Мавританский сад в ландшафтном дизайне. Исламский сад и стиль
Рай на Земле существует. Чтобы его найти, необязательно отправляться в кругосветное путешествие. Предлагаем более простой вариант — создать мавританский сад (исламский) на своем участке. Именно этот ландшафтный стиль, роскошный и безумного богатый на сочные краски, ассоциируется с райским место. И в этом нет ничего удивительного: он сочетает в себе все, чтобы вы смогли расслабиться, забыть о земных заботах и погрузиться в негу приятных чувств.
Особенности мавританского стиля
Что же ждет владельцев сада, оформленного в этой стилистике?
- Буйство цветов разных оттенков. Красные, пурпурные, желтые, фиалковые бутоны и соцветия образуют яркий, оригинальный ковер. И все это обрамлено сочной зеленью.
- Четкая, симметричная геометрия ландшафта, напоминающая восточный узор богатой ткани. При этом в его создании участвует каждая деталь: от миниатюрных клумб до малых архитектурных форм.
- Великолепно оформленный водоем. Это центр сада, притягивающий прохладой и свежестью в жаркий день.
- Уединенный внутренний дворик, где так приятно наслаждаться красотой природы, делиться впечатлениями о чем-либо с близкими людьми или мечтать вместе с героями любимого романа.
Планировка мавританского сада
Геометрия садового пространства подчиняется мусульманской культуре. Она предписывает делить территорию на «чор-багх» или четыре сада, каждый из которых посвящен одной из стихий: воздуху, огню, воде или земле. Четкое деление участка на несколько зон правильной формы с центром в виде водоема — вот что окажется перед вашим взором, когда вы войдете в мавританский сад.
Деление на зоны осуществляется разными способами. Классика — водные каналы, символизирующие реки рая. Разграничить пространство призваны и мощеные дорожки.
Если участок отличается скромными размерами, то вполне можно обойтись четырьмя садами.
В противном случае каждый квадрат можно разбить еще на несколько зон.История появления
Мавританский стиль в ландшафтном дизайне — это наследие мусульманской культуры. Окруженные песками знойной пустыни, жители арабских стран были вынуждены создавать прекрасные оазисы, центром которых была вода. Журчащий источник утопал в роскоши цветов и создавал расслабляющую атмосферу.
Своим появлением в Европе помпезные сады обязаны испанцам. В Средние века они завоевали Альгамбру — апогей мавританского искусства — и привнесли в культуру средиземноморья арабский колорит. Испанцы адаптировали мусульманские сады под небольшие пространства, что повлияло на востребованность стиля в современном дизайне. Неважно, участком какого размера вы владеете. Мавританские сады доступны всем, кто неравнодушен к прекрасному.
Водоем
Мавританские или исламские сады дают возможность отдохнуть возле небольшого фонтана в форме плоской чаши или вазы.
В оформлении фонтана прослеживается любовь мусульман к роскоши, но без скульптурных групп. Дно и стенки бассейна выкладываются яркой мозаикой, стеклом, мрамором, палитра которых подбирается в тон южному небу. Вода должна быть обязательно прозрачной, чтобы можно было насладиться великолепными орнаментами. Периметр водоема обрамляется каменными бордюрами под стать общему колориту дизайна. Важно, чтобы вода была видна из каждого уголка сада. Поэтому на территории устанавливаются дополнительные фонтанчики, если участок обладает большими размерами.
Озеленение
Проектирование и создание проекта мавританского сада позволяет использовать разнообразные кусты, деревья и травы, без которых сложно представить настоящий рай. Источник воды дает возможность облагородить участок большим количеством растений. К тому же традиционный дом арабов покрыт белой штукатуркой.
Теперь представьте, как на этом фоне смотрится пышный ковер из растений и трав насыщенных оттенков.Прежде чем планировать горизонтальное озеленение, ландшафтный дизайнер изучает особенности почвы и рельеф участка. Мавританский стиль требует создания ровной поверхности. После это высаживаются цветы и кустарники. Вертикальные линии в саду задают деревья. Для них характерны пышные кроны в форме шара или пирамиды. Щедрость природы неизменно ассоциируется с фруктами. Поэтому в мавританском саду садят вишни, груши и яблони. Уместны в ландшафте лимоны и апельсины, фикусы и пальмы. Их садят в большие вазоны, которые на холодное время года убираются в дом.
Особенность ухода за мавританским садом заключается в том, что кусты и деревья стригут только при необходимости. В этом и воплощается идея первозданности рая, когда природа заполняет пространство вокруг зеленью и ароматами трав.
Мощение и дорожки
Сеть дорожек и тропинок повторяет основную концепцию исламского ландшафтного направления стиля — четкость линий и симметричность. Они расходятся от водоема, соединяются под прямыми углами, образуя эффектный узор. Для мощения используют плиты из натурального камня разных оттенков. Их можно выложить в шахматном порядке или в виде восточной мозаики.
Для маленьких пространств существует более оригинальное дизайнерское решение: полностью мощенный участок. На фоне цветущего сада он смотрится смело и роскошно.
Газон
Сад в мавританском стиле лишен привычных газонов с ровно постриженной травой. Вместо нее вы увидите роскошные ковры с пышными бутонами разнообразных цветов. Они аутентично вплетаются в общий дизайн пространства, заполняя собой каждый пустующий сантиметр.
Великолепные розарии располагают как можно ближе к водоему, где на фоне прозрачной водной глади цветущие бутоны играют особыми красками. При этом акцент делается не только на разноцветье, но и на ароматы. Чтобы наполнить пространство вокруг благоуханием, высаживают базилик, шалфей, мята, ноготки, немезии, васильки, клевер. Их цвет разбавляют лилии, маки, герань и другие растения кроме злаковых. Подбираются они тщательным образом, чтобы на протяжении всего сезона глаз радовала красота цветущих бордюров.
Провести рукой по раскрывшимся соцветиям, почувствовать опьяняющий аромат трав и полюбоваться сочностью красок — вот для чего существуют мавританские газоны. Кроме визуальной красоты, они радуют простым уходом. Он сводится к регулярному поливу и подкормке.
Оформление сада в исламском стиле
Особое место в мавританском стиле занимают ограждения. Они выполняют не только декоративную функцию. Располагаясь между частями сада, легкие арочные конструкции и вертикальные решетки позволяют закрыться от всеобщего внимания и побыть наедине со своими мыслями. Но оставить так просто ограждения — непростительная ошибка. Их обязательно должны обвивать цветущие лианы: лимонник китайский или виноград.
Украшением сада также служат большие вазоны и горшки с различными растениями. Их устанавливают на мощеные участки пространства, заполняя таким образом их буйством зелени и цвета.
Дополнительные дизайнерские решения
Откинуться на мягкие подушки с этническими узорами под тенью павильона или стилизованного шатра — что может быть лучше в жаркий день? Именно такие места отдыха разбиваются в мавританских садах. Особенно эффектно смотрятся зеленые галереи из деревянных планок, обильно увитых лозами дикого винограда.
О мавританских садах можно рассказывать часами, уподобившись Шахерезаде с ее дивными сказками. И все равно этого будет недостаточно, чтобы оценить всю их красоту и эстетику. Закажите ландшафтный дизайн в мавританском/исламском стиле и станьте владельцем роскошного сада на собственном патио.
- композиция
- благоустройство
- озеленение
- ландшафт
- сад >
Позвоните нам
Акции
До конца акции осталось
До конца акции осталось
Приглашаем вас
на выставку!
Участник Международной выставки «Дом и сад – 2023» 20-23 апреля
Компания «Агава-М» участвует в Международной выставке «ДОМ и САД 2023» — с 20 по 23 апреля 2023 года в МВЦ «Крокус Экспо» пройдут 4 специализированные строительные и дизайнерские выставки под общим названием «Красивые дома.
Переходите по ссылке баннера, заполните краткую анкету-регистрацию и получите бейдж для бесплатного прохода на выставку.
Популярные услуги
- Проект озеленения и благоустройства
- Проект дренажной и ливневой систем
- Проект дендроплана
- Посадка деревьев
- Укладка газона под ключ
- Освещение участка
- Строительство прудов и водоемов
Интересное
- Блог и статьи
- Фотогалерея
- Акции и спецпредложения
- Стили ландшафтного дизайна
- Как формируется цена на услуги
- План и этапы оказания работ
- Вопросы и ответы (FAQ)
Контакты
- г. Москва, Сколковское ш., д. 31, стр. 2, офис 709
-
+7 (495) 280-39-36
E-mail: info@agava-m. ru
- ООО «Агава-М»
ИНН 7731293370
ОГРН 1157746892588
Сад в мавританском стиле — особенности проектирования и дизайна
Облагороженный оазис – символ жизни и главная радость человека, живущего в пустынной местности. Как хочется порой оказаться в таком удивительном саду, чтобы насладиться пышной зеленью, головокружительными ароматами ярких экзотических цветов, ощутить на себе приятную прохладу искрящихся на солнце фонтанов и плавно бегущих ручьев. Сады в мавританском стиле – прямые наследники знаменитых садов древнего Востока. Ярким представителем таких природных уголков, описанных в Коране и созданных по подобию райских мест, являются Висячие сады Семирамиды, принадлежащие к одному из чудес света.
Содержание
1 Классические традиции мавританского стиля
1.1 Принцип #1 – верность законам геометрии
1.2 Принцип #2 – вода священна
1. 3 Принцип #3 – наличие внутреннего дворика
1.4 Принцип #4 – специфические правила озеленения
2 Правила создания мавританского сада
Особенностью садов в мавританском стиле является роскошь, помпезность и пышное буйство красок.
Для мавританских садов характерно стремление к максимальной пышности на фоне необходимости экономить живительную влагу
Принцип #1 – верность законам геометрии
Отличаются мавританские сады и специфической планировкой. Мавританский стиль возник в ХIХ веке и по сути является разновидностью мусульманского сада, в основе планировке которого лежат истоки мусульманской религии. Планировка сада предполагает деление территории на так называемые «чор-баг», в переводе с арабского обозначающие «четыре сада».
Символически «четыре сада» представляют собой стихии: воздух и огонь, воду и землю. Геометрически они представлены четырьмя участками, оформленными в мавританском стиле – буяющие зеленью уютные уголки.
Внешне участки сада напоминают открытые комнаты, стены которых увиты дивными цветами и виноградными лозами
Небольшие площадки, украшенные выложенной причудливыми узорами мозаикой, чем-то схожи с изысканными галереями, расположенными на открытом воздухе. При обустройстве сада на участке с уклоном, основные элементы оформляются в виде геометрически правильных террас.
Но в отличие от регулярного стиля в мавританских садах выверенный геометрический план удачно сочетается с естественным буйством растительности, создавая поражающую воображение живописную картину. Четкие линии, которые придала саду рука человека, скрашиваются буйством пышно цветущих растений.
Принцип #2 – вода священна
Вода в мусульманской философии имеет первостепенное значение. Она священна, поскольку дает всему жизнь. Так, описанный в Коране райский сад разделен четырьмя реками на четыре участка. В созданных по его подобию мавританских садах источники воды стараются разместить так, чтобы вода по специально созданным каналам растекалась по четырем сторонам сада.
Центральное место в саду занимает фонтан, а вытекающая из него вода направленными потоками делит территорию на четыре равных квадрата
Струи воды в фонтане не бьют напором, а тихо журчат и плавно стекают по бортикам. Ведь вода является священным даром небес, и ее нельзя попусту растрачивать. Бассейн или водоем также делают небольших размеров, стараясь сэкономить расход живительной влаги.
Возможен вариант размещения фонтанов внутри каждого из четырех двориков. Но и в этом случае источники располагают так, чтобы с каждого уголка сада открывался обзор воды, а струи плавно стекали на четыре разных стороны света. Фонтан может иметь форму чаши, кувшина или вазы.
Дно водоема украшают разноцветной плиткой, привлекая внимание к «сердцу» сада, а наружные стены мозаикой из мусульманских звезд
Обрамляют водоемы широкими каменными бордюрами или дощатым настилом, на который удобно примоститься, наслаждаясь прохладной влагой.
Принцип #3 – наличие внутреннего дворика
Обязательным элементом сада в мавританском стиле выступает внутренний дворик. И не имеет значения, примыкает ли он к дому или расположен в самом центре сада. Главное – закрытость и непрозрачность для постороннего взгляда, чтобы наслаждаться гармонией с природой могли лишь хозяева дома и их гости. Роль ограждения участка могут выполнить плотно высаженные высокорослые кустарники и деревья.
Особенно эффектно смотрится такой сад на фоне дома, стены которого имеют слегка шероховатую структуру, а наружная отделка выполнена в светлых тонах
Жаркий климат заставлял людей создавать теневые завесы, павильоны и беседки, дающие прохладу в палящий зной. На открытой площадке может быть размещен просторный тент с купольной крышей из легкой ткани «восточной» расцветки, под сводами которого расставлена садовая мебель.
Подчеркнуть колорит и роскошь мавританского сада позволит установленный под тентом диван, оформленный пестрыми и красочными подушками
Мраморные лавочки, обрамленные декоративными кустарниками, располагают к приятному отдыху и философским раздумьям.
Свободные участки дворика заполняют мощением из разноцветной плитки и камней. Цветной мозаикой оформляют приствольные круги деревьев, арки с вьющимися растениями и цветочные клумбы, благодаря чему те смотрятся более выигрышно и живописно.
В таком саду никогда не встретишь статуи с фигурами животных и лицами людей – они запрещены мусульманской религией.
Для оформления переходов из различных частей сада используются решетки, перголы и арки, увитые зеленью вьющихся растений
Перспективы, ведущие от центра композиции, завершаются воротами, сводчатыми нишами или полукруглыми арками.
Принцип #4 – специфические правила озеленения
Присутствие водоема в саду способствует созданию особой атмосферы, в которой комфортно себя чувствуют даже самые привередливые экзотические растения. Кусты и деревья без крайней необходимости не стригут, позволяя им заполнять пространство между водоемами и дорожками.
Розарий – главное украшение мавританского сада. При выборе цветов для розария особое внимание уделяется не только окраске, но и аромату цветущих бутонов, создающих чарующий благоухающий ансамбль в «райском уголке».
Располагают розарии в непосредственной близости от водоемов, создавая неповторимые композиции головокружительных ароматов
Декорируют источники также изящными водяными лилиями и эффектными вьющимися растениями.
Инжир и гранат – символы восточного сада. Ими украшают вход на участок, высаживают вдоль дорожек, по периметру площадок. Альтернативой этим деревьям могут выступить магнолии, персики и миндаль, которые не уступают по декоративным качествам экзотам, но более комфортно себя чувствуют в наших широтах. Вертикальные ориентиры в саду создадут вишни, абрикосы и яблони.
Ароматные цитрусовые, высаженные в напольные контейнеры, привнесут на участок необходимую восточную атмосферу
При выборе деревьев для оформления сада предпочтение отдается сортам, имеющим округлую и пирамидальную форму кроны.
Озеленение мавританского сада невозможно представить себе без миксбордера. Для его обустройства отлично подойдут маки, крокусы, нарциссы, лилии, лаванда и другие красивоцветущие растения. Они подбираются таким образом, чтобы обеспечить непрерывность цветения на протяжении всего сезона. Свое место в цветнике найдут и пряные травы, которые часто украшают восточные сады.
Ну и как же обойтись без знаменитого мавританского газона, который внешне напоминает персидский узорчатый ковер
Нарядным украшением мавританского газона выступают душистые травы и красочные полевые цветы: ноготки, лен, пиретрум, васильки, мелкие ромашки, немезия. Большинство растений, входящих в состав смесей для газонов, своим ароматом привлекают бабочек и пчел, привнося на участок особый восточный колорит.
В наших широтах обустройство мавританских садов стало довольно популярным направлением ландшафтного дизайна.
Райский уголок можно создать даже на участке с небольшой площадью, выбрав для его оформления цветущие растения, которые могут расти в саду максимально естественно, не требуя обязательной стрижки
Мавританский ландшафтный стиль, созданный на основе исламской религии, имеет свою философию. Жестких требований к базовому ландшафту нет, но при создании сада желательно придерживаться ряда основных правил:
- Геометрия сада. Планировка сада предполагает деление на зоны и использование при обустройстве территории фигур, имеющих правильную геометрическую форму.
- Наличие водного источника. Центральное место в саду отводится фонтану или небольшому водоему. Источник следует расположить так, чтобы вода была видна из любого уголка сада.
- Подбор и сочетание растений. Для оформления сада выбираются растения с красивой листвой и пышными цветами. Растения на участках высаживают небольшими группами, формируя из них «живые» восточные узоры.
- Мощение дорожек. Свободные участки сада заполняют мощением, выполненным из плиток, уложенных в шахматном порядке. Довольно часто дорожки и тропы выкладывают мозаикой восточных мотивов.
Создав живописный «оазис» с цветущими деревьями у себя на участке, вы привнесете восхитительное многоцветие Востока в свою повседневную жизнь.
- Автор: limon4ik2013
- Распечатать
Оцените статью:
(7 голосов, среднее: 4.9 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Великие мавританские сады Испании — Shaker Lakes Garden Club
Итак, на каком этапе изучения истории западного садового дизайна мы остановились? Насколько я помню, вот-вот покинут исламские сады Ближнего Востока? Давайте кратко вспомним классические элементы сада, которые мы там встретили.
Документально подтверждено, что представление о садах как о рае возникло еще в шумерской цивилизации в Месопотамии, около 4000 г. до н.э. Эти райские сады были окружены стенами, и в такой сухой среде водные объекты и тень были заветными элементами. На первой иллюстрации здесь изображен старинный персидский ковер, демонстрирующий такой райский сад. Обратите внимание, что стены сада представлены границами, окружающими ковер, а центральный бассейн с рыбой находится в центре ковра, из которого тянутся струи воды, разделяющие сад на части. Деревья видны как на внутренней границе (кипарисы), так и в узорах садовых квадрантов.
Квадранты! Они необходимы для этого разговора. Древнеперсидские райские сады были разделены на квадранты осями ручьев или, что гораздо реже, просто тропинками. Эта концепция повторяется во всем исламском Коране (Коране), где она называется чахар багх (четыре сада). Сам Коран был написан при жизни пророка Мухаммеда, то есть в начале седьмого века современной эры (н.э.), но концепция райского сада в том виде, в каком мы ее знаем, намного старше книги и самого ислама. . Мы видим райские сады, перенесенные из древней Персии в планировку садов Индийского субконтинента, кульминацией которых стали великие кашмирские сады Великих Моголов шестнадцатого и семнадцатого веков. Но еще яснее мы видим это в исламских замыслах, которые мавры несли на запад, в Испанию.
Мавры возникли как кочевой народ, в основном, но не полностью исламский, путешествующий по Северной Африке, основывающий новые города и завоевавший существующие. В 711 году нашей эры они пересекли Европу в Гибралтаре и основали развитую цивилизацию в области, которую они назвали Аль-Андалус, ныне известной как Андалусия, на юге Испании. Под мавританским правлением Аль-Андалус со временем расширился и покрыл большую часть Пиренейского полуострова. Научные, философские и садоводческие знания из высокограмотного арабского мира были объединены с местной культурной историей христиан и евреев в этом районе, и были созданы университеты и больницы. Этот район Испании был признан центром западной цивилизации в средние века. Относительно мирная эпоха религиозного сосуществования продолжалась до изгнания мавров и евреев войсками Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской в 149 г.2. Некоторые остатки мавританского населения оставались еще около 100 лет, пока последние не были окончательно подавлены католической церковью под принуждением испанской инквизиции.
Однако величайшие дворцы и сады мавританского периода в Испании в значительной степени сохранились такими, какими они были построены, и они занимают первостепенное место среди лучших садов Европы до эпохи Возрождения. Фактически, великие сады Испании теперь называются по стилю мудехар , что означает «разрешено остаться».
При изучении садового дизайна нас снова и снова учат блестящему использованию подземных водных каналов, спроектированных Андре Ленотром, для подачи под действием силы тяжести фонтанов в садах Версаля. Как вы думаете, откуда взялась эта идея? Мавританские сады в Андалусии, или Курс. Когда мавры прибыли в Испанию, они использовали остатки акведуков, построенных веками ранее римлянами. Адаптация их как к подземным, так и к наземным самотечным каналам ( qanat s и acequias ), мавры обеспечивали орошение для сельского хозяйства и источники проточной воды для ежедневного купания — религиозная необходимость в исламе, но новая концепция для местного населения — и для увеселительных садов. В жарком и сухом климате южной Испании звук фонтана, обычно низкий и журчащий, чтобы не терять большое количество воды на испарение, и звук проточной воды был так же важен, как и в древней Персии, и приносил такое же удовлетворение. Фактически, андалузские сады больше полагались на водные объекты, чем на насаждения, чтобы доставить удовольствие. Всеобъемлющие тенистые деревья древних персидских садов уступили место во многих андалузских райских садах аккуратно подстриженным живым изгородям и геометрически посаженным фруктовым деревьям; в других тенистые деревья были заменены или дополнены перголами. Цветочные сады иногда сводились к контейнерным насаждениям во дворах, всегда сильно ароматным, и к замысловатым узорам мощения. Но неизбежно присутствовали геометрические, осевые утверждения воды.
Также присутствовали окружающие стены. Райские сады не были публичными, как это было раньше в Испании, с несколькими сохранившимися постройками, отражающими традиции Древнего Рима. Большие дома в мавританской Андалусии были построены вокруг частных дворов, которые позволяли естественному свету проникать во внутренние помещения. Это было особенно важно в районах гарема, где домохозяйкам разрешалось ходить без хиджаба. Дворовые стены этих площадей были вырезаны ажурными узорчатыми деревянными или каменными резными ширмами, пропускающими свет, шум и влажность воды, ароматный ветерок, не позволяя заглянуть посторонним.0003
Узорчатые стены – еще одна неотъемлемая черта мавританских дворов. Как правило, исламские здания украшены каллиграфической резьбой. Буквальные изображения людей и животных не одобряются в исламской традиции, но стилизованные каллиграфические версии текстов из Корана являются обычным украшением стен. Стены также украшены цветочными и геометрическими узорами.
Один из самых ранних мавританских садов в Андалусии сохранился в том, что сейчас является официальной резиденцией испанской королевской семьи, Real Alcazar в Севилье. Мавританская крепость и дворец, построенные на этом месте в 712 году нашей эры и достроенные на протяжении многих веков, были разрушены после христианского завоевания Севильи, но многие из мавританских садов сохранились, хотя теперь с ними сосуществуют более современные сады. Классический пример сада в мавританских традициях — Patio de las Doncellas 9.0008 , Двор Девушек, построенный вокруг прямоугольного отражающего бассейна, окруженного геометрическими насаждениями подстриженных деревьев и арочными дорожками. Первоначальный сад был удален, но затем восстановлен в своем первоначальном стиле во времена короля Кастилии Петра I (Петра Жестокого). В середине двадцатого века сад был заасфальтирован для съемок фильма, но теперь ему снова возвращен его первоначальный мавританский стиль.
В Кордове, на месте бывшей вестготской церкви, строительство началось в 784 г. н.э. 9 в.0007 Мескита , ныне известная как Большая мечеть-собор, поскольку она была преобразована в католический собор после того, как Кордова была возвращена христианскому правлению в тринадцатом веке. Строительство Мескиты заняло более 200 лет, и мечеть является одной из крупнейших в мире. На фотографии Михраб (место для молитв, обозначающее направление, обращенное к Мекке) показан один из многих нетронутых мавританских элементов в здании с изысканным характерным декором.
Среди обширных садов Мескиты знаменитый двор, известный как Патио-де-лос-Наранхос (Апельсиновый двор), представляет собой современную переустановку оригинальной мавританской оросительной системы из небольших ручьев, которые орошали обширные , геометрическая сетка из апельсиновых деревьев. Эти ручьи, в свою очередь, питаются водосточными желобами и накопительными цистернами. Это ранняя и очень хорошо продуманная версия того, что мы сейчас называем дождевым садом.
На самом деле, самым важным вкладом мавританских садов в западную традицию садового дизайна, вероятно, является детальное проектирование ирригационных систем. Проточная вода, подаваемая в основные постройки для купания, охлаждения звука и влажности, а также для орошения райских садов, затем направлялась за пределы центральных построек, чтобы поливать сады и террасные поля, которые снабжали продовольствием города, окружавшие эти великие дворцы. Часто окончательная структура в конце тщательно продуманного acequias будет мельницей для помола зерна — водные пути никогда не тратятся впустую.
Величайший пример огромной мавританской ирригационной системы, удовлетворяющей все эти потребности, находится в Alhambra и окружающих насаждениях Generalife в Гранаде. Воду им давал Королевский водный путь, который поднимался по мере таяния зимнего снега в горах Сьерра-Невада за много миль отсюда.
Первоначально Альгамбра была построена как крепость в 889 году.на изрезанной вершине холма на месте древнеримских укреплений. В 1238 году эмир Мухаммед аль-Ахмар начал восстановление форта, и его семья в конечном итоге стала первыми королями Гранады, населяя комплекс из шести новых дворцов и отдаленных вспомогательных сооружений, которые они добавили к этому месту в начале четырнадцатого века. Между фортом и дворцами находится Plaza de los Ajibes (место цистерн), неотъемлемая часть системы водоснабжения. Великолепная резьба, украшения на поверхности, мощение и аркады дворцов были построены группами мавров, евреев и христиан, работающих вместе, что было характерно для мавританской эпохи в Испании. На этом месте постройки были построены в основном из кирпича и лепнины; Альгамбра означает «красный холм», названный так из-за красных кирпичных стен зданий.
После завоевания Испании христианами в 1492 году Фердинанд и Изабелла решили сделать Альгамбру постоянным местом своего двора. Здания, хотя в более поздние годы были немного изменены в декоративном отношении, чтобы отразить более современный стиль европейского Возрождения, сейчас остаются такими, какими они были заложены в мавританскую эпоху — прямоугольные здания с центрами внутренних дворов, каждое из которых спроектировано с использованием классических черт райского сада и характеризуется фонтанами. , отражающие лужи и струящиеся ручьи. Большая часть архитектурной целостности Альгамбры, которая была изменена под христианским правлением, была восстановлена в XIX веке.30-х годов до своего первоначального величия.
Патио-де-лос-Аррайанес , Двор Миртов, стоит у видного входа во дворцы и производит впечатление богатства и власти. Окруженный причудливо вырезанными аркадами, он расположен в переполненном отражающем бассейне длиной более 100 футов и шириной шестьдесят футов, населенном золотыми рыбками и окаймленном подстриженными живыми изгородями из мирта. Пруд наполнен двумя фонтанами. Поддержание постоянного потока и такого большого объема воды в любое время года было неизвестно где-либо в Европе в то время и в последующие столетия. В то время сделать это в такой сухой среде посетителю показалось бы волшебством — как, впрочем, и сейчас.
Патио-де-лос-Леонес , Двор Львов, является центральным двором Дворца Львов, очень поздним дополнением к «новым» дворцам Альгамбры, построенным Мухаммедом V, который провел короткий период в изгнании и перенял идеи из марокканских и древнеримских дворцов, которые он посетил во время своего изгнания, а также из стилей домов своего друга Петра Жестокого. Размер этого двора приближается к Двору Миртов, но его внешний вид гораздо более строгий. Это традиционная четырехугольная конструкция, разделенная осевыми водяными ручьями, которые поднимаются из центрального фонтана, круглого бассейна, держащегося на спинах каменных львов. В то время как внутренний двор во многом соответствует традициям персидских райских садов, фонтан — нет, поскольку он основан на изображениях живых животных. Реалистичные изображения животных или людей никогда бы не встретились в традиционных исламских садах. Но по мере того, как мавританские традиции отличались от своих персидских предков, такие странности стали наблюдаться в Испании. Деревья, которые затеняли бы такой сад в Персии, также преобразились в нечто новое во Дворе Львов — их место заняли 124 колонны из белого мрамора, которые, как говорят, представляют собой пальмы в оазисе. А вот «ладони» расположены не геометрически. Модель райского сада эволюционировала.
За стенами Альгамбры был построен летний дворец, Хенералифе . Дворец давно разрушен, но некоторые хозяйственные постройки и сады, окружавшие его, сохранились и сегодня известны как Generalife . Сады расположены террасами, спускаясь вниз по склону холма множеством тщательно орошаемых слоев, которые включают в себя сады с травами, фруктовые сады и, наконец, продовольственные фермы. Мавры принесли с собой с Ближнего Востока обширные знания о садоводстве и методах ведения сельского хозяйства, которые с тех пор определяют методы ведения сельского хозяйства на суровых склонах Пиренейского полуострова.
Примечательным оставшимся внутренним двором в Generalife является Patio de la Acequia (9), очень длинное, узкое пространство, засаженное кустарниками и травами вдоль относительно узкого ручья, в который с обеих сторон бьют небольшие фонтаны (9). Эти небольшие форсунки появились относительно недавно — мавританские сады никогда бы не тратили столько воды на испарение. Модель Patio de la Acequia , возможно, является моделью 9-го поколения.0007 Patio de las Doncellas в Севилье — помните общую ссылку через Петра Жестокого? Конечно, сегодня это модель для многих современных общественных садов; мы все видели, как его так или иначе копировали. Но обратите внимание на название: «двор рва» — подходящий перевод. Это не великий знак власти, как Двор Миртов. Это рабочее пространство. И в этом суть того, что мавры привнесли в европейский садовый дизайн: даже рабочее пространство, проход для арыка сделано красивым. Это достойно времени, проведенного в медитации и молитве. Как и все сады, это рай.
категории Новостная рассылка,
октябрь 2019 г.,
Дизайн сада
Тихоокеанское садоводство | От мавританского до современного
К: Кристин Эдстром О’Хара
Калифорнийский политехнический государственный университет
https://www. landscape.calpoly.edu/people/ohara.html
Кристин Эдстром О’Хара — профессор ландшафтной архитектуры Калифорнийского политехнического государственного университета в Сан-Луис-Обиспо. Она получила свой…
Еще от этого автора
Вид на Патио-де-ла-Асекия . Фото: Кристин Эдстром О’Хара
На протяжении тысячелетий люди возделывали землю для еды и удовольствия. За долгую историю многие ранние методы управления садами были забыты. Некоторые из этих древних методов садоводства могут быть эффективны и сегодня, когда мы смотрим на места с нашей общей экологией — места с такими же условиями воды, света и температуры.
Ландшафтный дизайн с интегрированной технологией орошения развивался вместе с мусульманскими традициями и духовными практиками древней Персии. Ислам распространился в Северную Африку, когда Омейяды (один из первоначальных мусульманских халифатов) обратили мавров, начиная с 8-го века, а оттуда перебрались в южную Испанию. Исламская Испания (известная как Аль-Андалус или современная Андалусия) является примером эволюции изощренного использования воды как для практических, так и для эстетических целей. Позже испанцы перенесли свои садоводческие традиции в Мексику и Калифорнию, привнеся в Северную Америку знания о том, как жить в засушливом климате.
Средиземноморский климат Андалусии, характеризующийся жарким сухим летом, мягкой зимой с переменным количеством осадков, почти постоянным солнечным светом и редкими морозами, имеет много общего с центральными и южными прибрежными районами Калифорнии. Таким образом, испанские сады 14-го века являются образцами современных калифорнийских ландшафтов, соответствующих региону.
Вода во дворе Альгамбры служит практическим и эстетическим целям. Фото: Кристин Эдстром О’Хара
Исламские водные технологии и проектирование озеленения
В исламской культуре вода играет как физическую, так и метафизическую роль. Необходимая для орошения и питья, вода также требовалась для омовения (ритуального очищения) и омовения как части ежедневной духовной практики. По этой причине мусульманские лидеры обеспечили постоянный доступ к воде сразу после создания общины.
Канаты , пологие подземные туннели, были построены для доставки воды из подземных водоносных горизонтов на большие расстояния. Эта технология, которая началась в Персии и позже использовалась в Андалусии, включала направление потока подземных вод из водоносного горизонта по основному подземному каналу для распределения среди населения.
Вода также отводилась из рек и собиралась в цистерны, а затем распределялась по acequias , самотечным ирригационным каналам, которые доставляли воду на террасированный ландшафт, а затем возвращали сток в реку. В конце системы часто добавляли мельницу для измельчения зерна, чтобы использовать энергию воды.
Дизайн исламского сада характеризуется осевым планом с центральным водоемом. Основан на идее chahār bāgh 9.0008 , четырехугольный сад во внутреннем дворе подражает четырем райским рекам из Корана ( chahār bāgh буквально означает «четыре сада»). Геометрическая планировка отвечала как духовным, так и практическим требованиям: вечнозеленые растения располагались прямыми рядами в саду, чтобы обеспечить тень, защиту от ветра, прочную дизайнерскую структуру и облегчить полив. Дизайн не пытается подражать природе, а скорее работает с ней. Исламские сады и ландшафты Д. Фэирчайлда Рагглса, включает длинный список культурных растений, отмеченных персом Ибн Бассалом в 11 веке. В его «Сельскохозяйственном трактате» перечислены засухоустойчивые растения, такие как акация, олеандр, кипарис, мальва и розы — любимцы современных сухих калифорнийских садов.
Следующие тематические исследования андалузских садов представляют собой образные примеры наследия мавров в испано-мусульманском ландшафтном дизайне.
Гранада, Испания
Альгамбра и прилегающие к ней сады, называемые Хенералифе , начинались как военный форпост, но к 13 веку стали резиденцией султанов. Королевские дворцы и сады получали воду из Королевского водного пути, сети каналов, которые полагались на сток талого снега с окружающих гор Сьерра-Невада. Ученые считают знаковым Патио-де-ла-Асекия , или Двор с водным садом, является наиболее совершенным примером испано-мусульманского сада.
Центральный фонтан и деталь ландшафта из черного и белого камня в Generalife . Фото: Кристин Эдстром О’Хара
Несмотря на то, что дизайн Patio de la Acequia основан на дизайне 14-го века, он предлагает современным посетителям осуществимые идеи для современных ландшафтов. Анализируя пространство, мы видим вытянутый внутренний двор с бассейном в центре. Вечнозеленые растения обеспечивают структуру и пышность круглый год, а красочные насаждения заполняют клумбы. Контейнерные насаждения усиливают дизайн и добавляют цвет без значительного увеличения потребления воды. Фонтаны во дворе 19дополнение го века; первоначальный водный объект должен был оставаться неподвижным, отражая небо, окружающую архитектуру и растения. Помимо эстетического использования и практической роли в качестве части более крупной ирригационной системы, мавры понимали, что вода охлаждает воздух в замкнутом пространстве. Кроме того, стены двора были ориентированы на улавливание ветра и дальнейшее снижение летней жары. Тщательное рассмотрение света, ветра и воды и их влияния на экологию участка позволило создать пространство, созданное для комфорта и удовольствия человека.
Террасные сады за стенами Хенералифе заполнены съедобными культурами. Фото: Кристин Эдстром О’Хара
Сады за пределами дворов Generalife , террасированные для уменьшения эрозии и поверхностного стока, поливались из цистерн из Королевского водного пути. Круглый год цвет был обеспечен вечнозелеными и лиственными фруктовыми деревьями, включая абрикос, сливу, гранат, фундук и лимоны. Ароматические и кулинарные травы, посаженные под деревьями, придавали дополнительный цвет и аромат и использовали любой сток воды.
Серия водных объектов в Патио-де-лос-Леонес в Альгамбре. Фото: Кристин Эдстром О’Хара
Еще один культовый сад Альгамбры — это Патио-де-лос-Леонес, или Львиный дворик, построенный в середине 1300-х годов. В то время как орошение Generalife полагалось на систему затопления, в Patio de los Leones использовалась сложная конструкция насосов и гидравлики для перемещения воды. Углубленные клумбы во дворе были заполнены низкорослыми растениями, создавая живой ковер, растущий на одном уровне с соседним водным объектом и собирающий воду из него.
В то время как внутренние сады Альгамбры и Хенералифе были пышными, за стенами ландшафт оставался естественным образом сухим. Эти сады предлагают прекрасные примеры того, как подчеркнуть местный ландшафт, создавая ощущение регионализма и «места», которое сегодня ищут многие дизайнеры, и используя воду только там, где люди действительно используют пространство.
Сегодня городские площади Гранады предлагают тень и гибкость в застроенной среде, созданной из природного камня и украшенной растениями и деревьями. Виноградные лозы эффектно покрывают стены зданий, создавая пышность без большого количества воды. Региональные материалы подчеркивают уникальность пространства и заставляют городскую ткань чувствовать себя приземленной, в отличие от однообразия часто водоемких коммерческих ландшафтов Калифорнии.
Кордова и Севилья, Испания
Мескита или Великая мечеть в Кордове, Испания, первоначально построенная в 786 году, представляет собой еще один пример максимального использования воды на сегодняшний день. Патио-де-лос-Наранхос , или Оранжевый двор, изначально был посажен на сетке, выровненной с внутренними столбами мечети, чтобы сформировать продолжение этого места отправления культа. Система желобов направляла воду из цистерн и дождевую воду, собранную фронтонами на крыше, к каждому дереву с минимальным испарением и потерей воды.
Во время Реконкисты Король Фердинанд III завоевал Севилью, Испанию, и перенес кастильский двор в Алькасар, мавританский форт, предшествующий Альгамбре. Мусульмане, не принявшие христианство, стали известны как мудехар. Исламский дизайн продолжал влиять на иберийскую архитектуру и украшения для мусульман, христиан и евреев. Политическое руководство было кастильцем; сады были мусульманскими.
Встраиваемые клумбы во дворе Алькасара в Севилье. Фото: Кристин Эдстром О’Хара
Внутренние дворы в Алькасаре были организованы в четырех квадрантах chahār bāgh с утопленными клумбами, проходящими вдоль водных объектов, подобных тем, что находятся во Дворике львов Альгамбры. Строгая геометрия планировки сада была усилена вечнозелеными живыми изгородями, окружающими цветы и фруктовые деревья, орошаемые самотечной системой желобов, которые соединялись с водопроводом, захваченным в высшей точке дизайна. Во многом это была ранняя система капельного орошения.
В то время как Алькасар был королевским садом, carmen был жилым садом во дворе традиционного андалузского дома; дизайн, основанный на идее образного переноса сада в городскую сцену. Эти сады были пышными и переполненными карманами цвета и листвы в пределах мощеного пространства. Небольшой водный объект часто включался из-за его эстетики, а также из-за его охлаждающих свойств в этом жарком летнем климате.
Высшая точка системы водоснабжения Алькасара в Севилье. Фото: Кристин Эдстром О’Хара
Древние уроки для современной Калифорнии
Живя в пустыне, мавры считали воду ценным ресурсом, захватывая ее для повторного использования в ландшафте. Подход «системный дизайн» — новое словосочетание для древней модели, в которой все работало вместе, — сочетал в себе функциональный дизайн и красоту. Растения и вода часто использовались минималистично, но целенаправленно, с акцентом на жилые помещения, оставляя родной ландшафт сухим.
Садовники и дизайнеры, живущие в средиземноморском климате, могут многому научиться на этих исторических примерах. Современное применение идей мавров дает возможность начать «повторно изучать» и повторно использовать технологии, теорию и подходы древних культур, адаптируя их к современному дизайну сада.