Гатчинский дворец
Дворцово-парковые ансамбли
Изначально дворец в Гатчине строился для фаворита Екатерины II графа Григория Орлова по проекту архитектора Антонио Ринальди в стиле итальянского палаццо, строительство было завершено в 1781 году.
Гатчинский дворец
Кроме замка с башнями, Ринальди воздвиг в парке Чесменский обелиск в честь победы русского флота над турецким в бухте Чесма в 1770 году, колонну Орла (она посвящалась графу Орлову), создал грот «Эхо», завершающий подземный ход от дворца к Серебряному озеру, заключил в гранитную оправу Восьмигранного колодца сильный подземный ключ рядом с Серебряным озером.
Дом Павла I
После смерти графа в 1783 году Екатерина II выкупила дворец у его наследников и подарила сыну Павлу I. Григорий Орлов не жил в Гатчине постоянно, посещая дворец во время охоты или отдыха, для Павла же Гатчина стала поистине домом.
Трехэтажный центральный корпус был соединен переходами с боковыми флигелями, квадратными в плане. Фасад дворца облицован местным известняком пудостским камнем. Совместно с архитектором Винченцо Бренна Павел Петрович перепланировал парк и занялся перестройкой дворца, сделав парадные залы с роскошными интерьерами.
Увлечение Павла военным делом отразилось в новом облике построек. Из охотничьего дома гатчинский ансамбль превратился в замок с крепостным рвом и широким плацем для военных парадов. На этом плаце в 1851 году, после смерти императора, поставили ему памятник работы скульптора Ивана Витали.
Парк Гатчинского дворца был разбит в живописном месте, обустроен в английском стиле и включал в себя сложную систему озер.
В былые времена к Серебряному озеру из дворца можно было попасть через подземный ход. Сам ход сохранился и сегодня, но теперь он тупиковый. При Павле I пейзажный парк дополнили архитектурными постройками, появилось Адмиралтейство для кораблей озерной флотилии, по проекту В. Бренны построили пристань-террасу, соорудили мосты, архитектор Н. Львов спроектировал Амфитеатр. Память о романтических отношениях императора с его супругой хранит павильон Венеры, который расположен на углу острова Любви и с трех сторон омывается водой Белого озера.
Самая необычная постройка дворцового комплекса — Приоратский (Земляной) дворец. Архитектор Н. Львов использовал смелую идею построить дворец из земли землебитным способом. Работы по строительству дворца завершились в 1799 году. По замыслу дворец был возведен для приора Мальтийского ордена, Великим магистром которого был Павел. Но по назначению дворец никогда не использовался.
После смерти Павла Петровича владелицей Гатчины стала вдовствующая императрица Мария Федоровна. 21 января 1827 года она составила завещание, в котором Гатчинский дворец переходил «в вечное владение» императора Николая I и его потомства мужского пола.
Гатчинский дворец
Гатчинский дворец
Гатчинский дворец
Гатчинский дворец
Гатчинский дворец
Гатчинский дворец
Читайте также:
- История одного здания: Шереметевский дворец
- Культурный гид: резиденции и путевые домики Петра I
- Неочевидное Царское Село
В 1840-х годах начались работы по перестройке дворца под руководством Романа Ивановича Кузьмина. Реконструкция коснулась боковых корпусов — Кухонного и Арсенального каре. В обновленных помещениях Арсенального каре расположились апартаменты царской семьи. Во времена правления Николая I и Александра II Большой Гатчинский дворец использовался для охоты в окрестных лесах и кратковременных посещений. Своим домом его выбрал император Александр III в 1881 году. Александр Александрович начал создавать во дворце экспозицию произведений искусства, некоторые экспонаты были приобретены еще графом Г.Г. Орловым. После смерти императора постоянным местом жительства дворец оставался для вдовствующей императрицы Марии Федоровны.
19 мая 1918 года, после революции, Гатчинский дворец приобрел статус музея и был открыт для посетителей. Интерьеры императорской резиденции сохранялись в новом музее до 1941 года, с началом войны была проведена эвакуация сотрудников и наиболее ценных экспонатов. В июле начались бомбежки Гатчинского района немецкой авиацией, в результате которых дворец значительно пострадал. Работы по спасению Гатчинского дворца были предприняты в 1944 году. Музейные работники пытались вернуть экспонаты, что-то удалось обнаружить у местных жителей. Были проведены несколько выставок из уцелевших предметов.
Вплоть до 1976 года масштабные реставрационные работы во дворце не проводились, в разное время в нем размещалось военно-морское училище, затем институт «Электронстандарт».
Гатчинский дворец сегодня
8 мая 1985 года после реставрации для посещения были открыты три парадных зала дворца. Реставрационные работы продолжаются до сих пор. Кроме помещений самого дворца будут восстановлены парковые постройки, например Фермы со скотным двором. Царские особы приходили на Ферму в специальный «павильон для отдыха», чтобы отведать домашнего молока и творога. Руководство музея планирует отреставрировать павильон и возобновить работу Фермы.
Теги:
АрхитектурныеДворцово-парковые ансамблиКаталог музеев
Смотрите также
Гатчинский дворец: краткая история
Пригородный Эрмитаж, Замок русского Гамлета. Как только ни называют Гатчинский дворец, находящийся на самой высокой точке холма у Серебряного озера. В свое время им владели почти все российские императоры, замок пережил сильное разрушение и был восстановлен. Сегодня это музей, который радует посетителей не только великолепным интерьером и пейзажным парком, но и разнообразными экскурсиями и концертами
Кто здесь правил?
История загородной резиденции, напоминающей средневековый замок, берет свое начало с небольшого поместья, когда-то принадлежавшего Петру I. Расцвет усадьбы пришелся на правление Екатерины II, которая в 1766 году подарила ее графу Григорию Орлову. Именно тогда по проекту архитектора Антонио Ринальди и начал зарождаться огромный дворец, изначально задуманный как охотничий. Примечательно, что он стал одним из первых зданий, чьи фасады отделаны натуральным известняком, отличающимся своей прочностью. Уже тогда замок обещал просуществовать долгие годы. Строение, выполненное в духе классицизма и напоминавшее итальянский особняк, было закончено только спустя пятнадцать лет.
После смерти Орлова дворец попал во владения Павла I. При нем Гатчина стала императорской резиденцией. В соответствии со своими склонностями государь превратил город в военный лагерь, что сказалось и на замке: в те времена он выглядел как неприступная крепость, окруженная рвами.
Свой современный облик дворец приобрел в годы правления Николая I. После перестройки изменениям, хоть и незначительным, подверглись даже покои Павла I: был заменен паркет, появилась новая мебель. Впрочем, правитель нечасто проводил время в замке, изредка приезжая с семьей на приемы и балы.
Чего не скажешь об Александре III, который, в отличие от своего деда, сделал из Гатчинского дворца постоянную резиденцию, куда перевез из Северной столицы всю семью. За это его даже нарекли «гатчинским узником». В здании провели электричество, телефон, осуществили так называемое калориферное отопление.
Но дворец недолго пробыл уютным и гостеприимным домом. Через год после Октябрьской революции резиденция превратилась в государственный музей. Все тайны замка, хранившиеся несколько веков вдали от посторонних глаз, стали доступны широкой публике. Ценные коллекции, которые мог увидеть каждый, имели мировое значение и насчитывали более пятидесяти тысяч экземпляров.
Призраки и орлы
Так бы и стоял Гатчинский дворец еще долгие годы, не зная бед и горестей и радуя всех своей красотой, но Великая Отечественная война оказалась беспощадной даже по отношению к таким значимым достояниям общества. Конечно, благодаря усилиям работников музея удалось сохранить некоторую часть фондов и экспозиций: что-то перевезли в Ленинград, что-то разместили в подвалах Гатчинского замка. Но это была лишь капля в море. Авиабомбы и артобстрелы разрушили былое великолепие музея-дворца, оставив на его месте обгорелое здание без крыши. После войны по сохранившимся чертежам и фотографиям началось медленное, но верное восстановление замка. С 1985 года он вновь распахнул свои двери перед посетителями.
Сегодня дворец-музей условно делят на три части: центральный трехэтажный корпус, украшенный двумя башнями, и примыкающие к нему Кухонное и Конюшенное каре. Кроме раритетного оружия, стульев, на которых сидели выдающиеся государственные деятели, и многого другого там можно воочию увидеть Павла I и его жену Марию Федоровну. Разумеется, в исполнении актеров. Конечно, в ходе экскурсий посетителям поведают и легенды, связанные с символом Гатчины. Как и все великие замки мира, Гатчинский дворец полон своих тайн.
Одна из этих легенд повествует о выстреле Павла I в орла, летевшего в небе. Она объединяет два парковых сооружения дворца — беломраморную колонну с изображением орла и павильон, на колоннаде которого также запечатлен бесстрашный царь птиц. Согласно сказанию, первая постройка возведена там, где он упал, а вторая — где был сделан тот самый удачный выпал.
Однако если внимательно проследить историю замка, колонна была подарена Екатериной II ее фавориту, а изображение орла было скорее выражением признательности, так как эта птица входила в фамильный герб семьи Орловых. Павильон, в свою очередь, появился на территории усадьбы спустя тридцать лет и символизировал уже власть Павла I.
Существует еще одна забавная легенда уже о другом сооружении. В конце XVIII века художник Николай Львов создал проект Каскада для представления морских сражений. Во время прогулки с неким генералом Обольяниновым по Гатчинскому парку Львов ненароком поделился с ним своей новой идеей, после чего тот взял с архитектора обещание, что он сразу же приступит к работе. Увидев результат, генерал восхитился и предложил показать Каскад государю. Львову он велел спрятаться в кустах, заверив, что в конце непременно позовет его. В результате правитель увидел сооружение, похвалил хитреца, а зодчий так и остался сидеть в кустах.
Не менее интересная история связана с подземным ходом, который был создан еще при графе Орлове. Таинственный туннель позволял сбежать из дворца в случае опасности. А сегодня, если верить преданию, там блуждает не кто иной, как призрак Павла I. Оказывается, привидения обитают не только в старых замках Англии. Утверждается, что бояться призрака императора не стоит: уступив ему дорогу и поклонившись, вы получите ответный кивок.
Подземный ход дворца заканчивается гротом «Эхо», который получил свое название из-за акустического эффекта, обнаруженного еще в XVIII веке. Все голоса, шаги отзывались из подземелья эхом: последнее слово, как говорят, могло повторяться целых 30 раз! Для развлечения детей из императорской семьи даже придумывались «кричалки». До наших дней дошла веселая история о том, как дочь Александра III, забежав однажды в грот, воскликнула: «Кто украл хомуты?». Ответ был очевиден: «Ты… ты».
Мы видим, что история Гатчинского дворца разнообразна и богата. Бесспорно, посетить такое легендарное место должен каждый. Хотя бы для того, чтобы поболтать с призраком Павла I и опробовать у знаменитого грота свои «кричалки», которые в будущем, возможно, будут передаваться из уст в уста.
фото: www.uroventur.ru
«Утpo Пeтepбуpгa»
Большой дворец, Гатчина, Санкт-Петербург
Большой дворец в Гатчине, пожалуй, самый необычный и самобытный из пригородных императорских дворцов Санкт-Петербурга, хотя скромность его архитектурного убранства делает его на первый взгляд гораздо менее ярким, чем яркое , оштукатуренные фасады в Павловске и Царском Селе.
Антонио Ринальди, архитектор, спроектировавший первоначальный Большой дворец для графа Григория Орлова, учился и работал в своей родной Италии у Луиджи Ванвителли, вероятно, величайшего неоклассического архитектора этой страны. Путешествуя по Англии, откуда он черпал вдохновение для Большого дворца и парка Гатчины, Ринальди получил заказ от гетмана Кирилла Разумовского на строительство царской резиденции в старой столице Батурине. Оттуда он переехал в Санкт-Петербург, где был прикомандирован к императорскому двору будущего Петра III, для которого спроектировал дворец в Орениенбауме. После низложения Петра и восшествия на престол Екатерины Великой Ринальди стал «любимым» архитектором любовника и политического союзника Екатерины Григория Орлова, построив для него одновременно Большой дворец в Гатчине и резиденцию графа в Санкт-Петербурге, Мраморный дворец.
Большой дворец в Гатчине
jpg»>Сфинкс в частном саду Гатчинского дворца
Величественный Гатчинский дворец
В Гатчине Ринальди черпал вдохновение из своих путешествий по Англии и работы со своим наставником Луиджи Ванвителли над Карлом VII в Неаполитанском дворце Казерта. Идея проекта заключалась в создании дворца на 600 комнат в стиле рыцарского замка, с элементами королевского охотничьего домика и английского парадного дома. Используя выветрившийся известняк, Ринальди спроектировал величественное и гостеприимное здание с широким полукруглым фасадом классической простоты с одной стороны и более причудливой задней частью с двумя тонкими шестиугольными башнями, создающими атмосферу средневекового замка.
Ко времени завершения строительства дворца в 1781 году Орлов уже давно впал в немилость Екатерины, и ему оставалось жить всего пару лет, измученный своей ролью в убийстве Петра. Замысел Ринальди, однако, настолько понравился Екатерине, что она выкупила Гатчину у наследников Орлова и подарила ее своему сыну, будущему Павлу I. Какое бы отвращение Павел ни испытывал, получив бывший дом убийцы своего отца, его переполняла радость. в похожем на крепость дизайне здания, который апеллировал к его увлечению всем военным. Павел поручил расширить Гатчину своему любимому архитектору Винченцо Бренне, который уже переделал для него Большой дворец в Павловске. Бренна доказал, что умеет соответствовать эзотерическим вкусам царя, сохраняя при этом дух оригинального дизайна Ринальди, увеличивая галереи и боковые блоки дворца, а также добавляя такие детали, как пушки, сторожевые будки и ров вокруг дворца, которые усиливали крепостной характер здания. .
Интерьеры дворца тоже в основном были работой Бренны. В этом качестве он работал в стиле, сочетавшем высокий декор в стиле рококо с неоклассической симметрией, и создавал интерьеры, гораздо более роскошные, чем здание, в котором они расположены. Хотя ущерб, нанесенный нацистами, был возмещен лишь частично, а реставрация продолжается, Прекрасные образцы его работ можно найти в элегантной Мраморной столовой и богато украшенном Белом зале, оба из которых отличаются богатым лепным декором и великолепными паркетными полами.
Интерьеры Большого дворца в Гатчине
Белый зал Большого дворца в Гатчине
Великолепные интерьеры Большого дворца в Гатчине
Трон императора Павла I в Гатчинском дворце
Экспонаты музея в Гатчинском дворце
Дальнейшие перестройки Большого дворца были внесены в царствование Николая I, который нанял архитектора Романа Кузьмина для перестройки боковых корпусов дворца, устроив свои личные покои в Арсенальном корпусе.
Среди других экспонатов, размещенных в Большом дворце, Выставка оружия включает более 1000 предметов церемониального оружия и доспехов, которые когда-то принадлежали императорской семье. Как и во многих других пригородных дворцах, в Гатчине также представлены несколько прекрасных произведений 18 и 19 веков знаменитого Императорского фарфорового завода.
Режим работы: | С 15 июня по 31 августа: ежедневно с 10:00 до 19:00. Последний вход в 18:00. Закрыт 7 июля и 4 августа. С 1 сентября по 14 июня: ежедневно с 10:00 до 18:00. Последний вход в 17:00. Закрыто в понедельник и первый вторник каждого месяца. |
---|---|
Прием: | 300,00 руб. Дети: 150,00 руб. |
Фото и видео: | 100,00 руб. Аудиогид: 200,00 руб. |
Гатчинский дворец, Гатчина, Россия — SpottingHistory.com
Дворец и парк в Гатчине восходит к временам императрицы Екатерины II. В 1765 году царица преподнесла своему фавориту графу Григорию Орлову щедрый подарок – имение Гатчина. Живописный ландшафт, родниковые озера с притоками и реками позволили создать здесь уникальный ландшафтный парк, центром которого стал дворец замечательной архитектуры.
Проект дворца разработал итальянский архитектор Антонио Ринальди, а строительство началось в 1766 году. По свидетельствам современников, императрица и ее свита несколько раз приезжали в Гатчину для осмотра строительства. Строительные работы были завершены к 1781 году. Получившийся в результате дворец имел вид итальянского палаццо с фасадами, облицованными натуральным камнем, пудостским известняком. Трехэтажный центральный корпус с фланговыми пятиугольными башнями соединен полукруглыми галереями с прямоугольными в плане одноэтажными флигелями с внутренними двориками.
Блестящему дворянину Григорию Орлову не суждено было жить в новом имении, так как он умер в начале 1783 года. Императрица Екатерина II выкупила имение у наследников графа и 6 августа того же года подарила его своему сыну, князю Великий князь Павел Петрович. Вскоре после этого Гатчина стала его любимой резиденцией. Дворец был несколько изменен под руководством архитектора Винченцо Бренна. Следуя веяниям моды, были перестроены парадные залы, появились регулярные сады, парковые павильоны, каменные ворота и мосты. После восшествия на престол Павла I в 179 г.6 Гатчина стала императорской резиденцией, которую современники называли неприступной крепостью с окружающими ее валами, рвами, сторожевыми будками и заграждениями. Император Павел I был убит во время переворота в Михайловском замке 12 марта 1801 года. После его смерти гатчинское имение перешло к вдовствующей императрице Марии Федоровне. 21 января 1827 года она завещала Гатчинское имение с прилегающими землями «в постоянное владение» императору Николаю I и его линии мужских волос.
В царствование Николая I дворец подвергся капитальной реконструкции и приобрел современный вид. Кухонный и Арсенальный крылья были полностью разобраны, а затем возведены заново, так как не отвечали современным критериям комфортности. В соответствии с модой того времени корпус Арсенала был спроектирован для размещения как личных, так и парадных покоев императорской семьи. В Кухонном флигеле была полностью перестроена часовня. Чтобы сохранить память о Павле I, его личные комнаты и парадные апартаменты XVIII века в Центральном корпусе были бережно сохранены, хотя и претерпели некоторые переделки, а именно заменено отопление, отремонтированы паркетные полы, новая мебель, скульптуры и в некоторых залах была введена драпировка. Все этапы реконструкции проводились под руководством архитектора Р.И.Кузьмина с 1844 по 1856 годы.
Николай I и его сын Александр II редко бывали в Гатчине. Сюда приезжали в основном для посещения балов, приемов коронованных особ и важных вельмож или для участия в императорских охотах.