Итальянская архитектура эпохи возрождения: Архитектура итальянского Возрождения (Ренессанса): Эпохи Ренессанса

Содержание

Архитектура итальянского Возрождения (Ренессанса): Эпохи Ренессанса

Архитектура эпохи Возрождения (Ренессанса) — это тот период европейской архитектуры, и итальянской архитектуры в частности, который начал развиваться с XV столетия во Флоренции.
Среди политических и культурных факторов, повлиявших на это новое направление в искусстве и архитектуре, было установление олигархического режима, синьории, и развитие гуманизма с его характерным интересом к античности, который проявился в подробном изучении форм древнеримской философии и архитектуры. Период этот длился почти два столетия и его принято разделять на Раннее и Позднее (Высокое) Возрождение, выделяя их различные стилистические особенности.

Содержание

  • 1 Исторический контекст эпохи Возрождения в Италии
  • 2 Особенности архитектуры Возрождения (Ренессанса)
  • 3 Архитектура раннего Возрождения
    • 3.1 Филиппо Брунеллески
    • 3.2 Леон Баттиста Альберти
  • 4 Архитектура позднего Возрождения
    • 4. 1 От Браманте до Микеланжело
    • 4.2 Андреа Палладио

Исторический контекст эпохи Возрождения в Италии

Возрождение было исключительно итальянским явлением, поэтому необходимо понимать специфику исторического контекста развития политической, экономической и культурной жизни полуострова.

В начале XV века Италия была разделена на пять крупных государств — Королевство Неаполя, Папское государство, Республика Тоскана, Венецианская Республика и герцогство Милана. Эти государства, в свою очередь, были окружены многочисленными герцогствами и малыми республиками, такими как герцогство Урбино, герцогство Мантуи, Республика Сиена и др.
В пятнадцатом веке Флоренция укрепила свою экономическую мощь с помощью динамичной и инновационной производственной организации промышленной, торговой и банковской отраслей. Подъем буржуазии привел к смене вкусов и тенденций, которые воплотились в строительстве внушительных величественных вилл, дворцов и церквей, сменивших средневековую башенную архитектуру. Именно поэтому Флоренция стала символом ухода от готики и обращения к новому языку искусства, созданному такими гениями как Филиппо Брунеллески в архитектуре, Масаччо в живописи и Донателло в скульптуре, при постоянном меценатстве таких семей как Медичи, Гонзаго, Эстенсе.

В литературе становление Ренессанса способствовало обращению к классическим текстам такими литераторами как Франческо Петрарка и его последователями флорентийского происхождения. Гуманисты, в отличии от средневековых монахов, которые сосредоточивали свое внимание исключительно на теологических аспектах, обращались к интерпретации и критическому анализу античных трудов.

В XV столетии развитие стиля Ренессанса в архитектуре смещается в Рим. В этот раз, в отличии от своего флорентийского периода, Ренессанс приобрел совершенно другой контекст, найдя плодотворную почву в проектах реорганизации папского центра.

 

Особенности архитектуры Возрождения (Ренессанса)

 

 

Несмотря на то, что термин Возрождение (Ренессанс) начал широко использоваться лишь в XIX веке, упоминать о возрождении начал еще Джоржио Вазари (1511-1574), основоположник современного искусствознания, в своих «Жизнеописаниях«, описывая новый культурный взгляд, возникший в 1400-х годах, который перейдет в следующее столетие в более усовершенствованном своем варианте.

В целом можно сказать, что основой Ренессанса, эпохи возрождения в архитектуре и искусстве, стала переоценка человека как личности, наделенной творческой и интеллектуальной силой. Такое новое отношение было в основе течения Гуманизма, которое привело к пересмотру самой роли человека во вселенной. В результате изменилось отношение и к художнику, получившему в этот период роль индивидуального творца. В средние века  архитектор, по сути, считался руководителем строительных работ. Предшествующий строительству проект не рассматривался как что-то отдельное или, по крайней мере, не отличался от этапа реализации.

Архитектура, как и искусство, с этих пор рассматривается не как «ремесленническая» деятельность, а как продукт, полученный в результате «интеллектуальных» размышлений. В следствие этого живопись, скульптура и архитектура итальянского Возрождения становятся в начале этого периода отдельными жанрами. То, что их объединяет — это постоянный поиск гармонии и равновесия между различными элементами.

Изучение древнего классицизма привело к возрождению двух ключевых понятий древней художественной культуры — перспективы и пропорций. Перспектива — это метод представления, который изображает на плоской поверхности, с помощью ряда геометрических правил и математических вычислений, трехмерные объекты, имеющие высоту, ширину и глубину. Вопрос пропорций был весьма деликатным. В классическую эпоху художники применяли в скульптуре и архитектуре пропорции, предполагавшие выбор точных математических соотношений. Математическая точность в древности ассоциировалась с воссозданием образа совершенного человека и строительством гармоничных сооружений. Моделью художников и скульпторов эпохи Возрождения был, так называемый, «витрувианский человек». Витрувий, римский архитектор I века до н.э., в своем трактате De Architectura утверждал, что совершенный человек может находиться стоя и с распростертыми объятиями в кругу и в квадрате одновременно. Одной из самых известных графических интерпретаций идеального человека предложил в 1490 году Леонардо да Винчи.

 

Архитектура раннего Возрождения

Филиппо Брунеллески

 

Главным событием, ознаменовавшем переломный момент в архитектуре, принято считать строительство купола Санта-Марии-дель-Фьоре во Флоренции. Проект собора, выполненный Арнольфо ди Камбио, предусматривал строительство величественной церкви. Даже Джотто, своей знаменитой колокольней, внес вклад в создание образа символа Флоренции. Строительство купола, однако, оказалось серьезной проблемой — несмотря на то, что основная часть строительства собора уже была завершена в начале XV века, купола на нем все еще не было. Проблему решил Филиппо Брунеллески (1377-1446), спроектировав в 1420-м году купол по инновационному самоподдерживающемуся принципу строительства. Решение было найдено им благодаря изучению древнеримской архитектуры и натурного моделирования. Он изобрел механизмы, позволяющие поднимать на большую высоту целые секции купола, практически без использования лесов. В итоге получился двухслойный восьмигранный купол, весом 37 тонн, диаметром 42 метра и выстотой 91м от пола, покрытый темно-красной черепицей, связанный крепкими белыми ребрами. Купол Брунеллески в последствии станет образцом для строительства многих известных зданий архитектуры Возрождения в Италии и в Европе.

Если Базилику Санта-Мария дель Фьоре все-же нельзя считать полноценным примером архитектуры возрождения, так как основная ее часть была построена, учитывая каноны средневековой архитектуры, то в строительстве лоджии Приюта невинных — Ospedale degli innocenti — (1419) во Флоренции Брунеллески воплотил все характеристики нового стиля, и ее по праву можно считать первым примером архитектуры Возрождения. Это великолепная лоджия, длиной 70 метров из девяти арок, опирающихся на колонны. Легкость конструкции определяется инновационным приемом Брунеллески — опорой арок непосредственно на капители колонн. Он создает характерный для последующего Ренессанса образ свободно стоящих колонн и «летящих» арок. Благодаря этой лоджии Брунеллески создал форму раскрытого, обращенного к зрителю здания. Образ легкой воздушной аркады прекрасно отразил дух Возрождения и догмы его архитектуры — единство цельности и ясная расчлененность пространства.

Леон Баттиста Альберти

 

Леон Баттиста Альберти (1404-1472), также как и Брунеллески, считается одним из отцов стиля Возрождение в архитектуре. Сын флорентийца, родился в Генуе, но обучался в Риме. Во Флоренции он познакомился с творчеством Филиппо Брунеллески. Альберти является примером интеллектуала эпохи Возрождения — литератор, теоретик искусства и архитектор. Он определил в архитектуре ценность проекта как идейного процесса и, в отличие от Брунеллески, не придает большого значения управленческому процессу и экспериментам, направленным на решение технических проблем. Своими трактатами он определил теоретические основы особенностей архитектуры эпохи Возрождения.
В его трактате «De re aedificatoria» 1452 г. говорится, что математические и философские исследования лежат в основе решения архитектурных проблем и, прежде всего, что гармония является результатом «согласия сторон». Среди знаменитых работ Альберти стоит упомянуть фасад церкви Санта-Мария Новелла 1450 года, с инкрустацией цветным мрамором геометрического мотива, которая следует модульности, основанной на квадрате, и церковь Сант-Андреа в Мантуе, фасад которой вписан в квадрат, отмеченный четырьмя большими коринфскими пилястрами, разделяющими его, опять-таки, в соответствии с модульной логикой квадрата.

Архитектура позднего Возрождения

В XVI веке продолжается и совершенствуется стиль Возрождение, начатый в XV веке. В архитектуре периода Возрождения стремление восстановить классические ценности, определившееся в прошлом веке, было теперь обогащено собственным к нему подходом великих творцов того времени.

От Браманте до Микеланжело

 

В Риме папа Юлий II, избранный в 1513 году, открыл сезон великих созданий архитектуры Возрождения в Италии. Одним из событий, наиболее характерных для этого периода, несомненно, был конкурс на строительство Собора Святого Петра в Риме. Главная церковь Ватикана имела огромное символическое значение, и участвовать в ее строительстве было амбициозной целью многих великих архитекторов того времени. В конкурсе участвовали такие известные имена, как Рафаэль и Микеланджело, Сангалло, Перуцци и Браманте.

В начале XVI века базилика Святого Петра в Ватикане, времен Константина, имела размеры, не соответствующие ее значимости, все более укреплявшегося в течении столетий. По указу Папы Юлия II прежняя базилика была снесена и на ее месте архитектору Донато Браманте (1444-1514) было доверено возвести  масштабный собор внушительных размеров. По плану Браманте новый собор был выполнен в форме греческого креста, увенчанного большим куполом на пересечении четырех частей. Но работа Браманте осталась незавершенной. Вместо его плана были выдвинуты новые решения архитекторов, оставивших свой след в строительстве знаменитого собора.
Проект Рафаэля предлагал возвращение к продольному плану церкви. Позднее, Антониу да Сангалло Младший подготовил проект, который предусматривал создание гибрида между зданием с центральным планом и зданием с продольным планом, добавив к первоначальному проекту Браманте вход в передний корпус, суженный с обеих сторон двумя башнями. Наконец, Микеланджело, художник, скульптор и архитектор, занялся в 1546 году завершением строительства здания Святого Петра, вернувшись к проекту Браманте, но упростив и одновременно усилив его план. Он остановился на форме с двумя перекрывающимися и вращающимися квадратами, а так же спроектировал величественный купол. Создавая купол, один из самых известных символов архитектуры итальянского Возрождения, Микеланжело ориентировался на грандиозный проект купола Брунеллески для Санта-Мария дель Фьоре.

Андреа Палладио

 

1500-е годы также являются веком трактатов, посвященных новым архитектурным принципам и методикам их применения. Знаминитыми авторами таких трактатов были Виньола, Серлио и Андреа Палладио. Архитектор Палладио (1508-1580) работал в основном в Виченце и Венеции. В своих архитектурных работах он также с определенным вниманием применял принципы архитектуры итальянского возрождения, преуспев, однако, в достижении своего собственного, очень оригинального стиля. Его можно узнать в базилике города Виченцы и в некоторых церквях, построенных в Венеции, таких как Реденторе (Redentore) и Сан Джоржио (San Giorgio Maggiore). Виллы Палладио, расположенные в венецианской сельской местности, стали одними из самых популярных зданий эпохи Возрождения и последующего Барокко. Ротонда в Виченце, середины 1500-х годов, объединяет главные характеристики архитектуры XVI века. Это идеально симметричное здание, фасады которого напоминают фасады древнеримских храмов, увенчанных куполом. Ротонда открывается взгляду со всех сторон, гармонично вливаясь в окружающую природу.

7 самых вдохновляющих памятников итальянского Возрождения

Архитектура

Вся русская литература вышла из гоголевской “Шинели”, а вся мировая классическая архитектура – из итальянских вилл эпохи Возрождения. О том, какие они и почему на протяжении столетий так нравятся всем, от английских аристократов XVIII века до современных туристов, рассказывает Евгения Микулина.

Вся русская литература вышла из гоголевской “Шинели”, а вся мировая классическая архитектура — из итальянских вилл эпохи Возрождения. О том, какие они и почему на протяжении столетий так нравятся всем, от английских аристократов XVIII века до современных туристов, рассказывает Евгения Микулина.

1. Вилла Медичи во Фьезоле

Виллы семейства Медичи, построенные в окрестностях Флоренции в период с XIV по XVII век, в 2013 году были внесены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО скопом. Всего их двадцать семь, и у каждой есть свои особенности: самая старая, самая маленькая… Вилла во Фьезоле (1471) – самая “садовая”. Что же такого особенного в местном саду? В отличие от более парадных вилл Медичи, сад во Фьезоле, хотя и сделан регулярным, не слишком строг – то, что он расположен на сложном рельефе, разбивает композицию. Прогулка по саду – наполненное разнообразными визуальными впечатлениями приключение, сцены сменяют друг друга, а вид на тосканские холмы оттеняет всё это, как грандиозный театральный задник. Именно по такому принципу – разнообразие сцен на фоне более широкого фона – потом делались английские пейзажные сады, которые все родом из Фьезоле, где эффект возник почти случайно.

Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages. com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press

2. Вилла Ланте

Вилла Ланте в местечке Баньяйя под Витербо построена в 1560-х годах для папского наместника в регионе, кардинала Джанфранческо Гамбары. Как это часто бывает с виллами той эпохи, главная ее прелесть – сад. В данном случае очень необычный: он почти лишен зелени, но украшен множеством фонтанов, в том числе шутих, созданных инженером Томмазо Гинуччи. Эти шутихи плюс статуи знаменитого скульптора Джамболоньи заставили современников говорить о вилле Ланте как о месте, где природа стала рабой человеческих капризов, а историков архитектуры – отнести ее к стилистике маньеризма. Нынешнее название вилла получила в XVII веке, когда ее купил герцог Бомарцо Ланте делла Ровере – его потомки владели домом до XIX века.

Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages. com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press

3. Вилла Ротонда

Вилла Ротонда, построенная величайшим архитектором эпохи Возрождения Андреа Палладио под Виченцей, – одно из самых знаменитых зданий в истории. Во-первых, она воплощает все принципы палладианского стиля: важнейшая роль ордера, симметричная композиция с куполом, разбивка фасада по высоте на три пропорциональные части, – и ее многократно копировали по всему миру, от Англии до России. Во-вторых, это последняя постройка Палладио: он умер в 1580 году, когда отделка здания была еще не совсем завершена. Достраивал лебединую песню мастера его ученик Винченцо Скамоцци. Ну и в‑третьих, вилла Ротонда просто головокружительно красива: она стоит на вершине холма, как миниатюрная шкатулка, вроде бы скромная, но выполненная с несравненным изяществом.

Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages. com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press

4. Вилла д’Эсте

Еще одна вилла, оставившая глубокий след в мировом искусстве. Количество ее изображений бессчетно, подражаний ей – десятки, в том числе наш родной Петергоф: Петр I пытался в своем парке превзойти здешние фонтаны. Сделанные в 1670-х годах при участии великого скульптора Лоренцо Бернини, они и правда сложны и прекрасны, но вилле, известной также под названием Тиволи (по городу, на окраине которого она стоит), и без них есть чем заинтересовать публику. Например, первым ее владельцем был Ипполито д’Эсте – сын Лукреции Борджиа, а последним – эрцгерцог Франц Фердинанд, с убийства которого началась Первая мировая война.

Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press

5. Вилла Медичи в Пратолино

Еще одно здание из комплекса медицейских вилл под Флоренцией было построено в 1581 году Бернардо Буонталенти – знаменитым архитектором и театральным декоратором. Сад в Пратолино может служить сценой для грандиозного спектакля на мифологический или героический сюжет (собственно, театральные представления тут и правда были нередки). Самый знаменитый фрагмент сада – пруд с огромной статуей “Аллегория Апеннин” работы Джамболоньи. В 1821 году историческое здание виллы снесли и построили новое – в 1860 году его купил Павел Демидов (виллу иногда называют Villa Demidoff), во владении наследников которого, Абамелек-Лазаревых, имение и находилось до 1955 года.

Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press

6. Сад Бомарцо

Возможно, самый эксцентричный и загадочный памятник итальянского Возрождения расположен у подножия замка Орсини в городе Бомарцо и известен в мировой культуре под двумя именами: Священный лес и Сад чудовищ.

Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press

Известно, кто разбил сад – Пирро Лигорио (автор виллы д’Эсте), когда – с 1548 по 1580 год, и для кого – для кондотьера Вичино Орсини. Неясно только, зачем и почему он захотел уставить всю территорию жутковатыми аллегорическими скульптурами, среди которых Пегас, две сирены, Протей, слон Ганнибала, дракон, черепаха, гигант, пес Цербер, две Цереры, Афродита и врата преисподней.

Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press

Сюжет скульптур, как предполагается, восходит к сну из мистического романа “Гипнэротомахия Полифила” (1499): там упомянуты слон с обелиском на спине и прочие странности. Но версия эта спорная и на вопрос, зачем в парке такое иметь, не отвечает.

Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press

Зато сад эффектен неимоверно и повлиял на творчество многих людей – от Сальвадора Дали до Филиппа Старка (версия “Врат преисподней” служит камином в его интерьере московского ресторана Baccarat Cristal Room).

Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press

7. Вилла Альдобрандини

Вилла Альдобрандини во Фраскати под Римом строилась с 1598 по 1603 год для племянника папы Климента VIII сначала по проекту Джакомо делла Порта, а после смерти архитектора – Карло Мадерно, который занимался отделкой здания.

Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press

Кроме того, он спроектировал в саду фантастический “Водяной театр” – каменную экседру со статуями, точь‑в‑точь такую, как театральные декорации той эпохи.

Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press

Чтобы обеспечить водой садовый театр и каскад фонтанов, Мадерно построил акведук длиной 8 км от источника на горе Альджидо под Моденой до виллы Альдобрандини – она, к слову, до сих пор находится во владении потомков папского племянника.

Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages. com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press

Текст: Евгения Микулина

Фото: Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press

Что такое архитектура эпохи Возрождения?

Архитектура эпохи Возрождения — это архитектурный стиль, возникший в начале 15 века во Флоренции, Италия. Положив начало возрождению древнегреческих и римских классических архитектурных форм, он вытеснил преобладающую средневековую готику. Он характеризуется точной симметрией и пропорциями, демонстрируемыми величием базилики Святого Петра в Риме, которая является наиболее известным примером этого архитектурного стиля.

Что такое архитектура эпохи Возрождения?

Архитектура эпохи Возрождения относится к влиятельному строительному стилю, который возник в Италии около 1400 года и распространился по Европе в течение следующих двух столетий. Это важное архитектурное движение, отмеченное возрождением древних классических форм, создало одни из самых ценных памятников в мире.

Ренессанс («возрождение») длился два столетия, охватывая не только архитектуру, но и искусство, и человеческие идеалы. Он произвел многопрофильных гигантов, включая Леонардо да Винчи и Микеланджело. Прочное культурное наследие эпохи Возрождения делает его одним из самых преобразующих периодов в западной истории.

Библиотека Марциана, Венеция, Италия

роборид / Getty Images

История архитектуры эпохи Возрождения

Архитектура эпохи Возрождения развивалась как часть возрождения классицизма во Флоренции, Италия, около 1400 года. Она развивалась в течение следующих 200 лет, распространяясь по Италии, а затем по Европе. Архитекторы эпохи Возрождения в Италии черпали вдохновение в древних греко-римских руинах и ранних постройках, таких как Пантеон и Колизей в Риме, а также в трудах римского архитектора Марка Витрувия Поллиона (80–15 гг. до н. э.), опубликованных в 1486 г. .

Архитекторы эпохи Возрождения не просто хотели воспроизвести прошлое. Они стремились использовать классические элементы для создания новых структур, уходящих корнями в историю, но адаптированных к современному миру и развитию городов.

Архитектуру эпохи Возрождения обычно делят на три основных периода. Это началось с раннего Возрождения, которое началось около 1400 года, когда архитекторы искали вдохновения в древности. Они вновь ввели в здания классические римские и греческие элементы, такие как арки, колонны и купола. Здания раннего Возрождения имели симметричные фасады и четкие, обтекаемые объемы, которые отличались от более сложных готических пропорций, которые им предшествовали.

Начиная примерно с 1500 года, Высокое Возрождение было периодом, когда использование классических элементов, адаптированных к современным стилям строительства 16-го века, было в полном расцвете. Затем, в период позднего Возрождения, начиная примерно с 1520 г.

(также называемого маньеризмом), более широкое распространение получило использование декоративно-орнаментальных классических элементов, таких как купола и купола.

За архитектурой эпохи Возрождения последовало появление периода барокко около 1600 года. Тем не менее, сотни лет спустя архитектурные плоды эпохи Возрождения считаются одними из величайших сооружений мира. И его руководящие принципы продолжают влиять на архитекторов, художников и мыслителей по сей день.

Дуомо, собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция, Италия

Джанни Пасквини / EyeEm / Getty Images

Основные характеристики архитектуры эпохи Возрождения

Симметрия и пропорции

Архитектура эпохи Возрождения сосредоточилась на классических представлениях о красоте, основанных на пропорциях и симметрии. Он также включал геометрию, и многие планы зданий представляли собой симметричные квадраты.

Кирпичная кладка из тесаного камня

В экстерьере обычно использовалась кладка из тесаного камня, стиль кладки, в котором камни обрезаются равномерно в виде квадрата или прямоугольника, а затем укладываются горизонтально с минимальным количеством раствора.

Классические элементы

В архитектуре эпохи Возрождения использовались многие классические элементы, в том числе купола, колонны, пилястры (прямоугольные колонны), перемычки (тип балки), арки и фронтоны (треугольные фронтоны) в упорядоченном и повторяющемся порядке.

Воздух и свет

Здания раннего Возрождения были сосредоточены на том, чтобы привнести воздух и свет в пространство. Это был намек на зарождение идеалов и мысли эпохи Возрождения.

Купол, Ватикан, Рим, Италия

Кеннет Багге Йоргенсен / EyeEm / Getty Images

Известные образцы архитектуры эпохи Возрождения

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, Италия

Считающийся первым архитектором эпохи Возрождения, Филиппо Брунеллески (1377-1446) является пионером раннего Возрождения, ответственным за знаменитый собор Дуомо из красного кирпича в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, Италия. Строительство собора началось в готический период в 1296 году и было завершено в 1436 году.

Величественный купол является не только украшением здания, но и инженерным достижением, опередившим свое время. И это повлияло на многие религиозные постройки в Италии и во всем мире.

Собор Святого Петра в Ватикане, Италия

Базилика Святого Петра, расположенная в самом сердце соседнего с Римом Ватикана, является шедевром архитектуры эпохи Возрождения. Это святое место паломничества и туристическая достопримечательность, построенное между 1506 и 1615 годами, является одним из самых узнаваемых зданий эпохи Возрождения в мире. В какой-то момент проект курировал великий скульптор эпохи Возрождения, художник, а иногда и архитектор Микеланджело (1475-1564).

Biblioteca Marciana в Венеции, Италия

Завершенная в 1564 году исследовательская библиотека Марциана в Венеции является типичным образцом архитектуры эпохи Возрождения, построенной в палладианском стиле архитектором Якопо Сансовино. Эта жемчужина, одна из самых захватывающих публичных библиотек, когда-либо построенных, расположена на популярной площади Сан-Марко.

Палаццо Медичи во Флоренции, Италия

Этот типичный дворец эпохи Возрождения, который также называют Палаццо Медичи-Риккарди, был построен в 1484 году архитектором Микелоццо ди Бартоломео для главы банкирской семьи Медичи. Сегодня это музей и резиденция столичного города Флоренции, Италия.

Архитектура итальянского Возрождения — Обзор Италии

Дион Протани

Последнее обновление: 28 апреля 2022 г.

Возможно, Ренессанс больше, чем любое другое художественное течение до него или после него, всегда нес в себе определенное чувство романтики и был синонимом хорошего вкуса, если хотите, золотым веком.

Возрождение, или Rinascimento по-итальянски, было возрождением гуманистических идеалов; противоядие от строгих религиозных доктрин и догм средневекового периода, которому вот-вот должен был прийти конец.

Эти идеалы нашли свое отражение в итальянской архитектуре эпохи Возрождения и возвестили о новом способе ведения дел, парадоксальным образом основанном на древних методах, использовавшихся греками и римлянами более тысячи лет назад.

Палаццо Дукале, Урбино

Ссылки по теме

Итальянские архитектурные стили

Города и поселки эпохи Возрождения в Италии

Период времени: 

1400–1700 гг. н.э.

Предшественник: 

Итальянская готическая архитектура

Далее следуют: 

Архитектура барокко

​Характеристики/инновации: 

Геометрическая симметрия, купола, плоские фасады

​Известные здания в Италии:

Собор Святого Петра, Палаццо Дукале (Урбино), Чертоза ди Павия

Ключевые места:

Флоренция, Рим, Венеция, Феррара, Мантуя, Урбино9, Пьенца

Типы зданий:

Церкви, общественные здания, сады, палаццо, виллы

​Известные архитекторы:

Филиппо Брунеллески, Андреа Палладио, Донато Браманте3 9000

Как определить здание эпохи Возрождения

Вышеупомянутый вопрос, возможно, больше задают об архитектуре итальянского Возрождения, чем о других основных архитектурных стилях Италии, таких как романский и готический периоды, которые ему предшествовали. Это связано с тем, что во многих отношениях архитектурные особенности эпохи Возрождения более тонкие, чем, скажем, остроконечные арки, которые обозначали готический стиль после полукруглых романских версий.

Интернет-исследование «Характеристики архитектуры эпохи Возрождения» в некоторых случаях может дать довольно расплывчатые ответы, такие как, например, «геометрическая симметрия», «чувство пропорции» или «визуальная гармония». Эти ответы могут быть более эффективными для людей в архитектурных кругах, но, возможно, их немного сложнее определить для «дилетантов» предмета. Хорошей новостью, однако, является то, что есть некоторые важные подсказки относительно того, что делает здание эпохи Возрождения, и со временем их становится легче идентифицировать.

Прежде чем рассматривать эти определяющие характеристики, стоит отметить, что к тому времени, когда примерно в начале 15-го века наступило Возрождение, в Италии уже существовало огромное количество архитектурных работ, оставшихся от готики, романского стиля и до в меньшей степени раннехристианский период. Дело в том, что церкви, в частности, могли быть первоначально построены в романском или готическом стиле, но впоследствии были повреждены или разрушены в прошедшие годы, прежде чем были перестроены по принципам эпохи Возрождения.

​Далее вниз по странице находятся некоторые из самых значительных зданий в Италии, которые классифицируются как чисто ренессансные по стилю, но за ними следуют, так сказать, здания со смешанным наследием. Конечно, нет лучшего способа объяснить особенности архитектуры эпохи Возрождения, чем изучить несколько фотографий, поэтому давайте взглянем на некоторые из самых известных фасадов итальянского Возрождения.

Основные элементы и характеристики фасада церкви в стиле итальянского Возрождения

  • Большой треугольный фронтон над колоннами
  • Двойные или колоссальные колонны, перекрывающие два этажа
  • Треугольные или сегментные фронтоны над плоской перемычкой над окнами
  • Светлый травертин или белый мрамор для украшения
  • Плоские, прямоугольные пилястры и/или цилиндрические колонны, увенчанные капителями
  • ​Использование кругов, квадратов и прямоугольников для украшения или для окон
  • Полукруглые ниши (выемки), пустые или заполненные статуей

Базилика Святого Петра, Рим

Сан-Джорджо-Маджоре, Венеция

Базилика Сант-Андреа, Мантуя

Кафедральный собор Пьенцы, Тоскана

Четыре самых известных итальянских фасада эпохи Возрождения в Риме: Собор Святого Петра 90 , Сан-Джорджо-Маджоре в Венеции, Базилика Сант-Андреа в Мантуе и Собор Пьенцы в Тоскане. Четыре фасада имеют некоторые заметные различия, но они также имеют ряд общих характеристик, отражающих эпоху Возрождения.

Ключевым элементом идеалов эпохи Возрождения было восстановление философских идеалов римлян и греков, которые были до них. Это движение также распространилось на архитектурные приемы, которые каким-то образом были утеряны для человечества после падения западной Римской империи, возвещавшего средневековье, иногда известное как темные века, когда знание стало почти опасным в свете религиозных догм.

Треугольные фронтоны над или поддерживаемые колоннами

Этот возврат к греческим и римским архитектурным идеалам отчетливо виден на всех четырех фасадах выше, но, пожалуй, наиболее явно на первых двух. Беглый взгляд на любой греческий или римский храм покажет вам треугольный фронтон, поддерживаемый колоннами, и хотя в античной архитектуре между колоннами могли быть пустые пространства, в приведенных выше случаях мы можем видеть, как они были включены в архитектуру эпохи Возрождения. .

Столбцы колоссального или гигантского порядка

Тонкую разницу между античной архитектурой и архитектурой эпохи Возрождения можно найти в фасадных колоннах. В каждом из приведенных выше примеров мы находим использование Колоссального Ордена, иногда известного как Гигантский Орден, где колонны достигают высоты двух этажей. В классической греческой или римской архитектуре эти фасадные колонны обычно были не выше одного этажа.

​Точкой различия между фасадами на изображениях выше является разный тип используемых колонн: на двух нижних фотографиях мы видим плоские прямоугольные колонны или пилястры, а на двух верхних фотографиях преимущественно показаны круглые коринфские колонны. Однако при ближайшем рассмотрении этих двух верхних изображений мы также обнаруживаем плоские пилястры, используемые в сочетании с круглыми колоннами, вдали от центральной части. Это легче заметить на изображении Собора Пиенцы и легче воспринять на уменьшенном изображении Собора Святого Петра.

​Фасады эпохи Возрождения также более игривы, чем их сравнительно жесткие античные аналоги; например, в случае с Сан-Джорджо-Маджоре мы видим переработанный треугольный фронтон, использованный дважды, причем один больше другого.​

Травертин, белый мрамор и другие материалы, используемые в фасадах

Два фасада на изображениях выше: базилика Святого Петра и собор Пиенцы демонстрируют использование травертина, которое является обычным явлением в церквях эпохи Возрождения. Сан-Джорджо-Маджоре великолепен из белого мрамора, а фасад базилики Сант-Андреа сделан из кирпича и покрыт штукатуркой.

Палаццо эпохи Возрождения

Различие между архитектурой итальянского Возрождения и ее готическими или романскими предшественниками заключается в том, что здесь было гораздо больше светских зданий, а не только церквей, аббатств и соборов. Одним из наиболее важных нововведений в области слуха стал палаццо эпохи Возрождения, построенный на основе ряда неотъемлемых характеристик.

Не случайно три приведенных выше примера относятся к городам Флоренции и Риму: Флоренция была родиной Ренессанса, но часто упускается из виду, что позже Рим стал местом, где это движение приобрело еще большее значение.

Палаццо Питти, Флоренция

Палаццо Фарнезе, Рим

Основные черты палаццо эпохи Возрождения

  • Обычно трехэтажное здание или центр города
  • Первый этаж выше, чем верхние, более тяжелый на вид с более грубым кирпичом или отделкой (рустикальной)
  • Средний этаж немного более тонкий/светлее с более гладким кирпичом или отделкой
  • Верхний этаж самый тонкий и легкий из всех
  • ​Перекрытие и декоративный карниз над верхним этажом
  • Внутренний двор с аркадой на первом этаже

Фасады этих трех зданий позволяют увидеть сущность типичного палаццо эпохи Возрождения. Каждое из вышеперечисленных зданий построено из трех этажей, с небольшими отличиями во внешних характеристиках каждого этажа.

Список известных итальянских зданий эпохи Возрождения, за которыми следуют смешанные категории, в которых Ренессанс сочетается с другими стилями.

Ренессанс

Basilica Di San Lorenzo (Флоренция)
Basilica Di San Marco (Florence)
Basilica Di Sant’Andrea (Mantua)
Biblioteca Marciana -venise
Boboli). Мост Кастельвеккьо
Церковь Сан-Маурицио-Маджоре-аль-Монастеро
Церковь Санта-Мария-делла-Консолационе — Тоди
Галерея Академии (Венеция)
Джардино Джусти
Лоджия дель Консильо (Верона)
Palazzo Blu
Palazzo Contarini del Bovolo
Palazzo Dei Conservatori (Rome)
Palazzo Della Carovana
Palazzo Ducale Gubbio
Palazzo Ducale (Mantova)
Palazzo Ducale (Urbino Palazlelazle (Mantova).
Кафедральный собор Павии
Капелла Пацци
Мост Риальто
Сан-Джорджо-Маджоре
Санта-Мария-деи-Мираколи — Венеция
​Скуола-Гранде-ди-Сан-Рокко
​Сан-Пьетро-ин-Монторио (Темпьетто ди Браманте)
Скуола-Гранде-ди-Сан-Рокко
Замок Сфорца (Милан)
Сикстинская капелла
Темпьетто-ди-Сан-Пьетро-ин-Монторио
Темпио Малатестиано
Торре Кампанария Турина
Две башни Болоньи
Вазари 0019сте Коридор Вилла’делла Петрасте
Вилла делла
Тиволи)
Вилла ди Поджо-а-Кайано
Вилла Фарнезе (Капрарола)
Вилла Фарнезина (Рим)
Вилла Медичеа Ла Фердинанда

Барокко-готика-ренессанс

Неаполитанский собор

Baroque-Neoclassical-Renaissance

Basilica di Superga

Baroque-Renaissance

Buonconsiglio Castle
​Chiesa di San Maurizio Maggiore al Monastero
Doria Pamphili Gallery
Saint Peter’s Basilica
Turin Cathedral

Gothic-Renaissance

Базилика Санта-Кроче Флоренция
Чертоза-ди-Павия
Флорентийский собор
Генуэзский собор
Санта-Мария-делле-Грацие

Готика-Ренессанс-Романский

Базилика Санта-Мария-Новелла
Базилика Святого Франциска Ассизского
Ла-Верна

Архитектура маньеризма — начала развиваться с появлением Микеланджело.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *