Бразильский архитектор: Нимейер Оскар. Большая российская энциклопедия

Содержание

Оскар Нимейер – знаменитый бразильский архитектор

Оскар Нимейер (Oscar Ribeiro de Almeida Niemeyer Soares Filho) (15 декабря 1907 г.,  Рио-де-Жанейро — 5 декабря 2012 г.) — пожалуй, самый знаменитый бразильский архитектор. Именно Нимейер спроектировал все правительственные здания Бразилиа, именно с него началась современная бразильская архитектура.

В самом начале своей карьеры Оскар Нимейер сделал необычный ход: на третьем курсе университета он попросил своего ректора и одного из наиболее влиятельных бразильских архитекторов того времени Лусиу Коста взять его к себе на работу бесплатно. Может быть, такое решение было возможным благодаря тому, что семья Нимейера была довольно состоятельной, может быть нет. Так или иначе, оно во многом определило его дальнейший успех.

Лусиу Коста интересовали современные тенденции, новые архитектурные приёмы и новые материалы. В этом отношении он оказал значительное влияние на Нимейера. В 1936 г., всего через два года после окончания университета, Оскар Нимейер получил возможность поучаствовать в крупном проекте и лично пообщаться с Ле Корбюзье, опыт и идеи которого он внимательно изучал. Лусио Коста выиграл конкурс на разработку проекта нового здания Министерства образования и здравоохранения (Паласиу Густаву Капанема), в качестве консультанта к которому и был приглашён Ле Корбюзье. Нимейер выполнял роль помощника. Спроектированное ими здание стало первым примером современной бразильской архитектуры и оказало большое влияние на архитектуру своего времени вообще.  После него Оскар Нимейер становится всё более заметной фигурой в архитектуре и начинает выполнять собственные проекты.

В 1938 г. он знакомится с Жуселину Кубечиком, который в то время был мэром Белу-Оризонти. Результатом их знакомства становится возведение культурно-развлекательного комплекса Пампулья в центре города. Проект получил мировую известность и вызвал как восторг, так и критику. Нимейер становится одним из ведущих архитекторов Бразилии  и открывает свой офис в Сан-Паулу. В 1940-е — 1950-е годы он создаёт здание Копан, павильон Ока и парк Ибирапуэра в Сан-Паулу, участвует в проектировке здания представительства ООН в Нью-Йорке и т. д.

В 1957 г. Оскар Нимейер и Лусиу Коста побеждают в конкурсе на участие в одном из самых грандиозных архитектурных проектов за всю историю Бразилии — строительстве новой столицы, задуманной президентом Жуселину Кубечиком как город будущего. Коста стал ответственным за планировку города, а Нимейер за разработку проектов основных правительственных зданий. Так три новатора создали уникальный облик Бразилиа, непохожий ни на один другой город мира. В Бразилиа находятся самые знаменитые творения Нимейера: Дворец Национального конгресса, Кафедральный собор Бразилиа, Дворец Планалту и здание Федерального верховного суда Бразилии.

Оскар Нимейер прожил очень долгую жизнь (104 года), и до самой глубокой старости активно работал. Среди его наиболее современных проектов Самбодром в Рио-де-Жанейро, Пантеон Танкреду Невиса и Монумент Жуселину Кубичека в Бразилиа, Музей современного искусства в Нитерое и Новый музей в Куритибе, впоследствии названный в его честь. Музей-око, как его называют жители Куритибы, один из самых необычных в мире с точки зрения архитектуры. Нимейер спроектировал это здание, когда ему уже было за 90.

Красота, которая не спасает — BRICS Business Magazine

Александр Алексеев

XX век стал эпохой реализации архитектурных утопий. Архитекторы всегда имели определенную амбицию не просто обустраивать пространство, но создавать социальный порядок. Благодаря их таланту и знаниям получали свое зримое, ежедневно воспринимаемое выражение власть монарха, богатство купца или величие божества. Однако в прошлом столетии, на фоне крупномасштабных экспериментов по общественному переустройству, архитекторы вдруг осознали, что пришла их пора осчастливить все человечество. Так возник модернизм.

Начать с нуля

Идея построить новую столицу Бразилии ближе к центру страны возникла еще в 1820-х годах, однако реализовать ее решился лишь Жуселину Кубичек, занимавший пост президента Бразилии с 1956 по 1961 год. Во время предвыборной кампании он пообещал, что город будет построен еще до окончания его президентского срока, и, победив на выборах, немедленно приступил к реализации программы. Согласно его замыслу, Бразилиа должна была стать символом модернизации страны, дать импульс развитию центральных регионов и показать пример нового гуманистического города, свободного от несправедливости, нищеты и трущоб – печально знаменитых бразильских фавел. Одним словом, полная противоположность старому Рио, формировавшемуся в колониальную эпоху.

Оскар Нимейер познакомился с Кубичеком задолго до работы над новой столицей – еще в начале 1940-х годов. Будущий президент был в то время префектом в Белу-Оризонти и привлек архитектора для строительства развлекательного комплекса: в фешенебельном пригороде были построены казино, танцевальный зал и яхт-клуб. Этот крупный проект стал поворотным в карьере Нимейера.

В 1956 году Кубичек обратился к нему вновь и предложил разработать генеральный план новой столицы, однако Нимейер от предложения отказался, настаивая на проведении конкурса. Из 28 представленных проектов в итоге был выбран генплан его друга и учителя Лусиу Косты. Что же касается самого Нимейера, то он занялся проектированием правительственных и общественных зданий.

От плана к реальности

При взгляде сверху Бразилиа напоминает самолет или птицу, хотя Коста утверждал, что имел в виду гигантскую бабочку. Ее «голова» – огромный треугольник – площадь Трех властей. Вдоль «туловища» выстроились основные правительственные здания, министерства, кафедральный собор, стадион, деловая и торгово-развлекательная зоны. Распростертые «крылья» испещрила сеть одинаковых жилых кварталов квадратной формы.

Кубичек оказался деятельным президентом и, как это ни удивительно, обещание сдержал: Бразилиа была возведена за 3 года усилиями 60 тыс. строителей. На это ушло 100 тыс. тонн железа, 1 млн кубометров бетона. Стройматериалы подвозили на самолетах, так как дороги еще только прокладывались.

Летом 1958 года группа архитекторов переезжает в строящуюся новую столицу. «Нельзя сказать, чтобы условия, в которых мы оказались, были удовлетворительными, – писал впоследствии Нимейер. – У нас не было ни света, ни горячей воды, да и питание в период строительства оставляло желать много лучшего. Проливные дожди покрывали дороги грязью, что для нас, привыкших к асфальту, было большим неудобством. И все же, как это ни удивительно, преобладали энтузиазм, решимость и спортивный дух».

Кубичек не жалел денег на строительство и полностью доверял мнению архитекторов, поэтому серьезных проблем с реализацией первоначального замысла удалось избежать. Конечно, не все шло гладко, но главной причиной был тот бешеный темп, в котором велись работы. Наконец 21 апреля 1960 года столица была официально перенесена в Бразилиа.

Спроектированные Нимейером монументальные здания выстроились вдоль широкой как поле эспланады. Не здания – дворцы. Именно так их назвали: дворец Рассвета, дворец Плоскогорья, дворец Развития и т.д. Пожалуй, самый известный образ города – дворец Национального конгресса на площади Трех властей. Две прямоугольные башни, нарочито приближенные друг к другу на фоне окружающей пустоты, титаническая горизонталь террасы над малоэтажным корпусом и два прижатых к ней сверху параболических объема – купол и чаша, – уравновешивающие композицию. Простые, лаконичные формы, идеальные пропорции, ослепительная белизна освещенных солнцем поверхностей на фоне голубого неба и красноватой почвы – во всем этом было нечто нереальное, сюрреалистическое.

Жилье в городе при этом строилось преимущественно типовое: многоквартирные дома, собранные из элементов заводского изготовления – жилых ячеек, были единственно возможным решением, учитывая жесткие сроки строительства. Кроме того, они в полной мере соответствовали заветам Ле Корбюзье, описавшего современный дом как «машину для жилья». Впрочем, на берегу искусственного озера Параноа нашлось место и зоне отдельных вилл.

Коста и Нимейер еще несколько лет продолжали заниматься развитием Бразилиа, однако со сменой власти энтузиазм пошел на спад. От многих первоначальных замыслов пришлось отказаться, а работа превратилась в череду конфликтов с отдельными чиновниками и целыми ведомствами.

Когда в середине 1960-х годов в Бразилии установилась военная диктатура, в карьере Нимейера на родине наметился кризис. В США работать также не получалось: в разгар холодной войны архитектору-коммунисту отказали в визе. Он пере­ехал в Европу, строил во Франции, в Алжире, периодически возвращаясь, чтобы реализовать тот или иной проект в Бразилии, однако найти взаимопонимания с новой администрацией не мог. Полноценное возвращение случилось лишь в 1980-х – с приходом к власти демократических сил.

Победа или поражение?

«Главная задача архитектора – мечтать», – писал Оскар Нимейер. Почему же его собственная мечта так и не осуществилась, этот лучезарный город, вдохновленный гуманистическими идеалами, не стал местом, комфортным для жизни, красивая утопия не воплотилась в реальность?


Урбанист Ян Гейл даже придумал специальный термин «синдром Бразилиа» и еще один – «вертолетный урбанизм». Все это о городах, построенных по плану, которые хорошо смотрятся с высоты птичьего полета, но плохо работают на уровне земли. Для архитекторов, исповедующих такой подход в проектировании, у Гейла есть довольно крепкая характеристика – birdshit architects.
Идея в том, что они рисуют свои планы, глядя с большой высоты, и, подобно птицам, сбрасывают вниз на головы граждан результаты своей деятельности

Столица, построенная в пустыне с нуля, уже сама по себе прекрасная метафора переустройства общества. С понедельника начинаем новую жизнь! Правда, как правило, эта новая жизнь продолжается не далее вечера среды, максимум пятницы. Так и с городами. Гладко оказывается лишь на бумаге…

Популярный ныне урбанист Ян Гейл даже придумал специальный термин «синдром Бразилиа» и еще один – «вертолетный урбанизм». Все это о городах, построенных по плану, которые хорошо смотрятся с высоты птичьего полета, но плохо работают на уровне земли. Для архитекторов, исповедующих такой подход в проектировании, у Гейла есть довольно крепкая характеристика – birdshit architects. Идея в том, что они рисуют свои планы, глядя с большой высоты, и, подобно птицам, сбрасывают вниз на головы граждан результаты своей деятельности.

Правда состоит в том, что города, построенные модернистами, действительно лучше разглядывать на расстоянии. Большие объемы, отделенные друг от друга открытыми пространствами, смотрятся особенно эффектно из автомобиля, мчащегося по автостраде.

Бразилиа так и не стала городом в подлинном смысле этого слова. Ей не хватает сложности, считает британский урбанист Рики Бердетт. Здесь нет характерного для настоящих городов смешения функций: жилой, торговой, деловой и т.д. Город очень четко зонирован, уличная жизнь не развита.

Несмотря на все усилия архитекторов сделать проект гуманистическим и соразмерным человеку, Бразилиа не слишком дружелюбна к пешеходам. Как это ни парадоксально, коммунистически ориентированные архитекторы и урбанисты, как и их капиталистические коллеги, делали акцент на перемещении на автомобиле.

Конечно, в Бразилиа не было фавел, однако вскоре рядом возник трущобный город-спутник Тигуантинга. Мечте Нимейера и Косты, что рабочие и простые строители столицы будут жить в тех же домах, которые они возводили, не суждено было осуществиться. Цены на недвижимость в столице оказались слишком высоки, и она превратилась в город для богатых.

Искоренить несправедливость и нищету одной лишь яркой архитектурной идеей оказалось невозможно. Утопические градостроительные проекты модернистов провалились, поскольку они не учитывали всей сложности жизни. К счастью, таланты этих архитекторов не сводились к проектированию «светлого будущего»: они построили уникальные по своей выразительности и пластике сооружения.

«Для меня красота всегда стоит на первом мес­те», – говорил Оскар Нимейер. И что ему, без сомнения, удалось, так это создать уникальный образ Бразилиа. Ее архитектурой восхищались многие. Британский архитектор Норман Фостер назвал ее «захватывающе прекрасной» и «совершенно магической», исполненной света и оптимизма. В 1987 году город был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Бразилия Архитектура и дизайн | Дезин

Результаты поиска:

Уточните параметры поиска:

  • Паскали Семерджян представляет бетонный потолок для капитального ремонта квартиры в Сан-Паулу

    Сан-Паулу Студия Pascali Semerdjian Arquitetos отремонтировала квартиру в городе для местной семьи, используя мебель, облицовку и открытые детали для создания социальных пространств, которые являются «глубоко бразильскими и ярко космополитическими».

    Подробнее

    Дэн Ховарт | | Оставить комментарий
  • Денис Джоэлсонс развертывает «серию своевременных вмешательств» для отремонтированного кирпичного поместья в Бразилии

    Бразильский архитектор Денис Джоэлсонс завершил реконструкцию ряда кирпичных построек под названием Sítio Rio Acima недалеко от Сан-Паулу, включая основной дом со сводчатым потолком и арочным окном в фонаре. Подробнее

    Кейт Мазаде | | Оставить комментарий
  • FGMF оборачивает небоскреб Сан-Паулу вокруг «внутренней полуобщественной площади»

    Местная архитектурная студия FGMF Arquitetos создала в Сан-Паулу многоцелевой небоскреб под названием POD Pinheiros, который включает в себя центральный атриум под открытым небом. Подробнее

    Бен Дрейт | | Оставить комментарий
  • Художники и дизайнеры украшают заброшенный многоквартирный дом в Сан-Паулу инсталляциями

    Бразильский девелопер Somauma превратил три этажа здания Вирджиния в центре Сан-Паулу в инсталляцию, в которой представлены работы более ста художников и дизайнеров для Недели дизайна в Сан-Паулу. Еще

    Бен Дрейт | | Оставить комментарий
  • Königsberger Vannucchi проектирует самый высокий небоскреб Сан-Паулу в виде «монолита»

    Местная студия Königsberger Vannucchi Arquitetos Associados завершила Platina 220, самый высокий небоскреб в Сан-Паулу, центральный блок которого окружен тремя меньшими объемами. Подробнее

    Бен Дрейт | | Оставить комментарий
  • Студия MEMM создает Tree House в Бразилии, чтобы выявить «игривого внутреннего я»

    Бразильская фирма Studio MEMM завершила создание пары приподнятых, обшитых деревом конструкций, которые предназначены для создания «плавающего волшебного пространства в лесу» как для детей, так и для взрослых.

    Подробнее

    Дженна Макнайт | | Оставить комментарий
  • Tria Arquitetura обновляет пентхаус в Сан-Паулу со скульптурной лестницей

    Этот пентхаус в Сан-Паулу, спроектированный местной студией Tria Arquitetura, украшен большим разнообразием предметов искусства и коллекционного дизайна, а также скульптурной лестницей. Еще

    Дэн Ховарт | | Оставить комментарий
  • «Архитектура имеет значение при штурме Национального конгресса»

    Ошеломление бунтовщиков, пробравшихся в этом месяце в Национальный конгресс Бразилиа, указывает на растущее недовольство архитектурными символами власти, пишет Уилл Уайлс. Подробнее

    Уилл Уайлс | | Оставить комментарий
  • Офис напротив проектирует антиутопическую стену для защиты Национального конгресса Бразилии от бунтовщиков

    Провокационная архитектурная студия Opposite Office спроектировала стену Castillo Congresso, чтобы окружить Национальный конгресс Бразилии и превратить здание, спроектированное Оскаром Нимейером, в «крепость для защиты демократии». Подробнее

    Кайса Карлсон | | Оставить комментарий
  • Правительственные дворцы Оскара Нимейера повреждены во время бунта в Бразилиа

    Сторонники бывшего президента Бразилии Жаира Болсонару повредили знаменитые здания Национального конгресса, дворца Планалто и Верховного суда, спроектированные Оскаром Нимейером, после штурма столицы Бразилиа. Еще

    Кайса Карлсон | | Оставить комментарий
  • Gema Arquitetura раскрашивает офисы Sallve в Сан-Паулу

    Оттенки розового, фиолетового и желтого цветов проходят через рабочие пространства, которые бразильская студия Gema Arquitetura разработала для бренда средств по уходу за кожей Sallve в Сан-Паулу. Подробнее

    Дэн Ховарт | | Оставить комментарий
  • AIA Estúdio спроектировала интерьер в стиле пещеры для магазина одежды в Рио-де-Жанейро

    Органические формы и поверхности, напоминающие камень, характеризуют интерьер магазина одежды Haight в Рио-де-Жанейро, разработанный бразильской практикой AIA Estúdio в сотрудничестве с дизайнером Рафаэлем Тепедино. Подробнее

    Эми Пикок | | Оставить комментарий
  • Studio MK27 сочетает в себе различные текстуры в интерьере квартиры в Сан-Паулу

    Пушистая обивка, кружевные шторы и тактильные коврики — все это в Flat #6, квартире в Сан-Паулу, спроектированной Studio MK27. Еще

    Эми Фрирсон | | Оставить комментарий
  • Элементы из камня, дерева и бетона в Casa Pampas от RMK Arquitetura

    RMK Arquitetura завершила строительство жилого дома на южных равнинах Бразилии с использованием камня, бетона и дерева для ограждения жилых помещений. Подробнее

    Джеймс Бриллон | | Оставить комментарий
  • GOAA использует сборные панели для создания школы с естественной вентиляцией в Бразилии

    Бразильская студия Gusmão Otero Arquitetos Associados завершила строительство кампуса школы Pequeno Príncipe на окраине города Рибейран-Прету с использованием бетона и сборных панелей. Подробнее

    Джеймс Бриллон | | Оставить комментарий
  • Studio Guilherme Torres размещает внутренние дворики в убежище из утрамбованной земли в Сан-Паулу

    Стена из утрамбованной земли, построенная из песка, взятого с участка, окружает эту виллу с несколькими постройками в Бразилии от Studio Guilherme Torres. Еще

    Джеймс Бриллон | | Оставить комментарий
  • Memola Estudio оставляет бетонную конструкцию открытой для апартаментов Gale в Сан-Паулу

    Баланс между природными и промышленными материалами был ключевым моментом при реконструкции этой квартиры в Сан-Паулу бразильской студией Memola Estudio. Подробнее

    Дэн Ховарт | | Оставить комментарий
  • Gisele Borges Arquitetura окутывает конический многоквартирный дом перфорированной «второй кожей»

    Перфорированный металлический фасад окружает этот угловой многоквартирный дом в Белу-Оризонти, спроектированный таким образом, чтобы открывать вид изнутри и защищать частную жизнь жильцов. Подробнее

    Джеймс Бриллон | | Оставить комментарий
  • Десять бразильских домов, отражающих разнообразный ландшафт страны

    Бетонный дом в тропическом лесу, дом из утрамбованной земли в гористой местности и окрашенная в красный цвет стальная конструкция в городе Сан-Паулу включены в этот обзор 10 бразильских домов из архива Dezeen. Еще

    Эми Пикок | | Оставить комментарий
  • Лаборатория MIT Senseable City Lab использует трехмерное лазерное сканирование для составления карты фавел Рио-де-Жанейро

    В этом одноминутном видеоролике показано, как лаборатория MIT Senseable City Lab использует трехмерное лазерное сканирование для анализа архитектуры бразильских фавел. Подробнее

    Франческа Теслер | | Оставить комментарий

Foster + Partners воплощает «творческий дух Мумбаи» с первым Apple Store в Индии

Уоррелл Йенг обновляет ферму в Нью-Йорке с коллекцией «родственных» деревянных зданий

Арон Химмельфарб расширяет пивоварню Hudson Valley дегустационным залом из кортеновской стали

Компания Foster + Partners проектирует терминал для «службы воздушного такси» в Дубае

Консоли Espacio 18 Arquitectura, скульптурный бетонный дом в Оахаке

Десять зданий, втянутых в судебные баталии

Десять различных и повседневных применений биопластика

Блок 722 прижимает дом O Lofos к горному склону Крита

Руководство по мероприятиям Dezeen

Дезин Джобс

{{категория}}

{{carousel_title}}

Лина Бо Барди: Архитектор бразильского модернизма

Итальянка Лина Бо Барди посвятила свою взрослую жизнь Бразилии, стране, которая дала ей возможность работать архитектором и дизайнером. Ее Художественный музей Сан-Паулу со стеклянным интерьером, который легко висит над площадью благодаря четырем ярко-красным опорным колоннам, является культовым примером бразильского модернизма. Тем не менее, работая в то же время, что и такие архитекторы, как Оскар Нимейер и Лучио Коста, работа Бо Барди была затмевана на десятилетия.

Архитектурные основы Бо Барди были заложены в ее родной Италии. Бо Барди родился в 1914 году, как Ачиллина Бо, и вырос в Риме в генуэзской семье. Изучив архитектуру, она переехала в Милан, где нашла немного больше свободы от консервативной культуры Рима. Она писала и работала для таких журналов, как Domus , Lo Stile и «A» Cultura della Vita , в которых она сотрудничала с такими умами, как Джо Понти и Бруно Цеви. Только в 1946 году Бразилия стала для нее вариантом, после того как она вышла замуж за Пьетро Марию Барди. Известный искусствовед и торговец, сторонник итальянского рационализма, П. М. Барди впервые посетил Бразилию в начале XIX века. 30 с. Вместе они покинули Италию через месяц после свадьбы.

Лина Бо Барди, SESC Pompéia via Wikimedia Commons

В Бразилии Бо Барди стал архитектором. Изучая свой новый дом, она разработала подход к дизайну, который стремился прославить современную нацию, которая признала свою историю, но не застряла в прошлом. Лучше всего это видно в таких проектах, как Solar do Unhão и SESC Pompéia, где она преобразовала существующие структуры в новые функции, которые служили более широкому сообществу. Как объясняет архитектор и ученый Зойлер Лима: «Лина Бо Барди считала, что сохранение не только восстановления существующих зданий, но и должно касаться того, что она определила как историческое настоящее, а также социальных аспектов застроенной среды». Статическая сохранность, которая не развивалась вместе с потребностями города, не послужила бы его сообществу.

Комплекс Solar do Unhão, расположенный в Сальвадоре, Бразилия, представлял собой участок вдоль береговой линии города, построенный в шестнадцатом веке. Он должен был стать новым домом для Музея народного искусства и Музея современного искусства Баии. Это место представляло собой группу исторических зданий, в том числе церковь и жилой особняк, организованные вокруг площадей. Сохранив архитектурные особенности построек, Бо Барди открыл интерьеры, убрав перегородки и украшения. Это дало ей свободу дать исторически значимому месту в Сальвадоре новую жизнь в качестве выставочного пространства, в отличие от того, чтобы быть полностью связанным его прошлым использованием. В своем анализе этого дизайна Лима подчеркивает, что цель Бо Барди «заключалась в том, чтобы историческое здание присутствовало в коллективной жизни города». В Solar do Unhão она создала активное пространство, связанное с визуальной культурой современного Брази, признавая при этом историческое наследие этого места.

Museu de Arte Moderna da Bahia, бывший Solar do Unhão, Сальвадор, Бразилия через Wikimedia Commons перепланировка официальной промышленной зоны в районе Помпея в Сан-Паулу в культурный центр, ныне известный как SESC Pompéia. Проект Бо Барди предусматривал перестройку существующих фабричных зданий, раскинувшихся по горизонтали, в культурные объекты и строительство новых возвышающихся башен, в которых разместятся спортивные залы. Как описывает искусствовед Хилари Макартни,

Построенные из бескомпромиссного брутального бетона, эти три башни — кубический спортивный блок, связанный блок удобств и цилиндрическая водонапорная башня — ярко заявляют о роли общественных действий и ресурсов в городе, в котором быстро преобладают обычные многоквартирные дома и корпоративные офисные здания.

Бо Барди провел много времени на этом объекте, чтобы понять, как сообщество стало использовать его после закрытия фабрики. Она позволила этому направить свое понимание того, как пространство должно быть перепроектировано, превратив бывшее капиталистическое пространство в пространство для собраний и развлечений.

Лина Бо Барди хотела создать пространство для сообществ. Она знала о силе архитектуры и истории, с которой она связана. Размышляя о работе Бо Барди в Сальвадоре и ее непреходящем наследии, Роджер М. Бюргель отмечает, что она «признала, насколько запутанной была связь западного проекта современности с колониализмом… было ясно, что она искала разумный способ справиться с этой проблемой. ”


Поддержите JSTOR ежедневно! Присоединяйтесь к нашей новой программе членства на Patreon сегодня.

Есть исправление или комментарий к этой статье?
Свяжитесь с нами.

ArchitectureBrazIlafterall: журнал искусства, контекста и энквиририфутуры передней: журнал исторического сохранения, истории, теории и критики Whest 86th: журнал декоративного искусства, истории дизайна и материальной культуры

JSTOR — это цифровая библиотека для ученых, исследователей и студентов. Читатели JSTOR Daily могут бесплатно получить доступ к оригинальным исследованиям наших статей на JSTOR.

Сохранение как противостояние: работа Лины Бо Барди

Автор: Zeuler Lima

Future Anterior: Journal of Historic Preservation, History, Theory, and Criticism, Vol.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *