Фото усадьбы – Ой!

Дворянские усадьбы сегодня: уходящая натура

В конце ноября мы отметили 20 лет воссоздания Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ). Это общественная организация, скорее даже свободный клуб людей, имеющих интерес к данной теме. Основу Общества составляют люди, профессионально исследующие русскую усадьбу в самых разных аспектах — историческом, архитектурно-художественном, ландшафтно-парковом, генеалогическом и т.д. Это искусствоведы и историки, архитекторы и археологи, сотрудники НИИ, музеев, экскурсоводы, художники. Можно по-разному относиться к возможностям общественности влиять на реальную ситуацию с охраной наследия, но одно важное достижение у ОИРУ непременно есть. Оно стало общественной площадкой, где проблема усадеб, их прошлое и настоящее постоянно обсуждаются, и в рамках ежегодных конференций, и на расширенных заседаниях раз в месяц, куда приходит до сотни человек. Продолжается издание ежегодника «Русская усадьба», только что вышел 17-й сборник. Как ни крути, это уже весомый вклад в изучение богатейшего усадебного материала.

Человеческому сознанию всегда свойственно не замечать некоторых кажущихся обыденными вещей. Они воспринимаются как само собой разумеющаяся данность. Их критикуют, уличают в несовершенстве, обвиняют в недостаточной эффективности и даже бесполезности. Но стоит только представить, что эта самая вещь или явление вдруг исчезнет, как сразу отчетливо становится понятна ее (его) ценность и важность. ОИРУ надо пытаться сохранить, несмотря на общий кризис гуманитарных общественных организаций, на острый дефицит тех, кто умеет и желает что-то делать не за деньги, а ради интереса; всеобщую личную загруженность и мощную конкуренцию новейших форм общения. Не хочется потерять сложившийся за 20 лет форум общения разных людей на объединяющую их всех тему. Личное общение все же лучше и продуктивнее любого виртуального. Проведенная нами очередная (юбилейная) конференция ОИРУ меня в этом окончательно убедила. Общество нужно сохранять и пытаться развивать. Мы единственные сегодня владеем колоссальной информацией, позволяющей анализировать русскую усадьбу в ее прошлом и сегодняшнем дне. За плечами множество поездок, контактов на местах, собственной насмотренности. В багаже тонны архивной и современной фотосъемки. Усадьба как знаковое для России явление культуры не должна уйти в разряд архаизмов, не интересных нынешнему поколению. Это будет несправедливо по отношению к ней и памяти тех, кто когда-то занимался обустройством и украшением всех этих мест. Даже, если сами здания сейчас стремительно уходят, выработав свой лимит противостояния природе и людскому вандализму. Необходимо оставить усадьбу хотя бы в памяти, в текстах и изображениях.

К юбилейному заседанию в Центральном Доме архитектора мы с av_otus подготовили серию фотопрезентаций на разные темы, и из жизни ОИРУ, и по самим усадьбам сегодня. Естественно, что в целом их состояние не просто удручающее, а катастрофическое. Мы их теряем буквально на глазах ныне живущего поколения. Есть примеры удачной реставрации, возрождения, успешного использования (об этом тоже есть отдельная подборка). Но подавляющее большинство стоящих на охране памятников таковы, что охранять там уже или нечего, или почти нечего. Или же они быстро приближаются к своей «точке невозврата». Многое из того, что мы видели сами в ходе наших поездок начала 2000-х, уже стало руинами. Некоторых уже теперь и вовсе нет. Что уж говорить о сопо

arch-heritage.livejournal.com

Образы русской усадьбы в фотографиях: humus — LiveJournal

1860-е. Никольское-Прозоровское. Вид центрального дома
1. 1860-е. Никольское-Прозоровское. Вид центрального дома

1860-е. Никольское-Прозоровское. Вид центрального дома
1. 1860-е. Никольское-Прозоровское. Вид центрального дома

1860-е. Никольское-Прозоровское. Вид павильона Летний домик и пруда
2. 1860-е. Никольское-Прозоровское. Вид павильона Летний домик и пруда

1860-е. Абрамцево, вид со стороны нижнего пруда
3. 1860-е. Абрамцево, вид со стороны нижнего пруда

1860-е. Усадьба Уты, Орловской губернии. Парк усадьбы и дети А.М. Гулевича с воспитателями
4. 1860-е. Усадьба Уты, Орловской губернии. Парк усадьбы и дети А.М. Гулевича с воспитателями

1860-е. Усадьба Уты. Вид усадебного дома
5. 1860-е. Усадьба Уты. Вид усадебного дома

1860-е. Усадьба Уты. Вид хозяйственных построек
6. 1860-е. Усадьба Уты. Вид хозяйственных построек

1865-1868 На террасе усадебного дома
7. 1865-1868 На террасе усадебного дома

1865-1868 Усадебный дом в Кусково.
8. 1865-1868 Усадебный дом в Кусково.

1867. Депутация от крестьян и сельских учителей приносят благодарность графини Муравьевой в имении Юрбург
9. 1867. Депутация от крестьян и сельских учителей приносят благодарность графини Муравьевой в имении Юрбург

1870-е. Архангельское. Итальянский павильон
10. 1870-е. Архангельское. Итальянский павильон

1870-е. Архангельское. Картинная галерея
11. 1870-е. Архангельское. Картинная галерея

1870-е. Архангельское. Салон Тьеполо
12. 1870-е. Архангельское. Салон Тьеполо

1870-е. Архангельское. Столовая
13. 1870-е. Архангельское. Столовая

1870-е. Петровско-Разумовское, Павильон в парке
14. 1870-е. Петровско-Разумовское, Павильон в парке

1870-е. Петровско-Разумовское, парковая аллея. ведущая к оранжире
15. 1870-е. Петровско-Разумовское, парковая аллея. ведущая к оранжире

1872. Семья Жемчужниковых в усадьбе А.М. Сухотина Кочеты
16. 1872. Семья Жемчужниковых в усадьбе А.М. Сухотина Кочеты

1878. Интерьер в Покровском
17. 1878. Интерьер в Покровском

1880-е. Вид графского дома и памятника Александру I в Грузине
18. 1880-е. Вид графского дома и памятника Александру I в Грузине

1880-е. Общий вид Грузина от паромной пристани
19. 1880-е. Общий вид Грузина от паромной пристани

1880-е. Вид дома и пруда в Остафьеве
20. 1880-е. Вид дома и пруда в Остафьеве

1880-е. Вид дома и сада в Рай-Семеновском
21. 1880-е. Вид дома и сада в усадьбе «Рай-Семёновское»

1880-е. Вид регулярного парка и оранжереи в Кускове
22. 1880-е. Вид регулярного парка и оранжереи в Кускове

1880-е. Панорама Кускова из-за пруда
23. 1880-е. Панорама Кускова из-за пруда

1880-е. Передняя в Остафьево
24. 1880-е. Передняя в Остафьево

1880-е. Портрет княгини П.Б. Щербатовой с внуками в Итальянском дворике в Поречье
25. 1880-е. Портрет княгини П.Б. Щербатовой с внуками в Итальянском дворике в Поречье

1880-е. Семья графа С.Д. Шереметева в неизвестной усадьбе
26. 1880-е. Семья графа С.Д. Шереметева в неизвестной усадьбе

1882. Групповой портрет семьи Фон Мекк на террасе в Плещееве
27. 1882. Групповой портрет семьи Фон Мекк на террасе в Плещееве

1882. Игра в крокет в Плещееве.
28. 1882. Игра в крокет в Плещееве.

1882. Катание на лодке в Плещееве
29. 1882. Катание на лодке в Плещееве

1882. Надежда Филаретовна Фон Мекк на террасе в Плещееве.
30. 1882. Надежда Филаретовна Фон Мекк на террасе в Плещееве.

1882. Усадьба в Плещеево
31. 1882. Усадьба в Плещеево

1884. Великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Фёдоровна с приближёнными на балконе в Ильинском
32. 1884. Великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Фёдоровна с приближёнными на балконе в Ильинском

1884-1887. Великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Фёдоровна с приближёнными и гостями в Ильинском
33. 1884-1887. Великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Фёдоровна с приближёнными и гостями в Ильинском

1895. Суханово. Светлейшая княгиня Ольга Петровна Волконская (1845-1919), урожденная Клейнмихель, с родственницами
34. 1895. Суханово. Светлейшая княгиня Ольга Петровна Волконская (1845-1919), урожденная Клейнмихель, с родственницами

1895.Суханово. Светлейший князь Петр Дмитриевич Волконский (1845-1919) с дочерью Софьей Петровной Давыдовой
35. 1895. Суханово. Светлейший князь Петр Дмитриевич Волконский (1845-1919) с дочерью Софьей Петровной Давыдовой


humus.livejournal.com

Сканы старых фотографий усадеб (часть 1): deadokey — LiveJournal

3. Усадебный дом в Милюково.
Фото из книги «Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 4
. Год 2009«.

 
 
 

4. Усадьба Милюково. Генплан.
Из книги «Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 4. Год 2009«.

 

5. Усадебный дом в Милюково. План первого этажа.
Из книги «Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 4. Год 2009«.

 

6. Аллея в парке усадьбы Милюково.
Из книги «Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 4

. Год 2009«.

 
 

8. Усадебный дом в Старо-Никольском. Фрагмент главного фасада.
Из книги «Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 4. Год 2009«.

 

9. Флигель в усадьбе Старо-Никольское.
Из книги «Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 4. Год 2009«.

 

10. Флигель в усадьбе Старо-Никольское в 2012 году.

 

11. Въездные ворота в усадьбе Старо-Никольское.
Из книги «Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 4

. Год 2009«.

 

12. Въездные ворота в усадьбе Старо-Никольское в 2012 году.

 

13. Усадьба Старо-Никольское. Генплан.
Из книги «Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 4. Год 2009«.

 

14. Усадьба Воскресенки. Усадебный дом со стороны двора.
Из книги «Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 4. Год 2009«.

 
 

16. Усадьба Воскресенки. Генплан.
Из книги «Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 4

. Год 2009«.

 

17. Усадебный дом в Каменке. Главный фасад. Реконструкция А.Г. Гаврилюка, А.В. Дубининой, П.О. Логашина.

 

18. Усадебный дом в Каменке. Главный фасад. Реконструкция Н.А. Бондаревой.
Из книги «Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 4. Год 2009«.

 
19. Усадебный дом в Каменке. Фото в 2008 году.
 

20. Главный дом в усадьбе Ершово.
Из книги «Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 4. Год 2009

«.

 
21. Главный дом в усадьбе Ершово. Фото 2012 года.
 

22. Усадебный дом в Ершово. План первого этажа.
Из книги «Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 4. Год 2009«.

 

23. Усадьба Ершово. Генплан.
Из книги «Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 4. Год 2009«.

 

24. Главный дом в усадьбе Иславское.
Из книги «Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 4. Год 2009«.

 
 

26. Усадьба Иславское. Генплан.
Из книги «Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 4. Год 2009«.

 

27. Главный дом в усадьбе Перхушково.
Из книги «Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 4
. Год 2009«.

 
 

29. Схема главного дома усадьбы Перхушково.
Из книги «Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 4
. Год 2009«.

 

30. Западный портал Спасской церкви в усадьбе Уборы.

Из книги «Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 4. Год 2009«.

 
31. Западный портал Спасской церкви в усадьбе Уборы. Фото 2012 года.
 

32. Усадебный дом в Успенском со стороны двора.
Из книги «Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 4. Год 2009«.

 
33. Усадебный дом в Успенском со стороны двора. Фото 2011 года.
 

34. Усадебный дом в Успенском. План первого этажа.
Из книги «Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 4. Год 2009«.

 

35. Усадьба Успенское. Генплан.
Из книги «Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 4. Год 2009«.

deadokey.livejournal.com

Фото усадеб Москвы, Подмосковья и России

Домодедовский район 6 312 просмотров

Усадьба Котляково (Россия, Московская область, Домодедовский район, Котляково) Усадьба недоступна для посещений В окрестностях Москвы довольно

Ивановская область 4 977 просмотров

Дом отдыха «Плес» — 1920-е гг., Россия, Ивановская область, г. Плес, пер. Пушкинский Земельный участок передали

Мытищинский район 14 213 просмотров

Усадьба Тайнинское (Россия, Московская область, Мытищинский район, г. Мытищи, с. Тайнинское, ул. Центральная) Сохранились: Благовещенская церковь

Рузский район 7 389 просмотров

Усадьба Смирновых (Россия, Московская область, Рузский район, Землино) Как добраться? На автомобиле в бывшее

Ногинский район 7 065 просмотров

Усадьба Глухово (Россия, Московская область, Ногинский район, г. Ногинск, Глуховский парк) Ногинск богат дворянскими гнездами:

Псковская область 1 980 просмотров

Остров. Церковь Николая Чудотворца (Россия, Псковская область, г. Остров, на острове) «Никольская церковь расположена на

nataturka.ru

Сад в стиле русской усадьбы

Существует огромное количество ландшафтных стилей, которые трудолюбивые дачники пытаются воссоздать на своих участках. Прогуливаясь по такому загородному саду, можно увидеть и террасы Италии, и французский Прованс, и даже любимые японцами каменные сады. Конечно, на 5-15 сотках сложно воспроизвести подобную экзотическую красоту, да и многим садоводам она кажется неродной, несвойственной русскому образу мысли.

Красивый деревенский дом
Красивый деревенский дом

Поэтому в последнее время популярность получил стиль русской усадьбы, как отражение национального характера. В чем же секрет его очарования, почему он так нравится нашим дачникам?

Немного об истории русской усадьбы

Петр Первый, известный своей любовью ко всему иноземному, ввел заграничную моду на озеленение усадеб. Так появились первые сады в голландском и итальянском стиле. Территория поместий расширялась за счет построек различного назначения: хозяйственных, павильонов для отдыха и других. Резкий всплеск строительства усадеб произошел благодаря манифесту Петра III, коим он освободил многих дворян от воинской службы. Оставшись не у дел, они принялись заниматься усовершенствованием и расширением своих поместий. Русская усадьба 18 века впитала в себя черты различных европейских стилей: барокко, классицизма, возрождения.

Усадьба Остафьево. Дом медали
Усадьба Остафьево. Дом медали

Пик популярности «дворянских гнезд» пришелся как раз на 18 – начало 19 века. Особое внимание стало уделяться садово-парковому оформлению усадьбы. К сожалению, многие южные растения никак не хотели приживаться на русской земле. Эту проблему отчасти решил А.Т. Болотов, который адаптировал к нашему климату европейские и южные растения и даже вывел сорта, заменяющие их.

Шло время, и не всегда мирное. Исчезли и «темные аллеи», и «дома с мезонином», и «вишневые сады». На смену им пришел шестисоточный садово-товарищеский тип. То, что раньше называлось усадьбой, стало называться дачей.

Но разве сегодня невозможно создать свой русский сад, пусть маленький, всего на шести сотках, но настоящий, пропитанный дымком самовара с сосновыми шишками и духом романтических прогулок в тени липовых аллей?! Можно и даже нужно! – вот ответ современных ландшафтных дизайнеров.

Как известно, все новое – это хорошо забытое старое. Облик русских усадеб возрождается из небытия, конечно, в измененном виде, соответствующем реалиям современной жизни. Созданный по формуле: классическая основа + актуальные черты = оригинальное решение, стиль русского сада будет органично смотреться на участке любого размера и сделает его тем местом, куда захочется возвращаться в любое время года.

Основные тенденции ландшафтного дизайна русского сада

Русский сад – это, прежде всего, непринужденность и естественность. Красота умело сочетается с практичностью: цветущие клумбы соседствуют с небольшим огородом. Это и отличает дизайн русского сада от других. Он должен быть слегка «растрепанным», «непричесанным», не так четко распланированным вплоть до самого маленького пенька, как немецкий или голландский. Это не стоит воспринимать, как команду: за садом ухаживать не надо, пусть сам растет. Наоборот, эффект легкой запущенности создать гораздо сложнее, чем «вылизанный» сад с экзотическими растениями на каждом шагу.

Русский сад - это, прежде всего, непринужденность и естественность
Русский сад  это, прежде всего, непринужденность и естественность

Итак, русский сад не приемлет никакой экзотики, сложных композиций, многоуровневых фонтанов и причудливых камней. Тем не менее, каждое дерево, каждый цветок или элемент декора должны быть тщательно продуманы и занимать свое место.

Следующая особенность – обилие построек из дерева. Помимо центрального элемента участка – дома, должны быть и хозяйственные постройки, и мебель для отдыха, и места для приема гостей. Подробно об этом будет написано чуть дальше.

Русский сад – это живой сад. Поэтому при его проектировании необходимо сразу выделить места для цветников и газонов, деревьев и кустарников.

Не рекомендуется использовать декоративную плитку. Дорожки и тропинки должны виться, а не быть прямыми. Их делают грунтовыми или оформляют корой. Все максимально гармонирует с природой.

Ознакомиться с другими стилями оформления сада вам помогут следующие статьи:

Формирование территории. Делим участок на зоны

Исторически формирование территории усадьбы начиналось с дома – центрального элемента. От него в разные стороны расходились аллеи, тропинки и дорожки. Через всю переднюю часть парка прокладывалась дорога к парадному крыльцу. Вдоль нее располагались фонтаны, скульптуры и клумбы.

Тем, кто решил создать на своем участке русскую усадьбу, современные ландшафтные дизайнеры предлагают разделить участок на зоны.

Палисадник
Палисадник – визитная карточка участка. Поэтому его стилевое решение должно быть связано с общей концепцией ландшафтного дизайна. Для русской усадьбы подойдет как классический закрытый палисадник, так и открытый. Перегружать его обилием различных растений не стоит, достаточно двух-трех видов. Они должны быть яркими и цвести все лето.

Палисадник - визитная карточка участка
Палисадник – визитная карточка участка

Один из вариантов оформления палисадника – высадка растений с разным сроком цветения. Тогда картина за окном будет постоянно меняться. Например, ранней весной зацветут крокусы, в начале лета – пионы, в середине лета – флоксы и лилии, к концу лета – астры и хризантемы.

Зона отдыха

Для отдыха и приема гостей стоит выделить отдельное место, где можно разместить мангал, беседку, лавочки для отдыха, площадку для игр или повесить гамак между деревьями.

Для отдыха и приема гостей стоит выделить отдельное место


Для отдыха и приема гостей стоит выделить отдельное место

Декорируется такая зона небольшими арками с вьющимися растениями. Особой стилевой нагрузки она не несет, поэтому оформляется достаточно скромно.

Дом

Идеальный вариант для русского стиля – добротный двухэтажный дом из обработанного бревна на высоком цоколе.

Идеальный вариант для русского стиля - добротный двухэтажный дом из обработанного бревна на высоком цоколе
Идеальный вариант для русского стиля – добротный двухэтажный дом из обработанного бревна на высоком цоколе

Чем-то напоминает боярский терем. Непередаваемый аромат древесины создаст особый климат внутри него.

Огород

Огород должен быть небольшим. Что на нем выращивать? Это зависит от личных умений и предпочтений. Издавна огород всегда был закрыт от посторонних глаз. Эта тенденция перешла и в современный дизайн. Свои грядки на территории русского сада можно скрыть за неброской изгородью.

Стоит поэкспериментировать и на тему аптекарского огорода, который обязательно был в каждой русской усадьбе. Можно посадить целебные растения вместе с любимыми овощами, а можно оформить отдельные грядки. Не стоит брать больше 10-15 видов: хранятся они недолго, зачем тогда выращивать лишнее? Прекрасный и полезный ансамбль составят:


Хозяйственная зона
В ней располагаются колодец, погреб, сарай – постройки сугубо хозяйственные, и баня. Учитывая, что баня, точнее поход в нее, это отдых для души и тела, оформлению прилегающей к ней территории нужно уделить особое внимание.

Хозяйственная зона
Хозяйственная зона

Как правило, около бани располагаются две небольшие лавочки и столик. Высаживаются растения с пряным бодрящим ароматом. Чаще всего это карликовые хвойные – можжевельник, пихта бальзамическая, тис ягодный; или хорошо знакомые всем душистые растения – полынь, мята, душица и другие. Хозяйственные постройки и баня должны быть выполнены из того же материала, что и дом.


Сад

В двух словах о нем не расскажешь, поэтому давайте подробно рассмотрим все аспекты его создания.

Облик русского сада

Колористика
Цвета на территории такого сада используются светлые, спокойные: песочный, оттенок свежей древесины, белый, голубой, весь спектр зеленого, нежно-абрикосовый. Яркими акцентами станут цветы на клумбах или декоративные кустарники. Садовые скульптуры пастельных тонов выгодно подчеркнут сочную зелень листвы.

Растения
Как уже говорилось выше, русская усадьба никогда не существовала без сада. Воссоздать величие и размах садов, описанных в произведениях классиков, на небольшом дачном участке не получится. Но можно постараться и сделать так, чтобы скромный элегантный садик с элементами усадебного стиля радовал взор и душу. Для сада в русском стиле естественно разумное сочетание красоты и практичности, поэтому рядом с розарием можно смело ставить парник. Но все же логичнее поделить территорию сада на несколько частей, расположение которых будет зависеть от вкуса садовода и от величины участка. Каждая часть будет заселена определенными растениями и украшена не так, как другие.

Для сада в русском стиле естественно разумное сочетание красоты и практичности
Для сада в русском стиле естественно разумное сочетание красоты и практичности

Цветочные клумбы делают максимально яркими и пестрыми. Не стоит оформлять их при помощи камней или декоративных заборчиков. Достаточно просто посадить россыпь цветов. Когда они зацветут, разноцветная «шапка» скроет все огрехи оформления, если они были в процессе посадки. Поэтому нужно обратить внимание на период цветения растений, он должен быть примерно одинаковым для создания той самой «шапки».

Цветочные клумбы делают максимально яркими и пестрыми
Цветочные клумбы делают максимально яркими и пестрыми

Из однолетних растений преимущество отдается:


Хорошо будут смотреться на клумбе и многолетние растения:

Любителям луковичных растений не стоит волноваться – их фавориты не останутся без внимания. Тюльпаны и нарциссы, гиацинты и лилии – места хватит всем.

Оформляя клумбы в стиле русской усадьбы, не стоит забывать про ирисы, примулы, бархатцы, георгины, левкои, душистый горошек и декоративный (крылатый) табак. Эти растения давно знакомы практически каждому садоводу и не требуют особых навыков в выращивании и уходе. Прекрасно подойдут для новичков, решивших создать на своей даче русский сад.

Стоит отметить, что цветочные клумбы не нуждаются в подборе растений по цветовой гамме и высоте. Мало того, ландшафтные дизайнеры обеими руками за миксбордеры.

Цветник свободных очертаний, на котором мирно уживаются растения разной высоты, периода цветения и вида. Ухоженный и грамотно высаженный миксбордер внесет свежую ноту в облик русского сада.

Цветник свободных очертаний, на котором мирно уживаются растения разной высоты, периода цветения и вида
Цветник свободных очертаний, на котором мирно уживаются растения разной высоты, периода цветения и вида

Уместно использовать полевые цветы, а также растения с сильным ароматом — это водная мята, тимьян (чабрец) и бедренец. Высадить их лучше не на клумбы, а вдоль тропинок, чтобы при ходьбе по ним наслаждаться пряным ароматом.

Красный и белый ползучий клевер прекрасно украсит открытые площадки сада и заодно укрепит почву. Его можно совместить с другими кормовыми растениями. Оставшиеся открытые пространства можно засеять вероникой, подмаренником или марьянником.

Учитывая, что русский сад подразумевает наличие деревьев, дающих обильную тень, стоит заранее выбрать подходящие теневыносливые растения. Природные виды совмещаются с декоративными. В полутени хорошо будут расти:


Стоит заранее выбрать подходящие теневыносливые растения
Стоит заранее выбрать подходящие теневыносливые растения

Не обойтись и без первоцветов, чтобы сад был красив не только летом и осенью, но и ранней весной. Крокусы, иридодиктиумы: фиолетовые, желтые, белые, голубые и, конечно же, подснежники.

В хорошо освещенных и наиболее приметных местах можно соорудить небольшой розарий. Органично будут смотреться и высокие яркие подсолнухи, высаженные своеобразными островками.

Кустарники

Типичный русский колорит передают душистые кустарники: жасмин, сирень.

Типичный русский колорит передают душистые кустарники: жасмин и сирень
Типичный русский колорит передают душистые кустарники: жасмин, сирень

Не только радовать взор, но и давать урожай будут кусты малины, крыжовника, смородины. Они и так есть у каждого садовода, так что, если решиться переделать уже имеющийся сад, проблем с приобретением не будет. 

Дополнить уже растущие кустарники можно калиной и барбарисом.

Барбарис
Барбарис

Внести каплю яркости поможет оригинальный кустарник – бересклет европейский с густой раскидистой кроной высотой от 1,5 до 3 м. Очень интересное растение, которое обильно цветет в мае и июне. Цветки мелкие, желтовато-зеленые, к сожалению, практически незаметны. Зато с наступлением осени бересклет украсит сад причудливыми розово-красными коробочками плодов.

Бересклет
Бересклет

Если в семье есть дети, высаживать бересклет не стоит, так как его яркие плоды ядовиты (обладают сильным слабительным и рвотным эффектом).

Безопасен и неприхотлив, но не менее пышен и ярок пузыреплодник калинолистный. Окраска его листвы зависит от сорта и бывает желтой, темно-зеленой, пурпурной или темно-красной. Применение пузыреплодника в русском саду можно разнообразить: высадить одиночно на газоне, разместить под пологом деревьев или даже в цветнике, или подселить к крупным хвойным растениям: туе или можжевельнику. Интересным экспериментом будет его посадка рядом с более мелкими листопадными кустарниками и травянистыми многолетниками. Выбор места и соседей для пузыреплодника дает простор фантазии и личным предпочтениям садовода.

Деревья
Русскому саду не обойтись одними цветами и кустарниками, его нужно озеленить и деревьями. Лиственными, хвойными, но чаще всего плодовыми, так как они и красивы, и полезны, и места (учитывая площадь участка) занимают не очень много.

Яблони (в том числе дичка), груши, вишни – то, что давно знакомо и всеми любимо.

Русскому саду не обойтись одними цветами и кустарниками, его нужно озеленить и деревьями
Русскому саду не обойтись одними цветами и кустарниками, его нужно озеленить и деревьями

Разнообразить плодовые деревья можно абрикосами и черешней, при условии благоприятного для них климата. Облепиха, рябина – достойные мазки к общей картине русского сада. Они и декоративную функцию выполнят, и урожай принесут.

Если хозяину дачи повезло, и у него в наличии имеется участок большой площади, для высадки подойдут царицы русских дворянских усадеб – липы.

Для высадки подойдут царицы русских дворянских усадеб - липы.
Для высадки подойдут царицы русских дворянских усадеб – липы

Как вариант, рекомендуется высаживать или не вырубать, если они уже растут: ели, сосны, березы, дубы, клены.

Элементы декора русского сада

Забор
Первое, что бросается в глаза на любом участке – это его ограждение. Если начинать создавать кусочек русской усадьбы на своей даче, то не обойтись без забора, который отвечает всем требованиям стиля. Каким же он должен быть?

В качестве материала идеально использовать обычное бревно. Высота варьируется, но, как правило, лучше придерживаться золотой середины – 1.5 м. Очень комфортная высота забора, которая создает ощущение личного пространства (это соответствует элегическому настроению русских усадеб), но не дает почувствовать себя запертым в коробке. Выглядит такая ограда, конечно, просто, по сравнению с кованой изгородью или забором из природного камня.

Деревянный забор
Деревянный забор

Добавить изысканности простому бревенчатому забору помогут высаженные вдоль него кустарники (чубушник, сирень) или цветы (лилии, хризантемы, ромашки, небольшие клумбы с розами). Еще один вариант на любителя – острый частокол, который также характерен для стиля русской усадьбы. В любом случае, общий вид забора должен быть тонким намеком на то, что скрывается за ним. Все должно смотреться гармонично.

Дорожки
Дорожки на участке лучше тоже сделать в природном варианте: гравий, песок или кора деревьев.

Дорожки на участке лучше тоже сделать в природном варианте: гравий, песок или кора деревьев
Дорожки на участке лучше тоже сделать в природном варианте: гравий, песок или кора деревьев

В русском стиле не используются прямолинейные дорожки и тропинки. Они всегда вьются, и по краю обязательно высаживаются цветы или пряные травы. На больших площадях тропинки просто теряются в тени деревьев.

Газоны
Газон лучше всего разместить позади дома, высадив на дальней стороне кустарники или одиночные деревья. Что касается оформления: уместно будет засеять его многолетними травами; отдельными островками, чтобы не терялись на общем фоне, высадить невысокие яркие цветы.

Беседки
Классические павильоны богатых русских усадеб трансформировались в уютные и практичные беседки. Выполнены они, опять же, из дерева. Для посиделок с семьей или гостями выгоднее всего размещать их в тени деревьев или высоких разлапистых кустарников. Декорировать беседку можно хмелем, вьюном или виноградом.

Беседка
Беседка

Мебель для беседок выбирается деревянная или плетеная. В тени деревьев располагается несколько изящных лавочек.

Так называемые в старину «потехи» (горки, оранжереи, увеселительные павильоны) можно адаптировать и к современным реалиям. Немного найдется смельчаков, желающих построить на даче птичий двор или кроличью ферму (как это было в дворянских усадьбах). Зато, если в семье есть дети, «потехами» станут деревянные качели, песочница, детские невысокие лавочки.

Если в семье есть дети, потехами станут деревянные качели, песочница, детские невысокие лавочки
Если в семье есть дети, потехами станут деревянные качели, песочница, детские невысокие лавочки

Ограничить игровую зону можно при помощи клумб с цветами. Понравится детям и уголок с садовыми скульптурами (герои сказок, птицы, животные и многие другие). Он станет и элементом декора, и источником радости для маленьких дачников.

Пруд
Вода… В русском саду обязательно должна быть водная составляющая. Сделанный собственными руками пруд выполняет две функции: утилитарную (разведение рыб) и декоративную.

В русском саду обязательно должна быть водная составляющая
В русском саду обязательно должна быть водная составляющая

Какую красоту можно создать, если по берегам небольшого прудика высадить хосту, багульник, бересклет или цветущие однолетники! Только обязательно нужно укрепить склоны специальными георешетками и поверх них раскатать рулонный газон.

Художественным элементом
дизайна может стать любая вещь, подходящая по духу русскому стилю. Хотите деревянный мостик через пруд – хорошо, повесить скворечник или кормушку для птиц – здорово, применить старое деревянное колесо в качестве украшения сада – тоже подойдет!

Художественным элементом дизайна может стать любая вещь, подходящая по духу русскому стилю
Художественным элементом дизайна может стать любая вещь, подходящая по духу русскому стилю

Главное – все должно быть выполнено из соответствующих материалов и максимально органично сочетаться с общим стилем сада.

Освещение
Особое внимание стоит уделить освещению. Светильники и фонари не должны бросаться в глаза. Участок в стиле русского сада в любое время суток находится в полутени. Днем от солнечного света его закрывают деревья и кустарники, а вечером и ночью за ореол таинственности отвечают фонари. Поставить их лучше так, чтобы кроны деревьев слегка загораживали свет, чтобы он падал на дорожки в рассеянном виде.

Советы по обустройству русского сада

Несколько дельный советов помогут вам в обустройстве сада.

И пусть создание этого стиля требует немалого вложения сил и средств, но результат того стоит!
И пусть создание этого стиля требует немалого вложения сил и средств, но результат того стоит!

  1. Нельзя приобретать взрослые импортные деревья. Каким бы сильным ни было желание поскорее увидеть свою территорию оформленной до конца. Если деревья несколько лет росли в другом климате и на другой почве, они трудно приживаются, требуют большего ухода, чаще повреждаются вредителями. 
  2. Чтобы отечественные саженцы лучше прижились, высаживать их стоит поздней осенью.
  3. Для оформления дорожек можно использовать спил бревна. Это одна из последних модных тенденций, но, к сожалению, такой вариант недолговечен и требует постоянного обновления.
  4. Актуально использование песчаника. В щели между камнями можно засыпать землю с семенами тенелюбивой травы.
  5. Если участок только что куплен и на нем есть лес, не нужно торопиться вырубать все деревья. Из них можно сформировать прекрасную пейзажную часть сада.
  6. Если размер сада больше стандартных шести соток, следует чередовать тип пространства – открытые поляны с закрытыми частями из хвойных или лиственных деревьев. 
  7. Выбирая для сада стиль русской усадьбы, для дома лучше выбрать классический стиль.
  8. Огород располагается за домом или по бокам от него. Важно то, что он не должен мешать восприятию самого сада.
  9. Основа колористики сада – игра света и тени. К примеру, светлые садовые элементы на фоне темной зелени.
 
Таким образом, очень хорошо видно, что ландшафтный дизайн в стиле русской усадьбы и главный его элемент – сад, сочетают в себе практичность и простую красоту. И пусть создание этого стиля требует немалого вложения сил и средств, но результат того стоит!

7dach.ru

Усадьба АБРАМЦЕВО, Московская область, Сергиево-Посадский район: deadokey — LiveJournal

: Конец XVI в. — 1727 г. — Волынский, 1727 — 1783 гг. — Головины, 1797 — 1840 гг. — Молчановы, 1841 — 1843 гг. — В.В. Неведомский, 1843 — 1870 гг. — Аксаковы, 1870 — 1917 гг. — Мамонтовы.

Гоголь, Тургенев, Погодин, Щепкин, Репин, Васнецов, Серов, Врубель и др.

В усадьбе размещается Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник.

Московская область, городское поселение Хотьково, c. Абрамцево, ул. Музейная, д. 1.

22 мая 2015 года, а также несколько моих неопубликованных фотографий Абрамцево, сделанных 24 июля 2005 года.

1. Вход в музей-заповедник 2. Касса 3. Людская (1870-е, реконструкция): экскурсии, сувениры. 4. Кухня (1870): коллекция произведений народного искусства. 5. «Скамья Врубеля» (начало XX в.) 6. Мастерская (по проекту В. А. Гартмана, 1873). 7. Усадебный дом (конец XVIII в., перестроен в XIX в.): экспозиции «Семья Аксаковых и ее окружение» и «Мамонтовский художественный кружок». 8. Баня-теремок (по проекту И. П. Ропета, 1877–1878): изделия абрамцевской столярной мастерской. 9. «Избушка на курьих ножках» (по проекту В. М. Васнецова, 1883) 10. Церковь Спаса Нерукотворного (по проекту В. М. Васнецова и В. Д. Поленова, 1881–1882) 11. Поленовская дача (1882): выставки. 12. Экспозиция «Русские художники XX века в Абрамцеве»: коллекция произведений XX в. 13. Административные здания 14. Туалет 15. Верхний (Поленовский) пруд 16. Нижний пруд 17. Река Воря.

 

2. Моя фотография 2005 года (десять лет назад), это старый дом до реставрации, сравните с заглавной фотографией. Главный усадебный дом был построен в середине XVIII века. В 70-х годах XIX века с южной стороны к нему была пристроена столовая с буфетной комнатой, а с севера – мезонин.

 

Впервые Абрамцево упоминается в летописных источниках XVI века. В документах 1580-х годов указано, что “Обрамково” вместе с деревней Мутовки принадлежало помещику Волынскому.

О судьбе местности в смутное время не известно. Только из документов XVIII века становится известно, что Абрамково (первая буква в названии претерпела изменения), являлось владением Федора Ивановича Головина – представителя старинного знатного рода, возвысившегося при Петре I. После двадцати лет службы во флоте, в 1727 году Головин уволился в отставку и поселился в Абрамкове, на высоком берегу речки Вори. В своем поместье он прожил, никуда не выезжая, более полувека. При нем усадьба была обустроена, и с тех пор дошла до нас практически в том же облике.

 

3. Два с половиной столетия абрамцевский дуб тянет свои ветви к солнцу.
За это время сменилось 10 поколений людей и множество владельцев усадьбы.

 

При Головине, к одноэтажному деревянному господскому дому с запада примыкал двор, окруженный служебными постройками. За главным домом, на одной оси с ним, находились два пруда. С севера был разбит фруктовый сад, с востока – регулярный парк, спускавшийся к реке. С юга от дома проходила дорога, которая вела к Покровскому монастырю в соседнем Хотькове, где разветвлялась: налево – в Троице-Сергиеву лавру, направо – в Москву.

 

4. Старый абрамцевский дом лишен привычных примет сословной принадлежности: колонны при входе заменяли скромные сени, а южное боковое крыло было отмечено небольшим крылечком в четыре ступени со скамьями вместо нарядных балюстрад.

 

Фото 1890-х годов. Чаепитие на террасе.
(Полный архив старинных фотографий вы можете посмотреть в аудиогиде, здесь привожу самые интересные. Все фотографии публикуются с разрешения музея-усадьбы «Абрамцево».)

 

5. Кухня рядом с усадебным домом. Первоначально служила жилым помещением, пока не был отремонтирован и перестроен усадебный дом.

 

6. Мастерская-студия построена в 1873 году по проекту архитектора В.А. Гартмана. Это стилизованное строение в крестьянском стиле пышно украшено деревянной резьбой. Оно предназначалось для скульптурной мастерской с высоким потолком и верхним светом.

 

Во владении Головиных поместье оставалось до 1783 года, затем за короткий срок сменило нескольких хозяев. В 1797 году Абрамково приобрел Ларион Васильевич Молчанов, его семья владела имением до 1840 года. При Молчановых над домом был пристроен мезонин, сооружены террасы в парке на спуске к реке и вырыт пруд у самой реки, сохранившиеся до наших дней.

 

7. Элементы деревянной резьбы мастерской-студии.

 

8. Скамья Врубеля, спрятанная в стеклянном павильоне. Михаи́л Алекса́ндрович Вру́бель (1856 — 1910) — русский художник рубежа XIX—XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.

 

В 1841 году поместье приобрел у дочери Молчанова Василий Васильевич Неведомский, но уже в 1843 году продал его С.Т. Аксакову, который после долгих поисков подходящей подмосковной усадьбы, остановился на Абрамцеве.

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859), представитель старинного, но небогатого дворянского рода, родился в Уфе. Здесь, а также в имении деда в Оренбургской губернии прошло его детство.

 

Серге́й Тимофе́евич Акса́ков.

 

9. Скамейка, отделанная изразцами ручной работы по мотивам керамики М.А. Врубеля.

 

10. Таньонов нос. Такое название это место получило от имени гувернера детей Мамонтовых, француза Жюля Таньона. Этот человек вошел в историю русского искусства благодаря своей исключительной популярности у абрамцевских художников. Их очень забавляло, когда подвыпивший Таньон начинал петь русские песни, смешно коверкая русские слова. Гувернера Мамонтовых с удовольствием рисовали и даже лепили, причем его скульптурный портрет сделал сам хозяин усадьбы Савва Иванович. А еще у Таньона была страсть к садоводству.

 

С Таньонова носа открывается вид на Долину отрока Варфоломея, запечатленную на картине М.В. Нестерова. По настоянию Жюля Таньона с южной стороны дома был устроен небольшой садик на насыпном холме. Отсюда открывался красивый вид на окрестности и Долину отрока Варфоломея, запечатленную на знаменитой картине Нестерова. Здесь любили работать на «пленэре» художники, а по вечерам хозяева и гости дома любовались закатом. Сейчас облик Таньонова носа неузнаваемо изменился: разросшиеся липы закрыли вид на долину, а вместо скамеек и клумб в 1915 году установлена керамическая скамья, изготовленная в мастерской С.И. Мамонтова в Москве.

 

Фото начала 1880-х годов. О.Ф. Мамонтова и В.С. Мамонтова на Таньоновом носу.

 

11. Вид на Римскую рощу с Таньонова носа.

При Аксаковых усадьба сохранила свой прежний вид: господский дом западным фасадом выходил на прямоугольный двор, который окружали хозяйственные строения – людская, кухня, сарай с амбаром, баня. К юго-востоку от дома располагался жилой флигель – единственная постройка, сделанная новыми хозяевами. Усадьба и парк оставались неогороженными и сливались с окружающими полями и лесами.

 

12. Римская роща. Мамонтовы очень любили Италию и часто бывали там. В Риме Мамонтовы познакомились с художником Поленовым, скульптором Антокольским и искусствоведом Праховым, ставшими их близкими друзьями. В один из их приездов в Абрамцево, осенью 1873 года, и была заложена Римская роща, которая должна была напоминать обитателям усадьбы о счастливом времени, проведенном в Риме.

 

План Римской рощи, 1873 год.

 

13. В Римской роще каждое дерево было собственноручно высажено членами семьи Мамонтовых и их близкими друзьями.

 

14. В абрамцевском доме часто звучала музыка. Обычно концерты проходили в Красной гостиной, выходившей на террасу, её двери были открыты, и звуки музыки были хорошо слышны в парке.

 

В.Д. Поленов. «С.И. Мамонтов и П.А. Спиро у рояля в столовой абрамцевского дома». 1882 год.

 

Фото середины 1880-х годов. Выносная терраска.

 

В Абрамцеве С.Т. Аксаков сформировался как писатель, и создал свои лучшие литературные произведения: «Записки об уженье рыбы» (1847) и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), автобиографические повести «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука», сказку «Аленький цветочек» (обе – 1858).

 

deadokey.livejournal.com

Ящик пандоры – Образы русской усадьбы в фотографиях

1860-е. Никольское-Прозоровское. Вид центрального дома
1. 1860-е. Никольское-Прозоровское. Вид центрального дома

1860-е. Никольское-Прозоровское. Вид центрального дома
1. 1860-е. Никольское-Прозоровское. Вид центрального дома

1860-е. Никольское-Прозоровское. Вид павильона Летний домик и пруда
2. 1860-е. Никольское-Прозоровское. Вид павильона Летний домик и пруда

1860-е. Абрамцево, вид со стороны нижнего пруда
3. 1860-е. Абрамцево, вид со стороны нижнего пруда

1860-е. Усадьба Уты, Орловской губернии. Парк усадьбы и дети А.М. Гулевича с воспитателями
4. 1860-е. Усадьба Уты, Орловской губернии. Парк усадьбы и дети А.М. Гулевича с воспитателями

1860-е. Усадьба Уты. Вид усадебного дома
5. 1860-е. Усадьба Уты. Вид усадебного дома

1860-е. Усадьба Уты. Вид хозяйственных построек
6. 1860-е. Усадьба Уты. Вид хозяйственных построек

1865-1868 На террасе усадебного дома
7. 1865-1868 На террасе усадебного дома

1865-1868 Усадебный дом в Кусково.
8. 1865-1868 Усадебный дом в Кусково.

1867. Депутация от крестьян и сельских учителей приносят благодарность графини Муравьевой в имении Юрбург
9. 1867. Депутация от крестьян и сельских учителей приносят благодарность графини Муравьевой в имении Юрбург

1870-е. Архангельское. Итальянский павильон
10. 1870-е. Архангельское. Итальянский павильон

1870-е. Архангельское. Картинная галерея
11. 1870-е. Архангельское. Картинная галерея

1870-е. Архангельское. Салон Тьеполо
12. 1870-е. Архангельское. Салон Тьеполо

1870-е. Архангельское. Столовая
13. 1870-е. Архангельское. Столовая

1870-е. Петровско-Разумовское, Павильон в парке
14. 1870-е. Петровско-Разумовское, Павильон в парке

1870-е. Петровско-Разумовское, парковая аллея. ведущая к оранжире
15. 1870-е. Петровско-Разумовское, парковая аллея. ведущая к оранжире

1872. Семья Жемчужниковых в усадьбе А.М. Сухотина Кочеты
16. 1872. Семья Жемчужниковых в усадьбе А.М. Сухотина Кочеты

1878. Интерьер в Покровском
17. 1878. Интерьер в Покровском

1880-е. Вид графского дома и памятника Александру I в Грузине
18. 1880-е. Вид графского дома и памятника Александру I в Грузине

1880-е. Общий вид Грузина от паромной пристани
19. 1880-е. Общий вид Грузина от паромной пристани

1880-е. Вид дома и пруда в Остафьеве
20. 1880-е. Вид дома и пруда в Остафьеве

1880-е. Вид дома и сада в Рай-Семеновском
21. 1880-е. Вид дома и сада в усадьбе «Рай-Семёновское»

1880-е. Вид регулярного парка и оранжереи в Кускове
22. 1880-е. Вид регулярного парка и оранжереи в Кускове

1880-е. Панорама Кускова из-за пруда
23. 1880-е. Панорама Кускова из-за пруда

1880-е. Передняя в Остафьево
24. 1880-е. Передняя в Остафьево

1880-е. Портрет княгини П.Б. Щербатовой с внуками в Итальянском дворике в Поречье
25. 1880-е. Портрет княгини П.Б. Щербатовой с внуками в Итальянском дворике в Поречье

1880-е. Семья графа С.Д. Шереметева в неизвестной усадьбе
26. 1880-е. Семья графа С.Д. Шереметева в неизвестной усадьбе

1882. Групповой портрет семьи Фон Мекк на террасе в Плещееве
27. 1882. Групповой портрет семьи Фон Мекк на террасе в Плещееве

1882. Игра в крокет в Плещееве.
28. 1882. Игра в крокет в Плещееве.

1882. Катание на лодке в Плещееве
29. 1882. Катание на лодке в Плещееве

1882. Надежда Филаретовна Фон Мекк на террасе в Плещееве.
30. 1882. Надежда Филаретовна Фон Мекк на террасе в Плещееве.

1882. Усадьба в Плещеево
31. 1882. Усадьба в Плещеево

1884. Великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Фёдоровна с приближёнными на балконе в Ильинском
32. 1884. Великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Фёдоровна с приближёнными на балконе в Ильинском

1884-1887. Великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Фёдоровна с приближёнными и гостями в Ильинском
33. 1884-1887. Великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Фёдоровна с приближёнными и гостями в Ильинском

1895. Суханово. Светлейшая княгиня Ольга Петровна Волконская (1845-1919), урожденная Клейнмихель, с родственницами
34. 1895. Суханово. Светлейшая княгиня Ольга Петровна Волконская (1845-1919), урожденная Клейнмихель, с родственницами

1895.Суханово. Светлейший князь Петр Дмитриевич Волконский (1845-1919) с дочерью Софьей Петровной Давыдовой
35. 1895. Суханово. Светлейший князь Петр Дмитриевич Волконский (1845-1919) с дочерью Софьей Петровной Давыдовой


Источник: https://humus.livejournal.com/6398004.html

pandoraopen.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *