Фото станиславского: Станиславский Константин Сергеевич — биография актера, личная жизнь, спектакли и фото. Артист театра и кино

Станиславский Константин Сергеевич — биография актера, личная жизнь, спектакли и фото. Артист театра и кино

Персона

Годы жизни:

17 января 1863 — 07 августа 1938

Страна рождения:

Российская империя

Сфера деятельности:

Художественный руководитель

,

Актер театра

Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия Алексеев) вошел в российскую историю как великий реформатор театра, актер, режиссер, руководитель театров, теоретик и педагог. Создатель знаменитой актерской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире.

Константин Алексеев родился 5 (17) января 1863 года в Москве, в многодетной (всего у него было девять братьев и сестер) купеческой семье, состоявшей в родстве с крупнейшими заводчиками и меценатами того времени — С.И. Мамонтовым и братьями Третьяковыми. Отец — Сергей Владимирович Алексеев, мать — Елизавета Васильевна (урожденная Яковлева). Городской голова Москвы Алексеев приходился ему двоюродным братом. Младшая сестра — Зинаида Сергеевна Соколова (Алексеева), заслуженная артистка РСФСР. Дед Константина Станиславского, П. Алексеенко, родился на Украине и после женитьбы переехал в Москву, где сменил фамилию на Алексеев.

Свою сценическую деятельность Станиславский начал еще в юности. 5 сентября 1877 года Костя Алексеев (псевдоним Станиславский он взял в 1885 году) впервые выступил в домашнем любительском спектакле. Вокруг него образовался кружок любителей театра, получивший название Алексеевского. В 1888 году Станиславский совместно с режиссером А.Ф. Федотовым, певцом и педагогом Ф.П. Комиссаржевским, художником Ф.Л. Соллогубом основал Общество искусства и литературы и создал при нем драматическую труппу. В 1898 году Станиславский вместе с Владимиром Немировичем-Данченко основал Московский художественный театр.

Уже в постановках Алексеевского кружка и в других любительских спектаклях проявилось замечательное актерское дарование Станиславского. Он сыграл в ту пору многие комедийные роли в опереттах и водевилях, Подколесина в «Женитьбе» Гоголя и Несчастливцева в «Лесе» А.  Островского. В Обществе искусства и литературы круг ролей Станиславского расширился. Наряду с комедийными он создал и трагические образы, например Отелло в трагедии Шекспира и Уриэля Акосты в одноименной пьесе Гуцкова, выступив и постановщиком этих спектаклей.

Первая крупная самостоятельная режиссерская работа Станиславского была еще раньше, в 1891 году, тогда он поставил «Плоды просвещения» Л. Толстого. Станиславский увидел в этой комедии не просто осмеяние духовного убожества обывательского аристократического мирка, но прежде всего изображение горькой мужицкой доли. В необыкновенно разнообразном актерском творчестве Станиславского (от Астрова в «Дяде Ване» Чехова и Сатина в «На дне» Горького до ярко комедийных ролей Крутицкого в пьесах «На всякого мудреца довольно простоты» Островского и Аргана в «Мнимом больном» Мольера), в его режиссерской деятельности отразилась плодотворность принципов жизненной правды.

Первой постановкой Станиславского после революции стал «Каин» Дж. Г. Байрона (1920). Репетиции только начались, когда Станиславский был взят заложником при прорыве белых на Москву. Общий кризис усугублялся в Художественном театре тем, что значительная часть труппы во главе с Василием Качаловым, выехавшая в 1919 году в гастрольную поездку, оказалась отрезанной военными событиями Гражданской войны от Москвы.

Безусловной победой стала постановка «Ревизора» (1921). На роль Хлестакова Станиславский назначил Михаила Чехова, недавно перешедшего из МХАТа (театр уже был объявлен академическим) в его 1-ю студию. В 1922 году МХАТ под руководством Станиславского отправляется в длительные зарубежные гастроли по Европе и Америке, которым предшествует возвращение (не в полном составе) качаловской труппы.

Деятельность Станиславского в 20–30-е годы определялась прежде всего его желанием отстоять традиционные художественные ценности русского искусства сцены. Станиславский так определял стоящую перед артистом задачу: «Должно быть, рутиной называют театральность, то есть манеру ходить и говорить как-то особенно на театральных подмостках. Если так, то не следует путать рутину с необходимыми условиями сцены, так как последняя требует, несомненно, чего-то особенного, что не находится в жизни. Вот тут-то и задача: внести на сцену жизнь, миновав рутину (которая убивает эту жизнь) и сохранив в то же время сценические условия». На протяжении всего своего творческого пути Станиславский и искал решения этой задачи. В ходе этих исканий он пришел к открытию и определению законов сценического творчества, известных под названием системы Станиславского. Эта система — открытие законов, коренящихся в природе творчества актера. Система Станиславского неразрывно связана с искусством переживания, которое ее создатель считал высшим выражением принципов сценического реализма. Станиславский противопоставлял искусство переживания ремеслу — использованию раз и навсегда установленных штампов, и отличал от искусства представления, основанного на механическом повторении лишь однажды достигнутого в процессе живого переживания результата. С самого начала своей деятельности Станиславский видел в артисте носителя высоких гражданственных, этических принципов. Отсюда возникло учение о сверхзадаче — главной идейной цели, ради которой артист творит. Со сверхзадачей связано понятие сквозного действия — единой главной линии действия.

После тяжелейшего инфаркта, случившегося в юбилейный вечер во МХАТе в 1928 году, врачи навсегда запретили Станиславскому выходить на подмостки. Станиславский вернулся к работе только в 1929 году, сосредоточившись на теоретических изысканиях, на педагогических пробах «системы» и на занятиях в своей Оперной студии Большого театра, существовавшей с 1918 году (ныне Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко).

В конце своей жизни Станиславский пришел к так называемому методу физических действий, основанному на признании ведущего значения физической природы действия в овладении внутренней жизнью роли. Физическое действие в понимании Станиславского неотделимо от «жизни человеческого духа», которую артист призван раскрывать перед зрителем. Систему Константина Сергеевича Станиславского — замечательное наследие великого мастера — знают и ценят во всем мире.

Станиславский умер 7 августа 1938 году в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Теги:

Актеры Российской империиРежиссеры Российской империиАртисты театраАктерыРежиссерыХудожественный руководительАктер театра

Ещё

В публикациях

СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич — биография, новости, фото, дата рождения, пресс-досье. Персоналии ГлобалМСК.ру.

Театральный режиссёр, актёр, театральный педагог

Дата рождения: 5 января 1863 года

Дата смерти: 7 августа 1938 года

Возраст на момент смерти: 75 лет

Место рождения: Москва, Российская империя

Знак зодиака: Козерог

Деятельность: Театральный режиссёр, актёр, театральный педагог

Подписаться

Содержание

  • 1. Детские и юношеские годы Константина Станиславского
  • 2. Служба на фабрике
  • 3. Начало режиссёрской деятельности
  • 4. Создание МХАТа
  • 5. Личная жизнь Константина Станиславского
  • 6. Последние годы жизни Станиславского
  • 7. Награды и память о Станиславском

Биография

Станиславский Константин Сергеевич – великий реформатор театра, русский режиссёр и актёр, выдающийся педагог, автор известной во всём мире системы актёрской работы. Первый советский деятель искусств, который получил звание Народного артиста СССР (1936 год).

Константин Станиславский

Детские и юношеские годы Константина Станиславского

Константин Станиславский (настоящая фамилия – Алексеев) родился 17 января 1863 года в Москве в семье богатого промышленника. Семья Алексеевых не имела никакого отношения к театру, кроме бабушки по материнской линии, которая в своё время выступала на парижской театральной сцене.

Константин Станиславский в детстве с семьей

В семье у Алексеевых, кроме Константина, было девять детей. Сергей Владимирович и Елизавета Васильевна Алексеевы уделяли большое внимание образованию и воспитанию своих детей. К ним в дом приходили педагоги по словесности, иностранным языкам, литературе, музыке, танцам, фехтованию.

Также семья Алексеевых устроила в своём доме любительский театр – специально оборудовала зрительный зал, а в семейном имении – театральный флигель. В представлениях принимали участие, как профессиональные актёры, так и друзья Алексеевых. Зрителями были близкие родственники и гости дома. Первый раз на сцену театра маленький Костя вышел в четырёхлетнем возрасте. Несмотря на слабое здоровье и хрупкое телосложение, мальчик демонстрировал явный актёрский талант. Родители поощряли увлечение своего сына, но в качестве профессии актёрское мастерство ими не рассматривалось. Константина ожидал пост директора на фабрике, принадлежавшей отцу. Три года (с 1878 по 1881 год) Костя Алексеев проучился в гимназии, из которой его забрали родители по просьбе самого юноши.

Константин Станиславский в детстве 

Служба на фабрике

После гимназии Константин закончил Лазаревский институт восточных языков. Затем он занял должность директора на ткацкой фабрике своего отца. К порученному делу молодой человек относился очень серьёзно. Он даже ездил за границу для получения опыта и изучения прогрессивных технологий. Но увлечение театром никогда не покидало молодого Алексеева. На сцене домашнего театра Константин начал проводить свои первые сценические эксперименты. К тому же Константин Алексеевич продолжал сам учиться секретам актёрского мастерства, брал уроки вокала, занимался пластикой, многое перенимал у своих кумиров – артистов Малого театра.

Константин Станиславский в молодости

Начало режиссёрской деятельности

Во второй половине 19-го века в России активно действовало Русское музыкальное общество. В 1886 году Константин Алексеев был избран в состав дирекции Московского отделения этого общества, а также стал его казначеем.

В 1888 году совместно с известными русскими театральными деятелями – Ф. Комиссаржевским и Ф. Соллогубом Константин Сергеевич разработал проект МОИиЛ (Московское Общество Искусства и Литературы). Причём будущий реформатор русского театра вложил в развитие МОИиЛ свои личные деньги. Кроме того, ему пришлось взять псевдоним Станиславский, чтобы не компрометировать свою знатную семью. В спектаклях, созданных МОИиЛ, Станиславский сыграл много запоминающихся ролей, участвовал в постановках: «Самоуправцы», «Горькая судьбина», «Плоды просвещения», «Бесприданница» и др. Публика и театральные критики единогласно отметили, что на русской сцене появился яркий и талантливый актёр.

Константин Станиславский в профиль

С 1891 года Станиславский не только играет в спектаклях, но и режиссирует их. Константин Сергеевич стал постановщиком таких спектаклей: «Отелло», «Уриэль Акоста», «Много шума из ничего», «Польский еврей», «Двенадцатая ночь», «Потонувший колокол».

Создание МХАТа

В 1898 году Константин Станиславский познакомился с Владимиром Немировичем-Данченко. Известные уже на то время театральные деятели почти сутки занимались обсуждением проекта создания МХАТа. В первый состав труппы Московского художественного театра вошли члены МОИиЛ, а также слушатели Московской филармонии, которые были учениками Станиславского и Немировича-Данченко.

Константин Станиславский в спектаклях «На дне» и «Три сестры»

Первым дебютным спектаклем созданного театра стала постановка «Царь Фёдор Иоаннович». Но более всего зрителям и критике того времени запомнился спектакль «Чайка» по одноимённой пьесе Антона Чехова. Премьера «Чайки» состоялась в 1898 году. Интересный факт, что именно образ этой птицы стал символизировать театр. Силуэт чайки и сегодня продолжает быть символом МХАТа. А Константин Сергеевич Станиславский и Антон Павлович Чехов стали добрыми друзьями. Кроме того, режиссёра и драматурга объединял совместный творческий процесс.

Константин Станиславский более всего уделял внимание подготовке молодых начинающих актёров, как с теоретической стороны, так и с практической. Он разрабатывал свою систему. Так, согласно системе Станиславского, артист должен целиком вживаться в роль, а не поверхностно изображать чужие эмоции. Кроме того, задачей артиста была также передача зрителю основных мыслей пьесы.

Первая труппа МХАТа

В 1912 году была создана и открыта первая студия актёрского мастерства при МХАТе, где Константин Сергеевич был преподавателем. Также в 1918 году Станиславский открыл оперную студию, которая работала при Большом театре.

В 1922-1923 годах состоялись гастроли Станиславского с труппой МХАТа в Соединённых Штатах Америки. В то же время Константин Сергеевич начал писать одну из самых известных своих книг «Моя жизнь в искусстве». В книге рассказывается об актёрской системе, которую разработал Станиславский.

Константин Станиславский в спектакле «Дядя Ваня»

Несмотря на социальный статус и происхождение Константина Сергеевича, его творческая деятельность получила одобрение и поддержку от советской власти. Московский художественный театр стал государственным, и по рангу ничем не уступал теперь Большому и Малому театрам. Лично Иосиф Сталин посещал множество спектаклей МХАТа.

Личная жизнь Константина Станиславского

Супругой Константина Сергеевича Станиславского была Мария Петровна Лилина (настоящая фамилия Перевощикова), актриса МХАТа. В их семье родилось трое детей: дочери Кира и Ксения, последняя умерла, будучи совсем малышкой, заболев пневмонией. А также сын Игорь. Игорь Константинович впоследствии женился на внучке Льва Толстого. Кира Константиновна работала директором Дома-музея своего знаменитого отца.

Константин Станиславский с женой

У Станиславского был ещё один сын – Владимир Сергеевич Сергеев, которого ему родила горничная. Внебрачного ребёнка усыновил отец Константина Сергеевича. Во взрослом возрасте Владимир Сергеевич стал историком и профессором МГУ.

Последние годы жизни Станиславского

Последние годы жизни Константин Сергеевич Станиславский занимался педагогической и режиссёрской деятельностью. На юбилейном вечере Московского художественного театра в 1928 году у Станиславского, игравшего на сцене, произошёл сердечный приступ, после которого врачи не разрешали Константину Сергеевичу выходить на сцену в качестве актёра.

Константин Станиславский в последние годы

Несмотря на плохое состояние здоровья, Станиславский продолжал заниматься любимым делом. Скончался реформатор русского театра в 1938 году 7 августа.

Знаменитая книга Станиславского «Работа актёра над собой» вышла в 1938 году уже после его смерти.

Награды и память о Станиславском

Помимо того, что Константин Сергеевич Станиславский первым получил звание Народного артиста СССР, он был награждён Орденом Ленина и Орденом Трудового Красного Знамени. Ещё до Октябрьской революции 1917 года Константин Сергеевич получил почётное звание академика Петербургской академии наук, а также стал кавалером Ордена Красного орла, полученного в Висбадене.

памятник Константину Станиславскому 

Лучшей памятью о великом режиссёре являются поставленные им спектакли, на примере которых училось работать и творить много поколений актёров и режиссёров. Эти постановки стали по-настоящему легендарными: «Три сестры», «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня», «На дне», «Горе от ума», «Синяя птица», «Доктор Штокман», «Месяц в деревне», «Ревизор», «Моцарт и Сальери», «Дни Турбиных», «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и другие.

В честь знаменитого актёра и режиссёра названы улицы во многих городах России и других республиках бывшего СССР. Его имя носят драматические театры в Москве, Ереване, Караганде и других городах. В Москве установлен памятник великим реформаторам театра Константину Станиславскому и Владимиру Немировичу-Данченко. Международным фондом Станиславского утверждена в 1994 году театральная премия имени знаменитого актёра и режиссёра.

знаменитый режиссер Константин Станиславский 

Рейтинг ГлобалМСК.ру

Упоминания в новостях