Готика в живописи
3.6/5 — (5 голосов)
Ключевым направлением искусства Средневековья была готика.
Она охватывала культуру, развивавшуюся в большинстве регионов Западной, Центральной, а также Восточной Европы.
Возникла готика в Северном регионе Франции в 12 в., а уже в следующем столетии она появилась в Англии и Германии, а затем в Австрии, Чехии и Испании. Позднее готический стиль достиг Италии. После интенсивной трансформации образовалась «итальянская готика», а в завершении 14 века — интернациональная. Восточноевропейские художники с готическим направлением познакомились позднее, на их родине оно продержалось немного дольше – почти до 16 столетия.
В период Возрождения этим определением уничижительно обозначали все художество Средневековья, признанное «варварским». Но вначале 19 в. для мастерства 10-12 вв. употребили понятие романского стиля и, соответственно, ограничили хронологические рамки готического стиля.
В европейских странах правила католическая церковь, поэтому идеология готики сохраняла феодально-церковные устои. По назначению готика была в основном культовой и тематически религиозной. Ее сравнивали с вечностью и «высшими» силами.
Она характеризовалась символико-аллегорическим образом мышления и условным изобразительным языком.
Этот стиль сменил романский, а в дальнейшем полностью вытеснил его. Понятие данного направления обычно применяют к архитектурным объектам. Также оно охватило живопись, орнамент, книжную миниатюру, скульптуру и прочее.
Стоит отметить, что его зарождение в архитектуре, в особенности именитых соборов, совпадало с триумфальной эпохой романской живописи, а именно фресковой.
Со временем ключевую роль в декоре храмов взяли на себя иные виды декоративного искусства, в результате чего живопись оттеснилась на другой план. Замена в зданиях соборов времен готики сплошных стен большими окнами послужила причиной полного исчезновения жанра монументальной росписи, занимавшей особое место в романском стиле.
Фреску сменил витраж – уникальная разновидность живописи, в которой картины составляются из кусочков расписных стекол, скрепленных тонкими свинцовыми полосками и обрамленных арматурой из железа.Братья Лимбург, Джентиле да Фабриано
Готические черты в художестве появились на несколько десятков лет позже возникновения таковых в образцах архитектуры. Отметим, что во Франции и Англии произошел переход от романского направления к готическому в 1200-ом г., в Германии – в 1220-ых, а в Италии – примерно в 1300-ом.
Особенностью готического художества являются вытянутые фигуры.
Живопись подчинялась жестким канонам. Мастера кисти на своих картинах изображали трехмерность пространства довольно редко. Такая перспектива была случайной и весьма сомнительной.
На исходе 14 столетия в искусстве появилось стремление к элегантному и утонченному письму, а также возник интерес к сюжетам реальной жизни. Постоянными элементами в живописи стали мельчайшие детали растительного и животного мира.
Появилась интернациональная готика – это направление позднего периода Средневековья, который объединил живопись многих стран.
Во Франции 13-14 веков расцвело искусство книжной миниатюры. В ней проявлялось светское начало. Так, к примеру, светская литература расширила спектр иллюстрированных рукописей. Стали создавать богато расписанные псалтыри и часословы для домашнего пользования.
Рукопись готических времен изменила внешний вид страниц. Так, иллюстрация наполнилась звучными по чистоте цветами, включила реалистические элементы, совместила растительную орнаментику, библейские и бытовые сцены. Характерной чертой рукописей 13 века был бордюр, обрамляющий поле страницы.
Художники помещали на страницы завитки орнамента, украшающего поля, линии, обрамляющие маленькие фигурки, и комические либо жанровые сцены. Содержание рукописей не всегда имело с ними связь. Это были фантазии миниатюристов. Назывались они «дролери»– то есть забавы. В миниатюрах поздней готики с особой непосредственностью выражались тенденции реализма, были проделаны первые успехи в передаче бытовых картин и пейзажей. Вскоре художники устремились к достоверному и подробному изображению натуры.
Наиболее известными представителями книжной миниатюры эпохи готики стали братья Лимбурги.
- Christ in Glory, Братья Лимбург
- Miniature of the Earl of Westmorland with His Twelve Children, Братья Лимбург
- The Madonna and the Child, Братья Лимбург
Готическая живопись являлась главным звеном в культурном процессе; работам этого стиля, наполненным одухотворенностью и величием, присуще неповторимое, своеобразное эстетическое обаяние.
Готика в живописи — кратко
Основной характеристикой готики считается символико-аллегорическое восприятие реальности и условное отношение к передаче образов. Новый, в свое время, стиль пришел на замену романской манере исполнения и достаточно уверенно полностью вытеснил ее. Современники чаще применяют этот термин к направлению в архитектуре, тем не менее, известно достаточно скульптур и полотен известных художников, выполненных в традициях готического стиля.
Отличительной чертой готического изобразительного искусства служат заметно вытянутые фигуры персонажей. Живопись в те далекие времена придерживалась строгих правил, требующих неукоснительного соблюдения. Трехмерные изображения были редким исключением на полотнах авторов того периода, их перспектива считалась весьма сомнительной.
Страницы истории
Готика стала всеобъемлющим направлением в искусстве Средневековья. Она доминировала в культуре европейских народов на протяжении длительного периода. Местом ее зарождения стали северные провинции Французского Королевства в 12 веке. Только в 13-м столетии это направление получило одобрение на территории Англии, а затем и Германии, откуда распространилось по всему континенту.
Позднее, пройдя серию трансформаций, сформировались традиции «итальянской готики», а к концу 14-го столетия стиль полностью утратил национальную принадлежность, став основополагающим направлением в искусстве. Позже всех готическую манеру переняли народы Восточной Европы, где она оставалась популярной до 16-го века.
В период расцвета готического стиля европейские страны находились под влиянием католической церкви, которая навязывала искусству феодально-церковную атрибутику. Художественные произведения того времени служили проводниками веры, передавая настроения «высших сил», властвовавших над вечностью.
Особенности стиля
Готические сюжеты отличаются своей грандиозностью, величественной осанкой персонажей и пышными декорациями. Одной из характерных особенностей считается большое разнообразие, сформированное принадлежностью к тому или иному региону. По этой причине достаточно сложно привязать традиции этого направления к определенным правилам, которым бы подчинялись все исполнители без исключения. Тем не менее, существует целый ряд признаков характерных только для этого стиля.
1. Прежде всего, это четкое схематическое построение композиции, где положение персонажа свидетельствует о его статусе. Также мастера средневековой живописи стремились материализовать возвышенные образы.
2. Часто на полотнах изображено несколько групп действующих персонажей, чье взаимодействие лишено динамики. Оно лишь угадывается по схематическим посылам.
3. Готика унаследовала от романизма манеру передачи скрытого смысла, используя для этого манипуляции личностями.
4. Картинный сюжет не складывается в общую панораму, здесь каждый элемент передает свою информацию, не привязанную к общей идее.
5. Полное отсутствие реалистичности, здесь передача идеи ведется посредством метафор.
6. Эмоциональный фон произведения демонстрируется при помощи различных оттенков и особой динамики сюжета.
7. В основу большей части произведений заложены библейские сюжеты.
Наибольшее развитие в готическом изобразительном искусстве получил портретный жанр. Отступления от религиозной тематики изображений просматриваются только в эпоху «осени Средневековья». В это время у мастеров стали появляться состоятельные заказчики из светского общества.
Содержание
В основу ранних готических произведений были заложены исключительно библейские сюжеты. Все же к 14-му столетию в этом правиле начали появляться исключения. Это связано с тем фактом, что представители знатного дворянства того периода стали привлекать известных мастеров к декоративному оформлению интерьеров.
Тем не менее, светская тематика продолжала оставаться лишь небольшим отступлением от общепринятых тенденций. Здесь по-прежнему сохраняется характерная манера построения образов на ярком фоне, а в качестве декора используются золотые росписи.
Также обязательным атрибутом служат массивные рамы с богатой отделкой, которые могут разделять полотно на несколько створок. Еще одна важная особенность заключается в том, что рисунок наносился на деревянное полотно, собранное из отдельных досок. Сегодня получить представление о технике изобразительного искусства того времени можно по ряду сохранившихся работ известных художников.
Дуччо ди Буoнинсенья
Это итальянский живописец, представляющий сиенскую школу искусств, считавшийся одним из самых знаменитых мастеров на рубеже 13-го и 14-го столетия. К известным его произведениям, дожившим до наших дней, относятся картины «Мадонна Ручеллаи» (Сиена) и «Маэста» (Флоренция).
Джотто
Известный средневековый художник, специализировавшийся на настенных росписях. Изображения в его исполнении можно увидеть на стенах церкви Капелла-дель-Арена (Падуя). Стиль итальянского мастера можно считать фундаментальным, исключающим внешние воздействия. Его готическая манера была наполнена особой динамикой, что позволило автору стать известнейшим живописцем эпохи Предвозрождения. Талантливый художник смог создать особую узнаваемую манеру, послужившую основой для дальнейшего развития живописи в Западной Европе.
Симоне Мартини
Это один из самых известных мастеров Флоренции, поражавший своим умением передавать настроение при помощи ярких красок и динамичного построения сюжета. Его стиль отличался торжественностью и позитивными настроениями, что позволило художнику стать одним из самых узнаваемых в Италии. В 1317 г. монарх Роберт Анжуйский посвятил живописца в рыцари, после того, как он выполнил ряд королевских заказов. Его картина «Путь на Гoлгофу», в свое время, потрясла воображение современников.
Послесловие
Готика стала последовательным элементом на пути развития живописи. Средневековые произведения отличаются яркостью и выразительными особенностями. Картины живописцев того времени наполнены осмысленным содержанием, которое передается в особой динамике и аллегориях. Готические мастера стремились соединить реалистичность с мистицизмом, где религиозные персонажи представляются в светских сюжетах.
Поздний период, называемый «придворной» готикой послужил основой для зарождения Ренессанса. Работы мастеров Северного Возрождения отличаются готическими элементами вычурности и помпезности. В старинных работах отражается психология и манера восприятия действительности людей, живших в Средние века.
Британника
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
Изобразительное искусство- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Счет бобов
Известные жители Вест-Индии в спорте и развлечениях
Когда Путин говорит, что Россия и Украина разделяют одну веру, он упускает из виду многое
Готическое искусство | Национальные галереи Шотландии
Художественный и архитектурный стиль, господствовавший в Западной Европе в период средневековья. Его здания характеризуются остроконечными арками, сильными вертикальными линиями и сложными оконными конструкциями. Стиль был широко возрожден в девятнадцатом веке.
Средневековое художественное течение, существовавшее два века, с середины двенадцатого века до конца четырнадцатого века. Возникнув во Франции, этот стиль развился из романского периода начала двенадцатого века и стал охватывать скульптуру, панно, витражи, фрески и иллюминированные рукописи.
Термин «готика» впервые был применен в качестве уничижительного ярлыка учеными эпохи Возрождения в шестнадцатом веке, которые сравнили построманский, неклассический стиль искусства с двенадцатого по четырнадцатый век с племенами готов, которые развалили Римскую империю. и классическое общество в пятом веке. Историк раннего искусства Джорджо Вазари даже ретроспективно назвал этот стиль «чудовищным и варварским», поскольку он отвернулся от идеализированной классической формы. Клеветнический тон ярлыка сохранялся до девятнадцатого века, когда эпоха претерпела период положительной переоценки.
Готическая архитектура была движущей силой, сформировавшей это движение, и положила начало ряду стилистических приемов, включая высокие сводчатые потолки, остроконечные шпили, башни, сложные витражи в форме роз и народные сюжеты, которые проникли в другие формы искусства и дизайна. Ученый аббат Сугерий впервые пришел к убеждению, что готические стили должны подчеркивать земной свет как воплощение божественного света, приближая человеческую душу к Богу. Он возглавил перестройку базилики Сен-Дени недалеко от Парижа в 1135 году, поощряя архитекторов подчеркивать высокие высоты с помощью стрельчатых арок и сводчатых потолков, которые позволяли разместить максимальное количество витражей. Светские сюжеты также были включены в серию знаков зодиака, вырезанных на левом портале, и рассказов о сельскохозяйственных работах справа. Дизайн церкви оказал огромное влияние на всю Европу в период ранней готики, проложив путь для более поздних соборов высокой готики, построенных после 1200 года, включая Шартрский собор, Амьенский собор и Нотр-Дам в Париже.
Готические здания включали элементы скульптуры в свои внутренние и внешние конструкции, первоначально в виде жестких, стилизованных и удлиненных фигур, но по мере того, как стиль смещался от ранней к высокой готике, фигуры становились более натуралистичными, с ниспадающими драпировками вокруг них, даже кажущимися чтобы освободиться от архитектуры вокруг них.
Примерно в 1375 году возник интернациональный готический стиль, поскольку декоративные узоры проникли в более широкий круг форм искусства, включая иллюминированные рукописи, гобелены, живопись и скульптуру. Считавшиеся «прекрасным стилем», такие художественные формы были созданы для украшения европейских дворов изысканными, тонкими деталями и свободно плавными формами. Ключевыми покровителями в то время были император Священной Римской империи Карл IV в Праге, король Франции Валуа и Висконти из Милана.
Готическая живопись возглавлялась итальянской школой, в частности Джотто ди Бондоне, Бернардо Дадди, Дуччо ди Буонинсенья и Лоренцо Монако, которые сочетали роскошные византийские области, золотые украшения с элементами реализма, такими как тщательно проработанные человеческие тела и выразительные, эмоциональные лица. Дадди, который обучался у Джотто, демонстрирует стиль ранней готики в своем триптихе , , сделанном в 1338 году, с несколько уплощенным позолоченным фоном, окруженным остроконечными арками, которые перекликаются с архитектурными стилями того времени, в то время как фигуры имеют тонкие тональные модуляции, как если их рассматривать в неглубоком рельефе на их фоне. В Монако поздние, задумчивые и одухотворенные Богородица с Младенцем на троне, 1418 мы видим более высокий уровень эмоций на лицах фигур и более тональную модуляцию в их телах.
Итальянская школа оказала влияние на художников по всей Европе — во Франции были популярны иллюминированные рукописи, в которых отрывки из религиозных текстов сочетались с замысловатыми иллюстрациями, на которые повлияли цвет, глубина и эмоциональность итальянской живописи. В Бурже и Париже небольшие молитвенники, или «Часословы», были популярны среди королевских дворов как предметы поклонения. Многие из художников, создававших эти тонкие, захватывающие предметы, были родом из Нидерландов и привезли свои идеи в Париж, в том числе братья Лимбург, чьи Les Tres Riches Heures du Duc de Berry, 1412-16 стал одним из самых известных произведений готического периода, сочетающим яркие цвета и живые иллюстрации с реалистичными образными деталями.