Архитектура рококо примеры: Рококо в архитектуре: элементы, особенности, примеры

Содержание

Рококо в архитектуре: элементы, особенности, примеры

Рококо в архитектуре проявилось, как новый стиль, из высокого барокко. Драматичность и  религиозность истончились в лёгкость и игривость. Причиной тому можно назвать светский образ жизни, принятый в высшем обществе. Калейдоскоп роскоши, развлечений и наслаждений, как смысл существования, нашёл выражение в архитектуре. Какие же характерные признаки стали определяющими? Исследуем их на примерах Франции, Италии, Германии, Англии и России.

Содержание

Предпосылки рококо в архитектуре

Лет 300 назад, дома аристократов, проживающих в Париже, были полны чувственной фантазии.

Дом аристократа XVIII века. Камерная гостиная в стиле рококо
  • Светло-пастельные стены, украшенные фигурной лепниной сложнейших позолоченных узоров,
  • мебель с волшебными изгибами деталей и резным декором,
  • панно с амурами, пастушками и юными прелестницами —

всё это представляет стиль рококо или позднего барокко.

Появившись во Франции в начале 18 века, связанный не с церковью, а с монархом, а именно с королем Людовиком XV, стиль выражал желание светского общества жить как на сцене театра: беззаботно, элегантно, изыскано. Одновременно с ним стал развиваться неоклассицизм, как противопоставление «испорченному вкусу». Так отзывался о рококо французский просветитель и философ Дени Дидро.

Основные элементы в рококо архитектуре

Этот новый стиль демонстрировал изгибы, естественные формы и изящно тонкие украшения. Слово «рококо» происходит от французского слова rocaille — «скальный», которое связано с декором парковых гротов и павильонов. 

Основные элементы стиля рококо в архитектуре
  • Рокайль — это стилизованная раковина с многочисленными завитками по краям. Стал основным элементом стиля.
  • Часто можно встретить и другую деталь украшений — картуш — щит или полуразвёрнутый свиток с гербом или вензелем внутри в обрамлении витиеватых линий. Тоже относится к важнейшим деталям.
  • В отличие от барокко, дизайн рококо асимметричен.
  • Цветовая гамма: белая, золотая и светлая пастель.
  • Этот стиль более светский, чем религиозный; подчеркивал неприкосновенность частной жизни, а не публичное величие.
  • Зеркала были важным аспектом общего дизайна. Вместе с панно и рельефами задачей стиля было создать эффект переменчивости, движения, перетекания, пронизывающий поверхности.

Рококо в архитектуре Франции

По мнению французского историка и теоретика искусства Луи Откёра (1884-1973) «стиль рококо происходил не только из определённой системы орнамента, но и из новой органической архитектурной концепции, которая выражалась в по-новому организованных плоскостях». (Базен Ж. История истории искусства. От Вазари до наших дней. — М.: Прогресс-Культура, 1995. — С. 150) Рококо — оригинальное французское изобретение.

После роскоши «большого стиля» времени правления Людовика XIV, скончавшегося в 1715 году, искусство переместилось из дворцовых пространств Версаля в камерные салоны и гостиные парижской знати.  В эпоху Просвещения отношение к стилю рококо было весьма критичное, но он сохранял свои позиции в придворном аристократическом искусстве вплоть до конца XVIII столетия.

Рококо в Версале

В 1735 году Людовиг XV решил переделать несколько комнат Версаля в новом стиле. Одна из них была королевской спальней, фото деталей которой ниже.

Другим хорошим примером стиля рококо является версальский Зал Зеркал. На стене длиной более 73 метров встроены 357 зеркал. Они находятся напротив 17 огромных окон и отражают свет, поступающий из них. Стены и потолок украшают панно и лепнина. С галереи открывается шикарный вид на Версальский парк.

Изначальную роскошь зала нам, увы, не суждено увидеть. Расходы на строительство Версаля опустошили казну. Военные планы короля заставили переплавить серебряную мебель и множество других украшений зала в монеты для содержания армии. Но, несмотря на это, невероятный интерьер потрясает. Этот зал использовался для приёма послов других стран с целью произвести на них впечатление и заставить испытывать уважение к владельцу такого двора. Заметим, что цель достигалась.

Маленькая сцена из жизни королевского двора снята в Зеркальном зале. Придворные спешат услышать решение монарха.

Примеры стиля рококо в архитектуре Парижа

В 1715 году королевский двор был перенесен в Париж и рококо архитектура распространилась на город. Она приняла форму городских дворцов, построенных для элитных вечеринок. Проектировались и строились более маленькие комнаты и уютные салоны в сравнении с предыдущим стилем.

Эти пространства для развлечения указывали на культурный сдвиг: от желания произвести впечатление величия и важности — на стремление к большей камерности и театральности. Хозяевами мероприятий в этих гостиных преимущественно были женщины. Из-за этого некоторые стали считать стиль женским.

Отель Amelot de Gournay

Рококо не только включал изогнутые фигуры в декоре, но и перенёс плавность в форму комнат и зданий. Одним из примеров этого является отель Amelot de Gournay. Внутренний двор в форме овала, который был очень уникальным по тем временам, показал, что стиль рококо может использоваться во внешней архитектуре, а не только в интерьере. Дизайн, возможно, был вдохновлен барочным храмом San Carlo alle Quattro Fontane, который также содержит внутренний двор аналогичной формы. Построенный в Риме, Сан Карло был спроектирован известным архитектором высокого барокко Борромини.

Стиль рококо в архитектуре Италии

Примерно в то же время, когда рококо начинался во Франции, в начале 18 века итальянцы стали больше интересоваться архитектурными работами Франческо Борромини. Его изогнутая пластика и оригинальность деталей в значительной степени оказали влияние на архитекторов того периода, таких как Филиппо Юварра (Filippo Juvarra).

Итальянский рококо появился с дизайном Испанской лестницы (1721—1725) или Scalinata-di-Trinità-dei-Monti.

Этот новый стиль, представленный несколькими архитекторами в Северной Италии, характеризовался выпуклыми изогнутыми формами, терракотовой конструкцией, открытыми структурами и сложными архитектурными композициями. Был сделан акцент на взаимосвязь тени и света.

Рассмотрев внимательнее лучшие примеры итальянского рококо, мы убеждаемся, что направление развивалось самостоятельно параллельно с французским и получило более значительное распространение, чем на своей родине.

Виллы Пьемонта

Загородные резиденции правящей династии Савойского дома в Пьемонте (северо-западная часть Италии) с 1997 года находятся под охраной ЮНЕСКО как памятники Всемирного наследия.

Большой зал дворца Ступиниджи — лучший пример итальянского рококо. Король Сицилии и Сардинии Витторио-Амедео II Савойский поручил архитектору Филиппо Юварре выстроить в Ступиниджи охотничий домик для пребывания двора во время выездов короля на охоту. Строительство началось в 1729 году и закончилось в 1731 году, но оформление интерьеров продолжалось с перерывами в 1735—1737 годах. Для создания чувства утончённости и фривольности архитектор использовал расписанные антаблемы (перекрытия) и кофферы. Коффер (англ. coffer) — ряд утопленных дверных филенок квадратной, прямоугольной или других форм, создающих оптическую иллюзию перетекания.

Пример рококо в архитектуре Италии: большой зал дворца Ступиниджи

Другим примером рококо в Италии является Большая галлерея королевского дворца Венариа Реале (Venaria Reale), иногда называемого Версалем Италии. Гениальным решением архитектора Филиппо Юварра (Filippo Juvarra), который занимался созданием этой галереи во время перестройки дворца, стало проектирование многочисленных окон: 44 больших и 22 маленьких. Они буквально заливают светом всю галерею. Пышная отделка элементами декора на окнах, потолке и двух экседрах (полукруглых глубоких нишах у входа) и зеркала создают впечатление вариативности и динамичности.

Большая галлерея (Gran Galleria) королевского дворца Venaria Reale Источник: https://italy4.me/piemonte/torino/reggia-di-venaria-reale.html

Помещение впечатляет своими размерами: длина галереи составляет 80 метров, ширина – 12 метров, высота сводов – 15 метров. Контраст мраморного пола, выложенного чёрно-белой плиткой в шахматном порядке, с белоснежными стенами и сводами выгодно подчёркивает воздушность пространства и гармонию пропорций.

Дворец Пианетти

Шедевр итальянского рококо построен около 1781 по проекту Кардоло Марии Пианетти. Сейчас здесь находится Муниципальная художественная галерея. В его стенах на верхнем этаже представлены лепные рельефы поэтов, музыкантов и ученых. На нижнем этаже представлены барельефы и картины в стиле рококо. Galleria degli Stucchi имеет длину около 70 метров (чуть меньше Зеркального Зала Версаля) и заканчивается восьмиугольной комнатой. Скульптурные элементы прекрасно сбалансированы с изобразительными.

La Galleria degli Stucchi (Rococò)

Эти примеры показывают, что рококо в архитектуре Франции и Италии развивались независимо друг от друга. После мощи и силы барокко вкусы светского общества качнулись в сторону изящества и тонкости.

Рококо архитектура Германии

Потеряв популярность во Франции к концу 1780-х годов, архитектура рококо надолго обосновалась в других странах. Причудливые примеры архитектуры рококо были построены в Германии. Какие же самые показательные?

Королевская резиденция Сан-Суси отлично демонстрирует характерные черты немецкого понимания рококо. Направление, возникшее в Пруссии во времена правления Фридриха II (Великого), получило название фридерицианское или фридриховское рококо. Дворец возведён в 1745—1747 годах по проекту самого короля архитектором Кнобельсдорфом. Для монарха это был «маленький виноградарский домик», место уединения, а не демонстрации силы и власти. В нём Фридрих II собрал любимые картины, скульптуры, книги. Он проводил здесь дни с конца апреля по октябрь без женщин, со своими собаками и лошадьми.

Дворец Сан Суси в Постдаме

Продолговатое одноэтажное здание, с характерными большими окнами, имеет искусную балюстраду, расположенную по всей длине карниза. В центре спланирован овальный зал, выступающий на фасаде полукружием увенчанным куполом. Влияние французской эстетики было определяющим. Однако заметно воздействие несколько тяжеловесного немецкого барокко.

Парадный двор, окруженный колоннадой, благодаря лестницам-террасам плавно переходит в парк. Изящная простота резиденции отражает характерный для прусского императора философский взгляд на вопрос жизни и смерти. До начала строительства дворца он распорядился разместить на верхней терассе место для его захоронения.

«Только когда я буду здесь, я буду без забот», — сказал однажды Фридрих, указывая на погребальную камеру.

Надпись Sans Souci (фр. без забот) на цоколе дворца значит именно то, что имел в виду король-архитектор, философ, музыкант. Но об этом забыли и трактуют слова, как желание жить в развлечениях и без обязанностей.

Sans Souci. (Без забот) Рококо в архитектуре Германии

Заметим, что единственным развлечением, которому предавался монарх во дворце — это были вечерние концерты, где он играл партию флейты и для которых иногда сам писал музыку.

Adolph Menzel — Flötenkonzert Friedrichs des Großen in Sanssouci — Адольф Менцель — Концерт Фридриха Великого для флейты в Сан-Суси

Другой работой фон Кнобельсдорфа был Рейнсбергский дворец в 100 км от Берлина. Средневековый замок в ренессансном стиле был реконструирован архитектором в стиле фридриховского рококо.

Зал Shell в замке Рейнсберг. Schloss Rheinsberg. Во время Второй мировой войны замок был местом хранения художественный ценностей дворца Сан Суси. Источник: https://www.spsg.de/schloesser-gaerten/objekt/schloss-rheinsberg/

Постдамский городской дворец был также перестроен во вкусе Фридриха. Полностью разрушенный в 1945 году заново отстроен в 2014.

Иоганн Фридрих Мейер. Картина 1773 г.: Городской дворец в Потсдаме, Германия, вид со стороны сада

Стиль рококо в Англии

В отличие от французского рококо или итальянского, в Англии стиль развивали ремесленники и дизайнеры, а не архитекторы. Направление было популярно около сорока лет с 1730 по 1770 год. Английский рококо выделяется более реалистичными природными мотивами и использовался в интерьерах.

Замок Паудерэм

Замок Паудэрем (Powderham) в XVIII и XIX веках был в значительной степени перестроен, в основном архитектором Джеймсом Уайеттом. В стиле рококо переоформили Большой зал с впечатляющей лестницей из красного дерева. Орнамент состоит из таких элементов, как завитки, напоминающие латинские буквы S и C, птицы, животные, цветы, фрукты и листья.

Замок Паудерхэм — Лестничный зал, Южный Девон / Англия

Музыкальный зал в Норфолк-хаус

Герцог Норфолка в 1756 году решил сделать подарок своей жене Марии и в своём лондонском доме переделал музыкальный зал в соответствии с планом итальянского архитектора Джованни Баттиста Борра. Впоследствии белоснежная комната, украшенная позолоченной резьбой по дереву, была перенесена в музей Виктории и Альберта. Сейчас в самом доме находятся офисы с совершенно иным оформлением, и только этот зал сохранён.

Зеркало в Музыкальном зале Дома Норфорлка

Церковь Грэйт Уитли (Great Witley)

Ещё одним из самых известных примеров рококо архитектуры в Англии является церковь Great Witley. Кирпичный экстерьер церкви вовсе не готовит человека к его великолепному интерьеру. Внутреннее убранство — это торжество позолоченных украшений и множества картин Антонио Беллуччи. Десять мозаичных окон работы мастера Джошуа Прайса ( Joshua Price) демонстрируют сцены из Нового Завета.
Интерьер церкви вовсе не был задуман таким. Во время завершения здания около 1735 года внутренне убранство представляло из себя простой плоский потолок и стены, прозрачные стеклянные окна.

Great Witley Church экстерьер и интерьер

В 1747 году храм полностью реконструировали. Сделали новый вогнутый потолок и пригласили Белуччи расписать маслом сцены вознесения. Простые окна заменили на витражные. Потолочные и облицовочные формы сделали из папье-маше.

Елизаветинское рококо в архитектуре Санкт-Петербурга

Рассмотрим наиболее типичные примеры для архитектуры рококо в России XVIII века.

Русское рококо вошло в моду в годы правления императрицы Елизаветы Петровны (1741—1761гг.) Французские вкусы внедрялись в России во времена ее правления благодаря европейскому воспитанию императрицы. Основоположником стиля русского рококо считают Франческо Бартоломмео Растрелли Младшего (1700—1771 гг.), сына скульптора и архитектора Растрелли Старшего. В середине 18 века с приходом к власти Елизаветы были начаты строительные работы под руководством Растрелли в Петербурге, Петергофе и Царском Селе.

Растрелли сумел соединить в своих творениях элементы барокко, классики и модного в то время в Европе рококо, что привело к возникновению особого направления стиля — русского рококо, которое отличается монументальностью, мощью, масштабностью.

Благодаря тому, что русское барокко, созданное Растрелли, имеет много классических черт, общая композиция зданий не потребовала изменений, даже когда рококо вышло из моды, достаточно было убрать рокайль.

Екатерининский дворец

Летняя резиденция русских царей расположена в городе Царское Село (Пушкин), в 30 км к югу от Санкт-Петербурга.  Дворец был построен в 1717 году по приказу императрицы Екатерины I под руководством немецкого архитектора И. Ф. Браунштейна.

В 1752 году императрица Елизавета Петровна, младшая дочь Петра I и Екатерины I, поручила знаменитому итальянскому мастеру Франческо Бартоломео Растрелли расширить и обустроить резиденцию, переоформив ее в духе рококо. 30 июля 1756 года 325-метровый дворец был представлен потрясенным российским вельможам и иностранным гостям.

Екатерининский дворец стал эталоном красоты для многих поколений, настоящим апофеозом архитектуры как искусства прекрасного. Растрелли, непревзойденный мастер рококо, смог оформить протяжный массив дворца настолько изящно, что каждый из его элементов превратился в отдельное художественное произведение. Более 100 килограммов золота потребовалось для украшения сложного лепного фасада и многочисленных статуй, установленных на крыше. Большой вход во дворец охватывают две массивные стильные «окружности».

Особое впечатление производит цветовая гамма фасадов, сочетание золотого, ярко-голубого и белого цветов. Вписана в контур восточного крыла Домовая церковь, увенчанная изящными золотыми куполами, довершает силуэт шедевра.

Восстановленная Янтарная комната Екатерининского дворца в Царском селе

Интерьеры дворца столь же замечательные, как и его фасады. Среди них наибольшую популярность приобрела Янтарная комната, которая исчезла во время Второй мировой войны, а ныне — восстановлена ​​в первоначальном виде. Позже интерьер дворца был обновлён в нео-палладианском стиле.

Рококо в архитектуре Большого дворца в Петергофе

По желанию императрицы Растрелли перестроил по модели Версальского Большой дворец в Петергофе (1745—52 гг). Квадратный в плане зал с двухсветной лестницей — один из самых эффектных интерьеров дворца, отличающийся парадной и роскошной отделкой. В нём Растрелли достиг максимального синтеза искусств, применив едва ли не все возможные средства декорирования: масляная живопись плафона, темперная роспись стен, лепнина, резьба по дереву, кованый металл. В интерьере лестницы многообразно представлены различные скульптурные формы: барельефы, картуши, статуи, рокайли, вазы.

Парадная лестница Большого дворца. Аллегория Весны и Лета. Пример Екатерининского рококо.

Елизаветинское рококо в Зимнем дворце

Здание дворца (пятое) было построено в 1754—1762 годах. Главный дворец императорской России призван был прославить могущество империи. Своеобразие дворцу придают нарядные скульптуры и вазы над карнизом по всему периметру здания. Распространённая в архитектуре Западной Европы замкнутая дворцовая композиция с внутренним двором была оригинально переработана архитектором в «раскрытую». Фасад Зимнего дворца с его украшением в виде скульптур и роскошной лепнины на фронтонах является барочным.

К. А. Ухтомский. Парадная лестница Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Акварель. 1866. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Шедевр архитектуры Елизаветинского рококо.

Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, и строительство Зимнего дворца было окончено уже при Екатерине II.

Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством Бецкого. Сейчас внутри дворец выглядит как сочетание барокко и неоклассицизма. От интерьера в стиле Елизаветинского рококо сохранились только Иорданская лестница и Большая церковь.

Барокко и рококо: сравнение

Барокко приходит после ренессанса, но предшествует рококо — оно начинается в Риме, перемещается во Францию ​​и развивается в уникальный французский стиль, и только затем превращается в рококо.

Стиль барокко базируется на идее строгого классицизма эпохи Возрождения. Однако, само название «барокко» происходит от жемчужины неправильной формы и символизирует некое отклонение от этой нормы. Стиль привлекает зрителя через драму и движение.

Итальянский барокко стремится вызвать благоговение перед церковью своей монументальностью. Французский барокко стремится вызвать чувство благоговения перед абсолютизмом Короля-Солнца, Людовика XIV и его абсолютной власти. Рококо является реакцией на строгую формальность барокко.

Можно сказать, что стиль барокко завершается «вечеринкой» — технически яркой, но без глубокой мысли и драмы. Рококо не подражает античности, Древнему Риму или Древней Греции. Впервые, со времен Возрождения, разрабатывается дизайн, не основанный на классической идее. Рококо является уникальным французским стилем. 

Название рококо происходит от комбинации слов rocaille (камешки) и ​​coquille (ракушки). Стиль прославляет досуг высшего класса, веселье и комфорт. Его характеристики в основном проявляются в интерьерах, где мы находим асимметричный криволинейный орнамент, который черпает вдохновенье от матери-природы. Плавные изгибы больше не несут за собой серьезной барочной базы. Монументальность и масштабность тоже уходит.

Пример рококо в архитектуре. Hotel de Soubise, Париж. Интерьеры Жермена Боффрана, около 1735–1740 годов

Барокко – СИММЕТРИЯ, базируется на античности и четких геометрических пропорциях, сложная структура(планировка), драма, монументальность, динамика, роскошь.

Рококко – АССИМЕТРИЯ, НЕ базируется на античности, но вдохновляется природными линиями и изгибами, поверхностность, эмоциональность, меньший масштаб, роскошь.

Рококо в архитектуре оставил много оригинальных, роскошных, красивых памятников, несмотря на отсутствие рациональности, капризность и обременённость форм.

Автор: Jelena Shilyaevа M.A. in History of Art, University of Glasgow

Вам нравиться стиль рококо в архитектуре? Хотели бы Вы жить в комнате с рокайлевским интерьером? Напишите в комментариях свои мысли по этому поводу.
Ставьте оценку статье, выбрав нужное число звёзд ниже.
Поделитесь с друзьями в социальных сетях.

Русское рококо

Воскресенский собор Смольного монастыря представляет собой соединение рококо, барокко и русского национального зодчества. Архитектор Растрелли. 1748 – 1757 гг.

Русское рококо вошло в моду в годы правления императрицы Елизаветы Петровны (1741—1761гг.) Французские вкусы внедрялись в России во времена ее правления благодаря европейскому воспитанию императрицы. Основоположником стиля русское рококо считают Франческо Бартоломмео Растрелли Младшего (1700—1771 гг.), сына скульптора и архитектора Растрелли Старшего. В середине 18 века с приходом к власти Елизаветы были начаты строительные работы под руководством Растрелли в Петербурге, Петергофе и Царском Селе. Растрелли сумел соединить в своих творениях элементы барокко, классики и модного в то время в Европе рококо. В Летнем дворце Елизаветы Петровны в Петербурге (1741—1744 гг. ) созданном Растрелли (на его месте теперь находится Михайловский замок), декор включал рокайли, картуши в сочетании с масками львов с гребешками по краям и другие мотивы, присущие рококо. При этом в сооружении присутствуют архитектурные элементы, характерные и для барокко: повторены многие детали Версаля, например, визуальная неровность стен, созданная с помощью сдвоенных колонн, ризалитов, ваз, статуй.

Летний дворец Елизаветы Петровны со стороны Летнего сада. Картина неизвестного художника. 1750 — 1760-е гг.

Растрелли Младший, соединив модные мотивы с другими стилями, создал особое направление стиля — русское рококо. В произведениях этого архитектора русское рококо получило монументальность, мощь, масштабность. Чаще всего зодчий не только предлагал идею, но и сам рисовал эскизы. По его рисункам работали мастера И. Дункер (Иоганн Дункер — резчик, изготавливающий макеты-образцы), Л. Роллан (Луи Роллан. Louis-Roland –французский скульптор и резчик, работал в России в 1746 г, возглавлял класс «орнаментальной скульптуры» в Академии Художеств), Н. Ф. Жилле (Николя Жиле — французский скульптор). Благодаря тому, что русское барокко, созданное Растрелли, имеет много классических черт, общая композиция зданий не потребовала изменений, даже когда рококо вышло из моды, достаточно было убрать рокайль. В 1758 г. в России начинает работать сторонник русского рококо архитектор Антонио Ринальди (Antonio Rinaldi, 1710 – 1794гг.). Ринальди строит в Ораниенбауме, в крепости Петерштадт, дворец, получивший название «Каменный дом» (сейчас здесь расположен музей «Дворец Петра III»), можно считать одним из образцов русского рококо. Каменный дом напоминает парковый павильон. В плане он является квадратом с одним срезанным по дуге углом. Над центральной дверью расположен балкон с кованой решеткой. Благодаря большим окнам второго этажа здание кажется более высоким, дворец венчает балюстрада. Стены, окна и двери Каменного дома декорированы лепниной в виде вьющегося плюща, цветочных гирлянд.

Дворец Петра III в Ораниенбауме. Архитектор Антонио Ринальди. 1758 — 1762 гг.

Стены кабинета в Каменном доме были обтянуты серебристо-зеленым штофом, в спальне — серебристо-малиновой тканью, будуар был оформлен в голубых тонах с вышивками штофом. В ораниенбаумском Каменном доме китайские лаковые миниатюры украшают все комнаты: Картинный зал, Кабинет, Спальня, Будуар. В строительстве и оформлении дворца вместе с Ринальди принимали участие каменных дел мастер Михаил Кьеза, каменотес Никита Петров, подмастерья Эрих Гампус, Василий Петров, Дмитрий Головка, Василий Зотиков, живописец Федор Данилов. Еще одним зданием, созданным Ринальди в стиле русского рококо, стал Китайский Дворец Екатерины в Ораниенбауме.

Китайский Дворец Екатерины в Ораниенбауме (г. Ломоносов). Архитектор Ринальди. 1762 — 1768 гг.

По причине непродолжительной моды на стиль рококо осталось небольшое количество архитектурных произведений этого стиля как в Европе, так в России. Дворец Петра III и Китайский дворец Екатерины — это единственные сохранившиеся здания в стиле русского рококо – шедевры российской архитектуры.

Автор текста: Марина Калабухова

Архитектура рококо — Изысканная архитектура драматической энергии

Архитектура рококо (1700-1790), часто известная как Позднее барокко , представляет собой очень декоративный и театральный стиль архитектуры. В то время как архитектура барокко началась в Риме, чтобы выражать религиозные тайны, архитектура рококо развивалась в Париже как светский стиль.

Искусство и декор рококо сочетают в себе симметрию, деликатное использование светлых тонов, плавные изгибы, позолоту, скульптурную лепку и фрески Trompe-l’œil, чтобы создать иллюзию драмы и движения. Прежде всего, рококо – это стиль оформления жилых интерьеров.

Слово рококо происходит от французского rocaille («раковина»). Это относится к методу украшения с использованием ракушек, гальки и цемента.

Содержание

Характеристики/Особенности архитектуры рококо

Характеристики архитектуры рококо создают ощущение драматических эмоций с энергией и действием.

  • Богатые текстуры/богатая обработка поверхности
  • Светлая палитра цветов
  • Асимметричные пространства
  • Кривые/широкие формы – особенно купола
  • Элементы скручивания
  • Неправильные или сложные формы
  • Вогнутые и выпуклые поверхности для имитации волнистости
  • Парадные лестницы
  • Преувеличенное величие
  • Использование овала как в плане, так и в орнаменте
  • Процедуры Trompe-I’oeil в интерьере
  • Группы колонн и ниш
  • Роскошные драматические картины украшают потолки и стены.
  • Изображения, создающие оптические иллюзии.

Орнамент в стиле рококо образован природными формами – ракушками, цветами, а также водорослями, особенно если они были двойной S-образной формы.

Примеры архитектуры рококо

1. Амалиенбург

Источник изображения: i.pinimg.com Источник изображения: a-l-ancien-regime.tumblr.com
  • Корпус : Амалиенбург
  • Назначение/применение
    : Охотничий домик
  • Местоположение : вокруг дворца Нимфенбург, Мюнхен, Южная Германия
  • Дата постройки : 1734-1739
  • Архитектор : Франсуа де Кювильес
  • Историческое влияние : Архитектура в стиле барокко
  • Ключ   Характеристики : Резьба в стиле рококо, Большие зеркала и серебрение.
  • Фасад : Простой белый фасад является одним из элементов архитектуры рококо.
  • Интерьеры : Нежный слой серебряной филиграни на лазурно-голубом фоне, серебряная фольга на тонких панелях, изобилие резной и позолоченной лепнины – действительно, ни один другой интерьер в стиле рококо никогда не превосходил эту работу.

2. Базилика Фирценхейлиген

Источник изображения: smarthistory.org Источник изображения: smarthistory.org
  • Здание : Базилика Фирценхейлиген, посвященная четырнадцати святым помощникам
  • Функция/Использование : Церковь
  • Местонахождение : Бавария, Южная Германия
  • Дата постройки : 1743-1772
  • Архитектор : Бальтазар Нойманн
  • Историческое влияние : Греческая архитектура, архитектура эпохи Возрождения и барокко.
  • Ключ   Особенности : Позолоченные усики, картины и пространства, управляющие светом.
  • Внутренние помещения : Внутренний план представляет собой ряд взаимосвязанных и перекрывающихся овалов с изогнутыми аркадами, увенчанных эллипсоидальными куполами. Белые пирсы и своды покрыты позолоченными усиками, а также росписью. Несмотря на колонны, расписанные гипсом, называемым скальолой, они напоминают мраморные колонны с красивыми прожилками.

3. Дворец Браницких – Архитектура рококо

Источник изображения: Wikipedia.org
  • Корпус : Дворец Браницких
  • Функция/Использование : Дворец
  • Местонахождение : Белосток, Польша
  • Дата постройки : 1691-1697, Ремонт 1940-1950-х гг.
  • Архитектор : Тильман ван Гамерен
  • Историческое влияние : Архитектура эпохи Возрождения, Архитектура барокко.
  • Ключ   Особенности : Прекрасные сады, павильоны, скульптуры
  • Фасад : Центральный блок с фронтоном и крыльями по бокам с ионической колоннадой над главным входом.

4. Национальный дворец Келуш

Источник изображения: euroveloportugal.com
  • Здание : Национальный дворец Келуш
  • Функция/использование : Резиденция португальской королевской семьи
  • Местоположение : Келуш, Португалия
  • Дата постройки : 1747
  • Архитектор : Матеуш Висенте де Оливейра
  • Историческое влияние : Архитектура эпохи Возрождения, Архитектура барокко
  • Ключ   Особенности : Роскошные интерьеры, обширные газоны, фонтаны в стиле рококо, изображающие божеств из греческой мифологии.
  • Фасад : Два низких (одноэтажных) симметричных флигеля по обеим сторонам главного/центрального блока, который является двухэтажным. Таким образом, он образует трехсторонний двор с висячими садами. Основная часть представляет собой большие прямоугольные колонны, увенчанные треугольным фронтоном.
    Кроме того, он снаружи украшен травертином и искусно вырезанными барельефами над окнами.
  • Интерьеры : Стены и потолки были расписаны, чтобы изобразить аллегорические и исторические сцены.

5. Екатерининский дворец

Источник изображения: travelallrussia.com
  • Корпус : Екатерининский дворец
  • Функция/Применение : Летняя резиденция русских царей.
  • Местонахождение : Санкт-Петербург, Россия
  • Дата постройки : Середина 1700-х
  • Архитектор : Бартоломео Растрелли
  • Историческое влияние : Архитектура эпохи Возрождения, Архитектура барокко.
  • Ключ   Особенности : Сады с террасами, каменные лестницы,
  • Фасад : Позолота снаружи

6. Дворец Линдерхоф

Источник изображения: theglobetrottingdetective. com

Дворец Линдерхоф — одна из самых изысканных королевских резиденций Баварии. Дизайн был вдохновлен известным зданием – Версальским дворцом во Франции.

  • Здание : Дворец Линдерхоф
  • Функция/Использование : Замок/Дворец
  • Местонахождение : Бавария, Германия
  • Дата постройки : 1863-1886
  • Архитектор : Король Людвиг II
  • Историческое влияние : Архитектура эпохи Возрождения, Архитектура барокко.
  • Ключ   Особенности : Серия садов, отражающие бассейны и фонтаны, великолепная лестница, символы Солнца.
  • Фасад
    : Двухэтажный каменный фасад с декором в стиле рококо.

7. Дом Хелблинг

Источник изображения: flickr.com
  • Здание : Хелблинг Хаус
  • Функция/использование : Частная резиденция
  • Местонахождение : Инсбрук, Австрия
  • Дата постройки : Завершено в 1732 году
  • Историческое влияние : готическая архитектура, архитектура барокко.
  • Ключ   Характеристики : Декорации в стиле рококо на фасаде
  • Фасад : Фасад в стиле барокко с украшениями в стиле рококо – арки, эркеры/изысканные эркеры, тимпаны, скульптуры, а также раковины – все это делает здание уникальным в своем стиле.

8. Интерьеры Hôtel de Soubise

Источник изображения: commons.wikimedia.org

Уникальность этого здания в том, что его экстерьер выполнен в стиле барокко, а интерьер — в стиле рококо.

  • Здание : Отель де Субиз
  • Функция/использование : Гостиница/городской особняк
  • Местонахождение : Париж, Франция
  • Дата постройки : 1375
  • Архитектор : Пьер-Алексис Деламер, Интерьеры французского архитектора – Жермена Боффрана
  • Историческое влияние : Архитектура эпохи Возрождения, Архитектура барокко.
  • Интерьеры: На изображении выше показана одна из великолепных и богато украшенных комнат, известная как 9.0354 Салон Принцессы . Это овальный зал, стены и потолки которого украшены замысловатой резьбой в стиле рококо, позолоченными панелями, картинами и зеркалами.

9. Паломническая церковь Вис

Источник изображения: timetravelturtle.com
  • Здание : Паломническая церковь Вис
  • Функция/использование : Паломническая церковь
  • Местонахождение : Вис, Бавария, Германия
  • Дата постройки : 1745–54
  • Архитектор : Доминикус Циммерманн
  • Историческое влияние  : Архитектура эпохи Возрождения, Архитектура барокко.
  • Ключ   Характеристики : Великолепное святилище, в котором использовались все виды искусства – архитектура, скульптура, резьба, лепнина, живопись, а также изделия из железа.
  • Интерьеры : Замечательный и великолепный лепной декор, живые цвета живописи, подчеркивающие скульптурные детали, а фрески отражают богатство, величие и изысканность. Свет из окон искусно рассеивается прямо и косвенно. Потолки расписаны trompe-l’il, мотивами и фигурами, в которых ангелы кажутся летящими вверх к небу (небесам).
  • Универсальная ценность : Объект всемирного наследия ЮНЕСКО

10. Дворец маркизов де Дос Агуас

Источник изображения: gpsmycity.com
  • Здание : Дворец маркиза де Дос Агуас
  • Функция/Применение : В настоящее время Национальный музей керамики и декоративного искусства имени Гонсалеса Марти
  • Местонахождение : Валенсия, Испания
  • Дата постройки : 18 век.
  • Архитектор : Иполито Ровира Мери, Игнасио Вергара, Луис Доминго
  • Историческое влияние : архитектура барокко, готическая архитектура
  • Фасад : Раньше это было готическое строение, но позже оно было отреставрировано, в основном вход сделан из алебастра валенсийцами.
  • Интерьеры: Стены и потолки были покрыты фресками, лепниной и нарядными тканями.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Опубликовано thearchspace

Просмотреть все сообщения от thearchspace

Архитектурные курсы

Категории

Последние сообщения

Подписаться на блог по электронной почте

Введите адрес электронной почты, чтобы подписаться на этот блог и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.

Адрес электронной почты

Арка Космос

The Arch Space

Следуйте за мной в Твиттере

Мои твиты

Топ-8 знаменитых зданий в стиле рококо

Когда в начале 18 века формальный и хорошо организованный стиль Людовика XIV начал терять популярность, во Франции возникло художественное движение, которое первоначально называлось «рокайль».

Этот стиль впоследствии был назван рококо и определяется сочетанием асимметричных форм с пышными и чрезвычайно театральными декорациями, включая так называемые фрески trompe-l’œil, создающие оптическую иллюзию. Рококо возникло как форма дизайна, живописи и архитектуры, и его часто называют поздним барокко.

Здания в стиле барокко 17 века уже были очень декоративными по сравнению с зданиями эпохи Возрождения 15 и 16 веков, а архитектурный стиль рококо пошел еще дальше.

Хотя стиль появился во Франции, со временем он распространился по всей Европе. В этой статье мы более подробно рассмотрим некоторые из самых известных когда-либо построенных зданий в стиле рококо.

1. Дворец Сан-Суси

Дворец Сан-Суси был летней резиденцией короля Пруссии Фридриха Великого. Он был построен между 1745 и 1747 годами и является одним из ярких примеров здания в стиле рококо в Германии. Это означает «Без забот», и для создания такой атмосферы был использован театральный дизайн в стиле рококо.

Это далеко не самый большой дворец в Европе, так как он считается не чем иным, как большой одноэтажной виллой, но изогнутый дизайн стиля отражает это замечательное сооружение. Здесь также есть огромный сад, полный безумств и храмов.

Центральная часть Сан-Суси / Сьюз / Wiki Commons

2. Амалиенбург

Амалиенбург — это простой охотничий домик, спроектированный как чудесное здание в стиле рококо. Он был заказан курфюрстом Карлом Альбрехтом, человеком, который стал императором Священной Римской империи Карлом VII, для своей жены Марии Амалии Австрийской, отсюда и название здания.

Здание в Мюнхене было построено между 1734 и 1739 годами по проекту известного архитектора бельгийского происхождения Франсуа де Кувилье (1695-1768), человека, который единолично представил архитектурный стиль рококо Центральной Европе. Зеркальный зал внутри здания считается воплощением архитектуры рококо.

Зеркальный зал в Амалиенбурге / Steve Jurvetson / Wiki Commons Париж. Хотя экстерьер выполнен в архитектурном стиле барокко, в интерьере есть пышные комнаты в стиле рококо.

Особенно «Салон Принцессы» является ярким примером чрезвычайно театрального стиля, который определяет рококо. Хотя когда-то оно служило частным особняком, у здания нет совершенно иного назначения, поскольку в нем находится Музей национальных архивов и некоторые из французских национальных архивов.

Salon de Princesse / NonOmnisMoriar / Wiki Commons

4. Дворец Браницких

Дворец Браницких — роскошный особняк в Варшаве, столице Польши. Он был построен по заказу польского магната Стефана Миколая Браницкого и является одним из трех одноименных дворцов в городе. Этот находится на улице Медовой в Старом городе.

Это знаменитое здание в стиле рококо было вдохновлено французскими дворцами и имеет форму подковы, изогнутый дизайн, характерный для стиля. Дворец был расширен в начале 19 века и, хотя сильно пострадал во время Второй мировой войны, к 1967 году был полностью восстановлен. Замок на юго-западе Баварии, земля на юго-востоке Германии. Он был заказан королем Баварии Людвигом II, человеком, который также заказал строительство всемирно известной Замок Нойшванштайн .

Что примечательно в этом здании, так это то, что оно было построено между 1863 и 1886 годами, временем в истории, которое называют «периодом второго рококо». Считается, что Людвиг был вдохновлен Версальским дворцом , хотя это здание в стиле рококо намного меньше, чем его роскошный французский аналог.

Дворец Линдерхоф / Родриго Рамос Мартинелли / Wiki Commons

6. Театр Кувилье

Театр Кувилье — театральное здание так называемой «Резиденции» в Мюнхене, бывшего королевского дворца монархов Виттельсбахов в Баварии. Он был назван в честь архитектора рококо, который его спроектировал, и был построен между 1751 и 1753 годами, в разгар эпохи рококо.

Интерьер подковообразного здания состоит из 4-х этажей с ящиками, красиво украшенными красным и золотым. Справедливо заключить, что этот знаменитый оперный театр воплощает в себе архитектурный стиль периода рококо.

Интерьер театра Кювилье / Марк Пегрум / Wiki Commons 18-ый век. Первоначальный дворец был построен между 1651 и 1656 годами и был полностью перестроен в течение нескольких этапов в стиле рококо. Внутри здание также было украшено картинами в стиле рококо.

Он является частью большого варшавского Королевского замка и расположен в Старом городе. Сегодня он является частью Королевского замка-музея и часто представляет выставки, связанные с историей Польского королевства. Хотя здание было полностью сожжено во время Второй мировой войны, вскоре после этого оно было полностью восстановлено в первоначальном виде.

Дворец с медной крышей / Висла / Wiki Commons

8. Екатерининский дворец

Екатерининский дворец — огромное здание, расположенное примерно в 30 км к югу от Санкт-Петербурга, Россия. Он был назван в честь Екатерины I, супруги Петра Великого, основавшей здесь свою столицу в начале 18 века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *