Барокко в архитектуре это: Стиль барокко в архитектуре Европы простыми словами

Содержание

Архитектура барокко. Архитектурный язык барокко

Барокко — один из самых узнаваемых стилей, отличающийся динамичностью и обилием декора. В этой части узнаем его историю и особенности.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Дмитрий Беззубцев

Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»

1. Церковь Санта Мария дель Джильо, Венеция, Италия, 17 век
2. Санта Мария делла Анджели, Ассизи, Италия, 16 век
3. Санта Мария делла Салюте, Венеция, Италия, 17 век
4. Алтарь Сант-Андреа, Рим, Италия, 17 век
5.

Палаццо Кариньяно, Турин, Италия, 17 век
6. Версальский дворец, Франция, 17 век
7. Знаменский кафедральный собор, Тюмень, Россия, 18 век

Стиль барокко уходит корнями в Рим, а основой для него стал уже знакомый Ренессанс. Вот как это происходило 👇

🏛 Ренессанс захотел пойти дальше. Архитекторы придумали много стилистических и технических фишек, и им захотелось идти дальше по пути усложнения. Такое случалось со многими архитектурными стилями до и после — например, с поздней готикой.

🧩 Первым новатором стал Микеланджело. Он добавил архитектуре Ренессанса сложных деталей и декора, чтобы ее было интересно рассматривать. Барокко выросло из его экспериментов.

👥 Следом подключились другие архитекторы Рима — в том числе ученики Микеланджело, Джакомо да Виньола и Джакомо делла Порта.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Санта Мария дель Джильо, Венеция, Италия, 17 век
2. Сан Карло алле Куатро Фонтане, Рим, Италия, 17 век
3. Базилика Санта Кроче, Лечче, Италия, 17 век
4. Санта Мария делла Салюте, Венеция, Италия, 17 ве

Начнем разговор о том, как выглядит барокко. Этот мятущийся, динамичный, захватывающий стиль — в отличие от размеренного Ренессанса.

Какие приемы помогают барокко добиться этого эффекта?

🏛 Насыщение ордерной архитектуры. Барокко стоит на плечах Ренессанса, а значит и античности. Поэтому барочный фасад тоже ордерный по структуре, но детали становятся все более насыщенными.

⚜️ Добавление декора. Барокко — это много изогнутых линий, каменной резьбы и статуй. Декоративные элементы бывают очень тонкие и подробные, но при этом выглядят весомо, осязаемо.

🔻 Усложнение геометрии. Вместо правильного, замкнутого треугольника в барокко используется разорванный. Прямоугольное окно получает фигурный наличник сложной формы. Карнизы в барокко то и дело стремятся искривиться или «разорваться» — так нарушается равновесие и появляется движение.

1. Санти Лука э Мартина, Рим, Италия, 17 век
2. Сан Марчелло аль Корсо, Рим, Италия, 17 век
3. Палаццо Мадама, Турин, Италия, 17 век
4. Охотничья резиденция Ступиниджи, Италия, 18 век

Теперь присмотримся к барочному фасаду (а там есть на что посмотреть!) 👇

Что его определяет?

👁 Много событий. Ренессансный фасад — это фасад с ровным ритмом окон, рациональным и предсказуемым делением на ярусы. В барокко внутри яруса могут встраиваться ярусы поменьше, много «вложенных» структур. Когда на фасаде столько регистров разного масштаба, его интереснее рассматривать.

〰️ Динамика. Карнизы и весь фасад извиваются — будто каменная масса бурлит. Колонны выдаются вперед, причем иногда целыми пучками, прихватывая с собой кусочки карниза. Наличники над окнами рвутся, формы наползают друг на друга. А на карнизе сидит ангелочек и болтает ножками.

курс Level One

Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽

подробнее о курсе

Искусство барокко – ARTandYou.ru

Барокко расцвело в Италии в XVII-XVIII веках, как продолжение Высокого Возрождения. Барокко тяготело к торжественному «большому стилю», ему  характерна была эффектность, театральность, величавость и пышность форм.  Первоначально инициатором этого стиля явился Ватикан – центр мирового католицизма,  не жалевший средств на декорум, ведь зрелищность и пышность — это то, что он пытался противопоставить простоте протестантских церквей, в рамках контрреформации.  Церковь использовала барокко как роскошное обрамление католицизма, но  сущность барокко проявилась и в других сферах.

Барокко в архитектуре

Примечательный образец стиля барокко в архитектуре — Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане (1635-1667) архитектора Франческо Борромини. Эта небольшая по размеру церковь расположена в Риме, Италия.

Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане, Рим, Италия

Прежде фасад расчленялся одинаковыми пилястрами на равноценные части, теперь формы сгибаются и набухают к центру – кажется, что они идут к центру, вместе с тем выступая вперед. Фасад как импозантная ширма приставленная к зданию. Фигуры ангелов неведомо как держащиеся на стене, поддерживают большой овал с изображением герба. Поверхность вибрирует, про ней пробегает движение двух встречных волн. Выпуклости стали сильнее, ниши – глубже, выступающие и отступающие формы создают сочную игру теней. 

Особое пристрастие барокко питало к волюте, увеличивая ее иногда до огромных размеров.

Волю́та — завиток, спираль, архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком в центре.

Фасады почти всегда сделаны так, чтобы видеть их в ракурсе, чтобы усилить ощущение перетекаемости, волнистости, густоты форм. Линия антаблемента – архитрава и сильно выступающего карниза – перестала быть ровной прямой и стала прерывистой, образуя уступы над группами пилястр – это называется раскреповкой. Раскрепованный антаблемент – почти непрерывный признак барочной постройки. 

Антаблеме́нт — одна из трёх основных частей архитектурного ордера, а именно система горизонтального перекрытия, опирающегося на колонну, пилон, стену.

Интерьеры архитектуры барокко

Еще более эффектны, чем экстерьеры. Обильно использовался цветной мрамор, лепнина, скульптура и живопись. Интерьеры переполнялись скульптурой. Теперь это были не порознь стоящие статуи, а аллегорические группы из множества патетических фигур. Порой они производят впечатление какой-то расплавленной кишащей массы.  Трудно выделить отдельные фигуры. Да и не нужно, потому что каждая фигура интересна как часть целого. Борромини в церкви Сант Иво (Сант-Иво алла Сапиенца (итал. Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza) в Риме построил внутренний план в форме, напоминающей очертания пчелы (пчелы изображались на гербе семейства Барберини, откуда родом был очередной папа – заказчик церкви Сант Иво)

СантИво алла Сапиенца (итал. Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza) XVII век, Рим, Италия

В барокко много театральности. Надо ли говорить, что именно в это время расцветает итальянская опера? Оно проникнуто духом зрелищного ансамбля. 

Барокко соединило архитектуру, скульптуру и живопись в многоголосый хор, как это было в готике, только по иному звучащий. Мастера барокко приобщили еще и природу, вокруг загородных вилл, разбив великолепные парки, украсив гротами каскадами фонтанов. Барокко не так любило бьющую ввысь струю воды, сколько массивные водяные каскады, сильно и шумно падающие вниз и расходящиеся подобно тяжелому шлейфу.  

Фонтан Треви  XVIII в. (архитекторы: Никола Сальви, Джузеппе Паннини)

Широкие потоки уступами низвергаются в нижний бассейн из верхнего, где по колено и по пояс в воде резвятся морские божества, тритоны, вздыбленные кони.  

Фонтан Треви  XVIII в, Рим, Италия

Эффект оптической иллюзии– любимый эффект барокко. Скульптор Лоренце Бернини (1598 — 1680) так спроектировал лестницу в Ватиканском дворце, что снизу она кажется длиннее, чем есть на самом деле, потому что к верху она сужается, свод становится ниже, колонны меньше по размеру и промежутки между ними теснее. Когда на верхней площадке лестницы во время торжественных церемоний появлялся папа римский, его фигура благодаря ложной перспективе казалась неожиданно большой и величественной. 

Ватиканский дворец, архитектор Лоренцо Бернини.

Ансамбль Св. Петра еще одно детище Бернини. Обширная овальная площадь с коллонадой, подобно «распростертым объятиям» (выражение самого Бернини), с двумя фонтами и обелиском.  Он наполнил собор скульптурой, начиная с конной статуи императора Константина в вестибюле и огромной 30-метровой «Кафедрой Св. Петра» в конце главного нефа. Все статуи, рельефы и надгробия (выполненные им же) выступают в продуманном ансамбле с архитектурой храма и сами являются архитектурными сооружениями: Бернини мыслил в формах синтеза искусств.

Собор Св. Петра. 1626 г. архитектор Лоренцо Бернини

В скульптурной композиции Экстаз Св. Терезы. 1645-1652.  церкви Санта Мария Делла Виттория  Бернини изобразил две фигуры – Тереза и ангел, направляющий в ее сердце стрелу из белого мрамора, обрамлены в нишу из цветного мрамора – как раздвинутый занавес , за которым разыгрывается сцена.Тереза — реальная монахиня, жившая в 16 в. и причисленная к лику святых. Она оставила записки, где сообщила, что однажды к ней явился ангел «в плотском образе» и пронзил ей сердце золотой стрелой, от чего она испытыла «сладостную муку». Видение монахини Бернини изваял в мраморе, нисколько не скрыв его эротического характера.  На рельефах скульптор поместил портреты заказчиков, лицезреющих сей спектакль. Сверху пустил поток золотых острых лучей и подкрепил их натуральным цветом идущим из окна.  Бернини отважился даже изваять облака из мрамора – каменный пар! Сам Бернини говорил, что смог «до известной степени объединить скульптуру с живописью». Не живопись стремится быть скульптурной как в Ренессансе, а скульптура живописной. 

Экстаз Св. Терезы. 1645-1652.  Санта Мария Делла Виттория. 

Живопись барокко

Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610)

Итальянский художник, один из крупнейших мастеров барокко. Склонный к авантюризму, скитался, заводил связи с бандитами, сидел в тюрьмах. Умер молодым. Его творчество привлекало жадный интерес и вылилось в «караваджизм» Караваджо первый стал писать станковые натюрморты. Античность наводила на него скуку, он хотел писать мир как он есть.  Искренняя любовь к людям из низов. Его композиции преисполнены беспокойного сложного движения. Его фигурам тесно в рамах, также как барочным статуям тесно в нишах, а церквям в площадях.   Искусство барокко зародилось в Италии, но стиль католического барокко распространился далеко за пределы Рима.

Вакх. 1596. Галерея Уффици, Флоренция. 

Питер Пауль Рубенс (1577-1640)

Истинный художник Барокко Рубенс изображал полуобнаженные тела в сильном, возбужденном движении и где только можно вводил мотивы схватки, борбы, погони, напряженных физических усилий.

Прожив в молодости несколько лет в Италии при дворе герцога Мантуанского, вдохновляясь, как и все лучшие живописцы XVII века, произведениями мастеров Высокого Возрождения, вернулся во Фландрию и начал создавать собственную фламандскую школу барокко, которая развивалась параллельно итальянской.  

«Смешались в кучу кони, люди» можно сказать про все большие заказные картины Рубенса (типично барочные группы из груды тел). Живопись Рубенса – сочная, сияющая, нет глухих теней – все светится. Для него характерно освещенные места писать пастозно, т.е. более густо и характерное письмо длинными, волнистыми, идущими по форме мазкам, какую-нибудь вьющуюся прядь волос он пишет одним движением кисти.  

Женскую наготу писал пышную, широкобедрую. Рубенс отходил от классического типа красоты сознательно, он говорил, что не стоит подражать античным статуям «ибо в наш век полный заблуждений, мы слишком далеки от того, чтобы создать нечто им подобное, наши тела отличаются от античных, ибо большинство людей упражняют свои тела только в питье и обильной еде».

Нагота в искусстве. Читать далее.

И все же тело Андромеды прекрасно, оно источает свет. Амуры стягивают с нее покрывало, показывая ее во всей прелести наготы. Амуры неизменно населяют живопись барокко. Через них события получают оттенок игры, театральности. С крылышками они порхают, играют, кувыркаются и шалят. 

«Персей освобождает Андромеду», 1620-1621. Государственный Эрмитаж.

Рубенс написал огромное количество работ, большей частью выполняя заказы  европейских аристократов и богатых католических орденов, так королева Франции заказала ему 20 полотен для цикла «Жизнь Марии Медичи»,  орден иезуитов был постоянным заказчиком его работ.  

Якоб Йорданс (1593-1678)

Истинным коренным фламандцем в живописи барокко стал Йорданс. Соленый юмор и простота нравов характерные для Фландрии. Демонстративно простонароден и грубоват. Фигуры у него крупные, тяжелые  они тесно набивают пространство картины.  Картины Йорданса помогают понять, как условная мифологическая тематика барокко и его бравурное движение проявились на фламандской почве и сочетались с национальными традициями.  Два любимых сюжета Йорданса – «Сатир в гостях у крестьянина» и «Король пьет» писал  в разных вариантах. 

Козлоногий бог лесов на скудной крестьянской трапезе, любит побалагурить. Повадки и жесты как у настоящего крестьянина.

«Сатир в гостях у крестьянина»

Традиционный фламандский праздник «бобового короля». В короли выбирают того, кому попадется запеченный в пироге боб. Крики, хмельные рожи – пирушка в разгаре. 

«Король пьет»

Со временем Франция переняла от Италии центральное место в искусстве барокко, французская монархия Людовиков стала диктатором художественных сил страны.  Неслучайно искусствоведами принято связывать стилистические направления в искусстве этого времени с именами, правящих тогда монархов, так вторую половину XVII века именуют «стилем Людовика XIV». 

Людовик XIV «Государство – это я!» в его правление во второй половине XVIII века «Стиль Людовика XIV» – это самый пышный репрезентативный, «большой стиль», барокко на французский лад, более упорядоченное, более академическое, без экстатичности итальянского барокко, не столь церковное, сколько светское, барокко в синтезе с классицизмом.

Эволюция архитектуры барокко в 15 проектах

Архитектура барокко — одно из немногих направлений, которое, несомненно, выходит за рамки различных средств самовыражения — искусства, архитектуры и даже музыки. И сегодня мы взглянем на возвышенный мир архитектуры барокко. Родившись как эстетическое потомство власти католической церкви (особенно секты иезуитов) в Италии 17-го века, барокко быстро закрепилось как каденция к маньеристскому стилю после Возрождения. В отличие от маньеризма, который был направлен на тонкое усиление элементов эпохи Возрождения, таких как масштаб, пропорция и симметрия, барокко стремилось преувеличить их. Навязчиво драматический стиль, он был направлен на то, чтобы сделать ренессансную архитектонику, такую ​​​​как арки, своды и купола, грандиознее, больше, чем жизнь, добавляя при этом очень богато украшенные лепные фигуративные мотивы. Отличительной чертой была скульптурность зданий в стиле барокко, придаваемая игрой света и объемов. Широко разделенное хронологически, барокко классифицируется как итальянское, французское и испанское. Вот пятнадцать зданий, отображающих эволюцию этого стиля —

1. Церковь Джезу, Рим

Церковь Джезу была спроектирована и построена четырьмя выдающимися итальянскими архитекторами, принадлежащими к общине иезуитов. Построенная в 1580 году, церковь является первым образцом раннего барокко и задает тон тому, что должно было появиться позже в Италии. Церковь спланирована по центральной оси эпохи Высокого Возрождения, с парадным куполом, подчеркивающим пересечение прохода и трансептов, с полихромными изразцами и фигурной лепниной.

©Wikimedia_Commons©Lake_Geneva_Schools©Web Gallery of Art

2. Церковь Санта-Сусанна итальянское барокко. Церковь была впервые построена в 330 году и постоянно ремонтировалась до 17 века. Фасад был тщательно спроектирован из травертина, чтобы отразить чувство ритма через колонны, сгруппированные посередине. Треугольный фронтон добавил нотку классицизма.

©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons

3. Санта-Мария-делла-Пейс

Санта-Мария-делла-Пейс работы Пьетро да Кортона 1656 г.: Это здание XVII века отличается привлекательным фасадом. Архитектор Пьетро да Кортона спроектировал отреставрированный фасад и добавил два выступающих наружу крыла, чтобы обозначить театральное измерение. Фасад имеет колонны двух порядков, причем выпуклые выступы имеют колонны тосканского ордера. Фасад также был урбанистическим — образовавшаяся вогнутая площадь была выгодна для удобного поворота римских экипажей.

©Wikimedia Commons©Ipin Image©Teggelaar

4. Площадь Святого Петра, Джан Лоренцо Бернини

Да, в культовом памятнике эпохи Возрождения есть скрытые элементы барокко, хотя и намного более тонкие, чем кажется на первый взгляд. Площадь, созданная базиликой, прославилась своими колоннами в стиле барокко и торжеством общественного пространства. Считающаяся мастерским ходом, «площадь» обрамлена двумя отдельно стоящими колоннадами, сосредоточенными вокруг египетского обелиска, обращенного к базилике.

©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Art History Unbounded

5. Сан-Марчелло-аль-Корсо Карло Фонтана

Как и многие итальянские церкви, это здание также было спроектировано и построено за много столетий до эпохи барокко. Однако фасад был спроектирован только в конце 17 века Карло Фонтаной. Фасад из травертина украшен декоративными барельефами из лепнины и свидетельствует о зрелости итальянского барокко.

 

©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons

6. Версальский дворец

Вскоре французы начали изучать барокко. Хотя Версаль был построен во время зарождения итальянского барокко, его влияние на остальную часть ландшафта французского барокко заслуживает внимания. Разработанный архитектором Луи Ле Вау, он является культовым синонимом помпезности, величия и королевской власти. Первоначально замок из кирпича и дерева, дворец можно рассматривать как архитектурный палимпсест французского барокко с 17 по 18 века, эволюционировавший со временем. Ле Вау черпал вдохновение в итальянских виллах в стиле барокко, но был выполнен с использованием тесаных белых камней и каменной кладки с рустом.

©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons

7. Часовня Дома Инвалидов, построенная либералом Брюаном и Жюлем Ардуэном-Мансаром

Это здание конца XVII века отличается от общей темы религиозных и королевских проектов в стиле барокко. . Начавшись как госпиталь для пожилых людей и военнослужащих, вскоре он расширился, включив в себя церковь и 15 дворов. Внушительный купол часовни является характерной особенностью, добавленной позже, в 1793 году. 0004 8. Собор Святого Павла

Собор Святого Павла сэра Кристофера Рена: Собор Святого Павла, плодовитый архитектор Кристофер Рен вдохновлен базиликой Святого Петра в Риме. На крыше купола собора установлены многочисленные статуи, изображающие библейские события. То, что мы видим сейчас, является результатом нескольких различных итераций дизайна.

©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons

9. Карлскирхе, Вена

Расположенная в Вене, Австрия, эта церковь является самой большой в городе. Австрийский архитектор Иоганн Бернард Фишер фон Эрлах превратил его в смесь греческого, римского и римского барокко. Купол украшен яркими фресками австрийских художников, а тонкое использование сусального золота отмечено по всей церкви.

©Wikimedia Common©Wikimedia Common©Wikimedia Common©Wikimedia Common©Wikimedia Common

10. Королевский дворец Годолло 

Этот венгерский шедевр является одной из последних построенных форм периода высокого барокко. В отличие от других произведений высокого барокко, это произведение сдержанное и приглушенное — возможно, венгерская интерпретация барокко. С нежными растительными мотивами и явным гибридом стилей барокко и цопф он выделяется как образец сдержанного венгерского величия.

©Wikimedia Common©Wikimedia Common©Wikimedia Common©Wikimedia Common©Wikimedia Common

11. Фасад Университета Вальядолида

В отличие от религиозной и королевской типологии, этот фасад символизирует эпоху позднего барокко в Испании. Диего Томе и Фрай Педро де ла Визитасьон спроектировали фасад в 1719 году и добавили к нему динамичный, выразительный орнамент, массивные сплошные колонны и властный гребень наверху, сохранив при этом постэррерианский характер за счет простого акцента напольных плит.

©Wikimedia Common©Wikimedia Common©Wikimedia Common

12. Королевский дворец в Мадриде 

В Королевском дворце есть очень подсознательные элементы испанского барокко, скрытые среди его отрезвляющих неоклассических мотивов. Этот переход, вероятно, можно отнести к тогдашнему правящему королю Филиппу V, аннексировавшему Испанию во время правления Францией, где стилистические чувства больше склонялись к неоклассицизму. Сильный пожар уничтожил большую часть фасада в 1738 году, который был переделан в стиле барокко итальянским архитектором Филиппо Юварра.

©Wikipedia©Wikipedia©Wikipedia©Wikipedia

13. Церковь Сан-Франциско Акатепек

1760 Поскольку у Испании были колонии в Латинской Америке, местные обычаи во многом повлияли на то, как испанское барокко интерпретировалось в колониях. В Мексике церковь в Акатепеке особенно известна своей мозаикой Талавера и фасадом из красного кирпича. Также присутствуют отчетливые испанские эстипитные колонны, украшенные работой азулежу. Фасад церкви выделяется яркой основной цветовой палитрой и детальной иконографией.

©Wikipedia©Wikipedia©Wikipedia©Wikipedia©Wikipedia©Wikipedia©Wikipedia©Wikipedia©Wikipedia

14. Кафедральный собор Мехико Табернакль 

Одно из самых известных сооружений в стиле мексиканского барокко, на строительство которого ушло почти 250 лет. это. Результатом этого периода является слияние различных стилей — готики, чурригереско, неоклассицизма и, наконец, барокко. Скиния была построена для хранения важных документов архиепископа в стиле мексиканского барокко по проекту Лоренцо Родригеса в 1749 году.до 1750 г. Скиния богато украшена растительными мотивами и анимистическими иконами в виде херувимов, причем южный фасад более детализирован. Структура была построена из местного тезонтле и камня чилука.

©Wikipedia©Wikipedia©Wikipedia©Wikipedia©Wikipedia

15. Церковь Святого Франциска Ассизского 

Ее строительство было начато в 1766 году, что делает церковь Святого Франциска Ассизского в Ору-Прету одним из последних построенных зданий. архитектуры барокко. Расположенный в Бразилии, он отличается органическими скульптурными формами с богато вырезанным фасадом из мыльного камня, внутренним куполом с фресками и золотыми деревянными изделиями. Церковь отмечает официальный переход от барокко к рококо.

©Wikipedia

Архитектура барокко — сила драматической энергии ·

Архитектура барокко (1590-1725 гг. ), в которой преобладали декоративные и теоретические стили, преобладала в Италии в начале 17 века и постепенно распространилась по Европе. Движение барокко началось в Риме после эпохи Возрождения, отчасти как реакция на протестантскую Реформацию. Скульптура, живопись и использование цвета и света в архитектуре барокко были чувственными и страстными.

Архитектура в стиле барокко известна своими замысловатыми и изысканными деталями, сложной геометрией и захватывающим дух величием. В основном архитектурный стиль барокко подчеркивает контраст между светом и тьмой, чтобы добавить драматизма своим формам. Можно увидеть оптические трюки в изогнутых линиях, вогнутых и овальных формах с комбинацией текстур, которые покупают сложности. Пока расписывали потолки и золотили стены, зрители словно находились в движении.

Содержание

Акцент в архитектуре барокко

  • Классический архитектурный стиль.
  • Сложные и сложные детали
  • Скульптуры – Полные жизни, эмоций и движения
  • Сложная геометрия, такая как овалы и затмения.
  • Роскошные и экстравагантные материалы.

Характеристики/Особенности архитектуры барокко

Характеристики архитектуры барокко создают ощущение драматических эмоций с энергией и действием.

  • Сложные детали
  • Богатые текстуры/богатая обработка поверхности
  • Цветовой и световой контраст
  • Асимметричные пространства
  • Вращающиеся элементы, криволинейные/закругленные формы – особенно купола
  • Неправильные или сложные формы
  • Вогнутые и выпуклые поверхности для имитации волнистости
  • Парадные лестницы
  • Преувеличенное величие
  • Использование овала как в плане, так и в орнаменте
  • Процедуры Trompe-I’oeil в интерьере
  • Группы колонн и ниш
  • Роскошные драматические картины украшают потолки и стены.
  • Изображения, создающие оптические иллюзии.

Лучшие образцы архитектуры барокко

1. Фонтан Треви

Фонтан Треви, Рим, Италия; Источник изображения: Wikipedia. org
  • Фонтан : Фонтан Треви
  • Местоположение n: Италия, Рим
  • Дата : 1732-62 (18 век)
  • Архитектор : Никола Сальви, Джуссепем Паннини и другие
  • Историческое влияние : греческий стиль (коринфские колонны, молдинги вокруг проемов), архитектура эпохи Возрождения
  • Ключ
    Особенности : Центральная статуя Океана работы Пьетро Браччи обрамлена кессонным полукуполом.
  • Фасад : Фасад состоит из гигантского ордера коринфских пилястр, соединяющих два основных этажа. В центре полукруглая архитектурная ниша имеет отдельно стоящие колонны для максимального освещения и тени для статуи. Более того, коринфские пилястры возвышаются над балюстрадой в стиле барокко.

2. Санта-Мария-делла-Салюте

Источник изображения: locationscout.net
  • Здание : Санта-Мария-делла-Салюте
  • Функция/Использование : Церковь
  • Местоположение : Венеция, Италия
  • Дата : 1631-81
  • Архитектор : Бальдассаре Лонгена, архитектор.
  • Историческое влияние
    : греческий стиль (коринфские колонны, молдинги вокруг проемов), архитектура эпохи Возрождения
  • Ключ Особенности : Церковь имеет два купола разного масштаба, самый большой из которых виден при подходе к площади Сан-Марко со стороны Большого канала.
  • Фасад : Это восьмиугольная ротонда с двумя куполами. Барабан главного купола окружен скульптурными фигурами. Каждая из фигур стоит на волютообразных спиралях. Кроме того, эти спирали служат опорой конструкции. Внешний вид богато украшен колоннами, фронтонами, нишами со статуями и другими элементами, вырезанными из истрийского мрамора.

3. Сан-Карло Алле Кватро Фонтане

Источник изображения: Wikipedia.org
  • Здание : Сан-Карло Алле Кватро Фонтане
  • Функция/Использование : Церковь
  • Местоположение : Рим, Италия
  • Дата : 1638-41
  • Архитектор
    : Франческо Борромини
  • Историческое влияние : греческий стиль (коринфские колонны, молдинги вокруг проемов), архитектура эпохи Возрождения.
  • Ключ Особенности : Коринфские колонны, антаблементы, переплетенные за коринфскими колоннами, характерные скульптуры и овальные ниши – все эти особенности создают ощущение движения и драматизма.
  • Фасад : Фасад церкви имеет вогнутые и выпуклые изгибы, подчеркнутые колоннами, искусно вырезанными нишами, скульпторами и овальными окнами. Не менее важным элементом является овальный медальон, венчающий центр фасада, который держат поддерживающие ангелы. Медальон когда-то содержал фреску Пьетро Джаргуцци.

4. Святилище Бом-Жезуш-ду-Монте

Святилище Бом-Жезуш-ду-Монте в Браге — Центр всемирного наследия ЮНЕСКО
  • Здание : Святилище Бом-Жезуш-ду-Монте
  • Местоположение : Брага, Португалия
  • Дата : 1781
  • Историческое влияние : греческая архитектура и архитектура эпохи Возрождения.
  • Ключ Характеристики : Лестница пяти чувств, окруженная стенами, ступенями, фонтанами, декоративными навершиями и фигурной скульптурой, является лучшим символическим произведением в стиле барокко.
  • Универсальная ценность : Объект всемирного наследия ЮНЕСКО
  • Фасад : Эта монументальная лестница организована в виде зигзага в виде трех лестниц с соответствующими террасами, которые создают ощущение движения и драматизма.

5. Дворец Цвингер

Источник изображения: Wikipedia.org

Это самый известный памятник в Дрездене, Германия, и важное здание периода барокко.

  • Здание : Дворец Цвингер
  • Функция/Использование : Дворец
  • Местонахождение : Дрезден, Саксония, Германия
  • Дата : 1710-28
  • Архитектор : Маттеус Даниэль Пёппельман
  • Ключ Особенности : Искусно украшенные павильоны и галереи с балюстрадами, фигурами и вазами демонстрируют великолепие времен правления Августа Сильного.
  • Хотя дворец Цвингер был полностью разрушен во время Второй мировой войны, позже он был полностью перестроен и коллекции были восстановлены.

6. Санта-Сусанна

Источник изображения: commons.wikimedia.org

Этот фасад отличается архитектурной иллюзией высоты, достигаемой за счет коринфских колонн, вертикальных ниш, а также точеных завитков, доходящих до фронтона.

  • Здание : Санта-Сусанна
  • Функция : Римско-католическая церковь
  • Местоположение : Рим, Италия
  • Дата : 1585–1603
  • Архитектор : Карло Мадерно
  • Историческое влияние : греческий стиль (коринфские колонны, молдинги вокруг проемов), архитектура эпохи Возрождения.
  • Ключ Характеристики : Коринфские колонны, вертикальные ниши и скульптуры, а также точеные завитки, доходящие до фронтона, добавляют величия и сложности.
  • Фасад : Фасад из травертина сочетает в себе динамичный ритм колонн и пилястр, выступающих из переднего фасада. Вход и крышу венчают гармонирующие друг с другом треугольные фронтоны. Тем не менее, окна заменены вертикальными нишами с великолепной резьбой, включающей скульптурные фигуры.

7. Сант-Андреа-аль-Квиринале

Источник изображения: Pinterest
  • Здание : Сант-Андреа-аль-Квиринале
  • Функция : Римско-католическая церковь
  • Местоположение : Рим, Италия
  • Дата : 1658-1670
  • Архитектор : Джан Лоренцо Бернини
  • Историческое влияние : греческий стиль – ионические и коринфские колонны
  • Фасад : Фасад увенчан треугольным фронтоном, поддерживаемым коринфскими пилястрами. Вход в церковь ведет вверх по нескольким ступеням и под полукруглым крыльцом, обрамленным двумя ионическими колоннами. Над антаблементом крыльца находится герб покровителя Памфилов.

8. Собор Святого Павла – архитектура барокко

Источник изображения: tripsavvy. com Интерьеры собора Святого Павла; Источник изображения: Викисклад.

Этот шедевр барокко возвышается над Лондоном и был самым высоким зданием до 1963 года.

  • Здание : Собор Святого Павла
  • Функция : Англиканский собор
  • Местонахождение : Лондон, Великобритания
  • Дата : 1675-1710
  • Архитектор : Сэр Кристофер Рен
  • Особенности : Внешний и внутренний купол
  • Фасад : Внешний купол возвышается над барабаном колонн и ниш, возвышающихся над внешним видом, а также над главным фасадом. Внутренний купол соответствует масштабу внутренней части собора. Кирпичный конус находится между ними и выступает в качестве промежуточного структурного элемента.
  • Интерьеры : Интерьер демонстрирует многие черты архитектурного стиля барокко – сложные фрески, использование золота для кессонных потолков и куполов, а также сводов и арок.

9. Площадь Святого Петра и Балдахино – Ватикан, Рим, Италия

Источник изображения: youlocalrome.com
  • Корпус : Площадь Святого Петра
  • Назначение : Площадь, расположенная перед Собором Святого Петра
  • Местонахождение : Ватикан, Рим
  • Дата : 1586-1675
  • Архитектор: Джан Лоренцо Бернини
  • Историческое влияние: Египетская и греческая архитектура
  • Основные характеристики: Массивные дорические колоннады, центральный египетский обелиск, гранитный фонтан, эллиптический план
  • Фасад : Фасад украшен массивными дорическими колоннадами с замысловатыми скульптурами в стиле барокко, стоящими на них.

10. Королевский дворец в Казерте

Источник изображения: Capri.com Источник изображения: ЮНЕСКО

Это самая большая королевская резиденция в мире, занимающая площадь 47000 м2. Королевский дворец является прекрасным образцом монументального сооружения в стиле барокко, построенного в виде великолепного дворца.

  • Здание : Королевский дворец в Казерте
  • Назначение : Королевский дом/дворец
  • Местоположение : Казерта, Кампания, Италия
  • Дата : 18 век
  • Архитектор : Луиджи Ванвителли
  • Особенности: Дворец в 5 этажей включает парадные апартаменты, внутренние дворы, большую библиотеку, театр, монументальные залы, украшенные фресками. Также включает в себя большой парк, сады и лесной массив, а также акведук и промышленный комплекс.
  • Универсальная ценность : Объект всемирного наследия ЮНЕСКО
  • Фасад : Линейный фасад с английским садом, самым живописным садом в Европе.

Примеры интерьеров – искусство и архитектура барокко

Санта-Мария-делла-Виттория – Рим, Италия

В рукаве трансепта церкви Бернини создал эффект мини-театра с членами семьи Корнаро в ложах с видом на божественную тайну церкви. Экстаз святой Терезы на сцене.

Бернини создал иллюзионистскую фреску вокруг окна, на которой изображены вздымающиеся облака и ангелы. Даже некоторые облака в горельефе закрывают часть архитектурной лепнины и конструкции под ними. Фреска на потолке изображает открывающиеся небеса.

Чартерный дом Гранады

Ризница Ла-Картуха – Интерьеры

Интерьеры этого здания украшены искусством барокко. Изысканная резная лепнина с замысловатыми деталями даже скрывает нижележащие пилястры и основную структурную систему. Глаз бесконечно рисуется от части к части с драматической игрой света и тени.

Потолочное украшение Джезу

Удивительно, но здесь стирается грань между трехмерной реальностью и мистической иллюзией. На бочкообразных сводах Джезу были размещены толстолепные архитектурные лепные украшения, обрамляющие иллюзионистские фрески с изображением облаков и ангелов, поднимающихся к небу.

Архитектура барокко указывает на любую форму искусства, которая была разработана, украшена, а также сложна по сравнению с предшествующей архитектурой эпохи Возрождения и другими стилями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *