию Лагутенко, но здания все еще называют хрущевками.Изначально Хрушовская застройка в Советском Союзе решала жилищную проблему, срок эксплуатации которой составлял 25 лет. Потом была серия «твердых хуршовок», которая была рассчитана уже на 50-летнюю работу. Как выглядят дома такого типа? В этом доме потолок не превышает 2,5 м, лифта нет, а внутренние стены плохо шумоизолируют.

По словам директора Myclient.ge Гванца Гужелашвили, на сегодняшний день в Тбилиси более 500 домов типа Хрушовка, а их общая жилая площадь составляет примерно 1 066 800 кв.м. Причем большинство из них находится в кварталах Дигоми, Варкетили и Важа-Пшавела.

Как уже отмечалось выше, «Myclient.ge» уже несколько месяцев наблюдает, какой тип жилого проекта пользуется наибольшим спросом в столице: «На самом деле, на эти типы квартир нет спроса, что связано с разными факторами. Уровень спроса людей уже изменился, поэтому они предпочитают приобретать дом с улучшенной инфраструктурой, а не старый, канализационный и коммуникационный дом.

И все же… сколько стоит квартира в Хрушовке в Тбилиси?

По словам Гванца Гужелашвили, стоимость квадратного метра квартир в проекте «Крушовка» варьируется в зависимости от района.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *