Модерн — это… Что такое Модерн?
Моде́рн (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siècle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала
Общая характеристика
В 1860—1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей.
В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы. Уильям Моррис (1834—1896) создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмёрдо (1851—1942) использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике.
Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи. Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций.
Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста (англ.)русск. «Удар бича».
Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.
В европейских странах начали создаваться различные художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России.
Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. После 1910 значение модерна стало угасать.
Архитектура в стиле модерн
Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).
Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.
Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гима́р, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.
Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антони Гауди́. Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.
Чугунное литьё
Модерн в изобразительном искусстве
Художники
Скульпторы
Интерьер в стиле модерн
Дизайн мебели и предметов интерьера
- Мажорель, Луи (Louis Majorelle), Галле, Эмиль (Emile Galle), Эмиль Андре (Emile André), Эжен Валлен (Eugène Vallin), Камил Готье (Camille Gauthier), Жак Грубер (Jacques Gruber) — Франция;
- Рихард Римершмид (Richard Riemerschmid) — Германия;
- Гюстав Бови (Gustave Serrurier-Bovy), Хенри Ван де Вельде (Henry Van de Velde) — Бельгия;
- Тонет (Thonet), Коломан Мозер (Koloman Moser) — Австрия;
- Франтишек Билек (Frantisec Bilek) — Чехия;
- И. А. Фомин — Россия.
Прикладное и станковое искусство
Ваза мастерской братьев Дом, Школа Нанси, ок. 1900 годаХудожественное стекло
Посуда, керамика
- Тед Сикорский (Tade Sikorski & Zsolnay Vilmos (ZSOLNAY ART POTTERY) — Венгрия;
- Огюст Делаэрш (Auguste Delaherche), Клеман Массье (Clement Massier), Александр Биго (Alexandre Bigot) — Франция;
- Königliche Porzellan-Manufaktur Berlin (Королевская фарфоровая мануфактура, Берлин, Германия)
- VILLEROY & BOCH — Германия.
Витражные конструкции
Ювелирное дело, металл, гравировка
Книжное дело
Афиши, литографии, рекламный плакат
Книжная иллюстрация и графика
См. также
Литература
- Берсенева А. Архитектура модерна. Екатеринбург, 1992
- Берсенева А. Европейский модерн: венская архитектурная школа. Екатеринбург, 1991
- Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. М., 1990
- Володина Т. Модерн: Проблемы синтеза. «Вопросы искусствознания» 2-3/94, М., 1994
- Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. М., 1992
- Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1т., 1993.
- Кириченко Е. И. Проблемы развития русской архитектуры середины XIX — начала XX вв. М., 1989
- Колотило М. Н. Женский костюм эпохи модерна в России. СПб.1999
- Крастиньш Я. А. Стиль модерн в архитектуре Риги. М., 1988.
- Миллер, Джудит. Путеводитель коллекционера. Модерн. АСТ, 2005 ISBN 5-17-028689-9
- Нащокина, М. B. Архитекторы московского модерна. — М.: Жираф, 1998. — 315 с. — 500 экз. — ISBN 5-89832-006-7
- Нащокина М. В. Московский модерн. М., изд. Жираф, 2005 ISBN 5-89832-042-3
- Нащокина М. В. Московский модерн. Проблема западноевропейских влияний. М., 1999
- Нащокина М. В. Сто архитекторов московского модерна. М., 2000
- Неизвестный Фаберже… Каталог. М., 2003 ISBN 5-901772-08-3
- Николаева С. И. Эстетика символа в архитектуре русского модерна. М., Издательство «Директмедиа Паблишинг», КноРус, 2003.
- Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. Галарт, 2001
- Сарабьянов Д. В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980
- Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX-начала XX века. М., 1984
- Фар-Беккер, Г. Искусство модерна. Konemann, 2004 ISBN 3-8331-1250-6
- Харди У. Путеводитель по стилю ар нуво. Радуга, 2008 ISBN 978-5-05-006996-2, 1-85627-832-8
- Эстетика Морриса и современность. Под ред. В. П. Шестакова. М., 1987
Ссылки
dic.academic.ru
Стиль модерн в искусстве 20 века
В переводе с французского языка слово «модерн» означает «современный». В американском и европейском изобразительном искусстве это направление зародилось в период кризиса культуры конца XIX — начала XX в. Конкретизировать время зарождения нового течения не представляется возможным. Никто точно не знает, где и когда оно зародилось, когда перестало существовать и перестало ли?
Модерн представляет собой искусственно созданный художественный стиль, призванный подчеркнуть индивидуальность автора и отличающийся своей декоративностью и театральностью. В разных странах это направление получило свои названия. Например, в Испании его ласково называют модерниссимо, в Италии — либерти, в Польше — сецессией, а в Австрии — Сецессионом. Немцы именовали его молодым стилем (югендстиль), а французы — ар нуво.
Основные идеи «современного» направления
Основной идеей модерна можно считать объединение всех видов искусств. Инициаторы этого стиля считали, что только так можно спасти мир. Красота как самоцель — вот что отличает приверженцев этого направления. Причем понятие красоты здесь проявляется в сложных асимметричных переплетениях четких контурных линий и практически монохромных плоскостей. Во всех элементах композиции прослеживается единый орнаментальный стилизованный ритм, свободная планировка.
Противопоставление личности обществу, отрицание рационализма, неприятие окружающей действительности и состояние безысходности стали основой для формирования таких направлений модернизма, как авангардизм, фовизм, экспрессионизм, футуризм, дадаизм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм и т. д. Все эти формы выходили за пределы традиционного понимания живописи. Модернисты возвышали изобразительное искусство над реальностью, провозглашая иррационализм. По сей день идеи модерна пользуются большим успехом у художников, эпатирующих окружающих своей неповторимой индивидуальностью и свободолюбием.
Широко известны такие художники-модернисты, как В. М. Васнецов, Н. К. Рерих, В. А. Серов, Л. С. Бакст, А. Я. Головин, С. В. Малютин, П. Гоген, П, Боннар, Г. Климт, У. Моррис, М. Дени и Э. Мунк.
Творчество русских художников-модернистов
Ярчайший представитель русского изобразительного искусства этого периода — Виктор Михайлович Васнецов (1848— 1926 гг.) — знаменит своими монументально-эпическими полотнами, картинами на темы русских сказок и былин.
Свое художественное образование Васнецов получал параллельно с обучением в духовной семинарии. С 1867 по 1868 г. он учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Академическое образование получил в Петербургской академии художеств. Его наставниками и учителями стали Э. Андриоли, И. Н. Крамской, П. В. Басин, В. П. Верещагин и П. П. Чистяков.
Впервые имя Васнецова зазвучало в 1874 г., когда на выставке в Петербурге был показан целый ряд его жанровых картин, наполненных характерным пониманием и остротой выражения чаяний жителей России.
Самым знаменитым произведением Виктора Васнецова, бесспорно, является полотно «Богатыри», написанное в 1881—1898 гг. и передающее силу и крепкую уверенность русского народа. Эта картина имеет огромную художественную ценность. Декоративное оформление цветовых сочетаний, орнаментальные мотивы и прекрасное чувство формы позволили художнику придать своим произведениям поистине народный характер.
Владимирский собор в Киеве, расписанный Васнецовым в 1885—1896 гг., по сей день является памятником изобразительного искусства мирового значения.
Художник и путешественник, археолог и писатель Николай Константинович Рерих (Рерих) (1874—1947 гг.), живший во многих странах мира с 1874 по 1947 г., очень красочно и декоративно передавал природу и историю в своих прекрасных картинах, полных таинственности и мистицизма. Картины живописца отличаются контрастностью, контурным рисунком и весьма напряженной эмоциональностью.
Н. К. Рерих известен не только как художник и путешественник, но и как общественный деятель. Например, в 1954 г. по его инициативе в Гааге был заключен Международный пакт по охране культурных ценностей. Таким образом, Рерих внес огромный вклад не только в мировую сокровищницу, но и в историю развития искусства.
Следующий, не менее известный живописец этого периода — Валентин Александрович Серов (1865— 1911 гг.) — родился и вырос в интеллигентной семье. Первыми учителями этого «художника от Бога» (как его называли позднее) стали корифеи русского изобразительного искусства И. Е. Репин и П. П. Чистяков.
Произведения В. А. Серова раннего периода отличаются богатством колори та и композиционном свежестью. Впоследствии в его работах можно наблюдать гораздо больший лаконизм и «подчеркнутую остроту характеристик».
Наиболее известна одна из ранних работ Валентина Серова — «Девочка с персиками», написанная в 1887 г. На ее примере можно увидеть, как с помощью окружающего интерьера художник старается передать черты характера человека, изображаемого им на портрете. В тот период В. А. Серову было только 23 года, но звание истинного мастера он уже тогда носил по праву.
Весь творческий путь Валентина Александровича представляет собой поиск новых путей выражения художественного образа. Он создает целый ряд портретов артистов и музыкантов, писателей, художников и аристократов, пишет карикатуры на Николая И, изображает пейзажи, основной темой которых стала русская деревня.
Графические иллюстрации Серова к басням И. А. Крылова считаются высшим до стижением анималистики XIX в. В своих несколько юмористических рисунках художник очень тонко подмечает те человеческие качества, которые высмеивает в баснях Крылов.
Особое отношение у Серова к великой Петровской эпохе. В 1907 г. он написал небольшую, но очень значительную картину .«Петр Исполненная в свинцовосерых тонах, она поражает зрителей своей строгостью и динамичностью.
Еще один замечательный живописец Лев Самойлович Бакст (настоящая фамилия Розенберг) (1868 — 1924 гг.) — известен своими стилизованными античными и восточными картинами, графическими работами, и театральными декорациями. Лев Самойлович был одним из организаторов объединения художников под названием «Мир искусства», Кроме того, огромную славу ему принесла работа по созданию декораций к балетам «Клеопатра», «Шахерезада», «Карнавал» и многим другими.
Выдающимся художником конца XIX начала XX вв. по праву считается и Александр Яковлевич Головин (1863—1 1930 гг.), чье творческое наследие характеризуется декоративным богатством, тонкостью стилистики и, по словам В. Э. Мейерхольда, «чистой театральностью». Большую значимость имеют театральные портреты, пейзажи и натюрморты живописца. Он является одним из лучших оформителей спектакля «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, поставленного в Александрийском театре в 1917 г.
В театральной труппе С. П. Дягилева Головина считали одним из ведущих художников. С 1900 г. он работал в Большом театре, а вскоре стал главным декоратором императорских театров. Случилось это после того, как Головин великолепно выполнил декорации к спектаклям «Ледяной дом» и «Псковитянка».
Александр Яковлевич Головин входил в состав объединения «Мир искусства», был действительным членом Академии художеств.
Известным живописцем, графиком и портретистом по праву считается Сергей Васильевич Малютин (1859— |1937 гг.). Он создал целую галерею портретов деятелей русской культуры, иллюстрации к книгам и жанровые сцены («По этапу», 1890 г.). Самыми крупными его достижениями являются иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», поэме «Руслан и Людмила» и другим произведениям Александра Сергеевича Пушкина.
Работы зарубежных художников-модернистов
Знаменитым представителем модерна во Франции считается Пьер Боннар. Основным мотивом его декоративно лирических работ стали пейзажи и бытовые сцены.
Не менее известен и другой французский художник — Морис Дени — один из основателей группы французских живописцев «Наби». Этот представитель модерна и символизма прославился своими плоскостными стилизованными картинами и иллюстрациями.
Австрийский художник Густав Климт знаменит своими плоскостными орнаментами, пейзажами и портретами, выполненными в мозаичной манере.
Одним из основоположников модерна считается знаменитый английский художник-самоучка Уильям Моррис, критикующий существующую социальную обстановку. В своем творчестве он противопоставлял себя окружающему миру, наполненному техникой. В 1881 г. вышла его статья «Несколько кратких советов по поводу составления узоров», послужившая толчком для развития нового течения в живописи.
Уильям Моррис — Прекрасная Изольда
С 1895 г. в Лондоне начал выходить журнал Морриса «The studio», пропагандировавший театрально-декоративную стилизацию и довольно быстро завоевавший огромную популярность. Кроме того, Уильям Моррис был превосходным писателем и теоретиком, изучающим каноны искусства. Наибольшую известность имеет его поэма «Земной рай», написанная в 1870 г.
evivid.ru
1.2 История стиля Стиль Модерн
Модерн ( новейший, современный ) — стиль в искусстве, архитектуре и дизайне конца XIX — начала XX века ( другие названия: ар нуво во Франции и Англии, югендстиль в Германии, сецессион а Австрии, либерти в Италии, модерниссимо в Испании ). В основе стиля лежит стилизация, в которой упор делается на сочетание конструкций и объединяющий декор, а не на новые формы и мотивы.
В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы. Уильям Моррис (1834—1896) создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмёрдо (1851—1942) использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике.
Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи. Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций.
Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста (англ.)русск. «Удар бича».
Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.
Архитекторы модерна решали следующие задачи: отказ от исторических стилей, модернизация архитектурных форм, использование каркаса, особое внимание к современным конструкциям и строительным материалам, в том числе к отделочным (керамическая плитка, облицовочный кирпич ). Дизайнеры обратились к использованию таких строительных материалов, как металл и железобетон, которые до этого времени маскировались штукатуркой или каменной облицовкой. Модерн оказал влияние на развитие ряда направлений в современном дизайне XX века, таких как экспрессионизм, ар деко, и др. Интерьеры в стиле модерн строились по принципу проектирования изнутри наружу, когда форма и объем вытекают из пространственной планировочной структуры. Внутреннее пространство определяло также и внешний облик здания. Фасады домов были нессимметричны и походили на текучие, подобные живым организмам, образования, напоминавшие одновременно и природные формы, и результат свободного творчества скульптора. Наиболее характерным визуальным отличием произведений считается свободная, пластичная форма с обилием прихотливо гнутых линий и вертикальная устремленность. Основной принцип стиля модерн – динамическое равновесие, воплощенное в обтекаемых гибких формах.
Мебель в стиле модерн проста и функциональна. Корпусная мебель различного назначения — шкафы, комоды, полки — могла быть прямоугольной, но с обязательным «эстетством»: матовым остеклением, изящной фурнитурой. В изгибах подлокотников и рисунке ножек мягкой мебели также прослеживался намек на гнутые линии, зачастую каркасы повторяли переплетение ветвей растений, формы тел животных или насекомых. Отделочные материалы — обои, текстиль, щедро украшались изображениями стилизованных цветов, листьев, птиц, насекомых. Эти тенденции также нашли отражение в архитектурной форме, деталях зданий, орнаменте. Линии орнамента таили напряженность духовно-эмоционального и символического смысла. Прообразом форм и орнаментов в системе модерна служили как природные формы, так и черты стилей прошлого, подвергавшиеся радикальному переосмыслению благодаря стилизации. С точки зрения дизайна интерьеров роль стиля модерн заключается в том, что он сломал господствовавшие эклектические тенденции, открыв дорогу новым формам и стимулировав творческий поиск, решая в этой стилистике новые объекты интерьерного дизайна.
Рис.1.4. Луи Можераль. Стол. Рис.1.5. Эмиль Галле Туалетный
Столик
Рис. 1.6. Комиль Готье Письменный стол с креслом.
Развитие художественного стиля в живописи и в скульптуре. Произведения живописи и скульптуры теряют свой самостоятельный характер, включаясь в общий ансамбль интерьера модерна. В живописи преобладающее значение получают панно, в скульптуре — рельефы. Целью архитектора, художника, скульптора становится создание синтетического, цельного произведения искусства. Эта тенденция проявляется и в рождении нового типа художника-универсала, объемлющего различные виды творческой деятельности (например, ван де Велде).
Для модерна характерно взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм искусства. Произведения живописи и скульптуры теряют свой самостоятельный характер, включаясь в общий ансамбль интерьера модерна. В живописи преобладающее значение получают панно, в скульптуре — рельефы. Целью архитектора, художника, скульптора становится создание синтетического, цельного произведения искусства. Эта тенденция проявляется и в рождении нового типа художника-универсала, объемлющего различные виды творческой деятельности (например, ван де Велде). Для живописи модерна характерно сочетание декоративной условности орнаментальных ковровых фонов и натуралистической осязательности отдельных деталей или фигур, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей, тонко нюансированной монохромии.
Скульптура модерна (бельгиец Ж. Минне, немец Г. Обрист) отличается динамикой и текучестью форм и силуэта. Особенно широкое распространение получил модерн в декоративно-прикладном искусстве, которому присущи те же черты, что и архитектуре и скульптуре, в том числе уподобление предметов и их отдельных деталей органическим формам (керамические и железные изделия Гауди; металлические ограды метро Э. Гимара, стеклянные изделия Э. Галле, украшения Р. Лалика во Франции; стеклянные сосуды Л.К. Тиффани в США, мебель ван де Велде).
Орнамент стиля модерн жил не за счет изображения действительных объектов, как это происходило в живописи, а существовал именно как система образов, тяготеющих к отображению ирреального, метафизического мира.
Стилизованные природные формы применялись как самостоятельный декоративный элемент. В орнаментах также встречались изображения животных. Особое место в орнаментике модерна занимал женский образ. Образ женщины-соблазнительницы, женщины-героини, женщины-танцовщицы насыщал и дополнял орнаментальную композицию.
В равной степени в стилистике модерна существовали всевозможные типы орнаментального декора, от простого до самого сложного. Удивительно тонкие и законченные орнаментальные композиции притягивали взгляд зрителя и придавали очарование предмету, для которого были задуманы.
При всем многообразии орнаментальных вариаций, которые целиком и полностью зависели от воли и фантазии художника, стиль-модерн сохранял единую идеологическую направленность и художественную целостность. Напряженность, эмоциональная насыщенность узора как нельзя лучше отражала те идеи, которыми были захвачены умы человечества на рубеже веков.
Рис.1.7. Орнамент модерна.
Интерьер в стиле модерн.
Существует три уровня применения стиля в интерьере:
радикальный – точная копия стиля;
масштабно-декоративный – доминирует один или несколько конструктивных элементов стиля;
поверхностно-облегченный – создается оттенок, акцент стиля. Идейно — философской почвой, на которой вырастал новый стиль, был неоромантизм, возрождавший идеи миростроительной миссии художника и архитектора.
Основной признак стиля – декоративность.
Основной мотив стиля модерн – вьющееся растение.
Основной принцип гостиной – уподобление природе.
Поэтому отделка поверхностей, например, в гостиной должна осуществляться в этом направлении: стены, например, могут быть обтянуты тканью с растительным рисунком, или быть окрашенными в пастельные тона и украшены росписью, или же оклеенными обоями с тканевой фактурой и дополненным цветочным бордюром.
Набегающая волна, плавно изгибающийся растительный орнамент, крылья бабочки, павлиньи перья, цветы, длинные изогнутые пряди волос – все эти мотивы незаменимы в стиле модерн. Еще один принцип стиля модерн – отсутствие прямых острых линий. Интерьер гостиной в стиле модерн, пишет iBud.ua, должен иметь изогнутые очертания. Это должно проявляться в каждой мелочи – кованые карнизы, закругленные дверные и оконные проемы, декоративные ручки мебели, дверей и прочих аксессуаров и т.д.
Рис.1.8-1.10. Интерьер в стиле Модерн
Предметы декора в стиле модерн. В дизайне модерна предметы должны содержать природную тематику, будь то в фигурках, вазах, диванных подушках, багете у зеркала, орнаменте штор или в живых растениях. Под природой понимается также и животный мир (от миниатюрной фарфоровой лягушки до кованой птицы в человеческий рост) и сказочные существа (русалки, эльфы). Важным элементом стиля модерн является мозаика, которая также встречается в разнообразных предметах декора. Безусловно, дополнят интерьер модерна картины в духе модерна с их витиеватыми и смелыми штрихами.
Вазы для интерьера в стиле модерн действительно не нуждаются в том, чтобы в них ставили цветы. Это и понятно: изображения прекрасных дам, стилизованных цветов и вьющихся растений, бабочек, стрекоз и множества других природных мотивов так прекрасны на этих вазах, что невольно забываешь о необходимости наполнять их живыми цветами. Да и просто невозможно подобрать живые цветы, которые сочетались бы с художественными изысками ваз модерна. В сущности искусство не может соревноваться с божественной красотой природы, это разные сферы, и они не пересекаются, искусство может только подражать совершенству природы или интерпретировать её. Это моё мнение, и, возможно, Вы, уважаемые читатели, придерживаетесь других взглядов.
Во времена belle epoque эти предметы быта входили в интерьерное окружение прекрасных дам. Существует много художественных школ и мастерских, создававших и продолжающих создавать прекрасные образцы ваз этого стиля.
Рис.1.11-1.13. Антикварный фарфор, фаянс 18-20век.
studfiles.net
Стиль модерн | Стиль модерн в интерьере
Lady 29 Апр 2014 | Нет комментариев
Воплощение определенного стиля в интерьере дома – это всегда отражение внутреннего мира его хозяев. Ведь каждому человеку свойственно чувствовать себя в полной гармонии в окружающей обстановке дома, которую он создает по своему образу. Поэтому интерьер может многое рассказать о его создателях. Так, об элегантности и практичности поведает стиль модерн в обустройстве жилища.
Art nouveau во всем проявлении
Этот дизайн характеризуется множеством изогнутых линий, иногда даже вычурностью
Дверные проемы необычной формы, мебель с изогнутыми резными ножками, орнаментальная лепнина — все это проявления арт нуво
Содержание статьи
Стиль модерн в интерьере
Вообще «modern» в переводе с французского означает современный. Это направление художественного искусства, архитектуры и дизайна, которое возникло в конце XIX — начале XX столетия в Европе. В нем объединились разные направления искусства того времени. Появлению направления послужил полный хаос в европейских течениях конца позапрошлого века, который смешал в одном котле историзм и эклектику. Сопутствовал становлению новой ветви скачок в развитии технологий и начало перехода производственных процессов из ремесла в массовое производство. Первыми шагами стали живописные и графические произведения искусства. Основной орнамент и форма декора art nouveau — изогнутые линии, похожие на локоны волос или завиток стебелька растения.
Такой дизайн интерьера — один из самых дорогих
В модерн-интерьере прослеживаются четко выраженные декоративно-прикладные черты, ориентированные на подражание естественным формам природы. Получив международное признание и распространение, он приобрел в каждой стране свои специфические особенности. Так во французском варианте modern получил название Art nouveau.
В нем гармонично сочетается практичная функциональность и изящная элегантность. К примеру, ключевой, центральный элемент гостиной будет — роскошная софа, украшенная резными точеными ножками. Она отличается плавным переходом от подлокотников к спинке. Аналогичное исполнение присуще журнальному столику, креслам и пуфам. А вообще, мебель, выполненная дизайне арт нуво, характеризуется непредсказуемыми формами, асимметричностью и необычностью линий. Обивка выполняется из материалов типа гобеленной ткани, жаккарда или бархата с преобладающими растительными мотивами. Саму мебель изготовляют из ценных пород дерева.
Журнальный столик art nouveau
Вы всегда распознаете этот интерьер по множеству завитков и плавно изогнутых линий
Качественная мебель art nouveau просто не может стоить дешево, особенно если это ручная работа
Стиль модерн в интерьере в целом и мебели в частности одновременно прост и благороден. Ему характерно использование натуральных материалов — дерева, металла, камня и стекла. Широко распространено применение и кованых элементов. Эта гостиная своей изысканностью напоминает салон двадцатых годов прошлого столетия.
Самой «идеологии» этого направления присуща некая усталость от излишней роскоши классического интерьера и возвращение к растительной, природной форме. Поэтому modern и отличается природными фактурами и материалами в оформлении, тусклыми жемчужными, лиловыми, золотыми оттенками, распространением изображений стилизованных бутонов, которые символизируют новизну жизни, длинных стеблей растений с бледными цветочками, с насекомыми и птицами.
Стены принято отделывать деревянными или керамическими панелями внизу и драпировками из шелка или шелковыми обоями в верхней части. Потолок обычно оформляется наиболее причудливыми способами. При этом чаще всего его делают ровным с использованием лепнины по контуру. Также пол часто устилают паркетом, украшенным декоративными витиеватыми розетками.
Часто к modern относят модульный минималистичный дизайн, который подходит для квартиры молодой семьи, не желающей приобретать большое количество ненужных вещей. В современных интерьерах ключевая роль отводится простоте и эстетике прямых строгих линий и очертаний. Декор и аксессуары выполняются в одной тональности, а изящную легкость и строгость линий подчеркивают стеклянные полочки и стеклянные дверцы шкафчиков. Полы обычно тоже однотонные, из паркета или ламината. В этом дизайне отлично смотрятся однотонные светлые текстильные обои, совпадающие по тону с общей гаммой комнаты.
Обратите внимание на зеркало, точнее, на раму — орнамент, завитки и необычня форма
Кухня в стиле модерн
Кухня в стиле модерн соответствует основным характеристикам этого направления. Но кроме общепринятых правил построения интерьера основа современной кухни — использование качественной бытовой техники. Пространство в ней обязательно должно правильно распределяться на рабочую зону и зону столовой, если она не выделена в доме отдельной комнатой. Мебель тоже должна органично размещаться в пространстве кухни, оставаясь при этом открытой и удобной в использовании.
Кухонный гарнитур с характерными для art nouveau элементами
Важный момент построения кухонного интерьера – умение избежать перегруженности мебелью, чтобы комната выглядела просторной и светлой. Кухня-modern хороша своей пластичностью, гибкостью и использованием всех новейших достижений. Ведь дизайн не стоит на месте, а совершенствуется в ногу со временем. Поэтому современную технократическую бытовую технику можно гармонично сочетать с вычурной мебелью. Ознакомившись с предлагаемыми вариантами обустройства кухонь, можно понять, как правильно организовать такое пространство. В ней нет лишних элементов и тяжелых деталей. Каждый предмет отличается удобностью, практичностью и наличием отличных функциональных качеств.
Все элементы кухонного интерьера должны быть изготовлены из натуральных материалов. В их дизайне должно преобладать использование блестящих поверхностей из металла и гладкой мебели из натурального дерева. Характерным остается использование приглушенных и неярких тонов. Хотя в декоре преобладает минимализм, но украшение все же присутствует. А элементы декора придают неповторимости каждой из деталей интерьера.
Гостиная в стиле модерн
отличается отказом от прямых углов и линий в пользу более натуральных, естественных линий, использованием новых технологий и элементов прикладного искусства. В нем гармонично сочетаются утилитарные и художественные функции создаваемого интерьера, благодаря чему сфера прекрасного вовлекается во все области деятельности человечества. Не зря art nouveau считается самым востребованным в дизайне после ампира и классики. По своим эстетическим характеристикам и стоимости оформления modern не уступает ни одному другому аналогу. В этом дизайне уместно оформить любую комнату.
Еще в эпоху зарождения art nouveau он объединил восточные и европейские традиции, что в интерьере отразилось свободной планировкой с применением ширм с тонким сложным рисунком и черным лаком, по типу японского жилища, и отделкой мебели и аксессуаров перламутром, как принято в европейском доме.
Базовыми уровнями в дизайне гостиной принято считать радикальный, или точное копирование стиля, масштабно-декоративный с доминированием одного или нескольких конструктивных моментов, и поверхностно-облегченный, создающий только акцент, оттенок. Применение третьего уровня позволит сэкономить на средствах и придать легкой стилистической нотки дизайну гостиной. Акцент можно создать при помощи природных стилизованных мотивов, которые являются основным принципом в создании интерьера modern.
Изящный дизайн гостиной
Применение колон, скругленных арок, скульптуры, резьбы, декоративной кладки пола станет отличительной чертой modern’а в современной гостиной. Часто дизайнеры используют эффект набегающей волны, плавно изгибающиеся растительные орнаменты, крылья бабочек, перья павлина, цветы, бутоны, длинные локоны, которые являются незаменимы мотивами. Еще одним принципом является отсутствие острых очертаний и прямых четких линий. Интерьеру гостиной должны быть присущи изогнутые формы, которые могут проявиться в любой мелочи: кованых карнизах, закругленных дверных и оконных проемах, декоративных ручках дверей и мебели.
Гостиная в стиле модерн в своем оформлении должна уподобляться природе, что главное в этом процессе. Стены, к примеру, можно обтянуть тканью с растительными рисунками, окрасить в пастельный тон и украсить росписью. Подойдут также обои на тканевой основе с цветочным кантом. Даже двери в деталях должны отличаться декоративностью.
Окна можно задекорировать шторами, тюлем или комбинировать их в тон к цвету стен. Также прекрасно смотрятся витражи. Дизайн гостиной отлично дополнит применение асимметричных штор из органзы или тюля с растительными мотивами.
Обивка мебели тоже должна состоять из повторяющихся природных изящных рисунков. Потолок часто украшается лепниной или росписью. На полу можно использовать паркет с пластичными формами рисунка. Идеальный материал для пола — дешевый искусственный паркет.
Освещение гостиной играет важную роль в любом оформлении, особенно в арт нуво. При правильном размещении источников света можно подчеркнуть идею дизайна гостиной. Обычно освещение гостиной бывает центральным, то есть функциональным, и декоративным. По функциональности освещение делится на дополнительное и основное, которое бывает фоновым и целевым. При помощи комбинации светильников в гостиной создается центральное освещение, а при помощи настенного бра – фоновый вариант освещения. К фоновому варианту освещения относятся подвесные и точечные светильники, настенные и напольные лампы, свет которых имеет свойство отражаться от потолка и стен.
Обратите внимание на великолепную «стеганую» обивку мебели с цветочным орнментом
А вот под целевым освещением подразумевается прямой яркий свет без бликов, который удобен при определенных видах работ: шитье, готовке, чтении и письме. Для него используется лампа, действующая направленно, закрытый светильник с прорезанными специально отверстиями, направляющими световой поток. Хотя в гостиной важно создать достаточный уровень именно фонового освещения. Также следует избегать затенения в дальних углах. А для уютной комфортной обстановки важно не меньше трех обособленных источников освещения разной интенсивности, которые располагаются по разным уровням. Следует учесть, что рассеянный или отраженный свет способен зрительно увеличить пространство. Что же касается формы светильника для гостиной, то для нее важна изящность. Подойдет люстра с тусклым светом, цилиндрическими матовыми плафонами из ткани или стекла, размещенные локально светильники из цветного стекла, имеющие декоративную форму, и светильники с кованными цветочными мотивами. Витраж в осветительных приборах гостиной должен быть абстрактным и не слишком контрастным в цветовых сочетаниях.
Подбирая для гостиной мебель в стиле модерн, нужно учитывать, что она будет иметь в нем доминирующее значение. Больше всего подойдет мебель с плавными изогнутыми формами. Резные, кованые элементы из дорогого металла, инкрустация камнями – вот отличительные черты такой мебели. Но при этом дизайнеры советуют отказаться от прямых грубых линий в пользу плавных очертаний и мягких цветов. Если гостиная оборудована выделенной обеденной зоной, то важный момент в ней — круглый стол с гнутыми стульями. Стулья, выполненные в венской манере, помогут прекрасно подчеркнуть интерьер гостиной. В создании обеденной зоны гостиной стилисты считают очень важным наличие округлого стола и стульев с овальными формами. Также оформление гостиной предполагает гармоничное соединение комфорта и красоты. Поэтому присутствие современной техники в интерьере не будет помехой. Причем ее не следует маскировать, а, напротив, придать ей декоративного значения, что поможет органично вписать современную технику в интерьер гостиной art nouveau.
Что касается аксессуаров, то здесь может быть много вариантов. Гостиная может быть украшена репродукциями полотен Васнецова, стилизованными вазами или часами, скульптурами и живыми комнатными растениями, например, лилиями, ирисами, кувшинками, орхидеями. В любом случае, подбирать аксессуары для гостиной нужно индивидуально. Ведь если статуэтка арт нуво прекрасно украсит интерьер одной гостиной, то для другой может стать лишней. А если гостиная совмещена с прихожей, то акцент можно создать при помощи цветочных орнаментов на двери шкафа-купе.
Мало того, что создать интерьер гостиной modern довольно непростое дело, так дизайн еще должен отражать личность хозяина. Хотя это и сложно, но дизайн гостиной, как и любой другой комнаты, поневоле станет не просто отражением модных веяний, но воплощением сознания и души владельца жилья.
Спальня в стиле модерн
Спальня в стиле модерн – одно из самых популярных мест воплощения современной дизайнерской мысли. Ведь это комната, в которой любой человек проводит не меньше трети своей жизни. А главной идеей в спальной комнате является совмещение прекрасного и полезного. В этом варианте для выражения стиля используются разные гнутые линии, которые особенно уместно смотрятся в наборах спальной мебели. Также арт нуво выражается новейшими дизайнерскими находками и отражается в оформлении интерьера спальни при помощи различных вариантов ультрасовременных мебельных гарнитуров и самых невероятных отделок стен, пола, потолка. Под названием modern подразумевается масса вариантов интерьеров, а поэтому рекомендуется ознакомиться как можно с большим количеством видов дизайна спальни, что поможет найти самый оптимальный дизайн для своей комнаты.
Дизайн спальни
Основным принципом создания интерьера является соблюдение динамического равновесия, воплощенного в гибких обтекаемых формах мебели спальни. Такая мебель должна быть простой и функциональной.
Корпусную мебель разного назначения, в том числе кровать, комод, шкаф, полку, можно выбрать и прямоугольной формы, однако обязательно с «эстетством»: матовыми стеклами, изящной гнутой фурнитурой. Изгибы подлокотников и рисунок ножек мебели тоже должны содержать намек на изогнутость линий, каркасы зачастую могут повторять переплетения ветвей разных растений, очертания форм тел насекомых или животных. Лучшими отделочными материалами декора считаются текстиль и обои, которые щедро украшены стилизованными изображениями листьев, цветов, насекомых и птиц.
Стиль модерн в моде
Примерно раз в двадцать лет мода имеет свойство возвращаться. Это правило касается и дизайна жилых помещений. В последнее время и в дизайне интерьеров, и в изобразительном искусстве, и во многих других сферах. Современные трансформации этого направления серьезно обогатились новыми текстурами и материалами, которые делают его намного разнообразнее. Но главное в стремлении соответствовать этим модным веяниям в создании интерьера – не забыть об изначальной тенденции к плавным линиям и использованию природных элементов.
Этот вычурный дизайн применяют даже в наружном декорировании домов
Можно прибегнуть и к новым сочетаниям в декоре необычных техник и материалов: дерева, мозаики, керамической плитки, бронзы, камня, фарфора, витража. Также важно соблюдать гармоничного соединения всех элементов дизайна, что позволит создать законченную картину. Не стоит при этом ограничивать свою фантазию, но важно следовать одному избранному направлению, в результате чего интерьер дома долго будет радовать взгляд хозяев и гостей, наполняя жилье легкостью и светом.
Стиль модерн фото
Семейная столовая в стиле art nouveau
Интерьер полностью выполнен из дерева
Стиль модерн видео
Просмотры: 3335
Комментарии: 0
ladyzest.com
Модерн | История искусства
В конце XIX века в разных концах Европы почти одновременно возникло желание освободиться от смешения стилей, которые почти в течение полувека царило в архитектуре и прикладном искусстве. В противовес этой эклектике (смешение стилей) были предприняты попытки создать новый самобытный стиль. Эти попытки наиболее успешны были в области архитектуры, внутренней отделки помещений, в прикладном искусстве, в оформлении книги и искусстве плаката, в меньшей мере — в живописи и скульптуре. Первые шаги в создании нового стиля были сделаны в Англии. В разных странах этот стиль назывался по-разному, в русском он назывался «модерн», что значит «современный»
Для стиля модерн характерно стремление к внешней декоративности. Как украшения использовались растительные мотивы, однако, очень преобразованные так, что трудно их узнать. Главная роль отводилась красивым плавным линиям, которые поодиночке и целыми пучками покрывали поверхности. Изогнутые стебли, извивающиеся водоросли, ирисы и всевозможные экзотические тропические цветы изображены словно бы увядающими. Иногда среди растительных мотивов помещены грациозные женские фигуры, крылатые феи и другие существа.
Стиль модерн в архитектуре стремился отвечать практическим потребностям, хотя нередко этому препятствовало нагромождение характерных для модерна украшений. Если, скажем, архитекторы классицизма, проектируя здание, думали прежде всего о внешнем облике здания и лишь затем приступали к распространению внутренних помещений, то в эпоху модерна действовали противоположным образом — здание словно складывали из помещений различной формы и различного назначения. Например, в театральных зданиях пространство над сценой должно быть самым высоким, за ним следует по высоте пространство зрительного зала, а затем уже — прочие помещения. Поэтому театральные здания выглядели, как семейство грибов, столпившихся вокруг главного гриба — сценической коробки. Это сходство еще более увеличивали крыши — выпуклые, мягких очертаний, с их извилистыми краями. В оформлении внутренних помещений царили вытянутые, изящные формы, плавные переходы.
В живописи признаками стиля модерн считаются особая плавность форм, вытянутые фигуры, подчеркнутые контуры, четкие одноцветные поверхности. В живописи модерна эффект глубины имел второстепенное значение, все изображение выглядело плоским, а в иных случаях казалось украшенным аппликациями стенным ковром.
Мягкость и плавность форм модерна повлияли и на скульптуру. Однако, тут особых достижений не было. Зато гораздо более существенным было влияние принципов стиля модерн на графику. Это понятно: ведь и у графики, и у стиля модерн есть общее свойство — плавные линии. Особенно характерные образцы можно найти в оформлении книги и в плакате. Одним из интереснейших мастеров модерна был рано умерший англичанин Обри Бёрдслей (1872 — 1898)
Графика Обри Бёрдслея
Символизм
Разновидностью модерна является символизм. Художник изображает в своих произведениях два рода вещей: реально существующие и видимые глазом предметы, пейзажи, людей и т.п., а также всевозможные необычные, вымышленные существа, предметы. Эти вымышленные сюжеты художник черпает из литературных сказок, мифов, из истории, а больше всего — из собственной фантазии. Как раз в последние два десятилетия XIX века на рубеже веков такое искусство нашло особенно много сторонников. В этих произведениях много неопределенного, неуловимого, едва угадываемого, в них полно неясных намеков, иносказаний и символов — отсюда и название направления — символизм.
Одни символисты создавали печальные, тоскливые или поэтические картины, напоминающие сновидения, другие предпочитали писать мрачные и ужасающие сцены. Символисты обратились к теневым сторонам человеческой души; в их творчестве встречаются персонажи в странных позах, перекошенные маски, застывшие взоры черных глаз на смертельно бледных лицах, знаки роковых предчувствий, жуткие фантастические существа, скелеты, черепа и тому подобные мотивы.
Очень интересным художником-символистом был француз Пьер Пюви де Шаванн.
Модернизм
Начало искусству «модернизм» положили еще постимпрессионисты. Это искусство не стремится к верной передаче природы, но ставит своей целью самовыражение художника, выражение его чувств и настроений. Современное искусство (искусство XXвека) состоит из ряда течений, которые отличаются по своим целям и выразительным средствам и оказываются нередко прямо противоположны друг другу. Искусству модернизма свойственно одновременное существование различных течений и объединение в группировки художников с общими программами. В то же время встречались художники, которые на протяжении своей жизни принадлежали группировкам или создавали произведения в духе различных течений.
Искусство модернизма отбросило старые привычные традиции и тем самым породило многие проблемы и вызвало горячие споры. У этих новых течений были и пламенные защитники, и ожесточенные противники.
Одно из главных стремлений художников модернизма сводится к подчеркнутому выражению своей индивидуальности.
Наибольшие изменения на протяжении Xx века пережила живопись.
Направления модернизма сменяются с необычайной быстротой.
Фовизм
Первым в нашем столетии течением модернистского искусства считают фовизм. Группа молодых художников во главе с Анри Матиссом стала употреблять чистые, звучные цвета, сильные и размашистые мазки. Это было так чуждо и непривычно для зрителей, что таких художников стали называть «фовистами» (от французского слова «хищник»). Фовисты не ставили перед собой цель точно изображать природу. Они хотели сделать видимыми для глаза такие вещи, которых на самом деле увидеть нельзя, например, те чувства и настроения, которые возникают у художника при созерцании природы. Главным средством выражения они изобрели цвет. Вождем группировки фовистов был Анри Матисс.
Экспрессионизм
Экспрессионизмом называют искусство, которое ставит своей целью подчеркнутое выражение душевных состояний художника, его чувств и настроений. Хотя слово «экспрессион» французское и означает «выражение», впервые название этого течения было употреблено в Германии, где экспрессионизм получил наиболее чистое воплощение.
Немецкий экспрессионизм зародился в начале XX века, т.е. тогда, когда во Франции начинался фовизм. Но в отличие от фовистов немецкие экспрессионисты не стремились к красоте и на некоторых зрителей их творчество оказывало угнетающее впечатление. Экспрессионисты хотели поразить зрителя, пробудить его чувства, научить и направить его. Но в то же время их самих не удовлетворяли существующие в Германии порядки, поэтому у них было постоянное состояние удрученности, разочарования и досады, недовольство всем сущим, неспособности увидеть в мире ничего, кроме зла и уродства. Это, конечно, нашло отражение в их искусстве.
Для выражения своих чувств экспрессионисты использовали либо кричаще яркие краски, либо, наоборот, мрачные, грязноватые тона, резкие и упрощенные формы, сознательное их искажение.
После первой мировой войны художники критиковали в картинах ужасы войны, напуганных людей, раненых, калек, нищих.
Иногда, однако, складывалось впечатление, что экспрессионисты буквально ненавидят людей — такими уродливыми, опустившимися, даже ублюдочными, изображают они своих персонажей.
Наиболее известны немецкие художники-экспрессионисты — Эрнст Людвиг Кирхнер (1880 — 1938), Эмиль Нольде (1867 — 1956), Отто Дикс (1891 — 1969).
С экспрессионизмом, как художественным течением, покончили пришедшие к власти в Германии в 1933 году нацисты.
Кубизм
В первом десятилетии XX века зародился кубизм — одно из самобытных течений модернизма. Создателями течения были испанец Пабло Пикассо (1881 — 1973) и француз Жорж Брак (1882 — 1963).
Отчасти примером для них послужила привезенная тогда в Европу негритянская скульптура, важное значение имело также творчество постимпрессиониста Поля Сезанна, у которого они заимствовали идею упрощения предметов до геометрических форм — шара, куба, цилиндра, призмы. Поэтому их творчество в насмешку называли «искусством кубиков». Мир, который они создавали в своих картинах, был граненым и угловатым.
Главным принципом Пикассо и Брака было то, что художник не должен следовать видимой реальности, но должен сам творить новую реальность, которая подчиняется законам красоты, а не жизни. Они как бы расчленяли реальные предметы и существа на части и затем укладывали эти части по-другому. Они пробовали изображать один и тот же предмет с разных сторон одновременно. Например, человек на портрете мог быть представлен сразу в анфас и в профиль.
Кубисты предпочитали бледные коричневые и серые тона, к которым добавлялись кое-где зеленоватые и тускло-голубые.
Главным выразительным средством для кубистов были линии и плоскости — часто треугольные. Круг изображаемых предметов был весьма узок: портреты, здания, натюрморты. Если напрячь фантазию, то в изломах линий и пересекающихся плоскостей можно разглядеть столы, вазы, музыкальные инструменты, чаще всего — скрипки и гитары, а также другие предметы четкой геометрической формы.
В поисках новых изобразительных средств кубисты наклеивали на свои картины куски газет, обоев, тканей и т.п. Такие произведения получили название «коллаж», что по-французски означает «наклеивание».
Футуризм
В Италии у кубизма появилось родственное направление — «футуризм» (от итальянского «будущее»). Группа молодых художников, которым надоело бесконечное преклонение в их стране перед искусством прошлого, попытались создать новое, «искусство будущего», как они говорили. Они призывали отвергнуть достижения прошлого и возвеличивать технику и промышленный дух нового времени. Их восхищали железные дороги, опутывающие земной шар, океанские пароходы, удивительные «летательные аппараты», стальные мосты, огромные города, кишащие автомобилями. Однако во всем этом их привлекали илшь внешний облик.
Футуристы хотели передать в своих произведениях примету нового времени — возросший темп жизни, — располагая на длинном холсте рядом друг с другом, наподобие киноленты, последовательные моменты движения. Футуристы также пытались «изобразить» на картине всевозможные звуки, уличные шумы: для этого они окружали источник звука ярко окрашенными дугами и кругами, которые должны были олицетворять колебания звуковых волн.
Известными художниками-футуристами были Джакоммо Белла (1871-1958) и Джино Северини (1883-1966).
Футуризм был явлением кратковременным, он просуществовал лишь несколько лет, предшествовавших первой мировой войне.
Сюрреализм
Более долгая жизнь была суждена сюрреализму (от французского «сверхреальное», «сверхестественное»). Это течение неопределенное и оставляющее впечатление болезненного. Реальные существа и предметы выступают здесь в необычных сочетаниях, и поэтому возникают образы, напоминающие фантастические видения или сны. В сюрреализме нет никакого порядка и разумного смысла — все подчиняется случайности сновидения. Появление такого искусства в большой мере было связано с распространенной в начале XX века в медицине точкой зрения, согласно которой в человеческой душе, в подсознании гнездятся первобытные темные силы, которые стремятся подчинить себе сознание и поступки человека. Поэтому некоторые художники пробовали дать выход этим тайным силам, позволить им управлять рукой художника — так, чтобы произведение возникло как бы само собой, без контроля разума. Предшественницей сюрреализма была группировка «Дада» из Швейцарии. Художники, входившие в эту группировку, решительно отвергали старое классическое искусство и пытались сокрушить все, существовавшие до сих пор, законы живописи. Дадаисты, подобно кубистам, пользовались техникой коллажа, т.е. склеиванием разных материалов, и включали в картины случайные предметы.
С сюрреализмом был связан известный художник, который начал писать фантастические картины еще до появления дадаизма. Это живший во Франции, выходец из Беларуси Марк Шагал (1887 — 1985).
Окончательно сюрреализм сложился к началу 1920-х годов. Многие художники продолжали сочинять дадаистские нелепицы, они выставляли всевозможные готовые предметы, склеивая свои произведения из самых неожиданных материалов, например, из тряпок, окурков и т.п.
Одним из самых известных сюрреалистов был каталонец Сальвадор Дали (1904 — 1989), а также другой выходец из Каталонии — Хоан Миро (р.в 1893 — ).
Сюрреализм с его склонностью к абсурду был отражением некоторых сторон своей эпохи с ее противоречиями, кризисами, войнами.
Абстракционизм
Одним из самых сложных, самых спорных направлений в свременном искусстве был и остается до сих пор абстракционизм. У широких масс абстракционизм никогда не пользовался признанием. Абстрактная живопись не пытается передать существующее — людей, предметы, пейзажи, события, хотя для ее создания используются привычные средства живописи: точки, линии, плоскости, цвет. Сочетаниям пятен, линий, цветов они пытаются придать особое значение, отвечающее настроениям и чувствам художника, передающее его отношение к миру. Абстракционисты использовали также одно явление, замеченное еще в эпоху Возрождения, — что по-разному проведенные линии и цветовые созвучия могут вызывать у зрителя определнные настроения. О таком воздействии говорит и то, что мы считаем одни цвета, например, теплыми, а другие — холодными, одни — радостными, другие — мрачными, одни — нежными, другие — грубыми и т.д.
Существует много разновидностей абстрактного искусства под разными названиями. Предшественниками абстракционизма были кубизм, футуризм и дадаизм. Все эти направления уходили от природы, но все же сохраняли с нею хоть слабую связь. А бстракционизм порвал связь с природой окончательно. К абстракционизму почти одновременно пришли художники в Мюнхене, Амстердаме и Москве, это произошло уже в 1910-х годах. Широкое распространение это направление получило в 1930-х годах в Париже, Нью-Йорке, куда эмигрировали, спасаясь от фашизма, многие европейские художники.
Отцом абстракционизма считают русского художника Василия Кандинского (1866-1944). К некоторым ответвлениям абстракционизма относится творчество русского художника Казимира Малевича (1878-1935). К числу основателей абстракционизма принадлежит также голландец Пит Мондриан (1872-1944).
Абстрактное искусство всегда было непонятно большинству зрителей, поэтому ему на смену пришли направления, которые стремились к большей доступности.
Поп — арт
Одним из сравнительно новых направлений в современном искусстве является поп-арт. Он возник еще в 1950-х годах, но расцет его произошел лет на десять позднее. Возникло новое направление в Соединенных Штатах Америки. Художники стремились сделать искусство понятным широкому зрителю, сделать его популярным — отсюда сокращение «поп» в названии. Однако картины отпугивали публику и критиков своей пошлостью и безысходностью. Поп-художники часто используют фотоснимки, коллажи, готовые предметы, необычные материалы. Картины изображают консервные банкия, бутылки «Кока-колы», рекламные плакаты, увеличенные картинки и т.п.
«Классики» поп-арта — сплошь американцы, самые известные из них — Роберт Раушенберг и Энди Уорхол (1930-1987).
Наивное искусство
В XX веке все большее внимание стало привлекать одно явление, которое раньше не считали искусством вообще. Это творчество художников-любителей, которое называют наивным или примитивным. Первый наивист, принятый всерьез, был француз Анри Руссо. Большая часть наивистов — это люди, живущие в захолустных городках, деревнях, лишенные возможности учиться живописи, но полные желания творить. Они просто сердечно изображают свои повседневные труды, народные праздники, семейные события, свой родной край, природу, зверей. Даже в технике беспомощных работ наивистов сохранена та свежесть, к которой стремится и высокое искусство.
cvetamira.ru
Интерьер в стиле модерн: 7 особенностей
Модерн появился в конце 19 века, он стремился быть полностью оригинальным, не имитируя ничего из прошлого. Этот стиль стал настолько популярным и востребованным, что художники и дизайнеры начали применять его повсеместно: архитектура, искусство, ювелирные изделия, модная одежда, реклама, предметы декора. Однако интерес к нему угас также быстро, как и появился. Модерн — раздробленный стиль, который так и не стал интернациональным, в каждой стране существуют различные его интерпретации и даже названия: во Франции это «арт-нуво», в Германии и Скандинавских странах его именуют «югендстиль», в Италии «либерти», а в США «тиффани». В настоящее время модерн открыл второе дыхание и с новой силой ворвался в украшение современных интерьеров. Если вам сложно определиться со стилем будущего интерьера, но вы точно знаете, что хотите видеть свой дом с элементами классики, немного аристократичным, утонченным и выдержанным, обязательно присмотритесь к модерну. Вот его основные особенности:Приглушенные цвета
В основном используются мягкие «природные» оттенки, которые максимально приближены к натуральным: белый, бежевый, горчичный, оливковый, фиолетовый, голубой, коричневый, дымчатый, болотно-зеленый, а также серебристый и золотой.Плавные линии
Основной мотив стиля модерн — плавные S-образные линии. Дизайнеры отошли от скучной строгой геометрии и вдохновились природными волнистыми формами. Практически каждая деталь интерьера имеет изогнутую линию: дверные проемы, окна, мебель, элементы декора.Приглушенное освещение
Модерн создает романтическую атмосферу, поэтому для него характерно неяркое, приглушенное освещение. Часто используются светильники из цветного и матового стекла.
Натуральные материалы
Для модерна характерно использование таких материалов, как благородная древесина, стекло, камень, мрамор, керамика, дорогие ткани. Кованое железо было очень популярным еще до модерна, но в этом стиле металл приобрел некую воздушность и легкость. Первым архитектором, который стал широко использовать кованое железо был Гауди, многие другие мастера черпали вдохновение именно из его работ.Витражи
Это, пожалуй, один из самых узнаваемых элементов стиля модерн. Витражи были чрезвычайно популярны и использовались при оформлении окон, дверей, мебели, стен. Они имели конечно же изогнутые линии и интересные рисунки.Цветочные и другие узоры
Музой модерна была Матушка-природа, поэтому совсем неудивительно наблюдать в нем такое огромное количество цветочных и растительных узоров. Бутон — это символ зарождения новой жизни и вместе с тем, один из самых распространенных мотивов в модерне. Часто можно было наблюдать лилии, орхидеи, ирисы (это объясняется интересом ко всему экзотическому в начале 20 века) и некоторые местные цветы (посредством этого мастера воспевали красоту своей родину). Также распространенным декоративным мотивом были насекомые и птицы: Стрекозы, кузнечики, бабочки, красочные жучки, павлины, ласточки, попугаи и др. Женский образ фигурировал тоже достаточно часто.Чудные элементы декора
Самые популярные элементы декора модерна — это предметы из цветного стекла. Одним из самых известных дизайнеров, который славился изготовлением изысканных изделий из стекла, был Луис Комфорт Тиффани. Именно в его честь в Америке и некоторых других странах стиль модерн называется «тиффани». Что касается других аксессуаров — главное, чтобы они были интересной причудливой формы. Например, это могут быть вазы и лампы с изображением фантастических растений и животных, чудные статуэтки, старые вещи, красивые картины на стенах. Наличие предметов ручной работы лишь подчеркнет красоту стиля модерн.
Интерьер в стиле модерн идеально подойдет творческим натурам, а также тем, кому нравится атмосфера аристократии Серебряного века. Но только помните, что модерн не терпит «дешевых» материалов.
Следующее Предыдущее
www.elenaeller.com
Модерн — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь
Модерн в искусстве, архитектуре и интерьере
Стиль модерн зародился в обществе XIX века, как новая свежая волна взглядов устремленных в будущее. 90-е годы характеризовались усталостью от потускневшего неоклассицизма и желанием новых креативных форм воплощенных в искусстве и архитектуре. На этой благодатной почве, и стали прорастать семена совершенно незнакомого, оригинального стиля.
Во Франции, таких творцов называли «ар нуво», что в переводе значит «новое искусство, в Германии их ассоциировали с молодостью, что в переводе на немецкий означает «югендстиль». Ну, а у нас в России, креативное веяние нарекли французским понятием «модерн», что в переводе означает «современный».
Модерн можно отнести к направлению в архитектуре и искусстве, которое характеризуется отказом от геометрической прямолинейности и воплощением творческих идей в проектах, с естественными природными мотивами.
Чтобы понять истинный характер модерна следует обратиться к его корням. Надо отметить, что деятели новейшего направления отрицали какое-либо родство с прошлым, позиционируя себя, создателями небывалого доселе искусства. Но, молодым нужен был источник вдохновения. И, как бы не отрицали это модернисты, в основе их стиля часто наблюдались знакомые исторические символы. На этапе становления, в произведениях заметно влияние готики, позже в модернизме слышится отзвук крито-микенской культуры, а в некоторых работах и итальянского маньеризма.
Да, творчество художников будущего, не обошлось без пережитков прошлого, но черпая из дней минувших какие-то элементы, модернисты могли синтезировать их в совершенно похорошевшие образы. Заимствованные идеи, перерождались и представлялись в необычном оригинальном, новом виде искусства.
Стиль модерн в архитектуре
Особенно ярко модернистское направление проявилось в архитектуре. Примером необычного строения является детище Эктора Гимара. Французский архитектор, воплотил свои идеи в оформлении одной из станций французского метро. Необыкновенная оригинальность стиля поразила полным отсутствием симметрии и параллельности. Изысканные, вьющиеся формы, близкие к тем, что творит сама природа нашли свое гениальное воплощение в наземных строениях и привнесли в становление модерна весомый вклад.
Также, надо отметить работы бельгийского архитектора Виктора Орта. Его здания в стиле модерн подчинены единому характеру и легко узнаваемы. Образы сооружений проработаны детально и ни одна из мелочей не ускользает от общей стилистики.
Дома в стиле модерн прекрасно вписываются в ландшафт. И это очевидно на примере гениального архитектора Антони Гауди. Смотря на реализованные проекты автора, трудно поверить, что их создал человек, а не природа.
Еще один архитектор, Хенри ван де Велде также воплотил идеи модерна. Правда здесь новый стиль предстал во внутреннем убранстве помещения. Хенри создал дизайн собственного дома в едином характере, причем оттенки модерна коснулись здесь и посуды и мебели и даже, домашней одежды его супруги.
Модерн в декоре, графике и живописи
Декоративно-прикладное искусство тоже стало областью реализации нового веяния. Модернисты создавали не только красивые, но еще и функциональные вещи. Здесь новое искусство стали называть «искусством для всех», ведь материал для его воплощения брался самый доступный: бетон, стекло и металл.
Модерн в живописи не просто проявился, он ворвался в творческие умы, создав руками гениев непревзойденные произведения. Густав Климт, один из величайших представителей нового течения. Такие работы, как «Музыка», «Роковая женщина», «Юдифь» кричат о страданиях человека, его порочности и животной сути. Каждая работа художника является частью общего стиля, не вырываясь из характерной особенности исполнения, в которой гармонично сочетаются объем пространства, нежный колорит и золото фона.
Добрался модерн и до искусства графики. Никогда еще не было столько творческого проявления в оформлении афиш, рекламных буклетов и книг. Талантливейшие художники создавали уникальные графические произведения в которых сливались резкие линии, удивительные ракурсы героев, яркие цвета и необычность форм, контраст и орнаментальность фигур.
Модерн в интерьере
В наши дни Ар-нуво стиль успешно воплощается, главным образом, в интерьерных решениях. Более того он стал излюбленным выбором многих приверженцев практичного и функционального дизайна.
Модернистские идеи в оформлении помещения могут быть безграничны, но все они должны подчиняться единому характеру: плавностью линий и природным естественным элементам. Дизайнеры ценят Еловый стиль еще и за простоту, ведь здесь порой достаточно одного элемента с нужным смысловым оттенком, чтобы пространство зазвучало нужными стилистическими нотами.
Проекты в стиле модерн оппонируют прямым линиям и классическим формам. В них на первый план выходят извилистость, благодаря которой грань между предметами малозаметна или совсем невидна.
Современный стиль модерн универсален и может применяться как в строгом характере гостиной, так и в спокойной сущности спальни.
Гостиная в стиле модерн
Ар-нуво в гостиной — это шик, простор и комфорт. Мягкие и нежные цветовые оттенки, дерево, гипс, хрусталь и стеклянная мозаика подарят убранству комнаты утонченный характер и оригинальность. Выбирая цвет для гостиной ар-нуво, нужно отдать предпочтение бледно-зеленому, небесно-голубому, лиловому и пыльной розе. Природная палитра и естественные изогнутые линии — важное правило в создании этого дизайна. Яркой модернистской нотой будут звучать потолок, стены или пол украшенные флористическим рисунком.
Техника, как правило, вписывается в интерьер гармонично, но в отличии от стиля Хай тек, здесь она не выходит на передний план.
Мебель в стиле модерн должна быть легкой и функциональной. Идеальным вариантом будет корпусная мебель, с матовым или цветным остеклением витража, а также изящной фурнитурой.
Мягкая мебель отличается изящными ножками и утонченным текстилем в виде шелка, атласа или кожи.
Спальня в стиле модерн
Оттенки спальни могут быть более темными и приглушенными. Осенняя палитра с использованием золотых элементов Климта -вот верное решение спальни в стиле ар-нуво. Впрочем, современные дизайнеры не придерживаются жестких правил и исполняют модерн в той интерпретации, какой видят её сами.
Характерными чертами является свободная планировка, разные уровни потолка и пола и художественные орнаменты.
Мебель для спальни используется обычная. Это кровать, шкаф, туалетный столик. Пожелания к исполнению все те же: изогнутые линии, плавные переходы, растительная отделка.
Кухня в стиле модерн
Как бы не была оформлена кухня она всегда должна быть функциональной, комфортной и оригинальной. Все эти требования выполняет модерн. Цветовая гамма, мебель, техника и текстиль подбираются так, чтобы они соответствовали принципам практичности и минимализма.
Ар-нуво подходит как для малогабаритных, так и для просторных кухонь. Здесь важным является способ расположения мебели. Для больших комнат рекомендуется расстановка по островному принципу, для маленьких буквой Г.
Фасады мебели выбираются блестящие и гладкие, изогнутых округлых форм.
В выборе материалов для пола нет четких правил. Для отделки подойдут плитка, линолеум и дерево.
Обои, керамическая плитка и декоративная штукатурка — идеальные решения для стен кухни данного стиля.
Что касаемо техники, она непременно должна присутствовать, в том количестве, какое необходимо хозяйке. Единственная рекомендация для техники кухонь ар-нуво — встраиваемость.
На пороге зарождения, стиль модерн заявил о себе громко, выкрикивая о собственной самобытности и новизне. Такой взлет мог бы закончиться небывалым провалом, но модернисты доказали его сильный характер, общность и интернациональность. Яркие представители данного течения подарили миру ценнейшие произведения, пропитанные уникальным и легким характером исполнения. По сей день работы архитекторов, дизайнеров и художников радуют своими решениями. Практичность и уникальность, универсальность и функциональность — вот то, за что модерн пришелся по-вкусу миллионам.
artishock.org