Чиппендейл стиль: Стиль Чиппендейл – история, характерные особенности, фото. Блог об интерьерах и красивом паркете «Идеи Монблан Декор»

Что такое «чиппендейловский стиль»: dombusin — LiveJournal

Имена мультипликационных героев взяты из фамилии самого известного английского краснодеревщика и дизайнера мебели – просто от того, что фамилия легко раскладывалась на два коротких имени-клички и союз между ними.

В англоязычной литературе часто можно встретить выражение «чиппендейловский стиль», это как раз касается мебели, которая в силу своей характерности задавала тон всему интерьеру.

Так же, как скрипки Страдивари мебель Томаса Чиппендейла ассоциируется с конкретной эпохой и культурным направлением и одновременно с высочайшим качеством и особенными материалами.


Памятник Томасу Чиппендейлу в Отли, Йоркшир и типичный представитель чиппендейловского стиля

Томас Чиппендейл (1718-1779) родился в Йоркшире, в семье потомственных краснодеревщиков – кстати, изготовителей мебели из ценных пород дерева стали называть «краснодеревщиками» во многом благодаря самому Чиппендейлу, до которого дорогую мебель делали из светлого дерева, бука, дуба и ореха. Само красное дерево попало в Европу в 1730-х годах, когда капитан одного английского судна привез его в качестве балласта с Ямайки.

Томас Чиппендейл, который в двадцатилетнем возрасте покинул родной город и перебрался в Лондон, где открыл маленькую мастерскую, был одним из первых мастеров, кто обнаружил достоинства и красоту красного дерева. Новаторство, но при этом в союзе с лучшими традиционными техниками – вот характерная черта стиля Чиппендейла, благодаря которому он быстро стал знаменитым.


Страницы из каталога Томаса Чиппендейла, выпущенного в 1754 году. Издательство этого каталога было удачнейшей маркетинговой находкой — так о мебели Чиппендейла узнал широкий круг аристократов и богачей

Настоящую известность молодому мастеру принесли два изданных им каталога мебели, в которых он показал возможности своей мастерской и разнообразие собственного дизайна. Стиль Чиппендейла сложился под воздействием царящего в середине 18-го века в Франции рококо, но Томас Чиппендейл объединил изящество и декоративность рококо с чисто английской основательностью и импозантностью.

Мебель Чиппендейла была удивительно красива, но при этом надежна, комфортна, устойчива и продумана до мелочей. Мастер смело разбавлял элементы рококо готическими и восточными мотивами, но ровно настолько, чтобы это не стало кичем. Царивший в Англии в 1750-1780-х годах чиппендейловский стиль стал символом прекрасного вкуса и респектабельности, любовь к этому стилю продержалась почти весь 19-й век, жива и сейчас.


Интересно, что Томас Чиппендейл стал одним из первых дизайнеров, кто начал брать на себя полное оформление интерьеров у богатых клиентов, от светильников до дверных ручек, чтобы все соответствовало единому настроению и выглядело цельным произведением.

Фамилия краснодеревщика Чиппендейла попала в мультики совершенно случайно – просто один из продюсеров компании Диснея с детства «слышал» в названии мебели два имени, и перетащил свой каламбур на экран, когда понадобились имена для двух второстепенных героев.


Типичные стулья в чиппендейловском стиле: легкость, декоративность и комфорт

Потом этих героев решено было выделить в отдельную мультяшную историю, и они вдруг стали намного популярнее своего «тезки». И теперь, когда говорят «чиппендейловский стиль», уже требуются разъяснения.

В общем, это стиль изящной, избавленной от громоздких деталей, но при этом практичной мебели, характерная черта которой – преимущественное использование красного дерева и специфическая форма ножек, гнутые и с шариком или «лапкой» на конце. И еще это дорогая причудливая фурнитура и сочетание рококо, неоклассики, готики и восточного стиля.

Стиль Чиппендейл

В 1754 году в Англии вышел альбом мебельных образцов под названием «The Gentlemans and Cabinetmakers Director», продолживший европейскую традицию регулярных выпусков изданий с рисунками модных мебельных эскизов. Автором альбома выступил английский мебельный мастер Томас Чиппендейл, уже прославившиеся к этому времени не только как мастер-практик, но и как автор многочисленных проектов мебели. Принято считать, что в своем альбоме он отобразил не только проекты всех существующих на тот момент типов мебели, но и сконструировал новые формы. Альбом, как и работы самого Чиппендейла, оказали большое влияние на мебельное искусство Англии и всей континентальной Европы.

 

К третьей четверти XVIII столетия Томас Чиппендейл был признан ведущим мебельным мастером эпохи, а выработанный им новаторский стиль получил нарицательное имя. Редкий случай, когда английская традиция была нарушена, и мебельный стиль получил имя краснодеревщика, а не правящего монарха. Томас Чиппендейл родился в 1718 году в Йоркшире в семье краснодеревщиков. Именно от отца он получил первые навыки работы с деревом. В возрасте 21 года Томас переезжает в Лондон, устроившись работать резчиком по дереву.

 

В 1749 году Томас Чиппендейл открывает в Лондоне собственную мастерскую. Успех от продажи собственной мебели позволил мастеру расширить мастерскую и переселиться в центр мебельного производства — переулок Святого Мартина (St. Martin’s Lane), на северной границе Вестминстера. В мастерской Томаса Чиппенедейла изготавливались разнообразные формы корпусной мебели, мебели для сидения, а также жирандоли, рамы для зеркал и множество других функциональных предметов. После выхода альбома мастер приобрел популярность и стал получать заказы на меблировку многих особняков аристократии и влиятельных людей.

Излюбленным материалом Чиппендейла для изготовления мебели являлось красное и лимонное дерево. Природная фактура этих древесин настолько хороша, что не требует дополнительной обработки. Несмотря на укоренившуюся в европейских странах моду  фанеровать, окрашивать или золотить древесину, мастер ограничивался лишь деликатным вощением деревянных поверхностей. Считается, красное дерево было завезено в Европу в 1725 году капитаном одного английского судна. Краснодеревцы сразу оценили красоту и податливость древесины, твердость которой позволяла реализовать самые смелые задумки. До этого знаменательного рубежа мебель изготавливалась преимущественно из местных пород дерева — бука, дуба, ореха и ясеня.

 

Традиционно различают три стилевых направления в мебели Чиппендейла: готическое, рококо и шинуазри. Взяв за основу формы модного стиля рококо (получившего в альбоме название modern» — современный), автор дополнил их экзотическими элементами и получил гармоничный и узнаваемый дизайн. Изящный и аутентичный стиль, предложенный Томасом Чиппендейлом, явился своеобразной реакцией на тяжеловесные формы уходящего барокко.

 

Пожалуй, наиболее узнаваемой мебельной формой в стиле Чиппенедейла является мебель для сидения — кресла и стулья, с широкими сиденьями с ленточной спинкой, состоящей из резных переплетенных лент и, конечно же, фигурные ножки с широкой лобовой частью, заканчивающиеся птичьей лапой, держащей шар. Именно Чиппендейл возродил мотив птичьих лап, появившийся впервые в мебельном убранстве Античности.

 

Мебельное собрание Alter Ego Home систематически пополняется мебелью для сидения в стиле Чиппендейл, варьирующейся материалом изготовления, цветовым решением сидений и орнаментикой узоров на спинках.

 

Помимо мебели для сидения в коллекции Alter Ego Home имеется ряд предметов, выполненных в лучших традициях Чиппендейла. Так, великолепный шкаф-секретер красного дерева SA2196 оснащен дверцами с тонким геометрическим рисунком фасонной пайки стекол, значительно обогащающей впечатление от предмета. Внутренняя отделка конторки, скрывающаяся за откидной столешницей, поражает мастерством исполнения: аккуратные ящички дополнены изящными латунными ручками, гладкая поверхность для письма демонстрирует роскошную природную текстуру махагони. Поясок геометрического орнамента, пущенный по фризу, отсылает к отголоскам готической стилистики.

 

В другом художественном направлении, выработанном Чиппендейлом, выполнен комплект французской мебели, состоящий из кровати и туалетного столика. Сложное архитектурное решение предметов; навершия, решенные в виде стилизованной восточной пагоды, причудливое смешение китайской разновидности геометрического орнамента с формами рококо, выдают принадлежность к стилистике чиппендейловского шинуазри. 

 

     

 

Автор: Мария Королева

Идентификация мебели Чиппендейл

К

Памела Уиггинс

Памела Уиггинс

Памела Уиггинс — уважаемый эксперт и оценщик старинных и коллекционных бижутерии. Она стала соучредителем Международного образовательного веб-сайта Costume Jewelry Collectors International. Памела имеет более чем 30-летний опыт работы и пишет уже 20 лет.

Узнайте больше о The Spruce Crafts’ Редакционный процесс

Обновлено 25.01.21

Ель / Хилари Эллисон

Мебель Чиппендейл — американский дизайн, зародившийся в 16 веке. Он в основном характеризуется формой ножек и ступней и часто изготавливается из темного дерева. Есть влияние стиля королевы Анны, а также китайского дизайна; Эстетика Чиппендейла выдержала испытание временем, поскольку с момента своего создания продолжает оставаться частью дизайна интерьера. Важные изделия, созданные Чиппендейлом, могут продаваться миллионами, но этот стиль много раз возрождался с 1700-х годов, и его можно найти в самых разных ценовых диапазонах.

Происхождение Чиппендейла

Американская мебель, изготовленная в стиле Чиппендейл, была названа в честь работы лондонского краснодеревщика Томаса Чиппендейла в середине 1700-х годов. Он стал довольно известным в свое время после публикации «Директор джентльмена и краснодеревщика», руководства по изготовлению различных предметов мебели.

Американская мебель, выполненная в стиле Чиппендейл, относящаяся к колониальному периоду, была консервативной по сравнению с английским дизайном того же периода. Чиппендейл тесно связан с более ранним стилем королевы Анны, и важно помнить, что элементы в дизайне мебели иногда перекрываются, поскольку вкусы меняются от периода к периоду. Таким образом, вы можете найти произведение, которое в целом попадает в категорию Чиппендейла, но также имеет один или два элемента королевы Анны.

Тем не менее, есть некоторые контрольные характеристики, на которые следует обратить внимание при идентификации произведений Чиппендейла, включая включенное дерево, стили ног и ступней и другие украшения.

Древесина, используемая в предметах стиля Чиппендейл

Лучшие предметы в стиле Чиппендейл обычно изготавливались из красного дерева, но использовались и другие породы дерева, такие как орех, вишня и клен, для создания более доступной мебели в этом стиле. Более поздние версии часто включают в себя множество различных пород дерева и, как правило, имеют темную отделку, имитирующую старые изделия.

Ноги и ступни в стиле Чиппендейл

У многих произведений Чиппендейла есть изогнутые ножки кабриолей. Американские краснодеревщики из Ньюпорта, штат Род-Айленд, также часто использовали классические тростниковые или рифленые ножки. Производители мебели в Филадельфии включили влияния рококо, что привело к более искусно вырезанным ножкам. Некоторые предметы, такие как приставные стулья и небольшие столы, такие как стиль Пемброк, имеют прямые ножки, но другие элементы стиля Чиппендейл все еще присутствуют.

На самом деле в мебели Чиппендейла есть шесть различных стилей ножек и ступней: львиная лапа, шаровидная лапа, поздний Чиппендейл, Мальборо, трефа и лопата. Лапа льва, названная в честь своей формы, а также шар и коготь были основаны на форме кабриоля. Американские краснодеревщики отдавали предпочтение мячу и клешне, поскольку клешня принадлежала орлу. Стиль позднего Чиппендейла имеет квадратную ногу с квадратным футом. Самое простое — дубинка, простая круглая ступня; лопата представляет собой круглую коническую ножку с квадратной или трапециевидной ножкой.

Фрэнк Фармер Лумис IV, автор книги In Antiques 101, , ценил давно устоявшийся стиль королевы Анны, но также понимал, что новаторский дизайн — это то, что поддерживает продажи. Таким образом, этот предприимчивый краснодеревщик черпал вдохновение как в китайском, так и в готическом стилях, и включил элементы дизайна, в том числе прямую ножку Marlborough.

Прочие элементы стиля Чиппендейл

В то время как ноги и ступни часто являются хорошей отправной точкой при идентификации произведений Чиппендейла, есть и ряд других особенностей, на которые следует обратить внимание. Что касается деревянных деталей, верхние перила стульев часто имеют форму ярма. Задние рейки (тонкий кусок дерева в центре спинки стула) на подлокотниках и боковинах стульев могут быть замысловато проколоты и вырезаны ленточными мотивами, хотя на некоторых стульях есть менее богато украшенные рейки.

Мотивы раковин, перенесенные из периода королевы Анны, могут присутствовать, но не так распространены в этом стиле, как раньше, в 1700-х годах.

А когда дело дошло до текстиля, диваны, табуреты и стулья в стиле Чиппендейл часто были обиты лучшими тканями, включая красивый шелк.

Более поздние стили Чиппендейла

Многие репродукции стиля Чиппендейл были созданы примерно в 1900 году в поздневикторианский период. Хотя сегодня они сами по себе являются антиквариатом, по сравнению с ними они не имеют тонко обработанных деталей, характерных для предметов раннего стиля Чиппендейл, и при этом они не имеют цен на настоящую старинную мебель. Поскольку большинство людей не могут позволить себе дорогие вещи, более поздние экземпляры представляют собой антикварную альтернативу для тех, кто любит стиль без большого бюджета.

Влияние Чиппендейла по-прежнему широко встречается в формальном дизайне и производстве мебели, включая использование ножек-кабриолей и ножек с шаровидными когтями.

Некоторые современные изделия полностью копируют старые модели, в то время как другие черпают вдохновение в этом классическом стиле, сочетающем их с современными влияниями.

Обязательно получите мнение эксперта по антикварной мебели, если вы не уверены в ее происхождении, особенно если вы планируете каким-либо образом отполировать или изменить предмет. Многие предметы антикварной мебели гораздо ценнее в первоначальном состоянии.

Американская мебель, 1730–1790 годы: стили королевы Анны и Чиппендейла | Эссе | The Metropolitan Museum of Art

Во второй четверти восемнадцатого века смелые повороты, утонченные пропорции и динамичные поверхности стиля раннего барокко, или стиля Вильгельма и Марии, уступили место изящно изогнутым очертаниям, классическим пропорциям и сдержанный орнамент поверхности. Этот новый стиль, по-разному называемый поздним барокко, ранним грузинским или королевой Анной, представлял собой смесь нескольких влияний, в том числе барокко, классического и азиатского.

Бостон был ведущим колониальным городом в начале восемнадцатого века и первым, кто реализовал аспекты нового стиля. «Кривые» или S-образно изогнутые спинки стульев, которые соответствовали форме позвоночника сидящего, впервые появились здесь в 1720-х годах. Эта особенность была заимствована из азиатского дизайна и отражала растущую заботу о комфорте того периода. К 1730-м годам бостонские производители разработали стандартную форму стула с планкой в ​​форме вазы и S-образными ножками-кабриолями (46.192.2). С их округлыми очертаниями стулья этого типа представляли собой резкий отход от жестких прямых спинок стульев предыдущих эпох.

Бостонские производители произвели тысячи стульев в стиле королевы Анны на экспорт и продали их другим колониям в рамках межприбрежной торговли. В Филадельфии мастера отреагировали на конкуренцию со стороны бостонского импорта, разработав отличительные формы сидений с более искусно изогнутыми линиями (62.171.21). Выявляя акцент позднего барокко на отрицательном пространстве, сплошная планка и боковые стойки были тщательно спроектированы так, чтобы между ними образовалась изящно изогнутая пустота.

Корпусная мебель в стиле позднего барокко стала более архитектурной, с пропорциями и орнаментом, заимствованными из ренессансных прецедентов. Новые переводы Андреа Палладио Четыре книги по архитектуре (1570) предоставили мастерам формулы для определения правильных пропорций, а также ряд классических орнаментов. К 1730-м годам бостонские мастера встраивали ножки-кабриоли и фронтоны в виде сломанных завитков в высокие комоды (10.125.62). Эта стандартная бостонская форма была адаптирована и усовершенствована в других местах колоний. В Ньюпорте, штат Род-Айленд, краснодеревщики встроили характерные завитки и зубчатые раковины в юбки высоких сундуков и туалетных столиков. В то время как бостонские кабриольные ножки были несколько жесткими и вертикальными, ньюпортские производители предпочитали более криволинейные ножки, которые заканчивались остроконечными башмаками (19).94.449).

Одним заметным исключением из приглушенного орнамента мебели в стиле королевы Анны является японизация, техника, разработанная на Западе для имитации азиатской лакировки. В Бостоне и Нью-Йорке формы позднего барокко были расписаны фантастическими сценами Дальнего Востока, известными как «шинуазри» (10.125.58). Хотя эта форма украшения возникла в период Вильгельма и Марии, она оставалась популярной на протяжении 1750-х годов.

Благодаря межкаспийской торговле высококачественный черный орех из Вирджинии и Пенсильвании стал доступен мастерам по всей Новой Англии и Средней Атлантике, и это было самое популярное дерево в период королевы Анны (1730–1760). Грецкий орех часто окрашивали, чтобы он напоминал импортное карибское красное дерево, которое стало излюбленной древесиной в последующую эпоху Чиппендейла или рококо (1755–1799 гг.).0).

Публикация Томаса Чиппендейла Джентльмен и директор Краснодеревщика (1754) отразила растущее влияние французского стиля рококо, который нашел выражение в Америке в наложениях игривой, натуралистической резьбы (2007.302a-c). Чиппендейл не изобрел стиль богатой резьбы, который теперь носит его имя; скорее, он кодифицировал господствующую в Англии моду на творческие сочетания готического, азиатского и французского стилей рококо.

Стулья в стиле Чиппендейл стали более прямолинейными, с квадратными каркасами сидений, прямыми стойками и расширяющимися наружу «ушами» в верхних углах. Лапы с когтями и шариками с остроконечными когтями заменили гладкие контуры подушечек и тапочек. Задние значки, ранее сплошные и неорнаментированные, стали перфорированными и замысловато вырезанными листвой и переплетенными узорами (57.158.1).

В корпусной мебели стиль Чиппендейл был продолжением стиля королевы Анны: в Филадельфии, например, традиционные барочные формы, такие как высокий комод, были дополнены резным орнаментом в стиле рококо (18.110.6). В Новой Англии, где влияние ремесленников-иммигрантов было минимальным, краснодеревщики полагались в первую очередь на фигурные фасады, а не на орнаментальную резьбу, чтобы придать визуальный интерес (10.125.81a; 2001.644).

Досуг стал более обычным явлением в поздний колониальный период в результате большего процветания и повсеместного стремления к утонченности. Чтобы удовлетворить спрос, краснодеревщики производили специализированные формы мебели, такие как столы для игры в карты и чаепития. Эти изделия все чаще приобретали смелые трехмерные формы и часто опирались на вырезанные из листьев ножки-кабриоли, заканчивающиеся когтями (25.115.31; 67.114.1).

К 1750-м годам Филадельфия превзошла Бостон как крупнейший колониальный город. Ремесленники-иммигранты, обученные последней европейской моде, создавали роскошные интерьеры и мебель для домов в георгианском стиле коммерческой элиты Филадельфии (Powel Room, 18.87.1–.4). Нью-Йорк также выиграл от всплеска иммиграции в годы, предшествовавшие революции. Ремесленники там угождали лоялистским симпатиям своих покровителей, тщательно следуя английским формам, таким как пятиногий карточный стол и сундук на груди (47,35; 64,249)..3). Напротив, самая оригинальная американская мебель производилась в Ньюпорте, штат Род-Айленд, где господствовали местные краснодеревщики. Во главе с членами семей Таунсенд и Годдард краснодеревщики Ньюпорта разработали характерный местный стиль, воплощенный в корпусах из блоков и ракушек, которые не имеют аналогов в европейской мебели или современных книгах по мебели (15. 21.2).

Переход от мебели королевы Анны к мебели Чиппендейл в колониях не был ни немедленным, ни повсеместным. За пределами крупных городов изменения были постепенными и временами незаметными. Формы позднего барокко оставались чрезвычайно популярными, а изящно изогнутые изделия со сдержанным поверхностным орнаментом продолжали выпускаться и после революции. Тем не менее, к 1780-м годам широкие изгибы позднего барокко и буйный орнамент рококо уступили место возрожденному интересу к классическим прецедентам, который нашел выражение в тонких, прямолинейных формах неоклассического или федерального стиля.


Цитата

Винсент, Николас С. «Американская мебель, 1730–1790 годы: стили королевы Анны и Чиппендейла». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/chip/hd_chip.htm (декабрь 2009 г.)

Дополнительное чтение

Эверсманн, Полин К. Винтертурское руководство по распознаванию стилей: американское декоративное искусство с 17 по 19 века.-й век. Винтертур, Делавэр: Музей Винтертура, 2001.

.

Хекшер, Моррисон Х. Американская мебель в Метрополитен-музее: поздний колониальный период: королева Анна и Чиппендейл . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1985. См. в MetPublications

.

Джоб, Брок В. «Позднее барокко в колониальной Америке: стиль королевы Анны». В Американская мебель с родственными декоративными искусствами, 1660–1830 , под редакцией Джеральда В. Р. Уорда. Нью-Йорк: Hudson Hills Press, 19.92.

Дополнительные эссе Николаса Винсента
  • Винсент, Николас С. «Мебель для шейкеров». (март 2012 г.)
  • Винсент, Николас К. «Американская мебель, 1620–1730: семнадцатый век и стили Уильяма и Мэри».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *