15 материалов, которые можно и нужно использовать в строительстве — Архитектура
Мы постоянно контактируем со строительными материалами. Металлические ручки, деревянные стены и стеклянные окна создавали бы совершенно другую атмосферу, если бы ручки были, скажем, стеклянными, стены металлическими, а окна деревянными. Материал столь же значим для строящегося здания, как его форма, функция и месторасположение – вернее, неотделим от этих трех характеристик. Мы составили список из 15 материалов, о которых должен знать любой уважающий себя архитектор.
Бетон
Этот материал чаще остальных используют в строительстве, поэтому мы представляем его первым. Бетон ценят за прочность и за способность противостоять морозу, жаре и даже механическим воздействиям. Одни считают бетон абсолютно экологически чистым продуктом, другие говорят о том, что он все-таки загрязняет окружающую среду. Дело в том, что некоторые бетоны при определенных условиях могут наносить вред природе – например, во время выделения таких неорганических элементов, как соли тяжелых металлов. В любом случае эти явления поддаются ослаблению и даже предотвращению.
Читайте также про декоративный бетон.
Дерево
Самым традиционным строительным материалом во всем мире считается дерево. Благодаря инновациям деревянные конструкции приобретают все новые формы и свойства, а потому становятся еще более востребованы. Кстати, недавно мы писали о том, что пора архитекторам знакомиться с менее известными видами древесины, ведь популярные породы и так находятся на грани вырубки.
Сталь
Сталь повсюду – она заполняет наш мир в виде турникетов, модной посуды, облицовке поверхностей и т.п. Этот материал отличается прочностью и легкостью, а потому его так часто используют при строительстве высотных зданий. Кроме того, «пластичность» стали позволяет воплощать даже самые смелые дизайнерские замыслы – за то и чтим.
Пластик
Может быть, кто-то считает его дешевым и неустойчивым материалом, но мы уверены – не стоит поспешно судить о возможностях пластика. Его потенциал безграничен. Успех компании Kartell – достоверное тому подтверждение.
Камень
Если в далекие времена камень был основным строительным материалом, то сейчас его используют как декоративный элемент. Натуральные камни привлекают мастеров разнообразием цветов, фактур и узоров. Несмотря на твердость материала, из него можно «лепить» любые формы.
Строительный текстиль
Строительный текстиль все еще не так распространен на рынке России, как в Западной Европе. Тем не менее мы говорим о нем, потому что внушительный список характеристик строительного текстиля позволяет решать множество проблем. Его используют с целью тепло-, звуко-, шумоизоляции, а также в качестве «дышащего» материала.
Стекло
В современной архитектуре стекло применяют не только для заполнения светопроемов здания, но и как полноценный конструкционный материал. Более того – эстетическая привлекательность стекла позволяет ему занимать особое, привилегированное место среди других строительных материалов.
Кирпич
Практика показала – из кирпича можно создавать красивые архитектурные формы, несмотря на его прямоугольный вид. Если подходить к делу правильно, конечно. Кроме того, этот материал настолько усовершенствовали, что он стал обладать всеми свойствами натурального камня.
Кевлар
Кевлар в первую очередь используют для изготовления бронежилетов – удивительно прочный и легкий, он нашел себе место и в качестве армирующего волокна в композитах. Кевлар – сравнительно новый материал, но его уже применяют при строительстве крупных сооружений.
Бамбук
Использование бамбука напрямую зависит от географического положения архитектурного объекта. Там, где бамбук уместен, он выступает невероятно гибким, устойчивым, полезным во всех смыслах материалом. И недорогим.
Углеродное волокно
Если вас интересуют преимущества углеродного волокна, то звучат они примерно так – в пять раз прочнее и при этом намного легче стали. Этот композитный материал очень гибкий, в строительстве его применяют в качестве усилителя конструкций. Кроме того, углеродное волокно используют в судостроении и аэрокосмическом производстве.
Фотоэлементы
Одно из требований «зеленого» строительства – это применение альтернативных (возобновляемых) источников энергии. Поэтому прогрессивные компании начинают использовать фотоэлементы при строительстве зданий, что позволяет незаметно и эффективно справляться с такой задачей.
Песок
Песок применяют практически при любых строительных работах – от создания фундамента и до внутренней отделки помещения. Этот материал легко доступен, прост в использовании, а также абсолютно безопасен.
Отходы
Человечество уже потратило третью часть имеющихся на Земле ресурсов, а наше потребление продолжает приобретать бессовестные масштабы. Выход есть – нужно активно перерабатывать отходы. Вторичное использование мусора может пригодится и в строительстве – например, попробуйте найти применение старым пластиковым бутылкам.
Солома
Соломенные крыши были очень популярны в прошлом. И это неудивительно. Солома – экологически чистый материал, который прекрасно защищает от дождя и создает теплую атмосферу в доме.
prointerno.io
Новые материалы и традиционные формы архитектуры
В отличие от многих других видов искусства, архитектура — явление по сути практическое. Если живописные произведения порой представляют собой абстрактные и совершенно фантастические картины, то для архитектурного проекта это непозволительно. Его автор должен воплотить свою творческую идею в жизнь, причём так, чтобы внутри этой воплощённой идеи могли жить реальные люди.
Тем не менее подавляющее большинство архитекторов в своей деятельности отталкиваются именно от созревших у них идей и творческих решений, которые затем могут трансформироваться применительно к конкретным обстоятельствам. И строительные материалы – будь то традиционные, используемые человечеством на протяжении многих тысяч лет, или инновационные, только начинающие входить в нашу повседневную жизнь, служат лишь средством реализации этих идей.
Жизнь в стиле
Большинство современных архитекторов в один голос твердят, что доминирующего стиля сегодня не существует. Нет ни концептуальной философии, ни концептуальной эстетики, которые объединяли бы всех. Пройдя этапы различных «больших стилей», архитектура обратилась к индивидуальности.
Каждый волен на основе уже придуманного человечеством выбирать именно то, что максимально соответствует его внутреннему миру, его личному представлению о красоте и функциональности.
Архитектор лишь делает слепок сознания своего клиента.
И все же, прежде чем приступать к подробному проектированию будущего здания, имеет смысл хотя бы приблизительно определиться с его стилевой принадлежностью. Если это будет постройка в стиле фьюжн (термин «эклектика» некоторые специалисты считают уже морально устаревшим), то такое решение должно быть не спонтанным, а осмысленным и обоснованным. Опять же стоит понять, элементы каких стилей будет сочетать в себе загородный дом, будет ли один компонент доминировать над прочими, каким образом можно достичь гармонии в получившемся экстерьере и так далее. Отдельно нужно задуматься о материалах и технологиях, которые будут использоваться в процессе строительства: как с их помощью подчеркнуть творческий замысел и облегчить его воплощение, какие новые и неожиданные эстетические решения может предложить архитектору сам материал или технология.
Загородный дом — покупка не повседневная и не дешевая.
Уже на этапе планирования целесообразно подумать о том, как защитить инвестиции, вкладываемые в будущие хоромы.
Один из верных путей гарантировать окупаемость здания — разумно подходить к его постройке, подбирая соответствующие технологии и материалы. Тогда и вам не придется тратиться впустую, и потенциальный будущий покупатель (если вы соберетесь продавать дом) не будет шокирован слишком высокой ценой.
Большие оконные проемы, а тем более мансардные окна, не типичны для средневекового замка-крепости. Но современные архитекторы «играют в стиль». Поэтому и окна, и эркеры гармонично впишутся в облик вашего дома-замка, превратив его в элегантное жилище любителя истории.
Экономичное средневековье
Замысловатые сооружения, со скоростью грибов после дождя возникшие в начале перестройки, специалисты называют замками и дворцами лишь в ироническом смысле. Слишком уж они далеки от эстетического совершенства. Что вызывает у их нынешних владельцев и чисто экономические трудности: такой дорогостоящий дом, пытающийся вместить в себя фрагменты всех стилей сразу, очень сложно продать.
Сегодня люди научились считать деньги и не готовы пускать их на ветер, приобретая неприглядные «замки» по баснословным ценам.
Однако нет ничего предосудительного в том, чтобы построить на своем загородном участке подобие благородного средневекового замка, при условии, что у архитектора и заказчика есть художественный вкус, а выбранные материалы соответствуют первоначальному архитектурному замыслу. Тогда даже целый коттеджный поселок, выстроенный в едином стиле, будет выглядеть очень достойно и гармонично.
Такая загородная резиденция будет проникнута средневековыми мотивами сверху донизу – от высокой черепичной крыши сложной конфигурации до цокольного уровня, выложенного из камня. Неожиданную легкость и воздушность ее внешнему облику придадут изящные эркеры и оконные проемы со значительной площадью остекления.
В средневековой Европе фахверк был каркасом дома. Сегодня он превратился в декор, придавая особую выразительность зданию, но, как правило, не неся реальной нагрузки.
Выглядит здание в средневековом стиле добротно и дорого. Но смекалка архитектора и знание рынка современных строительных технологий могут существенно упростить и удешевить его постройку.
Например, натуральный камень, который дорог сам по себе и требует дорогостоящей обработки, вполне можно заменить современными композитными материалами.
Их производители предлагают такое многообразие цветов и фактур, что ваш «замок» не понесет никакого эстетического убытка.
Для Средневековья характерно подчеркнуто внимательное отношение к фактуре материала. По той простой причине, что весь жизненный уклад тогда был более естественным и безыскусным. Соответственно, в архитектуре не существовало необходимости прибегать к различным хитростям, выдавая один материал за другой. С течением времени ситуация изменилась. Так называемый искусственный камень начал производиться в промышленных масштабах около 30 лет назад в Америке и Европе. Наиболее совершенные образцы фасадно-облицовочной плитки представляют собой первую копию с природного материала. В качестве матриц при изготовлении мягких форм под бетонное литье используется настоящий камень, чьи нерукотворные формы не могут заменить никакие гипсовые модели, «вырезанные» скульптором. Таким образом, при производстве достигаются минимальные потери мелких подробностей рельефа натурального камня.
В данном случае в качестве кровельного материала выбрана битумная черепица, подходящая для крыш любой сложности
Чтобы добиться нужного архитектурного эффекта «на высшем уровне», необходимо определиться с выбором кровельного материала, который обычно зависит от типа здания, конструктивных особенностей несущих элементов крыши, культурных традиций и климатических особенностей региона, а также от вкуса и финансовых возможностей заказчика. Это могут быть как металлические кровельные листы, так и асбестоцементные («шифер»), как натуральная черепица (цементно-песчаная или керамическая), так и битумная, также именуемая гибкой. Последняя как раз является идеальным покрытием для крыши сложной конфигурации, с обилием изгибов, закруглений и высотных перепадов. Соблазнительные проститутки Саратова готовы открыть свои объятья утомленному путнику в любое время суток. Они владеют многими сексуальными техниками, которые способны будут приятно удивить искателя сладкой забавы. проститутки саратова Нередко им приходиться несладко, однако парни, которые в должной мере чувствуют внимание к собственной персоне, всегда готовы щедро вознаградить проституток Саратова за проявленную доброту и стремления угадать любой каприз требовательного гостя.
Классическое благородство
Нетолстая прослойка особо состоятельных граждан, таких как крупные чиновники и владельцы большого бизнеса, сегодня имеет эксклюзивную возможность жить в настоящих дворцах. То есть почти настоящих, предлагаемых в рамках уникального проекта: в районе Лахтинского разлива возводится около полусотни роскошных вилл, имеющих всемирно известные исторические аналоги.
Архитектурная целостность комплекса создается за счет строгих стилистических ограничений: только петровское и елизаветинское барокко, местами разбавленное ордерной классикой.
Вряд ли для будущих владельцев этих сооружений решающее значение имеет экономический фактор. Но если вы отдаете предпочтение классическим архитектурным мотивам – четким симметричным формам и строгому композиционному построению здания, балюстрадам, галереям и колоннадам – и при этом не готовы переплачивать за классические материалы, на помощь опять придут современные технологии.
При взгляде на изящный терем в византийском стиле немногие догадаются, что историческая оболочка таит в себе такое достижение высоких технологий, как виниловый сайдинг. Сегодня это весьма распространенный декоративный и защитный материал.
Например, традиционным материалом для изготовления различных лепных элементов является гипс. Сам по себе он достаточно дешев, но из-за трудоемкой и «грязной» (пыльной) технологии установки стоимость работ сильно возрастает. Поэтому монтаж гипсовых деталей разумнее использовать при сложной и дорогостоящей эксклюзивной отделке, а в целях экономии и сокращения сроков строительства можно прибегнуть к таким достижениям современной науки, как вспененный полистирол, в народе именуемый пенопластом, и полиуретан.
Первый, наиболее экономичный, вариант чаще применяется в интерьерной отделке для производства колонн, полуколонн и пилястров, карнизов и плинтусов, потолочных розеток и накладных ниш.
«Мягкая» лепнина из полистирола существенно проигрывает другим материалам из-за недостаточной прочности и жесткости и по причине нечеткости рисунка.
Полиуретан же точно имитирует гипс благодаря плотной структуре и специальному грунтовочному покрытию, которое наносится в заводских условиях. Однако, в отличие от гипса, полиуретан легок, очень прочен, не бьется и не крошится, не боится влаги, со временем не меняет цвета. Он экологически чист, не выделяет запаха, гораздо более экономичен в обработке и более прост в установке: готовые детали приклеиваются к поверхности и друг к другу.
Традиционно штукатурка призвана защитить фасад дома от неблагоприятного воздействия внешней среды. Однако в данном случае она использована в первую очередь как средство декорирования.
Высокотехнологичное производство позволяет добиться четкости рельефа, которая не исчезает даже после многократного окрашивания.
Народная мудрость
Каждая страна имеет свои архитектурные традиции и давние пристрастия к определенным строительным материалам. Для России это, несомненно, дерево. Из него построены не только бесчисленные сельские избушки, но и настоящие шедевры деревянного зодчества – такие, как архитектурные ансамбли на Соловках и в Кижах.
Талантливый художник способен придать современное звучание и такой освященной веками конструкции, как русский купеческий терем. Например, братья Явейны, возводя загородный дом для самих себя, удачно «проредили» деревянную основу здания обильным остеклением. Сочетание материалов достаточно нетрадиционное, по крайней мере в таких пропорциях. Однако прозрачные стеклянные вставки гармонично вписаны в фасады и надежно «утоплены» в живом и теплом дереве, благодаря чему не возникает ощущения техногенной холодности, свойственной зданиям в стиле конструктивизм, где стеклу также отводится значительная роль.
С конца 80-х годов «писком» архитектурной моды стали кровли домов из дерна. Они отличаются легкостью, исключительными гидроизоляционными свойствами и идеально «растворяют» любую постройку в окружающем ландшафте.
С высоты птичьего полета почти невозможно отличить рукотворную крышу от естественной зелени сада. Это дерновая кровля?– неотъемлемый элемент традиционной русской землянки. В те времена такое решение объяснялось соображениями строгой экономии. Сегодня же многослойная крыша с искусственной основой для травяного покрова может обойтись в немалую сумму.
Мода на Восток, в том числе, и на восточную архитектуру, повлияла на направление мыслей многих архитекторов. Однако климат и российский менталитет диктуют свои условия игры. В результате чего такие исторические архетипы, как японский дом и китайская пагода, трансформируются в нечто принципиально новое, сохраняя при этом, однако, основные признаки своих прародителей. Так, японский дом – это прежде всего крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор, и практически полное отсутствие окон и дверей в их привычном понимании, потому что значительную часть его стен можно раздвинуть, а то и вовсе снять. Альтернативой такой конструкции могут стать статичные деревянные стены, оснащенные, однако, максимальным количеством окон. Если при этом сохраняется строгое геометрическое членение фасадов и чистые прямые линии – перед нами «японский дом по-российски».
Некоторые оригиналы стремятся воплощать известные культурные архетипы в географических районах на первый взгляд для этого непригодных. Например, традиционный финский домик, предназначенный в первую очередь для обогрева, строится в теплом климате. Или, наоборот, в северных широтах возводится традиционное средиземноморское шале. Кстати, в Ленинградской области немало зданий, стремящихся внешне следовать архитектурным традициям Италии, Испании, Франции. Естественно, чтобы сделать такой загородный дом пригодным для жилья в конкретных климатических условиях и, соответственно, ликвидным, нужно уделить особое внимание вопросу теплоизоляции.
Современные утеплители на основе минеральной или базальтовой ваты придутся как нельзя кстати, создавая комфорт внутри дома и не меняя его внешнего вида.
В обратной ситуации придется устанавливать мощную систему кондиционирования. Таким образом, необходимость замены технологии, освященной веками и многими поколениями людей, на более современную иногда может диктовать окружающая среда.
Упорядочиваем и расширяем пространство
Выбор конкретной технологии может не только подчеркнуть архитектурные особенности сооружения, но и подтолкнуть автора проекта к более смелым творческим решениям, которые невозможно или очень трудно воплотить без использования новых материалов и технологий. Например, из современного гипсокартона можно «вылепить» изогнутые и спиралевидные фигуры, имитации трепещущих на ветру парусов, фантастические летящие конструкции, которым позавидовал бы сам Антонио Гауди. Раньше те же формы создавались из кирпича и штукатурки по сложнейшим лекалам, требуя куда больше сил и времени.
Научные достижения, с одной стороны, облегчают жизнь строителям и архитекторам, а с другой – дают больший простор их фантазии.
Многие заказчики до сих пор останавливают свой выбор на дереве, отдавая дань его естественной красоте, отличным «дыхательным» способностям и особой природной энергетике. Современная реинкарнация традиционного срубного деревянного дома – постройка из клееного бруса. Некоторые архитекторы называют появление клееных конструкций настоящей революцией в области деревянного домостроения. Они позволяют возводить здания довольно большой площади без риска усадки, могут с успехом применяться в мансардном строительстве и служить большепролетными перекрытиями зданий.
Конструктивной особенностью зданий из клееного бруса является также то, что их можно располагать на наклонной поверхности, что принципиально меняет облик самого дома и окружающего пейзажа. Да и чисто внешне такая технология способна придать более современное звучание самой традиционной архитектуре, как это, например, произошло со швейцарским шале Алексея Сколдинова.
Объем здания можно расширить не только физически, за счет увеличения пролетов, но и визуально. Незаменимым помощником здесь окажется стекло, практически стирающее зрительную грань между внутренним пространством дома и внешним ландшафтом.
Комфортный микроклимат внутри сооружения со сплошным остеклением поможет создать специальное теплоотражающее стекло.
Рациональным способом заполнения световых проемов являются современные стеклопакеты, состоящие из двух или нескольких стекол, разделенных воздушными прослойками и герметично соединенных по контуру. ремонт квартир В зависимости от соединения стекол стеклопакеты могут быть клееными, паяными или сварными. В настоящее время наиболее широкое распространение получили клееные стеклопакеты – как наиболее технологичные, экономичные и долговечные. При этом их можно установить в кирпичной нише необычной формы или украсить снаружи каменными наличниками. Тогда используемая современная методика остекления не нарушит традиционного облика здания.
Говоря о новых и новейших достижениях строительных технологий, нельзя не упомянуть мансардные окна, которые не только обеспечивают оптимальную освещенность, теплообмен и вентиляцию помещения, но и оживляют облик крыши здания. Они устанавливаются практически вровень с кровлей и могут гармонично вписаться в архитектуру как современного загородного дома, так и исторической постройки. мансардные окна, расположенные прямо над обычными окнами и дверями, в определенной степени повторяющие их форму, оптически создадут четкий геометрический баланс элементов дома.
Функция становится фикцией?
Подавляющее большинство существующих технологий является историческим наследством от наших предков, далеких и не очень. С течением веков они лишь совершенствуются, иногда находя новые формы выражения, теряя первоначальные функции и приобретая новые. Например, всем известный бетон, раньше служивший в основном для скрепления конструкций и придания им дополнительной прочности, сегодня стал формообразующим материалом. Задачу опоры при этом берет на себя съемная или несъемная опалубка, в которую заливается жидкий бетон. Многие предпочитают возводить загородные резиденции из материалов, которые умеют красиво и благородно стариться. Бетон через длительный промежуток времени станет пористым, покроется лишайником и будет смотреться очень эффектно, придавая зданию романтический налет истории.
Прообразами современных каркасных зданий можно считать чумы и юрты – традиционные северные и восточные жилища из жердей, поверх которых натягивались шкуры животных или огромные войлочные полотнища.
Сегодня широкую популярность завоевали технологии строительства малоэтажных быстровозводимых зданий. Элементами такой системы являются несущие стены с каркасом из термопрофилей и теплоизоляцией, конструкции междуэтажных и чердачных перекрытий из тонкостенных профилей и несущие стропильные конструкции из легких стальных и оцинкованных профилей. Наружная облицовка стен выполняется по принципу вентилируемого фасада, что обеспечивает проветривание утеплителя. Для внешней отделки могут использоваться кирпич, сайдинг, деревянные панели, стекло или стальные кассеты – в зависимости от эстетических пристрастий заказчика и архитектора.
Каркас же является конструктивной основой фахверковых построек, характерных для деревень и маленьких городков средневековой Европы. Опорная рама, состоящая из вертикальных, горизонтальных и косо поставленных деревянных балок, и смесь из глины, песка и щепы в качестве наполнителя. Базовый принцип стар как мир, но находит новое материальное воплощение. Например, во времена господства модерна широкое распространение получили легкие прозрачные здания на стальном каркасе со стеклянными перекрытиями.
А в наши дни фахверк постепенно превращается из традиционного конструкционного приема в декоративный элемент постройки.
Алексей Розенберг, автор проекта «Черный хутор», реализованного в Подмосковье, создал свой архитектурный шедевр на основе уже имевшегося сруба. Здесь современным языком решается тема деревянной крепости. И действительно, общий образ дома можно назвать брутальным. Интересна примененная технология внешней отделки стен. Традиционно бревенчатый остов обшивается доской или вагонкой для пущей надежности и защиты от непогоды, то есть исключительно из прагматических соображений. В «Черном хуторе» «обнаженные» части грубого деревянного сруба сознательно выставлены на всеобщее обозрение. Таким образом, несплошной дощатый кожух создает лишь иллюзию защиты дома, на самом деле являясь средством воплощения художественного замысла.
Такое обращение к архитектурно-строительным традициям, помимо эстетического, имеет еще и немаловажный психологический эффект. Казалось бы, вовсе не обязательно «прятать» высокие технологии за привычными фасадами, тем более если последние не решают никаких практических задач. Однако традиционные формы, накладывающиеся на существующие в нашем сознании определенные культурные стереотипы, невольно вызывают у нас чувство доверия и комфорта, одновременно делая такое здание более конкурентоспособным по сравнению с излишне «навороченным» соседом.
Недаром в эксклюзивных домах могут уютно чувствовать себя в основном те люди, для которых и в соответствии с потребностями и вкусами которых эти дома строились. В таком здании большинству людей интересно погостить, но не оставаться навсегда. Этим объясняется экономический феномен эксклюзивного жилища.
Не факт, что немалые средства, вложенные именно в оригинальность здания, окупятся, когда придет время передавать его другому хозяину.
Привычные очертания и знакомые стилистические приемы успокоят будущего покупателя загородного дома и помогут ему охотнее обменять свои денежные знаки на право владения вполне традиционным архитектурным сооружением. А наличие в нем современных материалов и технологий вселит в нового хозяина оправданную уверенность в высоких эксплуатационных характеристиках здания и в том, что его финансовые вложения будут надежно защищены.
Петербургский архитектор Петр Отлан уверен, что невозможно придумать то, чего вообще на свете не существует. Любой художественный вымысел все же должен иметь под собой конкретную жизненную основу. Когда Рафаэль нарисовал фантастическое чудовище, оно содержало в себе фрагменты вполне реальных земных существ – лягушки и кузнечика. Идеи о том, чтобы построить частный дом под невероятным углом наклона, поставить его на одну ногу, перевернуть или даже подвесить в воздухе, отнюдь не новы. Просто благодаря развитию науки и техники стало возможным претворить эти безумные идеи в жизнь. «Новые материалы и технологии, – считает архитектор Отлан, – это не ворота в другой мир, а лишь качественные моторы, которые позволяют быстрее ехать по проторенной дорожке»
www.homeplans.ru
Через материалы к архитектуре будущего :: Лучшие здания мира: выбор ArchDaily
Чтобы достичь результата, нужно изменить отношение к материалу. Такой философии следовали лауреаты премии Archdaily и построили лучшие частный дом, интерьер и малый объект. С помощью бетона одни авторы показали контекст, другие вдохновились панцирем ежа и открыли новые возможности для дерева, а третьи вынесли инженерные сети в интерьер, чтобы подчеркнуть сильный корпоративный дух компании.
Дом Cabo de Vila
Португалия
Spaceworkers
Молодая пара попросила архитекторов построить дом, который не вписывается в концепцию стандартных жилых зданий. Авторы соединили бетон, дерево и стекло. Такое сочетание материалов, которые гармонируют с пейзажем — магистралью и лесом, и обеспечило эффект оригинального, ни на что не похожего здания.
В центре дома разбит внутренний двор-сад. Он «обрамлен» двумя бетонными плитами, которые образуют остроконечный вытянутый квадрат. Фасады играют на контрасте: прозрачное зеркальное стекло и дерево противопоставляются тяжеловесному бетону. Интерьеры без лишних перегородок создают единое текучее пространство, которое кажется бесконечным благодаря панорамному остеклению.
Так архитекторы показали, как работать с ландшафтом и формой, если клиент требует нетривиального решения. Они использовали природные материалы и соединили их на контрасте; освободили внутреннее пространство, чтобы сосредоточить внимание на фасаде и максимально «облегчить» интерьер«; использовали стекло, которое отражает зеленые зоны, размывая границу между домом и внешней средой.
Пространство Hubba-to
Бангкок, Таиланд
Supermachine Studio
В торговом центре в Бангкоке тайландская Supermachine Studio спроектировала коворкинг-пространство, в котором главной идеей стала расширение деловых связей. Заказчик представил концепцию в виде эмблемы компании Hubba, а архитекторы показали деловые связи через инженерные и механические сети.
Традиционно архитекторы стараются спрятать инженерные системы, чтобы не портить интерьеры. Их убирают за потолок, обыгрывают другими материалами, выделяют под них специальный этаж. Но в этом пространстве сами трубы стали материалом. Они превратили интерьер в легко узнаваемый. Голубые линии заполняют первый и второй этажи — они не только визуально подчеркивают внутренние зоны и символизируют корпоративную культуру, но и играют функциональную роль. Систему можно дополнять, расширять структуру труб и каналов, а это, по словам архитекторов, укрепит и саму философию коворкинга.
Экспериментальный павильон ICD-ITKE 2015–2016
Штутгарт, Германия
Институт вычислительного проектирования и конструкций
Студенты из Штутгартского института спроектировали экспериментальный павильон, который по принципу строительства напоминает обычное шитье. Только вместо ткани они использовали очень тонкую фанеру толщиной в 6,5 мм. «Шили» конструкцию роботы — машины скрепляли ламинированную фанеру.
Павильон состоит из полых блоков, которые в итоге составили объемную сводчатую конструкцию площадью в 85 кв. м. По такому же принципу устроен панцирь морского ежа: это система из известковых пластин, которые склеиваются в прочную скорлупу. Студенты открыли новые свойства дерева и придумали другой тип деревянного строительства. Благодаря эксперименту теперь такие павильоны можно возводить с помощью роботов, а прослужат они долго, потому что дерево прочное и легко меняет форму.
archspeech.com
Строительные материалы — История архитектуры
Перейти к контентуГлавное меню:
- Всеобщая история архитектуры
- Первобытнообщинный период
- Первобытнообщинный период
- Рабовладельческое общество
- Рабовладельческое общество
- Карта раздела «Рабовладельческое общество»
- Рабовладельческое общество
- Древний Египет
- Эфиопия
- Эгейский мир
- Двуречье и Месопотамия
- Передняя Азия
- Закавказье
- Иран
- Иран
- Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
- Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
- Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
- Иран. Пасаргады. Дворцы
- Иран. Персеполь. Дворцы
- Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
- Иран. Дворцы Дария
- Иран. Сузы. Дворец Дария
- Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
- Иран. Святилища
- Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
- Парфия
- Парфия. Селевкия, Ктесифон
- Парфия. Хатра
- Парфия. Ашшур, Дура-Европос
- Парфия. Жилые дома
- Парфия. Дворец Хатры
- Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
- Парфия. Культовые сооружения
- Парфия. Фортификация
- Парфия. Гробницы
- Парфия. Общественная архитектура
- Иран. Сасанидское государство
- Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
- Иран. Ктесифон. Фортификация городов
- Иран. Арки, своды, купола
- Иран. Арки, своды, купола 2
- Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
- Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
- Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
- Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
- Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
- Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
- Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
- Иран. Особенности общественного строительства
- Иран. Искусство
- Иран. Искусство 2
- Средняя Азия
- Афганистан
- Юго-Восточная Азия
- Дальний Восток. Китай
- Дальний Восток. Корея
- Дальний Восток. Япония
- Америка. Этапы развития
- Архитектура античного мира
- Архитектура античного мира
- Карта раздела «Архитектура античного мира»
- Архитектура античного мира
- Архитектура древней Греции
- Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII — середина VIII в. до н.э.)
- Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
- Архитектура греческой метрополии
- Архитектура Великой Греции
- Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
- Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
- Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
- Расцвет аттической архитектуры
- Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
- Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
- Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
- Греция Эллинизм. Общественные сооружения
- Греция. Эллинизм. Культовое строительство
- Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
- Архитектура античных государств Северного Причерноморья
- Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
- Архитектура древнего Рима
- Этрусская архитектура
- Архитектура Римской республики
- Римская республика. Общественные сооружения
- Римская республика. Инженерные сооружения
- Римская республика. Жилые сооружения
- Римская республика. Виллы
- Архитектура Римской империи
- Римская империя. Градостроительство
- Римская империя. Общественные сооружения
- Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
- Римская империя. Инженерные сооружения
- Римская империя. Жилые сооружения
- Римская империя. Погребальные сооружения
- Ордер
- Декор
- Декор 2
- Композиция
- Роль римской архитектуры
- Раннехристианская архитектура
- Архитектура Восточной Европы. Средние века
- Архитектура Восточной Европы. Средние века
archisto.info
Очень краткая история архитектуры • Arzamas
Родословная колонны, путешествия арки, тайная жизнь балок и стропил и другие приключения строительных конструкций
Автор Сергей Кавтарадзе
Около 4000 года до н. э.
Стоечно-балочная система
Дольмен Пулнаброн в Ирландии. 2005 год
© SteveFE/Flickr
Простейшая архитектурная конструкция, известная с эпохи неолита. С древних времен и до наших дней применяется во всех зданиях, перекрытых плоской или двускатной крышей. В прошлом деревянные или каменные балки укладывали на столбы из того же материала — сегодня вместо природного камня используют металл и железобетон.
Около 2500 года до н. э.
Начало оформления колонн
Гробница фараона V династии Сахуры. Реконструкция Людвига Борхардта. 1910 год
© Wikimedia Commons
Древнеегипетские зодчие остались верны стоечно-балочной системе, но придали смысл архитектурным формам. Колонны в их храмах стали изображать пальму, лотос или связку папируса. Эти каменные «заросли» рассказывают о загробном лесе, через который души умерших должны пробраться к новой жизни. Так архитектура стала изобразительным искусством. Позже делать из архитектуры огромную скульптуру стали и в Междуречье. Однако там предпочитали ваять быков, грифонов и других существ животного мира.
Около 700 года до н. э.
Складывание античного ордера
Храм Т в Селинунте. Рисунок Жака Игнаса Гитторфа. 1859 год
© Wikimedia Commons
Греки сделали темой архитектуры как искусства саму архитектуру, точнее, рассказ о работе ее конструкций. С этого момента опоры стоечно-балочной системы не просто украшают здание, но и показывают, что они что-то поддерживают и что им тяжело. Они просят сочувствия зрителей и для убедительности подражают строению и пропорциям человеческой фигуры — мужской, женской или девичьей. Выстроенная строго логично система из поддерживающих и поддерживаемых элементов называется ордером Ордер — (от лат. ordo) воинский строй, порядок.. Обычно различают три главных ордера — дорический, ионический и коринфский — и два дополнительных — тосканский и композитный. Это момент рождения европейского зодчества.
Около 70 года н. э.
Начало широкого применения арочных конструкций
Колизей в Риме. Гравюра Джованни Баттисты Пиранези. 1757 год
© Wikimedia Commons
Римляне начинают широко применять арки и арочные конструкции (своды и купола). Горизонтальная балка может треснуть, если она слишком длинная; клиновидные же части в арочной дуге при нагрузке не переламываются, а сжимаются, а разрушить камень давлением непросто. Поэтому арочными конструкциями можно перекрывать гораздо большие пространства и нагружать их значительно смелее. Вместе с тем, освоив арку, архитекторы Рима не стали сочинять новый архитектурный язык взамен древнегреческого. Стоечно-балочная система (то есть колонны и поддерживаемые ими элементы) осталась на фасадах, но теперь часто не работала, а лишь украшала здание. Таким образом, римляне сделали ордер декором.
318 год
Возвращение раннехристианских зодчих к деревянным стропильным перекрытиям
Базилика Святого Петра в Риме. Реконструкция Генри Уильяма Брюэра. 1891 год
© Wikimedia Commons
Падение Западной Римской империи обрушило экономику тех территорий, которые мы сегодня называем Западной Европой. Средств на строительство каменных перекрытий не хватало, хотя потребность в больших зданиях, прежде всего в храмах, была. Поэтому византийским строителям пришлось вернуться к дереву, а с ним — и к стоечно-балочной системе. Из дерева делались стропила — конструкции под кровлю, где часть элементов (подкосы) согласно законам геометрии работает не на излом, а на разрыв или сжатие.
532 год
Начало применения византийскими зодчими купола на парусах
Купол Софийского собора в Константинополе. 2012 год
© Hochgeladen von Myrabella / Wikimedia Commons
Технологический прорыв византийской архитектуры — постановка изобретенного еще в Древнем Риме купола не на круглые стены, замыкающие внутреннее пространство, а на четыре арки — соответственно, всего с четырьмя точками опоры. Между арками и подкупольным кольцом образовывались двояковогнутые треугольники — паруса. (В храмах на них чаще всего изображаются евангелисты Матфей, Лука, Марк и Иоанн — четыре опоры церкви.) В частности, благодаря этой конструкции православные церкви имеют привычный для нас вид.
Около 1030 года
Возвращение к строительству арочных сводов в архитектуре романики
Шпайерский собор в Германии. Рисунок Августа Эссенвейна. 1858 год
© Wikimedia Commons
К началу второго тысячелетия нашей эры в Европе стали складываться могущественные империи, и каждая считала себя наследницей Рима. Возродились и традиции римского зодчества. Величественные романские соборы снова перекрывались арочными конструкциями, похожими на античные, — каменными и кирпичными сводами.
1135 год
Готические архитекторы придают арочным конструкциям стрельчатые очертания
Собор Святого Креста в Орлеане
© Renaud Camus / Flickr
У арки и арочных конструкций есть один серьезный недостаток. Они стремятся «разъехаться». До готики архитекторы боролись с этим эффектом, строя толстые стены. Затем был найден другой прием: арки и своды стали делать стрельчатыми. Конструкция такой формы давит больше вниз, на опоры, чем в стороны. Кроме того, с боков эта система подпиралась специальными «мостиками» — аркбутанами, которые перекидывались от отдельно стоящих столбов — контрфорсов. Так стены освобождались от всякой нагрузки, делались легкими или даже исчезали, уступая место стеклянным картинам — витражам.
1419 год
В эпоху Ренессанса, барокко и классицизма стили формируются вне зависимости от новизны применяемых конструкций
Вид на площадь Святейшего Благовещения. Картина Джузеппе Дзокки. XVI векНа площади находится портик Оспедале-дельи-Инноченти («Приют невинных») архитектора Филиппа Брунеллески (1419–1445 годы).© christies.com
Эпоха Возрождения дала миру величайшие купола, но с этого момента большие стили возникали уже не столько благодаря строительным новшествам, сколько в результате изменения самой картины мира. Ренессанс, маньеризм, барокко, рококо, классицизм и ампир родились скорее благодаря философам, теологам, математикам и историкам (и в какой-то степени тем, кто ввел в моду галантные манеры), чем изобретателям новых конструкций перекрытий. Вплоть до эпохи промышленной революции новшества в строительных технологиях перестают быть определяющим фактором в смене стилей.
1830 год
Начало «железнодорожной лихорадки» привело к массовому применению в строительстве металлических конструкций
Запуск железной дороги Ливерпуль — Манчестер. Рисунок А. Б. Клейтона. 1830 год
© Wikimedia Commons
Рельсы, поначалу предназначавшиеся только для железных дорог, оказались идеальным строительным материалом, из которого легко создаются прочные металлические конструкции. Бурное развитие наземного парового транспорта способствовало росту мощностей металлопрокатных производств, готовых предоставить инженерам любое количество швеллеров и двутавровых балок. Из таких деталей и сегодня делаются каркасы высотных зданий.
1850 год
Стекло становится полноправным строительным материалом
Хрустальный дворец в Гайд-парке. Рисунок Филиппа Браннана. 1850–1851 годы
© Victoria and Albert Museum
Фабричное производство оконного стекла больших размеров позволило отработать технологии строительства сначала больших оранжерей, а затем и грандиозных зданий иного назначения, в которых либо все стены, либо крыши делались стеклянными. Сказочные «хрустальные дворцы» начали воплощаться в реальности.
1861 год
Начало промышленного применения железобетона
Чертеж дома Франсуа Куанье из ноябрьского номера журнала L’Ingénieur за 1855 год
© histoire-vesinet.org
Попытки упрочнить бетон предпринимались еще в Древнем Риме; металлические стержни для армирования перекрытий начинают активно применять с начала XIX века. В 1860-х годах садовник Жозеф Монье в поисках средства сделать садовые кадки более прочными случайно обнаруживает, что, если в бетон заложить металлическую арматуру, прочность получившейся детали возрастает многократно. В 1867 году открытие было запатентовано, а затем продано профессиональным инженерам, разработавшим методы применения этой новейшей технологии. Однако предприимчивый садовник был лишь одним из нескольких отцов новой строительной технологии. Например, в 1853 году во Франции инженер Франсуа Куанье построил дом целиком из железобетона, а в 1861 году опубликовал книгу о его применении.
1919 год
Соединение всех технологических возможностей в новом
«современном» стиле
Павильон «Эспри нуво» Ле Корбюзье в Париже. Открытка 1925 года
© delcampe.net
В своем манифесте в журнале «Эспри нуво» один из лидеров архитекторов-модернистов Ле Корбюзье формулирует пять принципов современной архитектуры, которые возвращают ее к античным идеалам — не внешне, но в главном: образ здания опять стал правдиво отражать работу конструкций и функциональное назначение объемов. К началу XX века декор на фасадах стал восприниматься как обман. Появилась потребность обратиться к истокам, брать пример с древнегреческих храмов, правдиво рассказывавших о работе конструкций. Однако теперь перекрытия делались из железобетона, смысл применения которого в том, что там, где деталь работает на излом, замурованная в ней арматура сопротивляется разрыву. Поэтому современные конструкции могут перекрывать пролеты почти любой ширины. Теперь здания смогли совсем лишиться колонн, украшений, смогли иметь сплошное остекление, то есть обрести привычный нам «современный вид».
arzamas.academy
О материале в архитектуре | Теория архитектуры
В подлинно реалистических произведениях архитектуры строительные материалы, конструкции, методы производства работ, функциональное существо зданий и сооружений, художественная выразительность форм всегда являются отдельными сторонами архитектуры, взаимно связанными и взаимно обусловленными. […]
[…] Перед архитекторами и строителями открываются широкие пути использования новых строительных материалов, и в первую очередь полимеров. […]
[…] Синтетические строительные материалы создадут новую эпоху в отечественном строительстве. Высокомолекулярные соединения — полимеры — обладают целым комплексом ценнейших для строительства свойств — легкостью, прочностью, высокими тепло- и Звукоизоляционными качествами. Безусловно ценна их гидрофобность; из полимеров можно получать прозрачные и непрозрачные материалы, матовые и полированные, не нуждающиеся в дополнительной обработке поверхности. Пластичность полимеров позволяет придавать им самую разнообразную форму; с применением этих материалов можно получать устойчивые краски и лаки различных цветов и оттенков.
Синтетические смолы и пластмассы в архитектуре и строительстве могут применяться как конструктивные материалы (для ограждающих стен в виде навесных панелей, для внутренних перегородок, санитарно-технических кабин и т. д.), как заполнители (тепло- и звукоизоляционный материал), как отделочные материалы для покрытия полов и стен, как архитектурно-декоративные материалы для витражей, панно, мозаики и скульптуры, как вяжущие и составы для защитных покрытий и пропитки различных материалов, что придает им прочность и предохраняет от атмосферных влияний, как составная часть растворов и бетона. […]
[…] Архитектура современного советского массового строительства основана на поисках простых форм, хороших пропорций здания и его частей. Применение пластмасс в строительстве позволяет увеличить размеры элементов зданий и уменьшить их вес.
Высокое качество синтетических материалов, богатство и чистота цветовой палитры и их пластичность создают предпосылки для интересных архитектурных решений в новых и реконструируемых жилых районах. Необходимо уделять большое внимание цветовой композиции застройки, так как частая повторяемость типового дома требует, как правило, цветового разнообразия. Но не менее богатые возможности появляются и при разработке интерьеров жилых домов. […]
[…] Единство материала внутренних стен комнат, соответствующие цвета стен и пола из полихлорвинилового линолеума позволят создать архитектурное единство интерьера. Плинтусы и раскладки из пластиков в местах, где перегородки, панели стен и перекрытия примыкают друг к другу, придают интерьеру законченный вид. Эти профили должны быть простыми и красивыми.
Для изготовления оконных переплетов и дверей могут быть использованы стеклопласт, полистирол и другие синтетические материалы, что позволит получить изделия высокого качества и необходимого для интерьера цвета *. […]
* Из статьи «Синтетические смолы и пластмассы в архитектуре и строительстве» в «Известиях Академии строительства и архитектуры СССР», 1959, № 2.
theory.totalarch.com
Стеклянная архитектура – типы конструкций, материалы, стеклопакеты
Введение
Современные здания из стекла и металла, причудливые по форме, отражающие ломаными или плавно изогнутыми плоскостями окружающий городской пейзаж и плывущие облака, сочетают, на первый взгляд, противоположные качества: величественность и хрупкость, изящество и технологичность, футуризм и универсальность. Они прекрасно вписываются не только в новые кварталы с современной застройкой, но и в исторические центры городов. Вертикальные и наклонные плоскости остекления в качестве ограждающих конструкций стали привычными для современных торговых и офисных центров, спортивных сооружений и жилых домов; везде, где важны свет, пространство и стиль. Фасадные светопрозрачные системы из алюминия, стали и стекла позволяют добиться не только архитектурной выразительности сооружений, но и долговечности, надежности, комфорта – неотъемлемых качеств архитектуры сегодняшнего и завтрашнего дня.
Развитие светопрозрачных конструкций, продолжающееся не одно столетие, шло по пути постоянного совершенствования. От простых оконных проемов – к ленточному остеклению и целиком остекленным фасадам. С середины ХХ века постоянно возрастающие требования и нормативы по повышению тепло-, звукоизоляции и огнестойкости зданий, улучшению микроклимата помещений, защиты фасада от солнечного излучения и т.д. привели к появлению новых конструктивных решений, методов изготовления и монтажа строительных конструкций, не только отвечающих всем требованиям строительной физики, статики и экологии, но и обладающих низкими эксплуатационными и энергетическими показателями.
В России в последние годы развивается стеклянная архитектура и строится все больше зданий с использованием сложнейших стеклометаллических систем.
Какие-то из систем уже широко распространены, примеры реализации других можно пересчитать по пальцам, появления самых технологически сложных можно ожидать только через несколько лет. Для того чтобы понять причины медленного внедрения новых конструктивных решений и спрогнозировать перспективы дальнейшего развития, необходимо ясно представлять специфику различных систем, а также материалов, используемых для их изготовления.
КЛАССИФИКАЦИЯ
Светопрозрачные фасадные системы различаются по типам конструкций, используемых для крепежа стеклянных панелей, а также по материалам, из которых эти конструкции изготавливаются. На сегодняшний день существует две основных конструктивных схемы: с использованием металлических профилей и крепежом стекла по периметру и с пространственной подконструкцией и точечным креплением стекла.
К первой схеме относятся несколько систем: стоечно-ригельная и структурная, с несколькими промежуточными вариациями, а также блочная, или кассетная. Вторая появилась сравнительно недавно, и конструктивно она значительно сложнее. Под каждый проект разрабатывается оригинальная система, принципы крепежа и используемые элементы определяются индивидуально.
Для конструкций всех систем могут применяться алюминий и сталь. Первый используется преимущественно в профильных системах, вторая – в пространственных.
На рынке фасадных систем сейчас существует более десятка разновидностей. Преимущества одних систем перед другими невозможно обсуждать без учета различных параметров: эксплуатационных, стоимостных, требований к несущей способности и долговечности конструкции. Конкретная система должна быть применена именно в том месте, где ее достоинства компенсируют ее недостатки.
ПРОФИЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Фасадные профильные системы – это самонесущие или навесные конструкции, представляющие собой структуры из профилированных труб, имеющих внутри пустоты или так называемые камеры. Номенклатура различных видов профилей и дополнительных элементов к ним представляет собой своеобразный конструктор, дающий возможность изготавливать всевозможные остекленные вертикальные и наклонные поверхности, светопрозрачные крыши и т.д. Во все профильные фасады могут быть встроены окна и двери или глухие панели. Многообразие элементов профильных систем включает в себя основные несущие и накладные профили с различной конструктивной толщиной для обеспечения необходимой статической нагрузки. Как правило, каждый производитель разрабатывает также и специальные элементы: продухи для скатных крыш, элементы нижнего и бокового крепления створок (поворотных и откидных), двухмерные и трехмерные узлы сочленений и т.д. Причем все эти элементы могут иметь одинаковую внешнюю ширину профилей и восприниматься на фасаде как единое целое. При проектировании сложных фасадов крупных объектов и представительских зданий часто бывает недостаточно номенклатуры системных профилей, и ведущие фирмы разрабатывают специально под объект особые, индивидуальные профили. Например, стоимость изготовления матрицы для произвольного профиля у российских фирм-производителей, имеющих собственные экструзионные производства, не превышает $2000.
Фасадные профили, как алюминиевые так и стальные, выпускаются двух типов: «холодные» и «теплые». Так называемые «холодные» профили (без термовставки) не подходят для фасадов отапливаемых зданий, их применяют для внутренних перегородок, для устройства тамбуров, ограждений балконов и т.д. «Теплые» профили имеют в своей конструкции термоизоляционные вставки, которые обеспечивают лучшую теплоизоляцию профиля.
СТОЕЧНО-РИГЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Традиционная, или классическая, стоечно-ригельная фасадная система с большим спектром декоративных крышек получила наибольшее распространение как наиболее универсальная и простая система. Она состоит из вертикальных и горизонтальных элементов, образующих каркас фасада. Причем основные конструктивные элементы в этой системе – вертикальные несущие стойки, к которым механическим путем крепятся горизонтальные ригели. Узлы сопряжения двух плоскостей (с переломами как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях) конструкции со стеной, с основаниями, а также узлы крепления фасадов и кровель выполняются при помощи специально разработанных элементов. Данные узлы позволяют надежно тепло- и гидроизолировать узлы примыканий к постройке, компенсировать температурные изменения размеров сопрягающихся конструкций. Несущая структура располагается с внутренней, «теплой стороны навесной стены.
Стеклопакеты устанавливаются снаружи и фиксируются прижимной планкой на винтах. Уплотнители из морозостойкой резины обеспечивают герметизацию стыков между стеклом и алюминиевыми несущими профилями. Прижимные планки закрываются декоративными крышками с видимой шириной 50–80 мм. Фасад имеет вид стеклянной поверхности, разделенной четкими горизонтальными и вертикальными линиями декоративных крышек. Открывающиеся элементы: обычные окна и двери или неотличимые снаружи «скрытые» фрамуги – встраиваются в общую систему. В качестве прозрачной ограждающей конструкции стоечно-ригельная система обладает минимальной стоимостью (100–350 у.е./кв. м) при максимальной теплоизоляции (коэффициент теплоизоляции с двойным стеклопакетом Ro от 0,35 до 0,55 Вт/кв. мK).
Срок службы данной системы составляет 20–25 лет.
В России наиболее распространены стоечноригельные системы следующих производителей: SCHUCO (Германия), REYNAERS (Бельгия), REHAU (Германия), HUECK/HARTMANN (Германия), NASA (США), «АГРИСОВГАЗ» (Россия), «ТАТПРОФ» (Россия), METAL PLAST (Польша), GLASKEK (Эстония).
ПОЛУСТРУКТУРНЫЕ СИСТЕМЫ
Полуструктурные системы могут быть горизонтальными и вертикальными. В отличие от классической стоечно-ригельной схемы снаружи на фасаде отсутствуют либо вертикальные, либо горизонтальные профили, что создает дополнительные выразительные возможности. Например, в горизонтально разделенном фасадном остеклении создается ощущение непрерывного горизонтального остекления. Внешние накладки могут иметь различные цвета и формы, которые усиливают декоративность. Стеклопакеты в полуструктурном варианте крепятся в одном направлении традиционным способом (как в стоечно-ригельной конструкции), а в перпендикулярном направлении швы между соседними стеклопакетами герметизируются специальными резиновыми прокладками или полимерными герметиками. Это накладывает ограничение на размеры применяемых стеклопакетов. В качестве открывающихся элементов могут применяться только «скрытые» верхнеподвесные окна.
Данная система остекления по стоимости не намного дороже классического фасада.
Полуструктурные системы есть у многих производителей. Например, SCHUCO (Германия), HUECK/HARTMANN (Германия), REYNAERS (Бельгия), «АГРИСОВГАЗ» (Россия), «ТАТПРОФ» (Россия), «РОСТАЛ» (Россия).
СТРУКТУРНЫЕ СИСТЕМЫ
Структурные системы остекления начали применяться в еще 60-х годах. Это одно из наиболее популярных на сегодняшний день на Западе фасадных решений появилось как результат развития полимерной химии. Металлический каркас структурного остекления такой же, как в стоечно-ригельной и полуструктурной системах. Принципиальное отличие заключается только в способе крепления стеклопакетов при помощи силиконовых герметиков. Стеклопакеты сначала вклеиваются в опорную раму, которая затем атмосферостойкими герметиками крепится к несущему каркасу. Для данной системы характерно полное отсутствие видимых снаружи крепежных элементов, благодаря чему достигается эффект сплошной стеклянной стены.
Особенности системы структурного остекления:
срок службы фасадов, спроектированных в данной системе, не ограничен, поскольку с агрессивной внешней средой контактируют стекло и силиконовый герметик, что особенно важно, учитывая экологическую обстановку в крупных городах и промышленных центрах;
высокая изолирующая способность; легкость эксплуатации, поскольку ровная поверхность позволяет автоматизировать процесс мойки остекления.
Структурная система может также применяться и в качестве кровельного остекления.
Несмотря на высочайшую надежность системы, обеспечиваемую клеевым соединением, в некоторых странах существует требование обязательной дополнительной фиксации стеклопакетов при помощи механических элементов при устройстве структурного остекления на высоте более 8 м.
Это требование обусловлено невысокой стойкостью клеевых соединений к высоким температурам, которые могут возникать при пожаре. Система имеет аналогичный с классической каркас, а следовательно, достаточно близка ей по ценовым показателям. Конечная стоимость структурного остекления зависит от характеристик стеклопакетов, расхода системных профилей и множества других факторов, но обычно не превышает 300–500 у.е./кв. м.
Структурные системы входят в ассортимент большинства производителей. Например, SCHUCO (Германия), REYNAERS (Бельгия), HUECK/HARTMANN (Германия), «АГРИСОВГАЗ» (Россия), «РОСТАЛ» (Россия), «ТАТПРОФ» (Россия) и т.д.
КАССЕТНЫЕ, ИЛИ БЛОЧНЫЕ, СИСТЕМЫ
Кассетные фасадные системы – это естественное завершение эволюции профильных систем для остекления больших поверхностей. Они максимально технологичны, индустриальны, просты и экономичны. Стоечно-ригельный каркас заполняется кассетами заводского изготовления.
Створка может иметь только верхнеподвесное наружное открывание и встраивается в любую секцию без отличия снаружи. Разработанная на базе стоечно-ригельной, блочная система дороже её процентов на 30–40, но дает ощутимый выигрыш в качестве монтажа, поскольку на стройке происходит только навешивание готовых блоков. Т.е. нет сложных, требующих высокой квалификации сборочных работ, а также снижается процент боя.
Плюс скорость монтажа больше раза в 3–4. На сегодняшний день, при нынешних объемах остеклений, это очень важный момент. Особенно в высотном строительстве, где блочную систему можно монтировать без дополнительных приспособлений для наружных работ. Кроме того, при использовании блочных систем гарантировано высокое качество фасада, которое при высотном строительстве невозможно контролировать другим способом. Как альтернативный путь создания стеклянных фасадов во второй половине ХХ века возникли и начали развиваться более сложные системы с пространственно развитым каркасом и отсутствием разделяющих стеклянные панели непрозрачных элементов. В них используются современные материалы и новейшие методики расчета. Эти системы получили название планарных
от английского слова planar – «плоский».
МАТЕРИАЛЫ. АЛЮМИНИЙ
Алюминий – легкий, прочный, пластичный, экономичный, простой в уходе строительный материал с долгим сроком службы; экологически чистый, он не содержит примесей тяжелых металлов, не выделяет вредных веществ под воздействием ультрафиолетовых лучей и сохраняет работоспособность в любых климатических условиях при перепадах температур от -80oС до +100oС. После обработки поверхности алюминиевых изделий они становятся устойчивыми к вредным воздействиям, вызываемым дождями, снегом, а также смогом.
Из алюминия делают большую часть фасадных «холодных» и «теплых» профильных систем. Профили, как правило, выполняются из 3-компонентного сплава: алюминия, магния, кремния. Их можно анодировать в естественный цвет или окрашивать порошковым методом в любой из цветов по каталогу RAL.
Достоинства фасадов из алюминия:
- большой выбор различных систем и профилей;
- производятся индустриально, что дает высокое качество и низкую себестоимость;в
- зависимости от используемого стекла снижают уровень шума на 4 Дб.
Недостатки фасадов из алюминия:
- непосредственный контакт с другими металлами может вызвать протекание электролитических реакций, что приводит к коррозии;
- более высокая теплопроводность алюминиевого профиля без термовставок по сравнению с деревом и ПВХ-профилем;
- небольшая несущая способность.
Для компенсации последнего недостатка используют либо усиливающий алюминиевый профиль, который вставляется во внутреннюю камеру обычного, либо дополнительные стальные конструкции.
СТАЛЬ
Сталь – устойчивый к внешним воздействиям, ударопрочный, долговечный и экологичный материал, обладающий высокими прочностными показателями. Для светопрозрачных фасадных конструкций применяется как обычная гальванизированная сталь, после механической обработки окрашенная порошковыми и эпоксидными красителями высокой стойкости, так и нержавеющая, высокоуглеродистая сталь. Применяя стальные профильные системы можно обходиться без несущих подконструкций. Это положительно сказывается как на объеме работ, так и на внешнем виде конструкции.
Достоинства фасадов из стали:
- повышенная несущая способность и жесткость конструкций. Выдерживают высокие статические нагрузки (в 2,8 раза больше, чем аналоги в алюминии), позволяют создавать большие световые проемы и увеличивать инсоляцию помещения, а также использовать при проектировании стеклопакеты весом до 240 кг при стандартных решениях креплений или весом до 600 кг при установке специальных опор под стекло;
- низкая теплопроводность. Коэффициент сопротивления теплопередаче (R) для различных видов стальных конструкций со стеклопакетом составляет 0,77 кв. м °С/Вт. Температурное расширение стального профиля приблизительно в 2 раза меньше, чем алюминиевого, что позволяет сокращать монтажные зазоры;
- практически неограниченный срок службы;
- высокая коррозионная стойкость. Зависит от тончайшего пассивного слоя из окиси хрома, который формируется на поверхности изделия;
- возможность поверхностной обработки. Профили можно полировать и шлифовать;
- хорошая огнестойкость. Стальные конструкции незаменимы там, где по пожарным требованиям стойки должны стоять не менее 1,5–2 часов. Такие же параметры в алюминиевых конструкциях могут быть достигнуты при использовании специальных наполнителей, что увеличивает их стоимость в четыре-пять раз.
Главным недостатком стали является значительная себестоимость изделий из этого металла и сложность их изготовления.
Учитывая специфику стали как материала, можно сказать, что наиболее перспективными направлениями ее применения в светопрозрачных фасадах являются:
сложные пространственные конструкции (например, планарное остекление), прозрачные конструкции с повышенными огнестойкими требованиями, а также фасадные конструкции, превышающие 120-метровую отметку высоты.
Не менее важную роль в фасадных системах, помимо несущих конструктивных элементов – профилей и подконструкций, играет стекло. Собственно, ему эти конструкции обязаны своим основным достоинством – светопрозрачностью.
Все системы призваны максимально надежно соединить стеклянные панели в одну плоскость, сделать стену из стекла такой же прочной и теплой, как обычная кирпичная.
СТЕКЛО И СТЕКЛОПАКЕТЫ
Современные стекла принципиально отличаются от тех, что применялись еще в середине прошлого века. Они изготавливаются флоат-методом, позволяющим производить стекло со стабильной толщиной, качественной поверхностью, не требующее полировки, без оптических дефектов. Научные исследования и разработки привели к появлению целого спектра различных видов стекол, удовлетворяющих современным
требованиям по теплосбережению, механической прочности, спектральному диапазону пропускаемого излучения и т.д. Ассортимент производимого стекла чрезвычайно широк. Поэтому выбор стекла должен определяться не только эстетическими соображениями, но и оптико-энергетическими характеристиками остекления, условиями его эксплуатации.
В светопрозрачных ограждающих конструкциях наиболее широкое применение получили
следующие типы современных стекол:
- солнцезащитные стекла, обладающие способностью снижать пропускание световой и/или солнечной тепловой энергии. За счет тонкого металлического слоя, нанесенного на поверхность стекла, они либо отражают, либо поглощают солнечное излучение. Во втором случае сами стекла нагреваются и отдают большую часть полученного тепла в наружное пространство и внутрь помещения;
- похожими свойствами обладают цветные или окрашенные в массе стекла;
- ламинированное стекло (триплекс) состоит из двух или более стекол, ламинированных вместе с помощью пленки или специальной жидкости. Основная задача триплекса – защита, поскольку при разрушении осколки стекла остаются на пленке. Кроме того, триплекс способствует защите помещения от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей и улучшает звукоизоляцию;
- закаленное стекло – стекло, у которого путем химической или термической обработки повышается прочность к ударам и перепадам температуры. При разрушении оно распадается на маленькие безопасные осколки. Закаленные стекла могут применяться при производстве стеклопакетов или ламинированных стекол;
- энергосберегающие стекла представляют собой самое перспективное направление.
К сожалению, в России этот тип стекла еще не столь известен и не так широко применяется, как он того заслуживает. Стекло приобретает энергосберегающие свойства после нанесения на его поверхность низкоэмиссионных оптических покрытий. Эти покрытия обеспечивают прохождение в помещение коротковолнового
солнечного излучения, но препятствуют выходу из помещения длинноволнового теплового излучения, например от отопительного прибора.
Читайте также:
Строительные материалы
Смотрите также:
delovoy-kvartal.ru