Архитектура Португалии. Что нужно увидеть, что посетить в Португалии
- Тургид по стране
- Города и регионы
- Авейру
- Азорские Острова
- Албуфейра
- Алгавре
- Брага
- Виламоура
- Гимарайнш
- Илха ду Файал
- Илья-ду-Пику
- Камара-де-Лобос
- Кашкайш
- Коимбра
- Лагош
- Лейрия
- Лиссабон
- Мадейра
- Остров Грасиоза
- Остров Порту-Санту
- Остров Сан-Жоржи
- Остров Сан-Мигель
- Остров Терсейра
- Понта-Дельгада
- Портимао
- Порто
- Регион Лиссабон
- Сетубал
- Томар
- Фаро
- Фуншал
- Эвора
- Достопримечательности
- Культура: что посмотреть
- Фестивали Португалии
- Уникальные примечательности
- Архитектура и монументы
- Активный отдых
- Развлечения, ночная жизнь
- Экстремальные точки страны
- Парки и ландшафты
- Душа Португалии
- Кухня и рестораны
- Традиции и колорит
- Фестивали и праздники
- Языки и религии
- Где остановиться
- Стильные дизайн-отели
- Люксовые гостиницы
- Отели с историей
- Отели для влюбленных
- Достойные внимания отели
- Отели-оригиналы
- Отдых с детьми
- Шопинг и магазины
- Советы туристам
- Карты Португалии
- Печатные карты
- Интерактивная карта
- Карта городов
- Карта регионов
- Карта достопримечательностей
- Карта рельефа
- Полезная инфа
- Как лучше передвигаться
- Природа Португалии
- Когда приезжать — климат
- Языки и религии
- Политическое устройство
- Экономика страны
- Аренда авто
Башня Белен, Лиссабон
Расположение на карте: Факты: » Беленская башня представляет собой укрепленное сооружение на острове в реке Тежу. Башня является одним из символов Лиссабона.» Беленская башня была построена в 1515–1521 годах в честь открытия Васко да Гама морского пути в Индию.
» Четырехэтажное здание высотой 35 метров было построено в мануэльском архитектурном стиле, образцы которого ныне почти утрачены.
» За время своего существования это сооружение успело послужить и небольшой оборонительной крепостью, и пороховым складом, таможней и даже тюрьмой.
» В настоящее время башня объявлена ЮНЕСКО памятником Всемирного культурного наследия и открыта для посещения туристов.
Дворец Болса, Порту
Расположение на карте: Факты: » Дворец Болса (Биржи) построили на пепелище монастыря. Начало стройки произошло в 1842 году. Здание было предназначено для нужд торговой ассоциации.» Строительство шло медленно, только в 1910 была завершена внутренняя отделка помещений. Во дворце много залов, которые имеют каждый свое название и индивидуальное оформление.
» В центре самый большой зал называется Двор Наций. Его крыша покрыта восьмиугольным стеклянным куполом. По периметру купола размещены гербы стран, с которыми Португалия торговала в 19 веке.
» Еще есть зал Трибунала, зал Собрания, самым впечатляющим называют Золотой или Арабский зал, украшенный золотыми росписями в неомавританском стиле. Здесь проходят приемы важных государственных лиц, почетных гостей.
» В остальных залах находятся картины, скульптуры, красивая мебель и посуда.
Замок Святого Георгия, Лиссабон
Расположение на карте: Факты: » Замок Святого Георгия – крепость, расположенная на высоком холме и видимая практически из любой точки города.» Замок долгое время служил королевской резиденцией, пока в XVI веке не был построен дворец Рибейра.
» Замок Святого Георгия в разное время использовался как театр, тюрьма и арсенал. Землетрясение 1755 года превратило замок в руины.
» В 1938 году началась активная реконструкция замка, во время которой были восстановлены средневековые стены, рядом с замком был разбит парк, установлены памятники великим королям Афонсу I и Мануэлу I.
» В настоящее время замок открыт для посетителей, которые могут подняться на башни, откуда открывается захватывающий вид на город. А в самом замке проходит интереснейшая мультимедийная выставка об истории Лиссабона.
Церковь Клеригуш, Порту
Расположение на карте: Факты: » Церковь Клеригуш строилась 18 лет до 1750 года итальянским архитектором Никола Насони. Колокольню Торре-душ-Клеригуш архитектор Насони построил позади церкви, позднее, в 1763 году.» За время строительства архитектор сам вступил в Братство клириков, и когда он умер в 1770 году, его похоронили в церковном склепе.
» Церковь и башня возведены в стиле барокко с характерными резными украшениями и статуями святых. Толщина стен первого этажа достигает двух метров.
» Высота колокольни 76 метров. Ее хорошо видно со всех сторон. Многие годы она была ориентиром для мореплавателей.
» На вершину башни можно попасть, пройдя 225 ступеней по винтовой лестнице. Там оборудована обзорная площадка для посетителей.
» В 1910 году Колокольню Торре-душ-Клеригуш объявили Национальным памятником.
Хрустальный дворец, Порту
Расположение на карте: Факты: » Хрустальный дворец в Порту был построен в 1865 году в связи с проведением в городе Всемирной выставки. Он был построен по аналогии с лондонским дворцом в Гайд-парке по случаю Всемирной выставки в 1851 году.» Хрустального дворца уже давно не существует. На его месте построен большой многофункциональный павильон со стеклянной крышей, в котором проходят разные мероприятия и праздники для взрослых и детей.
» Но парк, разбитый вокруг, радует аллеями и цветниками, гуляющими павлинами, уютными лавочками для отдыхающих. Здесь много скульптурных композиций, выполненных в античном, классическом стилях, современный авангард.
» В парке имеется «сад роз», «сад чувств», «сад запахов», а также Романтический музей. В этом здании в конце 19 века жил беглый король Сардинии Карл-Альберт со своей семьей. Здесь все осталось таким же, как при жизни короля – старинная мебель, коллекция живописи, гобелены.
» А на первом этаже можно зайти в салон портвейна и попробовать знаменитый португальский напиток.
Памятник первооткрывателям, Лиссабон
Расположение на карте: Факты: » Памятник первооткрывателям – памятник, посвященный выдающимся португальским деятелям эпохи Великих географических открытий.» Макет памятника был создан еще в 1940 году, а открыт памятник был лишь в 1960 году.
» Памятник представляет собой каравеллу из белого известняка, на носу которой стоит фигура вдохновителя португальских географических открытий – Энрике Мореплавателя, а за ним по обе стороны – еще 32 фигуры выдающихся личностей эпохи Великих географических открытий, включая монархов, исследователей, картографов, художников, ученых и миссионеров.
» Все желающие могут зайти внутрь памятника и подняться на лифте или пешком на высоту 52 метра, до самой вершины, с которой можно любоваться впечатляющими видами.
Мост дона Луиша, Порту
Расположение на карте: Факты: » Мост дона Луиша стали строить на месте старого подвесного. Архитектурный проект сделали в бельгийской компании.» В ней работали Леопольд Валентин и Теофил Сейриг. Сейриг был соратником Гюстава Эйфеля, по проекту которого был построен мост Понти-ди-Дона-Мария-Пиа, названный в честь жены короля Луиша I.
» Леопольд Валентин руководил строительством моста с 1880 – 1887 год. Мост был назван в честь короля Луиша I. Король наградил Леопольда Валентина орденом.
» Мост длиной 386 метров имеет два этажа. По нижнему движутся автомобили, пешеходы, велосипедисты. По верхнему проходит линия скоростного трамвая и метро. Для пешеходов есть специальная дорожка.
» Мост в вечернее время подсвечивается яркими гирляндами и украшает собой город. Его считают символом города Порту.
Базилика-да-Эштрела, Лиссабон
Расположение на карте: Факты: » Базилика-да-Эштрела была построена по приказу королевы Марии I Португальской в исполнении обета после рождения ее сына Жозе, принца Бразильского.» Строительство базилики было окончено в 1790 году, спустя два года после кончины Жозе от оспы в возрасте 27 лет.
» Базилика построена в стриле позднего барокко, однако в архитектурном решении встречаются элементы классицизма.
» Для строительства базилики использовался мрамор трех видов: серый, розовый и желтый.
» К храму примыкают две колокольни, на которых установлены статуи святых и аллегорические фигуры. В базилике можно увидеть картины итальянского художника Помпео Батони.
» Главной достопримечательностью базилики является рождественский вертеп со сценой Рождества, состоящий более чем из 500 фигур. В базилике также расположена гробница королевы Марии I.
Дом музыки, Порту
Расположение на карте: Факты: » Дом музыки возведен в 2005 году по проекту голландского архитектора Рема Колхаса. Его проект победил в конкурсе самых современных проектов концертных залов.» Внешний вид здания напоминает кристалл неправильной формы и выполнен в стиле деконструктивизма.
» В Доме музыки несколько зрительских залов. Главный – на 1200 зрителей, второй – на 350, есть помещения для камерных выступлений. На верхнем этаже располагается большой ресторан на 150 мест, кафе и открытая терраса.
» В Доме работают сразу три оркестра: Национальный, оркестр Баррока и Ремикс-ансамбль.
» Конструкция здания имеет глухие стены и фрагменты, закрытые стеклянными панелями. За глухими стенами располагаются технические службы, а концертные залы просматриваются через большие окна. Даже стоя на улице, можно слушать и наблюдать за происходящим в обоих залах. Более всего это удобно для туристов.
» Дом музыки стал настоящим символом города Порту, который назвали Европейской столицей культуры.
Церковь Троицы, Порту
Расположение на карте: Факты: » Церковь Святой Троицы возвели в середине 19-го века. В христианскую общину прихожане собираются для поклонения с 1841 года. Название символизирует триединство Бога в лицах: Отец, Сын, Святой Дух, так как Троица единосущна.» По облику здание больше напоминает стиль Средневековья. Божий храм находится в центре Порту, прямо за зданием Ратуши с 70-метровой башней. Жилые дома, принадлежавшие церкви, вместе с ней занимают полностью квартал.
» Внешняя отделка выполнена из серых прямоугольных блоков. Фронтон церкви не изобилует росписью.
» Внутреннее убранство выглядит несколько аскетичным и строгим. Здесь нет позолоченного интерьера, на стенах отсутствуют глазурованные расписные глиняные плитки (азулежу). Солнечные лучи проникают сквозь узкие оконца. Но от этого величественность облика церкви не теряется.
» Постройка тянется вдоль на несколько метров. Центр фасада венчает красивая башенка-колокольня, оканчивающаяся высоким шпилем. Перед собором на небольшой площади бьет фонтан, устроенный еще в 18 веке.
» За храмовым сооружением останавливаются трамваи. Отсюда они начинают движение по всем маршрутам. В собор войти может любой желающий.
Жеронимуш, Лиссабон
Расположение на карте: Факты: » Жеронимуш – монастырь, основанный Генрихом Мореплавателем в 1450 году. Здание монастыря представляет собой грандиозный памятник позднеготического мануэлинского стиля португальского зодчества.» Жеронимуш находится под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия человечества.
» Монастырь неразрывно связан с историей Великих географических открытий. Именно здесь Васко да Гама и его спутники провели в молитве ночь перед отплытием в сторону Индии.
» В монастыре покоятся короли Мануэл I и Жуан III, в монастыре покоятся Васко да Гама, Камоэнс и Фернандо Пессоа.
» В западном крыле монастыря с 1903 года располагается Национальный археологический музей.
Лиссабонский собор, Лиссабон
Расположение на карте: Факты: » Лиссабонский собор – кафедральный собор Лиссабонского патриархата.» Считается, что ранее на месте современного собора стоял римский храм, в IV-V вв превращенный в христианскую церковь. Спустя пару веков здесь построили мечеть, которая простояла до XII века, а на ее месте был построен Кафедральный собор.
» Лиссабонский собор представляет собой здание с тремя проходами, трансептом и главной часовней. Главный фасад обрамляют две башни, а восточнее собора расположен монастырь.
» Внешне здание собора напоминает крепость. Башни служили наблюдательными пунктами в неспокойные времена, а их толстые стены были полностью лишены окон в своих нижних частях, что делало их неуязвимыми для вражеских атак. Именно благодаря мощным стенам собор выдержал разрушительную силу землетрясения 1755 года.
» Во внутренней галерее церкви располагаются девять готических часовен, где хранятся останки великих португальцев, в том числе короля Альфонса IV и его жены Беатрис.
» В сокровищнице собора хранятся священнические облачения, серебряные изделия, скульптуры, средневековые рукописи и священные реликвии.
Лиссабонский океанариум, Лиссабон
Расположение на карте: Факты: » Лиссабонский океанариум расположен в Парке Наций, который также был выставочным комплексом для всемирной выставки ЭКСПО 1998.» Лиссабонский океанариум располагает огромной коллекцией морских видов – птиц, млекопитающих, рыб, стрекающих и других морских организмов. Всего в океанариуме имеется 16 000 особей 450 видов.
» Центральный аквариум глубиной 7 метров и объемом 5000 кубических метров создает иллюзию открытого океана.
» Около ста видов со всего мира обитают в этом аквариуме, в том числе акулы, скаты, химеры, различные виды тунца, барракуд, окуни и мурены. Одной из главных особенностей является большая луна-рыба, для содержания которой в океанариуме созданы уникальные условия.
» Другие интересные виды включают двух больших крабов-пауков и два калана по имени Эйсебио и Амалия.
Мео-арена, Лиссабон
Расположение на карте: Факты: » Мео-арена – многоцелевая крытая арена, использующаяся для проведения концертов, различных выставок и спортивных соревнований.» Арена была официально открыта к началу Всемирной выставки 1998 года, проходившей в Лиссабоне, во время которой она носила название «Павильон Утопии».
» Арену часто сравнивают с космическим кораблем. В целом комплекс включает в себя три отделения, которые легко могут быть объединены для создания большего объема.
» В 2001 году Мео-арена получила первый приз Международного олимпийского комитета и Международной ассоциации сооружений для спорта и отдыха в категории «Сооружения, принимающие международные соревнования».
» Среди исполнителей, выступавших на Мео-арене, Боб Дилан, Lady Gaga, Мадонна, Рикки Мартин, Кайли Миноуг, Мэрилин Мэнсон, Шакира, и такие группы, как «Depeche Mode», «The Doors», «Eagles», «Metallica», «Oasis», «Rammstein», «Red Hot Chili Peppers», «Muse», «Scorpions» и «The Who». Мео-арена стала местом вручения MTV Europe Music Awards 2005 года.
Этот материал oб архитектуре Португалии защищен законом об авторских правах. Его использование приветствуется, но только при условии указания источника с прямой ссылкой на www.orangesmile.com.
Португалия — разделы гида 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
Карты страны Авто на OrangeSmile Карта городов Карта регионов Карта примечательностей Дизайн-отель The Standard откроется в БангкокеСчитанные дни остаются до открытия уникального дизайн-отеля в Бангкоке, Standard Bangkok Mahanakhon примет первых гостей в мае. Местом его расположения стал знаменитый 78-этажный небоскреб King Power Mahanakhon, визитной карточкой которого является оригинальный «пикселизированный» фасад. Важной особенностью фешенебельного отеля является неповторимый дизайн, над созданием которого работал именитый дизайнер из Испании Хайме Айон. Читать
Фотогалерея архитектуры Португалии
Что нужно увидеть в топ городах Португалии
Лиссабон
Субботним утром отправляйтесь на блошиный рынок Фейра да Ладра (Mercado de Feira da Ladra), который действует с 13 века. Находится рынок недалеко от Национального Пантеона, прогуливаясь по его рядам, можно обнаружить немало интересных антикварных вещей. Здесь можно приобрести старинные ювелирные украшения, интересные старые книги и произведения искусства, которые станут достойной альтернативой традиционным сувенирам. Любите кино? Тогда обязательно загляните в уникальный исторический кинотеатр … ЧитатьПорто
Не менее привлекательный способ оценить панораму города – записаться на вертолетную прогулку, этот вид развлечения пользуется в Порто большой популярностью. Один из так называемых «вертодромов» находится на берегу реки, недалеко от Музея трамваев, местные компании предлагают экскурсии различной продолжительности. Если денег достаточно, то можно кружить над Порто и окрестностями на вертолете и несколько часов, а экономные туристы могут заказать отличную экскурсию не дороже 50 евро. … ЧитатьМадейра
Искупавшись в удивительных бассейнах, отправляйтесь на главную смотровую площадку Мадейры – утес Кабу-Жиран (Cabo Girão). Далеко не всем известно о том, что он является самым высоким утесом Европы, а в мировом масштабе занимает второе место. Высота утеса составляет 580 метров. С утеса открывается шикарный вид на район Камара-де-Лобуш (Câmara de Lobos), а в ясную погоду можно увидеть и пейзажи Фуншала (Funchal). Забравшись на головокружительную высоту, обязательно наберитесь смелости и посмотрите вниз. … ЧитатьКарта гидов для тур-гурманов по городам Португалии
OrangeSmile.com — провайдер удобных и надежных решений онлайн-бронирования автомобилей и номеров отелей. Мы предлагаем более 15.000 направлений с 25.000 прокатными пунктами и 500.000 отелями по всему миру.
Защищенное соединение
Головной офис
Weegschaalstraat 3, Eindhoven
5632 CW, The Netherlands
+31 40 40 150 44
Пользовательское соглашение (Terms of Service) | Положение о конфиденциальности (Privacy Policy) | О компании
Copyright © 2002 — OrangeSmile Tours B.V. | OrangeSmile.com | Под управлением холдинга IVRA Holding B.V. — Зарегистрирован в Торговой Палате Нидерландов: Kamer van Koophandel (KvK), The Netherlands No. 17237018
Архитектура Португалии XVII — начала XIX в.
Стремительный, но недолгий расцвет Португалии в конце XV и 1-й четверти XVI в. был связан с поистине триумфальными географическими открытиями, превратившими маленькую страну в огромную колониальную державу. После этого наступает период длительного упадка. Ослабленная Португалия попала под власть своего исконного врага — Испании — и более полувека (1580—1640) находилась под властью оккупантов. Строительство в это время практически прекратилось. Некоторое оживление его наступает лишь после изгнания испанцев, достигая значительного размаха в XVIII столетии в период барокко.
Конкретные исторические проблемы и заботы португальцев об упорядочении колониальной державы, сохранении независимости сделали неактуальной задачу, стоявшую перед архитекторами крупнейших католических стран — борьбу с контрреформацией.
Португальское барокко отмечает собой подлинное возрождение маленькой древней страны. Высший его подъем в 1700—1770-е годы, как и расцвет стиля мануэлино, был обусловлен новыми успехами колониальной политики, вызван новым притоком богатств в страну, открытием и интенсивной добычей золота и алмазов в глубинных районах Бразилии.
Стремление к самобытности было в какой-то мере программным после долгого владычества испанцев. Португальское барокко вдохновлялось традициями романской архитектуры, создававшейся в эпоху реконкисты и основания независимого португальского государства. Быть может связь с романской архитектурой ясно ощутима потому, что новаторство двух наиболее значительных после романики этапов развития португальского зодчества — мануэлино и барокко — заключается в декоре. Все это определяет особенности португальского барокко, его своеобразие и национальный колорит.
Пышный декор мануэлино, состоявший из нагромождения дорогих сердцу португальцев символов — канатов, парусов, якорей, водорослей, кораллов, крестов и монограмм Мануэля Счастливого (вдохновителя морских открытий), располагается на фоне по-романски массивных стен, укрепленных мощными контрфорсами. В барокко тоже сохраняются гладь стен и простота конструкций. Оно заимствует у романики ряд архитектурных форм, органично включая их в новые композиции.
Вторая особенность португальского барокко — его светский характер и жизнерадостность.
Уже в период испанского владычества в португальской архитектуре начинается процесс освоения и переработки традиций итальянского Ренессанса. Творческое отношение к образцам приходит на смену пассивному подражанию, характерному для первой половины XVI в. Насаждавшаяся сверху концепция итальянского Возрождения противоречила традициям португальского зодчества, сложившимся и развивавшимся в период романики, готики и мануэлино. Значение португальского барокко, рожденного эпохой национального подъема, заключается в том, что в нем переплавляются и синтезируются местные традиции с общеевропейскими и, в частности, итальянскими традициями, происходит кристаллизация черт, совокупность которых приведет в XVIII в. к созданию самобытного варианта общеевропейского стиля.
Рис. 1. Лисабон. Церковь Сан-Висенти ди Фора, 1582—1605 гг., Ф. Терци. План и фасад |
Фасад церкви Сан-Висенти ди Фора в Лиссабоне (начата строительством в 1582 г. по проекту итальянского архитектора Филиппо Терци, 1520—1590) замечателен четким делением на два этажа, которое подчеркнуто ордером и двумя рядами окон (рис. 1). Несмотря на сухость и невыразительность деталей, эта церковь является этапным сооружением. Увеличение размера окон второго этажа, вызванное желанием лучше осветить расположенные у западного конца церкви хоры, существенно изменило традиционную схему западного фасада христианской церкви, сделало его похожим на дворцовое здание.
Композиция фасада церкви Сан-Висенте — редкое явление в архитектуре барокко Португалии. В Италии и Испании первостепенное значение в композиции фасада принадлежало декору, определявшему его облик и образное звучание. Расположение окон и их форма определялись утилитарными соображениями и не оказывали влияния на эстетические качества построек. Автор церкви Сан-Висенти как бы смещает акценты. Окно становится важнейшим композиционным фактором. Ряды больших оконных проемов выявляют в образе здания черты, которых обычно избегали мастера барокко — регулярность, упорядоченность. Рационализм, светский характер, спокойные линии и большие светлые окна импонировали душевному складу португальцев, чуждому мистики и религиозной экзальтации. Церковь Сан-Висенти получила всеобщее признание, став прототипом португальского варианта барочной церкви.
Последствия изгнания испанцев из Португалии в 1640 г. и восстановление независимости не сразу сказались на строительстве и архитектуре. Согласно традиции, идущей от 30-х годов XVI в., ответственные заказы поручаются иноземцам. Объем строительства на протяжении 2-й половины XVII в. также остается незначительным. В основном перестраиваются и украшаются интерьеры старых церквей. Тем не менее XVII в. — важный этап в развитии португальского зодчества. В XVII в. сформировались пространственная структура и дом- позиция португальского храма. Его узкий, сильно вытянутый в длину объем состоит из трех частей: хоров в двух уровнях, нефа (церкви всегда однонефные) и алтарной части с непосредственно примыкающими к нему подсобными помещениями.
Фасад иезуитской семинарии в Сантареме (1676, арх. Жоао Нуньес Тиноко) сохраняет простоту, четкость и уравновешенность дворцовой схемы с двумя рядами больших окон. Светское начало пронизывает и его интерьер. В церквах португальского барокко XVII—XVIII вв. отчетливо проявляется тенденция не к усложнению и иллюзорности внутреннего пространства, но к его объединению, упрощению объема и конструкции. Ясный, легко охватываемый взглядом интерьер семинарской церкви кажется величественным благодаря применению пилястр гигантского ордера, ритмически членящих стены, и простой форме полуциркульного потолка. Два яруса полуциркульных окон дополняют сходство с приемным залом дворца, создавая тем самым неизвестную остальной части Европы композицию внутреннего пространства церкви.
В XVII в. был создан тип португальского ретабло, отличного от аналогичных композиций Италии и. Испании. Он имел своим прототипом порталы романских соборов. Композиция в виде глубокой полуциркульной арки с отступающими от передней плоскости, чередующимися колоннами и пилястрами, создавала ощущение глубины и пластичности. В полумраке центральной ниши помещалось обычно изображение «Страстей Христовых», распятие, образ богоматери. Выполненный из позолоченного дерева и богато украшенный резьбой ретабло представлял собой как бы апофеоз декоративного убранства храма. Относительная сдержанность в декорировке фасадов компенсируется красочностью убранства интерьеров, где тяжелый блеск золота алтарных преград и рам, обрамляющих холсты с житиями святых, дополняется ковровой облицовкой нижней части стен изразцами синего, зеленого и желтого цветов.
Традиции романского зодчества живут также в приемах украшения интерьеров. Особенно ощутимы они в северных районах, бывших в свое время колыбелью реконкисты. Основные архитектурно-конструктивные формы в интерьерах этих храмов — арки травей и поверхности опорных столбов — как бы оплетаются орнаментом. Именно так был в конце XVII в. изменен до неузнаваемости интерьер церкви Сан-Франсишку в Порту. Но португальские зодчие не утратили чувства меры. Половина столбов и опирающихся на них арок как бы закована в золотой панцирь орнаментики из стелющихся виноградных лоз. Вторая половина арок и столбов оставлена в первозданной строгости своих готических форм, и от этого контраста богатство и усложненность декора становятся особенно ощутимыми.
С начала XVIII в. в связи с резким увеличением притока богатств из колоний, повлекшим за собой новый подъем Португалии, значительно возрастает и размах строительных работ. Новым по сравнению со 2-й половиной XVII в. является также дворцовое строительство, почти совершенно прекратившееся в годы испанского владычества и непосредственно следующие за ними десятилетия.
Главным архитектором короля в 1-й половине XVIII в. был уроженец Германии Иоганн Фридрих Людвиг (португальский вариант его фамилии — Людовиси, 1670—1752), получивший образование и начавший карьеру в Риме в качестве резчика алтаря святого Игнатия церкви в Иль-Джезу. Его крупнейшая постройка в Португалии — королевский дворец-монастырь Мафра (1717—1730) — португальский вариант Эскориала (рис. 2). Он соединяет в себе особенности немецкого и итальянского барокко с упорядоченностью композиции португальских храмов; не обнаруживая, однако, высоких художественных достоинств, он свидетельствует о посредственности его создателя.
Рис. 2. Дворец-монастырь Мафра, 1717—1730 гг., И. Ф. Людовиси. План, общий вид и интерьер церкви |
В 1755 г. столица страны — Лиссабон — была почти полностью разрушена жесточайшим за всю историю ее существования землетрясением. Это послужило поводом к его полной реконструкции. Город был перепланирован и перестроен в полном соответствии с правилами регулярного градостроительства классицизма. В новом, так называемом Нижнем городе, особенно сильно пострадавшем от землетрясения, была проложена прямоугольная сеть широких улиц. На берегу Тежу была разбита парадная Королевская площадь, обращенная одной стороной к реке, а с остальных трех застроенная административными зданиями (архитекторы де Майа, Эужение душ Сантуш и Райналдо Мануэл душ Сантуш).
Однако Португалия — слабо развитая страна с паразитическим дворянством, жившим в основном за счет богатств заморских колоний, не имевшая передового для того времени третьего сословия,— осталась чуждой идеалам, проблемам и образам классицизма. Исключение составляет Лиссабон, в котором строительство в стиле классицизма предписывалось свыше. Не подготовленное предшествующим развитием, оно лишено оригинальности, отличается сухостью и казарменностью официального стиля. Но даже в столице и развивавшихся под ее влиянием областях во 2-й половине XVIII и начале XIX в. сохраняются традиции многообразной архитектуры барокко, особенно в декоративной резьбе интерьеров и ретабло.
От придворной архитектуры Лиссабона резко отличается зодчество северных областей (Браги, Порту), избежавшее влияния космополитической политики двора.
Рис. 3. Барселос. Церковь Сеньор де ла Круш, 1683—1734 гг., Ж. Антунши |
Особенности северного барокко, характерного своей антибарочностью, сформировались в творчестве выдающегося португальского архитектора конца XVII — начала XVIII в. Жоао Антунши. Показательной для его творчества является церковь Сеньор де ла Круш в городе Барселосе (рис. 3). План и объем здания образованы кривыми линиями. Это одна из немногих в Португалии церквей, имеющих в плане греческий крест с закругленными концами. Композиция ее строга и уравновешена. Она основана на сочетании простых и крупных объемов, законченность и ясность которых ассоциируется с гармонической ясностью центрических построек итальянского Ренессанса. Границы объемов и членения фасадов выражены четко и непосредственно. Они, как и основные декоративные детали, выделены цветом. Коричнево-красный камень балюстрад, карнизов, пилястр, наличников на фоне оштукатуренных и побеленных стен воспринимается как своеобразный каркас, костяк всей композиции. Он подчеркивает ее рационалистичность, отделяет инертные плоскости стен от основных композиционных акцентов. Сдержанное применение декоративной скульптуры и скромность оформления, порталов дополняют общее впечатление цельности и гармонии, которым проникнуто все здание.
Выдающимся представителем северного барокко Португалии 1-й половины и середины XVIII в. был итальянец Никколо Назони, ассимилировавший особенности местной архитектуры и непосредственно отталкивавшийся от творчества своих замечательных предшественников.
В раннем произведении Назони — церкви Асунта в Порту (1735) — налицо все особенности северного барокко первой половины века. Традиционный для Португалии вытянутый план узкой и длинной церкви смягчен введением криволинейных объемов и скругленных углов. Фронтальность композиции поднятого на высокий цоколь здания с ведущей к нему парадной лестницей обнаруживает определенное родство с композицией романских соборов северной Португалии. Узкие тяги, карнизы и наличники из красного гранита изящно и ненавязчиво выделяют основное в композиции боковых фасадов, вносят упорядоченность в их живописную композицию. Те же особенности присущи знаменитой церкви Сан-Педру душ Клеригуш в Порту — одному из лучших сооружений северного барокко (рис. 4).
Рис. 4. Порт. Церковь Сан-Педро душ Клеригуш, 1732—1750 гг., Н. Назони. План и общий вид | Рис. 5. Гимараинш. Церковь Страстей Христовых, XVIII в. Главный фасад |
Рис. 6. Порту. Церковь Кармелитов. Панно из изразцов на фасаде, XVIII в. | Рис. 7. Брага. Паломническая церковь Бон Жезуш, 1773—1827 гг., К. Амаранти |
Рис. 8. Визу. Церковь Мизерикордиа, середина XVIII в. | Рис. 9. Каштелу Бранку. Сад при епископском дворце, XVIII в. |
Во 2-й половине XVIII — начала XIX в. декоративные детали — наличники окон, карнизы, фронтоны становятся более утонченными и усложненными. Наличники часто украшаются раковинами, рокайльными завитками. Линии карнизов и силуэты фронтонов становятся прерывистыми, приобретают уступчатую и многолопастную форму. Эти детали, придающие постройкам изысканность и хрупкость, дали повод говорить о португальском варианте рококо. Португалия — единственная в Европе страна, где рокайльные мотивы украшают не только интерьеры, но выходят на поверхность фасадов. Декоративное начало здесь торжествует и определяет специфичность архитектуры. Из интерьеров был перенесен на фасады и обычай украшать стены изразцами сверху донизу. Фасады дворцов и церквей уподобляются многоцветному ковру, на фоне которого располагаются выложенные из камня сложнейшие обрамления окон (церкви Страстей Христовых в Гимараинш, Кармелитов в Порту (рис. 5 и 6).
Именно эти особенности — консервативность конструкций и определенная косность инженерной мысли, острое чувство декоративности и изобретательность в области декоративных форм, скупость в их применении и игра на контрастах, неизменно присутствующие на всех стадиях развития португальского зодчества, — определяют национальный колорит португальской архитектуры XVIII в. При этом она не утрачивает присущих зодчеству первой половины столетия упорядоченности и четкости композиции. Сохраняются ставший уже традиционным контраст белых стен и темного цвета деталей, подчеркнутость поэтажных членений, ряды больших окон. Число декоративных деталей не становится больше, они становятся лишь сложнее. Эта характеристика в равной степени применима к дворцам (дворец Лобуш Мачадуш в Гимараинш, палаццо Матеуш в Вила Реаль) и знаменитым паломническим церквам в Ламегу (1761, арх. Н. Назони) и Бон Жезуш в Браге (1773—1827, арх. Круш Амаранти рис. 7), храму Мизерикордиа в Визу (рис. 8).
В XVIII в. в Португалии достигло высокого развития садово-парковое искусство. В противоположность громадным испанским обычно небольшие по размерам португальские дворцы, городские и загородные, выходили в регулярные парки, где искусственность созданной руками человека природы — боскеты, подстриженные деревья и кустарники — прекрасно сочетались с естественным рельефом, с величественными лестницами, беседками, гротами и анфиладами. Днища и стены бассейнов (сложных многолопастных и фестончатых форм), каналы и мостики всегда облицовывались многоцветными изразцами. Образцом очаровательного и прихотливого смешения искусственности и порядка, характерного для парковой архитектуры Португалии, могут служить парк дворца Келуш (арх. П. Б. Робийон) и сад при епископском дворце в Каштелу Бранку (рис. 9).
Паломнические церкви, расположенные на вершинах высоких холмов, окружены парками, по великолепию и размерам не уступающими дворцовым. В композиции церквей в Ламегу и Бон Жезуш в Браге мастерски учтен рельеф. Здесь целый каскад лестниц с террасами, балюстрадами, обелисками; парковым деревьям придана самая необычная, но геометрически простая и четкая форма.
Проникнутое светскими настроениями и патриотизмом жизнерадостное португальское барокко представляет самобытное явление в архитектуре своего времени.
Необычный вытянутый план и оригинальная пространственная структура португальских храмов, активное использование фактурно-цветовых контрастов, четкость пропорций, некоторая хрупкость и интимность композиций, сдержанность в применении декора, своеобразие парковой архитектуры определяют ценность вклада этой маленькой страны в сокровищницу мирового зодчества.
Глава «Архитектура Португалии XVII — начала XIX в.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Е.И. Кириченко. Москва, Стройиздат, 1969
Португалия | История, флаг, население, города, карта и факты
флаг Португалии
Аудиофайл: Государственный гимн Португалии
Смотреть все СМИ
- Глава правительства:
- Премьер-министр: Антониу Коста
- Капитал:
- Лиссабон
- Население:
- (оценка 2023 г.) 10 296 000
- Курс обмена валюты:
- 1 доллар США равен 0,914 евро
- Глава государства:
- Президент: Марсело Ребело де Соуза
Посмотреть все факты и статистику →
26 мая 2023 г., 12:46 по восточноевропейскому времени (AP)
Косатки повреждают лодки в испанских и португальских водах, проявляя загадочное новое поведениеСтая косаток неоднократно протаранила яхту в проливе Гибралтара на этой неделе, повредив его настолько, что испанские спасатели должны были прийти на помощь его четырем членам экипажа. 0003
25 мая 2023 г., 13:06 по восточноевропейскому времени (AP)
Полиция Португалии завершила последний поиск улик по делу о пропаже ребенка Макканна, результаты не опубликованыПолиция Португалии завершила последний поиск улик относительно исчезновения Мадлен Макканн, британский ребенок, пропавший без вести в 2007 году на юге Португалии
24 мая 2023 г., 6:06 по восточноевропейскому времени (AP)
Прокурор Германии говорит, что следы исчезновения ребенка Макканна возможны на месте плотины в ПортугалииПолиция ищет улики относительно Исчезновение Мадлен Макканн, британского ребенка, пропавшего без вести в 2007 году в Португалии, концентрируют операции в нескольких районах вокруг плотины, включая один, где, по сообщениям СМИ, часто останавливался главный подозреваемый по этому делу.0003
23 мая 2023 г., 12:21 по восточноевропейскому времени (AP)
Полиция Португалии возобновила поиск Мадлен Макканн, британского ребенка, пропавшего без вести с 2007 годаПортугальская полиция при поддержке немецких и британских офицеров возобновила поиски Мадлен Макканн, Британский ребенок, исчезнувший в южном регионе Алгарве 16 лет назад
23 мая 2023 г. , 11:19 по восточноевропейскому времени (AP)
Хронология исчезновения Мадлен МакканнИсчезновение 3-летней Мадлен Макканн в 2007 год, когда ее британская семья отдыхала в курортном регионе Алгарве в Португалии, был загадкой на протяжении 16 лет.0003
Португалия , официально Португальская Республика , Португалия República Portuguesa , страна, расположенная вдоль атлантического побережья Пиренейского полуострова в юго-западной Европе. Когда-то крупнейшая держава континентальной Европы, Португалия имеет общие черты — географические и культурные — со странами как Северной Европы, так и Средиземноморья. Его холодное скалистое северное побережье и гористая местность малонаселены, живописны и дики, в то время как юг страны, Алгарве, теплый и плодородный. Скалистые горы Эштрела (Серра-да-Эштрела, или «Звездный горный хребет»), лежащие между реками Тежу и Мондегу, содержат самую высокую точку материковой Португалии.
В 1-м тысячелетии до нашей эры кельтские лузитаны пришли на Пиренейский полуостров и заселили землю, и многие следы их влияния остались. Однако, согласно национальной легенде, Лиссабон, национальная столица, был основан не кельтами, а древнегреческим воином Одиссеем, который, как говорят, прибыл на скалистый мыс недалеко от современного города после того, как покинул свою родину, чтобы скитаться. мир и кто, любя то, что он увидел, остался там на некоторое время; говорят, что его отъезд разбил сердце нимфы Калипсо, которая, как гласит легенда, превратилась в змею, а ее кольца превратились в семь холмов Лиссабона. Конечно, если бы Одиссей действительно прибыл в Португалию, он обнаружил бы, что земля уже хорошо заселена лузитанами.
Племена лузитанов сражались с римлянами на протяжении поколений, прежде чем присоединиться к империи, после чего Рим основал несколько важных городов и портов; римское присутствие можно увидеть в самом названии страны, которое происходит от Портус-Кале, поселения недалеко от устья реки Дору и современного города Порту. Позже потомки римлян и лузитанов несколько столетий жили под властью мавров, пока не было основано независимое королевство.
В постоянных битвах и соперничестве с Испанией, своим восточным соседом, Португалия обратилась к морю и, после того как Генрих Мореплаватель основал школу мореплавания в Сагреше, со временем основала обширную заморскую империю, которая впоследствии станет самой большой и богатой в Европе. Большая часть этой империи была быстро потеряна, но даже тогда Португалия сохранила значительные владения вдоль африканского побережья, в южной и восточной Азии и в Южной Америке. Португалия оставалась колониальной державой до середины 19 в.70-х годов, когда мирная революция превратила страну из диктатуры в демократическую республику. Португалия, долгое время входившая в число беднейших стран Европы, модернизировалась в последние десятилетия 20-го века, расширив свою экономику от экономики, основанной в основном на текстильном производстве и животноводстве, до включения ряда производств и услуг.
Britannica Quiz
Какая страна больше по населению? Викторина
Посетите оживленный и исторический морской город Лиссабон, Португалия
Посмотреть все видео к этой статьеЛиссабон — столица, экономический и культурный центр Португалии. Город цепляется за невысокие, но крутые холмы, расположенные на правом берегу Тежу, и является популярным туристическим направлением. Лиссабон более спокойный и сдержанный, чем Мадрид в соседней Испании, но он разделяет с ним репутацию прекрасной еды, меланхолии и романтической музыки, танцев и спорта. Португальцы традиционно ценят простую и ненавязчивую жизнь, предпочитая сельскую жизнь городской и традиционную современной, где изысканный обед может состоять из carne de porco à Alentejana (нежирная свинина, фаршированная моллюсками), хлеб с толстой корочкой и темное вино. Португальцы наслаждаются сельской местностью, где они собираются для семейных пикников, возделывают свои сады и огороды и отдыхают. Считается, что именно из сельской местности пришло фаду, форма романтической баллады (хотя теперь она явно ассоциируется с городами Лиссабон и Коимбра), и именно в сельской местности берет свое начало традиционный для страны вид спорта — коррида. его лучшая форма, хотя в португальской корриде быка не убивают, а отправляют в сельскую местность на всю оставшуюся жизнь.
Лиссабон был признан Европейским городом культуры в 1994 году, а в 1998 году здесь проходила Всемирная выставка (Экспо-98). Оба события повысили авторитет Португалии во всем мире. Последнее событие положило начало крупнейшему проекту реконструкции города после восстановления, последовавшего за землетрясением 1755 года, включая строительство шестиполосного моста Васко да Гама через устье реки Тежу, который на тот момент был самым длинным мостом в Европе.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
ПодписатьсяПортугалия | Дезин
Альваро Сиза создает фреску для интерьера ресторана Space Copenhagen Porto
Керамическая фреска Альваро Сизы лежит в основе интерьера этого деревенского ресторана в Порту, Португалия, разработанного Space Copenhagen. Подробнее
Рианна Хопкинс | | Оставить комментарийЭкран для вьющихся растений украшает дом в Порту от Anarchlab
Вьющиеся растения постепенно покроют экран из железных решеток, окружающих дом Невогильде в Порту, Португалия, который был завершен местной студией Anarchlab. Еще
Джон Эстбери | | Оставить комментарийОткрытая бетонная лестница пропускает свет и открывает вид на дом в Порту от Tsou Arquitectos
Бетонная лестница и изогнутый световой колодец освещают и освещают Casa Vertical, высокий узкий дом в Порту, Португалия, спроектированный местной архитектурной студией Tsou Arquitectos. Подробнее
Джон Эстбери | | Оставить комментарийФилипе Пина сохраняет оригинальные черты при реконструкции исторического португальского здания
Стены из сланца и сланцевая плитка отдают дань уважения истории этого здания 19 века в Португалии, которое было преобразовано в семейный дом португальской студией Filipe Pina. Подробнее
Кэти Ласт | | Оставить комментарийAtelier Data завершает строительство дома среди сосен в португальском национальном парке
Местная студия Atelier Data построила дом Прайя-Гранде в природном парке Синтра-Кашкайш в Португалии, который состоит из пяти взаимосвязанных объемов и имеет бассейн, выполненный в виде пруда. Еще
Николь Рамбла | | Оставить комментарийDezeen Debate рассказывает о «великолепном» доме-крепости в Португалии
В последнем выпуске нашего информационного бюллетеня Dezeen Debate рассказывается о доме в Португалии, спроектированном архитектурной студией Pema Studio. Подпишитесь на Dezeen Debate прямо сейчас. Подробнее
Саудату Бах | | Оставить комментарийКарлос Кастанейра добавляет угловые апартаменты к винограднику Quinta da Faísca
Архитектор Карлос Кастанейра завершил строительство остроконечного здания на сваях для размещения посетителей винодельни в долине Дору, Португалия. Подробнее
Эми Фрирсон | | Оставить комментарийPema Studio проектирует дом в Португалии как «плотную и закрытую крепость»
Архитектурная мастерская Pema Studio использовала идею защищенной крепости при создании Forte House, блочного дома с белой отделкой, который заменяет существующую заброшенную структуру в Санто-Тирсо, Португалия. Еще
Джон Эстбери | | Оставить комментарийКарлос Кастанейра наводит порядок в заброшенном доме смотрителя в Браге
Португальский архитектор Карлос Кастанейра превратил старый каменный коттедж в современный перевернутый дом. Подробнее
Эми Фрирсон | | Оставить комментарийЗемляные цвета придают теплоту отелю Aethos Ericeira на вершине утеса в Португалии
Компания Pedra Silva Arquitectos из Лиссабона объединилась с испанской дизайнерской студией Astet, чтобы превратить бывшую ферму на вершине утеса на западном побережье Португалии в место для серферов. Еще
Эми Фрирсон | | Оставить комментарийМануэль Айрес Матеус строит минималистичные дома для отдыха из бетона с соответствующими вырезами
Архитектор Мануэль Айрес Матеус завершил строительство домов для отпуска Pateos в Португалии, которые выглядят одинаково, но на самом деле все разные. Подробнее
Эми Фрирсон | | Оставить комментарийРаздвижные экраны перед гостевым домом Granary House от MIMA Housing
Архитектор Марта Брандао выбрал стиль «деревенского минимализма» для создания горного уединения с двумя спальнями в Ароке, Португалия. Еще
Эми Фрирсон | | Оставить комментарийБелые кожаные шторы в оздоровительном центре Lisbon от AB+AC Architects
Португальская компания AB+AC Architects спроектировала многофункциональный оздоровительный центр в Лиссабоне, который одновременно служит резиденцией художников. Подробнее
Наташа Леви | | Оставить комментарийFala Atelier разместился в «очень маленьком палаццо» в саду дома в Порту
Архитектурная студия Fala Atelier оформила садовую квартиру для дома в Порту, Португалия, увенчанную «бетонной короной», инкрустированной мраморной геометрией. Еще
Джон Эстбери | | Оставить комментарийЖоао Мендес Рибейро создает «элегантное убежище» вокруг каштана
Угловые стеклянные стены обрамляют крупный план взрослого дерева в центре Каштанового дома в Вале-Флор, Португалия, спроектированного местным архитектором Жоао Мендесом Рибейру. Подробнее
Джон Эстбери | | Оставить комментарийBernardo Rodrigues Architects создает часовню в виде перевернутой пирамиды в Португалии
Перевернутая пирамида, наклоненная над прудом, определяет Часовню Вечного Света, которую португальская студия Bernardo Rodrigues Architects создала в небольшой деревне на Азорских островах. Подробнее
Лиззи Крук | | Оставить комментарийInês Brandão Arquitectura завершает строительство Cork House в Португалии
Пробковая облицовка создает «закамуфлированный» верхний этаж этого дома недалеко от Лиссабона, Португалия, спроектированного местной студией Inês Brandão Arquitectura. Еще
Джон Эстбери | | Оставить комментарийФилипе Пина и Давид Било расширяют португальский фермерский дом остроконечными бетонными формами
Португальские архитекторы Филипе Пина и Давид Било расширили фермерский дом Casa NaMora в Гуарде, Португалия, добавив два остроконечных бетонных объема с лаконичным интерьером. Подробнее
Джон Эстбери | | Оставить комментарийAtelier Data использует простую и традиционную палитру для расширения португальского фермерского дома
Португальская компания Atelier Data отремонтировала и расширила фермерский дом в регионе Алентежу, придав ему простую белую форму и традиционные материалы, которые имитируют внешний вид существующего здания.