Фрэнка ллойда райта – Фрэнк Ллойд Райт — отец органической архитектуры

Содержание

Фрэнк Ллойд Райт (Ftank Lloyd Wright)





Главная страница 
>  Архитектурный
Блог — стр 1  >  Архитектурный
Блог — стр 2  >  Фрэнк
Ллойд Райт  >  Фрэнк
Ллойд Райт —
часть 2




Dana-Thomas house.



В 1902 году Сьюзен Лоуренс Дана, активист и член высшего общества в Спрингфилде наняла
набирающего популярность молодого архитектор Райта, чтобы переделывать
дом ее семьи. На работу по реконструкции Райту велели не жалеть средств.
В результате получился один из лучших домов Фрэнка Ллойда Райта в
стиле прерий, который включает в себя оригинальный дизайн мебели, стеклянных дверей, окон и светильников.

Дом в изначальном итальянском стиле, уже не видно снаружи, хотя некоторые особенности все еще остаются внутри.



Этот дом, пожалуй, лучше всего сохранившийся из всех домов в стиле
прерий Райта, иллюстрирует многие из инноваций в конструкциях,
которые Райт применял в стремлении пересмотреть стиль американского
дома.



Для крыши Фрэнк Ллойд Райт спроектировал медный комплекс каналов,
углы кровли загнуты вверх в стиле архитектуры Азии, особенно Японии.
В верхней части фасад украшен металлическим фризом зеленого цвета.
Нижняя часть здания построена из кирпича, длинного и узкого,
горизонтальные поверхности которого были тщательно обработаны, так
что кирпичи подчеркивают горизонтальные плоскости дома на ряду с с
горизонтальностью кровли.





Фрэнк Ллойд Райт разработал дизайн 250 витражей окон, дверей и
световых панелей дома, а также более 200 светильников. Дизайн
цветных окон таков, что снаружи не видно, что происходит внутри, но
те, кто находится внутри, могут беспрепятственно наблюдать за тем,
что снаружи. Таким образом Райт избегал использования штор, который
он не любил как препятствие для единства внутреннего и внешнего
пространства жилища.

Дом Дана-Томас — это крупнейшая коллекция художественного стекла
Райта среди всех домов, спроектированных архитектором.






Дом Натана Мура (Nathan G. Moore House).



Дом был построен в одном квартале к югу от
дома и студии самого Райта на 333 лесном проспекте в Чикагском пригороде Оук-Парк. Изначально
дом был построен в 1895 году в стиле Тюдоровского возрождения —
таково было пожелание клиента Натана Мура. Райт согласился построить
дом в этом стиле, но эта работа была ему не совсем по душе из-за
приверженности к историческому стилю.



Пожар 1922 дал возможность Райту перестроить и изменить дом. Здание было полностью перестроено, кроме первого этажа, в соответствии с другими произведениями Райта конца 1910-начала 1920-х годов.
Общий облик здания был сохранён в стиле Тюдоровской архитектуры, но дом был сильно орнаментирован
деталями в духе Л. Салливана, древних майя и других мотивов экзотического происхождения. Вторая схема Райта на сегодняшний день остается практически не тронутой, а дом продолжает быть частной резиденции, несмотря на короткий период,
когда дом открыт для туристических экскурсий.




 Fallingwater — Дом над водопадом.



Дом над водопадом Райт построил для семейства Кауфманов. Для
строительства Кауфманы приобрели живописный участок в местности под названием Медвежий ручей (англ. Bear Run),
который представлял собой скалистый выступ над небольшой речкой с
водопадом в окружении леса. В ноябре 1934 года Райт посетил
Медвежий ручей для определения конкретного места под строительство
загородного дома Кауфманов. Он остановил свой выбор на участке с
водопадом, решив сделать сам водопад структурной частью будущего
дома. Заказчиков эта смелая идея архитектора поначалу обескуражила,
но Райт заявивший в частности: Я хочу, чтобы вы жили с водопадом,
а не просто смотрели на него. Он должен быть частью вашей жизни.



Дом представляет собой сочетание бетонных террас и вертикальных
возвышений из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера. Райт стремился к тому, чтобы при строительстве дома не было бы срублено ни одного дерева, все крупные горные валуны остались бы на своих местах, а будущий дом стал бы просто частью естественного ландшафта.


План 1 этажа


План 2 этажа





Строительство дома обошлось в 155 000 долларов, из которых оплата работы архитектора составила 8 000 долларов. С учётом инфляции эта сумма в 2009 году была эквивалентна примерной сумме в 2,4 млн долларов США. Однако более точное отражение относительной стоимости проекта в 1930-х годах показывают затраты на ремонтно-восстановительные работы на этом объекте объявленная стоимость таких работ в 2002 году составила 11,4 млн долларов США. Не всё в конструкции дома оказалось совершенным, и он дважды реконструировался в 1994 и 2002 годах, с добавлением дополнительных стальных опор.



В период с 1937 по 1963 годы Дом над водопадом служил семейству Кауфманов загородной резиденцией. В 1963 году Эдгар Кауфман-младший передал здание в виде пожертвования организации
«Охрана природы Западной Пенсильвании».
В 1964 году дом стал музеем и был открыт для посещений. К 2008 году
Дом над водопадом посетило около 6 миллионов человек. Несмотря на
удалённое расположение, в настоящее время к Дому над водопадом приезжают более 120 000 посетителей в год.






За свою семидесятилетнюю карьеру, Райт создал более 1100 конструкций, почти половина из которых были реализованы:
это коммерческие здания,
высотные дома, развлекательные комплексы, музеи, религиозные
здания, богатые резиденции и более скромные
частные дома, мебель,
светильники, текстиль и художественное стекло.




Хронология наиболее интересных построек Фрэнка
Райта.



















Название

Место

Время


Подробности


Дом и студия
архитектора


Оак-Парк,
Иллинойс, США


18891909


Frank Lloyd Wright Home and Studio, Oak Park


Дом Уинслоу


Иллинойс, США

1894
 


Дом Уиллитса


Хайлэнд-Парк,
Иллинойс,

1901
 


Административное здание компании Ларкин


Буффало,
Нью-Йорк

1903


Larkin Administration Building, Buffalo


Дом Мартина


Буффало,
Нью-Йорк


19031905


Darwin D. Martin House, Buffalo


Здание унитарианской церкви


Оак Парк,
Иллинойс

1904


Unity Temple, Oak Park, Illinois


Дом Уэсткотта


Спрингфилд,
Огайо

1908


Westcott House


Дом Роби


Чикаго,
Иллинойс

1909


Frederick Robie House


Талиесин I


Спринг Грин,
Висконсин

1911


Taliesin I, Spring Green, Wisconsin


Дом над водопадом


Беар Ран,
Пенсильвания

1935


Fallingwater (Edgar J. Kaufmann Sr. Residence), Bear
Run


Штаб-квартира фирмы Джонсон Вакс


Расин,
Висконсин


19361939


Johnson Wax


Западный Талиесин


Скоттсдейл,
Аризона

1937


Taliesin West, Scottsdale, Arizona


Прайс-тауэр


Бартлсвиль,
Оклахома

1956
 


Музей  Гуггенхайма


Нью Йорк


19431959


Solomon R. Guggenheim Museum, New York City


Судебный
центр округа Марин, Сан-Рафаэль


Калифорния


19571966











Читать начало — часть
1



Источники:






kannelura.info


wikipedia.org


en.wikiarquitectura.com














Мои группа



ВКонтакте
и канал на

YouTube


 





____________________________________________________________________________________



Материалы из статьи могут
быть использованы только с
активной ссылкой на сайт-источник.





____________________________________________________________________________________











_______________________________________________________________________________________________








В начало
страницы             




К списку статей

           На главную страницу ►


novikov-architect.ru

Фрэнк Ллойд Райт: достопримечательности и фото

Фрэнк Ллойд Райт, достопримечательности которого находятся во многих штатах Америки, стал основоположником органической архитектуры. Популярность экологического образа жизни растёт с каждым днём во всех странах. В России тоже продают проекты домов стиля Райта.

Предлагаем разобраться, что же это за стиль, какое звено присутствует во всех его работах, какой видел архитектуру в будущем, чтобы понимать направление его мысли. Увидеть своими глазами, как он не строил, а вписывал дома в ландшафт и что сотворил, когда заказчик предоставил ему неограниченный бюджет?

Это надо знать, особенно, если есть планы покупать или строить свой дом.

Фрэнк Ллойд Райт: достопримечательности Пенсильвании

Фрэнк Ллойд Райт: достопримечательности ПенсильванииДом над водопадом или резиденция Кауфманна. Архитектор Ф.Л.Райт

Fallingwater — это резиденция, спроектированная им в 1935 году для семьи Кауфманн. Главный дом площадью 268 кв.м, террасы площадью 227 кв.м, гостевой дом — 157 квадратных метров. Желание Райта создать единую органическую композицию ограничило цветовую палитру: только два цвета краски были нанесены на бетон, песчаник, стекло и стальную конструкцию — легкая охра для бетона, а чероки — на сталь. Архитектурный стиль: органическая архитектура, модернизм.

Сколько стоит Дом над водопадом?

За проект Кауфманн заплатил $8000. Полные расходы на строительство составили $155000, куда входит и мебель из орехового дерева. Сегодня Fallingwater или Дом над водопадом открыт для публики как музей и значится как Национальный исторический памятник и входит в организацию Содружество Сокровищ Пенсильвании. Стоимость его составляет более $2.5 млн.

Можно ли заработать $8000 за два часа?

По слухам, Райту потребовалось два часа, чтобы придумать дизайн дома, который предназначался для отдыха в выходные дни. Кауфманны не знали, что их дом будет над водопадом. Они ожидали увидеть проект дома на берегу реки с видом на падающую воду и удивлению их не было предела, когда посмотрели на планы. Райт объяснил, что хочет сделать резиденцию неотъемлемой частью ландшафта, а не просто зданием на прекрасном фоне.

Как природа входит в дом?

Интерьер спроектирован так, чтобы он продолжался в окружающий ландшафт: стены и полы сделаны из местного песчаника; очаг гостиной находится на обнажённом горном основании; каждая спальня имеет собственную террасу; окна открываются наружу. На полу основного уровня есть стеклянный люк, который открывается на лестницу, ведущую вниз к ручью.

Фрэнк Ллойд Райт: достопримечательностиИнтерьер дома над водопадом. Пенсильвания, США.

Как Райт защищал свои произведения от клиентов?

Райт не просто проектировал Fallingwater — он также встраивал свою мебель. Сделал он это для того, чтобы хозяева не могли заменить её на несоответствующую стилю. Сегодня Fallingwater — единственный оставшийся дом, спроектированный Райт, который все еще имеет свою оригинальную обстановку и произведения искусства.

Какие ошибки архитектора видны

Fallingwater — архитектурное чудо, но у него есть несколько серьезных недостатков. Протечки в потолочных окнах, водопад способствует росту плесени и, что еще хуже, строители использовали не достаточную армирующую сталь для поддержки бетонного скелета первого этажа.

У Кауфманна были первоначальные сомнения в технической возможности концепции Райта, и он нанял инженеров-консультантов. Они подтвердили, что балки основного этажа нуждаются в дополнительном подкреплении, но Райт отклонил это требование и ускорил строительство. В 2002 году фундамент структуры необходимо было усилить для предотвращения будущего краха. При этом разломали каменный пол первого этажа и мебель.

На что расчитывает Fallingwater?

За эти годы получил множество наград и почестей. Он был назван Национальным историческим памятником в 1966 году, а в 1991 году опрос Американского института архитекторов проголосовал за него как «лучшую повсеместную работу американской архитектуры». Однако дом еще не внесен в список всемирного наследия Организации Объединенных Наций, посвященный значительным культурным достопримечательностям.

Может ли быть шедевром дом для среднего класса без прислуги?

Органическая архитектура Райта: дом в Кентук КнобОрганическая архитектура Фрэнка Ллойда Райта: Kentuck Knob (1956), США

В западной Пенсильвании, недалеко от Дома над водопадом существует ещё одна работа Фрэнка Райта. Расположенный на холме Чалк, одноэтажный усониан (так Райт называл свои дома для среднего класса без прислуги) простирается на склоне с видом на ущелье реки Югйожен.

Небольшая резиденция, расположенная всего в четырех милях от Fallingwater, стоит в одном ряду с его шедеврами.

Проект основан на модульной системе равносторонних треугольников. Райт замечал, что он может комбинировать его по своему усмотрению. Тем не менее дизайн его являет яркий пример органической (эко) архитектуры.

Интерес представляет набор шестиугольных световых люков и местных материалов, в числе которых кипарис и полевой камень, добытые и обработанные вручную.

Кентук Кноб: органическая архитектура Райта Один из шедевров архитектуры Ф.Л.Райта. Дом в Кентук Кноб, США

Стиль Райта (стиль Прерий) в архитектуре дома с неограниченным бюджетом

Архитектор Ф.Л.Райт. Дом Мартина Архитектор Ф.Л.Райт. Комплекс зданий Martin House, Нью-Йорк, США

Возможно, соперничество между братьями и сестрами сыграло «небольшую» роль в решении бизнесмена Дарвина Д. Мартина заказать Фрэнку Ллойду Райту создание своего дома. Он должен был стать образцом стиля The Prairie Style (Прейри или Прерий) и лучшей работой архитектора.

Вдохновлённый широким плоским ландшафтом Среднезападной Америки (Midwest), разработанный стиль стал первым уникальным американским.

В глазах соотечественников Райта это направление представляло демократическую архитектуру, свободную от цепей европейских влияний, соответствующую американскому образу жизни.

Заказ маэстро получил после окончания дома в Оук-Парке для брата бизнесмена Уильяма. Предполагают, что Мартин предоставил Райту неограниченный бюджет для реализации целого комплекса зданий в западном районе Нью-Йорка, включающего длинную главную резиденцию открытой планировки, одну из самых больших когда-либо им построенных. (История напоминает архитектурное соперничество русских князей — кто построит лучший храм).

Органическая архитектура Мозаичный камин в доме Мартина. Архитектор Ф.Л.Райт.

Интерьер главного дома и прилегающих зданий оформлен специально разработанной богатой художественной мозаикой из стекла. Она и является тем драгоценным штрихом автора, который отличает этот жилой шедевр от других.

Двухминутное видео (на английском языке) даёт общее представление о доме в стиле прерий.

«Исчезающий город»: что нас ждёт в ближайшее время?

В 1932 году вышла книга Ф.Райта «Исчезающий город», в которой он изложил свою концепцию градостроительства будущего. Её главная идея — с помощью архитектуры сделать мир счастливее: убрать плотную застройку городов, а вместо них создать небольшие агрогорода-парки с редкими строениями.

Ф. Райт. Исчезающий город. ИллюстрацияФ. Райт. Агрогорода будущего

В его агрогороде каждая семья имеет для жизни один акр земли. Никаких школ, куда сгоняют тысячами детей. Никаких выпускных экзаменов, дипломов. Мастера-специалисты проявляются естественным образом. Основное средство передвижения — индивидуальные летательные аппараты. Автор доказывает, что привычный нам город устарел, потерял свою функцию, стал не нужным.

Спустя 80 лет, можно наблюдать, как его мечты сбываются. Сейчас в некоторых странах, в том числе в России, начался процесс формирования поселений, куда уезжают люди из больших городов, в стремлении создавать счастливую жизнь в настоящем. Каждая семья имеет по гектару земли. Для детей высаживаются сады-школы с названием «Счастье». Движение растёт и набирает обороты. Присоединяйся.

Так привычные нам города незаметно превращаются в исчезающие.

Культ стиля

Его самые культовые сооружения, Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке и Дом над водопадом в Пенсильвании, теперь стали исторически значимыми объектами и привлекают посетителей со всего мира.

Трёхминутное видео показывает, как органично архитектор вписал Дом над водопадом в дикий горный уголок Пенсильвании, следуя своим принципам:

Даже в интерьер дома он включил естественные скалистые образования ландшафта, сделав их центральным элементом.

Создавая проект музея современного искусства Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке, Райт вписал в самый центр «городских джунглей» здание-спираль с непрерывным выставочным залом.

Архитектура здавомыслия

Райт стал родоначальником Органической архитектуры, так как верил, что пространства, созданные человеком, должны основываться на балансе между искусственными элементами и природой. Они должны гармонично вписываться в ландшафт.

Он утверждал, что здания не должны следовать жесткому геометрическому рисунку, а должны развиваться свободно, в соответствии с природной средой или городским пейзажем.

Несмотря на то, что он всегда проектировал здания в зависимости от потребностей клиента и места, все они имеют общий элемент — конструкция всегда организована относительно вертикальной оси.

Что лежит в основе его более 1000 проектов?

Фрэнк Ллойд Райт архитектор с детстваОригинальное имя — Фрэнк Линкольн Райт (Frank Lincoln Wright). В своих воспоминаниях он рассуждает о своём воспитании и образовании, оказавшими сильное влияние на его профессиональную деятельность. Его мама обильно украшала стены детской комнаты Фрэнка гравюрами английских соборов, покупала ставшему знаменитым сыну блоки Froebel Gifts, из которых он с увлечением строил различные конструкции.

Эти детские игры и впечатления стали фундаментом его более 1000 проектных (дизайнерских) работ, из которых 532 были полностью закончены.

Таков багаж американского архитектора, рождённого 8.06.1867 года в Висконсине, в Ричленд Сентре и покинувшего этот мир 9.04.1959 в Аризоне, в Финиксе.

Коротко о главных работах архитектора на видео:

Фрэнк Ллойд Райт достопримечательностями, продолжающими мир природы, привлёк внимание к американской архитектуре. Используя новейшие технологии, он упрощал строительство и создавал доступный для большинства стиль.

Оцените, пожалуйста, статью. Напишите своё мнение в комментарии. Нам интересно знать, что Вы думаете, чтобы улучшать качество материалов на сайте. Поделитесь с друзьями:)

arhi1.ru

12 советов молодому архитектору от Фрэнка Ллойда Райта :: Статьи

Дом-студия Фрэнка Ллойда Райта

«Молодому архитектору» — одна из двух лекций, прочитанных Фрэнком Ллойдом Райтом в Чикаго в 1931 году. Несмотря на давность, многие ее тезисы актуальны до сих пор. Архитектор размышляет об отсталости системы архитектурного образования, о важности изучения технологий и материалов и о коммерциализации архитектуры. В конце он дает двенадцать советов молодому архитектору:

1. Забудьте обо всех архитектурах мира, если не понимаете того, что они были хороши в своем роде и в свое время.

2. Пусть никто из вас не вступает в архитектуру ради того, чтобы зарабатывать себе на жизнь, если вы не любите архитектуру как живой принцип, если вы не любите ее ради нее; готовьтесь быть верными ей, как матери, другу, самому себе.

3. Берегитесь архитектурных школ во всем, кроме обучения инженерному делу.

4. Идите на производство, где вы сможете видеть работу механизмов, производящих современные здания, или работайте в практическом строительстве до тех пор, пока не сможете естественным образом перейти от строительства к проектированию.

5. Немедленно начните вырабатывать в себе привычку задумываться «почему» по поводу всего, что вам нравится или не нравится.

6. Не считайте ничего само собою разумеющимся — прекрасным или безобразным — но каждое здание разбирайте по частям, придираясь к каждой черточке. Учитесь отличать любопытное от красивого.

7. Приобретите привычку анализировать, со временем способность анализа даст возможность развиваться способности синтеза, которые тоже станут привычкой разума.

8. «Мыслите простыми категориями», как говаривал мой учитель, имея при этом в виду, что целое сводится к его частям и простейшим элементам на основе первоосновных принципов. Делайте так для того, чтобы идти от общего к частному, никогда их не путая, иначе запутаетесь сами.

9. Отбросьте, как отраву, американскую идею «быстрой оборачиваемости». Начать практическую деятельность полуиспеченным — это значит продать свое врожденное право быть архитектором за чечевичную похлебку или так и умереть, претендуя на то, чтобы быть архитектором.

10. Не торопитесь заканчивать свою подготовку. По меньшей мере десять лет предварительной подготовки к архитектурной практике нужно тому архитектору, который хочет подняться выше среднего уровня в умении оценивать и в практической архитектурной деятельности.

11. Затем уезжайте как можно дальше от своего дома, чтобы строить свои первые здания. Врач может похоронить свои ошибки, но архитектор может только посоветовать заказчику посадить вьющиеся растения.

12. Считайте постройку курятника такой же хорошей для себя работой, как постройку собора. Величина проекта мало значит в искусстве, если отвлечься от финансовых вопросов. В действительный в расчет принимается выразительность. Выразительность может быть большой в малом или малой в большом.

Дом над водопадом (Fallingwater)

В качестве дополнения нельзя не привести отрывок из размышлений Райта о современной органичной архитектуре, высказанных на той же лекции:

В органичной архитектуре жесткая прямая линия прерывается, превращаясь в пунктирную линию, которая не ограничивается одной лишь голой необходимостью, но допускает проявление соответствующего ритма, чтобы дать место суждению о должных ценностях. Это — современно.

В органичной архитектуре замысел здания как здания начинается с основного и развивается к внешней выразительности, но не начинается с какой-либо картинной выразительности, чтобы затем идти наощупь в обратном направлении. Это — современно.

Дом Роби (Frederick Robie House)

Устав от повторений безликих банальностей, в которых свет отражается от голых плоскостей или уныло проваливается в дыры, вырезанные в них, органическая архитектура снова приводит человека лицом к лицу к соответствующей природе игры светотени, дающей свободу творческой мысли человека и свойственному ему чувству художественного воображения. Это — современно.

Понимание внутреннего пространства как реальности в органичной архитектуре согласуется с возросшими возможностями современных материалов. Здание теперь фигурирует в соответствии с этим пониманием внутреннего пространства; ограждение теперь фигурирует не как только стены и крыши, но как ограждение внутреннего пространства. Эта реальность — современна.

Талиесин III в Спринг-Грин

В подлинно современной архитектуре, таким образом, ощущение поверхности и массы исчезает. Сооружение не в меньшей степени должно быть выражением принципа силы, направленной к цели, чем то, которое видно в любом механическом приспособлении или аппарате. Современная архитектура утверждает высшее человеческое ощущение освещенного солнцем пространства. Органичные здания — это прочность и легкость паутины, здания, характеризующиеся светом и выраженные характером окружения — связанные с землей. Вот это — современно!

Книга «Будущее архитектуры» была переведена на русский язык и издана в СССР под редакцией видного архитектора А.И. Геггело в 1960 году, спустя год после смерти Фрэнка Ллойда Райта.

Дом-студия Фрэнка Ллойда Райта

Фото © Tour de Force 360VR, xlforum.net, studyblue.com, flwright.org, trekearth.com

archspeech.com

Фрэнк Ллойд Райт — это… Что такое Фрэнк Ллойд Райт?

Фрэнк Ллойд Райт
Годы жизни
Гражданство

Соединённые Штаты Америки США

Дата рождения

8 июня 1867

Место рождения

Ричленд-Сентер, шт. Висконсин

Дата смерти

9 апреля 1959

Работы и достижения
Архитектурный стиль

архитектор-новатор

Важнейшие постройки

«Дома Прерий», «Дом над водопадом», музей Соломона Гуггенхайма

Градостроительные проекты

«Города широких горизонтов»

Нереализованные проекты

небоскрёб «Иллинойс»

Фрэнк Ллойд Райт на Викискладе

Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright, 8 июня 1867 — 9 апреля 1959) — американский архитектор-новатор, оказавший огромное влияние на развитие западной архитектуры в первой половине XX века. Создатель «органической архитектуры» и пропагандист открытого плана.

Биография

Райт родился 8 июня 1867 в городе Ричленд-Сентер, Висконсин, США, в семье Уильяма Рассела Райта, учителя музыки и церковного деятеля, и Анны Ллойд Райт, учительницы из известной в Висконсине семьи Ллойдов. Воспитывался в канонах унитарианской церкви. В детстве много играл с «развивающим» конструктором «Киндергартен», разработанным Фридрихом Фрёбелем. Родители Райта развелись в 1885 году по причине неспособности Уильяма содержать семью. Фрэнку пришлось принять на себя груз финансовой ответственности за мать и двух сестер.

Райт обучался на дому, не посещая школу. В 1885 он поступил на инженерный факультет Университета Висконсина. Учась в университете, он подрабатывает помощником местного инженера-строителя. Райт покинул университет, не получив при этом учёной степени. В 1887 году он переехал в Чикаго, где устроился в архитектурную контору Джозефа Лаймана Силсби. Через год перешёл на работу в фирму «Адлер и Салливан», возглавляемую известным идеологом «чикагской школы» Л. Салливаном. С 1890 года в этой фирме ему поручались все проекты по строительству жилой недвижимости. В 1893 году Райту приходится уйти из компании, когда Салливан узнает, что Райт проектирует дома «на стороне».

В 1893 году Райт основывает собственную фирму в чикагском пригороде Оук-Парк. К 1901 году в его послужном списке насчитывается уже около 50 проектов.

Стиль Прерий

Соединённые Штаты Америки

Дом Роби

Известность Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой[1]. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы [2]. Многие из домов в плане крестообразные, и расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби.

Свой собственный дом, «Талиесин» (Taliesin), Райт построил также в стиле «Домов Прерий» в 1911 году. «Талиесин» дважды пострадал от пожаров в 1914 и 1925 и полностью перестраивался, переименовываясь, соответственно, в «Талиесин II» и «Талиесин III».

В 1910 году Райт во время путешествия по Германии публикует свое двухтомное портфолио, и его работы становятся известны в Европе.

«Юсоновский» период, 30-е годы

Соединённые Штаты Америки

«Дом над водопадом»

Второй пик в творчестве Райта приходится на 30-е годы. Райт начинает использовать элементы заводского изготовления и железобетонные конструкции [3], продолжая противопоставлять техницистским устремлениям функционализма романтические идеи единения с природой[4]В 1935—1939 Райт строит для И.Дж. Кауфмана знаменитый «Дом над водопадом» («Fallingwater»), шт. Пенсильвания. Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера. Строительство дома обошлось в 155 000 долларов, из которых оплата работы архитектора составила 8 000 долларов. Не всё в конструкции дома оказалось совершенным, и он дважды реконструировался в 1994 и 2002 годах с добавлением дополнительных стальных опор.

Для клиентов среднего класса Райт в этот период разрабатывает дома умеренной стоимости. Сам Райт называет их «юсоновскими» или «североамериканскими», от аббревиатуры U.S.O.N.A (Unites States of Nothern America). Компактные, экономичные и технологичные, «юсоновские» дома развивали принципы, заложенные ещё в «Домах Прерий». Широкая крыша домов парила над стенами за счет применения узких ленточных окон под самым потолком. Дома проектировались в основном одноэтажными и L-образными в плане, что позволяло им вписываться в участки сложной формы. Каркасная конструкция позволяла удешевить строительство.

«Юсоновские» дома должны были стать строительными блоками градостроительной концепции Райта — «Города широких горизонтов». Концентрированный перенаселённый город должен был естественным образом «деурбанизироваться», распределившись по сельскохозяйственным пригородам, а основным средством передвижения в нём должен был стать автомобиль. Концепция «Города широких горизонтов» существенно повлияла на характер застройки американского малоэтажного пригорода.

Соединённые Штаты Америки

Древовидные колонны в интерьере «Джонсон Вакс»

В этот период Райт строит и общественные здания, среди которых наиболее известна штаб-квартира компании «Джонсон Вакс» (1936—1939) в Расине, шт. Висконсин. Основой конструкции является центральный зал с «древовидной» колоннадой, в которой каждая колонна расширяется кверху. Структуру дерева повторяет и лаборатория — её помещения группируются вокруг центрального ядра-«ствола», несущего шахты лифтов, а плиты перекрытий чередуются по форме — квадратные плиты образуют каркас здания, в который вписываются круглые плиты. Освещение через систему полупрозрачных стеклянных трубок способствует созданию атмосферы «святости» рабочего места.[5]

Поздние работы

Соединённые Штаты Америки

Апофеозом творчества Райта стал музей Соломона Гуггенхайма в Нью Йорке, который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет (1943—1959). Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик. Райт предполагал, что экспозиции должны осматриваться сверху вниз: посетитель поднимается на верхний этаж на лифте и постепенно спускается по центральному спиральному пандусу. Картины, висящие на наклонных стенах, при этом должны находиться в том же положении, что и на мольберте художника. Руководство музея выполнило не все требования Райта, и сейчас осмотр экспозиций происходит снизу вверх.

В жилых домах этого периода Райт также отказался от прямого угла как от «искусственной» формы и обратился к спирали и циркульной окружности.[6]

Не все проекты Райта были реализованы при жизни. Излишне декорированное и граничащее с китчем [7] здание суда округа Марин было достроено через 4 года после его смерти. Так и не реализован остался проект небоскреба «Иллинойс» высотой в милю, рассчитанный на 130 000 жителей и представляющий из себя сужающуюся кверху треугольную призму.

Семья и личная жизнь

Став преуспевающим архитектором, Фрэнк Ллойд Райт жил, стараясь ни в чём себе не отказывать, и часто становился мишенью для жёлтой прессы. Он был женат официально три раза и состоял в ряде гражданских браков ещё до оформления предыдущего развода.

  • Первый раз Райт женится на Катерине «Китти» Ли Тобин в 1889 году. Брак распался к 1909 году, развод был получен к 1922 году.
  • Сожительство с Мамой Чени, женой одного из своих клиентов, окончилось трагической смертью Чени — она и оба её ребенка были убиты слугой в доме Райта «Талиесин I», а сам дом был сожжён.
  • Брак с Мириам Ноэль (1923 г.) распался из-за пристрастия Мириам к морфину в 1927 году
  • Последней женой Райта была Ольга Ивановна Гинценберг («Ольгиванна»). Он похоронен с ней и её дочерью в Западном Талиесине в г. Скоттсдейл, шт. Аризона. На семейном кладбище в Висконсине осталась пустая могила Райта с надгробием.

У Райта осталось семь детей, три сына и четыре дочери. Двое детей Фрэнка Ллойда Райта — Фрэнк Ллойд Райт-младший и Джон Ллойд Райт также стали архитекторами. Внучка Фрэнка Ллойда, Энн Бакстер — актриса, лауреат премии «Оскар».

Список построек

Всего Райт построил 363 дома. К 2005 году из них сохранились примерно 300. Два дома были уничтожены во время урагана «Катрина» в 2005, один — во время урагана «Камилла» в 1969. Самая плотная концентрация построек Райта находится в Оак Парк, шт Иллинойс.

  • Дом и студия архитектора, Оак Парк, шт. Иллинойс, 1889—1909
  • Дом Уинслоу, шт. Иллинойс, 1894
  • Дом Уиллитса, Хайлэнд Парк, шт. Иллинойс, 1901
  • Административное здание компании Ларкин, Буффало, шт. Нью-Йорк
  • Дом Мартина, Буффало, шт. Нью-Йорк, 1903—1905
  • Здание унитарианской церкви, Оак Парк, шт. Иллинойс, 1904
  • Дом Уэсткотта, Спрингфилд, шт. Огайо
  • Дом Роби, Чикаго, шт. Иллинойс 1909
  • Талиесин I, Спринг Грин, шт. Висконсин 1911
  • Имперский отель, Токио, Япония 1923
  • Дом Изабеллы Мартин, Буффало, шт. Нью Йорк, 1928
  • «Дом над водопадом», Беар Ран, шт. Пенсильвания, 1935
  • Штаб-квартира фирмы «Джонсон Вакс», Расин, шт. Висконсин
  • Западный Талиесин, Скоттсдейл, шт. Аризона
  • Прайс-тауэр, Бартлсвиль, шт. Оклахома, 1956
  • Музей Соломона Гуггенхайма, г. Нью Йорк, 1943—1959
  • Судебный центр округа Марин, Сан-Рафаэль, шт. Калифорния, 1957—1966

Примечания

  1. Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. М., Прогресс-Традиция, 2001, т.1, стр. 201
  2. Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990, стр.90
  3. Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990, стр.274
  4. Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. М., Прогресс-Традиция, 2001, т.1, стр. 258
  5. Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990, стр.278
  6. Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. М., Прогресс-Традиция, 2001, т.1, стр. 559
  7. Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990, стр.279

Внешние ссылки

Литература

  • Пфайффер, Брюс Брукс Райт. — М.: Арт-Родник, 2006. — 96 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9561-0196-2
  • Пфайффер Б. Райт. 1867—1959: Архитектура демократии. М., АртРодник, 2006
  • Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990
  • Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. М., Прогресс-Традиция, 2001
  • Всеобщая история архитектуры, т. 11. Москва, 1973

Wikimedia Foundation.
2010.

dal.academic.ru

Фрэнк Ллойд Райт — История США

Алексей Бовыкин

 

Вряд ли можно найти другого архитектора, оказавшего такое влияние на стиль и формы американских домов, их интерьер и быт одновременно, какое оказал Фрэнк Ллойд Райт. Его изобретательность не ограничивалась только внешними проявлениями – самими строительными объектами, но проникла также и в сферу их смыслового наполнения.

Фрэнк Линкольн Райт (впоследствии он сменил среднее имя в честь материнской ветви семьи)  родился в 1867 году в штате Висконсин. Ранние годы жизни Райт провел в постоянных переездах, пока его семья не осела в г. Мэдисон в 1878 году. Его детство прошло на ферме в сельской местности, где он ухаживал за животными и участвовал в сборе урожая. Райт подолгу наблюдал за природными явлениями, сменой времен года, игрой света и тени. Впоследствии, близкий контакт с окружающей природой сильно повлиял на мировоззрение Ллойда.

В 1885 году его родители развелись, и он был вынужден искать работу, чтобы содержать семью. Тогда же он поступил в Висконсинский университет на инженерный факультет. Во время обучения, он подрабатывал помощником инженера. Университет он так и не окончил – в 1887 году Райт переехал в Чикаго и устроился работать в архитектурную фирму. Через три года он сменил место работы и перешел в компанию «Адлер и Салливан» под руководством Луиса Салливана. Последний был именитым архитектором, создателем концепции «органической архитектуры», известнейшим последователем которой станет Райт. Фрэнк, молодой и способный архитектор, был одержим идеей построить свой собственный дом, и поэтому заключил пятилетний контракт с Салливаном в обмен на то, что тот выдаст кредит для его постройки.

Однако в 1893 году Салливан узнал, что Ллойд, нуждаясь в деньгах, разрабатывал проекты вне фирмы, что послужило поводом для серьезной ссоры и разрыва контракта. Тогда Райт переехал в пригород и основал собственную архитектурную фирму.

Работа Фрэнка Райта шла успешно, и к началу века число спроектированных им зданий достигло пятидесяти. В 1900 году он приступил к проектированию «Домов прерий» — серии построек со смелой и новаторской композицией, принесшей ему славу (на фото «Дом Роби» и «Дом Джейкоба» в стиле «Домов прерий»). «Дома прерий» проектировались в рамках «органической архитектуры» — нового направления архитектуры, которым и занялся Райт. Он считал, что здание должно быть продолжением ландшафта, а не противопоставлением ему; его формы должны определяться окружающим пространством и природой и воплощать ее эволюцию, подобно живым организмам. Подобный взгляд – единство здания и окружающей природы, а не их противопоставление, было революционным для четырехсотлетней архитектурной традиции, господствовавшей со времен величайшего венецианского архитектора Палладио. «Дома прерий» отражали пейзажи Великих равнин – длинные дома без чердаков и подвалов, с рядами створчатых окон, выступающими скатами плоских крыш; центром здания зачастую служит камин. Кроме того, Райт использует необработанные материалы местного происхождения и самостоятельно прорабатывает дизайн интерьера, что впоследствии стало его постоянной практикой. «Дома прерий» впервые приковывают внимание к Фрэнку Райту, он становиться известен.

В 1909 году Райт бросает свою жену (на которой он женился в 1889 году) и шестерых детей и отправляется с Мартой Босвик Чейни – женой одного из своих клиентов – в путешествие по Европе. Там он публикует свое портфолио, которое приносит ему признание по обоим берегам Атлантики.

По возвращении в Америку, Фрэнк и Марта решают удалиться от чикагского общества, где о Райте вспоминают недобрым словом. Фрэнк строит свою летнюю резиденцию – «Талиесин» (в честь легендарного валлийского барда; в переводе означает «сияющий лоб») — на землях, которые до Гражданской войны принадлежали его предкам по материнской линии – иммигрантам из Уэльса. Как и во многих других «Домах прерий», «Талиесин» имел три крыла, а в его постройке использовался местный известняк и песок.

В 1914 году сошедший с ума уборщик убил Марту Чейни и еще шесть человек, включая двух ее детей и поджог «Талиесин». Фрэнк Райт в это время находился в Чикаго, что спасло его от убийства. Райт пытался отвлечься от трагедии и с головой ушел в работу – он занялся полной перестройкой «Талиесина» (который затем получил название «Талиесин II»). После завершения работ Райт покинул свою резиденцию и не возвращался туда около десяти лет, занимаясь заказами в Японии и Калифорнии. В 1925 году в «Талиесине» вновь произошел пожар, и Райт вновь подверг его перестройке.  В течение этого десятилетия, он отошел от проектирования «Домов прерий» и занялся постройкой различных крупных зданий по заказам бизнесменов.

В 1928 году он женился на Ольге Лазович, что вновь возвращает его к активной деятельности – он стал читать лекции и писать книги. После Великой депрессии, Райт оказался в тяжелом финансовом положении, т.к. заказов практически не поступало. Тогда Ллойд решил основать «Братство Талиесина» — обучающую программу, в ходе которой ученики жили в творческой мастерской в «Талиесине» и не только постигали азы архитектуры и строительства, но занимались также приготовлением пищи, фермерством, садоводством, изучением природы, музыки, искусства и танцев. Критики Райта считают, что таким образом он обеспечивал себя едой и бесплатной рабочей силой за счет учеников. Для «Братства» Райт также построил и «Талиесин-Уэст» — зимнюю резиденцию в Аризоне. Надо сказать, что к середине тридцатых годов Райт хотя и считался выдающимся архитектором, но, по общему мнению, его лучшие дни уже были позади.

Все изменилось, когда его мастерскую стал посещать Эдгар Кауфман – сын успешного бизнесмена. Идеи Райта сильно повлияли на Кауфмана, и он убедил отца профинансировать несколько проектов своего учителя. Вскоре, Кауфманы решают поручить Райту строительство их загородного дома и покупают для этого участок под названием «Медвежий ручей» в Пенсильвании. Так началось строительство самого известного дома Фрэнка Райта, который получил название «Дом над водопадом» («Fallingwater»).

Райт разработал смелый проект дома, который стоит прямо над водопадом. В центре, рядом с камином, часть скалы входит прямо в середину строения, а по сторонам расположены большие длинные балконы, укрепленные с одной стороны (такой тип опоры называется консоль). Дом также отличается угловыми окнами от пола до потолка и раздвигающимися стенами (как в японской традиционной архитектуре, поклонником которой был Райт), что создавало ощущение единства с природой. Одна из лестниц спускалась с балкона прямо в ручей. Мебель и всю внутреннюю обстановку также разработал архитектор.

Процесс строительства происходил не без проблем. Кауфманы беспокоились за безопасность строения и заказывали независимые экспертизы проекта. Райт пришел в ярость, узнав об этом, и заявил, что строительство будет происходить только по его проекту. Позже выяснилось, что из-за постоянной влажности в доме росла плесень, а недостаточное количество арматуры в консолях привело к их отклонению на двадцать сантиметров. Все это было исправлено в ходе нескольких ремонтов в середине и конце двадцатого века.

«Дом над водопадом», ввиду своей необычности, стал привлекать внимание, и в доме Кауфманов всегда было много гостей. В 1963 году они решили сделать дом достоянием общественности и передали его на сохранение организации «Western Pennsylvania Conservancy». Ежегодно его посещают тысячи туристов, а в свое время там побывал даже Франклин Рузвельт, после чего представители высшего общества не преминули последовать его примеру.

 

Fallingwater from Cristóbal Vila on Vimeo.

За свою долгую жизнь (91 год), Фрэнк Ллойд Райт спроектировал более тысячи зданий, примерно половина из которых была построена. Среди них церкви, музей, общественные постройки и загородные дома. В 1930-е годы он проектировал дома в стиле «органической архитектуры» для среднего класса – «юсоновские» (от U.S.O.N.A — Unites States of Nothern America) дома L-образной формы, одноэтажные. Райт считал, что они должны составить «города широких горизонтов» — удобные для проживания и близкие к природе. Он построил также и музей Соломона Гуггенхайма – необычное здание, для осмотра экспозиции в котором необходимо было подняться наверх и спускаться по спирали (на фото ниже). При жизни, Райта преследовали слухи и назойливое внимание желтой прессы – он был трижды женат и имел семеро детей. До самой смерти он оставался активным и энергичным человеком, читал лекции, проектировал дома и писал книги. Фрэнк Ллойд Райт признан величайшим архитектором США, а «Дом над водопадом» — лучшим жилым строением двадцатого века.

 

 

Источники:

  1. Fallingwater.http://www.fallingwater.org/explore?to=0
  2. Wright-house.http://www.wright-house.com/frank-lloyd-wright/fallingwater.html
  3. All-Wright Site.http://allwrightsite.net/flw_life.html
  4. Frank Lloyd Wright Foundation.http://www.franklloydwright.org/about/FLLWBio.html
  5. Wikipedia. http://en.wikipedia.org/wiki/Frank_Lloyd_Wright

Изображения:

  1. http://johngushue.typepad.com/.a/6a00d83451f25369e20120a5f4a539970c-800wi
  2. http://style.rbc.ru/megapolis/artdevivre/desyat-tvorcheskih-zapovedey-velikogo-arhitektora
  3. http://style.rbc.ru/megapolis/artdevivre/desyat-tvorcheskih-zapovedey-velikogo-arhitektora
  4. http://style.rbc.ru/megapolis/artdevivre/desyat-tvorcheskih-zapovedey-velikogo-arhitektora

ushistory.ru

Фрэнк Ллойд Райт — Архитекторы дизайнеры — Дизайн и архитектура растут здесь

Первая половина 20 века принесла новые веяния в архитектуре, в авангарде изменений стоял американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт. С его именем связана органическая архитектура, постулаты которой были сформулированы в конце 19 века, но воплощены были лишь в 20-е годы 20 века. Райт являлся пропагандистом открытого плана в архитектуре, считал необходимостью соответствие внешней формы специфическому назначению строения, которое должно вписываться в окружающий ландшафт. Вклад Фрэнка Ллойда в современную архитектуру трудно переоценить. Многие объекты, которыми мы сейчас восхищаемся, не были бы созданы без Фрэнка, он стал тем самым глотком свежего воздуха, который был жизненно важен для архитектуры.

Работы Фрэнка Ллойда Райта

Чтобы разобраться в ценности работ Райта, нужно понять то новое, что принесла в себе органическая архитектура. В начале 20 века архитектура разделилась на два основных течения, первые годы явно преобладал функционализм. Его суть заключалась в том, что здания должны в первую очередь соответствовать выполняемым функциям. В своём внешнем виде они соответствовали запросам общества в период всемирного курса на индустриализацию. Органическая архитектура была сформирована как противовес данному стилю. Она видела свою задачу в единстве с природой. Основатели органической архитектуры считали функционализм серым и безликим, поэтому для них было важно распространение своего стиля. Успех был достигнут благодаря великолепным работам Фрэнка Ллойда.

На стыке веков Фрэнк организовывает свою фирму, которая тот час же оказывается весьма востребованной. Молодой архитектор был вдохновлён постулатами органической архитектуры, поэтому решает претворить их в жизнь, так рождаются знаменитые «Дома Прерий». Работы этой серии стали первой реализацией новой ветви архитектуры, которая видела свою задачу в восстановлении целостности с природой. «Дома Прерий» являлись органичным продолжением окружающей среды, стирая границу между постройкой и естественной средой. Вдохновение Фрэнк Райт также черпал в архитектурном стиле японских храмов, которые во многом соответствовали органической архитектуре, хотя построены были в те времена, когда требования этого стиля ещё не были сформированы.

В стиле «Домов Прерий» Фрэнк Ллойд построил свой дом, который известен на весь мир как резиденция «Талиесин». На данный момент она представляет большой интерес как одна из лучших работ этапа становления органической архитектуры. Характеризуя постройку, Райт говорил, что она не построена на земле, а выросла из-под земли, подчёркивая её органичное соединение с окружающей средой. Разглядывая общий план поместья с высоты, можно собственными глазами убедиться в справедливости этого тезиса. Здание не раз страдало от крупных пожаров, но всё-таки сохранило свою первоначальную суть.

Постройка домов в стиле органической архитектуры нельзя назвать дешёвым удовольствием. Фрэнк Ллойд в 30-е годы разрабатывает дома, которые стали доступны среднему классу. Сокращения стоимости удалось достигнуть главным образу, благодаря коренному пересмотру обустройства каркасов. Райт мечтал о деурбанизации.Новая концепция его домов вполне могла лечь в основу градостроительной политики. Фрэнк создал новую концепцию строительства городов, которая называлась «Город широких горизонтов». В какой-то мере это было реализовано, так как большинство предпочитало жить в частных домах, а не перенаселённом центре, в котором часто концентрируется только производственная часть города. Основным средством передвижения в «Городе широких горизонтов» должен стать личный автомобиль.

Дом над водопадом

Среди работ Фрэнка Ллойда Райта имеются те, которые составляют особенную архитектурную ценность. Знаковой работой является «Дом над водопадом«-постройка выполненная в конце 30-х годов. Название постройки родилось из её фактического расположения, дом выглядит как часть окружающих скал, из которых вытекает небольшой водопад. Дом имеет потрясающий вид. Могими экспертами он оценивается как настоящий эталон органической архитектуры, а в 1991 году был назван американскими архитекторами и историками великим достоянием национальной архитектуры.

Строительство сопровождалось многими сложностями, однако они не испугали знаменитого архитектора. Затраты на обеспечение безопасности постройки в два раз превышали стоимость самого дома. Вся конструкция отличается большим количеством горизонтальных и вертикальных прямых линий. Дом обладает открытым планом, ярым приверженцем которого является Фрэнк Ллойд. В дизайне архитектор использовал многие элементы японской культуры, отличительной чертой является большой объём взаимного проникновения внутренних и внешних пространств.

Robi haus

Ещё одной знаковой работой Райта можно назвать Robi haus, который больше известен как «Дом Роби». Постройка датируется 1910 годом и является самым знаменитым «Домом Прерий», строительством которых Фрэнк Ллойд активно занимался в то время. Дом Роби является эталоном того, что принято называть «Домами Прерий», в нём заключены все основные черты этого стиля. Среди остальных построек Дом Роби отличается использованием некоторых нетипичных для архитектуры Райта черт. К таковым можно отнести наличие палисадника и расположение основных комнат на втором этаже.

Важной чертой дома является объединение многих пространств в единую конструкцию. Например, комнаты для гостей и столовая практически ничем не разделены, кроме находящегося в центре камина. Камин таким образом играет своеобразную объединяющую роль. Из японской архитектуры заимствованы длинные крыши, которые создают впечатление дополнительной защищённости. Необычность внешнему виду придаёт ассиметричность, которая является важной частью  органической архитектуры, ведь в природе не существует порядка.

 

artishock.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о