Псков. Выставка «Зеркало псковской печи» в палатах Постникова. Часть 2
Продолжаю свой рассказ о выставке «Зеркало псковской печи», которую можно увидеть в палатах Постникова в Пскове. (Начало — здесь). Теперь мы переходим во второй зал, где можно узнать об истории печей в России, о разных типах изразцовых печей, о технологиях строительства печей и изготовления печных изразцов.Прообраз современной печи, как утверждают археологи, появился около 4000 лет назад, когда человек догадался «загнать» огонь сначала в глиняный сосуд, а затем и в свод.
Древнерусское жилище до XV века отапливалась печью каменкой, которая складывалась без связующего раствора из диких камней в одном из углов из задних углов избы. Они надолго сохранилась как отопительный прибор в русских банях. Изначально печи топились «по-чёрному», т.е. весь дым от печи шел внутрь помещения и уходил через верхнюю часть приоткрытой двери. Со временем в жизнь стал входить другой способ топки печи — «по-серому». Это когда дым выводился через отверстие в потолке, который назывался «верхник» и далее через кровлю выходил на улицу. А в XV в. над «верхником» появляются деревянные трубы — «дымницы». Так образовалась сквозная дымовая труба. И если сначала для ее сооружения использовали толстые стволы деревьев, то потом постепенно перешли на обожженный кирпич, который с конца XV века стали чаще использовать для сооружения самих печей, заменяя им традиционные до этого камень и глину. Русскую печь с кирпичной трубой, установленной непосредственно на ее корпусе называли «белой».
Развалы печей XVII века в Пскове свидетельствуют о том, что в кладку этих печей входило мало кирпича, а преобладал массив глины и булыжного камня. Печной кирпич был разных форм и размеров. Для сборки труб применялись дымоходные кольца. Путём насаживания колец друг на друга и промазки стыков глиной можно было получать очень прочные, гладкие внутри трубы любой длины.
Кольца дымоходные XVII-XVIII вв. Глина; Кирпичи печные. XVI — XVIII вв. Глина
В Европе со временем сложилось три типа изразцовых печей — готический, ренессансный и барочный. Поскольку архитектура этих печей была разная, то каждому из этих типов печей соответствовал свой набор изразцов, которые в свою очередь различались по конструкции, стилю орнамента и форме рельефа.
Рисунок двух видов печей готического типа
Схема расположения типов изразцов ренессансной печи
Элементы изразцовых наборов печей готического типа. XVI-XVII вв. Глина, глазурь.
Элементы изразцовых наборов печей готического типа. XVI-XVII вв. Глина, глазурь.
Элементы изразцовых наборов зеленополивных печей ренессансного типа. XVII вв. Глина, глазурь.
Элементы изразцовых наборов полихромных печей ренессансного типа. XVII вв. Глина, глазурь.
В ходе археологических раскопок у палат Поганкина в Пскове, которые проходили в рамках реставрации палат в 2019-2022 годах выявлено шесть изразцовых наборов, имеющих отношение к жилищу богатейшего купца Пскова конца XVII века. Конечно, печей в таком огромном здании было намного больше, но для их сооружения было использовано только шесть типовых комплектов изразцов. Все печи этого жилища относились к типу ренессансных. Один набор состоял из терракотовых изразцов, предназначенных под побелку. Он годился для печек, расположенных в плохо освещенных комнатах. Так же было обнаружено два набора из зелёно-поливных изразцов и три — из полихромных.
Элементы изразцовых наборов полихромных печей из палат Поганкина. XVII вв. Глина, эмали.
Элементы изразцовых наборов полихромных печей из палат Поганкина. XVII вв. Глина, эмали.
Об изразцовом поясе барабана храма Георгия со Взвоза XV века, который является древнейшим примером украшения псковского храма изразцами, мы говорили выше. Но в XVII веке еще ряд храмов в Пскове получил такой элемент внешнего декора. Это, например, церковь Одигитрии на подворье Псково-Печерского монастыря, а так же храмы Михаила и Гавриила Архангелов с Городца, Сергия с Залужья, Троицкий собор.
Изразцы фасадные из керамического пояса барабана церкви Михаила и Гавриила Архангелов с Городца. г. Псков. XVII в. Глина, эмали;
Изразец фасадный из керамического пояса барабана церкви Сергия с Залужья. г. Псков. XVII в. Глина, глазурь.
Переходим в третий зал, где мы узнаем историю появления в России бело-голубых «голландских» изразцов, увидим расписные печные изразцы XVIII века Стефановской церкви Мирожского монастыря и коллекцию изразцов в стиле «модерн» начала ХХ века, а так же познакомимся с современным опытом реконструкции изразцовых печей.
В XVIII веке в России в моду вошли бело-голубые изразцы, которые пришли к нам из Голландии. В XVIII веке печи уже активно складываются из кирпича. И постепенно изразцы из самостоятельного строительного материала превращаются в отделочный материал. В России производство бело-голубых изразцов было налажено с подачи Петра I. С 1715 года производство изразцов с кобальтовым декором быстро растет, для обучения ремеслу по европейским стандартам ремесленников посылают за границу.
Бело-голубой стиль в печном декоре оставался господствующим в России до конца XVIII века, менялись лишь изображаемые сюжеты и орнаменты. Если в эпоху Елизаветы Петровны в печном декоре утвердился «стиль рококо» с его затейливыми завитушками и предельной пышностью орнаментов, амурами и пасторальными сценами, то к концу XVIII века мода сменилась на небольшие суховатые букетики в центре изразцового поля, а затем и вовсе на лаконичный «стиль ампир» без росписи на изразцах.
В сложном процессе создания расписных изразцов участвовали гончары и художники-керамисты. Обычно после обжига плитки на её поверхность наносился слой жидкой белой эмали. Затем на «подвяленную», но не высохшую эмаль накладывался дырчатый трафарет из плотного картона или бумаги и с помощью порошка древесного угля наносилась основная схема рисунка. Трафареты создавались по гравюрам, рисункам, иногда по произведениям живописи. После этого намеченный на изразце рисунок прописывал кистью художник-керамист, пользуясь подглазурными красками на основе соединений кобальта. Роспись велась быстро, полной кистью без сильного нажима, чтобы не повредить слой эмали. Основной трудностью была невозможность подправки и подчистки рисунка, так как изображение вплавлялось в эмалевый слой. После росписи плитка покрывалась тончайшим слоем борно-свинцовой глазури и ещё раз обжигалась.
Современный способ росписи таких изразцов практически не отличается, за исключением того, что трафарет и уголь уже не используется. Роспись ведётся вручную, «на глаз».
Печь с бело-голубой росписью придавала помещению не только нарядность, но и усиливала отражённым светом белизну, придавала светоносность интерьерам, что было особенно важно в хмурые дни.
Элементы изразцовых наборов «голландских» печей. XVIII — XIX в. Глина, распись по эмали
Фрагменты изразцов, обнаруженных на територии Довмонтова города в Пскове. XVIII в. Глина, распись по эмали
Во время реставрации палат Двора Постникова XVII века, которая проходила в 2018 — 2020 в «больших» и в «малых» палатах были реконструированы несколько изразцовых печей. Печь в «голландском» стиле была воссоздана в малых палатах.
Основным аналогом для проектирования реконструкции этой печи явилась одна из самых ранних столичных печей 1720-х годов. Её композиция — традиционно русская, облицовка — европейского типа, а роспись, вероятно, выполнена русским учеником иностранного мастера. Такой тип барочной печи с горизонтальным членением, глубокой нишей и поясом балюстрады был распространён именно в частных домах в 10-20-х годах XVIII века. (И хоть эта печь непосредственного отношения к выставке не имеет, т.к. она расположена в соседнем здании, но тем не менее, я решила здесь поставить её фотографию).
Варианты реконструкций расписных изразцов для печи палат Постникова. Глина, роспись по эмали.
Следующий очень интересный экспонат, на который нельзя не обратить внимание — это набор изразцов от печи Стефановской церккви Мирожского монастыря в Пскове.
Элементы изразцового набора печи из церкви Стефана Архидиакона в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре.
Вторая четверть XVIII века. Глина, роспись по эмали.
В конце XVII — начале XVIII века на территории Спасо-Мирожского монастыря был построен новый тёплый каменный храм Св. Стефана на месте старой каменной церкви начала XV века, где и были обнаружены элементы печного набора. Для украшения печи был заказан богатый декоративный набор, фрагменты которого сохранились до наших дней и представлены на выставке.
Это была барочная печь с облицовкой расписными многоцветными изразцами. Для росписи использовались пять цветов эмали: белая, жёлтая, коричневая, зелёная и синяя. Стеновые изразцы представлены разнообразными сюжетами без подписи. Отсутствие пояснительных текстов затрудняет атрибуцию сюжетов. Но человеку того времени сцены, изображённые на изразцах, были вполне понятны. Вероятно это были ветхозаветные и мифологический сюжеты.
Печь имела сложную архитектурную композицию. Её украшал пояс колонок и угловые полуколонны. Использовались валики, перемычки, профильные пояски, оформленные растительным орнаментом. Карниз украшал ряд личин.
Время и место изготовления изразцового набора не известны. Вероятно, убранство печи Стефановского храма относятся к первой четверти XVIII века.
Элементы изразцового набора печи из церкви Стефана Архидиакона в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре.
Вторая четверть XVIII века. Глина, роспись по эмали.
Элементы изразцового набора печи из церкви Стефана Архидиакона в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре.
Вторая четверть XVIII века. Глина, роспись по эмали.
Плавно переходим к изразцам конца XIX — нач. ХХ века в том числе и в стиле модерн…
Интересная коллекция изразцов в стиле модерна поступила на хранение в Псковский музей-заповедник из ООО «Псковский институт Спецпроектреставрация». Это коллекция была обнаружена в ходе проведения реставрационных работ в зданиях жилой застройки начала XX века. Точное происхождение многих предметов неизвестно. Благодаря хорошей сохранности можно представить декор псковской печи, выполненной в стиле модерн.
Две коллекции печных изразцов происходят из доходного дома Бернарда Юлиусовича Кербера (современный адрес — Октябрьский пр., 30А). Здание было построено в 1910 году. Изразцы были сняты при разборке печей в ходе ремонтно-реставрационных работ.
Одна коллекция представляет собой часть короны изразцовой печи (или камина) с полочкой (карнизом?). Рельефные изразцовые детали покрыты коричневой глазурью и имеют румпу для крепления. Другая коллекция представляет собой зелёно-поливные оливковые рельефные изразцы с румпой, украшенные растительным орнаментом в виде листьев и плодов каштана, листьев аканта. Эти два печных набора имеют одинаковое происхождение. Они были изготовлены на изразцовом заводе в Новогрудке Минской губернии. На изразцах сохранилось заводское клеймо. Изразцовые изделия из Новогрудка ценились по всей России, в том числе и в Пскове.
Происхождение другой короны неизвестно. Несомненно, это тоже образец оформления печей в псковских жилых домах в стиле русского модерна начало XX века. Сохранилось только верхняя часть печи или камина. Изделие было покрыто глазурью оливкового и серого цвета. Богатый рельефный растительный орнамент представлен бутонами, стеблями, листьями и цветами.
Элементы изразцовых наборов печей из доходного дома Кербера в Пскове.
Нач. ХХ века. Глина, глазури
Элемент изразцового набора печи в стиле модерн.
Нач. ХХ века. Глина, глазурь.
Печной набор одного из домов Пскова был изготовлен по заказу в г. Копысь, Могилёвской губернии. Это был крупный гончарный центр, где производство изразцов появилось в середине XV века. Копысские изразцы из красной глины украшали печи в царских палатах Московского Кремля, использовали в строительстве Покровского собора в Измайлово.
На выставке представлены шесть деталей из этого печного набора. Рельефные изразцы покрыты коричневой глазурью и украшены богатым растительным орнаментом в виде цветов и листьев настурции. Особенно богата была оформлена корона печи, украшенная пышными ветками, вьющимися стеблями и цветами.
Элементы изразцового набора печи
Копысь, Беларусь. Нач. ХХ века. Глина, глазурь.
Мой рассказ о выставке подходит к концу и, конечно, нельзя не вспомнить о людях, которые внесли свой вклад в изучение псковской керамики. Это археолог В.И. Кильдюшевский, который по результатам находок, сделанных в Пскове в 1980-х годах сделал вывод о значительном масштабе керамического производства в 70-х годах XVII века; это исследовательница псковских изразцов Л.Г. Паничева, которая уделила большое внимание цветам глазури и эмали, которые были популярны в Пскове в XVII веке; это сотрудница Института Археологии АН СССР И.И. Плешанова, иследовавшую псковские храмозданные надписи и керамиды Псково-Печерского монастыря.
Очень яркий след в изучении псковского печного изразца внёс исследователь архитектуры древнего Пскова, архитектор-реставратор Ю.П. Спегальский. Рассматривая памятники каменного зодчества, исследователь обращался и к воссозданию интерьеров купеческих палат, одним из главных компонентов убранства которых являлись изразцовые печи. Впервые им был разработан метод составления печных наборов и декора печей через исследование многочисленных фрагментов изразцов.
В 1955-56 годах Ю.П. Сегальский создал ряд реконструкций псковских печей XVII века — круглых и прямоугольных. В основу этой работы были положены его юношеские зарисовки 1925-1927 годов, которые автор выполнил в ходе участия в ремонте дома Печенко. Изразцовые псковские печи XVII века, их реконструкция и цветные рисунки стали важной частью творческой деятельности учёного.
Ю.П. Спегальский воссоздал в объёме реконструкцию Псковской полихромной печи XVII века, которая сейчас находится в его Музее-квартире. Автор, к сожалению, не успел реализовать весь огромный материал своих наработок по графическим реконструкциям печей.
Изразец лицевой, рельефный. Автор: Ю.П. Спегальский
Глиняная масса, краска, лак
Форма для изготовления изразца. Автор: Ю.П. Спегальский
Гипс, тонировка
Объёмные реконструкции печей создавались в Пскове неоднократно. Так, под руководством архитектора-реставратора Б.А. Постникова, директора Псковского центра научной реставрации и архитектурно-художественного творчества «СРЕДА», с конца 1980-х годов были созданы проекты реконструкции облика четырех печей для палат Двора Подзноева.
В середине 90-х годов XX века при реставрации Приказной палаты Псковского Кремля были собраны по эскизам реконструкций печей Б.А. Постникова и Н.И. Немцовой зелёно-поливная печь в палате подьячьих и полихромная печь в палате воеводы.
При реставрации собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря в конце 90-х годов ХХ века — в начале 2000-х годов было реконструировано изразцовое убранство крыльца XVII века по проекту архитектора В.Е. Никитина.
В 2014 году в ходе реставрационных работ церкви Сергия с Залужья под руководством авторского коллектива — искусствоведов И.Б. Голубевой и Ю.А. Селиверстова, архитектора-реставратора В. Е. Никитина — был воссоздан лемех на куполе и изразцовый пояс на барабане.
В 2018 — 2020 годах во время реставрации палат Постникова сотрудниками Псковского музея-заповедника — авторами выставки «Зеркало Псковской печи» — были выполнены реконструкции печей в палатах Постникова. Фотографиями этих печей я и хочу закончить свою публикацию…
Вот такая выставка…
В завершении добавлю, что текст выделенный курсивом взят из сопроводительных материалов к выставке «Зеркало псковской печи» — © Псковский музей-заповедник.
Почему из нашей жизни исчезли шкафы-буфеты? Рассказывает эксперт по промышленному дизайну
Истории
- Фото
- Midjourney
кандидат технических наук
То она подходила к фортепьянам и играла на них, морщась от напряжения, единственный вальс, который знала, то брала книгу романа и, прочтя несколько строк из средины, бросала его, то, чтоб не будить людей, сама подходила к буфету, доставала оттуда огурец и холодную телятину и съедала ее, стоя у окошка буфета, то снова, усталая, тоскующая, без цели шлялась из комнаты в комнату.
Л. Н. Толстой, «Юность» (1857 г.)
Она подошла к буфету и загремела посудой. Яков Тарасович посмотрел на нее, пожевал губами и вдруг, хлопнув Фому ладонью по колену, сказал ему…
Максим Горький, «Фома Гордеев» (1899 г.)
Читая эти строки в XXI веке, мы не совсем понимаем контекст того, что происходило на самом деле, для нас сейчас смысл вещей в пространстве уже поменял свой смысл.
Всё, что связано с едой, сакрально
Материальная среда формируется человеком, с одной стороны, под те задачи, которые нужно решить для повышения комфорта, а с другой стороны — исходя из самого устройства быта. Так уж сложилось, что для человека процесс питания жизненно важен. С древнейших времен этот процесс был одним из центральных в общей жизнедеятельности человека, поэтому всему, что с ним связано, будь то добыча пищи или ее приготовление, человек уделял самое пристальное внимание. Примеры тому — артефакты возрастом в сотни тысяч лет, связанные с охотой, хранением еды и самим процессом трапезы.
Трапеза для человека постепенно стала не только обычным физиологическим процессом, необходимым для выживания, но и начала приносить удовольствие, успокоение. Еще позже совместный прием пищи стал означать в обществе социальную коммуникацию, в которой были важны единение, общность, выстраивание иерархии внутри коллектива.
Материальные же носители функциональных задач, связанных с питанием, тоже обрастали элементами, продиктованными условиями и договоренностями внутри общества. Так, в древнем мире на посуду наносили изображения и орнаменты, которые должны были защитить от злых духов. В Новое время по изящности изображений на вазах и блюдах стали считывать информацию о богатстве и социальном статусе хозяина дома.
От сундуков к многоярусным шкафам
Так же, как усложнялось декорирование посуды, множились и объекты, связанные с посудой в доме: от столов и стульев, формировавших процесс трапезы, до сундуков, шкафов и буфетов, необходимых для хранения посуды.
Чем изящнее и сложнее становилась посуда, тем сильнее возрастало желание у людей хранить ее более бережно и безопасно. Так, в XV веке из сундуков золотая и серебряная посуда перебрались в шкафы, которые к XVII веку трансформировались окончательно в новый вид мебели — буфеты.
- Фото
- Midjourney
Постепенно сформировался особый подход к хранению: снизу ставили более объемную и тяжелую посуду, убирая наверх легкую и хрупкую. Прошли века, но мы и сейчас следуем этому же принципу, ведь эта логика продиктована простой физикой: распределением нагрузки, расположением центра масс, устойчивостью изделия.
Так как в XVII веке еще не существовало ДСП и ЛДСП, буфеты изготавливались из самого доступного материала — древесины. Она тоже стала предметом определения статуса — чем более редкий и изысканный сорт дерева использован, тем выше хозяин буфета стоит на социальной лестнице.
Когда простого хранения посуды стало недостаточно для подчеркивания статуса и богатства, верхние дверцы стали делать с прозрачными вставками, чтобы продемонстрировать красоту, хранящуюся внутри.
Любопытно, что полезная функция замков постепенно привела к тому, что в буфетах стали хранить и продукты, например, сахар, крупы, сладости. Хозяйки закрывали дверцы буфета на ключики, чтобы не дать домашним и малышам похитить сладости раньше, чем наступит время десерта.
Однако этот факт не повлиял на формообразования изделия, которое, в первую очередь, продолжало адаптироваться под хранение посуды. Действительно же повлиял на дальнейшую эволюцию буфета сопутствующий процесс эксплуатации посуды «не отходя от места».
Шкаф и стол одновременно
Нам кажется удобным, что, достав кружку, можно сразу же поставить ее на плоскую устойчивую поверхность, налить напиток, при необходимости размешать, добавить сахар или специи. Нашим предкам это тоже казалось удобным, поэтому в буфетах появилась сначала широкая полка, которая изначально была обусловлена переходом глубины нижних больших полок, приспособленных под кастрюли и другую громоздкую утварь, к верхним полкам для блюдец, кружек и других хрупких и небольших элементов сервизов.
Полку расширили и углубили, отделив тем самым верхнюю часть от нижней. На это пространство всегда отводили не менее 40 сантиметров для комфортной эксплуатации.
Далее последовало еще одно усовершенствование: хозяйкам стало удобнее располагать мелкие инструменты в нижних шкафах ближе к столешнице, и мастера добавили между столешницей и шкафами для хранения новейший элемент — выдвижные ящики. В этом описании несложно увидеть современную кухню, если представить последнюю трансформацию — физическое разделение буфета на верхний и нижний шкафы.
- Фото
- Midjourney
Из квартир в рестораны
Работая с малыми пространствами кухонь и определенными назначенными функциями, проектировщики определили, что все задачи, выполняемые человеком при взаимодействии с буфетом, дублируют задачи, необходимые при взаимодействии с процессами, определенными для кухонь. Оставался один шаг — увеличить мобильность и гибкость пространства, что в итоге и было выполнено.
Возможно, именно поэтому буфет как отдельный вид мебели сейчас практически не востребован в современном интерьере жилых квартир, однако встречается в больших жилых пространствах и часто используется в ресторанах и кафе. Ведь в скромном пространстве современной кухни эти функции уже выполняют другие объекты с улучшенными свойствами, в то время как заведению общепита необходимо куда больше места для хранения, чем среднестатистической хозяйке.
Продолжение следует.
Теги
- дизайн
- история
Тарелки с орнаментом — Etsy Турция
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )Украшения для еды и напитков — Dishique
Дом Украшения для еды и напитков Страница 1 из 1
Быстрый магазин
Праздничное украшение для собаки в Чикаго
25 долларов США
Изготовлено из 3-дюймового фарфорового диска и очаровательного бантика в клетку, наше украшение в виде собаки Чикаго. ..
Посмотреть полную информацию о продукте
Quick Shop
Праздничное украшение Martini
25 долларов США
Изготовленные из 3-дюймового фарфорового диска и очаровательного банта в клетку, наши анатомические украшения…
Посмотреть полную информацию о продукте
Quick Shop
Праздничное украшение Sazerac
25 долларов США
Изготовленные из 3-дюймового фарфорового диска и очаровательного банта в клетку, наши анатомические украшения…
Посмотреть полную информацию о продукте
Быстрый магазин
Праздничное украшение Stout
25 долларов США
Изготовленные из 3-дюймового фарфорового диска и очаровательного банта в клетку, наши анатомические украшения. ..
Посмотреть полную информацию о продукте
Quick Shop
Manhattan Holiday Ornament
25 долларов США
Изготовленные из 3-дюймового фарфорового диска и очаровательного банта в клетку, наши анатомические украшения…
Посмотреть полную информацию о продукте
Quick Shop
Праздничное украшение «Маргарита»
25 долларов США
Изготовленные из 3-дюймового фарфорового диска и очаровательного банта в клетку, наши анатомические украшения…
Посмотреть полную информацию о продукте
Быстрый магазин
Пивной праздничный орнамент
25 долларов США
Изготовленные из 3-дюймового фарфорового диска и очаровательного банта в клетку, наши анатомические украшения. ..
Посмотреть полную информацию о продукте
Быстрый магазин
Праздничное украшение из итальянской говядины
25 долларов США
Изготовленные из 3-дюймового фарфорового диска и очаровательного банта в клетку, наши анатомические украшения…
Посмотреть полную информацию о продукте
Быстрый Магазин
Праздничное украшение сладкого чая
25 долларов США
Изготовленные из 3-дюймового фарфорового диска и очаровательного банта в клетку, наши анатомические украшения. ..
Посмотреть полную информацию о продукте
Quick Shop
Старомодное праздничное украшение
25 долларов США
Изготовленные из 3-дюймового фарфорового диска и очаровательного банта в клетку, наши анатомические украшения…
Посмотреть полную информацию о продукте
Quick Shop
Праздничное украшение IPA
25 долларов США
Изготовленные из 3-дюймового фарфорового диска и очаровательного банта в клетку, наши анатомические украшения…
Посмотреть полную информацию о продукте
Быстрый магазин
Праздничное украшение вина
25 долларов США
Изготовленные из 3-дюймового фарфорового диска и очаровательного банта в клетку, наши анатомические украшения.